Содержание
Введение
1. Норвежскиеисследователи и путешественники 1844-2001 годов
2. ФритьофНансен
3. РуалАмундсен
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Русские и норвежцыпервыми среди других европейских народов начали осваивать арктическоепространство и сделали его сферой своей жизнедеятельности, поэтому северныйэлемент получил большое значение в национальной культуре этих народов. На этоповлияли многие обстоятельства, и, прежде всего, география расселения русскогои норвежского народов.
Интересно, что вевропейском контексте и русские, и норвежцы воспринимались издавна как«северные нации», причем если в отношении норвежцев главную роль в такомвосприятии играло географическое положение страны, то в отношении русскихглавным фактором «северности» стал климат, и, особенно, долгая и суровая зима собилием снега и сильными морозами, которые случались и в средней полосе.
Северный элемент какоснова норвежского национального самосознания приобрел особое значение вовторой половине XIX — начале XX вв. Это был период становления норвежскойнации. Одной из важнейших составляющих норвежского национального самосознаниястал лыжный спорт. Лыжи издавна были частью норвежской материальной культуры,хотя и не являлись собственно норвежским изобретением. В Норвегии же уже в 60-егоды лыжный спорт стал популярен не только среди мужчин, но и среди женщин.Аделаида Нансен, мать будущего знаменитого путешественника Фритьофа Нансена,была одной из первых женщин-лыжниц.[1] Возрос интерес кэпохе викингов и древнескандинавской литературе. Дух эпохи викинговспособствовал также возникновению интереса к путешествиям в Арктику и развитиюморских промыслов в полярном море, и именно в 19 веке норвежцы начинаютпостепенно вытеснять поморов с морских промыслов в северных морях. В это жевремя происходит расцвет норвежского кораблестроения, и норвежские суданачинают использовать в качестве транспортного средства полярные экспедициимногих стран. Несомненно, что собственные полярные экспедиции еще в большейстепени способствовали укреплению имиджа Норвегии как северной, полярной нации.Полярные исследования стали важным составным звеном норвежского национальногосамосознания, более того, они стали его квинтэссенцией. В полярных экспедицияхаккумулировались и подчеркивались все северные качества норвежцев –географическая принадлежность к Северу, способность к перенесению суровыхклиматических условий, навыки полярного мореплавания и кораблестроения, умениеорганизовать зимовку, привычка к пребыванию на открытом воздухе, мастерство входьбе на лыжах и любовь к северной природе. Эти характерные особенностинорвежской нации были продемонстрированы всему миру именно посредством полярныхэкспедиций, которые способствовали завоеванию Норвегией международногоавторитета и уважения. В этой связи символично, например, назначение ФритьофаНансена норвежским послом в Великобритании в 1905 г. – первым послом молодогонорвежского государства. Северная страна сделала полярного исследователя своимвысшим официальным представителем за рубежом. Личности норвежских полярныхисследователей и путешественников сами по себе стали визитной карточкой страны.[2]
В своей курсовой работея хотела бы еще раз пройти по маршрутам наиболее известных норвежских полярныхисследователей, мореплавателей и путешественников, а также выяснить значение ихоткрытий в наше время как для самой Норвегии, так и для всего мира.
Структура моей работыпредставлена в трех главах. В первой из них в более общем виде рассказывается опутешественниках 1844-2001 годов, а последующие две главы посвящены самымизвестным и значимым норвежским полярникам Фритьофу Нансену и Руалу Амундсену.
Для написания своейработы я использовала широкий спектр различной литературы по истории Норвегии,а также очерки по истории географических открытий Магидовича И. П. и книгиВагнера Б. Б. «Идущие к горизонту». Кроме того, не менее интересными иполезными в работе оказались заметки самих норвежских полярников: РуалаАмундсена «Плавание Северо-Западным проходом на судне «Йоа»» исобрание сочинений Фритьофа Нансена.
1.Норвежскиеисследователи и путешественники 1844-2001 годов
К началу ХIХвека на карте мира правильно показаны очертания материков, нанесены на картуглавнейшие архипелаги и крупнейшие острова Атлантического, Индийского и Тихогоокеанов.Новнутри материков значительная часть поверхности обозначена на карте «белымипятнами». Неизвестными для картографов были обширные и безлюдные полярныеобласти. Все эти территории получили достоверное отображение на карте лишь напротяжении XIX столетия и в начале нашего века. Немалую роль в заполнении этих«белых пятен» на карте мира, в особенности северных окраин, сыграли норвежскиеисследователи и путешественники.[3] В первой главесвоей работы я бы хотела рассказать о достижениях некоторых из них.
Эдвар Хольм Йоханнесен/Edvard Holm Johannesen (1844 — 17 декабря 1901г.г.) — норвежский мореплаватель.Совершил несколько плаваний в Карское море. В 1870 и 1871 годах объехал НовуюЗемлю. В августе 1878 года к северо-востоку от устья Енисея открыл островУединения (Ensomheden).
Отто Нейман Свердруп/Otto Neumann Sverdrup(31 октября 1854 — 26 ноября 1930г.г.) — норвежскийполярный мореплаватель и исследователь. Кавалер ордена святого Олафа заисследования Канадского арктического архипелага. Имя Свердрупа носят остров вКарском море, острова в море Линкольна, а также пролив между островамиАксель-Хейберг и Миен.[4]
В возрасте 34 лет Оттовместе с Нансеном впервые в истории пересекли на лыжах остров Гренландия. КогдаНансен на «Фраме» предпринял экспедицию к Северному полюсу, Отто занял посткапитана корабля. К тому времени он был женат и имел ребёнка. С 14 марта 1895по 20 августа 1896 года исполнял обязанности начальника Норвежской полярнойэкспедиции к Северному полюсу, так как Нансен попытался добраться до полюса насанях, и не мог вернуться на судно. В 1897 году один сезон плавал командиромтуристического лайнера на Шпицберген.
В 1898 году Свердруп на«Фраме» отправляется исследовать Канадский Арктический архипелаг. За времяэкспедиции, которая закончилась в 1902 году, Свердрупу удалось открыть островаАксель-Хейберг, Эллеф-Рингнес, Амунд-Рингнес и прочие, картографироватьзападный берег острова Элсмир, и исследовать проливы между островами. Экспедицияподробно обследовала территорию в 260 тысяч квадратных километров — больше, чемкакая-либо предшествующая экспедиция. Все территории объявлялись владениямиНорвегии, и это вызвало затяжной спор с Канадой, судебные разбирательстватянулись до 1930 года, а последние документы об отказе от претензий, Сведрупподписал буквально за две недели до кончины. В 1931 году Канадскоеправительство выкупило все материалы экспедиции Свердрупа, которые хранятсятеперь в Национальном Архиве Канадской федерации.
В 1914 году Российскаяимперия пригласила исследователя принять участие в операции по поиску испасению полярных экспедиций Георгия Яковлевича Седова, Владимира АлександровичРусанова и Георгия Львовича Брусилова, которые пропали друг за другом в течениеодного года. Свердруп был назначен капитаном парохода «Эклипс», и в том же годуотправился в Арктику. Зиму 1914—1915 годов он пережидал у северо-западногоберега полуострова Таймыр, а освободившись ото льдов, достиг острова Уединения,где осенью 1915 года поднял российский флаг. После революции Свердруп продолжилсотрудничество с молодой Советской республикой, и в 1920 году на ледоколе«Святогор» освободил из ледового плена пароход «Соловей Будимирович». В 1921 годуон совершил свою последнюю экспедицию в Арктику, вновь по заказу СоветскойРоссии: на борту парохода «Ленин» он возглавил конвой из пяти судов, гружённыххлебом, которые провёл Северным морским путём через Карское море от устья Обидо Енисея. В 2001 году Гренландия, Канада и Норвегия выпустила в его честьсерию почтовых марок.[5]
Карл Антон Ларсен /CarlAto Larsen(1860—1924г.г.)— известный норвежский полярный исследователь и пионер Антарктическогокитолова.
Ларсен проучалвозможности китолова при своем плавании в Антарктике в качестве капитана суднаЯзон в 1892—1894 годах., и как капитан судна Антарктик шведской экспедиции ОттоНорденшельда в 1901—1903 годов., оба раза заходя также на Южную Георгию. Послекрушения и потери Антарктика возле Антарктического полуострова, шведы спаслисьпри помощи аргентинского корвета Уругвай. В Буэнос Айресе Ларсен учредилАргентинскую рыбную компанию, как её менеджер руководил постройку в Грютвикенепервой китобойной станции в Антарктике, которой управлял от 1904 до 1914 года. Ларсен— одна из самых значимых личностей в истории Южной Георгии XX века. Он оказывалсодействие и логистическую поддержку многим научным экспедициям, среди которыхи начинаниям своего друга Эрнeста Шeклтона. В 1905 году ставит началометеорологическим наблюдениям в Грютвикене. В 1911 году привёз иакклиматизировал на острове северных оленей; с 2001 года южногеоргийских оленейдоставили и разводят в фермах на Фолклендских островов. Ларсен построил такжепервую в Антарктике церковь, которую привезли из норвежского городка Стрёммен ивоздвинули на окраине Грютвикена в 1913 году. Именем Ларсена назван рядгеографических объектов в Антарктике: Шельфовый ледник Ларсена у восточногопобережья Антарктического полуострова, открытый судном Язон в 1893 году; КаналЛарсена между островами Жуанвиля и Дюрвиля у северовосточного краяАнтарктического полуострова; залив Ларсен Харбор, часть фьорда Дригальского вЮжной Георгии; залив Ларсена на восточном побережии Антарктическогополуострова; нунатак Ларсена возле восточного берега Антарктическогополуострова; мыс Ларсена на острове Южная Георгия; острова Ларсена у островаКоронэйшн, Южные Оркнейские острова; пик Ларсена на острове Туле, ЮжныеСандвичевы острова; как и пик Ларсена в Земле Виктории, Восточная Антарктида.[6]
Карстен ЭгебергБорхгревинк / Carsten Egeberg Borchgrevink ( 1 декабря 1864 — 23 апреля 1934г.г.)— норвежский полярный исследователь. 24 января 1895 года Карстен стал первымчеловеком, ступившим на Антарктический материк. Кроме того, он первый исследователь,устроивший зимовку на материке.
С детства Эгебергувлекается неизведанной землёй — Антарктическим материком. Желая быть ближе ксвоей мечте, в 1888 году он уезжает в Австралию, где устраивается геодезистом,а через четыре года учителем в сиднейский Корвелл-коледж. Он ведёт оживленнуюпереписку со многими исследователями полярных широт. В 1894 году в Мельбурнприбывает китобойный пароход Антарктик, капитаном которого был тоже норвежец —Леонард Кристенсен. Карстен решается бросить преподавание и отправиться вплавание к южному материку. Он уговаривает капитана взять себя в качествепростого матроса. Плавание было не простым, но 24 января показалась землясвободная ото льда — мыс Адер. 25 января 1895 года на шлюпке была высаженапартия людей. Карстен был первый, кто выскочил из шлюпки на неизведанную землю.За несколько часов он успел сделать небольшую зарисовку, собрать образцы пород,обнаружить растительность и наличие жизни в воде. На обратном пути в его головерисуется новый план: зимовка на южном материке. Но для начала он едет в Лондон,на VI Международный географический конгресс. Эгеберг успевает приехать в первыйдень открытия и сделать доклад о своих результатах. Его идея о зимовке нашлаодобрения, но не нашла финансовой поддержки. Начинаются долгие поиски денег наэкспедицию. Судьба улыбается ему в лице Джорджа Ньюнса, английского издателя.Ньюс соглашается выдать ему почти 35 000 футов стерлингов, за монопольное правоиздать книгу о его путешествии, которую напишет Карстен. Начинается работа поподготовке экспедиции. Для плавания покупается 521тонный корабль «Полакс»(POLLUX, звезда), переименнованный в «Южный крест» (SOUTHERN CROSS). 23 августа1898 года «Южный крест» покидает Лондон и 17 февраля 1899 года становится наякорь возле мыса Адер. Почти десять дней уходят на переправку на сушу провианта,инструментов и оборудования; были построены два домика. 2 марта «Южный крест»снялся с якоря и направился к берегам Австралии. Началась первая в историизимовка на южном материке. Зимовка началась крайне неудачно: начался периодсильных ветров, домики пришлось срочно укреплять тросами, чтобы ветер ихпопросту не сдул. В конце апреля, начале мая море замёрзло, и партия из четырёхчеловек отправилась на картографическую вылазку. Именно в этой экспедициивпервые стали использоваться собаки в качестве транспорта. 28 января 1900 года«Южный крест» вернулся на мыс Адер, так завершилась кончилась первая зимовка вАнтарктике.[7]
Фредерик Ялмар Йохансен/Fredrik Hjalmar Johansen (15 мая 1867 — 9 января 1913г.г.) — норвежскийполярный исследователь. Участник экспедиций Фритьофа Нансена и Руаля Амундсена.Вместе с Ф. Нансеном принимал участие в полярной экспедиции на судне «Фрам» в1893—1896 годах. За неимением других вакансий Фредерик нанялся на «Фрам»кочегаром, во время дрейфа исполнял обязанности метеоролога. Был избранНансеном для похода к Северному полюсу на санях, начавшемуся 14 марта 1895 года.Зимовку с 28 августа 1895 по 19 мая 1896 года они провели в каменной берлоге намысе Норвегия (80°12′ с. ш. 55°37′ в. д.) в западной части островаДжексона из архипелага Земля Франца-Иосифа. Позже Йохансен написал книгу освоём участии в экспедиции: Selv-anden på 86° 14', Aschehoug, Kristiania,1898 (Русский перевод: «Сам-друг на 86 градусов 14 минут». Перевод А. П.Ганзен. СПб., 1899). После возвращения, он получил звание капитана инфантерии.В 1907—1909 годах принял участие в экспедиции на Шпицберген. В 1910—1912 годах— Фредерик участник экспедиции Руаля Амундсена в Антарктиду, но из-за конфликтас начальником экспедиции не был зачислен в полюсный отряд. Принял участие вмалом походе к Земле короля Эдуарда VII под началом лейтенанта Престрюда летом1911 года.
Хельге Маркус Ингстад/Helge Marcus Ingstad (30 декабря 1899 — 29 марта 2001г.г.) — норвежскийпутешественник, археолог и писатель. В 1960-х годах открыл поселения викингов вЛ'Анс-о-Медоузе, в Ньюфаундленде, датированного XI веком, что доказывалопосещение европейцами Америки за четыре века до Христофора Колумба. В 1933—1935годах занимал должность губернатора Свальбарда (Шпицбергена).[8]
2.Фритьоф Нансен
Фритьоф Нансен/FridtjofNansen (1861—1930г.г.) — норвежский полярный исследователь, совершил лыжныйпереход через ледяное плато Гренландии, командовал знаменитым дрейфом«Фрама» северо-восточным и северо-западным путем, лауреат Нобелевскойпремии мира за 1922 год. Был послом Норвегии в Великобритании и США.[9]
В 1888 году он совершилпереход через Гренландию. Нансен поставил перед собой в высшей степени крупнуюи трудную задачу — переход через всё ледяное плато Гренландии от восточного еёберега до западного. Весь труд по снаряжению экспедиции он взял на себя. Экспедицияотправилась в путь в 1888 году. Вместе с пятью товарищами Фритьоф пыталсявысадиться близ восточного побережья Гренландии. Ценой невероятных усилийгруппа на лодках прошла сквозь плавучие льды Арктики и достигла побережья.Дальнейшее продвижение осуществлялось на лыжах через неизвестную территорию, а3 октября 1888 года они достигли западного побережья, совершив первый переходчерез льды Гренландии. Во время всего путешествия Нансен и его спутники велиметеорологические наблюдения и собирали научные материалы. Шестеропутешественников вернулись в Норвегию и были чествуемы всей нацией.
В 1893-1896 годахпроизошел исторический дрейф судна «Фрам». Экспедиция отправилась в путь в июне1893 года из Христиании (современный Осло). На запас имелось провизии на пятьлет и топлива на восемь. «Фрам» проследовал вдоль северного побережья Сибири.Не доходя до Новосибирских островов около 100 миль, Нансен изменил курс наболее северный. К 20 сентября, достигнув 79º с.ш., «Фрам» прочно вмерз впаковый лед. Нансен и его команда приготовились к дрейфу на запад, к Гренландии.Дрейф «Фрама» прошел не так близко к полюсу, как надеялся Нансен. Он решилпредпринять попытку броска к полюсу, взяв с собой одного из самых сильных ивыносливых участников экспедиции, Ялмара Йохансена. В марте 1895 года Нансен всопровождении Йохансена покинул корабль, который в это время находился насеверной широте 84°05' и восточной долготе 101°35'. Их попытка не увенчаласьуспехом. Условия оказались сложнее, чем предполагалось — им часто преграждалипуть ледовые торосы или участки открытой воды, что создавало препятствия.Наконец, достигнув 86º14’ с.ш., они решили повернуть назад, и отправилиськ Земле Франца-Иосифа. Нансен и Йохансен не достигли полюса, но они подошли кнему ближе, чем все предыдущие путешественники. Через три месяца Нансену и Йохансенуудалось добраться до Земли Франца-Иосифа, где они зазимовали в выстроенной имииз шкур моржей и камней землянке.
Летом 1896 года Нансеннеожиданно встретился на Земле Франца-Иосифа с английской экспедицией Джексона,на судне которой «Windward» он и вернулся 13 августа в Вардё, пробывв Арктике три года. Ровно через неделю в Норвегию вернулся и «Фрам»,блестяще закончивший свой исторический арктический дрейф. (Рис.1). ТеорияНансена подтвердилась — судно следовало по течению, о существовании которого онпредполагал. Кроме того, экспедиция собрала ценные данные о течениях, ветрах итемпературах в Арктике и уверенно доказала, что с евроазиатской стороны вприполярном районе не суша, а глубокий, покрытый льдом, океан. Особое значениепутешествие «Фрама» имело для молодой науки океанологии. Для Нансена этоознаменовало существенный поворот в его деятельности. Океанография сталаосновным предметом его исследований. [10]
Несколько лет Нансензанимался обработкой результатов экспедиции и написал несколько работ, включаяпопулярное описание экспедиции в двух томах Fram over Polhavet. Den norskepolarfærd 1893—1896 (1897). Эта книга немедленно была переведена нанемецкий, английский и русский языки, но выходила под разными названиями: InNacht und Eis: Die norwegische Polarexpedition 1893-96 («В ночи и льду:норвежская полярная экспедиция 1893—1896 годов») Farthest North («Дальше насевер»). Русские дореволюционные переводы обычно назывались «В стране льда иночи» (1898, 1902), а переводы советского времени — «Фрам» в Полярном море»(1940, 1956, переиздано в 2007 году).
Не прекращаяокеанографических исследований, Нансен занялся общественной деятельностью. В1906—1908 годах был назначен послом Норвегии в Великобритании. В конце Первоймировой войны был представителем Норвегии в США, в 1920—1922 годах верховнымкомиссаром Лиги Наций по делам репатриации военнопленных из России. В 1921 годупо поручению Международного Красного креста создал комитет «Помощь Нансена» дляспасения голодающих Поволжья. Был одним из немногих общественных деятелейЗапада, кто лояльно относился к большевистской России и молодому СССР. Вследующем году Нансен стал верховным комиссаром по делам беженцев и учредилНансеновское паспортное бюро. В 1922 году был удостоен Нобелевской премии мира,а в 1938 году Нобелевской премии мира было удостоено Нансеновское международноеагентство по делам беженцев в Женеве, основанное в 1931 году.
Не прерывал Нансен инаучной деятельности: в 1900 году совершил экспедицию на Шпицберген, а в 1913 годуплавал на пароходе «Коррект» к устью Лены, и совершил поездку по Транссибирскойжелезной дороге. Планировал он и экспедицию в Антарктику на «Фраме», но в 1905году из-за болезни жены отказался от этой идеи, передав судно Руалю Амундсену.С 1928 года участвовал в подготовке германской экспедиции в Арктику надирижабле «Граф Цеппелин», однако она состоялась уже после его кончины.Скончался Нансен в Люсакере близ Осло 13 мая 1930 года. В его честь названаежегодная правозащитная премия Управления Верховного Комиссара ООН по деламбеженцев — «Медаль Нансена».[11]
3.Руал Амундсен
Руал Амундсен /RoaldEngelbregt Gravning Amundsen(16 июля 1872 — 18 июня 1928г.г.) — норвежскийполярный путешественник и исследователь. Первым прошел Северо-Западным проходомпа судне Йоа от Гренландии к Аляске в 1903- 1906 годах. Руководил экспедицией вАнтарктику на судне Фрам в 1910-1912 годах. 14 декабря 1911 года первым достигЮжного полюса. В 1918-1920 годах прошел вдоль северных берегов Евразии на суднеМод. В 1926 году руководил первым перелетом через Северный полюс на дирижаблеНорвегия. Погиб в Баренцевом море во время поисков итальянской экспедицииУмерто Нобиле. В честь путешественника названы море, гора, американская научнаястанция Амундсен-Скотт в Антарктиде, а также залив и котловина в СеверномЛедовитом океане, и лунный кратер.[12]
С 1894 по 1899 годыплавал матросом и штурманом на разных судах. В 1897—1899 годах принял участие вбельгийской антарктической экспедиции на судне «Бельгика» («Belgica») подкомандованием бельгийского полярного исследователя Адриена де Жерлаша.Вынужденная, неподготовленная зимовка продолжалась 13 месяцев. Почти все болелицингой. Двое сошли с ума, один умер. Причиной всех бед экспедиции былоотсутствие опыта. Амундсен на всю жизнь запомнил этот урок. Он перечитал всюполярную литературу, стремясь изучить достоинства и недостатки различныхрационов, различных видов одежды, снаряжения. Вернувшись в 1899 году в Европу,он сдал экзамен на капитана, затем заручился поддержкой Ф.Нансена и приступил кподготовке собственной экспедиции. В 1903 году Руал покупает подержанную47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа» («Gjøa»), «ровесницу» самогоАмундсена (построена в 1872 году) и отправляется в арктическую экспедицию.
Амундсен прошёл черезСеверную Атлантику, Баффинов залив, проливы Ланкастера, Барроу. От проливаБарроу он направился на юг проливами Пил и Франклин к северной оконечностиострова Кинг-Вильям. Амундсен обогнул остров с восточной стороны проливамиДжемс-Росс и Рей и провел две зимовки в гавани Йоа, у юга-восточного берегаострова Кинг-Вильям. Оттуда осенью 1904 года он обследовал на лодке самую узкуючасть пролива Симпсон, а в конце лета 1905 года двинулся прямо на запад, вдольберега материка, оставляя к северу Канадский Арктический архипелаг. Он миновалряд мелководных, усеянных островами проливов и заливов и, наконец, встретилкитобойные суда, прибывшие из Тихого океана к северо-западным берегам Канады.Перезимовав здесь третий раз, Амундсен летом 1906 года прошел через Беринговпролив в Тихий океан и закончил плавание в Сан-Франциско, доставив значительныйматериал по географии, метеорологии и этнографии обследованных берегов.[13](Рис.2).
Следующей своей задачейАмундсен считал покорение Северного полюса. Он хотел войти в Северный Ледовитыйокеан через Берингов пролив и повторить, только в более высоких широтах,знаменитый дрейф фрама. Нансен одолжил ему свое судно, но деньги приходилосьсобирать по крохам. Пока шла подготовка экспедиции, Кук и Пири объявили, чтоСеверный полюс уже покорен экспедицией Фредерика Кука.
«Чтобы поддержать мойпрестиж полярного исследователя, — вспоминал Руал Амундсен, — мне необходимобыло как можно скорее достигнуть какого-либо другого сенсационного успеха. Ярешился на рискованный шаг. Наш путь из Норвегии в Берингов пролив шел мимомыса Горн, но прежде мы должны были зайти на остров Мадейру. Здесь я сообщилмоим товарищам, что так как Северный полюс открыт, то я решил идти на Южный (запокорение которого тоже начала разворачиваться гонка)». 13 января 1911 года,Амундсен приплыл к ледяному барьеру Росса в Антарктиде. В это же времяанглийская экспедиция Роберта Скотта разбила лагерь в проливе Мак-Мердо, нарасстоянии 650 километров от Амундсена. Перед походом на Южный полюс, обеэкспедиции подготовились к зимовке, разместили по ходу маршрута склады.Норвежцы построили в 4 км от побережья базу «Фрамхейм», состоящую издеревянного дома площадью 16 кв.м. и многочисленных вспомогательных построек искладов, построенных из снега и льда, и углублённых в антарктический ледник.План Амундсена был детально проработан ещё в Норвегии, в частности, былсоставлен график движения, который современными исследователями сравнивается смузыкальной партитурой. На «Фрам» полюсная команда вернулась в день,предписанный графиком за 2 года до этого. В весенний день 19 октября 1911 годаполюсная партия в составе пяти человек на четырех санях, запряженных 52собаками, отправилась в путь. 14 декабря экспедиция достигла Южного полюса,проделав путь в 1500 километров, водрузили флаг Норвегии. (Рис.3). В составэкспедиции вошли: Оскар Вистинг (Oscar Wisting), Хелмер Хансен (HelmerHanssen), Сверре Хассель (Sverre Hassel), Олаф Бьяланд (Olav Bjaaland), РуальАмундсен. Весь поход на дистанцию 3000 километров при экстремальных условиях(подъём и спуск на плато высотой 3000 метров при постоянной температуре свыше −400Си сильных ветрах) занял 99 дней. Основой плана Амундсена было использованиепромежуточных складов, сооружаемых на каждом градусе широты (на 84 градус ю.ш.было доставлено в марте 1911 года 1200 килограмм провианта, в частности,тюленье мясо), а также использование ездовых собак в качестве тягловой силы ипищи для других собак и для людей. [14]
1918-1920 годы былиознаменованы открытием северо-восточного морского пути. В июле 1918 года наспециально построенном судне «Мод» («Maud») Амундсен отправляется в экспедициювдоль берегов Сибири (Северный морской путь), но ледовые условия мешаютвыполнению его замысла. Амундсену приходится остановиться за мысом Челюскин ипрерваться на зимовку. Через год, 12 сентября 1919 года, судно смоглопродолжить путь, но через 11 дней снова было задержано льдами и остановилось навторую зимовку у острова Айон, которая заняла десять месяцев. Летом 1920 годаАмундсен прибыл в посёлок Ном на Аляске, откуда «Мод» отправилась в Сиэтл.Дальнейшая часть экспедиции, длившаяся до 1925, года проходила без Амундсена.(Рис.2).
Трансарктические полёты1925-1926 годов. В 1925 году Амундсен решил совершить пробный полет на самолетек Северному полюсу от Шпицбергена. Если бы полет оказался удачным, то потом онпланировал организовать трансарктический перелет.
На деньги американскогомиллионера Линкольна Эллсворта (Lincoln Ellsworth) были приобретены двагидроплана типа Дорнье-Валь. Пилотами были приглашены известные норвежскиелетчики Рисер-Ларсен и Дитрихсон. механиками Фойхт и Омдаль. Обязанностиштурманов взяли на себя Амундсен и Элсуорт. В апреле 1925 года участникиэкспедиции, самолеты и снаряжение прибыли пароходом в Кингсбей на Шпицбергене.21 мая 1925 года оба самолета поднялись в воздух и взяли курс на Северныйполюс. Из-за технических проблем самолёты приземлились на лёд в 150 километрахот Полюса. После ремонта экспедиция смогла вернуться к Шпицбергену. К томувремени её уже считали погибшей. Амундсену был оказан восторженный приём повозвращению в Осло. По словам норвежского путешественника, это был самыйсчастливый момент в его жизни.
11 мая 1926 года соШпицбергена стартует следующая экспедиция Амундсена — Элсуорта — Нобиле надирижабле конструкции Умберто Нобиле, длиной 106 метров, объёмом 19 000 метровкубических, с тремя двигателями по 250 литров, получивший имя «Норвегия»(«Norge»). Пролетев над полюсом (пилотировал дирижабль Нобиле), экспедицияприземлилась на Аляске. Возвращение путешественников было триумфальным. Онипересекли Соединенные Штаты Америки с запада на восток на трансконтинентальномэкспрессе. На станциях их встречали с цветами толпы людей.
12 июля 1926 годаАмундсен и его друзья прибыли пароходом в Норвегию, в Берген. Здесь ихвстретили салютом из крепостных орудий. Как победители, проехали они по улицамБергена под дождем цветов, под восторженные овации горожан. От Бергена до Ослопо всему побережью пароход, на котором они плыли, встречали флотилииразукрашенных судов. Прибыв в Осло, они проехали по запруженным людьми улицам вкоролевский дворец, где им был устроен торжественный прием.
Последние годы Амундсенпровёл в своём доме в Бунне-фьорде, под Осло. 23 мая 1928 года Умберто Нобилерешил повторить полёт к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена он достигполюса, но на обратном пути из-за обледенения дирижабль разбился, членыэкспедиции были выброшены на дрейфующий лёд, радиосвязь с ними прервалась.
По просьбе военногоминистра Норвегии, Амундсен присоединился к множеству отправившихся на поискиНобиле спасателей. 18 июня 1928 года он вылетел на гидросамолёте «Латам-47»(«Latham») с французским экипажем из города Тромсё на севере Норвегии инаправился к Шпицбергену. Когда самолёт находился в районе острова Медвежьего вБаренцевом море, радист сообщил, что полёт проходит в густом тумане и запросилрадио-пеленг, после этого связь оборвалась. В ночь с 31 августа на 1 сентябрявблизи Тромсё был найден поплавок «Латама-47». Точные обстоятельства гибелиРуаля Амундсена неизвестны.[15]
Заключение
На карте мира концаXVIII — начала XIX в. правильно показаны очертания Европы, Азии, Африки; заисключением северных окраин, верно изображена Америка; без больших ошибокочерчена Австралия. Нанесены на карту главнейшие архипелаги и крупнейшиеострова Атлантического, Индийского и Тихого океанов.
Но внутри материковзначительная часть поверхности обозначена на карте «белыми пятнами».Неизвестными для картографов были обширные и безлюдные полярные области, почтитри четверти Африки, около трети Азии, почти вся Австралия, значительныеобласти Америки. Все эти территории получили достоверное отображение на картелишь на протяжении XIX столетия и в начале нашего века.
Крупнейшимгеографическим достижением XIX столетия было открытие последнего, шестогоматерика Земли — Антарктиды.[16]
В северных странахвозникает интерес к путешествиям в Арктику и развитию морских промыслов вполярном море, и именно в XIXвеке норвежцы начинают постепенно вытеснять поморов с морских промыслов всеверных морях. В это же время происходит расцвет норвежского кораблестроения,и норвежские суда начинают использовать в качестве транспортного средстваполярные экспедиции многих стран. Несомненно, что собственные полярныеэкспедиции еще в большей степени способствовали укреплению имиджа Норвегии каксеверной, полярной нации. Полярные исследованиястали важным составным звеном норвежского национального самосознания. Однакодля норвежцев более весомым основанием для организации национальных экспедицийбыла демонстрация всему миру своих особых, северных качеств:географическаяпринадлежность к Северу, способность к перенесению суровых климатическихусловий, навыки полярного мореплавания и кораблестроения, умение организоватьзимовку, привычка к пребыванию на открытом воздухе, мастерство в ходьбе налыжах и любовь к северной природе. В то время как в русском общественномсознании при организации экспедиций доминировало осознание ответственности заисследование и освоение северных территорий, входящих в состав РоссийскойИмперии, и защита их от посягательств иностранцев.
В настоящее времяситуация с осознанием роли и значимости полярных исследований, на мой взгляд,коренным образом изменилась. Теперь им всё чаще придается геополитическийхарактер. И связано это в последние годы, прежде всего, с ситуацией в Арктике,а именно с борьбой на ресурсы Северного Ледовитого океана. Норвегия же, какприарктическое государство, является полноправным претендентом на часть шельфаданного океана:
— с геополитической точки зрения страна является одним из главных участниковмеждународных отношений в Арктическом регионе. (Норвегия — член НАТО);
— разрабатывает соответствующие концептуальные программы защиты национальныхинтересов в регионе с обязательной привязкой их к интересам коллективнойбезопасности в рамках НАТО;
— готовится стать арктической супердержавой, присоединив к себе морскиепространства от береговой линии до Северного полюса, многократно превышающие еенынешнюю территорию;
— прилагает большие усилия к научно-исследовательскому обоснованию принадлежностисвоей стране спорных территорий;
— выступает за раздел по срединной линии, когда граница раздела проходит наравном удалении от береговых линий государств. При таком разделе в районеБаренцева моря образуется «свободная» акватория размером 175 тысяч километровквадратных, потенциально содержащая большие газовые месторождения (близместорождения Штокман). Эту территорию и пытается присоединить к себе Осло,зарезервировав национальное право на дальнейшее ее расширение на более позднемэтапе.
И, подводя вывод своейкурсовой работе, считаю важным отметить, что полярные исследования и открытиянорвежских путешественников XIX-XXвеков сыграли огромную роль для Норвегии XXIвека. Они способствовали завоеванию Норвежским государством международногоавторитета и уважения. Поэтому в немалой степени благодаря им сейчас Норвегиявоспринимается мировым сообществом как сильная, развитая северная страна, скоторой необходимо считаться при решении проблем, связанных с распределениемресурсов Арктики.
Список использованнойлитературы
1. АмундсенР.Плавание Северо-Западным проходом на судне «Йоа»: Пер. снорвежского. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2004. — 349 с.
2. АненнскаяА. Фритьоф Нансен и его путешествия в Гренландию и к северному полюсу. — 5-еизд. – М.,1922. — 365 c.
3. ВагнерБ. Б. Идущие к горизонту: В 2 кн.: Кн. 2: Путями великих мореплавателей. — М.:Флинта: Наука, 1999. — 304 с.
4. ВязовЕ. И. Руал Амундсен (1872-1928). – М.: Географгиз, 1955. — 40 c.
5. ДаниельсенР. История Норвегии: От викингов до наших дней: Пер. с англ. / РольфДаниельсен, Столе Дюрвик, Туре Гренли. – М.: Весь мир, 2003. — 515 c.
6. ДобровольскийА. Д. Фритьоф Нансен — выдающийся полярный иследователь. – М.: Знание, 1956. — 31 c.
7. КанА. С. История Скандинавских стран (Дания, Норвегия, Швеция): Учеб. пособие длявузов. – М.: Высшая школа, 1980. — 311 c.
8. КанА. С.История Норвегии/ А. С. Кан, А. Я. Гуревич, В. В. Рогинский. — М.: Наука,1980. — 710 c.
9. МагидовичИ. П. Очерки по истории географических открытий. – М.: Просвещение, 1967. — 714c.
10. НансенФ. Собрание сочинений: В 5 томах. М.: Географгиз, 1939—1940.
11. ЭнгельмейерА. К. По русскому и скандинавскому северу: путевые воспоминания: в четырехчастях. – М.: Типография Л. Лисснера и А. Гешеля, 1902. — 210 c.
Приложение 1
/>
Рис.1 Маршрутэкспедиции Фритьофа Нансена в Арктике[17]
норвежскийисследователь амундсен нансен
Приложение 2
/>
Рис.2 Карта Арктическихэкспедиций Руала Амундсена[18]
Приложение 3
/>
Рис.3 КартаАнтарктических экспедиций Руала Амундсена[19]