СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕИ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ТОВАРОВ
1.1 Экономическаясущность товаров
1.2 Особенностиоценки товаров в отечественной учетной практике
1.3 Организационно-экономическиеаспекты деятельности субъекта хозяйствования
1.4 Действующие актызаконодательства и методические аспекты учета реализации товаров
2. БУХГАЛТЕРСКИЙУЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ В УП «ЗДОРОВЫЙ ПРОДУКТ»
2.1Документальное оформление и учет реализации товаров
2.2 Проблемыи пути совершенствования документального оформления и учета реализации товаров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНОКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
учетреализация товар документальный
Торговля являетсяважнейшей отраслью хозяйственной деятельности. В сфере торговли заканчиваетсяпроцесс обращения товаров и они переходят в сферу личного потребления.
Так, оптовая торговля — это купля-продажа товаров партиями с целью их последующего использования впредпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным,домашним и иным подобным использованием. Оптовую торговлю товарами ведуторганизации различных форм собственности, хозяйствования и индивидуальныепредприниматели. Она является посредником (связывающим звеном) междупромышленностью и организациями розничной торговли, общественного питания.Развитие частной и фирменной торговли обеспечивают сокращение звенноститовародвижения, позволяют выработать оптимальные конкурентоспособные схемыдоставки товаров потребителю: производство — объекты розничной торговли илипроизводство — оптовая база (оптовый склад) — объекты розничной торговли.
Основнаяфункция оптовой торговли- закупка товаров у товаропроизводителей в объемах потребительского заказа истабильное снабжение ими объектов торговли в широком ассортименте, надлежащегокачества и в соответствии со спросом населения.
Специфика деятельностипредприятий оптовой торговли обусловливает особенности бухгалтерского учёта.Кроме того, на особенности учёта могут влиять как вид собственности, так иформа реализации.
Основнымипоказателями, характеризующими работу организаций оптовой торговли, являютсятоварооборот и прибыль. Важное значение в бухгалтерском учете и отчетностиприобретают и такие связанные с ними показатели, как доход, выручка и валовойдоход от реализации товаров. Они являются важнейшими объектами бухгалтерскогоучета.
Целью написания курсовойработы является закрепление и расширение теоретических знаний, разработкаконкретных предложений по совершенствованию учета реализации товароворганизации на базе нормативных документов, литературных источников, изученияконкретных данных предприятия – УП «Здоровый продукт».
Для достижения цели курсовойработы необходимо выполнение следующих основных задач:
• Изучение теоретическогоматериала по вопросам учета реализации товаров;
• изучениепрактического материала на конкретных данных УП «Здоровый продукт»;
• обобщитьизученную и собранную информацию;
• разработатьпредложения по совершенствованию документального оформления и учета реализациитоваров на УП «Здоровый продукт».
Предмет исследования курсовойработы – учет реализации товаров на УП «Здоровый продукт».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕИ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И РЕВИЗИИ ТОВАРОВ
1.1Экономическая сущность товаров
Еслиобратить внимание на окружающий нас мир всевозможных благ и, в частности, намир вещей, то нетрудно догадаться, что все они являются результатом того илииного вида трудовой деятельности, то есть продуктами труда, товарами.
Существует несколькоопределений слова товар. Товар – сложная социально-экономическая категория;внешний предмет, вещь, которая, благодаря ее свойствам, удовлетворяеткакие-либо человеческие потребности. Товар — благо (продукция, услуги), котороеудовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена, для реализациина рынке. Товар — это продукт труда, удовлетворяющий какую либо человеческуюпотребность через обмен, рынок. Товар — это специфическое экономическое благо,произведенное для обмена. Карл Маркс в своей работе «Капитал» дал следующее определениетовару: «Богатство обществ, в которых господствует капиталистическийспособ производства, является огромным скоплением товаров, а отдельный товар — его элементарной формой. Товар есть внешний предмет (вещь), котораяудовлетворяет какие-либо человеческие потребности, в силу ее свойств». Каквидно из вышесказанного существует много определений и понятий слова товар, новсе их можно свести к одному. Товар — это результат взаимодействия человека сосредствами производства (личностного и вещественных факторов производства),который получает материальную или нематериальную форму и который призванудовлетворять ту или иную потребность.
Итак, К. Марксрассматривает товар как внешний предмет, вещь, способную удовлетворять ту илииную потребность человека, обмениваться в определенных количественныхпропорциях на другие вещи. В «Капитале» Маркс выделяет свойства товара.
В основе первогосвойства товара лежит его полезность или ценность. Без этого свойства всякоепередвижение вещи от одних лиц к другим оказывается бессмысленным. Покупатель,приобретая на рынке товар, оценивает его полезный эффект, а не затраты труда наего производство. Ценность полезного эффекта категория во многом субъективная,а отсюда ни как не может быть свойством, объективно присущим вещам. Ценностьимеет лишь то, что ценно в глазах покупателя. Людьми ценятся самые различныематериальные и духовные блага и услуги не в результате того, что на ихпроизводство затрачен общественно необходимый труд, а потому, что эти благаимеют полезность. Мы уже говорили о том, что высокая цена билета на концертэстрадной певицы определяется отнюдь не затратами «какого-то» общественнонеобходимого труда, а тем полезным эффектом, который получает (или ожидаетполучить) зритель. Но каждому отдельному товару разные люди дают разную оценкуполезности. Субъективная оценка полезности зависит от двух факторов: отимеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем. Помере удовлетворения потребности «степень насыщения» растет, а величина конкурентнойполезности падает. Производителю (продавцу) нужно одно, потребителю(покупателю) другое. Производителем движет мысль, высказанная А. Смитом:включаясь в общественное производство, он (продавец) преследует только своюличную выгоду. Но он получит эту выгоду только в том случае, если на продукциюего труда найдется покупатель (ценитель полезных свойств его товара). Как видноиз этого изречения ценность блага также двойственна: производитель (продавец)измеряет его издержками производства (затраченным живым и прошлым трудом),потребитель (покупатель) — степенью полезности. Два начала ценности блага непротивостоят друг другу, а сосуществуют, взаимодополняют друг друга. Итак, способность товара удовлетворять ту или инуюпотребность человека, быть полезным (ценным), составляет его потребительнуюстоимость.
Вторая ценность товаразаключается в его обмениваемости на другие полезные вещи. Что лежит в основеприравнивания одного товара к другому? Здесь подход разный. Но в начале о самомтоваре. Под благом вообще принято считать способность предметов удовлетворятьпотребности человека. Сторонники неоклассического направления в экономическойтеории разграничивают блага на экономические и неэкономические. К последнимотносят то, что имеется в неограниченном количестве и доступно для каждогочеловека вне всякого обмена. Неоклассическая школа подчеркивает, что товар — это экономическое благо, предназначенное для обмена, но в этом определенииотсутствует указание на то, что товар есть продукт труда. Сторонники трудовой теориистоимости, начиная с А. Смита, считали, что товары в определенных количествахприравниваются друг к другу потому, что они имеют общую основу — труд. При этомнеобходимым условием обмена является различие потребительных стоимостейтоваров. В современной экономической теории принят иной подход, ведущий своеначало с работ представителей теории предельной полезности: К. Менгера, Е.Бем-Баверка, Ф. Визера. Они высказывали такую мысль, что не трудовая стоимостьлежит в основе обмена, а полезность. Способностьтовара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меноваястоимость.
Такна современном этапе под термином «товар» понимается движимые вещи (за исключением денег иценных бумаг), а также перемещаемое имущество, приравненное к недвижимым вещам[9].
Таким образом, вобщепринятом смысле товар — это вещи (предметы личного, семейного, домашнегопотребления, продукция производственно-технического назначения и иноеимущество), предназначенные для продажи.
1.2 Особенности оценкитоваров в отечественной учетной практике
Вбухгалтерском учете различают такие понятия, как покупная, учетная, отпускная(продажная) цена (стоимость) товаров.
Ворганизациях оптовой торговли товары, как правило, учитываются по отпускнымценам, сформированным изготовителями и импортерами, а товары, самостоятельноввезенные из-за пределов республики, — по контрактным ценам с учетом расходовпо импорту товаров без налога на добавленную стоимость, пересчитанным вбелорусские рубли. Товары, поступившие от поставщиков-посредников, на оптовых ираспределительных складах могут учитывать по отпускным ценам изготовителя(импортера) или поставщика-посредника без налога на добавленную стоимость [5. c 22].
Однаконельзя не отметить, что выбор варианта учета товаров является важнейшим аспектомдеятельности организации, так как выбранная цена должна обеспечивать удобнуюсхему учета реализации товаров.
Такпокупная цена (стоимость) товаров — это цена (стоимость), по которой торговаяорганизация приобретает их у поставщиков. Она зависит от источников ихпоступления и порядка ценообразования. В организации оптовой торговли товарыпоступают: по отпускным ценам — от товаропроизводителей Республики Беларусь, поконтрактным ценам — от зарубежных поставщиков, по сформированным отпускнымценам — от импортеров, по отпускным ценам с оптовой надбавкой — оторганизаций-посредников. Покупная стоимость товаров с налогом на добавленнуюстоимость и стоимость тары по отпускным ценам формируют сумму к оплате.
Учетнаяцена товаров — это цена, по которой товары учитываются в текущем учете вподотчете материально ответственных лиц. Она обусловлена порядкомценообразования и учетной политикой организации. На складах оптовой торговли ираспределительных складах торговых организаций учетной ценой товаров может бытьотпускная цена изготовителя (импортера), единая отпускная цена, покупная цена сучетом расходов по транспортировке и налога на добавленную стоимостьпоставщика, включенных в цену товара в момент их поступления и оприходования насклад, фиксированная розничная цена, если на товары установлены такие цены.Учетные цены на товары в оптовой торговле подтверждаются прейскурантами цен идоговорами поставщиков.
Отпускная (продажная)цена (стоимость) товаров — это цена (стоимость), по которой торговаяорганизация отгружает и реализует их покупателям. Она зависит от учетной ценытоваров и установленного порядка применения оптовых надбавок, торговых скидокили установленного порядка формирования отпускных цен оптовой торговли наимпортные товары. Организации оптовой торговли продают товары, произведенные вРеспублике Беларусь — по отпускным ценам товаропроизводителей (с учетомдополнительных издержек оптовой торговли) с оптовой надбавкой и налогом надобавленную стоимость или по единым отпускным ценам с налогом на добавленнуюстоимость; товары, ввезенные ими из-за пределов республики самостоятельно — посформированным отпускным ценам с налогом на добавленную стоимость; товарыпоступившие от импортеров — по сформированным ими отпускным ценам с оптовойнадбавкой и налогом на добавленную стоимость; товары, на которые установленыфиксированные розничные цены, — по фиксированным розничным ценам за минусомторговой скидки. Отпускную цену на сувенирную посуду под товаром организацииоптовой торговли формируют, как на товар.
Итак, действующиезаконодательные акты предусматривают разные способы оценки товаров в учетеорганизаций. Каждое предприятие вправе выбирать тот вариант оценки, которыйнаиболее приемлем для нее в сложившихся условиях хозяйствования.
Так на УП «Здоровыйпродукт» в соответствии с принятой учетной политикой учет товаров ведется попокупным ценам.