Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "География"


Географические аспекты изучения религий

--PAGE_BREAK--2 Примитивные религиозные верования. Общая характеристика и география этнических и мировых религий.
Проблема научного исследования древнейших этапов религиозного развития и реконструкции первобытных религиозных систем является одной из сложнейших в религиоведении, что связано как с временным отдалением (появление первоначальных религиозных верований датируется периодом верхнего палеолита — 40 тыс. лет до н. э.), так и с отсутствием, практически полным материальных и духовных свидетельств того времени. Несколько проясняют картину археологические находки, имеющие отношение к изучаемому периоду и исследования религиозных верований племен, живущих в наше время и находящихся на стадии первобытного развития.

Большинство религиоведов выделяют следующие примитивные религиозные верования: магия, фетишизм, анимизм, тотемизм, земледельческий культ и шаманизм.

Общая характеристика родоплеменных религий:
поклонение духам (природы, предков), имеющее вначале зооморфный характер (наделение чертами животных образов реальных или воображаемых объектов), а впоследствии антропоморфный (перенесение присущих человеку свойств на явления природы, религиозные и мифологические образы); отсутствие профессиональных служителей культа; культ вождя; система возрастных инициаций (возрастные посвятительные церемонии);-система магических обрядов, посвященных духам.
Магия(колдовство — действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или человека. В зависимости от поставленных задач различают лечебную магию, вредоносную магию, любовную или половую магию, промысловую магию, аграрную магию. С развитием общества нормы магии становятся более разнообразными: гончарная, спортивная, учебная и т. д. К магиям имеет отношение и система табу (запретов) как способ защиты от негативных влияний. Магия сохранилась по сей день и как элемент современных религий (вера в могущество религиозных обрядов), и на бытовом уровне в виде ворожбы.

Фетишизм(талисман, амулет, идол) — поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонения — амулетами, талисманами — могут быть любые предметы как естественного, так и искусственного происхождения (камни, деревья, кости животных, фигурки идолов). Амулет защищает от злых сил, а талисман еще и приносит удачу его владельцу. Элементы фетишизма сохранились и в современных религиях (иконы, крестики, мощи, священные книги), и в повседневной жизни (игрушки, монетки, заячьи хвостики, кулоны и т. д.).

Анимизм(душа) — вера в существование идеальных двойников у материальных предметов, объектов и процессов. Анимистические образы — это духи умерших предков, души живых людей, олицетворение сил природы. С представлениями о бессмертии двойников связано и представление о загробной жизни. Жизнь души рассматривалась как продолжение реальной жизни. С развитием веры в духов и души появляются обобщенные понятия для обозначения сверхъестественных свойств вещей (или людей). Анимистический элемент в современных религиях в более усложненной форме выражен в представлениях о Боге, сатане, ангелах, бессмертных душах и т. д. Самостоятельно анимизм реализуется в спиритизме (вера в возможность общения с душами умерших) и в вере в приведения.

Тотемизм(его род) — вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами) и животным и растительным миром (реже — явлениями природы и неодушевленными предметами). Тотем — растение или животное (чаще последнее) — воспринимался как реальный предок, от которого магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности. Тотему поклонялись, приносили жертвы и могли убить, следуя определенному ритуалу. Элементы тотемизма встречаются и в современных религиях, например в индуизме, где существует культ священных животных (коровы, обезьяны). Некоторые исследователи считают, что элемент тотемизма присутствует в таинстве причащения в христианстве (хлеб и вино как тело и кровь Иисуса Христа).

Земледельческий культ— система религиозно-магических обрядов и представлений, связанных с земледелием и направленных на обеспечение и сохранение урожая путем обращения за помощь к духам и богам. К основным характеристикам земледельческого культа можно отнести:
духи, считающиеся ответственными за урожай, занимают ведущее положение; ведущая роль женщины в религии (особенно в период матриархата); система человеческих жертвоприношений; идея смерти и воскрешения духов; идея о жизни душ в Царстве Небесном.
В современных религиях земледельческий культ проявляется в поклонении святым, ответственным за урожай, в некоторых праздниках (Рождество Христово — праздник рождения духа Солнца).

Шаманизм— вера в возможность шаманов (люди, отмеченные «шаманской болезнью», проявляющейся, в частности, в расстройстве психики) быть посредниками между человеком и духами. Шаманам приписывалось также умение предсказывать будущее, узнавать, что делается в отдаленных пунктах, лечить, вызывать изменения в природе. Общение шамана с духами происходило в состоянии экстаза при выполнении особых ритуалов (камланий) при сопровождении какого-нибудь музыкального инструмента. Появление шаманизма связано с переходом к патриархату, что способствовало выдвижению на ведущие роли, в том числе и в религиозной сфере, мужчин.

В отличие от родоплеменных религий национальные складывались и эволюционировали в период становления и развития классового общества в рамках определенного этноса (народности). Исторические, бытовые и культурные условия развития той или иной народности определяют особенности национальных религий. При этом народностно-национальные религии ассимилируют многие элементы родоплеменных. В ряде случаев складываются синкретические системы, в которых переплетаются верования и культ разных исторических типов религий. Носителями народностно-национальных религий являются в основном представители данного этноса. Для народностно-национальных религий характерна:
детальная ритуализация обыденного поведения людей в традиционных формах (организация приема пищи, гигиенические правила, омовения и т. д.); строгая система религиозных предписаний и запретов; иерархичность в сфере духов; формирование и становление учения о загробной жизни; специализация культовой деятельности (появление отдельного сословия служителей культа); формирование религиозных организаций.
К народностно-национальным религиям относятся как ранние формы (древнеиранские, древнеегипетские, древнеиндийские), так и более поздние (зороастризм, греческий и римский политеизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, даосизм, конфуцианство, иудаизм).

Религии древнего мира, как правило, были политеистичными. Со временем складывается пантеон богов с выделением и особым почитанием одного из богов, который обычно ставится во главе пантеона. Таким образом, постепенно происходит процесс персонификации божеств.

Древнеегипетская религиясложилась как система политеистических верований и культов Древнего Египта в IVтыс. до н. э. В каждой области Египта были свои пантеисты и культы богов, воплощенных в небесных светилах, деревьях, камнях, животных, птицах и т. д. Позднее местные божества группируются в виде триад во главе с богом -демиургом. Особое место в древнеегипетской религии занимают представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земном. Характерной чертой этой религии является обожествление животных (бык, корова, баран, крокодил, кошка, сокол и т. д.).

Согласно представлениям древних египтян началом мира был хаос, водная пучина, из которой появились боги, создавшие землю, небо, людей и животных. С этих пор богом-демиургом становится Солнце.

Древнегреческая религия. Характерными особенностями этой религии были: одухотворение и одушевление явлений природы (анимализм) и связанные с ними человекоподобные боги, трактовка их поведения с помощью мифов. По мнению греков, все, что их окружало, было населено божествами. В период господства родовой знати мелкие местные божества были заменены олимпийскими богами во главе с отцом людей и богов — Зевсом.

Древнеримская религияв большей мере отображена в римской мифологии, создававшейся под влиянием греческой. В Риме для всех граждан был установлен обязательный культ древнеримской троицы — Юпитера, Юноны и Миневры. Со временем древнеримская религия приобретает более синкретичный характер.

Древнеиранская религияизвестна под названием парсизм, маздаизм, зороастризм (последнее название связано с именем основателя религии Заратустры, Зороастра). Это классическая дуалистическая система взглядов, которые возникают в VIIст. до н. э. В священной книге зороастризма «Авесте» представлены основные идеи этой религии: мир — это арена борьбы двух непримиримых сил (Ахурамазды и Ангра-Манью), воплощающих добро и зло. В этой борьбе участвуют люди, наделенные свободой выбора, и именно от них зависит окончательный итог этой борьбы. Культ зороастризма, основанный на вере в бессмертие души, загробную жизнь и конец света, связан с поклонением священному огню как очищающей силе. Эта религия сохранилась и в наше время (парсы в Индии и огнепоклонники в Иране), но не имеет широкого распространения.

Древнеиндийская религия— это совокупность религиозных взглядов и обрядов, которые возникли во 2 тыс. до н. э. Известны два этапа развития древнеиндийской религии:
Ведический(Веды — священные тексты), представленный многочисленным пантеоном и разработанной системой жертвоприношений; Брахманский(выделяется каста духовных учителей — брахманов), когда появляются комментарии к ведам (Брахманы, Араньяки и Упанишады), а мир согласно этому учению управляется законами кармы (воздаяние), под влиянием которой происходит реинкарнация (переселение душ). Конечной целью верующего в брахманизме является освобождение от бесконечных изменений своих состояний (сансара).
Среди этнических религий современной Индии выделяют: индуизм, джайнизм, сикхизм.

Индуизмсформировался в середине І тыс., н. э. в результате слияния ведической и брахманской традиций с заимствованием религиозных и философских идей брахманизма (карма, сансара, реинкарнация, мокша). Среди множества богов наиболее почитаемые «тримурти» — (триада) — Брахма, Вишну и Шива, воплощающие три основные функции — создателя, охранителя, разрушителя.

В индуизме отсутствует единая церковная организация, функционирование этой религии обеспечивается институтом жречества.

На данном этапе индуизм исповедует 85% населения Индии, кроме этого, он распространен в Пакистане, Малазии, Шри-Ланке, Непале, Бангладеш, ряде стран Африки.

Джайнизмвозник в Индии в VIст. до н. э. Название происходит от имен Махавира («великий герой») и Джина («победитель»), которыми был наделен основатель этой религии. Последователи джайнизма верят, что путем праведной жизни можно освободиться от сансары и достичь нирваны. Центральное место в учении джайнизма занимает признание существования двух изначальных оснований мира — духовного и телесного, живого и неживого. Животворящее начало имеют все предметы, но только человеку предоставлена возможность преодолеть карму.

Сикхизм— (ученик, последователь) возникает в результате синтеза некоторых индуистских идей с мусульманскими источниками в конце XV— нач. XVIвв. Основатель гуру (учитель) — Нанак, пытавшийся объединить индусов и мусульман. Согласно сикхизму существует единый неперсонифицированный бог, а все явления и человек в том числе — проявление божественной силы. Единственный путь спасения — путь любви к Богу, делающий всех людей равными. Вероучение сикхизма изложено в книге «Грантх Сахиб» (Господин книга), которая содержит наставления и жизнеописания гуру и является источником учения и объектом юогослужения. Культ в сикхизме имеет синкретический характер и включает специальное посвящение, требование верности символу веры и правило пяти «К» (длинные волосы, короткие штаны, гребень, короткий меч и стальной браслет). Форма организации сикхизма — община, а последователи сикхизма в основном сосредоточены в штате Пенджаб (Индия).

Среди национальных религий Китая выделяют даосизм и конфуцианство.

Даосизм(дао — путь) возник примерно в VIв. до н. э. Основателем считается лао-цзы. Вероучение изложено в книге «Дао-де-цзын». «Дао» как главное понятие в даосизме объявляется сущностью и первопричиной мира, источником его многообразия. Это некий «путь», по которому должен следовать окружающий мир и все люди. Принцип наследования «Дао» — это «увей» (недеяние), т. е. следование естественности. В религиозном даосизме естественные процессы получают мистическое истолкование, а отсюда и использование магии, алхимии, лечебной практики, демонологии и других элементов народных культов и шаманских верований. Абсолютизация идеи бессмертия реализуется у даосов в различных способах продолжения жизни с помощью сексотерапии, диеты, пневмотерапии и т. д.

Конфуцианствоосновано Конфуцием в VIв. до н. э. И представляет собой развитую этико-политическую систему. Основные элементы вероучения изложены в книге «Лунь-юй» («Беседы и суждения»). Важное место в своей системе Кофуций отводил концепции «Неба» и «небесного веления», где «небо» — это и часть природы, и высшая духовная сила. Человек должен жить в согласии с определенными этическими правилами, определенными «небом» и моральным законом (Дао), постоянно их усовершенствуя путем учения. В результате следования Дао и велениям «Неба» можно достигнуть уровня «благородного человека», который имеет пять «благородных качеств» — «жень» — человеколюбие, «и» (долг), «ли» — нормы поведения, «чжи» — знания, «синь» — верность. Эти принципы должны основываться на принципе «Сяо» — почитание родителей.

Традиционная религия японцев — синтоизм («путь богов») оформилась на основе родоплеменных анимистических культов и шаманизма в VI-VIIвв. Последователи синто поклоняются сонму божеств и духов (ками), которые, по их мнению, оживляют всю природу и могут воплотиться в любой предмет. Особое место среди божеств занимает солнечная богиня Аматерасу. Согласно этой вере связь между ними и людьми осуществляется через представителя богини Солнца на земле — императора (микадо), который считается родоначальником всех японцев. С середины ХІХ в. до 1945 г. синтоизм считался в Японии государственной религией, составными частями которой были: династийный синтоизм; храмовый синтоизм; домашний синтоизм с культом богини Аматерасу; народный или вульгарный синтоизм культом локальных божеств и духов и теннонизм — культ императора и его предков. С 1946 г. синтоизм отделен от государства. Центр религиозной жизни синто — храм Ясукуни в Токио, а священная книга — сборник легенд «Кодзики».

Иудаизм— религия, распространенная среди евреев. Возник во 2 тыс. до н. э. на основе политических верований и обрядов кочевых племен Северной Аравии. Со временем из еврейских скотоводческих племен был создан племенной союз с общим культом бога Яхве. Священной книгой иудеев является Тора (Закон), включающий первые книги Библии, известные как Пятикнижие Моисеево. Кроме Торы, к священным книгам относятся также Талмуд и Танах (до І в. н. э.). Танах известен как Ветхий Завет, а Талмуд (учение) как пояснение и дополнение к Торе (состоит из Мишны и Гемары). В Торе и Талмуде изложены основные элементы вероучения евреев:
вера в единого бога Яхве, создавшего мир и человека (по своему образу и подобию); вера в ангелов и демонов; вера в первородный грех; вера в богоизбранность еврейского народа; вера в приход мессии (спасителя); вера в наличие договора между богом и еврейским народом; вера в загробную жизнь; вера в воскрешение из мертвых.
Что касается культовой практики евреев, то Талмуд связывает верующего 613 предписаниями. К основным же элементам культа относятся:
трехкратная ежедневная молитва; празднование субботнего дня; обрезание мальчика на седьмой день после рождения; ритуальное омовение; кошерная (разрешенная) и трефная (запрещенная) пища; магические обряды и ритуалы, магические предметы.
Культовым сооружением является синагога (молитвенный дом, школа), где раввины (учителя) осуществляют обряды к обучению Торе.

Особое отношение к Торе породило со временем новые течения в иудаизме, связанные с пониманием и трактовкой священного текста — каббала и хасидизм.

Важнейшим этапом в развитии религий является появление мировых религий, к которым принято относить буддизм, христианство и ислам. К основным характеристикам мировых религий можно отнести:
межэтнический, космополитический характер (спасение возможно для каждого верующего независимо от этнической принадлежности); утверждение равенства всех людей перед богом независимо от их социального положения; основатели мировых религий приходят в мир как спасители и вестники благодати для всего человечества; формирование мировых религий происходят в условиях создания «мировых империй»; прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого вероисповедания).
Буддизмвозник в Индии в середине І тыс. до н. э. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, а священной книгой «Трипитака» («Три корзины знаний»). Основы вероучения буддистов представлены в учении о «Четырех благородных истинах» и «благородном восьмиричном пути».

«Благородные истины»:
Жизнь — это страдание; Причиной страдания являются желания («жажда жизни»); Избавление от страданий связано с избавлением от желаний; Существует путь избавления от страданий («восьмиричный путь»), который включает:
1.      Правильное стремление — понимание четырех истин;

2.      Правильное стремление — решительность действовать согласно истин;

3.      Правильная речь — отказ от лжи, грубости и т. д.;

4.      Правильное действие — не вредить живым существам и т. д.;

5.      Правильный способ жизни — честность в отношении средств к существованию;

6.      Правильные усилия — настойчивость в преодолении дурных влияний и т. д.;

7.      Правильные мысли — основанные на следовании благородным истинам;

8.      Правильное сосредоточение (медитация) — достижение внутреннего покоя.

Этот путь Будда («просветительный») назвал серединным, т. е. избавляющим человека от крайностей в поведении.

Целью буддиста является освобождение от сансары и достижение состояния нирваны («успокоение», «угасание», «блаженство», «умирание»).

В конце І в. до н. э. — І в. н. э. В буддизме оформляется два основных направления: хинаяна (узкая колесница) проповедует «узкий» путь спасения и махаяна («широкая колесница») — «широкий». В форме махаяны буддизм распространяется за пределами Индии- ваджраяна, тибетский буддизм и ламаизм. Наиболее известные на Западе формы китайского и японского буддизма — это секты чань и дзен, центром учения которых является утверждение о возможности достижения мгновенного просветления (сатори).

Христианствовозникло в І в. н. э. в Палестине. Количество верующих в настоящее время составляет около 2 млрд. человек на всех континентах, но большинство живет в Европе и Америке. Иисус Христос, который считается основателем религии, почитается в христианстве как Сын Божий, воплощение второй ипостаси единосущего и трехипостасного Бога, как Бог и человек одновременно. Священной книгой христианства считается Библия, состоящая из Ветхого и Нового заветов. В истории христианства известны две великие схизмы (раскола), которые привели к появлению трех основных ветвей христианства: православия, католицизма и протестантизма. Первая великая схизма произошла в 1054 г., вторая в 16 веке (Реформация).

В 325 г. на Никейском Соборе был выработан «Символ веры» христианства, включающий основные положения христианской веры и состоящий из 12 догматов:
вера в единого бога, существующего в трех ипостасях; вера в боговоплощение (Иисус Христос, оставаясь Богом, родился от девы Марии; вера в искупительную жертву Иисуса Христа; вера в воскрешение Иисуса Христа; вера в вознесение Иисуса Христа; вера в бессмертие души; вера в существование ада и рая; вера в небесную расплату за богоугодную жизнь на земле; вера в единую святую, соборную и апостольскую церковь; вера в необходимость крещения; вера в воскрешение из мертвых; вера в приход Царства Небесного для праведников и вечных мук для грешников.
В культовой практике христианства выделяют 7 основных таинств: крещение, причащение, миропомазание, священство, покаяние (исповедь), брак и елеосвящение (соборование). В большинстве протестантских течений совершаются лишь крещение и причащение.

Исламвозник в начале VIIв. н. э. на Аравийском полуострове. Его исповедуют около 1 млрд. человек в более чем 120 странах мира. Основателем ислама считается пророк Мухаммед, а священной книгой — Коран (чтение). Вероучение ислама изложено в Коране, который согласно преданию был ниспослан Аллахом пророку Мухаммеду через архангела Джабраила (Гавриила). Оно покоится на 7 догматах: вере в единого Бога-Аллаха; в ангелов; во все книги божьи; всех посланников Аллаха; в конец света; предопределение; воскресение из мертвых. В соответствии с вероучением ислама все сущее в мире создано Аллахом и все явления и события, которые произошли и произойдут во Вселенной, вплоть до конца света и для страшного суда, предопределены им и происходят по его воле. Культ ислама опирается на пять «столбов веры»:
исповедание веры — произнесение формулы «Нет божества кроме Аллаха и Мухаммед — посланник божий»; ежедневная пятикратная молитва; пост в месяц рамазан; обязательная благотворительность (закят); паломничество в Мекку (хадж).
Важным стимулом для развития идеологии ислама явился его раскол на два течения — суннизм (от Сунна — сборник рассказов о высказываниях и действиях Мухаммеда) и шиизм (партия).

Преобладающее большинство мусульман проживает в странах Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Северной Америки.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Патентное право 2 Патентное право
Реферат Iliad By Homer Essay Research Paper ILIADThe
Реферат The Cantebury Tails Essay Research Paper The
Реферат The Civil War Essay Research Paper History
Реферат Голицын, Дмитрий Михайлович
Реферат Теория строения органических соединений АМ Бутлерова
Реферат Разработка программы контроллера автоматически связываемых объектов для управления конструкторской документацией в среде Windows 95/NT (дипломная работа)
Реферат Європейські та євроатлантичні мотиви в передвиборчих програмах кандидатів у президенти України на
Реферат Социально-значимые акции как технологии формирования имиджа предприятия
Реферат Fallen Angels Essay Research Paper September 15
Реферат Extractingdna Essay Research Paper Extracting DNA from
Реферат Маркузе, Герберт
Реферат Арб по денежно-кредитной политике и
Реферат Соцiально-економiчний розвиток СРСР та УРСР
Реферат Журналистский образ как основной способ организации журналистского расследования