М.Тараканов
Созданиемашиностроения в Иркутской области началось со строительства в конце 1920-х гг.на базе обозных мастерских завода по производству оборудования длязолотодобывающей промышленности будущего Иркутского завода тяжелогомашиностроения («ИЗТМ»).
Кначалу 1990-х гг., когда в стране произошел развал плановой системыхозяйствования, в области сформировался крупный машиностроительный комплекс. Вего составе работало 47 крупных и средних предприятий. Он выпускал 11%промышленной продукции области, в нем было занято около 15% численности ееперсонала. Основу этого комплекса составили предприятия тяжелого машиностроения,авиационной, радиотехнической, электронной, электротехнической, судостроительной,автомобильной, станкоинструментальной промышленности. Они выпускали самолеты, металлургическое,химическое, горное оборудование, радиостанции, радиоприемники, металлорежущие идеревообрабатывающие станки, конденсаторы, резисторы, низковольтные устройства,реле, приборы, отопительные котлы, радиаторы, аккумуляторы, кабельные изделия, речныесуда, сталь, прокат, запасные части к автомобилям и др.
Сложившийсяк началу реформ профиль машиностроения области не соответствовал в должной мерепотребностям ни самой области, ни даже Сибири. Продукция многих предприятийбыла ориентирована на союзный (российский) рынок, причем с преобладанием еевывоза за пределы Сибири и Дальнего Востока.
Так,из области вывозилось свыше 90% станкостроительной, кабельной, приборостроительной,радио — и электротехнической продукции, а также продукция предприятий ВПК. Нанужды Сибири была ориентирована меньшая часть ведущих заводов. Среди нихзаводы: Иркутские тяжелого машиностроения и карданных валов, Братский иУсольский отопительного и горного оборудования, Черемховскиймашиностроительный. Но и их продукция потреблялась на территории области неболее чем на 20%, будучи включенной в общесоюзное разделение труда.
Привхождении в либерализованный рынок машиностроительный комплекс имелспецифические особенности: низкий технический и технологический уровень многихпредприятий, кроме некоторых заводов ВПК; ориентация большей части продукцииотрасли (различное оборудование, станки, приборы, суда, радиоаппаратура и др.)на внутренний рынок. Исключение составляли крупнейшее предприятие отраслиИркутский авиационный завод, производящий конкурентоспособную продукцию как навнутреннем, так и на зарубежном рынках и имеющий развитые связи по ее сбыту встранах Юго-Восточной Азии, а также ряд предприятий, способных производитьпродукцию, находящую сбыт на внутреннем рынке в его экспортных отраслях (чернойи цветной металлургии и горной промышленности, их обслуживающей); зависимостьзначительной части предприятий от государственного военного заказа. Наоборонной продукции специализировались авиационный, релейный, радиозавод, выпускающийаккумуляторы «Востсибэлемент» и ее производство велось на
Иркутскомзаводе тяжелого машиностроения, Усольском горного оборудования, «Радиане»,Свирском автоспецоборудования и др.
Годырыночной либерализации для многих предприятий машиностроительного комплексаобласти начались с обвального падения производства большинства видов продукции,остановки и разрушения ряда предприятий. Существенное влияние на их работуоказали и перечисленные особенности, а также многократное сокращение или полнаяликвидация военных заказов, разрыв связей со многими предприятиями-смежниками, особеннов бывших союзных республиках.
Путьна платежеспособный внешний рынок для большинства предприятий с их низкимитехническими возможностями и качеством продукции оказался закрыт, посколькупробиться на него с выпускаемыми станками или электрооборудованием сложнее, чем,например, с алюминием или целлюлозой.
Сыгралсвою роль и фактор месторасположения заводов на территории городов.Значительная их часть находится в людных центральных районах городов или вблизиот них. Их корпуса, если вывезти оборудование, можно легко приспособить подторговые павильоны, склады, объекты индустрии развлечений. Не все новыевладельцы предприятий освоились в сложнейших условиях переходного периода иоказались ответственными собственниками. Хозяева и руководители заводовУсольского горного оборудования (УЗГО), релейного и некоторых других сделаливсе возможное, чтобы спасти свои предприятия, и спасли их. Хозяева же заводовкарданных валов, станкостроительного, «Эталона», «Радиана»не проявили такого умения и упорства. Они вывезли из корпусов оборудование исдали их в аренду, в основном торговле. Вряд ли такое действие было оправдано.
Спадпроизводства продукции отрасли достиг максимума в 1997 г. Оно сократилось по сравнению с 1990 г. почти в 8 раз, а выпуск многих ее видов — в десяткираз или прекращен вообще. После августа 1998 г. ситуация на ряде предприятий стабилизировалась, и они стали выходить из кризиса. Появились платежеспособныепокупатели на внутреннем рынке. Это, главным образом, предприятия горной, металлургической,химической промышленности, уверенно работающие на внешний рынок. Наладил связии стал успешно продавать военные самолеты странам Юго-Восточной Азии авиазавод.
Нопотери отрасли огромны. Остановились радиозавод, станкостроительный, «Радиан»(резисторы и конденсаторы), «Эталон» (приборы), карданных валов и рядмелких предприятий. Выживают заводы, многократно сократив производство, Черемховскиймашиностроительный (центробежные насосы), Ангарский электромеханический, Братскийотопительного оборудования. В 2007 г. производство машиностроительной продукциив области составило лишь около 37% уровня 1990 г. В пять, десять и более раз сократилось производство большинства видов «мирной»продукции (см. таблицу). Лишь выпуск бронекабеля (98, 6%) и аккумуляторов (83, 6%) был близок к уровню 1990 г. Вообще перестал выпускаться ряд ведущих преждевидов продукции (радиостанции, станки, речные суда, конденсаторы, резисторы, карданныевалы, лесопильные рамы). Прекращен выпуск большинства видов военной продукции.
Впредреформенные годы обновление фондов в отрасли происходило высокими темпами.В конце 1980-х гг. коэффициент обновления составлял 8-9%. В первые годы реформтехнический прогресс резко затормозился, и коэффициент обновления в 1992-1998гг. колебался от 1, 1 до 2, 7%, в 1999-2002 гг. — 4-5% и в 2003-2005 гг. опятьдостиг 8-9%.
Причемвыбывали фонды значительно более высокими темпами, чем обновлялись. В 2001-2005гг. коэффициент выбытия колебался от 6 до 13%. Но несмотря на значительныйвывод морально и физически устаревших фондов, их износ увеличился с 42% в 1991 г. до 54% в 2005 г. За годы реформ в отрасли могут быть отмечены лишь отдельные случаиширокомасштабного внедрения на предприятиях передовой современной техники, например«Востсибэлементом» комплексного оборудования для производствааккумуляторов. Произведено техническое перевооружение кабельного завода. Многосовременного оборудования приобрел в последние годы авиазавод. На большинствеже остальных предприятий отрасли приобретение новой техники носит в основноммалозначительный эпизодический характер.
Машиностроительныйкомплекс понес и большие кадровые потери. Численность занятых в нем сократиласьв 2, 5 раза. На ведущих предприятий по отношению к численности 1980-х гг. лишьна авиазаводе осталось около трех четвертей работников и на кабельномпревзойдена прежняя численность, тогда как у большинства других предприятий онасократилась в несколько раз.
Однаков последние годы отрасль работает в целом устойчиво прибыльно. Колебанияприбыли и рентабельности значительны, соответственно от 125 млн. руб. в год и1% до 3563 млн. руб. и 39%. Они связаны в значительной мере с загрузкойавиазавода. Число убыточных предприятий из года в год превышает число прибыльных.Но прибыль последних, как правило, значительно превышает убытки нерентабельных.
Посмотрим,как сумели (или не сумели) вписаться в либеральный рынок отдельные предприятияотрасли. В начале 1990-х гг. на них составлялись обширные планы производствавысокотехнологичной, пользующейся спросом продукции, которая, по мнению ихруководителей, позволила бы им уверенно войти в рынок. На Иркутском заводетяжелого машиностроения собирались создать с японцами совместное предприятие исобирать «Тойоты», на релейном и радиозаводе (также совместно синостранцами) делать современную бытовую электронику, на станкостроительном — станкис числовым программным управлением нового поколения. Но этого не произошло восновном из-за недостатка финансовых средств на переоснащение производства.
Большинствузаводов пришлось вести непростую борьбу за выживание, пытаться осваивать новыевиды продукции, которые могли иметь сбыт. На ИЗТМ, проанализировав рынок, сконструировалитрубопрокатный стан на 10-12 тыс. т труб в год. Это позволило бы поддержатьзавод, но денег для осуществления этого проекта также достать не удалось, таккак кредиты при 50% годовых не под силу предприятиям машиностроения. Радиозаводпосле сокращения военных заказов разработал конструкции пожарного комплекса иаварийно-спасательной машины для МЧС. Пожарные и спасатели дали им высокуюоценку, готовы были купить, но не имели средств. Покупки носили единичныйхарактер и расплачивались за них вместо денег налоговыми освобождениями, векселямии прочими ценными бумагами.
Многиепредприятия перебивались случайными заказами и такое продолжается до сих пор.ИЗТМ наряду с профильной продукцией, заказы на которую сократились более чем в10 раз, наладил выпуск отопительных батарей, делал запасные части длясельскохозяйственных машин. Сельские потребители расплачивались за них своейпродукцией (мясом, зерном, овощами). Завод сумел восстановить производственныеплощади. И также благодаря освоению конкурентоспособного оборудования длягорной и металлургической промышленности, имеющей выход на зарубежный рынок, онснова успешно заработал. Появились и заказы на драги, по производству которыхон был ранее головным предприятием страны. Радиозавод наладил ремонт пожарныхмашин и городских автобусов, изготавливал металлические торговые ларьки.Достойную борьбу за выживание своего предприятия повело руководство УЗГО, осваиваяпроизводство конкурентоспособной продукции, находящей платежеспособный сбыт. Назаводе также производили мелкие заказы: запасные части для«Иркутскэнерго», «Востсибугля» и др. Но основную ставкуделали на профильную продукцию. Сначала выпускали башенные краны длястроительства. Затем, после улучшения экономической обстановки в стране, расширилипроизводство горного и обогатительного оборудования и вышли с ним, оттеснив конкурентов,на платежеспособных потребителей («Норильский Никель», «АЛРОСА»).
Иркутскийрелейный завод сумел сохранить производственные мощности, а также кадры дляпроизводства продукции и ведения научно-опытных разработок. Его поддержалигосударственные заказы на производство профильной продукции длямежконтинентальных ракет «Тополь М». В 2005 г. завод на правах полноправного партнера вошел в концерн «Созвездие Полюс», созданныйна базе Воронежского НИИ связи.
Особнякомсреди машиностроительных предприятий области стоит Иркутский авиационный завод,с 2002 г. — НПО «Иркут» после вхождения в корпорацию с одноименнымназванием. Его основная продукция — универсальные истребители марки«Су», одни из лучших в мире по своим техническим и боевым свойствам.Но снижение объемов заказа Министерства обороны и бюрократические сложности свыходом его продукции на мировой рынок поставили в начале 1990-х гг. и его втяжелое положение. Численность занятых на заводе в 1994 г. по сравнению с 1980-ми гг. сократилась почти в 3 раза. Но впоследствии продажа его самолетовстранам Азиатско-Тихоокеанского региона, рынок которых был освоен еще всоветские времена (Индия, Китай, Вьетнам), позволила заводу улучшить финансовоесостояние. Только заказ для Индии составил 40 машин марки «Су».Освоен выпуск новой высокотехнологичной профильной конверсионной продукции вроссийском ВПК: это истребители нового поколения, универсальный самолет-амфибия«БЕ-200», к которому проявляют интерес МЧС и зарубежные покупатели.Упрочил положение завода и договор на продажу Малайзии 18 машин «Су-30МКИ» стоимостью 900 млн. долл.
Наподъеме находится кабельный завод, вошедший в успешно работающий алюминиевыйхолдинг «ИРКАЗ СУ АЛ», который вложил в это до того недостаточноэффективное, но перспективное предприятие значительные инвестиции. И положениеего кардинально улучшилось. Оно расширило и модернизировало производство, освоилоновые виды кабельной продукции, качество которой находится на уровне мировыхстандартов, что позволяет ее продвигать на рынок. Это единственное в отраслипредприятие, которое сумело построить новый производственный корпус, оснаститьего оборудованием от ведущих производителей и без потерь сохранить производственныйколлектив.
Вкрупное предприятие, не только ремонтирующее, но и производящее нефтехимическоеоборудование, превратился Ангарский ремонтно-механический завод после выхода изсостава Ангарского нефтехимического комбината. Его объем продаж за 1997-2006гг. вырос в 9, 5 раза.
Хужеположение на других уцелевших крупных и средних машиностроительных заводахобласти: Братском отопительного оборудования, Заларинском механическом, Черемховскоммашиностроительном, судостроительных, Ангарском электромеханическом.Производство их профильной продукции сократилось в десятки раз, и тенденции кросту пока не наблюдаются.
Потеримашиностроительного комплекса области значительны. Примеров же ввода новыхпредприятий, производящих продукцию машиностроения, немного. Преимущественноэто мелкие заводы, которые появились при разрушении машиностроительных заводови цехов, когда освобождались производственные корпуса, оборудование иквалифицированные кадры: рабочие, инженеры, конструкторы. Этой ситуациейвоспользовались предприимчивые люди, своим примером доказавшие, что можно иметьвысокодоходное дело, занимаясь не только торговлей и банковской деятельностью, нои промышленным производством, даже таким не простым, как машиностроение.
Единственныйсреди созданных в годы реформ машиностроительных заводов, который может бытьотнесен по размерам к средним — ЗАО «Иркутский машиностроительныйзавод» («Ирмаш»). Он расположен на площадях бывших заводов«Радиан» и Опытного завода Академии наук. Его создатели и хозяевасмогли закрепиться на рынке, выпуская основную продукцию предприятия:гидравлический инструмент, насосы, оборудование малой механизации. Развитаяпроизводственная и конструкторская база, использование наукоемких технологийпозволяют заводу производить высококачественную продукцию, находящую сбыт как вРоссии, так и за рубежом. Этому способствует дилерская сеть, организованная вразличных городах страны.
Такимобразом, можно отметить, что в машиностроительном комплексе области из числауцелевших сформировались три основные группы, предприятий: успешно вписавшиесяв нынешний рынок и уверенно работающие — авиазавод, УЗГО, кабельный завод, «Ирмаш»;устоявшие в сложных рыночных условиях и стабильно увеличивающие производствопосле падения в первые годы реформ — ИЗТМ, релейный, Свирский аккумуляторный, Ангарскийремонтно-механический заводы; многократно сократившие производство, снезначительными перспективами выхода из кризиса — Братский отопительногооборудования, Черемховский машиностроительный, Ангарский электромеханический, Заларинскиймеханический заводы.
Возможностиразвития машиностроения, не имеющего в области такой эффективной ресурсной базы,как энергоемкие отрасли специализации, невелики. Ведь энергоемкий алюминийэффективен благодаря дешевой электроэнергии, целлюлоза и продукция хлорнойхимии — также благодаря электроэнергии и мощной сырьевой базе. А умашиностроения (не энергоемкого, но трудоемкого) таких факторов, привлекающихего в область, нет, и создание новых машиностроительных предприятий — крупных исредних — маловероятно.
Припринятии решений по выбору района размещения предприятияпредприниматель-инвестор будет уделять серьезное внимание сопоставлениюкапитальных и текущих затрат, связанных с производством продукции, условиямразмещения производства, которые сможет предложить ему область. Капитальноестроительство в Иркутской области дороже даже, чем в районах Сибири, расположенныхзападнее ее границ, не говоря уже об Урале и Европейской территории страны.
Суровыйклимат обусловливает также и более высокую, чем на Урале и западнее его, стоимостьжизни. Металл привозной. Удаленность от основных потребителей многих видовпродукции внутри страны усложняет сбыт. Далеки чаще всего ипредприятия-смежники. Возможность обеспечения дешевой электроэнергией некомпенсирует отрицательных факторов.
Интересыпредпринимателей к развитию отрасли могут быть главным образом связаны сиспользованием ее действующего производственного потенциала или того, чтоосталось в удовлетворительном состоянии за годы реформ (реконструкцией, перепрофилированием,развитием). Из новых предприятий и производств привлекательными для бизнесамогут оказаться ориентированные на обеспечение экономики и населения области исоседних районов Сибири, в частности производящие оборудование для горной, металлургической,химической промышленности.
Определенныенадежды на развитие отрасли в области могут быть связаны и с предстоящимширокомасштабным освоением нефтяных и газовых месторождений с целью экспорта встраны АТР и обеспечением собственной потребности. Компании, работающие вобласти, разрабатывают планы по развитию производства алюминия, целлюлозы, пиломатериалов,химической продукции, электроэнергии, освоению месторождений золота, угля, железныхруд и др. Этот индустриальный рывок может способствовать увеличению портфелязаказов многим машиностроительным предприятиям области. Они должны рассмотретьвозможность освоения у себя новых видов продукции, которые могут найти тамприменение, и это может стимулировать появление новых предприятий. Но покапопытки областной администрации привлечь в область инвесторовмашиностроительных предприятий успеха не имели. Проекты перехватывали другиерегионы, в которых потенциальные инвесторы видели более благоприятные условияприложения своих капиталов.
Вработе многих уцелевших предприятий большую роль играет инновационнаясоставляющая их деятельности — разработка новых конкурентоспособных видовпродукции. Корпорация «Иркут» с ее мощной научно-конструкторскойбазой непрерывно совершенствует свои истребители «Су». Тесные связи сотраслевой наукой и хорошее собственное КБ у Усольского завода горногооборудования. Сохранил свое КБ и Иркутский завод тяжелого машиностроения. Дляболее успешного внедрения достижений науки кабельный завод вошел в составкорпорации на основе Воронежского НИИ связи. Развиваются и связи отрасли сакадемической наукой. Релейный завод в контакте с институтом геохимии СО РАНразработал технологию производства кремния для солнечной энергетики иальтернативных источников энергии. На заводе на основе этих разработок намечаюторганизовать производство солнечных батарей.
Развитиюмашиностроения в области мешают некоторые особенности рыночнойдействительности. Торговые структуры до сих пор пытаются выселить работников изпроизводственных корпусов и тем самым практически уничтожить некоторыеуцелевшие предприятия. Их хозяева хотят заручиться поддержкой городских властейпод видом заботы об экологии окружающей среды и инициируют перенесение рядамашиностроительных предприятий за городские кварталы, хотя они не имеютзначительных загрязнительных воздушных выбросов в атмосферу или вредных стоков.Судьба оставшихся без работы людей их не интересует.
Покауспешно отбито наступление на Усольский завод горного оборудования, а наИркутский завод тяжелого машиностроения многие годы претендует рынок«Фортуна», захвативший большую часть его территории. Предприятиесогласилось ликвидировать литейный цех, после чего оно становится практическиэкологически чистым, но «Фортуна» не оставляет свои притязания. Имеютместо и попытки рейдерских захватов, в том числе предприятий, имеющих оборонноезначение. Недавно силовой структурой, стоящей на страже государственныхинтересов, была пресечена такая попытка захвата Иркутского релейного завода.
Машиностроениеза годы реформ пострадало среди большинства отраслей промышленности не только вИркутской области, но и во всей стране. По сравнению с 1990 г. производство некоторых видов машиностроительной продукции сократилось во много раз. Например,экскаваторов — в 7 раз, зерноуборочных комбайнов — в 8, тракторов — в 26, турбин- в 3, металлорежущих станков — в 14, автоматических линий — в 250 раз, а такжев десятки раз — продукции радиоэлектроники и авиастроения.
Сохранитьи помочь стабильно заработать тем предприятиям машиностроения, которые остались,это основная задача страны. Развал технологического оборудования (вместотехнического перевооружения и производства на его основе высококачественнойпродукции), радиоэлектроники и многих других производств машиностроения — ударпо национальной безопасности страны. Без них нельзя решить задачу выхода странына путь инновационного развития, и этому должны способствовать властныеструктуры как регионального, так и федерального уровней.
Нужнаэкономическая политика страны, направленная на стимулирование крупного капиталак развитию этой отрасли.
Вэтих условиях приобретает актуальность вопрос о государственном сектореэкономики. В конкурентной среде, при достаточной свободе предприятийгосударственного сектора, качественном менеджменте, действенном стимулированиитруда государственная форма собственности, как показывает практика, вполнеобеспечивает эффективность производства.
Поэтомунужны государственные программы по развитию ключевых машиностроительныхпроизводств в составе государственного сектора. Целесообразным было бы созданиецелевого общегосударственного фонда развития, позволяющего провести масштабноетехническое перевооружение корпораций и перспективных предприятийгосударственного сектора по единому национальному проекту инновационноймодернизации.
Списоклитературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.finab.ru/