Оглавление
Введение. 2
1. Общая характеристика управленческогоучета. 4
1.1 Подходы к определениюуправленческого учета. 4
1.2 Разница между управленческим ифинансовым учетом. 7
1.3 Источники информации. 10
1.4 Разработка политики управленческогоучета на предприятии. 11
2. Практическая оценка системыуправленческого учета на предприятии торговли на примере ЗАО «Семь». 15
2.1 Общая хозяйственная характеристикапредприятия. 15
2.2 Процесс внедрения управленческогоучета на ЗАО «Семь». 16
Заключение. 23
Список использованной литературы… 24
Введение
Управленческий учет в организации — это система,обеспечивающая руководящее звено организации информацией, необходимой дляпринятия решений и эффективного управления. Ведь одна из самых важных инаиболее часто встречающихся причин недостаточно успешного развития организациисостоит в том, что ее руководители просто не знают, какой из видов деятельностиили отделов наиболее прибылен и, что самое важное, почему.
Правильно поставленный управленческий учет в торговлепозволяет получить информацию, необходимую для расстановки приоритетов вдеятельности организации и планирования дальнейшей работы, предоставляет базудля оценки перспективности открывающихся возможностей и снабжает механизмамиконтроля за исполнением принятых решений.
Исходя из необходимости для каждой организации оптимизациисвоей деятельности в рыночной экономике для максимизации прибыли, тема курсовойработы является актуальной, так как внедрение управленческого учета помогаеторганизации достичь этой цели.
Целью курсовой работы является исследование организации управленческогоучета в организации.
В курсовой работе по управленческому учету будутрассмотрены основные теоретические вопросы и проблемы постановки системыуправленческого учета на предприятии. В частности, показано различие и сходствомежду финансовым и управленческим учетом, уточнены и систематизированы цель,задачи и функции управленческого учета, определены предмет и объект данноговида учета, сформулированы принципы, а также выделены основные проблемы еговнедрения в практику российских предприятий, а также рассмотрена организацияучета на конкретном примере. Объектом исследования является ЗАО «СЕМЬ».В ходевыполнения работы будет проанализировано фактическое состояние учета на данномпредприятии, а также даны рекомендации по совершенствованию управленческогоучета. В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:
− Изучить теоретические основы организацииуправленческого учета в торговле;
− Проанализировать систему организацииуправленческого учета в ЗАО «СЕМЬ» .
1. Общая характеристикауправленческого учета
1.1 Подходы к определениюуправленческого учета
Сущность управленческого учета в торговле –интегрированная система учета затрат и доходов, нормирования, планирования,контроля и анализа, систематизирующая информацию для оперативных управленческихрешений и координации проблем будущего развития предприятия. [1]
Выделяют два подхода к пониманию сущности термина«управленческий учет»: первый связан с management accounting, второй – севропейским «контроллинг» (Германия).
В соответствии с первым термином основной задачей любойучетной деятельности является обеспечение управленческого персонала предприятиясвоевременной и полной информацией для принятия управленческих решений. Этоозначает, что деятельность по учету неразрывно связана с управлениемпредприятием в целом и отдельными его частями. Поэтому management accountingможет быть переведен как организация учета, исходя из потребностей управления.При таком подходе управленческий учет – не только система сбора и анализаинформации об издержках предприятия, но и система бюджетирования, системаоценки деятельности подразделений. В целом, это в большей степениуправленческие, чем бухгалтерские технологии.
В соответствии со вторым понятием управленческий учетрассматривается как система сбора и интерпретации информации о затратах,издержках и себестоимости продукции, т.е. это расширенная система организацииучета для целей контроля за деятельностью предприятия.
В узком смысле под управленческим учетом можно пониматьучет и контроль затрат и доходов, связанных с деятельностью предприятия.
В российской практике чаще управленческий учет рассматриваетсяв широком смысле (в соответствии с термином management accounting).
Современный управленческий учет в торговле можноопределить как вид деятельности в рамках одной организации, которыйобеспечивает управленческий аппарат организации информацией, используемой дляпланирования, управления и контроля за деятельностью организации.
Этот процесс, включает выявление, измерение, сбор,анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимойуправленческому аппарату для выполнения его функций.
Управленческий учет представляет собой одновременносистему и область исследований.
Он является важным элементом системы управленияпредприятием.
Предметом управленческого учета является производственнаядеятельность организации в целом и его отдельных структурных подразделений.
Объектами управленческого учета являются издержкипредприятия и его отдельных структурных подразделений – центровответственности; результаты хозяйственной деятельности всего предприятия ицентров ответственности; внутреннее ценообразование; бюджетирование ивнутренняя отчетность.
Объекты управленческого учета отражаются черезсовокупность приемов и способов, составляющих основу метода управленческогоучета.
Методы, используемые в управленческом учете,разнообразны:
некоторые элементы метода БУ (ФУ) (счета, двойная запись,инвентаризация и документация, балансовое обобщение, отчетность);
приемы и методы, применяемые в статистике и экономическоманализе (индексный метод, факторный анализ и т.д.);
математические методы (корреляция, линейноепрограммирование, метод наименьших квадратов и т.д.)
Цели управленческого учета в торговле:
оказание информационной помощи управляющим в принятииоперативных управленческих решений;
контроль, планирование и прогнозирование экономическойдеятельности предприятия и центров ответственности;
обеспечение базы для ценообразования;
выбор наиболее эффективных путей развития предприятия.
Задачей управленческого учета в торговле являетсясоставление внутренних отчетов, информация которых предназначена для собственниковпредприятия (организации) и его управляющих (менеджеров). Эти отчеты должнысодержать информацию не только об общем финансовом положении предприятия, но ио состоянии дел непосредственно в области производства. Содержание отчетовможет меняться в зависимости от их целевого назначения и должностиадминистратора, для которого они предназначены. Менеджеры нуждаются винформации, которая поможет им в принятии решений, контроле и регулированииуправленческой деятельности. К такой информации можно отнести, например,продажные цены, затраты на производство, спрос, конкурентоспособность,рентабельность товаров.[2]
Функции системы управленческого учёта:
планирование (центральный элемент системы; общийбизнес-план; оперативное планирование);
организация (график и последовательность решения задачдля каждого руководителя);
учёт и контроль (основан на информации сегментарногоучёта и отчётности);
компенсация и поощрения;
оценка менеджеров и персонала;
координация (через планирование всех задач сверху донизуи обмен информацией между звеньями управления).
Система управленческого учета состоит из множествапроцедур, которые могут меняться в зависимости от целей управления. Тем неменее они должны отвечать определенным принципам. К принципам, применимым вуправленческом учете, можно отнести:
непрерывность деятельности предприятия;
использование единых для планирования и учета(планово-учетных)
единиц измерения;
оценка результатов деятельности подразделенийпредприятия;
преемственность и многократное использование первичной ипромежуточной информации в целях управления;
формирование показателей внутренней отчетности как основыкоммуникационных связей между уровнями управления;
применение бюджетного (сметного) метода управлениязатратами, финансами, коммерческой деятельностью;
полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающуюинформацию об объектах учета;
периодичность, отражающая производственный и коммерческийциклы предприятия, установленные учетной политикой.
Совокупность перечисленных принципов должна обеспечитьдейственность системы управленческого учета.
1.2 Разница между управленческими финансовым учетом
Одна из важнейших задач руководителя любого предприятия –с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Дляэтого необходима информация о наличии таких ресурсов. Стандартный бухгалтерскийучет такой информации не дает. Поэтому появилась необходимость дополнениябухгалтерского (финансового) учета управленческим учетом.
Таким образом, единая система бухгалтерского учета сталавключать финансовый и управленческий учет.
Управленческий и финансовый учет образуют единую системубухгалтерского учета на предприятии. Общепринятые принципы финансового учетадействуют и в управленческом учете. И в финансовом учете и управленческом учетеиспользуется оперативная информация. Предъявляются единые требования впервичной документации, которая является источником информации как дляфинансового, так и управленческого учета.
Данные финансового и управленческого учета используютсядля принятия решений.
Для того чтобы нагляднее представить сущностьуправленческого учета, полезно показать различие и сходство между финансовым иуправленческим учетом.Область сравнения Финансовый учет Управленческий учет 1.Обязательность ведения Обязательно. Должны быть приложены определенные усилия для сбора данных в требуемой форме и с требуемой точностью как это необходимо по законодательству, независимо от мнения руководства на этот счет Всецело зависит от воли руководства: никакие посторонние органы и организации не имеют права указывать, что нужно и ненужно делать. Нет смысла в сборе и обработке ненужной информации 2.Цель ведения учета Составление финансовых документов для пользователей вне организации. Когда документы составлены – цель достигнута. УУ – средство обеспечения планирования, управления и контроля в организации (процесс непрерывный). 3.Пользователи информации Внешние пользователи: акционеры, кредиторы, государственные налоговые органы и т.д. Внутренние пользователи: менеджеры организации, сотрудники, помогающие им в сборе и анализе информации 4. Базисная структура
Строится на основополагающем балансовом уравнении:
Активы = Собственный капитал (капитал учредителей) + Обязательства Структура информации зависит от запросов пользователей 5.Основные правила Ведется в соответствии с нормами и правилами БУ. У пользователей должна быть уверенность в правильном понимании данных БУ Управленческий аппарат может следовать любым внутренним правилам в зависимости от их полезности. 6. Привязка ко времени Отражает финансовую историю организации. Проводки делаются после совершения операций. «Как это было». Кроме исторической информации включаются оценки и планы на будущее. «Как это должно быть». 7.Тип информации Финансовые документы – конечный продукт ФУ – содержит информацию в стоимостном выражении Информация в стоимостном и натуральном выражении 8.Степень точности информации Высокая степень точности Могут использоваться приближения и примерные оценки, ради оперативности 9.Периодичность отчетности Полный финансовый отчет – по итогам года и ежеквартально Детализированные отчеты в больших организациях – ежемесячно; могут составляться еженедельно, ежедневно, иногда – немедленно. 10.Сроки предоставления отчетности Т.к. необходимо время для аудиторской проверки, для оформления отчетности, то она попадает к пользователям через несколько недель после окончания отчетного периода Обычно составляются и предоставляются в течение нескольких дней после окончания отчетного периода; при оперативных отчетах – на следующее утро 11.Объект отчетности В финансовых отчетах организация – единое целое; в крупных организациях – выручку и доход отражают по большим сегментам. Основное внимание сравнительно небольшим подразделениям, обособленным по отдельным производствам, видам деятельности, центрам ответственности 12.Ответственность за правильность ведения учета Налоговые органы могут наложить штрафные санкции за неправильное отражение отчетности Т.к. нет норм и правил, то руководителя могут привлечь к ответственности только за неправильное управленческое решение на основе данных УУ, но не за сами данные УУ
1.3 Источники информации
Информация – сведения о лицах, предметах, фактах,событиях, явлениях и процессах, т.е. все то, что расширяет представление обобъекте исследования.[3]
Цель управленческого учета – обеспечить менеджеровинформацией. К информации такого рода предъявляются иные требования, чем кинформации, предназначенной для внешних пользователей:
Адресность (конкретным адресатам в соответствии с ихуровнем подготовленности и иерархии);
Оперативность (должна предоставляться в сроки, дающиевозможность сориентироваться и вовремя принять эффективное хозяйственноерешение);
Достаточность (в достаточном объеме для принятия насоответствующем уровне управленческого решения; не должно быть избыточнойинформации и отвлекать внимание ее потребителя на несущественные или неотносящиеся к делу сведения);
Аналитичность (должна содержать данные текущегоэкспресс-анализа и предлагать возможность проведения последующего анализа снаименьшими затратами);
Гибкость и инициативность (должна обеспечиваться всяполнота информационных интересов в условиях меняющихся управленческихситуаций);
Полезность (привлекать внимание управляющих к сферампотенциального риска и объективно оценивать работу менеджеров предприятия);
Достаточная экономичность (затраты по подготовкеинформации не должны быть больше экономического эффекта от ее использования).
В управленческом учете может быть использовананеколичественная информация (слухи, результаты социальных опросов и т.п.) иколичественная, которая в свою очередь может быть учетной и неучетной, т.е.документально обоснованной и нет. Для принятия оперативных управленческихрешений может использоваться полная и неполная информация об объектеисследования.
В управленческом учете учетная информация занимает 20% — 30%; остальные – экономический анализ (в финансовом учете соотношение 40% — 60%).
Информация управленческого учета в торговле может носитьконфиденциальный характер.
1.4 Разработка политикиуправленческого учета на предприятии
Постановка управленческого учета — сложная задача,которая часто решается в рамках реорганизации всей компании. Все проблемы,связанные с постановкой управленческого учета, можно обобщенно сформулироватьследующим образом:
сложность в определении квалификации и подбореспециалистов, в чьи обязанности входит постановка и ведение управленческогоучета;
отсутствие понимания руководством и сотрудникамипредприятия данного участка работы
отставание на других участках работы: слишком большое различиемежду бухгалтерским и налоговым учетом, отсутствие четкой структурыпредприятия;
отсутствие идеологии на предприятии, которая обеспечивалабы работу коллектива как единого целого, отношения взаимопомощи, взаимногоуважения и осознание ответственности за предоставляемую информацию;
сложность в техническом обеспечении функционированиясистемы управленческого учета: отсутствие необходимой компьютерной техники,программного обеспечения и т.п.
Ответственность за решение всех этих проблем ложится наруководство предприятия, которое должно проявлять заинтересованность в созданииполноценной системы управленческого учета и проявлять инициативу в решениисопутствующих организационных, психологических и технических проблем.
Одной из проблем является недостаточное пониманиесущности управленческого учета в компании. Однако главной целью управленческогоучета является ориентация управленческого процесса на достижение стратегическихи тактических целей предприятия, и по этой причине система управленческогоучета должна включать в себя и систему сбора информации по конкурентам,покупателям, качеству продукции, и информацию об эффективности организационнойструктуры компании, методов стимулирования и т.д. Система управленческого учетадолжна охватывать все службы предприятия и весь спектр данных о егодеятельности.
Система управленческого учета обеспечивает менеджеровинформацией по следующим группам:
информация для внутренней текущей отчетности в целяхпланирования и контроля затрат на производство и оценки производительноститруда как отдельных работников, так и каждого подразделения предприятия;
информация для внутренней текущей отчетности поприбыльности производимой продукции, ее потребителям, каналам распределения ит.д., для принятия решений по распределению ресурсов и в некоторых случаях дляопределения ценовой политики;
информация для внешней отчетности, получаемая в процессеанализа финансового состояния в интересах инвесторов, правительства и другихвнешних потребителей.
Достоверность информации системы управленческого учетазависит от многих факторов: были ли грамотно выделены и учтены цели предприятияи стратегии их достижения при разработке системы управленческого учета;правильно ли выбраны центры финансовой ответственности; соответствует литехнология бизнес-процессов задачам компании и планируемой системеуправленческого учета; правильно ли выбрана система распределения накладныхрасходов; как налажены горизонтальные связи и распределена системаответственности по сбору информации и составлению бюджетов;
При внедрении системы управленческого учета передпредприятием кроме перечисленных проблем будет стоять и много других.
Однако результаты, полученные от внедрения системыуправленческого учета, превзойдут все ожидания, так как правильно поставленныйуправленческий учет даст информацию, необходимую для расстановки приоритетов вдеятельности предприятия и планирования его дальнейшей деятельности,предоставит базу для оценки перспективности открывающихся возможностей иснабдит механизмами контроля за исполнением принятых решений. Постановкауправленческого учёта осуществляется на основе стандарта US GAAP.
При постановке учёта на предприятии в первую очередьсоздаётся система бюджетирования.[4]
Следующий этап – постановка управленческого учёта ирегламентация контроля и анализа (план счетов, формы отчётности, схемы анализа,регламентирование процедуры сбора и консолидации учётных данных).
Идеальная ситуация, если данные для управленческого ифинансового учёта вводятся в одну программу
Рассмотрим два основных варианта организацииуправленческого учёта.
Первый вариант — одна база данных: все учётные документыпоступают в бухгалтерию и по каждому первичному документу формируютсябухгалтерские и управленческие проводки (или после формирования управленческихпроводок бухгалтером – аналитиком, в финансовую бухгалтерию для формированияофициальных бухгалтерских проводок). Преимущество варианта – наиболее точносоответствует основным принципам ведения учёта и позволяет полнее отразитьдеятельность предприятия. Недостаток – создание интегрированной бухгалтерскойсистемы.
Второй вариант — две базы данных: в управленческую базуданных информация вносится после отражения в базе бухгалтерского учёта,финансовая бухгалтерия работает в обычном режиме, предоставляя свою базу данныхбухгалтеру – аналитику, для последующей трансформации консолидированнымиданными.
Следует отметить, что систему управленческого учетакаждое предприятие может ставить, исходя только из своих целей и виденияперспектив развития. Использование системы управленческого учета способствуетсовершенствованию всего процесса управления организацией, создает реальныевозможности для его оптимизации.
2. Практическая оценка системыуправленческого учета на предприятии торговли на примере ЗАО «Семь»
2.1 Общая хозяйственнаяхарактеристика предприятия
Рассмотрим организацию управленческого учета на примере ЗАО«СЕМЬ».Данное предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельныйбаланс, круглую печать со своим наименованием, штамп и бланк, расчетные счета,имеет в собственности имущество. Основным видам деятельности предприятияявляется редакция-издательство. Реализацию своей продукции ЗАО «СЕМЬ» осуществляеткак через торговые точки, расположенные в городе Санкт-Петербурге иЛенинградской области так и через магазины независимых хозяйствующих субъектов.Среднесписочная численность работников предприятия — 130 человек.
Руководство текущей деятельностью осуществляетсядиректором. Директор предприятия несет полную ответственность за реорганизациюхозяйственной деятельности, исполнения договоров и соглашений.
Директору подчиняются: финансовый директор, начальники отделов,главный редактор, главный бухгалтер.
Высшим органом ЗАО «СЕМЬ» является собрание акционеров,которое находится в г. Москве. Там же располагается главный офис и главноеруководство предприятия. ЗАО «СЕМЬ» является дочерним предприятием.
Поэтому большинство управленческих решений, принимаютсяглавным руководством ЗАО «СЕМЬ». Вся ответственность за исполнениепоставленных задач управленческого учёта и предоставление отчётности поуправленческому учёту, возложена на финансового директора ЗАО «СЕМЬ» .
2.2 Процесс внедренияуправленческого учета на ЗАО «Семь»
Бухгалтерский управленческий учет на ЗАО «СЕМЬ» используетсядля внутренней отчетности и обычно содержит информацию по отдельным подразделениям.Результаты управленческого учёта представляются в произвольной форме. Используютсявсе виды измерителей: натуральные, трудовые, денежные. Сроки предоставленияуправленческих отчётов устанавливается администрацией: неделя, декада, месяц.
Структуру управления ЗАО «СЕМЬ» можно представить вследующем виде.
/>
На данном предприятии система управленческого учета былаорганизована давно. Организацией управленческого учета занимается специалист свысшим профессиональным (экономическим) образованием, который занимаетдолжность финансового директора. Ежемесячно отдел распространения предоставляетфинансовому директору информацию о том, как изменились продажи. Передбухгалтерией, особенно по 60 и 62 счетам ставится задача по контролюпоступивших и произведенных операций. Бухгалтер, ведущий 62 счет «Расчеты спокупателями и заказчиками» должен предоставлять информацию о том, сколькодолга числится за определенным клиентом, а руководство в свою очередь принимаетрешения по этому вопросу. Аналогичную информацию предоставляет бухгалтер 60счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — информация о том, сколько ЗАО«СЕМЬ» должна своим партнерам. Все эти данные очень важны так как на данном предприятииорганизована система бюджетирования — формируются бюджет доходов и расходов ибюджет движения денежных средств. Для учета и контроля исполнения бюджетовпроводится анализ «план — факт».
Бюджет денежных средств состоит из двух частей –ожидаемые поступления денежных средств и ожидаемые платежи и выплаты. Дляопределения ожидаемых поступлений за период используется информация из бюджетапродаж, данные о порядке сбора средств по счетам к получению.
Помимо регулярных текущих расходов, денежные средстватакже могут быть использованы на приобретение оборудования и других активов, навозврат займов и других долгосрочных обязательств. Вся эта информация должнабыть собрана для того, чтобы подготовить правильный бюджет денежных средств.
Бюджет денежных средств преследует две цели. Во-первых,показывает конечное сальдо на счете денежных средств в конце бюджетногопериода, величину которого необходимо знать для завершения прогнозногобухгалтерского баланса. И, во-вторых, прогнозируя остатки денежных средств наконец каждого месяца внутри бюджетного периода, выявляет периоды излишкафинансовых ресурсов или их нехватки.
Как правило, ежемесячная управленческая отчетностьсоставляется в период между пятым и десятым числами месяца, следующего заотчетным. Иногда возникает ситуация, когда генеральному директору нужна хотя быприблизительная отчетность за текущий месяц уже 29-го числа. В этом случаенеоценимую помощь окажут имитационные модели бизнеса, с использованием которыхсоставляют и долгосрочные прогнозы, и ежемесячные бюджеты. В модель вводятсядоступные на текущий момент данные, производится их экстраполяция на дни,оставшиеся до конца отчетного периода. В результате получается управленческаяотчетность, построенная в основном на фактических данных, но с определеннымидопущениями. Как правило, точности такого расчета вполне достаточно дляпринятия оперативных решений.
В конце периода фактические данные сравниваются сбюджетными для анализа и оценки текущей деятельности. В этот период выясняетсянасколько выполнен план, где были допущены ошибки. Что нужно в следующий разучесть, чтобы добиться желаемого результата.
Сейчас в компании информация в систему управленческогоучета поступает частично из автоматизированного бухгалтерского учета, ачастично формируется и анализируется в Microsoft Excel. Для того чтобы избежатьорганизационных проблем, неудобств со сбором, обработкой и анализом информациикомпания приняла решение о полной автоматизации системы управленческого учетана предприятии. В настоящее время ведется поиск информационной системы,рассматриваются варианты интеграции и автономии бухгалтерского управленческогоучета.
На данном предприятии выбрано интегрированное ведениеучета. Единая система счетов. Счета управленческого и бухгалтерского учета,отражающие затраты на производство, ведутся в бухгалтерском учете безобособления калькуляционных счетов в систему управленческого учета. При этомобеспечивается прямая корреспонденция счетов расходов и доходов управленческойбухгалтерии с контрольными счетами бухгалтерского учета.
Конечный результат деятельности организации определяетсяпутем вычитания из выручки от продаж (без НДС) расходов на продажу иприсоединения к полученному результату разницы прочих доходов и расходов. Длявыявления финансового результата в пределах года в этом случае требуетсязакрытие всех основных счетов бухгалтерского учета.
На ЗАО «СЕМЬ» для учета затрат используется 44 счет«Расходы на продажу»[5].Предприятие списывает на этот счет брак материалов, ТМЦ, канцтовары, списаниеосновных средств и амортизации. Основанием для отнесения той или иной суммызатрат к коммерческим расходам являются такие первичные документы, как платежныепоручения и выписки банка, акты приемки работ.
44 счет затрат в ходе деятельности корреспондирует ссчетами:
Дт 44-3 Кт 71-1 – отражается операция оплаты за счетподотчетный сумм стоимости оказанных услуг.
Дт 44 Кт 02 – отражается списание сумм амортизацииосновных средств.
Дт 44 Кт 10 – отражение фактической себестоимостиматериалов и тары, израсходованных при доставке товара.
Дт 44 Кт 70- отражается начисленная заработная платагрузчикам.
Дт 44 Кт 69/68 – отчисления из заработной платы.
Дт 90 Кт 44 – отражена сумма коммерческих расходов пореализованной продукции.
В соответствии с инструкцией по применению плана счетоврекламные расходы учитываются на счете 44. нормативы на рекламу поставлены взависимости от объема работ включая НДС. В учете делаются записи:
Дт 44 Кт 76/60 – затраты по рекламным услугам.
Дт 19 Кт 76/60 – учтен НДС по оказанным рекламнымуслугам.
Дт 90 Кт 44 – рекламные расходы отнесены на себестоимостьпродукции.
Бухгалтерские проводки более наглядно представлены втаблице (табл.1).
Таблица 1
Бухгалтерские проводки по счету 44 «Расходы на продажу»Содержание операций Дебет Кредит Оплата за счет подотчетный сумм стоимости оказанных услуг 44-3 71-1 Списание сумм амортизации основных средств 44 02 Фактическая себестоимость материалов и тары израсходованной при доставке товара 44 10 Начислена заработная плата грузчикам 44 70 Отчисления из заработной платы 44 69/68 Сумма коммерческих расходов по реализованной продукции 90 44 Затраты по рекламным услугам 44 76/60 Учтен НДС по оказанным рекламным услугам 19 76/60 Рекламные расходы отнесены на себестоимость продукции 90 44
На предприятии 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы»счета отнесены к группе финансово-результативных счетов». Сюда же входит иитоговый счет прибылей и убытков: 99 «прибыли и убытки». Эти три бухгалтерскихсчета составляют единый блок взаимосвязанных счетов, информация которыхиспользуется для формирования показателей отчета о прибылях и убытках.
Счета 90 и 91 отнесены к составляющим. По их кредитуотражаются доходы, а по дебету – расходы. При превышении доходов над расходамиразница списывается в виде прибыли на кредит счета 99, а при превышениирасходов – в виде убытка на дебет сета 99.
Для отражения отдельных составляющих финансовогорезультата от продаж к счету 90 открываются субсчета:
90-1 «выручка от продаж»;
90-2 «Себестоимость продаж»;
90-3 «Налог на добавленную стоимость»;
90-4 «Акцизы».
В течение месяца по счету 90 «Продажи» составляютбухгалтерские проводки:
Дт 90-2 Кт 41 – на сумму проданных товаров посебестоимости;
Дт 62 Кт 90-1 – на сумму выручки от продажи по ценамреализации;
Дт 90-3 Кт 68 на сумму начисленного налога на добавленнуюстоимость
Дт 51 Кт 62 – при оплате покупателем;
Дт 90-2 Кт 44 – на сумму коммерческих расходов.
По дебету счета 90 отражается полная (коммерческая)себестоимость реализованных товаров, а по кредиту – выручка от реализации.
По окончании каждого месяца сопоставляются итоги оборотовпо субсчетам счета 90: сумма итогов дебетовых оборотов по субсчетам 90-2, 90-3,90-4, 90-5 с итогом кредитовых оборотов по субсчету 90-1.
Производимые за месяц операции по счету 90 «Продажи»отражены в таблице (табл. 2)
Таблица 2
Бухгалтерские проводки по счету 90 «Продажи»Содержание операции Дебет Кредит На сумму проданных товаров по себестоимости 90-2 41 На сумму выручки от продажи по ценам реализации 62 90-1 На сумму налога на добавленную стоимость 90-3 68 При оплате покупателем 51 62 На сумму коммерческих расходов 90-2 44
Выявленный результат представляет собой прибыль илиубыток от продаж за месяц. Эта сумма записывается заключительным оборотомотчетного месяца:
Дт 90-9 Кт 99 (в случае прибыли);
Дт 99 Кт 90-9 (в случае убытка).
До конца отчетного года никаких списаний по субсчетамсчета 90 не делается. В декабре отчетного года после списания финансовогорезультата за указанный месяц внутри счета 90 производятся заключительныезаписи по закрытию всех субсчетов.
По дебету и кредиту счета 90 отражается одно и то жеколичество проданных товаров, но в разной оценке: по дебету – по себестоимости,по кредиту – по ценам реализации.
Заключение
Управленческий учет – это не только подсистемабухгалтерского учета, но и способ организации планирования, контроля и анализаработы предприятия в целях принятия необходимых управленческих решений, этополноценный вид учета со своими задачами и механизмами сбора и обработкиинформации, специфической детализацией и периодичностью представления данных.
В первых главах курсовой работы определена сущностьуправленческого учёта в торговле. Рассмотрены, предмет, объекты, задачи,методы, функции, цели, управленческого учета, а также дана сравнительнаяхарактеристика финансового и управленческого учёта в организациях.
В практической части курсовой работы нами былорассмотрена организация управленческого учета на предприятии ЗАО «СЕМЬ». Данакраткая характеристика предприятия, приведена схема управления на предприятии.
В работе раскрыта интегрированная система учёта,приведены основные бухгалтерские проводки по учету затрат. Представлены группызатрат. В курсовой работе рассмотрены учет затрат, а также операцииучитывающиеся в течение месяца на счете 90 «Продажи».
Разработка систем управленческого учета, а такжеиспользование и интерпретация информации, произведенной этими системами, являютсярешающими для успеха производственных и сервисных организаций, в сегодняшнейглобальной, конкурентной и полной вызовов, технологической среде.
Хочется так же отметить, что процесс управленияпредприятия невозможен без четкой его организации.
/>Списокиспользованной литературы
1. Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н (ред. от 18.09.2006) «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственнойдеятельности организации и инструкции по его применению».
2. Баканов М.И., Чернов В.А. Управленческий учет. Торговая калькуляция. –М.: Юнити, 2008 г.-348с.
3. Боброва Е.А. Интегрированная и автономная системы организацииуправленческого учета. / Экономический анализ: теория и практика – 2006 — №23 –с. 16-18.
4. Врублевский Н.Д. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. – М.:Бухгалтерский учет, 2005. – 400 с.; ил.
5. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет; учебник для ВУЗов. –М.: Экономистъ, 2006. – 618 с.
6. Кондраков Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебноепособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 368 с. – (Высшее образование).
7. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: Учебник — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,- 2007. — 448 с.
8. Николаева С.А. Управленческий учет: Учеб. Пособие. – М.: Институтпрофессиональных бухгалтеров России: Информационное агентство «ИПБР – БИНФА»,2005. – 176 с.
9. Патров В.В., Быков В.А. Бухгалтерская отчетность организации. — Изд-воМЦФЭР.- 2005. — 431 с.
10. Просветов Г.И. Управленческий учет: задачи и решения:Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство РДЛ.- 2006. – 272 с.
11. Попова Л.В, Константинов В.А, Маслова И.А., Степанова Е.Ю.Управленческий учет и анализ с практическими примерами: учебное пособие/– М:Дело и сервис.- 2006. – 224 с.
12. Рыбакова О.В. Бухгалтерский управленческий учет и управленческоепланирование. – М.: Финансы и статистика.- 2005. – 464 с.
13. Суйц В.П. Управленческий учет: учебник – Высшее образование, 2007. – 371с. – (основы наук) (с. 23 – 35)
14. Тумасян Р.З. Бухгалтерский учет: учебно-практическое пособие, 4-е изд. — М.: Изд-во ОМЕГА-Л.- 2005. — 751 с.
15. Шеремет А.Д., Николаева О.Е. Полякова С.И./ Под ред. А.Д. Шеремета.Управленческий учет: Учебник/– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД ФБК – Пресс,2005. – 344 с.