Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет товарно-материальных запасов в бухгалтерии предприятия

Министерство образования и науки РеспубликиКазахстанКарагандинскийЭкономический Университет Казпотребсоюза
Кафедра Бухучета и Аудита
Курсоваяработа
на тему: Учеттоварно-материальных запасов в бухгалтерии предприятияКараганда 2008
Содержание
Введение
1 Организация учета ТМЗ в подготовкеинформации пользователям
2 Оценка ТМЗ и выбор учетной цены ТМЗ
3 Документальное оформление и учетпоступления ТМЗ
4 Документальное оформление и учетвыбытия ТМЗ
5 Порядок приемки, проверки иобработки отчетов материально-ответственных лиц о движении ТМЗ
6 Порядок определения товарныхзапасов и себестоимости реализованных ТМЗ
7 раскрытие информации об остатках идвижении ТМЗ в отчетности
8 Компьютерный учет ТМЗ по разнымпрограммам
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Товарно-материальные запасы представляют собой одиниз важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности технологическогопроцесса у добывающих предприятий. Это обусловлено тем, что непрерывность инормальная ритмичность промышленного производства требует, чтобы у предприятияпостоянно находилось на складах достаточное количество сырья и материалов, дляполного удовлетворения потребностей производства в любой момент ихиспользования. Поэтому необходимость бесперебойного снабжения производства вусловиях непрерывности спроса и дискретности поставок, обуславливает созданиена предприятиях необходимого количества товарно-материальных запасов.
Всестороннее изучение и правильное пониманиеэкономической сущности товарно-материальных запасов, их значения и роли вэкономике предприятий, стоит в ряду важнейших проблем по экономии ирациональному использованию государственных ресурсов и задач посовершенствованию материально-технического снабжения всех предприятийгосударства. Актуальность темы дипломной работы характеризуется тем, чтотоварно-материальные запасы занимают особое место в составе имуществапредприятия по объему участия в производственном процессе, а также в учете поиспользуемым формам оценки.
Производственный процесс добывающих предприятийимеет ряд особенностей, от которых зависят не только организация производства итехнология добычи, но и возможности учета и контроля товарно-материальныхзапасов предприятия. Характер ведения работ и постоянное перемещение основныхрабочих мест создают определенные трудности для контроля надтоварно-материальными запасами.
Целью курсовой работы является всестороннее изучениеучета товарно-материальных запасов в бухгалтерии предприятия.
В соответствии с поставленной целью былисформулированы задачи курсовой работы:
— исследовать экономическую характеристикутоварно-материальных запасов;
— изучить вопросы оценки ТМЗ, отражениясебестоимости ТМЗ в финансовой отчетности;
— определить последовательность учета поступающих ивыбывающих ТМЗ, а также порядок контроля деятельности материально-ответственныхлиц.
— исследовать организационные аспекты и учетнуюполитику предприятия ТОО «Мэрмэр»;
— рассмотреть возможность автоматизации процессаучета ТМЗ.
Предметом исследования является учеттоварно-материальных запасов в бухгалтерии предприятия.
Объектом исследования являются товарно-материальныезапасы ТОО «Мэрмэр». Основным видом деятельности предприятия ТОО «Мэрмэр»является ведение работ, связанных с добычей, переработкой и реализациейнерудных строительных материалов.
Методы исследования – изучение теоретической инормативно-законодательной литературы по проблеме исследования, анализбухгалтерской документации предприятия, относящейся к рассматриваемой темекурсовой работы, синтез вышеописанных источников.
Теоретической и методологической основой длянаписания курсовой работы послужили Законы Республики Казахстан, постановленияПравительства Республики Казахстан, монографические труды отечественных изарубежных ученых экономистов и финансистов.
1. Организация учета ТМЗ в подготовке информациипользователям
В условиях рыночныхотношений исключительно велика роль бухгалтерского учета на предприятии. Этосвязано с тем, что предприятия приобретают самостоятельность и несут полнуюответственность за результаты своей производственно — предпринимательскойдеятельности перед собственниками и работниками.
В общем пониманиитоварно-материальные запасы — это активы в виде:
- запасов сырья,материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива, тары итарных материалов, запасных частей, прочих материалов предназначенных дляиспользования в производстве или при выполнении работ и услуг;
- незавершенногопроизводства;
- готовойпродукции;
- товаров,предназначенных для продажи.
Бухгалтерский учеттоварно-материальных запасов занимает важное место в системе промежуточногофинансового учета на предприятии. Он формирует информацию обратной связи опоказателях, характеризующих фактическое состояние и качественные показатели использованиятоварно-материальных запасов. Все это способствует улучшению ресурсосбереженияна предприятии.
Запасы (сырье, материалы,топливо и т.д.) являются предметами, на которые направлен труд человека с цельюполучения готовой продукции. В отличие от средств труда, сохраняющих впроизводственном процессе свою форму и переносящих стоимость на продуктпостепенно, предметы труда потребляются целиком и полностью переносят своюстоимость на этот продукт и заменяются после каждого производственного цикла. Впромышленности постепенно увеличивается потребление товарно-материальныхзапасов в производстве. Это обуславливается расширением производства,значительным удельным весом материальных затрат в себестоимости продукции иростом цен на ресурсы.
Основные операции с товарно-материальными запасами ипоследовательность их отражения в учете представлены в таблице 1.
Таблица 1.Основныеоперации с товарно-материальными запасами и последовательность их отражения вучетеОперации с ТМЗ Последовательность отражения операций 1. Приобретение
Стоимость приобретенных за наличные средства или в кредит ТМЗ отражается по дебету счетов отдельных видов товарно-материальных запасов и дебету контрольного счета всех товарно-материальных запасов (при непрерывной системе учета ТМЗ) или по дебету счета закупок (при периодическом учете товарно-материальных запасов).
При этом счет наличных средств или кредиторской задолженности кредитуется на сумму стоимости приобретенных товарно-материальных запасов 2. Расходование в производственных целях По мере использования товарно-материальных запасов в процессе производства их стоимость переносится со счетов товарно-материальных запасов сырья на счет товарно-материальных запасов в незавершенном производстве. При этом счета отдельных видов товарно-материальных запасов кредитуются, а счет незавершенного производства дебетуется 3. Использование в производстве В стоимость незавершенного производства включается, помимо стоимости сырья, и стоимость затрат на рабочую силу и накладных расходов. На стоимость этих затрат кредитуется счет наличных средств 4. Завершение изготовления продукции из ТМЗ По мере завершения переработки сырья в готовую продукцию стоимость незавершенного производства переносится на стоимость готовой продукции: сумма перенесенной стоимости отражается по кредиту счета незавершенного производства к дебету счета готовой продукции 5. Продажа готовой продукции При продаже товарно-материальных запасов готовой продукции их стоимость переносится со счета запаса готовой продукции на счет затрат на реализованную продукцию (себестоимости реализованной продукции)

Таким образом, передучетом товарно-материальных запасов стоят следующие задачи:
- правильное исвоевременное документальное отражение всех операций по заготовке, поступлениюи отпуску материалов;
- выявление иотражение затрат, связанных с их заготовлением; расчет и списание отклонений понаправлениям затрат;
- контроль надсохранностью товарно-материальных запасов в местах их хранения и на всехстадиях движения;
- постоянный контроль за соблюдениемустановочных норм товарно-материальных запасов;
- систематическийконтроль за использованием материалов в производстве на базе обоснованных нормих расходования;
- контроль затехнологическими отходами и потерями и их использование;
- своевременноеполучение точной информации о величине экономии или перерасхода материальныхресурсов по сравнению с установленными лимитами;
- своевременноеосуществление расчетов с поставщиками товарно-материальных запасов, контрольнад товарно-материальными запасами, находящимися в пути, неотфактурованнымипоставками.
Многообразие формсобственности в период рыночной экономики, расширение прав предприятий вуправлении экономикой, отраслевые особенности производства требуютальтернативных, а подчас и многовариантных подходов при решении конкретныхвопросов методики и техники ведения учета товарно-материальных запасов.
У предприятий теперьпоявилась возможность выбора различных способов:
- организации учетазаготовления и приобретения материалов;
- отражениястоимости материалов, оставшихся в конце месяца в пути или не вывезенных соскладов поставщиков;
- выявленияотклонений фактической себестоимости материальных запасов от учетных цен и ихпоследующего распределения между израсходованными в производстве материалами иих остатками на складах.
Но в любом случает дляобеспечения сохранности запасов, правильной приемки, хранения и отпуска запасовважное значение имеет наличие на предприятии в достаточном количестве складскихпомещений, оснащенных весовыми и измерительными приборами, мерной тарой идругими приспособлениями.
Необходимо также внедрятьэффективные формы предварительного и текущего контроля за соблюдением нормзапасов и расходованием материальных ресурсов, уделять больше внимания повышениюдостоверности оперативного учета движения полуфабрикатов, комплектующихизделий, деталей и узлов в производстве.
Данныебухгалтерского учета должны содержать информацию для изыскания резервовснижения себестоимости продукции в части рационального использованияматериалов, снижения норм расхода, обеспечения надлежащего хранения исохранности.
Первичные документы попоступлению и расходу товарно-материальных запасов являются основой организацииих учета. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный,текущий и последующий контроль над движением, сохранностью и рациональнымиспользованием товарно-материальных запасов.
Таким образом, только с помощьюрациональной организации бухгалтерского учета и на основе экономическогоанализа ресурсного обеспечения предприятия, выявления сильных и слабых сторон вполитике предприятия в отношении ресурсосбережения можно наметить меры посовершенствованию учетных операций и увеличению эффективности использованиятоварно-материальных запасов на предприятии. Такимимерами могут быть снижение материалоёмкости, в связи со снижением нормрасходования материалов на предприятии.2. Оценка ТМЗ и выбор учетной цены ТМЗ
 
Оценка – это процесс определения величины, по которойучитывается статья в финансовых отчетах.
В процессе учета товарно-материальных запасовпредприятия важное значение приобретает процесс выбора форм оценкииспользуемого имущества. Оценка товарно-материальных запасов, учитываяразнообразие их видов и характера использования, наиболее сложная и важнаяреальность активов баланса и финансовый результат деятельности предприятия.
В соответствии соСтандартом бухгалтерского учета № 7 «Учет товарно–материальных запасов»товарно–материальные запасы оцениваются по наименьшей оценке из себестоимости ичистой стоимости реализации. [12]
При этом себестоимостьтоварно–материальных запасов включает: затраты на приобретение запасов,транспортно – заготовительные расходы, связанные с их доставкой к местухранения и приведением в надлежащее состояние. Затраты на приобретениетоварно–материальных запасов включают в себя цену покупки; пошлины на ввоз;комиссионые вознаграждения, уплаченные снабженческим, посредническиморганизациям: транспортно – заготовительные и прочие расходы прямо связанные сприобретением запасов. Торговые скидки, возвраты переплат и прочие подобныепоправки вычитаются при определении затрат на приобретение.
Чистая стоимостьреализации товарно-материальных запасов представляет собой предполагаемуюпродажную цену за минусом расходов на комплектацию и организацию их продажи.Чистая стоимость реализации используется обычно тогда, когда себестоимость неможет быть восстановлена по следующим причинам:
-  данные товарно-материальные запасыбыли повреждены;
-  они частично или полностью устарели;
-  их продажная цена снизилась.
Как правило, впромышленных производствах запасы материалов и прочих вспомогательных средствне списывают ниже себестоимости (до чистой стоимости реализации), еслиожидается, что готовая продукция, в которую они будут переработаны, будетреализована по цене равной или превышающей себестоимость. Если же ожидается,что снижение цены на материалы приведет к тому, что доход, полученный отреализации готовой продукции, будет ниже ее себестоимости, стоимость материаловчастично списывают до чистой стоимости реализации.
Для определениянаименьшейвеличины из себестоимости и чистой стоимости реализации товарно-материальныхзапасов могут быть использованы следующие методы:
— постатейный метод, при которомвыбирается наименьшее значение из балансовой стоимости и чистой стоимостиреализации каждого наименования товарно-материальных запасов;
— метод основных материальных групп,при котором выбирается наименьшее значение из балансовой стоимости и чистойстоимости реализации группы товарно-материальных запасов;
— метод общего уровня запасов — выбирается наименьшее значение из балансовой стоимости и чистой стоимостиреализации всех товарно-материальных запасов.
Цена за одни и те жематериалы при приобретении в течение отчетного периода варьируется и для того,чтобы правильно оценить, сколько по стоимости запасов осталось и сколько ушло всебестоимость продукции, применяют один из четырех методов оценки себестоимоститоварно-материальных запасов, предусмотренных СБУ №7. При этом каждый изприведенных методов определяет списание запасов как поток стоимостей, а не какпоток физических единиц.
Метод средневзвешеннойстоимости. При этом методе предполагается, что стоимость материальных запасов –это средняя стоимость имеющихся в наличии запасов на начало месяца (периода).Математической формулой расчет средней стоимости можно представить следующимобразом:
Ср.стоимость
/>,
где /> — стоимость остатковматериалов на начало отчетного периода;
Ко.м – количествоостатков материалов на начало отчетного периода;
/> — стоимость приобретенныхматериалов;
Кприоб- количествоприобретенных материалов.
Метод «ФИФО» — методоценки запасов по ценам первых покупок. Суть этого метода заключается в том,что запасы продаются (списываются) в том же порядке, что и закупается: первыйпришел – первый ушел. Таким образом, стоимость остатков на конец основываетсяна стоимости последних по времени закупок.
Метод «ЛИФО» — методоценки запасов по ценам последним покупок базируется на той предпосылке, чтосебестоимость запасов, приобретенных последними, используется для определениястоимости запасов, израсходованных в первую очередь: последний пришел – первыйушел. Стоимость материалов в остатках на конец отчетного периода рассчитываетсяпо стоимости материалов, приобретенных первыми. С 01.01.2005 г. международныйстандарт бухгалтерского учета №2 отменил метод «ЛИФО». [5, c.118]
Метод специфическойидентификации предполагает расчет себестоимости единиц товарно-материальныхзапасов, которые обычно не являются взаимозаменяемыми, товаров и услуг,произведенных и предназначенных для специальных проектов или заказов. Прииспользовании метода предполагается, что известно, какие конкретно единицытоварно-материальных запасов проданы (отпущены в производство), а какиеостались.
Основная цель привыборе метода оценки ТМЗ в том, чтобы выбрать тот метод, который наиболее четкоотражает доход за период.
Предприятия обязанынеизменно применять один и тот же метод оценки товарно-материальных запасов попринципу сопоставимости. Изменения возможны лишь в том случае, если новый методоценки предпочтительнее старого при соблюдении следующих условий:
- внесениеизменений в учетную политику предприятия;
- осуществлениеперехода с одного метода учета товарно-материальных запасов на другой в началеотчетного периода (по состоянию на 1 января);
- своевременноеотражение корректировки остатков товарно-материальных запасов инераспределенного дохода прошлых лет в финансовой отчетности.
Переход на МСФО вКазахстане обеспечит более жесткое регулирование оценки ТМЗ, в частностиприменение метода ЛИФО ограничивается и предприятия, выбравшие его в качествеметода оценки должны отражать в отчетности разницу между стоимостью ТМЗ поэтому методу и стоимостью, оцененной по другим методам: «ФИФО» исредневзвешенной стоимости.
Можно сделать вывод о том, что в своих целяхпредприятия могут применять различные методы оценки ТМЗ. Выбор одного изметодов может обеспечить предприятию меньший налог на прибыль, как это видно впервом примере, или наоборот, если оценивается бизнес, выбор других методовпозволит увеличить стоимость ТМЗ, оставшихся на предприятии.

3 Документальноеоформление и учет поступления ТМЗ
Документооборот, сопровождающийпоступление товарно-материальных запасов, зависит от способа их получения насклад предприятия.
Приемкутоварно-материальных запасов со склада поставщика осуществляетматериально-ответственное лицо предприятия-покупателя товарно-материальных запасов.Как правило, на складе поставщика товарно-материальные запасы получают в томслучае, если поставщик и покупатель находятся в одном населенном пункте иликогда необходимо проверить качество товарно-материальных запасов.
Для получения товаров сосклада поставщика материально ответственному лицу выдается доверенность.Доверенностью признается письменное уполномочие одного лица (доверителя) дляпредставительства от его имени, выдаваемое им другому (поверенному). [1, с.167]
К использованию натерритории Республики Казахстан допущены следующие формы доверенностей:
— типоваямежведомственная форма № М-2 с корешком, на котором делают записи о выдаче ииспользовании доверенности с соответствующими реквизитами;
— типоваямежведомственная форма № М-2а, которая предусматривает ведение заранеепронумерованного и прошнурованного журнала учета выданных доверенностей (типовая межведомственная форма №М-3).
Журнал учета выданныхдоверенностей хранится у лица, ответственного за выдачу и регистрациюдоверенностей.
Доверенности выдаютлицам, с которыми заключен договор о материальной ответственности. Еслидоверенность выдается работнику, с которым договор не заключен, то с негоберется разовая подписка о материальной ответственности. Срок действиявыдаваемой доверенности устанавливается предприятием. [8, с.183]
Доверенность, независимоот срока ее действия, передают отправителю при первом получениитоварно-материальных запасов.
Материально ответственноелицо, получившее доверенность, на следующий день, после каждого получениятоварно-материальных запасов независимо от того, получены ли они подоверенности полностью или частями, представляет в бухгалтерию документы овыполнении поручении и о сдаче товарно-материальных запасов на склад.Материально ответственному лицу, не отчитавшемуся в использовании доверенностипо истечении срока ее действия, новые доверенности не выдают.
При лишении поверенногоправ на получение товарно-материальных запасов доверенность изымают, аотправителя извещают об аннулировании доверенности. Неиспользованныедоверенности возвращают доверителю на следующий день по истечении срокадоверенности.
При возвращениинеиспользованной доверенности в журнале учета выданных доверенностей или вкорешке доверенности производят отметку «не использована». Такие доверенностихранятся до конца отчетного периода у лица, ответственного за их выдачу ирегистрацию. По окончании отчетного периода неиспользованные доверенностианнулируют.
При доставкетоварно-материальных запасов на склад покупателя автотранспортом поставщикаматериально ответственное лицо покупателя (заведующий складом, кладовщик)принимают у экспедитора поставщика товарно-материальных запасов по количествумест и массе брутто и сопоставляет их с данными товарно-транспортной накладной,заполненной в двух экземплярах.
В случае, если недостачиили других расхождений (количество, вес, сорт, качество и т.п.) фактическогоналичия товарно-материальных запасов с данными товарно-транспортной накладнойне обнаружено, материально ответственное лицо, принявшее ТМЗ подтверждаетприемку штампом предприятия и росписью в товарно-транспортной накладной. Одинэкземпляр накладной остается у материально ответственного лица, получившегоТМЗ, а второй возвращается лицу, доставившему ТМЗ на склад покупателя.
При выявлении расхождениймежду фактическими данными и отраженными в товарно-транспортной накладной илипри наличии повреждений упаковки, проверяют каждое поврежденное место, о чемдолжен быть составлен акт. В том случае, если повреждение упаковки можетвызвать потерю в весе, ТМЗ следует принимать по массе нетто и количеству ТМЗ. Вакте отражают данные о выявленных расхождениях и указывают ТМЗ, по которымустановлены расхождения. Материальные запасы, по которым отклонения невыявлены, в акте не приводят, но производят запись «По остальнымтоварно-материальным запасам расхождений нет». Акт о выявленныхрасхождениях составляют в двух экземплярах, его подписывают лица, принимавшиеучастие в приемке-передаче ТМЗ. Один экземпляр акта отсылают поставщику, адругой оставляют у материально ответственного лица получателя, принявшеготоварно-материальных запасов, в дальнейшем он должен быть передан вбухгалтерию. Акт служит основанием для предъявления поставщику претензии.
Существует нескольковидов актов о выявленных расхождениях, классифицируемых в соответствии спричинами выявленного расхождения.
Акт о приемке материаловприменяется дляоформления приемки запасов, имеющих количественное и качественное расхождение сданными сопроводительных документов поставщиков; составляется также при приемкематериалов, поступающих без документов. Акт о приемке материалов (в двухэкземплярах) составляет комиссия, в состав которой входят:материально-ответственное лицо и представитель отправителя (поставщика) илипредставитель незаинтересованной организации. После приемки запасов акты сприложением документов (товарно-транспортных накладные и т.д.) передают: одинэкземпляр в бухгалтерию для учета движения товарно-материальных запасов, другой- отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письмапоставщику. (Приложение 1)
Акт о недостачах ипотерях запасов впроцессе заготовления, хранения, в производстве. Применяется в случае выявления потерьтоварно-материальных запасов, находящихся в процессе заготовления, хранения илипроизводства, по которым не установлены нормы естественной убыли. Оформленныйдокумент является основанием для списания с подразделений, ответственных засохранность запасов, и возмещения их стоимости за счет виновных лиц. Документприлагается к Акту о приемке материалов. Заполняется в двух экземплярах иподписывается комиссией и виновными липами: первый экземпляр направляется вбухгалтерию второй — остается в подразделении.
Акт о потерях материаловв пределах норм естественной убыли. Применяется при оформлении выявленных потерь запасов впределах норм естественной убыли. При их поступлении на склады субъекта отпоставщиков или из переработки, на которые установлены нормы естественнойубыли. Оформленный акт служит приложением к приходному ордеру при оформленииприемки запасов. Составляется и подписывается комиссией в двух экземплярах:первый экземпляр направляется в бухгалтерию и является основанием для списанияс материально ответственных лиц потерь запасов. Второй экземпляр остается наскладе.
Акт о порче, бое, ломе,материалов (товаров) применяетсяпри учете запасов (товаров), подлежащих уценке или списанию вследствиедопущенной на предприятии порчи, боя, лома. Составляется и подписываетсякомиссией в двух экземплярах. Первый экземпляр направляется в бухгалтерию иявляется основанием для списания с материально ответственных лиц потерьзапасов. Второй экземпляр остается на складе.
Основными документами,служащими основанием для оприходования товарно-материальных запасов на складпредприятия являются:
— счет-фактура;
— товарно-транспортнаянакладная;
— накладная и документы,выписанные материально ответственным лицом, принявшим товар, а именно акты оприемке, акты о недостаче и т.д.
Крометоварно-материальных запасов, поступающих на предприятие, на склад могутпоступать ТМЗ, изготовленные самим предприятием, материалы после переработки,ТМЗ в виде остатков неизрасходованных материалов, а также в виде отходов ибрака.
Если материалы поступаютна склад после переработки либо неизрасходованные материалы, отходы, брак,кладовщик составляет требование-накладную. Оформленное требование-накладнуюпередают в бухгалтерию.
В целях рациональнойорганизации учета и контроля за использованием материалов в производстве прибольшом ассортименте товарно-материальных запасов на предприятие разработананоменклатура (перечень) потребляемых в производстве материалов по их однороднымпризнакам. Каждому наименованию, сорту материалов присвоено условное цифровоеобозначение, номенклатурный номер (код), который затем проставляется во всехдокументах по наличию и движению товарно-материальных запасов. Для сокращенияноменклатуры ТМЗ и упрощения учета в отдельных случаях однородные и близкие посвоим свойствам материалы могут объединяться в единый номенклатурный номер.
На каждый номенклатурныйномер товарно-материальных запасов открывается отдельная карточка, котораяпередается из бухгалтерии на склад в полузаполненном виде. В полученныхкарточках кладовщик заполняет реквизиты, характеризующие места храненияматериалов (стеллажи, ячейки). Записи в карточки производят на основаниипервичных документов. (Приложение 2)
Пример отражения на синтетических счетахбухгалтерского учета поступления на склад товарно-материальных запасовпредставлен в Приложении 3.

4 Документальноеоформление и учет выбытия ТМЗ
Товарно-материальныезапасы со склада предприятия отпускаются в цеха для изготовления продукции и наразличные хозяйственные нужды, а также на сторону для переработки илиреализации как излишние и ненужные.
Под отпуском впроизводство понимается отпуск материалов для изготовления продукции,выполнения работ или оказания услуг и др. Отпуск материалов в кладовые цеховрассматривается как внутреннееперемещение материалов. При отсутствиикладовых цехов отпуск запасов с центральных складов считается расходом напроизводство.
Отражение насинтетических счетах бухгалтерского учета перемещения товарно-материальныхзапасов представлено в Приложении 4.
Расходтоварно-материальных запасов оформляется лимитно-заборными картами, накладными-требованиямина отпуск (внутреннее перемещениематериалов и др.)
Лимитно-заборная карта применяется для оформления отпусказапасов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также длятекущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска запасов напроизводственные нужды, является оправдательным документом для списаниятоварно-материальных запасов со склада. Лимитно-заборные карты выписываютсяэкономическим отделом на одно наименование материалов (номенклатурный номер) вдвух экземплярах. Один экземпляр до начала месяца передается цеху (участку) — потребителю запасов, второй — складу или кладовой цеха (участка). Отпускзапасов в производство осуществляется складом при предъявлении представителемцеха своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоихэкземплярах дату и количество отпущенных запасов, после чего выводит остатоклимита. В лимитно-заборной карте цеха (участка) расписывается кладовщик, а влимитно-заборной карте склада — представитель цеха (участка). (Приложение 5)
Для сокращения количествапервичных документов, где это целесообразно, рекомендуется оформлять отпускматериалов непосредственно в карточках учета материалов. В этом случаерасходные документы на отпуск запасов не оформляются, а сама операцияпроизводится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре. Лимитотпуска можно указать и а самой карточке. Представитель цеха при получениизапасов расписывается непосредственно в карточках учета материалов, а влимитно-заборной карте расписывается кладовщик. По лимитно-заборной картеведется также учет запасов, не использованных в производстве (возврат). Приэтом какие-либо дополнительные документы не составляются.
Накладная-требование наотпуск (внутреннее перемещение) материалов предназначена для учета движения запасов внутри предприятия иих отпуска подразделениям своего предприятия, расположенным за пределами еготерритории, а также сторонним организациям. Выписывается в двух экземплярах, вслучае отпуска материалов подразделениям своего предприятия один экземплярпередается получателю, второй — складу, который затем сдается в бухгалтерию.При внутреннем перемещении накладную-требование составляет материальноответственное лицо склада (цеха), сдающего запасы.Один экземпляр служитсдающему складу (цеху) основанием для списания запасов, а второй — принимающемускладу (цеху) для оприходования товарно-материальных запасов.
В случае отпускатоварно-материальных запасов подразделениям предприятия, расположенным запределами его территории, или сторонним организациям накладную-требованиевыписывают на основе договоров, нарядов и других соответствующих документов.Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй — получателю материалов.
При отпуске материаловсамовывозом накладную-требование, подписанную получателем, кладовщик передаст вбухгалтерию для выписки расчетно-платежных документов, если запасы отпущены споследующей оплатой.
Акт об оприходованиитоварно-материальных запасов, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений составляется при оприходованиитоварно-материальных запасов, полученных при разборке и демонтаже зданий исооружений, пригодных для использования в производстве. Акт составляется в трехэкземплярах комиссией, состоящей из представителей заказчика и подрядчика.Первый и второй экземпляры остаются у заказчика, третий — у подрядчика.Заказчик, в свою очередь, первый экземпляр акта прилагает к предъявленномусчету-фактуре для оплаты подрядчику.5 Порядок приемки, проверки и обработки отчетовматериально-ответственных лиц о движении ТМЗ
Поступающие на складтоварно-материальные запасы хранятся в специальных помещениях, гарантирующихколичественную и качественную сохранность материалов [5, с.122]
Учет запасов на складеведет материальноответственное лицо, в данном случае — кладовщик, которого назначает руководитель. [8] Принятиеответственности за сохранность ценностей, вверенных материально-ответственномулицу, оформляется подписью на документе, по которому материалы передаются емуна хранение. [5, с.122] Чаще всего этим документом является договор о полнойматериальной ответственности.
Бухгалтерия в установленные срокиосуществляет непосредственно на складах проверку правильности записей и выводаучетных остатков в карточках. О проведении сверки бухгалтер расписывается вспециальной графе карточки. Приемку документов, оформляющих движениетоварно-материальных запасов, бухгалтер проводит на складе на основании«Реестра приемки-передачи документов», составленного материальноответственными лицами в одном экземпляре. (Приложение 6)
О выявленных недостаткахи нарушениях в работе материально ответственных лиц, а также о результатахвыборочных проверок и проведенном инструктаже работник бухгалтерии долженинформировать главного бухгалтера.
Поступившие отматериально ответственных лиц склада документы передают на таксировку,предварительно скомплектовав их в пачки и снабдив сопроводительными ярлыками.Первые экземпляры документов используют для дальнейшей учетной обработки, авторые — остаются в местах хранения материалов, расположенные по группамзапасов и номенклатурным номерам. Их используют для справочных целей и выверкиданных учета на складе и в бухгалтерии.
После таксировки данныедокументов группируются по установленным на предприятии учетным группам(металлы, лесоматериалы и т.п.) в накопительной ведомости синтетического учетаматериалов, которую ведут по приходу и расходу товарно-материальных запасов. Вэтой ведомости по каждой группе материалов указывают в суммовом выражении остатокна начало месяца из ведомости за прошлый месяц, приход и расход материалов погруппе за месяц из реестров приемки-передачи документов за текущий месяц, инаходят остаток на конец месяца по каждому синтетическому счету и группематериалов. Накопительная ведомость используется для сверки данныхбухгалтерского и складского учета, который ведется в карточках учета материалови ведомости учета остатков материалов.
Ведомость движенияматериалов в течение месяца хранится в бухгалтерии и используется там для получениясведений об остатках материалов. В конце месяца ведомость передается избухгалтерии на склад, где заведующий складом (кладовщик) проставляет в нееостатки товарно-материальных запасов на конец отчетного месяца, заверяя ихсвоей подписью. Ведомость движения материалов 1-3 числа следующего за отчетныммесяца из склада возвращается в бухгалтерию на таксировку и подсчет итогов погруппам и счетам по учету товарно-материальных запасов. (Приложение 7)
В конце месяца данные об остатках вНакопительной ведомости синтетического учета материалов по каждой учетнойгруппе в суммовом выражении сверяют с итогами по группам в ведомости учетаостатков материалов. Эти данные должны совпадать, так как записи на складе (вкарточках, а затем и в ведомости), а также в бухгалтерии (в Накопительнойведомости синтетического учета материалов) производились на основании одних итех же документов. В результате в первых числах следующего за отчетным месяцабухгалтерия будет иметь сверенные с данными склада сведения по остаткам материаловв разрезе всех синтетических счетов и групп товарно-материальных запасов.
В бухгалтерии на основенакопительной ведомости синтетического учета материалов составляется ведомостьдвижения материалов, в денежном выражении. В ней показывают остатки и движениетоварно-материальных запасов по складам или материально ответственным лицам, атак же производят расчет среднего процента отклонений по данным об остатках иприходе материалов за месяц по фактической себестоимости и учетным ценам. Длякаждого счета подраздела 20 «Материалы» открываются отдельные ведомости.6 Порядок определения товарных запасов и себестоимостиреализованных ТМЗ
Основной вопрос в учететоварно-материальных запасов заключается в определении себестоимости, котораядолжна быть признана как актив, и оставаться таковой до момента признаниясоответствующего дохода от реализации.
Международный стандартфинансовой отчетности 2 «Запасы» (IAS2. Inventories) предписывает предприятиям определять формуучета товарно-материальных запасов в системе калькуляции по прошлым затратам.
Этот стандарт являетсяпрактическим руководством в определении себестоимости и ее последующегопризнания как расхода, включая любое частичное списание стоимости до чистойстоимости реализации. Он также является руководством по применению формулстоимости, которые используются для определения затрат на товарно-материальныхзапасов.
Сфера применения -системы учета запасов и финансовая отчетность, основанная на данных такихсистем. Стандарт жестко устанавливает методику переноса косвенныхпроизводственных затрат на стоимость готовой продукции, пересекаясь с областьюпроизводственного управленческого учета. Стандарт устанавливает требования кежегодной процедуре инвентаризации и переоценки запасов.
Основные определения МСФО 2:
- Запасы — активы, предназначенные для продажи в ходе обычнойдеятельности, или для производства товаров (услуг) для такой продажи, а такжесырье и материалы, используемые в процессе производства. Запасы также включаютнедвижимость, предназначенную для перепродажи. Запасы компании, производящейуслуги, включают в себя стоимость оказанных услуг, по которым еще не признанавыручка.
- Возможная чистая цена продаж (net realisable value, NRV) — оценкацены продаж при нормальном ведении деятельности, за вычетом необходимых затратна сбыт продукции, которые могут оцениваться как сумма прямых затрат или какнормативный процент к стоимости. Не допускается вычет планируемой прибыли отпродаж.
Оценка запасовведется по наименьшей из двух величин: фактической (исторической) стоимости ивозможной чистой цены продаж.
Фактическая стоимостьвключает в себя все затраты по приобретению, производству (conversion costs), ивсе прочие затраты, произведенные при доведении запасов до текушего состояния иместонахождения. Невозмещаемые налоги и пошлины входят в фактическую стоимость,предоставленные торговые скидки и возмещения — уменьшают ее.
Если предприятиеиспользует альтернативный метод учета по МСФО 21 «Влияние изменений валютныхкурсов», то возможны редкие ситуации, когда в стоимость товаров, оплачиваемых виностранной валюте, включаются также курсовые разницы. Это производитсяисключительно при крупной девальвации валюты, в отношении абсолютно неизбежныхзатрат.
Исключение из общего порядка: фактическаястоимость запасов сельхозпродукции, определяется в момент ее сбора посправедливой стоимости за вычетом транспортных расходов (с признанием прибылейили убытков в стоимости продукции). В дальнейшем запасы сельхозпродукции нахранении и в переработке учитываются на общих основания по МСФО 2.
Методика распределения косвенныхзатрат производства. Кроме прямых производственныхрасходов, в стоимость запасов также включаются косвенные (переменные ипостоянные) расходы (overheads), распределяемые по продуктам на систематическойоснове. Стандарт требует распределения постоянныхкосвенных затрат методом стандарт-кост, при котором относительный норматив распределения накладных расходовфиксируется для нормальной загрузки (normalcapacity) производственных мощностей. Нормальная загрузка планируется исходя изсредних фактических показателей предыдущих лет и, как правило, существенно ниже100% максимальной. Фактический выпуск продукции, конечно же, всегда отличаетсяот нормальной загрузки.
Если фактический выпуск ниже нормальной загрузки, относительная норма распределения некорректируется. На запасы распределяется только часть постоянных затрат — пропорционально степени загрузки производства; нераспределенные постоянныезатраты списываются на расходы периода. Таким образом, существенное падениевыпуска в периоды затишья не приводит к завышенной оценке готовой продукции(т.е. к маскировке состоявшихся убытков в виде балансовых активов).
Если фактический выпуск выше нормальной загрузки, нормараспределения уменьшается (так, чтобы стоимость не превысила фактическихзатрат).
Этот стандарт не задаетжестко принципов распределения затрат между различными продуктами — главное,чтобы методика применялась последовательно и обоснованно. В отношении побочныхпродуктов, мало значимых в общем выпуске, допускается их оценка по возможнойчистой цене продаж. Эта сумма вычитается из общего объема затрат, далеераспределяемых по основным продуктам.
Не включаются в стоимость запасов,а списываются на расходы периода:
-  сверхнормативные потери сырья,трудовых затрат и т.п.
-  затраты на хранение. Себестоимостьготовой продукции фиксируется при передаче на склад и в дальнейшем, как правило,не увеличивается. Однако затраты на хранение, необходимое по технологиипроизводства (например, выдержка вина) — увеличивает стоимость запасов.
-  административные расходы, кромеотносящихся непосредственно к производству
-  сбытовые расходы
Затраты по займамвключаются в стоимость строго определенных запасов, если предприятие выбралоальтернативный метод учета затрат по займам.
Способы расчета стоимости запасов. Стоимостьотдельных статей запасов, не являющихся взаимозаменяемыми, а также товаров(услуг), произведенных по особым заказам, исчисляется путем специфической идентификации.
Альтернатива: Прочиестатьи запасов оцениваются (основной порядок) методом ФИФО или средневзвешенной стоимости.Средневзвешенная стоимость рассчитывается периодически или по поступлениюкаждой партии.
Метод ЛИФО является допустимым альтернативным порядком.Предприятие, использующее ЛИФО, обязано при ежегодной инвентаризации проводитьоценку запасов на конец периода по основному порядку или по текущим ценам.
МСФО 2 не требует, чтотот или иной метод должен применяться ко всем запасам предприятия.Следовательно, допускается оценивать разные классы запасов — разными методами,исходя из логики материальных потоков.
Таким образом, согласноМСФО 2, предприятие обязано применять один и тот же метод внутри каждого класса запасов в пределах одногохозяйственного сегмента.
Учет по возможной чистой ценепродаж. Запасы, балансовая стоимость которыхпревышает возможную чистую цену, следует переоценивать до возможной ценыпродаж, уменьшенной на прямые ожидаемые расходы на сбыт продукции. Как правило,переоценка (списание) проводится адресно по каждому наименованию запасов;допустимо обоснованногруппировать сходные товарные позиции. Котловая переоценка, например, всехтоваров на складе, не целесообразна, но и не запрещена.
Возможная чистая ценаопределяется на отчетную дату, с учетом событий, произошедших после нее (досоставления годовой отчетности). В случаях, когда часть запасов одного видапредназначена для продажи по договорам с твердой ценой, а другая — для продажна свободном рынке, целесообразно оценивать соответствующие объемы запасов поразным ценам (договорным и/или рыночным).
Cырье или материалы,требующие переработки до товарной готовой продукции, списываются нижесебестоимости только тогда, когда ожидается, что выпускаемая готовая продукцияможет быть реализована только по ценам нижетекущей себестоимости. В таких случаях списание являетсянемедленным признанием ожидаемых убытков. Но если готовая продукция остаетсяприбыльной, такое списание неприемлемо.
В соответствии с МСФО 2 раскрытию вфинансовой отчетности подлежит следующая информация о ТМЗ:
- Учетная политика,в т.ч. метод расчета стоимости запасов
- Общая балансоваястоимость запасов, с постатейным раскрытием в принятой предприятиемклассификации
- Балансовуюстоимость запасов, учитываемую по чистой стоимости реализации
- Сумму дооценкиранее уцененных запасов, признанную как доход.
- Обстоятельства,обосновывающие дооценку ранее уцененных запасов
- Балансовуюстоимость запасов, заложенных в обеспечение обязательств
- Предприятия,оценивающие запасы альтернативным методом ЛИФО, раскрывают разницу междубалансовой стоимостью запасов и либо (а) наименьшим из: возможной чистой ценыпродаж и стоимости, исчисленной основным методом (b) наименьшим из: возможнойчистой цены продаж и текущей стоимости.
Также международный стандартфинансовой отчетности в части учета и оценки ТМЗ рекомендует использоватьследующие необходимые технологии и процедуры:
- Регулярная, какминимум — по окончании отчетного периода (года) — инвентаризация запасов с целью выявить запасы, возможнаячистая цена продаж которых упала ниже балансовой стоимости.
- Практикаустановления возможной цены продаж и принятия обоснованныхрешений по обязательным уценкам и дооценкам запасов.

7 раскрытиеинформации об остатках и движении ТМЗ в отчетности
В соответствии с СБУ №30, финансовая отчетностьпредназначена для удовлетворения потребностей тех пользователей, которые неимеют возможности требовать отчетность, отвечающую их конкретным информационнымзапросам. Финансовая отчетность может представляться отдельно или как частьотчетов, представляемых организацией по итогам года.
Финансовая отчетность также показывает результатыуправления ресурсами, доверенными руководству организации. Для достижения этойцели финансовая отчетность предоставляет информацию о следующих показателяхорганизации: активах, обязательствах, собственном капитале, доходах и расходах,включая доходы и расходы от неосновной деятельности и чрезвычайных ситуаций,движении денег, изменений в собственном капитале.
Эта информация вместе с прочей информацией впояснительной записке также помогает пользователям прогнозировать движениеденег организации в будущем и, в частности, распределение во времени иопределенность генерирования денег и их эквивалентов.
В финансовой отчетностипредприятия следует раскрывать учетную политику, принятую для оценкитоварно-материальных запасов, расшифровывать балансовую стоимость поклассификациям товарно-материальных запасов, раскрывать их существенное списаниедо чистой стоимости реализации с описанием причин, если себестоимостьтоварно-материальных запасов определена по методу «ЛИФО», то раскрытию подлежитразница между суммой товарно-материальных запасов по балансу и наименьшей изсумм, полученной в результате использования метода «ФИФО», или средневзвешеннойи чистой стоимости реализации.
Также раскрывается вфинансовой отчетности себестоимость реализованных товарно-материальных запасови балансовая стоимость товарно-материальных запасов, заложенных в качествегарантии за обязательства на конец отчетного периода с указанием причин.
Учетная политика предприятия строится всоответствие с предъявляемыми требованиями к ведению бухгалтерского учета вРеспублике Казахстан. Предприятие ведет бухгалтерский учет способом двойнойзаписи в соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета. Для учетафинансово-хозяйственных операций используется журнально-ордерная форма учета,при которой данные о хозяйственных операциях из документов переносятся либо в журналы-ордера,либо накопительные и группировочные ведомости. Ежемесячно журналы-ордеразакрывают и их итоги переносят в Главную книгу.
В учетной политикепредприятия ТОО «Мэрмэр» в числе прочих разделов, определены правила и принципыучета товарно-материальных запасов, а именно:
1. Оценка себестоимоститоплива, предназначенного для оказания транспортных услуг, производится методомсредневзвешенной стоимости.
2. При учететоварно-материальных запасов используется непрерывная система.
3. Инвентаризация товарно-материальныхзапасов осуществляется ежеквартально, не позднее 10-го числа первого месяцаквартала.
В соответствии соСтандартами бухгалтерского учета “Учет товарно-материальных запасов” (СБУ №7)на предприятии ТОО «Мэрмэр» товарно-материальные запасы отражаются в учете иотчетности по их фактической себестоимости. Фактической себестоимостьютоварно-материальных запасов, приобретенных за плату, признается суммафактических затрат предприятия на приобретение, за исключением налога надобавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев,предусмотренных законодательством Республики Казахстан). [12, с.32]
К фактическим затратам наприобретение товарно-материальных запасов относятся:
— суммы, уплачиваемые всоответствии с договором поставщику (продавцу);
— суммы, уплачиваемыепредприятиям за информационные и консультационные услуги, связанные сприобретением товарно-материальных запасов;
— таможенные пошлины;
— вознаграждения,уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены товарно-материальныезапасы;
— затраты по заготовке идоставке товарно-материальных запасов до места их использования, включаярасходы по страхованию.
Фактическая себестоимостьтоварно-материальных запасов при их изготовлении самим предприятиемопределяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данныхзапасов.
Товары, приобретенныепредприятием для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения.
Оценкатоварно-материальных запасов на конец отчетного периода производится взависимости от принятого способа оценки запасов при их выбытии, т. е. посредней себестоимости. На конец отчетного года товарно-материальные запасыотражаются в бухгалтерском балансе по стоимости, определяемой исходя изиспользуемого способа оценки запасов, т. е. по средней себестоимости.
Синтетический учеттоварно-материальных запасов на предприятии ТОО «Мэрмэр» осуществляют на счетахгруппы счетов 1300 «Запасы» рабочего плана счетов бухгалтерского учета по МСФО,который предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарных,производственных запасов и готовой продукции.
Рассмотрим пример. Предприятие ТОО «Мэрмэр»оценивает ТМЗ, реализованных за 1 месяц по методу, следовательно, в концемесяца ему необходимо отразить разницу между суммой товарно-материальныхзапасов по балансу и наименьшей из сумм, полученной в результате использованияметода «ФИФО», или средневзвешенной и чистой стоимости реализации.
Таблица 2.Движение ТМЗ на предприятии ТОО «Мэрмэр»Числа месяца Наименование поставщика Количество
Цена тыс.
тенге.
Сумма тыс.
тенге. Остаток на начало месяца 1200 2,1 2520 07.05. «А» 2400 2,2 5280 12.05. «В» 2600 2,0 5200 21.05. «А» 2300 2,4 5520 29.05. «Б» 1500 2,1 3150 Итого с остатком 10000 21670
Оценка ТМЗ методом ФИФО. Средняяпокупная цена товаров, реализованных за месяц, исчисляется из расчета первых повремени покупок. В практике используется два варианта в зависимости от методааналитического учета товаров на складах оптового предприятия.
1. При партионном методеаналитического учета товаров расчет средней цены делается с учетом остатка наначало месяца и первых поступлений.
За отчетный период было реализовано8000 единиц товара, в том числе:
— остаток на начало 1200 единиц насумму 2520 т.тг.
— поступления 7.05. 2400 единиц насумму 5280 т.тг.
— поступления 12.05. 2600 единиц насумму 5200 т.тг.
— часть поступления 21.05. 1800единиц на сумму 4320 т.тг.
Итого: 8000 единиц на сумму 17320т.тг.
Средняя цена будет равна 17320: 8000= 2,165 т.тг.
А стоимость реализованных за месяцтоваров равна 17320 тыс. тенге
Оценка методом ЛИФО. При этом методепокупная стоимость реализованных за месяц товаров исчисляется по даннымпоследних поступлений.
В нашем примере:
— поступление 29.05. — 1500 единиц насумму 3150 т.тг.
— поступление 21.05. — 2300 единиц насумму 5520 т.тг.
— поступление 12.05. — 2600 единиц насумму 5200 т.тг.
— часть поступления 07.05. — 1600единиц на сумму 3520 т.тг.
Всего покупная стоимостьреализованных товаров 8000 единиц на сумму 17390 т.тг.
Практически такой же результатполучим, если из общего итога исключим остаток на конец месяца и первыепоступления:
— остаток на конец месяца 1200 ед. насумму 2520 т.тг.
— часть поступления 07.05. — 800 ед.на сумму 1760 т.тг.
Итого: 2000 ед. на сумму 4280 т.тг.
Всего товаров в обороте 10000 ед. насумму 21670 т.тг. Минус остаток на конец месяца 2000 ед. на 4280 т.тг.Реализовано за месяц 8000 ед. на 17390 т.тг.
Как видно из приведенных вышерасчетов, себестоимость реализованных ТМЗ, оцененных по методу «ЛИФО»составляет 17390 тенге, а по методу «ФИФО» — 17320 тенге. Отражению вфинансовой отчетности подлежит разница 70 тенге. В данном случае сумма разницынезначительна и не влияет на достоверность финансовой отчетности, но напредприятиях оптовой торговли это отражение необходимо. 8 Компьютерный учетТМЗ в 1С Бухгалтерии
В процессе совершенствования учета бухгалтерскойслужбе предприятия не обойтись без применения автоматизированных средств учетабухгалтерских программ, интегрированных бухгалтерских комплекс, которыеповышают точность и оперативность учетных работ.
В неавтоматизированной системе ведениябухгалтерского учета обработка первичных данных и хозяйственных операцийпредприятия по движению товарно-материальных запасов легко прослеживается иобычно сопровождается документами на бумажном носителе информациираспоряжениями, счетами, журналами-ордерами.
Компьютерная обработка предполагает использованиеодних и тех же команд при выполнении идентичных операций бухгалтерского учета,что практически исключает появление случайных ошибок, обыкновенно присущихручной обработке.
Кроме того, компьютерные системы дают в рукиадминистрации широкий выбор аналитических средств, позволяющих оценивать иконтролировать деятельность предприятия. Наличие дополнительных инструментовобеспечивает укрепление системы внутреннего контроля в целом и, таким образом,снижение риска его неэффективности. Так, результаты обычного сопоставленияфактических затрат с плановыми, а также сверки счетов поступают к администрацииболее регулярно при компьютерной обработке информации.
Программа «1C: Предприятие (версии 7.5, 7.7, 8.0)»,кроме бухгалтерского учета, предназначена для производственного учета,выполнения операций по сбыту и снабжению, финансовому планированию и анализу, атакже автоматизации документооборота.
Основой пакета интегрированных программ являетсяГоловной модуль «Проводка — Главная книга — Баланс», а также модули длявыполнения отдельных участков учета. Состав модулей, обеспечивающихавтоматизированную обработку бухгалтерских задач, неодинаков в разныхпрограммах. В основном это модули, осуществляющие ведение аналитического учетапо финансово-расчетным операциям, учету производства, учету основных средств иучету товарно-материальных запасов на складах, учету заработной платы.
Последовательность обработки учетных задач винтегрированных системах заключается в следующем. Сначала обрабатываютсяотдельные бухгалтерские задачи по участкам учета, в результате чего происходитсоставление аналитических сводок.
После окончания обработки участка учета (или в ходеобработки) бухгалтерские проводки поступают в головной модуль и записываются вединый журнал хозяйственных операций, на базе которого получаютсяоборотно-сальдовые ведомости, Главная книга, карточки счета, баланс, отчетныеформы. Таким образом, осуществляется интеграция обработки всех бухгалтерскихзадач.
Следовательно, программа должна подходить ксуществующей на предприятии системе бухгалтерского учете, соответствоватьсовременным его требованиям и обеспечивать получение всей необходимой для целейуправления информации. Необходимо обратить внимание на наличие в программефункций, отвечающих профилю предприятия, специфику его работы. Программа должнаиметь достаточный уровень аналитического учета, т.е. возможность болееуглубленного, детального учета на отдельных участках производства и организациив целом, обеспечивать автоматизацию формирования проводок и выполнениярасчетов, составление сводок, отчетов, а также формирование первичныхдокументов, что намного повышает эффективность ведения первичного учета иоблегчает труд бухгалтерской службы.
«1С: Бухгалтерия» — это универсальныйинтегрированный комплекс бухгалтерских программ, который не требуетпредварительного освоения. Бухгалтерия 8.0" — — универсальная программамассового назначения, представляющая собой совокупность платформы «1С:Предприятие 8.0» и конфигурации «Бухгалтерия предприятия».
«1С: Бухгалтерия 8.0» предназначена дляавтоматизации бухгалтерского и налогового учета, включая подготовкуобязательной (регламентированной) отчетности, в организациях, осуществляющихлюбые виды коммерческой деятельности: оптовую и розничную торговлю,комиссионную торговлю (включая субкомиссию), оказание услуг, производство ит.д.
«1С: Бухгалтерия 8.0» обеспечивает решениевсех задач, стоящих перед бухгалтерской службой предприятия, если бухгалтерскаяслужба полностью отвечает за учет на предприятии, включая, например, выпискупервичных документов, учет продаж и т.д. Кроме того, информацию об отдельныхвидах деятельности, торговых и производственных операциях, могут вводитьсотрудники смежных служб предприятия, не являющиеся бухгалтерами. В последнемслучае за бухгалтерской службой остается методическое руководство и контроль занастройками информационной базы, обеспечивающими автоматическое отражение документовв бухгалтерском и налоговом учете.
В «1С: Бухгалтерии 8.0» решена задачакомплексного учета ТМЗ. Учет охватывает контроль за наличием и движениемтоварно-материальных запасов предприятия, а также задачи складского учета.
В программе реализован учет товарно-материальныхзапасов, готовой продукции на складах и в других местах хранения.Товарно-материальные запасы и готовая продукция учитываются в разрезе позицийноменклатуры, партий и складов.
Залогом сохранности имущества предприятий являетсярегулярное проведение инвентаризаций. Конфигурация обеспечивает эффективнуюподдержку инвентаризаций товарно-материальных запасов на складах, в процессекоторых количество товарно-материальных запасов на складах сверяется состатками ценностей по данным информационной базы, определенными с учетом всехпоступлений и выбытий. Для подготовки инвентаризации и регистрации еерезультатов в информационной базе используется документ «Инвентаризациятоваров на складе».
Предусматривается проведение инвентаризацийтоварно-материальных запасов и готовой продукции и автоматическая обработка ихрезультатов. По результатам инвентаризации автоматически подсчитывается разницамежду учетным количеством (зарегистрированным в информационной базе припроведении документов поступления и отгрузки) и фактическим количествомзапасов, выявленным в результате инвентаризации. После чего оформляютсядокументы списания (в случае недостачи) или оприходования (в случае выявленияизлишков).
В «1С: Бухгалтерия, версия 8.0» полностьюавтоматизированы операции поступления и списания товарно-материальных запасов.Для регистрации факта поступления товарно-материальных запасов на складиспользуется документ «Поступление товарно-материальных запасов». Спомощью этого документа в информационную базу вводятся сведения о стоимости,номенклатуре и других характеристиках материальных запасов.
Выбытие запасов со склада может быть оформлено спомощью документа «Перемещение товаров».
При выбытии готовой продукции со склада в результатеее реализации используется документ «Реализация готовой продукции», врезультате передачи в производство — документ «Требование-накладная».
Конфигурация поддерживает различные порядкипроведения инвентаризации. Так, для ускорения работы можно до проведенияинвентаризации можно автоматически заполнить документ «Инвентаризацияготовой продукции на складе» сведениями об остатков готовой продукции наскладе, содержащимися в информационной базе, и затем распечатать на бумагетиповую форму ИНВ-19 «Сличительная ведомость».
После завершения работы инвентаризационной комиссии,полученные данные о фактическом наличии запасов вносятся в информационную базупутем исправления или повторного заполнения документа «Инвентаризацияготовой продукции на складе». При выявлении излишков можно автоматическисформировать документ оприходования продукции, при выявлении недостачи документсписания на основании документа «Инвентаризация готовой продукции наскладе». Конфигурация обеспечивает автоматическое формированиеинвентаризационной описи и других документов, необходимых для оформления итоговинвентаризации.
Заключение
Проведенное исследование в областиучета товарно-материальных запасов в бухгалтерии предприятия убедило вмногоаспектности данной темы. На уровне предприятия товарно-материальные запасыпредставляют собой один из факторов, определяющих учетную политику предприятияи характеризующих качество принимаемых управленческих решений. Однако многиепредприятия не уделяют должного внимания данному аспекту своей деятельности.
Основные операции стоварно-материальными запасами и отражение их в бухгалтерском учете былиисследованы нами на бухгалтерских материалах предприятия ТОО «Мэрмэр». Основнымвидом деятельности предприятия ТОО «Мэрмэр» является ведение работ, связанных сдобычей, переработкой и реализацией нерудных строительных материалов.
Участвуя в обороте краткосрочныхактивов предприятия товарно-материальные запасы генерируют доход, и от скоростиоборачиваемости зависит эффективность предприятия, его деловая активность.Особое значение здесь имеет правильно поставленный бухгалтерский учет, которыйимеет в числе основных задач объективное отражение состояниятоварно-материальных запасов.
Синтетический учеттоварно-материальных запасов на предприятии ТОО «Мэрмэр» осуществляют на счетахгруппы счетов 1300 «Запасы» рабочего плана счетов бухгалтерского учета по МСФО,который предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарных,производственных запасов и готовой продукции.
В учетной политике предприятия ТОО«Мэрмэр» в числе прочих разделов, определены правила и принципы учетатоварно-материальных запасов, а именно:
1. Оценка себестоимости топлива,предназначенного для оказания транспортных услуг, производится методомсредневзвешенной стоимости.
2. При учете товарно-материальныхзапасов используется непрерывная система.
3. Инвентаризациятоварно-материальных запасов осуществляется ежеквартально, не позднее 10-гочисла первого месяца квартала.
В соответствии со Стандартамибухгалтерского учета “Учет товарно-материальных запасов” (СБУ №7) напредприятии ТОО «Мэрмэр» товарно-материальные запасы отражаются в учете иотчетности по их фактической себестоимости.
В результате исследованияорганизации учета товарно-материальных запасов на предприятии ТОО «Мэрмэр» былисформулированы краткие выводы:
1. Изучение вопросов учетатоварно-материальных запасов показало, что на данном предприятии системабухгалтерского и складского учета, система обеспечения сохранности материаловдействует правильно и вполне отвечает стандартам бухгалтерского учета.
2. На исследуемом предприятии припроверке данных по статьям текущих активов нами установлено тождество междуданными баланса. Главной книги, журналов-ордеров № 6, 7, 10 и других учетныхрегистров. Синтетический и аналитический учет ведется правильно.
В результате анализа требований ипринципов учета ТМЗ в соответствии с МСФО, было выявлено, что расчет стоимостизапасов принципиально не отличается от принятых в Казахстане стандартов, ноглавным отличием от казахстанского стандарта бухгалтерского учета № 7 «Учеттоварно-материальных запасов» является то, что метод ЛИФО в практикеказахстанского учета является одним из основных четырех методов, а в МСФО этотметод – допустимый альтернативный, но не рекомендуется к применению.
Список использованной литературы
товарный запас бухгалтерский затраты
1. Гражданский кодекс РеспубликиКазахстан. — Алматы: Казахстан, 1994г.
2. Мычкина О.В. МСФО: рекомендации по применению рабочего плана счетов.Практическое пособие. – Алматы: Центральный дом бухгалтера, 2006 – 104с.
3. Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д.Принципы бухгалтерского учета. Пер. с англ. Под ред.Я.В.Соколова – 2-е изд.,стереотип. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 496с.
4. О бухгалтерском учете и финансовойотчетности. Закон Республики Казахстан от 24 июня 2002 г., №329-11.
5. Попова Л.А. Бухгалтерский учет напредприятии. Учебное пособие – Караганда, 1999 – 174с.
6. Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегиявхождения Казахстана в число 50 наиболее развитых стран мира до 2015 года» от01 марта 2006г. //Индустриальная Караганда №65 от 04.03.2006г.
7. Радостовец В.К. и др.Бухгалтерский учет на предприятии. Издание 3 доп. и перераб. — Алматы:Центраудит, 2002 г.
8. Радостовец В.К. Финансовый и управленческийучет на предприятии – Алматы: НАН «Центраудит», 1997г.
9. Разливаева Л.В. Производственныйучет: Учебное пособие – Караганда: КЭУ, 1998г.
10. Сейдахметова Ф.С. Современныйбухгалтерский учет. Учебное пособие. — Алматы: Экономика, 2000 г.
11. Скала Н.В., Скала В.И. Сборниктиповых бухгалтерских проводок – изд. 8-е. – Алматы: Издательство LEM,2005 – 172с.
12. Стандарты бухгалтерского учетаРеспублики Казахстан, — Алматы: Издательство Юрист, 2005г. –340с.
13. Торшаева Ш.М. Теориябухгалтерского учета – Караганда: 2000г. – 155с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.