Содержание
Введение
1. Теоретическиеосновы учета материалов
· Материалы, их классификация
· Методы оценки материалов направленныхв производство
2. Учетиспользования материалов в производстве в ООО «Стереотип»
· Характеристика ООО «Стереотип»
· Документальное оформление операций подвижению материалов
· Синтетический и аналитический учетматериалов производстве
3. Совершенствованиеучета материалов в ООО «Стереотип»
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Бухгалтерский учет –основное звено формирования экономической политики, инструмент бизнеса, один изглавных механизмов управления процессами производства и продажей продукции –способствует совершенствованию организации производства, оперативного идолгосрочного планирования, прогнозирования и анализа хозяйственнойдеятельности.
Современный бухгалтерскийучет занимает одно из главных мест в системе управления предприятием. Он долженотвечать требованиям международных стандартов, удовлетворять потребностямвнешних и внутренних пользователей информации, выявлять резервы повышения эффективностипроизводства и быть «языком бизнеса». В этих условиях возрастает рольспециалистов бухгалтерской службы, и повышаются требования к их подготовке.
Специалист побухгалтерскому учету должен способствовать эффективному ведению хозяйства,уметь быстро и безошибочно ориентироваться в различных хозяйственных ситуаций ипредугадывать тенденции их развития.
Переход экономики странына рыночные отношения требует эффективного ведения хозяйства, активного ипоследовательного внедрения достижений информационных технологий, всего новогои прогрессивного. В этих условиях неизмеримо возрастает роль бухгалтерскогоучета, поскольку требуется не только соизмерять произведенные затраты сполученными доходами, но и вести активный поиск эффективного использования каждоговложенного рубля в производственную, коммерческую и финансовую деятельностьпредприятий и организаций.
Целью этой курсовой работы является: как можно шире изучить учетматериалов в производстве в ООО «Стереотип».
Целькурсовой работы определила следующие задачи, которые необходимо было решить впроцессе написания мною курсовой работы:
· раскрыть сущностьучета материалов в производстве;
· рассмотретьдокументальное оформление учета материалов в производстве в ООО «Стереотип»;
· изучить синтетический и аналитический учет по счетам 10 и 20;
· предложить мероприятия по совершенствованию учета.
1 Теоретические основы учетаматериалов
1.1 Материалы, ихклассификация
Одним из необходимыхэлементов производственного процесса любого промышленного предприятия выступаютпредметы, труда, представляющие собой готовые природные или предварительнообработанные материальные ресурсы: сырье и материалы, полуфабрикаты, топливо,запасные части и др. В процессе производства на них воздействует человек спомощью средств труда для создания продукта потребления.
В отличие от основныхсредств материальные ресурсы в процессе производства участвуют однократно ипереносят свою стоимость на вырабатываемый продукт полностью. Поэтому послекаждого процесса производства их приходится возобновлять.
На производственныхпредприятиях материальные ресурсы в себестоимости выпускаемых изделий занимаютзначительный удельный вес. Поэтому их учет, хранение и рациональноеиспользование в процессе производства имеет важное значение в повышенииэффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Основными задачами учетаматериальных ресурсов являются:
· правильное исвоевременное документальное оформление всех операций по движению материальныхресурсов;
· контроль засохранностью материальных ресурсов в местах их хранения и на всех стадияхдвижения;
· контроль засоблюдением установленных норм расхода материальных ресурсов в процессепроизводства;
· своевременноевыявление излишков материальных ресурсов, подлежащих реализации другимпредприятиям, и др.
Необходимыми условиямидейственного контроля за сохранностью и рациональным использованием материальныхресурсов на предприятии являются:
· правильнаяорганизация материально-технического снабжения;
· хорошее состояниескладского и весоизмерительного хозяйства;
· использованиепрогрессивных норм расхода материальных ресурсов;
· набор лиц,материально ответственных за прием, сохранность и отпуск материальных ресурсов.
Для правильнойорганизации учета материальных ресурсов важное значение имеет ихнаучнообоснованная классификация, оценка и выбор единицы учета.
На производственных предприятияхприменяется множество разнообразных материальных ресурсов. Одни полностьюпотребляются в производственном процессе (сырье и основные материалы, полуфабрикаты,комплектующие изделия и т. п.), другие изменяют только свою форму (смазочныематериалы, лаки, краски), третьи входят в изделия без каких-либо внешнихизменений (запасные части). В зависимости от функциональной роли и назначенияв процессе производства их подразделяют на группы: сырье и материалы; покупныеполуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали; топливо; тара итарные материалы; запасные части; прочие материалы; материалы, переданные впереработку на сторону; строительные материалы; инвентарь и хозяйственныепринадлежности.
В соответствии с планомсчетов бухгалтерского учета для каждой из указанных групп на счете 10«Материалы» предназначен отдельный субсчет.
Группа «Сырье иматериалы» дополнительно подразделяется на подгруппы: «Сырье иосновные материалы» и «Вспомогательные материалы».
Сырье и основныематериалы составляютвещественную основу вырабатываемой продукции. Сырьем называют продукциюсельского хозяйства (зерно, шерсть, хлопок, плоды, ягоды, овощи) и добывающейпромышленности (нефть, руда, газ и др.). Основными материалами считаютпродукцию обрабатывающей промышленности (мука, сахар, ткань, металл, кожа идр.).
Вспомогательныематериалывещественно не входят в состав вырабатываемой продукции, а используются дляработы технологического оборудования (смазочные и обтирочные материалы), дляхозяйственных нужд и текущего ремонта (гвозди, краски и др.), для канцелярскихнужд (бумага, бланки документов и регистров, ручки, карандаши и др.), длямедицинского обслуживания (медикаменты, бинты).
Следует иметь в виду, чтоделение материалов на основные и вспомогательные возможно только на конкретномпредприятии. Это связано с тем, что один и тот же материал на одном предприятииможет быть отнесен в состав основных материалов, а на другом — вспомогательных.Например, топливо на электростанции для технологических целей — основнойматериал, а на производственном предприятии для отопления помещений —вспомогательный; крахмал в кондитерском производстве входит в состав основныхматериалов, а в текстильном — вспомогательных.
Покупныеполуфабрикаты, комплектующие изделия, конструкции и детали представляют собой предметы труда,изготовленные другим предприятием и предназначенные для дальнейшей обработкина данном предприятии. В изготовлении продукции они выполняют такую же роль,как и основные материалы, т.е. составляют их материальную основу.
Возвратныеотходы производства — остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе ихпереработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившиепотребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка и др.).
По своей функциональнойроли в процессе производства они являются основными материалами (различныеначинки в кондитерском производстве, солод в пивоварении, пряжа в текстильномпроизводстве, моторы в машиностроении). Необходимость выделения их в отдельнуюучетную группу обуславливается увеличением их удельного веса на крупныхпредприятиях в связи с развитием специализации и кооперирования производства.
Предприятия могут иметь иполуфабрикаты собственного производства, которые учитываются либо на специальномсчете 21 «Полуфабрикаты собственного производства», либо в составенезавершенного производства.
Топливо по своей функциональной роли иназначению в процессе производства представляет собой один из видоввспомогательных материалов. В связи со значительным удельным весом его в общеймассе вспомогательных материалов и большого народнохозяйственного значения оновыделяется в отдельную учетную группу.
Топливо делят на тригруппы: технологическое топливо, используемое для изготовления продукции,например, для хлебопекарных печей; энергетическое топливо, используемое длявыработки пара в паросиловом хозяйстве и электроэнергии на призаводскихподстанциях; хозяйственное, используемое для отопления помещений.
Тараи тарные материалыиспользуются для упаковки, перевозки и хранения материалов, полуфабрикатов иготовых изделий.
Условиями поставкитоваров могут предусматриваться определенные виды тары, подлежащиеобязательному возврату поставщикам или сдаче тарособирающим и тароремонтнымпредприятиям. К возвратной таре относится в основном тара многократногоиспользования. В отдельных случаях, с целью обеспечения своевременностивозврата тары, поставщиком с покупателя взимается залог, который засчитываетсяему после сдачи тары при проведении окончательного расчета. Такая тараназывается залоговой зависимости от стоимости и сроков службы тара учитываетсялибо в составе основных средств, либо в составе производственных запасов.
Инвентарьи хозяйственные принадлежности — это часть материальных запасов организации,используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев илиобычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев (инвентарь, инструментыи др.).
Запасные части приобретают и используют для ремонтаи замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т. п.
Напроизводственных предприятиях в особую группу выделяются прочие материалы,в состав которых входят: отходы производства (обрезки, стружка, лоскут и др.);материальные ценности, полученные от ликвидации основных средств, которые немогут быть использованы как материалы, топливо или запасные части на данномпредприятии (металлолом, утильсырье); изношенные шины и утильная резина и т.п.
Крометого, материалы классифицируют по техническим свойствам и делят на группы:черные и цветные металлы, прокат, трубы и др.
Указанныеклассификации производственных запасов используют для построения синтетическогои аналитического учета, а также составления статистического отчета обостатках, поступлении и расходе сырья и материалов впроизводственно-эксплуатационной деятельности.
На отельном субсчетесчета 10 «Материалы» учитываются материалы, переданные впереработку на сторону. Стоимость таких материалов позже включается всебестоимость изделий, получаемых от переработки.
Строительные материалы используются предприятиями-застройщикаминепосредственно в процессе производства строительных и монтажных работ.
На производственныхпредприятиях также на отдельном субсчете учитываются инвентарь и хозяйственныепринадлежности, т. е. средства труда, которые включаются в состав средств вобороте.
На производственныхпредприятиях, кроме того, могут учитываться не принадлежащие им материалы.Учет таких материалов ведется на забалансовых счетах: 002 «Товарно-материальныеценности, принятые на ответственное хранение»; 003 «Материалы,принятые в переработку».
Приведенные вышегруппировки еще недостаточны для всестороннего контроля за состоянием идвижением материалов. Их учет и контроль должны вестись не только по группам,подгруппам, но и по каждому наименованию, виду, размеру, сорту и т. д. Поэтомуобщая классификация материалов детализируется в номенклатуре-ценнике.
Номенклатура-ценник— это систематизированный перечень материалов, применяемых на предприятии.Обычно в нем указываются номенклатурный номер материала, наименование, сорт,размер и другие признаки, а также единица измерения и учетная цена. Номенклатура-ценникиспользуется в качестве справочника почти всеми отделами предприятия (отделомматериально-технического снабжения и др.). В номенклатуре-ценнике указываюттакже твердую учетную цену и единицу измерения материалов. При использовании вучете ЭВМ содержание номенклатуры-ценника можно существенно расширить, вводя внего показатели нормы запаса, номеров синтетических счетов и субсчетов инекоторые другие постоянные признаки. Кодирование номенклатуры-ценника обычноосуществляют по смешанной порядково-серийной системе, используясеми-восьмизначные коды. Первые два знака указывают синтетический счет, третийопределяет субсчет, один или два следующих знака означают группу материалов,остальные — различные признаки, характеристики материала. Информация,содержащаяся в номенклатурах-ценниках, относится к условно-постоянной. Оназаписывается на машинные носители и многократно используется для получениянеобходимых выходных данных.
Аналитический учетматериалов организуется в точном соответствии с построением номенклатурногосправочника, а закрепленный номенклатурный номер в обязательном порядкепроставляется на всех документах, связанных с оформлением поступления иотпуска соответствующих материалов.
1.2 Оценка материалов
Важное значение в организацииучета материалов имеет их оценка. В соответствии с Законом о бухгалтерскомучете материалы в учете и отчетности должны отражаться по фактическойсебестоимости их приобретения или заготовления.
Фактическая себестоимостьматериалов складывается из их покупной стоимости и транспортно-заготовительныхрасходов, которые включают: расходы на транспортировку, хранение и доставкуматериалов на склад предприятия; расходы на информационные и консультационныеуслуги, связанные с приобретением материалов; таможенные пошлины;вознаграждения посредническим организациям; и другие аналогичные расходы.
Вфактическую себестоимость материалов не включаются суммы налога на добавленнуюстоимость (НДС), уплаченные поставщикам, транспортным и другим организациям.Не включаются в фактические затраты на приобретение материальных запасовобщехозяйственных и иных аналогичных расходов, кроме случаев, когда онинепосредственно связаны с приобретением материальных запасов.
Затратыпо доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором онипригодны к использованию в запланированных целях, включают затраты организациипо доработке и улучшению технических характеристик полученных запасов, несвязанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.
Фактическаясебестоимость материальных запасов при их изготовлении силами организациискладывается из фактических затрат, связанных с производством данных запасов.Запасы внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации,определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями(участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательствомРоссийской Федерации.
Фактическаясебестоимость материальных запасов, полученных организацией по договорударения или безвозмездно, определяется исходя из их рыночной стоимость на датуоприходования, а материально производственных запасов, приобретенных в обменна другие имущество (кроме денежных средств), — исходя из стоимостиобмениваемого имущества, которая устанавливается исходя из цены, по которой всравниваемых обстоятельствах обычно организация определяет стоимостьаналогичных ценностей.
Материалына которые текущая рыночная стоимость в течение года снизилась либо которыеморально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество,отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резервапод снижение стоимости материальных ценностей.
Материальныезапасы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании илираспоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскомуучету на забалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре.
Фактическаясебестоимость материальных ресурсов определяется исходя из затрат на ихприобретение, включая оплату процентов за приобретение в кредит,предоставленный поставщиком этих ресурсов, начисленных процентов по заемнымсредствам, привлекаемым для приобретения запасов (до их принятия к учету),наценки (надбавки), комиссионного вознаграждения, уплаченного снабженческим,внешнеэкономическим организациям, таможенных пошлин, расходов натранспортировку, хранение и доставку материальных запасов до места ихиспользования, если они не включены в цену приобретения, затрат по доведениюзапасов до состояния, пригодного к использованию в запланированных ценах, иныхзатрат, непосредственно связанных с приобретением материалов.
Фактическиезатраты по приобретению материалов определяются с учетом суммовых разниц,возникающих до принятия запасов к учету, в случаях, когда оплата производитсяв рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежныхединицах).
Исчислениефактической себестоимости заготовления каждого вида сырья и материалов требуетзначительных затрат труда и времени. Поэтому фактическую себестоимостьзаготовления исчисляет лишь небольшая часть организаций по основным видам сырьяили материалов. На большей части организаций текущий учет материальных ценностейведут по твердым учетным ценам — по средним покупным ценам, по плановойсебестоимости и др. Отклонения фактической себестоимости материалов от среднейпокупной цены или от плановой себестоимости учитывают на отдельныханалитических счетах по группам материалов. С появлением компьютеров иэлектронной маркировки создаются все большие возможности исчисления фактическойсебестоимости отдельных видов материальных ресурсов.
Следует отметить, чтоорганизация текущего учета материалов по фактической себестоимости требуетзначительных затрат труда и времени. При большой номенклатуре используемыхматериалов их фактическую себестоимость можно рассчитать только по окончаниимесяца, когда бухгалтерия будет иметь все необходимые сведения (счета,платежные документы) о поступивших и оприходованных материалах. Движение жематериалов на предприятии происходит ежедневно, и оно должно отражаться вучете своевременно. Это вызывает необходимость использовать в текущем учетематериалов условные, так называемые учетные цены. В качестве таких цен могутбыть использованы плановая себестоимость приобретения (заготовления), средниепокупные цены, нормативная себестоимость и др.
Применение учетных цен впрактической деятельности значительно упрощает и облегчает учетную работу.Оперативные и учетные работники привыкают к ним, что ограничивает возможностьошибок. Кроме того, полное соответствие между количеством и суммой усиливаетконтрольные функции учета, так как делением суммы на цену можно проверитьколичество материалов, а умножением количества на цену — сумму. Такие приемыиспользуются в процессе проверки итоговых сумм движения материалов за отчетныйпериод.
При использовании втекущем учете установленных учетных цен ежемесячно рассчитываются суммы ипроценты отклонений фактической себестоимости материалов от их стоимости потаким ценам. Присоединение отклонений (плюс или минус) к стоимости материаловпо учетным ценам дает их фактическую себестоимость.
Использование учетных ценв практике работы предприятий предусмотрено планом счетов бухгалтерского учетаи инструкцией по его применению, в соответствии с которыми синтетический учетматериалов по учетным ценам разрешается осуществлять на счете 10«Материалы». В этом случае отклонения фактической себестоимости материаловот стоимости их по учетным ценам заносятся на отдельный синтетический счет 16«Отклонение в стоимости материалов».
При незначительнойноменклатуре и возможности организации аналитического учета материаловпартиями производственные предприятия в качестве учетных цен могутиспользовать цены фактической себестоимости их приобретения (заготовления). Вэтом случае цена единицы материала определяется путем деления общейфактической себестоимости приобретения (заготовления) материалов на ихколичество. По этим ценам и производится отпуск материалов в производство.
Фактическую себестоимостьсписываемых на производство материалов, согласно действующим нормативным документам,могут определить одним из четырех рекомендованных предприятиям методов оценкизапасов:
· по себестоимостикаждой единицы;
· по среднейсебестоимости;
· по себестоимостипервых по времени закупок — ФИФО;
· по себестоимостипоследних по времени закупок — ЛИФО.
При этом необходимо иметьв виду, что производственное предприятие в течение всего отчетного года можетприменять только один из перечисленных выше методов, который фиксируется в егоучетной политике.
Метод оценкиматериалов по себестоимости каждой единицы основан на индивидуальной оценке материальныхзапасов, представляющей собой расходы на приобретение конкретного объекта.Прежде всего это относится к материалам, используемым предприятием в особомпорядке (драгоценным металлам, драгоценным камням, взрывчатым веществам и т.д.), и материалам, которые не могут заменять друг друга.
Метод оценкиматериалов по средней себестоимости традиционен для отечественной учетной практики. В течениеотчетного месяца материальные ресурсы, независимо от того, по каким ценам ониприобретались, учитываются и списываются на производство, как правило, потвердым учетным ценам. В конце месяца сюда же списывается соответствующая доляотклонений фактической себестоимости материальных ресурсов от стоимости их поучетным ценам.
При оценке материаловпо методу ФИФОприменяют правило: первым пришел, первым ушел. Это означает, что независимо оттого, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списываютматериалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по ценевторой партии и т. д., в порядке очередности, пока не будет получено общееколичество израсходованных материалов за месяц.
При оценке материаловпо методу ЛИФОприменяют другое правило: последним пришел, первым ушел. При этом методе напроизводство вначале списываются материалы по цене (себестоимости) последнейзакупленной партии, затем по цене предыдущей партии и т. д., до получения общегоколичества израсходованных материалов.
Применение указанныхметодов оценки ориентирует производственные предприятия на организацию аналитическогоучета материалов не только по их видам, но и по отдельным партиям.
Анализ использованияприведенных выше методов оценки материалов позволяет сделать следующие выводы.
Метод ФИФО предполагает,что материалы должны списываться по себестоимости соответствующих партий вхронологическом порядке их поступления. В условиях инфляции он обусловливаетзанижение стоимости отпущенных в производство ресурсов, завышение их остатка вбалансе, а следовательно — завышение финансового результата от основнойдеятельности и улучшение показателей ликвидности. Данный метод целесообразноиспользовать организациям, планирующим осуществление капитальных вложений засчет собственных средств и пользующимся при этом соответствующими льготами поналогу на прибыль.
Метод ЛИФО предполагаетпервоочередное списание материалов по себестоимости последних партий. Благодаряему обеспечивается завышение стоимости отпущенных ценностей, занижение ихостатка на конец месяца, а значит снижение прибыли и ухудшение ликвидности. Егорекомендуется использовать тем организациям, которые преследуют цельминимизировать налогооблагаемую базу по отдельным видам налогов (налог наприбыль, налог на имущество и др.).
Метод среднейсебестоимости дает возможность оценивать отпускаемые ресурсы по среднепокупнойсебестоимости. Он является умеренным, с точки зрения влияния наналогооблагаемую базу и ликвидность, по сравнению с методами ФИФО и ЛИФО.
В международной практике,наряду с вышеперечисленными, применяются также другие методы оценки материальныхзапасов: ХИФО, ЛОФО, НИФО и др.
По методу ХИФО,списание материалов происходит по принципу: вошедший по наивысшей стоимостивыходит первым. Материальные ресурсы, числящиеся в запасе на складе на конецмесяца, оцениваются по фактической себестоимости закупок с наименьшейстоимостью, а в себестоимости реализованной продукции учитывается стоимостьзакупок с наивысшей стоимостью.
Метод ХИФО предназначен,в основном, для предприятий, которые имеют высокую прибыль и стремятся уменьшитьсумму налогов, чтобы тем самым оптимизировать свое финансовое состояние врезультате снижения базы налогообложения.
В настоящее время у нас встране этот метод перекликается с методом ЛИФО, так как применяемые цены, в основном,имеют тенденцию не к снижению, а к повышению.
По методу ЛОФОсписание материалов на производство происходит по принципу: вошедший понаименьшей стоимости выходит первым. Этот метод, в основном, перекликается сметодом ФИФО.
Метод ЛОФО целесообразноприменять для отражения в учете большей суммы прибыли, что способствуетпривлечению потенциальных инвесторов.
По методу НИФОприменяют правило: следующим пришел, первым ушел. Это означает, что списаниематериалов на производство происходит в порядке очередности, начиная с ценывторой закупленной партии. Остатки сырья и материалов на складах на конецмесяца оцениваются по цене первой закупленной партии.
2 Учет использованияматериалов в производстве
в ООО«Стереотип»
2.1Характеристика ООО «Стереотип»
Общество с ограниченнойответственностью создано в 2005 году путем выделения из Муниципальногоунитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Оренбурга. Формасобственности предприятия – частная, организационно – правовая форма – обществос ограниченной ответственностью. Учредителями ООО «Стереотип» являются: частныелица. Общество образовано путем взноса денежных средств учредителей нарасчетный счет вновь образованного предприятия. Уставный капитал ООО«Стереотип» составляет десять тысяч рублей.
Устав предприятия –внутренний документ, регулирующий в соответствии с действующимзаконодательством правовые отношения между предприятием и учредителями, банками,поставщиками, покупателями, бюджетом и внебюджетными фондами. По Уставу ООО«Стереотип» не имеет право осуществлять любую другую коммерческую деятельность,кроме основной.
Основной вид деятельностиобщества – оказание коммунальных услуг юридическим и физическим лицам. Оплатапроизведенных работ в зоне ответственности ООО «Стереотип» осуществляется поустановленным нормативам, заложенным в стоимость платы за содержание жилогопомещения. Кроме того, утвержден прейскурант цен на услуги, оказываемые предприятиемна платной основе.
Основной задачейфункционирования исследуемого предприятия является бесперебойное обеспечениенаселения и предприятий города коммунальными услугами в зоне ответственности.
Отраслевая структураимеет следующий вид:
1) Министерствостроительства Российской Федерации
2) Департаментжилищно-коммунального хозяйства
3) Государственноепредприятие «Облжилкомхоз»
4)Комитет по управлениюгосударственным имуществом Администрации города Оренбурга
5) Общество сограниченной ответственностью «Стереотип»
Производственнаяструктура ООО «Стереотип» включает в себя две составляющие: аппарат управленияи производственный участок. Производственный участок составляет четыре бригады:
1) Бригада,осуществляющая капитальный ремонт жилых зданий
2) Бригада,осуществляющая текущий ремонт зданий
3) Бригада, производящаявнутридомовое обслуживание
4) Бригада,осуществляющая дополнительные работы
Самостоятельныхподразделений, выделенных на отдельный баланс ООО «Стереотип» не имеет.Численность персонала составляет 67 человек, в том числе аппарат управления – 4человека.
Управляет предприятиемдиректор, назначенный на занимаемую должность собранием учредителей. Директорна основании Устава имеет право распоряжаться денежными средствами организации,заключать хозяйственные договора от имени предприятия, представлять организациюбез доверенности и осуществлять другую деятельность, не противоречащуюзаконодательству Российской Федерации.
ООО «Стереотип» являетсяюридическим лицом, учитывает принадлежащее организации имущество на отдельномбалансе. Имеет финансовую печать содержащую полное наименование,идентификационный номер налогоплательщика, указание на место расположения.Юридический адрес: 461040 Оренбургская область, г. Оренбург ул. Новая д.8
Организация бухгалтерскогоучета.
В соответствии с ЗакономРоссийской Федерации «О бухгалтерском учете» ответственность за организациюбухгалтерского учета на предприятии несет руководитель. Директором ООО«Стереотип» созданы необходимые условия для ведения бухгалтерского учета напредприятии, обеспечено обязательное выполнение требований главного бухгалтерапо срокам предоставления первичных учетных документов и правильности ихоформления. Ведение бухгалтерского учета хозяйственных операций в ООО«Стереотип» возложено на главного бухгалтера.
Основой организациипервичного учета в ООО «Стереотип» является разработанный главным бухгалтером иутвержденный директором график документооборота. В графике документооборотаопределяется круг лиц, ответственных за оформление документов, а такжеуказывается порядок, место и время прохождения документа от моментафиксирования хозяйственной операции до сдачи на хранение.
Для учета хозяйственныхопераций в ООО «Стереотип» применяется автоматизированная форма учета,созданная на базе использования вычислительной техники в программе « 1С:Предприятие».
Для обеспечениярациональной организации бухгалтерского учета большое значение имеет разработкаплана его организации. План организации бухгалтерского учета состоит изследующих элементов: план документации, план документооборота, планинвентаризации, рабочий план счетов, план отчетности. В плане документацииуказывается перечень документов для учета хозяйственных операций. В ООО«Стереотип» используются типовые формы первичных учетных документов, крометого, применяются формы, разработанные самостоятельно в соответствии с ЗакономРоссийской Федерации «О бухгалтерском учете». Все формы первичных документовсодержат следующие обязательные реквизиты: порядковый номер документа, датасоставления, описание хозяйственной операции, подписи лиц ответственных за еесовершение с указанием должности и расшифровкой подписи.
В плане инвентаризацииопределены сроки, порядок и формы проведения инвентаризации. Планинвентаризации составляют с учетом того, чтобы проверка наличия ценностей невлияла на производственный цикл ООО «Стереотип».
В плане отчетностиуказаны формы отчетности, отчетный период, сроки представления отчетности,наименование организаций, получающих отчеты.
При планировании работыбухгалтерии определяется структура аппарата бухгалтерии, разрабатываютсядолжностные характеристики учетным работникам. При установлении структурыаппарата бухгалтерии и ее взаимосвязи с подразделениями предприятия решаетсявопрос о централизации или децентрализации учета.
В ООО «Стереотип»бухгалтерский учет централизован, весь объем учетной работы выполняется главнымбухгалтером, что позволяет эффективно организовать аналитический исинтетический учет. В соответствии с Законом Российской Федерации «Обухгалтерском учете» главный бухгалтер назначается на должность и освобождаетсяот нее руководителем организации. Главный бухгалтер подчиняется руководителюорганизации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведениебухгалтерского учета, своевременное представление полной и достовернойбухгалтерской отчетности; обеспечивает соответствие осуществляемыххозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль задвижением имущества и выполнением обязательств.
Основныепоказатели.
Таблица №1№ п.. Показатель I Квартал II Квартал III Квартал 1 Основные средства 15 28 26 2 Запасы 95 259 140 3 Денежные средства 13 1 18 4 Нераспределенная прибыль 166 163 306 5 Кредиторская задолженность 479 1413 1203 6 Рентабельность 23,5 10,3 20,1
По данным таблицы №1заполненной на основании бухгалтерского баланса (Приложение А) и отчета оприбылях и убытков (Приложение Б) можно охарактеризовать финансово –хозяйственную деятельность ООО «Стереотип».
На предприятии ООО«Стереотип» работает грамотные управленческие кадры и аналитики, так как напредприятии вырабатываются и принимаются грамотные управленческие решения.Например в отношении денежных средств, то есть предприятие ООО «Стереотип»имеет минимальные запасы денежных средств на расчетном счете и кассеорганизации, следовательно денежные средства находятся в обороте предприятия,что свидетельствует об эффективной деятельности предприятия. Рассмотревпоказатели прибыли и рентабельности, также можно сделать вывод, что предприятиерентабельно, так как показатель рентабельности предприятия по данным таблицы №1значительно высок. Во втором квартале рентабельность предприятия снижается, чтообъясняется увеличением основных средств и запасов, которые были приобретеныза счет заемных средств. А в третьем квартале показатель рентабельности увеличился. Изменения произошли, так как предприятие ООО «Стереотип» выполнялоработы (оказывала услуги) за счет средств полученных в кредит. Вследствие чегона предприятие получило доход от своей деятельности, следовательно,увеличилась балансовая прибыль предприятия.
2.2 Документальноеоформление операций по движению материалов
Учет материаловорганизован в бухгалтерии ООО «Стереотип» и делится на 4 этапа: поступление,внутреннее перемещение, списание на производство, выбытие по иным причинам.
Все операции, связанные споступлением, перемещением и отпуском материалов, должны оформлятьсяпервичными документами. Рационально разработанная первичная документация поучету материалов дает возможность получать необходимые сведения дляоперативного руководства предприятием и осуществлять предварительный, текущийи последующий контроль за их использованием.
Первичные документы попоступлению и расходу производственных запасов являются основой организации материальногоучета. Непосредственно по первичным документам осуществляется контроль задвижением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов.
Документальноеоформление поступления материалов. Порядок документального оформления поступления сырья иматериалов зависит от источников их поступления, способов доставки и местаприема продукции.
Основными источникамипоступления сырья и материалов на предприятии ООО «Стереотип» являютсяпромышленные предприятия (непосредственные производители продукции), торговые ипосреднические организации, подотчетные лица (заготовители), закупающиематериалы в порядке наличного расчета.
Прием материаловосуществляется в соответствии с производственной программой предприятия наоснове заключенных хозяйственных договоров с поставщиками продукции.
Контроль за выполнениемплана материально-технического обеспечения, своевременностью поступления иоприходования, материалов осуществляет главный бухгалтер. Доставка материаловна предприятие может осуществляться как по инициативе поставщика —централизованная доставка, так и по инициативе самого предприятия — самовывоз.На отгруженные материалы поставщик выписывает расчетные и платежные документы:счет -фактуры (Приложение В) №00001546 от 02 октября 2006 года. Выписанный ООО«Юнитекс» на поставленные материалы ООО «Стереотип». В нем указываетсяколичество поставленных материалов и цена за единицу каждого вида материалов(например олифа 5 литров: количество – 55 штук по цене за единицу 106.53рублей), рассчитывается стоимость материалов без учета налога – всего к уплатесоставляет 313976,65 рублей. Так же раскрывается сумма начисленного НДС повидам материалов – 56514,65 рублей и общая стоимость товаров с учетом налога –370491,3 рублей. Счет – фактура подписывается руководителем и главнымбухгалтером организации – поставщика. Счет – фактура выписывается в двухэкземплярах один, из которых остается у поставщика, а второй направляетсяпокупателю. А так же выписывается товарная накладная (Приложение Г) №1546 от 05октября 2006 года. Она выписывается на счет – фактуру №00001546. В ней так жеуказано количество материалов, цена, сумма без учета НДС, сумма НДС, сумма сучетом НДС (итого по товарной накладной: количество 3370 единиц; сумма безучета НДС 252623,75 рублей; сумма начисленного НДС 45472,05 рублей; сумма сучетом НДС 298095,8 рублей). А также указывается количество наименованийматериалов, масса груза (нетто, брутто), должностное лицо, разрешившее отпускматериалов и должностное лицо которое произвело отпуск материалов и главныйбухгалтер организации поставщика. Указываются должностные лица принявшие груз кучету и получившие материалы. К ним обязательно прилагаются документы,характеризующие как количество материалов (упаковочные ярлыки, спецификации,накладные, отвесы), так и качество (сертификаты, качественные удостоверения идр.). Поступившие от поставщиков документы после проверки и регистрациипередаются для оплаты.
Поступление на складпроизводственного предприятия, материалов собственного изготовления, отходовпроизводства и других оформляют требованиями-накладными. Материалы, полученныеот разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта обоприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтажезданий и сооружений.
Документальноеоформление расхода и прочего выбытия материалов.
Порядок документальногооформления отпуска материалов зависит прежде всего от организациипроизводства, направления расхода и периодичности отпуска.
Оформление отпускаматериалов из-за большого количества и разнообразия выписываемых первичныхдокументов носит трудоемкий характер и требует больших затрат времени. Поэтомуважное значение имеет упрощение учета на этом участке.
Для учета движения материалов внутрипредприятия применяют требования-накладные. Материалы отпускают со складаорганизации на производственное потребление, хозяйственные нужды, а также дляреализации на сторону. Для учета движения материалов внутри предприятияприменяют требования-накладные (Приложение Д). Например, требование – накладная№00000001 от 14 февраля 2006 года, в которой указывается кто затребовал и черезкого передаются материалы. Также указываются структурное подразделение –получатель материалов, дебет счета с которым корреспондирует счет 10. В нейуказывается номенклатурные номера, коды материалов, количество затребованное иотпущенное на производство, цена единицы измерения материалов и сумма без учетаНДС (например Боларс шпаклевка гипсовая: номенклатурный №-000000017; код 796;количество затребованное 10 единиц; количество отпущенное 10 единиц; цена заединицу 140,68 рублей; сумма без учета НДС – 1406,78 рублей. Требования –накладную подписывают лицо выдавшее и лицо получившее материалы. Их составляютматериально ответственные лица участка, отпускающего ценности, в двухэкземплярах, один из которых с распиской получателя остается на месте, а второйс распиской лица, отпускающего ценности, передается получателю ценностей.Отпуск материалов сторонним организациям или своим хозяйствам, расположенным запределами предприятия, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону.Первый экземпляр накладной остается на складе и является основанием дляаналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателюматериалов. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первыйэкземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов(счетов, счетов-фактур). В начале каждого квартала документы по приходу ирасходу материалов сдают в бухгалтерию предприятия. Фактически израсходованныематериалы по их видам отражаются в актах, которые составляются кладовщиком, сприложением к нему накладных.
При отпуске материаловхозяйствам своего предприятия, расположенным за пределами его территории, атакже сторонним организациям выписываются накладные на отпуск материалов насторону.
Списание материалов напроизводство оформляется отчетом о расходе основных материалов в строительнойорганизации, если на материалы установлены нормы списания на единицу работ илиактом, то списание производится в зависимости от срока службы и не зависит отобъема работ.
Списание материалов можетпроизводиться по следующим причинам: недостачи, потеря качества, реализация.Недостача материальных ценностей выявляется путем проведения инвентаризации,которая представляет собой сверку фактического наличия материальнопроизводственных запасов с данными бухгалтерского учета путем замера,перевеса, пересчета. Результаты инвентаризации оформляются инвентаризационнойописью и актом сверки фактического наличия материально производственныхзапасов. Руководитель выносит решение о способе списания материалов, которыйоформляется актом, подписанным членами инвентаризационной комиссии.
При реализации материаловдругим организациям оформляется накладная на отпуск материалов на сторону ивыписывается счет-фактура.
В конце каждого месяцаматериально ответственное лицо сдает в бухгалтерию материальный отчет сприложением документов по приходу и расходу материальных ценностей.
На складах предприятия материальные ценностиразмещаются на стеллажах, полках, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск иконтроль за соответствием фактического их наличия.
Учет материалов на складе осуществляеткладовщик, являющийся материально-ответственным лицом. С кладовщиком заключаетсяпо установленной форме типовой договор о полной индивидуальной ответственности.Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов.Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов - накладных в день совершения операции. На основании этого в конце месяца можнооперативно определить сведения о состоянии запасов материалов. Все первичныедокументы по движению материалов со складов и подразделений предприятияпредоставляются бухгалтеру. После проверки первичные документы подвергаютсятаксировке (умножение количества материалов на их цену). Все приходные ирасходные документы группируют по номенклатурному номеру, и в конце месяцаподсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого видаматериалов записывают в оборотно – сальдовые ведомости по счету: 10.1(Приложение Е). В оборотной ведомости раскрывается информация по материалам вразрезе видов и сортов. Также указывается где именно хранится каждый видматериала. В оборотной сальдовой ведомости по счету 10 указывается сальдо наначало периода – итого по дебету 5206,36 рублей, обороты за период – по дебету584105,23 рублей; по кредиту 494240,87 рублей. По окончанию отчетного периодарассчитывается сальдо на конец периода – итого по дебету 95070,72 рублей.
2.3Синтетический и аналитический учет материалов
Насинтетических счетах учет материальных ценностей ведут по фактическойсебестоимости. При этом в дебет материальных счетов относят все расходы по ихприобретению. Синтетический учет материалов на производственных предприятияхведется на счете 10 «Материалы». Этот счет имеет следующие субсчета:
1. «Сырьё иматериалы»;
2. «Покупныеполуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
3. «Топливо»;
4. «Тара и тарныематериалы»;
5. «Запасные части»;
6. «Прочиематериалы»;
7. «Материалы,переданные в переработку на сторону»;
8. «Строительныематериалы»;
9. «Инвентарь ихозяйственные принадлежности».
Всоответствии с «Планом счетов бухгалтерского учета» синтетическийучет материалов на счете 10 «Материалы» ведется по фактическойсебестоимости.
Приэтом способе на счете 10 «Материалы» отражаются все расходы по ихприобретению и заготовке.
Традиционными более упрощенным является учет материалов по фактической себестоимости. Вэтом случае на поступившие материалы в бухгалтерском учете дебетуют счет 10«Материалы» и кредитуют счета:
76«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на стоимость услуг,оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным, водным) организациям, а такжеинформационные и консультационные услуги, таможенные пошлины и др.;
71«Расчеты с подотчетными лицами» — на стоимость сырья и материалов,приобретенных и оплаченных из подотчетных сумм;
23«Вспомогательные производства» — на расходы по доставке материаловсобственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственногопроизводства;
20«Основное производство» — на стоимость полученных из производствавозвратных отходов и др.
Еслипри приеме материалов обнаруживается их недостача или порча, то эти операциина материальных счетах не отражаются. В случае, когда недостача сырья и материаловне превышает норму естественной убыли в пути, то она списывается наобщехозяйственные расходы предприятия. При обнаружении же недостачи и порчисырья и материалов по вине поставщика последнему предъявляется претензия. Этаоперация в учете отражается по дебету счета 76-2 «Расчеты попретензиям» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками».
Приведении синтетического учета материалов по фактической себестоимости в рамкахсчета 10 «Материалы» открываются два аналитических счета:
· материалы поучетным ценам;
· транспортно-заготовительныерасходы или отклонение в стоимости материалов.
Отпусксырья и материалов из центральных складов в кладовые производственных цеховрассматривается как внутреннее перемещение и в бухгалтерском учете отражаетсязаписью: дебет счета 10 «Материалы», аналитический счет«Центральный склад»; кредит счета 10 «Материалы»,аналитический счет «Производственный цех».
Производственныйрасход сырья и материалов в бухгалтерском учете отражается путем списания скредита счета 10 «Материалы» в дебет счетов:
20«Основное производство» — на стоимость сырья и материалов,израсходованных в основном производстве;
23«Вспомогательные производства» — на стоимость материалов,израсходованных во вспомогательных производствах;
25«Общепроизводственные расходы» — на стоимость материалов,израсходованных на общепроизводственные нужды;
26«Общехозяйственные расходы» — на стоимость материалов,израсходованных на общехозяйственные нужды;
28«Бракв производстве» — на стоимость материалов, израсходованных на исправлениебракованной продукции и др.
Втечение месяца списание сырья и материалов производится по учетным ценам. Вконце месяца определяют разницу между фактической себестоимостьюизрасходованных материалов и стоимостью их по учетным ценам. При этом, еслифактическая себестоимость выше учетной цены, то разницу между ними списываютдополнительной бухгалтерской проводкой, обратную же разницу — способом«красное сторно», т. е. отрицательными числами (сторнировочнаязапись).
Вбухгалтерии предприятия, наряду с синтетическим учетом материалов, параллельноведется аналитический учет. На предприятие ООО «Стереотип» используетсяоперативно-бухгалтерский способ учета материалов.
Оперативно-бухгалтерскийспособ учета материалов предусматривает ведение натурального учета материаловна складе. Работник бухгалтерии, принимая отчеты от материально ответственныхлиц непосредственно на складах, проверяет по первичным документам правильностьотражения их данных в регистрах складского учета. В бухгалтериинатурально-стоимостный учет не ведут, а применяют суммовой учет движенияматериалов.
Вконце месяца на основании данных складского учета бухгалтер выписываетколичественные остатки материалов по их отдельным видам в специальнуюсальдовую ведомость учета остатка материалов на складе (без оборотов прихода иостатка). Затем бухгалтер осуществляет таксировку и подсчет итогов остатковматериалов по твердым учетным ставкам каждой учетной группы материалов и вцелом по складу.
Оперативно-бухгалтерский(сальдовый) способ учета материалов — один из наиболее эффективных, особенно вусловиях ручной обработки учетных данных и малой механизации учета. Егоприменение позволяет избежать громоздкого натурально-стоимостного учета вбухгалтерии и дублирования с записями складского учета.
Оперативно-бухгалтерскийучет материалов на предприятии ООО «Стереотип» ведется в журнале-ордере №10(Приложение З). Например, журнал - ордер и ведомость по счету 10.1 за первыйквартал 2006 года, отражается по каждому факту поступления или отпускаматериалов в производство в отдельной строке. В нем указывается начальныйостаток по дебету счета 10.1 - 5206,36 рублей, итого по корреспондирующимсчетам: счет 60 – 584105,23 рублей, счет 20 – 491422,22 рублей и счет 26 –2818,65 рублей, дебетовый оборот – 584105,23 рублей и кредитовый оборот –494240,87 рублей. По каждой строке рассчитывается конечный остаток по дебетусчета 10.1 – 95070,72 рублей.
Поступающиематериалы, не сопровождающиеся платежными документами от поставщиков(неотфактурованные поставки), оприходуют по акту о приемке материалов,составляемому на складе. Оприходование неотфактурованных поставок осуществляютпо учетным ценам либо по ценам договора или предыдущих поставок. Если до концамесяца платежное требование не поступит, то приемная оценка на указанныепоставки сохраняется. В следующем месяце при поступлении платежного требованиястоимость неотфактурованных поставок в приемной оценке сторнируют и составляютновую запись по фактическим суммам, указанным в документах поставщиков.
Приприемке материалов от поставщиков могут быть выявлены излишки или недостачифактически поступившего количества материалов по сравнению с документальнымиданными, оформляемые актом. Излишки приходуют по акту и расценивают по учетнымценам организации или по отпускным ценам. Затем отдел снабжения сообщает обизлишках поставщику и просит выслать платежное требование на стоимостьизлишков.
Еслипри приемке материалов обнаружена недостача или их порча, то их стоимостьотражают по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,субсчет 2 «Расчеты по претензиям», и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками». На материальных счетах стоимость недостач или порчи материаловне отражают.
Аналитическийучет поступления материалов в значительной мере зависит от выбора учетной цены.Если в качестве твердых учетных цен применяют средние покупные цены, топоступившие материалы отражают на каждом аналитическом счете по средним ценам.Наценки сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготови-тельныерасходы по всем поступившим материалам учитывают на одном аналитическом счете«Транспортно-заготовительные расходы и наценки снабженческих и сбытовыхорганизаций».
3 Совершенствованиеучета материалов в ООО «Стереотип»
Материалыотпускаемые со склада организации на производственное потребление,хозяйственные нужды в ООО «Стереотип» оформляются требованиями-накладными. Имможно применять совместно с требованиями – накладными и лимитно-заборные карты,которые значительно сокращают количество разовых документов. Расчеты лимитови выписка лимитно-заборных карт на современных вычислительных машинах позволяетповысить обоснованность исчисляемых лимитов и уменьшить трудоемкостьсоставления карт.
Расход материалов,отпускаемых в производство необходимо ежедневно оформлять лимитно-заборнымикартами. Они должны выписываться плановым отделом в ООО «Стереотип» в двухэкземплярах на один или несколько видов материалов сроком на один месяц. Такжеони могут применить квартальные и полугодовые лимитно-заборные карты сотрывными месячными талонами на фактический отпуск. В них указать: видопераций, номер склада, отпускающего материалы, получателя материалов, шифрзатрат, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единицуизмерения и лимит месячного расхода материалов, который исчислят в соответствиис производственной программой на месяц и действующими нормами расхода.
Один экземплярлимитно-заборной карты до начала месяца вручают структурному подразделению —потребителю материалов, второй — складу. Кладовщик отмечает в обоих экземплярахдату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита пономенклатурному номеру материала и расписывается в карте структурногоподразделения — потребителя материалов. Представитель структурного подразделениярасписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе.
Отпускматериалов со складов производят в пределах установленного лимита.Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим (приотсутствии материала на складе) оформляют выпиской отдельноготребования-накладной на замену (дополнительный отпуск материалов). При заменев лимитно-заборной карте заменяемого материала делают запись «Замена, смотритребование № _» и уменьшают остаток лимита. Не использованные в производстве ивозвращенные на склад материалы записывают в лимитно-заборную карту безсоставления каких-либо дополнительных документов.
По окончании месяца обаэкземпляра лимитно-заборных карт вместе с другими приходными – расходнымидокументами сдаются в бухгалтерию для учета движения материалов, отражениярасхода материалов на соответствующих счетах бухгалтерского учета.Лимитно-заборные карты способствуют усилению контроля за отпуском материалов сосклада в пределах предусмотренного лимита и резко сокращает число разовых документов.Однако с помощью лимитно-заборных карт невозможно контролировать использованиематериалов непосредственно на производстве. Для этой цели используют иныедокументы и методы.
Приэтом ООО «Стереотип» может использовать вместо первичных документов по расходуматериала карточки учета материалов. С этой целью представителицехов-получателей расписываются в получении материалов в самих карточках,которые становятся в связи с этим оправдательными документами. При этом вкарточках проставляют шифр производственных затрат с целью последующейгруппировки записей по объектам калькуляции и статьям затрат. Такое совмещениерасходных документов и карточек учета материалов уменьшит объем учетной работыи усилит контроль за соблюдением норм складских запасов.
Так как основной задачейучета процесса заготовления и приобретения материалов является определение фактическойсебестоимости заготавливаемых материалов (калькулирование себестоимостизаготовления) и выявление отклонений фактической себестоимости заготовленныхматериалов от их стоимости по учетным ценам, то наиболее эффективным методомопределения фактической себестоимости и выявление отклонений ее от стоимостипо учетным ценам для ООО «Стереотип» является метод учета по учетным ценам. Вданном методе используются специальные счета 15 «Заготовление и приобретениематериальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»,на которых учитываются операции по заготовлению и приобретению всехматериальных ценностей, относящихся к оборотным средствам и по всем источникампоступления в случае, если в текущем бухгалтерском учете материалов применяютсятвердые учетные цены (планово-расчетные цены, плановая себестоимость).
Методикаучета заготовления и приобретения материалов заключается в следующем. По дебетусчета 15 отражается фактическая себестоимость заготавливаемых и приобретаемыхматериальных ценностей (фактурная стоимость со всеми сборами изаготовительно-складские расходы), а по кредиту — стоимость той же партииматериальных ценностей по учетным ценам. Сопоставляя кредитовую сторону счета сдебетовой, выявляют отклонения в стоимости материалов. Отклонения могут быть положительными,то есть экономией (фактическая себестоимость материалов ниже их стоимости поучетным ценам – Кт > Дт, и отрицательными, то есть перерасходом фактическая себестоимость материалов выше их стоимости по учетным ценам – Кт
Сальдона счете 15 означает материальные ценности в пути, то есть материалы, покоторым документы поступили, они акцептованы и в установленные сроки оплачены,но сами материалы еще не поступили. За этими материалами надо постоянноследить, выявлять причины задержек с доставкой грузов.
Аналитическийучет на счетах 15 и 16 следует вести по однородным группам материалов. Такойучет позволит более точное исчисление фактической себестоимости материалов.При небольшой номенклатуре заготавливаемых материалов аналитический учет можетвестись по отдельным видам материалов.
Списокиспользованных источников
1) Адамов Н. А. Учетматериалов, не принадлежащих организации, при капитальном строительстве //Бухгалтерский учет. — 2003. — №20.
2) Акчурини Е. В.Бухгалтерский финансовый учет: учеб. пособие Солодко. – М.: Экзамен, 2004. –416 с.
3) Безруких П. С.Бухгалтерский учет: учеб. для вузов 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Бугалт.учет, 2004. – 736 с.
4) Булавина Л. И.Бухгалтерский учет и аудит материально производственных запасов: Финансы истатистика, 2001. – 144 с.
5) Былакова Е. И.,Каурова О. В. Эффективность учета производственных запасов // Бухгалтерскийучет. — 2006. — №20. — с. 77
6) Васькин Ф. И.Бухгалтерский финансовый учет: учеб. пособие для вузов. – М.: Колос, 2004. –560 с.
7) Дружиновская Т.Ю. Признание, оценка и учет запасов по российским и международным стандартом// Бухгалтерский учет. - 2006. — №1. — с. 57
8) Емельянова Т. В.Учет материальных запасов // Бухгалтерский учет. -2005. — №8.
9) Кондраков Н. П.Бухгалтерский учет: учеб. для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 592 с.
10) Кондракова Н. П.Бухгалтерский учет: учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М,2003. – 640 с.
11) Ковалева О. В.Новый план счетов: комментарии и рекомендации к применению с учетом последнихизменений. Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 224 с.
12) Лытнева Н. А.Учет движения материалов в организации // Бухгалтерский учет. — 2005. — №2
13) Петрова В. И.Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие. – Казань; изд – во КФЭИ, 2002 –512 с Керимов В. Э. Бухгалтерский учет на производственных предприятиях:Учебник. – 3-е изд. и доп. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков иК», 2002. – 360 с.
14) Самохвалова Ю. Н.Бухгалтерский учет: Практикум: учеб. пособие для сред. проф. Образовании. – М.:Форум: ИРФРА-М, 2003. – 224 с.
15) Шевелев А. Е.Учет материалов с применением счетов 15 и 16 // Бухгалтерский учет. — 2004. — №15. — с.16