СОДЕРЖАНИЕ Задание 3 Задание 7 Задание 10 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13 Задание 1 Бюджетирование представляет собой информационную систему внутрипроизводственного управления, использующую определенные финансовые инструменты, называемые бюджетами. Согласно методическим рекомендациям по управленческому учету, разработанным Минэкономразвития России, бюджет – это информация о планируемых или ожидаемых доходах, расходах, активах и обязательствах. Сущность бюджетиров
ания состоит в разработке взаимосвязанных планов производственно-финансовой деятельности организации, ее подразделений исходя из текущих и стратегических целей функционирования, контроля за выполнением этих планов, в использовании корректирующих воздействий на отклонения от параметров их исполнения. В информационном отношении – это система, интегрирующая результаты процессов планирования, учета, контроля и анализа стоимостных показателей деятельности организации. В общем случае в процессе бюджетирования выполняются след
ующие задачи: 1. Оценка эффективности работы предприятия, за счет сравнения достигнутых результатов с плановыми. 2. Установление перспективных целей и их выполнение в текущих планах развития предприятия, на основе долгосрочного прогнозирование. 3. Контроль и анализ деятельности отдельных подразделений предприятия на основе показателей, устанавливаемых для каждого подразделения. 4. Контроль и анализ, деятельности всего предприятия в целом на основе общефирменных целевых показателей. 5. Планирование и контроль денежных поток
ов предприятия. Основные этапы работ по реализации процесса бюджетирования: 1. Анализ внутренней и внешней среды. 1.1. изучение структуры предприятия; 1.2. анализ системы управленческого учета; 1.3. изучение бизнес-процессов; 1.4. анализ ассортимента; 1.5. анализ рынка; 1.6. анализ команды специалистов; 1.7. определение требований к системе. 2. Разработка системы бюджетирования.
2.1. определение центров ответственности; 2.2. разработка системы бюджетов; 2.3. построение бизнес процесса «бюджетирование»; 2.4. разработка формата предоставляемых данных; 2.5. разработка корректировок в учетной системе; 2.6. разработка пошагового регламента; 2.7. написание положения о системе бюджетирования; 2.8. создание бюджетного комитета; 3. Разработка системы контроля исполнения бюджета. 3.1. определение периодичности контроля; 3.2. определение параметров для контроля;
3.3. разработка системы мотивации на основания исполнения бюджета; 3.4. определение механизма корректировки планируемых данных; 4. Разработка компьютерной модели. 4.1. выбор программы (Excel или специализированное ПО); 4.2. разработка и увязка системы бюджетов; 4.3. надстройка системы анализа рисков; 4.4. надстройка блока учета исполнения бюджета; 4.5. разработка блока анализа исполнения бюджета; 4.6. порядок корректировки бюджета. Различие между понятиями «план» и «бюджет»: План - это упорядоч
енный спектр действий, направленных на достижение некоторых целей, причем эти действия могут описываться не только с помощью формализованных количественных оценок, но и путем перечисления ряда неформализованных процедур. Бюджет более узкое понятие, подразумевающее количественное представление плана действий, причем, как правило, в стоимостном выражении. План: Показатели и ориентиры - любые, в т. ч. и неколичественные; Горизонт планирования - в зависимости от предназначения плана; Предназначение - формулирование целей,
которые нужно достигнуть, и способов достижения. Бюджет: Показатели и ориентиры - в основном стоимостные; Горизонт планирования - в основном до года; Предназначение – а) детализация способов ресурсного обеспечения выбранного варианта достижения целей; б) средство технического контроля достижения плана. Достоинства процесса «бюджетирование» заключаются в том, что оно: • оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива; • позволяет координировать работу предприятия в целом; • анализ бюджетов п
озволяет своевременно вносить корректирующие изменения; • позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов; • позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов; • служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов. К недостаткам процесса «бюджетирование» относятся: • сложность и дороговизна системы бюджетирования; • если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаю
тся исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок; • противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если достичь целей слишком сложно стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей; • малейшие изменения требований к системе бюджетирования в части детализации плановых и отчетных данных или организ
ационные изменения в компании, приводят к необходимости начинать работу по внедрению заново. Задание 1. В соответствии с заданием цены на продукцию увеличиваются на 5 % каждый квартал. Следовательно, делаются следующие вычисления в таблице 1 «Бюджет продаж на 200I квартал (руб.): 100,00; цена на II квартал (руб.): = 105,00; цена на III квартал (руб.): = 1
10,25; цена на IV квартал (руб.): = 115,76. Значения выручки от продаж определяются путем умножения планируемого объема продаж на цену единицы продукции. Соответственно, выручка от продаж за I квартал (тыс. руб.): = 150 000; выручка от продаж за II квартал (тыс. руб.): = 168 000; выручка от продаж за III квартал (тыс. руб.): = 176 400; выручка от продаж за IV квартал (тыс. руб.): = 208
372,5. Итоговые значения объема продаж и выручки от продаж определяются путем сложения всех соответствующих показателей за каждый квартал: планируемый объем продаж (тыс. шт.): = 6 500; выручка от продаж (тыс. руб.): = 702 772,5. Таблица 1 Бюджет продаж на 200Y год № Показатели Кварталы Всего I II III IV 1. Планируемый объем продаж, тыс. шт. 1500 1600 1600
1800 6500 2. Цена продажи единицы продукции, руб. 100,00 105,00 110,25 115,76 3. Выручка от продаж, тыс. руб. 150000 168000 176400 208372,5 702772,5 2. В таблице 2 «График ожидаемых денежных поступлений в 200Y году» делаются следующие вычисления: дебиторская задолженность погашается в I квартале. Следовательно, за первый квартал ожидается поступление 13 970 (тыс.) руб.; из выручки от продаж за I квар
тал = 120 000 (тыс. руб.) поступает на счет предприятия в тот же период, остальные = 30 000 (тыс. руб.) во II квартале; из выручки от продаж за II квартал = 134 400 (тыс. руб.) поступает на счет предприятия в тот же период, остальные = 33 600 (тыс. руб.) в III квартале; из выручки от продаж за III квартал = 141 120 (тыс. руб.) поступает на счет предприятия в тот же период, остальные = 35 280 (тыс.
руб.) в IV квартале; из выручки от продаж за IV квартал = 166 698 (тыс. руб.) поступает на счет предприятия в тот же период, остальные = 41 674,5 (тыс. руб.) остаются на дебиторской задолженности покупателей. Таким образом, за первый квартал поступает = 133 970 (тыс. руб.); за второй квартал: = 164 400 (тыс. руб.); за третий квартал: = 174720 (тыс. руб.); за четвертый квартал: = 201 97
8 (тыс. руб.); всего денежных поступлений за год: = 675 068 (тыс. руб.). Таблица 2 График ожидаемых денежных поступлений в 200Y году № Показатели Кварталы Всего I II III IV 1. Дебиторская задолженность на начало года 13970 13970 2. Поступление денежных средств в I квартале 120000 30000 150000 3. Поступление денежных средств в
II квартале 134400 33600 168000 4. Поступление денежных средств в III квартале 141120 35280 176400 5. Поступление денежных средств в IV квартале 166698 166698 6. Всего денежных поступлений 133970 164400 174720 201978 675068 Задание 3 При составлении бюджета продаж по методу начисления, позволяющего получить прогнозируемую выручку в соответствии с правилами бухгалтерского учета, необходимую для составления прогнозно
го отчета о прибылях и убытках в разбивке по кварталам указывались следующие показатели: • планируемый объем продаж на 200Y году; • планируемая цена продажи единицы продукции; • планируемая выручка, определяемая путем умножения количества на цену. При этом предполагалось, что рост цен составит 5 % в год. Эта информация формируется с учетом текущего и прогнозируемого состояния рынка исходя из результатов маркетингового анализа. На основании информации бюджета продаж:
1. прогнозируется сумма выручки, необходимая для составления прогнозного отчета о прибылях и убытках; 2. разрабатываются производственная программа и бюджет производства; 3. прогнозируются денежные потоки в части поступлений денежных средств от покупателей и заказчиков в зависимости от существующих или планируемых условий сотрудничества с ними (кредитной политики, политики скидок и т.д.); 4. составляется бюджет коммерческих расходов, необходимых для привлечения покупателей и заказчиков и
обеспечения объемов продаж, запланированных в бюджете продаж. Основные факторы, которые влияют на объем продаж: • общая динамика рынка; • сезонная динамика продаж (по кварталам); • уровень цен продукции; • качество продукции; • активность компании на рынке; • конкуренты; • законодательство; • товарный ассортимент; • клиенты; • объем продаж предшествующих периодов; • производственные мощности предприятия; • относительная прибыльность продукции; • каналы сбыта; • персонал и др. Прогнозирование фактического денежного потока з
ависит от того, как покупатели будут перечислять деньги за проданную им продукцию. Например, если покупатели оплачивают счета в следующем квартале, нужно произвести «сдвиг» денежных поступлений на 1 квартал вправо, т.е. сумма выручки от продажи продукции за I квартал будет получена «живыми» деньгами во II квартале. Если организация получает с покупателей предоплаты и авансы, нужно делать соответствующий «сдвиг» влево, поскольку деньги (хотя бы частично) будут поступать до того, как продукция будет отг
ружена, т.е. до признания выручки. Также нужно учесть, что в плановом периоде будут поступать деньги от покупателей за продукцию, проданные в предыдущем году, т.е. будет происходить погашение дебиторской задолженности, сформировавшейся по состоянию на 31 декабря года, предшествующего плановому (т.е. задолженности, имеющейся в наличии и отраженной в балансе на 1 января планового года). Таким образом, в зависимости от варианта оплаты различным окажется ожидаемый уровень всех денежных поступлений за год. Бюдж
ет продаж является первым и самым важным шагом в составлении сводного бюджета предприятия, и правильная оценка объема продаж продукции влияет на все последующие бюджеты. Роль этого бюджета настолько велика, что приводит к необходимости создания отдельного подразделения со своей инфраструктурой, качественно и постоянно занимающегося изучением рынка, анализом портфеля продукции и т.д. Как правило, это отдел маркетинга. Качество составления бюджета продаж непосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и усп
ешную работу компании. Бюджет продаж практически предопределяет ожидаемые денежные потоки предприятия, которые и формируют доходную часть бюджета потока денежных средств. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. Учебно-методическое пособие. М Финансы и статистика, 2000. 2. Богданова Т.Ф. Бюджетирование промышленных предприятий. М Дело и Сервис, 200
1. 3. Бочаров В.В. Внутрифирменное финансовое планирование и контроль. Спб Изд-во СПбГУЭФ, 1999. 4. Бочаров В.В. Коммерческое бюджетирование. СПб Питер, 2003. 5. Брихгем Ю Гапенски Л. Финансовый менеджмент / Пер. с англ. М Экономическая школа, 1998. 6. Гражданский кодекс РФ. 7. Джаарбеков С.М. Методы и схемы оптимизации налогообложения. М ИД «МЦФЭР», 2002. 8. Мельник Д. Ю. Налоговое планирование и бюджетирование. М
Финансы и статистика, 2002. 9. Салтыкова Г.А. Финансовое планирование и анализ движения денежных потоков. Учеб. пособие. СПб Изд-во СПбГУЭФ, 1999. 10. Сергеев И.В. Оперативное финансовое планирование на предприятии. М Финансы и статистика, 2002 . 11. Сорокина Е.М. Анализ денежных потоков предприятия: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. М Финансы и статистика, 2003. 12. Хруцкий В.Е Сизова Т.В Гамаюнов В.
В. Внутрифирменное бюджетирование. Настольная книга по постановке финансового планирования. М Финансы и статистика, 2003. 13. Шим Д.К Сигел Д.Г. Основы коммерческого бюджетирования / Пер. с англ. СПб Пергамен, 1998. 14. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. М Дело и Сервис, 2001.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |