Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Сущность аудита, его цель и задачи

Сущность аудита, его цель и задачи.
 Сущность аудита.
Аудит — это процесс, посредствам которого компетентный независимый работникнакапливает и оценивает свидетельства об информации поддающейся количественнойоценке и относящейся к специфической хозяйственнойсистеме, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствияэтой информации установленным критериями. Такое определение дают аудитуамериканские ученые.Это определение содержитнесколько ключевых слов и словосочетаний. Выясним содержание этих терминов.
Поддающаясяколичественной оценке информация и установленныекритерии.
Для выполнения аудита должны существовать информации в форме допускающейпроверку, и определенные стандарты, посредствомкоторых аудитор может оценивать информацию.
Информацияподдающаяся количественному измерению, оценке имеетмножество форм.
Например:  финансовая отчетность; налоговые декларации; количество времени, необходимое работнику для выполнения задания; и т.д.
Критерии для оценкиэтой информации также могут значительно варьировать. Используемые критериизависят от цели аудита.
Хозяйственная система.
При проведении аудита всегда должныбыть ясно очерчены рамки ответственности аудита, определенахозяйственная система и период времени. Хозяйственной системойможет быть:юридическое лицо; подразделение; индивидуум.
Период времени — один год (обычно), но может быть квартальный имесячный аудит.
Накопление и оценка свидетельств.
Под свидетельством понимается любая информация, которую использует аудитор.Формы свидетельств различны вплоть до устных ответов клиентов, письменныеконтакты с другими предприятиями или лицами и личные наблюденияаудитора и пр.
Компетентное независимое лицо.
Аудитор должен быть:квалифицированным, чтобы хорошо понимать критерии; компетентным, чтобы знать типы и кол-во свидетельств, которые потребуются ему для анализа и правильного составления заключения; независимая позиция. 
Если аудитор обладаетпервыми двумя качествами, но не имеет  третьего, товсе его действия идут впустую. Независимость не должна быть абсолютной, но онадолжна быть целью.
Сообщение о результатах.
Аудиторское заключение, в котором пользователем предоставлены результатыпроверки. Заключение могут быть различными, но во всех случаях они должныинформировать читателей о том, насколько соответствует установленным критериям поддающаяся количественной оценке информация. Они могутиметь различную форму: от сугубо технических допростых устных.
 Различие между аудитом и бухгалтерским учетом.
В большинстве случаев аудит связан с бухгалтерской информацией и многие аудиторы весьма компетентны в бухгалтерских делах. Носледуетпомнить, что б/у это- процесс записи, классификации и подведения итогов экономических событий припомощи логики в целях подготовки информации для принятия решений.
При аудите бухгалтерских данных определяется правильно ли отображает записная информация те экономические события, которыепроизошли за проверяемый период. Т.к. бухгалтерские правила являются критериямидля оценки того, правильно ли сформирована бух. информация аудитор должен знатьэто правило: т.е. должен знать бух. учет, уметьнакапливать и толковать аудиторские свидетельства. Это то, что отличаетаудитора от бухгалтера.
Нельзя отождествлятьпонятие ревизии и аудита.
Рассмотрим различия вэтих понятиях по некоторым критериям:
1. По цели. Аудит-оценка достоверности  и законностибухгалтерского учета и отчетности, диагностирование и предупреждениепредкризисных ситуаций и банкротства предприятий всех форм собственности.
Ревизия-установлениедостоверности и законности и бухгалтерского учета и отчетности, раскрытие недостач,растрат, краж товарно-материальных ценностей, предупреждение финансовыхзлоупотреблений предприятий государственного сектора.
2. По задачам. Аудит- оценка системы учета и внутреннегоконтроля как элемента менеджмента; оценка аудиторского риска; установлениедостоверности и законности учета и отчетности; разработка рекомендации пооптимизации системы учета и внутреннего контроля для упрочения финансовогосостояния.
Ревизия-установлениецелесообразности и законности совершаемых хозяйственных операций и отражение ихв учете и отчетности; оценка организации бухгалтерского учета с точки зренияобеспечения сохранности государственной собственности.
3.По субъектам. Аудит — аудиторские фирмы, частные аудиторы (предпринимательская деятельность).
Ревизия — ревизорыгосударственной контрольно-ревизионной службы (исполнительская деятельность,выполнение распоряжений).
4.По объектам. Аудит- система учета и внутреннего контроля,информационные системы.
Ревизия — состояниеотчетности, сохранности государственной собственности.
5.Порядок организации. Аудит проводится на основе заключенногодоговора с предприятием-заказчиком (обязательный — ежегодно, частный- по желанию заказчиков в любое время).
Ревизия проводится наоснове приказа руководителя местной контрольно-ревизионной службы(периодичность ежегодно, по поручению правоохранительныхорганов — в любое время).
6.Методический прием. Приемы и способы документального ифактического контроля, экономического анализа.
7.Состав контрольной информации, ее обобщение и реализация.Аудит — аудиторский отчет, аудиторское заключение. Пользователи-собственникипредприятий (учредители, акционеры), инвесторы, кредиторы, налоговые инспекции.Ревизия-акт ревизии. Пользователи — руководитель  предприятия,администрация.
 Типы аудита.
В международной практике аудиторской деятельности приняторазличать следующие типы аудита:
Операционный аудит — проверка любой части процедур и методовфункционирования хозяйственной системы в целях оценки производительности иэффективности. По завершению этого аудита менеджеру обычно выдают рекомендациюпо совершенствованию операции. В операционном аудите проверки не ограничиваютсябухгалтерским учетом. Они могут включать оценку организационной структуры,компьютерных операций, методов производства, маркетинга и любой другой области,в которой аудитор квалифицирован. Это один из самых сложных типов аудита.
Аудит на соответствие — аудит позволяющий определить соблюдаются ли вхозяйственной системе те специфические процедуры или правила, которыепредписаны персоналу вышестоящим руководством.
Результаты аудита на соответствие обычно сообщаются кому-нибудь из подразделения, которое подвергалосьаудиторской проверке, а не широким слоям пользователей. Примером такого аудита может служить аудит налогоплательщиков напредмет соблюдения налоговых законов и т.д.
Аудит финансовой отчетности — выполняется для определения того, согласуются лисводные финансовые отчеты с общепринятыми бухгалтерскими принципами или скакими-либо другими выбранными критериями. Базируется этот тип аудита на том, что финансовой отчетностью будут пользоваться различныепользователи и для различных целей. Следовательно, аудиторское заключениедолжно содержать соответствующую информацию и быть понятно и доступно всем возможным пользователям.
Виды аудита, его цель и задачи.
С точки зрения эволюции аудит можно разделитьна следующие виды;
Подтверждающий аудит. В подтверждающем аудите бухгалтеры-аудиторыпроверяли и подтверждали достоверность отчетов клиента.
Системно-ориентированный аудит. Данный подход к аудиту дал возможностьнаблюдать системы, которые контролируют операции.Сущность состояла в том, что, аудиторы стали проводить экспертизу на основеоценки системы внутреннего контроля. Доказано, чтоесли система внутреннего контроля работает эффективно, не нужно проводитьдетальную проверку, потому что аудитор может (в той или иной степени) доверятьсистеме внутреннего контроля в раскрытии ошибок и нарушений.
Аудит, базирующийся на риске. Данный подход состоит в  том, что сконцентрироваваудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время,затрачиваемое на проверки областей с низким риском, и этим самым обеспечитьболее эффективную, с точки зрения затрат, услугу.
Кроме этого следует различать обязательный аудит иинициативный аудит.
Обязательным в Украине является аудит подтверждения достоверности иполноты годового баланса и отчетности всех хозяйствующих субъектов, независимоот формы собственности и вида деятельности, отчетность которых официальнообнародуется, за исключением учреждений и организаций, которые полностьюсодержаться за счет государственного бюджета и не занимаютсяпредпринимательской деятельностью, а также субъектов с годовымхозяйственным оборотом в размере не более 250 необлагаемых минимальных.заработной платы; для них 1 раз в 3 года  проверки финансового состоянияфинансовых посредников; эмитентов ценных бумаг; государственных предприятий присдаче в аренду; возбуждения вопроса о признании неплатежеспособным  илибанкротом, а также в иных случаях, предусмотренныхзаконами Украины. Может быть организован также порасширению суда или следственных органов.
Инициативным являетсяаудит, проводимый по инициативе собственника предприятия, а также лиц,владеющих не менее, чем 25%  акций (долей) , дающихправо голоса, либо руководителей предприятия.
Кроме того, аудитподразделяется:навнешний ивнутренний.
Внешний аудит проводится независимым аудитором, не имеющим на аудируемой фирме никаких интересов. Клиентонезависимостьэксперта-аудитора является главным отличительным качеством внешнего аудита.
Цель и задачи внешнего аудита отличаются от контроля на гос. предприятии. На первом этапе это подтверждениеотчетности, далее оказание сопутствующих услуг. Всоответствии с международными нормативами к сопутствующим аудиту работамотносятся подготовка обзоров, связанных с нефинансовой информацией(эффективность функционирования внутреннего аудита, компьютерной системы ит.д.)
Внутренний аудит осуществляется специальнымструктурным подразделением предприятия или его работниками,непосредственно подчиненными руководству предприятия и работающие в его штате.Внутренние аудиторы помимо основной деятельности- совершенствования системыучета и внутреннего контроля на предприятии, могут выполнять и специальныезадания руководства предприятия. масштабахработ внутренний аудит подразделяют на:
а) общий — по всем вопросам аудита фирмы в целом,
б) локальный -по всем направлениям аудита (технологии, бух. учет и т.д.).
Внутренний аудит всоответствии с международными нормативами “Использование результатов работывнутреннего аудитора”( июль 1992 г.) осуществляется потаким направлениям:анализ системы учета внутреннего контроля; изучение бухгалтерской и оперативной информации; оценка качества информации; разработка проектов управленческих решений; проведение стратегического анализа; разработка финансовых прогнозов.
Внутренний аудитпрактически только создается, приходя на сменувнутриведомственному контролю.
Аудит также подразделяется на:первоначальный и повторяющийся (согласованный). Первоначальный аудитосуществляет проверку или консультирование на данном предприятии.Повторяющийся аудит осуществляется на длительном сотрудничестве клиента содной аудиторской фирмой. Практика работы аудиторских фирм, как в странахЗапада, так и в Украине, свидетельствует о преимуществах повторяющегосясогласованного аудита. Такое сотрудничество удобно как аудиторам, которые втечение многих лет основательно знакомятся и изучают клиента, так и клиенту,который получает высококвалифицированную всестороннюю, основанную намноголетнем длительном сотрудничестве, помощь и оценку. Более того, сменаклиентом аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность, как употребителей информации, так и у новых аудиторов.
Нормативы аудита. Аудиторскаядеятельность в Украине.
Работа аудитора строго регламентирована. Международная федерациябухгалтеров (МФБ) называет аудиторские регламенты международными нормативамиаудита (МНА) и сопутствующих работ (СР) (МНА/СР). ВУкраине они получили название — национальные нормативы аудита и сопутствующихработ (ННА/СР).
Принято подразделять:
а) НН — внешнегоаудита;
б) МН — внутреннегоаудита.
При создании НН в качестве основы принимается МН. Эти нормативы применяются не зависимо от организации, форм собственности,масштабов предпринимательской деятельности. В соответствии с НН развиваетсяаудиторская деятельность на Украине.
Необходимость и основные положения регулирования и осуществления аудита на Украине «Про аудиторську дiяльнiсть».Здесь также определены сфера функционирования профессиональной общественнойорганизации Союз Аудиторов Украины (САУ) и Аудиторской Палаты Украины (АПУ).Обе организации имеют региональные отделения. Различны функции этихорганизаций:
 Функции АПУ:
1.        Утверждение норм истандартов аудита, программа подготовки аудиторов.
2.        Способность изданиюнормативных методических материалов.
3.        Сертификация аудиторской деятельности.
4.        Лицензирование проведения аудита.
5.        Подготовка предложений повопросам развития аудита на Украине.
6.        Рассмотрение жалоб поповоду деятельности отдельных аудиторов и аудиторских фирм.
 Функции САУ:
1.        Разработка обоснованныхметодик по вопросам аудита.
2.        Издание специальнойлитературы по вопросам аудита.
3.        Участие в учебнойдеятельности, подготовки и переподготовки кадров.
4.        Внесение предложенийорганам власти и управления по вопросам аудиторской деятельности.
АПУ создана в 1993 году в к-во 20человек. Одна из функций АПУ сертификация и лицензирование:серии А (предприятия); серии Б (банки); серии АБ (все предприятия, организации).
Выдача сертификатов осуществляетсяцентрализовано секретариатом АПУ. Повторная сертификация осуществляется черезкаждые 5 лет. Лицензия на проведение аудитаюридическим и физическим особам Украины выдается АПУ по установленной формеобщего образца. Лицензия выдается при наличии сертификатов. Срок действиялицензии 5 лет. Проект концепции временных норм аудиту в Украине предполагает всвоем составе следующие основные нормативы:
1.        Цели и задания проведения аудита.
2.        Договор на проведение аудита.
3.        Основные принципы,регулирующие аудит.
4.        Планирование аудита.
5.        Аудиторскиедоказательства.
6.        Оценка системы внутреннегоконтроля.
7.        Критерии существенности идостоверности.
8.        Оценка рисков ивоздействие их на аудиторские процедуры
Планирование аудиторскихпроверок.
Одним из важнейших аудиторских нормативов т.е. основных правилосуществления аудита является планирование, в соответствии с которым аудитор должен так организовать свою деятельность, чтобы обеспечить ее высокоекачество и быть уверенными, что в каждой конкретной ситуации применяетсянаиболее эффективные и действенные процедуры аудита.
Планы аудита основываются на знании особенностей предприятия заказчика.Для этого осуществляется общее предварительное аудиторскоеисследование экономической сферы деятельности заказчика, его условий иперспектив для заключения договора на аудит. Изучению подвергается:направления бизнеса заказчика; история его деятельности; нынешние условия, будущая перспектива; территориальное размещение; вид продукции, рынки сбыта; изменения в структуре производства и уровня в штате; последние изменения в функционировании б/у; организация аудита на предприятии, трудности в его проведении и т.д.
Аудитор должен иметь такой уровень знаний об отрасли и предприятииклиента, который позволит ему определить события и виды деятельности, которые по его мнению могут иметь существенное влияние нафинансовую информацию.
В плане проведения аудита отражается состояниеприменение на предприятии система бухгалтерского учета, уровень доверия кданным внутреннего контроля. В плане излагается характер, сроки и глубинааудиторских процедур, порядок координации в будущей работе.
После этого в соответствии со 2 МНА рекомендуется перед началом работысоставить письмо- обязательство, где определяются взаимные обязательствасторон, масштабы аудита, документально подтверждается согласиеаудитора на объем аудита, форму представляемого заключения. Послеподписания такого договора аудитор в письменной форме составляют полный план ипрограмму аудита. При составлении плана в нем должны быть предусмотреныследующие объекты: условия договора; содержание, сроки представления отчета, способ его передачи; ответственность аудитора; ответственность клиента; применяемая система и форма бухгалтерского учета; финансовые отчеты, используемые для аудита; исполнитель аудиторской работы; длительность аудиторской работы; бюджет времени и затрат; воздействие на аудит новых бухгалтерских или аудиторских инструкций, нормативов законов в ходе проверки; установление уровня существенности поставленных задач; определение наиболее существенных этапов и задача аудита; степенью доверия в системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля; работа внутренних аудиторов и масштабы их привлечения; сущность и объем аудиторских доказательств условия? требующие особого внимания; аудиторский риск; привлечение экспертов.
Для выполнения плана аудита, аудитор должен подготовить в письменнойформе программу аудиторской проверки с разработкой конкретных задач,мероприятий и процедур для каждого объекта аудита и вида работ. Она должна бытьдостаточно подробной. Выполняется рабочая программа по этапам:
1 этап. Аудиторская оценка организации состояния б/у,внутреннего аудита, качества отчетности предприятия.
Объекты аудита:наличие учредительных документов; реальность балансовых данных по уставному капиталу бухгалтерских данных; выборочная проверка бухгалтерских данных регистров, балансов и т.д.; материалы инвентаризации; акты налоговой инспекции; аудиторское заключение за прошлый период; состояние компьютеризации б/у; организация внутреннего контроля; соблюдение, правильное использование законов, нормативов;
2 этап. Аудиторская проверкафинансово-производственной деятельности.
Объекты аудита:учредительные документы; формирование и изменение уставного капитала; наличие и использование кредита; наличие и использование денежных средств; основные средства и нематериальные активы; материальные запасы; расчеты по оплата труда и производственным расчетам; производственные затраты; доход; конечный финансовый результат и их использование.
3 этап. Консультационные услуги и рекомендации поведению бухгалтерского учета.
 Стадии и направления аудита.
Каждая аудиторская проверка состоит из определенных этапов.Принято выделять следующие стадии аудита:предварительное исследование объекта аудита; планирование аудита; проверка внутреннего контроля предприятия; аналитическая проверка  финансовой информацией; обзор финансовой отчетности; подготовка аудиторского отчета и заключение.
Наиболее рациональнопроводить аудит по таким направлениям:определение типа, структура предприятия управления им; планирование и последующий контроль аудита; изучение и оценка формы и методов учета; изучение, оценка и проверка внутреннего контроля; проверка хозяйственных операций и учетных регистров; проверка реальности статей баланса; проверка соответствия данных бух. отчетности учетным регистром; проверка соответствия прибыли и убытков фактическим результатом деятельности; проверка соответствия бух. отчетности действующему законодательству; анализ бухгалтерской отчетности в целом и определение достоверности и объективности информации, содержащейся в отчетности; обобщение результатов проверки и составление аудиторского отчета.
По согласованнойпрограмме аудитор готовит заключение, знакомит о его содержании клиента. Последний составляет собственное мнение о фактическомсостоянии данного предприятия.
                                                     Процедурыаудита.
Аудиторская проверка представляет собой совокупность определенныхдействий аудитора по проверке финансовой отчетности. Такие действия аудитора называются аудиторскими процедурами. Онив общем виде могут быть представлены следующимобразом:ознакомление с отраслью и бизнесом клиента; осмотр предприятия и служебных помещений; рассмотрение политики компании в области учета; идентификация взаимосвязанных сторон(взаимосвязанными называются связь с филиалами, дочерними предприятиями); оценка потребности в привлеченных специалистах (когда аудитор сталкивается с тем, что требует специальных знаний).
I группа процедур.Информация о юридических обязательствах клиента.устав и уставные документы; протоколы собраний; договоры, контракты.
II группапроцедур. Аналитические процедуры.оценка способности предприятия оставаться действующим; выявление вероятности ошибок в финансовой отчетности;
III группа процедур.Непосредственно тестирование.сокращение числа детальных аудиторских тестов (если вероятность ошибок невелика, то детализировать аудиторские тесты нет необходимости). выбор времени проведения аналитических процедур; подготовка тестов.
Аудиторские доказательства
 Понятие аудиторскихдоказательств. Их виды. 
Требования к ним предъявляемые.
Наиболее важной и трудоемкой работой аудитора является подготовкааудиторских доказательств по всем объектам контроля.
Порядок получения аудиторских доказательств определенмеждународным нормативом аудита “Аудиторские доказательства” утвержденном вянваре 1982 г.
Под аудиторским доказательством следуетпонимать информацию, которая подтверждает  правильность отраженных в учетеданных или данных полученных во время фактической проверки состоянияконтролируемого объекта, которую отбирает аудитор в процессе контрольныхдействий для выдачи заказчику заключения о достоверности представленнойотчетности и правильности отражения в б/у операций, связанных с изменением состоянияпроверяемых объектов.
При подготовке аудиторских доказательств аудитор определяетосновополагающие элементы, характеризующие состояние проверяемого объекта. Этимаудитор отличается от ревизора. Содержание аудиторских доказательств зависит отспособа их получения.
Различают:прямые доказательства — когда получают доказательства непосредственно проводя независимую процедуру выявления состояния объекта; второстепенные доказательства — в этом случае используются данные внутреннего контроля или получения от 3 лиц.
В первом случаеполучают объективную и полную характеристику объекта, во втором кдоказательствам нужно относиться очень осторожно.документированные доказательства — содержащиеся в конкретных документах (Например, по расходному кассовому ордеру выдано 42 грн. на командировочные расходы, оправдательных документов нет. Указанная сумма списана на общехозяйственные расходы. В результате растет себестоимость, падает прибыль и налог на прибыль).
К аудиторскимдоказательствам предъявляются следующие требования:необходимость; обоснованность; полнота; правильность.
Под необходимостью аудиторского доказательства понимаютполучение конкретного необходимого аудиторского доказательства, содержаниекоторого характеризует объект исследования.
Подобоснованностью  аудиторского доказательства понимаетсяобеспеченность того, что в первичных документах и отчетах, учетных регистрах,формах отчетности содержание подтверждается подписями конкретных исполнителей.
Под полнотой аудиторского доказательства понимают объемсодержащейся в нем информации, достаточной для определения состояния объектаконтроля.
Под правильностью понимают требование, в соответствии с которым должныбыть приведены всесторонне проверенные аудиторскиеданные.
 Источники аудиторских доказательств.
Источником информации аудиторских доказательств могут быть:данные первичных документов, отражающие содержание хоз. операции или первичные отчеты; учетные регистры, где обобщается и накапливается информация из соответствующих первичных документов и отчетов в разрезе их экономического содержания; главная книга; бухгалтерская отчетность; планы, сметы, калькуляции, распорядительные документы; материалы ревизий и проверок разных уровней; материалы внутрихозяйственного контроля, в т.ч. по результатам внезапных проверок, инвентаризации и т.д.; данные документального и фактического контроля; письменные и устные заявления работников предприятия и третьих лиц.  
 Методика получения аудиторскихдоказательств.
Для получения аудиторских доказательств используют общенаучные испециальные приемы документального и фактического контроля.
Содержаниедокументов проверяют сплошным или выборочным методом.
 
Рабочие документы аудитора
 Понятие и классификация рабочих документов.
В соответствии с положением о стандарте аудита рабочие документы -это записи, в которых аудитор фиксирует:использованные процедуры; тесты; полученную информацию и соответствующие; выводы, сделанные в ходе аудитора.
Рабочие документы должны включать в себя всю информацию, которую аудитор считает важной для правильного выполненияпроверки и которая может поддержать те выводы, которые он проводит в своемзаключении.
Задачи рабочих документов.  Общая цель рабочих документов заключается в том, чтобыпомочь аудитору в проведении аудита. Это данные дляопределения для данного конкретного случая типа аудиторского заключениямиоснова для проверок.
Состав и кол- во аудиторских док-тов определяются аудитором самостоятельно в каждомконкретном случае. Зависит от составления  Рабоч. док-тов; квалификация аудитора; его опыта работы; условиядоговора на проведении аудита; нормативов, правил и внутренних стандартов, используемых аудиторской фирмой или частнымаудитором.
Рабочие док-ты должны отвечать определенным требованиям:информацию содержать достаточно полную и детальную, чтобы другой аудитор, не участвующий в проверке мог составить четкое представление о проверке и подтвердить выводы; док-ты должны быть составлены в ходе проверки, составление их после проверки не допускается; док-ты должны отражать наиболее существенные моменты, по которым аудитору необходимо высказать мнение; должны позволять оценить фин. отчетность, в соответствии с установленными критериями; содержать информацию, необходимую или полезную для последующих проверок; отражать состояние и оценку системы внутреннего контроля и степень к нему; фиксировать процедуры по проверке и оценке системы б/у; док-ты должны быть составлены четко и разборчиво; используемые сокращения и усл. обозначения должны быть пояснены в начале папки раб. док-тов.; необходимо обязательно указывать место и дату составления док-та, фамилию аудитора и его подпись, № док-та, порядковый № стр. в рабочей документации.
Существует несколькотипов классификации раб. док-тов:
1.  По времени ведения ииспользования: долгосрочные; непродолжительного использования.
2.  По способу и источникамполучения: от третьих лиц; от предприятия клиента; составленные аудитором.
3.  По характеру информации: правового хар-ра (копии учред. договоров и т.д.); о руководстве и персонале предприятия (кол-во и прочие сведения); о структуре и организации предприятия;  о системе внутреннего контроля; о системе б/у (структура, уровень автоматизации и т.д.); док-ты и оценки аудиторского риска; корреспонденция аудитора (письменные обращения аудитора, письма — предложения клиенту); итоговое заключение;  предложения и рекомендации.
4.  По назначению: обзорные (общая хар-ка предприятия-клиента); информативные (дающую точную инф-цию о совершенных хоз.операциях и т.д.); проверочные (свидетельствующие о проверке фин.сост.); подтверждающие (ответы на запросы третьих лиц); расчетные (содержащие определенные расчеты); сравнительные (составленные аудитором с целью сравнения); аналитические (составленные в рез-те применения метода аналитического обзора).
5.  По степенистандартизации: стандартизированные; произвольной формы.
6.  По форме представления: графические; табличные; текстовые; комбинированные.
7.  По технике составления: ручные; на машинных носителях.
Рабочие док-ты аудитора тесно увязаны с получением и отражениемаудиторских доказ-в поскольку раб.док-ты документально фиксируютпоследние. В соответствии с приведенной выше классификацией:полученные от третьих лиц (ответы на запрос аудитора в банк); полученные от предприятия- клиента (оригиналы и копии первичных док-тов, четных регистров, отчетов и т.д.); составленные самим аудитором(зафиксированные док-но личные наблюдения, результаты тестов, аналитического обзора).
Методика составления рабочих документов аудитора.
Каждая аудиторская фирма имеет свой подход кподготовке и организации рабочих док-тов.
Требования к рабочим док-там аудитора определяют их обязательные реквизиты:наименование док-та; название клиента; порядковый № док-та и стр. его размещения в аудиторском досье; период проверки; содержание; указание лиц составивших  и проверивших док-т, их подписи; дата составления док-та и др.спец. реквизиты.
Чаще всего раб. док-тысоставляются в виде схем.
Полученные аудитором выводы и рез-ты, которыезафиксированы в одном док-те, могут быть использованы и отражены в других док-х, составленных в ходе проверки. При этом обязательнассылка на страницу, где впервые эти выводы зафиксированы.
Принято выделять рабочие док-ты объединенныев постоянную информ-ю(постоянные файлы). Они явл.удобными источниками информации об аудите, которая неутрачивает своей ценности из года в год. Обычно это следующиедок-ты:выписки или копии уставных док-тов, контракты долгосрочные и т.д.; анализ за предыдущие годы по счетам, которые представляют постоянный интерес для аудитора(дебиторы, кредиторы, ОС и т.д.); информация по ознакомлению системой внутрихоз. контроля и оценкой риска контроля; рез-ты аналитических процедур, осуществленных при выполнении аудитов в предшествующие годы. Эта информация позволит определить имеются ли какие-нибудь необычные изменения по этим счетам за текущий год, которые требуют более широких проверок.
Документы текущего года образуют текущие файлы.
В текущие файлывключаются:программа аудита; рабочий пробный баланс;    корректировка оборотных ведомостей.
Вспомогательныезаписи.
Включение в рабочие док-ты хорошоспланированной программы аудита свидетельствует о том, что аудит проведен навысоком качественном уровне.
В аудиторских док-тах  присутствует спец. раб. документ “Перечень аудиторскихзадач”. Учитывая особенности аудита в Украине, специфику ведения б/у по сравнению с зарубежнымистранами этот рабочий док-т может быть представлен в виде таблицы.Дело _____ стр. ______ Аудит. фирма _______________ Клиент _____________ Регистр. №  лицензии ________ Период проверки ____ Аудитор ____________________ №  док-та ___________
Перечень аудиторских задач.
Настоящий документ предназначен для определенияперечня задач (целей),
которые необходимо решить в ходе аудиторской проверки.
         1.Финансовая отчетность отвечает ли фин. отчетность предъявленным к нейтребованиям и не искажает ли она фин. состояние предприятия.
2. Система б/у. Обеспечивает ли сущ. на предприятии-клиента система б/у надлежащий отчет активов и пассивов предприятия.
Проверка данныхсинтетического учета.
Проверка данныханалитического учета и т.д.
3. Проверка внутреннего контроля. Проверка надежности и эффективности системывнутреннего контроля предприятия клиента и т.д.
В документах“Планирование аудиторской программы”, как правилорассчитывается аудиторский риск. Аудитор может вынести док-т по расчетуаудиторского риска отдельно. Форма этого док-та может быть следующая.
1.  Финансовая отчетность.
2.  Процесс снабжения.
3.  Процесс производства.
4.  Процесс сбыта.
5.  ОС.
6.  Материальные запасы.
7.  Расчеты с дебиторами.
8.  Денежные средства.
9.  Прибыль.
10.           Расчеты с кредиторами.
11.           Прибыль.
12.           Налогооблажение. и т.д.
Уровень допустимогориска выполнения
по каждому направлению аудита оценен по существу
                                                                   ________              ________
                                                                  аудитор                  дата
Эта таблицапредставлена для определения риска выявления.
Для определения рискаконтроля и собственного риска составляется самостоятельные рабочие док-ты. Наиболее распространенные в практике рабочие док-ты — программа аудиторской проверки.
Особенно необходимытакие рабочие док-ты, если аудитор работает сассистентом.
Наибольшее кол-во рабочих док-товсоставляется на стадии оценке отчетности т.е. принепосредственной проверке статьи и показателей финансовой отчетности. Это могутбыть копии учетных регистров синтетического и аналитического учета, на которыхаудитор делает свои записи о проверке, пометки используя спец. обозначения. Наних обязательно делаются пометки кто, когда и где делал проверку.
Использованныесимволы, знаки аудиторы должны письменно пояснить.

Ведение аудиторского досье.
Совокупность рабочих док-тов, составленных доначала и в ходе проверке финансовой отчетности предприятия клиента представляетсобой аудиторское досье. Рабочие док-ты в досье должнынаходится в определенной последовательности:организационные; административные; док-ты аудиторских процедур по отдельным статьям годового отчета; другие аудиторские данные; выводы (заключение); рекомендации.
Рабочие док-ты подготовленыв ходе выполнения заказа, включая документыподготовленные клиентом для аудитора являются собственностью аудитора.Единственный случай, когда кто-либо еще, в том случае клиент, имеет юридическоеправо изучать эти док-ты, возможен тогда, когда ониотправляются по повестке в суд в качестве вещественногодок-ва. После завершения аудита, все рабочие док-ты остаются у аудитора, так что он в будущем может принеобходимости пользоваться ими. Многие из аудиторских фирм обычно переснимаютна микрофильм для снижения объема хранящихся док-тов.
В ходе проверки клиент получает значительное кол-воинформации носящей конфиденциальный характер. Если аудитор раскроет подобнуюинформацию посторонним лицам или служащим своего клиента, которые не имеютдоступа к этой информации взаимоотношения аудитора иклиента будут затруднены. По этой причине следует постоянно принимать всенеобходимые меры к защите рабочих документов. Рабочие док-тымогут быть переданы в распоряжение посторонних
Аудиторское заключение
 Структура аудиторского заключения.
Ст.7 Закона Украины “Об аудиторской деятельности” указано, что аудитороформляет результат своей проверки аудиторским заключением и аудиторскимотчетом.
Аудиторский отчет не является аудиторским документом.
Он предназначен исключительно заказчика и может быть опубликован лишь с его разрешения.
Аудиторскоезаключение рассчитано наширокий круг пользователей.
Его публикацияявляется свидетельством того, что годовой б/отчет предприятия и в целом егофинансовая  деятельность во всех деталях соответствует правилам ведения бух. учета и является достоверным.
Отчет обширныйдокумент, а заключение сжатый, краткий.
Аудиторскоезаключение должно содержать такие основные документы:заглавие, полное название поверяемого объекта; абзац, в котором говорится о том, кому адресуется аудиторское заключение; вступительный абзац: состав проверенной аудиторской отчетности; период и время проверки; определение границ ответственности руководства предприятия и аудиторов; масштаб проверки (раскрывается содержание проведенных аудитором работ); дата составления; адрес аудиторской фирмы; подписи.
В заглавии аудиторского заключения должна бытьзапись о том, что аудит осуществляется независимым аудитором. Необходимо также указать название фирмы или фамилию аудитора, №лицензии. Такая информация является подтверждением того, что во время аудита небыло никаких обстоятельств, которые могли помешать проведению независимойпроверки. При нарушении условия независимости аудитор не имеет права  делатьзаключение о проверенной отчетности.
В аудиторском заключении должно быть четко определено, кому оно адресуется — правлению, совету директоров, учредителям,акционерам, налоговой инспекции и т.д.
Должна быть сделана запись о том, что правильность составленияотчетности возлагается на руководство проверяемого предприятия иответственность за сделанное аудитором заключениележит на аудиторе.
Например эта запись может иметь следующую формулировку: “Мы произвелипроверку ОС по составлению на 01.01.97г. и соответствующую отчетность поматериальному состоянию на 01.01.97г. Ответственность  за правильностьотчетности несет руководство предприятия. В наши обязанности входит составлениезаключения на основании проверки полученной информации”.
Раздел “Масштаб проверки” отражает качество и масштаб проверки и долженубедить пользователей отчета в том, что аудит проведен в соответствии стребованиями международных и национ. нормативов,общепринятой практикой. В этом разделе сообщается о том, что проверкаспланирована и произведена с достаточной уверенностью в том, что в отчетностинет существенных ошибок.
Аудиторское закл. должно содержать мнение аудиторапо следующим вопросам:явл. ли полученная информация достаточной для отражения реального состояния активов и пассивов клиента; отвечает ли фин. отчетность принятой клиентом системе бух. учета, а принятая система б/у — действующим нормативам и законодательным актам; адекватно ли описание всех вопросов существенных для принятия аудиторского решения о правильности, достоверности и полноте информации; согласуется ли документация, отражающая финансовое состояние проверяемого предприятия по форме и содержанию с действующими законодательными и нормативными актами.
Мнение аудиторов в заключении должно быть изложено четко иоднозначно.
 
Типы аудиторского заключения.
Аудиторскоезаключение может быть:безусловно положительным; условно положительным (с оговорками); отрицательным; аудитор может отказаться от выдачи заключения.
 последних трех случаях его решение должно быть аргументированои аргументы изложены в заключении.
Аудиторское заключение заверяется подписями аудитора, руководителяклиента и печатью аудиторской фирмы.
Дата аудиторского заключения должна соответствовать последнему днюаудиторской проверки. В этот же день аудитор обязан довести результаты проверкидо сведения руководства предприятия- клиента.
Обязательно ваудиторском заключении должно быть указано место нахожденияаудиторской фирмы.
Предприятие-клиентпри проведении обязательного аудита должно представить своевременно заключениев налоговую инспекцию.
Положительное аудиторское заключение - аудитор составляет в том случае, если по его мнению соблюдены следующие условия:аудитор получил всю информацию и пояснения необходимые для целей аудита; представленная информация является достаточной для отражения реального состояния проверяемого предприятия; есть адекватные данные по всем вопросам; финансовая информация составлена соответственно с принятой на предприятии системой ведения б/у; в финансовой отчетности использованы достаточные учетные данные, не содержащие противоречия; финансовая отчетность составлена надлежащим образом, по установленной форме;
Положительное надлежащим даетобразом”, “аудиторское закл.(ПАЗ) должно содержатьформулировке”соответствует  требованиям”, “достоверноепредставление”,“достоверно отражает”,”соответствует”.
Если в ходе проверки возникает сомнение или возражение по поводуправильности, используемых проверяемых решений, но они были аргументированодоказаны, это не влияет на безусловно ПАЗ.
Аудитор не можетвыдать ПАЗ:появятся неуверенность(аудитор не может сформулировать мнение); несогласие(аудитор формулирует заключение оно противоречит проверенной финансовой операции).
Причинынеуверенности:ограничения в объемах информации, что не позволяет выполнить все аудиторские процедуры; ситуационные обстоятельства(неуверенность в правильности выборов).
Причинынесогласия:неприемлемость системы б/у; расхождение во мнениях по фактам или суммам; несогласие с полнотой и способам отражения фактов в учете; несоответствия осуществления или оформления операции законодательства.
Любая неуверенностьили несогласие являются причиной для отказа отбезусловно ПАЗ.
Отрицательноеаудиторское заключение(ОАЗ).
Фундаментальноенесогласие является основанием для ОАЗ.
Фундаментальнаянеуверенность — основание для отказа АЗ.
В заключительныхразделах АЗ аудитор сжато и четко формулирует свое окончательное мнение. Присоставлении ОАЗ уместной формулировке “несоответствуеттребованиям”, “не дает достоверного представления”, “искажаетдействительность”, “противоречит”.
Условно-положительное заключение.
Заключение, в которомформулируется отказ от мнения по конкретному вопросу и высказывается своесобственное мнение. При этом используют те же формулировки, что и для безусловно положительного заключения.
Если выявленные впоказателях неточности но дату проведения аудитасамостоятельно исправлены за время ведения аудита, то так же есть основания длявыдачи условно- положительного заключения. В этом случае делаются выводы о том,что показатели достоверны с учетом устранения выявленных отклонений.
Если аудиторотказывается от выдачи аудит. заключенияон указывает на невозможность на основании приведенных документовсформулировать мнение о состоянии дел на проверяемом предприятии.
В АЗ могут бытьвключены ограничения, модификация АЗ и дополнения.
Ограничения - вносятся в заключение тогда, когда объясняются моменты несоответствия проверки нормативам аудита.
Заключенияограничиваются в случае недостатка информации или из-за отклонения принциповучета.
Заключение сограничением содержат такие моменты:отзыв об отклонениях от принципов учета; несогласие с отклонением от принципов учета; отзыв об ограниченном масштабе аудиторских процедур; невозможность выдачи аудиторского заключения по непроверенной отчетности или в связи с нарушением независимости аудита; невозможность выдачи аудиторского заключения, подтверждающие достоверность отчета, в связи с неадекватности достоверности информации.
В аудиторскомзаключении должен быть описан любой недостаток информации(невозможностьподтвердить дебиторскую задолженность, невозможность проверить количествоматериальных запасов и т.д.).
Модификация аудиторскогозаключения - АЗ являетсямодифицированным, если содержит дополнительные пояснения, но ограничения в негоне вносятся. Оно содержит следующие моменты:изменение принципов учета за время проверки; изложение принципов учета, отличающихся от принципов б/у; обоснование отклонений от требования к учету, разрешенным законодательством; разъяснение по поводу использования отчетов других аудиторов; пояснение относительно предыдущих АЗ.
Дополнения к АЗ — АЗ считается расширенным,когда дополнения к стандартным разделам содержит комментарии к информации, невходящей в состав основной отчетности, а именно:дополнительный раздел, в котором обращается внимание на дополнительную информацию; замечание об отсутствии ежеквартальных данных или аналитического учета; указание на несоответствие прочей информации, данным проверенных отчетов (несогласованность пояснительной записки к балансу с балансом).

Завдання 1. Підприємство відрялило працівника до Львова10.01.2001р. Працівник повернувся  з відрядження 15.01.2001р. На підставіавансового звіту та посвідченя  про відрядження добові були нараховані так:
                                      6дібх 4грн = 24грн.
         Розв«язатизадачу за такою схемою:
1.  визначити, які нормативнідокументи були порушені;
2.  встановити до якихнаслідків призвела здійснена операція;
3.  визначити, які аудиторськідокази цього факту треба використати;
4.  встановити осіб,відповідальних за допущені помилки;
5.  визначити порядок дійаудиторів та їх пропозиції;
6.  зазначити корегуючі записибухгалтерського обліку, якими можна усунути допущені порушення.
Згідно з положеннями Інструкції про службові відрядження в межахУкраїни та за кордон, затвердженої наказом Міністерства Фінансів України від13.03.98р. №59, зі змінами та доповненнями, службовим відрядженням вважаєтьсяпоїздка працівника за розпорядженням керівника підприємства, об'єднання,установи, організації на певний термін до іншого населеного пункту длявиконання службового доручення не за місцем постійної роботи.
Порядок оформлення службових відряджень не змінився.
Направлення працівника  підприємства, об'єднання, установи, організаціїу відрядження як по території України, так і за кордон провадиться керівникомпідприємства або його заступником і оформляється наказом (розпорядженням) іззазначенням пункту призначення, назви підприємства, на яке відряджаєтьсяпрацівник, терміну і мети відрядження.
Термін відрядження визначається керівником підприємства або йогозаступником і не може перевищувати 30 календарних днів. Термін відрадженняпрацівників, направлених для виконання в межах України монтажних, налагоджувальних,ремонтних і будівельних робіт, не повинен перевищувати терміну будівництваоб'єктів.
Відповідальна особа виписує відрядженому працівнику посвідчення провідрядження за формою, затвердженою наказом ДПАУ від 28.07.97р. №260.Підставою для видачі посвідчення про відрядження є наказ (розпорядження) попідприємству про направлення працівника у відрядження. Посвідченняпро відрядження має бути оформлено належним чином як з лицьового, так і зізворотного боку. За позначками у посвідченні про відрядження про вибуття змісця  потійної роботи та прибуття до місця постійної роботи визначаєтьсяфактичний час перебування у відпядженні.
Підприємство, що відряджає у відрядження працівника, має зареєструватифакт видачі посвідчення про відрядження такому працівнику в журналіреєстрації посвідчень на відрядження.
Звертаємо вашу увагу, що відповідно до Інструкції №59 власник  (абоуповноважена ним особа) згідно з пунктом 5.4.8 Закону України „Прооподаткування прибутку підприємств“, зі змінами та доповненнями, можевстановлювати додаткові обмеження щодо сум і цілей використання коштів, наданихна відрядження: витрат на наймання житлового приміщення, на побутові послуги,транспортні та інші витрати. Розмір добових витрат, виплачуванихпрацівникам підприємства, направленим у відрядження підприємствами всіх формвласності, не може бути нижчим за норми добових витрат, установленихпрацівникам, направленим у відрядження підприємствами, які повністю абочастково утримуються (фінансуються) з арахунок бюджетних коштів. Зазначеніобмеження вводяться наказом (розпорядженням) власника (або уповноваженоїособи).
Після документального оформлення відрядження, відрядженому працівникуперед від'їздом необхідно видати грошовий аванс у межах суми, визначеної наоплату проїзду, наймання житлового приміщення, і добові.
Зауважимо, що Інструкцією №59 з урахуванням останніх змін передбачено,що підприємство, яке відряджає працівника, зобов'язане забезпечити йогогрошовими коштами (авансом) у розмірах, установлених нормативно-правовими актамипро слцжбові відрядження.
Перш ніж провести видачу грошових коштів із каси підприємства,бухгалтеру необхідно розрахувати суму авансу виходячи з норм добових витра,вартості проїзду і наймання житла (при цьому для визначення вартості житла івартості проїзду використовуються дані з наявних авансових звітів щодопопередніх відряджень до цієї місцевості). Як правило, аванс видається вцілих гривнях без копійок.
Згідно з Положеннями про ведення касових операцій у національній валютіУкраїні, затверджено постановою Правління НБУ від 19.02.2001р. №72, зі змінамиі доповненнями, видача авансу на відрядження, виплачуються добові в межах норм,установлених постановою КМУ „Про норми відшкодування витрат на відрядженняв межах України та за кордон“ від 23.04.99р. №633, зі змінами тадоповненнями.
Постановою №633 для відряджень у межах України встановлено такіграничні норми добових витрат:
а) якщо до рахунків на оплату вартості проживання в готелях невключаються витрати на харчування, — 18 грн.;
б) якщо до рахунків вартості проживання в готелях включаються витратина
 - одноразове харчування — 14грн. 40коп.;
 - дворазовехарчування — 10грн. 80коп.;
  — триразове харчуваня — 7грн. 20коп.
Витрати на харчування, вартість якого включено до проїздних документів,оплачується відрядженням за рахунок добових. Величина добових витрат — єдинадля всіх населених пунктів, незалежно від їх статусу (місто, обласний центр,районній центр).
Таким чином, по даному завданню можна сказати, що порушено Інструкцію№59, в які вказано, що підприємство мало забезпечити командировану особугрошовими коштами (авансом) відповідно до чинного законодавства (Згідно з п11-1постанови №633 розмір добових витрат не може бути нижчим за норми добовихвитрат, установлені додатком до цієї постанови).
Здійснена операція призвела до недоплати (невиплати) грошових коштів,по нарахуванню у відрядження в межа України, відрядженій особі.
Для аудиторських доказів можна віднести видатковий касовий ордер таавансовий звіт, який подала командирована особа, та посвідчення провідрядження.
Відповідальний за допущені помилки несе головний бухгалтер.
Після перевірки необхідних документів, аудитор може запропонуватипідприємству зробити перерахунок нарахованого авансу, та доплатити рештунеобхідної суми.
Для усунення допущених порушень, необхідно після перерахунку грошовихкоштів (авансу), донарахувати на підставі авансового звіту командированого (вавансовому звіті мають бути зазначені: дата його складання, призначенняотриманого авансу, розмір отриманих і використаних сум, перелік підтверджуючихдокуметів), та виписати видатковий касовий ордер на необхідну суму.
6 х 18 = 108 (всього по нарахуванню)
108 — 24 = 84 (недорахована сума)
Дт92 — Кт372 = 24грн.
Дт92 — Кт372 = 84грн.
Дт372 — Кт301 = 108грн.
Проводиться коректування по вище зазначеним рахункам.
Завдання 2.Аудиторська фірма отримала дві пропозиції попроведенню перевірок: вуід фірми К і фірма Л.
Фірма  існує на ринку більше п»яти років, обо'язковій аудиторськійперевірці у відповідності з критеріями не підлягає.
По результатам документальної перевірки податковими органами на фірмубуло накладено штрафні санкції. Погашення заборгованості перед бюджетом поштрафним санкціям призведе до порушення фінансової стійкості організації. Томуфірма К вирішила звернутися в аудиторську фірму з метою зменшенння об"ємуштрафних санкцій, що були накладені податковою інспекцією. Фірма К пропонуєзаплатити за послуги аудиторькій фірмі 1000грн.
Фірма Л існує на ринку три роки. Як підприємство з участю іноземногокапіталу, вона підлягає обов«язковій аудиторській перевірці.
Але в цьому році фірма Л вирішила змінити аудиторську фірму ізвернулась з пропозицією про укладення договору на перевірку бухгалтерськоїзвітності в названу вище аудиторську фірму. Фірма Л пропонує за послуги подоговору заплатити аудиторській фірмі 800грн.
Аудиторська фірма має обмеження у штатних співробітниках. При умовізаключення договорів по обох пропозиціях їй необхідно залучати штатнихробітників.
Потрібно:
Визначити, чи доцільно приймати аудиторській фірмі дві пропозиції, якщонеобхідно приймати одну, то яку?
Дивлячись по ситуації першої фірми (К), то після провірки їїподатковими органами, немає сенсу наймати аудиторів. Вони допоможуть, абопідкажуть як виправити ті помилки які знайшла податкова інспекція, і по якимбуло накладено штраф. І тільки якщо вони знайдуть помилку податківців, що маломожливо, можна буде на підставі аудиторських актів зменшити суму штрафнихсанкцій.
Тому аудиторській фірмі доцільніше буде погодитись на пропозицію фірми(Л). При цьому їй необхідно буде підготувати фахівця, який буде розумітися наведенні документів із залучення іноземного капіталу. І відповідно до того, щопідприємство існує на ринку три роки, перевірка не займе багато часу, щооправдає запропоновану підприємством суму гонорару.

Список используемой литературы.
 
1.  »Налоги и бухгалтерскийучёт" №31
2.  «Вісник податкової службиУкраїни» №16 с.40
3.  «Бізнес — Бухгалтерія.Право. Податки. Консультації» №45/1 с.47
4.  «Баланс» №8 с.57
5.  «Экспресс-анализзаконодательных и нормативных актов» №23 с.8
6.  ЛИГАБизнессИнформ.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.