Содержание
1. Перехват самолетов, терпящих бедствие, самолетамиспасательной службы
2. Порядок действий при вылете потревоге
3. Действия экипажа самолета спасательной службы
4. Связь
5. Навигация
6. Применение радиотехнических средств
6. Визуальное обнаружение самолета
7. Порядок действий при потере ориентировки
Выводы
1. Перехват самолетов, терпящих бедствие,самолетами спасательной службы
Общие положения.
Задачей перехвата терпящего бедствие самолета,осуществляемого самолетом спасательной службы, является установлениевизуального или радиоконтакта с самолетом, терпящим бедствие, оказание емунеобходимой помощи и сопровождение его к пункту, где он может совершитьбезопасную посадку. Перехват осуществляется в основном самолетамиАварийно-спасательной службы ВВС и Спасательной службы Береговой охраны. Перехваттерпящих бедствие самолетов имеет своей главной целью оказание помощи самолету,а поэтому он во многих случаях может считаться мерой предупреждения аварии. Еслиже терпящий бедствие самолет совершит вынужденную посадку на землю или на водуеще до встречи с самолетом спасательной службы, то в этом случае спасательнаяслужба немедленно приступает к поиску самолета, потерпевшего аварию, и спасениюпострадавших.
Принцип применения.
Самолеты спасательной службы посылаются для перехвата любогосамолета, терпящего бедствие, потерявшего ориентировку или попавшего в другоезатруднительное положение, угрожающее безопасности людей на борту самолета.
Осуществление перехвата.
Руководство перехватом терпящего бедствие самолета домомента установления двухсторонней связи между обоими самолетами осуществляетсяобычно Координационным центром спасательной службы. После установлениядвухсторонней радиосвязи между спасательным самолетом и самолетом, терпящимбедствие, командир спасательного самолета действует самостоятельно. Этонеобходимо для повышения оперативности, для исключения возможных ошибок и дляразгрузки канала радиосвязи от передачи с земли ненужных инструкций и сообщений.Все указания с земли для терпящего бедствие самолета от наземного управленияперехватом и диспетчерской службы передаются через спасательный самолет.
Курс перехвата.
Перехват терпящего бедствие самолета может выполнятьсясамолетом спасательной службы на встречных и на пересекающихся курсах. И в томи в другом случае перехват может осуществляться с помощью навигационныхрасчетов или радиотехнических средств. Выбор спо-■ соба перехвата зависитот местонахождения самолета, терпящего бедствие, и степени опасности,угрожающей самолету1.
А. Перехват на встречных курсах.
Во всех случаях, когда позволяет обстановка, выгодно применитьперехват на встречных курсах, так как при таком виде перехвата для встречи ссамолетом, терпящим бедствие, затрачивается минимальное время и возможностьошибки в этом случае невелика. Кроме того, терпящему бедствие самолету неприходится менять курс для встречи с самолетом-перехватчиком, за исключениемслучаев, когда им потеряна ориентировка или когда в соответствии снавигационными расчетами необходимы незначительные изменения курса.
Б. Перехват на пересекающихся курсах.
Если терпящий бедствие самолет держит курс на ближайшийпригодный для посадки аэродром, а спасательный самолет находится в стороне отего маршрута, то перехват производится на пересекающихся курсах. Задачасамолета-перехватчика в этом случае состоит в том, чтобы пересечь линию пути терпящегобедствие самолета с таким расчетом, чтобы в точке пересечения произошла встречаобоих самолетов. Такой способ перехвата возможен только тогда, когда путевыескорости обоих самолетов приблизительно одинаковы, а спасательный самолетнаходится где-нибудь между терпящим бедствие самолетом и аэродромом, на которыйон держит курс.
Порядок сопровождения.
После встречи с терпящим бедствие самолетомсамолет-перехватчик сопровождает его, поддерживая с ним непрерывный контакт (визуальныйили с помощью радио до момента его посадки). Самолет-перехватчик должен повозможности держаться сзади и выше самолета, терпящего бедствие, на расстоянии,которое обеспечивает наилучший радио — или визуальный контакт.
Наблюдались случаи, когда после встречи самолет, терпящий бедствие,имея скорость, большую, чем самолет-перехватчик, обгонял его и продолжал полетодин. Бывают, конечно, обстоятельства, когда это может быть оправданонеобходимостью, но, как правило, оба самолета должны лететь вместе.2. Порядок действий при вылете по тревоге
Действия Координационного центра спасательной службы
А. Данные, сообщаемые экипажу спасательного самолета,вылетающему по тревоге.
Координационный центр спасательной службы собирает всеимеющиеся данные о самолете, терпящем бедствие.
Однако в первую очередь его интересуют наиболее существенныеданные, необходимые для инструктажа дежурного экипажа, вылетающего по тревоге. Дополнительныесведения могут быть переданы экипажу спасательного самолета позже, после еговылета. Наиболее существенными сведениями, необходимыми в первую очередь,являются:
Тип самолета и его опознавательные данные.
Характер бедствия и решение командира корабля.
Местонахождение, время, курс, высота, путевая скорость ирасчетное время прибытия на аэродром назначения.
Частота, используемая терпящим бедствие самолетом для связипо маршруту полета, и аварийные частоты в УКВ и дециметровом диапазонах.
Метеорологическая обстановка и данные о ветре (по сообщениямтерпящего бедствие самолета или местной метеостанции),
Б. Инструктаж дежурного экипажа.
Получив сигнал о бедствии, Координационный центрспасательной службы немедленно извещает об этом дежурный экипаж и назначаетвылет по тревоге. Пилот лично или по телефону получает инструкции и указание обустановлении связи с Координационным центром или диспетчерской службойнемедленно после взлета для получения дополнительных данных о терпящем бедствиесамолете.
Л. Разрешение на вылет дежурного самолета.
Координационный центр спасательной службы получает для дежурногосамолета разрешение на вылет вне очереди. Бланк разрешения на полет заполняетсяКоординационным центром и представляется службе, разрешающей вылет по тревоге (летнойслужбе, управлению перелетов, диспетчерской вышке или центральной диспетчерскойслужбе). В полетном листе в графе примечаний, а также при радиотелефонныхзапросах разрешения на внеочередной взлет указывается, что целью вылетаявляется «спасение».
Г. Помощь других организаций в осуществлении перехвата.
Координационный центр сообщает все необходимые данные отерпящем бедствие самолете организациям, которые могут содействовать в оказанииему помощи, а именно: органам наземного управления и наведения перехватчиков,авиационной службе управления и оповещения, радиопе-ленгаторным станциям, Гражданскойвоздушной охране и др. В случае необходимости Координационный центробеспечивает прекращение всех посторонних передач на тех частотах, которымипользуется терпящий бедствие самолет для ведения радиосвязи. Все данные окоординатах, пеленгах и курсах должны сообщаться непосредственно спасательномусамолету или, если это невозможно, через Координационный центр или наземнуюрадиостанцию, осуществляющую связь со спасательным самолетом.
Д. Указания самолету, терпящему бедствие.
Координационный центр спасательной службы должен убедиться втом, что наземная радиостанция передала терпящему бедствие самолету следующиеданные и указания:
Позывной спасательного самолета (ВВС или Береговой охраны),вылетевшего для перехвата, время его вылета, расчетное время и место встречи сним.
Подготовиться к ведению связи со спасательным самолетом насвязной высокой частоте, а также на установленных для аварийной связи частотахв УКВ и дециметровом диапазонах.
Сохранять курс и высоту полета, если это возможно, доустановления связи со спасательным самолетом.
Не менять установленной для радиосвязи по маршруту высокойчастоты во избежание нарушения связи.
Если радиотелефонная связь со спасательным самолетом дорасчетного времени встречи не установлена, нажатием на кнопку микрофонапередавать на аварийных частотах в УКВ и дециметровом диапазонах сигнал втечение 30 сек., который может быть использован спасательным самолетом дляпривода по радиокомпасу. Передачу такого сигнала повторять через каждую минуту.
XI. Ввод в действие дополнительных спасательных средств.
Если терпящий бедствие самолет находится в таком положении,которое может потребовать вынужденной посадки на землю или на воду или дажевыброски с парашютами, Координационный центр спасательной службы поднимает потревоге и высылает дополнительные спасательные средства, которые могутпотребоваться для проведения аварийно-спасательных мероприятий. Сюда относятсядополнительные самолеты, вертолеты и спасательные команды. Если же аварияпроизошла над водой, то в
Зависимости от оостановкн для оказания помощи могутпривлекаться дежурные спасательные суда или корабли, находящиеся в районевынужденной посадки самолета.
Примечание. В деле оказания помощи самолету, совершившемувынужденную посадку в море, большую роль играют суда Береговой охраны, несущиепатрульную службу в открытом море, и дежурные суда спасательной службы.
Ж. Координация спасательных действий.
Координационный центр спасательной службы руководит всемиспасательными мероприятиями и следит за тем, чтобы все передаваемые данные иинструкции были соответствующим образом согласованы.
Я. Окончание спасательных действий.
После выполнения задачи проведение дальнейшихаварийно-спасательных мероприятий прекращается и Координационный центробъявляет всем спасательным органам о прекращении состояния тревоги. Если вовремя проведения аварийпо-спасательных мероприятий для радиосвязииспользовались аварийные частоты, то после прекращения спасательных действийвсе радиостанции должны перейти на обычные частоты.
Вылет по тревоге.
Быстрота действий достигается проведением систематическихтренировок членов экипажа и Координационного центра. При получении задачи наперехват дежурный спасательный самолет должен по тревоге в кратчайшее времяподняться в воздух. Быстрота вылета но тревоге не должна, однако, идти в ущерббезопасности полета или эффективности выполнения задания.
А. Инструктаж экипажа.
Дежурный экипаж может получить команду на вылет, получивтолько минимум сведений о задаче, которую он должен выполнить, а то и вовсе безкаких-либо данных. При этом экипаж получает указание немедленно после взлетаустановить радиосвязь с Координационным центром или с соответствующейрадиостанцией диспетчерской службы для получения дополнительных данных иуказаний, которые сообщаются командиру корабля, штурману и радисту. Еслипомещение дежурного экипажа находится далеко от Координационного центра икомандир корабля не может лично явиться для получения указаний, он можетполучить их по телефону, по сети внутренней связи и т.п. Командир кораблянемедленно дает соответствующие указания штурману и радисту. Остальные членыэкипажа получают инструкции по переговорному устройству во время руления илипосле взлета.
Б. Действия экипажа перед вылетом по тревоге.
После объявления вылета по тревоге все члены экипажа, неприсутствующие при получении задачи, должны немедленно отправиться к своемусамолету и подготовиться к вылету. Сразу же после получения задачи инеобходимых инструкций командир корабля направляется к самолету. До егоприбытия второй пилот собирает экипаж и выполняет следующее:
Проверяет наличие членов экипажа и их готовность к вылету.
Проверяет готовность самолета и оборудования.
Запускает и прогревает моторы.
Проверяет исправность радио- и радиолокационногооборудования.
В. Штурман.
Немедленно после получения необходимых данных производитнавигационные расчеты для перехвата терпящего бедствие самолета. Если он неуспеет закончить расчеты до взлета, то дает пилоту ориентировочный курс ir приблизительное расстояние до терпящего бедствие самолета.Перед взлетом он должен убедиться в том, что радиолокационная станция включена.При перехвате военного самолета может использоваться система опознаваниясамолетов «свой — чужой».
Г. Радист.
Настраивает УКВ связную самолетную радиостанцию на частоту,на которой держит связь в полете самолет, терпящий бедствие. Перед взлетом илисразу же после взлета он устанавливает радиосвязь с самолетом, терпящимбедствие, либо непосредственно, либо через соответствующую наземнуюрадиостанцию.
Д. Разрешение па вылет по тревоге.
О вылете по тревоге командование базы сообщает диспетчерскойслужбе и аэродромной диспетчерской вышке и просит ускорить получение разрешенияна взлет самолета в соответствии с установленным порядком. Командир корабляустанавливает связь с диспетчерской службой (пользуясь при этом своим позывным,например «Спасательный 678» и т.д.), сообщает ей о своей задаче(«спасение» или «помощь») и запрашивает разрешение на взлет.
При наличии условий для визуального полета диспетчерскаявышка немедленно дает спасательному самолету разрешение на взлет вне очереди. Емуразрешается взлетать с ближайшей к месту стоянки взлетной полосы.
При отсутствии условий для визуального полета разрешение навылет спасательного самолета вне очереди диспетчерская служба может дать толькотогда, когда это позволяет обстановка. Если движение самолетов в воздухе непозволяет спасательному самолету немедленно выйти из зоны аэродрома, то емудается разрешение на взлет и полет до района ожидания, где он должен ожидатьполучения дальнейших указаний.
3. Действия экипажа самолета спасательной службы
Согласованность действий экипажа
Своевременная помощь терпящему бедствие самолету может бытьоказана только при условии эффективного использования экипажемсамолета-перехватчика всех имеющихся навигационных и приводных средств. Согласованностьдействий членов экипажа самолета-перехватчика обеспечивает установлениеэффективного взаимодействия с терпящим бедствие самолетом и соответствующиминаземными радиостанциями. Командир самолета-перехватчика обычно осуществляетвсю радиосвязь на ультракоротких и дециметровых волнах, а также управляетдеятельностью членов экипажа через второго пилота. Второй пилот держит связь попереговорному устройству со всеми членами экипажа и, таким образом,обеспечивает контакт между всем экипажем и командиром корабля.
Режим полета спасательного самолета.
Для выполнения перехвата с минимальной затратой временипилот спасательного самолета должен совершать полет до встречи с терпящимбедствие самолетом на повышенной скорости, что в подобном случае являетсявполне оправданным. _Во время полета на перехват необходимо постоянно вестиконтроль за расходом горючего с целью его экономии в интересах увеличенияпродолжительности полета.
Высота перехвата.
Высота полета спасательного самолета должна обеспечиватьмаксимальную эффективность применяемого им способа поиска (визуального или спомощью радиосредств).
В зависимости от применяемого способа поиска, а такжевнешних условий спасательный самолет должен держать высоту на 300 м ниже иливыше высоты полета самолета, терпящего бедствие, за исключением тех случаев,когда высота полета терпящего бедствие самолота является недосягаемой дляспасательного самолета.
А. При визуальном поиске.
Как правило, спасательный самолет должен лететь на 300 мниже терпящего бедствие самолета, так как на фоне неба самолет лучше заметен иего легче обнаружить.
Однако в ясные звездные ночи спасательному самолету лучшелететь с превышением на 300 м, так как в противном случае навигационные огнитерпящего бедствие самолета можно легко спутать со звездами.
Б. При поиске с помощью радиотехнических средств.
Для облегчения поиска находящегося в воздухе самолета спомощью самолетной радиолокационной станции спасательный самолет должен лететьс превышением 300 м.
Примечание. При большой силе отраженных от землирадиосигналов, а также в том случае, когда радиолокационная антенна наспасательном самолете расположена в носовой части, наивыгоднейшей высотойполета спасательного самолета будет высота на 300 м ниже терпящего бедствиесамолета.4. Связь
Успех в установлении радио — или визуального контакта стерпящим бедствие самолетом зависит от метода связи и быстроты обменанеобходимой информацией и передачи указаний. Целью радиосвязи является быстроеустановление прямого контакта между спасательным самолетом и самолетом,терпящим бедствие. Если же самолеты не могут связаться непосредственно друг сдругом, то радиообмен между ними должен осуществляться через Координационныйцентр спасательной службы или одну из радиостанций диспетчерской службы.
Установление радиосвязи на KB плиУКВ.
Перед взлетом или сразу же после взлета радист спасательногосамолета должен установить связь с самолетом, терпящим бедствие, на КБ или УКВлибо непосредственно, либо через соответствующую связную радиостанциюдиспетчерской службы. После установления связи до выхода на курс перехвата,осуществляемого с помощью радиотехнических средств, необходимо передатьтерпящему бедствие самолету следующее:
Сбой позывной,тип самолета и характер своей задачи.
Б. Просьбу о включении радиолокационной системы опознаваниясамолетов (если таковая имеется на самолете), указание быть готовым к ведениюсвязи но радиотелефону на аварийной частоте в УКВ или дециметровом диапазоне ипродолжать вести связь на частоте, установленной для радиосвязи по маршрутуполета.
Предостережение: частота, установленная для радиосвязи помаршруту полета, считается «линией жизни» для самолета, терпящегобедствие, поэтому пи в коем случае не следует прерывать связь на этой частоте. Категорическизапрещается требовать от терпящего бедствие самолета изменить частотурадиосвязи.
После передачи первых указаний командиру или штурманутерпящего бедствие самолета запросить подтверждение данных о характеребедствия, решении командира, последнем местонахождении, курсе, высоте, путевойскорости, расчетном времен] прибытия и погоде.
Г. Указание по возможности не менять курс и высоту полета дополучения дальнейших инструкций.
Установление связи на частотах в УКВ или дециметровомдиапазоне.
В случае необходимости спасательный самолет сразу же послевзлета должен установить связь с Координационным центром спасательной службыили же с соответствующей связной радиостанцией диспетчерской службы дляполучения дополнительных данных о терпящем бедствие самолете, метеорологическойобстановке и пр. После этого возможно скорее должна быть установлена прямаярадиосвязь с самолетом, терпящим бедствие.
Как правило, для быстрого установления радиосвязи с терпящимбедствие самолетом и соответствующими наземными радиостанциями используетсяаварийная частота в УКВ или дециметровом диапазоне. Если на этой частоте нельзядержать радиотелефонную связь, то можно договориться о переходе на другуючастоту. После установления радиотелефонной связи, перед началом перехвата спомощью радиосредств, спасательный самолет передает терпящему бедствие самолетуследующее:
Свой позывной, тип самолета и сообщение о своей задаче (перехват).
Б. Просьбу о включении радиолокационной системы опознаваниясамолетов (если имеется), а также о том, чтобы терпящий бедствие самолетпродолжал вести основную радиосвязь на используемой в данный момент частоте вУКВ и дециметровом диапазоне и дублирующую КВ-связь на частоте, установленнойдли связи при полете по маршруту.
Просьбу подтвердить характер бедствия, решение командира,последнее местоположение, курс, высоту, путевую скорость, расчетное времяприбытия и данные о погоде.
Г. Указание по возможности сохранять прежний курс и высотудо получения дальнейших инструкций.
Порядок радиосвязи с самолетом, терпящим бедствие.
Поскольку экипаж терпящего бедствие самолета находится внапряжении и очень занят неотложными вопросами, не следует обременять егоненужными запросами и указаниями. Спасательному самолету в первую очередьнеобходимо получить от него данные, от которых зависит быстрейший выходсамолета-перехватчика в район встречи. Все остальные сведения могут бытьполучены в ходе выполнения задачи. Все сообщения, передаваемые по радиотелефонуили радиотелеграфу, должны быть предельно ясными и краткими. Спасательныйсамолет не должен обременять экипаж терпящего бедствие самолета длиннымипередачами. Радиосвязь должна быть периодической и краткой, служащей лишь дляобмена самой необходимой информацией и для подтверждения того, что радиосвязьне нарушена. Своими действиями экипаж спасательного самолета должен укреплятьуверенность экипажа терпящего бедствие самолета в том, что все средства дляоказания ему помощи приведены в действие.
Во время перехвата в определенные моменты необходимовыполнить ряд специальных действий, сходных с действиями при проведенииуправляемой с земли посадки. Необходимо точно знать, что требуется выполнить вопределенный период перехвата, и осуществлять эти действия аккуратнейшимобразом. Во время перехвата и сопровождения необходимо:
Запросить терпящий бедствие самолет о состоянии людей и околичестве оставшегося горючего.
Б. Оценить степень опасности положения самолета. Если егополет до аэродрома назначения связан с опасностью, рекомендовать посадку наближайшем пригодном аэродроме.
Сообщить установку высотомера, соответствующую высотеаэродрома или пункта, намеченного для посадки, а также метеорологическуюобстановку в этом районе.
Г. Сообщать терпящему бедствие самолету об остающемся доточки встречи расстоянии и расчетном времени встречи.
Д. Сообщить частоты и позывные наземных радиостанций,которыми может пользоваться терпящий бедствие самолет.
Е. При приближении к расчетной точке встречи дать указаниетерпящему бедствие самолету внимательно наблюдать за воздухом, а такжедоговориться с ним об использовании ракет, навигационных огней и прочихсигналов.
Ж. Дать терпящему бедствие самолету расчетное время прибытияи курс к пункту посадки.
3. Получить у диспетчерской службы разрешение на посадку поприборам и передать его пилоту терпящего бедствие самолета.
И. Сообщить сведения об аэродроме посадки: высоту надуровнем моря, тип и длину посадочной полосы, препятствия, а также данные оветре — и проинструктировать об особенностях посадки на данном аэродроме.
К. Если есть необходимость, сообщить на аэродром посадкирасчетное время прибытия самолета и просить привести в готовность аварийныесредства к моменту посадки.
Л. При подходе к аэродрому посадки сообщить самолету,терпящему бедствие, частоту для ведения радиосвязи с диспетчерской вышкойаэродрома посадки.5. Навигация
Общие положения.
В настоящее время аэронавигационные методы самолетовожденияиспользуются лишь для вывода спасательного самолета на курс перехвата. Собственноперехват терпящего бедствие самолета осуществляется с помощью радиовизуальногометода. Перехват считается завершенным тогда, когда между самолетами установленвизуальный контакт, если это позволяет состояние погоды.
Точность вывода самолета спасательной службы в район встречи.
Штурман спасательного самолета со скрупулезнойпунктуальностью наносит на карту положение и курсы обоих самолетов — спасательногои терпящего бедствие. Он прилагает все усилия, чтобы добиться максимальновозможной точности своих навигационных расчетов. Сообщения о местонахождениисамолета, терпящего бедствие, должны внимательно анализироваться, асодержащиеся в них данные проверяться различными способами. Частоместонахождение самолета, терпящего бедствие, может быть установлено с помощьюнавигационных систем и методов: системы дальней навигации «Лоран», многозональныхрадиомаяков «Консол», радиолокаторов, методов астронавигации,счислением пути и т.п.
Действие штурмана при осуществлении перехвата.
Во время полета на перехват штурман спасательного самолетанепрерывно уточняет курс и расчетное время встречи и сообщает командирукорабля, до тех пор пока последний не найдет возможным перейти на привод нарадиостанцию самолета, терпящего бедствие. В течение всего полета штурманвсегда должен иметь данные о местонахождении терпящего бедствие самолета,получая их путем расчетов или от наземных радиостанций. Все эти данные штурманнаносит на карту, с тем чтобы быть готовым осуществить вывод спасательногосамолета в район встречи даже в случае потери радиосвязи.
Определение момента встречи при перехвате на встречныхкурсах.
Нанести на карту точки местонахождения обоих самолетов,соответствующие одному и тому же времени.
Б. Оба самолета летят навстречу друг другу.
По нанесенным на карту точкам одновременного местонахождениясамолетов определить расстояние между ними и вычислить скорость сближения (равнасумме путевых скоростей обоих самолетов).
Г. Время встречи определяется путем деления расстояния междусамолетами на скорость сближения.
Определение момента встречи при перехвате на попутнопересекающихся курсах
Нанести на карту точки местонахождения обоих самолетов,соответствующие одному и тому же моменту времени.
Б. Провести между этими точками линию постоянного пеленга,причем точку местонахождения самолета, терпящего бедствие, вынести вперед понаправлению его движения на расстояние, соответствующее отрезку пути,пролетаемому самолетом за 10 мин. Такое упреждение берется в расчете павозможные ошибки.
Провести линию, параллельную постоянному пеленгу, черезточку на продолжении линии полета терпящего бедствие самолета, отстоящую отпостоянного пеленга на расстоянии, соответствующем 1 часу полета.
Г. Из точки местонахождения спасательного самолета отложитьвектор ветра.
Д. Принимая за центр конец вектора ветра, провести дугурадиусом, равным вектору истинной воздушной скорости спасательного самолета, допересечения ее с линией, параллельной линии постоянного пеленга.
Е. Полученная точка пересечения будет лежать на линии путиспасательного самолета. Расстояние до нее от точки первоначальногоместоположения спасательного самолета будет соответствовать его путевойскорости.
Ж. Провести прямую линию, соединяющую точку первоначальногоместоположения спасательного самолета и полученную точку пересечения, ипродолжить ее до переселения с линией пути самолета, терпящего бедствие.
3. Точка пересечения, полученная на пути терпящего бедствиесамолета, определит точку встречи самолетов. Время встречи можно вычислитьпутем деления расстояния от точки первоначального местонахождения спасательногосамолета до точки встречи на путевую скорость спасательного самолета.6. Применение радиотехнических средств
Использование системы опознавания.
В настоящее время все военные самолеты снабженырадиолокационной системой опознавания самолетов «свой — чужой». Дляопределения местонахождения терпящего бедствие военного самолета в первуюочередь используют запросчик системы опознавания, так как он является наиболеенадежным средством, не требующим от экипажа самолета, терпящего бедствие,каких-либо особых действий, если на этом самолете включен ответчик системыопознавания.
С помощью этой системы можно приближенно определить пеленг идальность до самолета, терпящего бедствие, при условии, если последнийнаходится впереди спасательного самолета но далее 180 км и под углом не более45° к его продольной оси.
А. Запросчик системы опознавания на спасательном самолетевключается перед взлетом. При этом предполагается, что на самолете, терпящембедствие, имеется система опознавания и что ответчик системы включен послевозникновения на самолете аварийного положения или после получения указания отдиспетчерской службы, принявшей сигнал бедствия.
Если экипаж спасательного самолета не получил ответа насигнал запросчика, то он должен запросить по радио экипаж терпящего бедствиесамолета, включен ли их ответчик и на каком канале он работает. Если и послеэтого ответ не будет получен, следует предложить терпящему бедствие самолетупереключить ответчик на другой канал.
Б. После получения ответного сигнала штурман спасательногосамолета сообщает командиру корабля дальность и приближенный пеленг на самолет,терпящий бедствие. Для более точного определения пеленга командир корабляспасательного самолета разворачивает самолет до тех пор, пока на индикаторесигнал ответчика не совместится с курсовой чертой. Командир спасательногосамолета регулярно получает данные о дальности и пеленгах самолета, терпящегобедствие. (Положения данного параграфа относятся только к самолетам,оборудованным аппаратурой системы опознавания) jИспользованиерадиокомпаса
На самолетах Спасательной службы Береговой охраны и ВВС СШАустановлены радиопередатчики, работающие. на длинных и средних волнах. Онислужат для привода терпящих бедствие самолетов с помощью радиокомпаса. Пилоттерпящего бедствие самолета сообщает определенный им радиопеленг штурмануспасательного самолета, который на основании полученных данных рассчитываеткурс для осуществления перехвата на встречных или попутно пересекающихся курсах.Радиопеленгация и привод могут осуществляться на расстоянии до 700 км приусловии, что между обоими самолетами существует надежная радиосвязь ирадиооператор спасательного самолета имеет достаточный опыт.
А. Порядок действий в первый период пеленгования.
Радиопеленгация и радиопривод являются основным средствомдля осуществления перехвата при больших расстояниях между самолетами иливспомогательным средством при небольших расстояниях, если между самолетами ужеустановлен контакт посредством радиолокационной системы опознавания или связныхрадиосредств на УКВ или дециметровых волнах. Передача пеленгов, снимаемых срадиокомпаса терпящего бедствие самолета, на спасательный самолет можетосуществляться либо непосредственно на KB, УКВ идециметровых волнах, либо через наземную связную радиостанцию, держащую связь собоими самолетами.
Примечание. Если радиопередачи в процессе пеленгованияведутся на KB, то необходимо до начала пеленгованиязакончить передачу на этой частоте всех необходимых сведений и указанийсамолету, терпящему бедствие, с тем чтобы освободить эту частоту исключительнодля передачи радиопеленгов, снятых с радиокомпаса самолета, терпящего бедствие.
Б Указания самолету, терпящему бедствие.
Установить переключатель «Антенна-настройка» нарадиокомпасе в положение «Настройка» и настроиться на частоту 514,522, 532 или 1742 кгц.
Опознать приводной сигнал радиостанции спасательногосамолета (серия тире длительностью 20 сек. или букв МО, чередующихся спозывными самолета). Сообщить спасательному самолету показание своегорадиокомпаса?
3. Сообщить спасательному самолету, как только стрелкарадиокомпаса начнет отклоняться от первоначального показания.
В. Обязанности радиста-оператора спасательного самолета.
По указанию пилота передает сигнал для привода самолета,терпящего бедствие.
Сообщает штурману своего самолета передаваемые ему навысокой частоте сообщения о показаниях радиокомпаса на самолете, терпящембедствие.
Г. Обязанности штурман,/ спасательного самолета.
По полученным данным о показаниях радиокомпаса на самолете,терпящем бедствие, вычисляет истинный пеленг на него.
Рассчитывает курс перехвата (на встречных или пересекающихсякурсах) и сообщает его командиру корабля.
Д. Перехват на встречных курсах.
Дать указание самолету, терпящему бедствие, настроитьрадиокомпас на радиостанцию спасательного самолета и лететь на нее как наприводную, регулярно сообщая свой магнитный курс.
Е. Перехват на пересекающихся курсах.
Курс спасательного самолета, осуществляющего перехват напересекающихся курсах, определяется следующим образом: к полученномурадиопеленгу на терпящий бедствие самолет прибавляется 45° в направлениидвижения самолета, терпящего бедствие.
Дать указание самолету, терпящему бедствие, выдерживатьпостоянный магнитный курс и сообщать спасательному самолету радиопеленг на негопри изменении величины пеленга на 5°.
При получении сообщения об увеличении радиопеленга на 5°пилот спасательного самолета должен увеличить курс своего самолета на величину,в 2 раза большую величины изменения радиопеленга, т.е. на 10°.
При получении сообщения об уменьшении радиопеленга на 5°пилот спасательного самолета должен уменьшить курс своего самолета на величину,в 2 раза большую величины изменения радиопеленга, т.е. на 10°.
Ж. Регулирование выходной мощности перед amчпка.
Успех или неудача действий по осуществлению перехвата спомощью радиокомпаса зависит главным образом от правильности работы радистаспасательного самолета.
Он должен регулировать выходную мощность радиопередатчикатаким образом, чтобы обеспечить максимальную дальность действия радиокомпасатерпящего бедствие самолета и не перегружать приемник радиокомпаса при снятиипеленгов на близких расстояниях во избежание неустойчивой работы индикаторарадиокомпаса.
3. Определение местоположения самолета, терпящего бедствие.
Большинство гражданских и военных самолетов оборудованыдвумя приемниками радиокомпаса, которые позволяют радионавигационным методомбыстро определять местонахождение самолета. Во время перехвата с помощьюрадиокомпаса штурман спасательного самолета может определить местонахождениесамолета, терпящего бедствие, если ему будет передан пеленг на известнуюрадиостанцию, находящуюся в стороне от маршрута самолета, терпящего бедствие.
Перехват с использованием УКВ радиосредств
Перехват с использованием УКВ радиосредств можетосуществляться по пеленгам или по приводу на радиостанцию терпящего бедствиесамолета, работающую в режиме радиотелеграфа или радиотелефона.
А. Порядок действий при начале пеленгования.
Обычно пеленгование УКВ начинают после установления ссамолетом, терпящим бедствие, радиотелефонной связи. Однако пеленгование ипривод на этих частотах можно проводить и без предварительного установлениярадиотелефонной связи, если имеется возможность договориться о рабочей частотеи характере передаваемых сигналов по какому-либо другому каналу. Практическиэкипаж спасательного самолета может это осуществить посредством радиосвязи на KB или при помощи наземной радиостанции, поддерживающей связь;с терпящим бедствие самолетом до начала передач на средних волнах.
Так как для радиотелефонной связи требуется значительнобольшая мощность, чем для передачи приводного сигнала, то процедуру перехватана УКВ следует начинать тогда, когда расстояние между самолетами не позволяетвести радиотелефонную связь на УКВ. Если по каким-либо причинам установлениерадиосвязи между спасательным и терпящим бедствие самолетами задерживается, топоследний должен вести радиопередачи согласно указаниям, получаемым от наземнойрадиостанции, и передавать на аварийной частоте УКВ диапазона сигналдлительностью 30 сек. с минутным интервалом для осуществления привода на себяспасательного самолета.
Б. Указания самолету, терпящему бедствие.
Обычно аварийная частота 121,5 мгц используется дляустановления радиотелефонной связи, передачи важнейших данных и дляосуществления перехвата. Если частота 121,5 мгц оказывается непригодной дляосуществления радиопеленгации и привода, следует по взаимной договоренностиизменить частоту. Необходимо помнить, что приводная приставка к самолетномуприемнику рассчитана для приема на частоте 121,5 мгц, поэтому использование еена других частотах не дает удовлетворительных результатов.
Примечание. Чтобы при переходе с одной частоты на другуюрадиотелефонная связь на УКВ между самолетами не была прервана, самолет,терпящий бедствие, должен вернуться к ведению радиосвязи на прежней частоте,если на новой частоте не удается установить связь в течение 30 сек.
В. Порядок настройки па привод.
При помощи ручки настройки установить на шкале требуемуючастоту и повернуть ручку регулятора громкости в положение наибольшей громкости.
Услышав приводной сигнал, установить переключатель родаработ в положение «Привод», а переключатель типа сигналов (модулированный- смодулированный) — в положение, соответствующее типу получаемых сигналов. Установитьнормальную громкость.
По прекращении приводных сигналов переключатель рода работустановить в положение «Радиосвязь» для ведения радиотелефонной связи.
Г. Радиопеленгация.
После установления радиотелефонной связи и обменанеобходимыми данными пилот спасательного самолета просит пилота самолета,терпящего бедствие, передавать сигнал для пеленгования, нажимая кнопкумикрофона в течение одной минуты (при передаче этого сигнала не следуетговорить в микрофон или создавать какой-либо шум, так как это затрудняетрадиопеленгацию). Развернув самолет влево, пилот спасательного самолета будетслышать сигнал Д, развернув вправо — сигнал У. Для того чтобы не спутатьнаправление разворота, рекомендуется запомнить сигнал У в соединении с Пр-УПр,что будет означать У — правый.
Предостережение: сигналы, принимаемые во время разворотасамолета с креном более 15°, являются ненадежными. Разворот необходимопроизводить по возможности с малыми углами крена и с большей угловой скоростью.
Д. Определение местонахождения самолета.
Установив самолет в такое положение, когда индикатор,указывает, что терпящий бедствие самолет находится «по курсу», пилотспасательного самолета, сомневаясь в том, где находится самолет, терпящийбедствие (впереди или сзади), должен произвести разворот вправо или влево. Взависимости от получения сигнала У или Д пилот определяет направление насамолет, терпящий бедствие, и соответственно разворачивает свой самолет «покурсу» так, чтобы он летел на источник принимаемых сигналов.
М. Точный выход на направление «по курсу».
Для определения ширины луча и нахождения его центра с цельюполучения более. точного пеленга необходимо развернуть самолет (вправо иливлево) и лететь до прекращения слышимости сигнала, заметив показание гирокомпасана границе слышимости сигнала У или Д. Затем развернуть самолет в обратнуюсторону и лететь до границы слышимости второго сигнала, также заметив показаниегирокомпаса. После этого маневра самолет выводится на середину луча междусигналами Д и У.
Этот метод дает возможность точно выйти на направление«по курсу» в том случае, когда этот сигнал не может быть отмечениндикатором, хотя сигналы У и Д ясно слышны. Уменьшив громкость сигналов,. можноуменьшить ширину луча.
Ж. Полет по лучу.
После получения пеленга пилот спасательного самолетапродолжает полет для перехвата на встречных или пересекающихся курсах. Еслиперехват осуществляется на встречных курсах, то пилот самолета, терпящегобедствие, по просьбе пилота спасательного самолета поворачивает самолет так,чтобы лететь строго навстречу спасательному самолету.
Примечание. Если терпящий бедствие самолет находится напрямом курсе к аэродрому назначения или к выбранному им месту вынужденнойпосадки, то давать указание об изменении курса не следует.
Для точного выдерживания спасательным самолетом курса наприводную станцию терпящего бедствие самолета последняя должна регулярнопередавать сигнал длительностью 30 сек. с установленным интервалом 1-2 мин. Еслипри полете на приводную радиостанцию курс самолета меняется, то это указываетна наличие сноса, который необходимо учесть, сделав соответствующую поправку.'
3. Порядок встречи при перехвате.
Встреча самолетов при перехвате на встречных курсах поприводу на УКВ является очень ответственным моментом, так как оба самолетамогут не заметить друг друга и будут продолжать полет в противоположныхнаправлениях, хотя показания приборов останутся прежними.
Пилот спасательного самолета может обнаружить приближениемомента встречи с терпящим бедствие самолетом по следующим признакам,характерным для радиосвязи на УКВ при близких расстояниях:
По мере сокращения дистанции между самолетами громкостьприводных сигналов резко увеличивается.
Когда расстояние между самолетами сокращается до 1 км,большая мощность принимаемых сигналов перегружает станцию, что приводит к ихискажению.
По море приближения самолетов друг к другу ширина лучаприводной радиостанции уменьшается, вследствие чего пилоту спасательногосамолета в последние минуты перед встречей приходится чаще производить поворотысамолета для установления стрелки индикатора в положение «по курсу».
Определив, что самолеты находятся в непосредственнойблизости, пилот спасательного самолета должен выполнить следующее:
1. Передать просьбу самолету, терпящему бедствие, перейти напередачу непрерывного сигнала и внимательно наблюдать за появлениемспасательного самолета.
2. Привлечь к наблюдению за воздухом весь экипаж своегосамолета.
3. Если появилось сомнение относительно местонахождениясамолета, терпящего бедствие, пилот спасательного самолета должен изменить курсна 15° и по выпадению сигнала У или Д определить сторону, в которой находитсясамолет, терпящий бедствие.
Примечание. Небольшие повороты самолета для исправлениякурса при выходе на приводную радиостанцию, * а также для определения сторонынахождения терпящего бедствие самолета необходимо производить с небольшимкреном с «передачей ноги».
И. Порядок перехвата па пересекающихся курсах сиспользованием УКВ радиопривода.
В том случае, когда терпящий бедствие самолет держит курс нааэродром назначения или на запасной аэродром, осуществляется перехват напересекающихся курсах. Для выдерживания постоянного магнитного пеленга насамолет, терпящий бедствие, необходимо:
После получения магнитного пеленга на самолет, терпящийбедствие, развернуть спасательный самолет на угол 45° от этого пеленга внаправлении полета самолета, терпящего бедствие.
Выдерживать относительный пеленг 45°, регулярно проверяяпеленги на самолет, терпящий бедствие, с помощью радиоприводной связи на УКВ. Помере сближения самолетов проверку производить чаще.
Если проверка показала, что произошло увеличение магнитногопеленга, например с 236 до 246°, то курс спасательного самолета необходимоувеличить на величину, в 2 раза большую величины изменения между двумяпоследними пеленгами.
Если произошло уменьшение магнитного пеленга, например с 236до 226°, то курс спасательного самолета необходимо уменьшить на величину, в 2раза большую величины изменения между двумя последними пеленгами.
Как показал опыт, определение курса перехвата с помощьюмагнитного пеленга, определенного методом выхода в равносигнальную зону,обеспечивает сохранение линии постоянного магнитного пеленга.
Перехват с использованием приводных средств на дециметровыхволнах (применяется только в военной авиации)
Перехват с использованием приводных средств на дециметровыхволнах, так же как и перехват с использованием приводных средств наультракоротких волнах, осуществляется приемом и пеленгацией модулированных инемодулированных сигналов, передаваемых радиостанцией самолета, терпящегобедствие. Различие между ними состоит в том, что при осуществлении привода наУКВ направление полета спасательного самолета определяется • в основном посигйалам, принимаемым на слух, в то время как при осуществлении привода надециметровой волне направление полета определяется по показаниям индикаторакурса.
Частота.
Большинство радиостанций, работающих на дециметровых волнах,рассчитаны на прием и передачу сигналов в диапазоне частот от 225 до 339,9 мгц.Качество работы радиостанции практически не зависит от выбора частоты внутриэтого диапазона. Радиосвязь на дециметровых волнах с самолетом, терпящимбедствие, обычно ведется на аварийной частоте 243,0 мгц. Однако в случаенеобходимости по взаимной договоренности можно вести радиосвязь на другойчастоте. Переход на другую частоту должен производиться осторожно, чтобы ненарушить имеющуюся связь. Если в течение 30 сек. после получения указания перейтина радиосвязь на новой частоте терпящий бедствие самолет не мог установитьрадиотелефонной связи со спасательным самолетом, то для продолжения радиосвязион должен возвратиться на прежнюю частоту.
Б. Порядок действии в начале осуществления перехвата сиспользованием привода на дециметровой волне.
Действия по осуществлению перехвата с использованием приводана дециметровых волнах могут быть начаты при наличии между двумя самолетамирадиотелефонной связи или без нее. Порядок действий при этом такой же, как иуказанный в пункте А предыдущего раздела.
Порядок действий при осуществлении привода па дециметровыхволнах.
Ручкой настройки установить заданную частоту и повернутьрегулятор громкости в положение наибольшей громкости.
После получения приводного сигнала установить переключательрода работ в положение «Автоматическая радиопеленгация» иотрегулировать громкость.
В случае прекращения приема приводного сигнала переключательрода работ поставить в положение T/Rили TIR-\-GRec для ведениярадиотелефонной связи.
Г. Радиопеленгация и привод на дециметровых волнах.
Во время приема приводного сигнала при положениипереключателя рода работ «Автоматическая радиопеленгация» стрелкаиндикатора будет показывать относительный пеленг на самолет, терпящий бедствие.При осуществлении перехвата на встречных курсах с использованием приводныхсредств пилот спасательного самолета должен стремиться к тому, чтобы стрелка наиндикатор радиопеленгатора совпадала с курсовой чертой.
Д. Поправки на снос при осуществлении приводи надециметровых волнах.
Если во время осуществления перехвата на встречных курсахпри выдерживании компасного курса стрелка индикатора начинает отклоняться илиесли при удерживании стрелки индикатора изменяется компасный курс, следуетввести поправку на снос. Угол упреждения, необходимый для осуществленияперехвата, можно вычислить, определив путем подбора угол сноса и введя поправкуна отклонение. При правильно выбранном угле упреждения положение стрелокиндикатора и компаса будет постоянным.
Встреча с самолетом, терпящим бедствие.
Приближение момента встречи с терпящим бедствие самолетомможно определить по поведению стрелки индикатора, которая начинает «ходить».В момент встречи самолетов стрелка резко поворачивается на 180°. Определивприближение момента встречи с терпящим бедствие самолетом, пилот спасательногосамолета дает ему указание перейти на передачу непрерывного сигнала и усилитьнаблюдение за воздухом.
Ж. Перехват на пересекающихся курсах с использованиемчастоты дециметрового диапазона.
При осуществлении перехвата на пересекающихся курсах пилотспасательного самолета должен удерживать постоянный пеленг на терпящий бедствиесамолет. По мере уменьшения расстояния между самолетами терпящий бедствиесамолет должен чаще передавать приводные сигналы на частоте дециметровогодиапазона.
Перехват с использованием самолетного радиолокатора.
Самолетный радиолокатор обеспечивает надежный перехват исопровождение в условиях ограниченной видимости или при полном ее отсутствии (приплохой погоде или ночью).
Применение самолетного радиолокатора для перехватаограничено небольшой дальностью его действия (25 — 90 км). Радиолокаторнаиболее эффективен при осуществлении перехвата на встречных курсах, так как вэтом случае обеспечивается наилучший захват самолета, терпящего бедствие.
A. Поиск самолета, терпящего бедствие, с помощью радиолокаторанеобходимо начинать за 30 мин. до расчетного времени встречи. До этогосамолетный радиолокатор находится в состоянии полной готовности илииспользуется в целях навигации.
Б. Обычно самолетный радиолокатор обеспечивает наилучшуювидимость в том случае, когда спасательный самолет имеет превышение в 300 м надсамолетом, терпящим бедствие. Однако в том случае, когда антенна самолетногорадиолокатора расположена в носовой части спасательного самолета, а также прибольшой силе отраженных от земли радиосигналов, наиболее удобной высотой дляпоиска терпящего бедствие самолета будет высота на 300 м ниже высоты полетасамолета, терпящего бедствие.
B. После того как с помощью радиолокатора самолет обнаружен,по отметке на индикаторе пилот спасательного самолета определяет курс для егоперехвата или сопровождения.
Перехват с использованием наземного радиолокатора.
Наземный радиолокатор успешно применяется для оказанияпомощи самолету, осуществляющему перехват терпящего бедствие или потерявшегоориентировку самолета, с которым отсутствует радиосвязь. Осуществление такогоперехвата при полете терпящего бедствие самолета на высоте 2500 м возможно нарасстоянии до 230 км. Увеличение высоты полета терпящего бедствие самолетаприводит к увеличению расстояния, на котором может производиться перехват. Еслиимеется возможность, координаты обоих самолетов, а также курс для перехватапередаются с наземной радиолокационной станции непосредственно пилотуспасательного самолета.
Перехват с использованием радиопеленгаторных станций (па KB, УКВ и дециметровых волнах).
Передаваемые наземными радиопеленгаторами пеленги иполученные с их помощью точки, определяющие местонахождение самолетов, могутприменяться как основное средство, обеспечивающее осуществление перехвата, еслидругие средства по тем или иным причинам не могут быть использованы. G таким же успехом эти средства можно применить для проверкиправильности навигационных расчетов.
Дальность действия радиопеленгаторных станций, работающих паУКВ и в дециметровом диапазоне, определяется расстоянием, па котором существуетпрямая видимость. Поэтому высота полета самолета является основным фактором,определяющим дальность действия станции. Например, при высоте полета, равной 2400м, дальность действия радиопеленгаторной станции равна 200 км. Радиопеленгаторы,работающие на УКВ, успешно применяются для пеленгации самолетов, летящих надокеаном, так как в этом случае дальность их действия ограничивается толькоатмосферными помехами.
Перехват с использованием системы «Лоран».
Если оба самолета оборудованы радиосредствами навигационнойсистемы «Лоран», то применение этой системы намного облегчитосуществление перехвата, так как штурман сможет проверять с ее помощью точностьнавигационных расчетов. Перехват с использованием системы «Лоран» можетбыть легко осуществлен, если оба самолета будут лететь навстречу друг другу поодной и той же линии положения.
Использование радиомаяков.
Радиомаяки могут применяться для получения пеленгов иопределения взаимного положения самолетов и их путевых скоростей. Если терпящийбедствие самолет находится в непосредственной близости к радиомаяку, то емумогут быть даны указания лететь прямо на радиомаяк, где произойдет его встречасо спасательным самолетом, или же спасательный самолет может лететь ему навстречув той же зоне.
Применение передатчика «Джибсон Гёрл» (CRT-3) для привода.
Радиопередатчиком «Джибсон Гёрл», или CRT-3, работающим на частоте 500 кгц, пользуются дляосуществления привода спасательного самолета только в самых крайних случаях, т.е.когда другие способы оказываются безуспешными. Этот передатчик эффективен нарасстояниях до 180 км. Для работы необходимо полностью выпустить антенну и ееконец ввести в антенный ввод передатчика, надежно заземлив последний на корпуссамолета. Чтобы передать приводной сигнал, надо вращать ручку генератора. Наилучшийприем сигналов происходит в периоды международного радиомолчания (4+15 до 18 и4-f45 до 48).
Примечание. Вследствие малой выходной мощности генератора сручным приводом передаваемые сигналы могут оказаться настолько слабыми, чтоавтоматический радиопеленгатор спасательного самолета не сможет принять их нарасстоянии более 160 км. Применение радиокомпаса в положении «рамочнаяантенна» обеспечивает получение более качественного пеленга.6. Визуальное обнаружение самолета
А. Привлечение членов экипажа, к наблюдению за, самолетом,терпящим бедствие.
Второй пилот самолета спасательной службы регулярноинформирует экипаж о ходе выполнения задания и при подходе к району встречи даетуказание всем членам экипажа начать внимательное наблюдение за воздухом дляобнаружения терпящего бедствие самолета. Член экипажа, увидевший самолет,сообщает об этом по переговорному устройству, например: «Вижу самолет,один час[1],3 км».
Б. Использование посадочных фар и ракет.
При выходе в район встречи в темное время суток оба самолетадолжны периодически выстреливать или сбрасывать ракеты. Периодическое включениепосадочных фар также помогает самолетам заметить друг друга, так как огни фарможно видеть на расстоянии более АО км.
В. Использование наземных ориентиров.
Терпящий бедствие самолет следует периодически запрашивать опролетаемых им характерных ориентирах, например корабли в море, населенныепункты, острова, озера, реки, горы и пр., и о его положении относительно этихориентиров. Эти данные можно использовать для уточнения курса на последнемэтапе перехвата, а также для проверки правильности ведения ориентировкиэкипажем терпящего бедствие самолета.
Т. Использование атмосферных явлений.
Некоторые атмосферные явления, как, например, облакахарактерной формы, грозовые явления и т.п., можно также использовать в качествеориентиров для облегчения встречи самолетов.
Д. Использование поискового маневра.
Поисковый маневр применяется как крайнее средство в томслучае, когда использование всех других средств оказалось безуспешным.
7. Порядок действий при потере ориентировки
Общие положения.
Успешный перехват самолета, полностью потерявшегоориентировку, и его сопровождение к месту посадки представляют большуюсложность. Пилот самолета, терпящего бедствие, должен всемерно содействоватьпилоту спасательного самолета и выполнять все его указания, с тем чтобы цельвсех предпринятых действий была успешно достигнута.
Важнейшим условием успешного оказания помощи самолету ввосстановлении ориентировки является установление с ним связи. Для определенияпримерного местонахождения самолета, потерявшего ориентировку, должны бытьиспользованы все имеющиеся для этого средства. Обычно направление, в которомнеобходимо совершать полет для осуществления перехвата, определяется попеленгам на потерявший ориентировку самолет, полученным радиолокационными илирадиопеленгаторными станциями.
Действие Координационного центра спасательной службы
Координационный центр спасательной службы, помимо указанногов разделе 1 настоящей главы, перед вылетом спасательного самолета или сразу жепосле его взлета, должен выполнить следующее:
Л. Дать указание потерявшему ориентировку самолету ни в коемслучае не прекращать ведения радиосвязи. Для улучшения радиосвязи, если естьвозможность, увеличить высоту полета и, привязавшись к характерному наземномуориентиру, летать по треугольнику, стороны которого равны расстояниюдвухминутного полета, выполняя каждый раз правый разворот на 120°.
Примечание. Самолет, терпящий бедствие над территорией США,при отсутствии радиосвязи может запросить помощь радиолокационной службы ПВО,совершая полет по такому же треугольнику, но только с левым разворотом. В этомслучае спасательный самолет будет осуществлять перехват по курсу, указанномуему наземным управлением перехвата.
Б. Привести в действие всю систему связи и передать просьбукак можно большему числу радиостанций о том, чтобы они определилиместонахождение самолета, потерявшего ориентировку. Полученные пеленги, данныео местонахождении самолета и другие сведения должны передаваться радиостанциямипо возможности непосредственно спасательному самолету.
В. При наличии времени запросить план полета и все прочиесведения о полете самолета, потерявшего ориентировку. Полученные данные омагнитных курсах, времени полета' на каждом курсе, воздушной скорости, высоте иветре значительно облегчат определение района местонахождения потерявшегоориентировку самолета, с тем чтобы начать его поиски.
Г. Использовать все возможности для установления исохранения радиосвязи с самолетом, потерявшим ориентировку, и наблюдения за нимс помощью радиолокаторов, так как без этого условия успешное завершениеперехвата является сомнительным. Если связь с потерявшим ориентировку самолетомявляется ненадежной или если она потеряна, необходимо выслать для оказанияпомощи второй самолет. Направление полета каждого спасательного самолетаопределяется условием наибольшей вероятности установления с самолетом,потерявшим ориентировку, радио — или визуального контакта.
Действие экипажа спасательного самолета в начальный периодперехвата
Экипаж спасательного самолета сразу же после взлета потревоге стремится установить радиосвязь с самолетом, потерявшим ориентировку. Покасвязь не установлена, спасательный самолет держит курс на радиостанцию, имеющуюрадиосвязь с самолетом, потерявшим ориентировку, и набирает высоту, на которойможет быть установлена с ним надежная радиосвязь.
Б. Прибыв к этой радиостанции, спасательный самолет долженлетать над ней до тех пор, пока не установит надежной радиосвязи с потерявшимориентировку самолетом или не получит данных, указывающих на егоместонахождение или курс для его перехвата.
Спасательный самолет должен поддерживать радиосвязь со всеминаземными радиостанциями, которые могут сообщить ему местонахождениепотерявшего ориентировку самолета, пеленг на него или курсы перехвата, указываемыеназемным управлением перехвата и т.п.
Г. Если ни одна из наземных радиостанций не имеет связи спотерявшим ориентировку самолетом и все попытки спасательного самолетаустановить с ним связь оказались безуспешными, спасательный самолет может перейтина другую высоту для продолжения попыток установления радиосвязи или же выходитна курс полета в направлении наиболее вероятного местонахождения самолета,потерявшего ориентировку.
Осуществление перехвата.
Экипаж спасательного самолета должен пользоваться всемивозможными способами и радиосредствами, обеспечивающими встречу с самолетом,потерявшим ориентировку, и оказание ему помощи. Сразу после получения пеленгапа самолет, потерявший ориентировку, ему дается указание прекратить полет потреугольнику и взять курс на спасательный самолет или на ближайший пригодныйдля посадки аэродром.
Использование УАВ радиопривода.
Использование радиопривода на УКВ обеспечивает, как правило,надежное определение примерного местонахождения потерявшего ориентировку самолетано отношению к ближайшему аэродрому, пригодному для посадки. При этомрекомендуется следующий порядок действий:
С помощью приводной приставки для автоматическойрадиопеленгации на УКВ типа AN-ARA-8,установленной па спасательном самолете, местонахождение которого в каждыймомент известно, определяется пеленг на самолет, потерявший ориентировку,местонахождение которого неизвестно.
После получения пеленга спасательный самолет разворачиваетсяна курс, перпендикулярный к полученному пеленгу, и летит с этим курсом втечение 5 минут.
По истечении 5 минут определяется второй пеленг на самолет,потерявший ориентировку.
После этого строится треугольник скоростей для определенияпути, пройденного спасательным самолетом. Из точек начала и конца пятиминутногоучастка пути проводятся полученные пеленги.
Точка пересечения обоих пеленгов определит примерноеместонахождение самолета, потерявшего ориентировку. Затем ему сообщаются курс,расстояние и расчетное время прибытия на ближайший пригодный для посадкиаэродром. После этого штурман спасательного самолета рассчитывает данные дляосуществления перехвата (на встречных или пересекающихся курсах) илисопровождения его до аэродрома посадки.
Б. Восстановление ориентировки с помощью радиопеленгов.
Самолет, потерявший ориентировку, может ее восстановить спомощью радиокомпаса, если он сможет засечь сигналы для пеленгации,передаваемые спасательным самолетом с двух известных точек. Самолет, потерявшийориентировку, может также определить свое местонахождение по пеленгу, полученномуот наземной радиопеленгаторной станции, и пеленгу на спасательный самолет,местонахождение которого в момент пеленгования известно.
Использование визуальных способов и средств.
Для определения своего местонахождения потерявшийориентировку самолет должен использовать все возможные способы, в том числе ивизуальное наблюдение. Сообщения о пролетаемых характерных ориентирах могутпомочь в определении местонахождения самолета; необходимо также пользоватьсяимеющимися световыми и пиротехническими средствами,
Выводы
Порядок действий пилота самолета, нуждающегося в помощи.
Установить связь с наземной радиостанцией, используя дляэтого частоту, выделенную для ведения радиосвязи при полете по маршруту, илиаварийные частоты 121,5 и 243,0 мгц. После установления связи сообщитьнеобходимые данные в следующем порядке:
Позывной и тип самолета.
Местонахождение, курс, скорость, высота, пункт назначения ирасчетное время прибытия.
Характер бедствия и принятое решение.
Запрос о направлении спасательного самолета (только длягражданских самолетов).
Запас оставшегося горючего и количество людей на бортусамолета.
Б. Вести непрерывное прослушивание на маршрутной частоте илина аварийных частотах 121,5 и 243,0 мгц для установления связи со спасательнымсамолетом. Сообщать наземной радиостанции об изменении условий полета ивыполнять все ее указания до установления связи со спасательным самолетом.
Примечание. Не менять частоты, на которой ведется связь.
Сохранять курс, скорость и высоту полета (если возможно).
Г. Если нарушена связь с наземной радиостанцией или если неудалось установить радиосвязь со спасательным самолетом на частотах 121,5 или243,0 мгц, терпящий бедствие самолет должен на одной из этих частот начатьпередачу 30-секундных сигналов с минутным интервалом, нажимая кнопку микрофона(для снятия радиопеленга радиотелефонной связи не требуется).
Д. Спасательный самолет будет лететь по направлению ксамолету, терпящему бедствие, с максимальной крейсерской скоростью спревышением или принижением в 300 м для улучшения визуального ирадиолокационного наблюдения. Спасательный самолет может работать на пеленгациюи привод на средних, па УКВ и дециметровых волнах, а также может использоватьсистему опознавания или самолетный радиолокатор. С помощью наземныхрадиопеленгаторных и радиолокационных станций производится проверка полученныхпеленгов и точности ведения ориентировки.
Е. Установив связь со спасательным самолетом, необходимовыполнить следующее:
Настроить радиокомпас па приводную частоту спасательногосамолета (514, 526, 532, 1742 кгц), на которой передается приводной сигнал,состоящий из двадцатисекундных тире, между которыми передается два разапозывной сигнал, и по показанию индикатора определить пеленг на спасательныйсамолет (пеленг, обратный полученному, передается спасательному самолету).
На частоте 121,5 или 243,0 мгц (по договоренности соспасательным самолетом) передавать тональные сигналы.
Сообщать спасательному самолету обо всех изменениях вусловиях полета.
Внимательно наблюдать за появлением спасательного самолета. Поего указаниям включать посадочные фары или давать ракеты.
Ж. Спасательный самолет готов в любое время сообщитьнеобходимые данные об установке высотомера, о погоде в пункте назначения, оближайшей посадочной • площадке, а также разрешение на посадку но приборам. Впроцессе сопровождения самолета, терпящего бедствие, экипаж спасательногосамолета может взять па себя выполнение части обязанностей, лежащих на экипажеэтого самолета, например передачу сообщений наземным радиостанциям оместонахождении, ведение ориентировки и т.п. Пилот спасательного самолета можетв случае необходимости помочь пилоту терпящего бедствие самолета при совершениивынужденной посадки на воду. Оп сбрасывает дополнительные спасательные лодки испасательное имущество, подсвечивает ему ночью место вынужденной посадки иотмечает точное место вынужденной посадки терпящего бедствие самолета.