ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
Кафедра «Налоги и налогообложение»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Основы аудита»
НА ТЕМУ: "Специальные аспекты аудиторской проверки"
Выполнила: ст. гр. ФЗП-2
№ зач. кн.0707079
Биглова Э.Р.
Проверил:
УФА 2009
Содержание
Введение
1. Первичный аудит начальных и сравнительныхпоказателей бухгалтерской отчетности
2. Проверка соблюдения нормативных актов при проведенииаудита
3. Проверка прогнозной финансовой информации
4. Проверка оценочных значений в бухгалтерском учете
5. Прочая информация в документах, содержащихпроаудированную бухгалтерскую отчетность
Заключение
Список литературы
Введение
Аудит — это независимое рассмотрение специально назначеннымаудитором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них присоблюдении правил, установленных законом. Первые независимые аудиторы появилисьеще в ХIХ в. в акционерных компаниях Европы.
Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, ктонепосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры),и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры,инвесторы). Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороныадминистрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотелибыть уверенными в том, что их не обманывают, что отчетность, представленнаяадминистрацией, полностью отражает действительное финансовое положениепредприятия. Для проверки финансовой положения предприятия приглашалисьспециальные люди — аудиторы, которым, по мнению акционеров, можно было доверять.Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречнаячестность и независимость.
Актуальность темы контрольной работы обусловлена тем, чтоважнейшей составляющей аудиторской проверки является правильность финансовойинформации и подтверждение финансовой отчетности.
Цель контрольной работы — исследование специфики аудиторскойпроверки в организации.
Задачи контрольной работы:
Изучить особенности первичного аудита бухгалтерскойотчетности;
Рассмотреть основные аспекты проверки при проведении аудита.
1. Первичный аудит начальных и сравнительныхпоказателей бухгалтерской отчетности
При проведении первичного аудита бухгалтерской отчетностиэкономического субъекта следует провести проверку достоверности и начальных исравнительных показателей бухгалтерской отчетности.
Начальные и сравнительные показатели бухгалтерской отчетностидолжны отражать результаты финансово-хозяйственной деятельности экономическогосубъекта и последовательное применение учетной политики экономического субъектаза период, предшествующий первичному аудиту.
При проведении первичного аудита важно получить достаточныйобъем аудиторских доказательств, позволяющих убедиться в том, что начальные исравнительные показатели проверяемой бухгалтерской отчетности не содержатсущественных искажений, способных повлиять на достоверность проверяемойбухгалтерской отчетности.
Первичный аудит начальных и сравнительных показателейбухгалтерской отчетности должен быть спланирован и проведен таким образом,чтобы обеспечить выявление не всех имеющихся искажений, а только тех, которыеимеют существенное значение.
Достаточность аудиторских доказательств достоверностиначальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности зависит отследующих факторов, которые аудиторская организация обязана проанализировать:
существенность начальных и сравнительных показателей вотношении проверяемой бухгалтерской отчетности;
величина риска возможных искажений бухгалтерской отчетностив предыдущем отчетном периоде;
учетная политика, применяемая экономическим субъектом;
факт выдачи аудиторского заключения, отличного от безусловноположительного.
Для выполнения требований, предъявляемых к проведениюпервичного аудита начальных и сравнительных показателей бухгалтерскойотчетности, аудиторская организация может провести на выборочной основеследующие аудиторские процедуры:
ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностьюэкономического субъекта;
провести анализучетной политики экономическогосубъекта;
ознакомиться с порядком составления бухгалтерской отчетности;
оцепить работу отдела внутреннего аудита экономическогосубъекта;
в случае необходимости запросить у экономического субъектапервичные документы, относящиеся к предыдущему отчетному периоду;
При получении в результате проведения аудиторских процедурдостаточного объема аудиторских доказательств и отсутствия в них существенныхискажений в отчетном периоде аудиторская организация должна выразить мнение одостоверности проверяемой отчетности в форме безусловно положительногоаудиторского заключения.
Если же установлено, что отдельные начальные и сравнительныепоказатели бухгалтерской отчетности содержат искажения, которые существенновлияют на достоверность отчетности, то аудиторская организация должна выразитьсвое мнение о достоверности проверяемой отчетности в формеусловно-положительного заключения.
Если же аудиторская организация установила, что начальные исравнительные показатели бухгалтерской отчетности недостоверны, то она должнавыразить мнение о проверяемой отчетности в форме отрицательного аудиторскогозаключения.
2. Проверка соблюдения нормативных актов припроведении аудита
При проведении проверки бухгалтерской отчетности аудиторобязан установить соответствие финансовых или хозяйственных операцийэкономического субъекта действующим в Российской Федерации нормативным актам,чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержитсущественных искажений.
При проверке соблюдения нормативных актов экономическимсубъектом аудитор должен установить:
обеспечивается ли персонал экономического субъекта необходимыминормативными актами по бухгалтерскому учету и налогообложению;
привлекаются ли специалисты аудиторских и юридическихорганизаций для получения работниками экономического субъекта необходимыхконсультаций по бухгалтерскому учету, налогообложению и применениюхозяйственного и иного законодательства Российской Федерации;
разработаны ли внутренние рабочие документы, определяющиеучетную политику, схемы документооборота;
применяются ли меры воздействия (и какие) на персоналэкономического субъекта при соблюдении требований нормативных актов;
осуществляется ли предварительный контроль законности планируемыхкрупных сделок с обязательным участием юриста.
При планировании проверки аудитор учитывает особенностипроверяемого экономического субъекта, определяет требования законодательства,которым должна соответствовать деятельность этого субъекта, а также степеньвыполнения этих требований экономическим субъектом.
Аудитор обязан обратить особое внимание на те нормативныеакты, невыполнение которых может стать причиной прекращения или приостановлениядеятельности экономического субъекта.
Аудитору следует учесть влияние невыполнения нормативныхактов экономическим субъектом на другие аспекты аудита, особенно надостоверность сведений, представленных руководством экономического субъекта. Еслинарушения не были обнаружены СВК или не были включены в сведения, которыепредставило руководство, аудитор вправе пересмотреть оценку возможных рисков, атакже степень достоверности сведений, представляемых руководствомэкономического субъекта.
Если невыполнение нормативных требований, нормативных документовпо бухгалтерскому учету и налогообложению является существенным, то аудиторобязан отразить все подобные нарушения в своей рабочей документации; учестьвлияние отмеченных нарушений на надежность аудиторских доказательств идальнейшее планирование процедур аудита; сообщить руководству экономическогосубъекта о замеченных нарушениях в своей письменной информации; сообщитьпользователям бухгалтерской отчетности о замеченных нарушениях (отразить ваудиторском заключении, выступить на собрании акционеров и т.п.).
Факты невыполнения требований нормативных актов должны бытьучтены аудитором при составлении аудиторского заключения.
Аудитор может прийти к выводу о необходимости прекратить илиприостановить проверку, если руководство и персонал экономического субъекта непринимали меры по устранению фактов нарушения требований нормативных актов,даже если такие нарушения не оказывали существенного влияния на бухгалтерскуюотчетность, но могли бы существенно повлиять на нее в дальнейшем.
3. Проверка прогнозной финансовой информации
Проверка прогнозной информации регламентируетсяМеждународным стандартом аудита МСА 810, а также российским правилом (стандартом)аудиторской деятельности.
Под прогнозной информацией понимается информация о будущемфинансовом положении, будущих финансовых результатах деятельности, будущемдвижении денежных средств экономического субъекта либо отдельных сторонах егофинансово-хозяйственной деятельности в будущем, подготовленная исходя издопущения, что определенные события произойдут и определенные действия будутпредприняты руководством экономического субъекта.
Проверка прогнозной финансовой информации экономическогосубъекта является услугой, сопутствующей аудиту. Она может оказыватьсяаудиторской организацией наряду с проведением аудита бухгалтерской отчетностиданного экономического субъекта.
Прогнозная финансовая информация может быть подготовлена ввиде одно — или многовариантного прогноза. Основу одновариантного прогнозасоставляют допущения, что определенные события произойдут и определенныедействия будут предприняты руководством экономического субъекта; основумноговариантного прогноза — допущения о различных возможных будущих событиях идействиях руководства экономического субъекта в целях выработки различных мерразвития экономического субъекта.
Прогнозная финансовая информация может быть подготовлена длявнутренних управленческих нужд: для оценки величины необходимых финансовыхвложений, предоставления третьим лицам (например, потенциальным инвесторам икредиторам).
В зависимости от целей прогнозная финансовая информацияможет быть представлена в виде свода показателей или на основе типовых формбухгалтерской отчетности.
Ответственность за содержание прогнозной финансовойинформации несет руководство экономического субъекта, ответственность завыражение мнения о ней — аудиторская организация.
Проверка прогнозной финансовой информации аудиторскойорганизацией проводится для того, чтобы установить надежность, реалистичность ивозможность ее использования, а также правильность ее подготовки на основепринятых допущений и адекватность ее представления.
При проверке правильности подготовки прогнозной финансовойинформации аудиторская организация использует такие процедуры, как выборочныерасчеты, прогнозируемых показателей, оценка непротиворечивости данных, в основерасчета которых лежат одни и те же допущения, и др.
При выявлении существенных искажений в расчетах аудиторскаяорганизация должна учитывать взаимосвязь отдельных показателей и оценивать ихвлияние ан правильность прогнозируемых результатов.
Отчет о результатах проверки прогнозной финансовойинформации должен содержать мнение аудиторской организации о применимостидопущении и адекватности ее представления.
Если аудиторская организация установила, что прогнознаяфинансовая информация неверно подготовлена на основе принятых допущений, то вотчете о результатах проверки прогнозной финансовой информации должны бытьизложены обстоятельства, обусловившие мнение аудиторской организации.
4. Проверка оценочных значений в бухгалтерскомучете
Международный стандарт аудита МСА 540, а также российскиеаудиторские правила (стандарты) устанавливают требования в отношении аудитаоценочных значений, содержащихся в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Этитребования не предназначены для применения при проверке прогнозируемой илиожидаемой информации, хотя многие процедуры, приведенные в нем, могут подходитьдля этой цели.
Аудитор должен получить достаточные надлежащие аудиторскиедоказательства, подтверждающие оценочные значения.
Сущность оценочных значений. Под оценочнымизначениями понимают приблизительно определенные или рассчитанные сотрудникамиаудируемого лица на основе своего профессионального суждения значения некоторыхпоказателей в отсутствие точных способов их определения.
Ответственность за подготовку оценочных значений, внесенныхв финансовую (бухгалтерскую) отчетность несет руководство аудируемого лица. Вслучае использования при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетностиоценочных значений риск существенных искажений в такой отчетности возрастает.
Особенности определения оценочных значений. Процессопределения оценочного значения может быть простым или сложным в зависимости отспецифики рассчитываемого показателя.
Оценочное значение может являться постоянно функционирующейсистемы бухгалтерского учета либо частью системы, функционирующей только вконце отчетного периода. Во многих случаях оценочные значения выводятся спомощью формул и коэффициентов.
Аудиторские процедуры в случаях наличия оценочныхзначений. Аудитор должен получить достаточные надлежащие аудиторскиедоказательства относительно того, является ли оценочное значение разумным вданных обстоятельствах и раскрыта ли, если это необходимо, надлежащим образоминформация о нем.
Общая и детальная проверка процедур, используемыхруководством аудируемого лица. Действия аудитора, обычно предпринимаемыепри общей и детальной проверке процедур, используемых руководством аудируемоголица, включают:
оценку исходных данных и рассмотрение допущении, на которыхосновывается оценочное значение;
арифметическую проверку расчетов, выполняемых при оценке;
рассмотрение процедур утверждения оценочных значенийруководством аудируемого лица.
Аудитору следует определить, насколько точны, полны иуместны исходные данные, на которых основывается оценка. Если используютсяданные, полученные на основе системы бухгалтерского учета, они должнысогласовываться и не противоречить другим учетным данным.
Аудитору следует обратить особое внимание на допущения,которые находятся в сильной зависимости от изменения исходных данных и легкоподвержены существенным искажениям.
Аудитор должен проверить разумность формул, используемыхруководством аудируемого лица при определении оценочных значений.
Аудитор должен провести арифметическую проверку расчетов,которым следует руководство аудируемого лица.
Использование независимой оценки. Аудитор можетпровести самостоятельно или получить от третьего лица независимую оценку исравнить ее с оценочным значением, подготовленным руководством аудируемого лица.При использовании независимой оценки аудитору следует убедиться вобоснованности исходных данных, рассмотреть необходимые допущения и провестипроверку процедур вычисления, используемых для такой независимой оценки.
Проверка последующих событий. Операции и события,имевшие место по окончании отчетного периода, но до завершения аудита, могутпредоставлять аудиторские доказательства относительно оценочных значений,подготовленных руководством аудируемого лица. Общая проверка аудитором подобныхопераций и событий может снизить или даже устранить необходимость в проверкепроцедур, используемых руководством аудируемого лица при подготовке оценочногозначения.
Оценка результатов аудиторских процедур. Аудитордолжен дать окончательную оценку разумного характера оценочных значений,основываясь на знании деятельности аудируемого лица и того, согласуются лиоценки аудиторскими доказательствами, полученными в ходе аудита.
При расхождении аудиторской оценки суммы, подтвержденнойимеющимися в наличии аудиторскими доказательствами, и величины оценочногозначения, отраженной в финансовой (бухгалтерской) отчетности, аудитор долженопределить, существует ли необходимость корректировки в связи с наличием такогорасхождения.
5. Прочая информация в документах, содержащихпроаудированную бухгалтерскую отчетность
Проверка прочей информации в документах, содержащихпроаудированную бухгалтерскую отчетность регламентируется как Международнымстандартом аудита МСА 720, так и российским правилом (стандартом) аудиторскойдеятельности.
Если проаудированная бухгалтерская отчетность экономическогосубъекта является частью документа, содержащего помимо этой отчетности прочуюинформацию, аудиторская организация должна рассмотреть ее на предметсоответствия во всех существенных аспектах проаудированной бухгалтерской отчетности.
Документ, содержащий проаудированную бухгалтерскуюотчетность экономического субъекта, может быть предусмотрен законодательствомили иными нормативными актами либо подготовлен по инициативе экономическогосубъекта для предоставления заинтересованным пользователям (кроме документов вэлектронной форме). Это может быть, в частности, годовой отчет акционерногообщества (общества с ограниченной ответственностью) или проспект эмиссии.
При проведении аудита, целью которого — выражение мненияаудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономическогосубъекта, аудиторская организация не несет ответственности за достоверностьпрочей информации, присутствующей в документе, содержащем проаудированнуюбухгалтерскую отчетность.
Аудиторская организация должна заблаговременно сообщитьруководству экономического субъекта о необходимости своевременно предоставитьей прочую информацию для рассмотрения, которая рассматривается, как правило, додаты подписания аудиторского заключения о достоверности бухгалтерскойотчетности.
Если прочая информация не может быть получена до датыподписания аудиторского заключения, она подлежит рассмотрению сразу после полученияее от экономического субъекта.
Руководство экономического субъекта, в отношениибухгалтерской отчетности которого аудиторская организация проводит аудит,обязано создавать ей необходимые условия для своевременного и полногорассмотрения прочей информации.
Если руководство отказывается предоставить прочую информациюи документ, содержащий проаудированную бухгалтерскую отчетность длярассмотрения, то аудиторская организация может рассмотреть вопрос о принятиисоответствующих мер.
Сделанная в любой форме и выраженная любым содержаниемотметка аудиторской организации на документе, содержащем проаудированнуюбухгалтерскую отчетность, означает, что аудиторская организация рассмотрелапрочую информацию на предмет ее непротиворечивости во всех существенных аспектахпроаудированной бухгалтерской отчетности.
Прочая информация считается непротиворечивой во всехсущественных аспектах проаудированной бухгалтерской отчетности, если в нейотсутствуют существенные данные, прямо или косвенно противоречащие сведениям,содержащимся в проаудированной бухгалтерской отчетности или вытекающими из нее.
Рассмотрение аудиторской организацией прочей информации неявляется аудиторской процедурой, в результате которой могут быть полученыаудиторские доказательства.
Если при рассмотрении прочей информации обнаруживаетсясущественное противоречие между прочей информацией и проаудированнойбухгалтерской отчетностью, то аудиторская организация определяет, должна либыть скорректирована прочая информация или проаудированная бухгалтерская отчетность,и уведомляет руководство экономического субъекта о необходимых корректировках.
Если корректировке подлежит проаудированая бухгалтерскаяотчетность, но руководство экономического субъекта отказывается от такойкорректировки, то аудиторская организация должна рассмотреть вопрос оподготовке по результатам проверенного аудита бухгалтерской отчетностиэкономического субъекта условно-положительного аудиторского заключения или оботказе в аудиторском заключении от выражения своего мнения.
Специальный поясняющий параграф в аудиторском заключении одостоверности бухгалтерской отчетности должен раскрывать все существенныепротиворечия между прочей информацией и проаудированной бухгалтерскойотчетностью. В аудиторском заключении этот параграф помещают после параграфа,выражающего мнение о достоверности бухгалтерской отчетности.
Заключение
В заключение можно отметить, что главной целью аудитаявляется определение достоверности и правдивости финансовой отчетностикомпании, а также контроль за соблюдением ею законов и норм хозяйственногоправа и налогового законодательства.
В ходе аудиторской проверки финансовых отчетовустанавливается точность отражения в них финансового положения и результатовдеятельности предприятия; соответствие ведения бухгалтерского учетаустановленным требованиям, критериям; соблюдение проверяемым предприятиемдействующего законодательства.
Особое значение имеет тот факт, что проверку достоверностиотчетности предприятия, соблюдения действующего законодательства и составлениеаудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор.
В условиях рынка предприятия являются независимымипроизводителями. Однако финансовые результаты их деятельности, содержащейся вбухгалтерской (финансовой) отчетности, интересуют достаточно большое количествопользователей информации, и прежде всего тех, кто входит в так называемыепартнерские группы предприятия, т.е. непосредственно участвует в его финансовойи хозяйственной деятельности, вносит свой вклад в эту деятельность, требуеткомпенсации за свой вклад и, исходя из своих интересов, анализирует информациюо предприятии.
Аудиторские проверки в равной степени можно считатьсредством достижения коммерческого успеха, поскольку “добавочная стоимость"консультаций, осуществляемых специалистами по видению бизнеса, и их советов, вконечном счете, способствуют экономическому успеху клиента.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1-я и 2-я.
2. Аудит: учеб. для студ. вузов/ Под ред.В. И Подольского — 4-е изд.перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2008 — 744с.
3. Аудит в России. Антология российского аудита. / Под ред. А.В. Крикунова.2-еиздание с доп. и изменениями. — М.: Маркет ДС, 2007. — 345с.
4. Арабян К.К. Организация и проведение аудиторской проверки. М.: ЮНИТИ — 2009. — 445с.
5. Мерзликина Е.М., Никольская Ю.П. Аудит: учеб. — 3-е изд. перераб и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007, — 368с.
6. Основы аудита. / Шиленко С.И., Шеин Р.В., Колосова Е.В., М.: КноРус — 2009. — 152с.
7. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: учеб. — 5-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М,2006. — 448с. (Высшее образование)
8. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. — М.: ИНФРА-М,2008. — 416с.
9. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
10. www.finansy.ru