Содержание
Введение
Глава 1 Экономическая сущностьучетной политики
1.1 Основные понятие учетнойполитики и принципы ее построения
1.2 Требования, предъявляемые кучетной политике
1.3 Изменение и раскрытие учетнойполитики
1.4 Нормативная база учетнойполитики
Глава 2 Содержание и учет учетнойполитики
2.1. Структура учетной политики
2.2 Учетная политика предприятия
Заключение
Приложение
Литература
Введение
С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к организациии ведению бухгалтерского учета — от жесткой регламентации учетного процесса со стороныгосударства в прошлом осуществлен переход к разумному сочетанию государственногорегулирования и самостоятельности организации в постановке бухгалтерского учета.Сущность новых подходов к организации и ведению бухгалтерского учета заключаетсяв основном в том, что на основании установленных государством общих правил бухгалтерскогоучета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленныхперед учетом задач.
Следует отметить, что значение учетной политики недооцениваетсямногими организациями. К разработке учетной политики во многих организациях относятсяформально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов.
Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенноевлияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль,добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации.Следовательно, учетная политика организации является важным средством формированиявеличины основных показателей деятельности организации, налогового планирования,ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительныйанализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительныйанализ различных организаций.
Характеризуя степень научной разработанности проблематики,Выбор формы учетной политики организации следует учесть, что данная тема ужеанализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках,монографиях, периодических изданиях.
В настоящее время в мире происходят постоянные изменениястратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несетактуальный характер.
Представляется, что анализ тематики Выбор формы учетнойполитики организации достаточно актуален и представляет научный и практическийинтерес.
Исходя из того, что бухгалтерский учет на предприятииосуществляется в определенном порядке. Необходимо установить такой порядок.Реализация которого бы, обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. Приэтом под эффектом в данном случае понимается своевременное формированиефинансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность дляширокого круга заинтересованных пользователей. Таким образом, хозяйствующиесубъекты разрабатывают и проводят собственную учетную политику.
Поскольку одним из основных документов, подвергающихсяпервоочередной проверке, является принятая учетная политика предприятия, тоцелью данной работы является:
v Определитьсодержание и дать определение учетной политики;
v Определитьосновные элементы учетной политики.
Иначе говоря, учетная политика предприятия – это совокупностьправил реализации метода бухгалтерского учета, которая обеспечиваетмаксимальный эффект от ведения учета. При этом понимается своевременноеформирование финансовой информации, ее достоверность, объективность,доступность и полезность для управленческих решений и широкого кругапользователей.
В связи с этим в данной работе необходимо решить следующиезадачи:
v Какие применяютсяосновные понятия и принципы построения учетной политики;
v Требования испособы бухгалтерского учета, предъявляемые к учетной политике;
v Факторы влияющиена выбор и обоснование учетной политики организации;
v Структураучетной политики.
Данная работа состоит из введения, глав основной части,заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассмотрены общетеоретические вопросы Выборформы учетной политики организации. Определяются основные понятия,обуславливается актуальность Выбор формы учетной политики организации.
В главе второй, рассмотрено содержание и учет на основеструктуры учетной политики организации. Приведен пример учетной политики предприятия.
Основными источникамиинформации при написании курсовых работ послужили материалы нормативнойдокументации, Положение по бухгалтерскому учету – 1/2008, Учебное пособиеКондракова Н.П.
1. Экономическая сущность учетной политики
1.1 Основные понятияучетной политики и принципы ее построения
Метод бухгалтерского учета как наука сложился 500 лет тому назади никакой общественно-экономический строй, как показывает практика, не может поменятьего. Изменения же происходит только в техническом и организационном плане с цельюболее рационального и эффективного использования метода бухгалтерского учета. Поэтомумеждународные стандарты предусматривают не совокупность методов и способов ведениябухгалтерского учета, а принципов и правил организаций и технологической основыреализации его способов. Поэтому, учетная политика организации представляет собойсовокупность принципов и правил (вариантов) организации и технологии реализацииспособов (метода) бухгалтерского учета на организации с целью формирования максимальнооперативной, полной, объективной и достоверной финансовой и управленческой информацииорганизации.
Термин «учетная политика организации» вошел в употребление в концевосьмидесятых годов в качестве вольного перевода на русский язык словосочетания«accunting policies», употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международнымстандартам бухгалтерского учета.
В приложении к приказу Министерства финансов России от 06.10.2008.№ 106н под учетной политикой организации понимается «Учетная политикаорганизации – это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерскогоучета – первичного наблюдения, стоимостного изменения, текущей группировки иитогового обобщения фактор хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способыгруппировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимостиактивов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетовбухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработкиинформации и иные способы, системы и приемы.
Учетная политика организации формируется ее руководителем иподлежит оформлению соответствующей организационно – распорядительнойдокументацией (приказом, распоряжением и др.) организации.
Филиалы и представительства иностранных организаций,находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетнуюполитику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностраннойорганизации, если последние не противоречат международным стандартам финансовойотчетности.
Учетная политика формируется исходя из допущений итребований, установленных Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»ПБУ 1/98, утвержденная приказом Минфина России от 09.12.1998 № 960н Данное Положениеприменялось с 1 января 1999 года.
Приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н «об утвержденииположений по бухгалтерскому учету» Зарегистрирован в Минюсте РФ 27.10.2008№12522 новое положение. Им, приказом вносится изменения в два положения по бухгалтерскомуучету «Учетная политика организации (ПБУ 1/2008) и «Изменение оценочныхзначений» (ПБУ 21/2008), которое вступит в силу с 01.01.2009 года. Положениезаменит действующее в настоящий момент ПБУ 1/98. Надо обратить внимание, чтоучетную политику на 2009 год нужно формировать в соответствии с новымположением.
Новое положение в целом сохранило нормы из «старой» редакции,это видно из таблицы приведенная в Приложении «Таблица сравнения положений«старой» и «новой» редакции ПБУ «Учетная политика организации».
Новое ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений» позволитбухгалтерам пересматривать такие показатели, как резерв по сомнительным долгам,срок использования основных средств, нематериальных активов, снижение стоимостиМПЗ.
Принципыпостроения учетной политики.
Учетная политика формируется на основе совокупностиосновополагающих принципов и правил, исполнение которых представляетсябезусловным. Наличие таких принципов и правил объясняется самим предназначениембухгалтерского учета в условиях рыночной экономики, который призван формироватьполные и достоверные данные об имущественном и финансовым положенииорганизации, выступать способом общения деловых людей, быть составляющейобщегосударственной системы формирования макроэкономических показателей. Всеэто становится возможным лишь на основе еденных подходов и правил веденияучета.
Принципы и правила – это не стопроцентная унификация учетногопроцесса. Эти правила устанавливают рамки в построении системы учета наорганизации, которые необходимо соблюдать при выборе учетных процедур иразработке учетного процесса.
Общие принципы и правила установлены нормативно – правовойдокументацией, регламентирующей систему бухгалтерского учета. При их реализациив учетной политике конкретного предприятия целесообразно исходит из допущенийоб имущественной обособленности организации, непрерывности его деятельности,последовательном применении учетной политики, временной определенности фактовхозяйственной деятельности.
При формировании учетной политики предполагается, что:
v Имущество иобязательство организации существуют, обособлено от имущества и обязательствсобственника и имущества других юридических лиц, находящегося у даннойорганизации (допущение имущественной обособленности);
v Организация будетпродолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сохранения деятельности иследовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке(допущение непрерывности деятельности организации);
v Выбраннаяорганизацией учетная политика применяется последовательно, от одного учетногогода к другому (допущение последовательного применения учетной политики);
v Факторыхозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду (и,следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели местонезависимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств,связанных с этими фактами (допущение времени определенности факторовхозяйственной деятельности).
В международной учетной практике наряду с основополагающимииспользуются и другие бухгалтерские принципы: осторожности, существенности,стоимостной оценки объектов и др.
1.2 Требования,предъявляемые к учетной политике
В отечественной практике в качестве указанных понятийиспользуется понятие «требования». Формируемая организациями учетная политикадолжна соответствовать требованиям полноты, своевременности, осмотрительности,приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.
Требование полноты означает необходимость отражения вбухгалтерском учет всех факторов хозяйственной деятельности.
Выполнение данного требования обеспечивает обязательнымдокументированием всех хозяйственных операций в организации, своевременнымпроведением инвентаризации имущества и отражением ее результатов в учете.
Изложенное в ПБУ требование полноты следует дополнитьизложенными в последующих ПБУ требованиями о составе раскрываемой в отчетностиинформации по каждому объекту учета.
Требование своевременности подразумевает необходимостьсвоевременно отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности фактыхозяйственной деятельности.
Выполнение данного требование обеспечивается прежде всегосвоевременным документальным оформлением фактов хозяйственной деятельности.Первичные бухгалтерские документы должны составляться в момент совершенияхозяйственных операций или сразу по их окончании.
Требование осмотрительности означает большую готовность кучету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (недопуская скрытых резервов).
В западной практике одним из конкретных проявлений данноготребования является так называемой асимметричный учет прибылей и убытков, т.е.прибыль отражается в учете только после совершения хозяйственных операций, аубыток может отражаться с момента возникновения предложения о его возможности.Для покрытия таких убытков предусматривается создание специальных резервов,например резервов по сомнительным долгам.
В отечественной практике тоже предусмотрено образованиерезервов по сомнительным долгам.
В настоящее время требование осмотрительности в отечественнойпрактике нужно использовать осторожно, поскольку и без него многие организациистремятся увеличить расходы с целью уменьшения в отчетности прибыли исоответственно налога на прибыль.
С переходом к реальным рыночным отношениям, когда организациибудут заинтересованы показывать в отчетности высокую рентабельность(обеспечивать возможность получения кредитов, нормальные экономическиеотношения с другими организациями, выплату высоких дивидендов по акциям ипродажу их по высоким ценам и т.п.), требование осторожности будет действоватьв полной мере.
Требование приоритета содержания перед формой означает, что вбухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходяне только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов иусловий хозяйствования. Например, сам по себе факт выдачи руководителяморганизации крупных ссуд не является незаконным. Однако если выдача этих суммосуществляется в период неустойчивого финансового состояния организации,особенно при задержке выплаты начисленной оплаты труда из-за отсутствияденежных средств, то данную хозяйственную операцию следует признатьнеправомерной.
Следует отметить, что внедрение в отечественную учетнуюполитику требования приоритета содержания перед формой должно привести кпризнанию права бухгалтера на решение проблем учета на основе егопрофессионального суждения, широко практикуемого в западных странах.
Однако на практике требование приоритета содержания передформой в отечественном учете по существу не признается. Работники финансовых,налоговых, судебных органов при рассмотрении спорных вопросов по проблемамучета решают их, как правило, с формальных позиций, не признавая за бухгалтеромправо на профессиональное суждение.
Требование непротиворечивости обуславливает необходимостьтождества данных аналитического учета с оборотами и остатками по синтетическимсчетам на 1-е число каждого месяца, показателей бухгалтерской отчетности даннымсинтетического и аналитического учета, а также показателей отчетности на началои конец периода.
Требование рациональности – это необходимость рационального иэкономного введения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственнойдеятельности и величины организации.
В исполнении данного требования необходимо изучить, преждевсего, возможности повышения уровня механизации и автоматизации учетных работна всех этапах, начиная со сбора и регистрации информации (применениесовременных счетчиков, датчиков, измерительных устройств, мерной тары и т.п.). Следует также изучить рациональность структуры аппарата бухгалтерии, уровеньквалификации каждого ее работника и т.д.
На выбор и обоснование учетной политики влияют следующиефакторы:
v организационно –правовая форма организации (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью,производственный кооператив и т.д.);
v отраслеваяпринадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство,торговля, строительство, посредническая деятельность и т.д.);
v масштабыдеятельности организации (объем производства и реализации продукции,численность работающих, стоимость имущества организации и т.д.);
v управленческаяструктура организации и структура бухгалтерии;
v финансоваястратегия организации. (Например, стремление организации к уменьшению налогана прибыль и налога на имущество будет способствовать выбору таких вариантовучета, которые позволят увеличить себестоимость, — применению ускоренныхметодов амортизации основных средств, соответствующего метода при оценкеизрасходованных производственных запасов и т.п. Если для организации, наоборот,важно иметь в отчетности высокие показатели прибыли и рентабельности, то онадолжна выбирать варианты учета и оценки объектов учета, позволяющие уменьшитьтекущие затраты на производство продукции и ее реализацию – метод ФИФО приоценке израсходованных производственных запасов и т.п.);
v материальная база(наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники ит.д.)
v степень развитияинформационной системы в организации, в том числе управленческого учета;
v уровеньквалификации бухгалтерских кадров и др.
Основы формирования и раскрытия учетной политики организацииустановлены ПБУ
Нормы ПБУ распространяются:
v в частиформирования учетной политики – на все организации независимо от организационно– правовых форм;
v в части раскрытияучетной политики – на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетностьполностью или частично согласно законодательству Российской Федерации,учредительным документам либо по собственной инициативе;
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером(бухгалтером)или иным должностным лицом, на которое возложено ведениебухгалтерского учета в организации на основе настоящего Положения иутверждается руководителем организации.
При этом утверждаются:
v выбранныеорганизацией варианты учета и оценки объектов учета;
v рабочий плансчетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические счета и субсчета,необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиямисвоевременности и полноты учета и отчетности;
v формы первичныхучетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственнойдеятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетныхдокументов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
v порядокпроведения инвентаризации активов и обязательств организации;
v методы оценкиактивов и обязательств;
v правиладокументооборота и технология обработки учетной информации;
v порядок контроляза хозяйственными операциями;
v другие решения,необходимые для организации бухгалтерского учета.
При формировании учетной политики организации по каждомуконкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учетаосуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемыхзаконодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если поконкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведениябухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организацияразрабатывает соответствующий способ исходя из положений по бухгалтерскомуучету.
Способы ведения бухгалтерского учета, выбранные организациейпри формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующим загодом утверждения соответствующего организационно – распорядительногодокумента. При этом они применяются всеми структурными подразделениямиорганизации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их местанахождения.
Вновь созданная организация оформляет выбранную учетнуюполитику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 днейсо дня государственной регистрации. Принятая такой организацией учетнаяполитика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица(государственной регистрации) .1.3 Изменение и раскрытие учетнойполитики
Внесения изменений в учетную политику организации принимаетсяна ряд лет и не должна ежегодно меняться. Изменения в учетной политики может производитьсяв случаях:
v Изменениязаконодательства Российской Федерации или нормативных актов, влияющих напостановку бухгалтерского учета;
v Разработкиорганизацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение новогоспособа ведения позволит более достоверно отражать факты хозяйственнойдеятельности или уменьшить трудоемкость учетного процесса.
v Существенногоизменения условий деятельности, которое может быть связано с реорганизацией,сменой собственников, изменением видов деятельности, значительным расширениемили уменьшением объемов деятельности и т.д..
Не считая изменением учетной политики утверждения способаведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличныпо существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельностиорганизации.
Изменение учетной политики должно быть обоснованным иоформляться в порядке, предусмотренном для учетной политики. Они должнывводится с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующегоорганизационно – распорядительного документа.
Пунктом 19 ПБУ 1/98 определено, что последствия измененияучетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние нафинансовое положение, движение денежных средств или финансовые результатыдеятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производитсяна основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяетсяизмененный способ ведения бухгалтерского учета.
Последствия изменения учетной политики, вызванного изменениемзаконодательства Российской Федерации или нормативными актами побухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке,предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Еслиновые нормативные документы не предусматривают порядок отражения последствийизменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете иотчетности исходя из требований предоставления цифровых показателей минимум задва года. Исключением являются те случаи, когда оценка в денежном выраженииэтих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может бытьпроизведена с достаточной точностью.
При соблюдения указанного требования отражения последствийизменений учетной политики следует исходить из предположения, что измененныйспособ ведения бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновенияфактов хозяйственной деятельности данного вида. Отражение последствий измененияучетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскуюотчетность за период соответствующих данных за периоды, предшествующиеотчетному. Важно иметь в виду, что указанные корректировки отражаются лишь вбухгалтерской отчетности. Они не сопровождаются никакими учетными записями.Раскрытие учетной политики.
Организация должна раскрывать выбранные при формированииучетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие наоценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности. Существеннымипризнаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применениякоторых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможнадостоверная оценка финансового положения, движения денежных средств илифинансовых результатов деятельности организации.
К способам ведения бухгалтерского учета, принятым приформировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию вбухгалтерской отчетности, относятся амортизация основных средств,нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров,незавершенного производства и готовой продукции, признание прибыли от продажипродукции, товаров, работ, услуг и другие существенные способы.
Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерскойотчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросамбухгалтерского учета устанавливаются положениями по бухгалтерскому учету илизаконодательными актами и постановлениями Правительствами РФ.
В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полномобъеме информация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части,непосредственно относящейся к опубликованным материалам.
Если, учетная политика организации сформирована исходя издопущений, предусмотренных пунктом 5 настоящего положения, то эти допущениямогут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.
Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеетсязначительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могутпородить существенные сомнения в применимости допущения непрерывностидеятельности, то организация должна указать на такую неопределенность иоднозначно описать, с чем она связана.
Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежатраскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетностиорганизации за отчетный год.
Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержатьинформацию об учетной политике организации, если в последней не произошло
изменений со временем составления годовой бухгалтерскойотчетности за предшествующий год, раскрывший учетную политику.
Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказатьсущественное влияние на финансовое положение, движение денежных средств илифинансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию вбухгалтерской отчетности. Информации о них должна включать(по ПБУ 1/98,изменения которые произошли приведены в Приложении в «Таблице сравнения» пункт21 ПБУ 1/2008):
v Причину измененияучетной политики;
v Оценкупоследствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года икаждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность заотчетный год);
v Указание на то,что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующиеданные периодов, предшествующих отчетному, скорректированы.
Изменения учетной политики на год, следующим за отчетным,отражаются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.
После утверждения учетной политики руководителем организации,она приобретает статус юридического документа.
Рассмотренные выше правила формирования учетной политикиизложены применительно к бухгалтерскому финансовому учету.1.4 Нормативная базаучетной политики организации
Формирование учетной политики организации и ведениябухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами,имеющими разный статус. Одним из них обязательны к применению (Федеральныйзакон « О бухгалтерском учете», положение по бухгалтерскому учету), другиеносят рекомендательный характер (План счетов, методические указания,комментарии).
В зависимости от назначения и статуса нормативные документыцелесообразно представить в виде следующей системы:
v 1-й уровень:законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ,регламентирующие прямо или косвенно порядок ведения бухгалтерского учета ворганизации;
v 2-уровень:стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;
v 3-уровень:методологические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письмаМинфина России и других ведомств;
v 4-уровень:рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.
Основным актом 1-го уровня является Федеральный закон от21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», который определяет правовые основыбухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основныенаправления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, составхозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлятьфинансовую отчетность.
К 1-му уровню системы следует отнести также Гражданскийкодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации,постановление Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 «О программе реформированиябухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартамифинансовой отчетности» и др.
Учетный стандарт (2-й уровень) можно определить как сводосновных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объектаили их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете –положение) призваны конкретизировать Федеральный закон «О бухгалтерском учете».В настоящее время в России разработано и утверждено 20 положений побухгалтерскому учету и отчетности.
На 2-м уровне системы нормативных документов единственнымрегулирующим органом является Минфин России.
Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующиеэлементы:
v название и номер;
v общие положения(указывается сфера применения соответствующего ПБУ и условия признаниясоответствующего объекта учета);
v определения(основные определения и понятия по соответствующему объекту учета);
v оценку(указываются различные виды применяемых оценок по объекту);
v порядок учета(описывается порядок учета наличие и изменение соответствующего объекта учета);
v раскрываемуюинформацию (указывается состав информации, подлежащей раскрытию в составеинформации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности).
Отечественные стандарты (ПБУ) в отличии от международных стандартовносят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУпредусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов учета.
Методические рекомендации и инструкции (3-й уровень) призваныконкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и инымиособенностями. Они разработаны Минфином России и различными ведомствами (тольков промышленности СССР действовало 140 отраслевых инструкций).
Рабочие документы самой организации (4-й уровень) определяютособенности организации и ведения учета в ней.
Основными рабочими документами организации являются:
v приказ об учетнойполитике;
v формы первичныхучетных документов утвержденных руководителем;
v графикидокументооборота;
v рабочий плансчетов бухгалтерского учета утвержденный руководителем;
v формы внутреннейотчетности, утвержденные руководителем.
При формировании учетной политики используются следующиеосновные нормативные документы:
1. Федеральный законот 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
2. Гражданскийкодекс Российской Федерации (части первая и вторая).
3. Положение поведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации(утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, в редакции приказаМинфина России от 18.09.2006 № 116н).
4. План счетовбухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации иИнструкция по его применению ( утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000№94н, в редакции приказа Минфина России от 18.09.2006 № 115н).
5. Положение поБухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/2008 (утвержденоприказом Минфина России от 06.10.2008 №106н).
6. положение побухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» ПБУ 21/2008 (утвержденоприказом Минфина России от 06.10.2008 №106н).
7. положение побухгалтерскому учету «Учетная политика организации ПБУ 1/2008(утвержденоприказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)
8. Положение побухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство»ПБУ 2/94 (утверждено приказом Минфина России от 20.12.1994 №167).
9. Положение побухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выраженав иностранной валюте» ПБУ 3/2006 (утверждено приказом Минфина России от27.11.2006 №154н).
10. Положение побухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99(утверждено приказом Минфина России от 06.07.1999 №43н, в редакции приказаМинфина России от 18.09.2006 №115н).
11. Положение побухгалтерскому учету материально-производственных запасов ПБУ 5/01 (утвержденоприказом Минфина России от 09.06.2001 №44н, в редакции приказов Минфина Россииот 27.11.2006 №156н и от 26.03.2007 №26н).Положение по бухгалтерскому учету«Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утверждено приказом Минфина России от30.03.2001 №26н, в редакции приказов Минфина Росси от 18.09.2006 №116н и от27.11.2006 №156н).
12. Положение побухгалтерскому учету «События после отчетной даты»ПБУ 7/98 (утверждено приказомМинфина России от 25.11.1998 № 56н).
13. Положение побухгалтерскому учету «условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01(утверждено приказом Минфина России от 28.11.2001 №96н, в редакции приказаМинфина России от 18.09.2006 №116н).
14. Положение побухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утверждено приказом МинфинаРоссии от 06.05.1999 №32н, в редакции приказов Минфина России от 18.09.2006№116н и от 27.11.2006 №156н).
15. Положение побухгалтерскому учету «расходы организации» ПБУ 10/99 (утверждено приказомМинфина России от 06.05.1999 №33н, в редакции приказов Минфина России от18.09.2006 №116н и от 27.11.2006 №156н).
16. Положение побухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000(утверждено приказом Минфина России от 13.01.2000 №5н).
17. Положение побухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000 (утверждено приказомМинфина России от 27.01.2000 №11н, в редакции приказа Минфина России от18.09.2006 №115н)
18. Положение побухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (утвержденоприказом Минфина России от 16.10.2000 №92н, в редакции приказов Минфина от18.09.2006 №115н).
19. Положение по бухгалтерскомуучету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 (утверждено приказом МинфинаРоссии от 16.10.2000 №91н, в редакции приказов Минфина России от 18.09.2006№115н и от 27.11.2006 №155н)
20. Положение побухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их облуживанию»ПБУ15/01 (утверждено приказом Минфина России от 02.08.2001 №60н, в редакцииприказов Минфина России от 18.09.2006 №115н и от 27.11.2006 №155н).
21. Положение побухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02(утверждено приказом Минфина России от 02.0720002 №66н, в редакции приказовМинфина России от 18.09.2006 №116н)
22. Положение побухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 (утвержденоприказом Минфина России от 19.11.2002 №114н)
23. Положение побухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02 (утверждено приказомМинфина России от 10.12.2002 №126н, в редакции приказов Минфина России от18.09.2006 №116н и от 27.11.2006 № 156н).
24. Положение побухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ20/03 (утверждено приказом Минфина России от 24.11.2003 №105н, в редакцииприказа Минфина России от 18.09.2006 №116н).
25. Приказ МинфинаРоссии от 22.07.2003 №67н «О формах бухгалтерской отчетности организации» (вредакции приказа Минфина России от 18.09.2006 №115н).
26. Письмо МинфинаРоссии от 29.09.2003 №16-0077/31 «О порядке представления бухгалтерскойотчетности организации»
27. Концепцияразвития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации насреднесрочную перспективу (одобрена приказом Минфина России от 01.07.2004№180н).
28. ПроектФедерального закона «Об официальном бухгалтерском учете».
29. Элементы учетной политики,определяющие порядок ведения бухгалтерского учета и его организацию рассмотримв следующей главе.
Глава 2 Содержание и учетучетной политики
2.1 Структура учетнойполитики
Основные элементы учетнойполитики
v Рабочий плансчетов бухгалтерского учета;
v Формы первичных учетных документов, разработанные организацией;
v Порядокпроведения инвентаризации активов и обязательства организации;
v Правиладокументооборота и технологии обработки учетной информации(выбор способаведения бухгалтерского учета и плана его организации);
v Порядок контроляхозяйственных операций;
v Другие решения,необходимые для организации бухгалтерского учета.
С 01.01.2001 в РоссийскойФедерации действует План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по егоприменению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
Рабочий план счетов – этоопределяющий элемент в системе бухгалтерского учета и должен соответствоватьцелям, задачам бухгалтерского учета, быть связанным с налоговой политикой иучетом финансовых результатов.
Разрабатывается на основедействующего Плана счетов. В рабочем плане счетов рекомендуется указывать кодыи наименование субсчетов, применяемых организацией и необходимых для ведениясинтетического и аналитического учета.
С 01.01.1999 организации применяют унифицированные формыпервичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств инематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихсяпредметов, работ в капитальном строительстве, утвержденные постановлением ГоскомстатаРоссии от 30.10.1997 №71а.
Первичные учетные документы должны быть составлены в моментсовершения операций, а если это не предоставляется возможным – непосредственнопо окончании операции.
Ответственность за своевременное и доброкачественное составлениепервичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отраженияих в бухгалтерском учете, достоверность содержащихся в документах данные несутлица, составившие и подписавшиеся эти документы.
Инвентаризация – это проверка имущества и обязательстворганизации путем подсчета, обмера, взвешивания. Это способ уточненияпоказателей учета и последующего контроля сохранности имущества организации.
Инвентаризация подлежит все имущество организации независимоот его местонахождения и все виды финансовых обязательств.
Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы идругие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся вбухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные,полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким либопричинам.
Инвентаризации могут быть плановыми, которые проводят взаранее установленные сроки, и внезапными, которые проводят, чтобы установитьналичие ценностей неожиданно для материально ответственного лица. Ихосуществляют по распоряжению вышестоящих органонов, руководителей организации,по требованию ревизоров, следственных и контрольных органов.
Под документооборотом понимают путь, который проходятдокументы от момента выписки до сдачи на хранение в архив.
Порядок организации документооборота изложен в Положении одокументах и документообороте в бухгалтерском учете. Движение первичных учетныхдокументов в бухгалтерском учете регламентируется графиками документооборота.Работу по составлению графиков документооборота организует главный бухгалтер,утверждаются графики руководителем организации. (Пример графикадокументооборота приведен в Приложении в таблице №2.)
Форма учета определяетсяследующими признаками: количеством, структурой и внешним видом учетных регистров,связью между документами и регистрами, а также между регистрами и способомзаписи в них, т.е. использованием тех или иных технических средств.
В настоящее время в организациях применяютсямемориально-ордерная, автоматизированная и упрощенная формы учета.
Под организациейбухгалтерского учета понимать систему условий и элементов(составляющих)построения учетного процесса с целью получения достоверной исвоевременной информации о хозяйственной деятельности организации иосуществление контроля за рациональным использованием производственных ресурсови готовой продукции. Способы начисления амортизации основных средств инематериальных активов, способы оценки материально-производственных запасов ит.д.
Эффективность бухгалтерского финансового учета во многомзависит от организации текущего контроля хозяйственных операций, эффективностииспользования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Контроль хозяйственных операций может осуществляться:
v по первичным исводным документам, составляемым по непроизводительным расходам, потерям,хищениям;
v по отклонениямфактических показателей первичных и сводных документов от нормативных иплановых значений;
v по синтетическими аналитическим счетам, используемым для учета непроизводительных расходов,потерь и хищений;
v по формамвнутренней отчетности.
Большое значение в осуществлении контроля за хозяйственнымиоперациями имеют формы бухгалтерской отчетности.
Организационные вопросы, отражаемые в учетной политике.
v Права иобязанности главного бухгалтера;
v Права иобязанности работников бухгалтерии;
v Технологияобработки учетной информации, использование ПК, прогрессивных методов учета.Автоматизация процессов формирования выходной информации и обеспечение еедостоверности, а также повышение оперативности и удобства использования учетной и отчетной информации.
Методические вопросы, отражаемые в учетной политике.
v Установлениеграницы между ОС и средствами труда в обороте;
v Порядокначисления амортизации основных средств;
v Порядокначисления амортизации нематериальных активов;
v Порядок учета ифинансирования ремонта основных средств;
v Метод оценкисырья, материалов и других производственных запасов;
v Порядок иотражения в учете процесса заготовления материалов;
v Способраспределения косвенных расходов между объектами калькулирования; вариантыучета затрат на производство; калькулирование себестоимости и получениефинансового результата.
v Сроки списаниярасходов будущих периодов; вариант учета выпуска продукции; перечень резервовпредстоящих расходов.
v Порядок созданиярезерв по сомнительным долгам; вариант распределения чистой прибыли.
Технические вопросы, отражаемые в учетной политике.
v Формированиерабочего плана счетов;
v Разработкаконкретной номенклатуры субсчетов;
v Выбор формыучета: определение перечня регистров, их построение, последовательность,техника записей в них, взаимосвязь учетных форм.
2.2 Учетная политикапредприятия
Бухгалтерскийучет в ООО «СтройТрансСервис» ведется согласно Положению по ведениюбухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации идругими нормативными документами с учетом последующих изменений и дополнений вних.
Положения побухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/2008 от 06.10.2008 г.
1. Бухгалтерскийучет осуществляется под руководством главного бухгалтера.
2. Требованияглавного бухгалтера при осуществлении избранной учетной политики являютсяобязательными для всех работников организации.
3. Бухгалтерскийучет имущества и хозяйственных операций вести в соответствии с Положением обухгалтерском учете и отчетности в РФ и Планом счетов бухгалтерского учета пожурнально-ордерной системе, с ведением главной книги.
4. Порядок исроки проведения инвентаризации определяются директором организации отдельнымприказом, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях.
v - при передачеимущества в аренду, продаже;
v - при сменематериально ответственных лиц;
v - при выявлениифактов хищения или порчи имущества;
v - в случаестихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;
v - передсоставлением годовой бухгалтерской отчетности.
5. Лимитстоимости отнесения предметов МБП установить в размере не более стократногоустановленного законом размера минимальной оплаты труда за единицу,
Учет износа МБП производить путем начисления износа в размере100% при передачи МБП в эксплуатацию.
Списание МБП стоимостью не более одной двадцатойустановленного в данном пункте лимита производить без начисления износа, и сразусписывать на себестоимость продукции
6. Списаниеизноса нематериальных активов производить ежемесячно по нормам, насчитанныморганизацией, исходя из первоначальной стоимости и срока их полезногоиспользования. Списание износа нематериальных, по которым невозможно определитьсрок полезного использования производить исходя из норм установленных в расчетена 10 лет.
7. Начислениеамортизации основных средств производить в соответствии с едиными нормативамиамортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов.
8. Фактическуюстоимость списываемых с производства товарно-материальных ценностей определятьпо методу ЛИФО – по себестоимости последних по времени закупок.
9. Учеттоваров производить по покупной стоимости.
10. Учетзатрат на производства вести с разделением на:
— прямые на счете 20 «Основное производство»;
— косвенные на 26 «Общехозяйственные расходы».
Косвенные расходы списывать в конце отчетного периода на счет20 без распределения.
11. Затратына капитальный и текущий ремонт средств МБП, арендуемого автотранспортаотносить на себестоимость того отчетного периода, в котором производятсяремонтные работы.
12. Расходы,произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетном периодам,следует отражать на отдельном счете 97 «Расходы будущих периодов» с отнесениемв себестоимость по мере наступления периода, к которому они относятся.
13. Для целейналогообложения выручку от реализации продукции определять по мере ее оплаты.
При безналичных расчетах – по мере поступления средств затовары на расчетный счет предприятия, а при расчетах наличными деньгами – попоступлению средств в кассу. Под выручкой от реализации продукции следуетпонимать выручку от фактически выполненных работ, подтвержденных и подписанныхактом выполненных работ.
14. Доходы,полученные в отчетном году, но относящиеся к будущим отчетном периодамнеобходимо отражать на отдельном счете 98 «Доходы будущих периодов», сотнесением на прибыль отчетного периода в зависимости от периода, к которомуони относятся.
15. Прибыльостающуюся в распоряжении предприятия учитывать с распределением по фондам.
16. Начислениеи выплаты дивидендов учредителей производить в конце отчетного периода за счетприбыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Из выше сказанного, можно сделать вывод, что ООО«СтройТрансСервис» занимается строительно-ремонтной деятельностью и численностьсоставляет 25 человек. Выручка определяется на момент оплаты, что отражено вучетной политике.
Заключение
Итак, сделаем некоторые выводы. В начале года учреждение пересматривает учетную политику, которойпользовалось в течение предшествующего отчетного периода, и вносит коррективы.К этому документу нужно отнестись предельно внимательно, ведь именно он будетрегламентировать деятельность учреждения в течение всего года. Рассмотримосновные моменты.
Под учетной политикой понимается принятаяорганизацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичногонаблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщенияфактов хозяйственной деятельности. В связи с реформированием бюджетной системыв России с 2005 года изменились требования к отчетности, возрослаответственность не только за разумное управление финансами, но и за эффективностьбюджетной политики. Данные изменения послужили началом принципиально новогоподхода к организации бюджетного учета. В ранее действовавшей Инструкции побухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом МинфинаРоссии от 30 декабря 1999 г. № 107н, не были установлены положения оформировании учетной политики для бюджетных учреждений. Такая ситуацияобуславливалась достаточно жестким нормативным регулированием бухгалтерскогоучета в бюджетных учреждениях. В этой инструкции определялись формы первичныхдокументов и учетных регистров бюджетного учета, регламентировалась формабухгалтерского учета, применяемого в бюджетных учреждениях. Она также включалав себя положения по бухгалтерскому учету, методические указания и план счетов. Внастоящее время бюджетный учет ведется в соответствии с Инструкцией побюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н (далее — Инструкция № 25н). Государственная учетная политика реализуется в соответствиис пунктом 2 Инструкции № 25н через:
v план счетовбюджетного учета;
v порядок отраженияопераций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации насчетах бюджетного учета;
v порядок отраженияорганами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, операцийпо кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учета;
v корреспонденциюсчетов бюджетного учета;
v иные вопросыорганизации бюджетного учета.
В Инструкции № 25н регламентирован лишь методический разделучетной политики. В ней определены:
v критерии, покоторым актив признается основным средством, нематериальным активом,непроизведенным активом, материальным запасом;
v правила оценкинефинансовых активов;
v порядокначисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам;
v порядокопределения стоимости используемых материалов.
v Организационную часть учетной политики и методическуючасть, затрагивающую вопросы предпринимательской деятельности, учреждениедолжно разработать самостоятельно. При формировании учетной политики для целей бюджетного учетаи налогообложения следует учитывать организационно-правовые формы, отраслевыеособенности и виды деятельности, осуществляемые бюджетными учреждениями.Бюджетные учреждения при формировании учетной политики должны руководствоватьсяЗаконом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Положение об учетной политике учреждениярекомендуется оформлять в виде двух самостоятельных распорядительных документов(приказов, положений и т. п.). Первый документ посвящен учетнойполитике учреждения в области бухгалтерского учета. Второй — учетной политике вобласти налогообложения. Наличие двух самостоятельных положений не случайно.Наряду с тем фактом, что расчет ряда налогов осуществляется на базе бухгалтерскогоучета, в нормативных документах по налогообложению существует большоеколичество требований, которые нельзя исполнить, используя лишь действующиеметоды бухгалтерского учета. Это приводит к необходимости осуществления нарядус бухгалтерским — налогового учета с утверждением способов и форм налоговогоучета внутренним документом учреждения — Положением об учетной политикепредприятия для целей налогообложения. Учетная политика учреждения для целейбухгалтерского учета формируется главным бухгалтером (бухгалтером или иным лицом, на которое всоответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета) организации и утверждается приказомили распоряжением ее руководителя. Рабочий план счетов, формы первичных учетныхдокументов, составляемых в произвольной форме, а также разработанный графикдокументооборота целесообразнее оформлять в виде приложений к приказуорганизации об учетной политике для целей бухгалтерского учета. Аудиторские проверки проводятвысококвалифицированные специалисты с опытом работы в области аудита более 3-хлет, при необходимости к аудиторской проверке привлекаются юристы. Порезультатам проверки помимо аудиторскогозаключения представляется отчет, в котором подробноописываются все обнаруженные аудиторами ошибки в бухгалтерском и налоговомучете организации, рассказывается, как правильно отразить ту или иную операцию(со ссылками на нормативную базу), даются рекомендации по исправлению ошибок.Из отчета узнается, какие санкции грозят организации за совершенные ошибки.
— В процессе проверки дается консультации по всеминтересующим вопросам.
— Аудиторскаяпроверка может охватывать любой промежуток времени. Можнопроверить порядок ведения бухгалтерского и налогового учета компании затекущий год, квартал, месяц, а также за прошлые периоды.
Все изменения учетной политики, оказавшие илиспособные оказать существенное влияние на финансовое положение, движениеденежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежатобособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. При этом обязательно должнабыть раскрыта причина изменения учетной политики, дана оценка последствийизменений в денежном выражении.
Таким образом, учетная политика занимает центральноеместо в системе бухгалтерского учета и отчетности. К процессу ее формированиянеобходим особый подход, так как от этого зависят весь учетный процессорганизации, правильность ведения бухгалтерского и налогового учета, а такжепроцесс принятия управленческих решений.
Приложение
Таблица №1
Таблица сравненияположений «старой» и «новой» редакции ПБУ «Учетная политика организации»Что изменилось Положение по бухгалтерскому учету «учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) Формирование учетной политики.
Лица ответственные за формирование учетной политики
Пункт 4 ПБУ 1/2008 Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации и утверждается руководителем организации. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.
Формы первичных документов, включаемые в учетную политику
Пункт 4 ПБУ 1/2008 При формировании учетной политики утверждаются формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета.
При формировании учетной политики утверждаются формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов.
Порядок формирования учетной политики на основе МСФО
Пункт 7 ПБУ 1/2008
При формировании учетной политики допускается разработка организацией соответствующего способа, исходя из Международных стандартов финансовой отчетности.
При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов. Не регламентируется.
Принятие учетной политики реорганизованной организацией
Пункт 9 ПБУ 1/2008 Вновь созданная организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации Изменение учетной политики
Порядок изменения учетной политики
Пункт 12 ПБУ 1/2008 Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения Изменение учетной политики должно вводится с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.
Отражение последствий изменений учетной политики в бухгалтерской отчетности
Пункт 15 ПБУ 1/2008
Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности или движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.
Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требований предоставления числовых показателей минимум за два года кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении этих последствий в отношении периодов предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью. Раскрытие учетной политики.
Информация, которая должна быть раскрыта в случае изменения учетной политики организации
Пункт 21 ПБУ 1/2008
В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:
- Причину изменения учетной политики;
- Содержание изменения учетной политики;
- Порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;
- Суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, — также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;
- Сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, — до той степени, до которой это практически возможно.
Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.
Изменения учетной политики, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности.
Информация о них должна, как минимум включать:
- Причину изменения учетной политики;
- Оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);
- Указание на то, что включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.
Случай, когда раскрыт информацию об изменениях учетной возможности, невозможно
Пункт 22 ПБУ 1/2008 Если раскрытие информации по какому- то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более раним в сравнении с представленными, является невозможным, факт невозможности такого раскрытия подлежит раскрытию вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики. Не регламентировано
Порядок внесения изменений в учетную политику, если нормативный правовой акт по бухгалтер-скому учету не вступил в силу
Пункт 23 ПБУ 1/2008 Если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету утвержден и опубликован, но еще не вступил в силу, организация должна раскрывать факт его неприменения, а также возможную оценки влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за период, в котором начнется применение. Не регламентировано
Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»