Содержание Введение 1. Сущность разгосударствления и приватизации 1. Разгосударствление 2. Приватизация 2. Принципы и модели приватизации 1. Законодательная база и принципы приватизации 2. Бесплатная и платная приватизация 3. Основные цели и направления приватизации Украины 1. Организация и ход приватизации в Украине 2. Эффективность приватизации в
Украине Заключение Список литературы Введение Тема моей курсовой работы «Анализ процесса развития приватизации в Украине». Я выбрала данную тему, т. к. считаю, что в настоящее время она очень актуальна. В процессе приватизации был совершен ряд грубейших ошибок, наша страна не учла положительный опыт и результаты приватиза-ции в других развитых странах. В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике
Украины большое значение играет реформация отношений собственности, разгосудар-ствление и появление новых видов собственности, что будет способствовать развитию рыночных отношений, новых видов хозяйствования, благодаря че-му появится возможность преодолеть тяжелейший экономический кризис, в котором находится Украина. Поэтому в работе я хочу раскрыть ряд вопро-сов: 1. Сущность разгосударствления и приватизации 2. Принципы и модели приватизации 3.
Основные цели и направления приватизации Украины Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе я решила рассмотреть понятие разгосударствления и приватизации. Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию госу-дарственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу
соответствую-щих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйствен-ных связей горизонтальными. Однако разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Умень-шаются лишь масштабы государственного предпринимательства, а государ-ство остается структурным элементом смешанной экономики. Также необходимо сказать, что в настоящее время в экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен при-ватизации.
Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственно-сти, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граж-дан и юридических лиц. Во второй главе говориться о подходах к рассмотрению приватизации, принципах, моделях и сроках приватизации. Возможны несколько подходов к рассмотрению приватизации: тради-ционный, «трудовой», «субъектный», «западный». Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ – «не на-вреди!».
Но также существует еще 6 принципов приватизации. Можно выде-лить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Один из серьезных вопросов касающийся приватизации – это сроки её проведения: или она должна быть быстрой или быть растянутой на несколько десятиле-тий. В третьей главе описана приватизация в Украине. А именно, организация, ход и эффективность приватизации в
Украине. 1. Сущность разгосударствления и приватизации В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы . Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее
значение имеют государственная и частная собственность. В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное
положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства. Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому необходимо разгосударствление и приватизация. 1. Разгосударствление Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию госу-дарственной
собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике . Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства боль-шинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важ-ную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным
элементом сме-шанной экономики. Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, т.к. последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эф-фективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий. Процесс разгосударствления характеризуется деидеологизацией, когда все более редкой становится ситуация, при которой демократические партии выступают за расширение государственного сектора, а их политические
про-тивники – за частный. Основными способами разгосударствления являются: либерализация рынков; коммерциализация; стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных); денацио-нализация. Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь форми-рования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства.
Речь идет о: 1) снятии различного рода запретов и устранении барьеров, препятст-вующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов; 2) о диверсификации производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки. Государство поощряет также малый бизнес (через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики.
Все это делает рынки более свобод-ными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности. Коммерциализация государственных предприятий заключается в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом госу-дарство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финан-сирование, отменяет
льготное налогообложение, оказывает влияние в списа-нии кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной дея-тельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммер-циализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной про-блемы государства – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к
снижению уровня инфляции. Еще одним способом разгосударствления является создание смешан-ных предприятий с участием государства и субъектов иных форм собствен-ности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием и налого-обложением. Речь в данном случае идет не только и не столько о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении в структуры государственной собственности других форм собственности оте-чественного происхождения. И еще один способ разгосударствления – это денационализация
госу-дарственной собственности, которая в подавляющей своей части носит непо-средственный приватизационный характер. При этом собственность государ-ственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам. Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в из-менении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма ры-ночной экономики. 1.2.
Приватизация В экономической теории и практике современный процесс разгосудар-ствления адекватен приватизации. Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственно-сти, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граж-дан и юридических лиц . Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразова-ний, а с другой, – инструментом государственного регулирования долговре-
менного характера. Непосредственными целями приватизации являются: сокращение за-долженности государственного сектора; развитие рынка; стимулирование предпринимательства; формирование слоя мелких и средних собственников; расширение индивидуальных свобод; развитие народного капитализма; ос-лабление профсоюзов. Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации.
Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде. Разгосударствление и приватизация могут осуществляться на основе: бесплатной передачи собственности; выкупа предприятий на льготных усло-виях; продажи акций; сдачи предприятий в аренду; продажа мелких предпри-ятий с аукциона по конкурсу и без него. Формы приватизации в развитых странах: продажа предприятий непо-средственно в частные руки; выкуп акций государственных предприятий ме-неджерами; продажа акций
работникам предприятий; распространения акций предприятия среди населения; сдача государственных предприятий в аренду; заключение контракта на управление предприятием. Продажа государственных предприятий в частные руки осуществляет-ся путем организации аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, пред-ложившему наибольшую цену. С помощью аукциона государственные пред-приятия приватизируются в относительно короткие
сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. В то же время аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, так как только действительно богатые лица могут позволить себе участвовать в аукционах. Владелец пред-приятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со сто-роны государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, как ему захочется (ликвидировать, перепрофилировать),
не согласуясь с интере-сами общества. Преодолеть этот недостаток аукционных торгов можно с помощью конкурсных торгов. Конкурсные торги – это продажа государственной собст-венности частным лицам в соответствии с требованиями и условиями, вы-двинутыми государством. Но проведение конкурсов увеличивает текущие расходы (содержание специальных комиссий), снижает доходы (более низкая цена приватизации) и требует более длительного времени.
Выкуп акций государственного предприятия менеджерами осуществ-ляется не только за наличные средства управляющих, но и за счет банков-ских кредитов, средств пенсионных и страховых фондов. Поэтому «управ-ленческие выкупы» выступают своеобразным видом кредитования менедже-ров под залог имущества предприятия. При этом доходы от функционирова-ния таких предприятий с лихвой покрывают взятые в кредит ссуды. Приватизация в форме продажи акций работникам предприятия озна-чает развитие рабочей акционерной
собственности. Продажа акций рабочим является эффективным средством повышения их заинтересованности в ре-зультатах своей работы, росте производительности труда и прибыльности предприятий. Одна из наиболее распространенных форм приватизации – публичная продажа акций населению, при которой государственное предприятие пре-вращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций населе-нию осуществляется по фиксированной или конкурсной цене.
При продаже акций по фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценка имущест-ва государственных предприятий. Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит в открытости и доступности для всех желаю-щих. Приватизация не всегда сопровождается продажей государственного имущества.
Нередко государственная собственность «разбавляется» частным капиталом, образуя смешанные предприятия. Практиковалась также аренда, когда физические или юридические лица приобретали часть государственно-го имущества в пользование на определенный период и за определенную плату. Арендатор получает возможность самостоятельно организовать про-изводственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за про-изводством и нести финансовую ответственность за хозяйственную деятель-
ность предприятия. Как правило, аренда использовалась для малорентабель-ных предприятий с целью повышения эффективности их работы. В этих же случаях могла использоваться такая форма, как заключение контракта на управление предприятием. Подписание контракта представляет управляю-щим полный контроль над функционированием предприятия и все необхо-димые полномочия для эффективного управления предприятием. Соглашение об аренде и контракты на управление зачастую являются временными мерами для улучшения экономических
показателей деятельно-сти государственных предприятий или переходной ступенью к полной при-ватизации. При проведении приватизации нужна большая подготовительная рабо-та по разукрупнению монополистических объединений, созданию ряда ком-паний, эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценить стоимость предприятия. Чтобы государственная собственность не досталась криминальным кругам, с точки зрения экономической
теории важно создать много конку-рентов. 2. Принципы и модели приватизации 2.1. Законодательная база и принципы приватизации Процесс разгосударствления в Украине принципиально отличается от аналогичного процесса в странах с развитой рыночной экономикой . Это прежде всего связано с очень сжатыми сроками перехода собственности из государственной в частную, а также с тем обстоятельством, что преобладающая часть населения в
Украине практически не имеет средств для приобретения недвижимого имущества. Значение этого обстоятельства в особенности усилилось после либерализации цен, в результате которой большая часть населения лишилась своих трудовых сбережений. Другое принципиальное отличие, по оценкам некоторых специалистов, состоит в том, что экономика Украины достаточно централизованна и монополизированна, что делает простую передачу промышленных гигантов
из государственных рук в частные неэффективной и даже опасной. Основными законодательными актами, которые регулируют процессы приватизации в Украине, являются Законы Украины "О приватизации имущества государственных предприятий" (от 15 июня 1993 г.), "О приватизации небольших государственных предприятий", "О приватизации государственного жилого фонда", "
Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе" и "О приватизационных бумагах". В этих законах определены основные принципы, средства, субъекты и объекты процесса приватизации. Положения этих законов дополнены рядом Указов Президента Украины и другими законодательными актами. Ежегодно Верховная рада Украины утверждает Государственную программу приватизации, которая представляется
на рассмотрение Кабинета Министров Украины. В этой программе определяются основные цели, приоритеты, средства и порядок приватизации государственного и отчуждения коммунального имущества, группы объектов, подлежащих приватизации, задачи по объемам приватизации имущества, которое находится в государственной собственности, и государственного имущества, которое принадлежит Автономной Республике Крым; а также условия, которые необходимо создать для выполнения
Программы, и все вытекающие из этого организационные мероприятия. В процессах приватизации основную роль играет Фонд государственного имущества Украины и его региональные отделения. Он подотчетен Верховной раде Украины. Вместе с Фондом госимущества участие в приватизации принимают Национальный банк, региональные отделения приватизации имущества,
Министерство демонополизации и разгосударствления , Государственный комитет помощи малым предприятиям и предпринимательству, Государственный приватизационный фонд Покупателями государственного имущества могут быть: граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, зарегистрированные на территории Украины; юридические лица других государств. Не имеют права быть покупателями органы государственной
власти и управления, работники Фонда государственного имущества Украины и его региональных отделений, а также юридические лица, в имуществе которых доля государственной собственности превышает 25%, а также прочие субъекты, перечень которых определяется государством. Виды приватизационных бумаг: приватизационные имущественные сертификаты; компенсационные сертификаты; жилые чеки; земельные боны. Каждый гражданин Украины может принимать участие в приватизации государственных
предприятий, используя для этого вышеперечисленные приватизационные бумаги. 2.2. Бесплатная и платная приватизация Можно выделить две основные модели приватизации: платная и бес-платная. Каждая из них опирается на определенные доводы и аргументы. Основные доводы бесплатной приватизации сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совла-дельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального
собственника наделив его частью государственного имущества. Таким обра-зом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии за-трат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Прак-тически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками – «ваучерами» . Противники бесплатной модели приватизации выдвигают несколько существенных контраргументов. Во-первых, известно, что все доставшееся бесплатно не ценится людьми и соответственно мало шансов,
что появятся собственники способные эффективно использовать собственность. Во-вторых, каким образом определить долю каждого в процессе раздела госу-дарственного имущества? И, в-третьих, каким образом оценить всю государ-ственную собственность? Выдвигая эти аргументы, они предлагают другую модель – платную приватизацию. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам.
Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета . Однако противники указывают, что у широких слоёв населения нет средств для выкупа государственной собственности.
В целом денежная при-ватизация приведет к ещё большему расслоению общества и обострению проблемы социальной справедливости. 3. Основные цели и направления приватизации Украины 3.1. Организация и ход приватизации в Украине Приватизацию можно разделить на несколько этапов . Первый этап охватывал 1991 - 1992 гг. – образование и становление
Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ), наработка законодательно-нормативной базы, реализация первых приватизационных проектов. Второй – 1992-1994 гг. характеризовался тем, что приватизационные ценные бумаги – имущественные сертификаты – существовали, в виде депо-зитных счетов и ведущее место занимала аренда государственных предпри-ятий с последующим выкупом. Среди первых и наиболее удачных примеров приватизации предпри-ятий путем аренды с выкупом можно назвать
ЗАО “Oболонь”, львовскую кондитерскую фабрику “Свиточ”, СП «Кофейная фабрика ”Галка"», АО “Электрон”, металлургические комбинаты им. Ильича и “Азовсталь” (г. Ма-риуполь), им. Кирова (г. Макеевка), коксохимический завод (г. Авдеевка) и ряд других. Однако практика показала, что внедрение аренды с выкупом вызывало конфликт интересов арендаторов и
большинства населения. Проявились также недостатки коллективной формы собственности арендаторов – нехватка инвестиционных ресурсов, инертность в организации и управлении производством. Возникла необходимость внедрения новых способов приватизации. Одним из них стала корпоратизация, которая пред-ставляла собой превращение крупных и средних государственных предпри-ятий и закрытых акционерных обществ, более 75% уставного фонда которых находилось в государственной
собственности, в открытые акционерные об-щества. Третий этап приватизации проходил с 1995 по 1998 год. Он обуславли-вал проведение массовой приватизации, преимущественно за приватизационные бумаги с привлечением широких кругов населения. Был заложен фунда-мент для проведения индивидуальных процедур приватизации крупных предприятий. В этот период население страны получило 46 млн. приватизационных имущественных сертификатов и на 1 млрд. гон. компенсационных сертифи-катов.
В процессе малой приватизации в руки частных собственников пере-шло более 50 тыс. объектов промышленности, торговли, общественного пи-тания и т.п. С 2000 г. начался четвертый этап приватизации – преимущественно индивидуальной денежной. Он потребовал существенного совершенствова-ния и расширения законодательной базы. Этот вопрос в значительной мере решен в Государственной программе приватизации на 2000-2002 гг приня-той Верховной радой Украины 18 мая 2000 г. Индивидуальная приватизация предусматривает, что целью
продажи целостных имущественных комплексов или пакетов акций предприятий группы Г (предприятия-монополисты и предприятия, имеющие стратегиче-ское значение для экономики и безопасности государства) является концен-трация капитала и обеспечение эффективного функционирования предпри-ятия в послеприватизационный период. 3.2. Эффективность приватизации в Украине Оценивая результаты приватизации на Украине за весь период ее осуществления, следует отметить,
что этот процесс был наиболее динамичным и результативным общественным процессом последнего десятилетия и стал основой экономических реформ в стране. Для более точного представления о выполнения приватизации на Украине в 2002-2004 гг. далее будет представлена таблица 1 . Таблица 1 Выполнение планов по приватизации в Украине в 2002-2004 гг млн грн. Год План Поступления % Выполнения 2002 3160,04 66,59 19,1 2003 2152,79 2175,11 100,6 2004 5215,58 9559 183,98 2005 4933,95 38,08
(нa 21.01.05 г.) 1,79 Также будет представлена таблица 2 . В ней будут отображены круп-нейшие приватизационные сделки Украине за 2002-2004 гг. Таблица 2 Крупнейшие приватизационные сделки в Украине в 2002-2004 гг. Предприятие Пакет, % Сумма, млн грн. “Криворожсталь” 93,02 4260 Центральный ГОК 50+1 акция 106 Северный ГОК 50+1 акция 207,6 “Павлоградуголь” 92,11 1400 “Краснодонуголь” 60 770,3
“Комсомолец Донбасса” 33,27 25,6 ДМК им.Дзержинского 98,81 712 Алчевский металлургический комбинат 13,86 5,5 ДМЗ им.Петровского 42,26 65,8 Коминмет 59,49 10,81 Южный ГОК 25,78 60 “Сухая балка” 37,57 162,9 Криворожский железорудный комбинат 93,07 689,42 Никопольский завод ферросплавов 50+1 акция 410,5 Запорожский алюминиевый комбинат 25 38,92 “Ривнеазот” 53,86 48
Крымский содовый завод 89,48 346,7 ГАК “Титан” Нет данных 368 Черноморский судостроительный завод 90,25 119,35 Интересным фактом также являются самые громкие процессы реприва-тизации на Украине. Например, это: ОАО "Криворожсталь". 16 февраля 2005 года Кабмин отменил ряд принятых предыдущим правительством в 2003-2004 годах документов, ка-сающихся подготовки к приватизации "
Криворожстали". А уже на следую-щий день Печерский районный суд Киева отменил свое решение о признании законной продажи 93,02% "Криворожстали" "Инвестиционно-металлургическому союзу" (ИМС) за $804 млн, принятое 25 августа 2004 го-да. 22 апреля 2005 года Хозяйственный суд Киева признал незаконной про-дажу Фондом госимущества 93,02% акций комбината "
Криворожсталь" кон-сорциуму ИМС и постановил расторгнуть сделку. 24 октября 2005 года крупнейшая сталелитейная корпорация Mittal Steel (сейчас Arcelor Mittal) приобрела 93,02% акций "Криворожстали" за $4,8 млрд. ЗАО "Северодонецкое объединение 'Азот'". 24 декабря 2004 года Фонд госимущества (ФГИ) и компания
Worldwide Chemical LLC создали со-вместное предприятие – ЗАО "Северодонецкое объединение 'Азот'" (60% ак-ций подконтрольно WSL, 40% – государству). Через два месяца ФГИ оспо-рил в суде создание ЗАО. 17 марта 2005 года Печерский райсуд Киева при-знал создание СП незаконным, постановив возвратить производственные мощности
ЗАО в госсобственность. Впрочем, 22 июня 2005 года Генпроку-ратура подтвердила законность создания СП и закрыла уголовное дело, воз-бужденное в феврале 2005 года. 7 сентября 2005 года передача имущества ЗАО "Северодонецкое объединение 'Азот'" в госсобственность была приос-тановлена. ОАО "Никопольский завод ферросплавов". В апреле 2005 года
Ген-прокуратура подала иск в Хозяйственный суд Киева о признании приватиза-ции 50%+1 акции НЗФ незаконными. 25 июля 2005 года Апелляционный хо-зяйственный суд Киева удовлетворил иск Генпрокуратуры о признании неза-конной приватизации консорциумом "Приднепровье" (подконтрольно группе "Интерпайп") контрольного пакета акций НЗФ. 20 января 2006 года палата по административным делам
Верховного суда окончательно вернула акции в собственность государства. Заключение В своей работе я рассмотрела такие вопросы, как сущность приватиза-ции, т.е. разгосударствление и приватизация. Существуют несколько спосо-бов разгосударствления, но все эти способы переплетаются, выражаясь в из-менении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма ры-ночной экономики. Разгосударствление и приватизация могут осуществлять-ся на основе: бесплатной передачи собственности,
выкупа предприятий на льготных условиях, продажи акций, сдачи предприятий в аренду, продажа мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него. При проведении приватизации нужна большая подготовительная работа по разукрупнению монополистических объединений, созданию ряда компаний, эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы более дос-товерно оценить стоимость предприятия. Также были описаны принципы и модели приватизации: законодатель-ная база, бесплатная и платная приватизация.
На основе законодательной ба-зы покупателями государственного имущества могут быть: граждане Украи-ны, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, заре-гистрированные на территории Украины; юридические лица других госу-дарств. Существуют такие виды приватизационных бумаг: приватизацион-ные имущественные сертификаты, компенсационные сертификаты, жилые чеки, земельные боны. Каждый гражданин Украины может принимать уча-стие в приватизации государственных предприятий, используя
для этого вы-шеперечисленные приватизационные бумаги. Что касается платной и бесплатной приватизации, то можно сказать, что каждая из них опирается на определенные доводы и аргументы. Ну и конечно, в работе шла речь об организации, ходе и эффективности приватизации на Украине. Подводя итоги хочется сказать, что результатом перехода на новые формы хозяйствования в Украине должно стать создание многоукладной экономики, отказ от государственного монополизма на собственность
и соз-дание условий для их равноправного существования различных форм соб-ственности. Необходимо развивать частную и коллективную формы собст-венности, образно говоря, с нуля и путем разгосударствления и приватиза-ции, которые должны вылиться в ломку и трансформацию существующей системы производственных отношений, и в одночасье формировать качест-венно новую общественную (государственную и муниципальную) собствен-ность, но при этом нельзя не учитывать интересы трудовых коллективов, для которых аренда на
данном этапе означает наиболее приемлемый вариант пе-рехода к рыночной системе хозяйствования. Список литературы 1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций. – М.: 1997, стр. 82 2. Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэконо-мический анализ. – М.: 1997, стр. 57 3. Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэконо-мический анализ. –
М.: 1997, стр. 85 4. Сажина М. А Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: 1998, стр. 340 5. www.business.ua (Международный журнал "Проблемы теории и прак-тики управления" №4/02) 6. www.business.ua 7. www.ukraine.ru 8. www.ugmk.info
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |