Министерство образования и науки Украины Запорожская государственная инженерная академия Кафедра экономической теории Курсовая работа на тему: «Антимонопольное законодательство и регулирование в Украине» Выполнила: студентка гр. УиА-01-д. Серобаба Э.В. № зачетной книжки 010463 Проверила: ас. Власенко Т.П. Запорожье Содержание: Введение 3 Глава І. Монополистические тенденции и монополии рыночной экономике 4 1.1.
Возникновение и сущность монополий 2. Формы и виды монополий 3. Монопольная цена. Монополия и конкуренция 4. Ценовая политика монополистов 5. Особенности современной монополизации народного хозяйства, ее позитивные и негативные факторы. 16 Глава ІІ. Антимонопольная политика на современном этапе 1. Антимонопольное законодательство 2. Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики 25 2.3.
Антимонопольное законодательство за рубежом 4. Анализ использования антимонопольной политики и антимонопольного законодательства США и стран Западной Европы и возможность их использования на Украине 33 Заключение 36 Список использованной литературы 38 Введение Проблемы монополизации хозяйственной жизни , конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня
пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Украиной: без приня-тия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономи-ческих преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования
государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации эконо-мики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий. В Украине процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически
начался с нуля, так как присутст-вующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конку-ренции в хозяйственной деятельности. Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершен-ствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением Украины необходимости эко-номических реформ в данной сфере.
В данной курсовой работе мы постараемся рассмотреть основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики; действующее на Украине антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, а также законодательство стран с развитой рыночной эко-номикой в области антимонопольной практики, опыт которой является небезын-тересным и для Украины. Глава І. Монополистические тенденции и мо-нополии рыночной экономике 1.1.
Возникновение и сущность монополий В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую ис-торию развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции — этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистиче-ских образований в экономике. История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой
степени проявляются на всех эта-пах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указыва-ет на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спа-сение кризисных потрясений в монополистической практике.
Не случайно моно-полии в тогдашней экономической литературе получили название “детей кризи-са”. Что представляют собой монополистические образования? Если обратить внимание на промышленное производство, то это отдельные крупные предпри-ятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые произво-дят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему за-нимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс
ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли. Следовательно, главным признаком монопольного образования (монопо-лии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как до-минирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность само-стоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия.
Оно позволяет им избежать целый ряд проблем и рисков, свя-занных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концен-трируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возмож-ность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои ус-ловия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обще-ству свои личные интересы. 2. Формы и виды монополий Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три
основных: естественная, административная и экономическая. Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворя-ется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные
услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не един-ственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают мо-нопольное положение на рынке. Административная монополия возникает вследствие действий государст-венных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам ис-ключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий,
ко-гда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциа-циям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они высту-пают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административ-ная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств
и ведомств. Бо-лее того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государствен-ной собственности на средства производства. Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появ-ление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе зако-номерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке.
К нему ведут два пути. Пер-вый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке. Что является причиной появления и развития монополистических тенден-ций?
По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки зре-ния. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыноч-ному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образо-вания определяются как закономерные. Один из предпочитателей таких взглядов — английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно” .
Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все доро-ги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономиче-ской выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом , можно сде-лать вывод, что монополистические тенденции
в экономике вытекают из закона максимизации прибыли. Иной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении яв-ляется закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движите-лем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увели-чивать масштабы производства.
При этом из массы средних и малых предпри-ятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убы-точную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масшта-бов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики.
Таким образом, напрашивает-ся вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над ма-лым. Современная теория выделяет три типа монополий: 1) монополия отдельного предприятия; 2) монополия как соглашение; 3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта. Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетель-ствует сам факт исключительности
этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает посто-янное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами. Более доступным и распространенным является путь соглашения несколь-ких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда про-давцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в
без-альтернативных условиях. Различают пять основных форм монополистических объединений. Монопо-лии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредствен-но производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты. Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы произ-водства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт,
производственную и коммерческую самостоятель-ность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта. Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промыш-ленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производ-ственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт това-ра осуществляется общей сбытовой конторой.
Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополи-стических объединений как трест. Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства произ-водства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоя-тельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы,
управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают ак-ции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваи-вать соответствующую часть прибыли треста. Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен пред-приятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный про-дукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения фи-нансовый контроль.
В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились начали раз-виваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих техни-ческого и производственного единства. Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности.
Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор. 1.3. Монопольная цена. Монополия и конку-ренция Особого внимания требует вопрос ценовой политики монополистических образований. Последние, как уже говорилось выше, используя свое монополисти-ческие положение, имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать их. Вследствие этого появляется новая разновидность цены —
монопольная цена, которая устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положе-ние на рынке, и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потре-бителя. К этому следует добавить, что эта цена расчитана на получение сверхпри-былей, или монополистических прибылей. Именно в цене реализуется выгода мо-нопольного положения. Особенность монопольной цены заключается в том, что она сознательно от-клоняется от реальной рыночной,
которая устанавливается в результате взаимо-действия спроса и предложения. Монопольная цена является верхней или нижней в зависимости от того, кто ее формирует — монополист или монопсонист. В обо-их случаях обеспечивается выгода последних за счет потребителя или мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему части продукта. Таким образом, монопольная цена являет собой определенную “дань”, которую общество вынуждено платить
тем, кто занимает монопольное положение. Отличают монопольную высокую и монопольную низкую цены. Первую устанавливает монополист, оккупировавший рынок, и с ней вынужден мириться потребитель, лишенный альтернативы. Вторую формирует монополист по отно-шению к мелким производителям, которые тоже не имеют выбора. Следователь-но, монопольная цена осуществляет перераспределение продукта между хозяйст-венными субъектами, но такое перераспределение, которое основывается на вне-экономических факторах.
Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается — она отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая получения сверхизлишнего продукта. Структура монопольной цены может быть представлена формулой: Рмон.= Р1 + Р2 +Р3, где Р1 — средняя прибыль, получаемая предпринимателями в условиях свободного перемещения капитала в результате действия межотраслевой конку-ренции;
Р2 — обычная сверхприбыль, получаемая предпринимателями, которые осуществляют нововведения; Р3 — монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения. Монопольная цена — это верхняя цена, за которую монополист может про-дать товар или услугу и которая содержит в себе максимальную Р3. Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течение длительного времени невоз-можно. Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают в отрасль других пред-принимателей,
которые в результате “ломают” монополию. Следует учитывать и то, что монополия может регулировать производство, но не спрос. Даже она вынуждена учитывать реакцию покупателей на увеличение цен. Монополизировать можно только товар, на который существует неэлластич-ный спрос. На и в такой ситуации подорожание продукции приводит к ограниче-нию ее потребления. Монополист имеет две возможности: или применить не-большой дефицит для удержания высокой цены, или
увеличить объем продажи, но уже по сниженным ценам. Одним из вариантов ценового поведения на олигополистических рынках является “лидерство в ценах”. Существование нескольких олигополистов, каза-лось бы, должно повлечь за собой конкурентную борьбу между ними. Но оказы-вается, что она в форме ценовой конкуренции привела бы только к общим поте-рям. У олигополистов есть общий интерес для удержания единых цен и недопу-щения “ценовых войн”.
Это достигается с помощью негласного соглашения при-нимать цены фирмы-лидера. Последняя — это, как правило, самая крупная фир-ма, определяющая цену определенного товара, остальные же фирмы принимают ее. Самуэльсон определяет, что “фирмы молча вырабатывают такую линию пове-дения, которая исключает острую конкуренцию в отрасли цен” . Возможны и другие варианты ценовой политики, не исключая прямого со-глашения между олигополистами.
Цена природных монополистов находится под контролем государства. Правительство постоянно проверяет цены, устанавливает предельные границы, исходя из необходимости обеспечить определенный уро-вень рентабельности фирмы, возможностей развития и т.д. Правительство Украины в 1993 г. ввело прямое государственное установле-ние цен на продукцию природных монополистов. Для экономических монополи-стов предусмотрено установление жесткого государственного контроля
за ценами через систему декларирования, в процессе которого государственные контроль-ные органы на основе поэлементного контроля производственных затрат и при-были определяют правомерность изменения цен. Особого рассмотрения требует соотношение конкуренции и монополии в современной экономике. Конкуренция принадлежит к основным понятиям рын-ка, то есть к таким, без которых он не может функционировать. Можно сказать, что развитие рынка было одновременно и развитием конкурентных отношений.
Конкурентный рынок предусматривает наличие неограниченного числа продавцов, а также ситуацию, в которой каждый из них не имеет возможности влиять на цену. Здесь также существует свободный, безпрепятственный доступ хозяйственных объектов к любому виду деятельности, наглядная и доступная ка-ждому информация о состоянии рынка и возможных альтернативах, здесь имеет место диктат потребителя над производством. Все это свидетельствует о господ-стве свободной конкуренции.
Но небезопасность конкуренции подталкивает предпринимателей к попыт-кам уклониться от нее, а это возможно только при завоевании монопольного по-ложения. Монополия — это понятие, противоположное конкуренции. Это хорошо видно на примере абстрактной категории “чистая монополия”, которая характери-зует ситуацию абсолютной монополизации рынка одной формой. Естественно, что это полярно противоположная ситуация, где для конкуренции совсем не оста-ется места. Конкуренции в конце прошлого столетия нанесен значительный
удар со стороны монополий. Стремительная монополизация хозяйственной жизни спро-воцировала сворачивание и модификацию конкурентных отношений, возникла угроза существования конкуренции как таковой. Однако общество быстро оцени-ло пагубность такой ситуации и своими решительными действиями не допустило перехода ее состояния в критическое положение. Современная рыночная экономика характеризуется сосуществованием, пе-реплетением конкуренции и монополии. Очень важной является проблема их со-отношения.
Можно вести речь о диалектическом единстве монополии и конку-ренции. К. Маркс говорил: “В практической жизни мы находим не только конку-ренцию, монополию и их антогонизм, но также и их синтез, который является не формулой, а движением. Монополия создает конкуренцию, конкуренция создает монополию. Синтез заключается в том, что монополия может удержаться благо-даря тому, что она постоянно вступает
в конкурентную борьбу” . В таких услови-ях конкуренция перестает быть единым регулятором производства. Современный хозяйственный механизм представляет собой объединение стихийного рыночного регулирования с сознательным управлением со стороны монополий и государства. Одну из его основ составляет конкуренция, но в совре-менных условиях это преимущественно несовершенная конкуренция. Можно выделить следующие особенности несовершенной конкуренции:
1. Это конкуренция, которая возникает при условиях существования моно-полистических образований, соревнующихся как между собой, так и с предпри-нимателями среднего и малого бизнеса. В ней тон задают продавцы и покупатели, которые имеют определенную монопольную власть над продуктом, имеют воз-можность манипулировать ценами. 2. Если совершенная конкуренция происходила прежде всего за обеспече-ние сбыта продукции, то монополистическая имеет значительно больший диапа-зон целей.
Здесь конкурентная борьба ведется за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, результатов научно-технического прогресса, кредитных ре-сурсов; 3. Конкуренция все больше перемещается из сферы обращения, где проис-ходит реализация товаров, в сферу непосредственного производства, с отраслево-го на межотраслевой, общехозяйственный уровень. Несовершенная конкуренция основывается прежде всего на нововведениях в средства производства, техноло-гию, которые снижают затраты на единицу товара.
Инновации в руках монополи-стов становятся методом конкурентной борьбы. 4. Значительно расширяется арсенал способов такой борьбы. Рядом с цено-вой конкуренцией, использовавшейся ранее, применяются и другие способы. От-личают три основные формы конкурентной борьбы: ценовая, неценовая и неэко-номическая (нечестная). Ценовая конкуренция — это соревнование производите-лей путем уменьшения затрат производства, снижения
цен на товары и услуги без существенного изменения их ассортимента или качества. Производители исполь-зуют манипулирование ценами, теневые цены, тайные уменьшения, маневрирова-ние ценами на разных рынках. Неценовая конкуренция — это завоевание конку-рентного преимущества за счет лучшего использования достижений научно-технического прогресса. Здесь применяется продажа товаров более высокого ка-чества, предложение новых товаров для удовлетворения
тех же потребностей, оказание большего объема услуг, увеличение сроков гарантийного обслуживания, лучшие условия выделения потребительского кредита, проведение рекламных кампаний и т.д. И, наконец, широко практикуются так называемые неэкономиче-ские методы конкурентной борьбы. Это подкупы служебных лиц для улаживания дел, технический шпионаж, переманивание на свою сторону лучших специали-стов и т.д. Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня действует качественно новая конкуренция,
которая отражает новую структуру рынка, его монопольный характер. 1.4. Ценовая политика монополистов Иногда, в целях получения дополнительного дохода, монополия, исполь-зуя свое рыночное положение, продает один и тот же товар по разным ценам на различных рынках. Это ни в коей-мере не связано с дифференциацией цен в за-висимости от качества товаров и услуг, а также с различиями в расходах на дос-тавку и хранение в различных регионах.
Ценовая дискриминация - практика применения различных цен со сторо-ны фирмы-монополиста. Применение таких цен не только возможно в силу обособления рынков друг от друга географически или тарифными барьерами, но и становится необхо-димым для получения максимальной прибыли вследствие различной реакции спроса на изменение цены (эластичности спроса) на этих обособленных рынках, а следовательно, и готовности отдельных потребителей приобрести необходимое количество товара по цене выше средней рыночной.
Обычно ценовую дискриминацию подразделяют на два типа. 1. Дискриминация по единицам продаваемой продукции. Суть ее заключается в различных условиях покупки товара или оплаты услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемого. Так, цены на товары, приобретаемые в розницу, выше, чем на те же товары при оптовых за-купках. Цена на железнодорожный билет будет возрастать с увеличением пути следования,
но цена первых километров будет дороже, чем последующих. Как правило, такая ценовая дискриминация связана с постоянными издержками про-изводства и распределения товаров и услуг. 2. Дискриминация среди покупателей. Покупатели имеют различные доходы и, соответственно, способны платить за один и тот же товар разную цену. Конечно, если бы фирме удалось продать весь товар всем покупателям по высокой цене, то общий доход
был бы выше, но фирма проиграла бы в объеме продаж, что при дальнейшем повыше-нии цены привело бы к снижению дохода фирмы. Поэтому продавцы устанав-ливают дифференцированные цены за один и тот же товар на различных рынках Эти рынки могут различаться по группам потребителей, по территориям, во вре-мени и т.п. Так, многие покупатели предпочитают совершать покупки во время се-зонных и иных распродаж, что в конечном счете выгодно фирмам. Ценовая дискриминация также часто используется фирмой в ходе конкурентной
борьбы для переманивания покупателей у других фирм, желающих отобрать право мо-нополии у первой фирмы. Ценовая дискриминация возможна при обязательном выполнении трех условий: 1. Фирма должна обладать достаточной монопольной силой, чтобы контро-лировать производство и ценообразование; 2. Должна быть исключена возможность перепродажи товара. Если можно купить товар на одном рынке по низкой цене и продать на другом по высокой, то это приведет
к изменению спроса и предложения, а в результате - и к выравнива-нию цен, что подорвет ценовую дискриминацию; 3. Способность производителя к определению структуры рынка. Многие фирмы систематически занимаются анализом поведения покупателей, классифи-цируя их с учетом характера работы, доходов, пола, возраста, семейного поло-жения, вкусов, места жительства и т.д выделяя покупателей в отдельные груп-пы, каждая из которых готова платить разную цену за товар.
Рассмотрим последствия ценовой дискриминации. С одной стороны, дифференцируя цены, фирмы увеличивают свои прибыли за счет покупателей. Но с другой - монополисту становится выгодно увеличивать объем производства. В таком случае ценовая дискриминация может способствовать росту эффектив-ности функционирования рынка, поскольку она ведет к росту объема предложе-ния и спроса. И положительным является то, что те участки рынка, которые не получили бы никаких товаров и услуг в
случае единой цены, также обслуживают-ся. 1.5. Особенности современной монополиза-ции народного хозяйства, ее позитивные и нега-тивные факторы. Монополистические тенденции в народном хозяйстве на сегодняшний день выделяются рядом факторов. К ним относится прежде всего научно-техническая революция (НТР), которая начала разворачиваться в странах с развитой промыш-ленностью с середины 50-х годов. Совершенствуя всю систему производительных сил, НТР обусловила значительное сокращение материалоемкости,
энергоемко-сти, капиталоемкости продукции, уменьшение масштабов высокоэффективных предприятий в отдельных отраслях. Названные процессы привели к тому, что в разряд высокоэффективных рентабельных предприятий стали попадать не только монополистические объединения, но и средние и часть малых предприятий. НТР также усиливает конкуренцию, поскольку создает условия для ухудшения поло-жения той или другой монополии путем появления на рынке нового продукта вместо традиционного.
Поток научных открытий и нововведений подрывает ста-бильность позиций отдельных монополистических объединений. Особенностью современной монополизации народного хозяйства является ее межнациональный характер, усиление роли транснациональных корпораций, особенно — межотраслевых. В рамках многоотраслевых транснациональных кон-цернов создается своеобразный “управленческий холдинг”, который передает хо-зяйственное управление производством, реализацию продукции своим подразде-лениям,
филиалам, то есть усиливает их самостоятельность. Основные экономи-ческие показатели американских ТНК в национальном хозяйстве США за период с 1982 г. по 1990 г. приведены ниже ( в млрд. дол.) Показатели 1982 1986 1990 Активы 2741,6 3792 4905 Продажи 2348,4 2544 3278 Чистая при-быль 102 108,2 156 Занято (млн. чел) 18,55 18,7 17,84
Одной из особенностей современной монополизации является также ее скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости от гигантских монопо-листических объединений формально самостоятельных средних и малых пред-приятий через систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. В частности, в на-чале 80-х годов наблюдается постепенный рост степени монополизации риско-ванного капитала. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами
— в розничном товарообращении, обще-ственном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничест-ва между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен па-тентами, научно-технической информацией и т.д. Еще одна особенность современной монополизации — усиление централи-зации капитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом получают собственники монополии-интегратора.
Это усиливает монополизацию собственности, содействует ее приобщению к развитию производительных сил, то есть к структурным изменениям в экономике. Характерно, что такие процессы происходят прежде всего на межотраслевом уровне. Процессы монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственного ме-ханизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникно-вение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе
отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к эко-номии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качествен-ными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%. Таким образом, монополии на современном этапе — это преимущественно крупные предприятия с максимальной
эффективностью и минимальными затра-тами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения. С другой стороны, количество негативных факторов существования моно-полий значительно больше и первый из них — практика образования монополь-ных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “да-нью” в свою пользу.
Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в ос-новном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутрен-нем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополи-сты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наибо-лее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.
Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффектив-ности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономическо-го развития.
Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимиза-ции монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное рас-пределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически “хилых”
предпри-ятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предпри-ятиям. Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание хозяйствен-ного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рын-ка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монопо-лий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред народному хозяйству.
Глава ІІ. Антимонопольная политика на со-временном этапе 2.1. Антимонопольное законодательство Закон Украины “Об ограничении монополизма и недопущении недобросо-вестной конкуренции в предпринимательской деятельности”. Данный Закон определяет правовые основы ограничения и предупреждения монополизма, недопущения недобросовестной конкуренции в предприниматель-ской деятельности и осуществления государственного контроля за соблюдением
норм антимонопольного законодательства. Для целей настоящего Закона употребляются следующие термины: - рынок товара (товарный рынок) — сфера оборота товара одной потреби-тельской стоимости, в пределах которой определяется монопольное положение; - конкуренция — состязательность предпринимателей, когда их самостоя-тельные действия ограничивают возможности каждого их них влиять на общие условия реализации товара на рынке и стимулируют производство тех товаров, в которых нуждается
потребитель; - монопольное положение — доминирующее положение предпринимателя, дающее ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимате-лями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Монопольным признается положение предпринимателя, доля которого на рынке определенного товара превышает 35%. Решением Антимонопольного комитета Украины может определиться монопольным положение предпринимателя, доля которого на рынке определенного товара менее 35%.; - монопольная цена — цена, устанавливаемая
предпринимателем, который занимает монопольное положение на рынке и приводит к ограничению конкурен-ции и нарушению прав потребителя; - монопольная деятельность — действия (бездеятельность) предпринимате-ля (предпринимателей) при условии монопольного положения на рынке одного предпринимателя (группы предпринимателей) в производстве и реализации това-ров, а также действия (бездеятельность) органов власти и управления, направлен-ные на недопущение, существенное ограничение или устранение конкуренции; - монопольное образование
— предприятие, объединение или хозяйствен-ное общество и другое образование, занимающее монопольное положение на рынке. Злоупотреблениями монопольным положением считаются: - навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в не-равное положение, или дополнительных условий, не относящихся к предмету до-говора, в том числе навязывание товара, не нужного контрагенту; - ограничение или приостановление производства, а также изъятие из обо-рота товаров в целях создания или поддержки дефицита на рынке или
установле-ния монопольных цен; - частичный или полный отказ от реализации или закупки товара при отсут-ствии альтернативных источников снабжения или сбыта в целях создания или поддержания дефицита на рынке или установления монопольных цен; - другие действия в целях создания препятствий доступа на рынок (выхода из рынка) других предпринимателей; - установление дискриминационных цен (тарифов, расценок) на свои това-ры, ограничивающих права отдельных потребителей.
Дискриминацией предпринимателей органами власти и управления призна-ется: - запрещение создания новых предприятий или других организационных форм предпринимательства в какой-либо сфере деятельности, а также установле-ние ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, на производ-ство определенных видов товаров в целях ограничения конкуренции; - принуждение предпринимателей к приоритетному заключению договоров, первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей; - принятие решений о централизованном
распределении товаров, что при-водит к монопольному положению на рынке; - установление запрета на реализацию товаров из одного региона страны в другой; - предоставление отдельным предпринимателям налоговых и других льгот, ставящих их в привилегированное положение по отношению к другим предпри-нимателям; - ограничение прав предпринимателей по приобретению и реализации това-ров; - установление запретов или ограничений относительно отдельных пред-принимателей или групп предпринимателей.
Недобросовестной конкуренцией признается: - неправомерное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформ-ления, имитация, копирование, прямое воссоздание товара другого предпринима-теля, самовольное использование его имени; - умышленное распространение заведомо ложных или неточных сведений, которые могут нанести ущерб деловой репутации или имущественным интересам другого предпринимателя; - получение, использование, разглашение
коммерческой тайны, а также конфиденциальной информации в целях нанесения ущерба деловой репутации или имуществу другого предпринимателя. Государственной контроль за соблюдением антимонопольного законода-тельства, защита интересов предпринимателей от злоупотребления монопольным положением и недобросовестной конкуренции осуществляется Антимонополь-ным комитетом Украины в соответствии с его компетенцией. Антимонопольный комитет
Украины образуется Верховным Советом Ук-раины. В свое деятельности Антимонопольный комитет Украины подчинен и подотчетен Верховному Совету Украины. Антимонопольный комитет Украины является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Украины и своим наименованием.
В своей деятельности Антимонопольный комитет Украины руководствуется на-стоящим Законом, другими законодательными актами Украины, а также положе-нием об Антимонопольном комитете Украины, утвержденным Верховным Сове-том Украины. Сведения, полученные Антимонопольным комитетом Украины и его терри-ториальными управлениями и являющиеся коммерческой тайной, не подлежат разглашению.
Убытки, причиненные разглашением сведений, являющихся ком-мерческой тайной, подлежат возмещению в полном объеме Антимонопольным комитетом Украины в судебном порядке за счет государственного бюджета. В целях предотвращения монопольного положения отдельных предприни-мателей на рынке Антимонопольный комитет Украины и его территориальные управления осуществляют предварительные действия по государственному кон-тролю за реорганизацией (слиянием и присоединением) предприятий, созданием ассоциаций,
концернов, межотраслевых, региональных и других объединений предприятий, превращения органов управления в указанные объединения, а также за созданием, реорганизацией т ликвидацией хозяйственных обществ. Предприниматель может приобретать контрольный пакет акций акционер-ного общества, занимающего монопольное положение на рынке, при условии уведомления в месячный срок Антимонопольного комитета Украины. Такие же правила применяются и а тех случаях, если предприниматель
доли (паи) в другом хозяйственном обществе, которое занимает монопольное положение. В случаях, если предприниматели злоупотребляют монопольным положе-нием на рынке, Антимонопольный комитет Украины и его территориальные управления выдают распоряжение о принудительном разделе монопольных обра-зований. Принудительный раздел не применяется в случаях: - невозможности организационного или территориального отделения пред-приятий, структурных подразделений или структурных единиц; - наличия
тесной технологической связи предприятий, структурных подраз-делений или структурных единиц (если доля внутреннего оборота в общем объе-ме валовой продукции предприятия составляет менее 30%). Штрафы на предпринимателей налагаются Антимонопольным комитетом за: - уклонение от выполнения или несвоевременное выполнение распоряжений Антимонопольного комитета Украины о прекращении нарушений антимонополь-ного законодательства, восстановлении начального состояния или изменении со-глашений, противоречащих настоящему
Закону; - непредставление, несвоевременное представление информации монополь-ному комитету Украины и его территориальны монополия управлениям или пред-ставления заведомо недостоверных данных. Прибыль, незаконно полученная субъектами предпринимательской дея-тельности в результате нарушения данного Закона, взыскивается судом или ар-битражным судом в государственной бюджет. Убытки, причиненные злоупотреблением монопольным положением и не-добросовестной конкуренцией, подлежат
возмещению по искам заинтересован-ных лиц в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Украины. По утверждению зарубежных наблюдателей, Антимонопольное законода-тельство Украины отвечает мировым стандартам. Однако создавалось оно, к со-жалению, не в рамках реализации единой программы социально-экономических преобразований. Ее нет и по сей день. Не видя ориентиров, украинское прави-тельство, как показала жизнь, уже начально избрало неправильный
путь. Мировая практика свидетельствует о том, что только после запуска демонополизации ос-новных сфер производства следует проводить либерализацию цен и финансово-денежное реформирование. Наше правительство поступило наоборот и получило известные результаты. В суете повседневных забот, занятый собственными проблемами законода-тель принял почти четыре года назад вышеизложенный Закон, не обеспечив при этом необходимую правовую среду для его функционирования.
Жизненно важ-ные принципы деятельности этого закона и модели корпоратизации еще только обсуждались. Не было утверждено и специальное положение об Антимонополь-ном комитете, что заведомо обрекало Закон на бездействие. Лишь 26 ноября 1993 года вступил в силу Закон “ОБ Антимонопольном ко-митете”, который юридически определил полномочия принципиально нового по своему правовому статусу и компетенции органа, объединяющего контрольно-наблюдательные и судебные функции.
Именно об этом Законе положительно от-зывались западные эксперты. Сейчас на него возлагаются большие задачи в наде-жде, что и Закон, и государственная программа демонополизации экономики мо-гут создать необходимые условия для развития добросовестной конкуренции на рынке. Вновь созданной государственной структуре предстоит противостоять са-мому государству — главному монополисту, поддерживающему свои министер-ства, ведомства, военно-промышленный
комплекс. Ведь неуверенная антимоно-польная политика продолжает негативно влиять на товарно-денежное обращение, а министерства-монополисты, воплощающие львиную долю государственного бюджета, просто препятствуют демонополизации. Два года существования Анти-монопольного комитета Украины показали, как трудно продвигается работа. Но сегодня комитет уже выполняет программу-минимум — рассматривает конкрет-ные дела, совершенствует законодательную базу, создает региональные организа-
ции. Впереди его ждет программа-максимум — устранение монопольных струк-тур и создание благоприятной среды для конкуренции на рынке Украины. 2.2. Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики История развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной защиты
потребителей от деятельности монополистов, ограничения деятельности других. Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять все “плюсы” и “минусы” монополий, выработать по отношению к ним определенную политику, которая получила название монопольной. Первым ее результатом в Ук-раине оказалось антимонопольное законодательство. Оно заложено антимоно-польными законами: Законом Украины “Об ограничении монополизма и недопу-щении
недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности” и Законом Украины ”Об антимонопольном комитете”, о которых уже говорилось выше. Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или ликвидацию монопольных образований. В обществе сло-жилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы
поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще в середине прошлого столетия пришел к выводу, что появление монополий требует государственного вмешательства. Главная цель этого вмешательства заключается в защите и сохранении сво-бодной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содей-ствие малому бизнесу,
защита прав потребителя. Существуют две основные фор-мы борьбы с монополиями: 1) предупреждение создания монополий; 2) ограничение использования монопольной власти. Для проведения антимонопольной политики государство создает антимоно-польные службы, основной задачей которых является контроль монополистиче-ских тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законо-дательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять
совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предпри-ятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получате-лю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона.
При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной служ-бы должны подлежать проверке государственными судами. Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повсе-дневной жизни. Помочь в этом должна, прежде всего, пресса и другие средства массовой информации.
Прессе должно предоставляться право на соответствую-щее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискре-дитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее. На Украине единственной монопольной службой государства, кроме самого государства, является Антимонопольный комитет Украины, о функциях и задачах которого уже было сказано выше.
Может ли антимонопольная политика государства нанести вред экономике своей страны? Да, может, если она, без учета экономических взаимосвязей и без скрупулезной оценки той или иной проблемы, запрещает укрупнение фирм, кото-рое было бы полезно и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с отечественными или зарубежными конкурентами. Безусловно, от проведения антимонопольной политики в нынешних тяже-лых экономических условиях Украины чудес ожидать не приходится.
Но очень важно, чтобы проведение антимонопольной политики завоевало доверие и под-держку населения, чтобы люди знали, что они могут обратиться в антимонополь-ные службы со своими проблемами. Необходимо убедить людей, что свободная конкуренция является добром для всех. 2.3. Антимонопольное законодательство за рубежом Во всех промышленно развитых странах в настоящее время осуществляется правовое регулирование (как правило, в рамках торгового права) процесса кон-центрации
капитала и конкуренции в целях смягчения экономических и социаль-ных последствий монополистической практики. Разработка и принятие антимонопольного законодательства — одно из са-мых важных средств такого государственного регулирования экономики. В со-временный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механиз-ма . При этом под олигополией понимается такая организация отрасли (или ло-кального рынка), при которой
ограниченное число крупных производителей вы-пускают значительную или преобладающую часть отраслевой продукции и бла-годаря этому они способны либо осуществлять самостоятельную монопольную политику, либо вступать в монопольный сговор относительно единой рыночной политики. Важнейшая черта олигополистического рынка — взаимодействие кон-курентных и монопольных сил. Следует отметить, что антимонопольное законо-дательство не является первой попыткой в истории развития
регулируемой кон-куренции. Впервые регулирование конкурентных отношений возникло в середине ХIХ века в рамках законодательства о пресечении недобросовестной конкурен-ции, когда назрела необходимость в правовом регулировании методов и средств ведения конкуренции с тем, чтобы уберечь от дезорганизации товарно-денежные отношения. Возвращаясь к генезису антимонопольного законодательства, необходимо отметить, что исторически сложилось два типа антимонопольных законов.
Пер-вый из них предусматривает формальное запрещение монополии, второй строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений . Речь идет об антитрестовском законодательстве США и евро-пейской системе антимонопольного законодательства, которая предусматривает контроль за монополистическими объединениями в целях недопущения их зло-употреблений своим господствующим положением на рынке. В странах европей-ской системы антимонопольного законодательства
предусмотрена регистрация определенных видов соглашений о создании монополий или существенном огра-ничении конкуренции. При противоречии указанных соглашений публичным ин-тересам они признаются государственным органом, регистрирующим подобные соглашения, вышестоящим государственным органом или судами недействитель-ными. Американская система антимонопольного законодательства принята в Ар-гентине и ряде других стран. Европейская система помимо стран
Западной Евро-пы действует в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное положение между этими двумя системами занимает законодательство ФРГ, что объясняется тем фактом, что антимонопольное законодательство этой страны наряду с общей нормой о запрете монополий предусматривает большое количество исключений из этого принципа. Первый антитрестовский закон был принят в штате Алабама в 1883 году.
Затем, на протяжении 1889-1890 годов, аналогичное законодательство было при-нято в других штатах США . Принятие антитрестовского законодательства мно-гими штатами способствовало разработке соответствующих законов на федераль-ном уровне. Так, в 1890 г. появляется так называемый Закон Шермана, положив-ший начало антимонопольному законодательству США. Главной особенностью этого законодательства является формальный запрет монополий, что придает ему,
в отличие от законодательства других стран, наиболее жесткий характер. В 1914 г. в развитие общих положений Закона Шермана были приняты Закон Клейтона и Закон о федеральной торговой комиссии. Эти три нормативных акта с последую-щими изменениями и дополнениями составили костяк антимонопольного законо-дательства США. Основная особенность антитрестовского законодательства
США заключает-ся в принципе запрета монополий как таковых, то есть признания их незаконными изначально, в то время как западноевропейское антимонопольное законодатель-ство строилось на принципе регулирования монополистической практики путем устранения ее отрицательных последствий. Но вскоре судебная практика в США нашла инструмент, посредством которого жесткое правило запрета всякой моно-полии нашло смягчение. Таким инструментом стало так называемое “правило ра-зумности”, одобренное
Верховным судом США в 1911 г. Верховный суд постано-вил, что Закон Шермана основывается на доктринах общего права об ограничении торговли и что его следует толковать в пользу запрета только тех ограничений, которые можно классифицировать как “неразумные” согласно принципам общего права. Кроме этого, американские суды со временем стали использовать и другие средства регулирования конкуренции, что в целом открыло для них и возмож-ность более гибкого подхода к регламентации монополистической
практики, и широкое поле судебного усмотрения. Так, в американской правовой литературе указывается, что отрицательные последствия жесткого правила незаконности мо-нополий как таковых могут быть устранены тремя способами: более узким толко-ванием этого правила, установлением исключений из него и использованием как первого этапа в более широком анализе монополистической практики в рамках применения “правила разумности”. Однако сам режим антитрестовского регулирования время от времени пре-терпевает определенные изменения
(смягчение или ужесточение), связанные с различными факторами, в частности со сменой экономической политики после прихода к власти определенной администрации, ослаблением или усилением го-сударственного вмешательства в дела частного сектора. Преобладающей в на-стоящее время является оценка монополизма и его антипода — конкуренции, ис-ходя из принципа эффективности экономики. Иными словами, отрицательные по-следствия монополизма в плане ограничения конкуренции могут перекрываться
экономической эффективностью монополизации тех или иных рынков. Ярким примером страны с европейской системой патентного законода-тельства является Великобритания. В целом оно либеральнее американского ан-титрестовского законодательства, так как следует традиционной британской по-литике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешатель-ства в хозяйственную деятельность предпринимателей.
Становление современного антимонопольного законодательства в Велико-британии связано с принятием в 70-х годах нашего столетия ряда нормативных актов в области ограничительных торговой практики и добросовестной торговли: Закона о добросовестной торговле 1973 г Закона об ограничительной торговой практике 1975 г законов о суде по ограничительной практике 1976 и 1977 г.г Закона о перепродажных ценах 1976 г. Результатом попытки совершенствования правового регулирования
процессов монополизации в стране стали разработка и принятие Закона о конкуренции 1980 г. Однако в целом надежды, возлагаемые на этот Закон, не оправдались, поскольку процедура контроля за антиконкурентной практикой не стала более оперативной и не возросло количество рассматривае-мых дел. С принятием Закона от 19 июля 1977 г. наметились глубокие изменения во французском антимонопольном законодательстве.
Так, в соответствии с этим За-коном были ужесточены санкции по отношению к запрещенным картелям и зло-употреблению доминирующим положением на рынке. Впервые был организован контроль за концентрацией производства. В 1986 г. Принято новое французское антимонопольное законодательство, которое существенно отличается от ранее действовавшего. Суть его можно понять в связи с государственным вмешательст-вом в экономическую жизнь страны (так называемая политика “дирижизма”), в частности с государственным регулированием цен.
Поворотным моментом в эко-номической политике Франции стал отказ от экономического вмешательства со стороны государства, хотя и со многими оговорками. Отныне борьба с инфляци-ей, установление и регулирование цен попало под действие рыночного механиз-ма. Как указывалось выше, антимонопольное законодательство ФРГ занимает промежуточное положение между двумя системами антимонопольного законода-тельства.
Значительным импульсом в развитии антимонопольного законодатель-ства в ФРГ стало утверждение там свободной рыночной экономики в послевоен-ное время. В 1949 г. были разработаны два законопроекта: об обеспечении конку-ренции путем повышения эффективности и о ведомстве по монополиям. Работа в этом направлении была продолжена и завершилась принятием в 1957 г. Закона против ограничений конкуренции, который в обиходе получил сокращенное на-звание
Картельного закона, что не совсем точно отражает его содержание, по-скольку он призван регламентировать ограничения конкуренции не только в фор-ме картелей. В последующие годы в Картельный закон были внесены многочис-ленные изменения. В настоящее время Закон действует в редакции 1989 года. Вступив в силу 1 января 1990 г он так теперь и датируется.
Следует отметить, что Картельный закон ФРГ покоится на двух принципах: принципе запрещения и принципе контроля и регулирования монополистической деятельности. Как и в США, он запрещает определенную категорию соглашений, например картельные договоры и картельные постановления. Однако эти запреты сопровождаются мно-гочисленными исключениями, которые в значительной степени нейтрализуют принцип запрещения монопольной практики.
Так, если Закон Шермана объявляет незаконным заключение любого договора, ограничивающего торговлю, то Кар-тельный закон ФРГ признает недействительным исполнение картельных догово-ров или постановлений. Кроме того, в отличие от горизонтальных конкурентных ограничений, вертикальные ограничения формально не запрещаются. Они подле-жат административному контролю с целью предупреждения антиконкурентной практики. Опыт законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о различных источниках правового регулирования
пресечения недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности: отдельно принятые антимоно-польные законы и законы о пресечении недобросовестной конкуренции (Австрия, Испания, Канада, ФРГ, Швейцария); антимонопольные законы и общие нормы гражданского права в области пресечения недобросовестной конкуренции (Ита-лия, Франция); антимонопольные или антитрестовские законы и судебные преце-денты в области пресечения недобросовестной конкуренции (Великобритания,
США). 2.4. Анализ использования антимонопольной политики и антимонопольного законодательства США и стран Западной Европы и возможность их использования на Украине Анализ антимонопольного законодательства зарубежных стран позволяет выделить следующие антиконкурентные действия: горизонтальные ограничения конкуренции, вертикальные ограничения конкуренции, злоупотребление домини-рующим положением на рынке и др. Горизонтальные ограничения конкуренции определяются как договоры
ме-жду сторонами, ведущими дела на одном и том же уровне производства или рас-пределения товаров (услуг). Они могут варьироваться от простых двухсторонних сделок до многосторонних соглашений. К типичным горизонтальным ограниче-ниям можно отнести картельные договоры, которые, в частности, регламентиру-ют цены, разделяют рынки сбыта, устанавливают своеобразные условия торговли, включая дисциплинарные санкции за нарушение договора его участниками. Гори-зонтальные ограничения конкуренции относятся к наиболее
серьезным наруше-ниям антимонопольного законодательства. При вертикальном ограничении конкуренции, как правило, ограничитель-ные условия принимаются в одностороннем порядке, поскольку господствующий на рынке предприниматель в состоянии навязать свои условия более слабому контрагенту. К категории вертикальных ограничений конкуренции можно отнести прежде всего договоры об исключительных торговых операциях (речь идет о до-говорах продажи лишь определенным покупателям или
о приобретении товаров только у определенных поставщиков), связывающие договоры (продажа с прину-дительным ассортиментом, когда продавец обусловливает продажу основного то-вара приобретением второстепенного, связанного с основным), установление или поддержание перепродажных цен, ограничительные условия в договорах о пере-даче прав на объекты промышленной собственности (договоры уступки и лицен-зионные договоры). Но несмотря на вышесказанное, не всегда бывает легко отли-чить горизонтальные ограничения конкуренции
от вертикальных, например, в случае перекрестного лицензирования в отношении прав на промышленную соб-ственность или когда конкурирующие предприниматели назначают друг друга исключительными дистрибьюторами своих товаров. Монополизация рынка в зарубежных странах проходит в основном двумя путями: приобретением предприятий конкурентов (горизонтальная интеграция) или налаживанием своей собственной системы снабжения и быта товаров (верти-кальная интеграция). Антиконкурентным можно также считать приобретение конкурирующих
компаний: никакая корпорация, занимающаяся торговлей, не имеет права приоб-ретать, прямо или косвенно, весь или часть акционерного капитала (или имущест-ва другой корпорации). Подводя итоги, можно сказать, что в западных странах проведение антимо-нопольной политики и антимонопольное законодательство получили широкое развитие, а главное, что этот механизм контроля за монополиями и ее отрица-тельными последствиями успешно действует на протяжении многих лет.
Здесь тоже есть свои негативные факторы, например, нарушение незыблемости общего запрета монополий путем исключения из этого запрета, распространяющееся как на отдельные компании, так и на целые отрасли. Но в целом можно сказать, что антимонопольные законодательства США и стран Западной Европы, хоть и прин-ципиально отличаются друг от друга во многих отношениях, являются скурпулез-но продуманными и экономически обоснованными, что обусловливает возмож-ность их частичного
использования в антимонопольной политике Украины. Антимонопольное законодательство Украины, как уже говорилось выше, отвечает требованиям мировых стандартов. Но при этом было бы желательным и введение на примере антимонопольной практики зарубежных стран жесткого контроля за выполнением данного законодательства. Это одно из самых “боль-ных” мест в государственно-правовой структуре Украины: принимаются в прин-ципе неплохие законы, но введение их в жизнь либо постоянно
получает отсроч-ку, либо вообще не происходит. Поэтому для нормального функционирования ан-тимонопольного законодательства необходимо создать еще одно его звено — ко-миссию по контролю за выполнением распоряжений антимонопольных органов, предоставив ей все полномочия по применению санкций по отношению к нару-шителям антимонопольного законодательства. Таким образом, в процессе совершенствования украинского антимонополь-ного законодательства могут быть использованы антимонопольное законодатель-ство промышленно развитых
стран и практика его применения, но с учетом осо-бенностей нашего переходного периода. Заключение Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательст-во и антимонопольную политику Украины как необходимые атрибуты структур-ных преобразований во всех сферах экономики страны. На данном этапе пробле-ма монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто эконо-мической — она все больше становится политической и общественной.
Поэтому чрезвычайно необходимо, чтобы население Украины осознало всю пагубность и все отрицательные последствия монополии как таковой. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование моно-полии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению зло-употребления своим монопольным положением. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное
законодательство и деятельность антимонопольных ор-ганов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом. Антимонопольная служба Украины еще очень молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства Украины. В данном направлении нужно обратить особое внимание на более
чем вековой опыт анти-монопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран. Но здесь возникает еще одна проблема, заключающаяся в том, что десяти-летиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных от-ношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же
числа предприятий — гибельный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относи-тельно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента. Список использованной литературы: 1. Закон Украины “Об ограничении монополизма и недопущении недобро-совестной конкуренции в предпринимательской деятельности” - “Правда Украины”, 1992 г 7 мая 2. Закон Украины “Об антимонопольном комитете
Украины” - “Голос Ук-раины”, 1993 г 21 декабря 3. Дахно И. “Антимонопольное законодательство Украины” - “Украина-бизнес”, 1995 г №24 4. Василевский А. Конспект лекций по экономической теории 5. Ясин Е Цапелик В. “Пути преодоления монополизма в общественном производстве”, “Плановое хозяйство”, 1990 г №1, с. 35-41 6. Караваев А. “Борьба с недобросовестной конкуренцией” - “Директор”,
1995 г №7, с. 40-55 7. Рузавин Г Мартынов В. “Монополии и несовершенная конкуренция” - Курс рыночной экономики, М 1994 г с. 81-96 - П. “Экономикс” ,с. 531 8. Жидков О. “Антитрестовское законодательство США”, М 1963 г с.34
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |