Введение
Хозяйственнаядеятельность промышленной организации складывается из трех непрерывных,взаимосвязанных хозяйственных процессов: снабжение заготовление и приобретениематериально-технических ресурсов, производства продукции и ее сбыта(реализации). Эти процессы осуществляются одновременно, для чего используетсятруд работников, основные и оборотные средства. Значение основных средств вобщественном производстве определяется тем, какое место занимают орудия труда вразвитии производительных сил и производственных отношений.
Основныепроизводственные средства (фонды) — материально-техническая база общественногопроизводства. От их объема зависят производственная мощность предприятия и взначительной мере уровень технической вооруженности труда. Накопление основныхсредств и повышение технической вооруженности труда обогащают процесс труда,придают труду творческий характер, повышают культурно-технический уровеньобщества. Любой процесс труда включает в себя два основных компонент: средствапроизводства, которые в свою очередь делятся на предмет труда и средства труда,рабочая сила. Средства труда в экономике принято называть основными средствамитруда или основными фондами предприятия.
Основные средства — этосредства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, сохраняяпри этом свою натуральную форму. Предназначаются для нужд основной деятельностиорганизации и должны иметь срок использования более года. По мере износа,стоимость основных средств уменьшается и переносится на себестоимость продукциис помощью амортизации.
Основными задачамибухгалтерского учета и анализа основных средств являются:
— правильноедокументальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрахпоступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия;
— правильное исчисление иотражение в учете суммы амортизации основных средств;
— точное определениерезультатов при ликвидации основных средств;
— контроль за затратамина ремонт основных средств, за их сохранностью и эффективностью использования.
Дляорганизации учета основных средств, отвечающего поставленным задачам, важноезначение имеют следующие предпосылки:
— классификация основных средств;
— установление принципов оценки основных средств;
— установлениеединицы учета предметов основных средств;
— выбор формпервичных документов и учетных регистров.
Основные средстваявляются одним из важнейших факторов любого производства. Эффективноеиспользование основных средств способствует улучшению всехтехнико-экономических показателей, в том числе увеличению выпуска продукции,снижению себестоимости продукции, трудоемкости изготовления и увеличениюприбыли. Размер и динамика основных средств — объекты финансового,управленческого и инвестиционного анализа.
Актуальность выбраннойтемы данной дипломной работы связана, прежде всего, с тем, что с основнымисредствами, как объектом учета и анализа связаны многие проблемы современнойроссийской экономики:
— недостаточнаяконкурентоспособность продукции в связи с чрезмерным физическим и моральнымизносом оборудования;
— незагрузка производственныхмощностей;
— необоснованноедробление имущественных комплексов;
— низкая фондоотдача иинвестиционная активность;
— недостаточно реальнаяоценка активов;
— завышенная налоговаянагрузка при избыточном имуществе.
Объектом исследованияданной дипломной работой является ОАО «Строительное управление №7».
Целью дипломной работыявляется исследование методики учета и анализа основных средств.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— исследоватьэкономическую характеристику и классификацию основных средств на предприятии;
— рассмотретьинформационную базу учета движения основных средств;
— ознакомиться с документальнымоформлением и своевременным отражением в учетных регистрах поступления основныхсредств;
— исследовать методыначисления амортизации и отражение в учете сумм износа;
— проанализироватьосновные экономические показатели движения основных средств.
— разработать мероприятияпо совершенствованию учёта и анализа основных средств.
В данной дипломной работеособое внимание уделено такому элементу внеоборотных активов, принадлежащихпредприятию, как основные средства. Рассмотрена значимость основных средств ибазовые понятия, характеризующие их движение, чтобы показать, насколько важноне только их наличие, но и правильное соотношение их составных частей, разумнаяи эффективная организация их эксплуатации.
1.Технико-экономическая характеристика предприятия
1.1 Общие сведения опредприятии
Открытое акционерноеобщество «Строительное управление №7» находится по адресу: ЧувашскаяРеспублика, г. Алатырь, улица Стрелка, 7.
ОАО «Строительное управление № 7» учреждено всоответствии с Указом Президента РФ от 01.07.1992 года № 721 «Оборганизационных мерах по преобразованию государственных предприятий,добровольных объединений государственных предприятий в акционерныеобщества» путем приватизации государственного предприятия «Строительноеуправление №7", главчувашстроя в акционерное общество открытого типа«Строительное управление №7», зарегистрировано постановлением Алатырскойгородской администрации ЧР от 03.02.1993 года.
Деятельность общества осуществляется на основании Устава сизменениями и дополнениями, зарегистрированным Постановлением главыадминистрации города Алатырь от 16.07.1996 года №519.
Общество является коммерческой организацией, уставный капиталкоторой разделен на 2605 акций, удостоверяющих обязательные права участниковОбщества (акционеров) по отношению к Обществу.
По реестру акционеров по состоянию на 05.04.2009 годазарегистрированы по количеству акций:
— юридические лица – 521;
— физические лица – 2084.
Учредителем обществаявляется Государственный комитет по управлению государственным имуществомЧувашской Республики.
Аппарат управления ОАО «СУ – 7» представляет системувзаимосвязанных органов управления, руководителей, специалистов, отделов,участков, технических исполнителей на различных ступенях подчинённости. В ОАО«СУ-7» действует линейно — функциональная структура управления. Этообеспечивает расширение и специализацию управленческой деятельностью присохранении, в то же время, единства линейного руководства, где каждый несетперсональную ответственность за результаты деятельности на определенномучастке.
Центральным звеном на ОАО «СУ — 7» являетсяуправление, возлагаемое генеральным директором, который распределяетобязанности по выполнению задач между своими заместителями и предоставляет имнеобходимые права.
Организацию производства контролирует главный инженер. Емунепосредственно подчиняются несколько участков:
— Участок №1 — выполняет общестроительные работы, наружныесети, электромонтажные работы;
— Участок №2 — выполняет работу по отделке;
— УМТО — участок материально — технического обеспечения,занимается снабжением производства строительными материалами;
— Подсобное производство — производит бетон, раствор,бетонные блоки;
— ОГМ — обеспечивает управление техникой, механизмамитранспортом.
Общество является юридическим лицом и имеет в собственностиобособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе. Оно может отсвоего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права,исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет право вустановленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за еепределами, имеет штамп и бланки со своими наименованиями.
Высшим органом управленияобщества в промежутке между собраниями является Совет директоров, избранный вколичестве пяти человек.
Открытое акционерноеобщество специализируется на строительстве зданий и сооружений.
Строительное управлениетесно сотрудничает со следующими организациями:
Поставщики:
— ОАО «Железобетон» — железобетонные изделия;
— ОАО «Новочебоксарскийкирпичный завод» — кирпич;
— ООО «Чувашгосснаб» — строительные материалы;
— ООО «Юрат» — электроматериалы.
Покупатели:
— Министерство по физическойкультуре, спорту и туризму Чувашской Республики;
— Министерствоградостроительства и развития общественной инфраструктуры
Чувашской Республики;
— ООО «Управление «ЖКХ».
1.2 Основныеэкономические показатели деятельности предприятия
Технико-экономическиепоказатели — система измерителей, характеризующая материально-производственнуюбазу предприятий (производственных объединений) и комплексное использованиересурсов. Они применяются для планирования и анализа организации производства итруда, уровня техники, качества продукции, использования основных и оборотныхфондов, трудовых ресурсов; являются основой при разработке техпромфинпланапредприятия, установления прогрессивных технико-экономических норм инормативов.
Основныетехнико-экономические показатели являются синтетическими (обобщающими)параметрами предприятия. В своей совокупности эти показатели отражают общеесостояние дел на предприятии в производственно-технической,хозяйственно-финансовой, инновационной, коммерческой, социальной сферах. Каждыйпоказатель в отдельности обобщенно характеризует одно из направлений (сторон)его внутренней или внешней деятельности.
Различаюттехнико-экономические показатели общие для всех предприятий и отраслей испецифические, отражающие их особенности.
Таблица 1
Основные экономическиепоказатели деятельности предприятия№ Наименование показателей ед. изм Годы Изменения (+;-) 2007 2008 2009 2007 2008 1 Выручка от реализации строительно-монтажных работ тыс. руб. 56800 29385 76543 19743 47158 2 Полная себестоимость тыс. руб. 44610 29382 69885 25275 40503 3 Затраты на оплату труда тыс. руб. 8621 9239 12284 3663 3045 4 Амортизация основных средств тыс. руб. 7896 8223 8690 794 467 5 Валовая прибыль тыс. руб. 12190 3 6658 -5532 6655 6 Прибыль от продаж тыс. руб. 12190 3 6658 -5532 6655 7 Прибыль до налогообложения тыс. руб. 12190 162 6658 -5532 6496 8 Чистая прибыль Тыс руб. 8559 - - - - 9 Производительность труда Руб./чел 701200 38600 994065 292865 955465 10 Амортизация к объёму выручки % 0,7 1,6 0,6 -0,1 -1 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Из таблицы 1 мы видим,что выручка от реализации строительно-монтажных работ в отчётном году посравнению с прошлым увеличилась на 47158 тыс.руб., это говорит о том, что вотчётном году реализовали больше строительно-монтажных работ. В 2008 году реализациястроительно-монтажных работ практически не производилась из-за нехватки заказовна строительство. По сравнению с 2007 годом в отчётном году выручка отреализации строительно-монтажных работ увеличилась на 19743 тыс.руб.
Увеличилась полная себестоимостьна 40503 тыс.руб., увеличение себестоимости связано с повышением цен настроительные материалы.
1.3 Общаяхарактеристика финансового состояния предприятия
Анализ финансовогосостояния представляет собой глубокое, научно обоснованное исследование финансовыхотношений и движения финансовых ресурсов в едином производственно-торговомпроцессе.
Финансовое состояниепредприятия характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимойдля нормальной производственной, коммерческой и других видов деятельностипредприятия, целесообразностью и эффективностью их размещения и использования,финансовыми взаимо-отношениями с другими субъектами хозяйствованияплатежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Платёжеспособность —способность хозяйствующего субъекта к своевременному выполнению денежныхобязательств, обусловленных законом или договором, за счёт имеющихся в егораспоряжении денежных ресурсов.
Ликвидность —экономический термин, обозначающий способность активов быть быстро проданнымипо цене, близкой к рыночной.
Платежеспособность и ликвидностьактивов предприятия оказывает положительное влияние на выполнение производственныхпланов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому платежеспособностьи ликвидность как составная часть хозяйственной деятельности направлена наобеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнениерасчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемногокапитала и наиболее эффективного его использования.
Таблица 2
Анализ платежеспособностии ликвидности активов предприятияПоказатели На начало года На конец года
1. Наиболее ликвидные активы — всего (а+б);
а) денежные средства;
б) краткосрочные финансовые вложения
2. Быстрореализуемые активы – всего
а) дебиторская задолженность;
б) расходы будущих периодов;
3. Медленнореализуемые активы
а) запасы и затраты;
б) расходы будущих периодов;
4. Краткосрочные обязательства
— коэффициент абсолютной ликвидности;
— коэффициент критической ликвидности;
— коэффициент покрытия баланса.
1735
1735
-
14370
5584
8786
19383
10597
8786
12060
0,1
1,5
0,6
26905
26905
-
6158
5950
208
567
359
208
22655
1,2
1,5
1,5
Коэффициент абсолютнойликвидности на начало отчётного периода низкий, а, наконец, отчётного периодаслишком высокий, такая разница объясняется тем, что в конце отчётного периодасильно возросли денежные средства и краткосрочные обязательства. Краткосрочныеобязательства увеличились, потому что сильно возросла задолжность поставщикам иподрядчикам.
Коэффициент критическойликвидности и на начало и на конец отчётного периода составляет 1,5, что на 0,5больше нормы. Этот коэффициент отражает платежные возможности предприятия длясвоевременного и быстрого погашения кредиторской задолженности.
Коэффициент покрытиябаланса на конец отчётного периода составляет 1,5, что на 0,9 больше, чем наначало отчётного периода.
Таблица 3
Анализ статей активабалансаАктив баланса На начало года На конец года Отклонения Темп роста, % тыс.руб. % к итогу тыс.руб. % к итогу
1. Имущество – всего
1.1.Иммобилизованые активы
1.2. Оборотные активы
А) Запасы
Б) Дебиторская задолженность
В) Денежные средства
39944
4112
17916
10597
5584
1735
100
10,29
44,85
26,53
13,97
4,34
36911
3697
33214
359
5950
26905
100
10,02
89,98
0,97
16,12
72,89
-3033
-415
15298
-10238
366
25170
92,40
89,90
185,39
3,39
106,55
1550,72
Иммобилизованные активы кконцу года уменьшились на 415 тыс.руб., а оборотные увеличились на 15298тыс.руб. темп их роста составляет 185,39%.
Запасы уменьшились на10238 тыс.руб. это связано с затратами на большую реализациюстроительно-монтажных работ.
Дебиторская задолженностьи денежные средства возросли в связи с большей реализациейстроительно-монтажных работ.
В конце отчётного периодасобственный капитал увеличился на 4257 тыс.руб., но и заёмный капиталувеличился на 10595 тыс.руб. это произошло из-за увеличения краткосрочныхобязательств.
2. Учёт основныхсредств
2.1 Классификация,оценка и первичный учёт основных средств
Основные средства (внатуральной форме — основные фонды, основной капитал) — часть имущества,используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполненииработ или оказании услуг в течение периода, превышающего 12 месяцев, илиобычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
Всоответствии с положением по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” (ПБУ6/01), актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качествеосновных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
— объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполненииработ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо дляпредоставления организацией за плату во временное владение и пользование или вовременное пользование;
— объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срокапродолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если онпревышает 12 месяцев;
— организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
— объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Отличительнойособенностью основных средств является их многократное использование в процессепроизводства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течениедлительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешнейсреды они изнашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость назатраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисленияизноса (амортизации) по установленным нормам.
В соответствии с Типовойклассификацией основные средства подразделяются следующим образом:
1) здания;
2) сооружения;
3) передаточныеустройства;
4) машины и оборудование,в том числе:
а) силовые машины иоборудование;
б) рабочие машины иоборудование;
в) измерительные и регулирующиеприборы;
г) вычислительнаятехника;
д) прочие машины иоборудование;
5) транспортные средства;
6) инструмент;
7) производственныйинвентарь и принадлежности;
8) хозяйственныйинвентарь;
9) рабочий и продуктивныйскот;
10) много летниенасаждения;
11) капитальные затратыпо улучшению земель (без сооружений);
12) прочие основныесредства.
По отраслям народногохозяйства делятся на следующие группы: промышленность, строительство,транспорт, связь, торговля, снабжение, сбыт, информационно-вычислительноеобслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, физическаякультура и социальное обеспечение, народное образование, культура и другие.
По принадлежностиосновные средства подразделяются на собственные и арендованные.
По степени использованияосновные средства подразделяются на находящиеся в эксплуатации; в запасе(резерве); в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичнойликвидации; на консервации.
В составе основныхсредств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель(осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальныевложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объектыприродопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
На предприятии ОАО «СУ-7»выделяются следующие группы классификации основных средств в соответствии самортизационными группами:
3 группа – машины иоборудование:
— компьютер;
— трубогиб;
— пилорама и т.д.;
4 группа – сооружения ипередаточные устройства:
— бетоносмеситель;
5 группа – транспортныесредства:
— КАМАЗ с прицепом;
— УАЗ – 37419;
— ГАЗ САЗ – 3507 и т.д.;
7 группа –производственный инвентарь и хозяйственный инвентарь:
— токарный станок«Кусон»;
9 группа – прочиеосновные средства:
— Резервуар;
10 группа – здания:
— здание конторы;
— здание бетонного узла;
— здание растворного узлаи т.д.
Единицейучета основных средств на предприятии ОАО «СУ – 7» является инвентарный объект.
Инвентарныйобъект – это законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всемиприспособлениями и принадлежностями; делятся на простые и сложные, состоящие изнескольких предметов; учитываются в составе основных средств предприятия,организации.
Всоответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РоссийскойФедерации основные средства на предприятии отражаются в учете по первоначальнойстоимости. Первоначальная (балансовая) стоимостьвключает в себястоимость строительства (приобретения) основных средств, расходы по их доставкеи установке на место использования. Она выявляется в момент ввода объекта вдействие и остается неизменной в течение всего срока нахождения основныхсредств на предприятии. Если основные средства приобретены с рассрочкой платежаили в кредит, то в первоначальную стоимость включается и сумма процентов,уплачиваемых поставщикам. В первоначальную стоимость основных средств,приобретенных по импорту, входят уплачиваемые предприятием импортный тариф итаможенные сборы за оформление груза.
Первоначальная(балансовая) стоимость основных средств на предприятии не подлежит изменению,за исключением случаев достройки и дооборудования объектов в порядкекапитальных вложений, реконструкции и частичной ликвидации объектов. Расходыпредприятия, связанные с технической реконструкцией или капитальноймодификацией (перестройкой) существующих объектов основных средств, должны бытьдобавлены к первоначальной стоимости, если в результате проведенных расходовпроизойдет увеличение срока полезной службы или производственной мощностиобъектов основных средств, значительное улучшение качества выпускаемойпродукции или снижение ее производственной себестоимости. Такого рода расходыпредварительно накапливаются на счете 08 «Капитальные вложения».
Основные средства,находящиеся в эксплуатации и передаваемые участником в счёт своих взносов в уставныйкапитал, принимаются на учёт по восстановительной оценке, согласованнойучредителями предприятия, с выделением суммы их износа.
Основные средства,полученные безвозмездно в виде дара юридических и физических лиц илиправительственной субсидии, оцениваются независимой комиссией с участиемпрофессиональных оценщиков. Комиссией определяется восстановительная стоимостьобъекта и его износ на момент передачи. В целях налогообложения напредприятиях, получивших безвозмездно основные средства и иное имущество,налогооблагаемая прибыль увеличивается на стоимость этих средств и имущества,но не ниже их балансовой (остаточной) стоимости, числящейся у передающейстороны. Эта стоимость должна быть указана в документах о передаче.
Первоначальнаястоимость основных средств за минусом износа образует их остаточнуюстоимость.
Стоимостьвоспроизводстваосновных средств на предприятии представляет собой восстановительнуюстоимость.
В ОАО «СУ –7» безвозмездных поступлений основных средств не производилось, все объекты купленыорганизацией за плату.
Каждая операция движения основных средств в ОАО «СУ – 7»оформляется соответствующим первичным документом установленной формы.
Формы первичнойдокументации для учета основных средств утверждены постановлением ГоскомстатаРоссии. В соответствии с данным постановлением предприятие ОАО «СУ – 7»применяет следующие первичные учетные документы для оформления операций подвижению основных средств:
— акт приемки — передачиосновных средств по форме №ОС-1 — для оформления поступления, выбытия ивнутреннего перемещения основных средств;
— накладная на внутреннееперемещение по форме №ОС-2.
В акте приёмки-передачи основных средств указываетсяхарактеристика объекта, его местонахождение, год выпуска или постройки, датаввода в эксплуатацию, результаты испытаний объекта, его соответствиетехническим условиям. Акт составляется на каждый объект отдельно. Общим актомприёмки-передачи основных средств принимаются хозяйственный инвентарь,инструменты, если они однотипные, одинаковой стоимости и приняты одновременно.К акту приемки прилагается необходимая техническая документация, котораяпередается материально ответственному лицу по месту эксплуатации объекта. Привведении основного средства в эксплуатацию ему присваивается инвентарный номер,который сохраняется за этим основным средством на протяжении всего срокаэксплуатации. При перемещении основного средства с одного склада на другой,либо при изменении материально ответственного лица оформляется акт илинакладная на внутреннее перемещение основного средства формы №ОС-2.
Первичные учетные документы должны содержать следующиеобязательные реквизиты, установленные Федеральным законом «О бухгалтерскомучете»:
— Наименование документа;
— Дата составления документа;
— Наименование организации, от имени которой составлендокумент;
— Содержание хозяйственной операции;
— Измерители хозяйственной операции в натуральном и денежномвыражении;
— Наименование должностей лиц, ответственных за совершениехозяйственной операции и правильность ее оформления;
— Личные подписи указанных лиц и их расшифровки.
Все акты составляются комиссией назначенной руководителем поприёму и списанию основных средств. Затем акты сдаются в бухгалтерию, где накаждый объект основных средств заводится инвентарная карточка.
2.2 Синтетический ианалитический учёт основных средств
Синтетический — учётобобщённых данных бухгалтерского учёта о видах имущества, обязательств ихозяйственных операций по определённым экономическим признакам, который ведётсяна синтетических счетах бухгалтерского учёта.
Учет наличия и движенияосновных средств, принадлежащих предприятию ОАО «СУ – 7» на правахсобственности, осуществляется на следующих счетах:
— 01 «Основные средства»;
— 02 «Амортизация основных средств»;
— 91 «Прочие доходы и расходы»;
— 08 «Капитальные вложения».
Счёт 08 «Капитальные вложения» — счет, предназначенный дляобобщения информации об инвестициях застройщика в основные средства. Счёт 08 поотношению к балансу активный, калькуляционный.
На этом счете отражают инвестиции по их видам на специальнооткрываемых субсчетах:
1 «Приобретение земельных участков»;
2 «Приобретение объектов природопользования»;
3 «Строительство объектов основных средств»;
4 «Приобретение объектов основных средств»;
5 «Приобретение нематериальных активов»;
6 «Перевод молодняка животных в основное стадо»;
7 «Приобретение взрослых животных»;
8 «Выполнение научно-исследовательских,опытно-конструкторских и технологических работ» и др.
На субсчете 1 «Приобретение земельных участков» учитываются затраты на приобретение всобственность организации земельных участков;
— на субсчете 2 «Приобретение объектов природопользования» — затраты на приобретение всобственность организаций объектов природопользования;
— на субсчете 3 «Строительство объектов основных средств» — затраты на возведение зданий исооружений, монтаж оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования идругие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами ититульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляетсяэто строительство подрядным или хозяйственным способом);
— на субсчете 4 «Приобретение объектов основных средств» — затраты на приобретениеоборудования, машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств,не требующих монтажа;
— на субсчете 5 «Приобретение нематериальных активов» — затраты на приобретениенематериальных активов;
— на субсчете 6 «Перевод молодняка животных в основное стадо»- затраты на выращиваниемолодняка продуктивного и рабочего скота, переводимого в основное стадо;
— на субсчете 7 «Приобретение взрослых животных» — стоимость взрослого продуктивного ирабочего скота, приобретенного для основного стада или полученногобезвозмездно, включая расходы по его доставке;
— на субсчете 8 Выполнение научно-технических, опытно-конструкторскихи технологических работ» — затраты на осуществление данных работ.
По дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражаютфактические затраты на строительство и приобретение соответствующих активов, атакже затраты на формирование основного стада.
Сформированная первоначальная стоимость объектов основныхсредств, нематериальных и других активов, принятых в эксплуатацию и оформленныхв установленном порядке, списывается со счета 08 в дебет счетов 01 «Основныесредства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 04 «Нематериальныеактивы» и др. Затраты по завершенным операциям формирования основного стадасписываются со счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства».
Сальдо по счету 08 отражает величину капитальных вложенийорганизации в незавершенное строительство и приобретение основных средств инематериальных активов, а также сумму незаконченных затрат по формированиюосновного стада. С 01.01.2000 г. к незавершенным капитальным вложениям относятобъекты недвижимости, не прошедшие государственную регистрацию.
Схема записей по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы»такова:
Таблица 5
Счёт 08 «Вложения во внеоборотные активы»Дебет Кредит
Сн — стоимость незавершенных
капитальных вложений на начало месяца
Затраты по капитальным вложениям
в отчетном месте
Ск — стоимость незавершенных
капитальных вложений на конец месяца Фактическая себестоимость оприходованных основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов (Сн + затраты отчетного месяца-Ск)
По счёту 08 формируются следующие бухгалтерские записи:
1. Предъявлена счёт-фактура за поступление основных средств:
Дт 08 «Капитальные вложения»
Кт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
2. На сумму НДС:
Дт 19 «Налог на добавленную стоимость»
Кт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»;
3. Начислена заработная плата за погрузочно-разгрузочныеработы:
Дт 08 «Капитальные вложения»
Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Кт 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению».
Счет 01 «Основные средства» предназначен для полученияинформации о наличии и движении принадлежащих организации на правахсобственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, наконсервации или сданных в текущую аренду. По отношению к балансу счёт активный,по структуре и назначению основной, инвентарный. Сальдо по дебету – наличиеосновных средств, оборот по дебету – поступление основных средств, оборот покредиту – списание основных средств.
Основные средства, приобретенные за плату, приходуются подоговорной или рыночной цене покупки с добавлением расходов по доставку иустановке (включая процент на кредит, полученный для приобретения основныхсредств) — до момента ввода объекта в эксплуатацию:
Дтсч. 01 “Основные средства”
Ктсч. 08 “Капитальные вложения”
Безвозмездные принятые основные средства приходуют:
Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы»
98/2 «Безвозмездные поступления».
Ввод в эксплуатацию:
Дт 01 «Основные средства»
Кт 08 «Вложения вовнеоборотные активы».
Стоимость полученныхосновных средств по мере начисления амортизации по ним списывается:
Дт 98/2 «Безвозмездныепоступления»
Кт 91 «Прочие доходы ирасходы»
Отражена разница между суммой, подлежащей взысканию свиновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей:
Дт 98 «Доходы будущихпериодов»
Кт 91 «Прочие доходы ирасходы».
Неучтенныеобъекты основные средств, выявленные при инвентаризации, приходуются порыночной стоимости бухгалтерской записью:
Дтсч. 01 “Основные средства”
Ктсч 91 “Прибыли и убытки”
Выбытие объекта основныхсредств имеет место в случае:
— продажи,
— прекращенияиспользования вследствие морального или физического износа,
— ликвидации при аварии,стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации;
— передачи в виде вкладав уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд;
— передачи по договорумены, дарения;
— внесения в счет вкладапо договору о совместной деятельности;
— выявления недостачи ипорчи активов при их инвентаризации;
— частичной ликвидациипри выполнении работ по реконструкции
— в иных случаях. К инымслучаям относится выбытие основных средств в бухгалтерском учете, которыефизически из организации не выбывают, но не способны приносить организацииэкономические выгоды (доход) в будущем.
Любое выбытие основныхсредств учитывается с помощью счета 91 «Прочие доходы и расходы».Вначале к счету 01 открывается субсчет «Выбытие основных средств», вдебет которого переносится стоимость выбывающего основного средства, а в кредит- сумма накопления амортизации. Далее происходит списание на счет 91.
При списании основныхсредств по причине износа отражаются проводки:
1. Дт 91 «Прочие доходы ирасходы»
Кт 01\10 «Выбытиеосновных средств».
2. Учитываются расходы подемонтажу объекта и расчистке места:
Дт 91 «Прочие доходы ирасходы»
Кт 10 «Материалы»
3. Начисление заработнойплаты с отчислением за работы по ликвидации основных средств:
Дт 91 «прочие доходы ирасходы»
Кт 70 «Расчеты сперсоналом по оплате труда»
Кт 69 «Расчёты посоциальному страхованию и обеспечению»
Путем сопоставленияоборотов по дебету и кредиту счета 91 выявляется финансовый результат отликвидации объекта (прибыль или убыток). Он списывается на счет 99 «Прибыли иубытки»:
1. Если дебет счета 91больше чем кредит счёта 91, то это убыток:
Дт 99 «Прибыли и убытки»
Кт 91 «Прочие доходы ирасходы» (убыток).
2. Если кредит счёта 91больше чем кредит счёта 91, то это прибыль:
Дт 91 «Прочие доходы ирасходы»
Кт 99 «Прибыли и убытки»(прибыль);
При выбытии основныхсредств от стихийных бедствий, недостач, хищений существует особенностьопределения финансовых результатов от выбытия:
1. Дт 99 «Прибыли иубытки»
Кт 01 «Основныесредства».
При продаже основныхсредств организация получает доход, который согласно пункту 30 ПБУ 6/01принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами.
Расходы, связанные спродажей основных средств, относятся к прочим расходам в соответствии с пунктом11 ПБУ 10/99 «Расходы организации». В состав расходов включается остаточнаястоимость основного средства, затраты на его демонтаж, транспортировку,упаковку и так далее.
При выбытии основных средств накопленная амортизация пообъекту списывается в уменьшение его первоначальной стоимости:
Дт 02 «Амортизация основных средств»
Кт 01 «Основные средства».
При выбытии основных средств вследствие продажи, по причиневетхости, морального износа, безвозмездной передачи остаточная стоимостьобъекта списывается:
Дт 91 «Прочие доходы и расходы»
Кт 01 «Основные средства».
Кроме того, по дебету счета 91 отражают все расходы,связанные с выбытием основных средств, а по кредиту — все поступления,связанные с выбытием основных средств (выручка от продажи объектов, стоимостьматериалов, лома, утиля, полученных при ликвидации объектов, и др.).
Таким образом, на счете 91 «Прочие доходы и расходы»формируется финансовый результат от выбытия основных средств. Ежемесячно этотфинансовый результат списывается со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».
При продаже основных средств их продажную стоимость отражают:
Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кт 91 «Прочие доходы и расходы».
Одновременно остаточную стоимость основных средств списывают:
Дт 91 «Прочие доходы и расходы»
Кт 01 «Основные средства», а сумму амортизации по проданнымосновным средствам списывают:
Дт 02 «Амортизация основных средств»
Кт 01 «Основные средства».
В дебет счета 91 списывают также НДС по основным средствам ирасходы по продаже основных средств с кредита счета 23 «Вспомогательныепроизводства» и др.
При безвозмездной передаче основных средств их остаточнуюстоимость списывают:
Дт 91 «Прочие доходы и расходы»
Кт 01 «Основные средства», а сумму амортизации:
Дт 02 «Амортизация основных средств»
Кт 01 «Основные средства».
Расходы по демонтажу, упаковке, транспортировке побезвозмездно передаваемым объектам отражают:
Дт 91«Прочие доходы и расходы»
Кт 51 «Расчетный счёт».
Финансовый результат от безвозмездной передачи основныхсредств списывают со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».
Основные средства, переданные в счет вклада в уставныйкапитал (фонд) других организаций и в счет вклада в общее имущество по договорупростого товарищества, списывают по остаточной стоимости:
Дт 58 «Финансовые вложения»
Кт 01 «Основные средства», а сумму амортизации по переданнымосновным средствам списывают:
Дт 02 «Амортизация основных средств»
Кт 01 «Основные средства».
Дополнительные расходы, связанные с передачей основныхсредств, списывают в дебет счета 91 с кредита соответствующих счетов.
Разница между согласованной оценкой вклада (которая должнабыть отражена по счету 58) и остаточной стоимостью основных средств отражаетсяна счете 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве операционного дохода илирасхода. При этом если согласованная оценка превышает остаточную стоимостьосновных средств, то на сумму разницы делают запись:
Дт 58 «Финансовые вложения»
Кт 91 «Прочие доходы и расходы».
Если согласованная оценка ниже остаточной стоимости, торазницу отражают следующей записью:
Дт 91 «Прочие доходы и расходы»
Кт 58 « Финансовые вложение».
Вместо двух записей по списанию остаточной стоимости основныхсредств, переданных в счет вклада в уставный капитал других организаций и подоговору простого товарищества, можно составить одну запись:
Дебет счета 58 — на согласованную стоимость
Кредит счета 01 — на остаточную стоимость
Кредит счета 91 — на превышение согласованной стоимости надостаточной;
Дебет счета 91 — на превышение остаточной стоимости надсогласованной.
Аналитический учёт —учёт, который ведётся в лицевых, материальных и иных аналитических счетахбухгалтерского учёта, группирующих детальную информацию об имуществе,обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счёта.В отличие от синтетического учёта ведётся не только в стоимостных, но и внатуральных показателях.
Инвентарные карточкисоставляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в двух экземплярах. Онимогут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющиходинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковоепроизводственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одномкалендарном месяце.
Карточкизаполняют на основе первичных документов (актов приемки-передачи, техническихпаспортов и др.) и передают под расписку в соответствующий отдел организации.
Инвентарныекарточки могут группироваться в картотеке согласно Общероссийскомуклассификатору основных фондов, а внутри разделов подразделов, классов иподклассов — по месту эксплуатации (по структурным подразделениям организации).
Всеинвентарные карточки группируются в инвентарной книге. Инвентарная книга — вторговых и промышлен. предприятиях служит для записи всех вещей, необходимыхдля ведения предприятия; зданий, установок, машин, орудий, скота, товаров ипр., и отметок перемен, происшедших в названных вещах.
2.3Учет амортизации и восстановления основных средств
Основныесредства в процессе эксплуатации изнашиваются, и их сумма постепенно черездействующие в установленном порядке нормы амортизации включается всебестоимость продукции, работ и услуг.
Ограниченныйсрок службы, вызванный моральным и физическим износом, требует включения виздержки производства стоимости этих активов в течение всего указанного срока.Земля и земельные участки амортизации не подлежат.
Суммыамортизационных отчислений в каждом отчетном периоде исчисляются в течениесрока полезного использования объекта с помощью целого ряда методов. Эти методыдолжны быть оформлены приказом по учетной политике предприятия и применяютсянеизменно от одного отчетного периода к другому независимо от его финансовогосостояния.
Износосновных средств (фондов) — снижение первоначальной стоимостиосновных средств в результате их снашивания в процессе производства (физическийизнос) или вследствие морального старения машин, а также снижения стоимостипроизводства в условиях роста производительности труда. В бухгалтерском учетеизнос основных средств отражается ежемесячно одновременно с начислениемамортизации. Сумма износа равна сумме начисленной амортизации основных средств.
Различают физический иморальный износ основных средств.
Физический износ представляет собой потерю основнымисредствами технико-эксплуатационных качеств в результате использования.
Моральный износ — снижение стоимости основныхсредств в результате появление более совершенных и производительных машин.
Моральный износ основныхсредств не зависит от их физического износа. Физически годная машина может бытьнастолько морально устаревшей, что эксплуатация ее становится экономическиневыгодной. И физический и моральный износ ведет к потере стоимости. Поэтомукаждому предприятию следует обеспечить накапливание средств (источников), необходимыхдля приобретения и восстановления окончательно износившихся основных средств.
Амортизация — это постепенное снашивание фондов(оборудования, зданий, сооружений) и перенесение их стоимости по частям навырабатываемую продукцию.
Амортизационныеотчисления — начисленияс последующим отчислением, отражающие процесс постепенного перенесениястоимости средств труда по мере их физического и морального износа на стоимостьпроизводимых с их помощью продукции, работ и услуг в целях аккумуляции денежныхсредств для последующего полного восстановления.
В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» амортизациятакже начисляется:
— по находящимся вэксплуатации объектам капитального строительства, не законченным строительствомили не оформленным в установленном порядке актами приемки, затраты по которымучтены на счете 08 “капитальные вложения”. По оформлении актов приемкиуказанные объекты должны будут включены в состав основных средств;
— на капитальные затратына коренное улучшение земель не связанные с созданием сооружений;
— на объекты основныхсредств (в форме оборудования и транспортных средств), находящихся в запасе;
— на капитальные вложенияв арендованные объекты основных средств.
Амортизация не начисляется:
— по объектам жилогофонда и внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам лесного идорожного хозяйства;
— специализированнымсооружениям судоходной обстановки;
— продуктивному скоту,буйволам, волам и оленям;
— многолетнимнасаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста;
— по приобретеннымизданиям;
— по объектамфильмофонда, сценическо-постановочным средствам;
— экспонатам животногомира в зоопарках и других аналогичных учреждениях;
— по земельным участкам иобъектам природопользования.
Начисление амортизации вОАО «СУ – 7» производится по объектам основных средств, находящихся у них всобственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно плану счетовбухгалтерского учета, счет 02 “Износ основных средств” может иметь двасубсчета:
02\1 “Амортизациясобственных основных средств”;
02\2 “ Амортизациядолгосрочно арендуемых основных средств”.
В ОАО «СУ – 7»арендованных основных средств нет, поэтому субсчет 02\2 не открывается.
Счет 02 пассивный, поструктуре и назначению регулирующий, контрарный. Сальдо кредитовое по счету 02отражает величину накопленной амортизации основных средств, которые числятся насчете 01 “Основные средства”. Оборот по кредиту — суммы начисленной амортизации(износа) за отчетный период. Оборот по дебету счета 02 — сумма амортизации повыбывшим объектам, независимо от причин выбытия.
Аналитический учет посчету 02 “Амортизация основных средств” в ОАО «СУ – 7» ведут по видам иотдельным инвентарным объектам основных средств, накопление и использованиеамортизационного фонда в бухгалтерском учете не отражается. Амортизационныеотчисления, в составе выручки от реализации продукции, зачисляются на расчетныйсчет или другие счета предприятия и списываются с этих счетов на финансированиекапитальных вложений в основные средства.
УтвержденноеМинистерством финансов РФ Положение по бухгалтерскому учету “Учет основныхсредств” ПБУ 6/01 предоставляет ряд возможностей в учете амортизации основныхсредств (ОС). Положение предусматривает четыре способа определения суммамортизационныхотчислений по отдельным объектам основных средств:
— линейный;
— списания стоимостипропорционально объему продукции (работ);
два метода ускоренногосписания:
— списания стоимости посумме чисел лет срока полезного использования;
— метод уменьшающегосяостатка.
Применение одного изспособов по группе однородных объектов основных средств производится в течениевсего его срока полезного использования.
Срок полезногоиспользования объекта основных средств определяется организацией при принятииобъекта к бухгалтерскому учету.
Определение срокаполезного использования объекта основных средств при его отсутствии втехнических условиях или не установлении в централизованном порядкепроизводится исходя из:
— ожидаемого срокаиспользования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью илимощностью применения;
— ожидаемого физического износа, зависящего от режимаэксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивнойсреды, системы планово — предупредительных всех видов ремонта;
— нормативно — правовых и других ограничений использованияэтого объекта, например, срок аренды.
На предприятии ОАО «СУ –7» применяется линейный метод начисления амортизации по всем группам основныхсредств.
Согласно линейному методуамортизируемая стоимость объекта равномерно списывается (распределяется) втечение срока его службы. Метод основан на том предположении, что амортизациязависит только от длительности срока службы. Сумма амортизационных отчисленийдля каждого периода рассчитывается путем деления амортизируемой стоимости(первоначальная стоимость объекта минус его ликвидационная стоимость) на числоотчетных периодов эксплуатации объекта. Норма амортизации является постоянной.
На сумму начисленной заотчётный месяц амортизации по итого разработочной таблице в учёте составляютсябухгалтерская проводка:
Дт 20 «Основноепроизводство»;
Кт счёта 02 «Амортизацияосновных средств».
Амортизация основныхсредств ведётся в журнале-ордере №10 – это учетный регистр для синтетическогоучета затрат на производство, в журнале сведены издержки производства. Этотжурнал-ордер построен по принципу шахматной ведомости: кредитуемые счетарасположены по вертикали, а дебетуемые, представляющие систему счетов учетазатрат на производство, — по горизонтали. Итоги сводки по цехам основного ивспомогательного производств записывают в первой его части.
Приначислении амортизации составляется специальный расчет. В настоящее времяиспользуется карточка расчета амортизационных отчислений от стоимости объектаосновных средств (нематериальных активов). Она применяется на предприятии дляотражения сгруппированных определенным образом сведений, необходимых длярасчета амортизационных отчислений от стоимости отдельного объекта основныхсредств.
Карточкипо каждому объекту заполняются:
— по объектам, числящимся в эксплуатации,- по состоянию на 1января отчетного года;
— по вновь вводимым объектам — на дату их постановки на учет;
— по объектам, применительно к которым изменились условия ипорядок начисления амортизации, — на дату каждого изменения.
Предприятие ОАО «СУ – 7»специализируется на строительстве зданий и сооружений, поэтому ремонт ивосстановление основных средств осуществляется силами предприятия, а затраты наремонт списываются на расходы организации.
Ремонт — это комплексработ по уменьшению степени физического износа и восстановлению ресурсаосновных средств путем замены отдельных износившихся конструктивных элементов(деталей, частей, узлов), по устранению поломок и повреждений, направленный на поддержаниеосновных средств в исправном и рабочем состоянии. Начисление амортизации пообъектам, сданным в ремонт, не прекращается.
Ремонт основных средствможет быть текущим, средним или капитальным.
К ремонту объектовосновных средств относятся работы по систематическому и своевременномупредохранению их от преждевременного износа и поддержанию в рабочем состоянии(п. 71 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств,утвержденных Приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. N 33н).
При ремонте оборудованияи транспортных средств, как правило, производится полная разборка агрегата,ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всехизношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулированиеи испытание агрегата.
При ремонте зданий исооружений производится смена изношенных конструкций и деталей или замена их наболее прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможностиремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срокслужбы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонныефундаменты зданий, трубы подземных сетей, опоры мостов и т.п.).
Приемка объектов поокончании капитального ремонта производится по акту приемки-сдачиотремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (форма NОС-3). При этом должен осуществляться контроль за правильным выполнением объемаработ.
В целях контроля засвоевременным получением основных средств из ремонта инвентарные карточки вкартотеке переставляются в группу «Основные средства в ремонте». Припоступлении основных средств из ремонта производится соответствующееперемещение инвентарных карточек.
Государственным комитетомРФ по статистике утверждены и введены в действие ряд унифицированных формпервичной учетной документации. Среди этих унифицированных форм для оформленияопераций по ремонту имущества используются следующие:
— Форма ОС-3 “Актприемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированныхобъектов“ применяется для оформления приемки-сдачи основных средств не толькоиз ремонта, но и после реконструкции или модернизации. Акт подписываетсяработником организации, уполномоченным на приемку основных средств, ипредставителем ремонтного подразделения организации (при хозяйственном способеработ), после чего он передается в бухгалтерию. Далее Акт подписывается главнымбухгалтером (бухгалтером) и утверждается руководителем организации или инымуполномоченным лицом. В случае капитального ремонта в технический паспортсоответствующего объекта основных средств вносятся необходимые измененияхарактеристик объекта.
Форма ИНВ-10 “Актинвентаризации незаконченных ремонтов основных средств“ применяется приинвентаризации незаконченных ремонтов зданий, сооружений, оборудования и другихобъектов основных средств. Акт составляется в двух экземплярах ответственнымилицами инвентаризационной комиссии на основании проверки состояния работ внатуре, подписывается всеми членами комиссии, после чего один экземплярпередается в бухгалтерию, второй — материально ответственным лицам. Формасодержит данные об экономии и перерасходе затрат по выполнению ремонта посравнению с планом, которые применяются для выявления внутренних резервов и всистемном бухгалтерском учете не отражаются. В случае выявления необоснованногоперерасхода выявляются его причины и производятся соответствующие исправления вбухгалтерском учете.
2.4 Аудит основныхсредств
Аудитосновных средств, подразделяется на внешний и внутренний.
Внутренний аудит можно рассматривать как системувнутреннего контроля и систему мер безопасности предприятия с целью сохраненияи достижения конкретных результатов в деятельности предприятия. Он включаетсовокупность планов предприятия, методов и процедур, применяемых внутри него длязащиты активов, увеличения прибыли, обеспечения четкого выполнения указанийруководства предприятия. Он организационно представлен как структурноеподразделение предприятия и подчиняется руководителю.
Задачи внутреннего аудитамогут быть разнообразными: проверка правильности ведения бухгалтерского учета;проверка правильности ведения счетов по расходам и доходам предприятия(правомерность отнесения расходов на те или иные статьи, законностьсформированной прибыли, своевременность списания расходов по счетам и т. д.);проверка законности выполнения отдельных операций и др. Для организации ипроведения внутреннего аудита рекомендуется разрабатывать методические указанияили инструкции, которые должны определять процесс проведения контроля на данномучастке работы. Внутренний аудит проводится в соответствии с утвержденнымигодовыми планами. Руководитель аудита несет полную ответственность за всюорганизацию и проведение проверки.
Внутренний аудит(инвентаризация) проводится ежегодно на 1 октября отчётного года.
Порядок проведенияинвентаризации осуществляется согласно «Методическим указаниям поинвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденными приказом МФРФ №49 от 13 июня 1995 г. и оформляются унифицированными формами (описями)утвержденными Постановлением Госкомстата России от 11.11.99г. № 100.
Перед проведениеминвентаризации генеральным директором предприятия ОАО «СУ – 7» издаётся приказ«О создании комиссии» по приемке и списанию основных средств. В состав этойкомиссии входят:
— Председатель комиссии — начальник ПТО Антонова И.П.
— Члены комиссии: — бухгалтер Кречетова Л.А.
— начальник УМТС ЕрёмкинС.А.
— зав. Базой ЛегалинаЛ.А.
Инвентаризационнаякомиссия проводит осмотр всех объектов основных средств на предмет ихтехнического состояния и пригодности к дальнейшей эксплуатации. Проверяетсяправомерность отнесения имущества к основным средствам: срок полезногоиспользования должен быть не менее 12 месяцев или обычного операционного цикла,если он превышает 12 месяцев.
Проверяется правильностьформирования инвентарного объекта основных средств.
По объектам основныхсредств, принадлежащих организации на праве собственности, проверяется наличиеинвентарных карточек по установленной форме:
— № ОС-6 на каждый отдельныйобъект основных средств;
— № ОС-6а на группуобъектов основных средств.
Проверяется правильностьзаполнения инвентарных карточек. В инвентарных карточках должны быть приведеныосновные данные по объекту основных средств.
По группе основныхсредств «Здания» инвентарными объектами являются:
— каждое отдельно стоящеездание;
— здания, примыкающиедруг к другу и имеющие общую стену (при этом каждое представляет собойсамостоятельное конструктивное целое), считаются отдельными объектами;
— наружные пристройки кзданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение;
— отдельно стоящие зданиякотельных;
— надворные постройки(склады, гаражи, ограждения, сараи, заборы, колодцы и прочее).
В состав основного зданиявходят:
— помещения, встроенные вздания, назначение которых иное, чем основное назначение здания;
— коммуникации внутризданий, необходимые для их эксплуатации: система отопления, включая котельнуюустановку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняясеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняясеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой;внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройстваобщесанитарного назначения; подъемники и лифты;
— фундаментыкрупногабаритного оборудования, сооруженные одновременно со строительствомздания.
По группе основныхсредств «Машины и оборудование» инвентарными объектами являются каждаяотдельная машина, аппарат, агрегат, установка и т.п., включая входящие в их составпринадлежности, приборы, инструменты, электрооборудование, индивидуальноеограждение, фундамент.
По группе основныхсредств «Транспортные средства» инвентарным объектом является каждый отдельныйобъект со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему.
По группе основныхсредств «Инвентарь производственный и хозяйственный» инвентарными объектамисчитаются только те предметы, которые имеют самостоятельное назначение и неявляются частью какого-либо другого объекта (столы, ковры, бытовые приборы и др.).
При выявлении отклоненийот данных бухгалтерского учета составляются сличительные ведомости результатовинвентаризации основных средств по форме ИНВ-18.
Ведомости составляются вдвух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй — передается материально ответственному (ым) лицу (лицам).
Результатамиинвентаризации могут быть излишки и недостачи.
Излишки оприходуютсязаписью:
Дт 01 «Основные средства»
Кт 91/1 «Прочие доходы».
Недостачи на остаточнуюстоимость отражаются записью:
Дт 94 «Недостачи и потериот порчи ценностей»
Кт 01 «Основные средства»
Последняя инвентаризацияосновных средств на предприятии проводилась 1 октября 2009 года, излишки инедостачи не были выявлены.
Внешний аудит осуществляется независимымиаудиторскими фирмами, его основной целью является подтверждение достоверностифинансовой отчетности.
Внешний аудит основныхсредств на предприятии ОАО «СУ – 7» последний раз проводился в 2008 году врамках обязательной аудиторской проверки компанией ЗАО «Аудиторская компания«Бизнес-партнёр».
3. Анализ основныхсредств
3.1 Теоретическиеосновы анализа основных средств
Основные средства промышленныхпредприятий составляют основу их материально-технической базы, рост и совершенствованиекоторых является важнейшим условием повышения качества и конкуренто-способностипродукции.
Состояние и эффективноеиспользование основных средств прямо влияют на конечные результатыхозяйственной деятельности предприятий. Рациональное использование основныхфондов способствует улучшению всех технико-экономических показателей, в томчисле увеличению выпуска продукции, снижению ее себестоимости, трудоемкостиизготовления.
При анализе следуетучитывать законы развития систем, так как каждый технологический этап или экономическийуклад имеет свои пределы роста, определенные технологическими системами. Эффективностьиспользования основных фондов (технологических систем) определяется их местом накривой развития и положения товаров на рынке. Различные сочетания этих двухпараметров характеризуют вполне определенные соотношения результатов и затрат.
Анализ основных фондов можетпроводиться по нескольким направлениям, разработка которых в комплексепозволяет дать оценку структуры, динамики и эффективности использованияосновных средств и долгосрочных инвестиций.
Дляхарактеристики использования основных производственных фондов применяютсяразличные показатели. Условно их можно разделить на две группы:
— обобщающие показатели;
— частные показатели.
Обобщающиепоказатели применяются для характеристики использования основных фондов на всехуровнях народного хозяйства – предприятия, отрасли и народного хозяйства вцелом. К этим показателям относят, прежде всего, фондоотдачу и рентабельность.
Частные показатели – это, как правило, натуральныепоказатели, которые используются чаще всего на предприятиях и ихподразделениях. Они делятся на показатели интенсивного и экстенсивногоиспользования основных фондов. Показатели интенсивного использования основныхфондов характеризуют величину выхода продукции (выполненной работы) в единицувремени с определенного вида оборудования. Показатели экстенсивногоиспользования основных фондов характеризуют их применение во времени.
Качество анализа зависит от достоверности информации, откачества постановки бухгалтерского учета, отлаженности регистрации операций собъектами основных cpедств и точности отнесения объектов к учетнымклассификационным группам, достоверности инвентаризационных описей, разработкии ведения регистров аналитического учета. Информационные источники анализа:
— ф.11 «Отчет о наличии и движении основныхсредств-,
— ф. БМ „Баланс производственной мощности“;
— ф. № 7-ф „Отчет о запасах неустановленногооборудования
— инвентарные карточки учета основных средств.
Возможностианализа основных средств на предприятиях ограничены низким уровнем организацииоперативно-технического учета времени работы и простоев оборудования, ихпроизводительности и степени загрузки.
Особенность анализа основных средств — егомногоуровневый характер. Важно выделить уровень влияния факторов и всоответствии с этим выбрать модели и способы анализа.
Конечной целью анализа основных фондов являетсявыявление возможностей расширения объемов выпуска и реализации бездополнительного привлечения ресурсов или определение потребности в обновленииили расширении производственного потенциала.
Основнымизадачами анализа повышения эффективности использования средств труда напредприятиях являются:
— изучение состава идинамики основных средств (фондов), технического состояния и темпов обновленияактивной их части (рабочих машин, оборудования, приборов, транспортныхсредств), технического перевооружения и реконструкции предприятия, внедрениеновой техники, модернизации и замены морально устаревшего оборудования;
— определение показателейиспользования производственной мощности и основных производственных фондов — фондоотдачи и фондоемкости, а также факторов, влияющих на них;
— выявление влиянияиспользования средств труда на объем производства, себестоимость продукции идругие показатели;
— установление степениэффективности применения средств труда, характеристика экстенсивности иинтенсивности работы важнейших групп оборудования.
3.2 Анализ объёма иструктуры основных средств
Анализобычно начинается с изучения объема основных средств, их динамики и структуры.Под структурой основных фондов понимается соотношение стоимости отдельных группосновных производственных фондов, которая изменяется в зависимости от степени ихарактера технической оснащенности строительных организаций и их специализации.
В соответствиис действующей классификацией в состав основных фондов входят объектыпроизводственного и непроизводственного назначения.
Кпервым относятся основные фонды промышленного, строительного,сельскохозяйственного назначения, автомобильного транспорта, связи, торговли ипрочих видов деятельности материального производства. Непроизводственныеосновные фонды предназначены для обслуживания нужд жилищно-коммунальногохозяйства, здравоохранения, просвещения, культуры.
Структураосновных фондов определяется спецификой отрасли и отражаетпроизводственно-технические особенности предприятий, связанные с неодинаковымуровнем концентрации, особенностями специализации, формами и методамиорганизации производства.
Прианализе структуры фондов выясняется соотношение активной и пассивной части.Активная часть фондов непосредственно воздействует на предмет труда (рабочиемашины и оборудование). Пассивную часть образуют фонды, которые создают условиядля осуществления процесса производства (здания, склады, транспортные средства,измерительные приборы и устройства и т.д.).
Структураосновных производственных фондов ОАО «СУ – 7» за три последних года с целью еесовершенствования и определения направлений, будущих капитальных вложенийпредставлена в таблице 6:
Таблица 6
Анализразмера и структуры основных средствНазвание группы Сумма, тыс. руб.
Отклонения (+;-) 2007 2008 2009 сумма уд. вес сумма уд. вес сум-ма уд. вес 2007 2008
3 группа – машины и оборудование.
4 группа – сооружения и передаточные устройства.
5 группа – транспортные средства.
7 группа – производственный инвентарь и хозяйственный инвентарь.
9 группа – прочие основные средства.
10 группа – здания.
3246
551
2169
33
215
6531
25,46
4,32
17,01
0,002
1,69
51,24
3246
551
2169
33
247
6531
25,4
4,31
16,97
0,2
1,93
51,11
3284
551
2169
33
247
6531
25,63
4,29
16,92
0,28
1,92
50,96
38
-
-
-
32
-
38
-
-
-
-
- Итого: 12745 100 12777 100 12815 100 70 38
Наибольший удельный вессреди основных средств на предприятии ОАО «СУ-7» занимает 10 группа «Здания»,наименьший – 9 группа «Прочие основные средства».
Группа машины иоборудование увеличилась на 38000 руб. это произошло в связи с поступлением основныхсредств в 2007 году.
В 2009 году по сравнениюс 2007 годом группа прочие основные средства увеличилась на 32000 руб.
Итоговая сумма основныхсредств в отчётном году по сравнению с 2007 увеличилась на 70000 руб., а посравнению с 2008 на 38000 руб.
Особенно наглядно виднаструктура основных средств на рисунке 1.
/>
Рис. 1. Удельный весосновных средств на предприятии ОАО «СУ–7»
Таблица 7
Удельный вес 10 группыосновных средствНаименование здания Сумма Процент к итогу, %
Здание конторы
Материало-технический склад
Водопропускная труба
Здание бетонного узла
Здание растворного узла
Здание компрессорной станции
Здание подстанции
Здание теплопункта
Здание цементного склада
Здание ремонтной мастерской
Столярно-механическая мастерская
Водопропускная труба
Низковольтная линия
Пропарочная камера
Пропарочная камера
1034600,58
1853632,75
74058,54
307067,87
634741,35
107204,9
48268,61
15430,21
782744,61
38311,47
696971,08
196594,07
13919,24
25544,12
15024,86
17,70
31,71
1,27
5,25
10,86
1,83
0,83
0,26
13,39
0,66
11,93
3,36
0,24
0,44
0,27 Всего: 5844114,26 100
В группе зданиянаибольший удельный вес занимают материало-технический склад, он занимает31,71% общего удельного веса, его сумма составляет 1853632,75 руб. и здание конторы– 17,10%, наименьший удельный вес занимают здание теплопункта – 0,26%, егосумма составляет 15430,21 руб., пропарочная камера – 0,44% и низковольтнаялиния – 0,24%.
Здание конторы занимаетсамый больший удельные вес, потому что оно хорошо оборудовано и являетсяглавным на предприятии.
3.3 Анализ движения итехнического состояния основных средств
Большое значение имеетанализ движения и технического состояния основных средств, который проводитсяпо данным бухгалтерской отчётности.
Показателидвижения и использования основных фондов различаются как по стадиям развитиясистем, так и по техническим этапам. На стадии развития максимального значениядостигают такие коэффициенты, как ввода, годности, расширения, фондоотдачи,сменности. На стадии зрелости начинают расти коэффициенты обновления, износа,выбытия, замены, ликвидации, принимая максимальное значение на стадии старостисистемы. В результате анализа должны вырабатываться рекомендации руководствупредприятия по соответствующей технической политике.
Анализ движения итехнического состояния можно провести, рассчитав следующие показатели:
— коэффициент обновления(Кобн) характеризующий долю новых основных средств в общей ихстоимости на конец года. Коэффициент определяется как отношение стоимостиосновных средств, приобретенных в отчетном периоде к первоначальной стоимостиосновных средств на конец отчетного периода.
Кобн = Ст-тьпоступивших ОС
Ст-ть ОС на конец периода
— срок обновленияосновных средств:
Тобн = Ст-тьОС на начало периода
Ст-ть поступивших ОС
— коэффициент износапоказывает степень изношенности основных средств. Определяется как отношениесуммы начисленной амортизации к первоначальной стоимости основных средств.:
Кизн = Суммаизноса основных средств
Первоначальная ст-ть ОС
— коэффициент годностихарактеризует долю неизношенных основных средств.
Кг =Остаточная ст-ть ОС
Первонач. ст-ть ОС
Таблица 8
Анализ движения итехнического состояния основных средствПоказатели 2007 2008 2009 Отклонения 2007 2008
1. Ст-ть поступивших ОС;
2. Ст-ть ОС на начало периода;
3. Ст-ть ОС на конец периода;
4. Остаточная ст-ть ОС
5. Первонач. ст-ть.
6. Сумма износа ОС
7. Коэффициент обновления
8. Коэффициент износа
9. Коэффициент годности
992000
11847000
12745000
4554000
12778000
8223000
0,08
0,64
0,36
32000
12754000
12777000
4112000
12802000
8690000
0,003
0,68
0,32
38000
12777000
12815000
3697000
12832000
9135000
0,003
0,71
0,29
-954000
70000
70000
-857000
54000
445000
0,07
-0,07
5000
23000
38000
-415000
30000
445000
0,03
-0,03
Коэффициент обновленияосновных средств в отчётном году на 0,07 меньше, чем 2007году и на 0,03 меньшечем 2008 году, это объясняется тем что в отчётном году были самые маленькиепоступления основных средств.
Коэффициент износа вотчётном году вырос на 0,07, это произошло, потому что сумма износа основныхсредств отчётном году увеличилась на 54000 руб.
2.4 Анализинтенсивности и эффективности использования основных средств
Эффективностьиспользования основных фондов может характеризоваться такими показателями какфондоемкость, фондоотдача и другими.
Показательфондоотдачи характеризует результат, получаемый на каждый рубль, вложенный восновные фонды, и измеряется как отношение объема реализации (оборота) ксреднегодовой стоимости основных производственных фондов. Показательфондоотдачи характеризует выпуск продукции на единицу стоимости основныхфондов. Уровень фондоотдачи может быть повышен за счет улучшения структурыосновных фондов, количества производственного оборудования, комплексноймеханизации и автоматизации технологического процесса.
Обобщающимпоказателем, характеризующим использование основных фондов на предприятии,является показатель фондоотдачи (Фо). Он рассчитывается по формуле:
Фо = V
Фср
V — объемпроизведённой или реализованной продукции за год в натуральном или стоимостномизмерении;
Фср — среднегодовая стоимость ОПФ.
Показательфондоемкости характеризует стоимость основных производственных фондов,приходящихся на единицу стоимости продукции. Фондоемкостьобратнопропорциональна фондоотдаче и рассчитывается, как отношениесреднегодовой стоимости основных фондов к стоимости выпускаемой за годпродукции. Рост показателя фондоотдачи и снижение фондоемкости продукциисвидетельствует об улучшении использования основных фондов и наоборот. Дляповышения эффективности использования основных фондов необходимо повышениестепени их загрузки, обновление фондов, использование прогрессивногооборудования, современных технологий и квалифицированных работников.
Фе = Фср
ВП
ВП – валоваяприбыль
Рентабельность- относительный показатель экономической эффективности. Рентабельностькомплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовыхи денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельностирассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, еёформирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так ив прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица.
Рентабельностьосновных средств рассчитывается по формуле:
Рентабельность= Чистая прибыль х 100%
Среднегодоваястоимость ОС
Таблица 9
Анализэффективности использования основных средствПоказатели 2007 2008 2009 Отклонения 2007 2008
1. Объем реализованных строительно-монтажных работ за год в стоимостном измерении, тыс.руб
2. Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс.руб.
3. Валовая прибыль, тыс.руб.
4. Чистая прибыль, тыс.руб.
4. Фондоотдача
5. Фондоемкость
6. рентабельность основных средств, %.
56800
12293
12190
9264
4,62
0,22
75,36
26385
12761
3
123
2,07
0,48
1
76543
12796
6658
5326
5,98
0,17
41,62
19743
503
-5532
-3938
1,36
-0,05
-33,74
50158
34
6655
5203
3,91
-0,31
40,62
Фондоотдача вотчётном году возросла, это обусловливается ростом объёма реализованнойпродукции. По сравнению с прошлым годом в отчётном году фондоотдача возросла на3,91, а по сравнению с 2007 годом на 1,36.
Фондоёмкость,как показатель обратный фондоотдаче снизилась. В 2009 году она меньше чем в2008 на 0,31, и на 0,05 меньше чем в 2007 году. Рост показателя фондоотдачи иснижение фондоемкости свидетельствует об улучшении использования основныхфондов.
Рентабельностьосновных средств в отчётном году составляет 41,62% — это низкий уровень. В 2008году рентабельность составляла 1%, это объясняется отсутствием продажстроительно-монтажных работ. Самый большой уровень рентабельности был в 2007году он составлял 75%.
Заключение
Бухгалтерский учет и экономический анализ сегодня занимаютодно из главных мест в системе управления. Они отражают реальные процессыпроизводства, обращения, распределения и потребления, характеризует финансовоесостояние предприятия, и служат основой для принятия управленческих решений.
В процессе исследования сделан вывод, что основные средства —очень важное направление бухгалтерского учета. Получение достоверной информацииоб имуществе предприятия обретает первостепенную важность именно сейчас, наэтапе становления и развития рыночных отношений.
В первой главе данатехнико-экономическая характеристика ОАО «Строительное управление №7». Проведёнанализ основных экономических показателей деятельности предприятия, из которыхвидно, что выручка от реализации строительно-монтажных работ в отчётном году посравнению с прошлым увеличилась на 47158 тыс. руб., это говорит о том, что вотчётном году реализовали больше строительно-монтажных работ. В 2008 годуреализация строительно-монтажных работ практически не производилась из-занехватки заказов на строительство. По сравнению с 2007 годом в отчётном годувыручка от реализации строительно-монтажных работ увеличилась на 19743 тыс. руб.
Увеличилась полнаясебестоимость на 40503 тыс. руб., увеличение себестоимости связано с повышениемцен на строительные материалы.
Проведен анализплатёжеспособности и ликвидности активов предприятия. Коэффициент абсолютнойликвидности на начало отчётного периода низкий, а, наконец, отчётного периодаслишком высокий, такая разница объясняется тем, что в конце отчётного периодасильно возросли денежные средства и краткосрочные обязательства. Краткосрочныеобязательства увеличились, потому что сильно возросла задолженность поставщиками подрядчикам.
Коэффициент критическойликвидности и на начало и на конец отчётного периода составляет 1,5, что на 0,5больше нормы. Этот коэффициент отражает платежные возможности предприятия длясвоевременного и быстрого погашения кредиторской задолженности.
Коэффициент покрытиябаланса на конец отчётного периода составляет 1,5, что на 0,9 больше, чем наначало отчётного периода.
Вторая глава посвященабухгалтерскому учёту основных средств. Основные средства (в натуральной форме —основные фонды, основной капитал) — часть имущества, используемая в качествесредств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг втечение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, еслион превышает 12 месяцев.
Всоответствии с положением по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” (ПБУ6/01), актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качествеосновных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
— объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполненииработ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо дляпредоставления организацией за плату во временное владение и пользование или вовременное пользование;
— объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срокапродолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если онпревышает 12 месяцев;
— организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
— объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
В соответствии сПоложением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации основныесредства на предприятии отражаются в учете по первоначальной стоимости.
Каждая операция движения основных средств в ОАО «СУ–7»оформляется соответствующим первичным документом установленной формы.
Формы первичнойдокументации для учета основных средств утверждены постановлением ГоскомстатаРоссии.
Синтетический учёт основных средств на предприятии ведётся насчёте 01 — он предназначен для получения информации о наличии и движениипринадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихсяв эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду.
Аналитический учёт на предприятииОАО «Строительное управление №7» ведётся в лицевых, материальных и иныханалитических счетах бухгалтерского учёта, группирующих детальную информацию обимуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждогосинтетического счёта.
Начисление амортизации вОАО «СУ–7» производится по объектам основных средств, находящихся у них всобственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Повсем объектам основных средств амортизация начисляется линейным методом.
Согласно линейному методуамортизируемая стоимость объекта равномерно списывается (распределяется) втечение срока его службы.
При начисленииамортизации составляется специальный расчет. В настоящее время используетсякарточка расчета амортизационных отчислений от стоимости объекта основныхсредств (нематериальных активов).
Внутренний аудит(инвентаризация) на предприятии ОАО «СУ – 7» проводится ежегодно на 1 октябряотчётного года.
Порядок проведенияинвентаризации осуществляется согласно «Методическим указаниям поинвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденными приказом МФРФ №49 от 13 июня 1995 г. и оформляются унифицированными формами (описями)утвержденными Постановлением Госкомстата России от 11.11.99г. № 100.
Перед проведениеминвентаризации генеральным директором предприятия ОАО «СУ – 7» издаётся приказ«О создании комиссии» по приемке и списанию основных средств.
Последняя инвентаризацияосновных средств на предприятии проводилась 1 октября 2009 года, излишки инедостачи не были выявлены.
Внешний аудит основныхсредств на предприятии ОАО «СУ – 7» последний раз проводился в 2008 году врамках обязательной аудиторской проверки компанией ЗАО «Аудиторская компания«Бизнес-партнёр».
В третьей главе былпроведён анализ состава, объёма, структуры и эффективности использованияосновных средств исследуемого предприятия.
Врезультате проведенного анализа размера и структуры основных средстввыяснилось, что наибольший удельный вес среди основных средств на предприятииОАО «СУ-7» занимает 10 группа «Здания», наименьший – 9 группа «Прочие основныесредства».
Из проведённого анализадвижения и технического состояния основных средств выяснилось, что коэффициентобновления основных средств в отчётном году на 0,07 меньше, чем 2007году и на0,03 меньше чем 2008 году, это объясняется тем, что в отчётном году были самыемаленькие поступления основных средств.
Коэффициент износа вотчётном году вырос на 0,07, это произошло, потому что сумма износа основныхсредств отчётном году увеличилась на 54000 руб.
Обобщающимипоказателями, которые определяют эффективность использования основных фондов,являются показатели фондоотдачи и фондоемкости. На предприятии произошлоувеличение фондоотдачи, и соответственно, снижение фондоемкости – это свидетельствуетоб улучшении использования основных фондов.
В представленной работе приведена методика учёта основныхсредств на предприятии ОАО «Строительное управление №7». Освещены такиеосновные моменты учета как движение основных средств, учёт амортизации и износаосновных средств, учет ремонта и восстановления. По результатам исследования можнопредложить:
— более полное использование вычислительной техники и болеесовершенного программного обеспечения для оперативного решения вопросовосновных средств предприятия;
— усовершенствовать нормативы и методы начисленияамортизации, применяя ускоренные методы по активной части основных средств;
— ввести меры экономического стимулирования и контроля зацелевым использованием амортизационных отчислений;
— ввести в действие неустановленное оборудование, произвестиего замену и модернизацию;
— более интенсивно использовать оборудование.
Список использованной литературы:
1. Анализ хозяйственной деятельности впромышленности: Учебник / Л.А. Богдановская, Г.Г. Виногоров, О.Ф. Мигун и др.;Под общественная. ред.В.И.
2. Астахов В. П. Бухгалтерский учет иналогообложение основных средств. — Ростов на Дону: Издательский центр “Март”,1999.
3. Барышников Н.П. “Организация иметодика проведения общего аудита”, Москва,“Филин”, 1996 г.
4. Безруких П.С. Бухгалтерский учет:Учебник/ Ивашкевич В.Б., Осмтровский О.М. и др.; Под ред. Безруких П.С. – 2-еизд., перераб. И доп. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 263 с.
5. Бухгалтерский учет: учебник для вузов/Подред. Проф. Ю.А. Бабаева. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 476 с.
6. Волошин Д.А. Основные средствапо-новому. – М.: Главбух, 2006. – 128с.
7. Кондакова Н. Переоценка основныхсредств // Главный бухгалтер. – 2000, № 2, с. 23-24.
8. Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет»,М., 2005г.
9. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия: Методы оценки. – М.: ИКЦ“ДИС», 2003. – 223с.
10. Малявкина Л.И. «Бухгалтерский иналоговый учет основных средств», М.: ООО «Вершина», 2004г.
11. Овсийчук М.Ф. “Аудит. Организация.Методика проведения”, Москва, “Интех”, 1996 г.
12. Савицкая Г. В Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: ИП «перспектива», 2002. – 439 с.
13. Соколов Я.В. «Бухгалтерский учет»,М., 2004г.
14. Сушкевич А.Н. Учет износа основныхсредств. Нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основныхфон, Мн.: Экаунт,1996
15. Шеремет А.Д., Суйц В.П. «Аудит.Учебное пособие», Москва, 1995 год, Инфра-М".
16. Экономика и статистика фирм: Учебник /Под ред. д-ра экон. наук, проф.С.Д. Ильенковой. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 240с.
17. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. Проф.В.Я. Горфинкеля,проф.Е.М. Купрякова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. – 367с.
18. Журнал «Аудиторские ведомости», 1997 г., №№ 1 — 3, 7, 9.
19. Журнал «Главный бухгалтер» – 2000, №6, с. 23-31.
20. Бухгалтерский учет и контроль в РБ(сборник нормативных актов в 6-ти томах). Мн.: «Амалфея», 1996.
21. Методические указания «о порядкеучета основных средств учреждений и организаций, состоящих на бюджете»,утвержденные Министерством Статистики 21.07.97г. № 34.
22. Новый план счетов бухгалтерскогоучета (Утверждено приказом Минфина России № 94н от 31.10.2000г.), М., 2005г.
23. Положение по бухгалтерскому учёту«Учёт основных средств» ПБУ 6/01 (Приказ Минфина от 30.03.01 № 26н)
24. www.uchetnalogi.ru/
25. www.buhgalteria.ru/