Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет и анализ издержек обращения в торговле на примере НРУТП "Крыница"

СОДЕРЖАНИЕ
реферат
3
ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ
6
1.1. Экономическая сущность издержек обращения на предприятиях торговли
6
1.2. Значение и задачи учета издержек обращения
9
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
13
2.1. Синтетический и аналитический учет издержек обращения в торговом предприятии
13
2.2. Направления совершенствования учета издержек обращения в розничной торговле
17
ГЛАВА 3.  Анализ издержек обращения В ТОРГОВЛЕ НА ПРИМЕРЕ НРУТП «КРЫНИЦА»
21
3.1. Анализ издержек обращения по общему объему, составу, структуре
21
3.2. Анализ влияния факторов на издержки обращения
25
3.3. Основные направления снижения уровня издержек обращения
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
34
ПРИЛОЖЕНИЯ
36 реферат
 
Темапредставленной курсовой работы «Бухгалтерский учет издержек обращения инаправление его совершенствования на примере НРУТП «Крыница».
Объем работы 38 страниц.Работа содержит 1 рисунок, 6 таблиц, а также приложения, использован 21литературный источник.
ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ, УРОВЕНЬ ИЗДЕРЖЕК, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ,АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА, АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ,АНАЛИТИЧЕСКИЙ И СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ.
Целью данной курсовойработы является учет издержек обращения и направления его совершенствования наконкретном предприятии.
Предметом исследованиявыступает учет издержек обращения в торговле. Объектом исследования являетсяНРУТП «Крыница» г.Борисов.
Работа состоит из 3 глав,которые разделены на параграфы. В первой главе даются теоретические положения,касающиеся сущности издержек обращения в торговле, приводится их классификация.Здесь определяются задачи и значение учета издержек обращения.
Во второй главерассмотрен порядок учета издержек обращения в торговом предприятии. Определенывозможные направления совершенствования учета.
Третья глава являетсяпрактической. Здесь непосредственно проводится анализ издержек обращения наконкретном предприятии, определяется влияние некоторых факторов на уровеньиздержек обращения и приводятся основные направления снижения издержек.
Авторработы подтверждает, что приведенный материал правильно и объективно отражаетсостояние исследуемого явления, а все заимствованные из литературы и другихисточников теоретические и методологические положения и концепцииподтверждаются соответствующими ссылками на научные труды.
ВВЕДЕНИЕ
Необходимостькачественных сдвигов в экономике, перехода ее на пути рыночного развития,выдвинуло в число обязательных условий повышения эффективности производстваэкономию и рациональное использование всех видов ресурсов. Для этого необходимопривести в действие имеющиеся организационно-экономические резервы, вестирешительную борьбу с расточительством и потерями.
В связи с этим ведениедействующего контроля затрат с целью постоянного снижения их величиныстановится одной из важнейших задач системы управления предприятием. Особуюспециальную роль в ее решении играет учет, призванный обеспечить системууправления качественной информацией об издержках обращения.
Изучение издержекуправления в сфере торговли в современных условиях хозяйствования имеет большоепрактическое значение. Эта проблема приобретает особую актуальность, так какрезультаты работы каждого предприятия, его конкурентоспособность находятся вовсе большей зависимости от уровня произведенных затрат.
Правильная организацияучета  издержек обращения дает  возможность выявить резервы их снижения. Учетпозволяет своевременно отражать производственные затраты и контролировать ходвыполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых ифинансовых ресурсов. Он способствует строжайшему соблюдению сметно-финансовойдисциплины и режима экономии, внедрению и управлению хозяйственным расчетом.
Чтобы усилить контроль заиздержками обращения торгового предприятия необходимо проанализировать каждуюстатью издержек обращения. Такой анализ помогает полнее вскрыть резервысокращения издержек обращения, способствует более эффективному использованиювсех видов ресурсов, труда, основных фондов, топлива, энергий и материалов.Совершенствование учета издержек обращения ведет к более правильному отражениюи в свою очередь отысканию дополнительных резервов их сокращения.
Таким образом, цельюданной курсовой работы является исследование учета издержек обращения, а такжевыявление направлений его совершенствования.
Объектом исследованиявыступило НРУТП «Крыница» г.Борисов.
Для достиженияпоставленной цели будут решены следующие задачи:
— раскрыта экономическаясущность издержек обращения,
— определены задачи ицели их учета,
— рассмотрен порядокбухгалтерского учета на торговом предприятии,
— выявлены направлениясовершенствования учета, в том числе на основе автоматизации процесса,
— проанализированыиздержки обращения НРУТП «Крыница».
Поставленные цель изадачи обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из 3 глав.
При написании курсовойработы были использованы материалы  законодательных актов Республики Беларусь инаучные работы по исследованию издержек обращения ведущих экономистов. 
Основными методамиисследования выступили анализ и синтез, диалектики, логический, а также методыанализа хозяйственной деятельности. 
ГЛАВА1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ
 
1.1. Экономическая сущность издержекобращения на предприятиях торговли
 
Издержки обращения — это совокупные затраты, связанные с  процессом  обращения  товаров. Рассматриваяэкономическую природу  издержек обращения, их делят на  два вида: чистые идополнительные.
Чистые издержки обращения- это расходы,  связанные с процессом купли-продажи товаров, ведениябухгалтерского учета, ведения денежных расчетов. Это издержки, необходимые длятого, чтобы  превратить стоимости из товарной формы в денежную [6, c.21].
К дополнительнымиздержкам обращения относятся затраты, связанные с продолжением процессапроизводства  в  сфере обращения. Это  издержки на упаковку,  фасовку, этикировку, транспортировку. Они носят производительный  характер  и  по сутиявляются продолжением процесса производства,  выполненным в сфере обращения.
Для учета, анализа,планирования и контроля за расходованием средств издержки обращенияклассифицируются по следующим признакам [9, c.245]:
— по степени зависимостиот изменения товарооборота;
— по участию вобразовании себестоимости;
— по отраслямдеятельности;
— по видам затрат;
— по экономическимэлементам.
Издержки обращения постепени зависимости от  изменения товарооборота  делятся  на условно-постоянные  и условно-переменные. К условно-постоянным относятсярасходы на содержание и  аренду  помещений,  амортизацию основных фондов,текущий ремонт, расходы на охрану. Они сохраняют свои размеры независимо от измененийтоварооборота.
К условно-переменнымотносят расходы по кредиту,  перевозке  товаров,  оплате труда. инкассацийвыручки. Сумма этих расходов с ростом товарооборота, как правило,увеличивается.
По участию в образованиисебестоимости издержки обращения подразделяются на чистые,  не увеличивающие стоимости товара (связанные с процессом купли-продажи товаров, ведениябухгалтерского учета,  денежных расчетов) и дополнительные, которые увеличивают  стоимость  товара  (на упаковку, этикировку, транспортировку идр.).
По отраслям деятельностииздержки обращения классифицируются на [13, c.176]:
— расходы предприятийоптовой торговли;
— расходы заготовительныхпредприятий;
— расходы предприятийрозничной торговли;
— расходы предприятийобщественного питания.
По видам  затрат и поэкономическим элементам издержки обращения группируются в соответствии сОсновными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции(работ, услуг)
По экономическимэлементам  издержки  обращения  группируются  следующим образом [17]:
1. Материальные затраты, которые включают в себя затраты на транспортировки грузов,  износ МБП, натопливо, электроэнергию, затраты на упаковку,  подсортировку,  хранение,торговую рекламу, потери товаров при перевозке, хранении и реализации товаров впределах норм, расходы на тару.
2. Затраты на оплатутруда.
3. Отчисления насоциальные нужды,  которые включают в  себя обязательные отчисления по установленным законодательством нормам, органам  государственного  социального страхования, Пенсионному фонду, Государственному фонду занятости.
4. Амортизация основныхфондов.
5. Прочие затраты,включающие в себя износ по нематериальным активам, проценты по кредитамбанков,  суточные и подъемные, арендную плату,  налоги и отчисления  во  внебюджетные фонды, оплату нематериальных услуг (связи,  вневедомственной охраны,информационно-вычислительного обслуживания,  аудиторских организаций,коммунального хозяйства).
По характеру функции,  свыполнением которых  связаны затраты издержек обращения, подразделяются напрямые и административно-управленческие. К прямым относят расходы по перевозкетоваров,  амортизации,  естественной  убыли товаров, процентов за кредит.  Кадминистративно-управленческим относят: почтово-телеграфные, канцелярские,расходы по командировкам.
 Издержки обращения учитываются и планируются в абсолютной сумме и по уровню (в относительных величинах).  Уровень издержек обращения определяется как отношение суммыиздержек обращения к товарообороту в процентах. На уровень издержек обращенияоказывают влияние факторы [21, c.178]:
— независимые отхозяйственной деятельности;
— зависимые отхозяйственной деятельности.
К независимым факторам отхозяйственной  деятельности относятся: изменение  розничных цен,  изменение тарифов  на железнодорожные и автотранспортные перевозки, арендные ставки,равномерность завоза товаров,  выполнение договоров поставки, изменение тарифови ставок за услуги.
К факторам  зависящим то  хозяйственной деятельности предприятий относят:  объем и степень выполненияплана товарооборота, изменение структуры товарооборота, эффективностииспользование материально-технической базы, повышение производительноститруда,  изменение скорости обращения товаров и величины товарных запасов,рационализация путей и форм товародвижения.
 
1.2. Значение и задачи учета издержекобращения
 
В системе управления торговой  деятельностью  большую роль    играет  своевременность  и  полная  обеспеченность   экономического    анализа  и  соответственно  управления необходимой   информацией,    позволяющей обеспечивать достоверную оценкурезультатов хозяйственной деятельности торговой организации. Хозяйственныйучёт, последовательно  отражая   и  систематически  контролируя  хозяйственнуюдеятельность, обеспечивает органы контроля информацией, необходимой дляоперативного, текущего, перспективного управления  общественным производством.
Значение  учёта неуклонновозрастает в современных условиях осуществления мер по углублению хозяйственнойсамостоятельности и измерению форм собственности. Возникает необходимостьотказа от  констатации уже свершившегося  факта  и  изложения  ретроспективныхданных. Появляется на их базе необходимость выработки наиболее перспективных,выгодных направлений развития, в связи с чем большое внимание уделяется учёту[18, c.244].
Бухгалтерский учётпозволяет своевременно отражать произведённые расходы и контролировать ход выполнения  плана  по издержкам обращения, расходования материальных, трудовыхфинансовых  средств. Он способствует строжайшему соблюдению сметно-финансовойдисциплины и режима экономии, повышения рентабельности предприятия.
Главными задачамибухгалтерского учета являются [18, c.245]:
— формирование  полной идостоверной информации о хозяйственных процессах и результатах  деятельности предприятия, необходимой  для оперативного руководства и управления, а такжедля ее исполнения инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми,  финансовыми,  банковскими органами и иными заинтересованнымиорганизациями и лицами;
— обеспечения  контроля за наличием и движением имущества, использованием трудовых и финансовыхресурсов в  соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
— своевременноепредупреждение негативных  явлений  в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.
Основными целями, стоящими перед учетом издержек обращения и финансовых результатов  следует считать  контроль расходов, обеспечение  сохранности имущества,  выявлениеиспользованных резервов.
Для достижения  этих целей бухгалтерский учет должен следующие задачи [18, c.246]:
— обеспечение  проверки правильного  документального оформления расходов;
 - разграничение издержекпо местам их возникновения;
— своевременноепредставление информации о расходах и доходах для применения управленческихрешений;
— правильность отнесениядоходов и расходов к  отчетным периодам;
— тождество данныханалитического  учета  оборотам  и остаткам по счетам синтетического учета на1-ое число каждого месяца.
В бухгалтерии  должен быть обеспечен предварительный контроль за расходованием средств, соблюдениемрежима экономии; необходимо  предотвратить  расходы,  не  предусмотренныесметой или превышающие ее. В ходе проведения  хозяйственных операцийосуществляется текущий контроль за расходами торговых предприятий.  Особоевнимание следует уделять на текущий контроль за работой транспорта, запредотвращением излишних потерь товаров и тары,  своевременно предъявлять претензии. После совершения  хозяйственных операций отражать их на счетахсинтетического и аналитического учета.
Затем осуществляетсяпоследующий контроль издержек обращения. При проведении этого контроляиспользуются приемы анализа  хозяйственно-финансовой деятельности и в ходедокументальных проверок и ревизий. Задачами  последующего  контроля  являются выявление факторов, оказывающих влияние на величину издержек, установлениефактов незаконного  и  нецелесообразного  расходования средств, определение лиц,  виновных в перерасходе сметы издержек обращения,  разработка мероприятийпо  предотвращению такого перерасхода.
Первичными документамипо  учету  издержек  обращения являются [19, c.6]:
— счета поставщиковтоваров, товарно-транспортные накладные, акты на текущий ремонт основныхсредств, табели учета рабочего времени, приказы, наряды для начислениязаработной платы;
— счета, предъявленные заоказание услуг (за электроэнергию, отопление,  водоснабжение,  канализацию,  заохрану объектов, за рекламные объявления. дератизацию);
— расчет начисленияамортизации основных средств;
— акт на списание МБП, накладные на  передачу  их  в эксплуатацию;
— авизо на списаниепроцентов за кредит согласно  договоров;
— материалыинвентаризаций и проверок;
— акты на списаниетоваров;
— расчеты налогов;
— авансовые отчеты идругие документы.
Организация, осуществляя постановку  бухгалтерского учета: самостоятельно устанавливают организационную   форму бухгалтерской работы,  исходя из вида организации иконкретных условий хозяйствования;        определяют в  установленном  порядке форму  и методы бухгалтерского учета,  а также технологию обработки  учетнойинформации;        разрабатывает систему внутри производственного учета,отчетности и контроля; формирует в установленном порядке свою учетную  политикупо  другим вопросам [15].
Подводя итогглаве, отметим, что издержки обращения — это  совокупные затраты, связанные с процессом  обращения  товаров. Рассматривая экономическую природу  издержекобращения, их делят на  два вида: чистые и дополнительные. Для учета, анализа,планирования и контроля за расходованием средств издержки обращенияклассифицируются по признакам: по степени зависимости от изменениятоварооборота; по участию в образовании себестоимости; по отраслямдеятельности; по видам затрат; по экономическим элементам.
Задачи бухгалтерскогоучета издержек обращения состоят в обеспечении  проверки  правильного документального оформления расходов; разграничении издержек по местам ихвозникновения; своевременном представлении информации о расходах и доходах дляприменения управленческих решений; правильности отнесения доходов и расходов к отчетным периодам; тождестве данных аналитического  учета  оборотам  и остаткампо счетам синтетического учета.

ГЛАВА2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
 
2.1. Синтетический и аналитическийучет издержек обращения в торговом предприятии

Управленческий учёт — этопроцесс в рамках организации, который обеспечивает аппарат информацией,используемой для планирования, собственного  управления и  контроля  задеятельностью предприятия.
Информация, используемаяв управленческом учёте — это итоговая информация. Для понимания этой информациинеобходимы определённые значения о происхождении первичной информации, но неболее того, что необходимо для понимания итоговых результатов.
Наглядно прослеживаетсяэтот путь в постатейном учёте издержек обращения. Аналитический учёт даётдетальную характеристику расходов по статьям, что необходимо для оперативногоруководства и контроля, а также осуществления мероприятий по сокращению издержекобращения, усилению режима экономики и повышению рентабельности.
Синтетический  учет обеспечивает  только  контроль  за  общей суммой расходов. Он не отвечаеттребованиям  оперативного контроля и управления  расходами в  торговой  сети с  учетом  целесообразности и  производственной  необходимости  произведенных затрат. Поэтому наряду  с  синтетическим  организуется   аналитический  учет издержек  обращения в номенклатуре  производственных расходов по  отдельнымстатьям [10, c.24].
Ворганизациях, осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую деятельность,услуги по общественному питанию, затраты на торговую деятельность группируютсяпо статьям типовой номенклатуры [16]:
— транспортные расходы;
— расходы на оплату труда;
— отчисления на социальные нужды;
— расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования иинвентаря;
— амортизация основных средств;
— расходы на ремонт основных средств;
— расходы на санитарную и специальную одежду, столовое белье, посуду, приборы(если они учитываются в оборотных средствах);
— расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;
— расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;
— расходы на рекламу;
— потери товаров и технологические отходы;
— расходы на тару;
— прочие расходы.
Неотносятся к издержкам обращения затраты по упаковке и транспортировкепродукции, возмещаемые в соответствии с договорами покупателями сверх стоимоститовара. Указанные расходы включаются в расчетно-платежные документы отдельнымипозициями и взыскиваются с покупателей продукции.
Синтетическийучет издержек обращения предприятий торговли осуществляется по счету 44,который с введением с 1 января 2004г. Нового Типового плана счетов переименованиз «Издержки обращения» в «Расходы на реализацию». К счету 44 «Расходы нареализацию» открываются 2 субсчета: 1. Коммерческие расходы, 2. Издержкиобращения [16].
Подебету счета 44 «Расходы на реализацию» учитываются суммыпроизведенных организацией расходов, связанных с реализацией продукции,товаров, работ и услуг, в корреспонденции с соответствующими счетами. Эти суммысписываются полностью или частично по дебету счета 90 «Реализация» икредиту счета 44 «Расходы на реализацию». При частичной оплатеподлежат распределению расходы на упаковку и транспортировку наемнымтранспортом (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя изих веса, объема, производственной себестоимости или других соответствующихпоказателей).
Всеостальные расходы, связанные с реализацией товаров, продукции, работ, услуг,ежемесячно относятся на себестоимость реализованных товаров, продукции, работ,услуг.
Счет44 «Расходы на реализацию» корреспондирует [16]:
┌─────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐
│    По дебету с кредитомсчетов  │     По кредиту с дебетом счетов    │
├─────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ 02  Амортизацияосновных средств│ 10  Материалы                      │
│ 04  Нематериальныеактивы       │ 11  Животные на выращивании и      │
│ 05  Амортизациянематериальных  │     откорме                        │
│    активов                     │ 15  Заготовление и приобретение    │
│ 10 Материалы                   │     материальных ценностей         │
│ 16  Отклонение в стоимости     │ 45  Товары отгруженные             │
│     материальныхценностей      │ 60  Расчеты с поставщиками и       │
│ 18  Налог надобавленную        │     подрядчиками                   │
│     стоимость поприобретенным  │ 73  Расчеты с персоналом по прочим │
│     товарам, работам,услугам   │     операциям                      │
│ 23  Вспомогательныепроизводства│ 76  Расчеты с разными дебиторами и │
│ 29  Обслуживающиепроизводства и│     кредиторами                    │
│     хозяйства                  │                                    │
│ 41 Товары                      │ 79  Внутрихозяйственные расчеты    │
│ 42  Торговаянаценка            │ 90  Реализация                     │
│ 43  Готоваяпродукция           │ 91  Операционные доходы и расходы  │
│ 60  Расчеты споставщиками и    │ 92  Внереализационные доходы и     │
│    подрядчиками                │     расходы                        │
│ 68  Расчеты поналогам и сборам │ 94  Недостачи и потери от порчи    │
│ 69  Расчеты посоциальному      │     ценностей                      │
│     страхованию иобеспечению   │                                    │
│ 70  Расчеты сперсоналом по     │                                    │
│     оплатетруда                │                                    │
│ 71  Расчеты сподотчетными      │                                    │
│    лицами                      │                                    │
│ 73  Расчеты сперсоналом по     │                                    │
│     прочим операциям           │                                    │
│ 76  Расчеты с разнымидебиторами│                                    │
│     икредиторами               │                                    │
│ 79 Внутрихозяйственные расчеты │                                    │
│ 92  Внереализационныедоходы и  │                                    │
│    расходы                     │                                    │
│ 94  Недостачи ипотери от порчи │                                    │
│     ценностей                   │                                   │
│ 96  Резервыпредстоящих расходов│                                    │
│ 97  Расходы будущихпериодов    │                                    │
└─────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┘
Аналитическийучет ведется по счету 44 «Расходы на реализацию» по видам и статьямрасходов.
Предприятия могут детализироватьноменклатуру учитываемых расходов за счет выделения дополнительных субстатей,но при этом должен быть сохранен единый подход в формировании учетной иотчетной информации по утвержденным статьям расходов.
Отражение в учете операций по дебетусчета 44 осуществляется непосредственно в журналах-ордерах по тем счетам, накоторых учитываются расходуемые средства. Так, в журнале-ордере по учетуденежных средств и ссуд по товарообороту отражаются суммы, израсходованные изкассы наличными деньгами, а также суммы, перечисленные с расчетного счета наоплату расходов. В журнал-ордер по учету расчетов с подотчетными лицами записываютсясуммы, израсходованные подотчетными лицами, и т. д.В этих журналах-ордерах для записи сумм, отнесенных в дебет счета 44, отводитсяотдельная графа для каждой статьи расхода [5, c.123].
Для ведения аналитического учета издержекобращения используются карточки многографной формы,в которых для каждой отдельной статьи расхода отводится специальная графа. Итоготраженных в каждой графе сумм показывает абсолютный размер расходов. Вотдельной итоговой графе показывается общая сумма издержек. Итог записей в этойграфе должен быть равен обороту по дебету счета 44.
Записи в карточки аналитическогоучета издержек обращения ведут на основании журналов-ордеров тех счетов,которые корреспондируют с дебетом счета 44. Целесообразно для этого составлятьспециальные листки-расшифровки. Их заполняют при записи операций вжурнале-ордере по данным отдельных документов с указанием краткого содержанияопераций и номера статьи расхода. Карточки открывают на год и ведут нарастающимитогом.
Аналитический исинтетический учет на НРУТП «Крыница» ведется согласно учетной политике этогопредприятия и в соответствии с нормативными актами РБ. Недостатком являетсяотсутствие полной автоматизации всего учетного процесса, что в свою очередьзамедляет оперативность принятия управленческих решений.
2.2. Направления совершенствованияучета издержек обращения в розничной торговле
 
В НРУТП «Крыница» учётиздержек обращения ведётся  по  журнально-ордерной форме. Издержки обращения отражаютсяв учёте путём прямого отнесения на соответствующие статьи номенклатуры издержекобращения.
Учет обеспечиваетопределение фактической величины расходов для выявления отклонений, а также длясопоставления фактических расходов на управление с установленными лимитами.
В целом учет даетинформацию о состоянии издержек обращения. Однако, имеются пути для повышенияуровня аналитичности учетных данных.
Так, например, многиеэкономисты считают неправомерным включение отчислений на социальные нужды(социальное страхование, пенсионный фонд, фонд занятости) в издержки обращения[10, c.25].
Указанные отчисленияпредставляют собой не издержки обращения, а одну из форм  распределения чистого  дохода. Если  в  зарплате воплощен труд для себя, создающий продукт дляпокрытия личных потребностей, то в социальном страховании воплощен труд дляобщества, создающий продукт для общественных потребностей.
Поэтому не увеличениемиздержек обращения, а путем уменьшения чистого дохода следует обозначить фактотчислений на социальное обеспечение. Целесообразно было бы отчислять эти суммыза счет прибыли и отражать как внереализационные расходы.
Из общей суммы всехиздержек обращения следует особо выделить обязательные налоговые платежиторгового предприятия, такие как экологический налог, налог на пользователейавтодорогами и т.д.          Отнесение  этих  налоговых  сборов  на  издержки обращения расходится  с  трактовкой  издержек  как  выражение   затрат   живогои овеществленного труда. Это противоречит представлению об издержках обращениякак о единой экономической категории. Подобные местные сборы нецелесообразно объединять  с  затратами   торгового  предприятия по продвижению товаров отпоставщика к покупателю. Логичнее было бы относить в уменьшение валовой прибылипо статье внереализационные расходы [10, c.25].
Учет издержек обращенияи  бухгалтерский учет в целом — это трудоемкий каждодневный рутинный труд. Эффективное применение возрастающего объема экономической информации,необходимость объединения  бухгалтерского учета с другими видами учета иподсистемами управления, возможность применения данных бухгалтерского учета длямногоцелевого использования,  в том числе и для принятия управленческих решенийпри наименьших затратах возможно только при создании автоматизированных рабочихмест (АРМ) для бухгалтерского учета и учета издержек обращения в частности [3, c.45].
При этом важноавтоматизировать учет  таким  образом, чтобы все операции по выписке, обработки и передаче первичных документов  осуществлялось  автоматически.  Это заменит журналы-ордера и ведомости, составляемые в ручную.
АРМ организуется на базеПЭВМ, которая может работать либо автономно,  либо во взаимосвязи с другимиЭВМ. Происходит распределение функций между бухгалтером  и  персональнымкомпьютером. Бухгалтер выполняет операции по сбору первичных документов,контролю достоверности,  подготовке для машинной обработки, ввод данных вПЭВМ,  получение регистров выходной информации, контроль, анализ ирегулирование расчетов.
Все арифметические игруппировочные операции,  выборки, формирование и хранение информационныхмассивов,  а  также печать  выходных  ведомостей выполняет ПЭВМ.  Кроме этогоАРМ дает возможность сократить время  обработки,  ликвидировать разрыв вовремени между хозяйственным процессом,  получением первичной информации, ееобработкой и выдачей результатной информации. Позволяет усовершенствоватьорганизацию бухгалтерского учета, повысить его оперативность и аналитичность.
Однако следует отметить, что все выше указанные возможности применения персональных компьютеров, можноосуществить при выполнении ряда условий. Для этого надо [3, c.48]:
— упорядочить,унифицировать и стандартизировать процесс документирования с учетом требованийавтоматизированной обработки на ЭВМ;
— ликвидировать несоответствие системы  документации средствам автоматизации учета, максимально упроститьпервичные документы,  совместить с машинными  носителями,  выбрать оптимальнуюпериодичность их составления;
— развивать методологиюавтоматизации  учета,  применять более совершенные формы бухгалтерскихрегистров, разработки технологического процесса ввода и  обработки экономических данных, создавать массив постоянной информации.
Взаключение главы отметим, что синтетический учетиздержек обращения предприятий торговли осуществляется по счету 44 «Расходы нареализацию», по дебету которого учитываются суммы произведенных организациейрасходов, связанных с реализацией продукции, товаров, работ и услуг, вкорреспонденции с соответствующими счетами. Аналитический  учет  издержек обращения ведется в номенклатуре  производственных расходов по  отдельнымстатьям.
Осуществляемый торговымиорганизациями учет издержек обращения в целом достаточно эффективен. Однаконекоторые экономисты высказывают мнение о нецелесообразности включения в составиздержек обращения таких расходов, как отчисления на социальные нужды, а такженекоторые налоги.
В настоящее времяважнейшим направлением повышения эффективности учета издержек обращенияявляется его автоматизация с применением современных бухгалтерских программ.
ГЛАВА 3.  Анализиздержек обращения В ТОРГОВЛЕ НА ПРИМЕРЕ нруТП «КРЫНИЦА»
3.1. Анализ издержек обращения по общему объему, составу, структуре
В 2003г. НРУТП«Крыница» сумма издержек обращения составила 1050813 тыс. руб., что на 27,8%больше, чем в 2002г.  Уровень издержек обращения увеличился на 1,98% и составил15,03% от товарооборота (табл.1.) [2, c.215].
Таблица 1
Динамика уровня издержек обращения 2001г. 2002г. 2003г. Изменения 2002г. к 2001г. 2003г. к 2002г. Издержки обращения, всего, тыс. руб. 549341 821969 1050813 +272628 +228844 Уровень издержек обращения, % 12,67 13,05 15,03 +0,38 +1,98
 Как видно изпредставленной таблицы, издержки обращения увеличиваются год от года вабсолютном размере, увеличивается также и их уровень. Темп роста уровняиздержек обращения в 2002г. составил 102,9%, в 2003г. – 115,1%.
Рассмотрим структуруиздержек обращения по экономическим элементам (табл. 2.). Согласно Положения посоставу затрат, группировка издержек производится по следующим экономическимэлементам [17]:
-    материальныезатраты;
-    затраты наоплату труда;
-    отчисленияна социальные нужды;
-    амортизацияосновных фондов;
-    прочиезатраты.
Таблица 2
Динамика структуры издержек обращения НРУТП «Крыница»по экономическим элементамЭлемент затрат 2001г. 2002г. Изменение Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Материальные затраты 177544 32,3 220959 26,8 43415 -5,5 Затраты на оплату труда 223771 40,7 357912 43,5 134141 +2,8 Отчисления на социальные нужды 83298 15,1 130295 15,8 46997 +0,7 Амортизация основных фондов 33357 6,0 44622 5,4 11265 -0,6 Прочие затраты 31372 5,7 68181 8,3 36809 +2,6
ИТОГО, издержек обращения
549342
100,0
821969
100,0
272627
-
Данныепредставленной таблицы свидетельствуют  о том, что наибольший удельный весиздержек обращения приходится на такой элемент, как затраты на оплату труда –более 40%. Наименьший удельный вес приходится на амортизацию основных фондов –не более 6% (рис. 1). Данные таблицы также говорят об изменении структурыиздержек обращения. Так, значительно снизилась доля материальных затрат(-5,5%), наблюдается снижение и амортизации на 0,6%. В то же время увеличилисьпрочие затраты — +2,6%, также увеличился удельный вес оплаты труда — +2,8%, соответственноувеличились и отчисления на социальные нужды — +0,7%. Абсолютные суммыэлементов затрат увеличились, несмотря на различные изменения в относительномвиде.
Рассмотрим такжеструктуру издержек обращения по видам затрат, которые включают 15 наименованийзатрат (Приложение 1.) [13,c.125].
Согласно даннымПриложения 1. можно отметить, что на протяжении 3 лет значительными остаютсярасходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды как в абсолютном, таки относительном выражении.
/>
Рис. 1.Структура издержек обращения НРУТП «Крыница» по экономическим элементам в2002г.
Менее всегорасходуется средств на тару, потери и доработку, сортировку, упаковку товаров.По отношению к товарообороту также наибольший удельный вес имеют затраты наоплату труда (более 5%).
Отметим, чтоанализируемое предприятие не расходует средств на торговую рекламу.
Проанализируемдинамику составляющих статей затрат (табл. 3).
Таблица 3
Динамика структуры издержек обращения НРУТП «Крыница» Вид затрат Абсолютное изменение Изменение уд. веса, % 2002г. к 2001г. 2003г. к 2002г. 2002г. к 2001г. 2003г. к 2002г. Расходы на ж/д, воздушные, автомобильные перевозки 8,8 31,5 -1,67 1,56 Расходы на оплату труда 134,2 76,3 2,81 -2,22 Расходы на аренду и содержание зданий и сооружений, помещений и инвентаря 26,2 32,6 1,41 1,62 Амортизация основных средств 11,3 49,3 -0,64 3,51 Отчисления и затраты на ремонт основных средств 4,1 6,4 -0,41 0,11 Износ санитарной одежды, столового белья, МБП, столовой посуды и приборов 8,1 -0,1 0,65 -0,37 Расходы на топливо, газ и электроэнергию для собственных нужд 5,1 1,8 0,49 -0,02 Расходы на хранение, подработку, сортировку и упаковку товаров- 1,6 3,4 0,08 0,24 Расходы на торговую рекламу - - - - Процент за пользование кредитом и займами -13,1 -18,3 -4,74 -2,77 Потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации -0,7 0,4 -0,26 -0,01 Расходы на тару 0,2 -0,3 0,02 -0,04 Отчисления на социальные нужды 47,0 29,2 0,69 -0,67 Налоги и сборы, включаемые в издержки обращения 3,3 8,7 -1,0 0,13 Прочие расходы 36,8 7,8 2,57 -1,07 Всего издержек обращения 272,6 228,9 - -
Таким образомотметим, что многие статьи издержек обращения увеличиваются год от года,некоторые, в частности, проценты за пользование кредитом и займами снижаются, анекоторые — характеризуются нестабильностью изменения абсолютных сумм (износсанитарной одежды, столового белья, МБП, столовой посуды и приборов; расходы натару).
В структуре издержекобращения также наблюдаются изменения. практически у всех составляющихнестабильное изменение удельного веса, то в сторону увеличения, то в сторонуснижения. Единственной составляющей, которая снижает свою долю год от года,являются проценты за кредит. В 2002г. по сравнению с 2001г. значительноувеличились только расходы на оплату труда – 2,81% и прочие расходы – 2,57.Наибольшее снижение наблюдалось в этот год у процентов за кредит – 4,74 ирасходов на транспортные перевозки – 1,67, которые уже в 2003г. увеличились на1,56%.
В 2003г. расходы наоплату труда снизились на 2,22%. Наибольшее увеличение доли наблюдалось в2003г. у такой статьи, как амортизация основных средств – 3,51%. Наибольшееснижение – у процентов за кредит – 2,77%. Остальные статьи такжехарактеризуются нестабильностью развития (Приложение 2).
3.2. Анализ влиянияфакторов на издержки обращения
 
Разныефакторы по-разному оказывают влияние на издержки обращения. Так, к факторам,способствующим снижению издержек, относятся [4, c.42]:
-    перевыполнениеплана товарооборота, рост объема товарооборота;
-    повышениепроизводительности труда;
-    внедрениепрогрессивных методов доставки, хранения и продажи товаров; увеличениетоварооборота в расчете на 1м2 торговой площади, рост технической оснащенности;
-    сокращениетоварных запасов;
-    ликвидациянепроизводительных расходов, потерь и т.д.
Кфакторам, способствующим повышению уровня издержек обращения, относятся [4, c.42]:
-    невыполнениеплана товарооборота, снижение товарооборота;
-    увеличениетоварных запасов; замедление товарооборачиваемости;
-    нерациональнаяорганизация транспортных и погрузочно-разгрузочных работ;
-    повышение цен,объемов кредитов и т.д.
Могуттакже вызывать увеличение издержек обращения и дополнительные затраты,связанные с улучшением обслуживания покупателей.
 Рассмотрим влияниеувеличения товарооборота на изменение статей издержек обращения. Дляизмерения влияния степени увеличения товарооборота на издержки обращения делаютпересчет издержек в 2002г.на товарооборот 2003г. по условно-переменным статьямиздержек считают, что с ростом товарооборота возрастают пропорционально ихсуммы, а уровень остается неизменным. Пересчитанную сумму 2002г. определяютумножением товарооборота 2003г. на их уровень в 2002г. и делением полученногоитога на 100 [20, c.126].
ПоНРУТП «Крыница» пересчитанная сумма 2002г. по статье «Расходы на ж/д, водные,автомобильные перевозки» составила 60,1 (6990,2*0,86/100). Аналогичнопересчитываются на товарооборот отчетного периода другие статьиусловно-переменных расходов.
Пересчитанныйуровень 2002г. условно-постоянных расходов определяют отношением их суммы в2002г. к товарообороту 2003г. и умножением полученного итога на 100. Так, постатье «Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений иинвентаря» он будет равен 0,79 (55,8/6990,2*100) (Приложение 3.).
Таким образом, увеличениеобъема товарооборота на 10,9% привело к росту суммы издержек обращения на 74,8млн. руб. и к снижению их уровня на 0,34% к товарообороту
Большое влияние наиздержки обращения оказывают изменения состава и структуры розничноготоварооборота. Подсчитано, что реализация на одну и то же суммупродовольственных товаров требует в 1,6-2,0 раза больше расходов, чемнепродовольственных. В связи с этим увеличение в товарообороте долипродовольственных товаров на 1% ведет к повышению уровня издержек обращения на0,07-0,09% к обороту, и наоборот [21, c.185].
Значительное влияние наиздержки обращения оказывает изменение товарооборачиваемости. При ускорениивремени обращения товаров относительно снижаются товарные запасы и, какрезультат, уменьшаются проценты за пользование банковским кредитом, товарныепотери в пределах и сверх норм, расходы по хранению товаров и некоторые другиеиздержки обращения.
Проанализируемтоварооборачиваемость (табл. 5). Как видно, товарные запасы увеличились вбольшем объеме, чем товарооборот. Это привело к замедлению оборачиваемости, тоесть в 2003г. товары обернулись на 2,7 раза меньше, чем в 2002г. Одновременноувеличилась продолжительность одного оборота на 5,4 дня и составила в 2003г.29,7 дней.
Таблица 5
Товарные запасы итоварооборачиваемость по НРУТП «Крыница»
Показатели
2002г.
2003г.
Отклонение от 2002г.
В % к 2002г. 1. Розничный товарооборот, млн. руб. 6298,3 6990,2 691,9 110,9 2. Товарные запасы, млн. руб. 425,7 576,9 151,2 135,5 3. Время обращения товаров в днях (2/1*360) 24,3 29,7 5,4 122,2 4. Скорость обращения товаров в количестве оборотов (1/2) 14,8 12,1 -2,7 81,7
 
В связи с замедлениемтоварооборачиваемости на 5,4 дня дополнительно потребовалось НРУТП «Крыница»104,8 млн. руб. средств (6990,2/360 * 5,4).
На уровень издержекобращения непосредственное влияние оказывают: изменение цен на товары,изменение тарифов, ставок на услуги и материалы. Размер влияния данных факторовможет точно измерен. Для этого необходимо уровень издержек разделить на двечасти: издержки, уровень которых не зависит от изменения цен, и издержки,зависящие от изменения цены на товары. Уровень издержек, зависящих от измененияцены, пересчитывается в неизменные цены, то есть умножается на индекс цен.Рассмотрим влияние роста цен на продукцию, так как цены на продукцию в среднемувеличились на 14,7% (табл. 2.7) [13, c.130].
Таблица2.7
Расчет влияния изменения цен науровень издержек обращения
Показатель
2002г.
2003г.
В неизменных ценах Уровень издержек обращения 13,05 15,03 16,22
В том числе:
     Зависящих от изменения цены 7,05 8,1 9,29      Не зависящих от изменения цены 6,0 6,93 6,93
Уровень издержек,зависящих от изменения цен, в неизменных ценах составил 9,29% (8,1*1,147 =9,29%). Уровень издержек в неизменных ценах по предприятию составил 16,22%(9,29 + 6,93 = 16,22%).
Таким образом, принеизменных ценах на товары уровень издержек обращения составит 16,22% ктоварообороту. С учетом влияния роста цен уровень издержек повысился не на1,98% (15,03 – 13,05), а на 3,17% (16,22 – 13,05). Таким образом, повышениеуровня цен ведет к увеличению уровня издержек обращения.
3.3. Основные направления снижения уровня издержек обращения
 
Уровень издержекобращения – это один из важнейших показателей качества работы торговогопредприятия. Он показывает, во сколько обходится содержание торгового аппарата,а также характеризует стоимость всего процесса обращения.
В ходе исследования былоопределено, что значительный удельный вес в структуре издержек обращениязанимают расходы на оплату труда и связанные с ними отчисления на социальныенужды. Из этого можно сделать вывод о необходимости изыскания возможностейснижения именно данных расходов.
Одним из направленийможно предложить повышение производительности труда. Повышениепроизводительности труда ведет к высвобождению численности работников и,следовательно, к сокращению расходов на оплату труда [14, c.24].
На НРУТП «Крыница»производительность труда работников с 24,9 млн. руб. до 28,8 млн. руб., то естьна 3,9 млн. руб. или на 15,6%. Это позволяет высвободить 32 человека(242*15,4/115,4). Среднемесячная заработная плата составила 156 тыс. руб. Такимобразом, можно было бы сократить расходы на оплату труда на 156*32 = 4,9 млн.руб. Соответственно, уровень издержек бы снизился на 0,13% (15,03 – 14,9).
На анализируемомпредприятии наблюдается замедление товарооборачиваемости, что требуетдополнительных средств на хранение товаров на складах и т.д., это в своюочередь сказывается на уровне издержек обращения.
Поэтому можно предложитьследующие меры по ускорению оборачиваемости товаров [12, c.43]:
-    механизация иавтоматизация складского хозяйства;
-    применениепрогрессивной технологии складской переработки грузов;
-    организацияконтроля за состоянием товаров.
Таким образом, если врезультате проведенных мероприятий ускорится оборачиваемость на 5 дней, то этоприведет к высвобождению 97 млн. руб. (6990,2/360*5,0).
Одним из направленийснижения издержек обращения является повышение эффективности использованияматериально-технической базы торговли, что ведет к росту фондоотдачи,производительности труда, а следовательно, и к относительному снижению издержекобращения.
Рациональноеиспользование транспортных средств также сказывается на уровне издержекобращения. В случае, когда предприятие использует собственный транспорт длязавоза товаров от производителей, его транспортные издержки будут значительновыше, чем если бы использовалась централизованная доставка [9, c.43].
Допустим, что предприятиесократило самостоятельный вывоз товаров на 50% или ½. В 2003г.транспортные расходы составили 85,7 млн. руб. Проведенный анализ показал, чтопри централизованной доставке транспортные издержки ниже в три раза. Такимобразом. развитие централизованной доставки позволит уменьшить расходы на  30млн. руб. (85,7 * ½  * 2/3), что составляет  0,43% к обороту (30/6990,2*100).
Кроме того, основныминаправлениями снижения издержек обращения являются:
-    изменение объемаи структуры товарооборота;
-    применениесовременных форм продажи товаров;
-    осуществлениережима экономии;
-    рационализацияторгового процесса;
-    использованиедостижений науки и техники.
Таким образом,   в структуре издержек обращениязначительное место занимают расходы на оплату труда, которые на анализируемомпредприятии увеличиваются. На уровень издержек обращения оказывают влияниеразличные факторы, и это влияние различно. Увеличение товарооборота приводит кповышению абсолютного размера издержек обращения, но уровень их снижается;повышение цен ведет к увеличению издержек; ускорение оборачиваемостивысвобождает средства и снижает уровень издержек.
Врезультате, основными направлениями снижения издержек являются ускорениетоварооборачиваемости, повышение производительности труда, рациональноеиспользование транспорта, использование новых методов торговли, а такжедостижений НТП. Важнейшим направлением является снижение расходов на оплатутруда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основнымвидом деятельности торгового предприятия является организация и обслуживаниепроцесса товарного обращения, поэтому его издержки выступают в виде издержекобращения.   
 Оптимизация издержекобращения всегда являлась важнейшим вопросом в экономике. Решение этой задачи вчастности способствует хорошо налаженный учёт издержек обращения, их контроль ианализ.
Издержки обращения — это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда подоведению товара от производителя к потребителю, преобразованиюпроизводственного ассортимента в торговый, организации процесса купли-продажи ипотребления, удовлетворению спроса потребителей. Издержки обращенияпредставляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающиевыполнение торговлей своих функций и задач.
Задачи анализа издержек обращения – это не только изучениевыполнения плана и создание объективной оценки соблюдению их сметы, но и выявление резервов сокращения расходов и разработка мер по их использованию.
Синтетическийучет издержек обращения предприятий торговли осуществляется по счету 44«Расходы на реализацию», по дебету которого учитываются суммы произведенныхорганизацией расходов, связанных с реализацией продукции, товаров, работ иуслуг, в корреспонденции с соответствующими счетами. Эти суммы списываются полностьюили частично по дебету счета 90 «Реализация» и кредиту счета 44«Расходы на реализацию».
Наряду  с  синтетическим организуется   аналитический  учет  издержек  обращения в номенклатуре производственных расходов по  отдельным статьям… Аналитический учёт даётдетальную характеристику расходов по статьям, что необходимо для оперативногоруководства и контроля, а также осуществления мероприятий по сокращениюиздержек обращения, усилению режима экономики и повышению рентабельности.
Осуществляемый торговымиорганизациями учет издержек обращения в целом достаточно эффективен. Однаконекоторые экономисты высказывают мнение о нецелесообразности включение в составиздержек обращения таких расходов, как отчисления на социальные нужды, а такженекоторые налоги.
В настоящее времяважнейшим направлением повышения эффективности учета издержек обращенияявляется его автоматизация с применением современных бухгалтерских программ.
Анализ издержек обращенияНРУТП «Крыница» показал, что в 2003г. сумма издержек обращения составила1050813 тыс. руб., что на 27,8% больше, чем в 2002г. Уровень издержек обращенияувеличился на 1,98% и составил 15,03% от товарооборота.
Согласноструктуры издержек по экономическим элементам следует отметить, что наибольшийудельный вес приходится на такой элемент, как затраты на оплату труда – более40%. Наименьший — на амортизацию основных фондов – не более 6%. В структуре повидам затрат также преобладают расходы на оплату труда. В целом, структураиздержек обращения по видам затрат характеризуется нестабильностью, удельныйвес многих элементов то снижается, то повышается год от года. Только статься«Проценты за кредит» имеет тенденцию к снижению.
Науровень издержек обращения оказывают влияние разные факторы. Так, например,увеличение товарооборота в 2003г. на 10,9% привело к увеличению суммы издержекобращения на 74,8 млн. руб., но в то же время и к снижению их уровня на 0,34%.Замедление оборачиваемости привело к отвлечению дополнительных средств вразмере 104,8 млн. руб., что в свою очередь повысило уровень издержекобращения.  Повышение цен на 14,7% повысило уровень издержек обращения на3,17%.
Исходяиз вышеизложенного, на анализируемом предприятии необходимо проведение рядамероприятий по снижению уровня издержек обращения. В частности предлагается:
-    повыситьпроизводительность труда: высвобождение 32 человек снизит расходы на оплатутруда на 4,9 млн. руб., что снизит уровень издержек обращения на 0,13%;
-    использованиемероприятий по ускорению товарооборачиваемости: например, в случае ускорения на5 дней произойдет высвобождение 97 млн. руб.;
-    использованиецентрализованной доставки на 50% позволит снизить расходы на 30 млн. руб.
Кроме того, необходимо эффективное использованиематериально-технической базы, изменение объема и структуры товарооборота,применение современных форм продаж и рационализации торгового процесса,использование достижений науки и техники.
 
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
1.   Абатуров А.И. Резервы снижения издержек обращения. –Мн.: Выс. шк. 1990г. – 95с.
2.   АбрютинаМ.С. Экономический анализ торговой деятельности. –М.: Дело и сервис, 2000г.–507с.
3.   Автоматизированная система обработки экономической информации в торговле. / Под ред.Е.Н.Евстигнеева, 1995г.  -154с.
4.   БакановМ. И, Капелюш С. М. Факторы издержек обращения в торговле.  // Плановоехозяйство. –1987г -№12. –с.41-44.
5.   БакановМ. И. Бухгалтерский учет в торговле. - М.: Экономика, 1999г.- 237с.
6.   БелобжецкийИ.А. Издержки обращения торгового предприятия // Финансы. –1993. -№5. –с.21-25.
7.    БелыйИ. Теоретические основы формирования себестоимости в рыночной экономике //Финансы, учет, аудит. –1994. -№8. –с.15-17.
8.   Бухгалтерскийучет. / Под ред. И.Е.Тишкова. –Мн.: Выш.шк., 2002г. -542с.
9.   ВалевичР.П. Экономика торгового предприятия. –Мн.: Выш.шк., 1996г. –367с.
10.           ДжаарбековС.Н. Об особенностях бухгалтерского учета затрат, включаемых в издержкиобращения предприятий торговли. // Главный бухгалтер. -2000г. -№3. –с.24-27.
11.           ДонцовЛ. В. Совершенствование анализа издержек обращения. -Мн.: Выш. шк., 1991г.-124с.
12.            ЕнинЮ.Н. Некоторые особенности современных подходов к решению проблемы экономиисовокупных затрат // ВеснiкБДЭУ. –1998. -№3. –с.41-43.
13.           КравченкоЛ.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. –Мн.: Выш.шк., 2004г. –544с.
14.           МуравьевИ., Джаксыбаев С. Как заинтересовать предприятие в снижении затрат //Экономист. –2001. -№5. – с.18-25.
15.           Обухгалтерском учете и отчетности: Закон Республики Беларусь от 25.06.2001г.№42-З. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2001г. -19марта. –ст.2/449
16.           Обутверждении типового плана счетов  бухгалтерского учета и инструкции поприменению типового плана счетов бухгалтерского учета: ПостановлениеМинистерства Финансов Республики Беларусь от 13.11.2003г. №153. // Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь. -2003г. -5 сент. –ст.8/9975
17.            Обутверждении основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимостьпродукции (работ, услуг): Приказ Министерства экономики Республики Беларусь от26.01.98г. №19-12/397 // Бюллетень нормативно-правовой информации. –1998. -№5(с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.07.2002г.)
18.           СлепакЛ. И. Бухгалтерский учет в торговле. -М.: Экономика, 1999г. -324с.
19.           ЧерновВ. А. Анализ в торговле // Аудит и финансовый анализ. – 1999г. — №1.-с.6-7.
20.           Экономикаи организация деятельности торгового предприятия. / Под ред. А.Н. Соломатина.–М.: ИНФРА, 2000г. –294с.
21.            Экономикапредприятия. / Под ред. А.И. Руденко. –Мн.: Экоперспектива, 1995г. –475с.
ПРИЛОЖЕНИЕ1.
Структура издержек обращения по видам затрат, млн.руб.Вид затрат 2001 2002 2003 Уд. вес, % В % к товарообороту 2001 2002 2003 2001 2002 2003 Расходы на ж/д, воздушные, автомобильные перевозки 45,4 54,2 85,7 8,27 6,60 8,16 1,05 0,86 1,23 Расходы на оплату труда 223,7 357,9 434,2 40,73 43,54 41,32 5,16 5,68 6,27 Расходы на аренду и содержание зданий и сооружений, помещений и инвентаря 29,6 55,8 88,4 5,39 6,80 8,42 0,68 0,89 1,27 Амортизация основных средств 33,3 44,6 93,9 6,07 5,43 8,94 0,77 0,71 1,34 Отчисления и затраты на ремонт основных средств 14,8 18,9 25,3 2,71 2,30 2,41 0,34 0,30 0,36 Износ санитарной одежды, столового белья, МБП, столовой посуды и приборов 5,6 13,7 13,6 1,02 1,67 1,30 0,13 0,22 0,20 Расходы на топливо, газ и электроэнергию для собственных нужд 2,1 7,2 9,0 0,39 0,88 0,86 0,05 0,11 0,13 Расходы на хранение, подработку, сортировку и упаковку товаров- 1,7 3,2 6,6 0,31 0,39 0,63 0,04 0,05 0,09 Расходы на торговую рекламу - - - - - - - - - Процент за пользование кредитом и займами 52,0 38,9 20,6 9,48 4,74 1,97 1,20 0,62 0,30 Потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации 2,6 1,9 2,3 0,49 0,23 0,22 0,06 0,03 0,03 Расходы на тару 0,2 0,4 0,1 0,03 0,05 0,01 0,01 0,01 0,0 Отчисления на социальные нужды 83,3 130,3 159,5 15,16 15,85 15,18 1,92 2,07 2,28 Налоги и сборы, включаемые в издержки обращения 23,2 26,5 35,2 4,23 3,23 3,36 0,54 0,42 0,50 Прочие расходы 31,3 68,1 75,9 5,72 8,29 7,22 0,72 1,08 1,09 Всего издержек обращения 549,3 821,9 1050,8 100,0 100,0 100,0 12,67 13,05 15,03
ПРИЛОЖЕНИЕ2.
 
/>
Рис.Изменение удельного веса  отдельных видов составляющих издержек обращения
ПРИЛОЖЕНИЕ3.
Расчет степени влиянияроста товарооборота в 2003г. на сумму и уровень издержек обращения Вид затрат 2002 2002г. пересчитанный на товарооборот 2003г. Влияние Сумма, млн. руб. В % к товарообороту Сумма, млн. руб. В % к товарообороту На сумму На уровень Расходы на ж/д, воздушные, автомобильные перевозки 54,2 0,86 60,1 0,86 +5,9 - Расходы на оплату труда 357,9 5,68 397,0 5,68 +39,1 - Расходы на аренду и содержание зданий и сооружений, помещений и инвентаря 55,8 0,89 55,8 0,79 - -0,1 Амортизация основных средств 44,6 0,71 44,6 0,64 - -0,07 Отчисления и затраты на ремонт основных средств 18,9 0,30 18,9 0,27 - -0,03 Износ санитарной одежды, столового белья, МБП, столовой посуды и приборов 13,7 0,22 13,7 0,19 - -0,03 Расходы на топливо, газ и электроэнергию для собственных нужд 7,2 0,11 7,68 0,11 +0,48 - Расходы на хранение, подработку, сортировку и упаковку товаров- 3,2 0,05 3,5 0,05 +0,3 - Расходы на торговую рекламу - - - - - - Процент за пользование кредитом и займами 38,9 0,62 43,3 0,62 +4,4 - Потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации 1,9 0,03 2,09 0,03 +0,19 - Расходы на тару 0,4 0,01 0,69 0,01 +0,29 - Отчисления на социальные нужды 130,3 2,07 144,7 2,07 +14,4 - Налоги и сборы, включаемые в издержки обращения 26,5 0,42 29,3 0,42 +2,8 - Прочие расходы 68,1 1,08 75,4 0,97 +7,3 -0,11 Всего издержек обращения 821,9 13,05 896,7 12,71 +74,8 -0,34 Товарооборот 6298,4 х 6990,2 х х х


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.