Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учетная политика ОАО "Сахарный завод "Жердевский"

Содержание
Введение
1 Краткаяэкономическая характеристика «ОАО Сахарный завод «Жердевский»
1.1 Историясоздания и развития предприятия
1.2Организация прозводственно-сбытовой деятельности
2 Структурауправления и организация бухгалтерского учета в ОАО «Сахарный завод«Жердевский»
2.1Организация структуры управления
2.2Организация бухгалтерского учета
2.3 Учетнаяполитика ОАО «Сахарный завод «Жердевский»
3 Организациядокументооборота в ОАО «Сахарный завод «Жердевский»
4 Анализбухгалтерской отчетности ОАО «Сахарный завод «Жердевский»
4.1 Анализотчетности за 2008 год
4.2 Анализ полугодовойотчетности за 2009 год
Заключение
Списокиспользованных источников

Введение
Пищевая промышленность всегда была и остается важнейшей отрасльюпроизводства для общества. Потребность в продуктах и питания и полезныхвеществах является насущной потребностью каждого человека, важность пищевогопроизводства неоспорима.
Сахар относится к товарам первой необходимости, рацион питания без негопредставляется невозможным. Поэтому изучение производства этого важногопродукта для дальнейшего исследования и разработки рекомендаций в даннойобласти является актуальной и интересной задачей.
Прохождение практики осуществлялось в ОАО «Сахарный завод «Жердевский»,которое находится в Тамбовской области. ОАО «Сахарный завод «Жердевский»занимается производством сахара из сахарной свеклы, сахара-сырца. Такжепредприятие реализует отходы производства: жом, патоку, мелассу, электроэнергию,оказывает транспортные услуги и занимается другими видами деятельности всоответствии с уставом акционерного общества. В ходе ознакомительной практикиставилась цель познакомиться с деятельностью ОАО «Сахарный завод «Жердевский», изучитьисторию создания и развития предприятия, его цели в современных условиях,задачи и проблемы, стоящие перед предприятием, устав, структуру управленияпредприятием, основные характеристики производства и сбыта, инфраструктуру,деятельность различных отделов, документооборот, определить экономическоесостояние данного предприятия. Наибольшее внимание уделялось работе бухгалтериикак структурного подразделения завода, в ходе практики стояла задачаежедневного наблюдения за работой бухгалтерии, устранение пробелов втеоретических и практических знаниях, выработка практических навыков пооформлению документов. Также в ходе практике стояла задача анализахозяйственной деятельности предприятия в рамках пройденного курса для выявленияэкономического положения ОАО «Сахарный завод «Жердевский» в современныхкризисных условиях.
1 Организационно-экономическая характеристика «ОАО Сахарный завод «Жердевский»
1.1 История создания и развития предприятия
Жердевский сахарный завод, являющийся сейчас акционерным обществом«Сахарный завод «Жердевский», находится на территории Жердевского района, вЮго-Восточной части Тамбовской области. Основной деятельностью предприятияявляется производство сахара и патоки из сахарной свеклы и сахара-сырца.
Завод был построен в 1938 году и вступил в работу с небольшой мощностьюпо переработке 1200 тонн свеклы в сутки. Это был один из первенцев пищевойиндустрии ударных пятилеток предвоенных лет. С годами крепламатериально-техническая база, и несмотря на тяжелые условия военного временисахарный завод к 1944 году добился повышения производительности по переработкесвеклы и выпуску сахара, вошел в состав передовых в стране. За высочайшиепоказатели в работе в 1944 году завод получил Переходящее Красное ЗнамяГосударственного Комитета Обороны и Красное Знамя Обкома партии.
Начиная с 1946 года резко возрастает экономическая мощность ипроизводительность завода. К 1948 году завод достигает своей проектной мощностии среднесуточная производительность по переработке свеклы равняется 12704центнеров. Интенсивно внедряется новая техника, широко модернизируютсятрудоемкие процессы. Была установлена современная для того периода выпарнаястанция, фильтрационное отделение. Росла мощность завода. В 1953 году она ужестановится 1500 тонн в сутки, в 1960 году – 2200 тонн свеклы в сутки, в 1965 –2400 тонн. За этот период полностью реконструирован сокоочистительный цех,установлен новый котел сатурации, реконструировано известково-газовое хозяйствои проделаны многие другие работы.
За достигнутые успехи в выполнении плана, техническое перевооружениепредприятия, внедрение передовой технологии и высокие технико-экономическиепоказатели работы указам Президиума Верховного Совета СССР о в 1966 годуЖердевский сахарный завод был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. В1970 году мощность завода вновь повышается до 2750 тонн свеклы в сутки.
В настоящее время производительность завода достигла плановой свыше 3200тонн свеклы в сутки.
В 2007 году по итогам конкурса «Лучший сахарный завод России 2007 года»предприятие было награждено дипломом Министерства сельского хозяйства РФ иСоюза сахаропроизводителей – за высокий коэффициент извлечения сахара изсвеклы, низкий удельный расход свеклы на производство сахара и низкий удельныйрасход топлива при переработке сырья.
Жердевский сахарный завод всегда был экспериментальной научной площадкой,где прошли испытания новые виды оборудования. На этой заводской площадке внеслисвою лепту в развитие промышленности ученый-сахарник П. М. Силин,инженеры-новаторы И. Г. Чугунов и В. А. Селятицкий, считавшие предприятие базойдля отработки своих исследований и создавшие передовое для своего времениоборудование и оптимизировавшие технологические процессы производства сахара. Многие виды специального оборудования сахарного завода(дозатор известкового молока Селятицкого, отстойник Чугунова) были опробованына ОАО «Сахарный завод «Жердевский» и здесь же получили путевку в жизнь.
Сейчас сахарный завод – огромное предприятие с высоким уровнеммеханизации и автоматизации. Хороших технико-экономических показателей в работеколлектив достигает во многом и за счет труда квалификацированных рабочих, инженеров,служащих завода. Среднесписочная численность работающих в производственныйсезон составляет около 850 человек.
В 2007 году были реализованы работы по реконструкции Жердевскогосахарного завода. На заводе реализована трехпродуктовая схема с одновременнымувеличением производительности продуктового отделения до 4500 тонн свеклы всутки, установлена новая вакуум-конденсаторная установка.
Также в 2008 отчетном году на заводе возродили комплекс по утилизациижома для получения гранулированного жома, что отвечает последним требованиямсельского хозяйства.
1.2 Организация прозводственно-сбытовой деятельности
В 1998 году Жердевский сахарный завод был преобразован в Открытоеакционерное общество «Сахарный завод «Жердевский».
В соответствии с уставом [см. Приложение А], целью деятельности данногопредприятия является извлечение прибыли и расширение рынка товаров и услуг.
Предметом деятельности Общества является:
закупка сельскохозяйственного сырья в коллективных, государственных,акционерных, фермерских и индивидуальных хозяйствах;
производство сахара-песка и сахара-рафинада из свеклы и сахара-сырца;
производство и реализация сельскохозяйственной продукции;
производство и реализация продукции производственно-техническогоназначения;
оказание посреднических, транспортных, любых других видов услуг, обеспечивающихполучение прибыли на законной основе;
осуществление внешнеэкономической деятельности с правом экспорта-импорта;
выполнение строительно-монтажных работ;
выполнение пусконаладочных, отделочных, ремонтных работ;
торговая, торгово-посредническая, закупочная и сбытовая деятельность;
другие виды деятельности в соответствии с уставом.
Многие вопросы деятельности предприятия, как организационно-технического,так и экономического характера решает Совет директоров, в состав котороговходят в основном представители правящей заводом фирмы «Русагро». Генеральныйдиректор завода Михаил Васильевич Павленко также является членом советадиректоров.
Основная работа завода направлена на выработку сахара из сахарной свеклыи тростникового сахара-сырца. Это производство является сложным, имеет в своейструктуре множество технологических операций.
Промышленное производство сахара представляет собой извлечение ипоследующую очистку природного сахара, содержащегося в стебле сахарноготростника или в корнеплодах сахарной свёклы. Этот процесс разбивается наосновные этапы. Чтобы получить сахар из сахарного тростника, на предварительномэтапе сначала необходимо получить сахар-сырец. Производство сахара-сырцаосуществляется непосредственно в местах произрастания сахарного тростника, врегионах субтропического климата. Основной этап осуществляется на сахарныхзаводах, где производится белый сахар: очистка с удалением несахаров и красящихвеществ, уваривание сиропа до его кристаллизации, отделение кристаллов сахара,сушка и упаковка белого сахара.
Для того, чтобы получить сахар из сахарной свёклы необходимо проделатьследующие операции: очистка и измельчение свёклы, выделение сока прессованием,очистка и выпаривание сока, получение сиропа, уваривание сиропа до образованиякристаллов, отделение кристаллов сахара, сушка и упаковка белого сахара.
Для того, чтобы получить стандартный сахар, который бы отвечалтребованиям ГОСТа, сырье для переработки должно быть кондиционным.
Свекла поступает от агропромышленных комплексов Жердевского,Токаревского, Терновского, Грибановского районов, а также от фермерскиххозяйств этих районов. ОАО «Сахарный завод «Жердевский» регулярно выдает аванс(часто сахаром) хозяйствам для закупки свеклосемян, топлива, удобрений под будущийурожай. Условиями авансирования и расчетом занимаются структурные подразделенияакционерного общества: сырьевой отдел, бухгалтерия.
Сахар-сырец поступает на завод согласно договорам, заключенным сфирмами-посредниками из Чили, Кубы, Филиппин, Бразилии.
Необходимое для производства топливо-мазут закупается заводом подоговорам с фирмами, торгующими топливом, большие партии мазута поступают сРязанского нефтеперерабатывающего завода. Сахарному заводу необходим и уголь,который также закупается через торгующие фирмы в основном с шахт Донбасса.
На Жердевском сахарном заводе также стоит вопрос о газификации и переводеТЭЦ на газ.
Промышленная площадка сахарного завода занимает обширную территорию,поэтому завод имеет множественные транспортные связи, в частности асфальтные,бетонные, грунтовые дороги, железнодорожные пути, транспортные коммуникации.
Завод находится в 4 километрах от железнодорожной станции, чтоспособствует удобной, своевременной доставке сырья, цистерн с мазутом, угля,оборудования, материалов, готовой продукции и других грузов.
Продукция завода – сахар-песок направляется во все точки России.Основными потребителями сахара-песка при переработке свеклы являютсясельхозсдатчики на давальческих основах, также кондитерские фабрики, торговыеточки России. Многие годы сахар-песок Жердевского завода экспортировался вМонголию, Китай.
Помимо основного продукта сахара-песка завод выпускает отходыпроизводства: мелассу, жом и известь.
Основными потребителями мелассы являются также сельхозсдатчики, спиртовыезаводы России, биохимзаводы, Санкт-Петербургский завод по выпуску лимоннойкислоты, Казахстан.
Вторым отходом производства является жом (обессахаренная стружка).Основными потребителями жома являются свеклосдатчики, фермерские хозяйства,потребители регионов России.
Третьим отходом производства является известь – гашеная и негашеная,которая используется для удовлетворения нужд населения.
При производстве сахара-песка из свеклы на ОАО «Сахарный завод«Жердевский» применяется двухпродуктовая технологическая схема. В будущемзапланирован перевод схемы на трехпродуктовую, которая позволит более полноистощить мелассу и снизить потери сахара в ней, повысить выход сахара-песка.
В 2008 году было переработано более 493 тыс. тонн сахарной свеклы, чтобольше показателя 2007 года, который составил 451,3 тыс. тонн.
Вся готовая продукция по договорам последних лет делится в пропорции 70 к30, то есть 70% принадлежит хозяйствам за сданное сырье, 30 % — ОАО «Сахарныйзавод «Жердевский». Пропорция может меняться в зависимости от договоренности.

2 Структура управления и организация бухгалтерского учета в ОАО «Сахарныйзавод «Жердевский»
2.1 Организация структуры управления
Организационная структура ОАО «Сахарный завод «Жердевский» являетсялинейно функциональной, как и большинство российских предприятий.Линейно-функциональный этап характеризуется углублением процесса специализации,расширением и созданием новых подразделений и служб. Подобная организационнаямодель предполагает, что функциональные руководители управляют только своимиподразделениями. Управление персоналом осуществляется через их начальниковпосредством издания приказов и других внутренних распоряжений. При этомруководители линейных подразделений имеют право на согласование иопротестование проектов функциональных изменений. Это приводит к улучшениювзаимодействия функциональных и линейных служб [2].
Линейно-функциональная структура предоставляет преимущества для работы встабильных условиях, предполагающих постепенное налаживание связей между функциональнымии основными подразделениями. Если ситуация быстро меняется и требуетперманентного пересмотра контролируемых показателей и ограничений, добитьсясогласованной работы всех служб удается с трудом, особенно когда это происходитв условиях роста организации. Чем глубже специализация и больше функциональныхподсистем, тем выше требования к согласованности в их работе по достижениюинтегрированного результата.
На основе признаков подчиненности и функциональной специализацииприсутствуют следующие уровни организационной структуры управления компанией [см.Приложение Б]:
Первый уровень: генеральный директор, 1-й заместитель генеральногодиректора, финансовый директор, заместитель директора по общим вопросам,заместитель генерального директора по сырью, главный инженер, главныйбухгалтер. Второй уровень: начальники отделов. Четвертый уровень: заместителиначальников отделов, служб и линейные специалисты. На последнем уровне иерархиинаходятся рабочие, лаборанты.
Данное число уровней говорит о достаточно иерархической структуре. Внаиболее гибких организационных структурах число управленческих уровней бываетот трех до пяти. Эффективное функционирование такого предприятия зависит отналичия отработанных управленческих процедур, полноты внутренней нормативной базы,всестороннего использования функций управления.
В настоящее время на российских предприятиях происходят изменения вструктуре и механизмах управления, включающие: появление стратегическогопланирования; создание соответствующего нового блока управления стратегическимразвитием и акционерной собственностью; реформирование планирования на базе егопереориентации на планирование от продаж; оптимизация системы бюджетирования [19].Новая система планирования на данном предприятии находится в стадии формирования,поэтому функции отделов, особенно экономического отдела как центрального всистеме управленческого учета, пока точно не определены.
Делая вывод, можно сказать, что достоинством линейно-функциональнойструктуры на данном предприятии является: большая согласованностьфункциональных и линейных начальников, большая развитость функциональнойспециализации, увеличение влияния на качество работ и продукции. В свою очередьнедостатками такой структуры являются большое число контролируемых параметров иусловий, трудности согласования деятельности по времени и содержанию, с чемруководство предприятия успешно справляется.

2.2 Организация бухгалтерского учета
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях,соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несутруководители организаций.
 В соответствии с федеральным законом №129-ФЗ «Обухгалтерском учете» руководители организаций могут в зависимости от объемаучетной работы:
учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение,возглавляемое главным бухгалтером;
ввести в штат должность бухгалтера;
передать на договорных началах ведение бухгалтерского учетацентрализованной бухгалтерии, специализированной организации илибухгалтеру-специалисту;
вести бухгалтерский учет лично [17].
На данном предприятии бухгалтерская служба учреждена как отдельноеструктурное подразделение. Структура бухгалтерии ОАО «Сахарный завод«Жердевский» является линейной. При линейной организации все сотрудникибухгалтерии находятся в непосредственном подчинении главному бухгалтеру. Такаяструктура обычно применяется на предприятиях, где численность персоналабухгалтерии не превышает 10 человек. На данном предприятии штат бухгалтериисоставляет 9 человек, включает в себя главного бухгалтера, заместителя главногобухгалтера, 6 бухгалтеров отделов и участков, кассира-операциониста.
Способ, которым ведется учет, закреплен в учетной политике организации,бухгалтерский учет на сахарном заводе является автоматизированным, с использованиемпрограммы 1С.
Автоматизированная форма бухгалтерского учета в организации создается ифункционирует на базе использования электронных вычислительных машин (ЭВМ) илокальных сетей, посредством которых объединены персональные ЭВМ,представляющие рабочие места учетного персонала. Учетная информация,сформированная в электронном виде на каждом рабочем месте, может бытьиспользована любым сотрудником бухгалтерской службы.
В условиях автоматизированной формы бухгалтерского учетапоследовательность учетного процесса имеет следующие этапы:
формирование первичного учетного документа на основе ввода в ЭВМсоответствующих данных, характеризующих хозяйственную операцию, или егосоставление ручным способом;
перенос необходимых сведений на машинные носители информации;
создание в автоматическом режиме стандартной выходной информации в видемашинограмм регистров аналитического и синтетического учета, форм бухгалтерской(финансовой) отчетности;
создание по запросу в автоматическом режиме детальных, обобщенных илисгруппированных по определенным признакам бухгалтерских данных в видемашинограмм или видеограмм для проведения контрольных мероприятий,аналитической работы, управленческих и других нужд.
Принципом автоматизированной формы бухгалтерского учета является однократныйввод первичных данных и многократное их использование не только в учетныхцелях, но и в любой экономической деятельности организации, связанное свозможностью накапливания значительного объема информации на жестком диске ЭВМ.Содержание выходных учетных данных, порядок обработки первичной учетнойинформации, проведение логических бухгалтерских процедур определяется видомпрограммного продукта для целей бухгалтерского учета, выбранного самойорганизацией [7]. В ходе прохождения практики было отмечено удобствоавтоматизированной формы бухгалтерского учета, легкость и быстрота учетногопроцесса.
В соответствием с Положением о бухгалтерии, подписанным руководителемзавода, бухгалтерия осуществляет бухгалтерский учет и контроль за рациональнымиспользованием материальных и финансовых ресурсов организации, являетсясамостоятельным структурным подразделением организации и подчиняетсянепосредственно ее руководителю. В своей деятельности бухгалтерияруководствуется действующим законодательством, нормативно-правовыми актами иметодическими материалами по вопросам бухгалтерского учета,организационно-распорядительными документами самой организации и настоящимположением.
Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер, имеющий высшеепрофессиональное (экономическое, финансовое) образование и стажфинансово-бухгалтерской работы не менее 3 лет.
Главный бухгалтер:
руководит всей деятельностью бухгалтерии, несет персональнуюответственность за своевременное и качественное выполнение возложенных набухгалтерию задач и функций;
осуществляет в пределах своей компетенции функции управления(планирования, организации, мотивации, контроля), принимает решения,обязательные для всех работников бухгалтерии;
распределяет функциональные обязанности и отдельные поручения между сотрудникамибухгалтерии, устанавливает степень их ответственности, при необходимости вноситпредложения руководителю организации об изменении должностных инструкцийподчиненных ему работников;
выполняет другие функции, предусмотренные должностной инструкцией.
Главный бухгалтер несет персональную ответственность за:
выполнение возложенных на бухгалтерию функций и задач;
организацию работы бухгалтерии, своевременное и квалифицированноевыполнение приказов, распоряжений, поручений вышестоящего руководства, действующихнормативно-правовых актов по своему профилю деятельности;
состояние бухгалтерского учета, планово-финансовой, бюджетной, кассовойдисциплины, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерскойотчетности, соблюдение законодательства Российской Федерации при осуществлениихозяйственных операций, проведение контроля за движением имущества ивыполнением обязательств, правильность и обоснованность расходования выделенныхи закрепленных денежных средств;
состояние трудовой и исполнительской дисциплины в бухгалтерии, выполнениеее работниками своих функциональных обязанностей;
соблюдение работниками бухгалтерии правил внутреннего распорядка,санитарно-противоэпидемического режима, противопожарной безопасности и техникибезопасности;
ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовымидокументами;
предоставление в установленном порядке достоверной бухгалтерской,статистической и иной информации о деятельности бухгалтерии;
готовность бухгалтерии к работе в условиях чрезвычайных ситуаций.
В период отсутствия главного бухгалтера его обязанности исполняет егозаместитель. Главный бухгалтер или его заместитель, имеют право подписидокументов, направляемых от имени бухгалтерии по вопросам, входящим в еекомпетенцию. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы,финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и непринимаются к исполнению.
Бухгалтерия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другимислужбами и структурными подразделениями организации, а также в пределах своейкомпетенции со сторонними организациями. За ненадлежащее исполнение должностныхобязанностей и нарушение трудовой дисциплины работники бухгалтерии несутответственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Основными задачами бухгалтерии являются ведение бухгалтерского учета,контроль за рациональным использованием материальных и финансовых ресурсов,обеспечение сохранности собственности организации, формирование полной идостоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении,необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности всоответствии с законодательством РФ, предотвращение отрицательных результатовхозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервовобеспечения ее финансовой устойчивости.
2.3 Учетная политика ОАО «Сахарный завод «Жердевский»
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организациии утверждается руководителем организации.
Учетная политика оформляется в виде пакета взаимосвязанных документов,каждый из которых является ее неотъемлемой частью: рабочий план счетовбухгалтерского учета, формы первичных учетных документов, порядок проведенияинвентаризации активов и обязательств организации; методы оценки активов иобязательств; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
В соответствии с российским законодательством изменение учетной политикиорганизации может производиться в случаях:
изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов побухгалтерскому учету;
разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
существенного изменения условий деятельности.
В ходе прохождения практики была подробно проанализирована учетнаяполитика на текущий год, а также ее изменения за последние 3 года и их причины.
Организационная часть учетной политики, основанная на текущемзаконодательстве, посвящена общим вопросам построения учетных работ ворганизации: организации учетной работы, порядок составления бухгалтерскойотчетности, порядок исправления бухгалтерских ошибок.
Для выполнения задач бухгалтерского учета в организации создаетсябухгалтерский инструментарий, включающий организацию бухгалтерской службы,создание рабочего плана счетов; схему документооборота; формы первичныхдокументов и внутренней отчетности; порядок проведения инвентаризации; формубухгалтерского учета и систему контроля за хозяйственными операциями. Вприложениях к Учетной политике находится Рабочий план счетов, первичныедокументы, установленные организацией самостоятельно, Правила документооборотаи обработки учетной информации.
Еще одним обязательным компонентом учетной политики является порядокпроведения инвентаризации активов и обязательств организации. В этой частидокумента отражаются основные принципы, регламентирующие порядок проведенияинвентаризации, изложенные в Методических указаниях по инвентаризации имуществаи обязательств.
Далее в Учетной политике предприятия раскрыты аспекты бухгалтерскогоучета основных средств, нематериальных активов, материально-производственныхзапасов, финансовых вложений, затрат, расчетов с дебиторами и кредиторами, учетзаймов и кредитов, а также прочие элементы учетной политики.
В Учетной политике раскрываются принятые способы бухгалтерского учета,если они существенно влияют на оценку и принятие решений заинтересованнымипользователями бухгалтерской отчетности. Например, способ амортизации основныхсредств и нематериальных активов – линейный, оценка МПЗ при списании – посредней себестоимости, оценка готовой продукции – по фактическойпроизводственной себестоимости, учет товаров – по себестоимости приобретения.
Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетностиинформации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерскогоучета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету [18].
В ходе анализа Учетной политики ОАО «Сахарный завод «Жердевский» на 2009год для целей бухгалтерского учета, было выявлено, что она составлена полностьюв соответствии с требованиями текущего законодательства и удовлетворяетусловиям хозяйствования предприятия.
За 3 года в учетной политике произошли следующие изменения:
в 2008 году изменилась стоимость ОС, которую можно учесть в составе МПЗ с10 тысяч рублей до 20 тысяч рублей (из-за изменения законодательства);
в 2008 году изменилось общее понятие НМА в соответствии с принятиемнового ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»;
изменился способ начисления амортизации по объектам НМА с линейного намноговариантный в соответствии с ПБУ 14/2007;
введен пункт о непроведении переоценки нематериальных активов всоответствии с изменениями в законодательстве;
введен пункт, раскрывающий способ оценки объектов НМА, полученных подоговорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежнымисредствами (в соответствии с ПБУ 14/2007);
изменился пункт об определении сроков полезного использования НМА (всоответствии с ПБУ 14/2007);
в 2009 году проценты по займам и кредитам, полученным для приобретенияМПЗ отражаются в составе прочих расходов отчетного периода (ПБУ 15/2008);
изменился порядок учета займов и кредитов (принятие нового ПБУ 15/2008«Учет расходов по займам и кредитам»);
в 2008 году введен порядок дисконтирования величины резерва в случаесущественного изменения покупательной способности рубля. Это объясняетсянестабильностью российской экономики и национально валюты;
изменен перечень возвратных отходов в основном производстве. В 2008 годув перечень добавлен «жом сырой», в 2009 году – «жом свежий». Это связано споступлением и запуском в эксплуатацию новой технологической линии;
в 2009 году введено дополнительное определение постоянных разниц длярасчета налога на прибыль: «Под постоянными разницами понимаются доходы ирасходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыльотчетного периода, но не признаваемые для целей бухгалтерского учета доходами ирасходами как отчетного, так и последующих отчетных периодов»;
был изменен порядок формирования вычитаемых разниц, закрепленных вучетной политике с целью оптимизации налогообложения;
введены пункты, определяющие порядок формирования информации о постоянныхи временных разницах, отражение в бухгалтерском балансе сумм отложенногоналогового актива и отложенного налогового обязательства, способ исчислениявеличины текущего налога на прибыль.
Таким образом, все изменения, произошедшие в учетной политике ОАО«Сахарный завод «Жердевский» не противоречат действующему законодательству.

3 Организация документооборота в ОАО «Сахарный завод «Жердевский»
Документооборот в бухгалтерском учете представляет собой создание илиполучение от других организаций первичных документов, принятие их к учету,обработку и передачу в архив [4]. Принятая система документированияхозяйственной деятельности в ОАО «Сахарный завод «Жердевский» обеспечиваетполноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности,способствует выявлению скрытых резервов. Отражение в бухгалтерском учете фактовхозяйственной деятельности построено исходя не только из их правовой формы, нои из экономического содержания и условий хозяйствования.
Документация обеспечивает тождественность данных аналитического исинтетического учета, позволяет оптимизировать налогообложение организации.
Документ представляет собой зафиксированную на материальном носителеинформацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Для целейоформления документов в бухгалтерском учете согласно Положению по ведениюбухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,применимы только бумажные или машинные носители информации [17].
Документы бухгалтерского учета составляются по унифицированным формам,что обусловлено необходимостью упорядочения информационных потоков, обеспечениясравнимости учетных и отчетных данных, их полноты и достоверности, исключениядублирования информации.
В целом документы бухгалтерского учета можно разделить на три уровня:первичная учетная документация, регистры бухгалтерского учета и отчетнаябухгалтерская документация. Такая градация полностью отвечает определениюдокументооборота в бухгалтерском учете, последовательности и логикедокументирования хозяйственной деятельности организации.
Первичными учетными документами, на основании которых ведетсябухгалтерский учет, служат документы, фиксирующие факты совершенияхозяйственной операции. В соответствии с законом «Обухгалтерском учете», все хозяйственные операции, проводимые организацией,должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичнымиучетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, еслиони составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичнойучетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах,должны содержать некоторые обязательные реквизиты в соответствии с законом.
Первичный учетный документ должен быть составлен вмомент совершения операции или непосредственно после ее окончания. Своевременное и качественное оформлениепервичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения вбухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данныхобеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
Первичные и сводные учетные документы могутсоставляться на бумажных и машинных носителях информации.
В ходе прохождения практики были частично исполнены обязанностикассира-операциониста и заполнены некоторые кассовые документы. Необходимоотметить, что при заполнении кассовых документов следует быть особенновнимательными, так как в них не допускаются исправления. Документы, которымиоформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываютсяруководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на толицами [15].
Приход денежных средств оформляется приходным кассовым ордером по форме №КО-1 [Приложение З]. Бланк состоит из 2-х частей: ордер и отрывная квитанция.Данные в них по большей части дублируются.
В верхней части ордера и квитанции указывается наименование предприятия –ОАО «Сахарный завод «Жердевский». Далее в ордер пишется номер документа и датасоставления. Ниже следует табличная часть, предназначенная для организаций,ведущих бухгалтерский учет. Она содержит бухгалтерские проводки и сумму. Например:
Д 50.1 К 62.1 16-00 (руб. коп.) – работником куплена гашеная известь.
В строку «Принято от» вносятся полностью ФИО лица, передающегоденьги. В строке «Основание» указывается содержание операции. Кпримеру, «Возврат подотчетных сумм». Сумма заносится прописью, акопейки — цифрами. После вписанной суммы (рублей) в строке обязательно следуетпоставить прочерк, чтобы дополнить ее в дальнейшем не было возможности. Еслиоформляется поступление денег от покупателей, по строке «В том числе»цифрами указывается сумма НДС, уплаченная клиентом. Когда реализуемая продукцияне облагается налогом, в строке делается запись «без налога (НДС)». Встроке «Приложение» перечисляются прилагаемые документы. Например,счет-фактура.
Выдача наличных оформляется расходным кассовым ордером по форме № КО-2 [ПриложениеИ]. Он представляет собой единый бланк без каких-либо отрывных квитанций. Вцелом расходный кассовый ордер похож на приходный и заполняется аналогично.
В верхней части пишется наименование организации, далее номер и датаордера. Нумерация ордеров (приходных и расходных) осуществляется раздельно втечение года. С 1 января каждого года она начинается заново. Далее идеттабличная часть, аналогичная приходному ордеру. Например:
Д 70 К50.1 607-40 (руб. коп.) – окончательный расчет с работником
Внизу, после подписей руководителя и главного бухгалтера или двухподписей коммерсанта, в строку «Получил» получатель собственноручночернилами или шариковой ручкой укажет выданную ему сумму: рублей — прописью,копеек — цифрами. Он же строкой ниже ставит дату и подпись. Далее в строке«По» пишутся наименование, номер, дата и место выдачи документа,удостоверяющего личность получателя денег, чаще всего это паспорт. Расходныйордер оформляется в 1 экземпляре, печать на нем не ставится.
Т.к. бухгалтерский учет на предприятии является автоматизированным, концедня все приходные и расходные операции отражаются в журнале «Касса» [ПриложениеK]. Там отражаются номера документов,ФИО участвовавших лиц, номера корреспондирующих счетов, суммы прихода ирасхода, остатки на конец дня. Внизу ставится подпись кассира и проверившегоправильность заполнения кассовой книги бухгалтера.
В ходе прохождения практики возникла необходимость учета расчетов сподотчетными лицами. Для отчета об использованных средствах подотчетными лицамииспользуется унифицированная форма № АО-1 Авансовый отчет [Приложение Л]. Кавансовому отчету прилагаются документы, подтверждающие суммы фактическипонесенных расходов. После проверки авансового отчета, в случае признания расходовобоснованными, руководитель организации ставит на авансовом отчете своюподпись. При оформлении авансовых отчетов обязательно необходимо проследить,чтобы к оправдательным документам, подтверждающим траты, были приложеныкассовые чеки, которые являются главным оправдательным документом.
Заработная плата на предприятии 25-го числа каждого месяца выплачиваетсяпо платежной ведомости № Т-53 [Приложение М]. На титульном листе данной формыуказывается общая сумма, подлежащая выплате (равняется выплаченной идепонированной заработной плате в совокупности). Разрешение на выплатузаработной платы подписывается руководителем организации. Далее идет таблица, вкоторой указан номер по порядку, табельный номер, ФИО, сумма, подпись ипримечание. В графе «Примечание» в случае необходимости указываетсяномер предъявленного документа. В конце ведомости указываются суммы выплаченнойи депонированной заработной платы. По истечении срока выплаты против фамилийработников, не получивших зарплату, в соответствующих графах делается отметка«Депонировано».
По завершении заполнения платежной ведомости сразу после последней записизаполняется итоговая строка для проставления общей суммы ведомости.
На выданную сумму заработной платы требуется составить расходный кассовыйордер по форме № КО-2, номер и дату которого надлежит проставить на последнейстранице платежной ведомости.
Для ежемесячного отражения сведений о заработной плате, выплаченнойработнику в течение календарного года, на предприятии применяетсяспециализированный документ – лицевой счет по форме № Т-54 [Приложение H]. При этом форма № Т-54 необходимадля записи всех видов начислений и удержаний из заработной платы работника наосновании первичных документов по учету выработки и выполненных работ,отработанного времени и документов на разные виды оплаты [15].
Также во время прохождения практики был усвоен порядок оформленияопераций по учету основных средств, в частности прием и списание ОС.
При поступлении на склад оборудования, которое после выполнения монтажныхработ будет использоваться как основное средство, то для его учета используетсяформа № ОС-14 «Акт о приеме (поступлении) оборудования». Она содержитреквизиты организации-получателя, организации-поставщика, сведения о времениприемки оборудования, сведения о поступившем оборудовании. При поступленииобъекта обязателен его тщательный осмотр членами комиссии на предметповреждения, некомплектности, дефектах. Внизу идет информация о доверенномлице, принявшем объект на ответственное хранение, подписи членов комиссии иглавного бухгалтера.
Акт составляется комиссией по приему основных средств в двух экземплярахи утверждается руководителем.
В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются и происходит ихсписание. Списание — это оформление факта выбытия имущества по причине егонепригодности для дальнейшего использования, осуществляемое посредствомзаполнения типовых форм первичной учетной документации. В качестве такойтиповой формы на предприятии используется форма ОС-4 «Акт на списаниеосновных средств». В нем фиксируется факт выбытия объекта из сферыпроизводства (и со склада), снятия его с учета и прекращение материальнойответственности работников организации за его порчу или пропажу. В этомзначении понятие «списание имущества» используется как оформлениефакта выбытия имущества по причине его износа.
Этот документ содержит реквизиты организации и структурногоподразделения, основание и причину списания, материально ответственное лицо,сведения о состоянии объекта основных средств на дату списания, краткуюиндивидуальную характеристику объекта, заключение комиссии, подписи членовкомиссии. Также этот акт может отражать сведения о затратах, связанных сдемонтажом и поступлении материальных ценностей от списания с корреспонденциейсчетов. В итоге подводятся результаты списания, подсчитывается выручка отреализации (если такие операции имели место), все заверяется подписью главногобухгалтера.
Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации инакопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах,для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.Содержание регистров бухгалтерского учета является коммерческой тайной, и входе прохождения практики ознакомиться с ними оказалось невозможно.
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных обимущественном и финансовом положении организации и о результатах еехозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учетапо установленным формам. Состав изученной бухгалтерской отчетности и ее анализпроведенный во время прохождения практики представлены в разделе 4 данногоотчета.
Учетная документация неотделима от организационно-распорядительнойдокументации организации, договоров, которые являются базой для составлениябухгалтерских документов или определяют порядок их оформления, подписания ит.д. Содержание договоров ОАО «Сахарный завод «Жердевский» было также объявленокоммерческой тайной.
Бухгалтеру приходится постоянно работать сорганизационно-распорядительной документацией организации — составлятьдокументы, использовать содержащиеся в них сведения для подготовки и проведенияучетных работ, визировать отдельные распорядительные документы.
Номенклатура организационно-распорядительной документации, используемой вкаждом отчетном периоде, зависит от структуры организации, направления имасштабов ее деятельности, действующей нормативной базы [4]. На предприятиипринята следующая организационно-распорядительная документация: приказ обучетной политике, приказ об утверждении графика документооборота, правилавнутреннего распорядка, графики рабочего времени, график отпусков, положение обоплате труда, премировании и надбавках, и многие другие приказы и положения.
Движение документов в бухгалтерском учете (создание или получение отдругих организаций, учреждений, принятие к учету, обработка, передача в архив — документооборот) согласно п. 5.1 Положения о документах и документообороте регламентируетсяграфиком.
Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер.График документооборота утверждается приказом руководителя организации.
График должен устанавливать в организации рациональный документооборот,то есть предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей дляпрохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок егонахождения в подразделении.
График документооборота призван способствовать улучшению всей учетнойработы в организации, учреждении, усилению контрольных функций бухгалтерскогоучета, повышению уровня механизации и автоматизации учетных работ.
График документооборота оформлен в виде перечня работ по созданию,проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации,учреждения, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполненияработ.
Работники организации — начальники цехов, мастера, табельщики, работникифинансовых служб, отделов труда и заработной платы, снабжения, кладовщики,подотчетные лица, работники бухгалтерии и другие — формируют и представляютдокументы, относящиеся к сфере их деятельности, по графику документооборота.Для этого каждый исполнитель имеет выписку из графика, в которой перечисленыдокументы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя, сроки их представленияи подразделения организации, учреждения, куда представляются указанныедокументы.
Ответственность за соблюдение графика документооборота, за своевременноеи доброкачественное создание документов, своевременную передачу их дляотражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся вдокументах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы, они такжеуказаны в данном графике.
Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота поорганизации, учреждению осуществляет главный бухгалтер.
Также одним из важнейших организационных документов являются Правилавнутреннего распорядка. Документ носит, в первую очередь, дисциплинарныйхарактер, определяя порядок поведения работников в рабочее время — явку наработу, пропускной режим (если есть), порядок расследования прогулов инесчастных случаев на производстве и т.п. Он имеет целью способствоватьукреплению трудовой дисциплины, организации труда на научной основе,рациональному использованию рабочего времени, высокому качеству работ,повышению производительности и эффективности труда.
Правилами внутреннего распорядка определяются также вопросы организациирабочего времени и времени отдыха работников. Рабочее время время, в течениекоторого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядкаорганизации и условиями трудового договора должен исполнять трудовыеобязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами ииными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени.
В ходе практики было проверено соответствие Правил внутреннего распорядкатрудовому законодательству Российской Федерации, в частности, Трудовому Кодексу.В результате можно сделать вывод, что Правила внутреннего трудового распорядкаОАО «Сахарный завод «Жердевский» полностью соответствуют законодательству РФ иполно отражают все необходимые аспекты трудовых отношений.

4 Анализ бухгалтерской отчетности ОАО «Сахарный завод «Жердевский»
4.1 Анализ отчетности за 2008 год
Бухгалтерская отчетность — это модель финансового положения предприятия.Модель эта формируется по правилам, определяемым традициями национальной школыучета и действующими нормативными документами. Эти правила формируют конкретныеособенности отчетности, которые влияют на возможности пользователей при анализебухгалтерской информации [1].
В состав годовой бухгалтерской отчетности ОАО «Сахарный завод«Жердевский» в соответствии с законодательством входят:
— бухгалтерский баланс (форма № 1);
— отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
— отчет об изменениях капитала (форма № 3);
— отчет о движении денежных средств (форма № 4);
— приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
— отчет о целевом использовании денежных средств (форма № 6);
— пояснительная записка;
Все формы отчетности были изучены в ходе прохождения практики.
Бухгалтерский баланс это основная форма бухгалтерской отчетности. Онхарактеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. Вэтих целях в бухгалтерском балансе должна быть отражена информация об активах,обязательствах и капитале организации. Бухгалтерский баланс состоит из двухчастей: актив и пассив. Сумма активов баланса всегда равна сумме пассивовбаланса. В актив баланса включены два раздела: раздел I «Внеоборотныеактивы» и раздел II «Оборотные активы». В пассиве баланса три раздела:раздел III «Капитал и резервы», раздел IV «Долгосрочныеобязательства» и раздел V «Краткосрочные обязательства». Каждыйиз разделов баланса, в свою очередь, состоит из групп статей, в которыхотражаются виды активов и обязательств организации.
Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результатыдеятельности организации за отчетный период. В этой форме доходы предприятия,полученные за отчетный период, отражаются с подразделением на выручку отпродажи и прочие доходы. В разделе Доходы и расходы по обычным видамдеятельности отражаются: выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг(за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных обязательств; себестоимостьпроданных товаров, продукции, работ, услуг; валовая прибыль; коммерческиерасходы; управленческие расходы; прибыль (убыток) от продаж за отчетный год.
В приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5) расшифровываютсяотдельные показатели бухгалтерского баланса.
Бухгалтерская финансовая отчетность предоставляет многочисленныевозможности для различных видов анализа. В ходе практики был проведен расчетосновных показателей деятельности предприятия.
Структура активов организации на последний день анализируемого периода(31.12.2008 г.) характеризуется таким соотношением: 61,3% внеоборотных активови 38,7% текущих активов. Активы организации за 2008 г. существенно увеличились(на 121,6%). Хотя имело место значительное увеличение активов, собственныйкапитал уменьшился на 6%, что негативно характеризует динамику измененияимущественного положения организации.
Рост величины активов организации связан, главным образом, с ростомследующих позиций актива баланса (в скобках указана доля изменения даннойстатьи в общей сумме всех положительно изменившихся статей):
Незавершенное строительство – 185417 тыс. руб. (45,1%)
Запасы – 101124 тыс. руб. (24,6%)
Основные средства – 77720 тыс. руб. (18,9%)
Одновременно, в пассиве баланса наибольший прирост наблюдается построкам:
Займы и кредиты – 158778 тыс. руб. (37,5%)
Кредиторская задолженность: прочие кредиторы – 108205 тыс. руб. (25,6%)
Займы и кредиты – 106609 тыс. руб. (25,2%)
Кредиторская задолженность: поставщики и подрядчики – 48536 тыс. руб.(11,5%)
Чистые активы организации на конец 2008 г. намного (в 19,2 раза)превышают уставный капитал. Такое соотношение положительно характеризуетфинансовое положение ОАО Сахарный завод «Жердевский», полностьюудовлетворяя требованиям нормативных актов к величине чистых активоворганизации. При этом следует отметить снижение чистых активов на 6% заанализируемый период. Несмотря на нормальную относительно уставного капиталавеличину чистых активов, их дальнейшее снижение может привести к ухудшениюданного соотношения.
Как видно из «Отчета о прибылях и убытках», за анализируемыйпериод организация получила прибыль от продаж в размере 31858 тыс. руб., чтосоставило 2,4% от выручки. По сравнению с аналогичным периодом прошлого годаприбыль выросла на 13230 тыс. руб., или на 71%.
По сравнению с прошлым периодом в текущем выросла как выручка от продаж,так и расходы по обычным видам деятельности (на 440290 и 427060 тыс. руб.соответственно).
Изучая расходы по обычным видам деятельности, следуем отметить, чтоорганизация как и в прошлом году учитывала общехозяйственные (управленческие)расходы в качестве условно-постоянных, относя их по итогам отчетного периода нареализованные товары (работы, услуги).
Убыток от прочих операций в течение анализируемого периода составил 34325тыс. руб., что на 25053 тыс. руб. (в 3,7 раза) больше, чем убыток зааналогичный период прошлого года. При этом величина убытка от прочих операцийсоставляет 107,7% от абсолютной величины прибыли от продаж за анализируемыйпериод.
В 2008 г. организация не погашала убыток прошлых лет. Поэтому данные построке «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» формы №2 равныизменению показателя «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»формы №1 и составляют 3898 тыс. руб.
С критической стороны финансовое положение и результаты деятельностиорганизации характеризуют следующие показатели:
неудовлетворительная структура баланса с точки зрения платежеспособности(коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствамименьше нормы);
критическое финансовое положение по величине собственных оборотныхсредств;
высокая зависимость организации от заемного капитала;
активы ОАО Сахарный завод «Жердевский» не покрываютсоответствующие им по сроку погашения обязательства;
коэффициент текущей (общей) ликвидности значительно ниже общепринятогозначения;
коэффициент абсолютной ликвидности существенно ниже нормативногозначения;
убыток от финансово-хозяйственной деятельности составил -3898 тыс. руб.;
Анализ выявил следующие показатели, имеющие исключительно хорошиезначения:
за отчетный период получена прибыль от продаж (31858 тыс. руб.), причемнаблюдалась положительная динамика по сравнению с прошлым периодом (+13230 тыс.руб.);
положительная динамика рентабельности продаж
Положительно финансовое положение организации характеризует следующийпоказатель – чистые активы превышают уставный капитал, однако за анализируемыйпериод наблюдалось снижение величины чистых активов.
Показателем, негативно характеризующим финансовое положение ОАО Сахарныйзавод «Жердевский», является следующий – отрицательная динамикаизменения собственного капитала организации ОАО Сахарный завод«Жердевский» при том что, активы организации существенно увеличились(на 121,6%).
Таким образом, в результате анализа было выявлено крайне нестабильноеположение предприятия. В данном случае целесообразно прогнозирование возможногобанкротства.
Одним из показателей вероятности скорого банкротства организации являетсяZ-счет Альтмана, который рассчитывается по следующей формуле, и был рассчитан входе прохождения практики:
Z-счет = 1,2К1 + 1,4К2 + 3,3К3 + 0,6К4+ К5 (см. табл. 1):
Таблица 1 – Коэффициенты для расчета Z-счета АльтманаКоэф-т Расчет Значение Множитель Произведение  (гр. 3 х гр. 4) 1 2 3 4 5
К1 Отношение оборотного капитала к величине всех активов 0,37 1,2 0,45
К2 Отношение нераспределенной прибыли и фондов спец. назначения к величине всех активов К3 Отношение фин. результата от продаж к величине всех активов 0,04 3,3 0,14
К4 Отношение собственного капитала к заемному 0,15 0,6 0,09
К5 Отношение выручки от продаж к величине всех активов 1,78 1 1,78 Z-счет Альтмана: 2,47
Предполагаемая вероятность банкротства в зависимости от значения Z счетаАльтмана составляет: 1,8 и менее – очень высокая; от 1,81 до 2,7 – высокая; от2,71 до 2,9 – существует возможность; от 3,0 и выше – очень низкая.
По результатам расчетов на базе данных отчетности ОАО Сахарный завод«Жердевский» значение Z-счета по итогам декабря 2008 г. составило2,47. Это говорит о том, что существует высокая вероятность банкротства ОАОСахарный завод «Жердевский». В тоже время, необходимо отметитьсерьезные недостатки применения Z-счета Альтмана в условиях российскойэкономики, не позволяющие безоговорочно доверять полученным на его основевыводам.
Таким образом, положение предприятия в 2008 можно назвать опасным вусловиях наступившего кризиса как российской, так и мировой экономики.
4.2 Анализ полугодовой отчетности за 2009 год
Отчетность по итогам шести месяцев считается промежуточной. Она имеетсокращенный состав — в нее включаются только бухгалтерский баланс (форма 1) иОтчет о прибылях и убытках (форма 2, см. Приложение C), таким образом полугодовая отчетность как минимум даетинформацию об имущественном положении фирмы на 1 января и 1 июля текущего года,а также информацию о результатах ее деятельности за шесть месяцев текущего годаи шесть первых месяцев предшествующего.
Так как состав отчетности за шесть месяцев ограничен, сокращаются ивозможности анализа. Вертикальный анализ позволяет обобщитьинформацию о структуре активов, обязательств, капитала, доходов и расходоворганизации. С этой точки зрения промежуточная отчетность предоставляет столькоже возможностей, сколько и итоговая [13].
В ходе прохождения практики были рассчитаны основные показателифинансового состояния предприятия.
Рассчитав доли каждой статьи формы 1 в валюте баланса (общей сумме активовили пассивов — стр. 300 и 700), можно сказать, что на начало отчетного периодавнеоборотные активы составляли 61,3%, оборотные активы – 38,7%. В концеотчетного периода структура значительно изменилась: внеоборотные активысоставили 32,2%, оборотные – 67,8%. Это связано в первую очередь с увеличениемвалюты баланса на 991 448 тыс. р., основная часть этого увеличенияпришлась статью оборотных активов «Краткосрочная дебиторская задолженность»,изменение которой составило 889 418 тыс. р., что в свою очередьобусловлено сезонностью производства. Структура пассива также претерпелазначительные изменения. На начало 2009 года собственный капитал и резервысоставляли 10,4% валюты баланса, долгосрочные обязательства – 30,4%,краткосрочные обязательства – 59,2%. На конец периода показатели составилисоответственно 0,4%, 26,0% и 73,6%. Это связано в основном с увеличениемвеличины непокрытого убытка на 71 257 тыс. р. и суммы краткосрочныхкредитов и займов на 815 876 тыс. р., что также можно рассматривать каксезонное явление.
При анализе формы 2 – отчет о прибылях и убытках – были рассчитаны доликаждой ее статьи в показателе выручки (стр. 010). Себестоимость в отчетномпериоде превысила показатель выручки (нетто) на 2,5%, что составило 11 418тыс. р. Общая сумма убытка составила 71 257 тыс. р. В аналогичном периодепредыдущего года себестоимость превысила выручку на 7,1%, что составило16 657 тыс. р., а общая сумма убытка составляла 36 173, что на35 084 тыс. р. меньше, чем в отчетном периоде. Такая отрицательнаядинамика объясняется увеличением коммерческих расходов на 3 204 тыс. р.,увеличению суммы процентов к уплате на 41 626 тыс. р., прочих расходов на13 593 тыс. р., что в целом объясняется кризисными явлениями в российскойэкономике.
Так как бухгалтерский баланс содержит сведения о составе активовпредприятия и источниках их формирования, полезно сопоставить абсолютныевеличины по его разделам. При этом было определено, что на конец периода460 045 тыс. р. внеоборотных и оборотных активов (разделы I и II)покрывается за счет собственных средств и долгосрочных заимствований (разделыIII и IV), что составляет 26,4% всех активов. Остальные 73,6 % ресурсовфинансируются за счет краткосрочных обязательств.
Признаком финансового благополучия предприятия считается соблюдениеследующих балансовых пропорций:
наиболее ликвидные активы (к ним можно отнести денежные средства икраткосрочные финансовые вложения) должны покрывать наиболее срочныеобязательства (кредиторскую задолженность) или превышать их. Кредиторскаязадолженность ОАО «Сахарный завод «Жердевский» на конец периода превышает суммуликвидных активов на 282 667 тыс. р.
быстро реализуемые активы (обычно к ним относятся дебиторскаязадолженность, депозиты) должны покрывать краткосрочные пассивы (кредиты и займы,срок погашения которых скоро наступит). Для данного предприятия суммакредиторская задолженность полностью покрыта.
медленно реализуемые активы (например, запасы) должны покрыватьдолгосрочные пассивы (кредиты и займы, срок погашения которых наступит нескоро). На конец анализируемого периода превышение долгосрочных пассивовпредприятия составило 114066 тыс. р.
трудно реализуемые активы (обычно к ним относят земельные участки,здания, оборудование) должны быть покрыты постоянными пассивами (собственнымисредствами) и не превышать их. Сумма непокрытия на конец отчетного периодасоставила 163 769 тыс. р.
В основе этих сопоставлений лежит группировка активов предприятия постепени ликвидности — их способности оперативно обращаться в денежные средстваи служить средством погашения обязательств. В общем случае бухгалтерский баланспредоставляет ограниченные возможности для такой группировки, так как многиестатьи в нем представляются свернуто. Но на основании имеющихся данных можносделать вывод о шатком и нестабильном положении предприятия на данный момент.
В развитие вертикального анализа были определены следующие коэффициентыликвидности:
коэффициент общей (текущей) ликвидности — отношение суммы оборотныхактивов (стр. 290 формы 1) к краткосрочным обязательствам (стр. 690 формы 1) — рекомендуемое значение от 1 до 2-3. Если этот показатель меньше единицы,оборотных активов недостаточно для покрытия краткосрочных обязательств. Если жеон превышает 3, это может свидетельствовать о нерациональном использованииресурсов. На конец отчетного периода этот коэффициент для предприятия равен0,92, что говорит о недостаточном количестве ресурсов. Это может объяснятьсясезонностью производства сахара из сахарной свеклы.
коэффициент абсолютной ликвидности — отношение денежных средств (стр. 260формы 1) к краткосрочным обязательствам (стр. 690 формы 1). Рекомендуемоезначение — 0,2-0,25. У российских предприятий он обычно равен 0,05-0,1. Для«ОАО Сахарный завод «Жердевский» этот коэффициент равен 0,01.
К этой группе коэффициентов обычно относят и значение чистого оборотногокапитала. Этот показатель рассчитывается как разность между оборотными активамии краткосрочными обязательствами. Чистый оборотный капитал является резервомдля развития компании, его оптимальная величина зависит от конкретных условийдеятельности. Желательно, чтобы она была положительной, но в данном случае этавеличина составляет -100 714 тыс. р.
Коэффициент финансовой зависимости (отношение заемного капитала ксобственному) относится к коэффициентам платежеспособности и желательно долженбыть меньше единицы. Для данного предприятия он значительно составляет 252, чтоговорит о чрезмерном использовании заемного капитала и как следствие о рискебанкротства для предприятия.
Горизонтальный анализ отчетности призван выявитьдинамику изменения отчетных показателей с течением времени. Для полугодовойотчетности такую возможность наиболее полно представляет форма 2.
В Отчете о прибылях и убытках можно признать положительной тенденцией какрост абсолютных показателей доходов и прибылей, так и сокращение долисебестоимости в выручке. Для данного предприятия показатель чистого убытка вотчетном периоде составил 71 257 тыс. р., что на 35 084 тыс. руб.больше, чем в предыдущем. Это частично можно объяснить кризисными явлениямиэкономики, которые привели к увеличению себестоимости проданных товаров иуслуг, увеличению коммерческих и управленческих расходов и т.д.
В ходе прохождения практики были проанализированы коэффициенты рентабельностиактивов, рентабельности продаж, рентабельности собственного капитала. Так как вчислителе формул всех этих коэффициентов стоит чистая прибыль, которая вотчетном и предыдущем периоде отрицательная, то и все коэффициенты будутотрицательны. Это говорит о нерентабельности работы предприятия в отчетномпериоде и необходимости принятия мер для стабилизации ситуации. Но в то жевремя нужно помнить о том, что полугодовая отчетность дает не полноепредставление о деятельности организации, и наиболее приближенные к реальностивыводы следует делать только по завершению отчетного года.

Заключение
В ходе прохождения практике для реализации поставленных задач былаизучена история ОАО «Сахарный завод «Жердевский», цели и задачи, которые преследуетданное предприятие, его характеристика и характеристика выпускаемой продукции всовременных условиях.
В рамках этого была изучена был изучен устав акционерного общества,собрана общая информация о производственном процессе на предприятии, внедрениинового оборудования и достижениях завода, численность и квалификация рабочих ислужащих, показатели производства, ассортимент продукции, организацияпроизводственно-сбытовой деятельности, контакты с поставщиками и покупателями,инфраструктура завода, обеспечивающая надлежащее удобство и скорость работ. Краткобыл рассмотрен технологический процесс получения сахара из сахарной свеклы исахара-сырца, получение побочных продуктов производства – жома, патоки,мелассы.
Была рассмотрена организационная структура управления, особенностилинейно-функциональной структуры, место каждого участка в системе управления,ответственность руководящих лиц. Было рассмотрено сообщение между отделами ввиде документооборота, должностные инструкции отдельных лиц и положения оструктурных подразделениях.
Особое внимание в ходе прохождения практики уделялось работе бухгалтерии.Было рассмотрено положение о бухгалтерии как отдельного структурногоподразделения, были выявлены его цели и задачи, функции, права и обязанности, штати структура организации бухгалтерии, сделан вывод о том, что линейная структурабухгалтерии отвечает условиям хозяйствования данного субъекта. Была подробноизучена должностная инструкция главного бухгалтера как лица, ответственного зауправление. Была рассмотрена форма бухгалтерского учета – автоматизированная,которую использует предприятие, ее достоинства и недостатки. Была изученаучетная политика предприятия и приложения к ней на текущий год в контекстеизменений законодательства об учетной политике, проведен сравнительный анализучетной политики за последние 3 года, причины выявленных изменений былипроанализированы на предмет соответствия текущему законодательству.
Была рассмотрена организация документооборота и роль бухгалтерии в данномпроцессе, сделан вывод о том, что принятый график документооборота обеспечиваетполноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности,способствует выявлению скрытых резервов. В ходе прохождения практики былиприменены практические навыки в заполнении первичных документов, частичноисполнялись функции кассира-операциониста, а также наблюдалась работабухгалтеров различных участков.
В ходе работ была изучена номенклатура организационно-исполнительнойдокументации. В качестве организационного документа подробно были изученыПравила внутреннего распорядка, осуществлена проверка данного документа насоответствие трудовому законодательству.
В ходе прохождения практики была изучена отчетность ОАО «Сахарный завод«Жердевский за 1,5 года, полнота и правильность заполнения в соответствии стекущим законодательством. Были рассчитаны основные показатели анализа длявыявления текущего состояния предприятия. Были выявлены неудовлетворительныепоказатели деятельности предприятия и проведен анализ возможного банкротства,который показал достаточно высокие риски.
В целом можно сказать, что в ходе ознакомительной практики были полученыосновные сведения о деятельности предприятия пищевой промышленности, егоструктуре. Были получены ценные сведения о работе бухгалтерии как структурногоподразделения. Была осознана ответственность руководящих лиц и важностьблагоприятного психологического климата для успешного достижения поставленныхцелей. Были приобретены ценные необходимые практические навыки. Былизакреплены, углублены, дополнены теоретические знания, полученные при изученииучебных дисциплин, полученные знания были применены практически при прохождениипрактики, приобретен опыт учетной и аналитической работы.

Список использованных источников
1   Алексеева, А.И.Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие [Текст]/А.И.Алексеева, Ю.В.Васильев, А.В., Малеева, Л.И. Ушвицкий // М.: Финансы истатистика, 2006. – 672 с.
2   Волошин, Д.А. Совершенствование и развитие системы
управленческого учета на предприятии [Текст]/ Д.А. Волошин // «Экономическийанализ. Теория и практика», №22, ноябрь 2007 г. // Справочно-правовая система«Гарант»
3   Гражданскийкодекс Российской Федерации [Текст] // Справочно-правовая система «Гарант»
4   Климова, М.А.Документы и документооборот в бухгалтерском учете [Текст]/ М. А. Климова//Справочно-правовая система «Гарант»
5   Литвинов, Н. Очем поведает баланс. Финансовый анализ годовой отчетности [Текст]/ Н. Литвинов// «Двойная запись», № 3, март 2005 г. // Справочно-правовая система«Гарант»
6   Налоговый кодексРоссийской Федерации (ч. 1, 2) [Текст]// Справочно-правовая система «Гарант»
7   Поленова, С.П.Формы бухгалтерского учета в Российских организациях [Текст]/ С.П. Поленова //«Бухгалтер и закон», № 9, сентябрь 2008 г. // Справочно-правоваясистема «Гарант»
8   Положение побухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) //Справочно-правовая система «Гарант»
9   Положение побухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль»
(ПБУ 18/02) // Справочно-правовая система «Гарант»
10  Положение по бухгалтерскому учету«Учетная политика организации»
(ПБУ 1/2008) // Справочно-правовая система «Гарант»
11  Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г.№ 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества ифинансовых обязательств»// Справочно-правовая система «Гарант»
12  Пятов, М.Л. Возможности анализабухгалтерской отчетности [Текст]/ М.Л. Пятов// «БУХ.1С», № 9,сентябрь 2006 г. // Справочно-правовая система «Гарант»
13  Ржаницына, В. Анализ полугодовойотчетности [Текст]/ В. Ржаницына // Консультант, № 15, август 2005 г. //Справочно-правовая система «Гарант»
14  Самойлов, В.М. Методические указаниек прохождению учебно-производственных практик [Текст]/ В.М. Самойлов, М.С.Кузьмина, Т.А. Трунова, Ю.А. Сорокин// Воронеж. гос. технол. акад.;. Воронеж –2005. – 16 с.
15  Толмачев, И.А. Расчеты наличными[Текст]/ И. А. Толмачев // ГроссМедиа: РОСБУХ", 2009 г. //Справочно-правовая система «Гарант»
16  Трудовой кодекс Российской Федерации[Текст]// Справочно-правовая система «Гарант»
17  Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ
«О бухгалтерском учете»// Справочно-правовая система «Гарант»
18  Филина, Ф.Н. Новое ПБУ 1/2008:учетная политика организаций [Текст] Ф.Н. Филина // «ГроссМедиа:РОСБУХ», 2009 г. // Справочно-правовая система «Гарант»
19  Чернов, В.А. Управленческий учет ианализ коммерческой деятельности [Текст]/ В.А. Чернов// М.: Финансы истатистика – 2001. – 320 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ценовая стратегия 2
Реферат Возникновение религии. Мировые религии современности
Реферат Ценовая политика предприятия фирмы и ее цели
Реферат Розрахунок допусків і посадок гладких циліндричних з'єднань, підшипників кочення та ковзання, шліцьових та різьбових з'єднань, калібрів. Розрахунок розмірних ланцюгів
Реферат Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня)
Реферат Ценообразование на предприятии
Реферат Охоронна сигналізація з GSM-каналом
Реферат Зелёные водоросли
Реферат Служба технічної підтримки користувачів Help Desk
Реферат Конституционное право граждан на обжалование актов органов исполнительной власти республики Болгария
Реферат Federalism Essay Research Paper Due to the
Реферат Ценообразование в маркетинге-микс
Реферат Збирання доказів у кримінальному процесі
Реферат Начало Русского Христианства
Реферат Оплата труда система и форма