Реферат по предмету "География"


Демография в России и мире

Введение
Человек –гениальное существо, единственное творение природы, которое может думать,изобретать, работать, преображать мир. Все, что есть сейчас искусственного нанашей планете – все создано усилиями человека: само общество, среды егообитания, аспекты деятельности, весь искусственный материальный и духовный мир,которые позволяют человеку благополучно выживать – создавалось, создается ибудет создаваться человеком, другие создания на нашей планете на это неспособны.
Уникальностьчеловека в том, что он сам творит мир, в котором живет, старается, чтобы емубыло хорошо, комфортно в нем, чтобы он удовлетворял всем его желаниям итребованиям. Человек, таким образом, обладает способностью преображатьограниченные ресурсы, которые есть на нашей Земле, в блага, которыеудовлетворяют его потребности, а не просто потребляет их сырыми, как это делаютостальные организмы на планете. Он является одновременно и производителем ипотребителем этих благ.
Так как,человек – это единица, часть некой человеческой совокупности, то всевышесказанное касается и всего человечества и населения отдельных стран.
Населениевсего земного шара, страны, региона представляет собой главную производительнуюсилу общества, основу всего общественного производства, которое постоянновзаимодействия с природой, играет активную роль в ее преображении, оно такжеявляется главным производителем и потребителем всех создаваемых им материальныхблаг.
Население –главный ресурс мирового сообщества, так как является его основой. Вот почемучисленность человеческих ресурсов – важный и, скорее всего, первый факторразвития всего человечества и каждой страны по отдельности.
Численностьобладает явной способностью изменяться. Она может увеличиваться илиуменьшаться, в то же время она может быть достаточной, недостаточной илипревышать определенный лимит. Вышеуказанное свойство численности обычноназывают динамикой численности. Эта динамика численности присуща и человеческимресурсам.
Учитывая то,что население является главным производителем и потребителем материальных инематериальных благ, тем более важно учитывать численность человеческихресурсов, наблюдать за ее динамикой. Что благополучно осуществляется в мире –проводятся различного рода переписи населения и их анализ, которые выявляют тесамые показатели достаточности, недостаточности или переизбытка, увеличения илиуменьшения человеческих ресурсов для страны, региона или мира.
Почему такважны эти показатели? С одной стороны, они показывают территории с явнымпереизбытком человеческих ресурсов, а это чревато многими последствиями,особенно негативными, главные из них социально – экономические проблемы длястраны и региона, всего мира, в частности – проблема продовольствия и сырья,голод, болезни, нищета, недостаток рабочих мест, низкий уровень доходов, низкийуровень жизни.
С другойстороны, эти показатели выявляют нехватку человеческих ресурсов, а это тожечревато большими проблемами, такими как, недостаток рабочей силы, большаядемографическая нагрузка, недостаточное финансирование бюджета, которыйподдерживает всю структуру государства (армия, власть, здравоохранение,социальная защита, общественный порядок и пр.).
Двевышеперечисленные ситуации – это два основных направления динамики численностичеловеческих ресурсов, которые наблюдаются сейчас в мире. Второе направлениехарактерно для нашей России в данный момент. Понятно, что такие сложныепроблемы, связанные с динамикой численности человеческих ресурсов в мировомхозяйстве и в России в частности необходимо решать, что и делается на основеизучения этой динамики.
В даннойкурсовой работе ее автор также попытался проанализировать динамику численностичеловеческих ресурсов, прежде всего, конечно, в РФ и в мировом хозяйстве, атакже пути решения, корректировки сложившихся ситуаций, в процессе динамикичисленности человеческих ресурсов, которые предпринимаются в России и в миредля урегулирования социально – экономических проблем, обусловленных этойдинамикой численности человеческих ресурсов.
Для раскрытияданной темы использовалась следующая литература и информация: Меньшиков С.М.Новая экономика. Основы экономических знаний; Басовский Л.Е. Мировая экономика:Курс лекций; Остапенко Ю.М. Экономика труда; Сборник Современная экономика.Лекционный курс; Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономикаи международные экономические отношения; Макроэкономика под редакцией Н.П.Кетоловой; Экономика под редакцией Л.Е. Басовского; Курс экономики подредакцией Б.А. Райзберга; Скопин А.Ю. Введение в экономическую географию;Экономическая и социальная география. Кроме этого, использовалисьинформационные ресурсы общенационального периодического обозревателя всехглавных экономических, политических, социальных новшеств и событий в нашейстране – Российская газета и ее сайт в Интернете (www rg.ru), содержащийинформацию о новых законах и нормативных актах.

Глава 1. Естественноедвижение населения России, проблемы и их решение, аналогии с мировым хозяйством
Человеческиересурсы – самый главный вид ресурсов для человеческого сообщества. Как мыуказали во введении нашей курсовой работы, человек, человеческое сообществоглавные потому, что являются носителями социальной формы материи. Своим трудомлюди преобразуют в процессе производства материальных благ природную среду,создают искусственную среду обитания – «вторую природу». Человек, вооруженныйпроизводственными навыками, является важнейшим элементом производительных сил,приводя в движение предметы труда и пользуясь орудиями труда. Само производствоосуществляется для удовлетворения человеческих потребностей, в то же времяразвитие производительных сил включает в себя и физическое, и духовное развитиелюдей, воспроизводства ими потомства – потенциальных потребителей ипроизводителей материальных и духовных благ в будущем, или, наоборот, убыль ужесуществующих трудовых ресурсов, появление человеческих ресурсов из другихисточников.
Изучениемчеловеческих ресурсов и движением народонаселения (совокупности людей,находящихся в пределах определенной территории) занимается демография, наука озакономерностях процессов, происходящих в структуре, динамике и размещении народонаселения.
Цельюдемографических исследований экономики является анализ измененийнародонаселения на определенной территории. На базе этого анализаразрабатывается политика народонаселения, делаются прогнозные оценки измененийнародонаселения страны, региона и в рамках мировой экономики в целом.
Одним из важнейшихпоказателей демографии является численность населения, его количество наопределенной территории.
Дело в том,что особенностью населения является, то, что оно непрерывно возобновляется впроцессе воспроизводства жизни и находится в состоянии саморазвития, образуя, содной стороны, главный материальный компонент человеческого сообщества, субъектсоциальных связей, а с другой стороны – источник трудовых ресурсов и носительопределенных социально – экономических отношений.
Численностьнаселения постоянно изменяется и зависит, как мы только что указали, от важнойособенности – воспроизводства.
Воспроизводствонаселения обусловлено демографической ситуацией, которая определяетсяструктурой населения, характером его движения, видами, типами и режимомвоспроизводства.
Численностьчеловеческих ресурсов зависит в основном от естественного движения населения –следствие рождаемости и смертности людей.
Именно данныйвид воспроизводства населения, который влияет на его численность, мы ирассмотрим в данной главе нашей курсовой работы.
 
1.1Основные понятия демографии и динамики населения. Типы и особенностивоспроизводства человеческих ресурсов в мире
Естественное движениенаселения (естественное воспроизводство) – это совокупность процессоврождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечиваютбеспрерывное возобновление и смену людских поколений (К естественного прироста= К рождаемости – К смертности).
Показателиестественного движения населения в целом довольно инерционны, то есть устойчивыпо годам, поскольку определяются медленно изменяющимися факторами – структуройнаселения по полу и возрасту, уровнем экономического развития, образом жизни исоциально – культурными запросами населения.
При сильныхобщественных сдвигах они могут меняться и относительно быстро, особеннорождаемость, а при войнах, стихийных бедствиях – и смертность. Вспомнить хотябы Вторую мировую войну, которая унесла миллионы людей по всему миру.
Показателидинамики численности населения, зависящие от его естественного движения, служатиндикаторами экономического благополучия территории. Кратковременный спадрождаемости и рост смертности – результат экономического и социального кризиса.Длительная депопуляция почти всегда связанна с экономической депрессией. Абыстрый рост населения с высокой длительной рождаемостью – следствиеархаичности экономики, чем ее процветания. Он создает демографическоенапряжение, порождает избыточное давление на природные ресурсы, вызываетдефицит рабочих мест и в последующем – потоки эмигрантов.
Естественноедвижение населения осуществляется в трех основных режимах: расширенном, простоми узком.
Расширенноевоспроизводство – это превышение числа рождений над числом смертей.
Простоевоспроизводство – отсутствие прироста численности населения, когда числорождений равно числу смертей. При этом режиме воспроизводства образуетсячисленное равенство родительского и детского поколения.
Режимсуженного воспроизводства – депопуляция, когда число рождений меньше числасмертей.
Первый режимеще называют естественным приростом населения, второй – нулевым, а третий –естественной убылью населения.
Численностьнаселения любой страны растет благодаря тому, что средняя рождаемость превышаетсреднюю смертность.
Еслирассматривать весь мир, то за исключением периодов войн, эпидемий и голода,рождаемость слегка превышала смертность. Как правило, ежегодный приростнаселения достигает нескольких единиц на 1000, или 1 %.
В миренаблюдается два типа воспроизводства:
1. «Демографическаязима» — невысокие показатели рождаемости и смертности (естественный прирост -3,смертность – 10, рождаемость – 13), характерен для экономически развитых стран(Франция, Япония и т.д.).
2. «Демографическаявесна» — характеризуется высокой рождаемостью и естественным приростомнаселения (50 человек на 1000), распространен в развивающихся странах (страныАфрики, Латинской Америки, Южной и Юга – Восточной Азии).
Первый типможно еще назвать интенсивным. Он обусловлен повышением уровня и качества жизнилюдей, ростом доли пожилого населения и средней продолжительности жизни наоснове прогрессивных изменений в обществе.
Второй типназывают экстенсивным – когда наблюдается высокая рождаемость и естественныйприрост, преобладание в структуре населения молодой части, низкой доли старшегопоколения без качественных изменений в обществе и экономике. В целом, эторазвивающиеся страны, для которых характерны очень низкие общие коэффициентысмертности из – за молодой возрастной структуры. В то же время, уровеньполовозрастных показателей выше, чем в экономически развитых странах.
Быстроеувеличение численности в странах со вторым типом воспроизводства во второйполовине 20 века получило название «демографический взрыв». Темпы прироста вАфрике в 70 – 80 — е годы составили более 3 % (в то время в Европе – 0,5 %, а вСША – 1 %). Причем в наше время демографический взрыв в Африканских странахпродолжается. Прогнозируется увеличение населения и в зарубежной Азии, котораяна данный момент является самой населенной частью света. Еще в 1940 -1950 – хгодах ее население выросло на 10 %, в 1950 -1960 – х годах – на 21 %, в 1960 –1970 – х годах на 25 % (434 тыс. человек). В 1970 – 1980 – х годах числожителей в этом регионе возросло на 482 тысячи человек, а в 1970 – 1990 – хгодах – на 526 млн., что составило почти 2/3 мирового прироста. Если общеечисло населения земного шара будет также быстро расти, а образ деятельностичеловека не изменится, то, по утверждениям Национальной академии наук США иКоролевского общества Великобритании, человечество не сможет предотвратить какнеобратимого разрушения окружающей среды, так и обнищания значительной частинаселения планеты. А это однозначно будет происходить. По прогнозам ООНчисленность населения Земли составит — в 2010 году – 6985 млрд. человек, а к2115 – 7469 млрд. человек. Причем основной прирост численности человеческихресурсов будет за счет развивающихся стран, если опираться на следующиедемографические тенденции в современном мире:
1. ускоренныйрост населения земли из – за резкого снижения смертности (результат современныхдостижений в области медицины, повышения жизненного уровня);
2. высокийуровень рождаемости;
3. достижениедемографической зрелости большинством промышленных стран (низкий уровеньсмертности и рождаемости, низкий прирост населения), а в большинстве жеразвивающихся стран уровень рождаемости по-прежнему очень высок;
4. дляпромышленно развитых стран характерна устойчивая тенденция к старению населения,в то же время как для развивающихся стран высок удельный вес населениятрудоспособного возраста. Эта одна из причин большого прироста рабочей силы изразвивающихся стран.
Не труднодогадаться, что увеличение численности населения потребует новых площадей иресурсов для жизни. Тем более страшно становится за нашу Россию, в которойнаоборот наблюдается естественная убыль населения. Если ситуация, о которой мыпоговорим в следующем разделе нашей курсовой работы, не изменится, то нашимиресурсами и площадями будет пользоваться кто – то другой.
1.2 Показателиестественного движения человеческих ресурсов в России, аналогии с мировымхозяйством
 
1.2.1Ситуация рождаемости в Российской Федерации
Мы ужевыяснили, что численность человеческих ресурсов государства напрямую связанна срождаемостью и смертностью, характером воспроизводства населения.
Если средняярождаемость меньше средней смертности, то наблюдается естественная убыльнаселения (депопуляция).
Именно этот вариантвоспроизводства актуален для России в настоящее время.
Ни для когоуже не секрет, что Россия постепенно вымирает. С каждым годом нас становитсявсе меньше и меньше. Несколько десятилетий в России наблюдается специфическийтип воспроизводства со знаком минус – естественное сокращение населения. Так,если с 1983 по 1987 г. ежегодное число родившихся в России достигало 2,5 млн.человек (в республике Россия рождаемость падала все годы советской власти, аобщесоюзные статистические показатели держались на уровне за счетсреднеазиатских республик, только в первые 2 года в начале перестройки, числорождений превысило), то с 1988 по 1993 год это число сократилось до 1,4 млн.человек. В итоге превышение числа умерших над числом родившихся в РФ в 1992 г.составило 220 тыс. человек, в 1993 – 737 тыс. человек, а в 1994 г. – 920,2 тыс.человек. Если в 1992 г. среднегодовая численность населения России составляла148,3 млн. человек, то уже в 1996 г. она сократилась до 147,5 млн. человек,совсем недавняя перепись населения в начале 21 века показала цифру около 145млн. человек.
Такаяситуация грозит нам постепенным вымиранием русского народа. В последниедесятилетия Россия погружается в демографическую яму. Чем это грозит России,кроме как постепенным вымиранием русских?
Мы ужеговорили о том, что страна, ее общество, экономика, существуют только благодарялюдям, которые в ней живут. Вопрос о том, кто же будет населять Россию черезкаких – то 200 лет уже более, чем актуален. Безусловно, найдутся страны, люди,которых привлекут наши площади и богатство разнообразных ресурсов.
Кроме этойдолгосрочной и неутешительной перспективы, есть другие более насущные проблемы.Например, уже сейчас явно прослеживается тенденция нехватки рабочей силы,особенно физической, технологической направленности, хотя в России и 5 млн.безработных, но ощущается кадровый голод, не хватает именно рабочих профессий(строитель,сварщик, фрезировшик).
Появляетсябольшая диспропорция между экономически неактивным населением и экономическиактивным, то есть растет демографическая нагрузка на работающих граждан – кто –то должен пополнять бюджет, кормить детей и стариков, обеспечиватьгосударственные структуры страны.
Явно, что как– то необходимо выравнивать ситуацию, один из выходов – стимулированиерождаемости из вне с использованием социально – экономических стимулов. Еслиучитывать низкий уровень доходов и низкое качество жизни большинства россиян,увеличение «цены ребенка», возрастанием затрат на его обеспечение, то такоестимулирование – оптимальный вариант. Конечно, есть и другие факторы, которыевлияют на повышение рождаемости, например, культивирование идеи большой семьи,запрета на искусственное прерывание беременности на базе высокой культуры инравственности, но это все долгосрочные идеологические действия, и в принципеони уже осуществляются, но России же необходимо хорошо спланированноекомплексное государственное регулирование демографических показателей с упоромна социально – экономические стимулы, так как они наиболее эффективны внастоящее время именно для нашей страны. И такая демографическая политикаосуществляется в нашей стране и во многих других странах мира, именно об этоммы и поговорим в следующих разделах нашей курсовой работы.
 
1.2.2Демографическая политика
Демографическаяполитика – это система административных, экономических, пропагандистских идругих мероприятий, с помощью которой государство воздействует на естественноедвижение населения в желаемом для себя направлении.
Направлениедемографической политики зависит от демографической ситуации. Так, в странахпервого типа воспроизводства населения преобладает демографическая политика,направленная на повышение рождаемости и естественного прироста населения. Изстран Европы наиболее активно такую политику проводит Франция. Широкаяпрограмма планирования размеров семьи осуществляется в Японии.
Большинствостран второго типа воспроизводства в последние десятилетия стало осуществлятьдемографическую политику, направленную на сокращение рождаемости иестественного прироста населения. Наибольшие усилия в этой области прилагаютсамые большие страны мира по численности человеческих ресурсов — Китай и Индия.
В КонституцииКНР говорится о том, что супруги должны осуществлять плановое деторождение.Создан комитет по плановому деторождению, на рождение ребенка нужно получитьразрешение местных властей. Установлен более поздний срок вступления в брак. В периодучебы в институте браки, как правило, не разрешаются. Основной девиздемографической политики КНР «Одна семья – один ребенок». Осуществление этойполитики дало свои результаты.
Индия первойиз развивающихся стран еще в 1951 году приняла национальную программупланирования семьи в качестве официальной государственной политики. Былзначительно повышен возраст вступления в брак, пропагандируется семья изчетырех человек: «Нас двое – нам двоих». В результате этих мер рождаемость иестественный прирост несколько снизились, но тем не менее еще почти 1/5 всехноворожденных в мире – дети, появляющиеся на свет в Индии.
Существуеттакже международная демографическая полтика, которая обязана своим появлениемпроблемам «демографического взрыва».
Первыевсемирные конференции по народонаселению состоялись еще в далеком 1954 г.(первая — в Риме, вторая — в Белграде в 1965 г.). Многие страны уже тогданачали переходить к активной демографической политике, семейному планированиюдеторождения. В 1966 г. Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию понародонаселению и развитию, а в 1967 г. был образован ЮНФПА (Фонд ООН дляпоощрения деятельности в области народонаселения).
В 1974 году вБухаресте состоялась третья Всемирная конференция ООН по народонаселению, накоторой был принят «Всемирный план действий в области народонаселения» (ВПДН).Дальнейшее развитие он получил на четвертой конференции в Мехико в 1984 году.ВПДН исходил из важнейшего принципа тесной взаимосвязи между демографическими исоциально – экономическими процессами, он содержал много конкретныхрекомендаций по снижению рождаемости и смертности, содействию различным странамв решении их демографических проблем.
В 1989 г. вАмстердаме состоялся Международный форум «Народонаселение в 21 веке», которыйопределил ряд целей и программ в области народонаселения, включающие всеобщееснижение уровня рождаемости, сокращение ранних браков и подростковойбеременности, расширение использования средств контрацепции и т.д.
В 1992 г.мировая политика народонаселения обсуждалась на конференции ООН по окружающейсреде и развитию в Рио – де – Жанейро. Был сделан вывод, что решениемдемографических проблем в каждой стране должно стать составной частью еенациональной стратегии устойчивого развития. Каждая страна должна определитьсвои демографические цели и программы, исходящие из возможностейжизнеобеспечения растущего населения.
В сентябре1994 года в Каире состоялась пятая Всемирная конференция ООН понародонаселению. На ней был принят окончательный план «Программы действий»,которая должна определять политику народонаселения во всем мире на ближайшиедвадцать лет.
 
1.2.3Демографическая политика в России, стимулирование рождаемости социально –экономическими инструментами
Так, какнаправление демографической политики, как мы указали выше, зависит, прежде всего,от демографической ситуации, то понятно, что Россия в своей государственнойдемографической политике делает ставку на стимулирование рождаемости, которая унас очень низкая.
Резкийповорот в государственной политике в отношении семей с детьми произошел не такдавно.
Впервыекомплекс мер, направленных на поддержку семьи и стимулирование рождаемости,президент В.В. Путин сформулировал весной 2006 года в своем ПосланииФедеральному собранию. Вступили эти меры в силу с начала 2007 года.
Спустя годстало ясно, что эти меры действуют – рождаемость постепенно повышается.
Меры постимулированию рождаемости в нашей стране не похожи на меры по стимулированиюрождаемости в Европе, которая также страдает от демографического кризиса. Наевропейских женщин увеличение финансовой помощи и социальная защита недействуют, во многих странах Европы и так высокий уровень жизни, а дело все вкультуре потребительского общества и карьерных приоритетах. В России именноэкономические стимулы делают свое дело и пополняют запас человеческих ресурсов.
Послевыступления президента было разработано два федеральных закона, которыенаправлены на существенное улучшение демографической ситуации, рострождаемости, улучшение материального положения семей с детьми.
Былиувеличены размеры пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет для работающих инеработающих женщин.
Введеноединовременное пособие при всех формах устройства ребенка на воспитание взамещающую семью.
Установленановая мера государственной поддержки – предоставление материнского (семейного)капитала при рождении второго и последующих детей в размере 250 тысяч рублей.
Результаты незаставили себя ждать. С середины 2006 года ежемесячное число младенцев сталосущественно увеличиваться. Число рождений возросло с 123 тыс. детей в среднемза месяц в 2004 – 2006 г.г. до 133 тыс. детей в среднем за месяц в 2007 году. Ав октябре 2007 г. был установлен своеобразный рекорд – родилось более 154 тыс.детей. Население России увеличилось на 1,5 млн. человек (Источник: Росстат).
Для тогочтобы закрепить достигнутые результаты и не допустить снижения реального уровняденежных пособий семьям с детьми, разработан проект Федерального закона,предусматривающего введение механизма их индексации с учетом темпов инфляции.Ранее эти пособия не индексировались. В проекте закона предусмотрено ввестииндексацию в размере не ниже уровня инфляции, установленного федеральнымзаконом о федеральном бюджете на соответствующий год.
В связи суточнением прогноза уровня инфляции на 2008 – 2010 годы, предусматриваютсятакже увеличить размер материнского капитала с 250 тысяч до 267,5 тысяч, затемдо 271,25 тысяч в 2008 году, 290,24 – в 2009 году, 307,65 тысяч рублей – в 2010году. В уточненном федеральном бюджете на 2008 год и на плановый периодпредусматривается увеличить расходы на эти цели с 55 млрд. рублей до 55,8 млрд.рублей.
Вместе с темнеобходимо учитывать, что, по предварительным оценкам Пенсионного фонда РФ,численность граждан, желающих воспользоваться средствами материнского капиталав 2010 году, будет больше, чем прогнозировалось раньше при составленииФедерального бюджета на 2008 год и на плановый период до 2010 года.
Суммарасходов, по оценке Пенсионного фонда, составит 150,3 млрд. рублей, что на 95,3млрд. рублей больше, чем предусмотрено действующим бюджетом (Из докладаМинистра здравоохранения и социального развития, РГ № 32 от 14 февраля 2008).
Кромевышеуказанных законопроектов и реформ, связанных со стимулированиемрождаемости, введены еще и следующие новшества.
Введеныспециальные пособия для детей, чьи отцы ушли служить с 1 января 2008 года.Теперь беременные жены призывников смогут получать от государстваединовременную выплату в размере – 14 тысяч рублей, а после рождения ребенка имположена ежемесячная выплата в размере – 6 тысяч рублей. Введение новогопособия – материальная поддержка молодым семьям, в которых отец призван наслужбу и поэтому не может содержать жену и ребенка. Введение пособия тем болееважно, что теперь отменено большинство отсрочек, а поэтому солдат, успевшихобзавестись ребенком, станет больше. Соответствующий закон был подписан ещепрошлой осенью президентом Путиным, а в декабре правительство утвердилоизменения в «Положении о назначении и выплате государственных пособийгражданам, имеющих детей». В этом документе четко проговаривается, кто имеетправо на то или иное пособие, какие документы для этого понадобятся («РГ» № 8от 17 января 2008 г., «Солдатская прибавка»).
Кроме того,уже в новом году из Белого дома вышел пакет документов, определяющихфинансирование многочисленных социальных программ в регионах, которыеправительство также приняло в последние дни 2007 года. Речь о выделениисубсидий регионам из федерального бюджета на выплату единовременного пособия,которое выплачивается теперь не только при рождении ребенка, но и в том случае,если семья берет к себе малыша из детского дома. Это пособие составляет 8 тысячрублей.
Такжеопределенны размеры субсидий на содержание детей в семьях опекунов и приемныхсемьях. Из этих средств в регионах будут выплачиваться опекунам и приемнымродителям по 4 тысяч рублей в месяц на каждого взятого в семью ребенка, и,сверх того еще 2,5 тысячи рублей предназначаются в качестве оплаты трудаприемных родителей.
Еще пример, спрошлого года семьи стали получать компенсацию оплаты за детский сад(Российская газета № 32 от 14 февраля 2008 года).
В одном изсвоих последних выступлений В.В. Путин проронил фразу о необходимости создатьусловия для улучшения жилищных проблем в «соответствии с меняющейся ситуацией».Именно здесь в развязывании жилищного «узла» и кроется, наверное, следующийсерьезный резерв для младенческого бума (Российская газета № 14 от 24 января2008 года).
1.3 Продолжительностьжизни в России
Еще одинважный демографический показатель – продолжительность жизни человека.
Все страны попродолжительности жизни можно разделить на три группы:
1. государствас высокой продолжительностью жизни, в среднем не менее 70 лет. Это в основномстраны с развитой экономикой, высокими показателями ВВП на душу населения.
2. государствасо средним уровнем продолжительности жизни – 55 -70 лет.
3. государствас низкой продолжительностью жизни – ниже 55 лет (в основном страны Африки).
В Россиипродолжительность жизни средняя. По данным Всемирной организацииздравоохранения (Воз), век среднего мужчины в России в 2007 году составил 58,7года, а женщин – 71,8 года. По этому показателю наши представители сильногопола отстают от американских на 16 лет, а женщины – на 9 лет.
Россия неможет выйти в лидеры даже на постсоветском пространстве. Более того, в спискереспублик бывшего СССР по средней продолжительности жизни мы занимаем одно изпоследних мест, отставая даже от республик средней Азии. Хуже, чем у нас,показатели только у Казахстана, где продолжительность жизни мужчин и женщинсоставляет 58,6 и 69,7 года соответственно.
Причемсколько – нибудь заметной динамики исправления ситуации в последние годы невидно. По данным Воз, в 2004 году средняя продолжительность жизни составляла 65лет – примерно как и сейчас. У женщин этот показатель был равен 72 годам, умужчин – только 59 лет.
Мы вымираем,продолжительность жизни, согласно данным, приведенным в последнем докладе Воз осостоянии здравоохранения в мире, число жителей в России уменьшается на 0,3 % вгод и РФ входит в число 18 стран, население которых убывает. Статистикуподтверждает и Росстат. Согласно исследованиям данной организации, населениеРоссии ежегодно сокращается: в 2007 году – на 442 тысячи человек, в 2006 году –на 637 тысяч человек, в 2005 году – на 650 тысяч человек («РГ» № 262 от 22ноября 2007).
Примернотакая динамика наблюдается уже второе десятилетие.
Ясно, что и сэтой ситуацией необходимо бороться. Что и осуществляется в рамкахгосударственной демографической политики.
Недавно наежегодной пресс – конференции президент В.В. Путин выразил надежду на то, чтовсего за 12 лет, к 2020 году, в России средняя продолжительность жизниувеличится до 75 лет, то есть до средних европейских показателей (там же).
Программы поувеличению продолжительности жизни в России уже действуют. Два последних годадемографов порадовали – в 2006 году впервые за последние годы былозафиксировано снижение смертности, а 2007 год стал рекордсменом, как мыуказывали выше, по приросту рождаемости. Тем не менее, пока в Россиичеловеческий дебет с кредитом не сходятся – умирают все же больше, чемпоявляются на свет. Чтобы понять, в каком направлении действовать дляувеличения продолжительности жизни, были проанализированы основные причинысмертности граждан России. Выяснились следующие закономерности. В России традиционноумирают от неестественных причин, причем не редко в относительно молодомвозрасте.
На первомместе по заболеваемости – недуги сердца и сосудов, эта причина практическикаждой второй смерти, следом идет онкология, внутренние болезни, некоторыеинфекции, которые для развитых, мягко говоря, не характерны. Например, оттуберкулеза, особенно тюремного, ежегодно погибает почти столько же людей, чтои в ДТП.
Поэтомуразвитие медицины, особенно в части диагностики и раннего выявления сердечно –сосудистых заболеваний, онкологии, инфекций, может серьезно улучшить положение,не менее важно и развитие высокой медицины.
Ногосударством задача ставится гораздо шире: речь идет не только о том, чтобысерьезно укрепить некоторые направления здравоохранения, но и о систематичномизменении организации всех уровней медицинской помощи.
Принятые мерыи планы в данной области следующие:
врачам сталиплатить больше – на дополнительную медицинскую помощь, оказываемую участковымиврачами, врачами – терапевтами, врачами – педиатрами, врачами общей практики иих медсестрам и федеральным учреждениям здравоохранения ведомственногоподчинения в 2008 и 2009 годах будут направляться средства из федеральногобюджета («РГ» № 278 от 12.12.07). За оказание дополнительной медицинской помощиучастковым врачам, врачам – терапевтам, врачам – педиатрам, врачам общейпрактики будет выплачиваться 10 тысяч рублей в месяц, а их медсестрам – 5 тысячрублей в месяц (там же).
Благодаряреализации приоритетного национального проекта «Здоровье» рождаемость вырослана 8 % и на треть снизилась естественная убыль населения. Закуплено ипоставлено в медицинские учреждения свыше 40 тысяч единиц диагностическогооборудования, более 13 тысяч автомашин пополнили парк «скорой помощи».Программой «Родовой сертификат» охвачено 92 % рожениц, оплачена медицинскаяпомощь 1,3 млн. женщин, а также свыше 300 тысяч детей (там же).
Дополнительнуюдиспансеризацию и углубленные медицинские осмотры за 2 года прошли 10,6 млн.человек. В регионах РФ построены и готовятся к открытию федеральные центрывысоких медицинских технологий. Почти в 1,6 раза была повышена заработная платадля 690 тысяч медработников первичного звена (там же).
По сообщениюМинистра здравоохранения и социального развития, приоритетом работы нацпроекта« Здоровье» на 2008 – 2010 г.г. станет уменьшение смертности от «управляемыхпричин» — в первую очередь от сердечно – сосудистых заболеваний, напрофилактику и борьбу с болезнями сердца и сосудов будет направленно вближайшие 2 года — 8 миллиардов рублей (там же).
Что касаетсянеестественных причин высокой смертности, здесь лидируют: алкоголь, большоеколичество несчастных случаев, прежде всего на дороге, убийства и самоубийства.
Алкогольнуюсмертность некоторые демографы связывают с самым высоким в мире потреблениемлегальных и нелегальных крепких напитков. Любопытно, что ликвидация толькоодной (!) этой причины покрыла бы собой большую часть разрыва междурождаемостью и смертностью,, обуславливающего депопуляцию России. Тем более,что с повышенным употреблением спиртного тесно увязана смертность от другихпричин – травм, полученных в авариях и на производстве, убийств и самоубийств. Инфарктыи инсульты тоже нередко случаются после неумеренного возлияния.
С подпольнымпроизводством алкоголя государство активно борется. В 2006 году вступили в силупоправки о госрегулировании производства и оборота алкогольсодержащейпродукции, ужесточились правила производства и продажи спиртного. Произошласмена акцизных марок и внедрена ЕГАИС. Закрылась масса мелких торговых точек,не брезговавших продажей «паленной» водки. Результаты появились незамедлительно– смертность уменьшилась сразу примерно на 150 тысяч человек.
Разработана ипрограмма, которая должна улучшить ситуацию на дорогах. Так, резкое ужесточениенаказаний за нарушение водителями правил движения уже принесло первыерезультаты. В дополнение начинается реформа системы оказания медицинской помощипострадавшим в авариях. Для того, чтобы оперативно оказывать помощь пострадавшимв ДТП, медучреждения, расположенные вдоль 7 главных федеральных трасс, будут вприоритетном порядке поставлять новое оборудование(www rg.ru: сборник новыезаконы и нормативные акты).
 
1.4Старение населения и пенсия
Как мыуказывали в разделе Рождаемость и Смертность, государство пытается бороться сдемографическим кризисом путем стимулирования рождаемости и сокращениясмертности. Но в России существует еще очень важная проблема, связанная сдемографической динамикой – старение населения. С каждым годом стариков вРоссии все больше и больше, а трудоспособного населения все меньше, а ведь кто– то должен кормить этих стариков, заботится о детях, так как те дети, которыерождаются сейчас станут экономически активны минимум через 15 лет. Как видно,реформы по стимулированию рождаемости – это долгосрочные инвестиции государства,а что сейчас делает государство в борьбе с этой проблемой?
Надсохранением достойного уровня пенсий бьются сегодня практически все развитыестраны, поскольку проблема старения населения общая для всех.
Наиболеераспространенный способ уменьшить расходы государства на пенсионеров – повыситьпенсионный возраст, к чему в последнее время прибегли Франция, Италия, а вближайшие годы собирается сделать то же самое, Швеция, США, Великобритания,Чехия. Россия от этого способа отказалась – не та продолжительность жизни издоровье жителей страны.
В данныймомент Россия пытается выработать свою модель усиления пенсионной системыстраны.
С 2002 годадействует пенсионная реформа, в соответствии с которой трудовая пенсия стала состоятьиз трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом, если заназначение и выплату первых двух отвечает государство, и выплачиваются они посолидарному принципу, то накопительная часть персонифицирована, это – личныеденьги. Сумма пенсионных взносов, которые идут на накопительную часть,фиксируется в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного,и будущий пенсионер каждый год получает информацию из Пенсионного фонда о том,сколько денег у него накопилось. Кроме того, эти средства инвестируются длятого, чтобы получить дополнительный доход, именно работник решает, кто будетзаниматься размещением его накоплений – государственная управляющая компанияили одна из частных управляющих компаний. Возможен и третий вариант –пенсионные накопления передаются в один из НПФ (сборник новые законы инормативные акты).
Работникможет получить свои накопления только после того, как выходит на пенсию – ввиде ежемесячной прибавки к базовой и страховой частям пенсионных выплат(тамже).
В этом жезаконе была установлена норма, которая гарантировала право на получениепенсионного накопления наследниками, если человек умирает, не успев оформитьпенсию, но до недавнего времени она не выполнялась, потому что не былонеобходимого подзаконного акта, который установил бы четкий порядок оформлениявыплат этих средств. Теперь соответствующее правило утверждено Правительством,то есть теперь пенсия может передаваться по наследству («Пенсии по наследству»,«РГ» от 15 ноября 2007, № 256).
Кроме этого,В.В. Путин поставил задачу об увеличении пенсий до 40 % от заработной платы,такой уровень замещения пенсией утраченного заработка рекомендован 102 – йКонвенцией МОТ(«Сверхдоходы на старость», «РГ» № 274 от 6 декабря 2007 года).
Эта задачапредполагает ликвидацию бедности среди пенсионеров.
В течениипоследних лет зарплаты в среднем растут в стране быстрее, чем происходитиндексация пенсий. В результате коэффициент замещения пенсией утраченногозаработка постоянно падает и составляет сейчас порядка 25 процентов. Опережающееповышение базовой части пенсии, повышая средний уровень трудовой пенсии в целомпо стране, не решается вопрос с работниками, имеющими зарплату выше средней.Таким работникам после выхода на пенсию будет очень трудно приспособится кновым условиям дохода, если он уменьшается сразу в несколько раз. Это настоящийпотребительский шок и сильнейший стресс (там же).
Эти проблемынеобходимо решать, искать дополнительные источники финансирования пенсионнойсистемы. Найдутся они или нет – вопрос времени. Но провести одномоментнуюдвукратную индексацию невозможно, потому что возникает угроза колоссальныхэкономических диспропорций: возникает значительный дефицит средств вФедеральном бюджете, либо придется сократить расходы по другим статьям.

Глава 2.Механическое движение человеческих ресурсов
Численностьчеловеческих ресурсов увеличивается или уменьшается не только за счетестественного движения населения, но также распространено увеличение илиуменьшение численности населения благодаря механическому движению населения. Иесли численность населения Земли в целом зависит только от показателейестественного воспроизводства народонаселения, то на численность населенияотдельных стран, регионов Земли, государств влияет именно вышеуказанныйдемографический показатель – механическое движение населения или миграция.
Главноесвойство миграции то, что она увеличивает не только просто численностьнаселения в определенных странах, но и увеличивает численность трудовыхресурсов. Безусловно, бывают разные виды миграций, но миграция рабочей силы насегодняшний день — основная.
Миграциянеординарное явление. У нее есть положительные и отрицательные стороны, которыевлияют на общественные, экономические, политические, культурные аспекты встране.
Кположительным сторонам миграции можно отнести увеличение численностичеловеческих ресурсов государства, трудоспособного населения, налоговых ивообще бюджетных поступлений, если страна малонаселенна.
Котрицательным сторонам миграции можно отнести безработицу, правовуюнезащищенность, нелегальную иммиграцию, межнациональные розни и расовуюнетерпимость, поэтому любая миграция требует тщательного регулирования.
Всевышеперечисленные аспекты мы и рассмотрим далее в нашей курсовой работе, темболее в последнее время наша страна увеличивает численность человеческих именноза счет иммиграции, особенно пополняет запасы трудовой силы, поэтому всеперечисленное ее тоже касается.

2.1 Общиепонятия миграции
Общее понятиемиграции звучит следующим образом. Миграция – это перемещение людей черезграницы тех или иных государств или внутри страны, перемена места постоянногожительства навсегда или на более длительное время.
Бываютследующие типы миграций:
— добровольная – перемещение добровольно покидающих старое место своегопроживания и переезжающих на новое место жительства;
— вынужденная– перемещение с целью поиска убежища;
— насильственная – депортация;
— внешняя –это эмиграция – выезд, иммиграция – въезд;
— внутренняя– перемещение в пределах страны;
— возвратная– иммигранты возвращаются в свою страну;
— безвозвратная – остаются в новой стране навсегда;
— законная –в соответствии с законом;
-незаконная –въезд без оформления.
И конечно жетрудовая миграция, которая нас и интересует.
По мереглобализации мировой экономики все более важным фактором экономического,социального, демографического развития многих стран становится международнаямиграция рабочей силы, которая создает возможность функционирования мировогорынка труда. Это один из наиболее сложных элементов международных экономическихотношений, поскольку его объектом являются человеческие ресурсы, что определяетсложность и остроту проблем, возникающих в связи с международной миграцией.
Миграциярабочей силы – это процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны вдругую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране проживания,определяется соотношением спроса и предложения на рынке труда. Процессымиграции можно анализировать на основе экономического подхода подобно процессамперемещения капитала. Однако помимо экономических мотивов международнаямиграция обуславливается соображениями политического, социального, этнического,культурного и семейного характера.
Международнаямиграция включает две основные составляющие:
— эмиграцию –выезд из страны постоянного проживания на постоянное место жительства в другую;
— иммиграцию– въезд в страну на постоянное место жительства;
— плюс –репатриация – возвращение в страну происхождения ранее выехавших граждан.
Мигрантыделятся на пять основных категорий:
1. иммигрантылегально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимаютиммигрантов, последние 20 лет прошлого века – были периодом с высоким уровнемиммиграции;
2. работники– мигранты по контракту. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы.Договоры о приеме на основе контракта заключаются со странами, имеющими избытокрабочей силы (со стран Азии, ближайшие к Европе);
3. нелегальныеиммигранты. Почти во всех индустриальных странах имеются нелегальныеиммигранты. Часть из них проникает через границу, другие остаются в чужойстране с просроченными визами. Обычно они замещают самые дешевые рабочие места;
4. лица,просящие убежища;
5. беженцы.
Международнаямиграция рабочей силы – это процесс, присущий рыночной экономике. Он подобендвижению капитала в ходе развития внешних экономических связей и международнойэкономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с законами рынка«ищут» наиболее выгодное перемещение, дающее максимальную эффективность. Но,сопоставляя человеческие ресурсы с другими видами ресурсов на международныхрынках, важно учитывать их особенности. Они отражают специфику товара рабочейсилы, который является не только объектом, но и субъектом международнойэкономики. Кроме того, процессы международной миграции оказывают многоплановоесоциальное, демографическое и социально – психологическое влияние как на страны– доноры – источники миграционных потоков, так и на принимающие страны.
О том, какиестраны являются странами – донорами и принимающими странами и о влияниимиграции на эти страны мы рассмотрим в следующих разделах нашей курсовойработы.
 
2.2Основные центры притяжения миграционных потоков и страны – доноры
По мере ростаинтернационализации экономики значение международной миграции возрастает.Основной поток международной миграции в последние десятилетия установился вСША. Уже 1970 г.г. число легальных иммигрантов составляло 4,5 млн. человек, 20% от прироста населения, а в 1990 г.г. – 6 млн. легальных иммигрантов и 2 млн.нелегальных, что составило 39 % от прироста населения.
Еще одинцентр притяжения мигрантов – Западная Европа. Среднегодовой поток иммигрантовздесь составляет – 600 тыс. человек, а с учетом членов семей – 1,3 млн.человек. Лидерство по масштабам миграции принадлежит – Германии, Франции,Британии. Региональным центром притяжения миграции также является Австралия, ав последнее время и Россия.
Для различныхпринимающих стран существуют различные источники миграционных потоков, хотя вомногих случаях они совпадают. Это обусловлено с одной стороны, той ролью,которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которыеона имеет, а с другой       стороны, историческими, политическими,этническими, географическими связями между принимающей страной и страной –донором. В связи с этим наблюдается сдвиги в географических потоках современнойиммиграции. Так, в 1960 – х годах основными источниками мигрантов для США былиКанада и Западная Европа, откуда прибыло 79 % мигрантов. В 1970-90-х годах доминировалиЛатинская Америка и Азия.
Насегодняшний день основными источниками миграционных потоков для Западной Европыслужат страны Африки и Зарубежной Азии, не отстает и Восточная Европа. Китайвообще в последнее время является универсальной страной – донором. Китайцевможно встретить как в Европе, США, так и в России.
 
2.3 Последствиямеждународной миграции рабочей силы
Международнаямиграция рабочей силы – это не только экономическое, но и сложное политическоеи социально – экономическое явление. Она влияет не только на состав трудовыхресурсов как стран – доноров, так и принимающих стран, но и создает новуюситуацию на рынке труда, привносит немало изменений в социальную и политическуюжизнь многих принимающих стран. Иммиграция, в частности создает ряд проблем,связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиямииммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеютсяпрактически во всех принимающих странах.
Последствиямеждународной миграции для принимающих стран многообразны. Хорошо известенпример положительного влияния процесса «утечки мозгов» для экономики США. Вчастности, на рынке труда США в 1980 –х годах 40 % докторов наук в областитехники, прикладной математики, связанной с компьютерным программным обеспечением,были иммигрантами из разных стран, 25 % преподаватели технических дисциплин ввузах также были иммигрантами. В середине 1990 – х годов в США проживало болеемлн. иммигрантов. Они зарабатывали 240 млрд. долл., платили налоги в размере 90млрд. долл., тогда как ежегодно тратили на социальное вспомоществованиеиммигрантов 5 млрд. долл. Очевидна положительная роль иммигрантов в экономикестраны даже в оценке доходов и расходов бюджета. Неизмеримо выше тот вклад,который вносят высококвалифицированные специалисты – иммигранты в развитиеамериканской науки, техники, медицины, культуры и искусства.
Последствиямиграции для стран – доноров следующие. Общеизвестно, что многие ученные изразвивающихся стран, повысивших свою квалификацию и поработав в США и другихразвитых странах вернулись на родину, положив начало отечественным наукам инаправлениям. Получив образование и улучшив материальное положение,возвращаются не только ученные, но и представители других профессий (менеджеры,врачи, инженеры, квалифицированные рабочие). Возвратились на родину многиекитайцы, корейцы, югославы, индийцы и др., став носителями новых квалификаций,принеся достаток семьям. Важная проблема стран – доноров – создание условий дляреализации потенциальных кадров, нормальных условий их работы и жизни.
Огромнаяпроблема как для стран – доноров, так и для принимающих стран – нелегальнаяиммиграция. Нигде не зарегистрированные рабочие используются в качестве дешевойрабочей силы. Они не платят налоги, увозят огромные деньги из страны,государство тратит большие средства на борьбу с нелегальными иммигрантами – напоиск, арест, депортацию. Такие мигранты никак не защищены – не имеютопределенного правового статуса, социальной и медицинской защиты.
В связи свышеуказанным, ясно, что необходимо регулировать миграцию. Именно этому вопросуи будет посвящен следующий раздел курсовой работы.
 

2.4 Регулированиемеждународной миграции
Процессмеждународной миграции рабочей силы и населения регулируется национальнымзаконодательством стран и международными правовыми актами. В законодательственаходят отражение две известные тенденции: к либерализации торговли исвободному перемещению трудовых ресурсов и населения, к протекционизму иограничениям международной миграции.
Национальнаямиграционная политика, которая вырабатывается в каждой стране, представляетсобой комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных нарегулирование въезда и выезда из страны, предоставление и лишение гражданстваили иного статуса проживания в стране, использование иностранной рабочей силы,а также создания системы социальной защиты работников – мигрантов в период ихработы за рубежом, регламентацию потоков беженцев и их социальной защиты. Сцелью недопущения неконтролируемого влияния международной миграции насоциальную обстановку и рынки труда большинство развитых стран проводят протекционистскуюмиграционную политику, призванную защищать интересы своего населения. так, вСША по закону об иммиграции, вступившему в 1990 году, начиная с 1995 года в странуежегодно допускается не более 675 тыс. человек, для работников – 140 тысяч.
С ростомполитической и демографической нестабильности в мире с усложнением процессаадаптации и трудоустройства иммигрантов многие Европейские страны такжеужесточили иммиграционное законодательство. Так, в 1993 году Франция ограничилавъезд новых иммигрантов, Германия прекратила предоставлять в общем порядке видна жительство претендентам на въезд, а также гражданство детям работающих поконтракту мигрантов. Ранее аналогичные изменения в иммиграционномзаконодательстве ввели Австрия, Италия, Испания, Португалия. Эти меры связанныс политическими изменениями в Восточной Европе, войной в бывшей Югославии,распадом СССР и ухудшением экономического статуса в этих странах, а также ростомнаселения в странах Африки, Зарубежной Азии, Китая.
Кромедействия национальной миграционной политики отдельных стран существует имеждународная миграционная политика.
Такмеждународные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человек, принятаяООН 20 декабря 1948 г., объявляют свободный выбор места жительства и работы вкачестве основополагающих прав человека. Вместе с тем, международные правовыеакты, регулирующие процессы миграции между странами- участницами соглашений, атакже с третьими странами, как правило, устанавливают либеральные нормыперемещения населения и рабочей силы. В их числе Римский договор 1957 года, вступившийв силу в 1968г., предоставил гражданам стран членов ЕС право поиска работы вграницах сообщества. Шенгенское соглашение 1985 г., вступившее в силу в 1993г., установило единые визовые правила въезда в страны – участницы соглашения. АДублинская конвенция 1990 г. установила правила предоставления убежища.
 
2.5 Россияв мировых миграционных потоках
В последниедесятилетия Россия, скорее всего, является принимающей страной для иммигрантов,нежели страной – донором, но все же эмиграция из России имеет место.
Выезд изРоссии не стал массовым явлением – так, например, среднегодовая численностьэмигрантов в первой половине 90 – х годов составляла 100-105 тыс. человек, ноэта цифра не включает выезжающих на временную работу, который частоосуществляется без оформления необходимых документов. Но по официальным данным,численность российских трудоустроенных за границей при посредничествеФедеральной миграционной службы, очень не велика, например, в 1994 г. онасоставляла 8083 человека. Реальные миграционные потоки многократно превышаютданные о трудоустройстве указанной службы. Попытки регламентировать трудовуюмиграцию с помощью межправительственных соглашений серьезного влияния на данныйпроцесс не имеют. Так соглашение с Финляндией и Бельгией предоставило Россииежегодную квоту в размере 5000 человек, но число мигрантов, например, в 1994 г.превысило 230 тыс. человек.
Были периодымассовой эмиграции, когда русские люди тысячами уезжали в США, Германию,Израиль, на данный момент эти потоки намного уменьшились. Проблема «утечкимозгов» в наше время не кажется такой серьезной.
Серьезныепоследствия влечет за собой скорее процесс иммиграции, главным образом из странближнего зарубежья. Все еще актуально возвращение этнических россиян из странСНГ, который требует гигантских затрат на их обустройство, социальную помощь.
Явнопроявляет себя иммиграция из Средней Азии, стран СНГ. Безусловно, она такженосит противоречивый характер: с одной стороны – восполняется нехватка рабочейсилы, но с другой стороны появляется масса социально – экономических проблем,связанных с миграцией. О том, как регулируется иммиграция рабочей силы, какиеинструменты используются для этого, мы и поговорим в следующем разделе курсовойработы.
2.6Регулирование иммиграции рабочей силы в России
Правительстворешило объединить проблемы иммиграции и демографический кризис. Ведь иммиграцияпозволяет увеличить численность человеческих ресурсов, но и здесь необходимосвое регулирование, что и осуществляет государственная власть.
В этом годусущественно изменены параметры квот на иностранную рабочую силу. Кроме того,впервые выдача разрешений на работу будет осуществляться с учетом профессий иквалификаций, необходимых нашей экономике («РГ» № 4 от 12.01.2008 г.)
Как известно,иностранцы, приезжающие в Россию из стран с визовым режимом и безвизовымрежимом, имеют различный правовой статус, и квоты для тех и других определяютсяотдельно. Иностранцы, приезжающие по визе, должны иметь на руках приглашение навъезд в страну в целях осуществления трудовой деятельности. Таких приглашений вэтом году будет выдано в два с лишним раза больше, чем в прошлом году, а именно– 672 тысячи 304. Вместе с тем сокращается квота для безвизовиков (из странСНГ, за исключением Туркменистана и Грузии) (там же).
Всего жеразрешения на работу получат 1млн. 828 тыс. 245 человек. Выдаваться они будутне всем желающим, а в соответствии с утвержденным перечнем профессионально –квалификационных групп. Самая большая потребность, а соответственно большаяквота — для рабочих, занятых на горных, горно – капитальных, на строительно –монтажных, ремонтно – строительных работах. Сюда привлекут почти 600 тыс.гастарбайтеров. Неквалифицированных рабочих, общих для всех отраслей экономики,примут около 270 тыс. требуется также много водителей и машинистов подвижногооборудования – 150 тысяч («Каких иноспециалистов нам не хватает», «РГ» № 8 от17.01.2008).
Ужесточилисьмеры по регулированию найма иностранных работников российскими работодателями.Особенно борьба с наймом нелегальных иммигрантов на работу, это касается ичастных лиц наряду с юридическими (www rg.ru. Сборник новые законы инормативные акты).
По оценкамФМС, у частников трудится около 40 % нелегалов. В основном нянями, садовниками,сторожами, занимаются строительно – монтажными работами. Все на уровне устныхдоговоренностей и за наличный расчет.
Некоторыеграждане, пользующиеся услугами гастарбайтеров, и не подозревают. Что ониявляются такими же работодателями, как любое юридическое лицо, и обязаныоформить свои отношения с иностранным работником официально. Статья № 13 законао правовом положении иностранных граждан прямо говорит: работодателем являетсяфизическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешениена привлечение и использование труда иностранных работников и использующее ихтруд.
Дляоформления трудовых отношений с иностранным работником, физическое июридическое лицо обязано заплатить налоги.
Если припроверке обнаружится, что работодатель работает с иностранцем без оформленияэтих отношений должным образом, к нему применят суровое наказание всоответствии с кодексом об административных правонарушениях.
За найм иностранца,не имеющего разрешения на работу, как и привлечение «визового» гастарбайтера,не получив предварительного на это разрешения, работодатель – частное лицорискует заплатить штраф от 2 до 5 тысяч рублей, должностное лицо – от 25 до 50тысяч рублей, юридическое – от 250 до 800 тысяч рублей, либо его ждетадминистративное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
За неуведомление территориальных органов миграционной службы, налоговой и службызанятости населения можно потерять от 2 до 5 тыс. – если частное лицо, от 35 до50 тыс. – должностное лицо, от 400 до 800 тыс. – если юридическое. Дляиностранцев, трудящихся без разрешения на работу, также предусмотренонаказание. Нелегального гастарбайтера ждет штраф в размере от 2 до 5 тыс. рублейс административным выдворением за пределы России в самых тяжелых случаях («РГ»№ 20, «Моя нелегальная няня», 31.01.2008).
Проблемамиграции для России и других стран тесно связана с санитарно –эпидемиологической проблемой.
Мигрантов всебольше и больше, они живут в жутких санитарных условиях и это нередкостановится причиной распространения инфекций, порой очень опасных. В связи сэтим государством было введено постановление Главного санитарного врача РФ «Оборганизации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц безгражданства».
Заодиннадцать месяцев прошлого года медики освидетельствовали 600 тыс. безвизовыхмигрантов. Итог не требует комментариев: выявлено 1615 вичинфицированных, 3058больных туберкулезом, 7989 – тех, кто страдает различными видами венерическихзаболеваний (там же).

Заключение
Итак, мызакончили рассматривать тему нашей курсовой работы, в ее рамках мыпроанализировали динамику численности человеческих ресурсов в России и мировомхозяйстве, способы ее регулирования. Теперь сделаем обобщающие выводы.
Главнаяпроблема, существующая в мире и связанная с динамикой численности человеческихресурсов, заключается в неравномерности этой динамики – в одних странахощущается явный переизбыток человеческих ресурсов из – за высокогоестественного прироста, в других – недостаток человеческих ресурсов из –занизкого естественного прироста. К первому виду стран относятся в основномразвивающиеся страны, где очень высокая рождаемость, но небольшаяпродолжительность жизни. Это объясняется низким качеством жизни населенияданных стран: низкие показатели темпов экономического развития, ВНП на душунаселения, высокий уровень безработицы, низкая вероятность трудоустройства,мизерная величина прожиточного минимума, огромная доля семей, находящихся нижеуровня прожиточного минимума, низкая обеспеченность жильем.
Втораяситуация актуальна для развитых стран, для которых характерна средняярождаемость и высокая продолжительность жизни. Дело в том, что всевышеуказанные характеристики качества жизни в этих странах гораздо выше. Явнопрослеживается и то, что таких стран меньше, чем предыдущих. Получается, чтобольшинство населения земного шара испытывают нехватку материальных благ, еслирассматривать человека с точки зрения главного потребителя, и также нехваткурабочих мест, если рассматривать человека с точки зрения производителя.Неудивительно, что многие люди из этих стран принимают решение о миграции, и впоисках благосостояния, безопасности, свободы, самореализации, здоровья и болеевысокой продолжительности жизни устремляются туда, где лучше. Желание такихлюдей обоснованно, но и можно понять тревогу принимающих стран, которыесталкиваются из – за иммиграции с массой социально – экономических проблем.Естественно, в связи с этим, динамика численности человеческих ресурсов нуждаетсяв регулировании, и она осуществляется в рамках государственных программ –макрорегулирование и в международных рамках. И это, на мой взгляд правильно.Все – таки необходимо стремиться к тому, чтобы все люди жили достойно.

Списоклитературы
 
1. АкоповаЕ.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международныеэкономические отношения. Ростов – на – Дону: «Феникс», 2001 – 416 с.
2. БасовскийЛ.Е. Мировая экономика: Курс лекций. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 208 с.
3. Курсэкономики: Учебник/ Под редакцией Б. А. Райзберга. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 716с.
4. Макроэкономика/ Под редакцией Н.П. Кетеловой. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2004. – 384 с.
5. МеньшиковС.М. Новая экономика. Основы экономических знаний. Учебное пособие. – М.:Международные отношения, 1999. – 400 с.
6. ОстапенкоЮ.М. Экономика труда: Учебное пособие.- М.: ИНФРА – М, 2006. – 268 с.
7. «РГ»№8 от 17.01.08
8. «РГ»№ 32 от 14.01.08
9. «РГ»№ 14 от 21.01.08
10.  «РГ» № 262 от 22.11.07
11.  «РГ» № 278 от 12.12.07
12.  «РГ» № 256 от 15.11.07
13.  «РГ» № 274 от 06.12.07
14.  «РГ» № 4 от 12.01.08
15.  «РГ» № 8 от 17.01.08
16.  «РГ» № 20 от 31.01.08
17.  Современная экономика.Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. Ростов на/Д: «Феникс», 2006. –416 с.
18.  Скопин А.Ю. Введение вэкономическую географию: Базовый курс для экономистов, менеджеров, географов ирегионоведов: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 272 с.
19.  Экономика: Учебник/ Подредакцией Л.Е. Басовского. – М.: ИНФРА – М, 2002. — 256 с.
20.  Экономическая исоциальная география: Основы науки. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 400 с.
21.  www rg. ru.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Екологічні напрями виробництва кисломолочних напоїв на ВАТ Віта м Біла Церква
Реферат МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль»
Реферат А. Л. Кузеванова // Вопросы культурологии. 2009. №11 (ноябрь). C. 49-52
Реферат Факторы производства: определение и классификация
Реферат Исторические экскурсы в курсе алгебры 7 класса как средство развития познавательного интереса
Реферат Документирование хозяйственных операций в торговле
Реферат Учет облигационных займов
Реферат Учет внебюджетных средств, принадлежащих бюджетным организациям
Реферат Феодализм в Европе (доXIV в.)
Реферат История становления кусинского предпринимательства
Реферат Особенности учета операций со связанными сторонами: советы аудитора
Реферат Профилактика и лечебная медицина при спаечной болезни
Реферат Ученье в долг
Реферат Брак и кошелек
Реферат Кукольные инвестиции