Реферат по предмету "География"


Географические аспекты изучения религий

--PAGE_BREAK--2 Примитивные религиозные верования. Общая характеристика и география этнических и мировых религий.
Проблема научного исследования древнейших этапов религиозного развития и реконструкции первобытных религиозных систем является одной из сложнейших в религиоведении, что связано как с временным отдалением (появление первоначальных религиозных верований датируется периодом верхнего палеолита — 40 тыс. лет до н. э.), так и с отсутствием, практически полным материальных и духовных свидетельств того времени. Несколько проясняют картину археологические находки, имеющие отношение к изучаемому периоду и исследования религиозных верований племен, живущих в наше время и находящихся на стадии первобытного развития.

Большинство религиоведов выделяют следующие примитивные религиозные верования: магия, фетишизм, анимизм, тотемизм, земледельческий культ и шаманизм.

Общая характеристика родоплеменных религий:
поклонение духам (природы, предков), имеющее вначале зооморфный характер (наделение чертами животных образов реальных или воображаемых объектов), а впоследствии антропоморфный (перенесение присущих человеку свойств на явления природы, религиозные и мифологические образы); отсутствие профессиональных служителей культа; культ вождя; система возрастных инициаций (возрастные посвятительные церемонии);-система магических обрядов, посвященных духам.
Магия(колдовство — действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или человека. В зависимости от поставленных задач различают лечебную магию, вредоносную магию, любовную или половую магию, промысловую магию, аграрную магию. С развитием общества нормы магии становятся более разнообразными: гончарная, спортивная, учебная и т. д. К магиям имеет отношение и система табу (запретов) как способ защиты от негативных влияний. Магия сохранилась по сей день и как элемент современных религий (вера в могущество религиозных обрядов), и на бытовом уровне в виде ворожбы.

Фетишизм(талисман, амулет, идол) — поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонения — амулетами, талисманами — могут быть любые предметы как естественного, так и искусственного происхождения (камни, деревья, кости животных, фигурки идолов). Амулет защищает от злых сил, а талисман еще и приносит удачу его владельцу. Элементы фетишизма сохранились и в современных религиях (иконы, крестики, мощи, священные книги), и в повседневной жизни (игрушки, монетки, заячьи хвостики, кулоны и т. д.).

Анимизм(душа) — вера в существование идеальных двойников у материальных предметов, объектов и процессов. Анимистические образы — это духи умерших предков, души живых людей, олицетворение сил природы. С представлениями о бессмертии двойников связано и представление о загробной жизни. Жизнь души рассматривалась как продолжение реальной жизни. С развитием веры в духов и души появляются обобщенные понятия для обозначения сверхъестественных свойств вещей (или людей). Анимистический элемент в современных религиях в более усложненной форме выражен в представлениях о Боге, сатане, ангелах, бессмертных душах и т. д. Самостоятельно анимизм реализуется в спиритизме (вера в возможность общения с душами умерших) и в вере в приведения.

Тотемизм(его род) — вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами) и животным и растительным миром (реже — явлениями природы и неодушевленными предметами). Тотем — растение или животное (чаще последнее) — воспринимался как реальный предок, от которого магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности. Тотему поклонялись, приносили жертвы и могли убить, следуя определенному ритуалу. Элементы тотемизма встречаются и в современных религиях, например в индуизме, где существует культ священных животных (коровы, обезьяны). Некоторые исследователи считают, что элемент тотемизма присутствует в таинстве причащения в христианстве (хлеб и вино как тело и кровь Иисуса Христа).

Земледельческий культ— система религиозно-магических обрядов и представлений, связанных с земледелием и направленных на обеспечение и сохранение урожая путем обращения за помощь к духам и богам. К основным характеристикам земледельческого культа можно отнести:
духи, считающиеся ответственными за урожай, занимают ведущее положение; ведущая роль женщины в религии (особенно в период матриархата); система человеческих жертвоприношений; идея смерти и воскрешения духов; идея о жизни душ в Царстве Небесном.
В современных религиях земледельческий культ проявляется в поклонении святым, ответственным за урожай, в некоторых праздниках (Рождество Христово — праздник рождения духа Солнца).

Шаманизм— вера в возможность шаманов (люди, отмеченные «шаманской болезнью», проявляющейся, в частности, в расстройстве психики) быть посредниками между человеком и духами. Шаманам приписывалось также умение предсказывать будущее, узнавать, что делается в отдаленных пунктах, лечить, вызывать изменения в природе. Общение шамана с духами происходило в состоянии экстаза при выполнении особых ритуалов (камланий) при сопровождении какого-нибудь музыкального инструмента. Появление шаманизма связано с переходом к патриархату, что способствовало выдвижению на ведущие роли, в том числе и в религиозной сфере, мужчин.

В отличие от родоплеменных религий национальные складывались и эволюционировали в период становления и развития классового общества в рамках определенного этноса (народности). Исторические, бытовые и культурные условия развития той или иной народности определяют особенности национальных религий. При этом народностно-национальные религии ассимилируют многие элементы родоплеменных. В ряде случаев складываются синкретические системы, в которых переплетаются верования и культ разных исторических типов религий. Носителями народностно-национальных религий являются в основном представители данного этноса. Для народностно-национальных религий характерна:
детальная ритуализация обыденного поведения людей в традиционных формах (организация приема пищи, гигиенические правила, омовения и т. д.); строгая система религиозных предписаний и запретов; иерархичность в сфере духов; формирование и становление учения о загробной жизни; специализация культовой деятельности (появление отдельного сословия служителей культа); формирование религиозных организаций.
К народностно-национальным религиям относятся как ранние формы (древнеиранские, древнеегипетские, древнеиндийские), так и более поздние (зороастризм, греческий и римский политеизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, даосизм, конфуцианство, иудаизм).

Религии древнего мира, как правило, были политеистичными. Со временем складывается пантеон богов с выделением и особым почитанием одного из богов, который обычно ставится во главе пантеона. Таким образом, постепенно происходит процесс персонификации божеств.

Древнеегипетская религиясложилась как система политеистических верований и культов Древнего Египта в IVтыс. до н. э. В каждой области Египта были свои пантеисты и культы богов, воплощенных в небесных светилах, деревьях, камнях, животных, птицах и т. д. Позднее местные божества группируются в виде триад во главе с богом -демиургом. Особое место в древнеегипетской религии занимают представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земном. Характерной чертой этой религии является обожествление животных (бык, корова, баран, крокодил, кошка, сокол и т. д.).

Согласно представлениям древних египтян началом мира был хаос, водная пучина, из которой появились боги, создавшие землю, небо, людей и животных. С этих пор богом-демиургом становится Солнце.

Древнегреческая религия. Характерными особенностями этой религии были: одухотворение и одушевление явлений природы (анимализм) и связанные с ними человекоподобные боги, трактовка их поведения с помощью мифов. По мнению греков, все, что их окружало, было населено божествами. В период господства родовой знати мелкие местные божества были заменены олимпийскими богами во главе с отцом людей и богов — Зевсом.

Древнеримская религияв большей мере отображена в римской мифологии, создававшейся под влиянием греческой. В Риме для всех граждан был установлен обязательный культ древнеримской троицы — Юпитера, Юноны и Миневры. Со временем древнеримская религия приобретает более синкретичный характер.

Древнеиранская религияизвестна под названием парсизм, маздаизм, зороастризм (последнее название связано с именем основателя религии Заратустры, Зороастра). Это классическая дуалистическая система взглядов, которые возникают в VIIст. до н. э. В священной книге зороастризма «Авесте» представлены основные идеи этой религии: мир — это арена борьбы двух непримиримых сил (Ахурамазды и Ангра-Манью), воплощающих добро и зло. В этой борьбе участвуют люди, наделенные свободой выбора, и именно от них зависит окончательный итог этой борьбы. Культ зороастризма, основанный на вере в бессмертие души, загробную жизнь и конец света, связан с поклонением священному огню как очищающей силе. Эта религия сохранилась и в наше время (парсы в Индии и огнепоклонники в Иране), но не имеет широкого распространения.

Древнеиндийская религия— это совокупность религиозных взглядов и обрядов, которые возникли во 2 тыс. до н. э. Известны два этапа развития древнеиндийской религии:
Ведический(Веды — священные тексты), представленный многочисленным пантеоном и разработанной системой жертвоприношений; Брахманский(выделяется каста духовных учителей — брахманов), когда появляются комментарии к ведам (Брахманы, Араньяки и Упанишады), а мир согласно этому учению управляется законами кармы (воздаяние), под влиянием которой происходит реинкарнация (переселение душ). Конечной целью верующего в брахманизме является освобождение от бесконечных изменений своих состояний (сансара).
Среди этнических религий современной Индии выделяют: индуизм, джайнизм, сикхизм.

Индуизмсформировался в середине І тыс., н. э. в результате слияния ведической и брахманской традиций с заимствованием религиозных и философских идей брахманизма (карма, сансара, реинкарнация, мокша). Среди множества богов наиболее почитаемые «тримурти» — (триада) — Брахма, Вишну и Шива, воплощающие три основные функции — создателя, охранителя, разрушителя.

В индуизме отсутствует единая церковная организация, функционирование этой религии обеспечивается институтом жречества.

На данном этапе индуизм исповедует 85% населения Индии, кроме этого, он распространен в Пакистане, Малазии, Шри-Ланке, Непале, Бангладеш, ряде стран Африки.

Джайнизмвозник в Индии в VIст. до н. э. Название происходит от имен Махавира («великий герой») и Джина («победитель»), которыми был наделен основатель этой религии. Последователи джайнизма верят, что путем праведной жизни можно освободиться от сансары и достичь нирваны. Центральное место в учении джайнизма занимает признание существования двух изначальных оснований мира — духовного и телесного, живого и неживого. Животворящее начало имеют все предметы, но только человеку предоставлена возможность преодолеть карму.

Сикхизм— (ученик, последователь) возникает в результате синтеза некоторых индуистских идей с мусульманскими источниками в конце XV— нач. XVIвв. Основатель гуру (учитель) — Нанак, пытавшийся объединить индусов и мусульман. Согласно сикхизму существует единый неперсонифицированный бог, а все явления и человек в том числе — проявление божественной силы. Единственный путь спасения — путь любви к Богу, делающий всех людей равными. Вероучение сикхизма изложено в книге «Грантх Сахиб» (Господин книга), которая содержит наставления и жизнеописания гуру и является источником учения и объектом юогослужения. Культ в сикхизме имеет синкретический характер и включает специальное посвящение, требование верности символу веры и правило пяти «К» (длинные волосы, короткие штаны, гребень, короткий меч и стальной браслет). Форма организации сикхизма — община, а последователи сикхизма в основном сосредоточены в штате Пенджаб (Индия).

Среди национальных религий Китая выделяют даосизм и конфуцианство.

Даосизм(дао — путь) возник примерно в VIв. до н. э. Основателем считается лао-цзы. Вероучение изложено в книге «Дао-де-цзын». «Дао» как главное понятие в даосизме объявляется сущностью и первопричиной мира, источником его многообразия. Это некий «путь», по которому должен следовать окружающий мир и все люди. Принцип наследования «Дао» — это «увей» (недеяние), т. е. следование естественности. В религиозном даосизме естественные процессы получают мистическое истолкование, а отсюда и использование магии, алхимии, лечебной практики, демонологии и других элементов народных культов и шаманских верований. Абсолютизация идеи бессмертия реализуется у даосов в различных способах продолжения жизни с помощью сексотерапии, диеты, пневмотерапии и т. д.

Конфуцианствоосновано Конфуцием в VIв. до н. э. И представляет собой развитую этико-политическую систему. Основные элементы вероучения изложены в книге «Лунь-юй» («Беседы и суждения»). Важное место в своей системе Кофуций отводил концепции «Неба» и «небесного веления», где «небо» — это и часть природы, и высшая духовная сила. Человек должен жить в согласии с определенными этическими правилами, определенными «небом» и моральным законом (Дао), постоянно их усовершенствуя путем учения. В результате следования Дао и велениям «Неба» можно достигнуть уровня «благородного человека», который имеет пять «благородных качеств» — «жень» — человеколюбие, «и» (долг), «ли» — нормы поведения, «чжи» — знания, «синь» — верность. Эти принципы должны основываться на принципе «Сяо» — почитание родителей.

Традиционная религия японцев — синтоизм («путь богов») оформилась на основе родоплеменных анимистических культов и шаманизма в VI-VIIвв. Последователи синто поклоняются сонму божеств и духов (ками), которые, по их мнению, оживляют всю природу и могут воплотиться в любой предмет. Особое место среди божеств занимает солнечная богиня Аматерасу. Согласно этой вере связь между ними и людьми осуществляется через представителя богини Солнца на земле — императора (микадо), который считается родоначальником всех японцев. С середины ХІХ в. до 1945 г. синтоизм считался в Японии государственной религией, составными частями которой были: династийный синтоизм; храмовый синтоизм; домашний синтоизм с культом богини Аматерасу; народный или вульгарный синтоизм культом локальных божеств и духов и теннонизм — культ императора и его предков. С 1946 г. синтоизм отделен от государства. Центр религиозной жизни синто — храм Ясукуни в Токио, а священная книга — сборник легенд «Кодзики».

Иудаизм— религия, распространенная среди евреев. Возник во 2 тыс. до н. э. на основе политических верований и обрядов кочевых племен Северной Аравии. Со временем из еврейских скотоводческих племен был создан племенной союз с общим культом бога Яхве. Священной книгой иудеев является Тора (Закон), включающий первые книги Библии, известные как Пятикнижие Моисеево. Кроме Торы, к священным книгам относятся также Талмуд и Танах (до І в. н. э.). Танах известен как Ветхий Завет, а Талмуд (учение) как пояснение и дополнение к Торе (состоит из Мишны и Гемары). В Торе и Талмуде изложены основные элементы вероучения евреев:
вера в единого бога Яхве, создавшего мир и человека (по своему образу и подобию); вера в ангелов и демонов; вера в первородный грех; вера в богоизбранность еврейского народа; вера в приход мессии (спасителя); вера в наличие договора между богом и еврейским народом; вера в загробную жизнь; вера в воскрешение из мертвых.
Что касается культовой практики евреев, то Талмуд связывает верующего 613 предписаниями. К основным же элементам культа относятся:
трехкратная ежедневная молитва; празднование субботнего дня; обрезание мальчика на седьмой день после рождения; ритуальное омовение; кошерная (разрешенная) и трефная (запрещенная) пища; магические обряды и ритуалы, магические предметы.
Культовым сооружением является синагога (молитвенный дом, школа), где раввины (учителя) осуществляют обряды к обучению Торе.

Особое отношение к Торе породило со временем новые течения в иудаизме, связанные с пониманием и трактовкой священного текста — каббала и хасидизм.

Важнейшим этапом в развитии религий является появление мировых религий, к которым принято относить буддизм, христианство и ислам. К основным характеристикам мировых религий можно отнести:
межэтнический, космополитический характер (спасение возможно для каждого верующего независимо от этнической принадлежности); утверждение равенства всех людей перед богом независимо от их социального положения; основатели мировых религий приходят в мир как спасители и вестники благодати для всего человечества; формирование мировых религий происходят в условиях создания «мировых империй»; прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого вероисповедания).
Буддизмвозник в Индии в середине І тыс. до н. э. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, а священной книгой «Трипитака» («Три корзины знаний»). Основы вероучения буддистов представлены в учении о «Четырех благородных истинах» и «благородном восьмиричном пути».

«Благородные истины»:
Жизнь — это страдание; Причиной страдания являются желания («жажда жизни»); Избавление от страданий связано с избавлением от желаний; Существует путь избавления от страданий («восьмиричный путь»), который включает:
1.      Правильное стремление — понимание четырех истин;

2.      Правильное стремление — решительность действовать согласно истин;

3.      Правильная речь — отказ от лжи, грубости и т. д.;

4.      Правильное действие — не вредить живым существам и т. д.;

5.      Правильный способ жизни — честность в отношении средств к существованию;

6.      Правильные усилия — настойчивость в преодолении дурных влияний и т. д.;

7.      Правильные мысли — основанные на следовании благородным истинам;

8.      Правильное сосредоточение (медитация) — достижение внутреннего покоя.

Этот путь Будда («просветительный») назвал серединным, т. е. избавляющим человека от крайностей в поведении.

Целью буддиста является освобождение от сансары и достижение состояния нирваны («успокоение», «угасание», «блаженство», «умирание»).

В конце І в. до н. э. — І в. н. э. В буддизме оформляется два основных направления: хинаяна (узкая колесница) проповедует «узкий» путь спасения и махаяна («широкая колесница») — «широкий». В форме махаяны буддизм распространяется за пределами Индии- ваджраяна, тибетский буддизм и ламаизм. Наиболее известные на Западе формы китайского и японского буддизма — это секты чань и дзен, центром учения которых является утверждение о возможности достижения мгновенного просветления (сатори).

Христианствовозникло в І в. н. э. в Палестине. Количество верующих в настоящее время составляет около 2 млрд. человек на всех континентах, но большинство живет в Европе и Америке. Иисус Христос, который считается основателем религии, почитается в христианстве как Сын Божий, воплощение второй ипостаси единосущего и трехипостасного Бога, как Бог и человек одновременно. Священной книгой христианства считается Библия, состоящая из Ветхого и Нового заветов. В истории христианства известны две великие схизмы (раскола), которые привели к появлению трех основных ветвей христианства: православия, католицизма и протестантизма. Первая великая схизма произошла в 1054 г., вторая в 16 веке (Реформация).

В 325 г. на Никейском Соборе был выработан «Символ веры» христианства, включающий основные положения христианской веры и состоящий из 12 догматов:
вера в единого бога, существующего в трех ипостасях; вера в боговоплощение (Иисус Христос, оставаясь Богом, родился от девы Марии; вера в искупительную жертву Иисуса Христа; вера в воскрешение Иисуса Христа; вера в вознесение Иисуса Христа; вера в бессмертие души; вера в существование ада и рая; вера в небесную расплату за богоугодную жизнь на земле; вера в единую святую, соборную и апостольскую церковь; вера в необходимость крещения; вера в воскрешение из мертвых; вера в приход Царства Небесного для праведников и вечных мук для грешников.
В культовой практике христианства выделяют 7 основных таинств: крещение, причащение, миропомазание, священство, покаяние (исповедь), брак и елеосвящение (соборование). В большинстве протестантских течений совершаются лишь крещение и причащение.

Исламвозник в начале VIIв. н. э. на Аравийском полуострове. Его исповедуют около 1 млрд. человек в более чем 120 странах мира. Основателем ислама считается пророк Мухаммед, а священной книгой — Коран (чтение). Вероучение ислама изложено в Коране, который согласно преданию был ниспослан Аллахом пророку Мухаммеду через архангела Джабраила (Гавриила). Оно покоится на 7 догматах: вере в единого Бога-Аллаха; в ангелов; во все книги божьи; всех посланников Аллаха; в конец света; предопределение; воскресение из мертвых. В соответствии с вероучением ислама все сущее в мире создано Аллахом и все явления и события, которые произошли и произойдут во Вселенной, вплоть до конца света и для страшного суда, предопределены им и происходят по его воле. Культ ислама опирается на пять «столбов веры»:
исповедание веры — произнесение формулы «Нет божества кроме Аллаха и Мухаммед — посланник божий»; ежедневная пятикратная молитва; пост в месяц рамазан; обязательная благотворительность (закят); паломничество в Мекку (хадж).
Важным стимулом для развития идеологии ислама явился его раскол на два течения — суннизм (от Сунна — сборник рассказов о высказываниях и действиях Мухаммеда) и шиизм (партия).

Преобладающее большинство мусульман проживает в странах Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Северной Америки.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Атамоьлан мяммядли ермянилярин эерчяк тарихи бакы 2008 Редактор: т е. д дос. Щаъыйев Сани Тофиг оьлу Ряйчи: т е. н. Няъяфли Эцнтякин Ъямил гызы
Реферат Каким воздухом мы дышим
Реферат Соціальна політика в Україні: основні напрями та протиріччя
Реферат Genocide in Australia
Реферат Политический дискурс оппозиции в современной России
Реферат «инновационные процессы в экономике и обществе» с участием именитых представителей науки Российской Федерации
Реферат Инфузионно-трансфузионная терапия во время операции
Реферат Творчество Константина Менье
Реферат Калуш: угроза экологической катастрофы
Реферат Усипка, Утечка, Усушка й Утруска
Реферат Финансовый рынок и его функционирование (мировой и российский опыт)
Реферат Сучасні тенденції в галузі створення удосконаленої вакцини для посилення та активізації імунної
Реферат Труд и его опасность
Реферат Радиационная опасность и проблемы использования АЭС
Реферат «Народная художественная культура»