КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Управленческий учет»
Тема: «Управленческий учет в снабженческо-сбытовыхорганизациях на примере ЗАО „ИнфоЦентр“
Содержание
Введение
1. Теоретико-методические вопросы организацииуправленческого учета
1.1 Сущность и содержание управленческого учета
1.2 Существующие подходы к организации управленческого учета
1.3 Характеристика традиционных систем управленческогоучета
2. Организационно-экономические элементы построенияуправленческого учета в ЗАО „ИнфоЦентр“
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Концепция построения управленческого учета в организации ЗАО „ИнфоЦентр“
2.3 Метод учета затрат и калькуляции себестоимостипродукции, работ и услуг на предприятии
2.3.1 Аналитический учет затрат
2.3.2 Синтетический учет затрат
3. Основные направления по совершенствованиюуправленческого учета на предприятии ЗАО»ИнфоЦентр"
3.1 Введение составления смет (бюджетов) для каждого центраответственности
3.2 Перспективы организации системы контроллинга напредприятии
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Введение
В экономическую жизнь нашей страны управленческий учёт вошёлвместе с возникновением и ростом предприятий, ориентированных на рынок. Вконкурентной среде от правильных, адекватных этой среде управленческих решенийзависит зачастую не только процветание бизнеса, но и само его существование. Подвоздействием различных объективных факторов, вызываемых новыми технологиями,государственным регулированием и ростом предприятий, усложняется структурабизнеса, возникает потребность в его дроблении на множество юридических лиц, водновременном развитии многих направлений деятельности, в формированиизначительного количества структурных подразделений (отделов, служб) как науровне отдельных юридических лиц, так и на уровне холдингов.
Как в этих условиях руководство подобных предприятий (здесьпредприятие понимается в широком смысле, как бизнес) может знать всёобо всём, чтобы не ошибиться в принятии управленческих решений? Задачупредоставления необходимой информации решает управленческий учёт — система сбора и анализа данных о финансовой деятельности предприятия,ориентированная на потребности высшего руководства и владельцев предприятия винформации, необходимой для принятия стратегических и тактическихуправленческих решений.
Очевидно, что процесс внедрения эффективной системыуправленческого учёта является длительным (несколько месяцев), процесс еговедения должен быть непрерывным, а параметры и методика должны постояннокорректироваться вслед за изменениями структуры и характера бизнеса.
Здесь может возникнуть закономерный вопрос: зачем идти натакие жертвы, если на каждом более или менее крупном предприятии уже есть людии структуры, отвечающие перед руководством за финансовое состояние предприятия:бухгалтерия, финансовый директор, группа финансового анализа, плановый отдел итому подобное? Дело в том, что управленческий учёт занимает особое место вфинансовой системе бизнеса, поскольку, его постановка и ведение требуют другихподходов и других специалистов, чем те, которые обслуживают бухгалтерский иналоговый секторы.
И все же, в чем причина возникновения интереса куправленческому учету? Во-первых, в полном соответствии с законом Паркинсона,системы управления предприятиями постоянно разрастаются, ветвятся иусложняются, так что, в конце концов, сами становятся неуправляемыми. Чтобыскоординировать деятельность по управлению предприятием, потребовалась особаясистема «управления управлением» — система управленческого учета.Во-вторых, каждый современный человек, а особенно руководитель предприятия непонаслышке знает, что такое ин формационный бум: огромный поток ненужныхсведений прямо-таки захлестывает нас, но найти в этом потоке ту информацию,которая действительно важна, чрезвычайно трудно. Вот почему западные, а теперьуже и многие российские предприятия осознали, что для поиска и обработки важной(релевантной) информации требуется особая система — система управленческогоучета. Это своего рода фильтр, отсеивающий все ненужное и по крупицамсобирающий все, что может помочь в принятии управленческих решений. Вот почемуроссийским руководителям управленческий учет нужен ни чуть не меньше, чем ихзападным коллегам.
Основной целью данной работы является изучение существующейпрактики построения системы управленческого учета и особенностей егоорганизации на предприятии ЗАО «ИнфоЦентр».
В соответствии с выдвинутой целью в работе былипоставлены следующие задачи:
раскрыть сущность и содержание управленческого учета;
рассмотреть существующие подходы к организацииуправленческого учета;
дать характеристику традиционным системам управленческогоучета и сравнить их с современными системами;
проанализировать перспективы организации системыбюджетирования и контроллинга на предприятии.
В процессе исследования используется информация, отраженнаяв первичных и сводных документах; расчетах, декларациях и отчетах; кроме того,нормативная и справочная литература.
Что касается нормативной и справочной литературы, то этособрание законодательных актов Российской Федерации, постановленияправительства и комментарии к ним, методические рекомендации по управленческомуучету. Также использовались статьи в таких журналах, как «Главбух»,«Экономика и жизнь» и другие.
Исследуя теоретический аспект управленческого учета, яосновывалась на учебниках по бухгалтерскому управленческому учету такихавторов, как кандидата экономических наук М.А. Вахрушиной, Н.П. Кондракова, М.А.Ивановой, Т.П. Карповой и других.
1. Теоретико-методические вопросы организацииуправленческого учета1.1 Сущность и содержание управленческого учета
Успешная реализация задач управления организацией в системерыночных отношений требует от руководителей, менеджеров и организаторовпроизводства не только высокой компетентности и опыта в конкретных сферахпроизводственной деятельности, но и умения экономически правильно, адекватнооценить и в реальном режиме времени отреагировать как на динамические внешниеусловия развития экономических процессов, так и на смену режимафункционирования организации, связанную с изменениями номенклатуры и объемапроизводства продукции, структурными перестройками и т.д.
Проведенные обследования ряда организаций показывают, что вомногих случаях в значительной мере при решении управленческих задачиспытывается недостаток именно аналитических и оперативных данных,характеризующих реальные финансовые и производственно — экономические процессына момент принятия решений на различных уровнях управления.
В западной практике управления особая роль отводитсяуправленческому учету. При этом большое внимание уделяется расширению и усилениюфункций бухгалтерского учета, использованию его аналитического потенциала вкачестве основного и достоверного источника управленческой информации, методамее анализа с целью формирования управленческих решений.
Появление мощных программных продуктов для персональныхкомпьютеров, способных моделировать варианты действий с оценкой возможныхфинансовых и производственно — экономических результатов, позволяет создатьполный управленческий цикл и использовать информативность управленческого учетаво внутрифирменном управлении на более высоком уровне. При этом в основумоделей заложены показатели форм внутренней и внешней отчетности, которые вданном контексте являются инструментами планирования и управления.
В последнее время отечественные менеджеры и руководителиорганизаций проявляют значительный интерес к управленческому учету, стремятсявыделить в контуре управления новую информационную систему. Однако в этомотношении существуют определенные трудности, связанные как с пониманиемсущности и возможностей управленческого учета, так и с его организацией.
Если понятие «бухгалтерский учет» определенозаконодательно, то термин «управленческий учет» в России нерегламентирован и допускает много разных толкований. Широко обсуждается вопросо месте управленческого учета в системе управления организацией.
В настоящее время можно выделить четыре позиции специалистовпо вопросам управленческого учета [22, с.33]:
1. В бухгалтерском учете нет отдельного управленческогоучета, а был и остается производственный учет (учет затрат на производство).
2. Управленческий учет — это тот же производственный учет,но применительно к современной терминологии, и нет никаких оснований выделятьего в самостоятельный вид учета.
3. Бухгалтерский учет в современных условиях — это система,включающая три подсистемы: финансовый учет, управленческий учет и бухгалтерскуюотчетность.
4. Управленческий учет является вполне сложившейсясамостоятельной дисциплиной, поскольку он кроме вопросов собственнобухгалтерского учета включает в себя вопросы анализа, планирования,прогнозирования и др.
С нашей точки зрения, наиболее обоснованной видится третьяпозиция. В целом система бухгалтерского учета обеспечивает учетной информациейнужды управления в широком плане, т.е. и внешних пользователей информации, ивнутренних. Финансовый учет предоставляет учетную информацию о результатахдеятельности организации ее внешним пользователям: учредителям; налоговым,статистическим органам; финансирующим банкам и т.п. С этих позиций данныефинансового учета не представляют коммерческой тайны, поскольку в немотражаются наиболее общие показатели деятельности организации.
В управленческом учете формируется внутренняя информация одеятельности организации для конкретных нужд управления (совершенствованиепроизводства, снижение затрат и т.п.). Данные управленческого учета составляюткоммерческую тайну и не подлежат оглашению. Это, в первую очередь, информация озатратах на производство по конкретным подразделениям, видам производимойпродукции, статьям затрат, центрам ответственности и т.п. Поэтому довольночасто управленческий учет отождествляют с производственным учетом. Однако этонеправильное толкование. Понятие управленческого учета значительно ширепроизводственного учета, в него помимо чисто бухгалтерского учета затрат напроизводство входит и оперативный учет, элементы анализа, планирования,прогнозирования и др. [26, с.41]
Поскольку под управленческим учетом понимается системасбора, обработки и предоставления учетной информации для нужд управления, то,естественно, целью управленческого учета является создание и поддержаниеинформационной системы в организации. Это вместе с тем является важнейшейпредпосылкой функционирования управленческого учета. Другой предпосылкойявляется разработка необходимой системы показателей для управленческого учета ивнутренних форм отчетности.
Использование системы управленческого учета способствуетсовершенствованию всего процесса управления организацией, создает реальныевозможности для его оптимизации.
При постановке системы управленческого учета, как правило,решаются следующие важнейшие задачи:
формирование полной себестоимости и на ее основе определениеприбыли — обеспечивает ведение рационального учета и контроль за уровнемзатрат;
формирование сокращенной себестоимости, на основе которойисчисляется маржинальный доход, — в большей степени создает условия дляподготовки управленческих решений благодаря возможностям показателямаржинального дохода (определение наиболее эффективной отрасли производствавнутри организации, составление оптимальной производственной программы,проведение анализа безубыточности и др.).
Следовательно, основная задача управленческого учета — подготовка необходимой информации для принятия оптимальных управленческихрешений по совершенствованию процесса производства и тем самым оптимизациясамого процесса управления [22, с.34].1.2 Существующие подходы к организацииуправленческого учета
Среди качественных показателей деятельности предприятияважное место занимает такие показатели, как «издержки», «затраты»,«расходы», «себестоимость продукции».
Термин «издержки» применяется, как правило, вэкономической теории. Это суммарные жертвы предприятия, связанные с выполнениемопределенных операций. Они включают в себя как явные (бухгалтерские, расчетные),так и вмененные (альтернативные) издержки.
Явные (расчетные) издержки — это выраженные в денежной формефактические затраты, обусловленные приобретением и расходованием разных видовэкономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаровили услуг.
Альтернативные (вмененные) издержки означают упущеннуювыгоду предприятия, которую оно получило бы при выборе производстваальтернативного товара, альтернативной цене, на альтернативном рынке и т.д.
Под затратами понимаются явные (фактические, расчетные)издержки предприятия, а под расходами уменьшение средств предприятия илиувеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности.Расходы означают факт использования сырья, материалов, услуг. Лишь в моментреализации предприятие признает свои доходы и связанную с ним часть затрат — расходы.
В показателе себестоимости продукции, как синтетическомпоказателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственнойдеятельности организации. От уровня себестоимости продукции зависит размерприбыли и уровень рентабельности. Чем экономичнее организация используеттрудовые, материальные и финансовые ресурсы при изготовлении изделий,выполнении работ и оказании услуг, тем значительнее эффективность производственногопроцесса, тем больше будет прибыль [17, с.127].
В настоящее время состав затрат, включаемых в себестоимостьпродукции, регламентируется, прежде всего, Главой 25 Налогового Кодекса РФ.
В управленческом учете целью любой классификации затратявляется оказание помощи руководителю в принятии правильных, обоснованныхрешений, поскольку менеджер, принимая решения, должен знать, какие затраты ивыгоды они за собой повлекут. Поэтому суть процесса классификации затрат — этовыделить ту часть затрат, на которые может повлиять руководитель.
Практика организации управленческого учета в экономическиразвитых странах предусматривает разные варианты классификации затрат взависимости от целевой установки, направлений учета затрат. Потребителивнутренней информации определяют такое направление учета, какое им требуетсядля обеспечения информацией по исследуемой проблеме.
В этой связи, по нашему мнению, заслуживает вниманияклассификация затрат, предложенная К. Друри. По его мнению, прежде всего, вучете накапливается информация о трех категориях затрат: расходы на материалы,рабочую силу и накладные расходы. Затем обобщенные затраты распределяются понаправлениям учета:
1) для калькулирования и оценки себестоимости произведеннойпродукции 2) для планирования и принятия управленческих решений и 3) дляосуществления процесса контроля и регулирования. Кроме того, в каждом изперечисленных выше трех направлений, в свою очередь, происходит дальнейшаядетализация затрат в зависимости от целей управления [7, с.31].
Важным моментом в управленческой деятельности являетсяпроцесс принятия решений, в ходе которого определяются тактика и стратегияразвития предприятия. В этих целях затраты предприятия подразделяются на явныеи альтернативные, релевантные и нерелевантные, эффективные и неэффективные.
Для принятия управленческих решений важное значение имеет ихподразделение на явные и неявные (альтернативные).
Явные — это предполагаемые затраты, которыедолжно нести предприятие при выполнении производственной и коммерческойдеятельности.
Затраты же, обусловленные отказом от одного товара в пользудругого, называют альтернативными (временными) затратами. Ониозначают упущенную выгоду, когда выбор одного действия исключает появлениедругого действия. Альтернативные затраты возникают в случае ограниченностиресурсов. Если ресурсы не ограничены, вмененные издержки равны нулю.Альтернативные затраты иногда называют дополнительными.
В зависимости от специфики принимаемых решении затратыподразделяются на релевантные и нерелевантные.
Релевантными (т. е существенными,значительными) затратами можно считать только те затраты, которые зависят отрассматриваемого управленческого решения. В частности, затраты прошлых периодовне могут быть релевантными, поскольку повлиять на них уже нельзя. В то же время,вмененные затраты (упущенная выгода) релевантны для принятия управленческихрешений.
На результаты принимаемых решений существенное влияние можетоказать деление затрат на эффективные и неэффективные.
Эффективные — это производительные затраты, врезультате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпусккоторых были произведены эти затраты. Неэффективные — это затратынепроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы,так как не будет произведен продукт. Неэффективные затраты — это потери напроизводстве. К ним относятся потери от брака, простоев, недостачи и порчатоварно-материальных ценностей и др. Обязательность выделения неэффективныхзатрат трактуется тем, чтобы не допустить проникновения потерь в планирование инормирование.
Любое предприятие, стремящееся максимизировать свою прибыль,должно так организовать свое производство, чтобы затраты на единицу выпускаемойпродукции были минимальны. Значит, и принимаемые решения должны ориентироватьсяна задачу минимизации затрат. В выполнении этой задачи важное значениепридается процессу прогнозирования, в ходе которого затраты предприятиярассматриваются в краткосрочном и долгосрочном периодах.
В краткосрочном периоде отдельные факторыпроизводства не изменяются: их называют постоянными (фиксированными) факторами.К ним, как правило, относятся такие ресурсы, как промышленные здания, станки,оборудование. Однако это может быть и земля, услуги менеджеров иквалифицированных кадров. Экономические ресурсы, которые меняются в процессепроизводства, считают переменными факторами. В среднесрочном периодемогут меняться все вводимые факторы производства, но базовые технологииостаются без изменений. В ходе же долгосрочного периода могут изменяться и базовые технологии.
Принятые управленческие решения не могут быть осуществлены,если они не будут иметь непосредственной связи с процессом планирования, в ходекоторого предполагаемые затраты, связанные с выполнением производственной икоммерческой деятельности, рассматриваются с точки зрения возможностей ихохвата планом.
В этих целях затраты предприятия подразделяются напланируемые и непланируемые.
К планируемым относятся производительныерасходы предприятия, обусловленные его хозяйственной деятельностью ипредусмотренные сметой затрат на производство. Они в соответствии с нормами,нормативами, лимитами и сметами включаются в плановую себестоимость продукции.
Непланируемые — это непроизводительныерасходы, которые не являются неизбежными и не вытекают из нормальных условийхозяйственной деятельности пред приятия. Эти расходы считаются прямыми потерямии потому в смету затрат на производство не включаются. Они отражаются только вфактической себестоимости товарной продукции и на соответствующих счетах вбухгалтерском учете. К ним относятся потери от брака, простоев и др. Ихобособленный учет содействует осуществлению мер, направленных на ихпредупреждение.
В управленческом учете важное значение имеет классификациязатрат в зависимости от их отношения к действующим на предприятии нормам,нормативам, лимитам и стандартам. По данному признаку все затраты, включаемые всебестоимость продукции, группируются в разрезе установленных норм,действующих на начало текущего месяца, и по отклонениям от действующихнорм, возникшим в процессе производства. Такое деление затрат лежит воснове нормативного учета и является важнейшим средством текущего оперативногоконтроля за уровнем издержек производства.
Процесс управления предприятием невозможен без четкой егоорганизации. Она составляет основу повседневной управленческой деятельности ибез нее обычно не работают ни планы, ни программы. В процессе организацииформируются структуры управления, места и сферы возникновения затрат, а такжеответственные за их осуществление и поведение лица.
По местам возникновения затраты группируются иучитываются в разрезе производств, цехов, участков, отделов, бригад и другихструктурных подразделений предприятия, т.е. по центрам ответственности. Такаягруппировка затрат позволяет организовать внутренний хозрасчет и определитьпроизводственную себестоимость продукции. Учет по центрам ответственности«привязывает» учет затрат к организационной структуре предприятия.Данная группировка затрат напрямую зависит от действующей организационнойструктуры [8, с.32].
С вышеприведенной классификацией тесно связана группировказатрат в зависимости от сфер и функций деятельности предприятия. Поданному признаку затраты подразделяются на снабженческо-заготовительные,технологические, коммерческо-сбытовые и организационно-управленческие.
Такая группировка затрат позволяет организоватьфункциональный учет, при котором затраты вначале собираются в разрезе сфер ифункций деятельности предприятия, и только потом — по объектам калькуляции.
Функциональный учет затрат способствует укреплениювнутрихозяйственного расчета и усилению взаимосвязи и взаимозависимости междуцентрами затрат, обеспечивает более точное предоставление информации опроизведенных затратах. Это помогает менеджерам принимать совместныеобоснованные решения о виде, составе, цене, путях сбыта продукции испособствует повышению эффективности производственно-коммерческой деятельностипредприятия.
Все предпринимаемые меры, направленные на осуществлениеуправленческой деятельности, могут быть сведены на нет, если на предприятии небудет функционировать эффективная система учета. Это направлениенесет основную ответственность за информационное обеспечение процессов принятияи выполнения необходимых управленческих решений. Для осуществления учетныхпроцедур затраты предприятия группируются по составу, экономическомусодержанию, роли в технологическом процессе изготовления продукции, отношению кобъему производства, способу и времени включения в себестоимость продукции и т.д.
По составу затраты подразделяются на одноэлементныеи комплексные.
Одноэлементными называются затраты, состоящиеиз одного элемента, — материалы, заработная плата, амортизация и др. Этизатраты независимо от места их возникновения и целевого назначения не делятсяна различные компоненты.
Комплексными называются затраты, состоящие изнескольких элементов, например, общепроизводственные и общехозяйственныерасходы, в состав которых входит заработная плата соответствующего персонала,амортизация зданий и другие одноэлементные затраты.
По экономическому содержанию затратыклассифицируют по статьям калькуляции и экономическим элементам.
Экономическим элементом принято называтьпервичный однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, которыйна уровне предприятия невозможно разложить на составные части.
Главой 25 НК РФ установлен единый для всех предприятийперечень экономически однородных затрат:
• материальные затраты:
• затраты на оплату труда:
• отчисления на социальные нужды:
• амортизация:
• прочие затраты,
Поэлементная группировка затрат показывает, сколькопроизведено тех или иных видов затрат в целом по предприятию за определенныйпериод времени независимо от того, где они возникли и на производство какогоконкретного изделия они использованы.
Важное значение в выборе системы учета и калькулированияимеет группировка затрат по отношению к объему производства. Поданному признаку затраты подразделяются на постоянные и переменные.
Переменными называются затраты, величинакоторых изменяется вместе с изменением объема производства. К ним относят расходсырья и материалов, топлива и энергии на технологические цели, заработную платупроизводственных рабочих и др.
К постоянным относят затраты, величина которыхне изменяется или слабо из меняется при изменении объема производства. К нимможно отнести общехозяйственные расходы и др.
Некоторые затраты называются смешанными, таккак они имеют одновременно переменные и постоянные компоненты. Их иногданазывают полупеременными и полупостоянными затратами. Все прямыерасходы являются переменными затратами, а в составе общепроизводственных,общехозяйственных и коммерческих расходов есть как переменные, так и постоянныесоставляющие затрат.
По способу включения в себестоимость продукциизатраты предприятия подразделяются на прямые и косвенные.
Прямыми являются расходы по производствуконкретного вида продукции. Поэтому они могут быть отнесены на объектыкалькулирования в момент их совершения или начисления прямо на основании данныхпервичных документов. К ним относятся: затраты сырья, материалов, заработнаяплата производственных рабочих и др.
Косвенные расходы связаны с выпускомнескольких видов продукции, например, затраты по управлению и обслуживаниюпроизводства (накладные).
Косвенные расходы сначала собираются на соответствующихсобирательно-распределительных счетах, а затем включаются в себестоимостьконкретных изделий с помощью специальных расчетов распределения. Выбор базыраспределения обуславливается особенностями организации и технологиипроизводства и устанавливается отраслевыми инструкциями по планированию, учетуи калькулированию себестоимости продукции.
По роли в технологическом процессе изготовленияпродукции и целевому назначению затраты предприятия подразделяются наосновные и накладные.
Основными называются затраты, непосредственносвязанные с технологическим процессом изготовления продукции. К ним относятсязатраты, входящие в состав цеховой производственной себестоимости изделий (стоимостьсырья, материалов и полуфабрикатов, вещественно входящих в продукт; стоимостьтоплива н энергии, из расходованных на технологические дел и расходы на оплатутруда производственных рабочих и отчисления на социальные нужды; расходы поэксплуатации производственных машин и оборудования и др.).
Накладные расходы образуются в связи сорганизацией, обслуживанием производства, реализацией продукции и управлением.Они состоят из комплексных общехозяйственных и коммерческих расходов. Ихвеличина зависит от организации про производственно-коммерческой деятельности,деловой политики администрации, продолжительности отчетного периода и другихфакторов.
Разделение затрат на основные и накладные основано на том,что в себестоимость продукции должны включаться только производственныезатраты. Они, как необходимые, формируют производственную себестоимость изделияи используются для расчета себестоимости единицы продукции. Накладные расходыиспользуются для обеспечения процесса реализации продукции и функционированияпредприятия как хозяйственной единицы, в связи с чем должны списываться науменьшение прибыли от реализации продукции [11, с.132].
Важное значение в управленческом учете имеет группировказатрат в зависимости от времени их возникновения и отнесения насебестоимость продукции. По данному признаку затраты подразделяются на текущие,будущего отчетного периода и предстоящие. К текущим относятсярасходы по производству и реализации продукции данного периода. Они принеслидоход в настоящем и потеряли способность приносить доход в будущем. Расходыбудущего периода — это затраты, произведенные в текущем отчетномпериоде, но подлежащие включению в себестоимость продукции, которая будетвыпускаться в последующие отчетные периоды (например, расходы на освоениевводимых в эксплуатацию цехов, производств, на подготовку и освоение новыхвидов продукции на действующих предприятиях). Такие затраты должны принестидоход в будущем. К предстоящим относят затраты, которые в данномотчетном периоде еще не произведены, но для правильного отражения фактическойсебестоимости подлежат включению в затраты производства за данный отчетномпериод в плановом размере (расходы на оплату отпусков рабочих, выплатуединовременного вознаграждения за выслугу лет и другие затраты, имеющиепериодический характер).
Важное значение в управлении затратами имеет системаконтроля, которая обеспечивает полноту и правильность действий вбудущем, направленных на снижение затрат и рост эффективности производства. Дляобеспечения системы контроля за затратами их группируют на контролируемые инеконтролируемые.
Контролируемые — это затраты, которыеподдаются контролю со стороны субъектов управления. Неконтролируемыеже затраты не зависят от деятельности субъектов управления. Например,переоценка основных средств, повлекшая за собой увеличение сумм амортизационныхотчислении, изменение цен на топливно-энергетические ресурсы и т.п.
По нашему мнению, при построении системы контроля затратнеобходимо определить:
• систему подконтрольных показателей, состав и уровень ихдетализации;
• сроки в представления отчетности;
• распределение ответственности за полноту, своевременностьи достоверность информации, содержащейся в отчетах по затратам, то есть «привязать»систему контроля к центрам ответственности на предприятии.
Для того, чтобы система контроля затрат на предприятии былаэффективной, необходимо вначале выделить центры ответственности, гдеформируются затраты, классифицировать затраты, а затем воспользоваться системойуправленческого учета затрат. В результате руководитель предприятия получитвозможность своевременно выделять «узкие места» в планировании,формировании затрат и принимать соответствующие управленческие решения.
Процесс управления затратами на предприятии включает в себяи процесс регулирования их уровня. Для этих целей затраты подразделяются нарегулируемые и нерегулируемые.
По степени регулируемости затраты подразделяютсяна полностью, частично и слабо регулируемые.
Полностью регулируемые затраты возникают,прежде всего, в сферах производства и распределения. Это затраты,зарегистрированные по центрам ответственности, и величина их зависит от степенирегулирования со стороны менеджера. Частично регулируемые затратыимеют место главным образом в НИОКР (научно-исследовательских иопытно-конструкторских работах), маркетинге и обслуживании клиентов. Слаборегулируемые (заданные) затраты возникают во всех функциональных областях.
1.3 Характеристика традиционных системуправленческого учета
В аналитическом учете организаций нет никаких препятствийдля внедрения уже в настоящее время всех оправдавших себя приемовуправленческого учета в части учета затрат, выпуска продукции и калькулированиясебестоимости. Как известно, аналитический учет затрат организуется всоответствии с отраслевыми методическими рекомендациями по планированию, учетуи калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг). Но ведь даже впределах одной отрасли каждое предприятие имеет существенные особенности втехнологии и организации производства, и это не может не учитываться вуправленческом учете при постановке аналитического учета затрат.
В управленческом учете важнейшими составными частямианалитического учета затрат и калькулирования себестоимости должны статьсистемы "стандарт-кост" (в отечественной практике — нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости) и "директ-костинг".
В современных условиях, на наш взгляд, все более очевиднойстановится необходимость повышения действенности и оперативности контроля заиздержками производства, организации учета затрат по местам их возникновения,видам продукции и центрам ответственности.
Эффективная организация контроля издержек производстваобеспечивается применением системы нормативного учета. Основнымиее слагаемыми являются:
предварительное составление нормативных калькуляций наоснове технически обоснованных действующих норм расхода по основным статьямиздержек производства в натуральном и денежном выражении и использование их вучете;
учет изменений действующих текущих норм по мере внедренияорганизационно — технических мероприятий и определение влияния этих измененийна уровень себестоимости продукции;
учет отклонений фактических расходов от действующих норм поместам их возникновения, объектам учета (видам продукции, работ, услуг илиоднородных изделий), статьям расходов, причинам и виновникам (инициаторам);
учет фактических затрат на производство с подразделениемзатрат по нормам, отклонениям от норм и изменениям норм.
Такая организация учета позволяет осуществлять текущийконтроль за затратами на производство, поскольку фактические затраты в текущемучете сопоставляются с нормативными и выявляются отклонения от норм.Использование этой информации дает возможность принимать в оперативном порядкенеобходимые решения в управлении себестоимостью продукции.
Нормативный учет на отечественных предприятиях, какпоказывает практика, применяется в основном в качестве способа калькулированиясебестоимости продукции. В калькуляционных ведомостях затраты подразделяются,как правило, по изделиям или группам однородных изделий в разрезекалькуляционных статей расходов с подразделением затрат по нормам, изменениямнорм и отклонениям от норм. При этом нормативная себестоимость отдельныхвыпускаемых изделий определяется на основании нормативных калькуляций иколичественных данных о выпуске этих изделий. Суммируя затем нормативныезатраты по всем выпускаемым изделиям, определяют нормативную себестоимостьвсего товарного выпуска продукции по статьям расходов. В калькуляционнойведомости записывают также по итогам суммы изменений норм и отклонений от норми устанавливают фактическую себестоимость товарной продукции.
Фактическая себестоимость каждого изделия исчисляетсяалгебраическим сложением нормативной себестоимости и учтенных по данномуизделию сумм отклонений и изменений норм в разрезе статей расходов с помощьюформулы [15, с.93]:
Ин Он
Сф = Сн + — — — +-----, (1)
n n
где Сф — фактическая себестоимость изделий;
Сн — нормативная себестоимость изделия;
Ин — изменения норм;
Он — отклонения от норм;
n — количество выпущенных заводом изделий.
Если отклонения от норм и изменения норм учитываются погруппам однородных изделий, то они распределяются с помощью индексов междуотдельными изделиями внутри группы (по заработной плате — пропорциональнонормативной заработной плате и по расходу материальных ценностей — пропорционально нормативному расходу по каждой группе материалов). Данныекалькуляционной ведомости используются для заполнения форм отчетных калькуляций[19, с.18].
С нашей точки зрения, основное достоинство системынормативного учета и контроля — выявление в оперативном порядке отклоненийфактических затрат от действующих норм расхода сырья и материалов, заработнойплаты и других производственных затрат, их причин и влияния на себестоимостьпродукции. Организация на отдельных участках производства систематическогонаблюдения за отклонениями от действующих норм позволяет в оперативном порядкеустранять недостатки. Практика показывает, что система нормативного учета иконтроля является универсальной. Она не противоречит сложившимся методам учетазатрат и калькулирования себестоимости, а наоборот, предполагает необходимостьгруппировки затрат по определенным объектам учета (переделам, процессам,заказам, изделиям и группам однородных изделий). В зависимости от этого можноразличать отдельные варианты методов учета затрат и калькулированиясебестоимости продукции: попередельный, попроцессный, позаказный и др.
Результатная информация, формируемая в системе нормативногоучета и контроля затрат на производство, используется в управлениируководителями соответствующих уровней управления для постановки перечнязаданий (команд) отдельным подразделениям, установления периодичности заданий исроков их доведения до исполнителей — должностных лиц, а также корректировкипринятых управленческих решений.
Результатная информация об отклонениях от норм затратформируется по местам возникновения затрат (цех, склад, участок,автоматизированная линия), а также в нескольких временных разрезах (смена,сутки, неделя и др.). Поэтому объем и состав результатной информации не можетбыть идентичным для всех уровней управления: чем выше уровень, тем обобщеннеепоказатели результатной информации.
Эффективная разработка информации об отклонениях от нормзатрат и своевременное ее предоставление для использования в управлениипроизводством позволяют реализовать преимущества системы нормативного учета иконтроля затрат на производство, обеспечивающей действенный оперативныйконтроль за снижением себестоимости продукции.
Перейдем теперь к рассмотрению вопроса об экономическомобосновании применения в управленческом (производственном) учетекалькулирования неполной производственной себестоимости продукции (работ,услуг). Такой подход к калькулированию носит название "директ-костинг".
Само понятие "директ-костинг", (или «директ-кост»(direct costing), означающее учет прямых затрат, было введено американцемД. Харрисом в 1936 г. Учет переменных затрат он называл "вэриэйбл-костинг"(variable costing). Постепенно понятие «директ-костинг» расширялось,и в настоящее время основной характеристикой этой системы является разделениезатрат на прямые и накладные. На русский язык «директ-костинг» переводяткак управленческий учет, оставляя за ним функции: разделения затрат напрямые и накладные, оценки эффективности деятельности компании в целом, ееструктурных подразделений, каждого сотрудника, а также создания системы оплатытруда, стимулирующей деятельность работников в нужном для компании направлении.
При использовании системы «директ-костинг» себестоимостьможет включать только прямые затраты; только переменные, то есть зависящие отизменения объемов производства затраты; себестоимость можно калькулировать наоснове только производственных расходов, связанных с изготовлением даннойпродукции, выполнением работ или оказанием услуг, даже если они носят косвенныйхарактер.
Но несмотря на различную полноту включения в себестоимостьобъекта калькулирования различных видов расходов, общим для этого подходаявляется то, что другие виды затрат, которые по своей экономической сущностисоставляют часть текущих издержек, связанных с этим объектом, не включаются вкалькуляцию, а возмещаются единой суммой из выручки (или валовой прибыли).
Рыночные процессы с их колебаниями цен, объемовпроизводства, разнообразными конъюнктурными изменениями, существенносказываются на «поведении» себестоимости изделий, а значит, и наприбыли. Поэтому чрезвычайно велика потребность в информации о затратах наизготовление изделий и их реализацию, не искаженных в результате распределениякосвенных расходов и относительно неизменных затрат. Такую информацию в видеданных о неполной производственной себестоимости (в части прямых, переменныхили всех производственных затрат) и маржинальном доходе (сумме покрытия) — разнице между ценой продажи (выручкой от реализации) и неполной себестоимостьюизделия или реализованной продукции в целом, дает система «директ-костинг»[17, с.135].
Вообще сегодня в теории и практике управления себестоимостьюи прибылью на Западе нередко декларируется и применяется следующий принцип:самая точная калькуляция изделия — не та, которая наиболее полно послемногочисленных расчетов и распределений включает в себя все виды расходовпредприятия, а та, в которую включены только затраты, непосредственно связанныес выпуском данной продукции, выполнением работ и услуг.
Важно, что, применяя систему «директ-костинг», можнооперативно изучать взаимосвязи между объемом производства, затратами (себестоимостью,выручкой, прибылью, маржинальным доходом). Эту взаимосвязь реально изучать играфически, и аналитически.
Основное достоинство системы «директ-костинг» втом, что на основе информации, получаемой в ней, можно принимать различныеоперативные решения по управлению предприятием. В первую очередь это касаетсявозможности проводить эффективную политику цен.
В настоящее время в российской практике находят применение исистема «стандарт-кост», и «директ-костинг». Выбор в пользуодной из вышеперечисленных систем организация осуществляет самостоятельно,исходя из особенностей своей хозяйственной деятельности.
2. Организационно-экономические элементы построенияуправленческого учета в ЗАО «ИнфоЦентр»2.1 Краткая характеристика предприятия
Многолетнее тесное сотрудничество ЧП Барышева Л.А. и ЧПМахеев В.Е. в 2001 году привело к объединению двух предпринимателей в ЗАО«ИнфоЦентр» (г. Челябинск). Учредители Барышев Л.А. 50% доля вуставном капитале и Махеев В.Е., 50% доля в уставном капитале.
На предприятии, кроме административно-управленческогоаппарата, имеется 4 производственных отдела. По состоянию на 01.01.2005 г.численность персонала составляло 23 человека.
В Уставе утвержден размер уставного капитала в размере 87000 рублей, сформированный из имущества (100%).
Основными направлениями деятельности Предприятия являются:
создание и эксплуатация информационно-управленческой системы
предприятий в рамках единой корпоративной сети, включающей всебя следующие информационные подсистемы:
учета и управления имуществом;
финансового и экономического управления;
нормативно-справочной информации;
управления документооборотом всего предприятия и егоструктурных подразделений;
осуществление оптовой, розничной, посреднической иторгово-закупочной деятельности в сфере информационных технологий ипрограммного обеспечения;
осуществление внешнеэкономической деятельности;
оказание рекламных, информационных, интернет — услуг идругих услуг российским и иностранным юридическим и физическим лицам;
оказание услуг исследовательского и социологическогохарактера;
предоставление маркетинговых, представительских,рекламно-информационных, консалтинговых услуг;
организация и содействие в проведении различных курсовподготовки и переподготовки специалистов в области информационных технологий.
Основными клиентами предприятия являются: Администрация г.Челябинска, а также многочисленные предприятия города Челябинска и Челябинскойобласти.2.2 Концепция построения управленческого учета ворганизации ЗАО «ИнфоЦентр»
В связи с введением новых правил учета и документооборотаили с изменениями в законодательстве положение по учетной политике напредприятии утверждается ежегодно. Учетная политика предприятия состоит изследующих разделов:
1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета — фактическиформирование Рабочего плана счетов производится путем отбора синтетическихсчетов, предусмотренных Планом счетов, которые используются при ведении учетана предприятии с учетом субсчетов.
2. Форма ведения бухгалтерского учета — предприятиеиспользует журнально-ордерную форму счетоводства.
3. Технология обработки информации — бухгалтерский учет напредприятии ведется автоматизированным способом с применением программногопродукта «1С Предприятие».
4. Наличие правил документооборота и технология обработкиучетной документации — правила документооборота на предприятии регулируютсяпринимаемым графиком документооборота, составляемым в виде схемы или перечняработ, выполняемых структурными подразделениями с отражением взаимосвязи,сроков формирования, исполнения документов и их дельнейшем хранении.
5. Методы оценки видов имущества и обязательств — оценкаимущества и обязательств предприятия производится в обязательном порядке для ихотражения в бухгалтерском учете и отчетности: оценка товаров, оценканезавершенного производства, оценка финансовых вложений, оценка материалов,оценка готовой продукции.
6. Способ начисления амортизации по ОС и НМА — напредприятии используется линейный способ начисления амортизации по основнымсредствам и нематериальным активам.
7. Вариант списания общехозяйственных расходов — напредприятии общехозяйственные расходы списываются по объектам калькуляциипропорционально заработной платы.
Все технико-экономические показатели деятельностипредприятия ЗАО «ИнфоЦентр» сведены в таблицы и представлены вПриложении А.
Одним из важных аспектов в развитии теории и практикиуправленческого учета является концепция разграничения контроля за уровнемзатрат и уровнем доходов по местам их возникновения и центрам ответственности. ЦентрОтветственности — структурное подразделение предприятия, которое полностьюконтролирует определенные аспекты своей финансово-хозяйственной деятельности, аего руководитель самостоятельно принимает управленческие решения в рамках этихаспектов и несет полную ответственность за выполнение доведенных ему плановыхпоказателей.
Итак, на данном предприятии можно выделить следующие центрыответственности:
центры затрат,
центр доходов или центр ответственности по сбыту продукции,
центр ответственности за снабжение,
центр ответственности за производство,
центр управления.
В основе этой классификации лежит критерий финансовойответственности их руководителей, определяемый широтой предоставленных имполномочий и полнотой возложенной на них ответственности. Также выделениецентров ответственности произведено по принципу осуществления производственныхфункций.
Центр затрат — структурное подразделение предприятия,руководитель которого отвечает только за затраты; в рамках такого центраорганизуется планирование, нормирование и учёт затрат факторов производства сцелью контроля, анализа и управления процессами их использования.
Центры затрат — это все обособленные структурныеподразделения ЗАО «ИнфоЦентр», так как в каждом из них организуетсянормирование, планирование и учет издержек производства в целях наблюдения,контроля и управления затратами производственных ресурсов, а также оценки ихиспользования. В центрах затрат контролируются только их расходы. Их основнойцелью является минимизация затрат.
Центром доходов называется структурное подразделениеКомпании, которое полностью контролирует свои доходы, а его руководительсамостоятельно, в рамках делегированных полномочий, принимает управленческиерешения в рамках этих аспектов и несет полную ответственность за выполнениедоведенных ему плановых (нормативных) финансовых показателей.
Центром доходов или центром ответственности по сбытупродукции является отдел продаж. Руководитель именно этого подразделения, тоесть коммерческий директор, в рамках выделенного бюджета ответственен замаксимизацию дохода от продаж.
Центр ответственности за снабжение — это отдел снабжения.Именно здесь планируются, учитываются и контролируются закупкитоварно-материальных ценностей, их хранение, затраты по закупке и хранениюматериальных ценностей, их отпуск в производство.
Что касается центра ответственности за производство, то,можно сказать, таковым является Технический директор и подчиняемый емупроизводственный отдел. Ведь именно данный отдел планирует, учитывает иконтролирует затраты на покупку продукции и виды оказываемых услуг, а такжеконтролирует качество, исчисляет себестоимость.
Заместители Генерального Директора по продажам, снабжению,Технический директор и Бухгалтерия, планируют, учитывают и контролируют затратына их функционирование и определяют эффективность своей деятельности.Следовательно, перечисленные структурные подразделения являются центромуправления.
Деление организации на центры ответственности и ихранжирование называют организационной структурой предприятия. Она может бытьохарактеризована как централизованная или децентрализованная — в зависимости отстепени ответственности, возложенной на ее менеджеров.
В ЗАО «ИнфоЦентр» децентрализованная структура. Содной стороны, менеджеры в компаниях с такой структурой несут большуюответственность, обладают расширенными полномочиями и могут приниматьзначительную часть решений без предварительного согласования с администрациейпредприятия. С другой стороны, при децентрализованной структуре междууправляющими распределяется ответственность в части планирования и контролязатрат и результатов деятельности отдельных структурных подразделений.Организационная структура ЗАО «ИнфоЦентр» представлена в ПриложениеБ.
Все вышеперечисленные особенности Компании базируются наследующих принципах управленческого учета ЗАО «ИнфоЦентр»:
Принцип соотнесения доходов и расходов (принципначисления). Доходы и расходы должны быть соотнесены друг с другом (расходыдолжны быть отражены в учете за тот же период, что и доход, для получениякоторого они были произведены) и отражены в отчетности в том отчетном периоде,в котором они возникли.
Принцип продолжающейся деятельности. Компаниябудет продолжать свою деятельность достаточно долго в соответствии с целямисвоего создания; не будет ликвидировано в ближайшее время или реорганизовано,что повлияет на оценку активов в отчетности.
Принцип непрерывности. Выражен в двух формулах[10, с.85]:
Исх. остаток =Вх. остаток + Д-т оборот — К-т оборот (2)
конечное состояние регистра учета на конец отчетного периодаформируется исходя из его начального состояния на начало периода и егоизменения в течение отчетного периода.
Вх. остаток = Исх. Остатку (3)
входящий остаток регистра учета на текущую дату равенисходящему остатку этого же регистра предыдущей даты.
Принцип осторожности (консервативности,осмотрительности). Документы отчетности не должны допускать завышеннойоценки активов и прибыли и заниженной оценки обязательств. Следствием являетсявыбор при оценке активов и прибыли из двух альтернатив наименьшей, аобязательств — наибольшей.
Принцип документарного учета. Отражениеопераций в учете производится исключительно на основании первичных документов.
Принцип преобладания содержания над формой.Факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из ихправовой формы, но и из экономического содержания фактов и условийхозяйствования.
Принцип полноты. Представленнаяинформация должна быть полной при отражении всех фактов хозяйственнойдеятельности.
Принцип материальности. Статья материальна,когда ее исключение или ошибка в данной статье могут оказать существенноевлияние на решение, принимаемое пользователем на основе данной информации.
Принцип двойной записи. Любая проводкапо дебиту одного счета одновременно отражается в той же сумме по кредитудругого счета.
Принцип целостности. Результат по счетуравен сумме его аналитик, его составляющих.
Принцип постоянства. Соблюдение одних итех же процедур составления отчетности в отчетном периоде.
Принцип сопоставимости. Возможность сравненияданных отчетности о работе Компании с данными отчетности других Компаний.
Система, не удовлетворяющая хотя бы одному извышеперечисленных принципов, не может являться учетной для веденияуправленческого учета компании «ИнфоЦентр».2.3 Метод учета затрат и калькуляции себестоимостипродукции, работ и услуг на предприятии
На предприятии применяется позаказный метод учета затрат икалькуляции себестоимости продукции. Позаказный метод учета затрат икалькуляции себестоимости продукции применяют на предприятиях с мелкосерийным ииндивидуальным производством, на ремонтных предприятиях и экспериментальныхцехах [10, с.115]. Все прямые затраты учитывают в разрезе установленнойноменклатуры статей по отдельным заказам. Заказы открывают на одно изделие виндивидуальном и на несколько изделий в мелкосерийном производстве. Основаниемдля открытия заказов служат договоры с заказчиками на изготовление того илииного вида продукции. Заказы открывают в планово-производственном отделепредприятия на специальных бланках, которые затем поступают в цеха-исполнителизаказов и бухгалтерию. Каждому заказу присваивают код, который проставляют вкарточке учета затрат на производство и на всех документах по расходуматериалов, начислению заработной платы рабочим и др. Себестоимость заказасостоит из суммы затрат, связанных с его изготовлением.
Фактическая себестоимость при позаказном методе будетопределена после окончания заказа, до этого все затраты составляютнезавершенное производство. Недостаток позаказного метода заключается в том,что при изготовлении сложных, неповторяющихся или редко повторяющихся заказовтрудно организовать нормирование материальных и трудовых затрат, затрудненосоставление предварительного контроля и контроля за издержками в ходепроизводства. В целях его устранения при изготовлении крупных изделий сдлительным циклом производства (в кораблестроении, тяжелом машиностроении)заказы рекомендуется открывать на отдельные его узлы (агрегаты, конструкционныеэлементы), представляющие собой законченные конструкции. В мелкосерийномпроизводстве в заказ включают такое количество изделий, которое планируетвыпустить в текущем месяце. Необходимо подразделить в учете все узлы и детали,используемые для изготовления только конкретного (заказа) или несколькихизделий (заказов).
По первому виду деталей и узлов учет затрат организуютпозаказным методом; по второму — нормативным методом, так как эти изделияизготавливают в порядке серийного или массового производства. Таким образом,общая стоимость изделия, изготовляемого в индивидуальном порядке, будетслагаться из затрат, учтенных по заказу (в части оригинальных, неповторяемыхузлов и деталей), и стоимости общих узлов и деталей, себестоимость которыхисчисляется в порядке массового или серийного производства по нормативномуметоду.
Работники экономической службы предприятия должны стремитьсяк применению, где это возможно, элементов нормативного метода учета затрат напроизводство в условиях индивидуального и мелкосерийного производства.
Группируют затраты по заказам и исчисляют себестоимостькаждого заказа в Карточках учета производства. На основании карточек составляютотчетную калькуляцию себестоимости единицы продукции.2.3.1 Аналитический учет затрат
Аналитический учет материалов на предприятии начинается с«карточки складского учета материалов» (типовая межотраслевая форма №М-17), которая составляется на основании первичных документов на поступлениематериалов на склад и на отпуск материалов со склада. Учет ведется посебестоимости каждой единицы материалов. Материалы принимаются и учитываются пофактической себестоимости приобретения, т.е. по сумме всех расходов до моментаих получения без учета НДС уплаченного за них.
Перемещение материалов внутри производства (между складом ицехом) документируется путем составления «требования-накладной» (типоваямежотраслевая форма № М-11) на отпуск материалов со склада в цех и на возвратнеиспользованных материалов из цеха на склад.
По окончании отчетного периода составляется «ведомостьучета сырья и материалов по счету 10» путем перенесения итогов «карточекскладского учета материалов». Затем на ведомости делаются бухгалтерскиепроводки на итоги движения материалов за отчетный период и через них данныепереносятся в Главную Книгу, а затем в Баланс.