Введение
Вусловиях нестабильной экономики, когдапроисходят всевозможные политические и экономические потрясения, финансовыекризисы особо важное значение приобретает социальная защита населения.
Статья39 Конституции РФ определяет виды социальной защиты граждан РФ: каждомугарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаютсязаконом.
Важное местов социальной защите и поддержке населения занимают государственные внебюджетныефонды (социального страхования, пенсионный, обязательного медицинскогострахования, занятости населения и др.).
Внебюджетныефонды — один из методов перераспределения национального дохода органами властив пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизирует вфонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительнымисредствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.
Посколькуплательщиками взносов во внебюджетные фонды являются юридические и физические(предприниматели) лица, т.е. потребители социальных гарантий, то вопросы уплатыи распределения денежных средств фондов касаются всех граждан России.
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение учета отчислений страховыхвзносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный итерриториальный фонды обязательного медицинского страхования, а также наобязательное страхование от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний. В частности будут рассмотрены изменения,связанные со вступлением в силу закона №212-ФЗ, счет 69 «Расчеты по социальномустрахованию и обеспечению», а также приведен пример начисления страховыхвзносов.
Глава 1. Федеральный закон № 212-ФЗ, его значение исодержание
С 1 января2001г. главой 24 НК РФ был установлен единый социальный налог (ЕСН), которыйбыл предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан нагосударственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскуюпомощь. Он объединял в себе страховые взносы, направляемые в Пенсионный фондРФ, Фонд социального страхования РФ, а также Фонд обязательного медицинскогострахования. Однако 24 июля 2009 года был принят Федеральный закон № 212-ФЗ«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фондсоциального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательногомедицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинскогострахования» (опубликован в «Российской газете», № 137,28.07.2009). Одновременно с этим законом был принят закон № 213-ФЗ, которыйвносит изменения в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием закона№ 212-ФЗ и определяет новый порядок исчисления пенсий для отдельных категорийпенсионеров.
Дляорганизаций основной интерес представляет закон № 212-ФЗ. Суть закона сводитсяк замене единого социального налога на самостоятельные страховые взносы вгосударственные внебюджетные фонды.
Сразу жевозникает вопрос: в связи с чем так круто меняется ситуация в данной сфере.Дело в том, что при условии, что Пенсионный фонд финансируется в основном избюджета, размер пенсий и их выплата зависит не столько от трудового вклада, аот экономической ситуации в стране, а если точнее, от цены нефти и газа навнешнем рынке. Меры по реформированию пенсионной системы фактически не далиположительных результатов. ЕСН был введен в 2001 году вместо существовавших итогда страховых взносов в 3 фонда. Но ничего единого в налоге не было. Несработало и некоторое снижение ставки ЕСН по сравнению с платежами в фонды с 38процентов до 35,6 процента. Бизнес не ответил на снижение ставки ЕСН адекватнымувеличением отчислений. Не дало ожидаемых результатов и дальнейшее снижениеставки ЕСН с 2005 года до 26 процентов. Возможно, бюджет и продолжал быдотировать Пенсионный фонд, но тут эту проблему обострил грянувший кризис. Сдругой стороны не повышать существенным образом пенсии стала уже невозможно.Поэтому остался только единственный вариант: увеличить нагрузку на бизнес, чтодолжно, по мысли законодателей и авторов реформы, обеспечить резкий ростразмера пенсий в самой ближайшей перспективе[1].
Согласно ст.1п.1, закон №212-ФЗ, начиная с 1 янв. 2010г., регулирует:
— отношения,связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов вПенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательногомедицинского страхования;
— отношения,возникающие в процессе осуществления контроля над исчислением и уплатой(перечислением) страховых взносов;
— вопросыпривлечения к ответственности за нарушение законодательства о страховыхвзносах.
Перечисленныефонды также будут осуществлять контроль над правильностью исчисления, полнотойи своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственныевнебюджетные фонды[2].
Необходимотакже отметить, что новое законодательство не распространяется направоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносовна обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний, а также на правоотношения, связанные с уплатойстраховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающегонаселения, которые регулируются федеральными законами о соответствующихконкретных видах обязательного социального страхования.
Плательщиками страховых взносов, как ипри ЕСН, являются
1) лица,производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
— организации;
— индивидуальныепредприниматели;
-физическиелица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
2)индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частнойпрактикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социальногострахования не предусмотрено иное.
В законе №212-ФЗпрактически не изменен по сравнению с ЕСН перечень выплат, суммы которых неподлежат обложению страховыми взносами. Изменена только сумма материальнойпомощи, оказываемой работодателями своим работникам, с 3000 на 4000 руб. наодного работника за расчетный период.
Объектомобложениястраховыми взносами в соответствии со ст. 7 закона №212-ФЗ признаются выплаты ииные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользуфизических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которыхявляется выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторскогозаказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки,литературы, искусства и т.д.
Особенностьюнового порядка является то, что страховыми взносами облагаются все выплаты ииные вознаграждения в пользу физических лиц, независимо от того, учитываются лиони в составе расходов при исчислении налога на прибыль у организаций или НДФЛу работодателей — индивидуальных предпринимателей, как это было предусмотреноп. 3 ст. 236 НК РФ[3].
Не подлежатобложению страховыми взносами[4]:
1)государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ,законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органовместного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия ииные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальномустрахованию;
2) все видыустановленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ,решениями представительных органов местного самоуправления компенсационныхвыплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ),связанных:
а) свозмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
б) сбесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения икоммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежноговозмещения;
в) с оплатойстоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также свыплатой денежных средств взамен этого довольствия;
г) с оплатойстоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и параднойформы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивныхорганизаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивныхсоревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивныхсоревнованиях; (в ред. Федерального закона от 25.11.2009 № 276-ФЗ)
д) сувольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;
е) свозмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышениеквалификации работников;
ж) срасходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг подоговорам гражданско-правового характера;
з) струдоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий посокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации, всвязи с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальныхпредпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частнойпрактикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращениемдеятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность всоответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и(или) лицензированию;
и) свыполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи спереездом на работу в другую местность, за исключением:
-выплат вденежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда,кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока илидругих равноценных пищевых продуктов;
-выплат виностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии сзаконодательством РФ российскими судоходными компаниями членам экипажей судовзаграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составуэкипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
3) суммыединовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховыхвзносов:
а) физическимлицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством вцелях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, атакже физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территорииРоссийской Федерации;
б) работникув связи со смертью члена (членов) его семьи;
в) работникам(родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления(удочерения), но не более 50 000 рублей на каждого ребенка;
4) доходы (заисключением оплаты труда работников), получаемые членами зарегистрированных вустановленном порядке семейных (родовых) общин коренных малочисленных народовСевера от реализации продукции, полученной в результате ведения имитрадиционных видов промысла;
5) суммыстраховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников,осуществляемому плательщиком страховых взносов в порядке, установленномзаконодательством РФ, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов подоговорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок неменее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходовэтих застрахованных лиц, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносовпо договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок неменее одного года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на оказаниемедицинских услуг, выданные в соответствии с законодательством РФ, суммыплатежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольноголичного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступлениясмерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованноголица, а также суммы пенсионных взносов плательщика страховых взносов подоговорам негосударственного пенсионного обеспечения;
6) взносыработодателя, уплаченные плательщиком страховых взносов в соответствии сФедеральным законом от 30 апреля 2008 года №56-ФЗ «О дополнительныхстраховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственнойподдержке формирования пенсионных накоплений», в размере уплаченныхвзносов, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника, впользу которого уплачивались взносы работодателя;
7) стоимостьпроезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно,оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим врайонах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии сзаконодательством РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. Вслучае проведения отпуска указанными лицами за пределами территории РФ неподлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета потарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через Государственнуюграницу РФ, включая стоимость провоза багажа весом до 30кг;
8) суммы,выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиямиреферендума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должностьПрезидента РФ, кандидатов в депутаты законодательного (представительного)органа государственной власти субъекта РФ, кандидатов на должность в иномгосударственном органе субъекта РФ, предусмотренном конституцией, уставомсубъекта РФ, избираемых непосредственно гражданами, кандидатов в депутатыпредставительного органа муниципального образования, кандидатов на должностьглавы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставоммуниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов,избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондоврегиональных отделений политических партий, не являющихся избирательнымиобъединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведениюреферендума РФ, референдума субъекта РФ, местного референдума, инициативнойагитационной группы референдума РФ, иных групп участников референдума субъекта РФ,местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственносвязанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;
9) стоимостьформенной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии сзаконодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органовгосударственной власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в ихличном постоянном пользовании;
10) стоимостьльгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориямработников;
11) суммыматериальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, непревышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период;
12) суммыплаты за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательнымпрограммам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовкуработников;
13) суммы,выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своимработникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) наприобретение и (или) строительство жилого помещения;
14) суммыденежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат,получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органоввнутренних дел РФ, федеральной противопожарной службы, лицами начальствующегосостава федеральной фельдъегерской связи, сотрудниками учреждений и органовуголовно-исполнительной системы, таможенных органов РФ и органов по контролю заоборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющими специальныезвания, в связи с исполнением обязанностей военной службы и службы в указанныхорганах в соответствии с законодательством РФ;
15) суммывыплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовымдоговорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранныхграждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ.
2. При оплатеплательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах,так и за пределами территории РФ не подлежат обложению страховыми взносамисуточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденныецелевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услугиаэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал вместах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы понайму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу(получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу(получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке наналичную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающихоплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаютсяот обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствиис законодательством РФ.
Впервыезаконодатель вводит понятие «стоимость страхового года». Этосумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо пообязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственноговнебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этомулицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенномзаконодательством РФ.
Стоимостьстрахового года определяется как произведение минимального размера оплаты трудана начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифастраховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенноев 12 раз.
С 1 января2010 года расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, аотчетными периодами — I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года,календарный год.
Суммастраховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов,как и при ЕСН, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
Ежемесячныйобязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарногомесяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячныйобязательный платеж. Плательщики страховых взносов обязаны вести учет суммначисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся кним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялисьвыплаты.
Суммастраховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственныевнебюджетные фонды, определяется в полных рублях.
В законе №212-ФЗ установлено, что с 1 января 2010 года плательщики страховых взносовежеквартально представляют в орган контроля над уплатой страховых взносов поместу своего учета следующую отчетность:
— до 1-гочисла второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, втерриториальный орган Пенсионного фонда РФ — расчет по начисленным и уплаченнымстраховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ ина обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинскогострахования;
— до 15-гочисла календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальныйорган Фонда социального страхования РФ — расчет по начисленным и уплаченнымстраховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временнойнетрудоспособности и в связи с материнством.
Плательщикистраховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц запредшествующий расчетный период превышает 50 человек, представляют расчеты ворган контроля над уплатой страховых взносов по установленным форматам вэлектронной форме с электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральнымзаконом от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»[5].
До 2010 г.ставки ЕСН в соответствии со ст. 241 НК РФ составляли (для организацийработающих на общей системе налогообложения): в ПФ РФ – 20 процентов; в ФСС РФ– 2,9%; в фонды обязательного медицинского страхования – 3,1%. Итого: 26% ксумме выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц.
Что касаетсятех же компаний на общей системе налогообложения, то для них на 2010год установленыте же ставки, что и в 2009г. (ст.57 Закона № 212-ФЗ):
— 20процентов – пенсионные взносы;
— 2,9процента – взносы в ФСС РФ;
— 1,1процента – в федеральный ФОМС;
— 2 процента– в территориальные ФОМС.
Разницазаключается лишь в том, что в федеральный бюджет, куда уходила часть ЕСН,перечислять платежи организациям с 2010г. больше не придется.
Дляработодателей база для начисления страховых взносов на каждое физическое лицоустанавливается в сумме, не превышающей 415 тыс. руб[6]. Эта суммаисчисляется нарастающим итогом с начала года. В последующие годы эта величинабудет индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы согласнорешениям Правительства РФ. Величина 415 тыс. руб. – это 135% от среднегозаработка в стране (Российская газета от 2.07.2009). С сумм сверх данноголимита до конца года платить не нужно.
Такимобразом, общая процентная ставка страховых взносов в 2010 году остается науровне общей ставки ЕСН. Но для отдельных категорий налогоплательщиков(сельскохозяйственные товаропроизводители; организации и индивидуальныепредприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог; организации ииндивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческойособой экономической зоны) ставка будет изменена в сторону уменьшения посравнению с общей.
Распределениеотчислений в пенсионный фонд в 2010 году, как и ранее, будет зависеть отвозраста сотрудника (ст. 27 закона № 213-ФЗ): с выплат работникам, которыеродились в 1966 году и ранее, вся сумма пенсионных взносов (20%), направляетсяна финансирование страховой части. Если же сотрудник моложе, то перечислениеидет двумя платежками: 14 % – на финансирование страховой части; 6 % – внакопительную часть.
Такимобразом, с 2010г. вся сумма отчислений остается в ПФ РФ. С 2011г. взносы в ПФРв размере 26% будут распределяться следующим образом: для лиц 1966г. и старше –все 26 % на финансирование страховой части, для лиц 1967г. и моложе – 20 % встраховую часть и 6 % в накопительную часть.
Что касаетсятарифов на следующие периоды, то они представлены в приложении 1.
Из таблицывидно, что закон № 212-ФЗ направлен на пополнение средств ПФР и ФОМС.
Тарифы в ФССдля общего режима налогообложения остались прежними, хотя за счет этого фондавыплачиваются пособия по временной нетрудоспособности и связанные сматеринством.
Для ряданалогоплательщиков были предусмотрены льготы по выплате взносов. С 2015г.никакие льготы действовать уже не будут.
В переходныйпериод с 2011 года по 2014 год предусмотрены льготные тарифы для отдельныхкатегорий плательщиков, в том числе для резидентов технико-внедренческих особыхэкономических зон и для организаций, использующих труд инвалидов (ст. 58 Закона№ 212-ФЗ). Переход их к общему страховому тарифу в 34% будет постепенным изавершится в 2014 году.
Дляорганизаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидентатехнико-внедренческой особой экономической зоны и работающих на указаннойтерритории, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНили уплачивающих ЕНВД, для страхователей, в отношении проводимых выплатфизическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, и рядаперечисленных организаций, имеющих отношение к инвалидам, тариф составляет 14 %(п. 2 ч. 2 ст. 57 Закона № 212-ФЗ), в т. ч. на финансирование страховой частидля лиц 1966г. и старше – 14%, у лиц 1967г. рождения и моложе страховая частьсоставит 8%, накопительная – 6%. Таким образом, «упрощенцы» и плательщики ЕНВДв 2010г. уплачивают взносы исключительно в ПФР в размере 14%. В дальнейшемникакие льготы для них не предусмотрены.
Следуетотметить также, что с 2011г. платить взносы по совокупной ставке 34 % будуторганизации не только на общем режиме налогообложения, но и те, кто применяетУСН и ЕНВД.
Достаточнорезкое повышение ставок ляжет тяжелым дополнительным бременем на организации, впервую очередь на работающих по УСН. Как заявил замминистра финансов СергейШаталов, увеличение налоговой нагрузки в 2011г. в связи с заменой ЕСН составит800-850 млрд. рублей. А это, наряду с кризисными явлениями в экономике, вынудитработодателей искать способы компенсировать возрастающую нагрузку. Так,возможно, начнется снижение зарплат, в больших масштабах будут применятьсясерые схемы выплаты зарплаты в конвертах. Это в свою очередь уменьшитсоциальную защищенность работников[7].
Непроизводящие выплаты физическим лицам индивидуальные предприниматели, нотариусыи адвокаты, занимающиеся частной практикой, будут уплачивать не толькофиксированные взносы в ПФР, но и взносы в ФОМС в размере, определяемом исходяиз стоимости страхового года (подп. 2 п.1 ст.5, п. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ). Всоответствии с ч. 2 ст. 13 Закона № 212-ФЗ такая стоимость равна произведениюминимального размера оплаты труда (установленного на начало финансового года) итарифа в соответствующий фонд. При этом полученная сумма умножается на 12.Взносы будут уплачиваться в ПФР и ФОМС, взносы в ФСС они не уплачивают (подп. 2п.1 ст. 5, ст.12, ч.1 ст.14 Закона № 212-ФЗ).
С учетомтого, что тарифы взносов для этих лиц такие же, как и для плательщиков,производящих выплаты физическим лицам ( ч. 4 ст. 57 Закона № 212-ФЗ), в 2010году они должны заплатить:
·в ПФР – МРОТх 20 % х 12;
·в ФФОМС –МРОТ х 1,1 % х 12;
·в ТФОМС –МРОТ х 2 % х 12.
С 2011г. — наПФР – 26%, ФФОМС – 2,1%, ТФОМС – 3%.
База дляначисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты физическимлицам, принципиально остается прежней: выплаты по трудовым, гражданско-правовыми авторским договорам. С выплат по гражданско-правовым договорам по-прежнему непридется платить взносы в ФСС РФ.
Еще однапроблема связана с предельной величиной выплат и иных вознаграждений в пользуфизических лиц, при превышении которой взносы взиматься не будут (п.4 ст.8).Как уже было сказано ранее, на 2010 год эта сумма составляет 415 тыс. руб.
Этим лимитомпоставлен барьер для высокооплачиваемых работников, которые в ином случае моглибы претендовать на высокий уровень пенсий. Данный подход может привести куравниловке в размере пенсий.
Если жевысокооплачиваемые работники захотят увеличить свою пенсию, то они могут воспользоватьсясистемой добровольного пенсионного страхования, которое предполагаетсофинансирование со стороны государства, а в оптимальном варианте и со стороныработодателей.
Вопределенной степени существует опасность того, что в небольших организациях руководительбудет получать (де-юре) высокую зарплату, а затем распределять ее междуработниками. В результате страховые взносы на работников этой организации будутминимальны, что отразится на их пенсионном обеспечении, но позволитминимизировать расходы на уплату страховых взносов.
Попытаемсяопределить, какие предприятия выиграют от применения данной системы, а какиепроиграют. Очевидно, что отрасли, в которых месячная зарплата работающихнаходится на уровне 50-60 тысяч рублей, фактически уже во второй половине годаперестанут платить отчисления в фонды. Это отрасли ТЭК, финансовые, банковскиеи подобное организации.
В то же времяналоговая нагрузка в таких отраслях, как легкая и пищевая промышленность,торговля, научная и образовательная деятельность, здравоохранение будет выше,чем в высокооплачиваемых отраслях народного хозяйства.
Еслипосчитать налоговую нагрузку в виде отчислений в фонды, то увидим, что вотносительном выражении для отраслей с невысокой оплатой труда она в разы будетпревышать нагрузку для отраслей с высоким уровнем оплаты труда.
Возьмем длясравнения организацию с уровнем оплаты труда одного работающего в размере 60 тыс.рублей. От оплаты труда этого работника будут делаться отчисления в фондытолько в течение первых шести месяцев, так как в седьмом месяце оплата трудасоставит 420 тыс. рублей. За эти шесть месяцев в фонды будет перечислено: 360000 руб. х 34 % = 122 000 руб.
В целом загод оплата труда составит: 60 000 руб. х 12 мес. = 720 000 руб.
Нагрузка наоплату труда: 122 000 руб.: 720 000 руб. = 17%.
Если же взятьорганизацию, где оплата труда работника составляет 35 тыс. рублей, тоотчисления в фонды будут делаться в течение 11 месяцев налогового периода. Онисоставят 385 тыс. рублей. В фонды за этот период будет перечислено: 385 000руб. х 34 % = 131 000 руб.
Если этоотнести к оплате труда за год, то процент составит: 131 000 руб.: 420 000 руб.= 31%.
Такимобразом, сравнительная нагрузка на организации с невысокой оплатой будет значительноболее высокой, чем на организации с высокой оплатой труда. А это достаточносущественной недостаток предлагаемой системы[8].
Что касаетсяпорядка уплаты взносов организациями с обособленными подразделениями, тонеобходимо отметить следующее. В соответствии со ст. 15 (П.11) Закона № 212-ФЗобособленные подразделения, которые имеют отдельный баланс, расчетный счет иначисляющие выплаты в пользу физических лиц исполняют обязанности организациипо уплате страховых взносов и по представлению расчетов по страховым взносам поместу своего нахождения.
Обособленныеподразделения уплачивают взносы исходя из базы, относящейся к этому подразделению.Соответственно организация уплачивает взносы в размере разницы между общейсуммой взносов по организации и суммой взносов обособленных подразделений.
Статья 47закона № 212-ФЗ определяет ответственность за неуплату (неполную уплату)страховых взносов. Она составляет 20% неуплаченной суммы. А непредставлениерасчетов влечет уплату 5% суммы взносов за каждый месяц опоздания, но не более30% и не менее 100 рублей. Если же срок опоздания превысил 180 дней, то штрафсоставит 30% и 10% за каждый месяц, но не менее 1 тысячи рублей (ст. 46).
Выезднаяпроверка может проводиться не чаще чем один раз в три года (п. 10 ст. 35). Максимальноевремя длительности выездной проверки – два месяца. Проверяющие вправеприостановить проверку на 6 месяцев, а в исключительном случае – еще на три.
Камеральнаяпроверка проводится в течение трех месяцев. Обжаловать решения сотрудниковфондов по проверкам можно в вышестоящий орган или сразу в суд (по усмотрениюстрахователя).
Сотрудникифондов не смогут блокировать счета страхователей за опоздания с уплатой взносовили связанные со сдачей отчетности, а также не вправе налагать арест наимущество налогоплательщиков.
Для проверокпредполагается дополнительно нанять от семи до 10 тыс. проверяющих. Они будутнаделены фактически теми же самыми полномочиями, что и налоговики, предупредилзамминистра финансов Сергей Шаталов. Отсюда еще одна проблема, заключающаяся втом, что это приведет к дополнительным расходам фондов (даже при ежемесячнойзарплате в размере 25 тыс. руб.) на сумму 4 млрд. рублей в год и это без учетарасходов на обустройство рабочих мест новых работников.
Всоответствии с НК РФ Минфин РФ являлся ведомством, уполномоченным даватьразъяснения в области налогообложения, в том числе в части ЕСН. С 2010 г. навсе вопросы, связанные с уплатой страховых взносов, разъяснения дает МинздравсоцразвитияРФ – именно этому ведомству, в соответствии с постановлением Правительства РФпоручено заниматься нормативно-правовым регулированием в этой сфере.
Подводянекоторые итоги, следует отметить следующее: увеличение после 2010г. налоговойнагрузки заставит работодателей искать способы компенсировать возросшееналогообложение, особенно это касается организаций, работающих на спецрежимах.Возможно, это повлияет на снижение зарплат, а в худшем варианте к возрождениюсерых схем выплаты зарплаты.
Глава 2. Счет 69 «Расчетыпо социальному страхованию и обеспечению»
Расчеты по социальному страхованию (субсчет 69.1)
Социальное страхование распространяется на всекатегории трудящихся независимо от места их работы и должности, являетсяобязательным и осуществляется за счет взносов предприятий, которое должнозарегистрироваться в качестве страхователя в отраслевом или региональномотделении Фонда социального страхования РФ.
В законодательстве РФ установлены следующие видыпособий, выплачиваемых за счет средств Фонда социального страхования РФ[9]:
· пособиепо временной нетрудоспособности;
· пособиепо беременности и родам;
· единовременноепособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние срокибеременности;
· единовременноепособие при рождении ребенка;
· ежемесячноепособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возрастаполутора лет;
· пособиепри усыновлении ребенка;
· оплатадополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами;
· пособиена погребение.
Правом наполучение пособий по государственному социальному страхованию обладаютграждане, на которых распространяется государственное социальное страхование.
Отчисления в фонд социального страхованиясоставляют 2,9% от фонда оплаты труда.
Как известно, бухгалтерский учет расчетов с ФССРФ ведется на балансовом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию иобеспечению», к которому открывается субсчет 69.1 – «Расчеты по социальномустрахованию».
По кредиту счета 69.1 должны отражаться суммыотчислений в ФСС РФ, а также поступление частичной стоимости путевок и суммы, полученныев случае превышения соответствующих расходов над отчислениями. При этом записипроизводятся в корреспонденции со:
счетами, на которых отражено начисление оплатытруда, — в части отчислений, производимых за счет организации (Дт 20, 23, 25,26, 44 и др. Кт 69.1);
счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»- в части отчислений, производимых за счет работников предприятия (Дт 70 Кт69.1);
счетом 99 «Прибыли и убытки» — на сумму пеней занесвоевременный взнос платежей (Дт 99 Кт 69.1);
счетом 51 «Расчетный счет» — на сумму, полученнуюв случаях превышения соответствующих расходов над платежами (Дт 51 Кт 69.1).
По дебетусчета 69.1 должны отражаться заключение перечисленные суммы платежей (Дт 69.1Кт 51), а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование(Дт 69.1 Кт 70).
Расчеты попенсионному обеспечению (субсчет 69.2)
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)образован в целях обеспечения социального страхования. Он предназначен длявыплаты государственных пенсий, оказания материальной помощи престарелым инетрудоспособным гражданам и т.д. Для этого каждая организация и предприятие, атакже индивидуальные предприниматели производят ежемесячно сверх оплаты трудаотчисления в ПФР в соответствии с установленным в централизованном порядкетарифом страховых взносов.
В настоящее время отчисления в пенсионный фондсоставляют 20% от фонда оплаты труда.
Бухгалтерский учет расчетов с ПФР ведется набалансовом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», ккоторому открывается субсчет 69.2 – «Расчеты по пенсионному обеспечению».
По кредиту счета 69.2 должны отражаться суммыотчислений в ПФР, а также суммы, полученные в случае превышения соответствующихрасходов над отчислениями. При этом записи производятся в корреспонденции со:
счетами, на которых отражено начисление оплатытруда, — в части отчислений, производимых за счет организации (Дт 20, 23, 25,26, 44 и др. Кт 69.2);
счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»- в части отчислений, производимых за счет работников предприятия (Дт 70 Кт69.2);
счетом 99 «прибыли и убытки» — на сумму пеней занесвоевременный взнос платежей (Дт 99 Кт 69.2);
счетом 51 «Расчетный счет» — на сумму, полученнуюв случаях превышения соответствующих расходов над платежами (Дт 51 Кт 69.2).
По дебету счета 69.2 должны отражатьсяперечисленные суммы платежей (Дт 69.2 Кт 51).
Расчеты по обязательному медицинскому страхованию(субсчет 69.3)
Обязательное медицинское страхование призванообеспечить всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской илекарственной помощи. В этих целях все организации, независимо от формсобственности, а также индивидуальные предприниматели обязаны перечислятьвзносы в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ) по тарифустраховых взносов, установленному в размере 3,1% от фонда оплаты труда.
Т.к. медицинское страхование создано с цельюгарантии гражданам на случай возникновения необходимости медицинской помощи ипроведения профилактических мероприятий за счет средств этого фонда, для этогосоздаются Федеральный (ФФОМС РФ) и территориальные (ТФОМС РФ) фондыобязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческиефинансово-кредитные учреждения.
Отчисления в фонд обязательного медицинскогострахования составляют 3,1% от фонда оплаты труда, 1,1% из которых отчисляютсяв федеральный фонд, а 2% в территориальный фонд.
Бухгалтерский учет расчетов с ФСС РФ ведется набалансовом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», ккоторому открывается субсчет 69.3 – «Расчеты по обязательному медицинскомустрахованию». Кроме этого, на предприятии могут вестись счета 69.3.1 «Расчетыпо обязательному медицинскому страхованию с ФФОМС РФ» и 69.3.2 «Расчеты пообязательному медицинскому страхованию с ТФОМС РФ».
По кредиту счета 69.3 должны отражаться суммыотчислений в ФОМС РФ, а также суммы, полученные в случае превышениясоответствующих расходов над отчислениями. При этом записи производятся вкорреспонденции со:
счетами, на которых отражено начисление оплатытруда, — в части отчислений, производимых за счет организации (Дт 20, 23, 25,26, 44 и др. Кт 69.3);
счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»- в части отчислений, производимых за счет работников предприятия (Дт 70 Кт69.3);
счетом 99 «Прибыли и убытки» — на сумму пеней занесвоевременный взнос платежей (Дт 99 Кт 69.3);
счетом 51 «Расчетный счет» — на сумму, полученнуюв случаях превышения соответствующих расходов над платежами (Дт 51 Кт 69.3).
По дебету счета 69.3 должны отражатьсяперечисленные суммы платежей (Дт 69.3 Кт 51).
Расчеты по обязательному страхованию от НС и ПЗ(субсчет 69.11)
Порядок начисления взносов на страхование отнесчастных случаев и профессиональных заболеваний и порядок их расходованиярегулируется Федеральным законом от 24 июля 1998г. №125-ФЗ «Обобязательном страховании от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний». В практической деятельности следуетруководствоваться «Правилами начисления, учета и расходования средств наосуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний», утвержденными постановлениемПравительства РФ от 2 марта 2000г. №184.
Страховые взносы на обязательноесоциальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний начисляются и уплачиваются страхователями, которыми признаются:
· юридическиелица независимо от организационно-правовой формы (в том числе иностранныеорганизации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации) ифизические лица, нанимающие работников по трудовому договору (контракту);
· юридическиеи физические лица, обязанные их уплачивать на основании гражданско-правовыхдоговоров, заключенных с физическими лицами.
Страхователи подлежат обязательнойрегистрации в Фонде социального страхования РФ в сроки и в порядке,определяемом страховщиком.
Обязательному социальному страхованию отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:
· физическиелица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта),заключенного со страхователем;
· физическиелица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;
· физическиелица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если всоответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщикустраховые взносы.
Страховые взносы начисляются на начисленную повсем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных,сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных клишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующихслучаях — на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Сумма оплаты труда (дохода), получаемая виностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка РФ надень получения.
При назначении страхователю страховщиком вустановленном порядке скидки или надбавки к страховому тарифу размер подлежащихуплате страховых взносов определяется с учетом указанной скидки (надбавки).
В 2010 г. на основании Федерального закона от28.11.09 г. № 297-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальноестрахование от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» страховыевзносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем впорядке и по тарифам, установленным Федеральным законом от 22.12.05 г. № 179-ФЗ«О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастныхслучаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год». Тарифыустановлены в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу)застрахованных, а в соответствующих случаях — к сумме вознаграждения погражданско-правовому договору дифференцировано по группам отраслей(подотраслей) экономики в соответствии с классами профессионального риска (см. приложение2).
Страховые взносы отражаются в составесебестоимости продукции (работ, услуг) по элементу «Отчисления на социальныенужды» в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальномустрахованию», субсчет 69.11 «Расчеты по страхованию от несчастныхслучаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Если страхователь выплачивает застрахованномуобеспечение по страхованию, то сумма обеспечения начисляется проводкой подебету счета 69.11 «Расчеты по страхованию от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний» и кредиту счета 76«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчетыпо выплатам социального характера». Разница между начисленными страховымивзносами (включая начисленные пени) и суммой расходов на выплату обеспеченияперечисляется страховщику.
Глава 3. Пример
В связи совступлением в силу с 1 января 2010 г. Федерального закона от 24.07.09 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фондсоциального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательногомедицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинскогострахования» (в ред. от 25.11.09 г.) у бухгалтеров возникает вопрос, надо линачислять страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды(ПФР, ФФОМС и ФСС РФ), включая взносы на обязательное социальное страхование отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний наматериальную помощь. Кроме того, не ясно, включаются ли в состав расходов поналогу на прибыль страховые взносы, начисленные на материальную помощь.
Пример[10]. Организация являетсяплательщиком страховых взносов в соответствии с п. 1 ст. 57 Закона № 212-ФЗ,т.е. применяет тарифы страховых взносов:
в ПФР – 20%;
в ФСС РФ –2,9%;
в ФФОМС –1,1%;
в ТФОМС –2,0%.
В I квартале2010 г. организация произвела следующие расходы, связанные с выплатами одномуработнику:
в январе 2010г. – 120 000 руб. (заработная плата), 10 000 руб. (материальная помощь);
в феврале –120 000 руб. и 10 000 руб. соответственно;
в марте – 120000 руб. и 24 000 руб. соответственно.
Итого в Iквартале 2010 г. работнику выплачено 360 000 руб. (заработная плата) и 44 000руб. (материальная помощь).
Организация,рассматриваемая в примере, относится в IV классу профессионального риска, ипоэтому страховой тариф на обязательное страхование от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний составляет для нее 0,5% начисленнойоплаты труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц.
База дляначисления страховых взносов в соответствии с Законом № 212-ФЗ за I квартал2010г. составляет 400 000 руб. (360 000 + 44 000 – 4000). Так как на 2010 г.база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лицаустанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом сначала расчетного периода (с сумм выплат и иных вознаграждений в пользуфизического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с началарасчетного периода, страховые взносы не взимаются согласно ст. 8 Закона №212-ФЗ, на II квартал 2010 г. переходит 15 000 руб. (415 000 – 400 000).
Суммастраховых взносов (общая) составит 104 000 руб. (400 000 х 26%), в том числе отрасходов на оплату труда 93 600 руб. (360 000 х 26%).
База наначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний всоответствии с Законом № 179-ФЗ составит 2020 руб. [(360 000 + 44 000) х 0,5%].
В налоговомучете сумма расходов на оплату труда согласно ст. 255 НК РФ составит 453 600руб. [360 000 + (360 000 х 26%)]. Сумма прочих расходов в части страховыхвзносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний согласно п.п. 45 п. 1 ст. 264 НК РФсоставит 2020 руб. [(360 000 + 44 000) х 0,5]. Сумма внереализационных расходовв части страховых взносов от суммы материальной помощи на основании ст. 265 НКРФ составит 10 400 руб. [(44 000 – 4000) x 26%].
Во IIквартале 2010 г. произведены следующие расходы:
в апреле –120 000 руб. (заработная плата) и 10 000 руб. (материальная помощь);
в мае – 120000 руб. и 10 000 руб. соответственно;
в июне – 120000 руб. и 24 000 руб. соответственно.
Итого во IIквартале 2010 г. работнику будет выплачено 360 000 руб. (заработная плата) и 44000 руб. (материальная помощь).
Расходы наоплату труда за первое полугодие 2010г. в бухгалтерском учете составят 720 000руб. База для начисления страховых взносов достигнет предельной величины – 415000 руб. (в том числе за I квартал 2010 г. – 400 000 руб.). Сумма страховыхвзносов (общая) составит 107 900 руб. (415 000 х 26%), в том числе от расходовна оплату труда 97 500 руб. (375 000 х 26%).
В налоговомучете за первое полугодие 2010 г.:
суммарасходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ) составит 817 500 руб. (720 000 + 375000 х 26%), в том числе за II квартал 2010 г. 363 000 руб. [(360 000 + 15 000)х 26%];
сумма прочихрасходов в части страховых взносов на обязательное социальное страхование отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п.п. 45 п. 1ст. 264 НК РФ) составит 4040 руб. [(720 000 + 88 000) x 0,5%], в том числе заII квартал 2010 г. 2020 руб.;
суммавнереализационных расходов в части страховых взносов от суммы материальнойпомощи (ст. 265 НК РФ) составит 10 400 руб. [(44 000 – 4000) x 26%], котораябыла полностью начислена уже в I квартале 2010 г.
Вбухгалтерском учете за два отчетных периода 2010г. (ст. 10 Закона № 212-ФЗ)должны быть произведены следующие записи.
За I квартал2010 г. (в сумме за три месяца квартала):
Дебет 20,Кредит 70 – 360 000 руб. – начислена заработная плата,
Дебет 91-2,Кредит 70 – 44 000 руб. – начислена материальная помощь,
Дебет 99,субсчет «ПНО», Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – 8800 руб.(44 000 х 20%) – начислено постоянное налоговое обязательство от суммыматериальной помощи,
Дебет 91-2,Кредит 69 – 104 000 руб. [(360 000 + 44 000 – 4000) x 26%] – начисленыстраховые взносы в государственные социальные фонды
Дебет 91-2,Кредит 69 – 2020 руб. [(360 000 + 44 000) x 0,5%] – начислены страховые взносына обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний.
За II квартал2010 г. (в сумме за три месяца квартала):
Дебет 20,Кредит 70 – 360 000 руб. – начислена заработная плата,
Дебет 91-2,Кредит 70 – 44 000 руб. – начислена материальная помощь,
Дебет 99,субсчет «ПНО», Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – 8800 руб.(44 000 х 20%) – начислено постоянное налоговое обязательство от суммыматериальной помощи,
Дебет 91-2,Кредит 69 – 3900 руб. (15 000 х 26%) – начислены страховые взносы в социальныефонды.
Дебет 91-2,Кредит 69 – 2020 руб. [(360 000 + 44 000) x 0,5%] – начислены страховые взносына обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний.
Такимобразом, база для начисления страховых взносов в соответствии с Законом №212-ФЗ в ПФР, Федеральный и территориальный фонды ОМС, ФСС РФ в рассмотренномпримере отличается от суммы расходов на оплату труда, принимаемой для целейналогообложения прибыли на сумму материальной помощи, а также в связи сустановленной необлагаемой суммой материальной помощи – 4000 руб. и наличиемпредельной суммы для начисления страховых взносов – 415 000 руб.
Приложение 1
внебюджетный фонд социальное страхование
Размеры тарифов страховыхвзносов
/>
Приложение 2
Размеры страхового тарифа для классовпрофессионального риска Класс профессионального риска Размер страхового тарифа, % 1 класс 0,2 2 класс 0,3 3 класс 0,4 4 класс 0,5 5 класс 0,6 6 класс 0,7 7 класс 0,8 8 класс 0,9 9 класс 1,0 10 класс 1,1 11 класс 1,2 12 класс 1,5 13 класс 1,7 14 класс 2,1 15 класс 2,5 16 класс 3,0 17 класс 3,4 18 класс 4,2 19 класс 5,0 20 класс 6,0 21 класс 7,0 22 класс 8,5
Список литературы
1. КонсультантПлюс:Высшая школа – Выпуск 14. Осень 2010.
2. Астахов В.П. Теориябухгалтерского учета: Учебное пособие.-5 издание переработанное и дополненное.– Ростов на Дону: МарТ, 2002. – 928 с.
3. www.referent.ru/47/90638
- Правовая система «Референт» – МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ РАБОТНИКАМ: УЧЕТВ 2010 ГОДУ — А.Н. ПЕЧЕРСКАЯ, заместитель начальника отдела камеральныхпроверок территориальной инспекции ФНС России.
4. www.laconica-ant.ru/articles/ninth.htm
- Лаконика АНТ – Раздел 6.Актуальные статьи — Донин Ю.Л. Аттестованныйналоговый консультант, кандидат экономических наук.
5. www.buh-support.ru/
- Бухгалтерское сопровождение Вашего бизнеса.
6. kapital-audit.ru/consultation/2010/100119.htm
- Аудиторская фирма «Капитал Аудит» — Отмена ЕСН — как платить взносы вгосударственные внебюджетные фонды.