Процесс фотосинтеза лежит в основе существования на Земле жизни вообще и человека в частности. Фотосинтез – это процесс преобразования поглощенной энергии света в химическую энергию органических соединений.
Фотосинтез – единственный процесс в биосфере, ведущий к увеличению энергии биосферы за счет внешнего источника – Солнца – и обеспечивающий существование как растений, так и практически всех гетеротрофных организмов.
Фотосинтез
(от
греч. фотос
- — свет и
синтез, совмещение, соединение) — процесс образования органических веществ из
углекислого газа и
воды на
свету при участии
фотосинтетических пигментов (
хлорофилл у
растений,
бактериохлорофилл и
бактериородопсин у бактерий). В современной
физиологии растений под фотосинтезом чаще понимается
фотоавтотрофная функция — совокупность процессов
поглощения,
превращения и
использования энергииквантов света в различных
эндэргонических реакциях, в том числе превращения углекислого газа в
органические вещества.
Процесс образования сахара и крахмала из углекислого газа и воды на свету называется фотосинтез. В растительной клетке этот процесс идет в хлоропластах, т. е . только в зеленых частях растения.
Квант света (здесь уместно вспомнить что это такое) попадает на молекулу хлорофилла, которая находится в мембране тилакоида в хлоропласте. Хлорофилл, получив порцию энергии, возбуждается и эту лишнюю энергию выбрасывает вместе со своим электроном за пределы мембраны в строму хлоропласта. Но, потерявшая энергию молекула хлорофилла стремится возместить свою потерю и отбирает электрон у молекулы воды, которая при этом распадается на кислород и протон. Происходит фотолиз воды. Кислород выделяется в атмосферу, а протоны собираются внутри тилакоида. Теперь возникает ситуация очень напоминающая конденсатор. Мы имеем накапливающиеся “+” и “–” заряды, разделенные слоем диэлектрика – мембраной. Могут ли заряды накапливаться до бесконечности? Конечно, нет. При определенной разности потенциалов произойдет пробой изолятора, т.е. протоны пройдут сквозь мембрану и соединятся с электронами. При этом выделится энергия (в случае конденсатора в виде искры). Для этой цели в мембране предусмотрен специальный канал, в котором находится фермент АТФаза, поэтому выделяющаяся энергия не превращается в свет, а расходуется на синтез АТФ. Таким образом, энергия света превращается в энергию макроэргических связей АТФ. В строме хлоропласта атомарный водород вступает в химическую реакцию с углекислым газом и образуется глюкоза. На эту реакцию тратится энергия АТФ, т.е. энергия АТФ превращается в энергию химических связей в молекуле глюкозы.
Словарь
Автотрофы – организмы синтезирующие органические вещества из неорганических соединений, с использованием энергии солнечного излучения.
Гетеротрофы – организмы, использующие для питания готовые органические вещества.
Фотосинтез – синтез органических соединений из неорганических с использованием солнечного света, при участии хлорофилла.
Световая фаза фотосинтеза – фаза протекающая при солнечном свете с участием хлорофилла.
Темновая фаза фотосинтеза – протекает как на свету, так и в темноте, характеризуется активным синтезом углеводов.
реакциях темновой фазы с краткой характеристикой цикла и записью химической формулы. Взаимосвязь темновой и световой фаз.
6СО2
+ 6Н2
О = С6
Н12
О6
+ 6О2
Процесс фотосинтеза состоит из 2-х последовательных фаз.
Световая фаза происходит только на свету в мембране тилакоидов гран при участии хлорофилла, белков –переносчиков и АТФ-синтетазы.
При действии кванта света электрон молекулы хлорофилла переносится на более высокий энергетический уровень, а хлорофилл переходит в возбужденное состояние, теряя электрон.
Эти электроны передаются переносчиками на наружнюю мембрану тилакоидов гран, где накапливаются.
Одновременно внутри полостей тилакоидов гран происходит фотолиз, т.е., разложение воды под действием энергии света.
Электроны, образующиеся при фотолизе, передаются переносчиками молекулам хлорофилла и восстанавливают их.
Кислород уходит в атмосферу, а протоны водорода не могут проникнуть через мембрану граны и накапливаются внутри нее, создавая протонный резервуар.
В результате, внутренняя поверхность мембраны заряжается положительно, а наружняя – отрицательно.
По мере накопления по обе стороны мембраны противоположно заряженных частиц нарастает разность потенциалов. При достижении критической величины разности потенциалов сила электрического поля начинает проталкивать протоны через канал АТФ-синтетазы.
На выходе из протонного канала создается высокий уровень энергии, который идет на образование молекул АТФ из АДФ:
Ионы водорода, оказавшись на наружней поверхности мембраны тилакоида, встречаются там с электронами, образуя атомарный водород, котроый идет на восстановление НАДФ+:
Темновая фаза
протекает в строме хлоропласта как на свету, так и в темноте и представляет собой ряд последовательных преобразований СО2, поступающего из воздуха (цикл Кальвина).
В строме постоянно присутствуют пентозы, среди которых имеется рибулозодифосфат, являющийся акцептором СО2. Ферменты связывают пентозу с углекислым газом, образуя гексозу, которая расщепляется на 2 триозы. Каждая из 2-х триоз принимает по одной фосфатной группе от АТФ, обогащая молекулы энергией. Затем каждая из 2-х триоз принимает по одному атому водорода от 2-х молекул НАДФ.Н. После чего триозы объединяются, образуя углеводы:
Другие триозы объединяются, образуя пентозы:
и вновь возвращаются в цикл Кальвина.
Суммарная реакция фотосинтеза:
фаза, место проведения | Исходные вещества | процессы, происходящие в этой фазе | Результаты процессов | |
Световая. Мембраны тилакоидов гран. | Хлорофилл, Н2 О,АДФ | 1.Возбуждение хлорофилла 2.Фотолиз воды. 3.Продвижение протонов водорода Н+ по протонному каналу. 4.Восстановление НАДФ+ в НАДФ.Н; | -транспорт электронов -Образование Н+; -Свободный кислород выделяется в атмосферу; -Образование атомарного водорода в виде НАДФ.Н; -Образование молекулы АТФ; | |
Темновая. Строма хлоропласта | . Н (атомарный водород), О2 (молекулярный кислород), СО2 , АТФ | Фиксация углерода в цикле Кальвина. | -Синтез углеводов. Образование АДФ, глюкозы |
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |