--PAGE_BREAK--К началу военных действий на Тихом океане флот США имел значительное превосходство над флотом Японии. Считалось, что в сражениях с японским флотом он успешно решит исход войны в свою пользу. Но события 7 декабря 1941 года в Перл-Харборе изменили обстановку, они привели к значительным потерям в крупных кораблях американского флота. Не утратили свою боеспособность лишь подводные лодки и частично морская авиация.
Опираясь на свой высокий военно-экономический потенциал США смогли ликвидировать последствия понесенных ими в декабре 1941 и начале 1942 года поражений, развернуть на Тихоокеанском ТВД крупные силы и во второй половине 1942 года создать численное превосходство над противником. Поражения и неудачи японских вооруженных сил летом и осенью 1942 года ослабили их и обусловили кризис наступательной стратегии императорской ставки. Япония утратила господство на море и в воздухе.
Однако стратегическая обстановка в первые два года войны на Тихом океане изменялась очень медленно. Ко второй половине 1943 года, когда в войне был завершен коренной перелом, Япония сохраняла все стратегические позиции, завоеванные в начале агрессии.
Единственным родом сил ВМФ США, который вел активные действия на море в этот период были подводные лодки. Главной задачей подводных лодок являлось нарушение морских перевозок Японии в Тихом океане и Южных морях.
Островное положение Японии и скудные собственные запасы основных видов стратегического сырья (обеспеченность – 20 % -25 %) ставили ее экономику в большую зависимость от импорта. Особенно остро стоял вопрос с обеспечением японской экономики жидким топливом (обеспеченность – 10 %), железом и каучуком, что всегда являлись уязвимой ее стороной.
Эта уязвимость особенно возросла с захватом Голландской Ост-Индии и многочисленных территорий в районе Южных морей, когда фронт растянулся на 15000 миль. Устремление японской агрессии в южном направлении потребовало от ее военно-морского флота и авиации решения дополнительных задач, связанных с обеспечением перевозок в различных районах Тихого океана. Эти обстоятельства значительно повышали значение и роль океанских и морских сообщений. Защита торгового судоходства приобретала весьма важное значение.
В ходе Второй Мировой войны морские перевозки Японии велись по двум основным направлениям:
1. Вдоль китайского побережья — основные потоки стратегического сырья и продовольствия из Голландской Индии, Британской Малайи, Индокитая, Филиппин;
2. Восточнее Филиппинского архипелага велись основные перевозки из Японии в островной район Тихого океана.
Интенсивные перевозки велись также в Желтом и Японском морях, а отсутствие железных дорог обусловило масштабы каботажных перевозок.
Протяжённость отдельных маршрутов японских коммуникаций достигала 3-4 тыс.миль. Это создавало большое напряжение транспортного флота, требовало крупных сил для его обороны, вообще делало коммуникации уязвимыми. Слабым местом японских коммуникаций было и то, что основные маршруты располагались в относительно узкой полосе, а основные узлы коммуникаций находились у вполне определенных районов и узкостей – Токийский залив, проливы Бунго, Кии, Тайваньский, Лусон (естественные привязки).
По этим коммуникациям в Японию шел грузовой поток стратегического сырья и продовольствия, а из Японии перебрасывались войска, оружие и боевая техника. Для обеспечения этих перевозок Япония к началу войны располагала торговым флотом общим водоизмещением 6337000 рег. тонн.
Быстрое продвижение японских вооруженных сил в южном направлении и захват обширных островных районов юго-западной части Тихого океана создавали возможность маневрировать, т.е. менять направление движения конвоев и отдельных судов, менять участки коммуникаций и широко использовать для защиты судоходства береговую авиацию и малые корабли. Но разбросанность баз и портов на громадном пространстве от Алеутских островов до Австралии вела к распылению сил японского флота, необходимых для обеспечения торгового судоходства, и требовала значительного увеличения сил и средств противолодочной обороны.
Однако, из-за прочетов командования, противолодочная оборона японского флота не была подготовлена к защите своего торгового судоходства и оставалась слабой в течение всего периода боевых действий на Тихом океане, состав сил и средств японского флота не соответствовал требованиям широко развернувшихся морских и океанских перевозок. В дополнение к 14 противолодочным кораблям специальной постройки, находившимся в строю к началу войны, японцы предполагали в течение 1942-1945 годов построить 233 эскортных корабля. Однако этот план не был выполнен.
В составе японского флота находилось значительное число эскадренных миноносцев, но они главным образом использовались для охранения крупных боевых кораблей, а для сопровождения конвоев применялись ограниченно. Конвоирование торговых судов осуществлялось в основном базовыми сторожевыми кораблями, имевшими слабое противолодочное оружие и несовершенные средства обнаружения подводных лодок.
Для борьбы с подводными лодками было мобилизовано громадное количество моторных и парусных рыболовных судов. Но эти суда, не имея гидроакустики и радиолокации, не могли быть эффективными силами противолодочной обороны.
Потери, понесенные японским торговым флотом, уже в первый год войны превзошли все предположения японского командования. Однако решительных мероприятий по обеспечению и защите морских перевозок принято не было, если не считать некоторого расширения строительства противолодочных кораблей. Общий состав эскортных сил продолжал оставаться недостаточным. В 1943 году противолодочные силы японского флота располагали лишь 50 кораблями, в том числе несколькими эскадренными миноносцами постройки 1920 – 1925 годов. Находившиеся в составе противолодочных сил четыре эскортных авианосца начали участвовать в сопровождении конвоев только в 1944 году. Организация эскортных сил подчас носила случайный характер. Для сопровождения транспортов выделялись обычно свободные от выполнения других задач корабли.
Кроме того, значительное число противолодочных кораблей и кораблей, периодически привлекавшихся к эскортированию судов, не имело на вооружении радиолокационных и гидролокационных установок. По-прежнему для целей противолодочной обороны почти не использовалась авиация. Все это создавало весьма благоприятные условия для действий американских подводных лодок на океанских и морских сообщениях против японского торгового судоходства. Американские подводные лодки не испытывали сколько-нибудь значительного постоянного воздействия сил и средств противолодочной обороны.
4. Действия американских подводных лодок в 1941 – 1942 гг.
К началу войны на Тихом океане у США была 51 подводная лодка. В составе Тихоокеанского флота, базировавшегося на Перл-Харбор – 15 крейсерских подводных лодок и 7 средних подводных лодок, в составе Азиатского флота, базирующегося на Кавите (о.Лусон) – 23 крейсерских и 6 средних подводных лодок. Кроме того, 22 подводных лодки, не входившие в указанные соединения, находились на базах Тихоокеанского побережья США и 73 – в постройке.
Начальное развертывание подводных лодок производилось из Перл-Харбора (отстоящего от Японии на 3400 миль) и Кавите. С падением Филиппин подводные лодки Азиатского флота из Кавите были переведены в Сурабаю (о. Ява) и Дарвин (Австралия). В дальнейшем, после оставления американцами острова Явы, подводные лодки перебазировались на Фримантл и Брисбен (Австралия). Кроме того, были организованы базы в Датч-Харборе и на острове Мидуэй. Все эти базы обладали крупным недостатком – они были значительно удалены от районов боевых действий подводных лодок, на переходы затрачивалось до 10 суток, что сокращало время пребывания лодок на позиции.
Во второй половине 1942 года были определены зоны боевых действий американских подводных лодок в Тихом океане: Северная, Центральная, Юго-Западная и Южная. В каждой зоне действовали подводные лодки определенного соединения.
Действия американских подводных лодок начались в середине декабря 1941 года: Тихоокеанский флот развернул три лодки у берегов Японии, три – в районе Маршалловых островов. Почти одновременно вышло в море значительное число подводных лодок Азиатского флота для действий в Восточно-Китайском море, в Формозском (Тайваньском) проливе и в районе Филиппинских островов. С весны 1942 года районы боевых действий подводных лодок несколько расширились. Часть лодок действовала в Охотском море и в районе Курильских островов. К концу 1942 года в море одновременно действовало до 20 – 25 подводных лодок.
Основным методом использования американских подводных лодок в этот период было крейсерство одиночных лодок в сравнительно обширных районах и частично на дальних подступах к крупным портам и базам Японии.
За декабрь 1941 года и весь 1942 год подводные лодки США на Тихом океане совершили 346 выходов. Из 197 судов общим тоннажем 938 тыс. рег. тонн, потерянных Японией за это время, на их долю приходилось более 180 судов – 725 тыс. рег. тонн (более 90 %). Анализ же показывает, что успешность действий лодок была довольно низкой. За 13 месяцев они провели в боевых походах 5448 суток, обнаружив и атаковав за этот период 570 грузовых судов и израсходовав 1508 торпед (успешность атак составила 31,5 %). С учетом построенных судов общее снижение японского торгового тоннажа составило лишь 89 тыс. рег. тонн – цифру весьма незначительную для того, чтобы она имела какое либо значение и могла оказать влияние на снабжение метрополии. Общий ввоз наиболее важных видов сырья и продовольствия оставался в тех же пределах, что и в 1941 году, то есть около 20 млн. тонн.
Столь низкая результативность подводной войны зачастую объясняется американскими специалистами (Т. Роско, У. Холмсом и другими) либо конструктивными недостатками торпед и их недостаточным количеством, либо слабой профессиональной подготовкой командиров подводных лодок. Все эти недостатки действительно имели место в подводных силах США и оказывали влияние на эффективность действий подводных лодок. Однако, как отмечает известный американский исследователь деятельности подводных сил К. Блэйр, «…главной причиной столь неудачных действий подводных лодок в 1942 году – была неспособность высшего командования – Кинга, Эдварса, Нимица, Харта, Уилкиса, Уитерса, Инглиша, Локвуда, Кристи и Файва – выработать широкий единый взгляд на стратегическое использование подводных лодок на Тихом океане, нацеленный на достижение специфической задачи – нарушать деятельность торгового флота Японии наиболее эффективным и действенным образом… Подводные силы США были распылены и решали не свойственные им задачи, в то время как торговые суда Японии беспрепятственно проходили в водах метрополии и через бутылочное горлышко пролива Лусон».
5. Действия американских подводных лодок в 1943 году
Рост численности подводных лодок (в 1942 году подводные силы получили от промышленности 36 новых подводных лодок, которые все были направлены на Тихий океан), благоприятная для их действий обстановка на театре не способствовали повышению эффективности их действий. Потери японского торгового тоннажа и в начале 1943 года продолжали оставаться на прежнем уровне. В январе – марте из 232 атакованных судов американские подводные лодки потопили 54, суммарным тоннажем 244,3 тыс. рег. тонн. Перспективы дальнейшей борьбы требовали от командования подводных сил изменения взглядов на оперативно-тактическое использование подводных лодок. Командующие подводными силами флотов произвели переразвертывание лодок на линии морских коммуникаций в открытом море, начали посылать их на патрулирования в пролив Лусон.
Продолжалось совершенствование тактических приемов применения подводных лодок, качественно улучшилось их радиоэлектронное вооружение. На каждой подводной лодке устанавливали радиолокационные станции двух типов – «SJ» и «ST». Кроме РЛС лодки вооружались поисковыми радиолокационными приемниками и усовершенствованной гидроакустикой. Во второй половине 1942 года на флот начали поступать в значительных количествах торпеды с угловой установкой прибора Обри.
В 1943 году одновременно с начавшимся вытеснением американцами японских вооруженных сил из района Южных морей и, как следствие, сокращением линии японской обороны происходило дальнейшее расширение районов боевой деятельности американских подводных лодок. Подводные лодки Азиатского флота начали действовать у Филиппинских островов, в Южно-Китайском море и на подходах к Малаккскому полуострову. Подводные лодки Тихоокеанского флота сосредоточили свои действия на южных подходах к острову Хонсю.
Метод использования американских подводных лодок в 1943 году почти не изменился, они продолжали действовать в одиночку. Однако поиск путей повышения эффективности действий привел к попытке овладеть групповым способом использование подводных лодок. Были сформированы три группы из 3 подводных лодок каждая, которые отрабатывали совместные боевые действия. И, хотя первые результаты группового применения были сравнительно невысокие, в штабе подводных сил пришли к выводу, что при дальнейшем совершенствовании эта тактика подводных лодок должна дать положительный результат.
Общие итоги 1943 года были обнадеживающими. Совершив за год 358 боевых выходов, подводные лодки потопили 335 судов тоннажем 1,5 млн. рег. тонн, то есть более чем в два раза больше, чем в 1942 году. Эти потери серьезно повлияли на импорт. Ввоз материалов и сырья в Японию сократился до 16,4 млн.тонн. Несмотря на ускоренное строительство транспортных судов, суммарный тоннаж торгового флота Японии сократился на 1,1 млн. рег. тонн и к концу 1943 года составил 4,1 млн. рег. тонн.
Однако эта картина не отражала положения дел в танкерном флоте. Даже потеря 156 тыс. рег. тонн танкерного тоннажа не привела к его снижению. К концу 1943 года он вырос на 177 тыс. рег. тонн и в общем составил 863 тыс. рег. тонн.
В целом, со второй половины 1943 года военное руководство Японии стало расплачиваться за ничем не обоснованную уверенность в быстрой победе, отсутствие должного внимания к вопросам защиты собственных коммуникаций.
Особое значение для Японии имели коммуникации, связывающие метрополию со странами Южных морей, откуда доставлялось продовольствие, нефтепродукты, каучук, уголь, бокситы и другое стратегическое сырье, крайне необходимое для продолжения войны. К концу 1943 года на коммуникациях в Восточно-Китайском, Южно-Китайском и Филиппинском морях и на подходах к метрополии одновременно действовало 30 – 35 американских подводных лодок.
6. Действия американских подводных лодок в 1944 – 1945 годах
Значительные потери торгового тоннажа в 1943 году заставило высшее военное руководство Японии серьезно заняться организацией обороны морских коммуникаций. Однако реорганизация сил ПЛО началась лишь в конце 1943 года. Решением Императорской ставки 15 ноября 1943 года был создан объединенный штаб конвойных сил. Началось пополнение корабельного состава в ранее сформированных особых конвойных соединениях, формировались отряды эскортных кораблей в военно–морских базах. 15 декабря 1943 года была сформирована 901 авиагруппа, самолеты которой предназначались для непосредственного авиационного прикрытия важных конвоев. В последующие месяцы было создано еще несколько авиагрупп.
К началу 1944 года защиту Японских коммуникаций осуществлял большой эскортный флот в составе 1-го и 2-го соединений и отрядов охраны военно-морских баз общей численностью до 100 боевых кораблей, а также авиачасти, насчитывающие свыше 400 самолетов. Однако корабли эскортного флота были в основном устаревшими, плохо оснащенными гидроакустической и радиолокационной аппаратурой. Строительство новых кораблей этого класса велось крайне медленно. Самолеты авиагруппы также были слабо оснащены приборами поиска подводных лодок. Только часть имела РЛС и магнитные обнаружители с радиусом действия до 130 метров.
1-е соединение эскортных кораблей обеспечивало переходы транспортов между Японией, островами Палау, Филиппинскими, Сингапуром, Нидерландской Индией, откуда в метрополию доставлялись стратегическое сырье и продовольствие. 2-е соединение защищало судоходство между Японией, Марианскими и Каролинскими островами. Однако из-за недостатка конвойных кораблей большинство транспортов продолжало совершать переходы без охранения.
Реорганизация конвойных сил оценивалась командованием японского ВМС слишком оптимистично. По прогнозам оно полагало, что ежемесячные потери американских подводных лодок будут составлять 15 единиц. Реально же эскортный флот представлял собой весьма слабое объединение и не мог успешно решать задачи по защите судоходства. Все это было запоздалой ответной мерой японского высшего военного командования на все возраставшие потери торгового тоннажа в результате более эффективного использования американских подводных лодок.
продолжение
--PAGE_BREAK--