Содержание
Введение
Учет расчетов с подотчетными лицами в бюджетном учреждении
Заключение
Список используемой литературы
Введение
До недавних пор бухгалтерский учет бюджетного учреждения былнаправлен только на отражение финансовых потоков в системе «государство — организация- государство». Органы власти следили за тем, как пополняется казна,хватает ли средств на решение тех или иных проблем, не уходят ли собранныеденьги «в песок». Бюджетные учреждения (получатели денежных средств) обосновывалиобъем необходимого финансирования и отвечали за целевое использованиепоступлений. Казначейства, в свою очередь, контролировали исполнение финансовыхпланов и переводили деньги со счетов распорядителей на счета получателей.
С 1 января 2005 г. к бухгалтерскому учету в бюджетныхучреждениях предъявляются новые требования — именно с этого дня вступил в силуПриказ Минфина России от 26 августа 2004 г. №70н «Об утвержденииИнструкции по бюджетному учету». Появление этой Инструкции связано с тем,что государство хочет иметь более четкую информацию о состоянии своих активов иобязательств, обеспечить прозрачность операций с государственными финансами.
Инструкция №70н регламентирует порядок отражения операций нетолько в бюджетных учреждениях, но и в органах, осуществляющих кассовоеобслуживание исполнения бюджетов (органы казначейства), а также в органах,организующих исполнение бюджетов (финансовые органы). Объединениебухгалтерского учета исполнения бюджетов и бухгалтерского учета в бюджетныхучреждениях соответствует ст.240 Бюджетного кодекса РФ. Там записано, что«все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходыбюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета,подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином Плане счетов».
В данной работе рассматривается порядок учета расчетов сподотчетными лицами.
Учет расчетов с подотчетными лицами в бюджетномучреждении
Для учета расчетов с подотчетными лицами предназначен счет020800000 " Расчеты с подотчетными лицами".
На счете учитываются расчеты с подотчетными лицами повыдаваемым им авансам.
Наличные денежные средства выдаются работникам бюджетногоучреждения:
для закупки материальных ценностей (как правило, дляхозяйственных нужд);
в виде авансов на командировки;
раздатчикам для выплаты заработной платы и социальных выплат.
Порядок выдачи денежных средств под отчет определяетсяприказом по организации, в котором должны быть отражены следующие элементы:
круг лиц, имеющих право на получение денег под отчет. В этотперечень не входят работники, которые могут направляться в служебныекомандировки, так как в них может быть направлен практически любой работник. Договорыо полной материальной ответственности с командированными работниками также незаключаются;
предельный размер подотчетных средств. Суммы, выдаваемыекомандированным работникам, определяют расчетным путем исходя из нормвозмещения стоимости проезда, количества дней командировки, норм суточных иквартирных.
сроки представления авансового отчета об израсходованииподотчетных сумм или их возврата. По общему правилу максимальный срок, втечение которого авансовый отчет должен быть представлен, не должен превышатьтрех дней.
/>Обязательноеусловие при выдаче подотчетных сумм за счет бюджетных средств — обеспечение финансированиемпо соответствующей статье бюджетной классификации.
К счету 020800000, в соответствии с Планом счетов может бытьоткрыто до 24 аналитических счетов. Это такие счета, как:
0 208 01 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплатетруда»;
0 208 02 000 «Расчеты с подотчетными лицами по прочимвыплатам»;
0 208 03 000 «Расчеты с п/о лицами по начислениям на оплатутруда»;
0 208 04 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплатеуслуг связи»;
0 208 05 000 «Расчеты с п/о лицами по оплатетранспортных услуг»;
0 208 06 000 «Расчеты с п/о лицами по оплатекоммунальных услуг»;
0 208 07 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплатеарендной платы за пользование имуществом»;
0 208 08 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплатеуслуг по содержанию имущества»;
0 208 09 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплатепрочих услуг»;
0 208 10 000 «Расчеты с п/о лицами по безвозмездным ибезвозвратным перечислениям государственным и муниципальным организациям»;
0 208 11 000 «Расчеты с подотчетными лицами побезвозмездным и безвозвратным перечислениям организациям, за исключениемгосударственных и муниципальных организаций»;
0 208 12 000 «Расчеты с подотчетными лицами поперечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;
0 208 13 000 «Расчеты с подотчетными лицами поперечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранныхгосударств»;
0 208 14 000 «Расчеты с подотчетными лицами поперечислениям международным организациям»;
0 208 15 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплатепенсий, пособий и выплат по пенсионному, социальному и медицинскому страхованиюнаселения»;
0 208 16 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплатепособий по социальной помощи населению»;
0 208 17 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплатепенсионных пособий, выплачиваемых организациями сектора государственногоуправления»;
0 208 18 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплатепрочих расходов»;
0 208 19 000 «Расчеты с п/о лицами по приобретениюосновных средств»;
0 208 20 000 «Расчеты с подотчетными лицами поприобретению нематериальных активов»;
0 208 21 000 «Расчеты с подотчетными лицами поприобретению непроизведенных активов»;
0 208 22 000 «Расчеты с подотчетными лицами поприобретению материалов»;
0 208 23 000 «Расчеты с подотчетными лицами поприобретению ценных бумаг, кроме акций»;
0 208 24 000 «Расчеты с подотчетными лицами поприобретению акций и иных форм участия в капитале.
Выдача наличных денежных средств из кассы организацииосуществляется в соответствии с п.11 Порядка ведения кассовых операций вРоссийской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров ЦБ России 22сентября 1993 г. № 40. Многие положения этого документа дублировалисьИнструкцией 107н, поэтому теперь они исключены из текста документа, регулирующегобюджетный бухгалтерский учет.
Однако Инструкция 107н содержала и ряд специфических требований,которых не было в Порядке ведения кассовых операций. К ним относятся:
1. Авансы под отчет выдаются только лицам, работающим в номучреждении.
2. Авансы под отчет выдаются по распоряжению руководителя учрежденияна основании письменного заявления получателя с указанием назначения аванса исрока, на который он выдается. На заявлении о выдаче сумм под отчет работникомбухгалтерии проставляется код экономической классификации расходов бюджетовбюджетной классификации Российской Федерации, на который должен быть отнесенрасход, и делается отметка об отсутствии за подотчетным лицом задолженности попредыдущим авансам.
3. Деньги, выданные под отчет, могут расходоваться только нате цели, которые предусмотрены при их выдаче.
4. Об израсходовании авансовых сумм подотчетные лицапредставляют авансовый отчет с приложением документов, подтверждающихпроизведенные расходы. Документы, приложенные к авансовому отчету, нумеруютсяподотчетным лицом в порядке их записи в отчете.
5. В случаях непредставления в установленный срок авансовыхотчетов об израсходовании подотчетных сумм или невозврата в кассу остатковнеиспользованных авансов учреждения имеют право производить удержание этойзадолженности из заработной платы лиц, получивших авансы, с соблюдениемтребований, установленных действующим законодательством,
Первое, третье и пятое требование из вышеприведенных теперьне включены в текст новой Инструкции, а четвертое — сохранено. Второе женесколько изменено. На заявлении о выдаче сумм под отчет работником бухгалтериипроставляется теперь не код ЭКР, на который должен быть отнесен расход, асоответствующий счет аналитического учета счета „Расчеты с подотчетнымилицами“.
Авансовый отчет ранее составлялся по ф.286 (0504601 по ОКУД).Инструкция 70н не предусматривает определенной формы авансового отчета. В п.18Приложения № 3 к Инструкции 70н приведены обязательные реквизиты этогопервичного документа. Для аналитического учета расчетов с подотчетными лицамииспользуются:
Журнал по расчетам с подотчетными лицами (п.34 Приложения №3 Инструкции 70н);
Карточка учета средств и расчетов (п. 19 Приложения № 3 Инструкции70н).
Для учета расчетов с подотчетными лицами ранее использовалсяактивно-пассивный счет 160 „Расчеты с подотчетными лицами“. Инструкцией70н для этих целей предназначен счет 020800000 „Расчеты с подотчетнымилицами“. Счет активный. Ранее в случае перерасхода по авансовым отчетамсчет 160 имел кредитовое сальдо, которое отражалось в пассиве баланса. Посколькусчет 020800000 активный, перерасход по подотчетным суммам, образовавшийся наотчетную дату, показывается в активе баланса с минусовым значением.
По дебету соответствующих аналитических счетов счета20800000 „Расчеты с подотчетными лицами“ отражается выдача под отчетналичных денежных средств. При этом кредитуется счет — 020104610 „Выбытияиз кассы“.
По кредиту соответствующих аналитических счетов счета 020800000»Расчеты с подотчетными лицами" отражаются израсходованные суммыаванса в корреспонденции с дебетом счетов:
010600000 «Вложения в нефинансовые активы», соответствующиеаналитические счета;
030201830 «Уменьшение кредиторской задолженности пооплате труда»;
030213830 «Уменьшение кредиторской задолженности посоциальному страхованию населения»;
030214830 «Уменьшение кредиторской задолженности посоциальной помощи населению»;
030215830 «Уменьшение прочей кредиторской задолженностипо социальным пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственногоуправления»;
040101200 «Расходы учреждения», соответствующиеаналитические счета.
А также возвращение остатка подотчетных сумм вкорреспонденции с дебетом счета 020104510 «Поступления в кассу».
Целесообразно напомнить, что нормы командировочных расходовработников бюджетных учреждений определяются в настоящее время постановлениемПравительства РФ от 2 октября 2002 г. № 729 «О размерах возмещениярасходов, связанных со служебными командировками на территории РоссийскойФедерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федеральногобюджета».
Счета 020801000 «Расчеты с подотчетными лицами пооплате труда» и 020815000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплатепенсий, пособий и выплат по пенсионному, социальному и медицинскому страхованиюнаселения» используются, как правило, при выдаче начисленных сумм оплатытруда и пособий, включая пособия по временной нетрудоспособности, черезраздатчиков.
Отражение операций по счету «Учет расчетов сподотчетными лицами»Содержание операций. Дебет счета. Кредит счета. На сумму наличных денежных средств, выданных из кассы. 1.208.00.560 «Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц» 1.201.04.610 «Выбытие из кассы» При предоставлении ав. отчета на сумму произведенных расходов Д 1 401 01 200 «Расходы на …» 1.208.00.660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц» На сумму неиспользованных и возвращенных в кассу наличных денежных средств. 1.201.04.510 «Поступление в кассу» 1.208.00.660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц»
При проверке правильности отражения расчетов с подотчетнымилицами учреждения необходимо проверить:
наличие приказов (распоряжений)о направлении работников в командировку;
правильность возмещениякомандировочных расходов (суточные, квартирные, стоимость проезда);
имеется ликомандировочное удостоверение с отметками в месте пребывания в командировке;
правильность исвоевременность составления авансовых отчетов;
правильность возмещениязатрат на хозяйственные нужды;
наличие оправдательныхдокументов;
полнота исвоевременность сдачи в кассу остатка подотчетных сумм;
правильность возмещениязатрат при краткосрочных загранкомандировках (при этом следует помнить, чтопересчет расходов по загранкомандировкам, выраженных в иностранной валюте,производится на момент прибытия работника из командировки);
правильность составлениябухгалтерских проводок по операциям с подотчетными лицами;
правильность выведенияостатков на конец месяца по счету 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами».
К основным нарушениямпорядка выдачи подотчетных сумм можно отнести:
выдача денежных средствлицам, не указанным в списке лиц, которым в соответствии с приказомруководителя учреждения могут быть выданы деньги на хозяйственно-операционныерасходы;
несоответствиефактического расхода подотчетных сумм целям, на которые они были выданы.
К основным нарушениямпри оформлении командировочных расходов:
отсутствие приказов (распоряжений)о направлении работников в командировку;
отсутствиекомандировочных удостоверений с отметками в месте пребывания в командировке;
несоблюдениеустановленных норм командировочных расходов;
отсутствие приказов (распоряжений)об уплате суточных сверх установленных норм;
отсутствиеаналитического учета командировочных расходов в пределах норм и сверх норм.
К основным нарушениямпорядка налогообложения при оформлении командировочных расходов:
нарушение порядкаудержания налога на доходы физических лиц с сумм превышения командировочныхрасходов сверх установленных норм;
некорректное выделениеналога на добавленную стоимость в суммах командировочных расходов.
Заключение
Следует отметить, что в бухгалтерском учете бюджетныхучреждений по сравнению с ранее действовавшими правилами произошли оченьсущественные изменения. Наиболее значимые из них: новый План счетов,взаимосвязь Плана счетов с бюджетной классификацией, отсутствиемемориально-ордерной формы учета, появление такого понятия, как «непроизведенныеактивы», изменение критериев, по которым актив относится к основнымсредствам и нематериальным активам.
Новая Инструкция по ряду позиций приближается к тем нормам,которые существуют в коммерческом учете. В частности, это:
отсутствие жестко прописанной формы бухгалтерского учета;
наличие счетов, на которых формируется первоначальнаястоимость основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов;
начисление амортизации по основным средствам инематериальным активам;
отсутствие такой категории активов, как малоценные предметы;
использование метода начисления при отражении доходов иопределении финансового результата.
Список используемой литературы
1. Колеватова О.А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях по новомуплану счетов: учеб. пособие — М.: ТК Велби, 2006. — 176 с.
2. Новый план счетов бюджетного учета. Инструкция по бюджетному учету. — М.:Эксмо, 2006. — 448 с.
3. Правовые основы бухгалтерского и налогового учета и аудита в РФ. Учеб. — М.: Юрист, 2004. — 255 с.