Реферат по предмету "Военное дело"


Особенности воинской дисциплины и дисциплины в воинских колективах

--PAGE_BREAK--Сознательность в воинской дисциплине, на мой взгляд, связана и противопоставляется такой парной ей категории, как «стихийность». Иначе говоря, понять причину и механизм возникновения сознатель­ной воинской дисциплины можно только на основе анализа взаимо­связи и соотношения стихийности и сознательности. При этом сти­хийный характер соблюдения воинской дисциплины не означа­ет бессознательного поведения военнослужащих. Каждый воин всегда действует осознанно, целеустремленно, под воздействием определен­ных мотивов и для достижения каких-либо целей. Следовательно, не­обходимо видеть различие между сознанием как свойством, отли­чающим людей от животных, и сознательностью как специфи­ческой чертой, существенной гранью человека, отражающей его убежденность, ответственность, активность и определяющей качество его поведения, деятельности. Поэтому осознанный, целеустремленный характер поступков и действий личного состава Внутренних войск — это еще не признак сознательной воинской дисциплины.
Стихийность в воинской дисциплине — это соблюдение или на рушение норм поведений, определенных для личного состава, при иска­женном или неверном представлении о их необходимости, сущности, роли и задачах. Вторым характерным признаком стихийности является нали­чие у военнослужащих мотивов, выражающих стремление к достижению определенных личных целей, не соответствующих тем, что ставятся пе­ред личным составом армии и флота государством. Поэтому стихийность при выполнении требований дисциплины выражается в нарушениях по­следней или в соблюдении норм, правил поведения военнослужащих под воздействием мотивов; которые не выражают правильного понимания необходимости, сущности и роли воинской дисциплины.
Сознательность в воинской дисциплине — это поведение во­еннослужащих, обусловленное правильным пониманием необходи­мости, сущности, роли и задач, установленных норм поведения как важнейшего фактора мощи и боевой готовности Вооруженных Сил. В данном случае понятие «сознательность» выражает уровень, глубину понимания воинской Дисциплины как специфического общественно­го явления. Характерным признаком сознательности в дисциплине является наличие таких мотивов поведения военнослужащих, кото­рые обусловлены прочными личными убеждениями в необходимости и полезности воинской дисциплины, осознанием своего воинского долга и личной ответственности перед государством, коллективом за свое поведение. Именно, такие мотивы выступают внутренней непо­средственной причиной сознательного выполнения норм, правил по­ведения, установленных законами и воинскими уставами для личного состава Внутренних войск МВД РФ.
Исходной посылкой здесь является понимание того, что формирова­ние и развитие сознательной воинской дисциплины является процессом, в котором стихийность и сознательность выступают как две противопо­ложности, образующие стороны диалектического противоречия. Наличие этих сторон обусловлено гносеологической и социальной причинами.
Гносеологической[9] причиной является сложность и бесконечность по­знания воинской дисциплины как специфического явления общест­венной жизни. Ведь быстрота и глубина восприятия знаний о необхо­димости, сущности, роли и задачах дисциплины у разных воинов не­одинаковы. Индивидуальные особенности каждого военнослужащего определяет не только уровень тех знаний, которые он получает за вре­мя своей службы посредством различных форм обучения и воспита­ния, но и та информация в боннской дисциплине, которая восприни­мается в личном практическом опыте и в процессе общения с другими людьми. Поэтому степень полученных знаний о воинской дисциплине может быть различной — от смутного, искаженного или даже ошибоч­ного представления до научного знания.
Социальная причина существования противоречия стихийности и сознательности в воинской дисциплине заключается в том, что на службу в Вооруженные Силы, последовательно привлекаются новые поколения молодежи страны, т.е. их личный состав все время обновля­ется. Это означает, что у приходящих на военную службу призывников не сразу, а только в процессе обучения и воспитания формируются не­обходимые представления о дисциплине в армии и на флоте. Кроме то­го, сознательность в воинской дисциплине выражается в точном и ка­чественном выполнении военнослужащими своих служебных обязан­ностей. А для этого нужны определенные знания военной специаль­ности, практические навыки, умения. Приятные условия для формирования сознательной дисциплиниро­ванности военнослужащие, качественное изменение сознательности проявляется в повышении ее уровня у личного состава: углублении и систематизации знаний о необходимости, сущности, роли и задачах воинской дисциплины, все большей трансформации их во внутрен­нюю потребность, развитии устойчивого и инициативного характера соблюдения норм, правил поведения военнослужащих, совершенство­вании воинского мастерства.
Поскольку любое отступление от них отрицательно влияет на боеготовность и боеспособность воинских формирований, их можно квалифицировать как антиобщественное, антипатриотическое, аморальное поведение, наносящее ущерб безопасности государства. Конечно, бывают незначительные нарушения дисциплины. Но от это­го сущность нарушений или неточного соблюдения требований дисци­плины не меняется, ибо важны последствия, нанесенный ими ущерб боеготовности и боеспособности.
Безусловно, различие мотивов и целей у нарушителей дисциплины или у тех, кто не в полном объеме выполнил ее требования, неодина­ковый характер проступков и меры причиненного ими ущерба обусло­вливают и необходимость применения разных методов, форм и спосо­бов воспитательной работы.
Следует подчеркнуть, что сознательность не выступает в виде одно­го из равноценных свойств, признаков воинской дисциплины и не яв­ляется производной ОТ них, Ибо составляет внутреннюю основу суще­ствования, тот способ ее бытия, который обусловливает, делает воз­можным наличие всех других свойств, признаков, особенностей.
Именно сознательность задает и определяет качественную особен­ность дисциплины наших Внутренних войск МВД РФ, обусловливает измене­ние ее старых свойств, признаков, особенностей и возникновение но­вых. В частности, «добровольность» — это не только одна из особенно­стей (свойств) дисциплины армий, ведущих справедливую, освободительную войну. Добровольная воинская дисциплина может быть и результатом идеологической обработки и материального подку­па. Только сознательный характер дисциплины придает свойству «добро­вольности» новое качество.
Таким образом, сознательность — это атрибут дисциплины в наших Внутренних войсках МВД РФ, ее главное, определяющее свойство, которое иг­рает решающую роль в становлении и развитии нового типа воинской дисциплины. Понимание этого дает возможность верно ставить цели воспитания и определять пути их достижения.

Глава IIСущность воинской дисциплины.
Известно, что развитие военного дела требует постоянного уточ­нения ряда положений военной присяги, уставов, законов, наставле­ний и т.д. Воинская дисциплина — это особая форма воинских от­ношений, необходимых для успешной совместной деятельности, что поведение военнослужащих регулируется нормами и правилами, изло­женными в законах, воинских уставах и приказах командиров, началь­ников, отражающих особенности военной организации и требования государства к поведению личного состава[10]. С этим, как говорится, не поспоришь.
Я, полагаю, что определение сущности воинской дис­циплины в Дисциплинарном уставе как «строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами — воинскими уставами и приказами командиров (начальников)». Совершенно неправомерно, на мой взгляд, утверждать, будто воин­ский порядок в Уставе рассматривается как нечто «существующее вне и независимо от дисциплины». Устав четко оп­ределяет, что воинская дисциплина — это «строгое и точное соблюде­ние порядка и правил…». Иначе говоря, именно дисциплина обеспечи­вает практическую реализацию установленного порядка. Следовательно, его соблюдение может осуществиться, прежде всего, в результате «ак­тивности» дисциплины. Причем, само собой разумеется, что без дисци­плины не может быть и порядка. Определение четко фиксирует, что порядок обеспечивается постоянным, целенаправленным «воздействием» дис­циплины.
Ведь в реальной жизни порядок реализуется через осуществление совокупности правил. В уставном определении воинской дисциплины порядок и правила рассматриваются как два признака воинской дис­циплины. Возможно, тут не все продумано до конца. Ведь при этом как бы игнорируется, что порядок является целью воинской дисциплины. Сама воинская дисциплина призвана, как следует из уставного опреде­ления, обеспечить создание и поддержание воинского порядка. Что же касается правил, то они представляют духовные образования, тождест­венные или близкие нормам, принципам, методам, способам дейст­вий, обеспечивающим достижение намеченной цели.
Дисциплини­рованность, как качество военнослужащего, представляет собой от­ношение его индивидуального сознания к установленной во Внутренних войсках, дисциплине и способность строить свое поведе­ние в соответствии с ее требованиями. Следовательно, «дисциплини­рованность выражает единство двух сторон — особого свойства созна­ния и определенной формы поведения». Во-первых, трудно со­гласиться, что дисциплинированность выражает лишь отношение к дисциплине. Ведь отношение к дисциплине может счи­таться признаком как дисциплинированности, так и недисциплиниро­ванности. Поэтому дисциплинированность следует рассматривать как положительное отношение к воинской дисциплине. А это есть не что иное, как способность строить свое поведение в соответствии с требо­ваниями дисциплины, т.е. дисциплинированность — не что иное, как духовная составляющая. Значит, есть основания полагать, что дисцип­линированность обладает признаком, находящимся в духовной сфере, представляя элемент сознания воина.
Тем не менее и «дисциплина воина» (личная дисциплина) также об­ладает обоими этими компонентами. Поэтому-то и нельзя согласиться с утверждением автора, что, «употребляя понятие «дисциплина воина», (личная дисциплина), мы выделяем лишь одну сторону дисциплини­рованности (соблюдение установленных норм, правил поведения), а именно, практическое поведение, выражающееся в соблюдении требо­ваний дисциплины».

2.1. Основные направления укрепления воинской дисциплины и
формирования здоровой атмосферы в воинских коллективах.
Воинская дисциплина — проблема, которой занимаются повседневно и постоянно командующий войсками округа, его заместители, военный совет, и командиры всех степеней соединений и частей округа.
Для общества наиважнейшим является то, чтобы социальные отклонения не набрали такой критической массы, которая ставит под угрозу само его существование.
Уровень преступности в регионе дислокации войск Приволжско- Ураль­ского округа остается, сожалению, высоким. Наиболее неблагополучными в криминогенном отношении являются Свердловская, Оренбургская и Перм­ская область, Республика Марий-Эл. Так, по данным ГУВД, в 2002 году на территории Свердловской области зарегистрировано 90,6 тыс. преступлений, т.е. 1987 преступлений на 100 тыс. человек (снижение на 25%), из них 1188 убийств, 2722 случая умышленного причинения тяжкого вреда здоровью. Од­нако реальный уровень преступности оценить сложно, так как только в Свердловской области при работе Генеральной прокуратуры РФ было выявле­но 15 тыс. скрытых от учета правонарушений. На территории региона распо­ложено 336 исправительно-трудовых учреждений, в которых отбывают нака­зание более390 тыс. заключенных. Это накладывает свой отпечаток и на уро­вень преступности в войсках округа[11].
Проблема комплектования войск округа в настоящее время очень остра. Ана­лиз хода призывов за последние пять лет показывает, что из года в год качественная характеристика призываемого в войска округа молодого пополнения, мягко говоря, не улучшается. Остается достаточно высоким количество при­зывников, воспитывающихся в неполных семьях (30%), из них без отца — 26%, без матери 25%, и 1,4% — без обоих родителей. Во многих семьях до­ходы родителей невысоки, имеются значительные социально-бытовые проб­лемы, злоупотребление алкоголем, а потому воспитанию детей не уделяется достаточного внимания. Отсюда социально-педагогическая запущенность данной категории военнослужащих, их отчужденность от коллектива, агрес­сивность непредсказуемость поведения.
С учетом реального положения дел, опираясь на имеющийся опыт, воен­ный совет округа разработал и внедрил в практическую деятельность систему работы должностных лиц по укреплению воинской дисциплины, предупреждению гибели военнослужащих. На наш взгляд, она не только отвечает требованиям нынешнего дня, но и направлена на перспективу. Система сводит воедино деятельность военнослужащих различных категорий как по служебному поло­жению, так и по занимаемой должности.
При этом основные усилия командования, военного совета округа, командиров и начальников воспитательных структур сосредоточены на создании безопасных условий военной службы, предупреждении гибели военно­служащих, недопущении хищения оружия и боеприпасов, другого государ­ственного и военного имущества, искоренении глумлений и издевательств над военнослужащими, недопущении бесчинств по отношению к местному населению.
С момента воссоздания Приволжско — Уральского военного округа вопросы воинской дисциплины неоднократно выносились на заседания военного со­вета, по ним принимались конкретные постановления. Вошло в практику заслушивание главнокомандующим (его заместителями, начальниками управлений, родов войск и служб) командиров соединений (частей), отстающих по воин­ской дисциплине. На местах им оказывается практическая помощь, принима­ются меры по оздоровлению морально-психологической обстановки среди личного состава.
Время поставило перед нами следующую задачу: выработать и внедрить в ее боевой учебы наиболее эффективные, подчас нетрадиционные формы, методы поддержания необходимого уровня личной подготовки офицеров, сохранив тем самым наиболее перспективных из них для Внутренних войск. Ясно и то, что, если офицер занимается с полной нагрузкой профессиональным делом, ему некогда совершать противоправные действия Военный совет округа, по достоинству оценивая огромный труд основной офицерского состава, принимает конкретные меры по стимулированию честной и добросовестной службы. В 2002 году отмечены государственными наградами 318 офицеров. Очередные воинские звания получили 3812 (в том числе 22 досрочно), шести офицерам присвоены звания на ступень выше занимаемой должности, а 4043 добросовестных офицера назна­чим на вышестоящие должности в порядке продвижения по службе.
Для повышения качества работы по укреплению воинской дисциплины наме­чается в перспективе решить следующие задачи:
Первая — добиться повышения личного влияния должностных лиц всех степеней на процессы, происходящие в воинских коллективах, самокритич­ной оценки ими результатов работы. Не допустить искусственного разделения единого процесса обучения и воспитания. Жизнь и практика убедительно до­казали, что обучение и воспитание тесно связаны между собой, их разделение совершенно противоестественно. Попыткам некоторых недальновидных ко­мандиров взять на себя только обучение, а офицерам воспитательных струк­тур оставить воспитание должен быть дан решительный отпор. «Растаскива­ние» единой учебно-воспитательной системы по сферам влияния не приносит успеха ни в обучении, ни в воспитании.
Вторая — учить командиров, штабы, работников воспитательных струк­тур умению своевременно и правильно оценивать складывающуюся ситуа­цию, оперативно вносить необходимые коррективы в стиль работы.
Третья — качественно улучшить обучение и воспитание офицерских кад­ров, особенно в звене рота—полк.
Четвертая — усовершенствовать и широко применять систему морального и материального стимулирования добросовестного ратного труда.
Пятая — поднять эффективность индивидуальной воспитательной рабо­ты с различными категориями военнослужащих, а также профилактической работы с лицами, склонными к совершению противоправных действий[12].
В процессе воспитания и укрепле­ния дисциплины во Внутренних войсках, командному составу приходится решать немало задач. Как правило, они сводятся к вооружению личного состава знаниями о воинской дис­циплине, созданию на их основе го­товности и способности соблюдать все ее требования. Воспитание во­инской дисциплины невозможно без развития личной дисциплинирован­ности, точного соблюдения личным составом Внутренних войск, устав­ных норм, правил поведения.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Чинники популярності в підлітковій групі
Реферат Правовой режим земель городов и отдельных категорий городских земель в Республике Беларусь
Реферат Предпринимательство, как фактор производства
Реферат Средства защиты органов дыхания от промышленных аэрозолей
Реферат Moby Dick The Winding Road Essay Research
Реферат Защита выпускного клапана двигателя внутреннего сгорания
Реферат Система органов местного управления в первой четверти XVIII в. Реформа центральных органов ис
Реферат Оперативное планирование производства предприятия
Реферат Описание принципа работы блока питания формата АТХ
Реферат Альные педагогические мыслители, органично сочетающие незаурядный профессионализм с живым и действенным интересом ко всему, что происходит в отечественной школе
Реферат Значение игры для детей с нарушением слуха
Реферат Разработка базы данных для информатизации деятельности предприятия малого бизнеса Delphi 7 0
Реферат Исламский фактор в палестинском национально-освободительном движении в XX веке
Реферат C. Г. Напреев обучение технике спринтерского бега в школе методические рекомендации
Реферат Царювання та політика Павла І