Содержание
1 Теоретические основы организации учетной политики предприятия
1.1 Понятие,цели и задачи учетной политики
1.2Основные принципы и порядок формирования учетной политики
1.3Основные понятия бухгалтерской и налоговой учетной политики предприятия
2 Сравнительная характеристика бухгалтерской и налоговой учетной политикина примере ООО «Автоприбормаш»
2.1Организационно-экономическая характеристика ООО «Автоприбормаш»
2.2.Анализ бухгалтерской и налоговой политики ООО «Автоприбормаш»
2.3Сравнительная характеристика между бухгалтерским и налоговым учетом.
Приложение 1
Приложение 2
3
Введение
В настоящее время учетнаяполитика является важнейшим инструментом управления предприятием. При грамотномсоставлении учетной политики организация может существенно изменить в лучшуюсторону свои основные показатели деятельности предприятия, построить налоговоепланирование и ценовую политику.
Однако следует отметить, чтозначение учетной политики недооценивается многими предприятиями, в которых кразработке учетной политики относятся формально, не изучают последствияприменения тех или иных элементов.
Без ознакомления с учетнойполитикой предприятия нельзя осуществлять сравнительный анализ показателейдеятельности организации за различные периоды, сравнивать различные организациимежду собой, проводить аудиторскую и налоговую проверки.
Любой хозяйствующий субъект — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уплачивают различные видыналогов.
Основными документаминалогового законодательства в нашей стране является Налоговый Кодекс РФ ипринятые в соответствии с ним Федеральные законы о налогах и сборах. Налоговаяполитика Российской Федерации основывается на признании всеобщности и равенстваналогообложения. Согласно НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленныеналоги и сборы.
Налог считается установленнымтогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именнообъект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка,порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Законно установленныйналог налогоплательщик обязан правильно исчислить и вовремя заплатить. Взависимости от того, насколько правильно налогоплательщик рассчитаетналогооблагаемую базу и определит сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, вконечном итоге зависит, как величина налоговых последствий для организации, таки размер её финансового результата.
Рассчитывая налоговую базу,налогоплательщик должен в течение всего финансового года пользоватьсянеизменными методами. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, чтоналогоплательщик должен организовать систему обобщения информации дляопределения налоговой базы по каждому из налогов на основе первичныхдокументов, сгруппированных в соответствии с порядком, установленным налоговымзаконодательством, то есть фактически должен иметь учетную политику в целяхналогообложения, для оптимизации взваленного на него налогового бремени.[1]
Таким образом, начиная с 1января 2002 года все организации должны составлять утверждать две учетныеполитики — учетную политику в целях ведения бухгалтерского учета и учетнуюполитику налогообложения.
Составление учетной политики вцелях бухгалтерского учета процесс для бухгалтеров не новый. Это требованиесодержится в пункте 5 «Положения по ведению бухгалтерского учета ибухгалтерской отчетности в РФ», утвержденного приказом Минфина РФ от 29 июля1998 года № 34н. А вот до вступления в силу главы 21 «Налог на добавленнуюстоимость» НК РФ порядок составления учетной политики организации для целейналогообложения законодательством определён не был. Вопросы, касающиеся налогообложения,организации отражали в бухгалтерской учетной политике, составляемой в соответствиис Приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 года №. 60н «Об утверждении положенияпо бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98. В настоящеевремя необходимо утверждать две учетные политики: бухгалтерскую на основанииПБУ 1/98 и налоговую в соответствии со статьей 313 главы 25 НК РФ, так какопределение учетной политики для целей бухгалтерского учета и целей налоговогоучета различны.[2]
Актуальностьисследования темы настоящей работы обусловлена тем, что проблема сниженияналогового бремени по-прежнему остается актуальной для предприятий всложившихся экономических условиях. Зачастую предприятия, стремясь уменьшитьсвои налоговые платежи, используют пробелы в законодательстве либо используютналоговые схемы, связанные с нарушением законов Российской Федерации. Однакосуществует способ, который позволяет снизить налоговые платежи, не нарушая приэтом никаких нормативных документов, – это использование учетной политики. Еслирассматривать общепринятые определения учетной политики, то основное и наиболееясное определение учетной политики представлено в ПБУ 1/98 «Учетная политикаорганизаций». Там сказано, что «под учетной политикой организации понимаетсяпринятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичногонаблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщенияфактов хозяйственной деятельности».
Учетнаяполитика является основополагающим фактором учетной системы, а ведь именно всистеме бухгалтерского учета формируется богатейшая информационная база,которая используется, в том числе и для исчисления налоговых платежей. Понимаямеханизм формирования учетных данных, организация способна воздействовать настатьи своей отчетности, стоимость имущества и финансовые результаты, изменятьих в нужном ей направлении. То есть учетная политика при должном умении ижелании может превратиться в эффективный инструмент управления финансовымирезультатами и величиной начисленных налогов.
Внастоящее время разделяют учетную политику для целей бухгалтерского учета иучетную политику для целей налогообложения, что, с одной стороны, делает работубухгалтера более трудоемкой, а с другой, предоставляет предприятиям большуюсвободу в вопросах налогового планирования, ведь базой для расчета налога наимущества являются данные бухгалтерского учета (гл. 30 Налогового кодекса РФ),а базой для расчета налога на прибыль являются данные налогового учета (гл. 25Налогового кодекса РФ).
Какпоказывает практика, изменение учетной политики предприятия требует предельновнимательного и квалифицированного подхода. Это объясняется целым рядом причин.
Во– первых, новая учетная политика будет действовать в течение всего отчетногогода;
во–вторых,с помощью учетной политики можно управлять финансовыми ресурсами предприятия;
в–третьих,элементы учетной политики влияют на формирование налоговых обязательствпредприятия перед бюджетом и затрагивают порядок исчисления налогов. Не смотряна существования регламентирующих документов как в области бухгалтерской, так иналоговой учетных политик, сегодня практики говорят о возникающих сложностяхпри разработке указанных документов.
Цельработы – сравнительная характеристика бухгалтерской и налоговой учетных политикорганизации на примере ООО «Автоприбормаш».
Согласноцели в работе необходимо решить задачи:
1)Исследовать теоретические основы учетной политики предприятия: основныеэлементы и принципы.
2)Проанализировать показатели деятельности и учетной политики предприятия напримере ООО «Автоприбормаш».
Работасостоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Методологическойбазой выполненной работы являются нормативно правовые акты РоссийскойФедерации, специальная литература, исследования отечественных ученых,статистическая информация по теме исследования.
/>1 Теоретические основы организации учетной политикипредприятия/>1.1 Понятие, цели и задачи учетнойполитики
Требования к определениюучетной политики организации содержатся в ПБУ 1/98, утвержденном приказом Министерствомфинансов РФ от 09.12.98г. №60-н.
Под учетной политикойпредприятия понимается выбранная им совокупность способов ведениябухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущейгруппировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведениябухгалтерского учета относятся:[3]
1. способы группировки и оценки хозяйственной деятельности;
2. способы погашения стоимости активов;
3. организация документооборота;
4. инвентаризация;
5. способы применения счетов бухгалтерского учета;
6. системы регистров бухгалтерского учета;
7. способы обработки информации и др.
Формирование учетной политикивключает в себя следующие способы ведения бухгалтерского учета, определяемыеорганизацией:[4]
1. рабочий план счетов бухгалтерского учета;
2. формы первичных учетных документов, по которым нет унифицированных форм;
3. порядок проведения инвентаризации;
4. методы оценки активов и пассивов;
5. правила документооборота;
6. порядок контроля за хозяйственными операциями и др.
Учетная политика формируетсяглавным бухгалтером, утверждается руководителем и применяется с 1 января года,следующего за годом ее утверждения.
Главная задача учетнойполитики предприятия — раскрыть те способы бухгалтерского учета, которыесущественно влияют на оценку и принятие решений заинтересованнымипользователями бухгалтерской отчетности.
Изменения в учетной политикедолжны вводится с 1 января года, следующего за годом утверждения и должныносить продуманный, обоснованный характер.
При формировании учетнойполитики следует руководствоваться рядом допущений и требований, перечисленныхв ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».
Допущение имущественной обособленностипредприятия означает, что имущество и обязательства организации существуютобособленно от имуществ и обязательств собственников данной организации идругих предприятий. Это допущение означает, что на балансе организации недолжно быть имущества, не принадлежащего данной организации: прежде чемпроверять, например, правомерность включения в себестоимость материалов,амортизации оборудования или нематериальных активов, следует убедиться вналичии документов, подтверждающих права данной организации на имущество(материалы, основные средства, нематериальные активы и т.п.). В этой связивозрастает значение Гражданского кодекса РФ, определяющего перечень и основныеусловия заключения различных сделок.[5]
Допущение временнойопределенности фактов хозяйственной деятельности означает, что фактыхозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду (иотражается в бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо отфактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных сэтими фактами. Поэтому это допущение называется еще принципом начисления.
Принцип начисления применялсяв отечественной теории и практике учета в отношении момента признания расходов:начисляется амортизация, начисляется заработная плата, отпускаются впроизводство материалы, даже если они не оплачены (но только в том случае, еслиправа собственности на них перешли организации).
Допущение последовательностиприменения учетной политики означает, что выбранная организацией учетнаяполитика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.
При реализации данногодопущения имеет большое значение определение перспектив развития организации,взвешенный анализ действующего законодательства.
Согласно ПБУ 1/98 изменения вучетной политике предприятия могут иметь место только в следующих случаях:
1. реорганизация предприятия (слияние, разделение, рисоединение);
2. смена собственников;
3. изменения законодательства Российской Федерации или в системенормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации;
4. разработка новых способов бухгалтерского учета.
«В целях обеспечениясопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должнывводится с начала финансового года»[6]Изменениеспособов ведения бухгалтерского учета касается и способов, разрабатываемыхсамой организацией.
Вопрос о сроках внесенияизменений в учетную политику организации следует рассмотреть подробнее. С однойстороны, в обеспечение принципа последовательности[7]применяемой учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, отобранныеорганизацией при формировании учетной политики, и изменения учетной политикидолжны вводится с начала финансового года.
Таким образом, грубымнарушением принципов обеспечения достоверности составления бухгалтерскойотчетности, является произвольное изменение способов бухгалтерского учета втечение отчетного периода. Это касается прежде всего тех способовбухгалтерского учета, которые обеспечивают порядок формирования информации обимущественно финансовом состоянии предприятия, о его финансовых результатах ииных финансовых показателях деятельности (порядок оценки стоимости имущества,начисления амортизации, учета затрат на производство и калькулированиесебестоимости продукции, работ, услуг и т.п.).
С другой стороны,«… представляемая в течение отчетного года бухгалтерская отчетность может несодержать информацию об учетной политике предприятия, если в последней непроизошли изменения со времени составления предыдущей годовой бухгалтерскойотчетности, раскрывшей учетную политику».[8]
Таким образом, действующеезаконодательство не исключает потенциальной возможности внесения изменений всодержание учетной политики организации в течение отчетного года.
«… При формировании учетнойполитики предприятия по конкретному направлению (вопросу) ведения и организациибухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких,допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативногорегулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Если указаннаясистема не устанавливает способа ведения бухгалтерского учета по конкретномувопросу, то при формировании учетной политики осуществляется разработкапредприятием соответствующего способа, исходя из Положений по бухгалтерскомуучету»[9].
Таким образом, приказ поучетной политике организации может содержать только две группы способовбухгалтерского учета: способы, которые уже известны и содержатся в нормативныхактах по бухгалтерскому учету РФ, но варианты по своему характеру; или способы,которые предприятие разработало самостоятельно в отсутствие таковых внормативных актах, руководствуясь общеметодологическими подходами.
Вывод: итак мы выявлено, чтопод учетной политикой предприятия понимается выбранная им совокупность способовведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения,текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Так же были выявлены основныепонятия и цели учетной политики предприятия./>1.2 Основные принципы и порядокформирования учетной политики
Хотя бухгалтерский учетрегламентируется общими нормативными документами для всех предприятий, укаждого из них могут быть различные цели и задачи. В связи с этим актуальнорассмотрение различных подходов к разработке предприятием учетной политики.
На выбор и обоснование учетнойполитики организации влияют следующие факторы:[10]
1. организационно-правоваяформа предприятия (общество с ограниченной ответственностью, акционерноеобщество, государственное предприятие);
2. отраслеваяпринадлежность или вид деятельности (промышленность, строительство, торговля,посредническая деятельность);
3. объемыдеятельности, структура организации, численность;
4. порядокналогообложения организации (освобождение от различного вида налогов, ставкиналогов);
5. степеньсвободы действия в условиях рыночной экономики, т.е. возможностьсамостоятельного принятия решений в вопросах ценообразования, выбора партнера);
6. цели и задачиэкономического развития предприятия на долгосрочную перспективу, ожидаемыенаправления инвестиций, тактические подходы к решению перспективных задач;
7. материальнойбазы (обеспеченность компьютерной техникой и иными средствами оргтехники,программно-методическое обеспечение);
8. система информационногообеспечения предприятия (по всем необходимым для эффективной деятельностинаправлениям);
9. уровеньквалификации бухгалтерских кадров, экономической смелости, инициативности ипредприимчивости руководителей фирмы;
10.системаматериальной заинтересованности в эффективности работы предприятия иматериальной ответственности за выполняемый круг обязанностей.[11]
Только принятие во вниманиевсей совокупности указанных факторов поможет правильно подойти к обоснованиюучетной политики.
Принятая учетная политикапредприятия должна обеспечивать целостность системы бухгалтерского учета.Поэтому она должна охватывать все аспекты учетного процесса: методический,технический и организационный.
Методический аспект учетапредусматривает способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизациипо различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п. Методическийаспект включает:
1. Критерий отнесения предметов к основным средствам.
2. Порядок начисления износа (амортизации) основных фондов.
3. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам.
4. Порядок финансирования ремонта основных средств.
5. Метод оценки сырья, материалов (производственных запасов).
6. Формирование учетных групп материальных ценностей.
7. Способ отражения на счетах операций заготовления и приобретенияматериальных ценностей.
8. Способ учета выпуска продукции.
9. Сроки погашения расходов будущих периодов.
10. Перечень резервов предстоящих расходов и платежей.
11. Метод определения выручки от реализации продукции.
12. Порядок создания резервов по сомнительным долгам.
Необходимость, порядоксоздания и использования фондов. Технический аспект — как реализуется этиспособы в учетных регистрах, схемах отражения на счетах учета. Технический аспектвключает:
План счетов бухгалтерского учета.
Форма бухгалтерского учета.
Технологии обработки учетнойинформации.
Организация внутрипроизводственногоконтроля.
Организация составления отчетности.
Инвентаризация имущества иобязательств.
Организационный аспект — какосуществляются эти способы с точки зрения построения бухгалтерской службы, ееместо в системе управления, взаимосвязи и взаимодействие с другими элементами извеньями этой системы, характерными для рыночной экономики. Организационныйаспект включает:
1. Правила документооборота.
2. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.
3. График документооборота.
Предприятие самостоятельновыбирает форму бухгалтерского учета, определяя перечень учетных регистров,последовательность и технику записей в них, их взаимосвязь. В основе выборалежат такие критерии, как объем и состав имущества, принадлежащего предприятию,структура и сложность производственного процесса, масштабы и разнообразие видовдеятельности, организация управления, квалификация персонала.
При выборе формы ведения учетацелесообразно ориентироваться на машинные технологии обработки учетной информации.
Машиноориентированные формыучета должны предусматривать: высокий уровень автоматизации учетных работ;регламентацию процессов получения учетной и отчетной информации, необходимойдля выполнения функций бухгалтерского учета в управлении хозяйственнойдеятельностью предприятия; возможность формирования части отчетной информациине только за соответствующий отчетный период, но и на любую дату в этомпериоде; фиксацию всей выходной информации на машинных носителях; вывод вудобный для использования форме по установленному регламенту информации дляосуществления бухгалтерского контроля за хозяйственной деятельностью иподготовки управленческих решений, составления бухгалтерской отчетности ивыполнения других управленческих работ; вывод в удобный для использования формепо запросам работникам бухгалтерской службы данных для справочных целей,контроля достоверности учетной информации, правильности ее обработки;оперативность и удобство использования учетной и отчетной информации.
В качестве общих принциповпостроения машиноориентированных форм учета могут быть предложены следующие:накапливание и хранение информации о фактах хозяйственной деятельности в базеданных; систематизация информации о фактах хозяйственной деятельности должнапроизводится в процессе ее хронологической регистрации; совмещение записейсинтетического и аналитического учета в единой системе.
Однократность ввода данныхпредусматривает, что данные, зафиксированные в первичном документе, вводятся всистему учетных записей единожды: дальнейшая обработка их осуществляется путемпереноса и движения по различным регистрам.
Ориентация на применениемашинных информационных технологий не исключает возможности организациибухгалтерского учета по одной из традиционных ручных форм счетоводства. Имеетсяв виду, например, единая журнально-ордерная, журнал- главная,мемориально-ордерная формы.
При формировании отчетныхданных учетная политика организации является основополагающей.
От выбора методабухгалтерского чета, закрепленного учетной политикой предприятия, зависитпорядок учета основных операций.[12]
Международные стандартыучетной политики
Рассмотрим, что понимают подучетной политикой в международной практике. Для этого обратимся к текстамМеждународных стандартов бухгалтерского учета International AccountingStandards (IAS), разрабатываемых Комитетом по Международным стандартам (IASC) ивпервые опубликованных на русском языке Госкомстатом РФ.[13]
Стандарт IAS1 -75 прямогоопределения термин «учетная политика» не дает, однако косвенно поясняет, чтоописание учетной политики — текст, который включается в финансовые отчеты сцелью пояснения основных правил учета, принятых в организации, необходимостьчего обуславливается тем, что разные учетные политики могут приводить кпринципиально разным комплектам финансовых отчетов, основанных на одних и техже условиях и событиях.
Отсюда можно сделать триважных вывода:
1. Учетная политикаорганизации как таковая, т.е. без соответствующего ей финансового отчета закакой-то период времени, не является предметом рассмотрения стандарта IASI-75.Стандарт регламентирует учетную политику только в узком смысле словаприменительно к конкретному финансовому отчету. Причем лишь в той мере, в какойона нужна для прояснения.
2. Никаких временныхограничений действия тех или иных компонентов учетной политики в организации неустанавливается. Период, охваченный финансовым отчетом, первичен по отношению кпериоду действия описания учетной политики.
3. Перечень компонентовучетной политики ограничивается теми, которые нужны потребителям для пониманияконкретного финансового отчета. Составитель описания учетной политики долженопределить те вопросы, которые могут оказаться, непонятны его потребителямфинансового отчета, и именно их и пояснить в описании учетной политики.
В России задача перехода намеждународные стандарты финансовой отчетности, т.е. стандарты IAS впервые былапоставлена в 1992 г., когда была принята государственная программа перехода намеждународную систему учета и статистики в соответствии с требованиями развитиярыночной экономики.
Однако в первом отечественномстандарте бухгалтерского учета ПБУ 1/94 и Законе «О бухгалтерском учете» №29-ФЗ от 21 ноября 1996г. отношение к учетной политике отличается от ужерассмотренного стандарта IASI-75.
В соответствии смеждународными стандартами по окончании финансового года составляетсяфинансовый отчет и в нем объясняется, какова была учетная политика в прошедшемгоду применительно лишь к тем данным отчета, которые могут оказаться, непонятныподготовленным пользователем. Весьма вероятным может оказаться такое положение,когда учетная политика, на предстоящий год является корпоративным секретом.
Жестких требований к описаниюучетной политики в стандарте не предъявляется. Это означает, что:
Текст его может бытьраздроблен и дан в тех местах финансового отчета, в которых это требуется длясохранения целостности отчета с точки зрения потребителя финансовой информации.Например, финансовый отчет банка может состоять из табличных форм, содержащихфинансовую информацию и выделенных в разделы, пояснения могут следовать послетех форм, которые этого требуют.
Руководитель организацииподписывает весь финансовый отчет, а не отдельную его часть под названием«учетная политика».
По существу, характеристикаучетной политики в узком смысле слова согласно международному стандартусводится к следующему:[14]
1. У каждой организацииучетная политика должна быть только одна, у разных организаций учетные политикимогут быть разными.
2. Учетная политика «имеетотношение к принципам, основаниям, соглашениям, правилам, процедурам,одобренным руководством на этапе подготовки финансовых отчетов».
3. Фундаментальные положенияучета, примененные в финансовом отчете, пояснений не требуют; однако, если этофундаментальные положения в отчете не применяются, то это необходимо объяснить.
Формальные требования кдокументу, описывающему учетную политику, в России более жесткие, чем встандарте IASI-75. В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» этотдокумент утверждается «приказом или распоряжением лица, ответственного заорганизацию и состояние бухгалтерского учета». Соответственно, данный документне может быть текстом, поясняющим отдельные разделы финансовых отчетов.
Кроме того, в российскойпрактике учетная политика не привязана к финансовым отчетам предприятия, аимеет самостоятельное значение.
В отличие от международныхстандартов, в России:
Документ под названием«Учетная политика» утверждается в начале года. Учетная политика организации,как таковая, является предметом рассмотрения стандарта ПБУ 1/94. Стандартрегламентирует учетную политику в широком смысле слова, применительно к принятомуучету на предприятиях.
Временные ограничения действиякомпонентов учетной политики в организации устанавливаются жестко. Период,охваченный финансовым отчетом, вторичен по отношению к периоду действияописания учетной политики.
Перечень компонентов учетнойполитики является очень широким, охватывая, по возможности, все потенциальныенаправления деятельности предприятия.[15]
Вывод: в данном разделе быливыявлены основные принципы и порядок формирования учетной политики.1.3 Основные понятия бухгалтерской и налоговой учетной политикипредприятия
Составив при создании компанииучетную политику, многие бухгалтеры забывают о ней. А зря. Законодательство побухучету и налогообложению постоянно обновляется, значит, нужно поправить иотдельные положения учетной политики. Вспомнить о ней необходимо и при началенового вида деятельности.
Это приложение поможет выбратьнаиболее оптимальный и безопасный вариант отражения операций в налоговых ибухгалтерских регистрах. Ведь грамотно составленная учетная политика можетизбавить организацию от споров с контролирующими органами.
Общеизвестно – учетнаяполитика является основным внутренним документом, устанавливающим особенностиучета в конкретной организации. Поэтому бухгалтеру следует подходить к ееразработке со всей ответственностью. Важно помнить, что учетная политика должнасодержать описание способов и методов учета активов, обязательств ихозяйственных операций, осуществляемых организацией.
Рассмотрим основные моменты,которые должен знать бухгалтер, создавая учетную политику для целей какбухгалтерского, так и налогового учета.
Организации самостоятельносоставляют учетную политику на основании действующего законодательства, обухгалтерском учете исходя из своей структуры, отрасли и других особенностейдеятельности.
При этом бухгалтер долженруководствоваться не только Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «Обухгалтерском учете», но и ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». Данноеположение по бухгалтерскому учету устанавливает основы формирования (выбора иобоснования) и раскрытия учетной политики организаций (кроме кредитныхорганизаций и бюджетных учреждений).
Способы ведения бухгалтерскогоучета, избранные организацией, применяются с первого января года, следующего загодом утверждения учетной политики, последовательно из года в год. Установленныев ней правила ведения бухучета должны применять все филиалы, представительстваи иные подразделения организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимоот места их нахождения.
Конечно, бухгалтерский учетрегламентируется нормативными документами, общими для всех организаций. Но нестоит забывать, что у каждой из них свои особенности. Рекомендации, оптимальныедля бухучета одной организации, могут быть неприемлемы для другой.
Главный бухгалтер долженобосновать выбор метода учета нормами действующего законодательства. Их можноразделить на две группы:
– одновариантные;
– многовариантные.
В первой группе нормустановлен однозначный порядок учета конкретных операций, который обязателендля всех, поэтому в учетную политику их не включают. Например, для целейбухгалтерского учета в соответствии с пунктом 8 ПБУ 6/01 таможенные пошлины итаможенные сборы включаются в первоначальную стоимость основного средства.Следовательно, в данном случае у организации нет выбора варианта учетатаможенных платежей.
Вторая группа отличается тем,что здесь законодательство допускает несколько способов ведения бухучета. И приформировании учетной политики бухгалтеру нужно выбрать один из предложенныхспособов и закрепить его в учетной политике. Например, начислять амортизацию вбухучете можно одним из четырех способов (линейным, уменьшаемого остатка,списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования или пропорциональнообъему продукции (работ)).
Если нормативные документы побухгалтерскому учету отсутствуют, не учитывают специфики деятельности или непозволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результатыорганизации, то главный бухгалтер может самостоятельно разработать свой вариантучета и указать его в учетной политике организации. Отступление отустановленных правил учета нужно обосновать и раскрыть сначала в учетнойполитике организации, а потом и в пояснительной записке к бухгалтерскойотчетности.
План счетов бухгалтерскогоучета – это схема регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности(активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухучете.Он должен содержать синтетические и аналитические счета, необходимые для ведениябухгалтерского учета.
На основании Плана счетовбухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв.приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, организация разрабатывает рабочийплан счетов. При его формировании учитывают сочетание следующих параметров:размер организации, уровень ее автоматизации, состояние учета, степеньразвитости управленческого учета.
В рабочий план счетоввключаются только те синтетические счета, которые необходимы для отраженияхозяйственных операций, совершаемых организацией. Для учета специфическихопераций организация может вводить дополнительные синтетические счета,используя свободные номера счетов. Но этот вопрос в обязательном порядке долженбыть согласован с Минфином России. Что касается аналитических счетов(субсчетов), то их организация может добавлять, исключать и объединять,уточнять содержание по своему усмотрению. На это согласие Минфина не требуется.
Организация ведетбухгалтерский учет на основании первичных учетных документов. Их формысодержатся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Если организация проводитхозяйственные операции, по которым не предусмотрено унифицированных форм, онаразрабатывает собственные первичные документы. В этом случае необходимостьразработки новых форм должна быть четко обоснована. Самостоятельно разработаннымидокументами могут быть, например, акт приема-передачи работ (оказания услуг),заказ-счет, бухгалтерская справка и т. д.
Перечень таких форм надоутвердить в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Они должнысодержать обязательные реквизиты, установленные в пункте 2 статьи 9 Закона №129-ФЗ.
Организация при необходимостиможет вносить в документы (кроме форм по учету кассовых операций)дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты унифицированных форм первичнойучетной документации должны оставаться без изменения (включая код, номер формы,наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных формне допускается.
Унифицированные формыпервичных учетных документов могут быть дополнены графами, строками, которые необходимыдля ведения налогового учета. Это связано с тем, что налогоплательщики вправевести налоговый учет по налогу на прибыль на основании данных первичногобухгалтерского учета. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующиморганизационно-распорядительным документом.
В учетной политике нужноуказать также, на основании каких форм составляется бухгалтерская отчетность.Ведь организация может использовать типовые формы отчетности или разработатьсобственные бланки. Благо такой вариант законодательство по бухучету вполнедопускает.
Таким образом, у организацииесть право выбора – применять типовые формы бухгалтерской отчетности илисамостоятельно разработанные и утвержденные в учетной политике.
Информация, содержащаяся впоступивших в бухгалтерию первичных документах, должна быть обработана исистематизирована. Технология сбора и обработки информации зависит:[16]
– от количества видовдеятельности у организации;
– количества хозяйственныхопераций за конкретный промежуток времени, что определяет и объем поступающейинформации;
– количества подразделений, ихместонахождения, организационной структуры подразделений.
Для систематизации и накопленияинформации предназначены регистры бухгалтерского учета, которые могут вестись:
– в специальных книгах(журналах);
– на отдельных листах икарточках;
– в виде машинограмм,полученных при использовании вычислительной техники;
– на магнитных лентах, дисках,дискетах и иных машинных носителях.
В связи с существованиемразличных возможностей обработки учетной информации в учетной политикенеобходимо конкретизировать используемый способ обработки информации,применяемую программу и т. д.
Налоговая политика организации– это система методов (способов), приемов, методик ведения налогового учета, атакже формирования, оптимизации, исчисления и анализа налоговых показателей.Под налоговыми показателями понимается величина налоговых платежей, а такжеотносительные величины, характеризующие:
1. долю налогов и сборов в активах и пассивах организации;
2. соотношение сумм различных видов налогов;
3. налоговую платежеспособность организации и т.д.
Поскольку для организации, какправило, не является существенным величина сборов, то в дальнейшем речь будетидти только о налогах.
Особую роль в налоговойполитике играет оптимизация налоговых платежей, поэтому главная цель налоговойполитики – определение оптимальной величины налоговых платежей и, какследствие, увеличение финансового результата.
Оптимальной считается величинаналоговых платежей, которая:
1. рассчитана с учетомиспользования законных способов ее минимизации;
2. определена с учетом выборанаиболее приемлемой налоговой базы налога или налогового режима дляорганизации;
3. не уменьшает финансовогорезультата.
Основными задачами налоговойполитики являются:
1) планированиепотоков налоговых платежей;
2) оптимизациявеличины налоговых платежей, то есть их снижение без ущерба экономическойэффективности деятельности организации;
3) анализвыполнения плановых налоговых показателей и эффективности налоговогопланирования;
4) составлениеоптимального графика погашения обязательств по выплате налогов и сборов;
5) формированиеэффективной технологии расчетов по налоговым платежам.
Налоговая политика являетсясоставной частью финансового менеджмента организации и осуществляется с помощьюразработанной учетной политики, от которой зависят количество и суммыперечисляемых налогов в бюджет и внебюджетные фонды, платежеспособность ифинансовая устойчивость организации. Учетная политика в целях налогового учета(налогообложения) является инструментом налоговой политики, так как при определенииучетной политики у организации имеется выбор, который касается методовформирования налоговой базы некоторых налогов, использования специальныхрежимов налогообложения и т.д.
В соответствии с Налоговымкодексом РФ (НК РФ) организации обязаны вести налоговый учет параллельно сбухгалтерским учетом. Соответственно для ведения этих видов учетаразрабатываются:
1. учетная политика для целейналогового учета;
2. учетная политика для целейбухгалтерского учета.
Вывод: были изучены основныеаспекты бухгалтерской и налоговой учетной политики предприятия.
/>2 Сравнительная характеристика бухгалтерской и налоговойучетной политики на примере ООО «Автоприбормаш»/>2.1 Организационно-экономическаяхарактеристика ООО «Автоприбормаш»
ООО «Автоприбормаш» учрежденов целях содействия развитию рыночных отношений в Российской Федерации,получения прибыли, а так же более эффективного и качественного производствачастей и принадлежностей к автомобилям.
Виды деятельности, наосуществление которых в соответствии с действующим законодательством требуетсялицензия, могут выполняться только после ее получения в установленном порядкепрекращение после истечения срока ее действия.
Предприятие ООО«Автоприбормаш» было создано на основе «Положения о порядке государственнойрегистрации субъектов предпринимательской деятельности» и в соответствии сдействующим законодательством 25 марта 1994 года как Товарищество сограниченной ответственностью ТОО «Электро». 14 декабря 1998 года в связи сприведением в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации иФедеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от08.02.1998 года ТОО «Электро» было переименовано и зарегистрировано какОбщество с ограниченной ответственностью ООО «Автоприбормаш». Была разработанановая редакция Устава предприятия и зарегистрирована врегистрационно-экспертном отделе Городской Управы г. Калуги.
ООО «Автоприбормаш» являетсяюридическим лицом, обладает обособленным имуществом на праве собственности,имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печати,содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указывающую егоместонахождение, от своего имени заключает договора (совершает сделки),приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности, можетвыступать истцом (ответчиком) в судебных органах.
Предприятие создавалось какспециализированное предприятие для обеспечения деталями приборов автозаводов, иявлялся, в то время, малым предприятием. Здесь стали выпускаться корпусаавтомобильных датчиков топлива, давления масла и температуры охлаждающейжидкости автомобилей. С тех пор ООО «Автоприбормаш» прошел тяжелый и длинныйпуть по становлению и расширению производства, предприятие окрепло и насегодняшний день развивается стремительными темпами, используя накопленный опыти внутренний потенциал, предприятием освоено токарное, штамповочное, литейноепроизводство предприятие выпускает около 60 наименований изделий длямашиностроения, энергетической промышленности и автомобилестроения.
До 2000 года предприятиенаходилось на арендованных площадях профессионального лицея №22. В 2000 году всвязи с расширением производства – в состав предприятия вошел литейный цех попереработке отходов производства – стружки, предприятие находится в отдельномпроизводственном помещении, в котором размещаются 2 токарных, литейный,ремонтный участки, администрация.
В настоящее время местонахождения организации ООО «Автоприбормаш»: г. Калуга, ул. Зерновая,36.Производственная площадь предприятия — 9 709 кв. м.
На предприятии используютсяследующие виды производств:
· - автоматно-механическое производство;
· - штамповочное производство;
· - сварочное производство;
· - литейно-механическое производство;
· - инструментальное производство.
Годовой объем реализациипродукции превышает 20 млн. рублей.
Среднесписочная численностьработающего персонала более 100 человек.
Целями деятельности обществаявляются расширение рынка товаров и услуг, а, так как организация являетсякоммерческой, то извлечение прибыли. Основные партнеры предприятия: Калужскийзавод «Автоприбор», ОАО «Автоэлектроника», ОАО «КЗАЭ» — ООО «Автоприбормаш»поставляет на эти заводы корпуса датчиков к автомобилям.
В настоящее время предприятиерасширяет партнерскую сеть: осваивает производство новых изделий дляМосковского завода «Изолятор» — это детали высоковольтных вводов и клеммывысоковольтных трансформаторов.
ООО «Автоприбормаш» являетсяобществом с ограниченной ответственностью с уставным капиталом 10000 рублей.Уставной капитал Общества образован из имущества и денежных средств, переданныхему учредителями. В настоящее время учредителями являются юридические ифизические лица.
Согласно учетной политике ООО«Автоприбормаш» полученная прибыль за последние годы не направлялась наформирование различных фондов, а использовалась для расширения и обновленияпроизводства.
Общество вправе ежеквартально,раз в полгода или раз в год, принимать решение о распределении своей чистойприбыли между Участниками Общества.
Регулирование издержекпроизводства осуществляется на основании Положения о составе затрат попроизводству и реализации продукции, включаемых в их стоимость путем сокращенияпостоянных издержек.
Согласно финансовой политикеООО «Автоприбормаш» управление финансами необходимо осуществлять с помощьюследующих мероприятий:
· проведение рыночной оценки активов;
· проведение реструктуризации задолженности по платежам в бюджет;
· разработка мер по снижению не денежных форм расходов.
Руководство производственно-хозяйственнойдеятельностью Общества осуществляет директор Общества. Директор Обществаопределяет структуру и штат работников Общества в соответствии со сметойрасходов, утверждаемой Общим Собранием Участников Общества.
Плановые проверки финансово-хозяйственнойдеятельности Общества проводятся ревизионной комиссией не реже одного раза в год.
Для оценки учетной политикиООО «Автоприбормаш» необходимо рассмотреть общую организационную структурубухгалтерского учета, приведенную в таблице 1:[17]
Таблица 1 — Общаяорганизационная структура бухгалтерского учета в ООО «Автоприбормаш»Элемент организации бухгалтерского учета Фактически в ООО «Автоприбормаш» Состав бухгалтерии и структурная схема в бухгалтерии В состав бухгалтерии входит 3 человека: гл. бухгалтер, зам.гл.бухгалтера, бухгалтер-кассир Наличие учетной политики Приказ об учетной политике предприятия от 29.12.2004г. №91-П Наличие должностных инструкций, фактические обязанности работников бухгалтерии и их полномочия Перечень обязанностей работников бухгалтерии и их полномочия отражены в должностных инструкциях Наличие рабочего плана счетов и его особенности Утвержденный рабочий план счетов как приложение к Приказу об учетной политике Форма бухгалтерского учета Журнально-ордерная Применение в учете и управлении компьютерных программ 1: С Бухгалтерия Наличие утвержденной внутренней отчетности и осуществление контроля за ее составлением и предоставлением Утвержденная внутренняя отчетность предприятия отсутствует Наличие форм первичной учетной документации отличных от типовых Формы первичной документации типовые Наличие положения о порядке проведения инвентаризации Утверждено положение о порядке проведения инвентаризации как приложения к приказу об учетной политике
Анализфинансовой устойчивости через систему относительных показателей позволяетпроанализировать финансовое состояние предприятия в целом.
Системупоказателей можно разделить на две группы: показатели, определяющие состояниеоборотных средств, и показатели, определяющие состояние основных средств.
Коэффициентобеспеченности собственными средствами показал, что доля собственных средств воборотных не только больше требуемой нормы, но и имеет постоянный характер вдинамике, что говорит о достаточной устойчивости предприятия в областиобеспечения оборотных средств собственными источниками.
Прирассмотрении коэффициента маневренности собственного капитала четко прослеживаетсятенденция к росту с 0,18 (на 1.01.02) до 0,55 (на 1.07.03). С финансовой точкизрения, эта тенденция свидетельствует о значительном росте мобильностисобственных источников средств.
Коэффициентобеспеченности материальных запасов хотя и имеет тенденцию к снижению с 1,90(на 1.01.08) до 1,42 (на 1.07.09), но само значение 1,42 в два раза превышаетнорму, что говорит об отсутствии даже потенциальной необходимости в привлечениизаемных средств для финансирования материальных запасов.
Всевышесказанное позволяет заключить о том, что сделанный ранее вывод не тольконашел свое подтверждение при анализе относительных показателей, но и, развиваяего, можно с уверенностью сказать об умелой финансовой политике, проводимойпредприятием, как в области формирования запасов и затрат, так и оборотныхсредств в целом, что подчеркивают высокие значения анализируемых показателей.
Далеепроанализируем показатели, определяющие состояние основных средств.
Здесьв первую очередь надо рассмотреть показатель соотношения заемных и собственныхсредств. На анализируемом предприятии это соотношение на начало рассматриваемогопериода (на 1.01.08) составлял 0,30. Такое значение свидетельствует означительном превосходстве собственных средств над заемными, а это неоспоримыйпризнак высокой финансовой устойчивости. Однако в течение всего периода этотпоказатель неуклонно растет и уже на 1.07.09 г. составляет 0,91. Эта величинавсе еще находится в пределах нормы, но ее рост в динамике свидетельствует обусилении зависимости предприятия от привлеченного капитала.
Коэффициентреальной стоимости имущества имеет тенденцию к постепенному росту, без скачков:с 0,25 (на 1.01.08) до 0,28 (на 1.07.09). Это говорит об устойчивом ростеуровня производственного потенциала.
Коэффициентавтономии хотя и не опускается ниже нормы, но на протяжении всегорассматриваемого периода снижается с 0,87 до 0,52, а это означает ростфинансовой зависимости от заемного капитала.
Вцелом, доля основных средств снижается, но все показатели находятся еще впределах допустимых норм, но если предприятие не остановит наметившейсятенденции к росту зависимости от внешних источников, то в дальнейшем возможноснижение финансовой устойчивости.
Итак,на предприятии отчетливо прослеживаются изменения в проведении финансовой политикив области формирования источников средств. Приоритет при этом начинаетотдаваться привлечению заемных средств. Сделанный анализ наглядно показал, чтотакая учетная политика в данном направлении неизбежно приведет к снижениюфинансовой устойчивости предприятия. Из таблицы видно, что балансанализируемого предприятия не является абсолютно ликвидным как на начало, так ина конец рассматриваемого периода:
/>; />; />; />
Наанализируемом предприятии постоянно не хватает денежных средств для погашениянаиболее срочных обязательств. Динамический анализ показал, что недостатоксредств в этой группе постоянно растет: с -23600тыс. руб. (на 1.01.08) до — 31835тыс.руб. (на 1.07.09).
Однакодальнейшее рассмотрение таблицы 2 позволяет сделать вывод, что только этопервое условие (/>). На протяжениивсех анализируемых периодов не отвечают требованиям, предъявляемым кликвидности баланса предприятия.
Сопоставлениенаиболее ликвидных и быстрореализуемых активов (/>)с наиболее срочными обязательствами и краткосрочными пассивами (/>) позволяет выявить текущую(т.е. на ближайшее время) ликвидность баланса и платежеспособность предприятия.В каждом отдельном периоде сумма /> и /> не только покрывает сумму /> и />, но и дает определенныйзапас денежных средств. Причем этот запас неизменно растет: с 408тыс. до6310тыс. руб. Это отрадный факт для предприятия, однако более глубокий анализпоказывает, что выше обозначенный рост связан, прежде всего, с наличием большойсуммы дебиторской задолженности, а не реальных денежных средств.