Бишкекский филиал международного славянского института
кафедра: учета и финансов
Факультет экономики и организации предпринимательства
Отчет о прохождении производственной практики
Тема:Учетнаяполитика ОсОО«Ян Интернешнл»
Оглавление
1. Общая характеристика ОсОО«Ян Интернешнл»
1.1 Организация бухгалтерскогоучета
1.2 Учет расчетов с персоналомпо оплате труда
1.3 Учет товаров и расходовпо их реализации
2. Учет денежных средств,расчетных и кредитных операций
2.1 Учет кассовых операций
2.2 Учет расчетов с дебиторамии кредиторами
3. Учет финансовых результатов
3.1 Инвентаризация
3.2 Экономический анализ деятельностипредприятия
3.3 Аудит деятельности организации
Список используемой литературы
1. Общаяхарактеристика ОсОО «Ян Интернешнл»
С 29 марта по26 апреля 2010 года я Купченкова Анастасия Сергеевна проходила практику в Обществес ограниченной ответственностью «Ян Интернешнл».
Организационно-правоваяформа – общество с ограниченной ответственностью. Общество с ограниченной ответственностью«Ян Интернешнл» зарегистрировано Министерством юстиции Кыргызской Республики18 октября 1996 года и произведена перерегистрация 20 сентября 2002 года, являетсяхозяйственным обществом и руководствуется в своей деятельности действующим законодательствомКР, Гражданским Кодексом КР, налоговым кодексом КР, административным кодексом КР,таможенным кодексом КР, трудовым кодексом КР, Уставом.
Юридический адресобщества: 720040, Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Токтогула, 93
Почтовый адресобщества: 720011 Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Фрунзе, 282 «А»
Учредителем обществаявляется Алмакучуков Кенешбек Мукашевич.
Уставный капиталобщества состоит из номинальной стоимости долей его участников и равен 70500 сом.Размер доли участника в уставном капитале в процентах равен: Алмакучуков К.М. –70 500 сом – 100%.
ОсОО “Ян Интернешнл»”осуществляет учет результатов работ, ведет бухгалтерский, налоговый и статистическийучет по нормам, действующим в Кыргызской Республики.
Общество имеетрасчетный счет в банке, круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки идругие реквизиты.
Управление предприятиемосуществляется в соответствии с законодательством КР и Уставом предприятия.
Основной цельюкоммерческой деятельности является получение средней и повышенной нормы прибылиот реализации напитков, консервации и макаронных изделий по рыночным ценам с учетомпокупательной способности населения.
Прибыль, оставшаясяв распоряжении фирмы после уплаты налогов и других обязательных платежей в соответствиис действующим законодательством, распределяется владельцем фирмы по его усмотрению.
Общество самостоятельнопланирует свою производственно-хозяйственную деятельность, а также социальное развитиеколлектива. Основу планов составляют договоры, заключаемые с торговыми сетями, атакже с поставщиками.
Реализация товаровосуществляются по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно с учетом курсоввалют на импортируемый товар.
Предметом деятельностиобщества является импорт, оптовая и розничная торговля продуктов питания и напитков(консервация, макаронные изделия, слабоалкогольные напитки).
ОсОО «Ян Интернешнл»является эксклюзивным поставщиком консервации торговой марки «Верес» (Украина),макаронных изделий торговой марки «Корона» (Казахстан), и слабоалкогольных напитков«Бородино» (Россия) в Кыргызской Республике.
Ассортиментныйперечень продаваемых товаров:
— Майонез в ассортименте- (дой пак) 200гр;
— Кетчупы в ассортименте– (дой пак) 300гр;
— Горчицы в ассортименте– (дой пак) 140 гр, 155 гр.;
— Соусы в ассортименте– (стеклотара, дой пак) – 215 гр., 315 гр, 540 гр;
— Консервацияв ассортименте – (стеклотара, жб) 300 гр., 420 гр., 500 гр., 770 гр., 980 гр.;
— Макаронные изделияв ассортименте – (полиэтилен, картон) 400гр, 2 кг, 3 кг, 5 кг, 10 кг;
— Слабоалкогольныенапитки «Бородино» в ассортименте:
· XXL Барбарис+ 8,9 % (энергетик)
· XXL Лимон+ 8,9 % (энергетик)
· ВертолетЛайм 8,9 %
· ВертолетВиноград 8,9 %
· OTVERTKAГрейпфрут 8,9 %
· OTVERTKAЛимон 8,9 %
· OTVERTKAАпельсин 8,9 %
·
Объемы реализациитоваров без НДС в:
— 2007 году =15820535 сом;
— 2008 году =27494003 сом;
— 2009 году =37600145 сом.
учет расчетденежный расход
1.1. Организациябухгалтерского учета
Порядок организациии ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетностиопределяется МСФО
Согласно МСФО,организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операцийпутем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенныхв рабочий план счетов бухгалтерского учета.
Для ведения бухгалтерскогоучета в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленностьи направленность деятельности организации, последовательность применения учетнойполитики, а также временную определенность фактов хозяйственной деятельности.
Учетная политикаорганизации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержанияперед формой, непротиворечивости и рациональности.
Учетная политикаобщества формируется в соответствии с требованиями, установленными Положением побухгалтерскому учету.
При этом утверждается:
— рабочий плансчетов бухгалтерского учёта, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимыедля ведения бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями своевременности иполноты учёта и отчётности;
— формы первичныхучётных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности,по которым не предусмотрены типовые формы первичных учётных документов, а такжеформы документов для внутренней бухгалтерской отчётности;
— порядок проведенияинвентаризации активов и обязательств организации;
— методы оценкиактивов и обязательств;
— правила документооборотаи технология обработки учётной информации;
— порядок контроляхозяйственными операциями;
— другие решения,необходимые для организации бухгалтерского учёта.
Учётная политикаорганизации должна обеспечивать:
— полноту отраженияв бухгалтерском учёте всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);
— своевременноеотражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учёте и бухгалтерскойотчётности (требование своевременности);
— большую готовностьк признанию в бухгалтерском учёте расходов и обязательств, чем возможных доходови активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
— отражение, вбухгалтерском учёте факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из ихправовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования(требование приоритета содержания перед формой);
— тождество данныханалитического учёта оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последнийкалендарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
— рациональноеведение бухгалтерского учёта, исходя из условий хозяйственной деятельности и величиныорганизации (требование рациональности).
Способы ведениябухгалтерского учёта, избранные организацией при формировании учётной политики,применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующегоорганизационно–распорядительного документа.
Органом управленияОбщества является генеральный директор — согласно Уставу.
Персонал фирмы(трудовой коллектив) формируется в соответствии со штатным расписанием, утвержденнымгенеральным директором.
Все вопросы, касающиесятрудовой деятельности работников фирмы, регулируется ТК Кыргызской Республики, Правиламивнутреннего трудового распорядка, утверждаемыми Участником.
Размер выплаткаждому работнику фирмы должен быть не среднего установочного показателя заработнойплаты по Республике в соответствии с местом положением ведения экономической деятельностихарактерного территориального подразделения, установленного действующим законодательствомКыргызской Республики.
Общая численностьработающих предприятия на конец 2009 года составляет 17 человек.
Структура предприятияизображена на рис.1
/>
Рисунок 1
Финансово-хозяйственнаядеятельность общества осуществляется генеральным директором. Генеральный директорбез доверенности действует от имени общества, в том числе:
-представляетинтересы общества как в КР, так и за ее пределами;
-совершает сделкиот имени общества;
-имеет право первойподписи под финансовыми документами;
-распоряжаетсяфондами общества;
-выдает доверенностиот имени общества, в том числе с правом передоверия;
-издает приказыи дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества;
-утверждает штаты;
-организует ведениебухгалтерского учета и отчетности общества;
-исполняет другиефункции, необходимые для достижения целей деятельности общества и обеспечения егонормальной работы, в соответствии с действующим законодательством и уставом общества.
Генеральному директоруподчиняются менеджер по логистике, менеджер по продажам, главный бухгалтер
Генеральный директорруководит работой по оперативному регулированию хода производства; координируетработу подразделений предприятия; организует оперативный контроль по обеспечениюпроизводства материалами, транспортом, обеспечивает выполнение обязательств по поставкампродукции (по количеству, номенклатуре, ассортименту, качеству), изучает перспективыспроса, организует работу складского хозяйства.
Менеджер по логистикезанимается работой по планированию импорта товаров, производит работу по организациитаможенного оформления товара, контроль за стоками на складах, договорами с поставщикамипо ассортименту, составлением производственной программы по закупу товара, осуществляетконтроль за ее выполнением. Обязанностями его является составление товарного ассортиментадля работы предприятия. Также осуществляет составление прогнозов деятельности предприятия.
Менеджер по продажами менеджера по категориям ведут работу с покупателями в соответствии с категориейторговых точек, организовывают работу торговых агентов и экспедиторов в зависимостиот коньюктуры потребления товаров и характера клиентуры. Производят работу по рекламеи продвижению товаров на рынке потребителей, оговаривают сроки поставок и ассортименттоваров, производят маркетинговые исследования рынка характерно от сезонности ивида продаваемого товара, анализам продаж по категориям торговых точек.
СТРУКТУРА БУХГАЛТЕРСКОЙСЛУЖБЫ
Структура бухгалтерскойслужбы представлена на рис.2
/>
Рисунок 2
Ведение бухгалтерскогоучета и представление финансовой отчетности предприятия осуществляется в соответствиис МСФО, а также с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетностив Кыргызской Республике.
В сферу деятельностибухгалтерской службы предприятия входят следующие вопросы: компетенция главногобухгалтера и обязанности бухгалтера. В штате бухгалтерии числится два сотрудника:главный бухгалтер и бухгалтер-кассир.
В обязанностиглавного бухгалтера входит: составление годовой, месячной и квартальной бухгалтерской,налоговой и статистической отчетности; учет МБП и основных средств, износ МБП иамортизацию основных средств; учет денежных средств и расчетов; учет оплаты трудаи отчислении; учет издержек обращения и реализации товаров; учет расчетов с разнымидебиторами и кредиторами; учет фондов, кредитов и финансовых результатов.
Также главныйбухгалтер осуществляет экономический анализ деятельности предприятия, сбор сведенийдля анализа результатов работы по каждому объекту или коммерческой сделке, анализгодовой деятельности предприятия. Главный бухгалтер следит за обучением персоналаправильному учету и оформлению документов с целью ликвидации сбоев в работе бухгалтерскойслужбы.
Главный бухгалтеросуществляет контакты с региональными представителями фирм по вопросам, касающимсярасчетов и другому информационному обмену, участвует в группах по стратегическомупланированию направлений деятельности предприятия. Своевременно информирует руководствопредприятия обо всех проблемах и вопросах текущего функционирования предприятия.
В обязанностибухгалтера входит ведение ведомости «Учет движения товаров, реализации продукции»;ежемесячная сверка со складом товаров расхода по ассортименту; проверка отчета кладовщика(склад); инвентаризация склада; проверка кассовых отчетов; журнал-ордер №1 «Касса»;анализ счетов 1100 и 1200; выведение основной заработной платы; проверка товарно-денежногоотчета по складу; проверка ведения книги продаж, покупок. Также организует работукассы: ведет прием и выдачу денежных средств; ведет учет, регистрацию, выдачу денежныхдокументов; соблюдает установленный лимит остатка денежных средств; ведет Книгурегистраций приходных и расходных ордеров, Кассовую книгу. Бухгалтер – кассир осуществляетприход и расход денежных средств, их учет и разноску по кассовой книге и лицевымсчетам рабочих; разноску платежных ведомостей по лицевым счетам рабочим; составлениеотчета по Пенсионному фонду, социальному страхованию, начисление больничных листов;работу с банком, ведение книги кассира – операциониста.
В то же времяв обязанности бухгалтера входит организация и ведение складского учета; аналитическийучет товарно-материальных ценностей; учет кассовых операций. Они проводят работус банками, собирают сведения для анализа результатов работы по предприятию, коммерческимсделкам, а также экономический анализ деятельности предприятия совместно с главнымбухгалтером, участвуют в разработке моделей оптимизации налогообложения, приобретениятоварно-материальных ценностей, погашения взаимных задолженностей, ценообразованияи т.п. Бухгалтер несет ответственность за правильность и своевременность оформленияпервичных документов, принятых у материально – ответственных лиц.
Бухгалтерия предприятияобеспечивает обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей вучетных регистрах и на их основе – составление отчетности.
Бухгалтерскийучет на предприятии осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательстваКыргызской Республики.
На предприятиииспользуется автоматизированная система бухгалтерского учета на базе программы «1С:Бухгалтерия 7.7». По этой причине журналы-ордера и соответствующие ведомости неведутся, а используются такие учетные регистры как «Анализ счета» (синтетическийучет), «Оборотная ведомость по счету» и «Журнал операций по счету» (аналитическийучет).
Кроме них ведетсяГлавная книга — регистр синтетического учета. В ней каждому счету отводится развернутыйлист для записи остатка на начало и конец месяца, оборота по дебету в развернутомвиде. Главная книга открывается на год, а каждому месяцу отводится одна строка.На основании Главной книги и части регистров заполняется баланс и другие формы отчетности.
Журналы операцийи Главная книга взаимно дополняют друг друга. После проверки оборотов выводитсясальдо на начало следующего месяца и записывается в соответствующей колонке Главнойкниги. Для проверки правильности записей в Главной книге подсчитывают суммы оборотови сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовыхи кредитовых сальдо всегда равны
Исходными даннымидля программы «1С: Бухгалтерия» являются проводки, вносимые в журнал хозяйственныхопераций. Программа позволяет при вводе проводок автоматически формировать и распечатыватьпервичные документы. Введя реквизиты операции, сразу можно получить и проводки вжурнале операции, и первичный документ. На основании введенных проводок программаформирует отчетность и различные стандартные вспомогательные документы, в частности:оборотно-сальдовую ведомость, шахматку, сводные проводки-итоги, журналы операцийи др.
В настоящее времябухгалтерия предприятия оснащена многофункциональными компьютерами. Они позволяютнакапливать данные непосредственно в традиционных учетных регистрах (карточках,свободных листах и др.) и на машинных носителях информации. Компьютеры относительнопросты в эксплуатации, что позволяет оснащать рабочие места бухгалтеров.
Система бухгалтерскогоучета ОсОО «Ян Интернешнл» состоит из рабочего плана счетов бухгалтерского учета,регистров бухгалтерского учета, применяемых форм первичных документов, системы документооборотаи других учетных процедур, необходимых для организации бухгалтерского учета на предприятии.
Учет основныхсредств
Организация учетаосновных средств ведется на основе Положения по бухгалтерскому учету „Учетосновных средств“. Основные средства — часть имущества, используемая в качестветруда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленияорганизацией в течение периода, превышающего 12 месяцев.
При определениисостава и группировки основных средств руководствуются Обще — Кыргызским классификаторомосновных фондов, утвержденным Постановлением Государственного комитета КыргызскойРеспублики по стандартизации, метрологии и сертификации.
Бухгалтерскийучет основных средств должен обеспечивать выполнение следующих задач:
— правильное выполнениедокументов и своевременное отражение в учете поступления основных средств, их внутреннегоперемещения, выбытия;
— достоверноеопределение результатов от реализации и прочего выбытия основных средств;
— полное определениезатрат, связанных с поддержанием основных средств в рабочем состоянии;
— контроль засохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету.
Для выполненияэтих задач в ОсОО „Ян Интернешнл» определены лица, ответственные за сохранностьи перемещение объектов основных средств. Каждому объекту основных средств присваивается,при принятии их к бухгалтерскому учёту, соответствующий инвентарный номер. Учётосновных средств ведётся бухгалтерией предприятия в единой инвентарной книге.
Основные средствапринимаются к бухгалтерскому учёту по первоначальной стоимости на основании следующихдокументов:
— Счет-фактура
— Накладная
— Акт приемки-передачи основных средств.
В балансе отражаютсяпо остаточной стоимости.
Если основноесредство стоит менее 10 000 сом. (без учета НДС), то срок полезного использованиядля него не устанавливается, а его стоимость в полном объеме сразу списывается врасходы и в бухгалтерском, и в налоговом учете для целей налогообложения.
В ОсОО «Ян Интернешнл»суммы начисленной амортизации по объектам основных средств отражаются в бухгалтерскомучете путем накопления соответствующих сумм.
Продажа и выбытиеобъектов основных средств организацией не производилась.
Учет нематериальныхактивов
Нематериальныеактивы — группа хозяйственных средств предприятия, не имеющих вещественно-натуральнойформы, соответствующей по содержанию и обладающих следующими свойствами: долговременнымиспользованием в хозяйственной деятельности (свыше одного года), способностью приноситьдоход, возможностью отчуждения. К ним относятся права возникающие:
— из авторскихи иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежныхправ, на программы для ЭВМ. Базы данных и др.;
— из патентовна изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, из свидетельств наполезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоровна их использование;
— из прав на “ноу-хау»и др.
Кроме того, кнематериальным активам могут относиться организационные расходы, а также деловаярепутация организации.
В настоящее времядля документального оформления движения нематериальных активов рекомендуется использоватьформы первичных документов, используемых для учета основных средств. Организациисами разрабатывают формы соответствующих документов исходя из Положения о документахи документообороте в бухгалтерском учете и закона о бухгалтерском учете, определившихперечень обязательных реквизитов в документах, и особенностей учитываемых объектов.
В соответствиис особенностями нематериальных активов в документах по их поступлению и выбытиюдолжна быть дана их характеристика, указаны порядок и срок использования, первоначальнаястоимость, норма амортизации, дата ввода и вывода из эксплуатации и некоторые другиереквизиты. Особое внимание следует обратить на правильность оформления переходаправа на владение нематериальными активами. Приобретенные права должны быть оформленыдоговорами с юридическими или физическими лицами. Приобретение права на пользованиеприродными ресурсами возможно лишь при наличии документов, подтверждающих правапродавцов или учредителей, и оформление передачи права в соответствии с установленнымзаконодательством порядком.
ОсОО «Ян Интернешнл»»не имеет нематериальные активы.
Учет материально– производственных запасов
В ОсОО «Ян Интернешнл»порядок ведения учета МПЗ определяется положением о бухгалтерском учете «Учет материально-производственныхзапасов».
Материальные ценностиприходуются на балансовом счете 1700 «Запасы вспомогательных материалов»по цене приобретения. В соответствии материально-производственные запасы отраженыв учете и отчетности по фактической себестоимости.
Согласно учетнойполитики в ОсОО «Ян Интернешнл» оценка материально-производственных запасов и расчетфактической себестоимости отпущенных в производство или ином выбытии материально-производственныхзапасов производятся по средней себестоимости.
К материально-производственнымзапасам относятся следующие активы: материалы, товары. Материалы могут использоватьсядля выполнения работ или оказания услуг и для управленческих нужд организации. Всематериалы по способу их использования и назначения делятся на субсчета: «Топливо»,«Запчасти», «Хозяйственный инвентарь и инструменты».
Товары — это материально-производственныезапасы, приобретенные у других организаций и предназначенные для их продажи третьимлицам.
В ОсОО «Ян Интернешнл»аналитический учет товаров ведется по ассортименту товаров. Учет товаров ведет материальноответственное лицо.
На 1-е число каждогомесяца составляется оборотная ведомость по аналитическим счетам, где по каждомунаименованию и сорту указывается остаток на начало месяца в натуральном и денежномвыражении, приход и расход, а также остаток на конец месяца. Суммарные итоги этойведомости должны быть равны оборотам и сальдо синтетического счета «Товары».Натуральные показатели оборотной ведомости сверяются также с данными складскогоучета, которые ведет материально ответственное лицо. Такая оборотная ведомость составляетсяна дату проведения инвентаризации товаров.
Результаты сверкиданных бухгалтерского учета товаров оформляются специальным актом, который подписываютбухгалтер и материально ответственные лица. После сверки составляется оборотнаяведомость по аналитическим счетам, и сопоставляются ее итоги с данными синтетическогосчета 1600 «Товары» (сальдо на начало и конец месяца, дебетовый и кредитовыйобороты на месяц). Выявленные ошибки исправляются для достижения тождества междустоимостными данными синтетического и аналитического учета, а также между даннымиучета в натуральных показателях материально ответственных лиц и бухгалтерии.
Для полученияматериалов от поставщика ОсОО «Ян Интернешнл» выдает доверенности лицам, состоящимс ним в трудовых отношениях. Доверенности подписываются руководителем и главнымбухгалтером и заверяются печатью. Выдачу доверенности регистрируют в журнале учетавыдачи доверенностей и выдают под расписку получателю. Доверенность должна бытьполностью заполнена, и иметь образец подписи лица на имя, которого она выдана. Представительпредприятия, получивший материалы, передает их должностному лицу, ответственномуза их хранение и отчитывается перед бухгалтерией. Срок действия доверенности, какправило, 10 дней.
Не использованныедоверенности возвращаются в бухгалтерию, где хранятся до конца отчетного года, азатем списываются по акту. Выдача доверенностей лицам, не работающим в организации,не допускается.
Расчетные документы(платежные требования, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и др.) на поступающиематериалы направляются в бухгалтерию, где бухгалтер:
— проверяет соответствиеданных этих документов договору поставки в отношении ассортимента материалов, ихколичества, цен, сроков отгрузки;
— акцептует расчетныедокументы поставщика или отказываются от акцепта;
— передает уполномоченномулицу распоряжение на получение и доставку груза.
Если перевозкаматериалов осуществляется автотранспортом, то в качестве первичного документа применяюттоварно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах.
Все поступившиена предприятие материальные ценности приходуются в установленных единицах измерения.
На основании данныхприходных и расходных документов по мере совершения хозяйственных операций заведующийскладом делает записи в карточках складского учета.
После каждой записиприхода (расхода) материалов заведующий складом выводит остаток материалов на конецдня. В конце месяца заведующий складом подсчитывает обороты за месяц по приходуи расходу и выводит остаток на конец месяца. Сводные данные по каждому виду материаловотражаются в материальном отчете, который составляется заведующим складом и сдаетсяв бухгалтерию.
Согласно учетнойполитики предприятия, при отпуске материально-производственных запасов в производствои ином выбытии их оценка производится по средней себестоимости, которая определяетсяпо каждому виду запасов.
Под отпуском материальныхценностей на производство понимается отпуск этих материалов непосредственно дляизготовления продукции.
Отпуск материаловна производство осуществляется на основе заявок, установленных отделом логистикии продаж. Контроль за расходованием товаров в производство осуществляется работникамиотдела логистики на основе покупок и продаж оформляемым на каждую единицу продукции.
Инвентаризацияпроводится инвентаризационной комиссией, состав которой утверждается приказом (распоряжением)руководителя организации. Проверка фактического наличия имущества производится приобязательном участии материально ответственных лиц. Руководитель организации долженсоздать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имуществав установленные сроки.
1.2 Учет расчетовс персоналом по оплате труда
В процессе хозяйственнойдеятельности у предприятия возникают взаимоотношения с членами трудового коллективапо оплате труда за выполненную работу и оказанные услуги. Для учета расчетов поэтим взаимоотношениям предусмотрен пассивный расчетный счет 3520 “Расчеты с персоналомпо оплате труда”.
Все работы напредприятии выполняют члены трудового коллектива, числящиеся в его штате, которыепринимаются на основе трудового контракта.
Для учета личногосостава, начисления и выплаты заработной платы на предприятии используют унифицированныеформы первичной учетной документации, утвержденные Госкомстатом Кыргызстана.
Первичными документамипо учету численности работников и их движении являются приказы о приеме, увольнении,перевода на другое место работы или предоставление отпуска. На всех работников,принятых на работу открывается личная карточка учета, где указываются данные работника:фамилия, имя, отчество, паспортные данные, специальность, установленный оклад, количествоиждивенцев и трудовых книжках.
На предприятиизаработная плата работникам и служащим начисляется в зависимости от количества отработанноговремени указанного в табеле учета рабочего времени, согласно установленным окладам.
В ОсОО «Ян Интернешнл»с помощью 7-й версии программы «1С: Предприятие» формируется «Карточка счета» пооплате труда, в котором отражаются сальдо на начало и на конец расчётного периода,суммы начислений и удержания, рассчитанные исходя из следующих показателей:
· количествадней;
· основнойзаработанной платы;
· материальнойпомощи;
· компенсацийза отпуск;
· внеочередныхвыплат;
· налогана доходы физических лиц,
· социальныевыплаты в пенсионный фонд.
На предприятииформируется также расчёт по оплате труда для каждого работника, где указываетсясумма начисленной заработной платы, дополнительных выплат, производится расчет удержанийиз заработной платы и указывается сумма к выдаче.
В состав затратна оплату труда, включаемых в себестоимость, входят:
1. выплаты заработнойплаты за фактически выполненную работу
2. премии за производственныерезультаты
3. стимулирующиеи компенсирующие выплаты
4. оплата очередныхотпусков
В сводном расчётетакже определены суммы отчислений в Пенсионный Фонд. Эти данные заносятся в Регистррасчёта отчислений в Пенсионный Фонд, в котором определены по каждой возрастнойгруппе база и проценты для начисления накопительной и страховой части, а также суммысоциального страхования и по больничным листам. На основании ведомости составляютсярасчётная ведомость по средствам Фонда Социального Страхования КР и расчёт по авансовымплатежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящихвыплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физическихлиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателям.
Из оплаты трудачленов трудового коллектива производятся различного рода удержания. По своему характеруони подразделяются на обязательные и удержания по инициативе предприятия.
К числу обязательныхплатежей относится налог на доходы физических лиц с страховые взносы в пенсионныйфонд, исчисление сумм которого производится налоговыми агентами нарастающим итогомс начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам,в отношении которых установлена налоговая ставка 10% и на страховые выплаты в социальныйфонд 10%, начисленным налогоплательщику за данный период.
После подсчетаудержаний, сложенных из налогов и аванса заработной платы рассчитывается сумма заработнойплаты к выдаче. Выплата производится по платежным ведомостям. В платежной ведомостиуказывают: фамилию, имя, отчество работника, специальность и сумму к выдаче. Ихподписывают директор и главный бухгалтер, после чего передают кассиру для исполнения.
В соответствиис действующим законодательством о труде все работники имеют право на ежегодный отпускс сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Ежегодный оплачиваемыйотпуск предоставляется работникам предприятия продолжительностью 28 календарныхдней. На основании приказа о предоставлении работнику отпуска оформляется записка-расчёт,в которой рассчитывается время, и оплата ежегодного отпуска.
Оплата по больничнымлисткам производится исходя из расчёта, приведённого в приложении к справке о заработаннойплате листка нетрудоспособности частично из Фонда Социального Страхования, частичноза счёт собственных средств.
Учет издержекобращения
Учёт издержекобращения регулируется в соответствии с методическими указаниями, разработаннымина основании Постановления Правительства Кыргызской Республики и утверждённых КомитетомЭкономики Кыргызской Республики и Министерством финансов Кыргызской Республики №1-55/32-2от 20.04.95 года.
В состав издержекобращения организации включаются расходы предприятия, возникающие в процессе движениятоваров до потребителей, а также расходы, связанные с реализацией товаров.
«Расходы на продажу»в бухгалтерском учете учитываются на счете 7600. Он предназначен для обобщенияинформации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.
ОсОО «Ян Интернешнл»на счете 7600 «Расходы на продажу» учитывает все затраты, связанные с их основнойдеятельностью. К таким расходам относятся:
— амортизационныеотчисления по основным средствам торгового отдела;
— заработная платаработников, занятых в процессе продажи товаров;
— оплата услугпосреднических организаций;
— транспортныерасходы по доставке товаров на склад;
— расходы на рекламу;
— другие расходы,связанные с продажей товаров.
1.3 Учет товарови расходов по их реализации
Учёт поступлениятоваров
В организациютовары поступают от поставщиков в соответствии с заключёнными договорами поставокпутём отгрузки товаров автотранспортом и железнодорожными вагонами.
Поступившие товарыпринимаются менеджером склада по фактическому наличию. При этом проверяется качествотовара, наличие сопроводительной документации (накладных, счёт-фактур).
Учет товаров,как и других товарно-материальных ценностей, на предприятии организуется в соответствиис требованиями ПБУ 5/98 и другими нормативными документами. В ОсОО «Ян Интернешнл»расходы по доставке товаров включают в составе издержек обращения. Бухгалтерскийучет полученных и оприходованных товаров в ОсОО «Ян Интернешнл» ведется на счете41 «Товары». Аналитический учет по счету 41 ведется по ассортименту товаров.
В оптовой торговле,к которой относится анализируемое предприятие, сумма НДС по полученному товару относитсяна счет 1540 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
На основании приходныхдокументов хозяйственные операции, связанные с получением товаров на предприятии,отражаются в бухгалтерском учете проводками.
Учёт реализациитоваров
Учет реализациитоваров и определения финансовых результатов от их реализации в ОсОО «Ян Интернешнл»ведется на счете 1410 «Реализация продукции (работ, услуг)».
Важным моментомучета выбытия товаров является определение стоимости, по которой они списываютсяс баланса ОсОО «Ян Интернешнл». В этих целях используется широко рекомендуемый внастоящее время метод оценки материальных запасов, в том числе и товаров, при ихвыбытии по средней (средневзвешенной) оценке себестоимости.
При реализациитоваров предприятие определяет облагаемый оборот исходя из продажных цен товаровбез включения в них НДС. Сумма налога на добавленную стоимость выделяется в счет-фактуреи накладной отдельной строкой, исчисленная по ставкам 12 % к продажной цене.
Расчеты междуюридическими лицами производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицамимогут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.
2. Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций
2.1 Учет кассовых операций
При осуществлениирасчётов наличными деньгами общество руководствуется решением законодательствамиКР, которым установлен Порядок ведения кассовых операций. Согласно ему организацияимеет кассу, в которой находятся остатки наличных денег, по согласованию с руководителеморганизации.
В ОсОО «Ян Интернешнл»кассоваякнига ведется автоматизированным способом. При этом листы кассовой книги формируютв виде распечаток «Вкладной лист кассовой книги». Одновременно с ней формируетсяраспечатка «Отчет кассира» Обе распечатки составляются к началу следующего рабочегодня, имеют одинаковое содержание и включают все обязательные реквизиты.
Приход наличныхденег в кассу отражается по дебету счета 1100 «Касса» на основании приходногокассового ордера.
Деньги, снятыес расчетного счета, должны быть оприходованы проводкой:
— поступили срасчетного счета денежные средства в кассу организации: Д-т 1100 К-т 1200.
Расход наличныхиз кассы отражается по кредиту счета 1100.
Операции по расходованиюденежных средств отражают записью:
— выдана работникамзаработная плата (подотчетные суммы): Д-т 3520 (3521) К-т 1100.
По истечении днякассир формирует отчёт по кассе, который включает:
отрывной листоккассовой книги, где указываются остатки денежных средств в кассе на начало и наконец дня, а также движение денег в кассе:
— оприходованиеденежных средств в кассу
— сдача денежныхсредств в банк
— выдача под отчёт
2. приходный кассовыйордер на сумму принятых денежных средств;
3. расходный кассовыйордер на сумму выдачи из кассы;
Отчёт по кассепоступая в бухгалтерию, пересчитывается, проверяется и заносится в компьютер.
Учёт операцийпо расчётному счёту
Основной частьюденежного оборота является безналичный денежный оборот, в котором движение денегпроисходит в виде перечислений по счетам.
Безналичные расчётыполностью проходят через банковские организации, поэтому все свободные денежныесредства общество, за исключением наличных денег в кассе, хранит на расчётных счетах.
На расчётный счётзачисляются: денежные средства за проданные товары, краткосрочные и долгосрочныекредиты, полученные от банков и другие поступления.
Банк выполняетпоручения организации о перечислении денежных средств:
поставщикам иподрядчикам за полученные товарно-материальные ценности и выполненные работы;
банкам по погашениюкредитов, полученных ранее;
бюджету по погашениюзадолженности по налогам;
внебюджетным фондам;
прочим кредиторам.
Зачисление, перечислениеи выдача денежных средств с расчётного счёта производятся на основании расчётныхдокументов, формы которых предусмотрены банком:
1.Объявление навзнос наличными выписывается при взносе наличных денег на расчётный счёт, состоящееиз трёх частей:
объявления навзнос наличными, остаётся в банке;
квитанции, прикладывающейсяк отчёту по кассе;
ордера, прикладывающегосяк отчёту по банку.
2. Платёжное поручение– распоряжение предприятия банку о перечислении соответствующей суммы с его расчётногосчёта на расчётный счёт получателя.
Платёжные поручениявыписываются в соответствующем количестве экземпляров в зависимости от того, в какомбанке территориально находится расчётный счёт получателя.
Для наблюденияза движением денежных средств на расчётном счёте банк регулярно выдает предприятиювыписки по ним. Основными реквизитами по выписке являются: номер расчётного счёта;дата выписки; входящий и исходящий остатки; суммы перечислений (зачислений) с указаниемномеров документов; название банка и организации; итого оборотов.
Записи по расчётномусчёту в банке отражаются в порядке, обратном ведению записей в организациях: покредиту – поступление денежных средств на расчётный счёт, а по дебету – их расходование.К выпискам прилагаются документы, служащие основанием совершённых операций по расчётномусчёту. Получив выписку, бухгалтер организации проверяет: соответствие записей ввыписке прилагаемым документом; правильность сальдо и оборотов. Проверив выписку,бухгалтер проставляет по каждой записи коды корреспондирующих счетов.
Бухгалтерскийучёт наличия и движения денежных средств на расчётном счёте ведётся на счёте 1200«Расчётный счёт», при этом делаются следующие проводки:
— зачислены деньгииз кассы на расчётный счёт: Д-т 1200 К-т 1100
— перечисленазадолженность поставщикам: Д-т 3110 К-т 1200
— перечисленыплатежи в бюджет, органам социального страхования: Д-т 3530 К-т 1200
Регистром аналитическогоучёта может являться карточка счёта за выбранный период.
Учет подотчетныхсумм
Работникам предприятиявыдаются из кассы предприятия наличные деньги на операционные, хозяйственные и командировочныерасходы. Средства на данные цели выделяются только ограниченному кругу лиц в размерахи на сроки, определяемые генеральным директором. С каждым работником, внесеннымв список постоянных получателей денег на хозяйственно — операционные расходы заключендоговор о материальной ответственности.
Выдача денегв подотчет оформляется расходным кассовым ордером.
Что касается выдачиналичных под отчет на командировочные расходы, то она производиться в пределах сумм,которые рассчитаны бухгалтерией.
Направление работниковпредприятия в командировку производится руководителем предприятия и оформляетсявыдачей командировочного удостоверения по установленной форме. При заполнении командировочногоудостоверения указываются все необходимые реквизиты: Ф.И.О. выезжающего, пункт назначениякомандировки, наименование принимающей организации, цель и срок командировки.
Цель командировки,указываемая в Приказе или Указании о командировании, а также в командировочном удостоверении,должна носить строго производственный характер.
В течение 3 днейпо возвращении из командировки работник обязан представить отчет о выполнении задания,утвержденный генеральным директором предприятия и авансовый отчет о расходованииполученных под отчет сумм вместе с командировочным удостоверением с отметками измест назначения и документами, подтверждающими оплату проезда, найма жилого помещенияи других расходов, связанных с командировкой.
При принятии крассмотрению отчета по командировке фактическое время пребывания в командировкеопределяется по отметкам в командировочном удостоверении о дне прибытия в местокомандировки и дне выбытия из места командировки. При этом отметки в командировочномудостоверении о прибытии и выбытии работника заверяются печатью, которой обычнопользуется в своей хозяйственной деятельности то или иное предприятие для засвидетельствованияподписи соответствующего должностного лица.
Командированномуработнику возмещаются расходы по найму жилого помещения и проезду к месту командировкии обратно к месту постоянной работы, а также оплачиваются суточные.
Расходы по проездук месту командировки и обратно, к месту постоянной работы, возмещаются командированномуработнику в полном размере.
Размер суточныхрассчитывается исходя из фактического количества дней пребывания в командировкена основании отметок, сделанных в командировочном удостоверении. Суточные выплачиваютсякомандированному работнику за каждый день нахождения в командировке, включая выходныеи праздничные дни, а также дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденнойостановки в пути. Суточные за время нахождения в пути выплачиваются по тем же нормам,что и за время пребывания в месте командировки.
В настоящее времякомандировочные расходы возмещаются по нормам, установленным Постановлением правительстваКР от 26.08.2008г за №471., в следующих размерах:
— оплата суточных– 250 сом по территории КР – 300 в г. Бишкек за каждый день нахождения в командировкев пределах территории КР;
— по остальнымстранам согласно перечню постановления.
Неизрасходованныеналичные деньги должны быть возвращены в кассу предприятия не позднее трех днейпо истечении срока, на который они были выданы. Деньги в новый подотчет выдаютсятолько при условии полного расчета по предыдущей подотчетной сумме. После исполненияоперации, для которой были получены деньги, подотчетное лицо представляет в бухгалтериюавансовый отчет о расходах с приложенными к нему оправдательными документами, подтверждающимиправильность расходов.
Проверенный бухгалтеромавансовый отчет утверждается директором предприятия и после этого принимается кучету. Расходы по командировкам списываются на издержки обращения. Учет ведетсяна счете 1520 “Расчеты подотчетными лицами” с формированием следующих проводок:
— выдача из кассыналичных средства в подотчет: Д-т 1520 К-т 1100
— сдан в кассунеиспользованный остаток подотчетных сумм: Д-т 1100 К-т 1520
— удержан из заработнойплаты неиспользованный остаток подотчетной суммы: Д-т 3520 К-т 1520
2.2 Учёт расчётовс дебиторами и кредиторами
Важнейшей составнойчастью работы бухгалтерии является учет долговых обязательств. Долги, которые обязанывыплатить предприятию дебиторы, и его задолженность другим организациям существенновлияют на финансовое положение, использование денежных средств в обороте, величинуприбыли, фактически полученной предприятием в отчетном периоде.
Дебиторами называютсяюридические лица, которые являются должниками нашего предприятия, а кредиторскойназывается задолженность нашего предприятия перед другими юридическими лицами запоставленные товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги.
Учет кредитныхопераций
В процессе производственно-хозяйственнойдеятельности у многих организаций возникает потребность в заемных средствах дляобеспечения своих планов и проектов. Получить кредит или заем можно у кредитныхорганизаций, а также у предприятий, оформив соответствующий договор.
Под договоромзайма понимается передача одной стороной (заимодателем) в собственность другой стороне(заемщику) денежных средств или других вещей, определенных родовыми признаками.По данному договору заемщик должен возвратить заимодателю такую же сумму денег (суммузайма) или равное количество других полученных им вещей в срок, определенный договором.При этом заимодатель имеет право на получение с заемщика процентов по займу в размереи порядке, определенных условиями договора. Когда заимодателем является юридическоелицо, то независимо от суммы займа договор должен быть оформлен в письменной форме.
При отсутствиив договоре условий о размере процентов за пользование заемными средствами, их размеропределяется по существующей в месте нахождения заимодателя ставке банковского процента(ставкой рефинансирования) на день уплаты суммы долга или его части. Если отсутствуютиные соглашения, то проценты по договору выплачиваются ежемесячно.
По кредитномудоговору банк или иная кредитная организация (кредитор) предоставляет денежные средства(кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщикобязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользованиекредитом.
Операции с заемнымисредствами подразделяются на три основные составляющие:
— получение (выдача)заемных средств;
— начисление иуплата (получение) процентов за пользование заемными средствами;
— погашение затратпо заемным средствам и суммы долговых обязательств (получение ранее выданных средств).
Планом счетовв бухгалтерском учете для отражения информации о полученных организацией краткосрочныхкредитах и займах предназначен счет 3330 «Расчеты по краткосрочным кредитами займам», а для долгосрочных кредитов и займов — счет 3340 «Расчеты подолгосрочным кредитам и займам».
ОсОО «Ян Интернешнл»принимает к учету задолженность по основной сумме кредитов и займов (без учета начисленныхпроцентов) в момент фактической передачи денег или других вещей и отражает ее всоставе кредиторской задолженности. То есть моментом возникновения задолженностипризнается дата зачисления денежных средств на расчетный счет. Задолженность пополученным кредитам и займам отражается с учетом причитающихся на конец отчетногопериода к уплате процентов согласно условиям договоров.
В 2006 году дляпополнения оборотных средств были привлечены следующие кредиты в ОАО «ДосКредобанк»:
Учет кредитови займов и процентов по ним ведется с помощью следующих проводок:
— отражена суммаполученного кредита (займа): Д-т 1200 К-т 3330;
— погашена задолженностьпо кредиту (займу): Д-т 3330 К-т 1200;
— отражено начислениепроцентов по кредиту (займу): Д-т 9110.2 К-т 3331;
— Погашены процентыпо кредиту (займу): Д-т 3331 К-т 1200
3. Учет финансовых результатов
3.1Инвентаризация
Для обобщенияинформации о формировании конечного финансового результата деятельности организациив отчётном году используют счёт 5999. Счёт 5999 – активно-пассивный, сальдо егопоказывает нарастающим итогом финансовый результат, полученный с начала года доотчётного периода. По дебету счёта отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту– прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотовза отчётный период показывает конечный финансовый результат.
По окончании отчётногогода при реформации баланса сумма нераспределённой прибыли, составляющая разницумежду суммой полученной прибыли (убытка) и суммой начисленных в бюджет налогов иштрафных санкций, записывается на счёт 5300 «Нераспределённая прибыль (непокрытыйубыток)».
Аналитическийучёт на счёте 5999 формирует данные, необходимые для составления отчёта о прибыляхи убытках.
Проверка и уточнениеданных бухгалтерского учета товаров и тары периодически проводятся при помощи инвентаризации.
Основные задачиинвентаризации:
— контроль засохранность товарно-материальных ценностей, соответствие их фактического наличияс данными бухгалтерского учета;
— проверка правильностисоблюдения цен;
— выявление неходовыхи залежавшихся товаров;
— выявление нарушенийправил хранения и размещения товаров и тары на складах.
Согласно действующемуположению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в КР количествоинвентаризаций в отчетном году и сроки их проведения устанавливаются организациямисамостоятельно. В организациях оптовой и розничной торговли инвентаризация непродовольственныхтоваров проводится, как правило, не реже одного раза в год, продовольственных товаров– не реже 2 раз в год.
Для соответствияфактических и бухгалтерских остатков товаров на складе инвентаризация в ОсОО «ЯнИнтернешнл» проводится 1 раз в квартал перед сдачей бухгалтерской отчетности.
В обязательномпорядке инвентаризации проводится в следующих случаях
— при смене материальноответственного лица (на день приемки-передачи дел);
— при установлениифактов краж, хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
— при переоценкетоварно-материальных ценностей;
— в случае стихийныхбедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций;
— при ликвидации(реорганизации) организации, передаче имущества в аренду.
Для проведенияинвентаризации в организации ОсОО «Ян Интернешнл» создается постоянно действующаякомиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризацииимущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.
Состав постояннодействующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает генеральный директорорганизации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации(руководитель или его заместитель), работники бухгалтерии, экономисты. В составкомиссий можно включать представителей внутреннего аудита организации, независимыхаудиторских организаций. Инвентаризация проводится при обязательном участии материальноответственных лиц.
Основанием дляпроведения инвентаризации в ОсОО «Ян Интернешнл» является распоряжение (приказ)руководителя организации, в котором указывается:
— инвентаризируемыйобъект;
— состав инвентаризационнойкомиссии;
— дата проведенияинвентаризации;
— время началаи окончания инвентаризации.
Распоряжение вручаетсяпредседателю инвентаризационной комиссии.
До начала проверкифактического наличия товаров и тары инвентаризационная комиссия должна получитьот материально ответственного лица последний товарный отчет и приложение к немувсе приходные и расходные документы.
Эти документыкомиссия тщательно проверяет, и председатель инвентаризационной комиссии их визируетс указанием «До инвентаризации (дата)». Это должно служить бухгалтерии основаниемдля определения остатков товаров к началу инвентаризации.
После этого материальноответственное лицо дает подписку о том, что к началу инвентаризации все приходныеи расходные документы на товары и тару включены в товарный отчет и к моменту проведенияинвентаризации все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие – списаны в расход.В подписке он указывает прописью суммы товаров, и тары на начало инвентаризациипо данным товарного учета и подтверждает их правильность своей подписью.
На выявленныетовары, имеющие брак, порчу и лом, комиссия оформляет соответствующий акт.
По окончании инвентаризациив описях указывается прописью общая сумма товарно-материальных ценностей.
Описи подписываютвсе члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В концеописи материально ответственные лица дают расписку о том, что проверка комиссииимущества производилась в их присутствии, у них нет к членам комиссии каких-либопретензий, и они приняли перечисленные в описи товарно-материальные ценности наответственное хранение.
По окончании инвентаризацииинвентаризационные описи передаются в бухгалтерию, где сверяют фактическое наличиетоваров на складе с учетными данными и составляют сличительную ведомость.
В нее записываютсянаименование товаров, номенклатурные номера, количество и стоимость по учетным ценамтех товаров и тары, по которым в результате инвентаризации выявлены расхождениямежду фактическим наличием и данным учета.
В сличительнойведомости пересортица показывается, развернуто: излишки, зачтенные в покрытие недостач(количество, сумма, порядковый номер зачтенных недостач), и недостачи, покрытыеизлишками (количество, сумма, порядковый номер, зачтенных излишков).
В заключительнойчасти ведомости указывается, В каком количестве и сумме приходуются окончательныеизлишки и списываются недостачи товаров. Сличительная ведомость составляется в двухэкземплярах и подписывается бухгалтером, а материально ответственное лицо просматриваетее под расписку. Один экземпляр находится в бухгалтерии организации, второй – уматериально ответственного лица.
Отчетность
В соответствиис действующим законодательством ОсОО «Ян Интернешнл» составляет бухгалтерскую истатистическую отчётность, используя при этом формы, рекомендуемые Минфином КР.
Бухгалтерскаяотчётность, содержащая сведения об имуществе, об обязательствах и финансовых результатахв стоимостных показателях, составляется на основании данных бухгалтерского за месяц,квартал, полугодие, 9 месяцев и за год.
Бухгалтерскаяотчётность ОсОО «Ян Интернешнл», сформированная за год включает:
— бухгалтерскийбаланс (форма № 1);
— отчёт о прибыляхи убытках (форма № 2);
— налоговая декларацияпо налогу на прибыль;
— пояснительнаязаписка к балансу;
В Фонд СоциальногоСтрахования сдается расчётная ведомость по Средствам Социального Страхования КыргызскойРеспублики.
Статистическаяотчётность содержит сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельностиОсОО «Ян Интернешнл», как в натуральном, так и в стоимостном измерении, и составляетсяпо данным статистики, бухгалтерского и оперативного учёта.
3.2 Экономическийанализ деятельности предприятия
Актив балансапозволяет дать общую оценку имущества, находящегося в распоряжении предприятия,а также выделить в составе имущества оборотные (мобильные) и внеоборотные (иммобилизованные)средства. Имущество это основные фонды, оборотные средства и другие ценности, стоимостькоторых отражена в балансе.
Все, что имеетстоимость, принадлежит предприятию и отражается в активе баланса, называется егоактивами. Актив баланса содержит сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжениипредприятия, т.е. о вложении его в конкретное имущество и материальные ценности,о расходах предприятия на производство и реализацию продукции и об остатках свободнойденежной наличности.
Размещение средствпредприятий имеет очень большое значение в финансовой деятельности и повышении ееэффективности. Поэтому в процессе анализа активов предприятия в первую очередь следуетизучить изменения в их составе и структуре и дать им оценку. Проанализируем показателидоходов и расходов ОсОО «Ян Интернешнл» (приложение №1 Форма1)
Таблица
Доходы и расходы по обычным видам деятельности /> 10 10944349 15820535 27494003 37600145 />
/> Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) /> Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 20 -8510989 -12960832 -21662837 -26224563 /> /> Валовая прибыль 29 2433360 2859703 5831166 11375582 /> Коммерческие расходы 30 -446446 -740852 -2352377 -5828628 /> Управленческие расходы 40 /> Прибыль (убыток) от продаж 50 1986914 2118851 3478789 5546954 />
Прочие доходы и расходы /> 60 /> Проценты к получению /> Проценты к уплате 70 /> Доходы от участия в других организациях 80 /> Прочие операционные доходы 90 /> Прочие операционные расходы 100 -1723397 -1672343 -1425354 -3431724 /> Внереализационные доходы 120 /> Внереализационные расходы 130 -185097
117305 -1953923 -2099256 />
Прибыль (убыток) до налогообложения 140 78420 563813 99512 15974 /> Отложенные налоговые активы 141 /> Отложенные налоговые обязательства 142 /> Текущий налог на прибыль 150 -17838 -57935 -31759 -10727 /> Иные обязательные платежи 160 />
Чистая прибыль (убыток) отчетного 190 60582 505878 67753 5247 />
периода /> СПРАВОЧНО. 200 /> Постоянные налоговые обязательства (активы) /> Базовая прибыль (убыток) на акцию />
Таким образом, объем реализации товаров в динамике возрастает в результатеувеличения объема продаж товаров, себестоимости единицы продукции и цены ее реализации.
Финансовая устойчивость– способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесиесвоих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующееего постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границахдопустимого уровня риска. Устойчивое финансовое состояние достигается при достаточностисобственного капитала, хорошем качестве активов, достаточном уровне рентабельностис учетом операционного и финансового риска, достаточности ликвидности, стабильныхдоходах и широких возможностях привлечения заемных средств. Для обеспечения финансовойустойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организоватьего движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходамис целью сохранения платежеспособности и создания условий для самовоспроизводства.
Задачей анализафинансовой устойчивости является оценка величины структуры активов и пассивов. Этонеобходимо, чтобы ответить на вопросы: насколько организация независима с финансовойточки зрения, растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояниеего активов и пассивов задачам её финансово-хозяйственной деятельности.
ТаблицаОтносительные показатели финансовой устойчивости Показатели Теоретически достаточный уровень 2005 2006 2007 2008 Темп прироста 2006 год 2007 год 2008 год 2008 год
к
2005, % к 2006, % к 2007, % к 2005, % 1. Коэффициент финансовой независимости выше 0,5 0,12 0,13 0,08 0,09 11,32 -38,34 15,08 -21,01 2. Коэффициент финансовой зависимости 0,67 5,08 6,69 4,31 3,42 31,69 -35,60 -20,66 -32,71 3. Коэффициент финансирования ≥ 1,0 0,20 0,15 0,23 0,29 -24,06 55,28 26,03 48,62 4. Коэффициент обеспеченности ≥ 0 (или 10%) 0,04 0,08 0,07 0,08 106,84 -14,08 21,74 116,36 собственными оборотными средствами 5. Коэффициент маневренности 0,2-0,5 0,30 0,57 0,83 0,88 91,04 45,56 6,06 194,93 6. Коэффициент постоянного актива 0,70 0,43 0,17 0,12 -38,71 -60,36 -29,49 -82,87 7. Коэффициент финансовой напряженности не более 0,5 0,59 0,87 0,34 0,31 46,60 -60,29 -8,69 -46,85 8. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств 0,1-0,2 0,84 0,87 0,81 0,77 4,12 -6,71 -4,68 -7,40 9. Коэффициент соотношения мобильных 11,27 16,98 72,56 89,64 50,69 327,40 23,55 695,69 и иммобилизованных активов 10. Коэффициент имущества ≥ 0,5 0,83 0,61 0,75 0,88 -26,91 22,60 18,31 6,01
Коэффициент автономии(финансовой независимости) с каждым годом уменьшается, и к концу 2009 года сталниже нормального значения. Собственные средства в общей сумме источников финансированияуменьшились.
Коэффициент финансовойнезависимости в 2006 году не превышал нормальное ограничение, а в 2009 году превысилего. Удельный вес заемных средств в 2009 году в общей сумме источников финансированияувеличился.
Коэффициент финансовойустойчивости в 2009 году уменьшился в связи с получением кредита в банке. Устойчивостипредприятия ниже нормы.
Коэффициент финансовойактивности в 2009 году резко превысил нормальное ограничение. Его рост свидетельствуетоб усилении зависимости предприятия от заемного капитала и снижении ее финансовойустойчивости.
Коэффициент обеспеченностиоборотных активов собственными оборотными средствами характеризует долю оборотныхактивов, финансируемых за счет собственных средств предприятия. Снижение коэффициентасвидетельствует о понижении финансовой устойчивости и повышение зависимости от внешнихкредиторов.
Коэффициент обеспеченностизапасов собственными оборотными средствами показывает долю запасов, финансируемыхза счет собственных средств предприятия. В 2003 году этот коэффициент во много разпревышал нормальное ограничение. В 2005 резко упал, но все же выше нормального ограничения.
Коэффициент маневренностисобственных средств показывает, какая часть собственного капитала вложена в оборотныеактивы, то есть находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрироватьэтими средствами. Высокое значение коэффициента положительно характеризует данноепредприятие.
Обобщённо наиболееважные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены вформе №2 «Отчёт о прибылях и убытках». К ним относятся:
прибыль (убыток)от реализации продукции;
прибыль (убыток)от прочей реализации;
доходы и расходыот внереализационных операций;
балансовая прибыль;
налогооблагаемаяприбыль;
чистая прибыльи другое.
Показатели финансовыхрезультатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшимисреди них являются показатели прибыли, которая в условиях перехода к рыночной экономикесоставляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создаёт финансовуюбазу для самофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальныхи материальных потребности трудового коллектива. За счёт прибыли выполняются такжечасть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями иорганизациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценкипроизводственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степеньего деловой активности и финансового благополучия. Конечный финансовый результатдеятельности предприятия — это балан совая прибыль или убыток, который представляетсобой сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от прочейреализации; сальдо доходов и расходов от внереализационных операций. Балансоваяприбыль — общая сумма прибыли предприятия по балансу от всех видов хозяйственнойдеятельности до вычета из нее налогов и других обязательных платежей. Основнымизадачами анализа финансовых результатов деятельности являются: систематический контрольза выполнением планов реализации продукции и получением прибыли; определение влияниякак объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты; выявлениерезервов увеличения суммы прибыли и рентабельности; оценка работы предприятия поиспользованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности; разработка мероприятийпо использованию выявленных результатов. Основными источниками информации при анализефинансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитическогобухгалтерского учета по счетам финансовых результатов, финансовой отчетности №2«Отчет о прибылях и убытках».