Министерствосельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственноеобразовательное
учреждение высшегопрофессионального образования
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙАГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ/>Кафедра бухгалтерскогоучета и аудита
/>Курсовая работа
Тема: «Управленческий учет коммерческо-сбытовойдеятельности»
(на примере ООО «Вишнёвское» Рубцовского района)
Выполнила: студенткаучетно-финансового факультета гр.
Проверила:
Барнаул 2009
Содержание:
Введение
1. Теоретическиеосновы управленческого учета коммерческо-сбытовой
деятельности
1.1 Коммерческо-сбытоваядеятельность и ее место в управленческой
системе организации
1.2 Готовая продукция и ее оценка. Основные задачи учетаготовой продукции
2.Организация учета коммерческо-сбытовой деятельности вООО «Вишнёвское»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Документальное оформление операций по движению готовойпродукции
2.3 Учет выпуска готовой продукции
2.4 Учет продажи готовой продукции и ее результатов
3. Совершенствованиеуправленческого учета коммерческо-сбытовой деятельностив ООО «Вишнёвское»
Выводы ипредложения
Списокиспользованной литературы:
Введение
В рыночных условиях хозяйствованияэффективная система управления требует рациональной организации коммерческо-сбытовойдеятельности, которая в значительной мере предопределяет на предприятии уровеньиспользования средств производства, рост производительности труда, снижениесебестоимости продукции, увеличение прибыли и рентабельности.
Реализованная продукция позволяетвозмещать понесенные предприятием затраты, своевременно выплачивать заработнуюплату и рассчитываться с кредиторами, развивать и совершенствоватьпроизводственную деятельность. Для достижения этих целей особое вниманиенеобходимо уделить изучению рыночной среды, формированию спроса потребителей,выпуску высококачественной и конкурентоспособной продукции. Немаловажноезначение имеет также правильная организация учета готовой продукции, ееотгрузки и реализации, так как он напрямую влияет на финансовые показателидеятельности организации.
Правильная, четкая и своевременнаяорганизация учета выпущенной, отгруженной и реализованной продукцииспособствует усилению контроля за сохранностью материальных ценностей,обеспечению предприятий финансовыми ресурсами и ускорению оборачиваемостиоборотного капитала.
Предметом исследования является коммерческо-сбытоваядеятельность и документация, связанная с ней.
Целью написания курсовой работыявляется изучение управленческого учета коммерческо-сбытовой деятельности предприятияи выявление имеющихся недостатков организации учета у рассматриваемого объекта.
Задачами данной курсовой работыявляются:
рассмотрение местакоммерческо-сбытовой деятельности в управленческой системе организации;
понятия и оценки готовой продукции;
методики планирования продаж;
изучение организации учета готовойпродукции, ее продажи и результатов продажи на предприятии;
предложение мероприятий посовершенствованию управленческого учета коммерческо-сбытовой деятельностиорганизации учета.
В работе были использованы различныеметоды исследования: балансовый, нормативный, аналитический, табличный.
Объектом исследования является ООО «Вишнёвское».
Период исследования – 2005-2007 гг.
В курсовой работе использованы методыи приемы статистики, монографический метод, теоретические аспектыбухгалтерского учета, а также нормативные документы, регулирующие бухгалтерскийучет в РФ.
1. Теоретические основы управленческого учетакоммерческо-сбытовойдеятельности
1.1 Коммерческо-сбытоваядеятельность и ее место в управленческой/> системеорганизации
Под коммерческо-сбытовойдеятельностью понимается деятельность, направленная на реализациюпроизведенных или закупленных предприятием товаров, работ, услуг с цельюизвлечения предпринимательской прибыли.
К основным объектамкоммерческо-сбытовой деятельности организации относятся:
· покупатель (его возможности, потребности, запросы ипредпочтения);
· товары (работы, услуги), предназначенные для реализации (их цена,качество, привлекательность для потребителя и др.);
· каналы товародвижения.
Ученые-экономистывыделяют два подхода в определении сущности «сбыта». Согласно первому, сбытовыеоперации начинаются с момента выхода изделия непосредственно с предприятия изаканчиваются передачей товара покупателю. Сбыт, в широком смысле данногопонятия представляет собой процесс реализации производственной продукции сцелью преобразования товаров в деньги и удовлетворения запросов и потребностейпокупателей.
Специфика сбыта в узкомпонимании охватывает только заключительную фазу воспроизводственного процесса –непосредственное общение продавца и покупателя, а все остальные операции вобласти «сбыта» большинство экономистов относят к товародвижению. Это связано стем, что сделка при непосредственном общении продавцов с покупателямиподвержена влиянию множества факторов, связанных с внешним окружением(атмосфера места продажи), в котором она совершается.
Логический подход к организациикоммерческой деятельности производственного предприятия обуславливает следующиеопределенные цели, предметы, субъекты, объекты, характер и содержание сбыта.
Цель сбыта – доведение до конкретных потребителей конкретноготовара требуемых потребительских свойств в необходимом количестве (объеме) вточное время (в точный срок) в определенном месте с минимальными затратами.
Предмет сбыта – продукция, услуги производственного предприятия(товар, ценность).
Субъекты сбыта – производственное предприятие и посредническиесбытовые (торговые) организации.
Объекты сбыта – покупатели (потребители) товара производственногопредприятия. Определение объектов сбыта в данном случае дается исходя изконечной направленности (адресности) сбытовой деятельности и ее предмета.Субъекты и объекты сбыта не следует отождествлять с субъектами сделки (вчастности со сделками купли-продажи, аренды).
Характер сбыта – адресный, определяемый его цельюи направленностью всей деятельности предприятия на конкретных потребителей еготовара.
Радикальное реформированиеотечественной экономики заставляет по-новому взглянуть на роль сбыта в общейсистеме управления организацией.
Правильно подстраиваться подплатежеспособный спрос покупателей помогает рыночно ориентированная службасбыта. Рынок перестраивает предпринимательские акценты, а вместе с ними изатраты товаропроизводителей с проблем сугубо производственно-техническогохарактера на проблемы сбыта. Поэтому сбытовая деятельность – это не толькопродажа готовой продукции, но и ориентация производства на удовлетворениеплатежеспособного спроса покупателей, и активная работа на рынке по поддержаниюи формированию спроса на продукцию предприятия, и организацию эффективныхканалов распределения и продвижения товаров. [3, С.238]
Подобные тенденции перемещения центразатрат с производства на сбыт в настоящее время наблюдаются и в российскойэкономике. Анализ конъюнктуры российского рынка дает основание утверждать, чтоосновной причиной кризиса сбыта, является несогласованность ассортимента произведеннойпродукции со структурой потребительского спроса. Дело в том, что падениеплатежеспособного спроса покупателей касается в большей степени отечественных,а не импортных потребительских товаров, о чем свидетельствует постояннаятенденция роста импорта и устойчиво высокой доли в нем потребительских товаров.
Отечественным производителямхарактерно стремление продавать то, что они производят, а не производить то,что может быть продано. При этом большинство российских производителей покатяготеют к сбытовой, а не к маркетинговой ориентации. Такое положение вещейможно объяснить вынужденной концентрацией своих усилий на товаре, а не нануждах потребителей, из-за весьма ограниченных инвестиционных возможностей;сдерживанием внедрения гибких производств для широкого товарного ассортиментатехнологической отсталостью; отсутствием значительных производственныхрезервов; отсутствием профессиональных маркетологов; сохраняющейсяэкономической и политической нестабильностью российского общества и др.
Несомненно, цели сбыта производны отцели предприятия, следовательно, прибыль, получаемая от сбытовой деятельности,по своей природе является предпринимательской прибылью. Достижение данной целивозможно при успешной реализации следующих задач в области сбытовой деятельности:
· производственные мощности оптимально загружены благодаря заказампотребителей;
· рационально выбраны каналы товародвижения;
· минимизированы совокупные затраты в хозяйственном цикле товара,включая расходы на послепродажное обслуживание и потребительский сервис.
Все вышеперечисленное свидетельствуето том, что с переходом от рынка продавца к рынку покупателяконкурентоспособность предприятия во все возрастающей степени зависит от того,насколько совершенны и жизнеспособны его маркетинг и сбыт продукции. [3, С.241]
Основнаязадача в сфере сбыта – определение окончательного результата всех усилийпредприятия, направленных на развитие производства и получение максимальнойприбыли. Сбытовая сеть как бы продолжает процесс производства, беря на себядоработку товара и его подготовку к продаже. Во время сбыта происходитвыявление и изучение вкусов и предпочтений потребителей. Ориентациякоммерческой деятельности по сбыту товаров на концепцию маркетинга внеслазначительные изменения в организацию сбыта. Производитель товаров должен бытьне только поставщиком, он обязан постоянно проводить анализ эффективностисбытовой деятельности, разрабатывать и внедрять новые формы сбыта. Важнейшимисбытовыми функциями являются:
· установлениекоммерческих взаимоотношений с покупателями;
· разработка сбытовойпрограммы;
· составление графиковпоставки продукции и отгрузка ее покупателям;
· ведение расчетов запроданную продукцию;
· контроль за расчетами с покупателями и платежеспособностьюпоследних.
Продажа, наряду с политикой сбыта,является частью системы сбыта. Ее задача состоит в установлении контакта спокупателями и побуждении их к покупке. Если данное действие не достижимо, товсе остальные маркетинговые действия оказываются напрасными.
Многие предприятия, до сих пор успешнофункционирующие на рынке продавца, при переходе к рынку покупателя сталиощущать важность политики продажи для обеспечения эффективности сбыта.Рациональное формирование политики продажи требует точного знания факторов,определяющих актуальную сбытовую ситуацию. К ним относятся:
1. конкуренция;
2. учет запросов покупателей, который необходим для того, чтобы оперативнои гибко реагировать на меняющиеся условия конкуренции;
3. наличие массового рынка, имеющего место тогда, когда выпускаетсяпродукция, предназначенная для широких слоев покупателей;
4. насыщенность рынка, которая появляется тогда, когда организациясталкивается с застывшим или падающим спросом;
5. частые изменения ситуации на рынке, способствующие возникновению проблеми рисков, а также шансов на дальнейшее развитие (изменение желаний покупателей,падение спроса, появление конкурентов и новых рынков и др.);
6. производственная мощность предприятия, так как управление крупнымипредприятиями требует научного профессионализма, основанного на всестороннемзнании законов рыночного спроса и предложения;
7. растущие расходы по сбыту и др.[16, С.310]
Коммерческо-сбытовая деятельностьявляется посредническим звеном между процессами производства, распределения ипотребления, в результате которой предприятие извлекает предпринимательскуюприбыль.
При организации управлениякоммерческо-сбытовой деятельностью необходимо учитывать влияние таких факторов,как:
ü масштаб иноменклатура производства;
ü количество игеография потребителей;
ü численность и интенсивностьканалов распределения;
ü характер и формыорганизации каналов товародвижения;
ü имиджтоваропроизводителя, его торговой сети и т.д.
Управление коммерческо-сбытовойдеятельностью предприятия организационно осуществляется через отдел сбыта,структура которого зависит от объемов сбытовой деятельности, вида, характераотгружаемой продукции и целого ряда других факторов. Наиболее распространеннойформой структурного построения отделов сбыта является функциональная, в составкоторой входят группы маркетинга, сбыта и складов готовой продукции. Однакоесли предприятием выпускается широкий ассортимент продукции, отдел сбыта можетдополняться группой по контролю за выполнением планов поставок отдельных еевидов. На небольших предприятиях могут быть организованы единыеснабженческо-сбытовые отделы.
Успех системы управлениякоммерческо-сбытовой деятельностью во многом зависит от эффективностиорганизации оперативной работы, в ходе которой уточняются и детализируютсяранее составленные планы поставок, разрабатываются календарные задания попоставкам, согласовываются конкретные сроки отгрузки продукции и на этой основесоставляются календарные графики поставки продукции. Кроме того, в процессеоперативной работы осуществляется контроль за ходом поступления продукции изпроизводства, ее приемка, подготовка и отправка потребителям. В функцию отделасбыта также входит транспортное обеспечение поставок, постоянная связь спотребителями, контроль за ходом поставок, представление своевременнойотчетности о продажах. [3, С. 245]1.2 Готоваяпродукция и ее оценка. Основные задачи учета готовой продукции
Выпуск продукции является конечнымэтапом производственного процесса, в результате которого ее стоимость переходитиз сферы производства в сферу обращения.
Согласно ПБУ 5/01 «Учетматериально-производственных запасов» готовая продукция является частьюматериально-производственных запасов, предназначенных для продажи, техническиеи качественные характеристики которых соответствуют условиям договора илитребованиям иных документов в случаях, установленных законодательством. [11]
Готовая продукция – это изделия,прошедшие все стадии технологической обработки на предприятии, соответствующиедействующим стандартам, техническим условиям или требованиям заказчика,предусмотренным в договоре. Изделия, которые не прошли всех стадий обработки,испытаний и технической приемки, считаются незаконченными и входят в составнезавершенного производства предприятия. [1, С.156]
Организация изготавливает продукцию всоответствии с плановыми заданиями по ассортименту, количеству и качеству наоснове заключенных с покупателями договоров.
Продукцию производственныхпредприятий можно разделить по составу и назначению на валовую и товарную.
В состав валовой продукции предприятиявключают стоимость изделий, полуфабрикатов и услуг производственного характера,предназначенных для использования как внутри предприятия, так и отпущенных насторону, стоимость изготовления и ремонта тары, если она не включается в ценузатариваемой продукции. Валовая продукция характеризует общий объемпроизводственной деятельности независимо от степени готовности продукции.
Товарная продукция – это продукция,предназначенная для реализации потребителям. При этом необходимо иметь в виду,что если предприятие производит продукцию из давальческого сырья, то онавключается в состав товарной продукции без стоимости сырья, т.е. по стоимостиобработки. [3, С.256]
Готовая продукция, как правило,должна быть сдана на склад в подотчет материально ответственному лицу.Крупногабаритные изделия и продукция, которая не может быть сдана на склад потехническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте ихизготовления, комплектации и сборки.
Планирование и учет готовой продукцииведут по видам, сортам и местам хранения в натуральных, условно-натуральных истоимостных показателях. Условно-натуральные показатели используют дляполучения обобщенных данных об однородной продукции. [5, С.178]
Готовая продукция в зависимости отпринятой учетной политики оценивается и отражается в бухгалтерском учетепредприятия по фактической или нормативной (плановой) себестоимости. При этом встоимость готовой продукции включают либо все затраты, входящие впроизводственную себестоимость, либо только прямые расходы, когда косвенныерасходы списываются со счета 26 «Общехозяйственные расходы» на счет 90«Продажи».
При организации синтетического учетаготовой продукции по фактической себестоимости аналитический учет отдельныхнаименований изделий может вестись по фактической производственнойсебестоимости или по учетным ценам.
Фактическая производственнаясебестоимость применяется в основном при единичном и мелкосерийномпроизводстве, а также при выпуске массовой продукции небольшой номенклатуры. Ееможно рассчитать только по окончании отчетного периода (месяца). Движение жепродукции происходит ежедневно (выпуск, отпуск, отгрузка, реализация), поэтомудля текущего учета необходима условная оценка продукции: плановаясебестоимость, отпускная цена (учетная) и т.п., которые разрабатываютсяорганизацией самостоятельно. [4, С.449]
При использовании в текущем учетеучетных цен обособленно выделяются отклонения фактической производственнойсебестоимости изделий от их стоимости по учетным ценам. При списанииотгруженной и реализованной готовой продукции сумма отклонений фактическойсебестоимости от стоимости их по учетным ценам определяется по среднемупроценту отклонений, сложившемуся по готовой продукции в отчетном месяце. Дляопределения суммы отклонений составляется специальный расчет. На суммывыявленных отклонений делают корректировочные записи: если фактическаясебестоимость выше плановой – методом допроводки, если фактическаясебестоимость ниже плановой – методом «красное сторно».
Подобный расчет составляют и прииспользовании неполной производственной себестоимости. Но в нем нетнеобходимости, если организация использует для учета выпуска продукции счет 40«Выпуск продукции (работ, услуг)». [5, С.179]
Основными задачами учета готовойпродукции являются:
1) Контроль за выполнением заданий по объему, ассортименту, качествувыпущенной продукции и обязательств по ее поставкам;
2) Контроль за выполнением плана по реализации продукции и своевременностьюрасчетов с покупателями и заказчиками;
3) Контроль за сохранностью готовой продукции и соблюдением установленныхлимитов;
4) Контроль за соблюдением сметы расходов, связанных с отгрузкой иреализацией продукции;
5) Своевременное и достоверное определение результатов, связанных сотгрузкой и реализацией продукции и др. [3, С.255]
Успешное выполнение этих задачзависит от ритмичности работы организации, правильной организации сбыта искладского хозяйства, своевременности документального оформления хозяйственныхопераций.
1.3Планирование продаж
В условиях рыночных отношенийорганизация стремится при помощи гибких методов управления обеспечитьнепрерывный рост производства и сбыта продукции и на этой основе гарантироватьсобственное процветание. Одним из них является процесс планирования кактактического, так и стратегического. [16, С.316]
Процесс тактического планированияначинается с определения объемов продаж. На основе плана продаж осуществляетсяпланирование производственной программы предприятия, своевременная подготовкасырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования дляизготовления конечной продукции и создания необходимых производственныхзапасов. Чтобы не потерпеть поражение в конкурентной борьбе, каждое предприятиедолжно тщательно прогнозировать потребности рынка и планировать перспективупродаж как минимум на 2 – 3 года, начиная с разработки проекта изделия,технологического процесса изготовления, опытно-экспериментальных работ изаканчивая запуском изделий в производство, а затем выходом на рынок с новойпродукцией и прекращением производства старых изделий. Заканчивается работа попланированию продаж составлением портфеля заказов. [3, С. 247]
Портфель заказов формирует отделсбыта предприятия самостоятельно. Как правило, портфель заказов состоит из трехразделов:
1. текущих заказов, обеспечивающих ритмичную работу предприятия в данныйпериод;
2. среднесрочных заказов со сроком исполнения 1 – 2 года;
3. перспективных заказов, охватывающих период времени более 2 лет.
Спланировать портфель заказов наболее длительные сроки не представляется возможным в связи с неустойчивостью инеопределенностью спроса.
Текущие заказы должны бытьподкреплены договорами, заключенными предприятием с покупателями продукции.Продукция, на которую не заключен договор, может быть изготовлена лишь приналичии твердой уверенности в ее сбыте. На среднесрочные и перспективные заказытакже желательно заключать договоры поставки. Однако не всегда можно найтиклиента, гарантирующего покупку продукции на несколько лет вперед, особенно дляновой продукции, неизвестной широкому кругу покупателей. [16, С.363]
При формировании портфеля заказовдолжны учитываться отраслевые особенности и жизненный цикл продукции.
В процессе обоснования объема продажвыделяют следующие пять последовательных этапов, имеющих между собой прямые иобратные связи:
1. исследование конъюнктуры рынка;
2. планирование ассортимента;
3. оценка конкурентоспособности;
4. планирование цены;
5. прогнозирование величины продаж.
Средства прогнозирования объемапродаж можно свести в две группы: основанные на экспертных оценках иэкономико-статистические.
Методы экспертных оценок предполагаютизучение мнений специалистов предприятий-производителей и потребителейпродукции, торгово-посреднических фирм, предприятий розничной торговли,консалтинговых организаций о возможных объемах продаж продукции предприятия впланируемом периоде. На их основе экспертным путем определяются три видапрогноза: оптимистический, пессимистический и рациональный (вероятный).Основным фактором в данном случае является квалификация экспертов, поэтому онидолжны знать особенности продукции, рынок, конкурентов и их продукцию,тенденции научно-технологического развития, динамику цен, итоги работы отраслив предшествующем периоде.
Экономико-статистические методывключают обширный круг различных количественных средств. Наиболее часто напрактике применяются методы регрессионного и корреляционного анализа;скользящей средней; взвешенной скользящей средней (экспоненциальногосглаживания); следящего сигнала.
Метод регрессионного икорреляционного анализа – это способ нахождения объема продаж конкретногоизделия, основанный на выявлении и установлении зависимости искомого показателяот других факторов. При этом подходе фактически планирование продаж сводится кустановлению цены исходя из выбранной стратегии.
К числу простых методовпрогнозирования объема продаж относится расчет скользящей средней величиныпродаж, которая рассчитывается путем деления фактического объема продаж напродолжительность анализируемого периода и принимается за планируемый объемпродаж.
Метод взвешенной скользящей среднейотличается от рассмотренного метода тем, что при расчете средней величиныпродаж за ретроспективный период в модель вводятся весовые коэффициентыфактическим продажам за конкретный период и прогнозу за этот же период, дающиев сумме единицу и отражающие меру влияния различных факторов.
Метод «следящего сигнала» учитываетошибку прогноза и рассчитывается путем деления абсолютной суммы отклонений (безучета знака) на среднее отклонение. Если этот показатель выходит за пределынорматива (3,0 – 7,0), то метод расчета планируемого показателя не адекватенусловиям данного предприятия и подлежит усовершенствованию. [3, С.251]
Планирование продаж основывается напрогнозе развития потребностей, которые может удовлетворить предприятие своимитоварами. С этих позиций различают две группы потребителей: конечныепотребители и предприятия-потребители, для каждого из которых применяют свойподход к прогнозированию объемов продаж.
Для предприятий-потребителей объемпродаж рассчитывается на основе конечного использования их продукта. При этомпрогнозирование объема продаж базируется на прогнозах развитияотраслей-потребителей продукции предприятия и смежных отраслей, поставляющиханалогичные по потребительским свойствам виды продукции.
Объемы продаж конечным потребителямрассчитываются по «доли рынка предприятия». При прогнозировании объема продажпо этому методу используются данные о среднегодовых темпах роста емкостицелевого рынка в прошедшем периоде, его емкости в текущем году и планируемойдоли предприятия в общем объеме продаж.
Эффективность применения того илииного метода прогноза продаж зависит от конкретных условий и спецификихозяйственной деятельности предприятия. [3, С.253]
2Организация учета коммерческо-сбытовой деятельности в ООО «Вишнёвское»
2.1Организационно-экономическая характеристика предприятия
КХП «Восток» существует с июня 1989года.
Территория хозяйства расположена вюго-восточной части Рубцовского района.
Центральная усадьба – с.Вишнёвканаходится в 35 км от районного центра и железнодорожной станции г.Рубцовска и в 316 км от краевого центра г.Барнаула.
КХП «Восток» реорганизовано 15 апреля2002 года в ООО «Вишнёвское».
Земельные и имущественные паи былираспределены рабочим колхоза в июне месяце 1996г., и исчислялись из расчета 10лет в хозяйстве.
В своей деятельности Обществоруководствуется настоящим Уставом,
Гражданским кодексом Российской Федерации,Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» РоссийскойФедерации и другими нормативными актами. Официальное полное наименованиеОбщества: Общество с ограниченной ответственностью «Вишнёвское». Сокращенноенаименование Общества: ООО «Вишнёвское».
Место нахождения Общества (юридическийадрес): 658259, Российская Федерация, Алтайский край, Рубцовский район, селоВишнёвское, ул. Молодёжная 1. Общество создано без ограничения срока егодеятельности.
Общество является юридическим лицом(коммерческой организацией) с момента его государственной регистрации. Формасобственности – паевая.
Общество имеет печать со своимнаименованием, штамп, фирменные бланки, счета (включая валютные) в банках всоответствии с действующим законодательством.
Источником формирования финансовыхресурсов общества является уставный капитал, прибыль, амортизационныеотчисления, кредиты и другие поступления, не противоречащие закону. Избалансовой прибыли формируются фонды, уплачиваются предусмотренныезаконодательством налоги и другие платежи.
Общество обязано:
· нанимать и увольнять работников всоответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом;
· вести учет и бронированиевоеннообязанных;
· продавать потребителю товар,оказывать услуги, соответствующие по качествам обязательным требованиям, атакже информации о товарах, предоставляемых продавцом;
· производить предпродажнуюподготовку товара, нести гарантийные обязательства по реализуемым товарам.Реализовывать товары, подлежащие обязательной сертификации только при наличиисертификата соответствия, либо заявления-декларации, либо удостоверениякачества, а для импортных товаров – свидетельства о наличии сертификата;
· при нарушении договорных,кредитных, расчетных и налоговых обязательств, загрязнении окружающей среды,несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, вредной дляздоровья человека, нести ответственность в соответствии с законами РФ;
· осуществлять в установленномпорядке бухгалтерский учет результатов своей работы, вести и предоставлятьстатистическую отчетность. Предоставлять государственным органам информацию,необходимую для налогообложения и ведения общегосударственной системы сбора иобработки экономической информации.
В системе земледелия и землеустройствапроизводственное направление определилось как зерновое с развитым молочнымнаправлением.
Обществоосуществляет следующие виды деятельности:
-производствои реализация сельскохозяйственной продукции;
-другие видыдеятельности, не запрещенные законом;
Руководство текущейдеятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органомобщества (директором). Директор подотчетен общему собранию участников общества.
Территория хозяйства расположена вюго-восточной части Рубцовского района. Центральная усадьба находится в с.Вишнёвка, в 35 км от районного и от железнодорожной станции г. Рубцовска и в 316 км от краевого центра г. Барнаула.
Рельеф
Территория землепользования ООО«Вишнёвское» относится к району предгорной равнины западного Алтаягеоморфологичекой области Приалтайской равнины.
Предгорные равнины западного Алтая (высота200-350 м) представляют собой слабонаклоненные и хорошо выровненныепространства.
Вся площадь хозяйства расположена на приподнятойслабоволнистой равнине, вытянутой с северо-востока на юго-запад и сильнорасчлененной, сеть которой особенно густа на юго-западе и северо-востокецентральной части хозяйства. Глубина балок достигает 10 метров.
Большая часть территории имеет уклон ксеверо-востоку и юго-западной лишь уклон части хозяйства – западногонаправления.
Колебания относительных высот не превышает 50 метров.
Центральная часть площади хозяйствапредставляет собой наименее изрезанную оврагами и балками слабоволнистуюравнину.
Природно-климатические условия
Климат территории хозяйстваконтинентальный с длительной, холодной зимой и коротким, жарким летом.
ООО «Вишнёвское» Рубцовского районасогласно агроклиматическому районированию входит в />3зону, которая занимает юго-восточную часть Кулундинской равнины и характерентёплым, слабоувлажнённым климатом.
Сумма осадков за период с температуройвыше 100равна 150-200 мм, испаряемость за этот же период – 460 мм.
Дата перехода средней суточной температурычерез 00с 9 апреля по 26 октября, продолжительность этого периода –199 дней, через +60с 21 апреля по 10 октября, продолжительностьэтого периода – 171 день.
В таблице 1 рассмотримобеспеченность хозяйства земельными фондами:
Таблица 1. Состав и структураземлепользования ООО «Вишнёвское» за 2005 – 2007 г.Показатели 2005 2006 2007 Темп роста,% /> га в % к итогу га в % к итогу га в % к итогу /> /> Земельная площадь, всего 17234 100,00 15584 100,00 14702 100,00 85,31 /> /> сельскохозяйственных угодий 16528 95,90 15049 96,57 14002 95,24 84,72 /> /> из них: пашня 14207 82,44 12728 81,67 11681 79,45 82,22 /> /> сенокосы 57 0,33 57 0,37 57 0,39 100 /> /> пастбища 2253 13,07 2253 14,46 2253 15,32 100 /> /> многолетние насаждения 11 0,06 11 0,07 11 0,07 100 /> /> /> Древесно-кустарниковые растения 249 1,44 249 1,60 249 1,69 100 /> /> Пруды и водоемы 61 0,35 61 0,39 61 0,41 100 /> /> Дороги (км) 170 0,99 165 1,06 165 1,12 97,06 /> /> /> Прочие земли 226 1,31 225 1,44 225 1,53 99,56 /> />
Земельная площадь всего по предприятию в2005 году составила 17234 га, в 2006 наблюдается уменьшение этого показателя на 1650 га, а вот в 2007 он уменьшился ещё на 882 га. Таким образом с 2005 года по 2007 общая земельная площадь снизилась и составила 85,31 %.Вследствие передачи земли пайщиками частным фермерам и возвращения арендованныхземель сократилась площадь сельхоз угодий на 2526 га в 2007 г по сравнению с 2005г за счет сокращения пашни. Остальные статьи, такие как:сенокосы, пастбища, многолетние насаждения, древесно-кустарниковые растения,пруды и водоемы оставались неизменными на протяжении трех лет. Что касаетсяструктуры, то можно сказать следующее: наибольший удельный вес на протяжениивсех трех лет естественно принадлежит сельскохозяйственным угодьям 96% и в 2007году по сравнению с 2005 годом произошло незначительное их снижение на 0,66%. Вих составе наибольшую часть занимают пашни (приблизительно 86%), на второмместе пастбища 14% и на третьем сенокосы. Незначительное, но все-такинаблюдается снижение протяженности дорог и площади прочих земель, что и привелок общему снижению земельной площади в 2007 году.
Находящиеся в землепользовании пашня ежегодно обрабатывается.Для сохранения плодородия почвы применяются удобрения, что позволяет хозяйствуиметь хорошие показатели урожайности.
Важнейшимифакторами повышения эффективности использования земель являются: расширенноевоспроизводство плодородия почвы; регулирование водного режима; системамероприятий по защите почвы от вводной и ветровой эрозии; борьба спереуплотнением почв; борьба с сорнякамии вредителями с/х культур; улучшение естественных кормовых угодий.
Землепользование хозяйства состоит изодного массива, с общей площадью 14537 га в том числе сельскохозяйственныхугодий 14002 га. Распаханность территории хозяйства составляет 80,3 %.
Естественные кормовые угодья можноразделить на 2 типа: луга на незасоленных почвах и на засоленных почвах.Растительность злаково – разнотравная: пырей ползучий, мятлик луговой, мышинныйгорошек, кровохлебка и т.д.
В структуре посевных площадей доминируютзерновые, урожайность частично колеблется из года в год, в 2007 году онасоставляла 10,7 ц/га, а в 2008 году – 16,2ц/га.
Вся земля обрабатывается согласноагротехническим требованиям. Применяются минеральные удобрения, такжепроводятся мероприятия по обработке почвы гербицидами.
Семена зерновых высеваются только I и IIкласса и ниже III репродукции. На протяжение последних четырех летприменяются минеральные удобрения и проводится обработка посевов гербицидами.
Все работы в полеводстве выполняются своейтехникой.
В последние годы идет интенсивноеобновление техники. Только за последний год было куплено борона – 10 шт, 2автомобиля и 1 доильный комплекс.
Ведется определенная работа повоспроизводству стада. В 2008 году было куплено 5 быков-производителей.Имеющаяся кормовая база позволяет выполнять и наращивать объем производствапродукции по надою молока по привесам.
В хозяйстве имеется автомобильный парк,который обеспечивает все хозяйственные перевозки.
Для ремонта техники имеется хорошо оборудованноездание РТМ и здание автопарка.
Размеры с/х предприятия влияют на внедрениесовременной техники, научной организации труда, повышение егопроизводительности. Показателями, которые характеризуют размер хозяйства,являются: объемы производства товарной и валовой продукции, которые зависят отразмера и качества сельхозугодий, поголовья скота, объема производственныхфондов, трудовых ресурсов и их рационального использования. Размерыпроизводства рассмотрим в таблице 2.
Таблица 2. Анализ размера производства хозяйства, тыс.руб.Показатели 2005 год 2006 год 2007 год Темп роста 2007г. к 2005г., % Стоимость валовой продукции (по себестоимости) 36567 48105 50051 136,9 Стоимость товарной продукции (в фактических ценах реализации), тыс.руб. 28594 35804 65498 229,1 Среднесписочная численность работников, чел. 253 182 138 54,5 Общая земельная площадь, га 17234 15584 14702 85,3 в т.ч.: сельхозугодия, га 16528 15049 14002 84,7 из них: пашня, га 14207 12728 11681 82,2 Среднегодовая стоимость ОПФ сельскохозяйственного назначения 51476 52188 58823 114,3 Поголовье скота, гол. 941 1000 1043 110,8
Из данных таблицы 8 видно, что стоимостьваловой продукции увеличилась на 36,9% или 13484 тыс. руб., товарной продукции- на 129,1% или 36904 тыс. руб.
Среднесписочная численность сократилась на45,5% и составила 138 человек к 253 в 2005году.
Общая земельная площадь уменьшилась всегона 14,7% или 2532га. Это связано с передачей земли пайщикам — фермерам.Соответственно произошло уменьшение земель под пашней на 17,8% и сельхозугодийна 15,3%.
Поголовье скота увеличилось на 102 головили на 10,8%.
Стоимость основных производственных фондовс/х назначения увеличилась на 7347тыс.руб. или на 14,3%.
Эффективность производства валовой продукции можно увидеть, анализируя таблицу3.
Таблица 3. Динамика эффективностипроизводства валовой продукции, тыс. руб.Показатель 2005 2006 2007 Темп роста, % Доходы по обычным видам деятельности Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг 28594 35804 65498 229,06 Себестоимость проданных товаров, п.р.у 25989 27899 38646 148,70 Валовая прибыль 2605 7905 26852 1030,79 Прибыль (убыток) от продаж 2605 7905 26852 1030,79 Прочие доходы и расходы Прочие операционные расходы 3445 528 5836 169,40 Доходы от участия в других организациях - - - - Прочие операционные доходы 2897 2047 2688 92,79 Внереализационные доходы - - - - В т.ч. субсидии из бюджетов всех уровней 1837 1913 2397 130,48 Из них субсидии из федерального бюджета 1696 1703 2375 140,04 Прибыль (убыток) до налогообложения Иные обязательные платежи из прибыли - - 454 - Чистая прибыль 1254 9362 23109 1842,82 Уровень рентабельности, % 4,8 33,5 59,7
На основании произведенных расчетов можносделать вывод, что выручка от продажи товаров была наибольшей в 2007 году. Еслив 2006 году можно наблюдать незначительный её рост ( 28594 тыс.руб. – в 2005,35804тыс.руб. – в 2006), то в 2007 г. значение этого показателя возрослопрактически в 2 раза и составило 65498 тыс.руб. Себестоимость проданных товаровв 2005 и 2006 годах оставалась приблизительно на одном и том же уровне, ее ростпроизошел в 2007 году и по сравнению с 2005 годом она увеличилась на 48,7 %.Валовая прибыль значительно возросла в 2007 году по сравнению с 2005 годом и еетемп роста составил 1030,79%. Операционные расходы в 2006 году значительноснизились, а в 2007 году значительно возросли по сравнению с уровнем 2006 года.Операционные доходы на протяжении трёх лет остаются практически на одном и томже уровне. В результате в 2005 году на прибыль большое влияние оказалазначительная доля операционных расходов, а в 2007 рост себестоимости.Производство продукции за 3 года было рентабельным, рентабельность в 2006 годупо сравнению с 2005 годом изменилась значительно, а именно, увеличилась на 28,7%, также она резко увеличилась и 2007 году, т. к увеличилась выручка продукции.
В хозяйстве ведется определенная работа по разработке мероприятий поувеличению производства продукции растениеводства и животноводства, повышенияпроизводительности труда.
Экономическая эффективность хозяйственной деятельности зависит от кадрови от их профессионального уровня.
Главным ресурсом каждого предприятия являются человеческие ресурсы, откачества и эффективности использования которого во многом зависят результатыдеятельности предприятия и конкурентоспособность. Человеческие ресурсы приводятв движение материально – вещественные элементы производства, создают продукт,стоимость и прибавочный продукт в форме прибыли.
Среднесписочная численность работников ООО «Вишнёвское» составляет 138человека на 1 января 2008г.
Среднемесячная зарплата одного работника составляет в среднем 4489,85рублей (на 1 января 2008г.).
Наличие трудовых ресурсоврассмотрим в таблице 4.
Таблица4. Среднесписочный состав и структура рабочей силы ООО «Вишнёвское», человек.Категории и профессии работников 2005 2006 2007 2007в % к 2005 Структура рабочей силы в % к итогу /> /> 2005 2006 2007 /> /> Рабочие постоянные 183 80 50 27,3 72,3 44,0 36,2 /> /> Служащие 41 27 24 58,5 16,2 14,8 17,4 /> Итого в основном производстве 250 182 138 55,2 98,8 100,0 100,0 /> /> Прочие 3 - - - 1,2 - - /> Всего 253 182 138 54,5 100,0 100,0 100,0 /> Из общего числа рабочих: /> /> В растениеводстве, всего: /> /> трактористы-машинисты 44 35 30 68,2 17,4 19,23 21,73 /> /> В животноводстве, всего: /> /> в т. ч. рабочие, обслуживающие: /> /> КРС 19 18 15 78,9 7,5 9,8 10,9 /> Операторы машинного доения 25 14 14 56,0 9,9 7,7 10,1 /> коней 7 4 3 42,9 2,8 2,2 2,2 />
Если рассматривать всех работников в 2007году относительно производства, то основная их часть приходится на занятых восновном производстве (100,0%). Здесь основную долю занимают трактористы –машинисты – 21,73%. Это связано с тем, что в ООО специализируется нарастениеводстве, но здесь также развито молочное скотоводство, поэтому наоператоров машинного доения и рабочих, обслуживающих КРС приходится 10,1 и10,9% соответственно от работников основного производства. Сравнивая 2007 год с2005 годом, из данных таблицы видно, что численность рабочих сокращается скаждым годом. Говоря о численности работников по с/х организации всего можноувидеть, что происходит их снижение на протяжении трех лет по всем категориям.Среднесписочная численность в 2007г по сравнению с 2005г сократилась на 115человек. Это связано с сокращением штата сотрудников, увеличением числасезонных рабочих и с увольнением сотрудников по собственному желанию.
Таблица 5. Состав и структура товарнойпродукции в ООО «Вишнёвское» Отрасли и продукты 2005г. 2006г. 2007г. Изменения за 3 года, 2005-2007 гг. тыс.руб. % тыс.руб. % тыс.руб. % тыс.руб. % 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Продукция растениеводства:
Зерновые и зернобобовые 36089 73,5 35557 47,2 43738 39,7 7649 121,2 Прочая продукция растениеводства 4977 10,1 885 1,2 - - - - Продукция растениеводства собственного производства реализованная в переработанном виде - - - - - - - - Итого продукция растениеводства 41066 83,6 36442 86 64801 58,8 23735 157,8 Продукция животноводства: скот в живой массе 5163 10,5 5949 7,9 4870 4,4 -293 94,3 Продукция животноводства, реализованная в переработанном виде собственного производства 1066 2,2 - - 2709 2,5 1643 154,1 Итого продукция животноводства 6229 12,7 38844 51,6 45433 41,2 39204 729,4 Товары - - - - - - - - Работы и услуги 1813 3,7 - - - - - - Всего по организации 49108 100 75286 100 110234 100 61126 224,5 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Из данной таблицы видно, что выручка похозяйству в 2007г. увеличилась по сравнению с 2006г. на 29694тыс. руб., с2005г. увеличилась на 36904тыс. руб.
Если выручка животноводства на протяжениитрёх оставалась практически неизменной (11248 тыс. руб. в 2005 г., 9552 тыс. руб. в 2006 г., 12283 в 2007 г.), то выручка растениеводства увеличилась с 15923 в2005 году до 52765 тыс. руб. в 2007 году. Эта разница составила 36842 тыс. руб.Увеличение выручки произошло из-за увеличения урожайности пшеницы (на 39278тыс. руб.).
Также на увеличение выручки по организациив целом повлияло увеличение выручки от цельного молока.
Для оценки ликвидности иплатежеспособности предприятия рассчитывают относительные показатели, которыепредставляют интерес не только для руководства предприятия, но и для внешнихсубъектов: коэффициент абсолютной ликвидности – для поставщиков сырья иматериалов, коэффициент быстрой ликвидности – для банков, коэффициент текущейликвидности – для инвесторов.
Рассчитаем эти показатели.
Таблица 6. Показатели ликвидности ООО«Вишнёвское»Коэффициенты На конец 2005г. На конец 2006г. На конец 2007г. Изменение /> /> 1.Абсолютной ликвидности 0,01 0,03 0,15 0,14 /> 2.Быстрой ликвидности 0,1 0,3 0,4 0,3 /> 3.Текущей ликвидности 1,7 2,8 4,3 2,6 />
Анализируя рассчитанные относительныепоказатели ликвидности в таблице 6, можно сказать, что за анализируемый периоднаблюдается увеличение данных коэффициентов. Но при этом значения коэффициентаабсолютной ликвидности меньше нормы (0,2 – 0,5), быстрой ликвидности меньшенормы (0,8 — 1), а текущей ликвидности за 2006 – 2007 гг. превышают своенормальное значение (2 – 2,5). Это означает, что уровень ликвидности повышаетсяи общая обеспеченность предприятия оборотными средствами для веденияхозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств вышенормы.
В целом можно сделать вывод, что, таккак на конец анализируемого периода фактический уровень коэффициента текущейликвидности и коэффициента обеспеченности собственными средствами вышенормативного значения, то структуру баланса можно признать удовлетворительной,а предприятие – платежеспособным.
В ООО «Вишнёвское» в соответствии сПоложением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ директором АртюхВ.Н. учреждена бухгалтерская служба во главе с главным бухгалтером Паначевской Е.В.Бухгалтерский отдел состоит из 5 человек, включая кассира.
Рабочий план счетов бухгалтерскогоучета на предприятии составлен на основе типового Плана счетов. В немиспользуются счета типового Плана счетов, но введены собственные субсчета,учитывающие особенности общества, что допускается действующим Планом счетов дляучета специфических операций. Для учета затрат на производство рабочим планомсчетов предприятия предусмотрены счета 20 «Основное производство» с открытиемсубсчетов: 20.1 «Растениеводство», 20.2 «Животноводство», 20.3 «Промышленноепроизводство»; 23 «Вспомогательные производства» с открытием субсчетов: 23.1«Ремонтная мастерская», 23.2 «Ремонт зданий и сооружений», 23.3 «Автомобильныйтранспорт», 23.4 «МТП», 23.5 «Электроснабжение», 23.6 «Водоснабжение», 23.8«Котельная»; 25 «Общепроизводственные расходы» по субсчетам: 25.1«Общепроизводственные по растениеводству», 25.2 «Общепроизводственные поживотноводству»; 26 «Общехозяйственные расходы».
В ООО «Вишнёвское» бухгалтерский учетавтоматизирован.2.2 Документальноеоформление операций по движению готовой продукции
Основной продукцией, подлежащейреализации, является продукция животноводства, продукция растениеводства(зерно, подсолнечник). При оприходовании собственной продукции на складсоставляют проводку Дт 43 – Кт 20.
Материально ответственные лицаскладской учет движения оприходованной готовой продукции ведут всоответствующих отчетах о движении материальных ценностей. При этомотпуск продукции внутри предприятия оформляется лимитно-заборными картами наполучение материальных ценностей, накладными внутрихозяйственногоназначения (приложение 1).
Полученный приплод от КРС основногостада приходуют оформлением акта на оприходование приплода животных (Дт11 – Кт 20.2). При этом приплод КРС молочного направления оценивают по плановойсебестоимости головы приплода.
Первичным документом по учету молокана предприятии является журнал учета надоя молока, который ведутзаведующий фермой, бригадир. В нем записывают фамилии доярок, входящих в составбригады, с указанием количества обслуживаемых коров. Данные о количествеполученного молока проставляют после каждой дойки, систематически определяютпроцент содержания жира. Каждый день доярка своей подписью подтверждает правильностьсделанных записей. Журнал ведется в одном экземпляре и в течение 15 днейхранится на ферме. После подписи заведующим фермой по истечении этого срока егосдают в бухгалтерию.
Полученное молоко реализуетсяпредприятием (Дт 90 – Кт 43). При этом в качестве сопроводительного документаприменяется товарно-транспортная накладная. На принятое молоковыписывается квитанция, в которой указывается сумма начисленной выручки (Дт 90– Кт 62).
Расход молока на выпойку молоднякаживотных отражают в ведомости расхода молока (Дт 10 – Кт 43), котораявыписывается в двух экземплярах бухгалтерией на основании плана кормленияживотных в соответствии с утвержденным рационом. В ведомости указывается лимиткормов по видам и половозрастным группам животных, для которых они выдаются.Первый экземпляр ведомости с подписью получателя кормов служит основанием длясписания отпущенных кормов с подотчета заведующего складом, второй — с подписьюзаведующего складом об отпуске кормов — находится у заведующего фермой илибригадира. Данные о расходе кормов по видам бухгалтер в установленном порядкезаписывает в Журнал учета расхода кормов.
На основании документов напоступление и расходование молока на предприятии составляют в двух экземплярахсводный документ – ведомость учета движения молока. Данные о движении молока записываютв ведомость ежедневно, а по окончании отчетного периода один экземплярведомости вместе с журналом учета надоя молока, накладными, лимитно-заборнымикартами и другими первичными документами представляют в бухгалтерию. Второйэкземпляр ведомости служит основанием для отражения поступления и расходованиямолока в книге складского учета у заведующего фермой.
Для первичного учета зерновойпродукции, получаемой от урожая, на предприятии используют реестры отправкизерна и другой продукции с поля, которые перед началом уборки бухгалтериявыдает каждому комбайнеру под расписку и каждый из них заполняют комбайнеры ишофера в течение уборочных работ. Реестры ежедневно сдаются в бухгалтерию. Наосновании реестров заведующий складом делает записи в ведомость движениязерна и другой продукции.
При необходимости результаты процессасортировки и сушки зерна, поступившего на ток, оформляют в акте насортировку и сушку продукции растениеводства на каждую партию поступившейпродукции. В акте фиксируется поступление продукции в сортировку и сушку(масса, цена, сумма, корреспондирующие счета) и получение продукции (одного илинескольких видов) от сортировки и сушки с отдельным указанием используемыхотходов и неиспользуемых (мертвый сор, усушка). Соответственно даетсякорреспонденция счетов по каждому виду получаемой продукции. На основании актаотсортированная по видам и сортам продукция, а также используемые отходыприходуются по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
При реализации зерна составляют товарно-транспортнуюнакладную (зерно), которая сопроводительным документом по доставке зерновойпродукции на приемные пункты. Ее выписывают в 4 экземплярах: один остается узаведующего складом (током), а три выдаются на руки водителю автомашины. Взаготовительном пункте проставляют в накладной фактически принятую зачетнуюмассу и качество продукции (сортность, засоренность, влажность и т.п.), цену исумму. Один экземпляр оформленной накладной остается в хлебоприемном пункте, адва подписанных экземпляра возвращаются водителю. При возвращении в организациюводитель отдает заведующему складом (током) один экземпляр накладной дляподтверждения сдачи продукции на заготовительный пункт, а другой прикладывает вкачестве отчета о выполненной работе к Путевому листу грузового автомобиля(Путевому листу трактора). При использовании привлеченного транспорта дваэкземпляра накладной передают транспортной организации, один из которых затемприкладывается к счету за перевозку грузов.
Все товарно-транспортные накладные наотправку продукции заведующий током регистрирует в Реестре документов навыбытие продукции.
При продаже продукции на предприятии формируют счета-фактуры, регистрациякоторых осуществляется в книге продаж, в которой указаны ИНН предприятия,период продаж, даты и номера счетов-фактур, наименования покупателей, их ИНН,суммы продаж, НДС.2.3 Учетвыпуска готовой продукции
Учет выпуска готовой продукциинаходится под постоянным контролем бухгалтерии предприятия, так как егоритмичность обеспечивает выполнение договорных обязательств по отгрузкепродукции покупателям, своевременность реализации всех расчетов и выплат.
Принятие к бухгалтерскому учетуготовой продукции, изготовленной для продажи, в том числе и продукции, частичнопредназначенной для собственных нужд, на предприятии в соответствии сИнструкцией к плану счетов отражается по дебету активного счета 43 «Готоваяпродукция» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство.
По дебету отражаются поступления, апо кредиту – списание, продажа готовой продукции. Сальдо счета показываетфактическую себестоимость остатка готовой продукции на складах. В ООО«Вишнёвское» к счету 43 субсчета открывают.
Если готовая продукция полностьюиспользуется в качестве сырья, семян, кормов, то ее по счету 43 не учитывают, априходуют на счет 10 «Материалы».
Синтетический учет готовой продукциина предприятии осуществляется без использования счета 40 «Выпуск продукции(работ, услуг)». При этом готовую продукцию учитывают на счете 43 пофактической производственной себестоимости, а аналитический учет отдельныхвидов продукции осуществляют по учетным ценам с выделением отклоненийфактической себестоимости от стоимости по учетным ценам.
Оприходование готовой продукции поучетным ценам оформляют бухгалтерской записью Дт 43 – Кт20.
При списании готовой продукции сосчета 43 относящаяся к этой продукции сумма отклонений фактическойпроизводственной себестоимости от стоимости по учетным ценам определяется попроценту, исчисленному исходя из отношения отклонений на остаток готовойпродукции на начало отчетного периода и отклонений по продукции, поступившей насклад в течение отчетного месяца, к стоимости этой продукции по учетным ценам.
После исчисления фактическойсебестоимости готовой продукции определяют суммы отклонений ее от стоимости поучетным ценам и доводят проводкой Дт 43 – Кт 20 плановую себестоимость доуровня фактической методом дополнительной проводки, если фактическаясебестоимость выше плановой, или методом «красное сторно» в обратном случае.
Таблица 6. Журнал хозяйственных операций за январь 2006 года№ Содержание хозяйственной операции Проводка Дебет Кредит 1 Оприходована продукция животноводства 43 20/2 2 Поступило мясо говядина от забоя 43 20/3 3 Корма переведены в готовую продукцию 43 10 4 Отпущено со склада мясо говядина за наличный расход 90 43
На основании первичныхдокументов по поступлению и расходованию продукции составляют сводные документы(ведомость учета движения молока, ведомость движения зерна и другой продукции).Остатки каждого вида материальных ценностей наначало следующего месяца из отчетов переносятся в книгу учета остатков готовойпродукции в количественном и стоимостном выражении, причем указывают остатки итех ценностей, по которым в течение месяца не было движения.
Данные из материального отчетапереносятся в ведомость. Ведомость открывается на месяц в разрезе субсчетов. Введомости отражают остатки материальных ценностей на начало месяца по каждомускладу и в первой части отражают их поступление, выводят итог поступления повсем складам и учетным группам. Во второй половине ведомости отражают расходтоварно-материальных ценностей в корреспонденции с дебетом счетов понаправлениям их расхода. После подсчета общей суммы расхода выводят остаток наконец месяца.
При ведении ведомости посубсчетам или группам материальных ценностей перед занесением кредитовогооборота в журнал-ордер данные отдельных ведомостей предварительно обобщают вцелом по синтетическому счету.
Данные по счету 43 обобщаются воборотно-сальдовых ведомостях, в которой отражается остаток готовой продукциина начало и конец месяца, поступление продукции с других бригад, ее передача надругие склады, расход на производство и реализацию. Данные ведомости сверяютсяс главной книгой.
На основании данных ведомости заполняется журнал-ордерпо субсчетам, в котором отражается кредит счета 43.
Кредитовые оборотыжурналов-ордеров по счетам учета товарно-материальных ценностей в целом и покорреспондирующим счетам в установленном порядке переносят в Главную книгу, аиз главной книге в бухгалтерский баланс.
2.4 Учетпродажи готовой продукции и ее результатов
Процессом продажи готовой продукциина предприятии завершается кругооборот средств: произведенная продукцияпродается и предприятие получает выручку в денежной форме, которая авансируетсяна возобновление процесса кругооборота средств предприятия.
Реализацию продукции ООО «Вишнёвское»осуществляет в соответствии с заключенными договорами, а также путем свободнойпродажи. В договорах указывается ассортимент, сроки отгрузки, количество икачество продукции, цена, форма расчетов, санкции за невыполнение договорныхобязательств и др.
Моментом реализации считается илидата зачисления на расчетный счет платежа от покупателя, или дата отпускапродукции и предъявления покупателям платежно-расчетных документов взависимости от условий заключенных договоров.
Для учета продаж готовой продукции напредприятии используют синтетический счет 90 «Продажи». Этот счет являетсяактивно-пассивным и операционно-результативным. По дебету этого счетаучитывается себестоимость реализованной продукции и все другие расходы,покрываемые из выручки от реализации, а по кредиту – только выручка отреализации продукции.
Аналитический учет по счету 90 ведутпо видам продукции. По дебету аналитических счетов учитывают количествопродукции в физической массе, их стоимость, а по кредиту – зачетную массупродукции, суммы, причитающиеся с заготовительных и других организаций. Внутрианалитических счетов учет осуществляется по направлениям продажи.
Признание в бухгалтерском учетевыручки от продажи продукции отражается Дт 62 «Расчеты с покупателями изаказчиками» – Кт 90 «Продажи». Одновременно плановая себестоимость проданнойпродукции списывается со счетов 43 «Готовая продукция», 44 «Расходы на продажу»и др. в Дт 90. В конце года плановая себестоимость доводится до фактическойдополнительной или сторнировочной записью в Дт 90 с кредита счетов учетаготовой продукции или затрат на производство.
На сумму налогов, причитающихся поналоговым декларациям по взносам в бюджет, составляют бухгалтерскую запись Дт90 – Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Результат от реализации продукции ввиде прибыли или убытка списывается на счет 99 «Прибыли и убытки», который всоответствии с Инструкцией по применению плана счетов предназначен дляобобщения информации конечного финансового результата деятельности организациив отчетном году. При этом на сумму прибыли составляется запись – Дт 90 – Кт 99,на сумму выявленного убытка – Дт 99 – Кт 90.
Закрытие счета 90 в конце годаосуществляется после последовательного закрытия счетов 23 «Вспомогательныепроизводства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственныерасходы», 20 «Основное производство».
3. Совершенствованиеуправленческого учета коммерческо-сбытовой деятельности в ООО «Вишнёвское»
Одной из основных задач управленческого учета коммерческо-сбытовойдеятельности является сбор и обобщение информации, необходимой для принятия руководствомпредприятия правильных управленческих решений.
На практике принятие решения представляет собой сравнительнуюоценку ряда конкурирующих альтернативных вариантов действий и выбор из нихоптимального, который в наибольшей степени отвечает целям организации.
Перед принятием правильного решения необходимо определить цель илируководящее направление деятельности организации, которые помогут отдатьпредпочтение тому или другому варианту.
Для принятия правильного решения прежде всего необходимо иметьинформацию о будущих затратах по всем альтернативным вариантам. Иногда прирасчетах учитывается упущенная выгода предприятия.
При использовании информации управленческого учета решаютсямногочисленные:
1. оперативные задачи:
— определение точки безубыточности;
— планирование выпуска продукции;
— принятие решений по ценообразованию;
2. задачи перспективного характера:
— о капиталовложениях;
— о реструктуризации бизнеса;
— о целесообразности освоения новых видов продукции. Выбранныеальтернативные варианты действий являютсяисходной точкой для составления бюджета.
Анализ безубыточностипроизводства
Анализ безубыточности производства проводится в целях изучениезависимости между изменениями объема производства, издержками и прибылью втечение краткосрочного периода. Особое внимание уделяется определению точкибезубыточности (критической точки, порога рентабельности).
Критической считается такая точка объема реализации, при которойпредприятие имеет затраты, равные выручке. Предприятие в этом случае не имеетни убытка, ни прибыли.
В международной практике для определения критической точкииспользуют три метода:
— метод уравнения (математический метод);
— метод маржинального дохода;
— графический метод.
Рассмотрим анализ безубыточности производства продукции на примеремолока.
Метод уравнения основан на исчислении чистой прибыли по формуле:
Прибыль от реализации продукции =Выручкаот реализации продукции (работ, услуг) – Переменные затраты на объем реализации- Постоянные затраты в общей сумме
Записав каждый показатель более детально, формулу можнопредставить в следующем виде:
Прибыль от реализации молока =Цена единицы продукции * Количество единиц – Переменные затраты на единицупродукции * Количество единиц – Постоянные затраты в общей сумме = 7,6*42100 –3,10*42100 -12484 = 176966 тыс. руб.
Обозначимв формуле количество единиц, т. е. объем реализации (производства) в точкебезубыточности через X, правую часть уравнения приравняем к 0 (так как в точкебезубыточности у предприятия нет прибыли) и получим:
Х * (Цена за единицу продукции – Переменные затраты на единицупродукции) – Постоянные расходы = 0
В скобкахобразуется маржинальный доход на единицу продукции, т. е. разница междувыручкой и переменными затратами. Отсюда объем реализации в критической точкеопределяется:
X =Постоянные расходы /Маржинальный доход на единицу продукции= 2774,2 ц.
Следовательно,при производстве 2774,2 ц. молока предприятие будет работать безубыточно.
Дляпредприятия важно определить зону безопасности, или запас прочности (кромкабезопасности). Этот показатель показывает, насколько может сократиться объемреализации, прежде чем организация начнет нести убытки:
Зонабезопасности = Фактическая (планируемая) реализация – Реализация на порогерентабельности = 42100-2774,2=39325,8 ц.
Чем большезапас прочности, тем стабильнее положение предприятия, тем меньше рискполучения убытка в результате колебаний объемов производства и реализации.
Предприятиеимеет положительный запас прочности, поэтому его прибыль определяется:
Прибыль =Запас прочности * Маржинальная прибыль на единицу продукции39325,8*4,5=176966,1тыс. руб.
Такимобразом, любое изменение объема реализации вызывает еще более сильное изменениеприбыли. Эта зависимость называется эффектом операционного рычага:
Силаоперационного рычага = Маржинальная прибыль/ Прибыль = 184950/17666,1 = 10,5
Силаоперационного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль приизменении выручки на один процент.
Следовательно,если выручка от реализации увеличится на 10%, то прибыль увеличится на 105%(10*10,5).
Всеперечисленные показатели можно использовать для прогнозирования развитияпредприятия, т. е. выбрать оптимальную стратегию в управлении прибылью,затратами. При этом возможны пять основных стратегий:
1. Увеличениецены реализации.
2. Снижениепеременных затрат.
3. Снижениепостоянных затрат.
4. Увеличениеобъема производства и реализации.
5. Сочетаниелюбых перечисленных стратегий.
Рассмотримвыбор стратегий на нашем примере.
1.Увеличение цены реализации на 10%, т. е. на 0,76 тыс. руб., она составит 8,36тыс. руб.
Маржинальнаяприбыль на единицу продукции равна: 8,36 – 3,1 = 5,26 (тыс. руб.)
Точкабезубыточности равна: 12484/5,26 = 2373,4 (ц).
Запаспрочности равен: 42100-2373,4 = 39726,6 (ц).
Прибыльравна: = 208961,9 (тыс. руб.).
Следовательно,увеличение цены реализации на 10% приведет к увеличению прибыли на 31995,8(тыс. руб.).
2. Снижениепеременных затрат на 10%, т. е. на 0,31, и составят они 3,1 — 0,31 = 2,79 (тыс.руб. на единицу продукции).
Маржинальнаяприбыль на единицу продукции равна: 7,6 —
— 2,79 =4,81 (тыс. руб.)
Точкабезубыточности равна: 12484/4,81 =2595,4 (ц).
Запаспрочности равен: 39504,6 (ц).
Прибыльравна: 13051 (тыс. руб.).
Следовательно,уменьшение переменных затрат на 10% приведет к уменьшению прибыли.
3. Снижениепостоянных затрат на 10%, т. е. на 1248,4 руб., и составят они 11235,6 (тыс.руб.).
Маржинальнаяприбыль на единицу продукции равна: 4,5 (тыс. руб.)
Точкабезубыточности равна: 2496,8 (ц).
Запаспрочности равен: 39603,2 (ц)
Прибыльравна: 1248,3 (тыс. руб.).
Следовательно,снижение постоянных затрат на 10% приведет к уменьшению прибыли.
4.Увеличение объема производства и реализации на 10%, т. е. на 4210 ц, и составит46310 (ц).
Цены изатраты остались прежними, следовательно, точка безубыточности осталасьпрежней.
Запаспрочности равен: 39325,8 (ц). Прибыль рассчитаем с помощью силы операционногорычага, он равен 2,3; следовательно, прибыль увеличится на 23% и составит217668,3тыс. руб.
Выполненныевыше расчеты возможны лишь при классификации затрат на переменные и постоянные.Такие расчеты справедливы для определенной масштабной базы, т. е. для интервалав объеме реализации, в котором постоянные затраты не изменяются.
Такимобразом, оптимальная стратегия ООО «Вишнёвское» в управлении прибылью,затратами — увеличение объема производства иреализации.
Выводы и предложения
Эффективная система управлениятребует рациональной организации коммерческо-сбытовой деятельности. При этомпод коммерческо-сбытовой деятельностью понимается деятельность, направленная нареализацию произведенных или закупленных предприятием товаров, работ, услуг сцелью извлечения предпринимательской прибыли, а ее основными объектами являютсяпокупатель; товары (работы, услуги), предназначенные для реализации (их цена,качество, привлекательность для потребителя и др.); каналы товародвижения.
Мы выяснили, что коммерческо-сбытовая деятельностьявляется посредническим звеном между процессами производства, распределения ипотребления, в результате которого предприятие извлекает предпринимательскуюприбыль. При этом конкурентоспособность предприятия вовсе возрастающей степени зависит от того, насколько совершенны и жизнеспособныего маркетинг и сбыт продукции.
При организации управлениякоммерческо-сбытовой деятельностью необходимо учитывать влияние таких факторов,как масштаб и номенклатура производства; количество и география потребителей;численность и интенсивность каналов распределения; характер и формы организацииканалов товародвижения; имидж товаропроизводителя, его торговой сети и т.д.
Мы определили, что управлениекоммерческо-сбытовой деятельностью предприятия организационно осуществляетсячерез отдел сбыта, структура которого зависит от объемов сбытовой деятельности,вида, характера отгружаемой продукции и целого ряда других факторов. Нанебольших предприятиях могут быть организованы единые снабженческо-сбытовыеотделы.
Готовой продукцией являются изделия, прошедшие все стадиитехнологической обработки на предприятии, соответствующие действующимстандартам, техническим условиям или требованиям заказчика, предусмотренным вдоговоре, а изделия, которые не прошли всех стадий обработки, испытаний итехнической приемки, считаются незаконченными и входят в состав незавершенногопроизводства предприятия.
Готовая продукция в зависимости отпринятой учетной политики оценивается и отражается в бухгалтерском учетепредприятия по фактической или нормативной (плановой) себестоимости.
Для обеспечения непрерывного ростапроизводства и сбыта продукции необходимо планировать объем продаж на основесоставленного портфеля заказов, используя экономико-статистические и основанныена экспертных оценках средства прогнозирования объема продаж.
Рассмотрев основные экономические показатели, мы сделаливывод, что ООО имеет зерновую специализацию с развитым мясо – молочнымхозяйством.
При этом наибольший удельный вес в общей площади сельскохозяйственныхугодий, принадлежащих предприятию, занимает пашня. По итогам анализа обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами можносказать, что в целом предприятие обеспечено рабочей силой. Среднегодоваячисленность работников за исследуемый период уменьшилась. Это произошло восновном за счет уменьшения численности сельскохозяйственных работников,сокращения штата.
Рентабельность производства предприятия заанализируемый период уменьшилась за счет превышения темпа роста полнойсебестоимости над темпом роста выручки. При этом наблюдается высокий уровеньрентабельности подсолнечника по сравнению с другими видами продукции предприятия,а также убыточность производства и реализации мяса.
В ООО «Вишнёвское» в соответствии сПоложением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ директором АртюхВ.Н. учреждена бухгалтерская служба во главе с главным бухгалтером Паначевской Е, В.Бухгалтерская и планово-экономическая службы являются самостоятельнымиподразделениями. Бухгалтерский отдел состоит из 5 человек, включая кассира.
Рабочий план счетов бухгалтерскогоучета на предприятии составлен на основе типового Плана счетов, утвержденногоприказом Министерства финансов РФ №94н. В нем используются счета типового Планасчетов, но введены собственные субсчета, учитывающие особенности предприятия,что допускается действующим Планом счетов для учета специфических операций.
В ООО бухгалтерский учет не автоматизирован.
Для документального оформленияопераций по движению готовой продукции на предприятии используются формыпервичных и сводных документов, применяемые на сельскохозяйственныхпредприятиях, а также специализированные формы, учитывающие специализациюпредприятия.
Принятие к бухгалтерскому учетуготовой продукции, изготовленной для продажи, в том числе и продукции, частичнопредназначенной для собственных нужд, на предприятии в соответствии отражаетсяпо дебету активного счета 43 «Готовая продукция» в корреспонденции со счетамиучета затрат на производство. На предприятии к счету 43 субсчета открывают, чтопозволяет вести более детальный учет готовой продукции по источникам еепоступления и проконтролировать формирование фактической себестоимости поразличным отраслям производства.
При этом готовую продукцию учитываютна счете 43 по фактической производственной себестоимости, а аналитический учетотдельных видов продукции осуществляют по учетным ценам с выделением отклоненийфактической себестоимости от стоимости по учетным ценам.
Реализацию продукции осуществляет всоответствии с заключенными договорами, а также путем свободной продажи. Дляучета продаж готовой продукции на предприятии используют синтетическийактивно-пассивный счет 90 «Продажи». Результат от реализации продукции в видеприбыли или убытка списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».
Закрытие счета 90 в конце годаосуществляется после последовательного закрытия других счетов.
Однойиз основных задач управленческого учета коммерческо-сбытовой деятельностиявляется сбор и обобщение информации, необходимой для принятия руководствомпредприятия правильных управленческих решений. Поэтому совершенствованииуправленческого учета коммерческо-сбытовой деятельности можно предложить анализбезубыточности производства продукции. Анализ безубыточности производствапроводится в целях изучения зависимости между изменениями объема производства,издержками и прибылью в течение краткосрочного периода. Для предприятия так жеважно определить зону безопасности, или запас прочности (кромкабезопасности). Этот показатель показывает, насколько может сократиться объемреализации, прежде чем организация начнет нести убытки. Показатели анализабезубыточности производства можно использовать для прогнозирования развитияпредприятия, т. е. выбрать оптимальную стратегию в управлении прибылью,затратами. Таким образом, оптимальная стратегия ООО «Вишнёвское» в управленииприбылью, затратами — увеличение цены реализации.
Передпредприятиями, выпускающими разноименные виды продукции, стоит задачарационального планирования ассортимента ее выпуска и реализации. При планированииассортимента выпуска и реализации продукции можно предложить принять следующиерешения:
1)максимально развивать производство и продажу молока, так как этот вид продукциипо сравнению с другими видами дает предприятию в процентном соотношении самыйбольшой маржинальный доход;
2) по мясу необходимолибо уменьшить затраты на ее производство, чтобы ее продажа приносила доход,либо прекратить производство.
Списокиспользованной литературы:
1. Бухгалтерский учет всельскохозяйственных организациях: учебник для нач. проф. образования/Р.Н.Расторгуева, А.В.Казакова, А.И.Павлычев и др.; Под ред. Р.Н.Расторгуевой. –М.: ПрофОбрИздат, 2002. – 416 с.
2. Гвоздкова К.В.Бухгалтерский учет «незавершенки» и готовой продукции// Российский налоговыйкурьер. – 2004. — №22.
3. Керимов В.Э.Управленческий учет: Учебник. – 2-е изд., изм. и доп. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 416 с.
4. Козлова Е.П. и др.Бухгалтерский учет в организациях/ Е.П.Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н.Галанина. –2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 800 с.
5. Кондраков Н.П.Бухгалтерский учет: Учебное пособие для переподготовки и повышения квалификациибухгалтеров. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 319 с.
6. Курбангалеева О.А.Учет реализации сельскохозяйственной продукции// Главбух. Приложение «Учет всельском хозяйстве». – 2004. — №1.
7. Лисович Г.М.Сельскохозяйственный учет (финансовый и управленческий): Учебник. Серия«Экономика и управление». – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2002. –720 с.
8. Пизенгольц М.З.Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Т.1. Ч.1. Бухгалтерский финансовыйучет: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. –488 с.
9. Пизенгольц М.З.Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Т.2. Ч.2. Бухгалтерский управленческийучет. Ч.3. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебник. – 4-е изд., перераб.и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 408 с.
10. План счетовбухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации иИнструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от31.10.2000 №94н.
11. Положение побухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01,утверждено приказом Министерства финансов РФ от 09.06.2001 г. № 44н.
12. Положение побухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утверждено приказомМинистерства финансов РФ от 06.05.99 г. № 32н.
13. Положение побухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утверждено приказомМинистерства финансов РФ от 06.05.99 г. № 33н.
14. Положение по ведениюбухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 №34н (с изменениями от24.03.2000 №31н).
15. Федеральный закон «Обухгалтерском учете», принят Государственной Думой РФ 23.02.96, №129-ФЗ.
16. Экономика предприятия(фирмы): Учебник/ Под ред. проф. О.И. Волкова, доц. О.В. Девяткина. – 3-е изд.,перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 601 с.