Содержание:
Введение
1. Название и задачигражданской обороны
2. Гражданскаяоборона на объектах экономики
Заключение
Список используемойлитературы
Введение
Гражданская оборона (ГО) — система мероприятии по подготовке и защите населения,материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации отопасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этихдействий (Закон РФ «О гражданской обороне» 12 февраля 1998 г. № 28—ФЗ). Гражданская оборона России является составной частью общей системы государственныхоборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время. Деятельностьгражданской обороны направлена на защиту от современных средств нападенияпротивника, так и на проведение спасательных и неотложныхаварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения причрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
1. Названиеи задачи гражданской обороны
Гражданская оборона — это система мероприятий по подготовке к защите и по защитенаселения, материальных и культурных ценностей на территории РоссийскойФедерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий иливследствие них.
Первоначально система гражданской обороны в нашей странесоздавалась как система защиты населения и объектов народного хозяйства населенияот ударов с воздуха. В 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердилПоложение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу из общейсистемы противовоздушной обороны страны была выделена как самостоятельная еечасть местная противовоздушная оборона (МПВО) для защиты населения и объектовнародного хозяйства от нападения противника с воздуха.
МПВО предназначалась для решения следующих задач: предупреждениенаселения об угрозе нападения с воздуха и оповещение, когда угроза миновала;осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства;ликвидация последствий нападения с воздуха подготовка бомбоубежищ и газоубежищдля населения; организация первой медицинской помощи пострадавшим в результатевоздушного налета.
Выполнение всех этих задач предусматривалось силами исредствами местных органов власти и объектов народного хозяйства.
Для решения задач МПВО организовывались соответствующие силы— воинскиечасти МПВО, которые подчинялись командованию военныхокругов, и/добровольные формирования МПВО (в городских районах — участковыйкоманды, на предприятиях — объектовые команды, при домоуправлениях — группысамозащиты).
Формирования МПВО создавались из расчета: 15 человек от 100 —300 рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях и от 200—500 человекжителей — при домоуправлениях.
В группы самозащиты, как правило, входило пять подразделений:медицинское; противопожарной защиты; охраны порядка; наблюдения; обслуживанияубежищ.
Подготовка кадров для МПВО осуществлялась на специальныхкурсах МПВО, а обучение населения — в общественных оборонных организациях.
Перед началом ВеликойОтечественной войны (1941 — 1945 гг.) в основном было завершено создание иподготовка различных служб МПВО: служба оповещения и связи; медико-санитарнаяслужба; службы убежищ, транспорта, торговли, общественного питания и др. Службысоздавались на базе соответствующих предприятий и организаций с помощьюгородских органов власти.
Опыт Великой Отечественной войны показал, что система МПВОвнесла существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства отналетов фашистской авиации. По имеющимся данным, силы МПВО в годы войныликвидировали последствия более 30 тыс. налетов германской авиации,предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народногохозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб. Усилиями формирований и частейМПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров.
Так была создана основа для создания единой системымероприятий по защите тыла страны, обеспечения защиты населения и устойчивостифункционирования объектов народного хозяйства.
В 50-е гг. в арсенале государств появилось новое оружие —ядерное, появились новые средства доставки ядерного оружия — ракеты. Все этопривело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защитенаселения и народного хозяйства от нового ракетно-ядерного оружия.
В июле 1961 г, МПВО была преобразована в гражданскую оборону(ГО).
Гражданская оборона стала составной частью системы общегосударственныхоборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защитынаселения и народного хозяйства страны от оружия массового поражения (ОМП) и другихсредств нападения противника, а также для проведения спасательных работ вочагах поражения и зонах катастрофического затопления.
В 50—60-е гг. XX в.система гражданской обороны была создана в большинстве крупных государств —США, Германии, Канаде, Италии, Швеции. Практически во всех странах особоезначение придавалось созданию сети убежищ и укрытий. В этих целях в ряде странбыли максимально использованы различные подземные сооружения, горные выработки,заброшенные шахты и др.
Во всех названных государствах значительное вниманиеуделялось и уделяется обучению населения правилам поведения на случай военныхдействий и при возникновении различных чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера.
В нашей стране защиту населения от оружия массового пораженияпланировалось обеспечить заблаговременной подготовкой различных защитныхсооружений созданием запасов средств индивидуальной защиты; проведением эвакуациииз крупных городов; обучением способам защиты от ОМП; оповещением об опасностинападения противника.
Для защиты объектовэкономики планировались и проводились мероприятия, направленные на повышениеустойчивости их работы в военное время: защита производственных фондов; созданиезапасов материально-технических средств; подготовка автономных источниковэлектроэнергии, газа, водоснабжения/накопление материалов и средств длявосстановительных работ.
Гражданская оборона в СССР была организована на всейтерритории страны по территориально-производственному принципу. Общее руководствоГО осуществлялось Советом Министров СССР, повседневное — начальником ГО СССР, которыйявлялся заместителем Министра обороны СССР. На местах ответственность за ГОвозлагалась на руководителей Советов Министров республик, исполкомов Советовнародных депутатов, министерств, ведомств, организаций, учреждений ипредприятий, которые являлись начальниками ГО.
Таким образом, с моментасвоего появления гражданская оборона всегда являлась составной частью системыобщегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное времядля защиты населения и объектов экономики страны от опасностей, возникающих приведении военных действий или вследствие этих действий. Свое предназначениегражданская оборона наиболее полно может осуществлять вместе с ВооруженнымиСилами страны, обеспечивая максимальное ослабление вооруженного воздействия противникапо экономическим объектам, городам, административным и другим центрам страныдля сохранения устойчивости функционирования государства.
В настоящее время цели и задачи гражданской обороныопределяются системой официально принятых взглядов на ведение гражданскойобороны с учетом внешней и внутренней политики, проводимой государством, дляобеспечения национальной безопасности и сохранения обороноспособности страны.
Совершенствование системы ГО в нашей стране неразрывносвязано с проведением реформы Вооруженных Сил, а значит, в соответствии сизменившимися геополитическими, военно-стратегическими исоциально-экономическими условиями.
Принятие в последние годы международных соглашений осокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружияснижает возможность применения ОМП в вооруженных конфликтах, но полностью ее неисключает.
Все большая роль в ведении новых войн отводится высокоточномуобычному оружию и оружию, созданному на новых физических принципах.
В последние годы значительную угрозу для России начинаетприобретать международный и внутренний терроризм (вклейка, фото 2). В сентябре 1999 г. страну потрясли взрывы жилых домов в Москве, оборвавшие десятки человеческих жизней. Воктябре 2002 г. захват террористами Театрального центра на Дубровке поставилпод угрозу сотни человеческих жизней зрителей мюзикла «Норд-Ост».
В этих условияхсохраняется роль и значение гражданской обороны в современных войнах ивооруженных конфликтах.
Гражданская оборона организуется по территориально-производственномупринципу на всей территории страны. Это означает, что планирование и проведение всех еемероприятий осуществляется как по линии Федеральных органов государственнойвласти, так и через ведомства и учреждения, ведающие производственной ихозяйственной деятельностью.
Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляетсязаблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники исредств защиты населения при ведении военных действий или вследствие этихдействий. Мероприятия ГО организуются и осуществляются с учетом возможностивозникновения любого из видов вооруженных конфликтов, в том числе актовтерроризма, и применения всех современных средств поражения, включая оружиемассового поражения.
Введение гражданской обороны на территории РоссийскойФедерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявлениясостояния войны, фактического начала военных действий либо введения ПрезидентомРоссийской Федерации военного положения на территории России или в отдельных ееместностях.
В мирное время силы и средства гражданской обороны участвуютв защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного итехногенного характера.
План гражданской обороны РФ утверждает и вводит в действие вслучае необходимости Президент Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации: руководит обучениемспособам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий иливследствие этих действий; принимает участие в проведении мероприятий погражданской обороне; оказывает содействие органам государственной власти врешении задач в области гражданской обороны.
Руководство гражданской обороной в РФ осуществляет Правительство РоссийскойФедерации.
Руководство ГО вфедеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют ихруководители.
Руководство гражданскойобороной на территории субъектов РФ и муниципальных образований осуществляютсоответственно главы органов исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации и руководители органов местного самоуправления. Все они по должностиявляются начальниками гражданской обороны.
2.Гражданская оборона на объектах экономики
Основные задачи, стоящие перед гражданской обороной, можно сформулироватьследующим образом:
— обучение населения способам защиты от опасностей,возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
— оповещение населения об опасностях, возникающих при ведениивоенных действий или вследствие этих действий;
— эвакуация населения, материальных и культурных ценностей вбезопасные районы;
— предоставление населению убежищ и средств индивидуальнойзащиты;
— проведение мероприятийпо световой и другим видам маскировки;
— проведение аварийно-спасательных работ в случаевозникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
— первоочередное обеспечение населения, пострадавшего приведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинскоеобслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочноепредоставление жилья и принятие других необходимых мер;
— борьба с пожарами, возникающими при ведении военныхдействий или вследствие этих действий;
— обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному,химическому, биологическому и иному заражению. Обеззараживание населения,техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
— восстановление и поддержание порядка в районах,пострадавших при ведении военных действий, срочное восстановлениефункционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
— срочное захоронение трупов в военное время;
— разработка и осуществление мер, направленных на сохранениеобъектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики ивыживания населения в военное время.
Гражданская оборона в Российской Федерации формируется потерриториально-производственному принципу. В зависимости от обстановки системагражданской обороны может функционировать в одном из следующих режимов:
— режим повседневной деятельности — функционирование в мирноевремя при нормальной обстановке, с учетом развития вооружения, военной техникии средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военныхдействий;
— режим повышенной готовности — при ухудшении производственной,радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологическойобстановки, угрозе развязывания войны;
— чрезвычайный режим — начинается с момента объявления состояниявойны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФвоенного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.
На федеральном уровне руководство ГО осуществляетправительство РФ, в федеральных органах исполнительной власти и организацияхуправление гражданской обороной возложено на их руководителей, являющихся подолжности начальниками ГО указанных органов и организаций. На территорияхсубъектов РФ и муниципальных образований руководства ГО осуществляютсоответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководителиорганов местного самоуправления, которые по должности одновременно являютсяначальниками ГО. Все начальники и руководители ГО несут персональнуюответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО в федеральныхорганах исполнительной власти на соответствующих территориях и в организациях.
Для выполнения мероприятий по ГО создаются федеральные,республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов,районные и городские службы ГО, а также службы ГО организаций.
В состав сил ГО в зависимости от уровня входят воинские формирования,специально предназначенные для решения задач в области ТО, и гражданскиеорганизации ГО.
Гражданские организации ГО создаются организациями, имеющимипотенциально опасные производственные объекты, важное оборонное и экономическоезначение или представляющие высокую степень опасности возникновениячрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. В гражданские организации ГОмогут быть зачислены граждане РФ: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины ввозрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющихмобилизационное предписание, инвалидов, беременных женщин, женщин, имеющихдетей в возрасте до восьми лет, а также женщин, получивших среднее или высшеемедицинское образование, имеющих детей в возрасте до трех лет.
Создание гражданской организации ГО объекта начинается спринятия соответствующего решения руководителем предприятия (по статусуначальника ГО объекта) на основании указаний (приказов) регионального центра,глав администрации города (района), что закрепляется приказом по предприятию идоводится до сведения всех руководителей и персонала подразделений. ГО объектавключает в себя штатное подразделение (штаб ТО объекта) и нештатныеподразделения (добровольные формирования ГО, эвакоорганы, штабы ГО площадок,подразделений объекта).
На каждом объекте должно быть разработано положение о ГО, вкотором обозначаются задачи ГО объекта, основные из которых следующие:
— организация защиты рабочих и служащих от последствий аварий,катастроф, стихийных бедствий, а также от средств поражения противника;
— участие в разработке и проведении комплекса мероприятий,повышающих устойчивость работы объекта в условиях мирного и военного времени;
— своевременная разработка и уточнение планирующих документовпо ГО;
— создание, подготовка и поддержание в готовностиформирований ГО;
— организация иосуществление мероприятий, обеспечивающих выполнение спасательных иаварийно-восстановительных работ;
— контроль за поддержанием в готовности пунктов управления,систем оповещения и связи;
— организация постоянного взаимодействия со штабов ГО района(города) с соответствующими службами ГО по вопросам рассредоточения иэвакуации, оповещения и связи, проведения спасательных работ, организацияконтроля радиоактивной и химической обстановки;
— обеспечение рабочих и служащих, формирований ГО индивидуальнымисредствами защиты, другими материальными средствами;
— определение требований, разработка заданий напроектирование убежищ и организация контроля за их сооружением и правильнойэксплуатацией;
— разработка предложений и направлений совершенствованиядействующей системы ГО, повышению надежности защитных мероприятий.
Выписка из Положения, содержащая обязанности по ГО рабочих ислужащих и обязанности по ГО руководителей структурных подразделений, доводитсядо персонала всех подразделений и является составной частью должностных инструкцийсотрудников подразделений.
План работы ГО объекта на мирное время является основнымрабочим документом штаба ГО. Он должен содержать подробную характеристикуобъекта; прогнозную оценку ситуации на объекте при различных видах ЧС; переченьвыполняемых мероприятий и последовательность действий всех служб иподразделений ГО объекта в условиях ЧС. К плану прилагаются следующие документыи дополнения:
— схема территории объекта (с указанием предназначения зданийи количества работников в каждом);
— инструкции безаварийной Остановки отдельных видовпроизводств;
— схема расположения пожарных гидрантов, пожарных кранов,средств пожаротушения;
— список руководящего состава объекта (домашний адрес,телефон), которые должны быть немедленно оповещены в случае аварии;
— перечень формирований (добровольная пожарная дружина,добровольная газоспасательная служба и т. д.);
— ведомость обеспеченности индивидуальными средствами защитыработников объекта, с указанием мест их складирования и хранения, ответственныхлиц;
— ведомость обеспеченности формирований приборами,комплектами и другим имуществом ГО;
— список аварийно-технических служб района;
— перечень организаций района по оказанию экстренноймедицинской помощи;
— принятая в районе, ведомстве система информации и докладовпо ЧС;
— формализованный бланк расчета ущерба при ЧС;
— режимы радиационной защиты.
Важной задачей штаба ГО является обучение и подготовка персоналак действиям в ЧС. Процесс обучения является многоуровневым. Он включает в себявводный инструктаж, текущий инструктаж, ознакомление с характеристиками испособами обращения с индивидуальными и коллективными средствами защиты,проведение учебных тревог и т. д.
По приеме на работупроводится вводный инструктаж, для чего штабом ГО объекта разрабатываетсяспециальное пособие (инструкция вводного инструктажа). Ознакомление и изучениеинструкции рабочими и служащими может проводиться непосредственно вподразделении в течение первой недели после трудоустройства. Руководителиотдельных служб и подразделений проходят обучение в штабе ГО объекта. Повторныеинструктажи с рабочими и служащими проводятся по правилам и в сроки,установленные для инструктажей по технике безопасности.
Заключение
Гражданская оборона на современном этапе продолжаетоставаться важной общегосударственной функцией, составной частью системынациональной безопасности страны, призванной обеспечить защиту населения,материальных и культурных ценностей в экстремальных условиях военного времени.Она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственнойвласти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности ижизнедеятельности государства. Гражданская оборона преследует самуюгуманитарную цель — оказание всесторонней помощи гражданскому населению в ходевоенных действий.
Список используемой литературы:
1.Арустамова Э. А. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. — М., 2003.
2. БеловС. В. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. — М.: Высшая школа, 2000.
3. РусакО.Н. Безопасность жизнедеятельности: Уч. пос.- СПб.: МАНЭ и БЖД, 2000.
4.Экологическое право в России / Под ред. В.Д. Ермака, О.Я. Сухарева.-М: ИМП,2003
5. ХванТ.А. Безопасность жизнедеятельности: Уч. пос. – Ростов- на- Дону: Феникс, 2001