Реферат по предмету "Экономика"


Безработица: причины, формы, последствия

УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ По курсу Макроэкономика На тему Безработица причины, формы, последствия Выполнил студент II курса МД 201 Согрин Дмитрий Викторович ЧЕЛЯБИНСК 2001 План 1. Основные понятия и характеристики безработицы.


Стр. 2. Причины безработицы в переходной экономике. Стр. 3. Формы безработицы и их специфика. Стр. 4. Социальные последствия безработицы и политика занятости. Стр. 5. Заключение. Стр. 6. Список литературы. Стр. I. Введение Современная российская экономика встала на путь реформ, перехода к рыночным отношениям.


Одним из основных направлений рыночной экономики является создание рынка труда и занятости. Цель научно - исследовательской работы на основе изучения и анализа выходящей в последнее время литературы доказать, что всего лишь за несколько лет в России сформировался рынок труда. Тема рынка труда и занятости является на современном этапе актуальной, потому что от этого сектора экономики зависит уровень жизни населения страны ее будущее и место в мировой экономике.


Научно - исследовательская работа состоит из двух основных разделов с подразделами. В первом разделе рассматривается понятие рынка труда, его сущность, типология, структура. Особое внимание уделяется проблемам управления и состояния рынка труда в настоящее время в России в Челябинской области в 1999 2000 г. и в развитых странах мира. Во втором разделе рассматривается характеристика занятости, ее проблемы на современном этапе, прогнозы.


Широко освещаются вопросы службы занятости на федеральном, региональном и городском уровне. Особо уделено внимание государственному регулированию занятости. В заключении работы представлены направления государственного политики и регулирования рынка труда на ближайшие годы и решения проблем занятости трудоспособного населения нашей страны. 1. Эволюция понятия рынок труда , 1929-1933 .


2. Рынок труда и заработная плата ЗПЦ ЗПЦ2 2 ЗПЦ1 1 DL 0 Т2 Т1 T рис.1 Кривая спроса на труд , .1 3. 1 1 , 1 1, 2 2. ЗПЦ SL ЗПЦ1 1 ЗП.Ц2 2 0 Т2 Т1 Т рис.2 Кривая предложения труда .2. Эффект ЗПЦ дохода ЗПЦ1 Эффект ПТ замещения 0 T1 T рис.3 Эффект замещения и эффект дохода .3 1 1, 24 ЗПЦ DL


SL ЗПЦ1 P ЗПЦР ЗПЦ2 ТР T рис.4 Формирование равновесия на рынке труда 3. Типология и структура рынка труда 16 60 16 55. 2 2 100 5 , Ь Ь Ь , Ь Ь Ь Ь 1 Таким образом рынок труда как социально-экономическая категория это сложное и динамичное явление, связанное как с макроэкономическим развитием страны, так и с мотивацией действий самого работника. Это понятие выходит за рамки понятий занятость и не занятость, которые характеризуют лишь состояние


элементов рынка труда на данный период. 4. Рынок труда развитых стран Япония, США Рынок труда в развитых странах одна из важнейших составляющих рыночной системы, позволяющая эффективно использовать трудовой потенциал страны при высоком уровне оплаты рабочей силы. Конкуренция за рабочее место способствует росту квалификации кадров. Устойчивый экономический рост 1999 г. помог сохранению позитивных тенденций на рынке труда промышленно


развитых стран. Темпы создания дополнительных рабочих мест превысили уровень предыдущего года, составив 1,1 . Среди развитых стран только в Японии и Южной Корее второй год подряд наблюдается абсолютное падение числа рабочих мест. Сокращение численности работающих в Японии на 2,6 за последние два года отражает не только влияние циклического спада, но кризис системы пожизненного найма. В Японии сокращение с 1997 г. стандартной рабочей недели с 48 до 40 часов было произведено


в рамках государственной программы повышения качества жизни. В определенной степени это смягчило безработицу в 1998 1999 годах, так как в 1997 году число безработных достигло 2,27 млн. человек 3,4 . Гибкие системы занятости стали внедряться в сфере промышленного производства и сервиса на средних и мелких предприятиях в негосударственном секторе. Их применение позволяет снизить уровень безработицы.


Системы гибкой занятости предполагают выбор графиков организации труда руководителями предприятий и учебных учреждений тип А или самими работниками тип Б. Система А стала внедряться на предприятиях с непрерывным или конвертерным производством. Более популярной на средних и мелких предприятиях, особенно частного сектора, стала система гибкого использования рабочего времени типа Б. Работающие по ней имеют право самостоятельно выбирать график


своего труда на предприятии или на фирме в соответствии с общим режимом занятости всего коллектива. Работа по системе Б чаще выбирается молодыми рабочими и служащими, проходящими одновременно какие-либо формы обучения, ветеранами производства. Система свободного выбора трудящимися своего рабочего графика рассматривается в Японии как показатель тесного партнерства работодателей и трудящихся, их духовной гармонии и общей заинтересованности в благополучии друг друга.


Предпринятые меры в области реформирования системы использования рабочего времени помогли сохранить достаточно высокий уровень жизни большинства рабочих и служащих что традиционно является одной из наиболее важных задач японских профсоюзов. За последние десятилетия американский рынок труда претерпел существенную эволюцию. Одна из новых тенденций, появившаяся в 90-е годы деление единого рынка рабочей силы на несколько практически не конкурирующих между собой сегментов.


В частности, существуют два независимых друг от друга рынка рабочей силы, основанных на профессионально квалификационном делении занятых специалисты с высшим образованием, управляющие, высококвалифицированные рабочие, а также техники, административно вспомогательный персонал и работники обслуживания, неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих. На функционирование рынка труда в США влияет и снижение степени охвата работников профсоюзным движением.


Только за 80 90-е годы она заметно сократилась с 20,1 в 1983 г. до 14,5 в 1997 г. Это делает рынок более мобильным в следствии уменьшения влияния профсоюзов на процесс заключения коллективных договоров и установления размеров заработной платы. Об эффективности функционирования американского рынка труда свидетельствует то обстоятельство, что по сравнению с предыдущими периодами в 90-е годы гораздо более высокий процент потерявших работу вскоре


ее находят. Так, с 1979 г. по 1983 г. трудоустроились 60 потерявших работу, с 1981 г. по 1985 г. 67, с 1991 г. по 1993 г. 68, а с 1993 г. по 1995 г. 74 безработных. О стабильности американского рынка труда свидетельствует также и то, что средняя продолжительности работы американцев на одном месте с 70-х годов практически не изменилась. Например, для работников в возрасте 45 54 лет она составляет в среднем 12 лет,


55- 64 14 лет. Общие масштабы занятости в США за последние 35 лет более чем удвоились с 63 млн. человек в 1995 г. до почти 130 млн. человек в 1998 г. Особенно быстро создавались новые рабочие места в 90-е годы за период президентства Клинтона создано почти 18 млн. новых рабочих мест, что связано с беспрецедентно продолжительным периодом экономического роста, длящимся в стране уже более восьми лет. Сегодня можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда в


США программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы программы содействия найму рабочей силы программы по социальному страхованию безработицы т.е. по выделению средств на пособия безработным. В рамках этих программ в США были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе в сфере общественных услуг образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также в строительстве


общественных зданий и сооружений, на ремонтно-восстановительные работах. При этом в настоящее время американское правительство делает главный упор на создание рабочих мест не в государственном секторе, а в частном с помощью различного рода мер косвенного регулирования налоговых льгот, государственных субсидий и т.д Все более важное значение принимает государственное содействие найму. Так, Служба трудоустройства, имеющая более 2500 местных агентств бирж труда, занимается регистрацией


безработных, поиском вакансий для них, тестированием претендентов на работу для определения их квалификации. Характерная особенность государственных агентств содействия найму в последнее десятилетие оснащение их современной электронно-вычислительной техникой, что позволяет создавать базы данных как об имеющихся вакансиях, так и о претендентах на работу. В ряде случаев производится автоматизированный подбор претендентов на вакансии. Что касается системы подготовки и переподготовки кадров, то ее основным звеном являются


высшая и средняя школа, учебные курсы и центры частных корпораций. В 1997 г. объем государственного финансирования высшего и среднего образования достиг 457 млрд. долл. В целом американский опыт функционирования рынка труда показывает, что, основываясь на базисных принципах рыночной экономики, он достаточно эффективно способствует рациональному использованию главного экономического ресурса страны его трудового потенциала. Очевидно, что и в данной области требуется стимулирующее и


регулирующее воздействие государства. 2.5. Рынок труда Челябинской области состояние, прогноз. На начало 1999 года потребность в рабочей силе по данным, имеющимся в службе занятости области, составила 4,6 тыс. человек. Анализ изменения потребности рабочей силы в течение года показывает, что наметилась тенденция некоторого увеличения количества свободных рабочих мест 134,4, динамика роста потребности характерна как для государственного,


так и негосударственною секторов экономики 135,3 и 133,2 соответственно Анализ потребности рабочей силы в отраслевом разрезе свидетельствует о сохранении за промышленностью наибольшей доли вакансий 45,6. На втором месте строительство - 13,1, далее идут здравоохранение, образование, культура - 8,0, жилищно - коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание -


6,3. За год произошел рост удельного показателя потребности в рабочей силе в промышленности 12,3 п.п жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании 2,6 п.п. и управленческих структурах. В остальных отраслях экономики этот показатель снизился. Одновременно с этим несколько увеличилось и предложение рабочей силы, но в меньшей мере. За год в органы службы занятости по вопросам трудоустройства обратились 118,2 тыс. человек, это на 1,4


большее, чем в предыдущем году. К сожалению, этот рост произошел в основном за счет молодежи, ищущей работу впервые 109,8. Заметно выросло число обращений граждан, уволенных с военной службы 37,0 п.п подростков в возрасте 14-17 лет 35,7 п.п Анализ численности официально зарегистрированных безработных на 1 ноября 2000 года составил 15,4 тыс. человек на 26,2 меньше чем на 01.11.99 года. Уровень регистрируемой безработицы снизился до 0,9 против 1,2 на 1 ноября 1999 года.


За отчетный период 928 предприятий области представили в органы службы занятости сведенья о предстоящем высвобождение 9030 человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года заявленное количество предполагаемых к высвобождению работников уменьшилось на 30 . Потребность в рабочих и специалистах, заявленная предприятиями в органы службы занятости составила 9,1 тыс. человек, что на 40,8 больше, чем на эту же дату прошлого года.


Это обусловило снижение напряженности на регистрируемом рынке труда. Коэффициент напряженности на 1 ноября текущего года составил 2,4 незанятых граждан, претендующих на одну вакансию, в то время как на 01.11.99 года на одну вакансию претендовало 4,1 незанятых граждан. Уровень трудоустройства по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличился с 65,9 до 73,9 . Содействие предпринимательской инициативе со стороны областной службы занятости помогло организовать


собственное дело 2066 безработным гражданам. За 10 месяцев 2000 года в рамках квоты было трудоустроено 4116 человек, что на 10 больше, чем за соответствующий период прошло года. III 3.1 60 1988 1991 , 1991 3.2 10 1 2 3 4 5 78 , 5 - 17 6 7 8 9. 10 11 3.3 3.4 1 2. 3 4. 5 6 7 8 Предприятия и организации должны содействовать проведению государственной политики занятости, создавать условия для профессиональной подготовки работающих, способствовать


их трудоустройству. Однако, в сегодняшних кризисных условиях предприятия в наибольшей степени заботятся о собственной выгоде. Для смягчения социальной напряженности законодательство предусматривает право Советов народных депутатов по предложению ГСЗ приостанавливать на срок до 6ти месяцев решения предприятий о массовом высвобождении работников в случае затруднения их последующего трудоустройства. При этом одновременно решается вопрос о частичной или полной компенсации потерь предприятий, вызванных


этой отсрочкой. 3.5 3.6. Занятость сегодня прогнозы и реальность. Регулируемый рынок труда тесно связан с социально-экономическими процессами, протекающими на общем рынке труда, где, по предварительным расчетам Роскомстата России, уменьшение численности экономически активного населения все занятые и безработные в I квартале 2000 г. постепенно замедлилось. К концу


I полугодия этот показатель стал увеличиваться, достигнув уровня января 2000 г 73,6 млн. человек. При этом с января по июнь численность занятых экономической деятельностью выросла с 64,9 до 65,2 млн. человек, а численность безработных рассчитанная по методологии МОТ уменьшилась соответственно с 8,9 млн. до 8,4 млн. человек. В результате уровень безработицы снизился с начала года на 0,7 п.п составив в конце июня 11,4.


Увеличение численности занятых связано не только с оживлением малого бизнеса, но и с сокращением масштабов высвобождения, а также количества занятых неполный рабочий день по инициативе администрации на крупных и средних предприятиях. В течение I полугодия 2000 г, численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости11 Территориальные органы Минтруда России по вопросам занятости населения продолжала ежемесячно сокращаться в среднем на 1,6, составив


к концу июня 1 млн. человек. Абсолютное уменьшение численности зарегистрированных безработных наблюдается с апреля 1997 г. Как и в I полугодии 1999 г численность зарегистрированных безработных снижалась в 82 субъектах Российской Федерации наиболее существенно в Ленинградской - на 62,4, Ивановской областях - 61,9, в Республике Карелия - 57,8, Новгородской области - 57,2,


Республике Башкортостан - на 56. Если прежде основной причиной сокращения безработицы являлось отсутствие стимулов у отдельных граждан к регистрации в качестве безработных из-за задержки в выплатах пособий по безработице и сокращения финансовых возможностей ФГСЗН для реализации активных программ содействия занятости, то в настоящее время - увеличение спроса на рабочую силу появление новых рабочих мест в различных сферах экономики и активизация деятельности


органов службы занятости на местах В I полугодии 2000 г, органы службы занятости ежемесячно ставили на учет немногим более 380 тыс. человек, что на 5 больше, чем за соответствующий период прошлого года. Из всех поставленных на учет незанятых трудовой деятельностью 59 было признано безработными. Характерная особенность I полугодия 2000 г - устойчивый рост числа вакансий, заявленных в органы службы занятости. С января по июнь текущего года число вакансий возросло с 590 тыс. до 899 тыс. или на 52.


По сравнению с соответствующим периодом прошлого года банк данных свободных рабочих мест расширился в среднем в 1,5 раза за счет увеличения числа временных рабочих мест сезонного характера с относительно небольшой оплатой труда, создаваемых для поддержания у обратившихся граждан хотя бы минимальных доходов постоянных рабочих мест с низкой оплатой труда, которые не обеспечивают работнику уровень дохода в размере прожиточного минимума, а государству - налоговые поступления и отчисления в соответствующие внебюджетные


фонды. Возникла ситуация, при которой число свободных рабочих мест постепенно приближается к численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости. Однако несоответствие между спросом и предложением на регулируемом рынке труда затрудняет адекватное трудоустройство. Коэффициент напряженности численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости в расчете на одну вакансию снизился по сравнению с началом года на 1,1 и составил к концу


июня 1,3, уменьшившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 1,6. Уровень регистрируемой безработицы отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения за I полугодие по сравнению с соответствующим периодом прошлого года снизился на 0,8 п. п с началом года - на 0,3 п.п. и составил к концу июня 1,4. На этом фоне в I полугодии текущего года активизировалась деятельность органов службы занятости по трудоустройству


граждан и повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Осуществляется реструктуризация задолженности предприятий в фонд занятости. За I полугодие 2000 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года численность лиц, проходивших обучение, увеличилась на 9,8 нашедших работу доходное занятие при содействии службы занятости, включая лиц, трудоустроенных после предварительного обучения на 13 участвующих в общественных работах - в 1,4


раза. В 49 субъектах Федерации уровень регистрируемой безработицы превысил среднероссийский показатель 1,4, при этом в 13 - в два раза и более. В пятерку регионов с наиболее тревожной ситуацией на регулируемом рынке труда входят Корякский АО, где уровень регистрируемой безработицы равен 8,7, а коэффициент напряженности - 53,3 Республика Ингушетия соответственно -6,9, 369,9. Агинский Бурятский автономный округ 6,1, 777, Республика


Дагестан 5,1, 28,7 и Таймырский Долгано-Ненецкий АО 4,8, 12,4 . К регионам с относительно благополучной ситуацией относятся Оренбургская область, где уровень регистрируемой безработицы - 0,3, а коэффициент напряженности - 0,4, Краснодарский край соответственно - 0,5 и 0,4, Ростовская, Белгородская, Липецкая, Смоленская и


Тверская области по 0,6 и по 0,4-1. IV. Заключение Исходя из современной ситуации на российском рынке труда, можно сделать некоторые выводы. Так основными факторами, вызывающими ухудшение положения занятости населения в том числе рост безработицы, являются - спад производства - низкая инвестиционная активность - незавершенность институционных преобразований - дефицит федерального и региональных бюджетов - кризис не платежей.


Зарубежная и российская практика регулирования рынка труда показывает что политика занятости должна включать в себя следующие элементы 1. правовую базу регулирования занятости 2. систему организационного обеспечения политики занятости 3. комплекс форм и методов целенаправленного воздействия на рынок труда 4. систему социальной поддержки временно незанятых граждан. Исходя из объективных данных по рынку труда в России последних лет надо отметить что рынок труда в 2001


годах будет развиваться в значительной мере под влиянием тех процессов, которые начались в 1996 2000 годах. В связи с этим ближайшую перспективу следует рассматривать как своего рода переходный этап от одного состояния занятости и рынка труда, имеющего в основном стагнационный характер, к другому, когда на первый план начинают выдвигаться факторы повышения производительности труда и эффективности производства. Исходя из прогнозируемой ситуации на рынке труда, характеризующейся ростом численности безработных,


в ближайшей перспективе необходимо обеспечить взвешенность в политике занятости, с тем чтобы, с одной стороны не допустить массовой безработицы, а с другой не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики. Политика на рынке труда в предстоящий период должна быть направлена на - увеличение уровня занятости - обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения - переориентацию экономически


активного населения на новые формы трудовых отношений - повышение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест - предупреждение массовой безработицы на региональных рынках труда - повышение стимулов активного поиска работы безработными - создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест с точки зрения условий труда и его оплаты - развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров - рост мобильности трудовых


ресурсов. К ключевым направлениям действий федеральных органов исполнительной власти по решению проблем занятости относятся - преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики , стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений в перспективные развивающиеся отрасли - экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской


деятельности, прежде всего в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда - оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере - консолидацию усилий различных федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых влияет на состояние занятости, а также объединений работодателей и объединений профсоюзов. Таким образом, видно, что особое внимание необходимо уделить решению экономических и социальных


проблем перехода к эффективной занятости, имея в виду как содействие формированию прогрессивной структуры занятости, так и смягчение социальных последствий неизбежного ускорения высвобождения рабочей силы, в том числе в связи с банкротством предприятий. Хочется закончить анализ состояния рынка труда России на оптимистической ноте, так как уровень официальной безработицы в стране в сравнении с другими странами относительно не высок уровень безработицы в


России ниже, чем практически во всех странах Восточной и Центральной Европы, где уровень безработицы составляет от 8 до 16 Хочется верить, что совместными усилиями администрации городов и районов, службы занятости, органами образования и учебных заведений, скоординированность системы профориентации и профессионального обучения возможно будет снять усиление напряженности на рынке труда, что сдвигов в сфере занятости можно будет


добиться путем создания благоприятного инвестиционного климата и ликвидации застойной безработицы, повышения мобильности рабочей силы. Список литературы 1. Батманов В. С появление рыночных отношений в обществе появилась безработица Занятость. Труд и время 2000 12 С.2 2. Вишневская Н. Проблемы и перспективы рынка рабочей силы Япония МЭиМО 2000 8


С41-46 3. Егоров И. Япония гибкие системы занятости Вестник профсоюзов 1998 7 С.41-42 4. Калинкина C. Ю. Государственное регулирование рынка труда и занятости зарубежный опыт и отечественная практика Государственная экономическая политика проблемы перехода к рынку Материалы межкафедрального науч. практ. семинара УрСЭИ


АТиСО Челябинск УрСЭИ АТиСО, 2000 С.157-171 5. Калинкина С.Ю. О характере управления рынка труда Проблемы управления рынка труда в свете интеграционных процессов Доклады и выступления участников XVI респ. научно-практической конференции Россия на пути реформ механизмы интеграции современного общества Челябинск. УрСЭИ АТиСО, 1999 С 97-98 6. Костин Л.А.


Российский рынок труда Вопросы теории, истории, практики Академия труда и социальных отношений М. Изд-во АТиСО 1998 296с. 7. Курс экономической теории. Под редакцией Чепурина М.Н Киселевой Е.А Киров, 1999 С. 233-248 8. Лапин А. Е. и др. О взаимосвязи занятости и заработной платы в российской экономике


Вопросы статистики. 1999 9 С. 33-36 9. Москвина М. В. Политика занятости проблемы и приоритеты Эко 2000 10 С.148 10. О занятости населения в Российской федерации. Федеральный закон РФ В ред. Федеральных законов от 20.04.96 36-ФЗ, от 21.07.98 117-ФЗ, от 30.04.99 85-ФЗ, от 17.07.99 175-ФЗ М 1999 22с. 11. О политике и занятости в


Российской Федерации Прилож. К газете Солидарность 2000 27 8с. 12. Осанкин В. Челябинская область как достичь равновесия на рынке труда Человек и труд 2000 11 С. 56- 57 13. Основные показатели социально-экономического развития Челябинской области в 2000 году Данные Обл. ком. гос. Статистики на 16.11.2000г. Южноуральская панорама 2000 103


С.11 14. Рофе А. И. И др. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда Учебное пособие Рофе А. И Збышко Б. Г Ишин В. В. Под ред. А.И. Рофе М. МИК, 1997 160 с. 15. Слюсаревский М. А. Рынок труда и занятость в условиях социальной трансформации общества Уральский регион как социум Материалы XI Уральских социальных чтений


УрСЭИ АТиСО Челябинск 1999. С.164 167 16. Супян В. Рынок труда в США состояние и проблемы Человек и труд. 1999 7 с. 54 57 17. Тарасова С. В. Современные особенности регионального рынка Экономика России проблемы стабилизации тез. докл. И выступлений респ. науч. теорет. конференции Россия на пути реформ проблемы социально политического выбора


Челябинск. УрСЭИ АТиСО, 1996 с. 213 217 18. Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 годы Собр. Законодательства РФ 1998 33 Ст.4005 19. Челябинск в XXI веке выбор будущего городским сообществом концепция стратегии социально экономического развития города до 2010 года. Челябинск. ООО ЦОТ Площадь эволюции. 2000. 38с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.