Содержание
Введение
1 Понятие и порядок применения учетной политики
1.1 Понятие учетнойполитики
1.2 Формирование учетной политики
1.3 Изменение учетной политики
1.4 Раскрытие учетной политики
2 Анализ и оценка учетной политики ООО«Фрегат-Центр»
2.1 Организационно-экономическая характеристикаООО «Фрегат-Центр»
2.2 Организация бухгалтерского учета и отчетностина предприятии
2.3 Анализ и оценка учетной политики предприятия
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий иэлементов построения учетного процесса с целью получения достоверной исвоевременной информации о хозяйственной деятельности организации иосуществления контроля за рациональным использованием ресурсов и предприятия.Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являютсяпервичный учет и документооборот, инвентаризация, План счетов бухгалтерскогоучета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительныхработ, объем и содержание отчетности. В соответствии с Федеральным законом РФ«О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета ворганизациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операцийнесут руководители организаций.
Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета напредприятии большое значение имеет разработка плана его организации. Планорганизации бухгалтерского учета состоит из следующих элементов: пландокументации и документооборота; план инвентаризации, План счетов и ихкорреспонденции; план отчетности; план технического оформления учета; планорганизации труда работников бухгалтерии. В плане технического оформления учетадается детальная характеристика формы учета, которая будет применена на данномпредприятии, а также указывается, какие вычислительные машины, приборы иустройства будут использованы в организации. При выборе формы учета организацииобязаны руководствоваться указаниями и инструкциями по этому вопросу, учитыватьконкретные условия работы организации, хорошо знать преимущества и недостаткидействующих форм бухгалтерского учета.
С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановкебухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процессасо стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумномусочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций впостановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановкебухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленныхгосударством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельноразрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.
Следует отметить, что значение учетной политики недооцениваетсямногими организациями, в которых к разработке учетной политики относятсяформально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов.
Между тем выбранная организацией учетная политика оказываетсущественное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли,налога на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансовогосостояния организации. Следовательно, учетная политика организации являетсяважным средством формирования величины основных показателей деятельностиорганизации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления сучетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателейдеятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализразличных организаций.
Актуальностьвыбранной темы не вызывает сомнений, поэтому целью данной работы является анализ и оценкапоследовательности применения учетной политики организации ООО «Фрегат-Центр».
Длядостижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
— рассмотретьсущность учетной политики предприятия и ее составляющие;
— изучитьпоследовательность применения учетной политики.
Привыполнении данной работы использовалась теоретическая и методическая литературапо бухгалтерскому учету, нормативно-правовые акты РФ и статьи периодическойпечати.
1 Понятие и порядокприменения учетной политики
1.1 Понятие учетной политики
Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление в конце80-х годов в качестве вольного перевода на русский язык английскогословосочетания «accounting policies», которое употреблялось в стандартах, тогдаиздаваемых КМСФО. В начале 1992 г. этот термин был закреплен в Положении обухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и в настоящее времяполучил достаточно широкое распространение в учетной литературе и практике.Разработка и применение учетной политики связаны как с практическим ведениембухгалтерского учета в организации, так и с методом бухгалтерского учета.
Метод бухгалтерского учета заключается в совокупности следующихприемов (элементов): первичное наблюдение (документация и инвентаризация);стоимостное измерение (оценка и калькуляция); текущая группировка (счета идвойная запись); итоговое обобщение (баланс и отчетность).
В практике конкретной организации каждый из перечисленных приемовможет быть реализован по-разному. Из всего многообразия способов ведениябухгалтерского учета организация вправе выбрать те, которые наилучшим образомобеспечивают учетный процесс и в результате использования которых формируетсяполная и достоверная картина имущественного и финансового положенияорганизации. Избранные способы ведения учета должны отвечать общепризнаннымправилам.
Учетная политика организации — это принятая ею совокупность способов ведениябухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущаягруппировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).
К способам ведения бухгалтерского учета относятся:
— способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности,
— погашения стоимости активов,
— организации документооборота,
— инвентаризации,
— способы применения счетов бухгалтерского учета,
— системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации,
— иные соответствующие способы и приемы.
Основные положения по формированию и раскрытию учетной политикиприведены в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», которое содержит четырераздела.
I. Общие положения
II. Формирование учетной политики
III. Раскрытие учетной политики
IV. Изменение учетной политики
Учетная политика формируется исходя из установленных ПБУ 1/98 (5)допущений и требований. На выбор и обоснование учетной политики влияютследующие факторы:
— организационно-правовая форма организации (акционерное общество,государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченнойответственностью, производственный кооператив и т.д.);
— отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность,сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность ит.д.);
— масштабы деятельности организации (объем производства иреализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации ит.д.);
— управленческая структура организации и структура бухгалтерии;
— финансовая стратегия организации (например, стремлениеорганизации к уменьшению налога на прибыль и налога на имущество будетспособствовать выбору таких вариантов учета, которые позволят увеличитьсебестоимость, — применение ускоренных методов амортизации основных средств,метода ЛИФО при оценке израсходованных производственных запасов. Если дляорганизации, наоборот, важно иметь в отчетности высокие показатели прибыли ирентабельности, то она должна выбирать варианты учета и оценки объектов учета,позволяющие уменьшить текущие затраты на производство продукции и еереализацию, — понижающие коэффициенты амортизации, метод ФИФО при оценкеизрасходованных производственных запасов и т.п.);
— материальная база (наличие технических средств регистрацииинформации, компьютерной техники и т.д.);
— степень развития информационной системы в организации, в томчисле управленческого учета;
— уровень квалификации бухгалтерских кадров.
Основы формирования и раскрытия учетной политики организацииустановлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации».Данное Положение распространяется:
— в части формирования учетной политики — на все организациинезависимо от организационно-правовых форм;
— в части раскрытия учетной политики — на организации, публикующиесвою бухгалтерскую отчетность, полностью или частично согласно законодательствуРоссийской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером(бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.
При этом утверждаются:
— выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;
— рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащийсинтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерскогоучета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета иотчетности;
— формы первичных учетных документов, применяемых для оформленияфактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формыпервичных учетных документов, а также формы документов для внутреннейбухгалтерской отчетности;
— порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
— правила документооборота и технология обработки учетнойинформации;
— порядок контроля за хозяйственными операциями;
— другие решения, необходимые для организации бухгалтерскогоучета.
ПБУ 1/98устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (преданиягласности) учетной поливки организаций.
В целом ПБУ 1/98 распространяется на все юридические лица,образованные по законодательству РФ, кроме бюджетных и кредитных учреждений. Вто же время уточнено, что в части формирования учетной политики онораспространяется на все организации независимо от их организационно-правовыхформ, а в части раскрытия учетной политики — только на те организации, которыепубликуют свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично.
Для филиалов и представительств иностранных организаций,находящихся на территории РФ, ПБУ 1/98 носит необязательный характер, так какони могут формировать свою учетную политику исходя из правил, установленных встране нахождения иностранной организации.
1.2 Формирование учетной политики
Учетная политика организации формируется ее главным бухгалтером(бухгалтером) и утверждается руководителем организации. Принятая организациейучетная политика оформляется соответствующей организационно-распорядительнойдокументацией организации (приказом об учетной политике организации,распоряжением и т.п.).
При формировании учетной политики предполагается выполнениеорганизацией всех допущений и требований, рассмотренных выше.
При этом (обычно в виде приложений к приказу) утверждаются:
1) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащийсинтетические счета, субсчета и аналитические счета, необходимые для ведениябухгалтерского учета в данной организации;
2) формы первичных учетных документов, применяемые в даннойорганизации для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым непредусмотрены типовые (унифицированные) формы первичных учетных документов, атакже формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
3) порядок проведения инвентаризации активов и обязательстворганизации;
4) правила документооборота и технология обработки учетнойинформации;
5) порядок контроля за хозяйственными операциями;
6) другие решения, необходимые для организации и техническогоосуществления бухгалтерского учета (например, выбранная форма бухгалтерскогоучета и пр.).
Указанные решения отражают организационно-технический аспектучетной политики организации. Кроме того, приказ об учетной политике долженсодержать описание существенных способов ведения бухгалтерского учета(методологический аспект).
Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применениикоторых невозможна достоверная оценка имущественного и финансового состояния,денежного оборота или результатов деятельности организации.
В настоящее время к ним можно отнести следующие:
— порядок отражения в учете процесса приобретения и заготовленияматериально-производственных запасов;
— вариант оценки запасов и расчета фактической себестоимостиотпущенных в производство материальных ресурсов;
— оценка товаров (для организаций розничной торговли);
— порядок начисления амортизации по основным средствам;
— порядок начисления амортизации по нематериальным активам;
— порядок отражения в учете погашения стоимости нематериальныхактивов;
— перечень резервов предстоящих расходов и платежей;
— порядок учета и финансирования ремонта основных средств;
— оценка незавершенного производства в серийном и массовомпроизводстве;
— способ (база) распределения косвенных расходов между объектамикалькулирования;
— вариант учета затрат на производство, калькулированиясебестоимости и расчета финансового результата от основной деятельности;
— вариант учета выпуска продукции;
— оценка готовой продукции;
— учет финансовых результатов при выполнении долгосрочныхдоговоров;
— порядок создания резервов по сомнительным долгам;
— порядок учета процентов по кредитам и займам; вариантраспределения и использования чистой прибыли;
— другие способы.
Способы ведения бухгалтерского учета, выбранные организацией приформировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годомиздания соответствующего организационно-распорядительного документа. Ониприменяются всеми структурными подразделениями организации (включая выделенныена отдельный баланс) независимо от их места расположения.
Следует еще раз подчеркнуть, что в соответствии с п. 8 ПБУ 1/98при формировании учетной политики организации по конкретному направлению(вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбородного способа из нескольких, допускаемых законодательными и нормативнымиактами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета вРоссии. И только в том случае, если указанная система не устанавливает способаведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, при формировании учетнойполитики организация разрабатывает соответствующий способ исходя из содержанияПБУ 1/98 и иных положений по бухгалтерскому учету.
Вновь созданная организация должна оформить избранную учетнуюполитику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 днейсо дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).
Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиесяна территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику, исходяиз правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, еслипоследние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.
1.3 Изменение учетной политики
Изменение в учетной политике организации возможно только в трехследующих случаях:
1) существенное изменение условий деятельности, связанное среорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано среорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности,реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшениемобъемов деятельности и т.д.;
2) изменения законодательства РФ или нормативных актов побухгалтерскому учету;
3) разработка новых способов ведения бухгалтерского учета.Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает болеедостоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете иотчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижениястепени достоверности информации.
Не считается изменением учетной политики утверждение способаведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличныпо существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельностиорганизации.
Это же определено и в Федеральном законе «О бухгалтерском учете»,где сказано, что принятая организацией учетная политика применяетсяпоследовательно из года в год.
В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учетаизменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года (п. 18ПБУ 1/98).
Изменения учетной политики, оказывающие существенное влияние нафинансовое положение, финансовые результаты деятельности организации илидвижение денежных средств, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности.
Информация по раскрытию должна включать:
— данные о причине изменения учетной политики;
— оценку последствий изменений в денежном выражении;
— указание на то, что данные периодов, предшествовавших отчетномуи включенных в эту отчетность, скорректированы.
Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным,объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.
Учетнаяполитика, являющаяся реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета,обязательно будет отличаться в разных организациях. Возможность выбораконкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов,формы бухгалтерского учета и др. — все это в целом составляет степень свободыорганизации в формировании учетной политики.
1.4 Раскрытие учетной политики
Организация должна раскрывать избранные при формировании учетнойполитики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку ипринятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.
Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, беззнания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерскойотчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движенияденежных средств или финансовых результатов деятельности организации.
К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формированииучетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности,относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов,оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовойпродукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг идругие существенные способы.
Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерскойотчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросамбухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями побухгалтерскому учету или законодательными актами и постановлениямиПравительства Российской Федерации.
В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объемеинформация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части,непосредственно относящейся к опубликованным материалам.
Если учетная политика организации сформирована исходя издопущений, предусмотренных ПБУ1/98, то эти допущения могут не раскрываться вбухгалтерской отчетности.
В тех случаях, когда при формировании учетной политики организацииисходят из допущений, отличных от предусмотренных ПБУ 1/98, такие допущениявместе с причинами их применения должны быть подробно раскрыты в бухгалтерскойотчетности.
Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительнаянеопределенность в отношении событий и условий, которые могут породитьсущественные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, тоорганизация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, счем она связана. Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежатраскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетностиорганизации за отчетный год.
Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержатьинформацию об учетной политике организации, если в последней не произошлоизменений со времени составления годовой бухгалтерской отчетности запредшествующий год, раскрывшей учетную политику.
Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказатьсущественное влияние на финансовое положение, движение денежных средств илифинансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию вбухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать причину измененияучетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (вотношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены вбухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные вбухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов,предшествующие отчетному, скорректированы.
Измененияучетной политики на год, следующий за отчетным, отражаются в пояснительнойзаписке к бухгалтерской отчетности организации.
2 Анализ и оценка учетнойполитики ООО «Фрегат-Центр»
2.1Организационно-экономическая характеристика ООО «Фрегат-Центр»
Общество с ограниченной ответственностью производственно-торговоепредприятие «Фрегат-Центр» было создано 6 февраля 2001 года. Предприятиеучреждено в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом РФ «Обобществах с ограниченной ответственностью». ООО «Фрегат-Центр» являетсяюридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава (Приложение 1)и действующего законодательства РФ, срок его деятельности неограничен.
ООО «Фрегат-Центр» является коммерческой организацией, основнойцелью которой является извлечение прибыли, насыщение рынка продукцией, товарамии услугами с высокими потребительскими свойствами.
Основными видами деятельности ООО «Фрегат-Центр» являются:
— торгово-закупочная и коммерческо-посредническая деятельность;
— оптовая и розничная торговля продуктами питания,прохладительными напитками, пивом и табачными изделиями, товарами народногопотребления;
— розничная и оптовая торговля спиртными напитками;
— открытие сети магазинов, палаток, киосков и других торговыхточек;
— производство товаров народного потребления и промышленногоназначения;
— производство, переработка и хранение сельскохозяйственнойпродукции, продукции животноводства, звероводства, рыбоводства, пчеловодства,грибов, ягод, лекарственных трав;
— реализация нефтепродуктов и продуктов нефтехимии;
— организация сети общественного питания, в том числе столовых,закусочных, ресторанов;
— строительно-монтажные, ремонтно-строительные, пуско-наладочные,погрузочно-разгрузочные, сантехнические, реставрационные ихудожественно-оформительские работы:
— оказание транспортно-экспедиционных услуг;
— оказание складских услуг;
— внешнеэкономическая деятельность.
Производственно-хозяйственную деятельность ООО «Фрегат-Центр»осуществляет на договорной основе. Реализация продукции и товаров, выполнениеработ и предоставление услуг осуществляется по ценам и тарифам, которыепредприятие устанавливает самостоятельно. На предприятии ведется бухгалтерский,налоговый и статистический учет в соответствии с действующим законодательствомРФ.
ООО «Фрегат-Центр» зарегистрировано постановлением Администрацииг.Брянска № 76 от 16 февраля 2001 г. и расположено по адресу: г. Брянск, ул.Автомобилистов, д. 14.
ООО «Фрегат-Центр» является юридическим лицом и имеет всобственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельномбалансе, включая имущество, переданное ему участниками в счет оплаты своихдолей в Уставном капитале. Предприятие может от своего имени приобретать иосуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности,быть истцом и ответчиком в суде.
Также оно имеет круглую печать, содержащую его полное фирменноенаименование и указание на место его нахождения, штампы и бланки со своимнаименованием, и другие средства визуальной идентификации.
ООО «Фрегат-Центр» в своей деятельности руководствуетсяФедеральным Законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Уставоми действующим законодательством РФ.
Производственно-торговую деятельность ООО «Фрегат-Центр»осуществляет на договорной основе, при этом предприятие свободно в выборепредмета договора, определении обязательств, любых других условийхозяйствования, если это не противоречит действующему законодательству РФ.
Реализация продукции, выполнение работ и оказание услугосуществляется по ценам и тарифам, устанавливаемым предприятием самостоятельно,кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ.
ООО «Фрегат-Центр» ведет бухгалтерский, налоговый и статистическийучет в соответствии с действующим законодательством РФ и несет ответственностьза его достоверность и своевременное предоставление в соответствующие органыгосударственного управления.
ООО «Фрегат-Центр» обеспечивает соблюдение государственныхстандартов и других норм, затрагивающих интересы потребителей и государства, и,прежде всего норм, гарантирующих безопасность, охрану здоровья людей и защитуокружающей среды.
Имущество ООО «Фрегат-Центр» составляют основные фонды и оборотныесредства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельномбалансе.
Источниками формирования имущества ООО «Фрегат-Центр» являются:
— уставный капитал, образуемый за счет внесения Участниками своихдолей;
— доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, атакже других видов хозяйственной деятельности;
— добровольные взносы юридических и физических лиц;
— амортизационные отчисления;
— полученные кредиты;
— другие поступления, не запрещенные действующим законодательствомРФ.
Балансовая прибыль ООО «Фрегат-Центр» направляется в первуюочередь на уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет. Чистаяприбыль направляется на образование и пополнение добавочного капитала, которыйможет расходоваться на покрытие непредвиденных затрат и убытков.
Основная цельдеятельности ООО «Фрегат-Центр» — реализация продуктов питания, с основнойспецификацией – рыбо- и морепродукты. Вся реализуемая продукция ООО«Фрегат-Центр» сертифицирована и соответствует ГОСТам.
Органами управления ООО «Фрегат-Центр» являются общее собраниеУчастников общества; директор (единоличный исполнительный орган).
Дляосуществления текущей деятельности предприятием открыт расчетный счет вБрянском филиале банка Банк ВТБ (ЗАО). Как юридическое лицо, ООО «Фрегат-Центр»зарегистрировано в ИМНС Фокинского района г.Брянска. По данным ГоскомстатаБрянской области предприятие оценивается как среднее.
Рассмотрим основные экономические показатели деятельностипредприятия в табл. 1. Основываясь на представленных данных можно сделатьследующие выводы:
Таблица 1 – Основные экономические показатели деятельности ООО«Фрегат-Центр» за 2006-2008 гг.Показатели Значение Отклонение показателей 2008 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. от 2006 от 2007 Денежная выручка предприятия, т. руб. 72116 106768 152564 80448 45796 Среднегодовая численность работников, чел., в т.ч. занятых: 278 283 296 18 13 — в основном производстве, чел. 254 259 266 12 7 Величина основных производственных фондов, т. руб. 14053 17098 22258 8205 5160 в т.ч. по основной деятельности 14041 17086 22258 8217 5172 Себестоимость продукции, тыс. руб. 53859 81278 115742 61883 34464 Чистая прибыль, тыс. руб. -527 2058 4448 4975 2390 Рентабельность хозяйственной деятельности, % -0,0073 0,0193 0,0292 0,0365 0,0099
— за весь исследуемый период прослеживалась положительная динамикаосновных экономических показателей, в целом выручка предприятия выросла за тригода на 80448 тыс. руб., а себестоимость – на 61883 тыс. руб., чтосвидетельствует о снижении затратоемкости продукции;
— динамика прибыли предприятия также заслуживает положительнойоценки: если в 2006 г. финансовым результатом деятельности ООО «Фрегат-Центр»были убытки (527 тыс. руб.), то в 2007 г. впервые с 2004 г. предприятие получило прибыль в размере 2058 тыс. руб., которая за 2008 г. была увеличена больше чем в два раза и достигла значения 4448 тыс. руб.;
— при этом уровень рентабельности хозяйственной деятельности в 2008 г. составил 2,92% по сравнению с отрицательным значением 2006 г.;
— в целом на предприятии ООО «Фрегат-Центр» наблюдается ростторгового оборота, вложения предприятия в производственные фонды также вырослина 8205 тыс. руб. за 2006-2008 гг.;
— численность работников увеличилась на 18 чел.
Производственно-торговая деятельность в ООО «Фрегат-Центр»осуществляется с привлечением наемного труда. Граждане принимаются на работу потрудовому договору (контракту). На каждого работника ведется трудовая книжка впорядке, установленном для рабочих и служащих. Работники подлежат обязательномусоциальному страхованию в установленном законодательством РФ порядке.
Трудовойколлектив ООО «Фрегат-Центр» составляют все граждане, участвующие своим трудомв его деятельности на основе трудового договора (контракта), взаимоотношениятрудового коллектива с ООО «Фрегат-Центр», охрана труда, социальное развитие,участие работников в прибыли ООО «Фрегат-Центр» регулируется действующимзаконодательством, Уставом предприятия и коллективным договором (соглашением).Работники ООО «Фрегат-Центр» подлежат социальному и медицинскому страхованию исоциальному обеспечению в установленном законом порядке.
Коллективный договор ООО «Фрегат-Центр» заключен в целяхобеспечения соблюдения трудовых и социальных гарантий работников, созданияблагоприятных условий деятельности организации, направлен на обеспечениестабильности и эффективности работы организации, на повышение жизненного уровняработников, а также на обеспечение взаимной ответственности сторон завыполнением трудового законодательства, иных актов, содержащих нормы трудовогоправа, отраслевого тарифного соглашения и настоящего договора.
Коллективныйдоговор ООО «Фрегат-Центр» является правовым актом, регулирующимсоциально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками иработодателем в лице их представителей. В целях обеспечения устойчивости иритмичности работы организации, повышения уровня жизни работников работодательобязуется обеспечивать:
— стабильное финансовое положение организации;
— повышение эффективности производства;
— создание безопасных условий труда;
— совершенствование оплаты и нормирования труда;
— реализацию программы социальной защиты работников, пенсионеров,инвалидов отрасли;
— повышениепрофессионального уровня работников.
Установленныйминимальный размер месячной тарифной ставки является основой дифференциацииминимальных размеров тарифных ставок (окладов) всехпрофессионально-квалифицированных групп рабочих, включая работников организациинепроизводственной сферы, входящих в структуру организации.
В целях повышения уровня реального содержания заработной платыработодатель обязуется ежеквартально проводить индексацию минимальных размеровмесячных тарифных ставок (окладов) исходя из индекса потребительских цен (безучета товаров необходимого пользования) нарастающим итогом на основании данныхГоскомстата России.
Оплата труда работников ООО «Фрегат-Центр» производится исходя изтарифных сеток для оплаты труда рабочих. Заработная плата в ООО «Фрегат-Центр»выплачивается два раза в месяц. При выплате заработной платы ООО «Фрегат-Центр»в письменной форме извещает каждого работника о составных частях заработнойплаты, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основанияхпроизведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей к выплате.
Проведем анализ эффективности использования персонала ООО«Фрегат-Центр» в табл. 2.
Таблица 2 – Анализ состава персонала и эффективности егоиспользования ООО «Фрегат-Центр» за 2006-2008 гг.Показатели Значение Показатели за 2008 г. в % к 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2006 г. 2007 г. Численность работников всего, чел., в т.ч. 278 283 296 106,48 104,6 — руководители 4 5 5 100,00 80,00 — специалисты 18 17 25 138,89 147,06 — служащие 2 2 2 100,00 100,00 — основное производство 254 259 266 104,73 102,71 Фонд заработной платы всего, тыс. руб. 18285,4 27167,8 25298,4 138,35 93,12 Среднемесячная заработная плата, руб. 4152 5820 6350 152,94 109,11 Затраты труда за год, чел./час. 152672 161824 138112 90,46 85,35 Годовая производительность труда, тыс. руб. 28,69 41,81 27,80 96,87 66,48 Часовая производительность труда, руб. 13,79 20,10 13,36 96,87 66,48
Как видно из табл. 2 к 2008 г. наблюдается рост численности работников по всем категориям, особенно большое увеличение в абсолютном иотносительном выражении наблюдается среди работников основного производства,составляющих большую часть работников предприятия (продавцы, кладовщики,повара, разделочники и пр.).
При этом наблюдается рост фонда заработной платы из-за ростасреднемесячной заработной платы. А показатели производительности труда в 2008 г. уменьшились по сравнению с 2006-2007 гг. Стоит отметить, что самые высокие показателиэффективности использования персонала «ФРЕГАТ-центр» были достигнуты в 2007 г.
Рассмотримконкурентную среду ООО «Фрегат-Центр».
Таблица 3 – Конкурентнаясреда ООО «Фрегат-Центр»Предприятие 2006 г. 2007 г. 2008 г. Объем реализации, млн. руб. Доля на рынке, % Объем реализации, млн. руб. Доля на рынке, % Объем реализации, млн. руб. Доля на рынке, % ТД «Журавли» - - 840 24% 1200 25% «Океан» - - - - 14400 26% Брянский Хладокомбинат 400 11% 450 14% 1080 12% ИП Васильев -- 13,5 7 144 9
В результатеанализа полученных данных можно отметить, что «Океан» в 2008 году занимает 26%рынка продаж, «Журавли» — 25%, Брянский хладокомбинат –12%, что на 2% меньше,чем в 2006 году, «Копейка» – 9% рынка, что на 2% выше, чем в 2007 году.
Маркетинговаяслужба в ООО «Фрегат-Центр» представлена отделом маркетинга в составе 4человек. Поиском новых покупателей и расширение рынка сбыта занимается какруководитель отдела, так и директор предприятия. Главным каналом реализациипродукции является собственная сеть, состоящая из 7 специализированныхмагазинов на территории г. Брянска, оптового склада, 12 киосков также натерритории г. Брянска и 16 магазинов в муниципальных районах Брянской области.
2.2 Организациябухгалтерского учета и отчетности на предприятии
ООО «Фрегат-Центр» являетсяорганизацией с централизованным учетом, учетный аппарат сосредоточен в главнойбухгалтерии, где ведется весь синтетический и аналитический учет на основепервичных и сводных документов, поступающих от начальников цехов, плановогоотдела.
Отдел бухгалтерии состоитиз 6 человек, включая кассира и главного бухгалтера. Начислением заработнойплаты занимается расчетный отдел, также он ведет расчет удержаний с работникови определяет суммы отчислений в пенсионный фонд и налог на доходы физическихлиц.
Бухгалтер по учетуготовой продукции ведет учет готовой продукции в ценах и на складе и еереализацию покупателям и заказчикам, определяет эффективность производства иреализации.
Бухгалтер материальногостола следит за поступлением материалов необходимых для производства продукциив организации и их расходование по цехам в количественном и денежном выражении.Составляет журнал–ордер по счету 60, где отражаются суммы поступившихматериалов и их оплата.
Учет расчетов сподотчетными лицами ведет отдельный бухгалтер. Он следит за тем, чтобы суммавыданная подотчет была использована по назначению и имелись подтверждающиедокументы, в том числе талоны на бензин для водителей автомашин.
Осуществлениембезналичных расчетов занимается финансист путем предоставления в банк платежныхпоручений или платежных требований. Составляет сводную ведомость по банку закаждый месяц с указанием полученных сумм от покупателей продукции и сумм,уплаченных поставщиками и подрядчиками, а также в бюджетные и внебюджетныефонды по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
Главный бухгалтер ООО «Фрегат-Центр»осуществляет следующие функции:
— осуществляеторганизацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности, а такжеконтроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовыхресурсов, сохранностью собственности организации;
— возглавляет работу поподготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов,применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотренытиповые формы; разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности,а также обеспечению порядка проведения хозяйственных операций; соблюдениютехнологий обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота;
— обеспечиваетрациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности в целом и вподразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работи применением современных технических средств и информационных технологий,прогрессивных форм и методов учета и контроля;
— обеспечиваетформирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерскойинформации о деятельности организации, ее имущественном положении, доходах ирасходах, разработку и осуществление мероприятий по укреплению финансовойдисциплины.
Главный бухгалтерназначается на должность (освобождается от должности) руководителем организациии подчиняется непосредственно ему. В своей работе руководствуется нормативнымидокументами, а также несет ответственность за соблюдение содержащихся в нихединых правовых и методических принципов ведения бухгалтерского учета. Он такженесет ответственность за формирование учетной политики, обеспечивает контрольза ее исполнением, за движением активов, формированием доходов и расходов ивыполнением обязательств и отражение на счетах бухгалтерского учетахозяйственной оперативной информации, составление в установленные срокибухгалтерской отчетности, проведение (совместно с другими службами)экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях выявления имобилизации внутрихозяйственных резервов организации. Главный бухгалтерсовместно с руководителем организации подписывает документы, служащиеоснованием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежныхсредств, а также расчетные, кредитные и финансовые обязательства ихозяйственные договора. Без подписи главного бухгалтера указанные документы недействительны и к исполнению не принимаются. С главным бухгалтеромсогласовывается назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц.
На предприятии имеетсяшесть компьютеров. По два в расчетном отделе и в отделе сбыта, по одному вкассе и в бухгалтерии предприятия. При ведении учета и подготовки отчетностиосуществление операций с применением вычислительной техники значительно облегчаетработу сотрудников организации. Хотя наличие в бухгалтерии всего одногокомпьютера заставляет большую часть работы выполнять вручную, что трудоемко изатрудняет работу отдела. На имеющемся компьютере установлены: программа дляраспечатки платежных поручений «Бизнес Пак 6» и программа для ввода документовналоговой и бухгалтерской отчетности и передачи данных в налоговые органы«Налогоплательщики ЮЛ», также для печати сводной ведомости по банкуиспользуется программа «Бухгалтерская система ALGOsoft». Планируется в текущемгоду приобрести еще компьютер для главного бухгалтера, что связано савтоматизированной обработкой документов бухгалтерской отчетности в налоговыхорганах и органах статистического наблюдения.
Ведениебухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности, отражающейнарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации ирезультаты хозяйственной деятельности за отчетный период, осуществляетсябухгалтерской службой как структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером.
Предприятиеведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путемдвойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных врабочий план счетов бухгалтерского учета предприятия. Рабочий план счетов бухгалтерскогоучета разрабатывается на предприятии на основе типового Плана счетовбухгалтерского учета, утвержденного Министерством финансов РФ. Организацияфинансового бухгалтерского учета слагается из ряда элементов:
1. Системыдокументирования операции при помощи соответствующих форм первичного учета;
2.Документооборота в сочетании с графиком выполнения учетных работ;
3. Планасчетов, состоящего из бухгалтерских счетов для отражения хозяйственныхопераций;
4.Применяемой формы бухгалтерского учета;
5. Организационнойструктуры учетного процесса и распределение служебных обязанностей вбухгалтерии;
6.Организации хранения бухгалтерской документации и реестров.
Системадокументирования хозяйственных операций важнейшая часть организациибухгалтерского учета на предприятии. Для оформления всех происходящиххозяйственных операций применяют единые, унифицированные формы документовпервичного учета. Для четкой регламентации движения документов документооборотоформляется в виде графика, где указывается наименование и номер каждой формыдокумента, его название, в какие сроки, в каком количестве и кем составляется,кто подписывает документы, когда и куда он представляется, кто его принимает,проверяет и обрабатывает, куда и на основании чего делаются записи. Графиксоставляется главным бухгалтером и подписывается руководителем предприятия.Перечень служебных обязанностей разрабатывается главным бухгалтером для всехработников учета в центральной бухгалтерии и подразделениях, и утверждаетсяруководителем предприятия. При этом учитываются конкретные условия, сложившиесяна предприятии.
Всоответствии с учетной политикой бухгалтерский учет ведется на основежурнально-ордерной системы учета с использованием электронных вычислительныхсредств. Все хозяйственные операции, проводимые ООО «Фрегат-Центр», оформляютсяоправдательными документами, являющимися первичными документами, на основаниикоторых ведется бухгалтерский учет и учет для целей налогообложения. Всоответствии с учетной политикой для обеспечения достоверности данныхбухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности проводится инвентаризацияимущества и финансовых обязательств. Инвентаризация проводится в сроки,устанавливаемые отдельным приказам по ООО «Фрегат-Центр». Основными регистрамибухгалтерского учета на предприятии являются журналы-ордера – сформированныеавтоматически на персональных компьютерах, что значительно упрощает применениетакой формы учета.
Журналы-ордера открываются на месяц на отдельный синтетическийсчет или на группу синтетических счетов.
Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовалапредъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должнобыть обеспечено соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетныйпериод всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всехпроизводственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадениеданных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов ибалансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записихозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежащеоформленных оправдательных документов или приравненных к ним техническихносителей информации; правильная оценка статей баланса.
Составлению отчетности ООО «Фрегат-Центр» предшествует значительнаяподготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальномуграфику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности являетсязакрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных,собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. Доначала этой работы осуществляются все бухгалтерские записи на синтетических ианалитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверенаправильность этих записей.
Обобщение накопленного опыта отечественного учета позволиловыработать следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетовпроизводств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальныевстречные затраты, и заканчивают счетами с минимальным количеством потребителейи максимальным количеством встречных затрат. В соответствии с данным подходомзакрытие счетов ООО «Фрегат-Центр» осуществляют в такой последовательности.
В первую очередь исчисляют себестоимость услуг вспомогательныхпроизводств и закрывают счет 23 «Вспомогательные производства». Во вторуюочередь распределяются расходы будущих периодов, общепроизводственные иобщехозяйственные расходы и закрываются следующие счета: 97 «Расходы будущихпериодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы».Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства исписывают затраты со счета 20 «Основное производство». После этого осуществляютсписание затрат со счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». В порядкепоследующей очередности производятся записи на счетах по учету капитальныхвложений, определяется финансовый результат от деятельности организации изакрываются счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы», распределяетсяприбыль и закрывается счет 99 «Прибыли и убытки».
При составлении форм бухгалтерской отчетности используются восновном данные Главной книги. Порядок составления отчетных форм подробноизложен в Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерскойотчетности, изложенных в приказе Минфина РФ № 67-н (13).
Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по31 декабря включительно. Исправления ошибок в бухгалтерской отчетности ООО «Фрегат-Центр»подтверждаются подписью лиц, ее подписавших, с указанием даты исправления. Бухгалтерскаяотчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером ООО «Фрегат-Центр».
Дляопределения состояния внутреннего контроля в ООО «Фрегат-Центр» были изученынормативные документы исследуемого предприятия. В результате были обнаруженыфакты отсутствия необходимых приложений к учетной политике, которые должны бытьразработаны в соответствии с ПБУ 1/98, такие как: разработанные корреспонденциисчетов по типовым операциям, перечень форм документов, использующихся на данномпредприятии, а также график документооборота на 2008 г.
Данныеразработки необходимы для осуществления качественной работы бухгалтерии ООО «Фрегат-Центр»,а также всего предприятия в целом, так как их отсутствии приводит квозникновению большого числа ошибок при составлении корреспонденций счетов,которые очень часто оказывают влияние на финансовый результат предприятия.
Например, врезультате отсутствия перечня документов выписка счетов-фактур покупателям(организациям-рекламодателям) производилась на бланках устаревшего образца, чтоприводит к налоговым рискам.
Отсутствиеграфика документооборота иногда приводит к задержке подачи отчетов страховыхагентов, отсюда возникают трудности в работе бухгалтерии предприятия ООО «Фрегат-Центр»
В связи с этимнеобходимо пересмотреть существующие приложения к учетной политике иразработать необходимые документы с целью совершенствования работы и укреплениявнутреннего контроля. Основным упущением на предприятии ООО «Фрегат-Центр»является то, что при проведении инвентаризации кассы, проверяется тольконаличие денежных средств и сверяется с остатком последнего отчета кассира.
Поскольку напредприятии ООО «Фрегат-Центр» учет ведется с использованием персональныхкомпьютеров, программного обеспечения, то:
— необходиморегулярное обновление версии программы «1С: Бухгалтерия», связанное сусовершенствованием версии, исправлением ошибок в модулях, обновление базыданных по нормативным и законодательным актам, а также с изменением формыдокументов.
-программойпредусматривается возможность формирования промежуточного отчета (аналогичногоотчету за месяц с формированием оборотов по всем счетам, их сверкой присоставлении шахматной ведомости) на любую дату, т.е. перед началоминвентаризации в кассе необходима полная сверка по оборотам всех счетов,корреспондирующих с кассой.
— длясовершенствования как внутреннего контроля учета денежных средств и операций посчетам в банках, так и для облегчения проведения аудиторских и другихвнутренних и внешних проверок предлагаю ООО «Фрегат-Центр» начать ведениежурнала регистрации платежных документов, имеющееся в наличии программноеобеспечение бухгалтерии ООО «Фрегат-Центр» — «1С: Бухгалтерия» версия 7.7позволяет без проблем ввести такую форму учета первичных документов и, тем самым,облегчить учет поступивших в кассу приходных ордеров.
С точки зрения главногобухгалтера, данная программа была выбрана потому, что она чрезвычайно удобна,проста в освоении и универсальна. Планируется приобрести еще компьютер дляглавного бухгалтера, что связано с автоматизированной обработкой документовбухгалтерской отчетности в налоговых органах и органах статистическогонаблюдения.
Эти процедурыпозволят получать своевременную и достоверную информацию о наличии в касседенежных средств, порядке их поступления и расходования, будут способствоватьоблегчению процесса установки очередности платежей и определению суммы,вносимой на расчетный счет предприятия. По результатам можно сделать следующиевыводы:
— налоговая ибухгалтерская отчетность ООО «Фрегат-Центр» отражают достоверно во всехсущественных отношениях финансовое положение и результатыфинансово-хозяйственной деятельности;
— системавнутреннего контроля ООО «Фрегат-Центр» отличается достаточно высокой степеньюнадежности.
По моемумнению, в целях повышения надежности системы внутреннего контроля ООО «Фрегат-Центр»необходимо:
1. Напостоянной основе осуществлять контроль уровня знаний сотрудникамизаконодательных и нормативных актов.
2.Проанализировать состояние контроля за начислением и уплатой ЕСН и принять мерыпо повышению его эффективности.
3. Напостоянной основе осуществлять мониторинг соблюдения всеми сотрудникамиосновных требований, предъявляемых к системе внутреннего контроля.
4.Разработать график документооборота
5.Разработать нормативные акты по организации внутреннего контроля по недопущениюопераций, связанных с легализацией доходов полученных преступным путем, так какпрактика аудиторских ревизионных проверок свидетельствует, что в организацияхзачастую под видом маркетинговых, рекламных и агентских услуг выдают суммы«вознаграждений» из кассы физическим лицам без предварительного начислениязаработной платы.
Ведениебухгалтерского учета на предприятии осуществляется в соответствии с действующимзаконодательством, а также принятой учетной политикой, которая регламентируетпорядок ведения учета на предприятии.
Учетнаяполитика ООО «Фрегат-Центр» сформирована в соответствии с нормативнымидокументами, однако отсутствие некоторых приложений к ней (графикдокументооборота, разработанных типовых корреспонденций счетов) соответственноприводит к возникновению ошибок, нетипичных и неправильных корреспонденцийсчетов.
Поэтому сцелью исключения в дальнейшем таких ошибок и налаживания учета, необходиморазработать и внедрить в учетную политику предприятия в качестве приложенийграфик документооборота, разработанные типовые корреспонденции счетов.
2.3 Анализ и оценкаучетной политики предприятия
На основании и в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете»,Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности вРоссийской Федерации, Положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетовфинансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по егоприменению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 года №94н,19 Положениями по бухучету, а также в соответствии с налоговым кодексомРоссийской Федерации на предприятии принята учетная политика на соответствующийгод.
В учетной политике ООО«Фрегат-Центр» определены правила и порядок заготовления и приобретенияматериальных ценностей и их оценку, учет затрат на производство икалькулирования себестоимость продукции, ее оценки и реализации и др.
Учетная политика ООО«Фрегат-Центр» формируется главным бухгалтером и учреждается руководителеморганизации. При этом утверждаются:
1. Рабочий план счетовбухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета,необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиямисвоевременности и полноты учета.
2. Формы первичныхучетных документов. В соответствии с действующими документами организация можетприменять формы первичных документов, утвержденные Госкомстатом РФ.
3. Методы оценки активови обязательств. Эти методы определены в положениях по учету имущества иобязательств организации: ПБУ 3, ПБУ 5, ПБУ 6, ПБУ 14, Положении по ведениюбухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
4. Порядок проведенияинвентаризации активов и обязательств. В соответствии со статьей 12 Закона РФ«О бухгалтерском учете» для обеспечения достоверности данных бухгалтерскогоучета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризациюимущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документальноподтверждаются их наличие, состояние и оценка;
5. Правиладокументооборота и технологии обработки учетной информации. Поддокументооборотом понимают движение первичных документов в бухгалтерском учете,а именно создание или получение документов от других организаций, принятие кучету, обработку, передачу в архив.
6. Порядок контроля захозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организациибухгалтерского учета.
Послеутверждения учетной политики руководителем организации она приобретает статусюридического документа.
Приказ об учетнойполитике по ООО «Фрегат-Центр»
1. Утверждаю рабочий плансчетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета,необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиямисвоевременности и полноты учета и отчетности.
2. На предприятии ОООприменяются формы первичных учетных документов, утвержденные Госкомстатом РФ.
3. Учет основных средств. Согласно учетной политике основныесредства, которые стоят дешевле 10000 рублей сразу же списываются на затраты,как только это имущество передано в эксплуатацию. В этом случаи амортизация неначисляется. Это правило применять и в бухгалтерском, и налоговом учетесогласно статьи 259 НК РФ. В налоговом учете способ начисления амортизациилинейный, аналогичен тому, что следует применять и для бухучета. Суммуамортизации рассчитывать исходя из срока полезного использования основныхсредств. Срок определяется из 10 амортизационных групп, предусмотренных статьей258 Налогового Кодекса РФ, на основании классификации основных средств,включаемых в амортизационные группы (утверждено постановлением Правительства РФот 1 января 2002г. №1).
4. Учет материально-производственных запасов и незавершенногопроизводства. К материально-производственным запасам относят сырье, материалы,готовая продукция. Сырье и материалы отражают в бухгалтерском учете по учетнойсебестоимости. (Утверждено приказом Министерства финансов России от 28 декабря 2001 г. №11911). В налоговом учете стоимость материально-производственных запасов складывается изфактических затрат на их приобретение (пункт 2 статья 254 Налогового Кодекса РФподпункт 2 пункт 1 статья 265 Налогового Кодекса РФ). Способы описанияматериально-производственных запасов в производство, как и в налоговом учете(п. 6 статья 254 Налогового Кодекса РФ) так и в бухгалтерском (п. 16 ПБУ 5/01).В бухгалтерском и налоговом учете незавершенное производство и готовуюпродукцию оценивать по прямым затратам (статья 319 Налогового Кодекса РФ)Списание общехозяйственных затрат производится в конце отчетного периода насчет 20 (основное производство). В налоговом учете общехозяйственные расходывычитать из доходов отчетного периода.
5. Учет выручки в целях исчисления НДС. В соответствии со статьей167 Налогового Кодекса РФ начисление НДС согласно учетной политике производитьпо мере поступления денег на счет или в кассу (метод по оплате). Представлениеотчетности в налоговую инспекцию производить ежемесячно.
6. Учет доходов и расходов для расчета налога на прибыль.
Согласно главе 25 Налогового Кодекса РФ налогооблагаемую прибыльопределять на предприятии методом начисления, т.е. доходы и расходы признаютсяв том периоде в котором они произведены независимо от даты оплаты. Декларациюпо налогу на прибыль сдавать в налоговую инспекцию ежеквартально. Авансовыеплатежи по прибыли уплачивать ежемесячно, исходя из фактически полученнойприбыли за прошлый год.
7. Инвентаризация имущества.
Инвентаризацию имущества проводить всоответствии с методическими указаниями, которые утверждены приказомМинистерства финансов от 13 июня 1995 г. № 49 на 1 октября 2003года.
Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств. Всоответствии со статьей 12 Закона РФ «О бухгалтерском учете» для обеспечениядостоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности проводитьинвентаризацию имущества и обязательств ООО не реже одного раза в год дляпроверки и документального подтверждения их наличия, состояния и оценки.Инвентаризация материально-производственных запасов на складе ООО должнапроводиться не менее одного раза в год специально назначенной для этогокомиссией.
8. Правиладокументооборота и технологии обработки учетной информации. Все первичныедокументы принимаются материально-ответственными лицами ООО, подбираются всоответствующие отчеты и сдаются в бухгалтерию ООО. Где в свою очередьдокументы подвергают аналитической обработке и таксировке (проверкеправильности арифметических действий). После окончания отчетного года документыпредприятия за этот год сшиваются в специальные папки и архивируются.
9. Порядок контроля захозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организациибухгалтерского учета. Контроль и ревизию за состоянием бухгалтерского учетаосуществляет главный бухгалтер ООО. Контроль за состоянием и наличиемматериальных ценностей ООО осуществляет специально созданная комиссияпосредством проведения инвентаризаций и сличения фактических остатковматериальных ценностей с учетными данными. В состав комиссии обязательно долженвходить работник бухгалтерии ООО.
При оценкесистемы бухгалтерского учета ООО «Фрегат-Центр» можно отметить, что ведениеучета в целом соответствует существующему законодательству, учетная политикарегулирует постановку и порядок ведения бухгалтерского учета на предприятии, отее содержания зависит порядок ведения всего учета на предприятии и дальнейшееположение предприятия.
Заключение
При формировании учетнойполитики организации по конкретному направлению ведения и организациибухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемыхзаконодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если поконкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведениябухгалтерского учета, то при формировании учетной политики происходитразработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иныхположений по бухгалтерскому учету. При организации учетной политики оформляетсясоответствующей организационно-распорядительной документацией. Способы ведениябухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики,применяются с 1 января года, следующего за годом учреждения соответствующегоорганизационно-распорядительного документа.
Порезультатам можно сделать следующие выводы:
— налоговая ибухгалтерская отчетность ООО «Фрегат-Центр» отражают достоверно во всехсущественных отношениях финансовое положение и результатыфинансово-хозяйственной деятельности;
— системавнутреннего контроля ООО «Фрегат-Центр» отличается достаточно высокой степеньюнадежности.
По моемумнению, в целях повышения надежности системы внутреннего контроля ООО«Фрегат-Центр» необходимо:
1. Напостоянной основе осуществлять контроль уровня знаний сотрудникамизаконодательных и нормативных актов.
2.Проанализировать состояние контроля за начислением и уплатой ЕСН и принять мерыпо повышению его эффективности.
3. Напостоянной основе осуществлять мониторинг соблюдения всеми сотрудникамиосновных требований, предъявляемых к системе внутреннего контроля.
4.Разработать график документооборота
5.Разработать нормативные акты по организации внутреннего контроля по недопущениюопераций, связанных с легализацией доходов полученных преступным путем, так какпрактика аудиторских ревизионных проверок свидетельствует, что в организацияхзачастую под видом маркетинговых, рекламных и агентских услуг выдают суммы«вознаграждений» из кассы физическим лицам без предварительного начислениязаработной платы.
Ведениебухгалтерского учета на предприятии осуществляется в соответствии с действующимзаконодательством, а также принятой учетной политикой, которая регламентируетпорядок ведения учета на предприятии.
Учетнаяполитика ООО «Фрегат-Центр» сформирована в соответствии с нормативнымидокументами, однако отсутствие некоторых приложений к ней (графикдокументооборота, разработанных типовых корреспонденций счетов) соответственноприводит к возникновению ошибок, нетипичных и неправильных корреспонденцийсчетов.
Поэтому сцелью исключения в дальнейшем таких ошибок и налаживания учета, необходиморазработать и внедрить в учетную политику предприятия в качестве приложенийграфик документооборота, разработанные типовые корреспонденции счетов.
Список используемой литературы
1. Гражданскийкодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ //Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] — Посл.Обновление 13.05.2008.
2. Гражданскийкодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ //Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] — Посл.Обновление 06.12.2007.
3. Гражданскийкодекс Российской Федерации (Часть третья) от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ //Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] – Послед.обновление 29.04.2008.
4. Налоговыйкодекс РФ. Части первая и вторая – М.: ТК Велби, 2005.
5. Федеральныйзакон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» — Информационныйбанк «Консультант Плюс: Высшая школа»
6. Положениепо ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РоссийскойФедерации (Приказ Министерства финансов РФ № 34н от 29 июля 1998 г.).
7. Положениепо бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/98. Утвержденоприказом Министерства финансов РФ от 09.12.1998 №60н.
8. ПриказМинфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н «Об утверждении Положения побухгалтерскому учету „Доходы организации“ ПБУ 9/99» (с изм. идоп. от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.) // Информационный банк «Консультант Плюс: Высшая школа»
9. ПриказМинфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н «Об утверждении Положения побухгалтерскому учету „Расходы организации“ ПБУ 10/99» (с изм. идоп. от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.) // Официальные материалы для бухгалтера. 2002.
10. ПриказМинфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н «Об утверждении Положения побухгалтерскому учету „Бухгалтерская отчетность организации“ ПБУ4/99» // Информационный банк «Консультант Плюс: Высшая школа»
11. Плансчетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий(Приказ Министерства финансов № 94н от 31 октября 2000 г.).
12. Бухгалтерскийучёт /под ред. д.э.н. проф. А.Д. Ларионова – М.: ГРОСС ГБ БУХ М. – 2000 г. – 654 с.
13. Воронина Л.И. Теориябухгалтерского учета: учеб. пособ. – М.: Эксмо, 2008. – 416 с.
14. Кондраков И.П.Бухгалтерский учет: учеб. пособие, 5-е изд. – М.: ИНФРА М, — 2006 – 717 с.
15. Новодворский В.Д.,Пономарева Л.В. Бухгалтерская отчетность организации. – М.: Издательство«Бухгалтерский учет». – 2004. – 368 с.
16. Правовые основыбухгалтерского и налогового учета и аудита в РФ. Учеб. — М.: Юристъ, 2005. –255 с.
17. Щадилова С.Н. Основыбухгалтерского учета. Учеб. пособие. – М.6 ИКЦ «ДИС», 2006. – 528 с.
18. Шишкин В.Ю. Бухгалтерскийучет финансовых вложений. Комментарий к ПБУ 19/02 // Главбух, № 3, февраль 2008г