КУРСОВАЯ РАБОТА
«ОРГАНИЗАЦИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА И УПРАВЛЕНИЕ В ХОДЕ ИХВЕДЕНИЯ»
Введение
Актуальность темы. Проблема терроризма глобальна по своей сути, и нет ни одногогосударства в мире, которое может жить сегодня в полной уверенности в том, чтоэто явление рано или поздно не коснется его граждан.
Во второй половине XX века терроризмпревратился в одну из крупнейших угроз национальной и международнойбезопасности государств. На современном этапе терроризм характеризуетсяследующими особенностями: расширением границ, качественным усилением разрушительногопотенциала, высокой степенью организованности, резким возрастанием числавозможных жертв бандитских акций за счет случайных лиц. Общество должно бытьготово к тому, что борьба с терроризмом может приобрести долговременный характер,а не сводиться лишь к проведению отдельных мероприятий.
Терроризм в настоящее время представляет реальную угрозубезопасности не только отдельных государств, но и международного сообщества иявляется не только «внутренним», но и международным преступлением.
В России в конце XX – начале XXI века опасность терроризма как действий,направленных на массовые убийства, взрывы или поджоги с целью воздействовать напринятие решений органами власти, резко возросла. Наряду с ростом числатеррористических актов, жестокими стали и способы их совершения. Дерзкиетеррористические акты в Москве, Волгодонске, Будденовске, Беслане, Чечне,Дагестане, Кабардино-Балкарии, Ингушетии и других регионах России порождаютстрах, панику среди населения, нарушают общественную безопасность и являютсяреальной угрозой для безопасности общества и государства.
Опасность современного терроризма обусловлена реальной угрозой нетолько для внутренней, но и внешней безопасности государства. Как отмечаетдиректор ФСБ России Н.П. Патрушев, в настоящее время практически всеугрозы интересам и безопасности России, которые проявляются на еегосударственной границе, имеют международный характер и связаны с терроризмом итрансграничной преступностью[1].Поэтому поиск путей противодействия терроризму сегодня является первоочереднойзадачей и имеет особую актуальность.
Особенностиликвидации последствий террористических актов зависят от вида и масштабоввозникающих чрезвычайных ситуаций. Наиболее характерными особенностямитеррористических актов, сопровождающихся взрывами и несанкционированнымитехническими процессами на радиационно химически-опасных объектах,гидротехнических сооружениях, в зданиях и т.д., являются разрушения, массовыепожары, радиоактивное загрязнение, химическое заражение, затопление, эпидемии иэпифитотии. Свои особенности имеют также террористические акты, совершаемые натранспорте.
Цельюданной курсовой работы является рассмотрение вопросов организацииаварийно-спасательных работ при ликвидации последствий террористического акта иуправление в ходе их ведения.
Всоответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие задачи:во-первых, изучены основные факторы, оказывающие влияние на организациюаварийно-спасательных работ при ликвидации последствий террористического акта иуправление в ходе их ведения, во-вторых, проведен анализ основ организацииаварийно-спасательных работ при ликвидации последствий террористического акта,наконец, в-третьих, охарактеризованы основы управления аварийно-спасательнымиработами при ликвидации последствий террористического акта.
Объектомисследования является террористический акт и его последствия.
Предметомисследования является процесс организации аварийно-спасательных работ приликвидации последствий террористического акта.
Принаписании работы автором использовалась совокупность аналитических истатистических методов исследования.
Структурно работа состоит из трехглав, соответствующих по содержанию поставленным задачам.
1. Основные факторы, оказывающие влияние на организациюаварийно-спасательных работ при ликвидации последствий террористического акта иуправление в ходе их ведения1.1Сущность опасностей для населения и территории, возникающих в результатетеррористического акта (с конкретным примером)
Террористический акт – совершениевзрыва, поджога или иных действий, устрашающих население исоздающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественногоущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия напринятие решения органами власти или международными организациями, а такжеугроза совершения указанных действий в тех же целях.
Террористический акт необходимо отличать от терроризма,под которым понимается идеология насилия и практика воздействия на принятиерешения органами государственной власти, органами местного самоуправления илимеждународными организациями, связанные с устрашением населения и (или) инымиформами противоправных насильственных действий. Террористический акт может бытьсовершён как террористической группой, так и террористом-одиночкой.
Классификацияпроявлений терроризма.
1. Масштабтерроризма:
преступлениепротив личности, групповое убийство, массовая гибель граждан, диверсия по всейтерритории страны, крупномасштабная акция против мирового сообщества.
2. Возможнаяцель:
физическоеустранение политических оппонентов, устрашение гражданского населения, «акциявозмездия», дестабилизация деятельности государственной власти, нанесениеэкономического ущерба, осложнение межнациональных и межконфессиональныхотношений, провоцирование военного конфликта, изменение политического строя.
3. Способтеррористических актов:
применениеогнестрельного оружия, организация взрывов и поджогов в городах, взятиезаложников, применение ядерных зарядов и радиоактивных веществ, применениехимического или биологического оружия, организация промышленных аварий,уничтожение транспортных средств, электромагнитное облучение, информационно-психологическоевоздействие.
Типовыехарактеристики террористических действий:
1. Субъект террористических действий: убийца-одиночка, преступноесообщество, этнический клан, религиозная секта, экстремистское политическоеобъединение, специальная служба государства, международная террористическаяорганизация.
2. Средство,используемое для проведения террористических актов; холодное оружие,огнестрельное оружие, взрывчатое вещество, биологический агент, радиоактивноевещество, ядерный заряд, излучатель электромагнитных импульсов.
3. Объектвоздействия: физическое лицо, транспортное средство, общественное или жилоездание, промышленный объект, система связи и управления, магистральныйтрубопровод, объекты водоснабжения, продукты питания.
Террористический акт в Беслане – захват заложников вшколе №1 города Беслан (Северная Осетия), совершённый боевиками 1сентября 2004 года. В течение 3 дней террористы удерживали в здании школы1 128 человек (детей, их родителей и сотрудников школы). В результатепогибло свыше 350 человек (1% населения города) из числа заложников,мирных жителей и военнослужащих. Половина погибших – несовершеннолетниелица. Свыше 500 человек было ранено. Убит 31 террорист, 1 арестован ивпоследствии приговорён к пожизненному заключению.
После теракта в Беслане политическоеруководство России осуществило серьёзные реформы в федеративном устройствеРоссии (отмена выборности губернаторов), а также ряд мер, направленных, помнению критиков политического режима, на ограничение свободы средств массовойинформации.
Первый взрыв в спортзале 3 сентября 2004 сталрезультатом выстрела с крыши дома №37 по Школьному переулку по крыше спортивногозала в северо-восточном углу из гранатометной системы: равновероятны применениягранатомета РПГ – 7В1 с гранатой ТБГ‑7В, реактивной штурмовойгранаты РШГ‑2 или реактивного пехотного огнемета РПО-А. Выстрел былпроизведён в 13:03 в чердачное помещение спортзала в северо-восточном углу,примыкающем к тренажёрному залу. Первый взрыв привёл к возгоранию утеплителячердака и пожару, вызвавшему обрушение крыши спортзала, из-за чего погиблозначительное число заложников.
Официальное расследование, а также специалисты-взрывотехники,опрошенные газетой «Коммерсантъ», отвергают этот факт, указывая, что выстрелытермобарическим боеприпасом не могли вызвать возгораний, поскольку при взрывепроисходит «короткая», длящаяся долю секунды вспышка. «После взрыва температурамгновенно падает, поэтому деревянные конструкции успевают только обуглиться»,отметил один из экспертов. Однако Ю. Савельев считает, что возгораниепроизошло в результате контакта раскалённого магниевого порошка, содержащегосяв боеприпасе, с легковоспламенимым утеплителем чердака.
Второй взрыв в спортзале, прозвучавший через 22секунды после первого, был спровоцирован выстрелом с пятиэтажки №41 поШкольному переулку из одноразового гранатомета РШГ‑1 или из одноразовогогранатомета РПГ‑26 под подоконник северного окна спортзала, примыкающегок западной стене спортзала (к раздевалкам – душевым). При этом тротиловыйэквивалент взрыва составил от 4,5 до 6,1 кг. Граната, влетев во второе отвосточной стены спортзала окно южной стены, пролетела наискосок через спортзали попала под подоконник упомянутого северного окна. В результате второго взрываобразовался пролом в кирпичной стене спортзала.
После этих взрывов спецподразделения начали штурмшколы.
По версии Савельева, танки начали обстрел школывскоре после начала штурма, причём стреляли не «болванками», аосколочно-фугасными снарядами.
В числе прочего он считает, что женщин средитеррористов было не две, как утверждается следствием и комиссией ФедеральногоСобрания РФ, а пять (четыре смертницы, дежурившие посменно по двое, и снайперславянской внешности), из них найдены убитыми только две смертницы, остальнымже, очевидно, удалось уйти.
Подавляющее большинство (до двух третей)заложников, по Савельеву, погибло в результате спровоцированных извне взрывов ипожара в спортзале и массированного обстрела южного флигеля школы федеральнымивойсками (с началом пожара в спортзале большинство заложников было переведенотуда, но «федералы» не учитывали этого факта и продолжали массированныйобстрел). Именно в спортзале сгорело 112–116 человек, а в южном флигеле былоубито 106–110 человек.
3 сентября 2004 года, примерно в 13 часов05 минут, неустановленные участники банды привели в действие самодельныевзрывные устройства, установленные в спортивном зале школы и произвели множествовыстрелов из имеющегося у них огнестрельного оружия в заложников, пытавшихсяпокинуть здание школы, а также сотрудников МЧС Российской Федерации и граждан,способствующих освобождению заложников. Примерно до 16 часов 3 сентябрятеррористы поддерживали связь с сообщниками («Магасом» и другими лицами),находившимися вне пределов школы. Высказывания террористов в этот периодсвидетельствуют, что развитие ситуации являлось ожидаемым и планируемым, на этоуказывают высказывания сообщников террористов: «штурм идет законный», «вы тамвсе отлично делаете, законно, так и должно быть», «цена ваших жизней дорогая,спасибо вам за это». Сообщниками оказывалась моральная поддержка террористам,находившимся в школе – «увидимся в раю», «славу Аллаху, вы счастливые люди».
По мнению Генпрокуратуры, пожар в спортзалевозник более чем через полтора часа после первых взрывов и был вызванпопаданием в потолок спортзала одной из гранат террористов. Боевики интенсивнообстреливали спортзал из находящихся напротив мастерских из всех видовавтоматического оружия, подствольных гранатомётов и гранатомётов РПГ‑18 «Муха».Как минимум 6 гранат боевиков взорвались на полу спортзала, прямо на трупахзаложников.
В журнале диспетчера ЦППС отмечено времявозникновения пожара в спортзале – 14:51. Это подтверждается показаниямисапёров 58‑й армии, которые примерно в это же время проникли вспортзал и начали разминирование. Одновременно спасатели и местные жителивыносили из спортзала раненых и мертвых заложников. Вскоре все они быливынуждены покинуть спортзал из-за непрекращающегося огня боевиков иразгорающегося пожара, это произошло примерно в 15:20.
Пожарные приступили к тушению пожара в спортзалев 15:26 и сделали так называемый «водяной коридор». Пожарные и гражданскиепрошли через спортзал в сторону центрального корпуса школы и вынесли изприлегающих помещений несколько раненых заложников через спортзал в тренажёрныйзал. В самом спортзале раненых не было, а находились лишь трупы и фрагментытел.
Учитывая изложенное, а также основываясь надругих материалах следствия можно говорить о том, что были приняты все меры кэвакуации заложников из спортивного зала школы, и к моменту разгорания пожаралиц (живых), нуждающихся в защите от поражающих факторов пожара, в спортзалеуже не было.
В целях установления связи между причиной ихсмерти и пожаром, проанализированы материалы допросов врачей исудебно-медицинских экспертов. Они свидетельствуют о том, что эти погибшиеимеют минно-взрывную травму и посмертное обугливание. Подтверждением этомуслужат обнаруженные в трупах металлические предметы в виде рубленой проволоки,шариков и т.д. Посмертный характер обугливания подтверждается отсутствиемрозово-красных оттенков тканей в местах поражения, характерных при прижизненномпоражении тканей огнем.
Боевое применение танка Т‑72 №325осуществлялось 03.09.2004 года в период времени с 21 до 21 часа 30 минут и быловызвано необходимостью подавления огневых точек террористов в столовой иподвале школы №1 г. Беслана с целью сохранения жизней сотрудниковспецподразделений, осуществлявших уничтожение террористов. Этот танк произвел 7выстрелов 125 мм осколочно-фугасными снарядами, что подтверждается своднымактом №27 «Об израсходовании боеприпасов» и многочисленными показаниямисвидетелей. Остальные два танка Т‑72, принимавшие участие в операции,выстрелов не производили. На момент производства танковых выстрелов операция поосвобождению заложников была завершена, заложники из спортивного зала иприлегающих к нему помещений были эвакуированы из здания школы до 18 часов.
В операции также участвовали 8 единиц БТР‑80,из них производили выстрелы из ПКТ (7,62 мм) лишь два, под номерами 832 и824. Стрельба из КПВТ не производилась.1.2Сущность и содержание аварийно-спасательных работ при ликвидации последствийтеррористического акта
Аварийно-спасательныеи другие неотложные работы – действия по спасению людей, материальных и культурныхценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайныхситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействияхарактерных для них опасных факторов. Является одной из основных задач гражданскойобороны.
Аварийно-спасательныеи другие неотложные работы проводятся формированиями гражданской обороны сцелью:
· спасения людей иоказания помощи пораженным,
· локализации аварий иустранения повреждений, препятствующих проведению спасательных работ,
· создания условий дляпоследующего проведения восстановительных работ.
Организационные формы и объемы работы помедико-санитарному обеспечению населения, пострадавшего в результатетеррористического акта, определяются масштабом чрезвычайной ситуации,величиной, тяжестью и структурой санитарных потерь. Действия подразделенийслужбы медицины катастроф, скорой медицинской помощи по оказанию экстренноймедицинской помощи пострадавшему населению не имеют принципиальных отличий отдействий при возникновении ЧС иного происхождения, например, пожары, взрывы(отличие составляют случаи применения БОВ и ОХВ). Осуществление комплексныхпредупредительно-профилактических мероприятий по обеспечению безопасности ЛПУ,имеет свои специфические особенности, которые зависят от характеристиктеррористических действий, что обязательно должно учитываться при разработкепланов.1.3Группировка сил и средств, создаваемая при веденииаварийно-спасательных работ в рассматриваемых условиях
Цельюпроведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах массовогопоражения является спасение людей и оказание медицинской помощи пораженным,локализация аварий и устранение повреждений, препятствующих ведениюспасательных работ, создание условий для последующего проведениявосстановительных работ на объектах полиграфии и др. ОЭ.
Аварийно-спасательными называются работы в очагах поражения, связанныесо спасением людей, они включают в себя:
· разведку (все видыразведок) маршрутов выдвижения НФГО и участков (объектов) работ;
· локализацию и тушениепожаров на маршрутах выдвижения и участках (объектах) работ;
· розыск пораженных иизвлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных изадымленных помещений, завалов;
· вскрытие разрушенных,поврежденных и заваленных защитных сооружений гражданской обороны (ЗСГО) испасение находящихся в них людей;
· подачу воздуха взаваленные защитные сооружения гражданской обороны с поврежденной системойфильтровентиляции;
· оказание первоймедицинской помощи пораженным и эвакуацию их в лечебные учреждения;
· вывод (вывоз) населенияиз опасных зон в безопасные районы;
· санитарную обработкулюдей и обеззараживание их одежды;
· обеззараживаниетехники, средств защиты, продовольствия, пищевого сырья, воды и фуража.
Другими неотложными работами называются работы, обеспечивающие успешноепроведение аварийно-спасательных работ. Они объединяют такие работы как:
· прокладку колонныхпутей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;
· локализацию аварий нагазовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетяхв целях создания условий для проведения аварийно-спасательных работ;
· укрепление илиобрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующихбезопасному движению и проведению аварийно-спасательных работ;
· ремонт ивосстановление поврежденных и разрушенных линий связи икоммунально-энергетических сетей в целях обеспечения аварийно-спасательныхработ;
· ремонт ивосстановление защитных сооружений для укрытия людей в случае возникновенияугрозы повторных чрезвычайных ситуаций;
· обнаружение,обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов и других взрывоопасныхпредметов обычном снаряжении.
Аварийно-спасательныеи другие неотложные работы характеризуются большим объемом и ограниченностьювремени на их проведение, сложностью обстановки и большим напряжением сил всеголичного состава, участвующего в аварийно-спасательных и других неотложныхработах. Они будут проводиться в условиях сильных разрушений, массовых пожаров,заражения атмосферы и местности, затопления территории и при воздействии другихнеблагоприятных условий обстановки.
Завалы,образовавшиеся в результате разрушений, могут перекрыть выходы из защитныхсооружений, разрушить (повредить) заборные устройства систем подачи воздуха вних, затруднить ввод сил ГО в очаг поражения, их маневренность, выход к объектупечати (др. ОЭ) для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.Пожары будут создавать как угрозу непосредственного воздействия на пораженныхлюдей в очаге поражения и на личный состав формирований, так и опасность взрываили воспламенения газа и горюче-смазочных материалов, вытекающих изповрежденных коммуникаций, и других взрывоопасных и легковспламеняющихсявеществ.[2]
Заражениеатмосферы и местности, кроме поражающего воздействия на незащищенных людей,ведущих аварийно-спасательные и другие неотложные работы, вызовет необходимостьведения работ в средствах индивидуальной защиты. Это может затруднитьорганизацию и ведение работ, потребует более частой смены работающихформирований из-за опасности облучения сверх допустимых доз или поражение СДЯВ(ОВ) и повышенной утомляемости.
Конкретнаяситуация на объектах полиграфии и др. ОЭ будет зависеть от многих факторов,прежде все от вида стихийного бедствия, аварии, катастрофы, примененноговоенного средства поражения и удаления ОЭ от места из проявления (применения).
Наиболеесложная обстановка может возникнуть на объектах полиграфии и др. ОЭ,расположенных вблизи объектов, по которым воздействовали военные средствапоражения.
2. Основы организации аварийно-спасательных работ при ликвидациипоследствий террористического акта2.1Сущность и содержание организации аварийно-спасательных работ
Каварийно-спасательным работам относят:
· разведку маршрутовдвижения формирований и участков предстоящих работ;
· локализация и тушение пожаровна путях движения формирований и участках работ;
· розыск пораженных иизвлечение их из завалов, поврежденных и горящих зданий, загазованных,задымленных и затопленных помещений;
· подача воздуха взаваленные защитные сооружения с поврежденной вентиляцией;
· вскрытие разрушенных,поврежденных и заваленных защитных сооружений, спасение находящихся там людей;
· оказание первоймедицинской помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;
· вывоз (вывод)населения из опасных мест в безопасные районы;
· санитарная обработка людей, обеззараживание их одежды,территории, сооружений, техники, воды и продовольствия.
Дляобеспечения успешного проведения спасательных работ в очаге пораженияпроводятся другие неотложные работы. К ним относятся:
· прокладка колонныхпутей и устройство проездов (проходов) в завалах и на зараженных участках;
· локализация аварий накоммунально-энергетических и технологических сетях;
· укрепление илиобрушение угрожающих обвалом конструкций зданий (сооружений) на путях движения к участкам проведения работ.
Приведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения,образовавшихся в результате военных действий, дополнительно проводятся:
· обнаружение,обезвреживание и уничтожение не взорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении;
· ремонт и восстановлениеповрежденных защитных сооружений.
· Одновременно могутпроводиться и такие работы, как
· обеззараживание очаговпоражения;
· сбор материальныхценностей;
· обеспечение питаниемнуждающегося в нем населения;
· утилизация зараженного продовольствия и другиеработы, направленные на предотвращение возникновения эпидемии.
Проведениеаварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР) в очагах поражения вчрезвычайных ситуациях мирного и военного времени является одной из основныхзадач гражданской обороны.2.2Методы работы органов управления на этапе организации
Дляликвидации последствий чрезвычайных ситуаций координирующими органами являются:на территориальном (территория субъекта РФ) уровне – комитета чрезвычайныхситуаций субъекта РФ; на местном уровне (территория города, района в городе) –комитета чрезвычайных ситуаций местного самоуправления.
Смомента поступления сообщения о возникновении чрезвычайной ситуации (признаковее возникновения) оперативно-дежурные службы органов управления по деламгражданской обороны и чрезвычайных ситуаций всех уровней становятся рабочимиорганами комитета чрезвычайных ситуаций. Органы управления по делам гражданскойобороны и чрезвычайных ситуаций формируют оперативную группу. Комитет чрезвычайныхситуаций и оперативная группа (в особых случаях орган управления по деламгражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в полном составе) поддерживаюттесную связь с отделами внутренних дел и пожарной охраны, сгидрометеостанциями, а также с территориальными НФГО, НГО объектов полиграфии игарнизона. Все это позволяет оперативно получать сведения о внезапновозникающих задачах и быстро принимать необходимые решения.
Большойобъем работ в очагах поражения невозможно провести в короткие сроки безприменения различной инженерной техники. Только широкая механизация всех видовработ позволит своевременно осуществить спасение людей. Для проведенияаварийно-спасательных и других неотложных работ могут применяться все имеющиесяв народном хозяйстве типы и марки строительных и дорожных машин и механизмов,техники коммунального хозяйства района (города). В зависимости от видапроводимых работ они подразделяются на следующие группы:
а)машины и механизмы, используемые при вскрытии заваленных защитных сооружений,разборке завалов, подъеме, перемещении обломков и конструкций разрушенныхзданий или погрузке их в транспортные средства (краны, лебедки, блоки,домкраты);
б)машины и механизмы для расчистки завалов, перемещения и транспортировкиобломков конструкций, засыпки воронок, устройства валов и насыпей (экскаваторы,бульдозеры, путепрокладчики и машины разграждения, автогрейдеры, скреперы,трайлеры, самосвалы);
в)бурильные и отбойные молотки, входящие в состав компрессорных станций, которыеиспользуются для проведения отверстий в каменных, кирпичных и бетонных стенах,перекрытия заваленных убежищ (помещений), с целью подачи в них воздуха илиустройства проемов в конструкциях для вывода людей;
г)оборудование для резки металла (керосинорезы, бензорезы, автогенные электросварочныеаппараты, резаки металла и железобетона (в т.ч. лазерные), слесарныйинструмент);
д)механизмы для откачки воды при затоплении защитных сооружений ГО, подвалов илидля заполнения водой траншей при тушении лесных и торфяных пожаров (насосы,мотопомпы, поливоемчные машины, пожарные и авторазливочный станции);
е)переправочные средства, обеспечивающие переправу через водную преграду НФГОмашин и оборудования (баржи, паромы, понтонные парки, катера, лодки, подручныесредства);
ж)ремонтные средства (ремонтные мастерские, бензо- и водозаправщики,электростанции (осветительные и силовые)).2.3 Особенности организации аварийно-спасательных работ,вызванные спецификой условий
Последовательность,приемы и способы выполнения АСиДНР зависят от характера разрушений зданий исооружений, аварий коммунальных, энергетических и технологических сетей,степени радиоактивного и химического заражения территории объекта полиграфии,пожаров и других условий, влияющих на действия формирований.
Впервую очередь проводятся работы по устройству проездов и проходов кразрушенным защитным сооружениям, поврежденным и разрушенным зданиям, где могутнаходиться люди, а также в местах аварий, препятствующих или затрудняющихпроведение спасательных работ.[3]
Проездыустраиваются шириной 3–3,5 м для одностроннего и 6–6,5 м длядвустороннего движения. При этом при одностороннем движении через каждые 150–200 мделаются разъезды протяженностью 15–20 м.
Дляустройства проездов (проходов) используются формирования механизации, имеющиеавтокраны и бульдозеры. Приданные противопожарные формирования выдвигаются кучасткам (объектам) работ одновременно с ними и приступают к локализации итушению пожаров там, где находятся люди (у входов в защитные сооружения нанаправлениях ввода формирований, на путях эвакуации пораженных).
Спасениемлюдей, оказавшихся в разрушенных и заваленных убежищах, из-под завалов,поврежденных и горящих зданий, занимаются, как правило, воинские части иформирования гражданской обороны. Но к этой работе привлекается также и всетрудоспособное население.
Поиски спасение людей начинают сразу после ввода спасательных групп на участок(объект) работ по данными разведки. Личный состав формирований разыскиваетубежища и укрытия, устанавливает связь с укрывающимися в защитных сооружениях,используя сохранившиеся средства связи, воздухозаборные отверстия, а такжепутем перестукивания через двери, стены, трубы водоснабжения и отопления. Впервую очередь в убежище подается воздух, для чего расчищают воздухозаборныеоголовки, а при необходимости проделывают отверстие в стене или перекрытии ЗСГОдля подачи воздуха компрессорной станцией.[4]
Привскрытии убежища используются различные способы в зависимости от егоконструкции и характера завала: разборка завала над основным входом споследующим открыванием двери или вырезкой в ней отверстия; откапываниеоголовка или люка аварийного выхода; устройство проемов в стенах убежища изподземной галереи; пробивка проема в стене убежища из соседнего примыкающего кнему помещения; разборка завала над перекрытием убежища с последующей пробивкойв нем проема для вывода людей и др.
Нарядус этим при поиске людей в очаге поражения обследуют различные подвальныепомещения (не приспособленные для укрытия), дорожные сооружения (трубы,кюветы), наружные оконные и лестничные проемы, околостенные пространства нижнихэтажей зданий. Разыскивать людей рекомендуется путем оклика.
Приразборке завала надо действовать осторожно, в первую очередь стараясьосвободить голову и грудь пострадавшего.
Выноспораженных людей через устроенный проход может осуществляться различнымиспособами: на руках, плащах, брезенте, пленке, одеяле, волоком, с помощьюносилок и др. Людям оказывают первую медицинскую помощь и сосредоточивают вбезопасных районах.
Опытспасательных работ по извлечению людей из-под завалов при ликвидациипоследствий землетрясений в Армении показывает, что для разборки завалов, подкоторыми часто находятся люди, крайне необходимы мощные подъемные краны,грузоподъемностью не менее 16 т, экскаваторы с большим объемом ковша,передвижные электростанции и прожекторы для работы ночью. Например, длявыполнения работ в короткие сроки в районе бедствия после землетрясения вАрмении (1988 г.) сразу требовалось более 1200 тяжелых кранов.
Попечальной статистике из тысячи человек, попавших в завалы после землетрясения,каждый час умирают 50 человек. Поэтому каждая минута промедления уносит жизньодного из тысячи заживо погребенных.
Разработказавалов, которые зачастую представляют собой пологие холмы с торчащимиобломками бетонных плит и балок, а главное – розыск и извлечение из-под нихлюдей, являются исключительно сложным делом. При ликвидации последствийземлетрясения в Армении большую помощь оказывали специалисты из Франции,Англии, Швейцарии, США и других стран, прибывшие на место катастрофы соспециально обученными собаками, способными находить живых людей на большойглубине, и уникальной аппаратурой (чувствительнейшими инфракрасными камерами,которые помогают искать людей в завалах, виброфонами, устройствами длянаправленного прослушивания завалов: если расстояние невелико, можно услышатьдаже учащенный стук сердца).[5]
Вих экипировку входили средства связи, переносные компактные резаки, которымиподдается и бетон, и стальная арматура, мощные фонари, прочные капроновыестропы с титановыми карабинами.
Ликвидация медико-санитарных последствийиспользования ОХВ в террористических целях представляет собой комплексспециальных мероприятий, осуществляемых с целью максимального ослабленияпоражения людей и прекращения действия источника ЧС.
Независимо от различий медико-санитарныхпоследствий террористических актов, при любом из них прежде всего будутзадействованы силы местного уровня здравоохранения (медицины катастроф) и лишьпри их недостаточности или невозможности выполнения в полном объемемедико-санитарных мероприятий будут привлекаться силы территориального или региональногоуровня. К числу мобильных формирований службы медицины катастроф, привлекаемыхдля ликвидации медико-санитарных последствий террористических актов, помимолинейных бригад скорой медицинской помощи, оказывающих первую медицинскуюпомощь пораженным, относятся бригады специализированной медицинской помощи,санитарно-токсикологические и токсико-терапевтические бригады.
При поражениях быстродействующими ОХВоптимальным вариантом является максимальное приближение первой врачебной иквалифицированной медицинской помощи к пораженным.
При поступлении пострадавших в лечебноеучреждение осуществляется медицинская сортировка с выделением групп:
Первая группа – пораженные, находящиеся втяжелом, угрожающем жизни состоянии (острая дыхательная и сердечно-сосудистаянедостаточность, кома, судорожный синдром, психомоторное возбуждение), а такжелица с повреждением органа зрения. После оказания им неотложной помощи такиепораженные подлежат, в зависимости от ситуации, лечению на данном этапе илипервоочередной эвакуации в специализированные ЛПУ.
Вторая группа – пораженные, состояниекоторых не требует проведения неотложных мероприятий и медицинскую помощькоторым оказывают во вторую очередь.
Третья группа – пораженные с признакамиинтоксикации легкой степени, которая может быть устранена в результате оказанияпервой врачебной (квалифицированной) помощи, а также лица, у которых к моментуприбытия на данный этап основные признаки поражения уже купированы. Пораженныеэтой группы нуждаются в амбулаторном лечении и наблюдении.
При поражении ОХВ (ОВ) пораженным на всехэтапах медицинской эвакуации должна быть оказана медицинская помощь в полномобъеме, иначе значительно снижается эффективность лечения на последующихэтапах.
В случае совершения террористического актас применением ОХВ (ОВ) задачами первоочередной важности будут являтьсянезамедлительное и эффективное проведение экстренных мер по защите населения:
· использование средствколлективной защиты;
· использование средствиндивидуальной защиты;
· своевременнаяэвакуация из зон возможного загрязнения
· своевременный розыск,сбор, вывоз пораженных и оказание им первой медицинской помощи;
· постоянноеинформирование населения об обстановке и разъяснение правил поведения
НаМосковской международной выставке «Средства спасения. Безопасность города» былипродемонстрированы образцы отечественной и зарубежной техники и средств,способствующих эффективному проведению аварийно-спасательных и другихнеотложных работ.
Средипредставленных образцов надо отметить: краны, малогабаритные, но мощныепневмодомкраты, гидроклины, резаки, разжимы, ножницы, кусачки, отрезныемашинки; переносные бензо- и дизельгенераторы; акустическая поисковаяаппаратура обнаружения людей в завалах, тепловизоры, тепловизоры для «осмотра»труднодоступных помещений; осветители различной мощности, приборы ночноговидения; надувные лодки и моторы к ним; комплект пневмокаркасного сооружения савтономным жизнеобеспечением; газоанализаторы и др.
Впредставленных образцах спасательного оборудования, приборах и спецснаряженииреализованы требования: эффективность и надежность; простота и безопасность вэксплуатации; способность работать от мобильных энергоустановок; возможностьтранспортировки всеми видами транспорта; малая масса и габариты; наличиесменного инструмента, средств безопасности, запчастей, допустимость их ремонтав полевых условиях.
Ликвидацияпоследствий землетрясения в Армении свидетельствует о том, что если быначавшиеся в городах пожары не удалось подавить в начальной стадии, то городамогли бы превратиться в зоны сплошных пожаров, а дым и угарный газ поставили быпод сомнение ход спасательных работ.
Другиенеотложные работы, связанные с локализацией и устранением аварий и повреждений,которые затрудняют проведение спасательных работ и могут вызвать новые аварии ипоражения людей, проводятся, как правило, звеньями формирований поводопроводным, канализационным, электрическим, газовым, тепловым иканализационным сетям.
Основнойспособ локализации аварий и повреждений на коммунально-энергетических итехнологических сетях – отключение разрушенных участков и стояков в зданиях(используя задвижки в сохранившихся смотровых колодцах и запорные вентили вподвалах).
Привосстановлении водоснабжения для целей тушения пожаров используют запасные иводонапорные резервуары, восстанавливают насосные станции и скважины.
Приповреждении системы теплоснабжения внутри зданий и угрозе поражения людейгорячей водой, паром или горячим воздухом отключают ее от внешней сетизадвижками на вводах в здание или производят ремонт или замену трубопроводов.
Устранениеаварий на газовых сетях осуществляется отключением отдельных участков нагазораспределительных и газгольдерных станциях, а также с помощью запорныхустройств и специальных клиновых задвижек или гидрозатворов (за пределамизданий). Газовые трубы (срезы или разрывы) низкого давления заделывают пробкамии обмазывают сырой глиной или обматывают листовой резиной. Трещины на трубахобматывают плотным (брезентовым) бинтом или листовой резиной с накладкойхомутов. При воспламенении газа снижается его давление в сети и пламя гаситсяпеском, землей и глиной. Все работы по устранению газовых аварий проводят визолирующих противогазах и с использованием взрывобезопасных ламп.[6]
Авариина электросетях устраняют только после их обесточивания (отключениемрубильников на вводах в здания, разъединением предохранителей, перерезаниемпроводов подводящей сети). При ведении электроработ участков сети заземляют сдвух сторон.2.4 Проблемные вопросы и направления их решения
Эффективностьорганизации аварийно-спасательных работ при ликвидации последствийтеррористического акта будет зависеть от степени взаимодействия, существующеймежду участвующими средствами. Учитывая, что террористические актысопровождаются нередко с тяжелыми последствиями, мероприятия по ихпредупреждению и ликвидации должны достаточно полно и тщательно отражены впланах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций,разрабатываемых в соответствующих органах.
Организация,последовательность, приемы и способы выполнения аварийно-спасательных работзависят от характера разрушения зданий и сооружений, уровней радиоактивногозагрязнения, наличия очагов пожаров и опасности их распространения на другиездания и сооружения, наличия и характера аварий на коммунально-энергетическихсетях и технологических системах и других условий, влияющих на организацию иведение спасательных работ.
Аварийно-Спасательныеработы в очаге поражения выполняются, как правило, по следующей схеме:
· радиационнаяразведка и устройство проездов и проходов для спасателей и специалистовпротивопожарной службы к месту террористической акции, поврежденным иразрушенным зданиям и сооружениям;
· локализацияи тушение пожаров;
· локализацияпоследствий террористической акции на коммунально-энергетических итехнологических системах;
· розыскпострадавших в завалах, спасение людей из заваленных, поврежденных и горящихзданий и сооружений;
· оказаниепострадавшим первой медицинской помощи и эвакуация их в пункты оказания первойпомощи и в лечебные учреждения.
Дляликвидации последствий крупномасштабных террористических акций могут бытьпривлечены подразделения войск гражданской обороны, инженерных и радиационной,химической и биологической защиты Минобороны России (части ликвидациипоследствий аварий).
Спецификапроцесса организации ликвидации последствий террористических актов зависит,прежде всего, от вида и масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций. Наиболеехарактерными особенностями террористических актов, сопровождающихся взрывами инесанкционированными техническими процессами на радиационно химически-опасныхобъектах, гидротехнических сооружениях, в зданиях и т.д., являются разрушения,массовые пожары, радиоактивное загрязнение, химическое заражение, затопление,эпидемии и эпифитотии.
Своисложности имеют также террористические акты, совершаемые на транспорте. Авариижелезнодорожного транспорта, осуществляющего перевозку опасных грузов, могутприводить к пожарам, взрывам, химическому и биологическому заражению,радиоактивному загрязнению. Характерной особенностью этих чрезвычайных ситуацийявляются значительные размеры и высокая скорость формирования очага поражения.При аварии, в результате террористического акта, на автотранспорте, перевозящемопасные грузы, необходимо руководствоваться информацией, содержащейся вгрузовых документах (аварийной карточке), а также информационными таблицами натранспортных средствах. Информационные таблицы содержат код экстренных мер,идентификационный номер опасного вещества по списку ООН и знак опасности.
Вслучае террористической акции на гидротехнических сооружениях можно ожидатьзатопления городов и населенных пунктов, обрушения строений. Выполнение такихобъемов аварийно-спасательных работ, в том числе по эвакуации населения иорганизации их первоочередного жизнеобеспечения, потребует значительных сил исредств.
Особуюопасность в России представляет химический и ядерный терроризм всвязи с тем, что в зонах возможного опасного химического заражения проживаетсвыше 57 млн, а в пределах 30‑километровой зоны вокруг АЭС – более 800тыс. чел.
Помнению экспертов наиболее вероятными химическими веществами и биологическими агентамидля проведения террористических акций являются: токсичные гербициды иинсектициды; химически опасные вещества: хлор, фосген, синильная кислота и др.;отравляющие вещества: зарин, зоман, иприт, люизит; психогенные и наркотическиевещества; возбудители опасных инфекций: сибирской язвы, натуральной оспы,туляремии и др.; природные яды и токсины: стрихнин, рицин, бутулотоксин и др.
Террористическаяакция на крупном химически опасном объекте, находящемся в большом городе, можетпривести к очагу поражения площадью до 30 км 2, число пострадавших можетдостигать 60000, а количество погибших – до 5000.
Впроцессе функционирования биологически опасных объектов возможны чрезвычайныеситуации разного происхождения – от преднамеренного злоумышленного вывода из строятехнологического оборудования с выходом в атмосферу биологически активных(инфицирующих) материалов до землетрясений, наводнений и т.п.
Характернойсложностью в проведении аварийно-спасательных работ после террористического актна биологически опасном объекте является то, что возникшая в результате еелокальная или местная чрезвычайная ситуация может затем трансформироваться врегиональную или трансграничную. Такое развитие ситуации возможно при выходе ватмосферу возбудителей контагиозных заболеваний, а также генетическимодифицированных штаммов инфекционных заболеваний. Особенно тяжелое положениеможет сложиться, если в результате террористической акции биологическимиагентами будут заражены объекты транспортных коммуникаций (аэропорты, вокзалы,станции метрополитена и др.). Неконтролируемыми пассажиропотоками инфекция всчитанные часы и сутки может быть разнесена не только по территории России, нои далеко за ее рубежи. В итоге инфекционный процесс может приобрести характерглобальной пандемии с непредсказуемыми последствиями.
Дляликвидации таких последствий террористических акций потребуется привлечениезначительных людских ресурсов, специалистов медицинского профиля (от 6 до 20 чел.на одного пораженного), а также колоссальных материальных затрат (до 7,5 тыс. долл.США на одного пораженного).
Притеррористических акциях на радиационно-опасном объекте возможно заражениеприродной среды радионуклидами на площади до 1200 км 2, при этомколичество пострадавших может достигать до 10 тыс. чел. В отдельных случаях этицифры могут быть значительно выше.
Сразвитием ядерной энергетики в последние годы неоднократно возникали угрозыядерного терроризма. Так, во Франции, в ходе волны промышленных протестов(декабрь 1995 г.) саботажниками была засыпана соль во второй охлаждающийконтур третьего энергоблока АЭС «Блейс». Высказывались угрозы взрыва наИгналинской АЭС после вынесения судом Литвы смертельного приговора одному излидеров преступной группировки (ноябрь 1994 г.), а также в цехе среакторами на заводе по ремонту подводных лодок, предпринятое сотрудникомпредприятия по причине многомесячной задержки зарплаты.
Свояспецифика при проведении аварийно-спасательных работ есть и при работе вметрополитене: замкнутость пространства, сложный доступ, сложная система вентиляциии электрификации и т.д.
Вкачестве примера можно привести недавние события: террористические акты в метро29 марта 2010 года на станциях «Лубянка» и «Парк культуры».
Ваварийно-спасательных работах было задействовано около 400 человек и 180 едиництехники. Больных доставляли в первую клиническую больницу, в больницуимени Склифосовского, в 33 городскую, в 12 и в 23 городскую больницы, а также вдетские больницы. Раненных доставляли в медицинские учреждения, как на каретах«Скорой помощи», так и вертолетами МЧС России БК-117 в больницы 71 и 36.
Непосредственнов результате обоих взрывов погибло на месте 36 человек, из них 24 на станцииметро «Лубянка» и 12 на станции метро «Парк культуры». В последующие дни вбольницах умерло ещё 4 человека. Жертв было бы гораздо больше, если бывзрыв произошел в тоннеле, в замкнутом пространстве сила воздействия взрывнойволны значительнее, также была бы крайне высокая степень задымления и т.д., чтоможно было наблюдать при взрыве на станции метро «Автозаводская»: 6 февраля2004 года взрыв прогремел в поезде, на перегоне между станциями «Автозаводская»и «Павелецкая». Взрывное устройство мощностью 4 килограммав тротиловом эквиваленте привёл в действие террорист-смертник. Врезультате взрыва погиб 41 человек (не считая самого террориста) и свыше 250получили ранения. В этом случае />аварийно-спасательные работыосложнены бушующим под землей огнем и сильным задымлением. Пожару, которыйначался в перегоне после взрыва, была присвоена пятая категория сложности.
Помнению ряда ученых и экспертов в последнее время акции национального имеждународного терроризма начинают создавать стратегические риски,характеризуемые существенными ущербами. При этом обнаруживается перерастаниетрадиционного терроризма с убийством людей (взрывы, огнестрельные поражения) втехнологический, когда террористические акции осуществляются с применениемсложных технических объектов (авиационных лайнеров, надводных средств) и противобъектов техносферы (небоскребы, государственные учреждения, отели, театры,суда, самолеты, поезда). Все это в значительной степени усложняет проведениеаварийно-спасательных работ при ликвидации последствий террористических актов.
Опытпоследних лет показывает, что террористические акции, в том числе с применениемопасных химических и биологических веществ, могут совершаться на крупныхобъектах инфраструктуры с большим скоплением людей. Например:
· взрывыжилых домов, зданий культурно-зрелищного, спортивного,лечебно-профилактического назначения, промышленных предприятий;
· взрывыгидротехнических сооружений, объектов транспорта (вокзалы, аэропорты, станцииметрополитена) и жилищно-коммунального назначения;
· применениеотравляющих и радиоактивных веществ, а также биологически активных агентов вместах массового скопления населения как на открытой местности, так и взакрытых помещениях, а также с помощью почтовых отправлений.
Последствиятаких террористических акций характеризуются значительным количеством жертв ибольшими объемами аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Сучетом того, что большинство особо опасных объектов находится в черте крупныхгородов, масштабы ущерба от террористических актов на таких объектах могутиметь значительные негативные последствия для населения и экономики всейстраны.
Сложившуюсяв стране ситуацию обобщенно можно определить тремя основными моментами: отсутствиемединых концептуальных, научно-методических подходов и современнойнормативно-правовой базы; сложностью и многоплановостью проблемы,предопределяющей необходимость поиска обобщенных современных межотраслевыхрешений на основе специализированного опыта и отдельных внутриотраслевыхисследований, а также ограниченно доступных зарубежных разработок; новизной изначимостью для государства задачи перехода от отдельных оценочных показателейк созданию основ для системного регулирования, единых подходов, общих критериеви показателей для классификации и категорирования объектов по степени ихпотенциальной опасности, оценке достаточности контроля эффективности мерзащиты./>
3.Основы управления аварийно-спасательными работами при ликвидации последствийтеррористического акта3.1 Сущность и содержание управления в ходеаварийно-спасательных работ
Дляорганизации эффективного управления проведением аварийно-спасательных и другихнеотложных работ с учетом их характера и объема, рационального использованияимеющихся сил и средств на территории объекта определяются места работ,учитывая особенности территории объекта, характер планировки и застройки,расположение защитных сооружений и технологических коммуникаций, а такжетранспортных магистралей. Аварийно-спасательные и другие неотложные работыимеют различное содержание, но проводятся, как правило, одновременно.
Особенностиликвидации последствий террористических актов зависят от вида и масштабоввозникающих чрезвычайных ситуаций. Наиболее характерными особенностямитеррористических актов, сопровождающихся взрывами и несанкционированнымитехническими процессами на радиационно-химически опасных объектах,гидротехнических сооружениях, в зданиях и т.д., являются разрушения, массовыепожары, радиоактивное загрязнение, химическое заражение, затопление, эпидемии иэпифитотии. Свои особенности имеют также террористические акты, совершаемые натранспорте.
Всеэти и другие особенности террористических актов определяют задачи органовуправления РСЧС по противодействию терроризму, по защите населения притеррористических актах и ликвидации их последствий.
Основными задачами органов управления РСЧС по противодействиютерроризму являются:
· уточнение перечняобъектов и систем жизнеобеспечения, наиболее вероятных для проведения на нихтеррористических актов;
· разработка на объектахэкономики мероприятий по предотвращению несанкционированного проникновенияпосторонних лиц, в том числе на опасных производственных объектах, и прогнозированиевозможных чрезвычайных ситуаций на них в случае террористических актов;
· внедрение системыстрахования ответственности за причинение вреда гражданам, в том числе и отаварий в результате террористических актов;
· осуществлениелицензирования деятельности опасных производств, декларирование безопасности иготовности к локализации и ликвидации аварий, в том числе в результатетеррористических актов;
· подготовка специальныхразведывательных групп для обнаружения и идентификации опасных веществ, привозможных террористических актах;
· определение перечня иподготовка специальных мероприятий для обнаружения и обезвреживания средствсовершения технологических террористических актов.
Защитанаселения при различных террористических актах является задачей для всехорганов управления РСЧС в современных условиях. Выполнение этой задачидостигается:
· разработкой иосуществлением мероприятий в области противодействия терроризму, политическому,национальному и религиозному экстремизму;
· разработкой системымер по антитеррористической защите населения в городах и сельской местности;
· осуществлениемконтроля за выполнением органами исполнительной власти и местногосамоуправления действующего законодательства по вопросам борьбы с терроризмом;
· организацией безопасностифункционирования потенциально опасных объектов, систем жизнеобеспечения городови других населенных пунктов;
· оказанием помощиорганам местного самоуправления, внутренних дел, ФСБ, управления ГОЧС впредупреждении террористических актов, поддержании общественного порядка приугрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, обусловленных террористическимиактами, ликвидации последствий террактов с минимальными потерями, организациижизнеобеспечения в районах временного отселения населения;
· подготовкойспециалистов для обезвреживания или уничтожения взрывных устройств.
Основными задачами органов управления ГОЧС по защите населения притеррористических актах являются:
· постоянный анализ ипрогноз опасностей, связанных с терроризмом, принятие эффективных мер попредупреждению чрезвычайных ситуаций, вызываемых терактами;
· осуществлениекомплекса организационных и инженерно-технических мероприятий по защитепотенциально опасных объектов и населения от терроризма;
· поддержание вготовности сил и средств, к локализации и ликвидации последствийтеррористических актов.
В ходе ликвидации последствий террористических актов особоевнимание должно уделяться вопросам оказания помощи пострадавшим, смягченияпоследствий воздействия поражающих факторов. Основными видамиаварийно-спасательных и других неотложных работ в этих условиях являются:
· разведка зонычрезвычайной ситуации (состояние зданий, территории, маршрутов выдвижения сил исредств, определение границ зоны чрезвычайной ситуации);
· ввод сил и средстваварийно-спасательных служб и формирований в зону чрезвычайной ситуации;
· проведениеаварийно-спасательных и других неотложных работ;
· эвакуация пострадавшихи материальных ценностей;
· организацияоповещения, управления и связи;
· обеспечение общественногопорядка;
· работа сродственниками пострадавших;
· разборка завалов,расчистка местности, рекультивация территории (при необходимости).
Основной объем аварийно-спасательных работ при взрывах в жилыхдомах, общественных и производственных зданиях и на объектах транспорта связанс разблокированием пострадавших из завалов.
Среди основных технологических операций могут быть следующие:
· укреплениенеустойчивых конструкций на месте работ;
· извлечениекрупногабаритных обломков сверху завала с помощью автокранов;
· дроблениекрупногабаритных обломков в теле завала;
· подбор и извлечение иззавала мелких обломков и вынос их в отвал;
· извлечениепострадавших из завала;
· вынос пострадавших напункт сбора.
В целом, организация аварийно-спасательных работ при крупномасштабныхпоследствиях террористических актов аналогична организации подобных работ приликвидации крупных природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
Вместе с тем, в ходе ликвидациипоследствий террористических актов в последние годы выявились следующиенедостатки, снижающие эффективность действий органов управления и сил РСЧС, ккоторым, в первую очередь, относятся:
· отсутствие приорганизации работ четкого разграничения в полномочиях и функциях различныхорганов управления;
· отсутствие информациио районе и объекте работ (схемы зданий, списка жильцов, сведений о размещенииорганов управления, мест сбора ценностей и пострадавших);
· нарушение требованийбезопасности при проведении работ, обрушение поврежденных и грозящих обваломконструкций зданий, что является причиной трамвирования работающих внизуспасателей и пострадавших, находящихся под завалами.
Основные обязанности граждан Российской Федерации в областипредупреждения терроризма определяются федеральными законами «О гражданскойобороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природногои техногенного характера» и указаниями МЧС России от 29 сентября 1999 года №33–2957–5,в соответствии с которыми на территориях муниципальных образований (в районах,микрорайонах, кварталах, жилых комплексах и дворах) проводятся мероприятия снаселением, направленные на предотвращение чрезвычайных ситуаций, связанных стеррористическими актами, и привлечение населения к решению задач по ихликвидации.
Этимероприятия направлены на активизацию участия населения в охране своих жилыхдомов, организованную работу постов, опорных пунктов под руководствомжилищно-эксплуатационных предприятий, опорных пунктов милиции, временныхоперативных штабов при органах управления ГОЧС. В тесном взаимодействии справоохранительными органами они обязаны контролировать состояние зданий исооружений жилого сектора, систем тепло-, электро-, водоснабжения, выявлятьвзрывопожароопасные предметы и объекты в местах массового пребывания людей (удорог и транспортных коммуникаций), осуществлять контроль за состояниемзапорных устройств чердачных, подвальных и иных нежилых помещений, поддерживатьобщественный порядок при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций наконтролируемой территории, вести учет жильцов с ограниченной возможностьюсамостоятельного передвижения, которым необходимо оказание помощи вэкстремальной ситуации.3.2 Особенности построения и функционирования системыуправления на этом этапе
Дляорганизованного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ вочагах массового поражения решением начальника гражданской обороны района вмирное время создается группировка сил и средств гражданской обороны.
Вгруппировку сил включаются объектовые и территориальные формирования городскихи сельских районов, а также воинские части гражданской обороны. Она обычносостоит из формирований первого и второго эшелонов и резерва. Формирования,входящие в состав эшелонов, делятся на смены с соблюдением целостности ихорганизационной структуры и производственного принципа.
Впервый эшелон обычно входят воинские части гражданской обороны, объектовыеформирования предприятий, продолжающих работу в городе, и часть территориальныхформирований. Территориальные формирования и воинские части гражданскойобороны, как правило, привлекаются для проведения аварийно-спасательных идругих неотложных работ на наиболее важных объектах экономики (ОНХ) по планамгражданской обороны района (города).
Второйэшелон создается для наращивания усилий первого эшелона и замены егоформирований, утративших работоспособность.
Резерв– для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены сил. Принеобходимости в него также могут включаться формирования сельских районов.[7]
Группировкусил гражданской обороны объекта. ОЭ (ОНХ) обычно составляют: сводный отряд илиодна-две сводные команды, спасательный отряд или спасательная команда,формирования служб.
Впериод приведения гражданской обороны в готовность проводятся мероприятия,предусмотренные планом, с выводом формирований в загородную зону.
Взагородной зоне невоенизированные формирования объектов полиграфии и др. ОЭрасполагаются в заранее намеченных районах в населенных пунктах или наместности, имеющей естественные укрытия. В этих районах обеспечиваютсянеобходимые условия для размещения, отдыха, питания и защиты личного состава,быстрого сбора формирований, организуется наблюдение, возведение ПРУ или приспособлениедля этой цели имеющихся сооружений, подготавливаются пути для выдвиженияформирований к объектам проведения аварийно-спасательных и других неотложныхработ.
Группировкасил и средств гражданской обороны должна обеспечить: быстрый вход в очагпоражения, развертывание и проведение аварийно-спасательных и других неотложныхработ в сжатые сроки; непрерывность их проведения; наращивание усилий по мерерасширения фронта работ; маневр силами и средствами в ходе их выполнения;своевременную замену формирований; широкое и умелое использование прибывающейвысокопроизводительной техники из народного хозяйства, а также аппаратуры длярозыска и извлечения людей из-под завалов и разрушенных защитных сооружений;удобство в управлении и поддержании взаимодействия между формированиямигруппировки сил гражданской обороны.
Группировкасил гражданской обороны выдвигается в очаг поражения (к объекту работ) вследующем порядке: разведывательные подразделения – длявыявления обстановки, сложившейся после аварии, катастрофы, стихийного бедствияили применения современных военных средств поражения; отряд обеспечениядвижения (ООД) – для обеспечения своевременного выхода сил гражданской оборонык объектам спасательных работ.
Основными силами при проведении спасательных работ являютсяформирования общего назначения.
Формированияслужб выполняют задачи в соответствии со своим предназначением, взаимодействуядруг с другом и с формированиями общего назначения. При этом их или подключаютк формированиям общего назначения для усиления, или они действуютсамостоятельно под руководством начальников служб.
Успехдействий формирований во многом зависит от своевременной организации ипроведения разведки.
Длявыполнения задач разведки на маршрутах движения сил гражданской обороны и наобъектах полиграфии (участках), для ведения аварийно-спасательных работ вочагах поражения привлекают разведывательные группы (звенья) объекта и службгражданской обороны объекта полиграфии во взаимодействии с разведывательнымиформированиями старшего начальника гражданской обороны.3.3 Проблемные вопросы и направления их решения
В Российской Федерации управленческим процессом вобласти предотвращения террористических акций занимаются специальноуполномоченные федеральные органы исполнительной власти и спецслужбы, в первуюочередь ФСБ, МВД РФ. Немалую роль в предупреждении и особенно ликвидациичрезвычайных ситуаций, вызванных террористическими акциями, выполняет МЧСРоссии. Входящие в его состав силы гражданской обороны приступают к ликвидациичрезвычайной ситуации и ее последствий зачастую одновременно с работойспецподразделений и служб.
Правовойосновой применения войск гражданской обороны для ликвидации последствийстихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, ставящих под угрозу здоровьенаселения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложныхработ в мирное время, является ст. 16 Федерального закона «О гражданскойобороне».
Всоответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных силРоссийской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций и проведенияаварийно-спасательных работ, вызванных крупномасштабными террористическимиакциями с применением средств массового поражения, по решению начальникагражданской обороны субъекта Российской Федерации могут быть привлеченыподразделения Минобороны России.
Основными критериями, по которым может бытьпринято управленческое решение об использовании сил гражданской обороны дляликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными террористическимиакциями, являются результаты оценки комиссией по чрезвычайным ситуациямхарактера террористической акции, количества жертв и объемов предстоящихаварийно-спасательных работ
Многообразиеспособов осуществления террористических акций особенно с использованием средствмассового поражения требует тщательного заблаговременного планирования порядкадействий и организации эффективного взаимодействия всех сил, участвующих вспасательной операции.
Этоможет быть достигнуто путем разработки соответствующих документов поорганизации взаимодействия всех сил, привлекаемых к спасательным и другимнеотложным работам, а также последующей практической отработкой этих вопросов входе учений и тренировок.
Руководителиобъектов, отнесенных к критическим инфраструктурам, также должны осуществлятьмеры по противодействию террористическим акциям, создавать необходимые силы дляведения спасательных работ и готовить персонал к действиям в условияхтеррористических акций.
В связи с высокой опасностью проведениявозможных террористических акций службы, которые занимаются профилактикой,предотвращением и работой с последствиями данных актов, должны быть постоянно вполной готовности.
В связи с этим постоянно прорабатываютсяследующие проблемные направления:
· создание, оснащение и подготовка в области гражданской обороныаварийно-спасательных формирований и спасательных служб, а также планированиеих действий;
· создание и поддержание в состоянии постоянной готовности киспользованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных,медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательныхработ;
· разработка современных технологий и технических средств проведенияаварийно-спасательных и других неотложных работ;
· организация взаимодействия сил гражданской обороны с ВооруженнымиСилами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями иорганами военного управления, а также специальными формированиями, создаваемымив военное время;
· работа с населением, повышение грамотности в области защиты от ЧС.
Припроведении аварийно-спасательных работ (АСР) спасателю необходимы, преждевсего, технические средства, навыки владения этими средствами и знаниятехнологий проведения работ. В последние годы появилось большое числопубликаций (брошюр, статей, книг), в которых рассматриваются различные аспектычрезвычайных ситуаций (ЧС): мониторинг, мероприятия по смягчению последствийЧС, риски возникновения природных и техногенных ЧС, исторические игеографические обзоры ЧС, анализ тенденций ЧС и т.д. Однако публикуется малоработ, посвященных непосредственно технологиям АСР и техническим средствам.
Вкачестве исходных материалов для разработки новых технологических процессов, ав дальнейшем и новых АСС, различают базовую, руководящую и справочную управленческуюинформацию, а также практический опыт и данные, полученные при спасениипострадавших и ликвидации последствий различных ЧС, а также полученные научениях, соревнованиях, при анкетировании специалистов и т.д. (приложение).
Базоваяуправленческая информация содержит требования, изложенные на разработкутехпроцесса, и другие данные, определяющие условия выполнения работ.Руководящая информация содержится в государственных и отраслевых стандартах,положениях, методиках, производственных инструкциях, в том числе по техникебезопасности, по эксплуатации и обслуживанию определенных технических средств ит.д. Справочная информация берется из каталогов, справочников, альбомов,планировок объектов, из проектной документации на сооружения, из различныхлитературных и других источников, являющихся рекомендательными.
Работыпо ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабнымитеррористическими акциями, должны выполняться в два этапа:аварийно-спасательный и аварийно-восстановительный.
Наиболеесложными являются работы первого этапа – аварийно-спасательные. На этом этапе,особенно в самом начале, прежде всего требуются эффективное управление вобласти организации надежного и непрерывного процесса работ, обеспечивающеготвердое руководство и беспрекословное подчинение всех участников работ единомуруководителю, а также хорошо налаженная связь между спасателями, строгоесоблюдение требований техники безопасности.
Рекомендуетсяследующий алгоритм управления аварийно-спасательными работами при ликвидации чрезвычайныхситуаций, вызванных крупномасштабными террористическими акциями, связанных совзрывами.
· Создание и развертывание пунктов управления оперативными группамис обеспечением надежной связи как между спасателями, так и с вышестоящимиструктурами.
· Четкое разграничение полномочий и функций различных органовуправления при выполнении аварийно-спасательных работ.
· Организация непрерывного взаимодействия всех сил, участвующих вликвидации последствий террористической акции.
· Разведка зоны чрезвычайной ситуации (наличие признаков применениясредств массового поражения; степень повреждения зданий, характер, масштабы иструктура завалов; состояние территории и маршрутов выдвижения сил и средств;определение границ зоны; возможное число пострадавших и характер их поражения идр.).
· Определение возможности привлекаемых к работам сил и средств ипотребности в подразделениях различных типов.
· Распределение зон ответственности между командирами спасательныхподразделений, организация трехсменной круглосуточной работы спасателей.
· Письменные доклады руководителей соответствующих коммунальныхслужб руководителю работ по ликвидации чрезвычайной ситуации об отключенииисточников электроснабжения, распределительных газовых сетей и водопровода отаварийного объекта.
· Ввод привлекаемых сил гражданской обороны в зону чрезвычайнойситуации и непосредственная разборка завалов, извлечение из-под обломковпогибших и пострадавших.
· Оцепление зоны проведения спасательных работ.
· Подготовка к наступлению темного времени суток основных ирезервных источников освещения мест работы спасателей.
· Обеспечение спасателей горячим питанием, чаем, питьевой водой,удобными местами отдыха.
· Организация работы служб гражданской обороны, прежде всегопротивопожарной, медицинской, охраны общественного порядка и питания.
· Организаций работы с родственниками пострадавших, по опознанию иучету погибших и пострадавших, открытие пунктов приема ценностей и другогоимущества граждан, извлекаемого из завалов, их регистрация и надежная охрана.
· Организация непрерывной работы группы следователей МВД России иФСБ России, дежурства сотрудников паспортного стола, справочной службы,электриков, сантехников и других специалистов коммунальных служб.
· Оказание пораженным первой помощи и эвакуация их в лечебныеучреждения.
Основнойобъем аварийно-спасательных работ при взрывах многоэтажных жилых домов, крупныхадминистративных зданий, торговых, спортивных и культурно-зрелищных сооруженийсвязан с разблокированием пострадавших из завалов, при этом первоочереднымитехнологическими операциями должны быть:
· укрепление неустойчивых конструкций на месте работ;
· извлечение крупногабаритных обломков сверху завала с помощьюавтокранов;
· дробление крупногабаритных обломков в теле завала;
· подбор и извлечение из завалов мелких обломков и вынос их в отвал;
· подача воздуха пострадавшим, находящимся в заваленных помещениях;
· извлечение пострадавших из завалов и вынос их на пункт сбора.
Большоевнимание должно уделяться обеспечению безопасности работы спасателей в зонечрезвычайной ситуации, прежде всего, сохранению здоровья людей.
Круководству работами на всех участках должны допускаться только опытныеспециалисты-спасатели, способные жестко требовать и контролировать строжайшеевыполнение всех технологических приемов спасательных работ.
Важнымусловием повышения оперативности реагирования на проявления террористическойдеятельности и смягчения последствий возможных террористических акций являетсясвоевременное оповещение населения и соответствующих органов управления обугрозе или совершении террористической акции.
Длявыполнения этой функции необходимо широко внедрять территориальныеавтоматизированные системы оповещения и оборудовать все потенциально опасныеобъекты локальными системами оповещения.
Созданиеединых дежурно-диспетчерских служб с использованием единого телефонного номера«01» будет способствовать повышению эффективности оповещения населения ируководящего состава органов управления РСЧС о готовящихся и совершенныхтеррористических акциях и в конечном итоге – предотвращению и смягчению ихпоследствий.
Населениеобеспечивается средствами индивидуальной защиты в установленном порядке,эвакуируется на основании решения оперативного штаба по управлениюконтртеррористической операцией по заблаговременно разработанным планам.
Мерыпо организации аварийно-спасательных и других неотложных работ ипервоочередному жизнеобеспечению населения при ликвидации чрезвычайныхситуаций, вызванных крупномасштабными террористическими акциями, планируются наоснове прогнозной оценки последствий возможных крупных аварий на потенциальноопасных объектах и возможных биолого-социальных чрезвычайных ситуаций на даннойтерритории.
Необходимыеисходные данные для такого планирования имеются в паспорте безопасностисоответствующих административно-территориальных единиц и включают виды опасныхисточников чрезвычайных ситуаций, местоположение и наименование объектов, вид иколичество опасных химических и биологических веществ, численность населения,попадающего в зону возможной террористической акции, возможные потеринаселения, а также численность населения, лишенного разных видов обеспечения.
Заключение
Терроризм сегодня является, пожалуй, самой обсуждаемой темой.Половина эфирного времени крупных мировых вещательных корпораций посвященаименно борьбе с международным терроризмом. Интернет, газеты, журналы и книжныеприлавки пестрят новостями, аналитическими обзорами, комментариями и книгами отерроризме. Сообщения об актах террористической деятельности, будь то захватсамолета или подрыв какого-либо объекта, всегда вызывали у большой частинаселения Земли не только шок, но и попытку понять, как подобное вообще моглослучиться.
Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну изопасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиямобщественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество входит вXXI столетие. Терроризм и экстремизм в любых их проявлениях все больше угрожаютбезопасности многих стран и их граждан, влекут за собой огромные политические,экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое давление набольшие массы людей, чем дальше, тем больше уносит жизней ни в чем не повинныхлюдей.
Проведениеаварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях ввоенное и мирное время является одной из основных задач гражданской обороны.
Смомента поступления сообщения о возникновении чрезвычайной ситуации (признаковее возникновения) оперативно-дежурные службы органов управления по делам гражданскойобороны и чрезвычайных ситуаций всех уровней становятся рабочими органамиКомитета чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Штаб (отдел, сектор) поделам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций формирует оперативную группу.Комитета чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности и оперативная группа (вособых случаях штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций вполном составе) поддерживают тесную связь с управлениями МЧС, отделамивнутренних дел и пожарной охраны, координационными органами функциональной итерриториальной подсистемы чрезвычайных ситуаций, с гидрометеостанциями, атакже начальниками гражданской обороны других объектов. Все это позволяетоперативно получать сведения о внезапно возникающих задачах и быстро приниматьнеобходимые решения.
Цельюпроведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах массовогопоражения является спасение людей и оказание медицинской помощи пораженным,локализация аварий и устранение повреждений, препятствующих ведению спасательныхработ, создание условий для последующего проведения восстановительных работ наобъектах экономики.
Аварийно-спасательныеработы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей,защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайныхситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействияхарактерных для них опасных факторов.
Успешноепроведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, наряду сэффективным использованием машин и механизмов, средств поиска людей подобломками (в завалах) достигается: своевременной организацией и непрерывнымведением разведки, добыванием ею достоверных данных к установленному сроку;быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач; высокойвыучкой и психологической устойчивостью личного состава; знанием и строгимсоблюдением проводящими аварийно-спасательных и других неотложных работ силамиправил и мер безопасности при проведении работ; заблаговременным изучениемкомандирами формирований особенностей вероятных участков (объектов) работ,характера их застройки, наличия коммунально-энергетических и технологическихсетей, мест хранения СДЯВ, мест расположения и характеристики защитныхсооружений; обеспеченностью штабов, служб и формирований схемами (карточками)или выкопировками из плана (ОЭ) объекта полиграфии участка работ с нанесеннымина них и привязанными к незаваленным ориентирам защитными сооружениями идругими объектами, имеющими значение для проведения аварийно-спасательных идругих неотложных работ (схемой коммунальных, энергетических сетей, колодцев);непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия сил исредств, участвующих в проведении аварийно-спасательных и других неотложныхработ и всесторонним их обеспечением.
Список использованных источников и литературы
1. Конституция РоссийскойФедерации 1993 г. – М.: «Новая волна», 1997.
2. Уголовный кодексРоссийской Федерации. – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2001.
3. Федеральный закон РоссийскойФедерации «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 г. №130-ФЗ. //Собрание Законодательства Российской Федерации, 1998. №31. Ст. 380.
4. Федеральный Закон от22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»«Российская газета», №169, 31.08.1995
5. Арустамов Э.А. Основыбезопасности жизнедеятельности. Учебник. М., 2007. 482 с.
6. Белов С.В. Безопасностьжизнедеятельности. – М., 2008. 384 с.
7. Бондаренко А.Проигранная информационная война // Независимое военное обозрение. – 1996.– 10 октября. с. 24
8. Ветошкин А.Г. Безопасностьжизнедеятельности: оценка производственной безопасности. – Пенза, 2002. 172 с.
9. Емельянов В.П. Терроризми преступления с признаками терроризирования: уголовно-правовое исследование. –СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. 254 с.
10. Емельянов В.П. Терроризми преступления террористической направленности. – Харьков: «Рубикон», 1997. 176 с.
11. Кузнецов Ю.,Никольский В. Введение в теорию национальной безопасности. Проблемы безопасностирусского народа и современность. – Алма-Ата: Верный, 1999. – 808 с.
12. Литвинов Н.Д. Антигосударственныйтерроризм: понятие и виды (историко-криминологический аспект). //Терроризм: современные аспекты. Сб. науч. статей. – М., 1999. 176 с.
13. Лунеев В.В. Организованнаяпреступность и терроризм в условиях глобализации. // Мировое сообществопротив глобализации преступности и терроризма. – М.: «Международные отношения»,2002. 268 с.
14. Лунеев В.В. Тенденциитерроризма и уголовно-правовая борьба с ним. // Государство и право, 2002.№6. с. 23
15. Ляхов Е.Г. Терроризми межгосударственные отношения. – М.: «Международные отношения», 1991. 213 с.
16. Масленников В., ПискунО. Современное состояние терроризма // Честь и закон. – 2001. – №1. с. 16
17. Микеев А.К. Технологическийтерроризм – современная реальность. // Терроризм: современные аспекты. Сб.науч. статей. – М., 1999. 294 с.
18. Михайлов Л. Основыбезопасности и жизнедеятельности. – М., 2007. 288 с.
19. Носов В.Б. Безопасностьтруда // Под ред. В.В. Амбарцумяна. – М.: Машиностроение, 2008. 312 с.
20. Ольшанский Д.В. Психологиятерроризма. – СПб.: Питер, 2002. 286 с.
21. Официальный сайтМинистерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации. www.mchs.gov.ru
22. Перфильев Б.Н. Управлениев чрезвычайных ситуациях: проблемы теории и практики. – М.: ВИНИТИ, 2007. 214 с.
23. Сайт общественногорасследования событий в Беслане. www.pravdabeslana.ru
24. Салимов К.Н. Современныепроблемы терроризма. – М.: Издательство «Щит-М», 1999. 215 с.
25. Сердюк Л.В. Насилие:криминологическое и уголовно-правовое исследование. / Под ред. Заслуженногодеятеля науки РФ, проф. С.П. Щербы. – М.: ООО Изд-во «Юрлитинформ», 2002. 244 с.
26. Смирнов А.Н. Безопасностьжизнедеятельности. Учебник. – М., 2006. 214 с.
27. Террористические акты.Сайт информационно-выставочного центра МЧС РФ. www.arspas.ru
28. Фронин В. Граница. Какохраняются рубежи нашей Родины / Интервью с директором ФСБ России НиколаемПатрушевым // Российская газета, 2007, 28 мая. с. 1