Министерство образования РФ Средняя школа 1163 Юго-Западного округа г. Москвы РЕФЕРАТ ПО ЭКОНОМИКЕ НА ТЕМУ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РФ Выполнила Климова Л. Консультант референт Куванова Г. Н. Москва 2005 год СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Государственный бюджет 2. Сущность государственного бюджета.
3. Бюджетная система РФ 4. Правила составления и ведения государственного бюджета. 5. Внебюджетные фонды 6. Бюджетный дефицит 7. Внутренний долг государства 8. Внешний долг государства. Заключение Список использованной литературы Приложение 1 Приложение 23стр. 5 стр. 8 стр. 11стр. 13стр. 16стр. 20стр. 22стр. 24стр. 26стр. 27стр. 30стр.
34стр. ВВЕДЕНИЕ На заре человеческого общества государства не существовало. Люди совместно владели и распоряжались материальными ресурсами, а добываемые средства существования распределялись по полу и возрасту уравнительное распределение. С появлением индивидуального производства, частной собственности и социального расслоения возникает государство. С возникновением которого, появилась необходимость отыскивания ресурсов для его содержания.
Еще в XVIII столетии А. Смит определил основные функции правительств, которые, по его мнению, должны сводиться к следующему Ш обеспечение национальной обороны Ш отправление правосудия Ш организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам Ш образование юношества Ш сбор налогов для оплаты нужд государства. По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, более того, к ним добавились и новые.
Произошло это не в последнюю очередь потому, что появились такие проблемы, решить которые в одиночку не в состоянии ни один даже самый крупный предприниматель. Как быть с загрязнением окружающей среды, инфляцией, массовой безработицей, циклическим колебанием экономического роста Борьбу с этими макроэкономическими видами зла и возлагают все чаще на государственные органы. Министерства экологии, цен, труда существуют и сегодня практически во всех развитых странах.
В современных условиях роль и значение государства во всех странах, в том числе и РФ, возрастает, вследствие чего увеличиваются и затраты общества на его содержание. Как показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является содержания функций государства в обществе. Однако главное следствие этого процесса заключается в другом. Все большая доля продукта, созданного в обществе, попадает теперь в руки государства и перераспределяется
от непосредственных производителей к другим группам. Осуществляется это посредством специального финансового инструмента, называемого государственным бюджетом страны. Подобно тому, как каждая семья старается заранее планировать и соизмерять свои будущие расходы с доходами, так и правительства составляют специальный финансовый план. Такой план, сводящий воедино доходы и расходы будущего, называется бюджетом.
Государственный бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом. Бюджет позволяет сосредоточить финансовые ресурсы государства на тех участках экономики, которые являются
на данном историческом этапе наиболее важными. ГОСУДАРСВЕННЫЙ БЮДЖЕТ Бюджет, понимаемый в буквальном смысле слова как денежная сумка, кошелек для помещения, хранения, извлечения денег, имеет двоякое толкование. С одной стороны, это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, бюджет это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта,
баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое денежной сумки, наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами. Для любого человека понятие бюджет ассоциируется с его финансовым состоянием, накоплением денежных средств, соответствием денежных доходов и расходов, избыточностью
или дефицитностью личного кошелька. Бюджетная система и бюджетирование образуют один из важнейших элементов экономической системы, воплощают базисный способ финансового регулирования экономики. Бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально-экономической системе, присущи экономике как рыночного, так и нерыночного типа, но характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов в них обладают принципиальными различиями.
В особенности это касается государственного бюджета. В странах с рыночной и смешанной экономикой, в таких как Российская Федерация, США, Япония, Швеция, Великобритания, составлению, утверждению, анализу исполнения государственных годовых бюджетов уделяется огромное внимание. Сами бюджеты на государственном уровне и уровне территориальных единиц служат ведущей, определяющей
формой финансового планирования. В РФ проводится демократическая процедура принятия бюджетов на общегосударственном и муниципальном уровнях. Бюджет утверждается парламентом, т.е. высшей законодательной властью страны, а правительство отвечает за его исполнение. Бюджеты обсуждаются в парламентах и их комиссиях самым детальным образом, по всем расходным статьям. И даже по отдельным объектам. Тем самым правительства лишены возможности тратить народные деньги направо и налево, как им заблагорассудится.
Огромное значение для поддержания стабильности хозяйства, предотвращения кризисных ситуаций, обеспечения пропорциональности и сбалансированности, функционирования и развития разных секторов и сфер экономики имеет контроль над финансовыми потоками, своевременная корректировка источников поступления средств бюджета статей дохода и статей расхода бюджета. Естественно, что реальные финансовые соотношения отличаются от намеченных в проектах и планах. Обычно денежные расходы превышают первоначальные наметки, а доходы
оказываются ниже ожидаемых. Отсюда возникает необходимость корректировки бюджетов, использования резервов с тем, чтобы направить экономические процессы, в нужное русло, согласовать их с финансовыми возможностями. Важно, что на бюджетном регулировании, осуществляемом посредством формирования доходных и расходных статей государственного и региональных бюджетов, сказывается степень демократизации финансового управления. Одно дело, когда финансами через бюджет распоряжаются органы народовластия.
И совсем другое, когда содержимое денежной сумки распределяют руководители государственного аппарата, чиновники из министерств и ведомств, руководствующиеся узковедомственными, преходящими, личными интересами. В целом в условиях рыночной экономики степень государственного вмешательства в образование, движение, распределение финансовых ресурсов предприятий и граждан гораздо меньше, чем в экономике нерыночного типа. Так что бюджетная система представляет одно из ведущих звеньев государственного управления экономикой.
С помощью бюджетов, также как и посредством связанных с ними налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций и процентных ставок, государство оказывает регулирующее воздействие на товаропроизводителей, а через них и на рынок товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Собственно, бюджет и рыночные регуляторы это две стороны одной медали. Так, например, посредством налогов можно увеличить поступления денежных средств в бюджет.
И тем самым иметь возможность увеличить государственные заказы, государственные капиталовложения, социальные расходы из бюджета и повлиять тем самым на структуру производства, направления его развития, эффективность. Таким образом, государственный бюджет представляет естественное звено системы государственного регулирования в рыночной экономике. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА Государственный бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими
лицами и населением и заключаются в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом. Бюджет позволяет сосредоточить финансовые ресурсы государства на тех участках экономики, которые являются на данном историческом этапе наиболее важными. Бюджетные отношения - это финансовые отношения, которые
возникают между предприятиями, учреждениями и населением с государством. Государственный бюджет следует рассматривать как средство реализации финансовых функций государства. Благодаря бюджетным отношениям происходит сосредоточение денежных средств в руках государства и их использование для выполнения государством своих функций. Государство использует бюджет для регулирования экономики.
Это происходит посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными ресурсами. В процессе осуществления бюджетной политики государство имеет возможность применять самые разнообразные формы воздействия на экономику субсидирование и финансирование предприятий, осуществление государственных инвестиций, финансирование конверсии оборонных отраслей промышленности, влияя, таким образом, на структурную перестройку экономики. Перераспределение созданных в обществе финансовых ресурсов при помощи бюджета
происходит на основе использования особых экономических форм, какими являются доходы и расходы. Доходы государственного бюджета. В доходах бюджета находят выражение экономические отношения, которые возникают между плательщиками доходов и государством. Проявляются эти экономические отношения при совершении платежей в виде налогов и сборов, направляемых на формирование бюджетного фонда государства. Создание рыночной экономики диктует необходимость использования
в качестве основных методов формирования доходов установление различных налогов. Экономическая сущность налогов заключается в том, что возникают денежные отношения, имеющие четкую объективную обусловленность, а именно - они позволяют государству получать определенную сумму денежных средств от первичных получателей доходов. Любой налог рассматривается в качестве экономической категории, которая выполняет две основные функции фискальную и экономическую.
Налог - это обязательный платеж, который поступает к государству в бюджет в определенных законодательством размерах и в установленные сроки. Кроме налогов в бюджет поступают сборы за право торговли, за парковку автотранспорта, курортные сборы, акцизные сборы, таможенные пошлины и ряд других. Расходование государственного бюджета - это экономические отношения, которые возникают в процессе распределения бюджетных средств на нужды хозяйства и на выполнение функций государства.
С учетом общественного назначения расходов бюджетные средства могут выделяться а на нужды всего хозяйства, б на социально-культурные мероприятия, в на оборону, г на управление. В составе расходов на хозяйство большую часть составляет финансирование из бюджета наиболее важных и крупных экономических программ. Так, за счет бюджетных ассигнований финансируются приоритетные программы, ориентированные на развитие ключевых отраслей экономики, на решение настоятельных социально-экономических
проблем, на совершенствование производственной и социально-бытовой инфраструктуры. Значительные бюджетные средства, расходуемые на осуществление социально-культурных мероприятий, направлены на то, чтобы развивать образование, поддерживать культуру, обеспечивать медицинское обслуживание населения и повышать социальное обеспечение тех слоев населения, которые в этом нуждаются. В расходах бюджета на оборону основное место занимают закупки вооружения и военной техники, затраты
по текущему содержанию вооруженных сил, финансирование научно-исследовательских и конструкторских работ и на военное строительство. Что касается расходов на управление, то они необходимы в связи с тем, что государство выполняет важные хозяйственно-организаторские функции и должно обеспечивать управленческую деятельность. В условиях создания рыночной экономики проявилась насущная необходимость отказа от ранее использовавшихся административно-командных методов управления средствами, ассигнованными из бюджета.
В этой связи были приняты меры к сокращению бюджетного дотирования заведомо убыточных и низко рентабельных предприятий, последовательному отказу от применявшихся ранее методов финансирования от дельных предприятий. Теперь бюджетные ассигнования, в основном, направляются на осуществление целевых комплексных программ. Увеличены ассигнования средств на затраты по структурной перестройке и совершенствованию территориальной структуры производства. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ Совокупность бюджетов используемых в стране, именуют бюджетной
системой. Бюджетная система государства строится на основе выработанных принципов с учетом государственного устройства. Бюджетное устройство России организовано на основе принятого в октябре 1991 года закона Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса Согласно этому закону бюджеты всех уровней управления являются автономными и не входят в бюджеты вышестоящих уровней. Важной самостоятельной частью бюджетной системы является республиканский федеральный бюджет.
В нем сосредотачиваются те бюджетные ресурсы, которые необходимы для осуществления затрат носящих общегосударственный характер. Через этот бюджет также происходит процесс распределения и перераспределения национального дохода между различными субъектами Российской Федерации Самостоятельной частью бюджетной системы являются местные бюджеты. В бюджетную систему России входят федеральный или республиканский бюджет, республиканские бюджеты республик,
входящих в состав Российской Федерации, краевые, областные бюджеты, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, областные бюджеты автономий окружных, городских, районных образований, бюджеты городов, поселков и других населенных пунктов, таким образом, вся бюджетная система России построена с учетом принципа единства и принципа самостоятельности бюджетов всех уровней. Принцип единства означает обеспечение всей бюджетной системы едиными правовыми правилами, использованием
единых бюджетных классификаций символов единством фонда бюджетной документации, составлением статистической и бухгалтерской отчетности и других данных, необходимых для создания сводного консолидированного бюджета суверенного государства. Самостоятельность бюджетов как принцип означает, что все уровни единой бюджетной системы обеспечиваются собственными источниками в виде доходов и правом использовать эти доходы для осуществления финансирования с учетом нужд каждого из субъектов
Российской Федерации. ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ И ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА Составление бюджета его обсуждение, утверждение, использование средств, рассмотрение итогов бюджетной деятельности все это представляет собой единый бюджетный процесс. Весь бюджетный процесс регламентируется законом, в котором предусмотрен порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. В этом процессе важное место занимает бюджетное регулирование, которое
означает перераспределение денежно-финансовых ресурсов между различными бюджетами. В соответствии с законом президент должен заблаговременно, задолго до начала финансового года, принять решение о начале работы над составлением проекта бюджета, составить бюджетное послание парламенту. Для этого составляется прогноз социально-экономического развития страны, определяется сводный баланс имеющихся финансовых ресурсов и определяются основные направления бюджетной политики.
Все это дает основание рассчитать контрольные цифры проекта бюджета на следующий бюджетный год. В Российской Федерации бюджетный год начинается первого января и заканчивается 31 декабря. Когда проект бюджета составлен, он рассматривается президентом, который направляет его в парламент для обсуждения и утверждения. В ходе процесса составления и рассмотрения бюджета в него обычно вносится множество изменений и дополнений В утвержденном бюджете должны быть указаны суммы верхнего предела объема
ассигнований бюджета на текущие расходы и на бюджет развития. Дело в том, что если возникает бюджетный дефицит, то, прежде всего, должны быть обеспечены соответствующими доходами текущие расходы, а бюджет развития, который связан с направлением средств на увеличение объемов производства, на расширение строительства должен ограничиваться теми суммами, которые первоначально были утверждены при рассмотрении бюджета. В утвержденном бюджете также должны определяться пределы несбалансированной
части бюджета, излишек или дефицит, причем эти суммы определяются как в абсолютных величинах, так и в процентах от прогнозируемых доходов Закон о федеральном республиканском бюджете после утверждения парламентом подписывается президентом. В то же время, в случае несогласия президента с версией бюджета, представленной парламентом, он может отклонить ее, т. е. наложить вето. Пока окончательно бюджет не принят и вето не отменено, правительство имеет право использовать ежемесячно
бюджетные ассигнования по спорным статьям в размере 112 части их величины в предшествующем году. Контроль над состоянием и ходом выполнения республиканского бюджета осуществляется контрольно-счетной палатой при парламенте, которая в своей деятельности независима ни от парламента, ни от аппарата президента. Финансовые органы внимательно следят за ходом исполнения бюджета, и в случаях если в процессе исполнения не появляется превышение предельного уровня дефицита и значительное снижение поступления доходных источников,
то вводится механизм секвестра расходов. Этот секвестр означает, что необходимо произвести пропорциональное снижение расходов на 5, 10, 15 и т. д. процентов ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени всего финансового года. Правда, секвестру не подлежат так называемые защищенные статьи - это расходы на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание и т. д. При чрезвычайных обстоятельствах в стране может вводиться чрезвычайный бюджетный режим расходования
средств. Такое введение чрезвычайных мер предусматривается принятием специального закона. К сожалению, указанные правила составления и ведения бюджета не всегда выполняются. В то же время, сама бюджетная система динамична, способна изменяться. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ Параллельно с государственным и местным бюджетом используются и другие формы организации использования денежных ресурсов, необходимых государству.
Один из таких путей - создание внебюджетных фондов. Государственный бюджет во многом способствует мобильности средств при необходимости их перераспределения на различные виды расходов. Однако недопустимо, чтобы при таком перераспределении средств страдали социальные потребности, происходило уменьшение расходов на жизненно важные нужды государства. Поэтому и было решено в условиях перехода к рыночной экономике в
России образовать специальные внебюджетные фонды конкретного назначения. В этой связи, очевидно, что внебюджетные фонды - это особая форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования различных государственных расходов, помимо бюджета. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, а с учетом уровня управления они могут быть государственными и региональными.
Основными внебюджетными фондами в современных условиях являются Ш фонды государственного страхования, Ш пенсионный фонд, Ш государственный фонд занятости населения, Ш фонд здравоохранения, Ш дорожные фонды и прочие внебюджетные фонды. Фонд государственного социального страхования имеет целью создать денежные ресурсы для выплаты различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности
и родам, при рождении ребенка, на погребение, для финансирования санаторно-курортного обслуживания, для материального обеспечения деятельности профсоюзов, направленной на защиту интересов работников. Основная доля расходов этого фонда направляется на выплату различных пособий. Создается этот фонд страховым методом, при обязательном участии средств предприятий и организаций разных форм собственности, а также лиц, занятых предпринимательской деятельностью.
Источниками средств выступают страховые взносы предприятий и организаций, поступления за путевки в санатории и дома отдыха, прочие доходы, а в некоторых случаях - и средства государственного бюджета. Величина взносов предприятий и организаций определяется согласно установленному тарифу в виде процента от начисленного фонда заработной платы рабочих и служащих. Пенсионный фонд выступает как финансовая и организационная структура, выделенная специально для обслуживания
пенсионеров. Таким образом, этот фонд можно представить как орган государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Данный фонд занимается целевым сбором средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также финансирования организаций, помогающих пенсионерам и детям. Он участвует на долговременной основе в осуществлении социальной поддержки населения. Основными доходными статьями пенсионного фонда являются страховые взносы предприятий и организаций,
выступающих в качестве работодателей страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью обязательные страховые взносы граждан и, в ряде случаев, средства из республиканского бюджета, предназначенные для выплаты государственных пенсий, пособий военным и другим гражданам, приравненным к ним а также выплаты компенсаций в связи с изменением стоимости жизни и ростом заработной платы. В фонд также могут поступать добровольные взносы граждан, предприятий и общественных организаций, осуществляемых
самим фондом. Размеры взносов в этот фонд определяются ежегодно парламентом по представлению правления фонда. Тариф для расчета от начисленной заработной платы устанавливается, как упоминалось выше, в процентах и в оплату труда включаются все виды заработков, получаемых работниками. Государственный фонд занятости населения имеет целью аккумулировать средства, которые необходимы для материальной поддержки лиц, у которых появилась опасность потери или отсутствия работы, а также для
их обучения другой специальности. В условиях зарождения рыночной экономики исчезла гарантия предоставления рабочих мест в соответствии с профессиональной подготовкой и образованием работников. Но государство не сняло с себя ответственности за получение гражданами рабочего места и за обеспечение права на труд и свободный выбор профессии. В Российской Федерации в 1991 году был принят закон О занятости населения.
В этом законе указан механизм регулирования занятости и меры социальной защиты, а также принципы выплаты пособия безработным. Фонд занятости создается на республиканском и территориальном уровнях, что обеспечивает возможность оперативного решениях всех вопросов, связанных с проведением мер по обеспечению занятости. Фонд формируется за счет обязательных отчислений работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работников в пределах общей суммы взимаемых налогов, а также с использованием средств республиканских
и местных бюджетов. Могут также поступать в фонд и добровольные взносы российских и иностранных предприятий, общественных организаций и граждан, а также некоторые другие источники. Расходование же средств осуществляется с учетом тех задач, которые необходимо решать, чтобы обеспечить трудоустройство высвобождаемых в процессе становления рыночной экономики трудовых ресурсов. В частности, деньги направляются на трудоустройство граждан, не имеющих работы, на профессиональную
ориентацию, на обучение, на организацию общественных работ, на временные пособия по безработице а также на стипендии обучающимся. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ В тех случаях, когда имеющиеся у бюджета доходы недостаточны для осуществления необходимых расходов, возникает бюджетный дефицит. Проще говоря, бюджетный дефицит - это превышение расходной части бюджета над доходной. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится
прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно влияет на устойчивость всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. Следует обратить внимание на то, что бюджетный дефицит - это явление, которое не обязательно характеризует какое-то чрезвычайное положение в экономике страны. Если возникает временный бюджетный дефицит, имеются перспективы его преодоления, и он не составляет
большого удельного веса по отношению к стоимости валового внутреннего продукта, его не следует считать исключительным событием. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубокий и возникает в результате чрезвычайных обстоятельств, тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами. Обычно бюджетный дефицит до 10 процентов от суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20
процентов уже критический. Основными причинами значительного бюджетного дефицита, проявляющегося в условиях перехода к рыночной экономике в России, являются низкая эффективность производства, расходы на конверсию, нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффективные бюджетные механизмы, а также разрыв хозяйственных связей из-за распада бывшего единого союзного государства. В связи с этим, в девяностые годы дефицит государственного бюджета
России достиг уровня 20 процентов доходов и превысил 5 процентов ВВП. Для сокращения бюджетного дефицита необходимо всемерно стимулировать приток доходов от всех отраслей и всех сфер хозяйственной деятельности и одновременно обеспечивать сокращение государственных расходов. В целях покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные формы государственного кредита, как внутреннего, так и внешнего. Но если прибегать к чрезмерному использованию кредита
Центрального банка, когда у последнего нет ресурсов для кредитования, кроме как увеличения выпуска обесценивающихся денег, то такая мера будет приводить лишь к усилению инфляции и реальных положительных изменений в экономике не дает. Преодоление бюджетного дефицита, прежде всего, должно опираться на развитие производства, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хозяйства и предприятий всех форм собственности, на активизацию предпринимательства. Что касается сокращения расходов, то это может быть достигнуто путем
изменения направления инвестирования бюджетных средств более широкого использования различных финансовых льгот и санкций, которые позволяют учитывать условия различных производителей. Важными путями к уменьшению расходов является сокращение избыточных военных и других расходов, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ, недопущение осуществления за счет бюджета мероприятий, не имеющих реальной финансовой базы для своего осуществления.
Не исключено привлечение в страну иностранного капитала в целях модернизации производства снижения затрат и сокращения на этой основе бюджетных расходов. ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ ГОСУДАРСТВА Когда расходы правительства превышают его доходы, то образуется дефицит государственного бюджета. Откуда правительство берет средства для его покрытия Первый путь правительство берет в долг у населения.
В странах с развитой рыночной экономикой, в последние годы и в России, оно действует подобно акционерному обществу выпускает ценные бумаги долговые обязательства с различными сроками погашения, обязуясь выплачивать процент по ним. Дефицит бюджета как бы накапливается из года в год, образуя государственный, или национальный, долг. В результате такой нехитрой операции, правда, появляется еще одна статья расходов государственного
бюджета обслуживание государственного долга, то есть выплата процента по непогашенным государственным ценным бумагам. Правда, такая выплата обычно много меньше тех сумм, отсрочку в платеже которых правительство получает. Существует и другой, по видимости более простой и радикальный, путь покрытия дефицита. Государство обладает монопольным правом осуществлять выпуск денег и, просто напечатав много новых купюр, может заплатить буквально по всем счетам. К сожалению, такой простой способ чреват одним из самых страшных
экономических явлений инфляцией. Поэтому над вопросом, как решить проблему государственного долга, бьются сегодня, причем без особого успеха, правительства многих стран, в том числе и России. Абсолютные размеры государственных долгов в большинстве стран очень высоки. При расчете их обычно принимают во внимание главным образом задолженность правительства населению. Из общей суммы долга вычитают обязательства одних правительственных органов перед другими, считая это
делом семейным. Но размер доли долга по отношению к общему объему национального производства сегодня много ниже, чем четверть века назад, практически во всех странах, кроме России. ВНЕШНИЙ ДОЛГ ГОСУДАРСТВА Бурный рост процессов интернационализации хозяйственной жизни сопровождается ускоренным развитием международного кредита. Государства все более активно используют для мобилизации необходимых им финансовых ресурсов источники свободных денежных средств, находящиеся за пределами их
национальных границ. В результате этого возникает внешний долг, который существенно отличается от национального внутреннего долга, о котором сказано выше. Главное его отличие состоит в том, что участниками кредитных сделок в этом случае выступают компании, банки, а также государственные органы различных стран. Основными участниками международной кредитной деятельности являются частные компании, главным образом, в лице ТНК и ТНБ, различного рода фондов и т.д. Однако в послевоенный период активным участником операций
на международном рынке капиталов становятся правительственные органы, выступающие в роли как заемщиков, так и кредиторов. Государства заимствуют финансовые ресурсы как на национальных рынках ссудных капиталов у частных кредиторов или официальных органов, так и на европейских, т.е. наднациональных рынках ссудных капиталов. На национальных рынках внешние займы могут размещаться либо частными банковскими синдикатами, либо путем межправительственных соглашений. Межгосударственные займы могут размещаться в различной
валюте, но, как правило, при установлении фиксированного валютного паритета на момент выпуска займа. Современный этап интернационализации хозяйственной жизни характеризуется быстрым ростом международного кредита, стремительным увеличением на этой основе внешней задолженности. Наиболее значительными темпами роста за последние десятилетия отмечена задолженность развивающихся стран, которая в 1990 году достигла 1265 млрд. долл. капиталов была помещена в ценные бумаги федерального
правительства, что заметно способствовало финансированию бюджетного дефицита. Быстрый рост международного кредита является неизбежным результатом интернационализации хозяйственной жизни, международной миграции капиталов, углубления экономической взаимозависимости стран и регионов. Международный кредит дает возможность существенно расширить возможности привлечения финансовых ресурсов как для удовлетворения потребностей частного сектора, так и покрытия дефицитов государственного бюджета.
Вместе с тем рост внешней задолженности создает и весьма ощутимые проблемы. Главной из них является усиливающаяся зависимость экономики, как стран-кредиторов, так и дебиторов от внешних факторов, не подлежащих контролю национальными средствами. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В современных условиях роль и значение государства во всех странах, в том числе и РФ, возрастает, вследствие чего увеличиваются и затраты общества на его содержание.
Как показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является содержания функций государства в обществе. Однако главное следствие этого процесса заключается в другом. Все большая доля продукта, созданного в обществе, попадает теперь в руки государства и перераспределяется от непосредственных производителей к другим группам. Осуществляется это посредством специального финансового инструмента, называемого государственным бюджетом
страны. На основании выше изложенного следует отметить, что государственный бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом. Таким образом, государственный бюджет позволяет сосредоточить финансовые ресурсы государства
на тех участках экономики, которые являются на данном историческом этапе наиболее важными. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание М. Юридическая литература Администрации Президента РФ, 1993. 64 с. 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. 145-ФЗ с изм. и доп. от 23 декабря 2003 г.
Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. 31 2003. 52. 3. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. 186-ФЗ О федеральном бюджете на 2004 год Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. 46. 4. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. 184-ФЗ О внесении дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания
Стабилизационного фонда Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. 52. 5. Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. 554 О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. 20. 6. Архангельский В.Н. Еще одна концепция развития экономики
России. М. Права человека, 1996. 119 с. 7. Большой экономический словарь Под ред. А.Н. Азрилияна. 2-е изд доп. и перераб М. Ин-т новой экономики, 1997. 864 с. 8. Бункина М.К Семенов В.А. Макроэкономика. Учеб. пособие. М. Эльф К0 пресс, 1995. 152 с. 9. Введение в рыночную экономику Учеб.
Пособие для экон. спец. вузов А.Я. Ливщиц, И.Н. Никулина, О.А. Груздева и др. Под ред. А.Я. Ливщиц, И.Н. Никулина. М. Высш. шк 1995. 447 с. ил. 10. Вэрлан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход Учебник Пер. с англ. Под ред. Н.Л. Фроловой М 1997 243 с. 11.
Гальперин В.М Гребенников П.И Леусский А.И Тарасевич Л.С. Макроэкономика. Учебник. СПб. Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 1997. 267 с. 12. Гребеников П.И Леусский А.И Тарасевич Л.С. Микроэкономика. СПб 1996 267 с. 13. Долан Э.Дж Линдсей Д.Е. Микроэкономика Под ред. Б.
Лисовика, В. Лукашевича СПб 1994. 257 с. 14. Долан Э. Дж Кэмпбелл Р Брю Стенли Л. Экономика принципы, проблема и политика. В 2-х т. Пер. с англ. М. Республика, 1994. 150 с. 15. Дорнбуш Р Фишер С. Макроэкономика. М. Изд-во МГУ ИНФРА-М, 1997. 375 с. 16. Комментарий к Бюджетному кодексу
Российской Федерации под ред. А.Н. Козырина. М. Экар, 2002. 432 с. 17. Лапина Н. Российские экономические элиты и модели национального развития. М. ИНИОН РАН, 1997. 165 с. 18. Липсиц И. Экономика без тайн. М. Вита-Пресс, 1994. 367 с. 19. Логинов В.П. Экономика России на пороге XXI века. М. Наука, 1990. 65 с. 20.
Макконели К.Р Брю С.Л. Экономикс принципы и политика В 2-х т. Пер. с англ. 11-го изд М 1992 142 с. 21. Машина М.В. Экономическая азбука. М. МИРОС Междунар. отношения, 1995. 320 с. 22. Микроэкономика Учеб. пособие М.И. Пиотницкий, А.К. Корольчук, Л.В. Лемешевская, М.К.
Радько Под ред. М.И. Плотницкого 2-е изд. Мн. Новое знание, 2003. 427 с. 23. Рыночная экономика Учеб. пособие . 2-е изд доп. и испр. М. ТОО Редакция журнала Деловая жизнь, 1995. 224 с. 24. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону Феникс, 1995 608 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |