ЭКСПЛУАТАЦИЯВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Под эксплуатацией ВАТ понимается:
— Использование АТ поназначению (ст. 53 НАВТС)
Машины в/ч используютсятолько по штатному предназначению с соблюдением установленных норм и правил.
Запрещаетсяиспользовать машины не по назначению.
— Техническоеобслуживание (ст. 9НАВТС)
Проводится дляподдержания эксплуатационных показателей (надежности) машины в заданных нормативно-техническойдокументацией пределах, обеспечение их исправностей и готовности киспользованию по назначению.
— Хранение машин(ст. 10 НАВТС)
Заключается в содержанииисправных и специально подготовленных (законсервированных) машин, в состоянии,обеспечивающем их сохранность, исправность и приведение в боевую готовность вустановленные сроки.
— Транспортирование (ст. 11 НАВТС)
Комплекс мероприятий поподготовке к перевозке и перевозка ВАТ железнодорожным, речным, морским,воздушным и автомобильным транспортом с сохранением первоначальноготехнического состояния и комплектности.
К автомобильнойтехнике относятся принятые на вооружение РА и ВМФ:
— Автомобили
Многоцелевого назначения;Колесные тягачи; Многоосные специальные колесные шасси; Многоосные тяжелыеколесные тягачи; Колесные базовые шасси, предназначенные для установки вооружения;Подвижные средства ремонта и ТО ВАТ, смонтированные на колесных шасси.
— Гусеничные машины:
Гусеничные тягачи итранспортеры; Базовые шасси гусеничных тягачей, предназначенные для установкивооружения, средств ТО и ТР.
— Тракторы применяемые в качестве механическойтяги и для вспомогательных работ.
— Прицепы иполуприцепы.
Автомобильная техника впоследние годы прочно вошла в боевые расчеты ракетных войск и артиллерии. Безавтомобиля в настоящее время не мыслим ни один род войск.
Таким образом, а/мтехника перестала быть только средством транспортировки и буксировки груза, аот ее технического состояния, боевой готовности во многом зависит боеваяготовность частей.
Паспорт(формуляр) машины
В соответствии с приказом№ 370 МО Р от 1996 г. паспорт (формуляр) выдается на автомобильную технику иявляются документом, удостоверяющим принадлежность машины к определенной в/ч, атакже содержит сведения о комплектности машины, гарантийных обязательствахзавода-изготовителя, техническом состоянии, эксплуатации в ремонте а/м,является документом строгой отчетности.
Паспорт (формуляр) машинывыдается на а/м, поступающий в РА, представителем заказчика назаводе-изготовителе.
Выдача дубликата паспортпроизводится АС округа по месту учета машины после расследования причиныотсутствия паспорта.
Все разделы дубликатапаспорта (формуляра) машины заполняются на основании данных расследования,подписываются НАС округа и заверяются гербовой печатью.
Паспорт сохраняется втечение всего периода эксплуатации машины и передаются с ней при всехперемещениях кроме передачи машины в другие министерства, ведомства. О передачепаспорта машины делается отметка в акте тех. состояния машины, а все разделыего проверяются, при необходимости уточняются на день передачи, подписываютсядолжностными и заверяются гербовой печатью.
При отправке ж/дтранспортом, морским, воздушным паспорт машины высылается почтой илидоставляется нарочным.
Паспорт а/м, переданногов другое министерство, отправляется в АС округа.
При списании а/м паспортотправляется с другими документами в вышестоящую службу.
Паспорт, на списанную илипереданную а/м в другое ведомство, хранится в АС округа в течение трех месяцевсо дня утверждения актов на списание, затем подлежит уничтожению, о чемпроизводится запись во втором экземпляре акта на списание а/м.
Разделыпаспорта (формуляра) порядок заполнения
Паспорт (формуляр) имеет15 разделов.
1. Общие сведения омашине
2. Принадлежностьмашины
3. Ввод машины вэксплуатацию и перемещение внутри части.
4. Обкатка машины
5. Сведения оводителе машины.
6. Сводный учетработы машины.
7. ТО и осмотрымашины
8. Техническоеосвидетельствование баллонов углекислотных огнетушителей, системпротивопожарного оборудования и воздухопуска двигателя.
9. Учет рекламаций
10. Ремонт машины(СР, КР, регламентированный)
11. Хранение машины(кратковременное, длительное)
12. Учет свинцовыхстартерных батарей
13. Учет шин
14. Комплектностьмашины
15. Особые отметки.
Все разделы паспортазаполняются своевременно, разборчиво, только чернилами.
Ответственность засвоевременное заполнение паспорта несет начальник АС в/ч.
Ввод встрой и передача машин. Использование машин
Право содержать машиныимеют в/ч, которым они положены по штату.
Разрешается содержать а/модной марки вместо другой, если это не противоречит штатному предназначению.
Сверх штатные а/м приводятсяв исправное состояние, консервируются и ставятся на хранение до полученияуказаний о дальнейшем предназначении. Использование их запрещается.
Порядокприем машин
Поступающие наукомплектование в/ч машины должны быть исправными, укомплектованными иположенным комплектом ЗИП, индивидуальными и групповыми средствами повышенияпроходимости.
Для приема а/м в в/чприказом командира в/ч назначается комиссия в составе:
Председатель — командирподразделения, в которое передается а/м.
Члены – специалисты с АС;представитель рода войск (службы) в/ч; лицо, сдающее машину (сдатчик).
Комиссия обязанапроверить:
— Техническое состояниеа/м путем внешнего осмотра.
— Укомплектованность а/м.
— Комплектность ЗИП
— Наличие и состояниедокументации
Специалисты АС в в/чявляются:
— начальник КТП
— техник роты; старшийтехник
— помощник НАС; НАС в/ч.
В военное время машиныпринимаются непосредственно командирами подразделений или лицами, назначеннымикомандиром подразделения с привлечением.
Порядокввода машины в строй
Машины прибывшие в в/ч наштатное укомплектование, вводятся в строй приказом командира в/ч.
В приказе указывается:
— тип марка;
— штатное предназначениемашины;
-в какое подразделение ив какую группу эксплуатации зачисляется;
— присвоенный машиненомерной знак;
— номер шасси, двигателя;
— Ф.И.О. водителя, закоторым она закрепляется.
Номер приказа,подразделения, Ф.И.О. водителя, за которым закрепляется, заносятся в паспорт(формуляр)
После оформлениядокументов производится передача а/м водителю.
Порядокпередачи машин
В повседневной жизнивойск возникает необходимость передачи а/м в другие подразделения или в/ч, атак же в народное хозяйство.
Внутри в/ч а/м передаетсяна основании приказа командира в/ч вместе с водителем, как правило.
Из в/ч в в/ч машиныпередаются на основании наряда НАС округа.
Передача а/м оформляетсяактом.
Неисправные инеукомплектованные а/м передавать запрещено.
Использованиемашин
Порядок использования а/мв РА определен приказом МО СССР №100 от 1984 г. в котором указано:
— Мероприятия поповышению эффективности использования ВАТ
— Планированиеиспользования машин
— Где ведется учетэксплуатации машин
— Форма книги заявок наиспользование ВАТ.
— Порядок использованиема/м
— Контроль заиспользованием а/м
— Поощрение за экономиюГСМ
— Ответственность занарушения в использовании ВАТ
В ВС автомобилиразделяются по типам:
— Легковые
— Грузовые
— Специальные
К легковым относится а/м,предназначенные для обеспечения служебной деятельности.
К грузовым относятся а/мимеющие грузовые платформы и предназначенные для перевозки личного состава,вооружения с расчетами, различных материальных средств или буксированиявооружения и техники, а также самосвалы и седельные тягачи с грузовымиполуприцепами.
К специальным а/мотносятся машины с установленными на них вооружением, оборудованием, а такжесанитарные а/м, автобусы.
В мирное время ВАТразделяется на группы эксплуатации:
— боевые
— строевые
-транспортные
— учебные
К группе боевыхотносятся а/м сустановленными на них вооружением, аппаратурой управления, связи,радиолокационной, и другой боевой.
К группе строевыхотносятся а/м,предназначенные для перевозки л/с, вооружения, материальных средств, эвакуациивооружения и техники, а также а/м со штатным оборудованием и техникойинженерных, дорожных и др. в/ч и подразделений технического обеспечения.
К группе транспортныхотносятся а/м,предназначенные для повседневного хозяйственного, медицинского и другогообслуживания в/ч.
К группе учебныхотносятся а/м,предназначенные для обучения л/с практическому вождению, применению спец.оборудования, смонтированного на а/м.
Машины в/ч используютсятолько по штатному предназначению с соблюдением норм и правил.
Зачисление а/м в группыэксплуатации производится на основании штата и объявляется приказом командирав/ч. В группы боевых и строевых а/м зачисляются новые и лучшие, техническиисправные а/м, имеющие наибольший ресурс до очередного ремонта.
Не допускаетсяиспользование а/м не по назначению!
Решение на использованиеа/м в в/ч принимает командир в/ч
Оно оформляется в виденаряда на использование машин или разрешения с надписью на путевом листе «Выходвне наряда разрешаю». Подпись командира в/ч
Заверяется второйгербовой печатью.
Боеваяготовность машин. Годовые нормы расхода моторесурсов, сроки службы до ремонта исписания АТ
Боевая готовностьмашины определяется:
ЕЕ исправностью,надежностью, наличием подготовленного экипажа, укомплектованностью положеннымизап. частями, светомаскировочными устройствами, заправкой горючим.
Боевая готовностьмашины достигается:
— строгим соблюдениемтребований и правил их эксплуатации, установленных нормативно-техническойдокументации.
— своевременным икачественным ремонтом вышедших из строя поврежденных машин.
— своевременным и полнымобеспечением войск автомобильным имуществом и рациональным его использованием
— созданием иподдержанием в работоспособном состоянии парков и их элементов.
— высоким уровнемтехнической подготовки водителей и других специалистов АС.
Использование а/м техникив мирное время планируется и осуществляется в пределах, установленных нормамирасхода моторесурсов, установленных приказом №35 от 1994 г.
В военное время порядокиспользования а/м устанавливает командующий войсками фронта.
Приказом МО №370 от7.10.96 установлены нормы межремонтных амортизационных пробегов (сроков службы)ВАТ.
Знаки,обозначения и надписи на ВАТ
В целях обеспечениябезопасности движения, установления единой системы учета, улучшения заправильностью пользования а/м техникой в РА, приказом МО РФ №246 от 23.06.97г.введена «Инструкция о порядке изготовления, крепления и учета номерных,опознавательных и предупредительных знаков, нанесение надписей, обозначений наа/м технике РА и ВМФ.
Номерные знаки:
Военные номерные знакиприсваиваются штатным автомобильным средствам.
Присвоенный номерной знакзаносится в паспорт (формуляр) машины (прицепа).
Машинам складскогохранения номерные знаки присваиваются только на период обкатки.
Номерной знак состоит:
— из номера (четырехзначногочисла)
— серии (двух заглавныхбукв русского алфавита)
— цифрового кода
Номерные знаки на машинахустанавливаются в местах предусмотренных конструкцией — заводом-изготовителем.
Опознавательныезнаки:
— инспектор ВАИ
— люди
— учебное транспортное средство
— ограничение скорости
— опасный груз
— крупногабаритный груз
— длинномерноетранспортное средство
— знак аварийныйостановки на буксируем неисправном транспортном средстве.
Предупредительныезнаки
Для обозначения гибкихсвязующих звеньев при буксировке транспортного средства выполняются в видефлажков или щитков с нанесением по диагонали красными и белыми чередующимисяполосами. На гибкое связующее звено должно устанавливаться не менее двухпредупредительных знаков.
Опознавательныенадписи и обозначения.
— на санитарныха/м-эмблема «красный крест» в виде круга белого цвета с каймой и крестомкрасного цвета.
А/м скорой медицинскойпомощи имеют проблескивающий маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал.
— опознавательныеобозначения на эвако-тягачах наносятся на передний бампер и окрашиваются с двухсторон на расстоянии 400 мм от края чередующимися под углом 45 градусов ибелыми полосами шириной 50 мм.
— на транспортныхсредствах, перевозимых ГСМ сзади и сбоку наносится надпись «Огнеопасно» белогоцвета и устанавливается маячок оранжевого цвета
— На а/м ВАИ наносится«Военная автоинспекция», «ВАИ» и устанавливаются специальные звуковые исветовые сигналы.
Номерные,опознавательные, предупредительные знаки, надписи об обозначения наносятся спомощью трафаретов установленных размеров.
Учет номерных знаковведется в Книге учета номерных знаков машин и прицепов.
Периодически, но не режеодного раза в пять лет, а также при передаче должности НАС производится сверкаучетных данных номерных знаков, закрепленных за войсковой частью, с учетнымиданными вышестоящей АС, выдавшей ей серии и диапазон цифровых обозначений этихзнаков.
При перемещении а/м иприцепов внутри в/ч, а также при сдачи в ремонт без исключения из в/ч. Номерныезнаки и обозначения на а/м сохраняются. При передаче а/м и прицепов из однойв/ч в другую номерные знаки снимаются.
Устанавливать на а/м иприцепы номерные знаки, не закрепленные за в/ч серий и диапазонов цифровыхобозначений запрещается.