Реферат по предмету "Экономика"


Анализ применяемых методов регулирования доходов в России

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тульский государственный университет Факультет экономики и права Кафедра «Финансы и менеджмент» Контрольно-курсовая работа по экономике труда «Анализ применяемых методов регулирования доходов в России». Выполнил: Проверил: Тула 2007 Содержание. Введение. 1. Сущность и классификация доходов населения.


2. Формирование доходов населения. 3. Дифференциация доходов населения. 4. Основные методы регулирования доходов в России. 5. Прямые методы государственного регулирования доходов. 6. Косвенные методы государственного регулирования доходов. 16 Заключение. 22 Список использованной литературы.


24 Введение. Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя. Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность


основной массы населения являются факторами торможения экономики страны. Очевидно, что для оживления экономики необходимо формирование платежеспособного спроса через увеличение части доходов населения в общей сумме доходов общества – ВВП. В основном, для реанимации внутреннего рынка и поддержки отечественного производителя стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и средней части населения.


Увеличение и, конечно, своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат, является необходимым для подъема экономики. Государство с помощью налоговых, бюджетных, кредитных, административных мер осуществляет перераспределение доходов в целях повышения обороноспособности, охраны общественного порядка, развития науки, культуры, образования, обеспечения эффективной занятости, содержания нетрудоспособной части населения. В рыночной экономике государство сочетает меры прямого и косвенного


регулирования доходов и заработной платы. К мерам прямого регулирования относятся: 1) установление ставок налогообложения физических лиц, минимальных социальных стандартов, тарифов на жилищно – коммунальное обслуживание и услуги транспорта для населения.; 2) единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы; 3) утверждение размера, порядка начисления и расчета пенсий и пособий;


4) индексация доходов и сбережений. Меры косвенного регулирования доходов и заработной платы включают: 1) эмиссию денег; 2) контроль над инфляцией и валютным курсом; 3) налоговые льготы благотворительным организациям, а также фирмам и частным лицам, вносящим средства на благотворительные цели; 4) налоговые льготы малому предпринимательству; 5) тарифно – квалификационные справочники рабочих и служащих.


В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения: • характеристика доходов населения • проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов; • социальная политика государства. 1. Сущность и классификация доходов населения. Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.


Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов. Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, доходов от оказанных на сторону различных услуг и др.


Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенно¬сти потребительского рынка товарами и пр.


Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода. Номинальный доход (NT) - количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения. Располагаемый доход (DI) - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей, т.е. это средства,


используемые на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен. Реальный доход (RI) - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен. [5] Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту.


Доход является конечной целью действий каждого активного участника рыночной экономики, объективным и мощным стимулом его повседневной деятельности. Но высокие личные доходы выгодны не только индивиду, это и общественно-значимая выгода, поскольку они, в конечном счете, являются единственным источником удовлетворения общих потребностей, расширения производства, а также поддержки малообеспеченных и нетрудоспособных граждан. Принцип рыночной стратегии в сфере доходов можно сформулировать так: «Все не могут быть богатыми,


но никто не должен быть бедным». Получателей рыночного дохода всегда волнуют три вопроса: надежность его источников, эффективность использования дохода и оправданность налогового бремени. Экономическая теория отвечает на эти вопросы, исследуя образование и движение совокупного дохода. Доход есть денежная оценка результатов деятельности физического (или юридического) лица как субъекта рыночной экономики. В экономической теории под «доходом» имеют в виду денежную сумму, регулярно и законно


поступающую в непосредственное распоряжение рыночного субъекта. Доход всегда представлен деньгами. Это значит, что условием его получения является эффективное участие в экономической жизни общества: живем мы на зарплату или за счет собственной предпринимательской деятельности в любом случае мы должны сделать нечто полезное для других людей. Лишь тогда они передадут нам часть находящихся в их распоряжении денег (точно также, как и мы не расстаемся


со своими деньгами, не приобретя взамен нечто полезное именно для нас). Следовательно, сам факт получения денежного дохода есть объективное свидетельство участия данного лица в экономической жизни общества, а размер дохода - показатель масштаба такого участия. Ведь деньги, пожалуй, единственная на свете вещь, которую нельзя выдать самому себе: деньги можно получить только от других людей. Прямая зависимость дохода от результатов рыночной деятельности нарушается лишь


в одном случае - при объективной невозможности участвовать в ней (пенсионеры, молодежь в дотрудоспособном возрасте, инвалиды, иждивенцы, безработные). Названные категории населения поддерживаются всем обществом, от имени которого правительство регулярно выплачивает им денежные пособия. Конечно, эти выплаты образуют особый элемент совокупного дохода, но "рыночными" они, строго говоря, не являются. Рыночный же доход всегда есть результат наших полезных - для других людей - усилий.


Значит, он во многом определяется совпадением предлагаемых нами товаров и услуг с предъявляемым "другими людьми" спросом. Взаимодействие спроса и предложения - объективный механизм образования доходов в рыночной экономике, в том числе и доходов населения. Конечно, в таком механизме есть элементы случайного и потому несправедливого, но другого способа получения доходов в рыночной экономике не существует. 2. Формирование доходов населения.


Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых явля¬ются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др. Средства, получаемые населением, работающим по най¬му, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающую часть доходов этой группы населения заработная плата, доходы


типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах и т.д доходы от собственного хозяйства и пр. Анализ тенденций перспективного развития оплаты фактора труда свидетельствует о том, что данный вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на долгосрочную перспективу. Существенное влияние на формирование доходов насе¬ления оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособ¬ных


граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработи¬це). Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в форми¬ровании экономического поведения индивидуума и его тру¬довой мотивации.[1] При доминирующей роли заработной платы в формиро¬вании общей суммы доходов формируются такие качества,


как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества. Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:  выплат по государственному страхованию;  банковских ссуд на индивидуальное жилищное стро¬ительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ


(например, на садо¬вое строительство);  процентов по вкладам в сберегательных кассах, начис¬ляемых по итогам года;  доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашении по займам;  выигрышей по лотереям;  временно свободных средств, образующихся в резуль¬тате покупки товаров в кредит;  выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.). Прочие денежные поступления включают выручку насе¬ления от продажи вещей через комиссионные


и скупочные магазины и др. Номинальные доходы населения, как уже отмечалось, включают в себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики через перераспределение денежных


средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граж¬дан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов. Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов


населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты. 3. Дифференциация доходов населения. Один из источников социальной напряженности в любой стране - разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами: 1) величиной имущества всех видов, находящегося в собственности отдельных граждан;


2) величиной текущих доходов граждан. Люди получают доходы в результате того, что либо создают собственный бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам. А те используют эту собственность для производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства.


Причиной тому: 1) разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты); 2) разная успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом); 3) разный объем принадлежащих людям факторов производства


(владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины). Ни одной экономической системе не удалось ликвидировать неравенства доходов и богатства семей. Даже в условиях командной системы СССР государство вынуждено было отказаться от принципов полной уравнительности и перейти к формированию доходов по принципу: «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Но поскольку способности у людей различны, то труд их имеет разную ценность и это влечет за собой неодинаковое


вознаграждение за труд, то есть различие в доходах. Конечно, в СССР для подавляющей массы населения различия в уровнях доходов были куда меньше, чем сейчас в Российской Федерации, но, тем не менее, они существовали. Изменения в доходах населения и расслоение общества приводят к самым негативным последствиям. Создаются слои людей, находящихся за чертой бедности, что недопустимо в развитом обществе.


Происходит моральное расслоение общества на «своих» и «чужих», теряется общность целей, интересов, чувство здорового патриотизма. В результате деления общества, населения регионов и отдельных граждан на богатых и бедных возникают межрегиональные и, даже, межнациональные противоречия, что приводит к разрушению единства России. Происходит отток квалифицированных работников в сферы, не требующие соответствующих знаний, за границу. В результате ухудшается образовательный, профессиональный потенциал общества, наукоёмкие


отрасли деградируют. В результате низкого уровня жизни снижается трудовая активность населения, ухудшается здоровье, снижается рождаемость, что приводит к демографическим кризисам. Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства. 4. Основные методы регулирования доходов в


России. Государственное регулирование доходов заключается в их перераспределении через бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. При этом значительная часть доходов переходит из слоев населения с высокими доходами к слоям с относительно низкими доходами, что приводит к увеличению общих расходов потребителей и, следовательно, объемов потребления товаров и услуг. Таким образом, можно считать, что основная цель государства в регулировании денежных


доходов заключается в обеспечении возможности потребления каждым индивидуумом не ниже минимального набора товаров и услуг, лежащего в основе прожиточного минимума. Возможности государства в регулировании и перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к появлению бюджетного дефицита и инфляции. Именно такая ситуация характерна для российской экономики периода рыночных реформ.


Между тем во всех развитых странах с рыночной экономикой накоплен опыт регулирования доходов, используются меры, программы и законы по социальной защите наименее обеспеченных слоев населения, способствующие ослаблению социальной напряженности. Методы государственного регулирования доходов и потребления населения, применяемые в российской переходной экономике, представим в таблице: Прямые – административные меры Косвенные - экономические меры 1)


Трансфертные платежи 1) Налоги с продаж, НДС, акцизы, таможенные пошлины 2) Социальные гарантии (прожиточный минимум, МРОТ, минимальный размер помощи в сферах здравоохранения и образования) 2) Налоговые льготы 3) Административное регулирование цен 3) Государственный контроль цен 4) Индексация и компенсация доходов 4) Социальные налоги, отчисления во внебюджетные фонды 5)


Социальные программы 5) Благотворительные фонды 5. Прямые методы государственного регулирования доходов. Рассмотрим прямые методы государственного регулирования доходов подробнее. 1. Социальные трансферты – представляют собой целенаправленную операцию перераспределительного характера, заключающуюся в передаче ресурсов в денежной и натуральной формах государственными и некоммерческими


организациями населению, главным образом на безвозмездной основе. К социальным трансфертам относят пенсии, пособия, стипендии, дотации и другие выплаты по социальному обеспечению, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан. В натуральной форме они состоят из товаров, индивидуальных рыночных и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйствам. Социальные трансферты являются неотъемлемой частью политики государства


в социальной сфере. Система социальных трансфертов представляет собой одну из предпосылок обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности. Трансферты в форме социальных гарантий включают систему социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. При этом реализуется принцип распределения по потребностям с учетом ресурсных возможностей общества,


что определяет меру этих гарантий. Трансферты в форме социальных льгот представляют собой социальные гарантии отдельным категориям населения и носят универсальный характер. Трансферты, осуществляемые через систему социального страхования, призваны защитить население от различных социальных рисков, ведущих к потере трудоспособности и дохода болезней, производственных травм, профессиональных заболеваний, несчастных случаев, рождения и воспитания детей, безработицы, старости, смерти кормильца.


В России действует более 1 тыс. нормативных актов, предусматривающих те или иные социальные выплаты и охватывающих более 200 различных категорий населения – ветеранов, детей, инвалидов, учащихся и т.д. Наиболее обширная часть социальных трансфертов в РФ пенсии, пособия, стипендии. Пенсия – это форма регулярных денежных выплат, предусмотренная законодательством в случае частичной или полной нетрудоспособности, потери кормильца, профессиональных рисков.


Пенсионное обеспечение формируется в едином социальном пространстве, включающем единый порядок начисления и пересмотра пенсий, аккумулирование страховых средств и их выплат в едином внебюджетном Пенсионном фонде. Действующие в России условия пенсионного обеспечения определены и закреплены в федеральном законе о пенсиях. Пособие – это форма денежных выплат, регулярных или разовых, в предусмотренных законодательством случаях частичной или полной нетрудоспособности, тяжелого материального положения, поддержки семей с


детьми, смерти родственников. В российском законодательстве предусмотрены пособия по временной нетрудоспособности, семейные и детские пособия, пособия по безработице и др. На уровень жизни и формирование доходов семей оказывают позитивное воздействие социальные трансферты, предоставляемые женщинам в связи с рождением и воспитанием детей. Им установлено пособие по беременности и родам в размере среднего заработка (дохода) по месту работы.


До достижения ребенком 16 – летнего возраста (при обучении в общеобразовательной школе – до 18-летнего возраста) выплачивается ежемесячное пособие. Матерям одиночкам последнее пособие выплачивается в двойном размере. Одиноким матерям, а также на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, выплачивается ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет. Дети из многодетных семей обеспечиваются бесплатной школьной формой, либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной


формой на весь период обучения. Им предоставлено также право бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок. Дети из многодетных семей в возрасте до 16 лет бесплатно получают лекарства по рецептам врачей; кроме того, им предоставляется бесплатное питание (завтраки и обеды) в общеобразовательных школах и профессиональных учебных заведениях. Пособие по безработице – это денежная помощь, которая выдается безработным при наличии стажа, уплате соответствующих взносов, регулярной регистрации на бирже


труда в течение определенного срока. В соответствии с российским законодательством пособие по безработице должно быть не ниже 100% минимального размера оплаты труда. Стипендия – это форма регулярных денежных выплат студентам высших, средних специальных и учащимся профессионально – технических учебных



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.