Введение
«… В наше время офицер должен много, беспрерывнои без устали работать, если хочет быть достоин своего звания; в наше время он нетолько военный чин, но и нечто большее: он общественный деятель в гражданском смыслеслова, потому что призван играть, и не последнюю, роль в народном воспитании и…армия – не вооруженная сила только, но и школа воспитания народа, приготовленияего к жизни общественной»
Генерал Михаил Иванович Драгомиров (1841– 1905 гг.) – военный теоретик и педагог, автор ряда трудов по военной истории,тактике, обучению и воспитанию войск
Исторический опыт и современная войсковая практика убедительно свидетельствуюто зависимости уровня боевой выучки и боевой готовности войск, организованности и дисциплины, побед и поражений на полебоя от целого ряда социально-политических,экономических, военно-технических и морально-психологических факторов. Большое воздействие на состояние войскоказывают оружие и боевая техника. Чем они совершеннее, чем выше их превосходствонад техникой и оружием противника, тем больше шансов на достижение победы на полебоя.
Однако, как бы ни была велика роль технической оснащённости войск, даже самая совершенная техника и первоклассноеоружие не могут сами по себе обеспечитьидеальное состояние частей, законность и правопорядок в их подразделениях, а такжеих способность отразить нападение врага и разгромитьего. Техника и оружие приводятсяв движение и управляются человеком. Следовательно, высокая боевая готовность войскв огромной степени зависит от людей, владеющих этой техникой и применяющих её как в мирных условиях, так и в бою, т.е. от человеческого фактора,от морально-психологической закалки,боевой выучки и физической выносливости воинов.
От всего личного состава,от каждого воина требуется высочайшая дисциплинированность и исполнительность, добросовестноевыполнение конституционного долга, осознание им предназначение службы в ВооруженныхСилах Республики Беларусь, уяснить требования военной присяги, воинских уставов,приказов Министерство обороны РБ о необходимости укрепления воинской дисциплины.Понять возрастающее значение воинской дисциплины в современных условиях, формированиев себе таких качеств как — высокой исполнительности, беспрекословного повиновениякомандирам и начальникам, верности воинскому долгу и войсковому товариществу.
Основу морально-психологической устойчивости составляет морально-психологический фактор, через который, в конечномсчёте, проявляются и другие факторы, такие как боевая выучка и профессиональноемастерство, физическая закалка и выносливость, дисциплинированностьи организованность, оказывающие огромное влияниена боевую готовность войск, поведение человека в бою, готовность воинов переноситьиспытания войны и добиваться победы над противником.Наряду с материальными и другими факторами морально-психологический фактор определяетбоевую готовность Вооружённых Сил, способность противостоять отрицательному воздействиюпротивника на сознание, чувства и волю личного состава и своевременно восстанавливать боеспособность войск.
Таким образом, объектом данной работы является практическая работаофицерского состава как фактор по обеспечению законности и правопорядка в ВС РБ,а предметом — роль и значение деятельности офицерской работы для формированиязаконности и правопорядка в частях и подразделениях.
На основании вышесказанного целью данной работы ставится:
Раскрыть роль и значение деятельности офицерского состава для формированиязаконности и правопорядка в Вооруженных Силах.
Достижение данной цели видится в решении следующих задач:
— раскрыть сущность и значение, виды деятельности офицерского состава;
— рассмотреть практическое применение офицерским составом идеологическойработы для поддержания в Вооруженных Силах законности и правопорядка;
— выяснить актуальность применения рассматриваемой воспитательной работы;
— рассмотреть позиции отечественной прессы по поводу рассматриваемой проблемы;
— выявить проблемы, препятствующие обеспечению законности и правопорядкав Вооруженных Силах РБ;
— предложить оптимальный вариант решения выявленных проблем;
— проанализировать международную ситуацию, сложившуюся в силовых структурахв странах дальнего и ближнего зарубежья.
Тема:«Деятельность офицерского состава по обеспечению законности и правопорядка в ВооруженныхСилах Республики Беларусь» является актуальной в современных условиях, таккак на деятельность офицерского состава наложена основная задача по формированиюу военнослужащих различных категорий всех необходимых качеств для обеспечения вчастях и подразделениях законности и правопорядка. А также от их практической деятельностизависит, какой будет армия в глазах молодого поколения, и кто придет в будущем имна смену.
Данная тема рассматриваетсяразличными авторами, такими как А.А. Кокошин, В.В. Серебрянников, В.И. Слипченко,В.В. Бондаренко. И является достаточно дискуссионной.
Основными документамипри написании курсовой работы являются Приказ Министра обороны Республики Беларусь3.01. 2006 г № 1 «ИНСТРУКЦИЯ о порядке организации идеологической работ в ВооруженныхСилах», Постановление Министерства Обороны Республики Беларусь «О деятельности органоввоенного управления по поддержанию и укреплению дисциплины в Вооруженных Силах РеспубликиБеларусь и мерах по ее совершенствованию», а также Уголовный кодекс РБ, Кодекс РБоб административных правонарушениях, Гражданский кодекс РБ.
1. Правовыеосновы деятельности офицерского состава по обеспечению законности и правопорядкав Вооруженных Силах Республики Беларусь
«Не надо ссылаться на то, что есть сложившаясясистема, прописанная еще в учебниках, и без нее все разрушится. Жизнь не стоит наместе. Формы преступных действий становятся все более сложными и изощренными, поэтомуправила будем формировать так, как велит время, как нужно для дела… мотивация одна- соблюдение законности».
Президент Республики БеларусьА.Г.ЛУКАШЕНКО
a) Определение и содержание законности и правопорядка вВооруженных Силах
Законность — это строгое и точное исполнение Конституции РБ, законов и иных правовых актов всемигосударственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.Это основа нормальной жизнедеятельности правового государства, всех звеньев егополитической системы, законность возникает и формируется в условиях цивилизованногообщества, способного обеспечить реальное равенство всех граждан перед законом.
Понятие законности можнотрактовать и в широком смысле — как режим общественно-политической жизни, требования,предъявляемые к обществу, к политической системе государства.
Важное значение для практикиукрепления законности имеет вопрос о разграничении ее принципов и требований. Принципызаконности — это основные идеи, начала, выражающие ее содержание, а требования — положения правовой жизни общества, без которых реальная законность невозможна.
Если законность — это требованиевсеобщего соблюдения законов, то правопорядок есть реализация этого требования.Таким образом, режим данного понятия означает состояние общественной жизни, прикотором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридическиеправа и обязанности.
Законность есть предпосылкатакого порядка в общественной жизни, который соответствует предписаниям правовыхнорм. Другими словами, в результате ее действия в обществе складывается правовойпорядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений.
Правопорядок -это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точногои полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права.
Его особенность как специфическойсистемы общественных отношений выражается в том, что основывается он на правовыхнормах и в силу этого охраняется государством.
Однако правопорядком охватываютсядалеко не все отношения, имеющие место в обществе. Например, определенная частьобщественной жизни находится в сфере действия норм морали, различных общественныхорганизаций и других неправовых нормативных регуляторов.
В условиях стабильного правопорядка эффективнофункционирует экономика государства, достигается гармония в действиях законодательной,исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различныхобщественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека,максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности.
Составной частью общего правопорядка являетсявоинский правопорядок, который формируется на основе общих принципов права и отражаетопределенные потребности жизни общества, без которых оно не может нормально функционировать.
Поскольку Вооруженные Силы — это специфическаягосударственная организация, специально предназначенная для ведения вооруженнойборьбы, то обеспечение ее деятельности значительно отличается от других участниковобщественных отношений, не входящих в состав данной организации. Этим объясняютсяособенности и специфические черты воинского правопорядка.
Воинский правопорядок -это такая системаотношений, которая складывается между субъектами военного права в результате строгогои точного осуществления ими предписаний военно-правовых норм.
Он воплощает в себе социальную справедливость,равенство всех перед законом, демократизм и другие принципиальные правовые положения.
На этой основе отношения между военнослужащимив процессе их служебной деятельности строятся на принципах гуманизма, товарищескойвзаимопомощи и ответственности за свои действия.
Необходимым условием обеспечения законностии правопорядка в Вооруженных Силах РБ являются своевременное выявление имеющих местоправонарушений и принятие решительных мер по их устранению, восстановлению правопорядка,нарушенных прав и законных интересов военнослужащих. Работа командиров и начальниковпо обеспечению законности и правопорядка в частях должна проводиться в тесном взаимодействиис военными прокураторами и судами.
В обеспечении законности и правопорядка участвуют:
— высшие органы управления государственнойвласти;
— специально уполномоченные органы и инспекции;
— органы военного управления, командиры иначальники;
— государственный арбитраж;
— органы прокуратуры и военной прокуратуры;
— военные суды;
— армейская общественность.
Важными направлениями работывышеперечисленных органов является своевременное и законное реагирование на правонарушения,которое заключается в:
— выявлении всех проступков, происшествий,преступлений и других правонарушений;
— принятии законных мер воздействия на каждыйслучай правонарушения;
— выявлении и немедленном устранении причини условий, способствующих их совершению.
Командиры и начальники обязаны действоватьстрого в рамках прав, предоставленных им, и соблюдать все законные права и интересывоеннослужащих и служащих РА, как общегражданские, так и по прохождению военнойслужбы. Без этого невозможно укрепление законности и правопорядка в войсках.
б) Особенности законностии правопорядка в Вооруженных Силах
Особенности военного правопорядка выражаютсяв следующем:
1. Воинский правопорядок формируется на основетаких правовых норм, которые специально предназначены для регулирования специфическихобщественных отношений, возникающих в области строительства, жизни и деятельностиВооруженных Сил и содержатся в различных актах военного законодательства.
2. Воинский правопорядок имеет специфическоесодержание. Он включает только те общественные отношения, которые возникают в процессебоевой подготовки войск, при несении военнослужащими внутренней и караульной службы,в ходе выполнения боевых задач как в мирное, так и в военное время. Они характернытолько для военной организации и не имеют распространения в условиях гражданскойжизни.
Составной частью воинского правопорядка являетсяуставной порядок, который представляет собой систему взаимоотношений между военнослужащимии строится на строгом соответствии с воинскими уставами и наставлениями.
Законность и правопорядок в Вооруженных СилахРБ обеспечиваются деятельностью военных судов, которые, являясь органами судебнойвласти, пресекают посягательство на безопасность государства, боеспособность егоармии и установленный в ней воинский правопорядок.
в) Нормативно – правовыеосновы деятельности офицерского состава
Формы и методы работы по укреплению воинскойдисциплины и правопорядка в подразделении требуют творческого подхода. Эффективностьдостигается соблюдением определенных требований: законность предупредительных мероприятий;систематичность и непрерывность предупредительной работы; последовательность профилактическойдеятельности; сочетание принимаемых мер с решением текущих задач повседневной учебно-боевойдеятельности; соответствие предупредительных мер причинам правонарушений; использованиепрогноза в работе по профилактике правонарушений; дифференцированный подход к военнослужащим;постоянный анализ результатов работы и ее корректировка.
Военно-правовые акты, формирующие требованиявоинской дисциплины и правопорядка, придают силу закона целому ряду нравственныхпринципов, входящих в содержание воинской дисциплины.
Важнейшими и определяющими компонентами вструктуре морально-нравственных качеств личности военнослужащего являются его патриотическоесознание и ответственность за судьбу Отечества. Именно они составляет основу, стерженьдисциплинированности и исполнительности воина, как и иных его качеств и свойств.В структуре качеств личности военнослужащего большое значение имеют его нравственныеубеждения, внутренняя порядочность, добросовестность, честность и другие качества,которые также тесно связаны с дисциплинированностью.
Наиболее заметных результатов добиваютсяте командиры и начальники, которые овладели комплексным системным подходом к этомусложному делу.
Четкое определение индивидуальных должностныхобязанностей, сфер ответственности должностных лиц и контроль за их выполнениемпобуждают каждого командира и начальника ответственно заниматься вопросами улучшениядисциплины и укрепления правопорядка.
Законность в подразделении обеспечиваетсяпутем:
— убеждения;
— надзора и контроля;
— обжалования незаконных действий;
— принуждения.
Деятельность по обеспечению законности, правопорядкаи укреплению воинской дисциплины включает в себя меры воспитательного и организационного,а также организационно-правового характера. Она реализуется в пределах тех полномочий,которые предоставлены командирам в определенных формах, установленных законами ивоинскими уставами.
Эта работа осуществляется по следующим основнымнаправлениям:
— воспитание высоких моральных, боевых качестви сознательного повиновения командирам и начальникам;
— осуществление организационно-правовых мероприятийпо поддержанию уставного порядка;
— повседневная требовательность к подчиненнымв сочетании с уважением и заботой о них;
— умелое сочетание и правильное применениемер убеждения и принуждения:
— личный пример командиров и начальниковв соблюдении законности и других норм;
— широкое использование армейской общественностив укреплении законности и правопорядка;
— работа по рассмотрению и разрешению предложений,писем и жалоб военнослужащих;
— контроль за использованием подчиненнымизаконов.
В ходе работы по укреплению воинской дисциплиныи правопорядка в подразделении важно убедить подчиненных в необходимости добросовестноговыполнения своих функциональных обязанностей для их же служебного и личного благополучия,шире применять меры морального и материального поощрения, определенные уставамии приказами министра обороны РБ.
Таковы общие требования к разработке и внедрениюединой системы профилактики правонарушений. Но каждый вид, род войск и даже каждоесоединение и воинская часть имеют свою специфику. Поэтому к созданию системы профилактикиправонарушений необходимо подходить творчески и учитывать:
— реальное состояние правопорядка и воинскойдисциплины в подразделении;
— характер и специфику решаемых в ходе реформированиязадач;
— организационно-штатную структуру, укомплектованностьи район дислокации (базирования) подразделения;
— национальный состав и взаимоотношения сместным населением;
— наиболее вероятные предпосылки происшествийи преступлений, краткосрочный и долговременный прогноз состояния правопорядка идисциплины.
Систематизация работы должностных лиц подразделенияпо профилактике правонарушений — насущная потребность практики укрепления правопорядкаи дисциплины. Настойчивое ее проведение — задача первостепенной важности органоввоенного управления, должностных лиц воспитательных структур, всего офицерскогосостава.
Факторами, которыми обеспечивается укреплениедисциплины и правопорядка, являются:
во-первых,понимание первостепенной важности дисциплины в целом и личной дисциплинированностив частности, убежденность в жизненной необходимости строгого и точного соблюдениявоеннослужащими установленных порядка и правил. Если отсутствуют понимание важностивоинской дисциплины, убежденность в ее необходимости, то дисциплина не может бытьпрочной;
во-вторых,знание тех правил, которые надлежит строго и точно соблюдать;
в-третьих,важно сосредоточить внимание на межличностных отношениях военнослужащих, отношенииколлектива к воинской дисциплине, а также отношениях начальников и подчиненных;
в-четвертых,важнейшим фактором, обеспечивающим воинскую дисциплину и правопорядок, являетсяуставной порядок;
в-пятых, к важным объективным факторам обеспечениявоинской дисциплины и правопорядка относятся благоприятные условия в семье военнослужащего,подразделении, гарнизоне, обществе.
Требовательность эффективно формирует исполнительностьи ответственность у подчиненных, при условии, если она постоянная, не носит грубогои оскорбительного характера, сочетается с уважением чести и достоинства. Ее проявлениевырабатывает у подчиненных уважение к приказам и распоряжениям командиров, убеждаетв необходимости их выполнения точно в установленные сроки. Требовательность офицерапобуждает подчиненных к активным и сознательным практическим действиям.
г) Правовая тактика офицерскогосостава
Важно умело использовать дисциплинарную практику.При этом главное — не скупиться на доброе слово, на поощрение. Дисциплинарный уставтребует не оставлять без воздействия ни одного случая нарушения воинской дисциплиныи при необходимости строго взыскивать с нарушителей. Однако при объявлении взысканиянеобходимо не допускать поспешности, необъективности. Наказание должно прежде всеговоспитывать.
Социально-психологическое значение взысканийсостоит в том, чтобы, не унижая достоинства личности, побудить военнослужащего кточному выполнению требований российских законов и воинских уставов, помочь емуосознать проступок.
Особую роль играет умелая индивидуально-воспитательнаяработа. Это один из наиболее действенных методов воспитания личного состава. Онатребует настойчивости, терпения, педагогических навыков, знания психологии. Именнона ней необходимо сделать акцент.
Важно широко и правильно использовать разнообразныеформы и методы индивидуальной работы: поощрения, персональные поручения, помощь,личный пример, совет, критику, консультацию, выслушивание, задание и т.д.
Большое значение имеют, например, взаимныйобмен информацией с соответствующими органами прокуратуры и милиции по вопросамборьбы с преступностью, согласование мер для раскрытия преступлений и розыска преступников.
Наиболее распространенные формы этого взаимодействия:
— совместное участие в профилактической работев связи с конкретным делом (организация открытого судебного процесса в расположениивойсковой части в присутствии личного состава, устранение причин и условий, способствовавшихпреступлению, разъяснение приговора, правовая пропаганда и др.);
— совместное изучение прокурорской и судебнойпрактики, разрешение дел и назначение наказаний;
— совместная или согласованная подготовкаматериалов по правовой пропаганде, участие в ее проведении.
Совершенствование взаимодействия командованияподразделения с органами военной прокуратуры в первую очередь должно идти по следующимнаправлениям:
— более тесного согласования действий (мероприятий)в подразделении, направленных на борьбу с преступлениями и иными правонарушениями;
— совершенствования взаимного обмена информациейо преступлениях и других нарушениях закона, проводимых мерах по укреплению законности,и задачах, стоящих в этой области;
— проведения совместных проверок исполнениязаконов, других совместных мероприятий (совещаний, конференций, инструктажей, совместныхразборов правонарушений и т.д.);
— совместного обсуждения протестов, представлений,других актов прокурорского реагирования с лицами, которым они адресованы;
— усиления правовой помощи контролирующиморганам и органам общественности, инструктирования их;
— проведения совместных занятий по изучениюзаконодательства, методов выявления нарушений законов и обстоятельств, способствующихим.
Успех приносят не случайные мероприятия,не авральный метод, когда за наведение порядка иные командиры активно берутся лишьпосле серии нарушений, а постоянная, целенаправленная, тщательно спланированнаяработа, скоординированные усилия всего командного, инженерного и технического состава,воспитательных структур. Именно такая системная работа, согласованная по целям,времени, имеющая конкретных исполнителей, позволяет в комплексе решать задачи воспитаниявоеннослужащих, активно влиять на все слагаемые, обеспечивающие достижение крепкойвоинской дисциплины.
д) Совершенствование законодательствав сфере борьбы с преступностью в ВС РБ (Из выступления на совещании по вопросам14 августа 2009 г.)
В ходе реформирования и последующего строительстваи развития Вооруженных Сил мы взялись решить и решили многие проблемы, которые десятилетиямиоставались неразрешенными, нанося ущерб военному делу. Это относится в немалой степеник поддержанию и укреплению правопорядка в армии. Понятно, что дисциплина нужна неради дисциплины, не в этом ее суть, а в том, что именно она дает возможность четкофункционировать той или иной организации, социальному институту, в том числе ВооруженнымСилам. Во все времена, а в современных условиях — особенно, дисциплина — один изважнейших факторов поддержания боевой готовности войск, успешного решения ими задачпо предназначению.
Одной из ведущих причин, не позволявшихэффективно противостоять преступности, например, в Советской Армии, являлась крайненеэффективная система оценки состояния дисциплины, которая не позволяла на протяжениидесятилетий обеспечивать правопорядок.
Дело в том, что криминальнаястатистика со временем стала для вышестоящих начальников простым и удобным критериемоценки деятельности подчиненных командиров. Так сложилась порочная система, котораяпозволяла без доскональных проверок и глубоких анализов реальной обстановки в воинскихчастях и подразделениях принимать решения в отношении подчиненных командиров, наказыватьи поощрять, снимать с должностей и продвигать по службе, создавая видимость управленческойдеятельности.
На столь сомнительной правовойи практической основе складывалось очковтирательство с круговой порукой общегосударственногомасштаба.
Причем корни этой проблемы уходятв глубокое историческое прошлое – еще в дореволюционной армии вызывала нареканиепорочная практика наказания офицеров за проступки подчиненных, о чем написано, кпримеру, в «Офицерской жизни» №23 за 1906 год в статье «О пределах ответственностиначальников за проступки подчиненных». Автором 100 с лишним лет назад подчеркивалось,что «…взваливать ответственность на начальника за поступок его подчиненного – этообречь начальника на переживание, может быть, целого ряда несправедливостей». Темболее что «могут быть случаи и проявления «злой воли» – специально для «подвоха»и сведения личных счетов…»
Именно в белорусской армии реализованыидеи, о которых писали офицеры и в дореволюционных журналах, предложения, на которыхакцентировалось внимание на научных конференциях уже в конце ХХ века.
В Вооруженных Силах РеспубликиБеларусь изданы нормативные правовые акты, регламентирующие работу по поддержаниюдисциплины, в которых наряду с требованием «поощрять и поддерживать командиров иначальников, вскрывающих негативные явления, их причины и принимающих необходимыемеры по утверждению законности и правопорядка» содержится положение о необходимости«запретить оценивать работу должностных лиц по поддержанию воинской дисциплины толькопо количественным показателям.
Основным показателем оценки деятельностидолжностных лиц по поддержанию воинской дисциплины является выполнение задач попредназначению при обеспечении сохранения жизни и здоровья людей в процессе воинскойдеятельности.
Результаты реализации системыподдержания и укрепления дисциплины налицо.
С 1994 года по 2008 год коэффициентпреступности (количество преступлений в расчете на тысячу военнослужащих) сократилсяс 10,9 до 3,6. Для сравнения – в ряде государств ближнего зарубежья данный показательв последние годы составляет 16 – 17, а в США только дезертировавших в сухопутныхвойсках – около 9 на 1.000 человек.
В белорусской армии сохраняетсятакже устойчивая тенденция снижения преступлений в сфере межличностных отношений(нарушений уставных правил взаимоотношений при отсутствии отношений подчиненности,превышений власти, сопряженных с насилием).
Так, за 5 лет с 2003-го по 2008год число участников таких преступлений сократилось более чем в 2,5 раза.
Количество возбужденных уголовныхдел по фактам нарушений уставных правил взаимоотношений за 5 лет сократилось в двараза. Причем в прошлом году среди этих деяний впервые не допущено тяжких и особотяжких преступлений.
Количество преступлений – превышенийвласти, сопряженных с насилием, за 5 лет также сократилось более чем в два раза.
Осуществлена закупка комплексовсредств автоматизации, в том числе автоматизированных систем управления войсками(«Бор-2П», «Поляна РБ», «Бор-1М1П», «Бор-2С»,«Риф-Р») и автоматизированной системы обработки полетной информации «Двина»,что позволит создать единую автоматизированную систему управления ВВС и войскамиПВО.
Вместе с тем жизнь не стоит наместе. Поддерживать воинскую дисциплину на должном уровне в любых условиях обстановкинесопоставимо сложнее, чем обеспечить разовое снижение преступности. Нужна огромнаяаналитическая, организаторская и профилактическая работа, необходимы постоянныйпоиск и внедрение оптимальных моделей управления процессом обеспечения нормативногоповедения людей, поддержания правопорядка в столь сложных социальных системах однойиз которых являются Вооруженные Силы. Поэтому даже позитивная динамика преступностине может удовлетворять военное ведомство.
Во-первых, еще есть правонарушения, связанные с преступным насилием среди военнослужащих.Пусть это в разы меньше, чем пять лет назад, но они есть.
Военное ведомство неоднократноакцентировало внимание на политическом содержании преступности. Мы живем в открытоминформационном обществе, и любой негативный информационный повод максимально используетсядля попыток дестабилизации обстановки.
Статья 455 Уголовного кодексаРеспублики Беларусь (Приложение 1).
Во-вторых, анализ преступности во второй половине прошлого года и в 2009 году,также несмотря на в целом позитивную тенденцию ее снижения, позволил выявить рядособенностей и факторов, которые могут в перспективе негативно повлиять на криминологическуюситуацию в Вооруженных Силах, если именно сейчас не принять специальных дополнительныхпрофилактических мер.
Причем в подавляющем большинствевоинских частей, как показывает практика последних пяти лет, вообще нет преступности(до 60 процентов в Сухопутных войсках и 70 процентов в ВВС и войсках ПВО), и именнов остальных совершены все учтенные преступные деяния.
За последние годы в белорусскойармии во взаимодействии с Белорусской военной прокуратурой, управлением военнойконтрразведки и иными органами системы безопасности создана система выявления правонарушений,благодаря которой практически каждое преступление рано или поздно будет вскрытои обеспечена неотвратимость законного наказания непосредственного виновника. В этомни у кого не должно быть сомнений.
Выявленные правонарушения одновременносвидетельствуют о том, что формы преступных действий становятся все более сложными,идет процесс трансформации отдельных преступных деяний, которые приобретают чертымаксимальной латентности (скрытности), а меры, принимаемые в конкретных воинскихчастях, где правонарушения выявлены не соответствующими командирами и начальниками,а вышестоящими органами управления, неадекватны складывающейся обстановке.
Глава 37.Статьи 438- 465 Уголовногокодекса Республики Беларусь (Приложение 1).
Есть необходимость более подробнорассмотреть данные тенденции.
Во-первых, в подавляющем большинстве подразделений и воинских частей, где возбужденыуголовные дела по фактам неуставных взаимоотношений, командование недостаточно владеетобстановкой и своевременно (до наступления определенных последствий, например травм)не принимает необходимых мер в соответствии с законодательством.
Статья 443, 459, 460 Уголовногокодекса Республики Беларусь (Приложение 1).
Во-вторых, в отдельных органах военного управления, структурных подразделенияхМинистерства обороны анализ состояния преступности осуществляется формально.
Глава 23. Статьи 23.4, 23.18кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (Приложение 2).
В-третьих, анализ преступности показывает, что в некоторых соединениях и воинскихчастях ненадлежащим образом выполняются требования по организации изучения и отборапризывников для прохождения военной службы в соответствии с системой, которая утвержденав Министерстве обороны.
Глава 25. Статьи 25.25.3- 25.4,25.8 кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (Приложение2).
В-четвертых, несмотря на сокращение общего количества противоправных действийкомандиров и начальников по отношению к подчиненным, их процент в структуре преступностиостается почти неизменным за пятилетие.
Еще одна тенденция. До 70 процентов противоправных действий младших командиров вызванынеправомерными действиями самих потерпевших: это отказ выполнять законные требованияначальника, оскорбление начальника, намеренное недобросовестное исполнение приказания.
Статья 438- 444 Уголовного кодексаРеспублики Беларусь (Приложение 1).
В предшествующий период снижениепреступности обусловлено созданием необходимых объективных условий, в которые поставленыкомандиры (начальники) воинских частей как органы дознания. С 2002 года в нормативнойправовой базе закреплено положение об обеспечении их поддержки при принятии законныхмер по поддержанию правопорядка, разумеется, до наступления тяжких последствий данныхправонарушений. Причем вне зависимости от числа возбужденных уголовных дел.
Вместе с тем понимание значенияданного концептуального положения достигнуто не всеми. На уровне младших командировэти требования игнорируются. Не сформировано понимание того, что, с одной стороны,одними уголовными преследованиями порядок не навести (нужен дополнительный огромныйпласт работы: организационной, воспитательной, профилактической), но с другой –что вся организация этой работы и воспитание будут бессмысленны без главного условия:если есть покушение на совершение преступления (а тем более само преступление),то непосредственный виновник должен отвечать по закону.
То есть должна быть гарантировананеотвратимость наказания непосредственного виновника, а командир должен чувствоватьпостоянную поддержку при реализации главного его права и обязанности – быть единоначальником,осуществляя свои полномочия, разумеется, в строго правовом поле. Это должны пониматьвсе, начиная от командира отделения и солдата срочной службы.
Но этого нет. За дисциплину реальноне отвечают командир отделения, заместитель командира взвода, старшина роты.
е) Причины преступныхдеяний в воинских коллективах
В чем причины наличияданных преступных деяний в воинских коллективах?
Главная причина наличия неуставных взаимоотношений – ущербная позиция отдельных руководителей,не вникающих в реальное состояние дел и формально выполняющих нормативные правовыеакты Министерства обороны.
Первая причина – формализм в работе отдельных руководителей при анализе состояниядисциплины и правопорядка в подчиненных войсках и организации работы по профилактикеправонарушений.
Вторая причина – ненадлежащее выполнение отдельными должностными лицами требованийнормативных правовых актов по организации изучения и отбора призывников для прохождениявоенной службы.
Третья причина – недостаточная правовая и педагогическая культура отдельных командирови начальников.
Но это также субъективная причина.В Военной академии и иных вузах в соответствии с постановлением Министерства обороны№1 введен, причем одними из первых на постсоветском пространстве, курс «Военнаядевиантология», разработаны методики профилактики правонарушений. Но если начальникне понимает того, что поддержание дисциплины основывается на обширных знаниях вобласти наук (криминологии, военной педагогики, психологии, социологии и иных),позитивного результата не достигнуть.
Одновременно необходимо пониманиетого, что в современных условиях, как и в прошлом, главной формой подготовки офицераявляется самостоятельная подготовка. В этом отношении у нас нет недостатка в литературныхисточниках, учебниках по военной психологии и военной педагогике, не говоря ужео том, что практически все военные библиотеки подключены к глобальной Сети.
Нужны лишь воля старших начальникови система контроля за подготовкой офицера.
Несколько сложнее с подготовкойсержанта. Приходится иногда сталкиваться с распространением ущербного мнения, чтоу нас якобы плохой сержант. Но сержанта опять же необходимо ставить в условия, вкоторых он стал бы выполнять свои обязанности. Это значит, что необходимо подобратьмладшего командира, исходя из его моральных и деловых качеств, научить – дать необходимыезнания, сформировать навыки и умения, а главное – потребовать с него в соответствиис законодательством за конечный результат.
Понятно, что мы не в состоянииувеличить в несколько раз время на подготовку младшего командира. Но здесь такжедело поправимое. Применительно к тем условиям, в которых мы находимся, вполне реальнообеспечить повышение компетентности младшего командира за счет совершенствованиясистемы отбора для назначения на соответствующие должности, а также оптимизациипрограмм подготовки младших командиров в сторону увеличения количества часов натакие предметы, как военное право, а также на военную психологию и военную педагогику.Кстати, в начале ХХ века военная психология входила самостоятельным разделом в тактику,и на это были веские причины.
Четвертая причина – неуставные взаимоотношения являются следствием совокупности ряданеблагоприятных факторов (социокультурных, психологических, социально-демографических,криминологических и иных). Это исключительно сложное явление, с которым сталкиваютсяпрактически все армии мира.
В последние 8 лет именно у насв значительной степени оптимизирована система профилактики правонарушений, что позволилоснизить преступность. Но это одновременно породило у части должностных лиц благодушиеи иллюзию, что можно без особых усилий и в дальнейшем поддерживать правопорядок.А это далеко не так.
Соответственно, одна из ведущихпричин сегодня – недостаточно эффективная комплексная, постоянно совершенствующаясясистема профилактики неуставных взаимоотношений на уровне отделение – взвод – рота – батальон – бригада.
ж) Совершенствованиесистемы поддержания правопорядка
В современных условиях для дальнейшегосовершенствования системы поддержания правопорядка предлагается следующее.
На уровне структурных подразделенийМинистерства обороны, объединений необходимо еще раз проанализировать требованиянормативных правовых актов, регламентирующих работу по поддержанию и укреплениюдисциплины в Вооруженных Силах, и прежде всего постановление Министерства обороны2002 года №1, и неформально, со знанием дела организовать их исполнение в каждомвоинском формировании.
А главное – добиться того, чтобысто процентов личного состава, офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат неукоснительновыполняли распорядок дня и расписание занятий.
В интересах дальнейшего совершенствованиянаучного обеспечения дисциплинарной системы Вооруженных Сил необходимо:
спланировать серию научных исследованийкриминологических и социально-психологических аспектов профилактики противоправныхдействий в армейской среде;
ежегодно проводить социально-психологическоеисследование правонарушений, связанных с насильственными действиями военнослужащих,в целях их оценки и прогноза для выявления предпосылок и причин совершения, разработкии принятия мер по их профилактике;
подготовить и издать учебноепособие «Криминологические, психолого-педагогические и социокультурные аспекты правонарушенийв сфере межличностных отношений» и модельную программу профилактики нарушений уставныхправил взаимоотношений;
в 2010 году во взаимодействиис органами системы обеспечения безопасности и Белорусской военной прокуратурой,Белорусским военным судом организовать проведение научно-практической конференциипо теме «О состоянии и мерах повышения эффективности профилактики правонарушенийв сфере межличностных отношений в армейской среде».
Важнейшим условием эффективнойпрофилактики правонарушений являются компетентность и активная роль в этом процессемладших командиров. Поэтому руководителям органов военного управления необходимо:
в текущем году проанализироватьдейственность существующей системы подготовки младших командиров и внести установленнымпорядком предложения по ее совершенствованию, в том числе дополнения в программыподготовки младших командиров, направленные на повышение их знаний, навыков и уменийв поддержании дисциплины и правопорядка, профилактике правонарушений, а также изучениеоснов военного законодательства;
ввести в практику непосредственнов войсках систему работы с младшими командирами, предусмотрев на всех уровнях регулярноепроведение сборовых мероприятий, показных занятий по вопросам применения форм иметодов воспитательной работы с подчиненными, выявления и профилактики нарушенийуставных правил взаимоотношений между военнослужащими, показных занятий для должностныхлиц, контролирующих и обеспечивающих строгое соблюдение распорядка дня, с цельюдостижения единого понимания роли уставного порядка в системе профилактики нарушенийвоинской дисциплины, обобщение опыта лучших и их поощрение.
Целесообразно спланировать проведениев первой половине 2010 года всеармейского совещания младших командиров «Об авангарднойроли младшего командира в обеспечении боевой готовности воинских формирований, поддержаниидисциплины и правопорядка в армии».
Безусловно, центром работы ссолдатом и сержантом является подразделение – рота, батарея. Если говорить о неуставныхвзаимоотношениях, то именно в подразделении складывается неформальная микросоциальнаяструктура. Это объективная реальность. Но от командиров и начальников зависит, будетли эта структура альтернативной воле командира или, наоборот, она станет факторомсодействия в выполнении задач по предназначению, утверждении высоконравственногоповедения каждого военнослужащего.
Соответственно, главный объектработы всех должностных лиц при профилактике неуставных взаимоотношений – подразделение.Именно здесь необходимо изучать положение дел, планировать работу по реализацииспециальных профилактических программ, в том числе средствами социокультурной деятельности.Но при этом нужно помнить о том, что главное – это постоянное утверждение единоначалияв подразделении на строго правовой основе, неукоснительное соблюдение требованийобщевоинских уставов.
Понятно, что жизнь не стоит наместе, а формы преступных действий становятся все более сложными. Соответственно,система профилактики правонарушений не может быть раз и навсегда застывшей и неизменной.В этом отношении уместно изучить вопросы дальнейшего совершенствования законодательства,регламентирующего вопросы профилактики правонарушений в армии.
В предшествующий период былипредложения о том, чтобы лишить командира воинской части права органа дознания.Аргументы в пользу данного предложения заключались в том, что командир полка илибригады юридического образования не имеет и познания его в юриспруденции весьмаскудны.
Но данное утверждение не выдерживаеткритики, в частности, в связи с тем, что практически по всем криминологическим показателямпреступность в Вооруженных Силах Республики Беларусь – одна из самых низких в мире.И эти результаты достигнуты не в последнюю очередь благодаря деятельности командироввоинских частей как органов дознания.
Видимо, это преждевременная мера,не соответствующая современному этапу военного строительства, сложившейся системеподдержания правопорядка и, если хотите, менталитету офицерского состава.
А вот расширить права отдельныхкатегорий командиров и начальников по применению мер к непосредственно виновнымв нарушениях воинской дисциплины – это вполне реально.
При принятии соответствующегорешения учитывалось, что уровень преступности в армии радикально снижается и созданывсе условия для эффективного отбора военнослужащих для прохождения военной службы.Но последующие два года показали, что командир воинской части должен обладать, несомненно,большими правами.
Вполне реально вынести на обсуждениевопрос и о расширении дисциплинарных прав такой категории, как командир соединенияи выше, вплоть до предоставления ему права налагать дисциплинарное взыскание насолдат и сержантов – до 1 месяца ареста с содержанием на гауптвахте за правонарушения,перечень которых вполне можно было бы отдельно оговорить. Например, за неуставныевзаимоотношения.
Дело в том, что есть специальнаяобласть знания – виктимология, дословно – наука о потерпевшем. Наш анализ показывает,что за последние пять лет лишь несколько человек из числа потерпевших реально занялиактивную позицию в отношении непосредственных виновников правонарушений. К этомуследует добавить и наличие в отдельных подразделениях явления, которое называется«круговой порукой». Молодой человек, оказавшийся в соответствующих условиях, какправило, не в состоянии противостоять сложившимся ложным традициям и стереотипам.К этому добавляется изощренное психологическое давление на пострадавшего со сторонысослуживцев.
Соответственно, при совершенииправонарушения, неуставных взаимоотношениях, непосредственный виновник должен бытьизолирован от коллектива на определенный срок. Это и справедливое взыскание, и одновременно– условие для формирования адекватного общественного мнения в данном коллективе,осуждающего нарушителя. Без этого условия – адекватного общественного мнения, осуждающегонарушителя, – все меры поддержания дисциплины будут недостаточно эффективны.
В заключение следует еще раз остановиться на важнейшем концептуальном требовании,лежащем в основе эффективной профилактики преступности в армии.
Впервые именно в ВооруженныхСилах Республики Беларусь созданы условия для всемерной поддержки руководителей,вскрывающих негативные явления, их причины и принимающих соответствующие меры поутверждению организованности и правопорядка.
За совершение преступлений военнослужащийдолжен и будет нести личную ответственность, ее нельзя перекладывать на командиров.
Разумеется, командир должен нестиответственность за упущения по службе, которые способствовали совершенному преступлению,но при условии, если будет доказана, а не декларирована (командир за все в ответе)его личная вина. И эта ответственность должна быть соразмерна его объективными субъективным возможностям.
Поэтому позиция руководителейвоенного ведомства неизменна – и впредь будут обеспечены бескомпромиссный подходк правонарушителям, неотвратимость наказания непосредственных виновников преступлений.А основными критериями дисциплины будут являться реальная боевая готовность воинскойчасти, выполнение ею задач по предназначению, уровень исполнительности, сохранениежизни и здоровья военнослужащих. Командир (начальник) будет и впредь всемерно поддерживатьсяза своевременное выявление правонарушений и наведение порядка силой закона.
2. Практическая деятельностьофицерского состава по обеспечению законности и правопорядка в Вооруженных СилахРБ
… Качество и еще раз качество. Невозможнодостичь максимального эффекта ни директивами, ни законами, если не будет трудовойдисциплины...
Президент Республики БеларусьА.Г.ЛУКАШЕНКО
а) Содержание понятия практическаядеятельность офицерского состава
Для глубокого и всестороннего анализа практическойсферы любой деятельности, в том числе и воинской, необходимо, прежде всего, уточнитьсодержание понятия деятельности. Под деятельностью понимается специфическаячеловеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляетего целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себяцель, средства, результат и сам процесс деятельности, что свидетельствует о ее осознанности.Если основанием деятельности является сознательно формулируемая цель, то основаниесамой цели лежит в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей.
Существуют многообразные классификации формдеятельности: материальная (практическая) и духовная (теоретическая), производственная,социальная и т. д.
Важное место в иерархии разновидностей деятельностизанимает практическая деятельность офицерского состава (далее- воинская деятельность),что обусловлено ее особой социальной значимостью.
Воинская деятельность — сложное социальное явление. Как часть общественной жизни, она представляет собойматериальную, чувственно-предметную и целесообразную деятельность людей в областивоенного дела и включает в себя военно-практическую и военно-исследовательскую деятельность.
Воинская деятельность осуществляется вформе вооруженной борьбы, боевого дежурства, боевой и морально-психологической подготовкивойск, управленческой деятельности штабов и других органов военного управления,подготовки военных кадров, военно-научной деятельности и др. Формы воинской деятельностинеразрывно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга.
б) Основные этапы практическая деятельности офицерского составапо обеспечению законности и правопорядка
Воинскую деятельность можно рассмотретьс точки зрения анализа последовательности основных этапов деятельности вообще: целеполаганиеи планирование предстоящих действий; организация условий деятельности, выбор средстви методов; реализация программы деятельности, ее осуществление; обеспечение контроляи оценки результатов, сопоставление их с целями деятельности и продолжение дальнейшейдеятельности на основе промежуточного результата.
На всех этапах практическая воинская деятельностьнеразрывно связана с теоретической. Поэтому еще одно представление о воинской деятельностиможно отразить как единство двух ее сторон — субъективной и объективной.
Воинская деятельность имеет социальное, человеческоеи культурное значение. Воинская деятельность имеет немало специфического в проявленияхнравственности. Еще Платон, отмечал, что моральные добродетели проявляются взависимости от сословия: добродетель мудрости присуща философии, умеренность — ремесленникам,а мужество и храбрость — воинам.
в) Специфика воинской деятельности
Важным специфическим требованием этикивоинской деятельности является постоянная готовность и моральные способности осуществлятьвооруженное насилие в интересах защиты общества, достичь поставленных командованиемцелей даже ценой самопожертвования. Воинская деятельность является одной из немногихсфер человеческой деятельности, где моральные нормы исполнения долга требуют в случаенеобходимости отдать свою жизнь на благо Отечества.
Морально-боевые качества — отвага, мужество,героизм, воинская честь и гордость, способность к беспрекословному повиновению имногие другие — составляют существенные черты воинской морали. Специфика военнойморали заключается не только в требовании особых качеств, но и в особенном характереих проявления и формирования.
Специфику воинской деятельности, ее отличиеот других видов деятельности можно рассмотреть и по другому направлению. Всеобщимиструктурными элементами человеческой деятельности являются: предметная деятельность,труд, общение и игра. Воинская деятельность, несомненно, является предметной деятельностью,то есть воздействует на материальные объекты. Следовательно, ее специфика в большейстепени проявляется в других всеобщих структурных элементах деятельности, общении,труде и игре.
Особенность общения как обмена информацией,осуществляемого в воинской деятельности, заключается в том, что в отличие от общенияв невоенной сфере оно имеет известный предел открытости, а в ряде случаев специальнонаправлено на сокрытие информации или ложное информирование. Специфика общения какобмена деятельностью выражается в том, что в условиях воинской деятельности этотобмен направлен на уничтожение противника.
г) Структурные элементы
В качестве структурных элементов воинской,как и иной, деятельности выделяют ее цели, субъект, объект, средства и результат.
Субъектом воинской деятельности выступает общество, социальные общности,личность. Отсюда следует вывод, что проблемы международной безопасности, а значительноймере зависят от того, какие общественные силы выступают в роли субъектов воинскойдеятельности. Объектом любой деятельности, в том числе и воинской, является то,на что она направлена. Субъект и объект деятельности взаимосвязаны и могут дажеменяться местами.
Важным структурным элементом деятельностиявляется цель, под которой понимается идеальный образ желаемого будущего результата.В воинской деятельности ставится не одна, а комплекс целей, имеющих свою иерархию.Важнейшие цели воинской деятельности закрепляются в Концепции национальной безопасности.
Реализация целей воинской деятельностиосуществляется с помощью средств. Цели и средства воинской деятельности находятсяв диалектическом единстве. Средства воинской деятельности — это средства вооруженногонасилия, прежде всего оружие и боевая техника. Цель воинской деятельности, реализовываясьс помощью ее специфических средств, дает результат воинской деятельности. Под результатомвоинской деятельности следует понимать только те изменения, которые предполагались,ставились в качестве цели или задачи, и не нужно смешивать результаты с последствиями.Воинская деятельность в отношении своих результатов имеет определенную специфику.В воинской деятельности в наибольшей степени может происходить несовпадение целии результата, так как противоборствующие стороны специальной задачей своей деятельностиставят недопущение такого совпадения у противника.
д) Практические функции деятельности офицерского состава
Воинская деятельность, как особый видчеловеческой деятельности, выполняет важные социальные функции. В руках определенныхобщественных сил воинская деятельность выступает средством насилия. В этих условияхона реализуется в форме войны или вооруженной борьбы. Война как продолжение политическойдеятельности иными, а именно насильственными средствами является частью политики.Вот почему воинская деятельность используется в политике как средство насилия.
Воинская деятельность как мирного, таки военного времени непосредственным образом служит интересам политики в целом ивоенной политики в частности. Она представляет собой специфическое средство измененияпутем насилия политических отношений в обществе. Политические цели войны и интересыобеспечения безопасности общества определяют в нем характер воинской деятельности.Вооруженная борьба, в процессе которой противоборствующие стороны добиваются поставленныхцелей, изменяет характер жизнедеятельности всего общества.
Воинская деятельность выступает средствомзащиты общества от вооруженного вторжения извне, угрожающего его суверенитету ицелостности, то есть выполняет функцию защиты общества. Вместе с тем в процессевоинской деятельности военного времени нередко происходит разрушение старого и созиданиенового общественно-политического строя в том или ином обществе.
Воспитательная функция воинской деятельностипроявляется в том, что она осуществляет воспитательное воздействие на людей. С однойстороны, ее результатами являются страдание и смерть. Этим воспитывается негативноеотношение к воинской деятельности в цивилизованном обществе. С другой стороны, воинскаядеятельность выступает нередко единственным средством освобождения и зашиты техили иных народов. Все это накладывает отпечаток на сознание людей, их поведениев условиях подготовки государства к войне и в ходе ее проведения. И наконец, воинскаядеятельность выступает в качестве средства получения знаний о войне и военном строительстве.Но это уже деятельность особая — военно-познавательная, исследовательская.
Функционирование армии как общественнойсоставляющей реализуется посредством определенных видов ее деятельности. Они нацеленына регулирование конкретных функциональных отношений. Важнейшими видами воинскойдеятельности, с помощью которых армия реализует свое историческое предназначение,являются: непосредственное использование оружия и боевой техники в вооруженной борьбе;опосредованное применение насилия и оружия в нем при различных социально-политическихситуациях; участие подсистем, элементов армии в экономической, социальной, политическойи духовной сферах жизнедеятельности общества.
Степень участия армии в общественной жизни,в решении общих задач государства ограничена социальным характером общественно-политическогостроя и осуществляется лишь настолько, насколько в них заинтересована публичнаявласть. Она обусловлена, с одной стороны, уровнем сознательности военнослужащих,палитрой побудительных мотивов деятельности, их политической зрелостью и ответственностьюза развитие общества; способностью армии выступить организованной и хорошо техническиоснащенной силой, содействующей преодолению трудностей; культурой и образованностьювоенных специалистов; моральным авторитетом и дисциплинированностью как необходимымипредпосылками для успешного решения задач, стоящих перед армией, и другими качествамиее элементов; уровнем развития общества, его потенциальными возможностями, трудностямиразвития. Эти факторы и определяют характер воинской деятельности. Наиболее эффективнойи общезначимой она становится тогда, когда армия является неотъемлемой и необходимойчастью общества, государства, политической системы и понимается как таковая. Знаниефилософии воинской деятельности имеет мировоззренческое и методологическое значение.Она помогает военнослужащим понять сущность и содержание их профессиональной деятельности,ее смысл и значение, а также способствует формированию у них научного мировоззрения,высоких морально-психологических качеств, военно-профессиональной компетентностии направленности.
е) Профессионализм офицера
Профессионализм офицера представляет собойдовольно сложное психологическое образование, обусловленное прежде всего факторомопасности как необходимой составной части выполнения служебного долга в любых условияхдеятельности (как в мирное, так и в военное время). По мнению специалистов, профессионализмв сфере опасных профессий, к которым относится и профессия офицера, есть категориячеловеческого бытия, представляющая собой системную совокупность личностных, мировоззренческих,деловых, профессиональных и нравственных качеств человека. Стержнем нравственногоимператива является мораль подвижничества, в котором самосохранение находится нена первом плане. Профессионализм — это структурная реорганизация военнослужащегов ратном труде.
Практическая сфера воинской деятельности– это сложная система взаимосвязанных компонентов, находящихся в иерархическом соподчинении.К основным побудителям деятельности военнослужащих относятся: потребности, интересы,цели, идеалы, ценности, смысложизненные ориентиры.
Анализ основных параметров комплектованияВооруженных Сил на добровольной основе позволяет определить некоторые наиболее общиекритерии создания профессиональной армии.
Во-первых,основой боевой мощи профессиональной армии, помимо стратегического ядерного компонента(США, Великобритания), являются сравнительно малочисленные, но высокоэффективныемобильные силы, обладающие возможностями быстрой переброски в район боевого применения.
Во-вторых,численность таких ВС не должна превышать 0,7 % от численности населения страны;численность боеготового резерва должна составлять не менее 80 % численности вооруженныхсил. Около 10 % численности профессиональных ВС могут составлять военнослужащие-женщины.По состоянию на 2008 г. Вооруженные Силы США составляли 1. 547. 000 (0,58 % к численностинаселения), из них 192. 000 – военнослужащие-женщины, резерв – 2. 045. 000.
В-третьих,для комплектования вооруженных сил по найму необходим довольно высокий уровень экономическогоразвития страны и благосостояния ее населения. Примеры рассмотренных стран свидетельствуюто том, что доля ВНП на душу населения в них не опускается ниже 10.000 долларов (исключениесоставляют страны Азии, Африки и Южной Америки), а уровень военных расходов не превышает3% ВНП: в США — 3,2 %, в Великобритании — 3,4 %, в Бельгии — 1,5 %. Для сравненияв РБ доля военных расходов в 2007 г. составила 3,76%, в 2008 г. — 3,82%.
В-четвертых,доля военного бюджета на содержание личного состава не должна быть менее 30 %, около20-25 % бюджетных ассигнований на оборону должно выделяться на закупки оружия ивоенной .
Говоря о профессионализации Вооруженных Сил,можно выделить, по меньшей мере, два подхода к решению этой проблемы: американскийи западноевропейский.
ж) Зарубежный опыт
Характеризуя американский подход к профессионализацииВооруженных Сил, прежде всего, следует заметить, что сами американцы не тольконе называют свою армию профессиональной, но и не считают ее таковой.
За все время существования вооруженных сил Америки (около 220 лет) призывна военную службу осуществлялся менее чем 40 лет, в основном во время 2 мировойвойны и после нее (преимущественно во время войны во Вьетнаме). В остальное время– это были наемные войска, а с 1973 г. американская армия стала официально именоваться«Добровольческими вооруженными силами» (далее – ДВС).
Еще во время предвыборной кампании в 1968 г. Ричард Никсон, заявил, что постараетсяпрекратить обязательный призыв. Став президентом, он назначил комиссию для изучениявопроса о ДВС, которую возглавил бывший Министр обороны США Томас Гейтс. Выводыкомиссии – прекращение призыва положительно повлияет на вооруженные силы и обществов целом.
Сегодня, делясь своим опытом, американцы считают, что в основе ДВС должнылежать следующие положения:
1. Вербовкой в армию должны заниматься профессионально подготовленные дляэтого люди.
2. Для подбора людей с высокими физическими и интеллектуальными показателяминеобходимо обязательное тестирование и обследование добровольцев. Кстати сказать,только в 1998 году МО США на усовершенствование существующих уже тестов израсходовало7 млн. долларов.
3. Должна быть создана широкая база для вербовки в армию действительно высокопрофессиональныхмужчин и женщин, успешно закончивших среднюю школу и прошедших тестирование. В 1997г. было набрано 63% добровольцев с дипломом об окончании средней школы. Очень быстроадаптировались к системе ДВС женщины. Предполагалось, что служить будет порядка2%, а на самом деле их сегодня 17%.
4. Необходима стратегия маркетинга и рекламных кампаний, которые будут информироватьлюдей относительно возможностей, а также льгот, предоставляемых военной службой.В частности, о денежных льготах для желающих поступить в университет. В общественномсознании укореняется мнение, что армия помогает создать очень позитивный имидж человеку,который там служил.
5. Оплата воинского труда должна быть сравнимой с гражданской. С одной стороны,не только зарплата обеспечивает успех набора в профессиональную армию. С другой– проект перехода к ДВС будет обречен на провал, если оплата не сравнима с гражданскойзарплатой. К тому же, нужна система различных льгот и выплат.
6. Необходимо постоянно держать в поле зрения вопросы качества жизни: этожилье, обеспечение детскими учреждениями, различные льготы по здравоохранению, военныемагазины и т.д.
Уникален Западноевропейский подход к профессионализацииВооруженных Сил. Рассмотрим опыт военной профессионализации на примере Франции.В 1996 г. президент V Французской Республики Жак Ширак заявил о переходе Франциидо 2015 г. к профессиональной армии.
Белая книга по вопросам обороны Франции 1994 г. (а это документ долгосрочный)предусматривала рост профессионализации ВС при сохранении воинской повинности (модель«смешанной армии»). Что же повлияло на резкую смену курса Ж. Ширака? Можно выделитьдве группы причин: внешнеполитические ивнутренние.
К первой группе относят изменение геополитической ситуации. Впервыев истории Франции не грозит прямая военная агрессия. К тому же руководство V Республикирешительно отказалось от того, чтобы назвать какую-либо страну в качестве вероятногопротивника. Кардинальные изменения в политике безопасности вызвали соответствующиепреобразования военных структур.
Ко второй группе относят:
1. Финансовые причины. Франция должна использовать «стратегическуюпаузу» (окончание «холодной войны», распад Варшавского Договора и движение странВостока к демократии) для ограничения кредитов на оборону до разумного уровня. Отсюдавыбор — меньшей по количеству, но более эффективной армии.
2. Военно-стратегические причины. Перед вооруженными силами Франциистоят новые задачи: сдерживание, предупреждение, переброска войск, защита территории.Важнейшей из них в современных условиях является задача переброски. Она являетсяприоритетной для страны, играющей активную роль в предупреждении кризисов и собственнодля вооруженных сил, которые должны быть готовы к действиям в любой точке мира.
С другой стороны, войска из призывников полностью боеготовы только 3 месяца,поскольку из общего времени службы 10 месяцев – 7 месяцев (2 периода по 3 и 4 месяца)уходит на подготовку.
3. Социальные причины. Не соблюдается принцип всеобщего и равногопризыва на военную службу (около 20 % избегают ее).
4. Моральные причины. Поскольку 50 % считают службу в армии потерейвремени, то говорить о сознательном исполнении патриотического долга не приходится.
В основу сокращения кадровых военных заложено 3 основных принципа:
— сохранить в армии разумную возрастную пирамиду;
— избежать принудительного увольнения;
— обеспечить должную социально-правовую защиту увольняемым.
Предусмотрены, к примеру, следующие меры материальной поддержки увольняющимся:
— государство готово единовременно выплатить зарплату тем военнослужащим,которым осталось до пенсии 1 – 4 года и учесть эти годы при начислении пенсии;
— для тех, кому осталось служить более 4 лет, но кто желает уволиться, предоставляетсявозможность сделать это с более высокого оклада. Например, подполковнику, пожелавшемууволиться, присваивают внеочередное воинское звание – полковник, что скажется ина его пенсии;
— для нормальной адаптации к гражданской жизни предусмотрен шестимесячныйотпуск, в ходе которого, получая зарплату, увольняемые офицеры и унтер-офицерысмогут пройти обучение в специальных центрах профессиональной подготовки.
Правительство Франции прекрасно понимает, что укомплектованность, обученностьи боеспособность профессиональной армии напрямую зависят от материального стимулированиявоеннослужащих.
з) Воинское воспитание
Вооруженные Силы могут быть привлеченыи к решению задач не связанных с их основным предназначением, но затрагивающих национальныеинтересы РБ. Таковыми задачами могут быть:
-участие вместе с внутренними войскамии правоохранительными органами в борьбе с организованной преступностью, в защитеправ и свобод граждан Беларуси,
-обеспечение коллективной безопасностистран СНГ,
-выполнение миротворческих миссий, какв ближнем, так и в дальнем зарубежье и другое.
Практическая деятельность офицерского состава неразрывно связанас воинским воспитанием военнослужащих. Для выполнения задач в условиях армиивоеннослужащие должны получить за время службы такое воспитание, которое имеет особую,воинскую направленность.
Основными компонентами содержания воинского воспитания являются:
— воспитание у военнослужащих глубокого понимания историческогопредназначения Вооруженных Сил, особенностей их строительства, функционированияи своего места в выполнении стоящих перед ними задач, особенно по поддержанию постояннойвысокой боевой готовности;
— формирование у личного состава непоколебимой верности военнойприсяге и уставам, неуклонного следования их требованиям как в мирное время, таки в условиях войны;
— развитие постоянного стремления к овладению военным делом, своейвоинской профессией, к отличному освоению военной техники, оружия и способов ихприменения;
— выработка у военнослужащих высокой дисциплинированности, беспрекословногоповиновения, упрочения воинского товарищества;
— формирование морально-боевых качеств, которые особенно необходимывоеннослужащим в бою,
— стойкости, мужества, отваги, способности переносить самые суровыеиспытания для достижения победы над врагом;
— воспитание личного состава в духе гордости за принадлежностьк Вооруженным Силам России, своей части, стремления развивать и обогащать их боевыетрадиции.
В процессе нравственного воспитания у воинов формируется понятиедисциплинированности как воинского долга. Правовое воспитание развивает у них уважениек законам, на которых зиждется правопорядок в армии. Воинское воспитание как быраскрывает суть слагаемых воинской дисциплины, нацеливает личный состав на точноеи неукоснительное соблюдение военной присяги и воинских уставов, в единстве с обучениемобеспечивает проведение в жизнь их конкретных требований. Этот единый процесс призванспособствовать утверждению и поддержанию уставного порядка.
Особое значение придается личной примерности офицеров в сочетаниис их умением квалифицированно решать задачи неуклонного укрепления дисциплины вовверенных им частях и подразделениях.
В содержании воинского воспитания важное место занимает пропагандабоевых традиций. Освоение этих высоких духовных ценностей, во-первых, обеспечиваетпреемственность в работе по формированию у личного состава высоких морально-боевыхкачеств защитников Родины, что способствует глубокому осознанию им своих служебныхобязанностей. Во-вторых, это могучее средство воздействия на умы и сердца воиновактивно способствует восприятию ими героических дел, свершенных советскими людьмив боях за Родину, за дело своих предков, как примеров для повседневного подражания.
Боевые традиции, в-третьих, рассматриваются как конкретный итоги, следовательно, в известном смысле средоточие опыта воспитания воинов в духе верностисвоей Родине, военной присяге, высокой дисциплинированности, готовности к героическимподвигам. Именно поэтому во всем процессе воинского воспитания боевым традициямуделяется неослабное внимание. Используются различные формы пропаганды и агитации.
Основными боевыми традициями Вооруженных Сил являются:
— беззаветная преданность и горячая любовь к Родине, постояннаяготовность защищать ее до последней капли крови;
— непримиримость к врагам Родины, высокая бдительность;
— верность воинскому долгу, военной присяге, самоотверженностьи массовый героизм в бою;
— любовь к родной армии, к своей части;
— постоянное стремление к совершенствованию боевого мастерства,повышению военных знаний, неустанная борьба за высокую боевую готовность, образцовыйпорядок, организованность и дисциплину;
— войсковое товарищество и коллективизм, уважение к командируи защита его в бою.
Особую ценность боевые традиции представляют для воинского воспитанияличного состава армии и флота. Их изучение и пропаганда способствует формированиюу воинов высоких морально-боевых качеств, необходимых для достижения победы в современномбою, помогают готовить воина-гражданина, патриота, обладающего сильным духом, несгибаемойволей, мужеством и храбростью, в совершенстве владеющего военной техникой и оружием.
Множество проблем существует сегодня в нашей стране и в ВооруженныхСилах. Некоторые из армейских проблем возможно решить только на Государственномуровне, другие на уровне Министерства Обороны, третьи возможно решить силами командирови личного состава. Проблема неуставных взаимоотношений относится к тому типу, которыедолжны решаться на всех упомянутых уровнях.
Падение моральных устоев в последнее время усиленное политическими экономическим кризисом, вылилось ростом преступности, захлестнуло волной безнравственности,бездуховности и нигилизма. Особо ранима в этих условиях молодежь. Эта болезнь, поразившаявсе наше общество и нашедшая себе место в армии, в экстремальных условиях воинскойслужбы, выразилась в неуставных взаимоотношениях между военнослужащими. Сюда можноотнести неповиновение, злоупотребление властью, оскорбление, насилие, так называемые«дедовщину», ущемление прав и достоинства отдельных национальностей идругие негативные явления во взаимоотношениях в воинских коллективах.
Можно ли избежать их? Если нет, то хотя бы свести до минимума.
Что может сделать каждый командир для утверждения в солдатскойказарме нормальных человеческих отношений? На эти и некоторые другие вопросы я попыталсяответить исходя из опыта своей службы, на основании наблюдений и выводов, сделанныхпосле изучения многочисленной литературы по данному вопросу.
Решение проблемы, как мне видится, можно условно разделить надва направления. Во-первых: изучение личности воина, межличностных отношений в воинскихколлективах, диагностика неуставного поведения военнослужащих. Во-вторых: работапо профилактике и предупреждению неуставных взаимоотношений, реагирование на случаиих проявления и устранение их последствий.
Поддержание в подразделении крепких уставных взаимоотношений являетсяважным условием крепкой воинской дисциплины, поддержания подразделения в постояннойбоевой готовности.
В современных условиях, когда меняются коренные устои нашего общества,когда до предела накалена социальная обстановка в государстве Вооруженные Силы должныоставаться оплотом стабильности и уверенности.
В значительной мере это зависит от командного состава ВооруженныхСил.
Важнейшим условием поддержания уставных взаимоотношений в частии подразделении является совершенствование организаторской деятельности командногосостава, его профессиональная компетентность, ответственное отношение к выполнениювоинского долга, высокая требовательность к себе и людям, сочетаемая с заботой оних.
Сплочению воинских коллективов способствует целенаправленная повседневнаяработа по воинскому, правовому и нравственному воспитанию личного состава, строгоевыполнение правил, установленных законами и воинскими уставами Российской Федерации,постоянная забота командиров и начальников об улучшении быта своих подчиненных,совершенствовании их культурного, бытового и медицинского обслуживания, борьба занравственную чистоту отношений, незамедлительная реакция на малейшее проявление«дедовщины», «землячества» и других негативны традиций.
Командиры частей и подразделений призваны и впредь вести активнуюработу по повышению уровня дисциплинированности и организованности личного состава.Все это является надежным гарантом способности Вооруженных Сил выполнять возложеннуюна них ответственную задачу по защите нашей Родины.
и) Деятельность СМИ
Средства массовой информации (и пресса в частности)- основной инструмент распространения сообщений, воздействующих на общественноесознание. Можно выделить две основные функции дискурса СМИ: ориентирующую иманипулятивную.
СМИ фактически контролируют культуру,пропуская ее через себя, как через «фильтр», выделяя отдельные элементыиз общей массы, придавая одним особый вес, принижая ценность других. То, что непопало в каналы массовой коммуникации, в современном мире почти не оказывает влиянияна развитие общества. В этом заключается ориентирующая функция дискурса СМИ. Появлениелюбой темы в прессе обусловлено интересами правящих элит, которым выгодна определеннаяориентация общественного мнения и сознания. В этом заключается манипулятивная функциидискурса прессы.
Русскоязычная пресса:
Новые нападения и зверства исламскихбоевиков; Подготовка, осуществление ими и последствия террористических актов; Предотвращениефедеральными силами террористических актов; Террористы ведут войну против мирныхжителей; Защита Таджикистана и Дагестана от террористов; Зверские убийства солдати офицеров федеральных сил; Политика государства и ответ на действия боевиков; Угрозыобществу: насилие, преступность, наркотики, рабство; Убийства и похищение людейчеченскими бандитами; Хроника конфликта; Подготовка боевиков в США, Великобритании,Германии, Афганистане, Грузии. Дезертирства чеченских боевиков; Поиск виноватыхво вторжении боевиков; Планы федерального центра восстановить Чечню; Поражение РФв информационной войне; Предательство армии правительством;
Англоязычная пресса
Зверские убийства мирного населениярусскими солдатами; Страдания и лишения беженцев в палаточных городках; Чеченскийнарод — жертва российской армии; Захватническая война русских, агрессия РФ; НарушениеРоссией международных законов в Чечне; Россия применяет запрещенное оружие; Угрозымирового сообщества президенту России; Партизанская война чеченцев — война за независимость;Дезертирство русских солдат и их переход на сторону освободительного движения Чечни;Комитет солдатских матерей России протестует против войны в Чечне; Исламский террорв России, религиозные причины освободительной войны против РФ; Россия бомбит Чечню;Россия штурмует Грозный; Разрушение федеральными силами Чеченских сел и городов;Потери федеральных сил; Охота на кавказцев как потенциальных террористов в России;
Немецкоязычная пресса
Российские войска оккупируютЧечню (вторжение); Военный парад русских в Грозном; Ежедневный рост насилия в Чечне;Россия изолирует Чечню; Гибель лидеров борцов за свободу; Россия прикрывает Чеченскойвойной допущенные президентом ошибки; Россия бомбит стариков, женщин и детей в Чечне;Русские преследуют повстанцев; Ненависть между русскими и чеченцами возрастает;Россия затягивает войну в Чечне; Политический статус Чеченской республики; ДавлениеСША на Россию; Война в Чечне обогащает Москву; Санкции ЕС против России;
Рассмотренные выше направления идеологической работы непосредственносвязаны с состоянием воина в обычное и военное время. Игнорирование вышеперечисленныхаспектов ведёт к резкому ухудшению психического состояния воина в бою и значительномуснижению эффективности его боевой деятельности.