Содержание
Введение
1. Авторитет– определение
1.1 Виды авторитета и чем онихарактеризуются
1.2 Основные этапы формирования авторитетаофицера-пограничника
2. Социально-психологическиеаспекты процесса формирования авторитета офицера-руководителя
2.1 Качества личности, способствующиеформированию истинного авторитета
2.2 Пути формирования своего авторитетаофицером в воинском коллективе
3. Взаимоотношенияофицера-руководителя и коллектива в процессе служебно-боевой деятельностиподразделения
Заключение
Список литературы
Введение
Влияние авторитета в первичном воинскомколлективе на современном этапе развития общества крайне высоко, особенно наэтапах организации и становления воинского коллектива так какофицер–руководитель обладающий действительным авторитетом может заложитьфундамент развития коллектива, который будет выступать в дальнейшем как субъектвоспитания, то есть будет характеризоваться максимальной требовательностьювоина на фоне требований всего коллектива. Коллектив, предъявляя высокиетребования к своим членам, будет способен к известному самоуправлению. (И.И.Рудской)
Различные исторические этапы развития общества,существенным образом влияли и влияют на формирование морально-психологическойсоставляющей армии и предъявляемым к ней требованиям.
Так в царской армии влияние авторитетаофицера-руководителя в основном опиралось на веру военнослужащих в бога, царя иотечество; на жестокий в большинстве своем тоталитарно-авторитарный стройуправления; в советской армии на высоко -идейную морально-политическуюсоставляющую духовной жизни общества; в современное время влияние авторитета впервую очередь будет непосредственно опираться на личностные качестваофицера-руководителя, его способности завладеть «сердцами и душами»подчиненных, умения сочетать требовательность к подчиненным и проявления заботыо них, уважительного отношения к военнослужащим, исповедующим различныерелигии, с различными уровнями развития психики. Умение гибко реагировать налюбое изменение обстановки.
Целью курсовой работы считаю разобрать, что жетакое авторитет и из чего он складывается, рассмотреть какие бывают видыавторитета и чем они характеризуются.
Проследить основные этапы формированияавторитета офицера-пограничника. Рассмотреть социально-психологические аспектыпроцесса формирования авторитета. Рассмотреть пути развития офицером своихличных качеств и как следствие повышение своего авторитета в воинскомколлективе. А также рассмотрим влияние авторитета офицера-пограничника впроцессе служебно-боевой деятельности на упрочение воинского коллектива.
Исходя из вышесказанного, порядок изучениявопросов в курсовой работе будет следующим:
1. Авторитет– определение.
1.1. Виды авторитета и чем онихарактеризуются.
1.2. Основные этапы формирования авторитетаофицера-пограничника.
2. Социально-психологическиеаспекты процесса формирования авторитета офицера-руководителя.
2.1. Качества личности, способствующиеформированию истинного авторитета.
2.2. Пути формирования своего авторитетаофицером в воинском коллективе.
3. Взаимоотношенияофицера-руководителя и коллектива в процессе служебно-боевой деятельностиподразделения.
В своей работе мы будем опираться на труды М.В.Фрунзе, А.С. Макаренко, Р.С. Немова, И.И. Рудского и других авторов.
1. Авторитет в воинском коллективе
Авторитет(лат. autoritas- влияние, власть). Влияние индивида, основанное на занимаемомим положении, должности, статусе и т.п. Признание за индивидом права напринятие решения в условиях современной действительности. (Психология: Словарь.М.: Политиздат, 1990.С.8)
Авторитет присущ только человеку. Нельзяобъединять такие понятия как- лидер, авторитетный человек, руководитель. Всеони имеют близкий, но в тоже время разный смысл. Для более глубокого изучениятакого явления как авторитет- рассмотрим различия в определениивышеперечисленных терминах.
Лидер — член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаютсяостальными членами малой группы, готовыми следовать за ним. Лидерство — поведение лидера в малой группе. Приобретение или утрата им лидерскихполномочий, осуществление им своих лидерских функций.(Немов Р.С. Психология.Книга 1. Общие основы психологии. М.: Владос, 1999.С.664). Таким образом, еслилидер это конкретный индивид, то лидерство- это его поведение в группе.
Профессор И.И. Рудской даёт следующееопределение: «Авторитет — социально-психологическое явление,означающее, с одной стороны, общественное влияние одной личности (группы лиц)на других людей в силу соответствия ее (их) субъективных качеств объективнымтребованиям деятельности, а с другой стороны — добровольное подчинение этомувлиянию. Авторитет как психологическое явление возникает и проявляется только впроцессе взаимодействия и взаимоотношений людей. Он определяется объективными(социальными) и субъективными (психологическими) факторами.
Таким образом, офицер прибываяв первичный воинский коллектив, как мы рассмотрели выше, не может обладатьавторитетом. Авторитет приобретается с первой минуты нахождения вподразделении, зарабатывает его своими поступками и делами. Здесь главное — непытаться заработать мнимый, ложный авторитет.
Руководители в связи с ихавторитетом и стилем руководства классифицируются:
на истинно авторитетных,сочетающих черты единоначалия и демократичности;
преимущественно авторитарных,полагающихся на силу власти, приказа;
преимущественно либеральных,склонных к переоценке сил общественности, проявляющие некоторую робость впринятии решений;
псевдоавторитетных, ставших напуть завоевания ложного авторитета.
В истории немало примероввлияния авторитета офицера на коллектив, коллективное мнение, на общество вцелом.
Так современная педагогическаявоенная наука опирается на труды и опыт таких авторитетных полководцев ифлотоводцев как: Пётр 1, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.И.Кутузов, П.С. Нахимов, С.О. Макаров, М.В. Фрунзе, М.Н. Тухачевский, Г.К. Жукови др.
В тоже время, каждый из нихвсегда опирался на авторитет офицера в первичном воинском коллективе. В своихтрудах о военном обучении и воспитании они всегда обращали внимание наличностные качества младших командиров, на их отношение к солдату. Вот некоторыевыдержки из их трудов. Офицерам и унтер-офицерам рекомендовалось при совершениисолдатами проступков воздействовать на них прежде всего «добрым присмотром,советами и увещеваниями» и лишь злостных нарушителей «укрощать наказаниями». А.В.Суворов в «Полковом учреждении» подчеркивал, что командир роты, борясь спороками подчиненного, должен стараться «оного увещеваниями, потом умеренныминаказаниями от того отвращать. Умеренное военное наказание, смешенное с ясным икратким истолкованием погрешности, более тронет честолюбивого солдата, нежелижестокость, приводящая оного в отчаяние». Прогрессивная военная педагогикаучила офицеров быть требовательными, умеренно строгими, чуткими и заботливыминачальниками, не допускать в обращении с подчиненными жестокости и мелочныхпридирок. А.В. Суворов подчеркивал, что «при строгости надобна милость, иначестрогость тиранство. Я строг в удержании здоровья [солдат], истинного искусстваблагонравия; милая солдатская строгость, а за сим общее братство. И во мнестрогость по прихотям была бы тиранством».
В «Наставлении господампехотным офицерам в день сражения» (1812 г.) подчеркивалось, что солдатыникогда не обижаются на строгость начальника, если она справедлива. Самыйстрогий офицер, если он справедлив, внимателен к подчиненным, «может легкозаслужить почтеннейшее для военного человека название друга солдат». Своюлюбовь к солдатам и матросам прогрессивные полководцы, флотоводцы и офицерыпроявляли в отеческой заботе об удовлетворении их нужд и запросов. Они постояннозаботились о питании, одежде и обуви, о здоровье подчиненных, о создании имнормальных бытовых и гигиенических условий в местах расквартирования, об отдыхеи досуге личного состава, о своевременном поощрении отличившихся. Строгую, носправедливую требовательность может проявлять лишь тот офицер, который любитсолдат, уважает их человеческое достоинство. На вопрос, в чем секрет егоуспехов, Суворов отвечал: «Люби солдата, он будет любить тебя. В этом тайна».
Масса примеров когда подвлиянием авторитета офицера/младшего командира/ подчинённые проявляли силусплочённости коллектива, поступки массового героизма. Примером может служитьгероический подвиг советских пограничников в годы Великой Отечественной войны,охрана Государственной Границы Российской империи после революции 1917 года наотдельных заставах Средней Азии, примеры героических поступков при охране иобороне Государственной Границы в республике Таджикистан и на Северном Кавказе.
Есть и противоположныепримеры, когда под влиянием ложного/мнимого/ авторитета, военнослужащиесовершают массовые акты неповиновения когда влияние офицера на коллективослабевает и роль «лидера» переходит к военнослужащим с более выраженнымиспособностями к управлению людьми, зачастую носящий противоправный оттенок.Там, где влияние авторитета офицера- пограничника носит не поддельный, /ложныйхарактер/, уровень развития коллектива на порядок выше чем в другихподразделениях, отмечается низкий уровень нарушения воинской дисциплины,высокая боевая слаженность и боевая готовность, сильны традиции. После уходатакого офицера в подразделении, где уровень развития коллектива достиг уровнязрелости, подразделение ещё долгое время остаётся в числе лучших.
Примером может служить одна иззастав Сортавальского пограничного отряда. Офицер Кириллов П.В. принял заставув коллективе которой управляли микрогруппы отрицательной направленности.Благодаря своему опыту и отношению к людям, к службе, он смог подчинитьколлективные мнения подчинённых, добиться высокого уровня сплочённости коллектива,чем достиг авторитета у подчинённых и офицеров.
Коллектив, младшие командирыпредъявляли уставные требования к себе и вновь прибывшим военнослужащим. Черезгод командование заставы сменилось. Застава, коллектив потерял свой уровеньсамостоятельности. Основной костяк коллектива разбился на более мелкиеразрозненные группы. Рассмотрим пример ложного авторитета- «авторитетафизического давления». Офицер одной из застав Суоярвского погранотряда строилвзаимоотношения с подчинёнными на основе физического давления; привычкуперенимали младшие командиры. В результате — высокий уровень неуставныхвзаимоотношений и как следствие — неоднократная попытка суицидальных действий;уклонение от службы путём симулирования болезней; всеобщая «круговая порука» ит.д.
На основании вышеизложенногоделаем вывод: влияние авторитета офицера- пограничника в первичном воинскомколлективе крайне высоко, особенно на начальном этапе развития, и может бытькак положительным так и отрицательным. В соответствии с этим рассмотрим какие бываютвиды авторитета и чем они характеризуются.
1.1 Виды авторитета и чем онихарактеризуются
И.И. Рудской даёт следующиеопределения:
Должностной авторитет определяется служебным положениемвоеннослужащего, его должностью. Он закреплен уставами ВС.
Моральный авторитет — это признак уважения и доверияподчиненных, он зависит, прежде всего, от личностных качеств человека.
Профессиональный авторитет характеризует профессиональнуюподготовленность военнослужащего, его компетентность как специалиста, как знатокасвоего дела.
Общественный авторитет — это авторитет государства, народа,общественной организации.
Коллективный авторитет — авторитет коллектива от самого крупного(армия, пограничные войска в целом) до небольшого подразделения (пограничнаязастава).
Индивидуальный авторитет — его носителем является отдельнаяличность.
Действительный (истинный)авторитет — авторитет,который завоевывается действиями, методами и приемами, соответствующимитребованиями воинских уставов, нормами морали и в основе которых лежат высокиеличные качества военнослужащего (руководителя).
Ложный (мнимый) авторитет достигается способами, противоречащимиуставам и нормам морали, объясняется малыми знаниями, опытом, наличием многихотрицательных личностных качеств у военнослужащего./ Рудской И.И. Общая ивоенная психология. Часть 2. Военная психология. М.: Граница, 2004./
Примеры ложного и истинногоавторитета мы рассмотрели ранее. Ниже мы рассмотрим чем характеризуются те илииные виды авторитета. Кроме того авторитету присущи различные явления и другиевиды деления./рис. 1/.
/>
Рис. 1 Авторитет в воинскомколлективе.
Виды ложного авторитетасреди командиров (начальников):
псевдоавторитет подавления проявляется в стремлении начальника путемдемонстрации превосходства в правах держать подчиненного в постоянномнапряжении перед возможностью наказания;
псевдоавторитет расстояния выражается в стремлении руководителявсегда держать подчиненных на определенной дистанции, как можно реже и толькоофициально общаться с ними, быть для них малодоступным и загадочным;
псевдоавторитет чванства — этот руководитель формально илиснисходительно относится к подчиненным, не вникает в их нужды и запросы. Всемсвоим видом, позой, напускной важностью он унижает подчиненных, подчеркиваяисключительность своей персоны, нетерпимо относится к критике;
псевдоавторитет педантизма выражается в создании руководителем целойсистемы ненужных для исполнения подчиненными условностей, искусственно насаждаемыхмелочных традиций, что порождает в коллективе атмосферу мелочного педантизма,постоянных мелких придирок, неуверенность людей в своих действиях, скованность,напряженность;
псевдоавторитет резонерства заключается в стремлении отдельныхофицеров-руководителей показать себя всезнающими. Они досаждают своимподчиненным бесконечными поучениями и назиданиями, ведут длинные, нудныеразглагольствования, искренне полагая, что эти нотации и есть главное средствовоспитания.
Псевдодемократическийавторитет имеет своиразновидности:
авторитет доброты(«рубахи-парня»);
авторитет подкупа, посула.
Они основаны на снижении кподчиненным требовательности, проявлении попустительства к ним.
Виды ложного авторитета средивоеннослужащих срочной службы:
лжеавторитет «бывалого»человека — его обретаютотдельные воины последнего года (периода) службы, стремящиеся к превосходствунад молодыми воинами, а также солдаты, имеющие отрицательный жизненный опыт;
лжеавторитет «адвоката» — выражается в готовности солдатапоступиться принципами и простить проступок сослуживца, прийти ему на помощь,защитить его от нападок командиров, общественности;
лжеавторитет «физическогодавления» — самыйотрицательный и опасный из всех видов ложного авторитета. К нему стремятсясолдаты, у которых еще в доармейский период выработались отрицательные привычкифизически подчинять себе товарищей, пользоваться силой для достижения своихмелких, эгоистических целей;
лжеавторитет «эстетическойпозы» — проявляется впоказном критиканстве, ложном геройстве, ухарстве и браваде своимиотрицательными особенностями, показным равнодушием к собственной судьбе;
лжеавторитет «мнимыхзаслуг» — выражается вовлиянии на сослуживцев часто несуществующими заслугами, смелыми и мужественнымипоступками, якобы совершенными до призыва или в частях (подразделенных), гдеони раньше служили. В этих же целях нередко используются действительные илимнимые заслуги родных или друзей.
Указанные виды ложногоавторитета не всегда выступают в «чистом» виде. Часто они находятся в тесном взаимодействиии взаимной обусловленности. / Рудской И.И. Общая и военная психология. Часть 2.Военная психология. М.: Граница, 2004./
Как мы рассмотрели авторитетофицера пограничника в первичном воинском коллективе может быть истинным иложным. Формирование авторитета пограничника должно строиться на методах иприёмах соответствующих требованиям воинских уставов, нормам и моральнымпринципам в основе которых лежат высокие личностные качества военнослужащего.
В следствии вышеизложенногоофицерам необходимо прежде всего совершенствовать и воспитывать себя,совершенствовать себя как личность во всех отношениях.
1.2 Основные этапы формирования авторитетаофицера-пограничника
А.С. Макаренко в своём труде «О воспитании»сказал в отношении авторитета родителей: «…те родители, у которых дети «неслушаются», склонны иногда думать, что авторитет даётся от природы, что этоособый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остаётся толькопозавидовать тому, у кого такой талант есть. Это родители ошибаются. Авторитетможет быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело.
К сожалению, встречаются родители, которыеорганизуют такой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобыдети их слушались, это составляет их цель. А на самом деле это ошибка.Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна:правильное воспитание»./Макаренко А.С. О воспитании/
Рассмотрим основные этапы формированияавторитета офицера воспитателя по И.И. Рудскому.
Авторитет офицера-пограничника в своемформировании проходит три этапа:
1-й — подготовительный — начинается с момента прибытия офицера в часть изавершается вступлением в должность;
2-й — формирование исходного авторитета — начинается с первой встречи офицера с личным составом подразделенияи продолжается до момента, когда у большинства подчиненных складываетсясравнительно устойчивое мнение о нем;
3-й — характеризуется тем, что подчиненныедействуют по отношению к офицеру в соответствии со сложившимся на втором этапемнением.
Таким образом авторитет необходимо формироватьи это возможно. Необходимо помнить: вначале человек работает на авторитет, апотом авторитет работает на человека.
Офицеру необходимо сочетание таких качеств кактребовательность к подчинённым и демократичность, требовательность к самомусебе, умению прислушиваться к мнению подчинённых и единоначалие.
Офицеру постоянно необходимо работать надповышением своего профессионального опыта, повышением своей духовной культуры,во всех отношениях быть высоконравственным человеком, избегать вредныхпривычек, вести здоровый образ жизни и пропагандировать его.
2. Социально-психологические аспекты процесса формирования авторитетаофицера-руководителя
2.1 Качества личности, способствующие формированию истинногоавторитета
По проведённому мной опросу военнослужащих уавторитетных офицеров, на современном этапе развития армии, они выделяли преждевсего такие качества личности как чуткое отношение к подчинённым, сочетаниетребовательности и справедливости. Высокая профессиональнаяответственность/обещал — выполни; не уверен — не обещай/. Высокая эстетическаякультура. Профессионализм. Высокая работоспособность. Организаторскиеспособности. Инициативность и др.
2.2 Пути формирования своего авторитетаофицером в воинском коллективе
Отчасти пути формирования офицером своегоавторитета в воинском коллективе мы рассмотрели ранее.
Офицеру необходимо начинать готовится к работес подчинёнными задолго до прибытия в войска. Прежде всего необходимосовершенствовать себя как личность, совершенствовать все составляющие мирапсихических явлений. Устранять свои негативные качества, развиватьположительные, бороться со своими пороками.
В работе необходимо выделять главное, некидаться из стороны в сторону. Досконально продумывать механизм предстоящейработы. Соблюдать принцип постепенности во всех делах.
Социально- психологические аспекты процессаформирования авторитета офицера- руководителя представлены на рисунке 2./ поИ.И. Рудскому /
/> />
Рис. 2Социально- психологические аспектыпроцесса формирования авторитета офицера- руководителя
Мы рассмотрели какие качества личностиспособствуют формированию истинного авторитета, пути формирования офицеромсвоего авторитета в коллективе. Формирование авторитета должно строиться наосознании значимости своего дела, опираться на истинно – авторитетных вколлективе подчинённых. Необходимо добиваться чтобы действия и решениякомандира были понятны подчинённым. Решения должны носить систематическийхарактер, а не «от случая к случаю».
3. Взаимоотношения офицера-руководителя иколлектива в процессе служебно-боевой деятельности подразделения
Современнаявоенно-политическая обстановка на Государственной границе России, предъявляяповышенные требования к психологическим качествам военнослужащих, побуждаеткомандиров и начальников всех степеней предпринимать специальные меры поформированию и поддержанию психологической устойчивости и служебно-боевойактивности личного состава соединений и частей. От влияния офицера- пограничникана своих подчинённых, его авторитета, зависит успехи подразделения в процессеслужебно – боевой деятельности.
Формированиеколлективного мнения на пограничной заставе зависит от целенаправленной деятельностикомандиров и начальников, от их авторитета. Опытные офицеры используют дляэтого различные формы воспитательной работы, стремятся, чтобы каждыйвоин-пограничник не только постоянно находился под влиянием положительнонаправленного мнения, но и сам являлся его носителем.
Коллективныенастроения,представляющие эмоционально-оценочные реакции, также своеобразновыражающие отношение большинства членов коллектива к окружающим, создают тупсихологическую атмосферу, которая сказывается на восприятии военнослужащимисобытий, воспитательных влияний. Кроме того, общественные настроения влияют наформирование индивидуальных реакций, устойчивых состояний у воинов.
Существуетмного различных средств, позволяющих поддерживать жизнерадостное мироощущение вколлективе, управлять настроениями пограничников.
Поддержанию жизнерадостногонастроения в коллективе помогает своевременно, педагогически и психологическиграмотное реагирование на события, волнующие воинов, чему способствует широкаяинформация о достижениях народа, войск, коллектива.
Настроение ввоинском коллективе во многом зависит от настроения офицеров пограничнойзаставы. Они призваны подавать пример энтузиазма, оптимизма и бодрости своимподчиненным.
На настроениеподчиненных влияют также ратно-трудовые успехи и уклад жизни на пограничнойзаставе. Если офицеры трудятся ритмично, уставной порядок соблюдается, четкоорганизована служба, занятия всегда идут по плану, то это создает рабочийнастрой коллективу. Дергание по пустякам, авралы и т.п. порождают в коллективенастороженность, раздражительность, действуют угнетающе. Поэтому столь большоезначение имеет совершенствование стиля работы офицеров.
Верноесредство поддержания хорошего настроения в воинском коллективе — постоянная забота олюдях. Проявляется она в различных формах. Это и удовлетворениематериальных благ и духовных запросов воина, и отклик на их личные просьбы.Бывает, что не всегда и не все просьбы можно выполнить, но глубоко вникнуть вних, постараться понять переживания человека, посоветовать ему, как поступить,авторитетный офицер всегда в состоянии.
Формированиеи укрепление здоровых традиций является одним из путей сплочения воинскогоколлектива. Их авторитет настолько велик, что они, как правило, безоговорочнопринимаются к руководству всем личным составом, а всякие случаи отклонениясурово осуждаются. Перед офицерами всегда стоит задача управления какстановлением и развитием положительных традиций, так и локализацией негативныхобычаев. Ничто, от поздравления с выходом в первый пограничный наряд допроводов воинов в запас, не должно упускаться из виду.
Образованиемикрогрупп в воинском коллективе представляет объективное явление. Задачаофицеров в том, чтобы своевременно изучить их общие интересы, состав и принеобходимости помочь им приобрести такую направленность, которая бы отвечалаобщеколлективным целям. По мнению офицеров ряда частей большинство таких группиграет позитивную роль.
Обычноотрицательно направленным микрогруппам присущи ярко выраженный вожак, лидер, адвери для других воинов в них закрыты. Все это порождает почву для круговойпоруки, появления своеобразной групповой этики, особого мнения и оценок.
Изучаянаправленность и состав таких групп, важно найти у них слабое звено — техсолдат, которые в душе тяготятся принадлежностью к такой группе и вести с нимицеленаправленную индивидуальную воспитательную работу. Цель ее — убедитьчеловека, что он может и должен занять достойное место в коллективе, подсказатьпервые шаги на этом пути. Одновременно следует изучить, на чем основанавторитет вожака, определить действительные качества его личности. Чаще всегоон имеет определенные достоинства, которые могут быть использованы в целяхперевоспитания.
Формированиенаучного мировоззрения, личной убежденности у пограничников остается одним из главныхнаправлений использования воспитательного потенциала воинского коллектива. Приэтом очень важно комплексом воспитательных мер добиваться знания пограничникамитеории национальных отношений, основ общественного патриотизма иинтернационализма, аргументирование обосновать основы сосуществования независимыхгосударств. В решении этой задачи важная роль отводитсяобщественно-государственной подготовке, всему арсеналу воспитательной работы.
В войскахполучили распространение такие формы работы, как устные журналы, тематическиевечера «Край, откуда я прибыл», «Представляюсь коллективу»,«Здравствуй, соотечественник», вечера вопросов и ответов, вечерасолдатского письма с использованием наказов родителей и другие.
Такимобразом, перечисленные направления не охватывают всего многообразия форм,методов, приемов деятельности командиров и начальников по решению такой важнойпроблемы, как сплочение многонациональных воинских коллективов, обеспечение ихздорового морально-психологического состояния. Эта работа требует от офицерскихкадров творческого подхода, педагогического мастерства, умения изучать своихподчиненных и коллектив, видеть сильные стороны и изъяны в их воспитании,поддерживать все ценное и помогать избавляться от недостатков. Важнейшая задачаофицеров — сформировать на пограничной заставе такую нравственную атмосферу,которая бы позволила успешно решать задачи по охране государственной границы вмирное и военное время.
Формированиеавторитета офицера пограничника процесс сложный, творческий и многообразный. Кнему нужно идти каждый день, час, минуту. Необходимо постоянно подтверждать егосвоим трудом и делами.
Заключение
Таким образом, влияние офицера – пограничника впервичном воинском коллективе крайне высоко и является результатом его работынад собой. Является результатом его труда и упорства.
Авторитет возможно формировать и путейформирования его множество. Становление авторитета тесно связано с процессомобучения и воспитания военнослужащих.
Тем не менее очевидно и то,что уровень нравственного богатства и поведения части офицеров пока не отвечаетсовременным, заметно возросшим требованиям. Помочь офицеру в нравственномсовершенствовании, этом тонком и весьма деликатном деле, может прежде всеговдумчивая и настойчивая работа над собой. «Нужно совершенствоваться. Любойхарактер можно изменить. Терпение, способности, даже физическую силу — всеможно выработать в себе, если по-настоящему захотеть, если не давать себепоблажки», — писал М.В. Фрунзе.
Литература
1. Рудской И.И. Общая и военная психология.Часть 2. Военная психология. М.: Граница, 2004.
2. Психология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.
3. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общиеосновы психологии. М.: Владос, 1999.
4. Макаренко А.С. О воспитании
5. Подоляк Я.В. Офицеру об этике. М.:Воениздат, 1991.