СОДЕРЖАНИЕ Организационно-менеджерская практика 1.1 Характеристика торгового предприятия 1.2 Структура аппарата магазина и функции ее работников 1.3 Виды планировок торгового зала, применяемые в магазине 1.4 Размещение и выкладка товаров 1.5 Техническая оснащенность магазина 1.6 Методы продажи товаров и их экономическая эффективность 19 1.7
Рекламно-информационная работа в магазине 23 Экономическая практика 2.1 Анализ результатов торгово-хозяйственной деятельности 2.2 Анализ прибыли и рентабельности 2.3 Анализ внереализационных доходов и расходов 2.4 Анализ уровня рентабельности функционирующего капитала по торговой фирме 2.5 Анализ среднегодовых остатков основных средств по торговой фирме 41
Заключение 44 Литература 1. Организационно-менеджерская практика 1.1 Характеристика торгового предприятия Магазин Эвасти находится по адресу г. Минск, пр. Машерова, 73, и относится к ООО Эвасти . Магазин находится на окраине жилого района в отдельном одноэтажном здании. Рядом расположены аптека, банк, почта и промтоварный магазин.
Режим работы с 9.00 до 21.00, без обеденного перерыва. Санитарный день - 3-й вторник каждого месяца. Магазин без лифта, подвалов и колон. Тип магазина гастроном. Магазин светлый, хорошо оформленный внутри, магазин только после ремонта, окраска не режет глаз, хорошо вписывается в интерьер улицы. Общая площадь 861 м2, площадь торгового зала 420 м2.
Торговый зал без колон, что облегчает применение более усовершенствованного оборудования и применения формы продажи самообслуживание. Численность работников составляет 211 человек, из них 36 человек администрации, 142 работника продавцов-кассиров , а остальные грузчики, уборщицы, гардеробщики, фасовщики. Директор магазина Михневич Лариса Витольдовна, зам. директора Михневич Наталья Владимировна. Работники магазина работают по текущему графику, по 11,5 часов в день,
а в воскресенье по 8 часов. Контролерам-кассирам предоставляется выходной на следующий день, а продавцы работающие на подотчет 2 дня работают и после сдачи отдела им предоставляется отдых на 2 дня. На дверях магазина вывешена вывеска на государственном языке с указанием наименования предприятия, принадлежности и режима работы. Режим работы согласован с районной администрацией. Напротив входа в магазин содержится информация на стендах о магазине, схема магазина, копия лицензии
лицензия ! 3598 Разрешено на занятие отдельным видом деятельности выдана Мингорисполкомом 04.05.99 ООО Эвасти и действительна по 10.01.2004 г санитарные правила, особенности обслуживания, минимальный перечень товаров, норма отпуска, другая информация. В магазине имеются контрольные и санитарные журналы, книга жалоб и предложений. В магазине имеются следующие отделы колбасный, рыбный, молочный, мясной, хлебный, виноводочный, кондитерский,
бакалея. Для дополнительного обслуживания покупателей и удовлетворения их потребностей в магазине работает отдел хозяйки и кафетерий. Все помещения магазина подразделяются на торговые помещения, которые связаны с обслуживанием покупателей отдел заказов, кафетерий для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже приемочные, кладовые, охладительные камеры, фасовочные служебные и бытовые кабинет директора, конторские помещения, комната отдыха, гардеробные, душевые, уборные подсобные для хранения тары, инвентаря, упаковочных
материалов. Торговые помещения играют основную роль в доведении товаров до потребителей и обслуживание покупателей. В них покупатель выбирает товар и оплачивает его, то есть завершает торгово-технический процесс. Планировка торгового зала должна обеспечивать покупателям наилучшие условия для приобретения товаров при минимальных затратах времени, контроль со стороны обслуживающего персонала за ходом продажи и сохранностью товаров, способствовать рациональной организации торгово-технического процесса.
Торговый зал обеспечивает рациональную организацию движения покупательского потока с права на лево. Планировка линейная это способствует эффективному использованию торговой площади, увеличению фронта выкладки товаров, организации контроля за сохранностью товароматериальных ценностей. Торговый зал совмещен с помещением для хранения товаров. В административные, бытовые, подсобные, технические помещения есть проход через торговый зал и помещения
для хранения и подготовки товаров к продаже. Входы и выходы отдельные, как для покупателей, так и для обслуживающего персонала. 1.2 Структура аппарата магазина и функции ее работников В структуре управления организацией выделяются следующие элементы звенья отделы , уровни ступени управления и связи горизонтальные и вертикальные. К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть.
В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер. Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются
и доводятся до нижестоящих звеньев. Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием форм, в основе которых лежат отличительные признаки, в частности размеры производственно-коммерческой деятельности организации, производственный профиль, степень финансово-экономической самостоятельности, централизация децентрализация управления и др. Мировая практика показала, что в рыночной экономике наиболее жизнеспособны организации, работающие на основе широкого привлечения заемного капитала.
В связи с этим появились такие формы организаций, как акционерные общества. Это организационная форма объединения средств организаций и граждан в целях осуществления хозяйственной деятельности. В зависимости от характера связей между различными подразделениями организации различают следующие типы организационных структур линейную, функциональную, линейно-функциональную штабную и матричную. Для магазина Эвасти характерна матричная структура управления.
Она создается путем совмещения структур двух видов линейной и программно-целевой. Линейная структура характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и и сосредотачивающий в своих руках все функции управления. При функционировании программно-целевой управляющее воздействие направлено на выполнение определенной
целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организации. При матричной структуре управления руководитель программы работает не с подчиненными ему непосредственно специалистами, которые подчинены линейным руководителям, а в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные руководители же решают, то и как будет выполнять ту или иную работу. Матричная структура также имеет свои преимущества и недостатки.
Преимущества Возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям организации. Повышение творческой активности административно-управленческого персонала за счет формирования программных подразделений, активно взаимодействующих с функционирующими структурами. Рациональной использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельности. Увеличение мотивации деятельности за счет децентрализации управления и усиления демократических принципов
руководства. Усиление контроля за решением отдельных задач программы. Сокращение нагрузки на руководителей высокого уровня за счет делегирования определенной части полномочий. Повышение личной ответственности за выполнение программы в целом и ее составных элементов. Экономисты планово-экономического отдела разрабатывают перспективные и текущие планы по основным показателям хозяйственно-финансовой деятельности магазина, штатного расписания магазина организуют комплексный экономический
анализ хозяйственной деятельности в целом по магазину выводят результаты финансово-хозяйственной деятельности магазинов и других структурных подразделений на основании данных бухгалтерского учета. Инспектора отдела кадров составляют планы потребности в кадрах всех категорий обеспечивают организацию работы по соблюдению установленного порядка приема на работу, перевода, увольнения работников фирмы ведут учет работников, в установленном порядке оформляют и хранят их личные дела и другие документы
по кадрам проводят заполнение, хранение и выдачу трудовых книжек. Юрист принимает участие в подготовке и заключении коллективных договоров анализирует и обобщает результаты рассмотрения претензий, судебных дел осуществляет оформление претензий дает консультации, заключения, справки по правовым вопросам, возникающим в деятельности магазина. Бухгалтера осуществляют путем товарных, тарных, кассовых отчетов, бухгалтерскую обработку отчетов,
контроль за полнотой оприходования и обоснованностью списания товарно-материальных ценностей и денежных средств выводят результаты инвентаризации товарно-материальных ценностей, денежных средств с учетом применения норм естественной убыли и потерь на самообслуживание контроль за полнотой и своевременностью сдачи выручки в банк, соблюдение лимита остатка денежных средств в кассах осуществляет учет расчетов с покупателями и заказчиками, участвует в проведении инвентаризации товаров, тары,
МБП, основных средств и других ценностей в магазине и на складе. Для обеспечения сохранности ценностей введена материальная ответственность, которая возлагается на работников, называемых материально ответственными лицами. Материальная ответственность заключается в возмещении работниками причиненного предприятию ущерба при исполнении ими служебных обязанностей. Положение о материальной ответственности рабочих и служащих за
ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации предусматривает два основных вида материальной ответственности ограниченную и полную. Ограниченная материальная ответственность предполагает возмещение работником стоимости причиненного ущерба, но не свыше суммы, которая определена законодательством в установленных пределах его заработка. Как правило, ограниченная материальная ответственность распространяется на работников торговли, не являющихся материально ответственными лицами.
Полная материальная ответственность применяется в строго оговоренных законом случаях. Такая ответственность возлагается на работников, которые по условиям своей работы имеют широкий или полный доступ к товарно-материальным ценностям. На торговых предприятиях обязанность по возмещению причиненного ущерба возлагается в полном размере на материально ответственных лиц, которые получают под отчет товарно-материальные ценности и поэтому должны проявить особое внимание к обеспечению их сохранности.
При этом они обязаны обеспечить полную сохранность ценностей или возместить стоимость недостающих, а также испорченных ценностей. Возложение полной материальной ответственности на работников оформляется письменным договором о материальной ответственности до подписания которого допускать работника с материальными не рекомендуется. В договоре должны быть оговорены конкретные условия труда работников, уточнены мероприятия по обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей, порядок возмещения причиненного ущерба, ведения
учета и предоставления установленной отчетности. На торговых предприятиях в зависимости от количества работников, которым вверяются материальные ценности, и от порядка организации их труда применяются две формы материальной ответственности а ответственность отдельных лиц индивидуальная б ответственность коллектива работников коллективная . При индивидуальной ответственности каждый работник отвечает за свои собственные действия. Такая ответственность применяется в мелкорозничной сети палатках, ларьках,
киосках, лотках, также на складах. При возложении на работника индивидуальной материальной ответственности администрация с ним подписывает Типовой договор о полном индивидуальной ответственности . При возложении материальной ответственности за денежные средства на кассиров администрация подписывает с ними Обязательство кассира . При коллективной бригадной материальной ответственности бригада несет ответственность за поступки и действия каждого члена бригады и каждый член коллектива отвечает за свои
собственные действия и действия своих коллег. Коллективная материальная ответственность основана на взаимном доверии и контроле. Состав бригады не должен превышать, как правило, 10-14 человек. Бригада принимает на себя полную материальную ответственность за все переданные ей под отчет товарно-материальные ценности товары, тару, материалы . Каждый член бригады отвечает за недостающие или испорченные ценности.
А также за ущерб, вызванный продажей или отпуском товаров по цене, ниже установленном совместно с другими членами бригады пропорционально товарной ставке полученной им заработной платы. Бригадиром может быть только старший по должности член бригады. Каждый член бригады должен знать все права и обязанности бригады. Бригада имеет право заявлять отвод тем работникам, которые по их мнению не могут обеспечить сохранность
ценностей. В обязанности бригады входит обеспечение полной сохранности ценностей, правильности их приема, хранения, продажи или отпуска покупателям своевременное сообщение администрации обо всех случаях хищения, недостач, порчи товаров, тары и материалов. Бригада освобождается от материальной ответственности в случаях хищения товаров, а также порчи или гибели ценностей, если это произошло не по вине бригады освобождается также от материальной ответственности за указанные кражи, при условии, если эти факты оформлены соответствующими
документами. Материальная ответственность на бригаду возлагается договором, заключенным между администрацией и бригадами. Договор подписывается администрацией и всеми членами бригады. При выбытии из бригады его членов новый договор не оформляется, а против выбывшего члена ставят дату выбытия, а вновь принятый ставит дату прибытия. Товары под отчет получает бригадир или заместитель. Полученные ценности должны быть оприходованы, а проданные, отпущенные , выбывшие списаны.
Бригадир и его заместитель обязаны в установленном порядке вести учет, а также составлять товарные отчеты о движении и остатков вверенных бригаде ценностей. Администрация магазина обязана создать нормальные условия труда работникам бригады по обеспечению сохранности переданных бригаде ценностей, а также проводить в установленном порядке инвентаризации товаров, тары, материалов, находящихся под отчетом бригады. В состав бригад не включают работников кадров, обслуживающих
профессий фасовщиков, механиков , а также учеников. Подбор и правильная расстановка кадров один из важнейших факторов обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств. К работе с материальными ценностями надо привлекать добросовестных, честных и проверенных работников. 1.3 Виды планировок торгового зала, применяемые в магазине Название мерчендайзинга merchandising идет от английского merchandise торговать, окончание -ing придает
динамичность понятию, представляя процесс торговли как важное средство коммуникаций. Планировка магазина является одним из основных элементов мерчендайзинга. При ее разработке важно продумать методы, стимулирующие продвижение покупателей по торговому залу, чтобы они покупали больше товаров, чем предварительно запланировали. Стимулирующими мероприятиями продвижения является внешнее разнообразие размещение торгового оборудования,
его виды, подъемы уровня пола, оригинальный рисунок пола, наклонные переходы, информационные дисплеи, витражи, освещение, запахи, звуковой фон и др. Атмосфера магазина должна соответствовать его имиджу и общей стратегии, а дизайн способствовать принятию решения о покупке. Прежде всего, следует выделить целевого покупателя и разработать концепцию магазина, удовлетворяющую его потребностям. Специалисты розничной торговли считают, что магазин это театр стены и пол представляют
собой сцену, освещение, прилавки и визуальные средства коммуникации, такие как дисплеи, это декорации, а роль актеров играют товары. В целом понятие концептуального магазиностроения shopfitting подразумевает комплексный подход к организации торгового розничного предприятия и включает в себя определение концепции магазина определение целевой аудитории позиционирование магазина соблюдения правил проектирования торговых площадей цветовое решение секций торгового зала дополнительные мероприятия, стимулирование сбыта.
Первые три этапа выполняются в рамках решения маркетинговой задачи. Правила проектирования торговых площадей предусматривают соблюдение различных требований к планировке в зависимости от совокупности экономических и коммерческих требований. В зависимости от системы расстановки оборудования используют различные виды технологической планировки торгового зала линейная решетка боксовая трек, петля смешанная свободная произвольная выставочная.
Линейная планировка торгового зала предполагает схемы размещения товаров и проходов для покупателей в виде параллельных линий. Соответственно выстраиваются и линии торгового оборудования. При этом линия узла расчета располагается перпендикулярно. Такая планировка используется в магазинах самообслуживания. По отношению к размещению линий оборудования в торговом зале схема может быть продольной, поперечной
и смешанной. Произвольная планировка является самой дорогой, используется в небольших магазинах, а также в бутиках в рамках крупных торговых центров. Здесь царит расслабленная атмосфера, что способствует поощрению покупателя к покупке. Роль стимула, подгоняющего покупателя ходить по магазину, исполняют продавцы. Направления движения покупателей ничем не ограничены, люди могут свободно переходить с одного участка зала на другой, подходить к стеллажам, прилавкам, витринам, осматривать товар в любой последовательности.
Большинству покупателей нравится именно свободная планировка, так как они предпочитают чувствовать себя в магазине непринужденно. Выставочная планировка в московских магазинах применяется очень часто, это продажа товаров по образцам выставленным в торговом зале. Сегодня работники торговли понимают важность такого мерчендайзингового мероприятия, как планировка магазина и используют разные приемы, чтобы заставить покупателя походить по магазину и обратить его
внимание на представленные товары. В целом, для повышения конкурентоспособности отечественных торговых предприятий и возможности их противостояния рвущимся на наш рынок, иностранным торговым сетям необходимо овладеть методикой мерчендайзинга и в первую очередь начать с продуманной планировки торгового зала. Одной из наиболее важных и сложных составляющих технологического проектирования любого магазина является планировка размещения торгового оборудования в торговом зале.
Оптимально организованная планировка повышает оборот и прибыль магазина и наоборот ошибки здесь способны свести на нет всю его работу. Основная сложность планировки торгового зала заключается в правильной наиболее эффективной увязке ее со всеми технологическими операциями магазина. Важно не просто красиво расставить прилавки и витрины, а обеспечить при этом оптимизацию всех торгово технологических процессов. В идеале планировкой торгового зала должны заниматься специалисты в области
проектирования магазинов, причем имеющие в этом достаточный практический опыт. На западе вообще иного пути не существует, причем большинство признанных специалистов полагают, что к самостоятельному проектированию магазинов можно приступать только после 5 7 лет работы под руководством опытного наставника. Подобное правило вполне применимо и в Беларуси. Если же привлечение специалиста оказалось невозможным и приходится рассчитывать на собственные
силы, то необходимо учитывать основные принципы оптимального построения торгового зала. Планировка торгового зала начинается не с расстановки оборудования, а с уточнения и детализации ассортимента в магазине, определения соотношения товарных групп в ассортименте, выделения групп товаров повседневного и повышенного спроса, перечня сопутствующих товаров, товарных позиций, приносящих максимальную прибыль наиболее выгодных для магазина . Без этого невозможно определить количество отделов, тип и вид необходимого
торгового оборудования, способы выкладки товара и т.д. Но самое главное то, что это позволяет выделить зоны наиболее эффективного расположения товаров в торговом зале с учетом психологии покупательского спроса. Как показывают результаты исследований, площади в торговом зале не равноценны с точки зрения объема продаж в пересчете на 1 кв.м. Их значимость по мере движения покупательских потоков от входа фасада магазина по направлению к противоположной
стене уменьшается. В зоне, прилегающей к входу фасаду , реализуется около 40 всего оборота магазина. Следующая по значимости зона дает 30 продаж, а последующие соответственно 20 и 10 . Перераспределение групп товаров в зале с учетом этих обстоятельств позволяет повысить оборот. В зоне интенсивной торговли располагаются товары, которые дают большую прибыль, наиболее привлекательны для покупателей, отличаются быстрой оборачиваемостью.
Именно в этой зоне должен начинаться маршрут движения покупателей по торговому залу. По мнению специалистов, по мере обхода торгового зала покупатели должны встречаться с товарами, которые связаны с товарными группами, расположенными при входе. И, наконец, в зонах, где наплыв покупателей не столь интенсивен, целесообразно располагать товары повседневного спроса. Движение к ним мимо сопутствующих товаров стимулирует импульсивные покупки последних.
Такой подход и позволяет перераспределить в более равномерную сторону зональное влияние в торговом зале и увеличить оборот всех его участков. Зональное влияние на оборот целесообразно использовать при планировке торгового зала в продовольственном магазине. Причем по мере увеличения площади торгового предприятия зональный подход теряет свою эффективность. Вообще, необходимо предостеречь от чрезмерного увлечения стандартными моделями планировки торгового
зала. Опыт показывает строгой схемы размещения групп товаров в магазине не существует. Это творческий процесс, который зависит от пространственного решения торгового зала, этажности, формата и специализации магазина. В современном магазиностроении считается более эффективным размещение товаров в торговом зале по потребительским комплексам. Такой принцип целесообразен в непродовольственных магазинах, гипермаркетах, универмагах и др. Он означает размещение в одной зоне взаимосвязанных групп товаров.
Например, в зоне демонстрации товаров для отдыха и путешествий целесообразно размещать все, что к этому может иметь отношение спортивные и пляжные сумки, зонты и шезлонги, пляжную обувь, мазь для загара, надувные матрацы, приспособления для подводного плавания и др Планировка торгового зала на основе формирования потребительских комплексов позволяет найти в одном месте все, что может пригодиться в рамках тематических интересов.
Это стимулирует импульсивные продажи. Такой принцип очень распространен на западе. Выстраивая размещение в торговом зале товаров по потребительским комплексам, необходимо учитывать следующие обстоятельства чем чаще покупается товар, тем короче должен быть к нему путь покупателей, и наоборот. Товары, покупка которых предполагает длительный осмотр и выбор примерка, прослушивание, включение и др целесообразно размещать в местах, удаленных от основных покупательских потоков.
Товары для детей и товары для домашнего обихода обычно покупают женщины, поэтому, выбирая зоны размещения потребительских комплексов товаров для женщин, это необходимо учитывать. Подобные взаимосвязи можно обнаружить и в товарных комплексах для мужчин товары для ремонта жилья, автомобилей инструмент и материалы для поделок целесообразно размещать рядом, связав короткими путями. Обозначенные закономерности хорошо просматриваются на планировке торговых залов сети гипермаркетов
CONTINENTE , насчитывающих в Европе несколько десятков крупнейших торговых комплексов. Систематизация основных групп товаров в потребительские комплексы и схематическое размещение их по площади торгового зала первое и непременное условие построения концепции обслуживания покупателей в магазине. Фактически это черновой вариант будущей расстановки торгового оборудования. После того, как он появился, можно приступать к моделированию и экспертной оценке основных торгово-
технологических операций магазина с учетом зон расположения будущих отделов. 1.4 Размещение и выкладка товаров Размеры и конструкция торгового оборудования для оснащения магазинов должны быть тесно связаны с параметрами помещений магазинов, а также ассортиментом предлагаемого товара. Стеллажи для выкладки товаров По мнению специалистов, при оборудовании торговых залов следует исходить из того, что высота пристенных стеллажей должна быть не менее 220 см.
При хорошей освещенности зала не менее 500 люкс кв. м пристенные стеллажи могут использоваться без собственной подсветки. Глубина основания стеллажей зависит от общей величины торговых площадей. В залах площадью да 400 кв. м. рекомендуется глубина 50 см, для больших площадей 60 см. Ширина проходов между стеллажами в магазинах до 400 кв. м. рекомендуется равной 120 см. Число полок на стеллажах определяется для каждой из товарных зон.
Достаточно руководствоваться правилом, что от верхнего края товара до нижнего края следующей полки должно быть порядка 5 см. Это, прежде всего, стеллажи фирмы Hestra Швеция. Металлические стеллажи с гладкой, перфорированной, зеркальной панелями идеально отвечают требованиям ассортимента магазина. Полки для стеллажей фирмы Hestra , металлические или ламинированные, выдерживают нагрузку от 70 до 100 кг в зависимости от используемых
кронштейнов. В полной мере удовлетворяют требованиям по размещению в магазинах и стеллажи польских производителей фирм Mago и Wiko . Эти стеллажи отличают прочность и надежность конструкций, выполненных на основе металлокаркаса. Различные габаритные размеры стеллажей длина от 600 до 1200 мм, глубина полок от 300 до 500 мм , наличие угловых секций позволяют успешно оборудовать зал самой различной конфигурации. Все вышеуказанные стеллажи, при необходимости, могут комплектоваться навесами со встроенным галогенным
или люминесцентным освещением. Стеллажи фирм Hestra , Mago и Wiko являются достаточно универсальными. Широкий перечень предлагаемых с ними аксессуаров позволяет их успешно использовать для оборудования торговых зон как промышленных, так и продовольственных товаров. Островные стеллажи фирм Hestra и Mago являются обязательным атрибутом оборудования торгового зала магазина. Обеспечивая удобную для доступа покупателя выкладку товара, они позволяют сохранить хорошую просматриваемость
зала, что очень важно при самообслуживании. Витрины для демонстрации товаров Для демонстрации небольших дорогостоящих товаров используются стеклянные витрины производства фирм Hestra Швеция , Italvitrina Италия , Wiko Польша . Витрины имеют различное исполнение верхней и нижней панелей черное, белое, серое и под дерево , встроенное освещение и комплектуются удобным замком. Итальянские витрины для удобства перемещения комплектуются 4
колесами, встроенными в нижней панели. Для привлечения внимания покупателей к новым товарам предлагается на входе в торговый зал устанавливать витрину с вращающимися полками, в круглом, прямоугольном и восьмигранном исполнении. Холодильное оборудование Учитывая особенности работы магазина, а также состав потенциальных покупателей рекомендуется холодильное оборудование, предназначенное для кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров следующих основных групп для хранения товаров холодильные шкафы, морозильные
лари для показа и продажи товаров холодильные шкафы со стеклянной дверью, морозильники, прилавки-витрины . Холодильные шкафы польского производства фирмы Bolarus просты в эксплуатации, экономичны в потреблении электроэнергии, имеют автоматическое размораживание. В зависимости от величины товарного запаса в магазине, предлагаются шкафы объемом 700 и 1400 литров. Шкаф является хорошей альтернативой холодильной камере при оборудовании небольших подсобных помещений-
кладовых. Для хранения свежезамороженной продукции и мороженого компания предлагает для установки в подсобном помещении морозильные лари со стальной крышкой таких известных зарубежных фирм как Derby Дания Frigor Дания Tefcold Дания . В зависимости от размеров подсобного помещения, величины товарного запаса, предлагаются лари объемом от 300 до 700 литров. Лари оснащены надежными компрессорами Danfoss Германия или
Electrolux Швеция , корзинами для удобства выемки товара, регулируемым термостатом и замком. Для демонстрации товара и его продажи в зале существует широкий выбор холодильных шкафов со стеклянными дверцами. Для напитков, молочной продукции широкого используются холодильные шкафы датских фирм Derby , Tefcold , Vestfrost , а также Iarp Италия и General Frost Словения . Шкафы различаются габаритными размерами, полезным объемом от 80 до 1000 литров
, используемым компрессором Electrolux Швеция Aspera Италия Samsung Южная Корея . Все шкафы имеют внутреннюю подсветку витрины, конвекционное охлаждение, автоматическую оттайку, регулируемые по высоте полки. Современный магазин не представляется без морозильников, размещаемых в торговом зале. Мороженое, замороженные овощи, пельмени, полуфабрикаты - вот неполный перечень товаров, выставляемых
в торговом зале в морозильниках со стеклянной крышкой. Прекрасный дизайн, плоское и гнутое стекло, регулируемый термостат, замок, ролики обеспечивают удобство эксплуатации морозильника ведущих западных фирм-производителей Derby , Caravell , Elcold , Scanfrost Дания , Electrolux Швеция , Argos и Zamex Польша . Морозильники различаются используемым компрессором
Danfoss Германия Electrolux Швеция , габаритными размерами и полезным объемом. Неотъемлемой частью любого продуктового магазина самообслуживания являются охлаждаемые стеллажи. Учитывая небольшие размеры торговых площадей магазина, а также особенности их планировки, лучшие на сегодняшний день по таким показателям как цена-качество и цена - полезный рабочий объем охлаждаемые стеллажи фирмы MAWI Польша . Стеллажи имеют современный дизайн, подсветку рабочего объема, регулируемые
по высоте полки, автоматическую оттайку и принудительную конвекцию воздуха. В кафетерии магазина незаменимыми оказываются кондитерские охлаждаемые прилавки-витрины, широко используемые для демонстрации тортов. Хорошо зарекомендовали себя в этом случае кондитерские прилавки фирмы Yuka Польша . Факторы, влияющие на распределение установочной и демонстрационной площади торгового зала между отдельными группами товаров частота приобретения товаров различных групп габариты этих товаров
затраты времени покупателей на осмотр и отбор товаров количество разновидностей товаров, предлагаемых в рамках отдельных групп. Чем выше частота приобретения товаров, тем больше установочная и демонстрационная площадь необходима для их размещения. Поэтому в рамках товарной специализации магазина должна быть определена частота приобретения товаров отдельных групп с учетом сезонных особенностей спроса. Для реализации новых отдельных сезонных товаров, высококачественной дорогостоящей продукции необходимо
обеспечить размещение в наиболее заметных, хорошо оформленных местах на путях массового движения покупателей. 1.5 Техническая оснащенность магазина Используются следующие виды технологического оборудования холодильное, подъемно-транспортное, весоизмерительное, оборудование для приготовления напитков, контрольно-кассовые машины. В магазине имеются весы ВТИт-10, ВЭ-15т, ВНЦ-10. Электронные весы определяют стоимость покупки, также могут подсчитать сдачу
ВЭ-15т. Весы должны быть установлены на ровной горизонтальной поверхности, которая не должна прогибаться и вибрировать. Нельзя чтобы прямой воздушный поток попадал на грузовую площадку, а также, чтобы рядом находился вентилятор. Весы устанавливают горизонтально при помощи винтовых ножек и уровня, затем подключить весы к сети. На весах нельзя взвешивать свыше придельной нагрузки, а также менее одной десятой части. При взвешивании товара в упаковочный материал нужно, материал оттаривать, а если взвешивают на циферблатных,
то упаковочный материал ложится на гиревую площадку. Запрещается упаковывать товар на грузовой площадке, отрезать, а также взвешивать товар, неоттарировав меру покупателя. Запрещается под ножки весов, а также под площадку подкладывать какие-либо предметы. Для демонстрации, продажи и хранения быстропортящихся продуктов в магазине используется холодильное оборудование. К торговому холодильному оборудованию относят охлаждаемые устройства, предназначенные
для кратковременного хранения, демонстрации и продажи предварительно охлажденных или замороженных продуктов и полуфабрикатов. По назначению сборные холодильные камеры, холодильные шкафы, витрины, прилавки-витрины и охлаждаемые торговые автоматы, с разным температурным режимом. Торговое холодильное оборудование должно отвечать следующим основным торговым эксплуатационным и санитарным требованиям обеспечивать заданный режим, не создавать шума, иметь привлекательный внешний вид, обеспечивать
удобства для пользования покупателем и продавцом. В магазине прилавки-витрины имеют теплоизоляцию из пенопласта. В дверных проемах проложены резиновые уплотнители. Каждая витрина имеет свою температуру и максимальную загрузку. В магазине применяется открытая витрина ВХС-1-08,0, которая улучшает условия эксплуатации. Так же холодильные шкафы, предназначенные для кратковременного хранения продуктов при температуре от
-2 до 3 оС. В магазине используются низкотемпературные прилавки для хранения и продажи мороженого и пельменей. В магазине используют подъемно-транспортное оборудование такое, как грузовые тележки, предназначенные для разгрузки, погрузки и транспортировки товара. Подъемно-транспортное оборудование имеет большое значение в торговле, отсюда и повышенная производительность труда. Контрольно-кассовые машины служат для механизации и автоматизации контрольно-кассовых операций, учета
денежных поступлений и контроля за операциями. В магазине используют электронные контрольно-регистрирующие машины ОКА-500, на зале они почти во всех отделах, кроме молочного т в торговом зале одна ОКА-400. На зале для выкладки и показа товаров используют горки пристенные и островные. В магазине используют следующий инвентарь инвентарь для подготовки товара к продаже колода для разруба мяса, топчан для разделки рыбы, мутовка для перемешивания сметаны, черпаки сетчатые инвентарь витринный
подставки, с помощью которых показывают товар и ценникодержатели инвентарь для проверки качества товаров прободборник, овоскоп, виноскоп инвентарь для показа и выкладки товара окорита, лотки, вазочки, блюда для полуфабрикатов инвентарь для хранения рабочего запаса товаров лотки, ящики санитарно-гигиенический инвентарь ведра, урны инвентарь для покупателей корзины . В магазине используют инструментарий для отпуска товаров совки, лопаточки, вилка , инструментарий для
вскрытия тары серповидный нож, ножницы, томагавк, топор, молоток, гвоздодер , режущие инструменты ножи для нарезки хлеба, гастрономических товаров, рыбной гастрономии, сыра . Имеющегося в магазине оборудования достаточно для успешного функционирования магазина, однако необходимо иметь в виду, что все оборудование уже морально устарело. 1.6 Методы продажи товаров и их экономическая эффективность
Продажа товара - это деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их производства к местам потребления с целью удовлетворения нужд потребителей и выгодой для себя. Продажа товара это формирование политики в области стимулирования сбыта, продвижение товара выбор, планирование и управление инструментами стимулирования сбыта продажа по предварительным заказам, рекламно - информационная деятельность, искусство сбыта, упаковочное дело анализ данных продаж,
бюджетные квоты продаж и постановка соответствующих целей, координация деятельности торговых агентов рекламирование деятельности и определение задач рекламы выбор средств передачи рекламы телевидение, радио, печать и т.п. и управление работой в этой области установление контактов со средствами массовой информации, рекламными агентствами разработка образцов, выставочных материалов установление связей компании с отдельными лицами, общественными организациями, обмен информацией упаковочное дело, разработка упаковки
мероприятия по сбыту товара планирование и осуществление продвижения товаров по продовольственным купонам и др. разработка мер, направленных на увеличение продаж. Методы продажи товара 1 персональная продажа 2 реклама с использованием средств массовой информации 3 стимулирование сбыта 4 торговля 5 спонсорство Кроме тех случаев, когда компания продает свои товары по почтовым заказам, персональная продажа является существенным элементом структуры продвижения.
Именно при персональной продаже оговариваются условия и заключается договор о купле - продаже. Персональный продавец определяет и заключает контракт с новыми потенциальными покупателями информирует покупателя о товаре, его цене, особых свойствах, доступности и прочее убеждает покупателя сделать свой выбор отвечает на вопросы, касающиеся товара, демонстрирует товар ведет переговоры по заключению договора купли - продажи устанавливает отношения между покупателями и торговой фирмой занимается разбором жалоб
покупателей обеспечивает свою фирму необходимой информацией о своем районе деятельности, покупателях предоставляет соответствующие рекомендации по продвижению товаров. Реклама - неперсонированное сообщение, направленное на целевую аудиторию при помощи различных средств массовой информации для представления и продвижения продукции, услуг и идей, затраты на которое несет идентифицируемый спонсор. Рекламодатели включают производителей и поставщиков товаров и услуг, правительственные
учреждения, клубы и общества и частных лиц - другими словами, всех, кто желает что-либо сообщить и заплатить за это владельцам средств информации. Маркетинг занимается рекламой, цель которой - продажа товаров и услуг, однако эти принципы одинаково пригодны и для правительственных учреждений, желающих афишировать какие-либо общественные услуги. Хотя рекламодатели могут иметь дело непосредственно с владельцами средств информации, как правило, они действуют через рекламные агентства.
Схема показывает различные типы агентств, начиная с тех, кто просто берет комиссионные за предоставление места или времени средствами информации, и заканчивая теми, кто предлагает полный набор услуг по маркетингу, маркетинговым исследованиям и прочим рекламным услугам. В зависимости от предлагаемых услуг агентства имеют штат соответствующих специалистов машинисток, художников, телеоператоров, типографистов и т.д Связь между агентством и его клиентом осуществляется через лицо,
отвечающее за реализацию целей рекламодателя. Средства массовой информации делятся на различные типы печатные, аудиовизуальные и уличные. Каждый тип различается по способности выполнения специфической рекламной задачи специализированный журнал дает более детальную информацию, чем телевидение, но телевидение привлечет внимание гораздо большей аудитории . Выбор средства массовой информации делается так, чтобы оно было наиболее пригодным для достижения цели рекламы, но по минимальной цене.
Наконец, частью рекламной системы должны быть сам рынок и составляющие его потенциальные покупатели. Понимание покупателя, его потребностей, положения и знание того, какие средства информации он предпочитает, являются существенной предпосылкой для планирования рекламных объявлений, что позволит с наибольшей эффективностью достигнуть целевого потребителя. Планирование рекламных кампаний. В его задачи входят определение целей рекламы, вероятных потребителей, свойств продукции, характеристика
средств информации, созидательная стратегия, выбор и оценка расходов на средства информации планирование средств информации , обеспечение подготовки рекламных объявлений, осуществление начала кампании, анализ ее результатов. Цели рекламы должны устанавливаться в количественных показателях. К примеру, если рекламодатель с помощьуфую маркетингового исследования установит, что 30 рынка осведомлены о его продукции и 10 пытаются ее приобрести, он может определить следующие цели рекламы после трех месяцев
кампании 50 рынка должны быть осведомлены о продукции и 15 должны желать ее. Успех кампании, таким образом, будет определяться тем, как эти цели будут практически реализованы. Определение вероятных потребителей. Установив цели рекламы, следует определить вероятных потребителей, учитывая их отношение к альтернативным средствам информации. Потребительский образ должен содержать такие данные возраст, пол, общественное положение класс , доход,
географическое размещение, размер семьи, отношение к продукту, компании, рекламе и т. д чтение газет и журналов, просмотр телепередач. Для того, чтобы торговое предприятие успешно функционировало, необходимо проводить глубокий анализ его деятельности по продаже товаров в зависимости от постоянно меняющейся среды. Это позволит сделать предприятие прибыльным и конкурентоспособным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее. Проводя глубокий анализ деятельности по продаже товаров, можно точно и своевременно находить
и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам реализуемых товаров и предоставленных услуг быстро и качественно, профессионально оценивать результативность коммерческой работы как предприятия в целом, так и его структурных подразделений находить оптимальные пути решения коммерческих проблем торгового предприятия и получения достаточной прибыли в ближайшей или отдаленной перспективе определить расходы на торговую деятельность издержки обращения и тенденции их изменения, что необходимо для определения
продажной цены и расчета рентабельности. Важнейшими показателями эффективности работы торгового предприятия является прибыль, в которой отражается результаты всей торговой деятельности предприятия объем реализованной продукции, его состав и ассортиментная структура, производительности труда, уровень затрат, наличие непроизводительных расходов и потерь и т.д. От размера полученной прибыли зависит пополнение фондов, материальное поощрение работников, уплата налогов и другое.
1.7 Рекламно-информационная работа в магазине Для наиболее эффективного воздействия на потребителей и обеспечения устойчивой работы фирмы в рамках общей стратегии разрабатывают соответствующую коммуникационную стратегию. Она реализуется благодаря использованию следующих элементов реклама, личная продажа, стимулирование сбыта, пропаганда. Реклама это любая оплаченная форма обезличенного представления и продвижения товаров, услуг, идей и или предприятий. Личная продажа предполагает непосредственный контакт между продавцом
и одним или несколькими покупателями с целью предоставления товара и совершения продажи. Кратковременные побудительные меры поощрения покупки товара составляют содержание стимулирования сбыта. Пропаганда. Под пропагандой чаще всего понимают распространение о товаре и или предприятии коммерчески важных сведений с целью создания благоприятного общественного мнения о самом товаре. Каждому элементу комплекса коммуникаций присущи специфические приемы и методы.
Однако все они преследуют одну цель содействовать успешному решению стратегических и тактических задач реализации концепции маркетинга. Общая цель коммуникационной стратегии стимулирование спроса, т.е. увеличение или сохранение спроса на прежнем уровне в случае его падения. Эта общая цель может быть разбита на две частные цели. Основной целью коммуникационной стратегии магазина является стимулирование спроса на конкретный товар.
Поэтому для наиболее эффективного воздействия на потребителей фирма использует рекламу. Реклама самый действенный инструмент в попытках предприятия модифицировать поведение покупателей, привлечь их внимание к его товарам, создать положительный образ самого предприятия, показать его общественную значимость и полезность. Реклама содействует реализации товара, процессу превращения товара в деньги, способствует ускоренному и успешному завершению процесса оборота средств, т.е. процессу воспроизводства
на уровне фирмы. Реклама может конструировать спрос и рынок и управлять им. Главная задача товарной рекламы формирование и стимулирование спроса на товар. Пропагандируя конкретный товар, реклама содействует его продаже. Товарная реклама информирует потребителя о свойствах и достоинствах товара, пробуждает интерес к нему, потребитель стремится установить контакты с продавцом и из пассивного, потенциального превращается
в активного, заинтересованного в покупке покупателя. Основой рекламной деятельности в маркетинге является рекламная кампания. Это несколько рекламных мероприятий, объединенных одной целью целями , охватывающих определенный период времени и распределенных во времени так, чтобы одно рекламное мероприятие дополняло другие. Рекламная кампания оказывается эффективной при соблюдении следующих условий ее подготовка и проведение
основываются на глубоких маркетинговых исследованиях с учетом динамичной природы рынка создание обоснованной, запоминающейся и должным образом воздействующей на заранее выбранную потребительскую аудиторию рекламной продукции использование наиболее целесообразных для решения поставленных задач и учитывающих специфику потребительской аудитории средств распространения рекламы В настоящее время имеется большое многообразие средств распространения рекламы.
Следствием этого является отсутствие их единой классификации, как в мировой, так и в отечественной практике. Это зачастую затрудняет выбор конкретных инструментов при проведении рекламных мероприятий. Наиболее приемлемой для практических целей реализацией маркетинга может быть классификация, выделяющая рекламу в прессе - печатную рекламу аудиовизуальную рекламу радио- и телерекламу рекламные сувениры прямую почтовую рекламу наружную рекламу компьютеризованную рекламу выставки и ярмарки
Эффективным средством для представления потребительских товаров является наружная реклама. Она рассчитана прежде всего на восприятие широкими слоями населения. Среди многообразия видов и разновидностей наружной рекламы магазин использует витрины, элементы внутримагазинной рекламы указатели, ценники, информационные табло , вывески, спецодежду обслуживающего персонала, рекламу на транспорте. Важнейшей функцией наружной рекламы является подкрепление и дополнение рекламы, распространяемой
через другие средства. При ее использовании необходимо придерживаться следующих правил. Во-первых, такая реклама должна привлекать внимание. Во-вторых, часто попадаться на глаза. В третьих, рекламное обращение должно быть максимально кратким, чтобы его можно было прочитать на ходу. В-четвертых, содержание рекламы должно быть понятным. Магазин организует выездные лотки и ярмарки на все праздники, происходящие в городе, что способствует
росту товарооборота и прибыли. 2. Экономическая практика 2.1 Анализ результатов торгово-хозяйственной деятельности Оценку результатов хозяйственной деятельности ООО Эвасти более наглядно можно представить в виде таблице 1. Таблица 1. Основные показатели хозяйственной деятельности ООО Эвасти Показатели Единица измерения 2000 г. 2001 г.
Отклонение в сопоставимых ценах 2001 г. в к 2000 г. сопоставимые цены действующие цены сопоставимые цены Розничный товарооборот тыс.р. 517410 1621049 638208 120798 123,3 Валовой доход суммы в к обороту тыс.р. 82319 15,91 263096 16,23 103581 16,23 21262 0,32 125,8 Издержки обращения сумма в к обороту тыс.р. 62193 12,02 211547 13,05 83286 13,05 21093 1,03 133,9 Налоги и другие обязательные платежи, взимаемые за счет валового дохода сумма в к обороту тыс.р.
14850 2,87 33718 2,08 13275 2,08 -1575 - 0,79 89,4 Прибыль от реализации товаров сумма в к обороту тыс.р. 5276 1,02 17831 1,10 7020 1,10 1744 0,08 133,1 Внереализационные доходы тыс.р. 1558 20946 8246 6888 607,2 Внереализационные расходы тыс.р. 33 8318 3275 3242 9924,2 Балансовая прибыль сумма в к обороту тыс.р.
6601 1,28 30459 1,88 11992 1,88 5391 10,6 181,7 Численность работников чел. 198 211 13 106,6 Средний оборот на одного работника тыс.р. 2613 7683 3025 412 115,8 Торговая площадь м2 420 420 100,0 Товарооборот на 1 м2 торговой площади тыс.р. 1232 3860 1520 288 313,3 Розничный товарооборот ООО Эвасти в 2001 году по сравнению с 2000 годом увеличился в сопоставимых ценах
на 120798 тыс. руб. или 23,2 . Увеличению товарооборота способствовали повышение производительности труда работников на 15,8 , расширение ассортимента реализуемой продукции, экономное и бережливое использование имеющихся ресурсов. Валовой доход унитарного предприятия увеличился на 21262 тыс. руб. или на 25,8 , средний уровень реализованных торговых надбавок возрос против прошлого года на 0,32 к обороту, уровень издержек обращения на 1,03 к обороту, а уровень налогов и других обязательных платежей, взимаемых за
счет валового дохода снизился на 0,79 . В следствие этого прибыль от реализации товаров возросла в 2001 году по сравнению с 2000 годом на 1744 тыс. руб. или на 33,1 , а уровень рентабельности на 0,6 . Увеличению балансовой прибыли ООО Эвасти также способствовал рост внереализационных доходов и отрицательное влияние оказал значительный рост внереализационных услуг. Таким образом, можно сделать вывод положение дел в
ООО Эвасти в 2001 году несколько улучшилось по сравнению с 2000 годом. 2.2 Анализ прибыли и рентабельности Влияние изменения среднего уровня валового дохода и среднего уровня издержек обращения определяют умножением фактического товарооборота отчетного периода на отклонения от плана или в динамике по ним и делением на 100. На балансовую прибыль, кроме того, влияют изменения сумм прибыли и убытков от прочей реализации, внереализационных доходов, расходов потерь.
Их влияние определяют прямым счетом. На рассматриваемом предприятии ООО Эвасти план по прибыли от реализации товаров перевыполнен на 7,40 млн. рублей или на 9,1 . В динамике прибыль от реализации товаров возросла на 19,43 млн. рублей, что составляет 28,1 . Прибыль от прочей реализации против прошлого года увеличилась на 0,45 млн. рублей или на 53,6 . В тоже время фирма в отчетном году получила убыток от прочей реализации 0,35 млн. рублей.
Балансовая прибыль по сравнение с планом и в динамике соответственно увеличилась на 8,62 млн. рублей и 19,42 млн. рублей. Для измерения влияния факторов на балансовую прибыль может быть составлена следующая таблица. Алгоритм расчета влияния факторов на выполнение плана и динамику прибыли торговой фирмы, млн. рублей Таблица 2 Факторы Влияние на выполнение плана прибыли Влияние на динамику прибыли расчет сумма расчет сумма
Изменение объема розничного товарооборота в действующих ценах 448х0,852 100 3,81 948х0,766 100 7,26 Изменение среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торговых предприятий 9976х х -0,120 100 -11,97 9976х х -0,108 100 -10,77 Изменение среднего уровня издержек обращения 9976х0,156 100 15,56 9976х0,230 100 22,94 Изменение суммы прибыли от прочей реализации - 1,29 1,29-0,84 0,45 Изменение суммы убытков от прочей реализации - -0,35 - -0,35
Изменение суммы внереализационных доходов - 1,63 1,63-1,47 0,16 Изменение суммы внереализационных расходов и потерь - -1,35 1,08-1,35 -0,27 Всего 89,80-81,18 8,62 89,80-70,38 19,42 Большинство факторов положительно повлияли на выполнение плана и динамику прибыли розничной торговой организации. Если бы не было отрицательного влияния отдельных факторов, то балансовая прибыль возросла бы по сравнению
с планом на 13,67 млн. рублей 11,97 0,35 1,35 и в динамике - на 11,39 млн. рублей 10,77 0,35 0,27 . Большое влияние на сумму прибыли оказывает изменение розничных цен на товары. При повышении розничных цен увеличивается товарооборот, а следовательно, и растет прибыль от реализации товара. И наоборот, снижение розничных цен на товары уменьшает сумму прибыли. Влияние ценностного фактора на прибыль измеряют приемом разниц, т.е. увеличение или уменьшение объема
товарооборота за счет изменения розничных цен умножают на базисный уровень прибыли от реализации товаров по плану или фактически за прошлый период и делят на 100. В связи с повышением розничных цен товарооборот фирмы возрос на 370 млн. рублей 9976-9606 и за счет этого прибыль от реализации товаров возросла по сравнению с планом на 3,15 млн. рублей 370х0,852 100 и в динамике - на 2,83 млн. рублей 370х0,766 100 .
Следует отметить, что такой расчет влияния ценностного фактора на прибыль неточен, так как допускает, что все издержки обращения находятся в прямой зависимости от изменения розничных цен на товары. В действительности только уровень определенной части торговых расходов зависит от изменения розничных цен. В связи с повышением розничных цен на товары валовый доход торговой организации возрос по сравнению с планом на 37,10 млн. рублей и в динамике - на 37,06 млн. рублей.
За счет указанного фактора издержки обращения снизились на 4,29 млн. рублей. Следовательно, изменение розничных цен на товары привело к росту прибыли от реализации товаров по сравнению с планом на 41,39 млн. рублей 37,10 4,29 и с прошлым годом - на 41,35 млн. рублей 37,06 4,29 . Значительно влияние на прибыль оказывает повышение производительности труда, обеспечивающее рост товарооборота, а отсюда и прибыли от реализации товаров. Для определения влияния этого фактора на прибыль необходимо
прирост товарооборота за счет повышения производительности труда умножить за базисный уровень прибыли от реализации товаров по плану или фактически за прошлый период и разделить на 100. Благодаря повышению производительности труда объем товарооборота фирмы по сравнению с планом увеличился на 395 млн. рублей и в результате прибыль от реализации товаров возросла на 3,37 млн. рублей 395х0,852 100 . Рост производительности труда в динамике обеспечил увеличение прибыли на 5,23 млн. рублей 683х0,766 100
. Аналогичным приемом можно измерить влияние на прибыль изменения фондоотдачи. Повышение фондоотдачи по сравнению с планом обеспечило рост товарооборота на 247 млн. рублей, а следовательно, и прибыли от реализации товаров на 2,10 млн. рублей 247х0,852 100 . За счет роста фондоотдачи в динамике прибыль увеличилась на 5,43 млн. рублей 709х0,766 100 . Прибыль от реализации товаров определяется вычитанием из общей суммы валового дохода налогов и других
обязательных платежей, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок, а также издержек обращения. В связи с этим изменяется методика анализа прибыли, что видно из данных табл. 3, 4. Анализ прибыли торговой фирмы, млн. рублей Таблица 3 Показатели Фактически за прошлый год Отчетный год Отклонение В к прошлому году план факт. выполн плана от плана от прошл года
Розничный товарооборот в действующих ценах 9028 9528 9976 104,7 448 948 110,5 Общая сумма валового дохода 1089,50 1150,98 1191,25 103,5 40,27 101,75 109,3 Валовый доход в к обороту 12,068 12,080 11,941 98,8 -0,139 -0,127 98,9 Сумма налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода 185,26 195,51 202,83 103,7 7,32 17,57 109,5 Налоги и другие обязательные платежи, взимаемые за счет валового дохода, в к обороту 2,052 2,052 2,033 99,1
-0,019 -0,019 99,1 Сумма издержек обращения 835,09 874,29 899,84 102,9 25,55 64,75 107,8 Издержки обращения в к обороту 9,250 9,176 9,020 98,3 -0,156 -0,230 97,5 Сумма прибыли от реализации товаров 69,15 81,18 88,58 109,1 7,40 19,43 128,1 Прибыль от реализации товаров в к обороту 0,766 0,852 0,888 104,2 0,036 0,122 115,9 Прибыль от прочей реализации 0,84 - 1,29 - 1,29 0,45 153,6
Убытки от прочей реализации 0,35 - 0,35 0,35 - Внереализационные доходы 1,47 - 1,63 - 1,63 0,16 110,9 Внереализационные расходы и потери 1,08 - 1,35 - 1,35 0,27 125,0 Сумма балансовой прибыли, убытков - 70,38 81,18 89,80 110,6 8,62 19,42 127,6 Балансовая прибыль в к обороту 0,779 0,852 0,900 105,6 0,048 0,121 115,5 Алгоритм расчета влияния факторов на выполнение плана и динамику прибыли торговой фирмы, млн. рублей
Таблица 4 Факторы Влияние на выполнение плана прибыли Влияние на динамику прибыли Расчет сумма расчет сумма Изменение объема розничного товарооборота в действующих ценах 448х0,852 100 3,81 948х0,766 100 7,26 Изменение среднего общего уровня валового дохода в к обороту 9976х х -0,139 100 -13,87 9976х х -0,127 100 -12,67 Изменение уровня налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода, в
к обороту 9976х0,019 100 1,90 9976х0,019 100 1,90 Изменение уровня издержек обращения, в к обороту 9976х0,156 100 15,56 9976х0,230 100 22,94 Изменение суммы прибыли от прочей реализации - 1,29 1,29-0,84 0,45 Изменение суммы убытков от прочей реализации - -0,35 - -0,35 Изменение суммы внереализационных доходов - 1,63 1,63-1,47 0,16 Изменение суммы внереализационных расходов и потерь - -1,35 1,08-1,35 -0,27
Всего 89,80-81,18 8,62 89,80-70,38 19,42 Определенное влияние на конечные финансовые результаты оказывают внереализационные доходы, расходы и потери. Их анализ проводят раздельно по доходам и расходам по отдельным их видам, суммам и в целом по предприятию . Многие их них в том числе внереализационные доходы являются результатом определенных недостатков в работе, что следует учитывать при анализе. Основным источником анализа внереализационных доходов, расходов и потерь являются форма !
2 Отчет о прибылях и убытках и данные их аналитического учета. Особое внимание при анализе уделяют изучению причин образования внереализационных расходов и потерь и разработке мер по их предупреждению. 2.3 Анализ внереализационных доходов и расходов Торговая организация имеет следующие данные о внереализационных доходах, расходах и потерях таблица. 5 Информация о фактических внереализационных доходах, расходах и потерях по торговой фирме, млн. рублей
Таблица 5 Наименование внереализационных доходов, расходов и потерь Прошлый год Отчетный год Изменения в динамике В к прошлому году сумма удельн. вес, сумма удельн. вес, в сумме по удельн весу, Непланируемые доходы Штрафы, пени и неустойки полученные 0,78 53,1 0,84 51,5 0,06 -1,6 107,7 Полученные проценты по счетам за хранение средств в банке 0,03 2,0 0,03 1,8 - -0,2 100,0 Дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию 0,12 8,2 0,20 12,3 0,08 4,1 166,7
Доходы от сдачи имущества в аренду 0,20 13,6 0,29 17,8 0,09 4,2 145,0 Курсовые разницы по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте 0,01 0,7 0,02 1,2 0,01 0,5 200,0 Прибыли прошлых лет, выявленные в отчетной году 0,01 0,6 0,01 0,6 - Поступление долгов, ранее списанных как безнадежные 0,08 5,4 -0,08 -5,4 - Излишки объектов основных средств и других активов, выявленные при инвентаризации 0,06 4,1 0,05 3,1
-0,01 -1,0 83,3 Кредиторская и депонентская задолженность, по которой истек срок исковой давности 0,14 9,5 0,19 11,7 0,05 2,2 135,7 Получение от других предприятий и организаций финансовой помощи, сумм на пополнение фондов специального назначения и на увеличение прибыли Прочие внереализационные доходы 0,05 3,4 -0,05 -3,4 - Итого 1,47 100 1,63 100 0,16 - 110,9 Внереализационные расходы и потери Штрафы, пени и неустойки уплаченные 0,61 56,5 0,79 58,6 0,18 2,1 129,5
Курсовые разницы по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте Убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году 0,11 10,2 -0,11 -10,2 - Убытки от стихийных бедствий 0,01 0,7 0,01 0,7 - Потери от списания долгов и дебиторской задолженности 0,32 29,6 0,50 37,0 0,18 7,4 156,3 Налог на добавленную стоимость от внереализационных операций 0,04 3,7 0,05 3,7 0,01 - 125,0 Прочие внереализационные расходы и потери Итого 1,08 100 1,35 100 0,27 -
125,0 Результат от внереализационных операций превышение доходов над расходами превышение расходов над доходами 0,39 - х х 0,28 - х х -0,11 - х х 71,8 - Штрафы, пени и неустойки, полученные на начало и конец года, превышают уплаченные суммы. Однако темпы роста уплаченные штрафов значительно выше темпов увеличения штрафов полученных. Поступившие от поставщиков, покупателей, других юридических и физических лиц штрафы свидетельствуют
о нарушениях или договорной дисциплины, а следовательно, они не должны оцениваться положительно. При анализе не только изучают полноту применения штрафных санкций к нарушителям договорной дисциплины, но и разрабатывают меры по полному и качественному выполнению договорный обязательств. По каждой сумме уплаченных штрафов изучают их причины и виновников выясняют, практикуется ли взыскание штрафов с виновников в возмещение причиненного ущерба.
Как положительное следует отметить значительный рост дивидендов по акциям и доходов по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим торговой фирме, доходов от сдачи имущества в аренду, курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте. Наличие прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году, говорит о недостатках в учете и другой экономической работе. Списание на уменьшение доходов дебиторской задолженности в связи с истечением
сроков исковой давности и по другим причинам является результатом недостатков в претензионной работе, расчетно-платежной дисциплине и в учете расчетов с дебиторами и кредиторами. При наличии таких списаний изучают порядок оформления, предъявления и учета претензий, организацию расчетов с поставщиками, покупателями, другими предприятиями и физическими лицами. Особое внимание уделяют анализу убытков от списания задолженности по недостачам, растратам и хищениям.
Такие убытки указывают на недостатки в обеспечении сохранности имущества предприятия. По каждой сумме, списанной на убытки недостач, проверяют обоснованность и законность списания, выясняют причины и виновников, а главное - принимают меры по сохранности имущества. По торговой организации потери от списания долгов и дебиторской задолженности за прошлый и отчетный годы более чем в два раза превышали доходы от списания кредиторской и депонентской задолженности в связи
с истечение сроков исковой давности, что свидетельствует о недостатках в расчетно-платежной дисциплине, учетной и другой управленческой работе. Анализ прибыли за год дополняют ее изучением по кварталам и месяцам. План прибыли выполнен во втором и четвертом кварталах. Рост прибыли обеспечен за счет увеличения объема товарооборота, что является несомненной заслугой маркетингового отдела, и снижения уровня издержек обращения. Потери прибыли в связи с невыполнением плана в первом
и третьем кварталах составили 0,53 млн. рублей 0,40 0,13 . Невыполнение плана прибыли в первом квартале явилось результатом относительного роста издержек обращения, в третьем - снижения уровня валового дохода повышения уровня издержек обращения. Если бы не было уменьшения уровня валового дохода во втором, третьем и четвертом кварталах, то прибыль фирмы возросла бы на 13,26 млн. рублей 3,18 0,62 9,46 .
Относительный рост торговых расходов в первом и третьем кварталах уменьшил прибыль от реализации товаров на 2,44 млн. рублей 1,97 0,47 . В динамике прибыль возросла во всех кварталах, кроме четвертого. Уменьшение прибыли от реализации товаров в четвертом квартале вызвано значительным снижением уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торговой организации. В процессе дальнейшего анализа необходимо разработать меры по ритмичному росту конечных финансовых
результатов во всех кварталах и месяцах. Анализ выполнения плана и динамики прибыли по отдельным хозрасчетным подразделениям позволяет дать более глубокую оценку финансовых результатов торгового предприятия. Маркетинговый отдел особое внимание уделяет изучению работы подразделений, достигших высоких конечных финансовых результатов, а также убыточных и не выполнивших план прибыли. Анализ работы первой их группы позволяет выявить, изучить и обобщить опыт работы лучших хозрасчетных
подразделений по финансово-торговой деятельности. Изучение работы второй группы хозрасчетных подразделений содействует предупреждению их убыточности и более полному использованию резервов роста прибыли. В процессе анализа следует количественно измерить влияние хозяйственной деятельности отдельных предприятий на общие результаты работы торговой организации. Это делается следующим образом относительную разность по изучаемому показателю по предприятию процент перевыполнения плана или темп прироста в динамике умножают
на удельный вес данного предприятия в сводном показателе торговой организации в базисном периоде. Уровень рентабельности торговых предприятий на практике обычно определяют отношением прибыли к товарообороту. Он показывает, сколько процентов составляет прибыль в товарообороте. Этот уровень рентабельности следует исчислять не по всей балансовой прибыли, а только по прибыли от реализации товаров, так как внереализационные доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости
от изменения объема товарооборота. Экономисты стран с развитой рыночной экономикой его называют уровнем рентабельности продаж. Он находится в прямой зависимости от изменения уровня валового дохода, находящегося в распоряжении торгового предприятия, и в обратной - от изменения уровня издержек обращения. По торговой фирме уровень рентабельности продаж в отчетном году составил 0,888 к обороту и возрос по сравнению с планом на 0,036 к обороту и против прошлого года - на 0,122 к обороту см. табл.
1 . За счет снижения уровня валового дохода он уменьшился по сравнению с планом и в динамике соответственно на 0,120 к обороту и на 0,108 к обороту. Сокращение уровня издержек обращения по сравнению с планом на 0,156 к обороту и по сравнению с прошлым годом на 0,230 к обороту в таком же размере повысило уровень рентабельности продаж. Экономисты стран СНГ считают, что минимальный уровень рентабельности продаж в розничной торговле должен составлять 3-5 к обороту.
В анализируемой торговой организации он более чем в три раза ниже минимального размера. Уровень рентабельности продаж по отдельным товарным группам и товарам неодинаков. В связи с этим изменение структуры розничного товарооборота ведет к повышению или к снижению рентабельности торгового предприятия. Влияние изменения структуры товарооборота на уровень рентабельности продаж в целом по торговому предприятию проявляется через уровень валового дохода, остающегося в его распоряжении,
и уровень издержек обращения. Изменение структуры товарооборота торговой организации привело к уменьшению уровня валового дохода, остающегося в распоряжении фирмы, на 0,007 к обороту и к снижению уровня издержек обращения на 0,005 к обороту, что в конечном итоге снизило уровень рентабельности продаж на 0,002 к обороту. 2.4 Анализ уровня рентабельности функционирующего капитала по торговой фирме Уровень рентабельности, исчисленной отношением прибыли к товарообороту, имеет существенный недостаток
он не учитывает, при каких хозяйственных ресурсах активах достигнут финансовый результат и как эффективно они используются. В связи с этим экономисты предлагают определить рентабельность хозяйственных ресурсов как отношение годовой суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и оборотных средств. Он показывает, сколько процентов занимает прибыль в активах предприятия или сколько копеек прибыли получено с каждого рубля хозяйственных ресурсов.
В зарубежной аналитической практике его называют уровнем рентабельности функционирующего капитала. При исчислении рентабельности функционирующего капитала в расчет следует включать все основные производственные средства собственные, арендованные и безвозмездно предоставленные и все оборотные средства текущие активы . Фактическую среднегодовую стоимость собственных основных средств и оборотных активов рассчитывают по данным бухгалтерских балансов. Рентабельность функционирующего капитала по торговой организации характеризуется
данными таблицы 6. Анализ уровня рентабельности функционирующего капитала по торговой фирме Таблица 6 Показатели Фактически за прошлый год Отчетный год Отклонение В к прошлому году план факт. выполн плана от плана от прошл года 1. Балансовая прибыль, млн.р 70,38 81,18 89,80 110,6 8,62 19,42 127,6 2. Среднегодовая стоимость хозяйственных ресурсов функционирующего капитала , млн.р, всего 692,3 710,1 740,4 104,3 30,3 48,1 106,9
В том числе основных производственных средств оборотных активов 37,8 654,5 38,0 672,1 38,8 701,6 102,1 104,4 0,8 29,5 1,0 47,1 102,6 107,2 3. Уровень рентабельности функционирующего капитала строка 1 строку 2 х 100 , 10,166 11,432 12,129 106,1 0,697 1,963 119,3 Фирма с каждого рубля функционирующего капитала получила 12,129 к. Прибыли при плане 11,432 к. Уровень рентабельности хозяйственных ресурсов находится в прямо пропорциональной зависимости от изменения суммы прибыли и в обратной - от изменения остатков основных и оборотных активов.
Влияние этих факторов можно измерить приемом цепных подстановок. Для этого предварительно определяют условный уровень рентабельности функционирующего капитала при плановой сумме прибыли и фактических среднегодовых остатках основных и оборотных средств 81,18 740,4х100 10,964 . Затем из условного уровня рентабельности функционирующего капитала вычитают плановый и в результате определяют влияние на его размер изменения остатков хозяйственных средств.
Если из фактического уровня рентабельности хозяйственных ресурсов вычесть условный, исчислим влияние на его размер изменения суммы прибыли. Рост среднегодовых остатков основных и оборотных активов на 30,3 млн. рублей снизил рентабельность функционирующего капитала на 0,468 10,964-11,432 , а увеличение суммы прибыли на 8,62 млн. рублей повысило уровень рентабельности на 1,165 12,129-10,964 . Аналогичным приемом изучают влияние указанных факторов на динамику уровня рентабельности функционирующего
капитала. Пересчитанный уровень рентабельности при фактической сумме прибыли прошлого года и фактических среднегодовых остатках хозяйственных средств отчетного года составил 9,506 70,38 740,4х100 . Таким образом, рост хозяйственных ресурсов на 48,1 млн. рублей снизил уровень рентабельности на 0,660 9,506-10,166 увеличение прибыли на 19,42 млн. рублей способствовало повышению уровня рентабельности функционирующего капитала на 2,623 12,129-9,506 . Сумма прибыли в свою очередь зависит от ряда факторов изменения объема
товарооборота, уровней валового дохода и издержек обращения, сумм прибыли и убытков от реализации прочих активов, внереализационных доходов, расходов и потерь , влияние которых на уровень рентабельности функционирующего капитала можно измерить при помощи способа долевого участия. Для этого необходимо определить долю каждого фактора в сумме отклонения от плана или в динамике по прибыли и полученные результаты последовательно умножить на размер влияния прибыли на уровень рентабельности
хозяйственных ресурсов. Перевыполнение плана товарооборота привело к росту прибыли на 3,81 млн. рублей при общем перевыполнении плана на 8,62 млн. рублей. Следовательно, перевыполнение плана товарооборота привело к повышению уровня рентабельности функционирующего капитала на 0,515 3,81 8,62х1,165 . Аналогично определяют влияние других факторов на уровень рентабельности хозяйственных ресурсов, составив таблицу 7. Алгоритм расчета влияния факторов в части изменения суммы
прибыли на уровень рентабельности функционирующего капитала торговой фирмы Таблица 7 Факторы По сравнению с планом По сравнению с прошлым годом влияние на сумму прибыли, млн. р влияние на уровень рентабельности, влияние на сумму прибыли, млн. р влияние на уровень рентабельности, Изменение объема товарооборота 3,81 0,515 7,26 0,981 Изменение уровня валового дохода, остающегося в распоряжении фирмы -11,97 -1,618 -10,77 -1,455
Изменение уровня издержек обращения 15,56 2,103 22,94 3,098 Изменение суммы прибыли от реализации прочих активов 1,29 0,174 0,45 0,061 Изменение суммы убытков от прочей реализации -0,35 -0,047 -0,35 -0,047 Изменение суммы внереализационных доходов 1,63 0,220 0,16 0,021 Изменение суммы внереализационных расходов и потерь -1,35 -0,182 -0,27 -0,036
Итого 8,62 1,156 19,42 2,623 Если бы не было уменьшения уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торговой организации, убытков от прочей реализации и роста внереализационных расходов, то уровень рентабельности хозяйственных ресурсов увеличился бы на 1,847 1,618 0,047 0,182 . За счет предупреждения влияния отрицательных факторов уровень рентабельности функционирующего капитала мог возрасти в динамике на 1,538 1,455 0,047 0,036 .
Способом долевого участия можно измерить влияние на уровень рентабельности функционирующего капитала изменения средних остатков отдельных видов хозяйственных средств таблица 8 . Алгоритм расчета влияния изменения основных и оборотных средств на уровень рентабельности функционирующего капитала торговой фирмы Таблица 8 Факторы По сравнению с планом По сравнению с прошлым годом изменение остатков основных и оборотных активов, млн.р. влияние на уровень
рентабельности, изменение остатков основных и оборотных активов, млн.р. влияние на уровень рентабельности, Изменение среднегодовых остатков производственных средств 0,8 -0,012 1,0 -0,014 Изменение среднегодовых остатков оборотных активов 29,5 -0,456 47,1 -0,646 ИТОГО 30,3 -0,468 48,1 -0,660 2.5 Анализ среднегодовых остатков основных средств по торговой фирме Далее необходимо изучить причины и факторы, повлиявшие на изменение средних остатков основных и оборотных
активов, и выявить резервы повышения эффективности их использования. Средние остатки основных производственных фондов математически можно представить как отношение объема товарооборота к уровню фондоотдачи. Влияние фондоотдачи на рентабельность функционирующего капитала можно также измерить способом долевого участия, предварительно составив таблицу 9. Алгоритм расчета среднегодовых остатков основных производственных средств по торговой фирме за отчетный
год при различных условиях Таблица 11 Показатели I расчет II расчет III расчет 1. Розничный товарооборот в действующих ценах, млн.р. План 9528 Фактически 9976 Фактически 9976 2. Уровень фондоотдачи, р. План 250,74 План 250,74 Фактически 257,11 3. Среднегодовые остатки основных производственных средств строка 1 строку 2 , млн. р. План 38,0 Пересчитанные 39,8
Фактически 38,8 Повышение фондоотдачи по сравнению с планом привело к относительному уменьшению средних остатков основных средств на 1,0 млн. рублей 38,8-39,8 , что способствовало росту уровня рентабельности хозяйственных ресурсов на 0,015 . Аналогично определяют влияние изменения фондоотдачи на динамику показателя рентабельности функционирующего капитала. Предварительно составляют таблицу 10. Алгоритм расчета среднегодовых остатков основных производственных средств по торговой фирме при различных
условиях Таблица 10 Показатели I расчет II расчет III расчет 1. Фактический розничный товарооборот в действующих ценах, млн. р. Прошлый год 9028 Отчетный год 9976 Отчетный год 9976 2. Фактический уровень фондоотдачи, р. Прошлый год 238,84 Прошлый год 238,84 Отчетный год 257,11 3. Среднегодовые остатки основных производственных средств строка 1
строка 2 , млн.р Фактически за прошлый год 37,8 Пересчитанные 41,8 Фактически за отчетный год 38,8 Рост в динамике фондоотдачи на 18,27 рублей 257,11-238,84 относительно сократил остатки основных производственных средств на 3,0 млн. рублей 38,8-41,8 и повысил уровень рентабельности хозяйственных ресурсов на 0,041 . Средние остатки оборотных активов можно представить как произведение среднедневного товарооборота на их оборачиваемость в днях.
В связи с этим по уровню рентабельности функционирующего капитала можно изучить влияние второго качественного показателя работы торговых предприятий - оборачиваемости оборотных средств. Для этого исчисляют, сколько высвобождено или дополнительно вложено средств за счет изменения оборачиваемости умножением фактического среднедневного товарооборота за отчетный год на ускорение или замедление оборачиваемости оборотных средств в днях и способом долевого участия определяют ее влияние на уровень рентабельности
хозяйственных ресурсов по той же методике, что и влияние на рентабельность изменения фондоотдачи . Мировая практика стандартной оценки хозяйственной и финансовой деятельности предприятий предлагает использование системы взаимосвязанных показателей рентабельности, каждый из которых несет вполне определенную нагрузку для пользователей информации. Одни из них применяют для оценки текущего положения предприятия, другие - при проведении динамического и сравнительного анализа показателей рентабельности по секторам
основной деятельности по видам хозяйственной деятельности и хозрасчетным подразделениям , по предприятиям-аналогам и предприятиям-конкурентам. С этой целью выработана научно обоснованная система показателей рентабельности. Наряду с рассмотренными ранее показателями рентабельности продаж и функционирующего капитала предлагается изучать рентабельность основных производственных фондов, рентабельность оборотных средств, рентабельность затрат средств на оплату труда, рентабельность собственного капитала прибыль
к источникам собственных средств , рентабельность перманентного капитала отношение прибыли к собственному капиталу плюс долгосрочные обязательства , рентабельность экономического потенциала прибыль к среднегодовым остаткам основных и оборотных средств и расходам на оплату труда и др. Также определяют прибыль в расчете на одного работника, на 1 м2 торговой или всей площади магазина. Указанные выше показатели рентабельности следует рассчитывать по прибыли от реализации товаров, балансовой
и чистой прибыли, что позволяет изучить влияние составных частей прибыли и ее использования на рентабельность работы предприятия. Фирма достигла высоких темпов роста рентабельности как по сравнению с планом, так и в динамике. Это свидетельствует об укреплении ее финансовой устойчивости. Однако следует указать на низкий уровень рентабельности продаж, который составил по прибыли от реализации товаров 0,888 к обороту и по балансовой прибыли - 0,900 к обороту.
Отдел маркетинга при анализе рентабельности продаж должен также проводить его по отдельным товарам и товарным группам с использованием данных потоварного учета валового дохода и издержек обращения. Это позволяет установить высокорентабельные, низко рентабельные и убыточные товары и принять меры к расширению закупки и реализации товаров с высокой рентабельностью. В условиях рыночной экономики следует определять рентабельность каждой партии закупаемых товаров.
При изучении целесообразности и эффективности закупки и реализации отдельных партий товаров необходимо учитывать их оборачиваемость. Заключение Магазин Эвасти отличается прекрасным обслуживающим персоналом внимательным, отзывчивым, готовым прийти в любую минуту на помощь. Работниками магазина являются молодые девушки, которые украшают и сам магазин. Для улучшения оборота в магазине необходимо расширить ассортимент некоторых товаров.
Проводить выставки-продажи, дегустации на новые виды морепродуктов, хлеба, напитков и др. в целях дополнительной рекламы, чтобы заинтересовать покупателей в новом и пока не очень известном товаре. В ремонте магазин не нуждается, так как только после ремонта, а вот хотелось бы, чтобы оборудование магазин приобрел более новое, усовершенствованное. Нужно рациональнее использовать площадь складских помещений, более подробно изучить покупательский спрос,
в целях воздействия на качество выпускаемых товаров, расширения ассортимента, налаживать связи с производителями той или иной продукции. Главное внимание должно обращаться на культуру обслуживания покупателей, на покупателей надо больше обращать внимания и уделять им больше времени. Вопросы покупателя не должны ставить продавца в затруднительное положение. Для успешного функционирования магазина Эвасти оказывается ряд дополнительных услуг возле магазина
организована бесплатная охраняемые стоянки для машин, в магазине осуществляется выпечка и продажа кондитерских изделий, открыт кафетерии, осуществляется изготовление дубликатов ключей. Магазину Эвасти необходимо усовершенствовать структуру управления с целью уменьшения количества лишних звеньев, расширить ассортимент предлагаемой продукции, усовершенствовать систему применяемых для выкладки товаров стилажей, активно заниматься рекламной деятельностью, привлечением покупателей посредством расширения
перечня предлагаемых дополнительных услуг. Литература Постановления и приказы министерства торговли РБ. Закон О защите прав потребителей . Прохорова Н.Г. Продовольственные товары. М Экономика. Ляндсман Р.Д. Кассовые машины и другое торговое оборудование мага зинов самообслуживания. М Высшая школа, 1991 г. Шишкова Н.Г. Учет и отчетность в магазине.
Митина Л.А. Организация торговли продовольственными товарами. М Экономика, 1987 г. Середа B.C. Экономический словарь-справочник. Журнал Коммерческий вестник . Газеты Гастроном , Частная собственность , Торговая газета , Белорусский рынок . Астафунов Л.А Учет и отчетность в магазине. М Экономика, 1990 г.
Справочник кассира-контролера. М Экономика, 1992 г. Валевич Р. П Лавыдова Г. А. Экономика торгового предприятия , Минск 1996 Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле , Минск 2000 Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК и других отраслей. Минск, 2001 Экономика торгового предприятия.
Под редакцией А.К. Семенова, Москва 1996 HYPER13PAGE HYPER13PAGE 20 ууCц0ц0т0т0т0т0ц0ц0т0ц0ц0ц0ц0э Ђщцц
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |