Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическиеосновы расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1 Экономическаясущность учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.2 Особенностидокументального оформления расчетов с поставщиками и подрядчиками
Глава 2. Организациябухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «НОБЕЛЬ»
2.1 Экономическаяхарактеристика предприятия ООО «НОБЕЛЬ»
2.2 Задолженность передпоставщиками и подрядчиками
Глава 3. Пути повышенияэффективности деятельности с поставщиками и подрядчиками
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
В настоящеевремя большое внимание уделяется расчётам с поставщиками и подрядчиками. Этообусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средстввызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Одним из наиболеераспространённых видов расчётов как раз и являются расчёты с поставщиками иподрядчиками за сырьё, материалы, товары и прочие материальные ценности.
Основнымизадачами этого учета являются:
— формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов споставщиками и подрядчиками товарно-материальные ценности, выполненные работы иоказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности– руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации,а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерскойотчетности;
— обеспечениеинформацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерскойотчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерациипри осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью,наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных,трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами,нормативами и сметами;
— контроль засоблюдением форм расчетов, установленных в договорах с поставщиками иподрядчиками;
Всё вышесказанное обусловило выбор темы курсовой работы: «Учёт расчётов с поставщикамии подрядчиками».
Целью курсовой работы является изучить тему учётарасчётов с поставщиками и подрядчиками.
С учётомпоставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрытьсущность и формы расчётов с поставщиками и подрядчиками;
- исследоватьпорядок документального оформления операций по учёту расчётов;
- отразитьособенности синтетического учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками;
- выявитьпути совершенствования бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками иподрядчиками.
Глава 1.Теоретические основы расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1 Экономическая сущность учета расчетов с поставщиками иподрядчиками
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчикамиза:
- полученныетоварно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленныеуслуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а такжепо доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы накоторые акцептованы и подлежат оплате через банк;
- товарно-материальныеценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков илиподрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);
- излишкитоварно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;
- полученныеуслуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа(фрахта), а также за все виды услуг связи и др.
Организации, осуществляющие при выполнении договора строительногоподряда, договора на выполнение научно-исследовательских,опытно-конструкторских и технологических работ и иного договора функциигенерального подрядчика, расчеты со своими субподрядчиками также отражают насчете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальныеценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учетутоварно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учетаэтих ценностей (либо счета 15 «Заготовление и приобретение материальныхценностей») или счетов учета соответствующих затрат. За услуги по доставкематериальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на сторонезаписи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов,товаров, затрат на производство и т.п.
Независимо от оценки товарно-материальных ценностей ваналитическом учете счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» всинтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика. Когдасчет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке насклад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостачасверх предусмотренных в договоре величин против отфактурованного количества, а также,если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет былакцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, атакже арифметические ошибки, счет 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками» кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции сосчетом 76 «Расчеты с разными дебиторами икредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»).
За неотфактурованные поставки счет 60 «Расчеты с поставщикамии подрядчиками» кредитуется на стоимость поступивших ценностей,определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы ипредварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств идр. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываютсяобособленно. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченныевыданными организацией векселями, не списываются со счета 60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками», а учитываются обособленно в аналитическомучете.
Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов впорядке плановых платежей — по каждому поставщику и подрядчику.
При этом построение аналитического учета должно обеспечитьвозможность получения необходимых данных по:
- поставщикампо акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых ненаступил;
- поставщикампо не оплаченным в срок расчетным документам;
- поставщикампо неотфактурованным поставкам; авансам выданным;
- поставщикампо выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
- поставщикампо просроченным оплатой векселям; поставщикам по полученному коммерческомукредиту и др.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группывзаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется своднаябухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками» обособленно.1.2 Особенности документальногооформления расчетов с поставщиками и подрядчиками
Поступление материальных ценностей отпоставщиков, выполнение работ и услуг подрядчиками производится на основаниизаключённых между заказчиками (покупателями) и подрядчиками (поставщиками)хозяйственных договоров. В договорах оговариваются: виды поставляемыхматериальных ценностей, выполняемых работ и услуг, коммерческие условияпоставки, количественные и стоимостные показатели материальных ценностей илиуслуг, порядок расчётов.
Учет расчетовс поставщиками товарно-материальных ценностей ведут в журнале-ордере N 6.
Журнал-ордерN 6 открывается суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца,а именно:
- пополученным товаросопроводительным документам, срок оплаты которых не наступил,или просроченным — материалы поступили (кредитовое сальдо на начало месяца посчету 60);
- пополученным товаросопроводительным документам оплаченным — материалы непоступили, находятся в пути (справочно «За неприбывший груз», сальдонет);
- пополученным товаросопроводительным документам неоплаченным — материалы непоступили, находятся в пути (справочно «За неприбывший груз» икредитовое сальдо на начало месяца);
- сальдона начало месяца по неотфактурованным поставкам — материалы поступили, атоваросопроводительные документы для оплаты их не поступили (сальдо кредитовое);
- сальдоначало месяца по авансам выданным, когда материалы еще не поступили (сальдодебетовое).
Журнал-ордерN 6 заполняется на основании акцептованных платежных требований-поручений,счетов-фактур, приходных ордеров, актов о приемке материалов, выписок банка.
Журнал-ордерN 6 ведут линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о состояниирасчетов с поставщиками по каждому документу. Кроме справочных данных (номерасчета, регистрационного номера, наименования поставщика) в журнале-ордере N 6записываются номер приходного документа склада, стоимость поступившихматериалов по учетным ценам организации и стоимость по платежному документупоставщика с выделением в отдельную графу суммы НДС, указанной в расчетномдокументе. Суммы по учетным ценам записываются независимо от вида поступившихценностей общей суммой, а по платежным требованиям-поручениям — в разрезе видовматериалов (основных, вспомогательных, топлива и т.п.). Сумма претензийзаписывается на основании актов. По выпискам банка производится отметка обоплате каждого платежного документа.
Сумманедостач относится в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами икредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям» и отражается вжурнале-ордере N 6 и ведомости N 7.
Вжурнале-ордере N 6 платежные документы регистрируются в течение месяца в графе«За не прибывший груз» и в графе «Акцепт». По окончаниимесяца ниже показателя «Итого поступило» по соответствующим группамфиксируется сумма стоимости материалов, оставшихся в пути на конец месяца, т.е.материалы, приходуются условно без записи на склад. Указанная запись позволяетвключить эти материалы в балансовые показатели.
В результатепоступления этих ценностей бухгалтерия получит приходные ордера складов,оприходует их на склад и на группу (без акцепта, так как он уже был дан вмомент поступления расчетных документов) по строке регистрации этого счета в незаконченных на начало месяца расчетах. При закрытии журнала-ордера N 6 поокончании месяца эта поставка по группе материалов будет сторнирована какоприходованная дважды.
При расчетахс поставщиками за материальные ценности могут быть выявлены недостачи илиизлишки фактически поступившего количества по сравнению с документамипоставщика, которые оформляются актом (ф. N М-7).
Излишкиприходуются по акту и расцениваются по учетным ценам предприятия или подоговорным (отпускным ценам), затем учитываются в журнале-ордере N 6 отдельнойстрокой как неотфактурованная поставка — отдел снабжения сообщает поставщику обизлишках и просит выставить платежное требование-поручение. В случае выявлениянедостач бухгалтерия рассчитывает их фактическую себестоимость и предъявляетпретензии к поставщику.
Предприятияпользуются также услугами поставщиков воды, газа, подрядчиков ремонтных работ идр. По этим расчетам за услуги ведется отдельный журнал-ордер N 6.
По окончаниимесяца показатели обоих журналов-ордеров суммируют для получения оборотов посчету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и переноса их вглавную книгу.
Вжурнале-ордере N 6 по каждому платежному поручению записываются оприходованныематериалы или товары, а в ведомости по тем же строкам делаются записи об оплатеэтих поручений. Это позволяет не составлять оборотных и сальдовых ведомостей ипо счетам синтетического учета.
Ведомостьформы N 10 является регистром учета, в котором в денежном выражении отражаютсяитоговые данные о наличии и движении запасов в разрезе материальноответственных лиц. В ней также определяются и распределяются отклоненияфактической себестоимости материалов от их стоимости по учетным ценам ивыявляются фактические затраты на приобретение и заготовление производственныхзапасов. При этом под «учетными» понимаются цены, утвержденныеорганизацией для внутреннего учета и оценки материалов.
Ведомость N10 состоит из трех разделов и заполняется на основании данных аналитическогоучета о наличии и движении запасов по их видам (в количественном и стоимостномвыражении), отраженных в ведомостях учета запасов, которые ведутся каждымматериально ответственным лицом.
Первый раздел«Сводные данные по приходу материальных ценностей и расчетотклонений» предназначен для определения суммы отклонений фактическойсебестоимости материалов, учтенных на счете 10 «Материалы» от ихстоимости по учетным ценам.
Первый разделделится на два подраздела — «А» и «Б». В подразделе«А» «Сводные данные себестоимости поступивших материальныхценностей» отражаются данные о стоимости поступивших запасов по учетнымценам, стоимости их приобретения и заготовления, а также фактическойсебестоимости. Эта информация поступает с кредита разных счетов (15«Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16«Отклонение в стоимости материальных ценностей», 23«Вспомогательные производства», 50 «Касса», 55«Специальные счета в банках», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»и др.), отраженных в соответствующих журналах-ордерах.
Здесь жепоказываются остатки материалов и МПБ по фактической себестоимости и учетнымценам на начало отчетного месяца, которые присоединяются соответственно кстоимости материальных ценностей, поступивших за месяц. Для отражения этойинформации бухгалтер использует данные второго и третьего разделов ведомости ииных аналогичных разделов, дополняющих ведомость N 10 при необходимостиотдельного учета запчастей, оборудования и т.п.
В подразделе«Б» «Расчет отклонений» рассчитывается общая суммаотклонений и их распределение на израсходованную часть материалов и остатки наскладах. Определение суммы отклонений, приходящихся на остаток материальныхценностей, производится по установленному проценту к стоимости материалов и МБПпо учетным ценам на конец отчетного года.
Во второмразделе «Движение по счету 10 „Материалы“ (07 „Оборудованиек установке“) ведомости N 10 отражается движение соответственно материалови МБП по материально ответственным лицам в соответствии с источникамипоступления запасов и направлениями их расхода на основании данных материальныхотчетов и оборотных ведомостей.
Определеннаяв подразделе „А“ первого раздела ведомости N 10 общая суммаоприходованных за месяц материалов и МБП по учетным ценам и фактическойсебестоимости должна быть равна соответствующим итогам по приходу материалов иМБП во втором и третьем разделах без учета сумм, отражающих их внутреннееперемещение.
Во втором итретьем разделах ведомости N 10 остатки и движение запасов по материальноответственным лицам отражаются в учетных ценах. Здесь же приводится фактическаясебестоимость всех материалов и МБП, а также производится распределение суммотклонений, подлежащих списанию.
Учет запасовведется по фактической себестоимости с учетом отклонений без использования дляих учета счетов 15 „Заготовление и приобретение материальныхценностей“ и 16 „Отклонение в стоимости материальных ценностей“.Отклонения по счетам учета запасов распределяются в определенном порядке.
Во второмразделе ведомости N 10 „Движение по счету 10 “Материалы» (07«Оборудование к установке»):
- отражаетсяобщая сумма отклонений (определенная с учетом данных из подраздела«Б» первого раздела о сумме отклонений, приходящихся на остаток материалов,на конец месяца, которая подлежит списанию за месяц;
- определяется(по проценту отклонений, определенному в прошлом месяце, который берется изведомости N 10 за прошлый месяц) сумма отклонений, списываемая на счет 23«Вспомогательные производства». Процент отклонений прошлого месяцаиспользуется в данном случае в связи с тем, что в первом разделе ведомости N 10данные отчетного месяца в части отклонений и фактической себестоимости запасовопределяются с учетом стоимости продукции вспомогательных производств;
- попроценту отклонений текущего месяца (отраженному в первом разделе ведомости N10) определяются суммы отклонений, приходящиеся на материалы, израсходованные исписанные на счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 90«Продажи»;
- определяетсяразница между общей суммой отклонений, подлежащей списанию и суммамиотклонений, отнесенными на счета 23 «Вспомогательные производства»,29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 45 «Товарыотгруженные» и 90 «Продажи», которая списывается на счет 20«Основное производство».
Встроительстве в третьем разделе после определения итога движения МБП пофактической себестоимости отдельной строкой заносятся также данные о движениивременных (не титульных) сооружений и приспособлений из ведомости формы N 15-с.Сальдо по ним определяется на основании данных ведомости N 10 за прошлый месяц(о наличии их на начало месяца).
Наличиевременных сооружений и приспособлений на начало месяца подтверждается даннымииз ведомости формы N 15-с: их остаточная стоимость на начало года, плюсначисленный износ на начало года, плюс стоимость сооружений, прибывших с началатекущего года до отчетного месяца, минус стоимость выбывших сооружений.
Послеподведения итогов по счетам их кредитовые обороты из ведомости N 10 переносятсяв дебет соответствующих счетов в журнале-ордере N 10.
Наряду сведомостью N 10 организации используют для учета расчетов с поставщикамизапасов, а также подрядчиками, выполняющими работы, оказывающими услуги,журнал-ордер N 6. В нем совмещены аналитический и синтетический учет расчетоворганизации со своими поставщиками и подрядчиками за запасы, работы и услуги.Основанием для записей в журнале-ордере являются:
- счета-фактурыпоставщиков материальных ценностей и услуг;
- данныеиз ведомости учета неотфактурованных поставок (ф. N 6-с);
- данныеиз ведомости учета материалов в пути (ф. N 6-ас);
- данныеиз ведомости учета расчетов с субподрядными организациями (ф. N 5-сиспользуется в строительстве).
Вжурнале-ордере N 6 каждый счет поставщика отражается отдельной строкой.Журнал-ордер открывают записи по счетам, не оплаченным на начало отчетногомесяца, и сальдо по ним. Суммы по акцептованным счетам поставщиков записываютсяпо мере поступления.
Поступившиена склад запасы, по которым не предъявлены для оплаты счета поставщиков, т.е.неотфактурованные поставки, отражаются в журнале-ордере N 6 согласно данным из«Ведомости учета неотфактурованных поставок» ф. N 6-с. Данный регистрбухгалтерского учета открывается на год и предназначен для ведения аналитическогоучета неотфактурованных поставок по их видам в разрезе поставщиков.
Итоговаясумма запасов, поступивших за месяц, переносится из ведомости N 6-с вжурнал-ордер N 6 в графы учета материалов по учетным ценам и фактическойсебестоимости с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками». При этом в журнале-ордере в графе «Б»«Поставщики» делается запись: «Неотфактурованные поставкисогласно ведомости N 6-с».
Припоступлении в следующем месяце счетов-фактур за запасы, числящиеся в составенеотфактурованных поставок, суммы по счетам в обычном режиме отражаются вжурнале-ордере N 6-с.
При открытиижурнала-ордера N 6 на следующий месяц записи оборотов текущего месяцаначинаются с задолженности поставщикам по материалам в пути по каждому счету вграфах 10 и 11, при этом в графе «Отметки об оплате» против каждогосчета делается запись «Оплачено в феврале».
Организациимогут вести учет заготовительно-складских расходов на счете 16 «Отклонениев стоимости материальных ценностей», а затем списывать их в дебет счетовучета запасов (в ведомость формы N 10) и распределять в составе отклонений.
Глава 2. Организация бухгалтерского учета расчетов с поставщикамии подрядчиками в ООО «НОБЕЛЬ»
2.1 Экономическая характеристика предприятия ООО «НОБЕЛЬ»
учетпоставщик подрядчик
Группакомпаний «НОБЕЛЬ» основана в 2000 году, пройдя путь от небольшой торговой фирмыдо одного из ведущих производителей офисной мебели в Оренбургской области. С2005 г. Компания является членом некоммерческой организации «Союз поддержки иразвития отечественного рынка мебели». Уже в 2005 г. группа компаний «НОБЕЛЬ»становится участником международной мебельной выставки «Крокус-Экспо» в Москве,продукция награждена дипломами.
Насегодняшний день Компания состоит из подразделений:
- производственныецеха с современным оборудованием (Германия, Италия);
- салонофисной мебели «ОФИС-ЦЕНТР» (г. Орск, пр. Ленина, 15);
- салонжилой мебели «ПЛАНЕТА» ( г. Орск, ул. Строителей,13).
Структураорганизации компании позволяет тщательно контролировать процесс изготовленияофисной мебели, начиная с дизайн — проектов и заканчивая упаковкой и доставкойконечному потребителю.
Продукция –это надежная и практичная корпусная мебель: эргономичные столы, вместительные иудобные шкафы и стеллажи, элегантные приставные элементы. Широкая коллекциякресел и стульев включает в себя новые модификации оперативных кресел, десяткивариантов кресел для руководителей, стулья для посетителей, стулья для баров икафе.
Предоставитьширокий спектр услуг:
- индивидуальныйподход к каждому клиенту;
- гибкаясистема скидок;
- Наличиесобственного транспорта и сотрудничество с рядом транспортных компанийпозволяет нам осуществлять не только производственную деятельность, но идоставлять продукцию в различные регионы России, что создает значительноеудобство для наших партнеров.
Продукцияпризвана создавать комфорт и способствовать активной и эффективной деятельностипредприятий и организаций, кроме того, прекрасно дополняет интерьер домашних офисов.Мобильный и полный творческих идей коллектив мгновенно реагирует на изменениямоды и требований мебельного рынка.
Уставныйкапитал на момент образования предприятия согласно учредительным документамсоставил 20000 тысяч рублей, на сегодняшний день сформирован полностью.
ЧисленностьООО «НОБЕЛЬ» составляет 50 человек.
2.2 Задолженность перед поставщиками и подрядчиками
Организациивозникает задолженность в иностранной валюте, то она должна быть пересчитана врубли. Пересчет производится по официальному курсу Банка России на датуотражения этой задолженности в бухгалтерском учете. Такой пересчет делаетсятакже:
— припогашении или списании задолженности;
— присоставлении бухгалтерской отчетности.
Посколькукурс рубля по отношению к другим валютам постоянно изменяется, при переоценкезадолженности в учете предприятия возникают курсовые разницы.
Если курсвалюты на дату оплаты материальных ценностей или на дату составления отчетностибудет выше, чем на дату их оприходования, то возникает отрицательная курсоваяразница. На сумму отрицательной курсовой разницы вам необходимо увеличитьзадолженность перед поставщиком.
Сумма, накоторую нужно увеличить задолженность, рассчитывается так:
Если курсвалюты на дату оплаты материальных ценностей или на дату составления отчетностибудет ниже, чем на дату их оприходования, то возникает положительная курсоваяразница. На сумму положительной курсовой разницы вам необходимо уменьшитьзадолженность перед поставщиком.
Сумма, накоторую нужно уменьшить задолженность, рассчитывается так:
Положительныекурсовые разницы включаются в состав внереализационных доходов и вбухгалтерском, и в налоговом учете.
Отрицательныекурсовые разницы включаются в состав внереализационных расходов, как вбухгалтерском, так и в налоговом учете.
ООО «НОБЕЛЬ»5 октября 2006 года получило от иностранного поставщика материалы стоимостью 2000 долл. США. По состоянию на 31 декабря 2006 года материалы оплачены не были.
Официальныйкурс доллара США составил (цифры условные):
— на датуоприходования материалов — 28,50 руб./USD;
— на датусоставления отчетности за 2002 год — 29,15 руб./USD.
Бухгалтердолжен сделать проводку:
Дебет 10Кредит 60 — 57 000 руб. (2 000 USD x 28,50 руб./USD) — оприходованы материалы иотражена кредиторская задолженность.
Припереоценке кредиторской задолженности возникает отрицательная курсовая разница,так как курс валюты вырос. Отрицательная курсовая разница составит 1 300 руб.((29,15 руб./USD — 28,50 руб./USD) x 2 000 USD).
Бухгалтердолжен сделать проводку:
Дебет 91-2Кредит 60- 1 300 руб. — отражена отрицательная курсовая разница.
В балансе построке 621 отражается кредиторская задолженность перед иностранным поставщикомв сумме 58 300 руб. (57 000 + 1 300).
Задолженностьперед поставщиками и подрядчиками за поступившие и неоплаченные материальныеценности (выполненные работы, оказанные услуги). Эту задолженность отражают покредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По строке621 запишите кредитовое сальдо по этому счету на конец 2006 года.
В 2006 годуООО «НОБЕЛЬ» приобрело у ЗАО «Юпитер» материалы на сумму 11800 руб. (в том числе НДС — 1800 руб.) с отсрочкой платежа на 2 месяца. В счетоплаты материалов «НОБЕЛЬ» выдал продавцу товарный вексельноминальной стоимостью 12 980 руб.
В учетебухгалтер отразил эту операцию так:
Дебет 10Кредит 60 — 10 000 руб. — оприходованы материалы, в оплату которых выданвексель;
Дебет 19Кредит 60 — 1800 руб. — отражен НДС по материалам;
Дебет 60Кредит 60 субсчет «Векселя выданные» — 11 800 руб. — задолженностьоформлена векселем;
Дебет 10Кредит 60 субсчет «Векселя выданные» — 1000 руб. (12 980 — 11 800 — 180) — отражена сумма превышения номинала векселя над стоимостью материалов(без НДС);
Дебет 19Кредит 60 субсчет «Векселя выданные» — 180 руб. — учтен НДС с суммыпревышения.
На конец 2006года задолженность погашена не была. Поэтому в балансе «НОБЕЛЬ» загод по строке 621 бухгалтер отразил кредиторскую задолженность передпоставщиком в сумме 12 980 руб. (10 000 + 1800 + 1000 + 180).
Принять к вычетувходной НДС по товарам (работам, услугам), в счет оплаты которых был выданвексель, можно сразу после того, как вы их оприходовали.
По строке 621укажите также сумму авансов, полученных в счет предстоящей поставки товаров(работ, услуг) и не погашенных по состоянию на 31 декабря 2006 года.
Если непогасить кредиторскую задолженность перед поставщиком, то ее придется списать.Сделать это нужно в двух случаях:
— когда позадолженности истек срок исковой давности (три года с момента, как вы должныбыли заплатить поставщику по договору);
— если фирместало известно о том, что кредитор ликвидирован.
На начало Iквартала 2007 года у ООО «НОБЕЛЬ» числится кредиторская задолженностьпо полученным, но не оплаченным товарам, срок исковой давности которой в этомквартале истекает. Сумма задолженности составляет 59 000 руб. (в том числе НДС,который должен быть перечислен поставщику, — 9000 руб.).
Фирмаопределяет выручку для расчета налога на прибыль по методу начисления. Налогплатится ежеквартально.
Предположим,что по итогам года фирма получила убыток в сумме 120 000 руб. (без учетасписанной задолженности).
Бухгалтерсписал задолженность по истечении срока исковой давности и сделал следующиепроводки:
Дебет 60Кредит 91-1- 59 000 руб. — списана кредиторская задолженность с истекшим срокомисковой давности;
Дебет 91-2Кредит 19 — 9000 руб. — списана сумма НДС, которая должна была быть перечисленапоставщику.
Послесписания кредиторской задолженности убыток фирмы составил 70 000 руб. (120 000- 59 000 + 9000).
Независимо отоценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в синтетическом учетекредитуется согласно расчетным документам поставщика. Возможна ситуация, когдасчет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке насклад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостачасверх предусмотренных в договоре величин против от фактурированного количества.Или при проверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет былакцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, атакже арифметические ошибки. Тогда счет 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками» кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции сосчетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет«Расчеты по претензиям»).
По дебетусчета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражаются суммыисполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительнуюоплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств и др. При этомсуммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Суммызадолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организациейвекселями, не списываются со счета 60, а учитываются обособленно ваналитическом учете.
Аналитическийучет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядкеплановых платежей — по каждому поставщику и подрядчику.
ООО«НОБЕЛЬ» заключило с поставщиком договор на поставку товарастоимостью 80 000 руб. Оплата товара осуществляется после его поставки. Приприемке товара в феврале 2007 г. обнаружено, что часть товара на сумму 20 000руб. не отвечает требованиям, предъявляемым к аналогичным товарам стандартамикачества и условиям договора купли-продажи. В связи с этим организация наосновании п. 4 ст. 475 ГК РФ выставила поставщику претензию о расторжениидоговора поставки в части некачественного товара. Товар, не отвечающийтребованиям по качеству, оплачен не был, организация возвратила его поставщику.
При выявлениифактов отклонения поступивших от поставщика товаров по качеству, установленномув договоре, необходимо составить акт.
На основанииданного акта выставляется претензия поставщику. Акт составляется по результатамприемки товаров членами комиссии с участием представителей организациипоставщика.
Так как нанекачественный товар право собственности к организации не переходит, тоуказанный товар учитывается на забалансовом счете 002«Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».
Принятие кбухгалтерскому учету качественного товара отражается по дебету счета 41«Товары» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками».
Бухгалтерсделал проводки в феврале:
Дебет 41Кредит 60 — 60 000 руб. — оприходован качественный товар от поставщика;
Дебет 002 — 20 000 руб. — принят на забалансовый учет товар ненадлежащего качества;
Дебет 60Кредит 51- 60 000 руб. — осуществлена оплата поставщику;
Кредит 002 — 20 000 руб. — списан товар ненадлежащего качества при его возврате поставщику.
2.3 Авансвыданный поставщику и подрядчику
Нередко договоры на поставку продукции (работ, услуг) заключаютсяна условиях предоплаты. Становятся популярны не денежные формы расчетов сиспользованием векселей, бартерные операции, взаимозачетные операции.
У поставщиков практически нет никаких гарантий, что продукциябудет оплачена вовремя. Поэтому все чаще договоры на постав у продукции (работ,услуг) заключаются на условиях предоплаты. В этом случае в счет предстоящейпостав и материальных ценностей (выполнения работ, оказания услуг) вы должныперечислить аванс поставщику или подрядчику.
Для учета авансов к счету 60 надо открыть отдельный субсчет«Расчеты по авансам выданным».
Выданный аванс отражается так:
Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 50(51, 52, ...)
— выдан аванс поставщику (подрядчику).
При поступлении материальных ценностей (приемке выполненных работ,оказанных услуг), в счет которых был перечислен аванс, в бухгалтерском учетесделайте проводку:
Дебет 08 (10, 20, 26, 41, ...) Кредит 60 — оприходованыматериальные ценности (приняты выполненные работы, оказанные услуги), в счетоплаты которых ранее был перечислен аванс.
Одновременно сумма НДС по оприходованным материальным ценностям(выполненным работам, оказанным услугам) отражается записью:
Дебет 19 Кредит 60 — учтена сумма НДС на основании счета-фактурыпоставщика (подрядчика).
Затем сделайте проводку по зачету аванса:
Дебет 60 Кредит 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»
— зачтен аванс.
ООО «НОБЕЛЬ» перечислило ООО «Космос» аванс в сумме 120000 руб. Аванс был перечислен в счет предстоящей постав и материалов на сумму36 000 руб. (в том числе НДС — 6000 руб.) и выполнения работ на сумму 84 000руб. (в том числе НДС — 14 000 руб.).
В бухгалтерском учете надо сделать проводки:
Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 51- 120 000 руб. (36 000 + 84 000) — перечислен аванс поставщику;
Дебет 10 Кредит 60 — 30 000 руб. (36 000 — 6000) — оприходованыпоступившие материалы;
Дебет 19 Кредит 60 — 6000 руб. — учтен НДС по оприходованнымматериалам;
Дебет 20 Кредит 60 — 70 000 руб. (84 000 — 14 000) — учтенастоимость выполненных работ;
Дебет 19 Кредит 60 — 14 000 руб. — учтен НДС по выполненнымработам.
Глава 3. Пути повышения эффективности деятельности с поставщикамии подрядчиками
На основе проведенного исследования учета расчетовс поставщиками и подрядчиками в ООО «НОБЕЛЬ» можно сделать следующие выводы:
— не по всем поставкам и сделкам были составленыдоговора, среди составленных договоров имелись составленные ненадлежащимобразом;
— выявленыслучаи не выделенного НДС отдельной строкой в платежном документе;
Исходя из вышеизложенного можно внести следующие предложения:
Предприятиюследует усовершенствовать работу учетной службы, перейти на программу 1С: Бухгалтерияверсия 8.
Следуетсвоевременно создавать резервы сомнительных долгов для списания кредиторскойзадолженности.
Необходимоболее тщательно контролировать состояние расчетов с поставщиками, по поиску ипривлечению поставщиков с более низким уровнем цен на предлагаемые товары
Экономическогоанализа расчётов ООО «НОБЕЛЬ» ведётся согласно учётной политике, принятой напредприятии, положению о бухгалтерском учёте и отчётности, инструктивнымматериалам. На данном предприятии применяется журнально-ордерная форма учёта.
Анализируяработу ООО «НОБЕЛЬ» за 2004 год, выяснили, что в целом предприятие работалонеплохо.
На основанииисследования выявлено, что в учете расчетных операций по расчетам споставщиками не было обнаружено недостатков, учет соответствует установленнымтребованиям.
Такимобразом, вышеизложенные предложения будут способствовать совершенствованиюорганизации расчетов и их учета, снижению кредиторской задолженности иукреплению финансового состояния ООО «НОБЕЛЬ».
Заключение
При написании данной курсовой работы были изученыосновные особенности и проблемы в организации учета расчетов с поставщиками иподрядчиками, предназначение счёта 60 “Учёт расчётов с поставщиками иподрядчиками.
Поступление материальных ценностей от поставщикови подрядчиков производятся на основании заключенных между ООО «НОБЕЛЬ» ипоставщиками договоров – поставки, где оговариваются вид поставляемыхматериальных ценностей, выполняемых работ, коммерческие условия поставки,количественные, качественные и стоимостные показатели поставок материальныхценностей, сроки отгрузки материальных ценностей, порядок расчетов,ответственность и срок действия договоров, указываются реквизиты поставщика ипокупателя с оттисками печатей обоих сторон.
Организациитакже необходимо по возможности иметь надежного поставщика, чтобы снизить риск.
Планом счетовбухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятийпредусмотрено, что учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется напассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Счет 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» предназначен для обобщенияинформации о расчетах с поставщиками.
Все операции,связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работыили потребленные услуги, отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками» независимо от времени оплаты.
Библиографический список
1. Годовойотчет 2007 год (под ред. Фадеева Ю.Л.). — Система ГАРАНТ, 2007 г.
2. Годовойотчет — 2006 (под общей ред. В.И. Мещерякова) — Бератор, 2006 г.
3. ВоронцоваА.Л., Комиссарова И.П., Гришин А.И., План счетов в примерах (2-е издание,переработанное). — «Статус-Кво 97», 2007 г.
4. УткинаС.А. Составление бухгалтерских проводок. — Система ГАРАНТ, 2006 г.
5. ТерентьеваЛ.Ф., Бехтерева Е.В. Журнально-ордерная форма счетоводства. — Система ГАРАНТ,2006 г.
6. КлоковаН.В. Практическая инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета. — «ГроссМедиа», 2006 г. Налоговый отчет — 2006 (под ред. Поповой Н.И.).- «Статус-Кво 97», 2006 г.
7. КондраковН.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. — «ИПБ-БИНФА», 2002 г.
8. КожиновВ.Я. Бухгалтерский учет в торговле. Типовые хозяйственные операции и ситуации.- Система ГАРАНТ, 2002 г.
9. УткинаС.А. Типичные ошибки в бухгалтерском учете и отчетности. — Система ГАРАНТ, 2007г.
10. Л.В.Сотникова Условные факты хозяйственной деятельности: бухгалтерский учет иналогообложение. — «Налоговый вестник», 2007 г.
11. ДеркачА.Ю. Авансы: учет и налоги. — «Статус-Кво 97», 2007 г Кожинов В.Я.Производство: учет и налоги. — «Альфа-Пресс», 2007 г.
12. КисловД.В. Расходы на ГСМ: документирование и учет. — «Статус-Кво 97», 2007г.
13. Налоговыйучет. — «Бератор-паблишинг», 2007 г.
14. Профессиональныйбухгалтер России. — «ИПБ-БИНФА», 2002 г.
15. БеловВ.А. Денежные обязательства. — Система ГАРАНТ, 2007 г.
16. Бухучет.Работа над ошибками. — «Бератор-Паблишинг», 2007 г. Коник Н.В.Бухгалтерская отчетность организаций. — Система ГАРАНТ, 2007
17. УткинаС.А. Бухгалтерский учет и отчетность. — Система ГАРАНТ, 2007 г.
18. В.Б.Гуккаев, Финансовые вложения: бухгалтерский учет и налогообложение. — «Налоговый вестник», 2007 г.
19. РадачинскийВ.И. Бухгалтерский учет коммерческих организациях. — Система ГАРАНТ, 2007 г.
20. Климова М.А. Документы идокументооборот в бухгалтерском учете. — «Налоговый вестник», 2006