Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Финансовая отчетность как информационная база аудита

АЛМАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СТАТИСТИКИ
КАФЕДРА «УЧЕТ И АУДИТ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Финансовая отчетность как информационная база аудита»
студента СПО 2 курса
Алматы, 2009г.

Содержание
Введение
1. Представление финансовой отчетности
1.1 Цели финансовой отчетности, пользователи финансовойотчетности и их информационные потребности
1.2 Основные принципы подготовки финансовой отчетности всоответствии с МСФО
1.3 Краткое раскрытие всех формфинансовой отчетности
2. Методика аудита финансовой отчетности
2.1 Общий обзор аудита финансовой отчетности. Требования,предъявляемые к составлению и представлению финансовой отчетности
2.2 Процесс аудита финансовой отчетности
2.3 Цели аудита финансовой отчетности и способы их достижения
2.4 Аудит собственного капитала
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Все организации, занимающиеся определенным видом деятельностиподготавливают свою финансовую отчетность. Такая отчетность готовится и представляетсяне реже одного раза в год и направлена на удовлетворение общих информационных потребностейширокого круга пользователей. На сегодняшний день данная тема актуальна, так какфинансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, в обязательном порядкедолжна добросовестно представлять финансовое положение, финансовые результаты деятельностии движение денежных средств в организации.
Организации представляют финансовую отчетность:
учредителям (участникам) в соответствии с учредительными документами;
органом государственной статистики Республики Казахстан по местурегистрации в органах статистики Республики Казахстан;
органам государственного контроля и надзора Республики Казахстанв соответствии с их компетенцией.
Вследствие этого необходимо проверять, чтобы эта информация быладостаточно правдивой. Для того чтобы узнать правильность деятельности своей организациии правильность отражения отчетности обычно руководство прибегает к приглашению независимогоаудитора. Приступая к аудиторской проверке, в первую очередь необходимо выяснить,издан ли приказ руководителя организации по учетной политике представляющий собойсовокупность способов применяемых руководством субъекта для введения бухгалтерскогоучета и распределения финансовой отчетности в соответствии с их принципами.
Составление финансовой отчетности осуществляется организациямив соответствии с международными стандартами, опубликованными на государственномили русском языке организацией, имеющей письменное разрешение на их официальныйперевод и публикацию в Республике Казахстан от Фонда Комитета международных стандартовфинансовой отчетности.
Целью данной работы является рассмотреть:
·   Цель финансовойотчетности;
·   Качественныехарактеристики, определяющие полезность информации финансовой отчетности;
·   Пользователии их потребности в финансовой отчетности;
·   Примерныеошибки, выведенные при аудите.
Задача данной работы показать правильное представление финансовойотчетности правильное проведение аудита в организациях.
Так как финансовая отчетность часто характеризуется как гарантирующая«достоверный и объективный взгляд» на финансовое положение, результатыхозяйственной деятельности и изменения финансового положения компании.
1. Представление финансовой отчетности1.1 Цели финансовой отчетности, пользователи финансовойотчетности и их информационные потребности
Финансовая отчетность является структурированным представлениеминформации о финансовом положении, результатах деятельности и движении денежныхсредств организации, которая будет полезной для широкого круга пользователей припринятии экономических решений. Кроме того, финансовая отчетность показывает результатыдеятельности руководства по управлению ресурсами организации.
Организации представляют годовые финансовые отчеты не позднее30 апреля года, следующего за отчетным.
Цель финансовой отчетности — представлять информацию о финансовомположении, результатах хозяйственной деятельности и изменениях финансового положениякомпании, полезную для широкого круга пользователей с точки зрения принятия решений.
Финансовая отчетность показывает результаты деятельности аппаратауправления компании.
Те пользователи, которые желают оценить уровень руководства,делают это в целях принятия решений о том, стоит ли удерживать или продавать, илиувеличивать свои инвестиции, а также о том, стоит ли сохранить (заменить) руководство.
Финансовая отчетность формируется на основе обработки большогочисла хозяйственных операций, которые группируются в классы в соответствии с иххарактером или функциональным назначением.
Основными пользователями финансовой отчетности являются:
·         Инвесторы, вкладывающие капитал (что имеет определенный риск), а такжеих консультанты, которых интересует риск и доходность инвестиций. Им необходимознать, стоит ли приобретать, удерживать или продавать инвестиции. (а также способностькомпании выплачивать дивиденды).
·         Работники и их представители заинтересованы в стабильности и рентабельностисвоих работодателей. Для них также важна оценка способности компании, обеспечиватьзанятость и выплату заработка и пенсионных вознаграждений.
·         Заимодавцы. Заимодавцам необходимо знать, будут ли предоставленныеими займы и проценты по ним выплачены в установленные сроки.
·         Правительство, представленное различными министерствами.
 1.2 Основные принципы подготовки финансовой отчетностив соответствии с МСФО
При составлении финансовой отчетности в соответствии с МСФО впервую очередь необходимо руководствоваться принципами, изложенными в концепцииразвития МСФО, которые в свою очередь, можно разделить на 3 большие группы:
·         Основополагающие допущения;
·         Качественные характеристики;
·         Ограничивающие принципы.
Основополагающие допущения включают:
Учет с использованием метода начисления.
Финансовая отчетность должна составляться с использованием методаначисления (исключение составляет отчет о движении денежных средств, который составляетсяна кассовой основе), согласно которому результаты операций и прочих событий признаютсяпо факту их совершения, а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты полученыили выплачены. Идея метода начисления состоит в том, чтобы раздвинуть временныерамки бухгалтерской отчетности и продемонстрировать не только осуществленные, нобудущие денежные потоки компании.
Непрерывность деятельности.
Правила признания доходов и расходов базируются на предположениио непрерывности деятельности компании. Допущение о непрерывности означает, что компаниянормально действует и будет действовать в обозримом будущем. Обозримое будущее приравниваетсяк 12 месяцам после отчетной даты. Если у компании имеются намерения ликвидироватьили существенно сократить свою деятельность, то финансовая отчетность такой компаниидолжна составляться по другим принципам, а именно:
имущество отражается по ликвидационной стоимости;
все статьи баланса рассматриваются как краткосрочные;
производятся начисления, связанные с прерыванием договоров иэкономическими санкциями.
Выполнение допущения о непрерывности деятельности на практикевызывает много сложностей, т.к. специалист, ответственный за подготовку отчетов,не владеет информацией о планах развития компании. Тем не менее необходимо проанализироватьситуацию и попробовать получить всю доступную информацию на момент подготовки отчетности.
Качественные характеристики.
Качественные характеристики, предлагаемые концепцией МСФО, необходимыдля того, чтобы сделать финансовую отчетность достоверной, надежной и полезной.Основными качественными характеристиками являются:
Понятность означает, что финансовая отчетность должнабыть доступна для понимания. При этом предполагается, что пользователи будут иметьдостаточные знания в коммерческой, экономической и бухгалтерской сфере, а такжежелание изучить информацию с должным старанием. Однако если компания считает, чтоинформация по сложным вопросам уместна для пользователей, то она не должна исключатьсяиз отчетности только по причине ее недоступности для понимания.
Уместность представляет собой вторую по значимости характеристикуи означает следующее: информация является уместной, когда она влияет на экономическиерешения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события,подтверждать или исправлять их прошлые оценки. В качестве основного компонента даннойхарактеристики рассматривается существенность, которая определяет уровень, которомудолжна соответствовать информация. Существенной считается такая информации, еслиее пропуск или искажение могут повлиять на экономическое решение, принимаемое пользователями.В МСФО уровень существенности не задан, поэтому каждая компания вправе в конкретнойситуации определять его уровень исходя из своих суждений.
Надежность — это третья по значимости характеристик, иозначает она следующее: информация является надежной, когда в ней нет, существенныхошибок и искажений и пользователи могут положиться на нее. Основными компонентамиданной характеристики являются:
·         Приоритет содержания над формой — операции должны быть учтены и представленыв соответствии не только с юридической формой, но и с их сущностью и экономическойреальностью;
·         Нейтральность — информация, представленная в финансовой отчетности,должна быть непредвзятой;
·         Осмотрительность — осторожность в процессе формирования суждений:активы или доходы не должны быть завышены, а обязательства или расходы занижены;
·         Полнота информации — чтобы быть надежной, информация должна быть полной.
Сопоставимость означает, что информация, содержащаясяв финансовой отчетности компании, должна быть сопоставимой во времени и сравнимойс информацией других компаний. На практике применение данной характеристики можетвызвать сложность в предоставлении сравнительной информации в случае изменения учетныхподходов. В этом случае, следуя требованиям МСФО, необходимо произвести пересчетсоответствующих статей ретроспективным методом.
К ограничивающим принципам относятся:
·         Своевременность. Принцип своевременности означает, что в случаенеоправданной задержки предоставления информации она может потерять свою уместность.
·         Баланс между выгодами и затратами. Баланс между выгодами изатратами означает, что выгоды, извлекаемые из информации, должны превышать затратына ее получение.
·         Баланс между качественными характеристиками. Баланс между качественнымихарактеристиками требует соблюдения равновесия между характеристиками, т.к. относительнаяважность характеристик в разных случаях зависит от профессионального суждения.
 1.3 Краткое раскрытие всех форм финансовой отчетности
Полный комплект финансовой отчетности включает в себя следующиекомпоненты:
1.        Бухгалтерский баланс;
2.        отчет о прибылях и убытках;
3.        отчет о движении денежных средств;
4.        отчет об изменениях в капитале;
5.        пояснительную записку.
Бухгалтерский баланс — форма финансовой отчетности, вкоторой дается информация о финансовом положении предприятия (активы, обязательства,капитал) на отчетную дату.
При подготовке бухгалтерского баланса на отчетную дату необходимовыполнить, как минимум, следующее:
1.        правильно классифицировать статьи баланса, а именно определить краткосрочныеи долгосрочные активы и обязательства.
2.        Произвести сверку взаиморасчетов со всеми дебиторами и кредиторами, с которымиимели место операции в течение отчетного периода. Результаты желательно оформитьв письменном виде (акты сверок, подписанные всеми сторонами расчетов). В случаевозникновения расхождений данных сверки с учетными данными необходимо выяснить причинуих возникновения и при необходимости сделать соответствующие корректировки в отчетномпериоде.
3.        Произвести инвентаризацию материальных активов (основных средств, запасови т.д.), имеющихся на отчетную дату. Результаты инвентаризации желательно оформитьв письменном виде. В случае возникновения расхождений данных инвентаризации о фактическомналичии материальных активов с учетными данными необходимо выяснить причину их возникновенияи при необходимости сделать соответствующие корректировки в отчетном периоде (признатьили списать).
4.        Провести ревизию денежной наличности в кассе на отчетную дату. Результатытакже надо оформить в письменном виде.
5.        Признать все доходы и расходы отчетного периода в соответствии с принципомначисления. Здесь необходимо отметить, сто за многие годы превалирования налоговогоучета над бухгалтерским буквально сформировался менталитет «работы только подокументам». Это приводит к неверному отражению операций в бухгалтерском учете.Классический пример — отражение в учете всех затрат только при наличии всех документов(актов выполненных работ, счетов-фактур и т.д.), в то время как МСФО требует признаватьрасходы, если они с большей долей вероятности состоятся или относятся к отчетномупериоду, независимо от наличия документального подтверждения от контрагента.
6.        Проанализировать все имеющиеся активы и обязательства на отчетную дату напредмет их признания или списания в соответствии с МСФО (оценить необходимость признанияусловных и оценочных обязательств, безнадежных кредиторов и дебиторов и т.д.)
7.        Проанализировать события, произошедшие после отчетной даты (последующие события).При необходимости сделать все соответствующие корректировки активов или обязательств.
8.        произвести правильную оценку активов и обязательств в соответствии с МСФО.
Актив — ресурс, контролируемый компанией, возникший в результатепрошлых событий, экономические выгоды от которого будут получены компанией.
Экономические выгоды, воплощенные в активе, реализуются путемего участия (прямого или косвенного) в получении денежных средств. Так, они могутбыть реализованы при использовании актива в производстве товаров, в результате конвертированияактива в денежные средства (или сокращения себестоимости продукции).
Активы производят продукцию (или услуги), способные удовлетворитьжелания (или потребности) клиентов; клиенты готовы платить за них, что обеспечиваетполучение компанией денежных средств.
Многие активы, например, основные средства, существуют в вещественнойформе. При этом наличие вещественной формы не имеет принципиального значения длясуществования актива; так, например, патенты и авторские права являются активами,если они приносят экономические выгоды, и если они контролируются компанией. Приопределении существования актива наличие права собственности на объект не являетсярешающим.
Обязательства — настоящая обязанность, обусловленная прошлымисобытиями, которая будет исполнена посредством платежа.
Важнейшей характеристикой бухгалтерского обязательства являетсясуществование у компании настоящей обязанности (выплатить деньги). Оно может возникатьиз обязательного для исполнения договора или законодательно установленного требования.Распространенным примером бухгалтерского обязательства является кредиторская задолженностьпоставщикам за полученные от них товары (и услуги).
Обязанности также возникают в ходе деловой практики, стремлениеподдержать хорошие деловые отношения или действовать справедливым образом.
Идентифицирую обязательство, необходимо различать настоящие ибудущие обязанности. Так, само по себе решение о приобретении активов в будущемне создает настоящей обязанности оплатить эти товары, следовательно, не создаетобязательства.
Настоящая обязанность обычно возникает только при доставке актива,или при заключении нерасторгаемого соглашения о приобретении актива. Нерасторжимыйхарактер соглашения означает, что компания обязана заплатить.
Выполнение настоящей обязанности (т.е. погашения обязательства)может быть осуществлено рядом способов, например:
·         выплатой денежных средств;
·         передачей другого актива (в том числе, на бартерной основе);
·         предоставлением услуг;
·         заменой данной обязанности на другую;
·         переводом обязательства на капитал.
Обязанность также может быть прекращена другими способами, например,посредством отказа кредитора от права требования или лишения его прав.
Обязательства возникают в результате совершенных в прошлом операций.
Капитал — это остаток активов после вычитания из их обязательств.
Хотя капитал определяется как остаток, его представление в бухгалтерскомбалансе можно детализировать. Например, в корпорации капитал складывается из:
вкладов акционеров;
нераспределенной прибыли;
резервного капитал, образованного корректировкой (переоценкойактивов) в связи с поддержанием капитала.
Представление капитала в структуре, отражающей в законодательныеили прочие ограничения на его распределение, может быть уместным для пользователейфинансовой отчетности. Стороны, обладающие правом собственности на компанию, имеютспецифические права на получение дивидендов или изъятия капитала.
Иногда создание резервов капитала требуется законодательствомв целях обеспечения компании и ее кредиторам более надежной защиты от возможныхубытков.
Также могут формироваться и прочие виды резервного капитал, например,если национальное налоговое законодательство предоставляет освобождение обязательствпо налогообложению сумм, отчисленных в резервный капитал.
Наличие и размер нормативных и обусловленных налоговым режимомвидов резервного капитала является уместной информацией. Отчисления в подобный резервныйкапитал представляет собой распределение прибыли.
Величина капитала, отражаемая в бухгалтерском балансе, зависитот оценки активов и обязательств. Обычно величина капитала не совпадает с совокупнойрыночной стоимостью акций компании или с суммой, которая была бы получена в результатепродажи чистых активов по частям или компании, в целом исходя из допущения непрерывностидеятельности.
Отчет о прибылях и убытках — это отчет, который измеряетуспешность деятельности организации за определенный период. В деловых и инвестиционныхкругах о используется для определения рентабельности, инвестиционной ценности, кредитоспособностиорганизации Он предоставляет инвесторам и кредиторам информацию, с помощью которойони могут прогнозировать объемы будущих денежных потоков.
Этот отчет позволяет пользователям финансовой отчетности прогнозироватьбудущие движения денежных средств несколькими различными способами.
Прибыль используется для оценки результатов хозяйственной деятельностиили для расчета других показателей (например, рентабельности инвестиций или прибылина акцию). Элементы, непосредственно связанные с прибылью — доходы и расходы. Порядокучета и оценки доходов и расходов во многом определяется понятиями капитала и поддержаниякапитала.
Определения элементов «доходы» и «расходы»:
Доходы — это увеличение экономических выгод в форме получения(или прироста) активов (или уменьшения обязательств), результатом чего являетсяувеличение капитала (без учета вкладов собственников).
Расходы — это уменьшение экономических выгод в форме оттока(уменьшения) активов (или увеличения обязательств), результатом чего является уменьшениекапитала (без учета его распределения между собственниками).
В целях представления информации для принятия решений доходыи расходы могут отражаться в отчете о прибылях и убытках различными способами. Напрактике получило распространение раздельное представление статей доходов и расходов,формирующихся в ходе обычной (основой) деятельности и прочей деятельности.
Данное разграничение проводится в целях анализа способности компаниисоздавать денежные средства в будущем. Необходимо учитывать специфику, как самойкомпании, так и ее деятельности. Статьи, возникающие в результате обычной деятельностиодной компании, могут быть е свойственны другой.
Непосредственно в отчете о прибылях и убытках должны быть представленыкак минимум следующие статьи:
·   выручка;
·   расходы нафинансирование;
·   доля прибылиассоциированных компаний и совместных предприятий, определенная на основе долевогометода;
·   прибыль (илиубыток) до налогообложения по результатам выбытия активов или погашения обязательств,связанных с прекращаемой деятельностью;
·   расходы поналогам;
·   прибыльили убыток.
Отчет о движении денежных средств — информация, характеризующаяналичие, поступление и расходование денежных средств субъекта в отчетном периоде.
Информация, содержащаяся в отчете о движении денежных средств,позволяет судить о том:
а) что происходило с денежными средствами организации в течениеотчетного периода;
б) за счет, каких видов деятельности или иных источников финансированияорганизация способна в большей мере, а за счет каких в меньшей генерировать движениеденежных средств;
в) на какие цели организация направляет сгенерированные денежныесредства; достаточен ли объем этих движений для того, чтобы осуществлять инвестированиев собственные активы (недвижимость, здания и оборудование) с целью расширения иоптимизации своей деятельности (повышения ее прибыльности), или организация направляетна поддержание своего функционирования;
г) имеет ли организация свободные денежные средства, за счеткоторых она осуществляет инвестиции в другие организации путем приобретения долевыхили долговых инструментов этих организаций;
д) выплачивает ли организация дивиденды своим акционерам в денежнойформе;
е) в какой степени неденежные операции (операции, не требующиеиспользования денежных средств), такие как: амортизация, бартерные операции, нереализованнаяприбыль и убытки, возникшие в результате изменения курсов обмена валют, оказываютвлияние на уровень доходности организации и т.д.
Для принятия пользователями финансовой информации обоснованныхэкономических решений потоки денежных средств организации за отчетный период классифицируютсяна потоки от:
·         Операционной деятельности;
·         Инвестиционной деятельности;
·         Финансовой деятельности.
Операционная деятельность — это основная, приносящая доход,деятельность организации и прочая деятельность, отличная от инвестиционной и финансовойдеятельности;
Инвестиционная деятельность — приобретение и выбытие долгосрочныхактивов и других инвестиций, не относящихся к эквивалентам денежных средств;
Финансовая деятельность — деятельность, которая приводитк изменениям в размере и составе собственного капитала и займов организации.
Отчет об изменениях в собственном капитале — измененияв собственном капитале организации между двумя отчетными периодами отражают увеличениеили уменьшение чистых активов в течение отчетного периода в зависимости от конкретногопринципа оценки, принятого и раскрытого в финансовой отчетности за исключением операцийс собственниками, таких как вклады в уставный капитал и дивиденды. Общее изменениев собственном капитале представляет собой суммарный доход (убыток), возникший врезультате деятельности организации в течение отчетного периода.
Отчет об изменениях в собственном капитале включает в себя следующиестатьи:
прибыль и убыток за период;
каждую статью дохода и расхода, прибыли и убытка за период, которая,согласно требованиям других стандартов, признается непосредственно в собственномкапитале;
итог доходов и расходов за период с указанием сумм, относимыхна долю организации-учредителя и долю меньшинства.
Пояснительная записка обладает не меньшей информативностью,чем ее основные отчетные формы. Она должна раскрывать учетную политику субъектаи обеспечивать пользователей финансовой отчетности дополнительными данными, которыенецелесообразно включать в ее основные формы, но которые необходимы пользователямфинансовой отчетности и по мере развития рыночных отношений ей будет придаватьсяособое значение.
2. Методика аудита финансовой отчетности
 2.1 Общий обзор аудита финансовой отчетности. Требования,предъявляемые к составлению и представлению финансовой отчетности
Проверка финансовой отчетности начинается с общего обзора отчетныхформ. При этом прежде всего обращается внимание на заполнение адресной части форм.Здесь должно быть указано полное наименование организации в соответствии с учредительнымидокументами, вид деятельности организации должен соответствовать его Уставу, а вслучае лицензирования данного вида деятельности — проверить наличие лицензии и срокаее действия.
Затем проверяется правильность заполнения отчетов по форме (наличиевсех предусмотренных показателей, отсутствие подчисток и помарок) и определяютсяте участки учета, где аудиторский риск наиболее значителен, то есть где наиболеевероятна возможность мошенничества или ошибок в учете и отчетности для данного клиента.В зависимости от этого выявляются те операции и активы, которые должны быть провереныболе тщательно, и те, где можно довериться информации клиента.
Далее необходимо провести счетную и логическую проверку, т.е.проверить сопоставимость и взаимоувязку показателей, отраженных в различных формахфинансовой отчетности.
После ознакомления с деятельностью проверяемого хозяйствующегосубъекта принимаются важные решения стратегического характера об исполнителях, срокахпроведения, планирования, оценках аудиторского риска и системы внутреннего контроляклиента, привлечении экспертов и использовании результатов работы других аудиторов.
Определение объема аудиторской проверки является предметом профессиональногосуждения аудитора о характере и масштабе работ, проведение которых необходимо длядостижения целей аудита и диктуется обстоятельствами проверок. При этом следуетисходить из требований действующих нормативно-правовых актов, положений договораи конкретных особенностей проведения аудита с учетом полученных знаний о бизнесеклиента. Аудиторская организация должна самостоятельно принимать решения о видах,качестве и глубине проведения аудиторских процедур; затратах времени, количествеи составе специалистов, требующихся для осуществления полноценной проверки о подготовкиобоснованного аудиторского риска. Исходя из этого, проверяющий должен в достаточнойстепени разбираться в вопросах, относящихся к сфере деятельности клиента, его организационнойструктуре и характеристики операций. Такими вопросами, к примеру, могут быть: видыдеятельности, выпускаемая продукция, оказываемые услуги, структура капитала, деловыепартнеры, место расположения клиента и его подразделений, методы снабжения, производствои сбыта.
Рассмотрим особенности и основные требования, предъявляемые ксоставлению и представлению финансовой отчетности, с точки зрения аудитора:
1.        Финансовая отчетность должна отражать достоверное и полное представлениеоб имущественном и финансовом положении субъекта хозяйствования, а также финансовыхрезультатах ее деятельности.
2.        Все части финансовой отчетности представляют собой единое целое и взаимосвязанымежду собой. Аудитор должен подтверждать достоверность не только данных, отраженныхво всех предусмотренных формах, а также установить, что между показателями, содержащимисяво всех формах финансовой отчетности, существует взаимосвязь и они не противоречивы.
3.        Финансовая отчетность должна включать показателя деятельности филиалов, представительстви иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы. Организации,имеющие дочерние компании, кроме финансового отчета материнской компании составляюти представляют консолидированную (сводную) отчетность. Перед аудиторами встает вопросо достоверности такой отчетности, т.к. аудиторская фирма не всегда может проверитьсвоими силами все филиалы, представительства и обособленные подразделения. В такомслучае, возникает необходимость использовать при формировании мнения о достоверностифинансовой отчетности результаты работы других аудиторов.
4.        Содержание и формы финансовой отчетности применяются последовательно от одногоотчетного периода к другому. Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периодадолжны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующийотчетному. Если данные не сопоставимы, то необходима их корректировка. Аудитор долженполучить доказательства, что необходимые корректировки были произведены и каждаякорректировка раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу. В Казахстане, чтокасается обеспечения сопоставимости показателей различных отчетных периодов, тоданный вопрос обычно не занимает внимания бухгалтеров.
5.        Финансовая отчетность открыта для ознакомления пользователей, организациядолжна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться сфинансовой отчетностью. В сроки, установленные законодательством Республики Казахстан,организация обязана обеспечить представление годовой финансовой отчетности: органамгосударственной налоговой службы, органу государственной статистики, каждому учредителю(участнику), для нужд других заинтересованных пользователей в случаях, определенныхзаконодательством. Также предусмотрена процедура публикации финансовой отчетности,включая итоговую часть аудиторского заключения.
2.2 Процесс аудита финансовой отчетности
Процесс аудита финансовой отчетности можно разделить на четыреэтапа: сбор информации, планирование, осуществление аудита и представлениеотчета.
На первом этапе аудита финансовой отчетности обследуется деловаясреда, в условиях которой ведет свою деятельность проверяемая фирма. Применительнок условиям этой среды руководство фирмы должно отразить в отчетности следующие вопросы:
1.  какова клиентура фирмы;
2.  ведется ли разработка новых видов продукции;
3.  состояние закупок необходимых производственных ресурсов;
4.  организационные характеристики производственного процесса;
5.  реализация продукции (работ, услуг).
В пояснительной записке к годовой отчетности должны раскрыватьсявсе особенности предпринимательской деятельности. В частности, как фактически осуществляетсяотгрузка выпускаемой продукции и оказание услуг потребителям.
Основными процедурами второго этапа технологии аудита финансовойотчетности являются оценка уровня аудиторского риска, разработка стратегии и общегоплана проверки по следующим направлениям:
1.    разработка конкретных программ проверок по объектам и циклам деятельностикомпании-клиента;
2.    определение уровней существенности аудиторского риска;
3.    проверка статей баланса и Главной книги, определение счетов, корреспондирующихсо счетами затрат и финансовых результатов, проверка правильности отнесения затратна себестоимость продукции, работ и услуг;
4.    аудит цикла получения доходов и реализации продукции, работ и услуг;
5.    аудит закупочного цикла;
6.    аудит цикла производства и расходования ресурсов;
7.    проверка порядка начисления и выплаты заработной платы;
8.    проверка порядка формирования и использования чистого дохода;
9.    проверка правильности начисления и своевременности уплаты налогов в бюджет;
10. проверка формирования и использования собственного капитала;
11. проверка правильности и своевременности погашения обязательств;
12. проверка расчетов с дебиторами и кредиторами;
13. аудит долгосрочных активов (основных средств, долгосрочных инвестиций в дочерниеи зависимые организации, ассоциированные компании);
14. аудит денег и прочих текущих активов (касса, текущие и валютные счета, ценныебумаги краткосрочные финансовые инвестиции, ТМЗ) и т.п.
На третьем этапе осуществляется сбор и оценка компетентных сведенийи фактов, чтобы выразить независимое мнение о состоянии предмета и объектов проверок.Этот этап тесно взаимосвязан с предыдущим, т.е. реализацией стратегии, общего планаи программ аудита. При выполнении аудита может возникнуть необходимость в пересмотреи корректировке стратегии, плана и программ проведения проверок.
Внимание аудитора должно быть направлено не столько на показателифинансовых отчетов, столько на те выводы, которые руководство исследуемой фирмысделало на их основе. В процессе аудиторской проверки финансовой отчетности устанавливаютсяправильность составления бухгалтерского баланса, отчетов о прибылях и убытках, движенииденежных средств, изменениях в собственном капитале, достоверность информации вучетной политике и пояснительной записки.
Например, аудитор проверяет отчет о прибылях и убытках в целяъхустановления правильности расчета дохода от обычной деятельности до налогообложения.Совокупный доход должен быть определен финансовой результативностью по предприятиюв целом и отдельно по его структурным подразделениям и видам деятельности. Еслитакие расчеты на предприятии не ведутся, аудитор должен их выполнить самостоятельнодля обоснования своих выводов.
Вместе с тем аудитор должен проверить:
·        полноту выполнения решений собственников предприятия об измененииобъема уставного капитала;
·        тождество данных синтетического и аналитического учета по счетам активов,собственного капитала и обязательств, отраженных в балансе;
·        полноту включения в финансовую отчетность дебиторской и кредиторскойзадолженностей, расходов и доходов будущих периодов, правильность оценок активови т.д.
Как правило аудиторской проверке подлежат все операции, приносящиепредприятию более 50% дохода или оборот; крупные сделки и операции, зарегистрированныев конце квартала или финансового года; коэффициенты и контрольные цифры, отличающиесяот исчисленных в среднем за последние 5 лет; ситуация с оборотными средствами; фактынеобоснованной необходимости резкого поднятия расходов и доходов для удержания цена акции; причина и характер судебных исков к предприятию, особенно в связи с претензиямиакционеров др.
После анализа значимости отчетных данных необходимо выявить рискаудиторской ошибки, т.е. определить вероятность того, что вывод аудитора может оказатьсяошибочным, так как он основывался на данных, значимость которых была определенаневерно. Выполнив оценку значимости данных и определив вероятность аудиторской ошибки,можно добиться существенного сокращения объема работ по бухгалтерской проверке исвязанных с этим затрат сил и средств. Оценка степени риска аудиторской ошибки должнаосуществляться с учетом величины аудиторского риска, связанного с системой контроляи с возможностью обнаружения ошибок.
На заключительном этапе обобщаются итоги проверок, выявляютсярезервы, обосновываются и формулируются выводы, разрабатываются рекомендации поустранению обнаруженных недостатков, оптимизации и повышению эффективности деятельностихозяйствующих субъектов. При этом особое внимание уделяется выявлению и классификациитипичных ошибок по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности.
Опыт аудиторских проверок свидетельствует о том, что наиболеесерьезные недостатки в бухгалтерском учете связаны с оформлением и обработкой первичныхдокументов и ведением учетных регистров с нарушением установленных стандартов иправил. Например типичными недостатками оформления первичных документов являются:
·            пропуски в заполнении реквизитов;
·            отсутствие штампа или отметки с указанием дат составления или погашения;
·            неоговоренные исправления;
·            небрежность заполнения;
·            отсутствие нумерации, подписей ответственных лиц и т.д.
В результате не обеспечивается юридическая сила документов, создаютсявозможности их повторного использования и других злоупотреблений.
Бывают случаи, когда предприятия вводят не предусмотренные Рабочимпланом счетов бухгалтерского учета счета и субсчета или необоснованно отказываютсяот ведения некоторых из них.
Особенно много недостатков выявляется в учете заработной платы,издержек производства и финансовых результатов. На некоторых предприятиях расчетно-платежныеведомости не группируются помесячно и за квартал, а указанные в них суммы начисленнойзаработной платы и удержаний, в том числе налогов, не подсчитываются нарастающимитогом. Отсутствуют лицевые счета, карточки учета заработной платы персонала, чтозатрудняет правильное исчисление налогов, выдачу справок и т.д. Заработную платуиногда выплачивают по распискам и недооформленным расходным кассовым ордерам.
Ошибки в распределении расходов между отчетными периодами в основномсвязаны с неправильным отражением и погашением затрат на освоение новых производстви предприятий, неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств,расходами на подготовительно-заключительные работы в сезонных отраслях, а такжес исчислением и погашением затрат на оплату отпусков и другие.
Кроме того, много нарушений допускается в учете внешнеэкономическойдеятельности предприятий, особенно при ведении валютных операций: не учитываютсякурсовые разницы за период совершения операций и а конец месяца.
 2.3 Цели аудита финансовой отчетности и способы их достижения
В основе правильной и рациональной организации процесса аудита,выбора необходимых и достаточных аудиторских процедур лежит четкое понимание аудиторомцелей аудита финансовой отчетности.
Достижение основной цели аудита — формирование объективного мненияо достоверности финансовой отчетности — обеспечивается путем достижения отдельных(более конкретных) подцелей аудита, таких как: наличие, права и обязательства, явление,полнота, оценка, точность, измерение, представление и раскрытие.
Аудитор должен углубиться в финансовую отчетность, пройти в обратномпорядке этапы ее подготовки и получить на каждом уровне обработки учетной информациидостаточные доказательства для формирования объективного итогового мнения ее достоверности.
Для осуществления непосредственно процесса проверки необходимофинансовую отчетность подразделить на сегменты (элементы) и сформулировать подцелиаудита для каждого сегмента. Процесс последовательного подразделения финансовойотчетности на статьи, статей — на счета бухгалтерского учета, счетов — на хозяйственныеоперации называется дезагрегированием финансовой отчетности.
Дезагрегирование финансовой отчетности осуществляется в несколькоэтапов.
Первый этап — подразделение финансовой отчетности на статьи.
На втором этапе аудитор должен определить структуру каждойстатьи финансовой отчетности и установить взаимосвязь между ее статьями и соответствующимисчетами бухгалтерского учета. Для статей бухгалтерского баланса определяются счета,сальдо счетов которых включены в данную статью. Для статей отчета о результатахфинансово-хозяйственной деятельности устанавливается взаимосвязь со счетами, оборотыпо которым участвовали в формировании показателей отчета.
На третьем этапе следует подразделить информацию, отраженнуюна счетах бухгалтерского учета, на элементы, которыми являются финансово-хозяйственныеоперации.
Тестируя хозяйственные операции на соответствие вышеперечисленнымкритериям (подцелям аудита) аудитор получает доказательства в отношении сальдо иоборотов по счетам, на которых отражены хозяйственные операции, т.е. устанавливаетсястепень достоверности показателей финансовой отчетности, содержание которых определяетсяна основе информации, учтенной на счетах бухгалтерского учета.
Процесс дезагрегирования финансовой отчетности с позиций достиженияцелей аудита можно назвать сегментированием аудита. А элементы, в отношениикоторых будут проводиться аудиторские процедуры в целях получения доказательствна соответствие установленным критериям, можно назвать сегментами аудита.
Таким образом, цель аудита финансовой отчетности достигаетсяпутем достижения подцелей, установленных для каждого сегмента аудита. Подразделениефинансовой отчетности на элементы облегчает работу с ней, помогает в распределенииконкретных задач между членами аудиторской группы при организации процесса аудита.В итоге основным тестируемым элементом является хозяйственная операция. Эта последовательностьдостижения цели аудит — основа организации процесса аудиторской проверки.
Для достижения целей аудита финансовой отчетности в международнойпрактике применяются два подхода к организации процесса аудита: пообъектный ициклический.
При пообъектном подходе выделяемые сегменты аудита фактическисовпадают с объектами бухгалтерского учета.
Выделение в качестве сегментов аудита циклов хозяйственных операцийпроводится с учетом содержания финансово-хозяйственной деятельности компании. Вкачестве сегментов можно выделить следующие циклы аудита:
·         Цикл приобретения;
·         Цикл производства;
·         Цикл реализации, получения доходов и формирования финансового результата;
·         Цикл оплаты;
·         Цикл использования дохода и формирования капитала;
·         Цикл инвестирования.
Классификация операций по циклам соответствующей деятельностиявляется эффективным способом проверки. Хотя число и последовательность циклов вразличных компаниях могут быть неодинаковыми, существуют циклы, общие для всех компаний.
Выделение циклов хозяйственных операций позволяет применять входе аудита метод направленного тестирования, суть которого заключается в следующем.В силу природы двойной записи, искажение по записи по кредиту одного счета приведетк искажению дебетовой записи по корреспондирующему счету, и наоборот. Направленноетестирование означает, что если аудитор тестирует дебет одного счета на предметзавышения, то одновременно тестируется кредит корреспондирующего счета на предметзанижения. Целенаправленно проверив дебетовые записи одного счета, аудитор можетсделать вывод о подтверждении (неподтверждении) кредитовых записей по корреспондирующимсчетам. Например, если тестируются кредитовые записи в цикле приобретения (т.е.величина кредиторской задолженности), то одновременно тестируются дебетовые записикорреспондирующих счетов (т.е. счета учета долгосрочных инвестиций, материалов).
Данный подход применяется по двум направлениям:
·         тестирование дебетовых записей на предмет завышения;
·         тестирование кредитовых записей на предмет занижения.
Это означает, что аудитор проверяет расходы и активы на предметзавышения, а обязательства и доходы на предмет занижения. Метод направленного тестированияпозволяет оптимизировать затраты труда и времени, необходимые для проведения аудита.
Таким образом, финансовая отчетность должна представлять достовернуюинформацию об имущественном и финансовом состоянии организации и о финансовых результатахего деятельности. Это требование адресовано составителям финансовой отчетности,но в полной мере это относится и аудиторским организациям, сопричастным к подтверждениюэтой финансовой отчетности. Искажение отчетности, с целью завышения прибыли, нескольконе типично для отечественных организаций, которые стремятся скорее к занижению показателейдохода, с целью «минимизации» налогов. В то же время существуют обстоятельства,когда организация ищет способы для увеличения доходной части своей финансовой отчетности.Как правило, такое случается при необходимости предоставления финансовой отчетностипотенциальным инвесторам и банковским учреждениям.
 2.4 Аудит собственного капитала
Одним из основных слагаемыхсобственного капитала является нераспределенный доход (непокрытый убыток).
Проверка собственного капитала строится на анализе следующихэлементов: неоплаченный капитал — предназначен для отражения задолженности учредителейпо вкладам, т.е. на счете 5020 учитывается фиктивный капитал, который дает правона получение дохода, но не представлен материальными или денежными ценностями.
На сумму объявленного, но неоплаченного уставного капитала делаетсязапись:
Дт 5020 Кт 5010 на сумму задолженности по вкладам:
После поступления в счет вкладов и денежных ценностей:
1)        Дт 1020-1050 Кт 5020
2)        Дт 7430 Кт 5020 уменьшение задолженности за счет курсовой разницы
3)        Дт 5020 Кт 6250 увеличение задолженности за счет курсовой разницы.
Проверка того, что собственный капитал может уменьшаться в результатеизъятия капитала собственниками и выплаты дивидендов.
Кредиторы могут опротестовать решение об уменьшении Уставногокапитала, поэтому решение об уменьшении акционерного капитала должно быть доведенодо всех кредиторов, при этом кредиторы могут потребовать досрочного выполнения взятыхранее обязательств и возмещения убытков. Изъятие капитала из обращения производитсяс целью уменьшения количества акций в обращении путем выкупа акций у акционеровили уменьшения номинальной стоимости акций.
Нераспределенная прибыль представляет собой оставшуюся послевыплаты дивидендов долю чистой прибыли, которая отражается корреспонденцией счетов:
·    Дт 5320 Кт 5410 сумма дооценки по выбывшим основным средствам, перенесеннаяна чистый доход отчетного года
·    Дт 5320 Кт 5410 сумма дооценки при выбытии долгосрочных инвестиций,перенесенная на чистый доход отчетного года.
Проверка аудитором строится на правильности того, что:
Учетные регистры (книги, ведомости, журналы и т.п.) предназначеныдля хронологического, систематического или комбинированного накопления, группировкии обобщения информации о хозяйственных операциях, содержащейся в принятых в учетпервичных документах.
Учетные регистры составляются ежемесячно и подписываются исполнителямии главным бухгалтером или лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учетапредприятия.
Аналитические данные в учетных регистрах должны согласовыватьсяс данными синтетического учета на последнее число месяца.
Хозяйственные операции отражаются в учетных регистрах при поступлениипервичных документов или по итогам за месяц в зависимости от характера и содержанияопераций.
Главная книга используется для обобщения данных журналов, взаимнойпроверки правильности записей по отдельным счетам и составления финансовой отчетности.
Заключение
Основной целью обязательного аудита финансовой отчетности, являетсяформирование мнения аудитора о достоверности финансовой отчетности компании. Однакодля того, чтобы результаты аудиторского труда были востребованы, во-первых, должнасуществовать группа пользователей, заинтересованных в достоверности информации,содержащейся в финансовой отчетности, в связи с принятием на основе ее данных управленческихрешений, во-вторых, финансовая отчетность должна быть настолько содержательна, чтобыудовлетворить интересы группы пользователей.
На данном этапе в Казахстане в полной мере не соблюдается ниодно из этих условий. Формально существует группа потенциально заинтересованныхвнешних пользователей финансовой отчетности, таких, как собственники, инвесторы,кредиторы, поставщики и покупатели. Однако у многих из них только формируется культураиспользования финансовой отчетности в качестве источника информации для принятияуправленческих решений. Следовательно, и компания, отчетность которого подвергаетсяаудиту, не всегда рассматривает ее как метод привлечения внешних контрагентов. Обратнаясторона ситуации: невостребованная финансовая отчетность по форме и содержанию неможет служить надежным источником информации, необходимой для принятия решения.Разрешение этого противоречия возможно только при условии возникновения объективныхпотребностей субъектов рынка в информативной финансовой отчетности. Этот процессследует стимулировать, в том числе путем наполнения финансовой отчетности новымсодержанием.
Порядок составления финансовой отчетности регулируется стандартамибухгалтерского учета: МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» и МСФО7 «Отчет о движении денежных средств».
Состав и содержание финансовой отчетности подчинены задаче комплексногоудовлетворения информационных потребностей ее пользователей. Поэтому при формированиимнения о достоверности финансовой отчетности аудитор должен оценить, насколько содержаниекаждого формы отчетности соответствует информационной задаче.
Из этого следует что финансовая отчетность играет существеннуюроль в деятельности каждой организации. Аудитору просто необходимо уметь правильнопрочитать ту или иную информацию касающейся проверки. Все элементы, то есть формыфинансовой отчетности должны соответствовать всем стандартам.
Заключительным этапом в проверке финансовой отчетности являетсяаудиторское заключение. В котором, выражается не просто правильность ведения бухгалтерскогоучета в организации, но и мнение аудитора о финансово-хозяйственной деятельностиорганизации.
Аудиторское заключение составляетсяаудитором и содержит различные элементы, состав и объем которых определяется аудитором.Так, аудиторское заключение, кроме прочих элементов, в обязательном порядке включаетв себя:
а) наименование «Аудиторское заключениепо финансовой отчетности»;
б) наименование адресата;
в) следующие сведения об аудиторе:
·       Организационно-правовую форму и наименование, для индивидуальногоаудитора — фамилию, имя, отчество и указание на осуществление им своей деятельностибез образования юридического лица;
·       Местонахождение;
·       Номер, дату предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельностии наименование органа, предоставившего лицензию, а также срок действия лицензии;
·       Членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении.
г) следующие сведения об аудируемомлице:
·       Организационно-правовую форму и наименование;
·       Местонахождение;
·       Номер и дату свидетельства о государственной регистрации.
д) вводную часть;
е) часть, описывающую объем аудита;
ж) часть, содержащую мнение аудитора;
з) дату аудиторского заключения;
и) подпись аудитора.
Тем самым аудиторское заключение играет не мало важную роль дляпроверяемой организации. На сколько заключение положительно, настолько положительнаядеятельность организации в целом, а все это зависит от финансовой отчетности. Таккак для многих внешних пользователей аудиторское заключение является опирающим документом.Многие инвесторы и другие заинтересованные лица с помощью него видят насколько успешнаяи рентабельная организация. И следует ли в последствии вкладывать свои инвестициив эту организацию или же сотрудничать с ней.
Список использованной литературы
1.  Закон РК от 10.07.2005 г. № 281-1 " Об акционерных обществах" сизменениями и дополнениями от 15.12.2007 г. № 497-1.
2.  Закон Республики Казахстан от 20.11.98г. № 304-1 «Об аудиторской деятельности»с изменениями и дополнениями от 5.05.2006г. № 139-II.
3.  Гражданский кодекс РК (Общая часть) 27.12.2006 г. № 268-XIII с изменениямии дополнениями от 16.07.2008 г. № 440-1.
4.  Типовой план счетов бухгалтерского учета: Приказ Министерства финансов РеспубликиКазахстан от 23.05.2007г. №185.
5.  Методические рекомендации по применению Международных Сиандартов ФинансовойОтчетности — Алматы: БИКО, 2006-240с.
6.  Абленов Д.О. Аудит: «Теория и практика». Учебник — Алматы: Экономика,2005г.
7.  Альбрехт У., Венц Д. Уильям Г. Мошенничество — луч света на темные стороныбизнеса. — С-Пб.: Питер-пресс, 2005.
8.  Ажибаева З.Н. Аудит: Учебник — Алматы: Экономика, 2004г.
9.  Дюсембаев К.М., Егембердиева С.К., Дюсембаева З.К. Аудит и анализ финансовойотчетности — Алматы: Каржы — Каражат, 1998-512с.
10.     Ержановм М.С. Аудит — 1 (базовый учебник). Алматы 2005г.
11.     Насыров М.Р., Токсанбаева С.Р., Кулпываева С.К., Гуляева С.П. Современныйрусско-казахский словарь-справочник — Алматы, 2003-880с.
12.     Нурсеитов Э.О. Аудиторская деятельность — Алматы, Издательство LEM, 2005-112с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.