--PAGE_BREAK--
2.Особенности территориальной организации производства
2.1.Роль восточных районов страны и европейского Севера в развитии отраслей
Лесные ресурсы — важнейшее богатство Европейского Севера, Восточно — Сибирского и Дальневосточного макрорегионов. Лесная промышленность получила широкое развитие в регионах, что связано с их богатейшими лесными ресурсами.
Северный макрорегион — новое «лицо» Европейского Севера. Это крупная природно-ресурсная кладовая, относительно близко расположенная от центральных районов и лучше освоенная, чем Азиатский Север.
Важнейшей отраслью является лесная промышленность, представляющая сложный многоотраслевой комплекс с высоким уровнем специализации в России и ближнем зарубежье. Среди отраслей промышленности района она стоит на первом – втором месте по промышленно-производственным основным фондам, производству продукции по стоимости и численности промышленно — производственного персонала. Север играет ведущую роль среди экономических районов России по объему вывозки деловой древесины, производству пиломатериалов и бумаги. Высокого уровня достигли фанерное производство, стандартное домостроение. На долю района приходится 25% производства деловой древесины, 16% пиломатериалов, 56-57% бумаги и целлюлозы в Российской Федерации.
Одной из главных особенностей развития этой отрасли является глубокая химическая и механическая переработка древесины мощными современными предприятиями. К ним относятся Кондопожский, Архангельский, Соломбальский, Котласский целлюлозно-бумажные комбинаты, предприятия лесопиления химической переработки древесины Архангельска. Половина производства приходится на Архангельскую область (в ней лесная отрасль отдает 44% промышленной продукции), значительная часть – на Республику Коми.
В восточной части района переработка древесины сосредоточена в устьях наиболее крупных рек или в местах, где их пересекают железные дороги. География путей сообщения определила на востоке формирование лесопромышленных районов: бассейны рек Северной Двины, Вычегды и Сухоны с крупнейшими лесоперерабатывающими центрами Архангельском и Котласом и с важнейшей лесобиржей в Коряжме; бассейны рек Онеги и Печоры; территория, тяготеющая к железной дороге Архангельск-Вологда; бассейн р.Мезени и пришекснинская часть Вологдской области.
В отличие от восточных лесопромышленных районов с их крупными лесозаготовительными и деревоперерабатывающими предприятиями, производственные связи которых охватывают обширные территории, для западных районов характерны сравнительно небольшие размеры территории и объемов заготовок древесины. Однако здесь отходы деревопереработки используют существенно лучше, а доля целлюлозно-бумажных предприятий больше, чем в восточной части района.
В Восточной части Российской Федерации представлены все основные подотрасли: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная и лесохимия. Лесная промышленность имеет богатую как по объему, так и по качеству сырьевую базу на большей части территории, но лесозаготовка ведется в основном вдоль рек и железнодорожных магистралей. Расчетная лелосека при этом используется на 10-20%, в отличие от европейский районов, где этот показатель равен 50-60% и более.
Лесная промышленность развита в основном в Хабаровском, Красноярском и Приморском краях, Амурской области и др. Центры лесопиления — Иман, Лесозаводск, Благовещенск, Свободный, Хабаровск, Лесосибирск, Игарка и др. В Восточной Сибири особенно велики объемы производства лесопромышленного комплекса, она дает 22% вывозки древесины и производства пиломатериалов России. Крупные ЛПК построены в Братске, Усть-Илимске, Лесосибирске. Во многих промышленных центрах имеются деревоперерабатывающие комбинаты.
В целом наблюдается диспропорция в функциональной структуре лесопромышленного комплекса: 80% продукции приходится на лесозаготовки, «верхние этажи» развиты слабо, поэтому производство бумаги, мебели в структуре комплекса ничтожно малы, основная часть леса вывозится в необработанном виде.
Значительный потенциал лесных ресурсов, а также уникальное географическое положение — близость к наиболее динамично развивающимся рынкам сбыта лесной продукции Азиатско-Тихоокеанского региона — обуславливают перспективу для дальневосточных регионов сыграть более значимую роль в процессе интеграции России в мировую торговлю лесной продукцией высокой степени переработки.
2.2.Формирование лесопромышленных производственных комплексов
Лесопромышленные производственные комплексы представляют собой совокупность лесозаготовительного сектора с производственным. Комплексы комбинируют и кооперируют предприятия, рационально используют природные и трудовые ресурсы.
Лесопромышленный производственный комплекс включает лесозаготовительную, целлюлозно-бумажную и деревообрабатывающую отрасли промышленности. Лесопромышленные комплексы формируются в основном там, где есть необходимые лесосырьевые и трудовые ресурсы. Главной проблемой является недостаток лесосырьевых ресурсов, которые определяются транспортной, экономической доступностями и трудовыми ресурсами.
Фундаментальную роль играет экономическая доступность. Показатель экономической доступности лесосырьевых ресурсов − их доходность, или рентная стоимость.
Транспортная доступность определяется плотностью транзитных путей, среди которых судоходные реки, железные дороги широкой колеи, автомобильные дороги федерального и регионального значения. Сеть транзитных путей образует транспортную инфраструктуру региона. Критерий транспортной доступности − расстояние до транзитных путей.
Транспортная инфраструктура − важнейшая составляющая хозяйственного освоения территорий, богатых ресурсами. Чем выше плотность железных и автомобильных дорог общего пользования, чем лучше развита сеть водных путей, тем короче расстояние вывозки по лесовозным дорогам, тем эффективнее используются ресурсы, тем выше их доходность. Предельное расстояние вывозки по лесовозным дорогам составляет 30−50 км, свыше этих расстояний ресурсы становятся экономически недоступными.
Многолесные районы, как правило, отличаются низкой плотностью населения и, соответственно, не имеют сегодня развитой транспортной инфраструктуры (железных дорог, автомобильных дорог федерального и регионального значения). Но без такой инфраструктуры невозможно эффективно осваивать лесные ресурсы.
Строительство дорог исключительно для целей лесного хозяйства (рубок ухода, выборочных рубок и пр.) экономически неоправданно, не окупается получаемыми при этом доходами. Лесное хозяйство в отрыве от промышленного освоения лесов можно вести только за счет налогоплательщиков, что проблематично. Лесохозяйственная деятельность должна разворачиваться на лесной территории вслед за её промышленным освоением − по мере создания сети лесовозных дорог.
Трудовые ресурсы также являются немаловажной проблемой. Трудовые кадры являются сдерживающим фактором в дальнейшем развитии ЛПК. Россия не имеет достаточного количества работников в сфере лесного производства. Если в центре они есть, то в отдаленных районах, к примеру в Сибири, их не хватает. Причем если операторов еще можно найти среди местных жителей, то инженерно-технический персонал придется готовить самим или как-то заинтересовывать.
После распада СССР закрылись многие Профессионально-технические училища, с подготовкой кадров стало значительно сложно. Число рабочих и служащих снизилось на 5,3 млн. человек, в том числе в промышленности — на 2,4 млн. человек. В сельской местности количество трудоспособного населения уменьшилось на 1/3, трудоспособных мужчин — на 60%.
Развитие лесопромышленных производственных комплексов в России немыслимо без государственного регулирования. Важнейшая область, требующая такого регулирования в первую очередь, − транспортная инфраструктура. Правительство намерено уже в текущем году выделить на строительство лесных магистралей около 2,5 млрд. руб. [19]
3.Проблемы и перспективы развития отрасли
3.1.Проблемы комплексной переработки лесных ресурсов
Переработка лесных ресурсов в России и за рубежом – это переработка древесины как сырья: технологии рубок, транспортировка, хранение древесины, лесопиление, т.е. деревообработка.
Первой и очень важной проблемой является проблема отсутствия достаточного количества лесовозных дорог. Сегодня эффективность ЛПК во многом зависит от эффективности развития транспортной инфраструктуры и строительства лесовозных дорог.
Для стабильного экономического роста Россия нуждается в 1300–1500 тыс. км дорог с твердым покрытием. В настоящее время общий объем всех транспортных узлов в нашей стране составляет только 0,5 млн. км, причем две трети этих дорог рассчитаны на осевые нагрузки не более 6 тонн. Кроме того, 19 тыс. мостов не отвечают современным требованиям, 151 районный центр из 1846 не имеет связи с другими населенными пунктами по автомобильным дорогам с твердым покрытием. 28 тыс. населенных пунктов не имеют круглогодичной связи с общей сетью дорог. Средняя скорость по нашим дорогам составляет 30 км/ч, в Европе же − 80 км/ч.
Состояние лесной отрасли РФ сегодня таково, что восстановить её нормальную деятельность можно только путем инвестиций, в первую очередь в дорожное строительство. При этом следует учитывать ряд факторов. Во-первых, следует отказаться от понятия временных дорог. Существует классификация дорог по категориям, основанная на интенсивности использования, но те дороги, что уже построены, непременно должны укрепляться и приносить плоды эксплуатации. В отдельных случаях допустимы переносные покрытия лесных дорог, но основная сеть лесных дорог должна быть постоянной.
Лесные дороги обеспечивают развитие региона в целом, поэтому для их строительства и содержания необходимо привлекать финансовые средства, поступающие не только от лесных организаций. Лесные дороги должны быть частью единой региональной дорожной системы, тем более что часть доходов от платы за лес идет на региональные нужды. Проблема заключается в том, что лес − собственность государства, а лесопромышленные предприятия принадлежат частным лицам и объединениям. Необходимо найти оптимальное взаимодействие между ними и не забывать, что задача предприятий − развивать экономику, а государства − обеспечивать потенциальную возможность такого развития. Конечно, мелкие и средние лесозаготовительные предприятия не способны содержать дорогостоящую дорожно-строительную технику и квалифицированные кадры. Этим предопределяется необходимость совместного создания и финансирования региональных специализированных дорожно-строительных организаций.
Следующей немаловажной проблемой является проблема хранение древесины. Осадки, перепады температуры и влажности, затемнение древесины под влиянием ультрафиолетового излучения и т. п. будут отрицательным образом влиять на товарную ценность продукции, что немаловажно для предприятий, отправляющих свою продукцию на экспорт. Достаточно быстро бревна начинают синеть и высыхать, синева проникает глубоко внутрь, и это значительно снижает качество продукции. Кроме того, хранение под открытым небом без надлежащей защиты от испарения приводит к изменению химического состава древесины.
Помимо хранения производителю приходится решать массу проблем, связанных с транспортировкой пиломатериалов. В ряду этих проблем стоит не только воздействие окружающей среды, но и защита от механических повреждений во время погрузочных работ, а также необходимость контроля за продукцией во время транспортировки, соответствие упаковки продукции европейским стандартам (так как многие компании производят пиломатериалы не только для внутреннего рынка, но и для внешнего).
Одним из путей решения этих задач является упаковка продукции в полимерную пленку. Прежде всего пленка надежно защищает от воздействия окружающей среды, надежная упаковка из пленки не дает испаряться влаге с поверхности древесины и вместе с тем препятствует проникновению влаги извне. При этом следует отметить, что индивидуальная упаковка защищает древесину от прения и предотвращает порчу товара. Эти факторы способствуют увеличению срока годности товара, а значит, дают возможность расширить географию поставок и увеличить количество заказов. Учитывая особенности транспортировки (она осуществляется преимущественно по железной дороге либо по воде), немаловажно отметить, что пиломатериалы, упакованные в полиэтиленовую пленку, защищены и от механического повреждения во время погрузки. Упаковка в пленку способствует более длительному хранению пиломатериалов.
Использование пленки приводит к увеличению спроса на продукцию, так как даст возможность сохранить ценные свойства российской древесины. Что же касается лесовозных дорог, то успешное решение этой проблемы невозможно без создания соответствующей нормативной базы, без серьезной коррекции лесного законодательства.
3.2.Экспортный потенциал отрасли, перспективы развития
Лесопромышленный комплекс — одна из самых экспортно-ориентированных отраслей экономики России. Экспорт является главным фактором развития российского ЛПК. Одной из основных целей развития ЛПК России является изменение структуры экспорта в пользу повышения в нем доли обработанных лесоматериалов и использование технологии глубокой переработки древесины.
По объемам экспорта ЛПК занимает 5-е место среди российских отраслей промышленности. По сравнению с 2007 годом снизились физические объемы экспорта необработанных лесоматериалов на 25, 9%, пиломатериалов — на 22,1%, фанеры — на 12,6%, в то время как экспорт целлюлозы возрос на 1,6%, бумаги газетной — на 14,0%. Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в 2008 году составила 2,3 % (в 2007 году — 3,4%). [19]
В последнее время региональные власти стали противиться вывозу сырья за пределы регионов. К этой работе подключилось и Правительство РФ, которое приняло комплекс мер, направленных на прекращение экспорта круглого леса. 1 июля 2007 года началось поэтапное повышение пошлин на круглый лес. С этого дня ставка вывозной пошлины выросла до 20% (но не менее 10 евро за 1 м³). Второй этап начался 1 апреля 2008 года − 25% (но не менее 15 евро за 1 м³), а с 1 января 2009‑го пошлина выросла до запретительных 80% (но не менее 50 евро за 1 м³). Это одни из самых жестких условий для экспорта сырья в мире. Логика действий правительства понятна: нельзя отгружать круглый лес за рубеж, когда собственные перерабатывающие предприятия часто находятся без сырья, существующие мощности загружены едва ли наполовину. [19]
Кроме того, удручает факт, что при доле России в производстве круглых лесоматериалов, оцениваемой в 5,2%, доля в мировом экспорте круглого леса составляет 33,8%! РФ является уверенным лидером по экспорту круглого леса
Нерациональное размещение отраслей лесной промышленность приводит к тому, что при наличии огромных лесных ресурсов в отдельных районах России возникает острый дефицит сырья, в результате которого появляется необходимость сокращения производства и увеличения экспорта лесного сырья и продукции из других стран, в частности из Финляндии и Швеции. Этот дефицит относится, прежде всего, к европейский районам России, где имеются значительные перерубы и недостаточно ведутся работы по лесовосстановлению. В то же время во многих лесных районах Сибири пропадает ценная древесина, увеличивается количество спелых и перестойных деревьев. Лес теряет свои промышленные качества. Тем не менее, расширение лесозаготовок в Азиатской части страны требует значительных капитальных вложений и планируется только в будущем.
Повышение продуктивности лесов — важнейшая задача отраслей лесного комплекса. Ее решение требует дальнейшего совершенствования способов воспроизводства лесных ресурсов и породного состава культур с учетом лесорастительных зон, типов лесов и интенсивности лесохозяйственного производства. Особенно необходимы уход за лесом, его охрана и защита.
Главными направлениями развитии отраслей лесного комплекса в условиях становления и развития рыночных отношений является опережающий рост производства прогрессивных видов продукции, сокращение экспорта круглого леса и пиломатериалов и увеличение производства экспорта продукции глубокой переработки древесины (прежде всего целлюлозы и бумаги). Важнейшей задачей является более полное использование лесных ресурсов без ущерба для окружающей среды, создание комплексных предприятий по лесовыращиванию, заготовке и переработке древесины.
В целом отрасль продемонстрирует рост в 2,58 раза по сравнению с уровнем 2007 года.
Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность, как предполагает базовый сценарий, снизят к 2020 году темп роста до 6,8% (с 9,1% в 2007 году). При этом в «Концепции-2020» ставится цель достичь импортозамещения целлюлозно-бумажной продукции в объеме до 70 млрд. рублей в год, в основном за счет производства товарной целлюлозы, которое составит в 2020 году 4482,9 тыс. т, что выше показателя 2007 года в 1,85 раза.
Бумаги в 2020 году, по прогнозу, будет произведено 4063,0 тыс. т, картона − 3496,0 тыс. т, что в 1,46 и 1,25 раза выше уровня 2007 года соответственно. Потребление бумаги и картона на душу населения в РФ вырастет на 25–30% по сравнению с 2007 годом (потребление бумаги и картона на душу населения в РФ сейчас составляет 37 кг, в США − 329 кг, в Финляндии − 432 кг).
Лесозаготовки (кругляк) в 2007 году занимали в структуре российского лесопромышленного экспорта 34,2%, обработка древесины и изделия из дерева − 39,2%. Базовый сценарий развития экономики РФ предполагает, что в 2020 году доля лесозаготовок в экспорте продукции ЛПК резко упадет (до 7–8%), обработки древесины и изделий из дерева значительно возрастет (до 60–61%).
Перспективы развития российского ЛПК в концепции в числе прочего связываются с планами расширения присутствия отечественной лесопромышленной продукции на мировом рынке в пределах до $12 млрд. в год.
Развитие ЛПК РФ также зависит от развития внутреннего рынка продукции механической обработки древесины, прежде всего деревянного домостроения в экономическом и бизнес-сегментах (доля деревянного домостроения в Канаде, США, северных странах ЕС находится в пределах 80–90%, в России − около 20%). [19]
Исследование внутреннего и внешнего рынков лесопродукции показало перспективу их развития по всем товарным группам. Наличие перспективы развития рынков лесопродукции возобновляемых лесных ресурсов, запасы которых в Российской Федерации составляют 82 млрд. м3 или четверть от мировых запасов, говорит о потенциальных возможностях развития этого сектора экономики России.
3.3.Лесоохранные мероприятия
Существуют нормы экологического права, которые регулируют отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды и леса в том числе. Они подразделяются на три группы: отраслевые, (охрана и использование отдельных природных объектов — земли, недр, вод, лесов и т.д.), комплексные, (охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом), экологизированные (нормы других отраслей права — административного, уголовного, хозяйственного и т.д., отражающие требования охраны природной среды).
Лесное законодательство России регулирует лесные отношения с целью охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов. «Под охраной леса понимается система мер, направленная на организацию борьбы с нарушениями правил пожарной безопасности в лесах, самовольными порубками леса, уничтожением лесных деревьев при строительстве и разведке полезных ископаемых, прокладке трубонефтепроводов, загрязнением леса неочищенными сточными водами и экологически вредными веществами воздушного бассейна. Защита леса — система мер по борьбе с болезнями лесных деревьев и вредителями лесных культур. Воспроизводство лесов — процесс, во время которого идёт работа не только по количественному, но и качественному обновлению породного состава леса с целью замены малопродуктивных пород на высокопродуктивные сорта деревьев, активно выполняющих не только экономические, но и экологические оздоровительные задачи.»[7, с.112]
Охрана леса по своей приоритетности имеет следующую структуру: от поджогов и нарушений правил пожарной безопасности, от уничтожения леса при освоении лесных площадей, от незаконной порубки, от загрязнения и истощения.”[8, с.113]
Новое лесное законодательство завершило разрушение государственной лесной охраны в России. Процесс этот начался давно, еще в 1993 году, когда Основами лесного законодательства было закреплено право работников лесной охраны зарабатывать себе на жизнь заготовкой и продажей древесины под видом санитарных рубок или рубок ухода. Это привело к постепенному превращению лесников-обходчиков (лесных сторожей) в рабочих, большую часть времени занятых на заготовке древесины.
Наибольший урон государственной лесной охране нанесла реформа 2000 года, когда была ликвидирована самостоятельная Федеральная служба лесного хозяйства и ее функции оказались переданными Министерству природных ресурсов. После этой реорганизации судьба низового звена государственных органов лесного хозяйства (лесхозов и лесничеств) в течение примерно полугода оставалась неясной. Такое пренебрежительное отношение государства к работникам леса нанесло престижу государственной лесной охраны самый тяжелый ущерб, последствия которого ликвидировать не удалось до настоящего времени.
В 2005 году разрушение государственной лесной охраны продолжилось: полномочия по охране лесов были переданы на основании федерального закона от 29 декабря 2004 года №199-ФЗ Росприроднадзору, но при этом штат бывших работников лесной охраны остался в Рослесхозе. Новое лесоохранительное ведомство располагало для выполнения новых полномочий чуть более чем четырьмя сотнями инспекторов (вместо 65 тыс. лесников, ранее отвечавших за охрану лесов).
Новый Лесной кодекс вообще не предусматривает наличия лесных сторожей (лесников), обеспечивающих охрану лесов от имени собственника — государства. Кодекс предусматривает осуществление государственного лесного контроля и надзора — но это совсем не то же самое, что охрана лесов (надзор и контроль подразумевают выборочные плановые или внеплановые проверки, но не предусматривают наличие в лесу сторожа — лесника). Кодекс предусматривает передачу органам государственной власти субъектов РФ полномочий по организации охраны лесов, но в само понятие «охрана лесов» не включена охрана лесов от незаконных рубок [1, статья 51]
Необходимо отметить, что негативные тенденции, наблюдающиеся в лесном секторе России сейчас, имеют тенденцию к ухудшению. «Критической датой» для многих из них явилось 1 января 2009 года. Именно к этому дню все договоры аренды и пользования лесами должны были быть приведены в соответствие с новым лесным законодательством.
С 1 января 2009 года прекратилось действие большинства старых контрактов на охрану, защиту и воспроизводство лесов. Заключение новых потребует какого-то времени. В этот период времени так называемые «хозяйствующие» организации, созданные на базе бывших лесхозов, оказались в крайне тяжелом (или даже безнадежном) экономическом положении.
Наконец, кризисные явления в российской экономике могут привести к тому, что с начала следующего года «жесткая критика» в адрес руководителей органов лесного хозяйства перейдет в «поиск стрелочников» и «принятие неотложных мер». Поскольку причины кризисных явлений должным образом не анализируются, «неотложные меры» могут приобрести хаотический характер и тем самым усугубить ситуацию, привести к дальнейшей утрате квалифицированных управленческих кадров или блокировать принятие действительно неотложных решений по исправлению ситуации.
Прогнозировать развитие ситуации с лесными пожарами сложнее всего, поскольку уровень пожарной опасности сильно зависит от погодных условий конкретного года. Однако, если погодные условия будут благоприятствовать пожарам — ситуация легко может стать катастрофической, а ущерб от лесных пожаров превысить исторические рекорды. К сожалению, после разрушения централизованной системы охраны лесов от пожаров российские органы управления лесами или какие-либо иные организации практически не способны противостоять массовым лесным пожарам. продолжение
--PAGE_BREAK--