Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты составления бухгалтерскойотчетности в бюджетных организациях
1.1 Порядок формирования бюджетнойотчетности
1.2 Состав бюджетной отчетности
1.3 Нормативное регулированиесоставления бюджетной отчетности
2. Составление и анализбухгалтерской отчетности в ГОУ Профессиональное училище № 44 г. Уфы
2.1 Краткая характеристика учреждения
2.2 Порядок составления баланса в ГОУ НПО ПУ № 44
2.3 Структура и порядок составленияОтчета о финансовых результатах деятельности
2.4 Отчет об исполнении сметы расходов
3. Мероприятия по совершенствованиюбюджетной отчетности
3.1 Основные направления реформирования бюджетного учета
3.2 Рекомендации по совершенствованию составления бюджетной отчетности в ГОУ ПУ № 44
Заключение
Списоклитературы
Приложение А
Введение
Сложившаяся в настоящее время система правового регулированиябюджетного учета является динамично развивающейся и связана с изменениями в законодательствев связи с проведением бюджетной реформы, основными направлениями которой являются:
- бюджетирование, ориентированное на результат деятельности учреждения;
- организация бюджетной функциональной классификации расходов бюджетовпо программному принципу в соответствии с целями и задачами государственной политики;
- среднесрочное бюджетное планирование.
Данная реформа поддерживается новой системой бюджетного учетаи отчетности, позволяющей отслеживать не только правильность расходования бюджетныхсредств, но и результативность их использования по каждому бюджетному году и в целомпри завершении программы, а также объективно оценивать активы и обязательства органовгосударственной власти Российской Федерации. В данной работе объектом исследованияявляется бюджетное учреждение ГОУ НПО Профессиональное училище № 44.
К бюджетным относятся такие учреждения и организации, основнаядеятельность которых полностью или частично финансируется за счёт средств бюджетана основе смет доходов и расходов (бюджетная смета). Бухгалтерский учёт в учрежденияхи организациях, состоящих на бюджете, имеет отличия от учёта хозрасчётных предприятий.
Особенностью бюджетного учреждения является и сохраняющийся имстатус одной из разновидностей такой организационно-правовой формы некоммерческойорганизации, как учреждение. Специфические особенности учета в бюджетных организацияхвызывают необходимость составлять бухгалтерскую отчетность, отличающуюся от бухгалтерскойотчетности коммерческих организаций. Бюджетная отчетность представляет собой системупоказателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности бюджетной организацииза отчетный период и состоит из таблиц, которые составляются на основе данных бухгалтерскогоучета. Единый порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в бюджетныхучреждениях и иных организациях определен Приказом Минфина Российской Федерацииот 21 января 2005 года № 5н «Об утверждении Инструкции о порядке составленияи предоставления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности» (с учетомизменений и дополнений, внесенных приказом Минфина России от 09.11.2009 № 115н).
Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы настоящей работы,предопределяет ее цель и задачи.
Для бухгалтеров бюджетных организаций всегда остаются актуальнымивопросы нормативного регулирования бюджетного учета, учет нефинансовых и финансовыхактивов, подготовка и сдача отчетности.
Целью курсовой работы является изучение особенностей составлениябухгалтерской отчетности в бюджетных организациях, а также ее состав и порядок представления.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучить по нормативным материалам и данным литературы порядок составлениябухгалтерской отчетности в бюджетных организациях на современном этапе;
- проанализировать отдельные формы бухгалтерской отчетности;
- охарактеризовать исследуемое бюджетное учреждение;
- выполнить анализ баланса исполнения сметы расходов и отчета об исполнениисметы расходов бюджетной организации;
- дать рекомендации по совершенствованию составления бюджетной отчетностив исследуемой организации.
1. Теоретические аспекты составления бухгалтерской отчетностив бюджетных организациях1.1 Порядок формирования бюджетной отчетности
Приказом № 115н в Инструкцию № 128н внесены значительные измененияи дополнения, касающиеся как уточнения отдельных терминов, так и номеров отдельныхсчетов бюджетного учета. Это вызвано тем, что сама Инструкция № 128н была принятадо момента вступления в действие новой Инструкции по бюджетному учету, утвержденнойПриказом Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н (далее — Инструкция № 148н), и не учитывалавведенных с 01.01.2009 изменений и дополнений в порядок организации и ведения бюджетногоучета.
Кроме того, Приказом № 115н порядок составления и представлениябюджетной отчетности был дополнен и иными важными положениями.
Так, п.4 и 5 Инструкции № 128н дополнены положениями о правесоответствующих вышестоящих распорядителей определять порядок составления и представлениябюджетной отчетности подведомственными им учреждениями. В частности, предусматриваетсясоставление и представление бюджетной отчетности на бумажном носителе, в сброшюрованноми пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом. Кроме того, делаетсяакцент на полном соответствии показателей бюджетной отчетности, представляемой вэлектронном виде, соответствующим показателям отчетности на бумажном носителе.
Пункт 10 Инструкции № 128н уточнен положениями об ответственностибюджетных организаций, формирующих сводную и (или) консолидируемую бюджетную отчетность,за достоверность отраженных в ней показателей, что обеспечивается проведением следующихмероприятий: обязательная проверка организацией, формирующей сводную (или консолидированную)бюджетную отчетность, на предмет соответствия полученной ей от подведомственныхучреждений бюджетной отчетности установленным требованиям по ее составлению и представлению;четкое регламентирование операций по уведомлению указанной выше организации пользователембюджетной отчетности о дате получения и принятия сводной (консолидированной) бюджетнойотчетности, а также о результатах ее камеральной проверки;
своевременное (не позднее одного рабочего дня со дня обнаружения)уведомление организации, представившей сводную (консолидированную) бюджетную отчетность,о выявленных несоответствиях ее показателей;
четкая регламентация (п.4, 6, 10 Инструкции № 128н) порядка устраненияуказанных несоответствий и информирования об этом соответствующего пользователясводной (консолидированной) бюджетной отчетности.
Нашли свое отражение во внесенных Приказом № 115н измененияхв Инструкцию № 128н и наименования введенных ранее новых участников бюджетного процесса,например администраторов поступлений в бюджеты.
Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций подразделяетсяна годовую, квартальную и месячную.
Органы государственной власти, органы управления государственныхвнебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетныхфондов, органы местного самоуправления и созданные ими бюджетные учреждения составляютгодовую, квартальную и месячную бюджетную отчетность по формам документов согласноприложению № 1 Инструкции № 70н.
Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями,получателями средств бюджетов; органами, организующими исполнение бюджетов, органами,осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, на следующие даты:
- месячная — на первое число месяца, следующего за отчетным:
- квартальная — на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года;
- годовая — на 1 января года, следующего за отчетным.
Первым отчетным годом для вновь созданных главных распорядителей,распорядителей, получателей бюджетных средств, главных администраторов, администраторовдоходов бюджетов, главных администраторов, администраторов источников финансированиядефицита бюджетов, финансовых органов, органов казначейства, считается период сдаты их регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядкепо 31 декабря года их создания.
Главные распорядители средств бюджета, органы, организующие исполнениебюджета, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета, имеютправо вводить дополнительные специализированные формы бюджетной отчетности, представляемыев составе форм годовой, квартальной, месячной отчетности, которые отражают спецификудеятельности распорядителей, получателей средств бюджетов; органов, организующихисполнение бюджетов, органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов.
Дополнительные формы бюджетной отчетности для их представленияв составе месячной, квартальной, годовой бюджетной отчетности, а также порядок ихсоставления и представления могут быть установлены:
- главным распорядителем бюджетных средств — для подведомственных емураспорядителей, получателей бюджетных средств;
- главным администратором доходов бюджета — для подведомственных емуадминистраторов доходов бюджета;
- главным администратором источников финансирования дефицита бюджета- для подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
- финансовым органом — для главных распорядителей, распорядителей иполучателей бюджетных средств, главных администраторов, администраторов доходовбюджета, главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицитабюджета, для своих территориальных органов, организующих исполнение бюджета;
- финансовым органом, уполномоченным на формирование отчета об исполнениисоответствующего консолидированного бюджета бюджетной системы Российской Федерации- для финансовых органов бюджетов, отчет об исполнении бюджетов которых включаетсяв отчет от исполнении соответствующего консолидированного бюджета бюджетной системыРоссийской Федерации;
- органов казначейства — для своих территориальных органов казначейства.
Бюджетная отчетность должна быть в обязательном порядке подписанаруководителем и главным бухгалтером главного распорядителя или распорядителя, получателябюджетных средств, главного администратора, администратора доходов бюджета, главногоадминистратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, финансовогооргана, органа казначейства. Формы бюджетной отчетности, содержащие плановые и аналитическиепоказатели, кроме того, должны быть подписаны руководителем финансово-экономическойслужбы.
Если получатель бюджетных средств, администратор доходов бюджета,администратор источников финансирования дефицита бюджета полномочий по ведению бюджетногоучета передает полученные средства иному государственному (муниципальному) учреждению,то в этом случае бюджетная отчетность составляется и представляется в порядке, предусмотренномИнструкцией и соглашением о передачи полномочий по ведению бюджетного учета. Следовательно,бюджетная отчетность, составленная централизованной бухгалтерией, должна быть подписанаруководителем получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратораисточников финансирования дефицита бюджета передавшего полномочия по ведению учета,руководителем и главным бухгалтером централизованной бухгалтерии, которые осуществляютведение бюджетного учета.
Бюджетная отчетность составляется на основе данных Главной книги.Показатели годовой бюджетной отчетности должны быть подтверждены данными инвентаризации,проведенной в общеустановленном порядке.
Когда данные по отдельным показателям не имеют числового значения,то в данном случае соответствующие графы необходимо заполнить прочерком.
Когда по бюджетному учету показатель имеет отрицательное значение,то в бюджетной отчетности в случаях, которые предусмотрены Инструкцией,данный показатель необходимо отразить в отрицательном значении, т.е. со знаком«минус».
Бюджетная отчетность составляется нарастающим итогом с началагода в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.
Получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетностьсвоему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленныеим сроки.
Администратор доходов бюджета представляет бюджетную отчетностьсвоему вышестоящему администратору, выполняющему отдельные полномочия главного администраторадоходов бюджета и (или) главному администратору доходов бюджета в установленныеим сроки.
Администратору источников финансирования дефицита бюджета необходимопредставить бюджетную отчетность своему вышестоящему администратору, который выполняетотдельные полномочия главного администратора источников финансирования дефицитабюджета и (или) главному администратору источников финансирования дефицита бюджетатакже в установленные им сроки.
Главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств, главныйадминистратор, администратор, выполняющий отдельные полномочия главного администратора,доходов бюджета, главный администратор, администратор, выполняющий отдельные полномочияглавного администратора, источников финансирования дефицита бюджета, на основаниипредставленной распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторамидоходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета бюджетнойотчетности составляет сводную и (или) консолидированную бюджетную отчетность и представляетее финансовому органу соответствующего бюджета и (или) главному распорядителю бюджетныхсредств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источниковфинансирования дефицита бюджета в установленные ими сроки.
Финансовый орган на основании представленной ему консолидированнойбюджетной отчетности составляет консолидированную бюджетную отчетность об исполнениибюджета и представляет ее финансовому органу, уполномоченному формировать отчетностьоб исполнении соответствующего консолидированного бюджета, в установленные им сроки.
Ответственный за формирование сводной и (или) консолидированнойбюджетной отчетности субъект бюджетной отчетности обязан производить проверку предоставленнойему бюджетной отчетности на соответствие требованиям к ее составлению и представлению,которые установлены Инструкцией, а также актами пользователя бюджетной отчетности,устанавливающими дополнительные формы согласно пункту 5, путем выверки показателейпредставленной отчетности по установленным соответственно Министерством финансовРоссийской Федерации и пользователем бюджетной отчетности контрольным соотношениям.
По просьбе субъекта бюджетной отчетности, предоставившего отчетность,пользователь бюджетной отчетности обязан проставить на копии бюджетной отчетностиотметку о дате ее представления и, если по факту проведения камеральной проверкибюджетной отчетности результат является положительным, то проставляется также отметкао дате принятия бюджетной отчетности.
В случае, когда бюджетная отчетность получена по телекоммуникационнымканалам связи, пользователь бюджетной отчетности обязан уведомить субъекта бюджетнойотчетности о ее получении в электронном виде.
Если в ходе проведения камеральной проверки бюджетной отчетностивыявлены несоответствия бюджетной отчетности требованиям к ее составлению и представлению,установленным Инструкцией,и актами пользователя бюджетной отчетности, устанавливающими дополнительные формысогласно пункту 5, пользователь бюджетной отчетности не позднее рабочего дня, следующегоза днем выявления несоответствия, должен уведомить об этом субъект бюджетной отчетности,представивший отчетность, который в свою очередь обязан в течение срока, установленногопользователем бюджетной отчетности, предпринять необходимые меры для приведенияее в соответствие с установленными требованиями.
Содержащая исправления по результатам камеральной проверки бюджетнаяотчетность представляется субъектом бюджетной отчетности с сопроводительным письмом,содержащим указания о внесенных изменениях, в порядке, предусмотренном пунктами4, 6, 10.
1.2 Состав бюджетной отчетности
Состав и правила оформления бухгалтерской отчетности бюджетногоучреждения с 01.01.2009 были определены п.3 ст.264.1 БК РФ и пп.11.1 Инструкции№ 128н.
При этом п.3 ст.264.1 БК РФ определен следующий состав бюджетнойотчетности:
- отчет об исполнении бюджета;
- баланс исполнения бюджета;
- отчет о финансовых результатах деятельности;
- отчет о движении денежных средств;
- пояснительная записка.
В соответствии с п.11 Инструкцией № 128н указанный выше переченьбыл детализирован по участникам бюджетного процесса в виде детализации форм бюджетнойотчетности, которые подлежат формированию у каждого из этих участников, а такжеформирования дополнительных форм бюджетной отчетности, позволяющие уточнять отдельныеположения форм, определенных Бюджетным Кодексом РФ.
Образцы форм годового, квартального и месячных отчетов для бюджетныхорганизаций и их содержание устанавливаются указаниями Минфина РФ и заполняютсяв точном соответствии с предусмотренными в них показателями.
Сметные показатели форм годового, квартального и месячных отчетовдолжны соответствовать утвержденным сметам расходов, сметам доходов и расходов(плану) с учетом внесенных в отчетном периоде изменений, оформленных в порядке,установленном Минфином РФ.
Годовой отчет бюджетной организации включает следующие формы:
- баланс исполнения сметы доходов и расходов — форма 1 (код 0503001)со справкой о движении сумм финансирования из бюджета (приложение 28);
- отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам- форма 2 (код 0503004) — приложение 29;
- отчет о движении основных средств — форма 5 (код 0503051) — приложение30;
- отчет о движении материальных запасов — форма 6 (код 0503053) — приложение31;
- отчет о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностейв бюджетных учреждениях — форма 15 (код 0503078) — приложение 32;
- справка о состоянии кредиторской задолженности в бюджетных учреждениях(код 0520117) — приложение 33.
Квартальная отчетность составляется по более узкому кругу показателей,характеризующих в основном финансовое положение учреждения. Она включает формы:
- баланс исполнения сметы доходов и расходов — форма 1 со справкой одвижении сумм финансирования из бюджета;
- отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам- форма 2.
В составе годового и квартального отчетов централизованная бухгалтерияпредставляет также отчет по содержанию детских дошкольных учреждений — форма 3-дс(приложение 34).
К годовому и квартальным отчетам прилагается объяснительная записка,в которой перечисляются и анализируются основные факторы, повлиявшие на исполнениесметы; суммы недоиспользованных ассигнований в связи с невыполнением плана по штатам;данные о результатах инвентаризации; суммы начисленной заработной платы, относящейсяко второй половине декабря, выплата которой производится за счет ассигнований новогогода; состояние расчетных статей баланса.
Проанализируем изменения и дополнения, обусловленные Приказом№ 115н в порядок формирования показателей конкретных форм бюджетной отчетности учреждений.
В соответствии с внесенными Инструкцией № 148н изменениями вПлан счетов бюджетного учета форма Баланса исполнения бюджета, утвержденная Инструкцией№ 128н, дополнена Приказом № 115н строками 100 — 112, который отражает измененияостатков имущества казны, а также строкой 220, отражающей остаток по введенномув План счетов счету 215 00 000 «Вложения в финансовые активы». При этомнумерация остальных строк Баланса несколько сместилась.
бюджетная отчетность бухгалтерская баланс
При этом наименования строк данной формы приведены в соответствиес новыми названиями отражаемых в них счетов бюджетного учета.
Следовательно, несколько изменилась и форма Справки о наличииимущества и обязательств на забалансовых счетах. Данная Справка дополнена новымистроками, которые отражают остатки по вновь введенным в План счетов бюджетного учетазабалансовым счетам (19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет»(код строки 210),20 «Списанная задолженность, не востребованная кредиторами»(код строки 240), 22 «Материальные ценности, полученные по централизованномуснабжению» в разрезе видов нефинансовых активов (основные средства, материальныезапасы) (код строки 260 — 262), 23 «Периодические издания для пользования»(код строки 280)).
Также были осуществлены изменения, связанные с приведением формбюджетной отчетности в соответствие с новым Планом счетов бюджетного учета и структуройучастников бюджетного процесса, изменения, внесенные Приказом № 115н в порядок формированияСправки (ф.0503125), затронули следующие положения:
- в Справке (ф.0503125), кроме прочих, отражаются расчеты головногоучреждения только с обособленными подразделениями, «осуществляющими полномочиепо ведению бюджетного учета». Расчеты с обособленными подразделениями, не выделеннымина отдельный баланс, в Справке (ф.0503125) не отражаются;
- учитывая, что «безвозвратные» перечисления средств бюджетнымучреждениям другой ведомственной подчиненности (в отличие от «безвозмездных»)не предусмотрены действующим бюджетным законодательством, данное понятие было исключеноиз текста Инструкции № 128н; в связи с незаполнением граф 2, 3, 4, 5 итоговой строкиСправки (ф.0503125). Также данные графы не заполняются и по строкам детализацииуказанной итоговой строки (по номеру (коду) счета, а также по денежным и неденежнымрасчетам).
Справка о суммах консолидированных поступлениях, подлежащих зачислениюна счет бюджета (ф.0503184) введена Приказом № 115н (п.48.1 — 48.3 Инструкции №128н) в состав бюджетной отчетности. Справка (ф.0503184) является новой отчетнойформой и составляется ежемесячно администраторами доходов и источников финансированиясоответствующих бюджетов на основании данных о средствах бюджетов на счете 40101«Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетнойсистемы Российской Федерации», открытом в ОФК, для их распределения по соответствующимбюджетам бюджетной системы Российской Федерации и зачисления на счета соответствующихбюджетов в следующем отчетном периоде.
Структура новой формы бюджетной отчетности показана на рисунке1. Наименование поступления Код строки Код бюджетной классификации Сумма 1 2 3 4
Рисунок 1. Структура Справки о суммах консолидированных поступлениях,подлежащих зачислению на счет бюджета
Информация в Справке (ф.0503184) детализируется по двум разделам:доходы бюджета; источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.
Поскольку зачисление доходов на единый счет соответствующегобюджета может быть произведено только в текущем финансовом году, показатели Справки(ф.0503184) за декабрь финансового года должны иметь нулевое значение.
Главный администратор поступлений в бюджет, а в случае делегированиясоответствующих функций подведомственным учреждениям и администратор таких поступленийформируют на основании отчетности подведомственных учреждений-администраторов своднуюСправку (ф.0503184) путем суммирования соответствующих показателей.
Введенный Приказом № 115н в Инструкцию № 128н (п.64.1 — 64.7)Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф.0503128) оформляется распорядителямии получателями бюджетных средств, а также финансовыми органами и администраторамипоступлений в бюджет по итогам за полугодие и год и содержит информацию о принятиии исполнении ими бюджетных обязательств в рамках осуществляемой ими бюджетной деятельности.
Информация в Отчете (ф.0503128) детализируется по двум разделам:
- Бюджетные обязательства по расходам.
- Бюджетные обязательства по выплатам источников финансирования дефицитабюджета.
Вышестоящими распорядителями (а также администраторами) на основанииотчетов (ф.0503128), представленных подведомственными им учреждениями, формируютсяаналогичные сводные отчеты.
Показатели Отчета (ф.0305128) на 1 января года, следующего заотчетным, отражаются до заключительных операций по закрытию счетов при завершениифинансового года и до переноса показателей по санкционированию расходов бюджета,сформированных в отчетном финансовом году, на соответствующие счета аналитическогоучета счета 1 500 00 000 «Санкционирование расходов».
Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доходдеятельности (ф.0503138) также является новой формой бюджетной отчетности, оформляетсяпо итогам полугодия и года в соответствии с требованиями введенных в Инструкцию№ 128н п.75.1 — 75.5 и по структуре и целям представления является аналогом Отчета(ф 0503128) только в рамках осуществления учреждениями приносящей доход деятельности.
Вышестоящими распорядителями на основании отчетов (ф.0503138),представленных подведомственными им учреждениями, формируются аналогичные сводныеотчеты.
Изменения, внесенные Приказом № 115н в порядок формирования прочих,установленных Инструкцией № 128н форм бюджетной отчетности учреждений, касаются,в основном, только приведения понятий, а также номеров и наименований счетов бюджетногоучета в соответствие с требованиями Инструкции № 148н и требований иных новых нормативныхдокументов, регламентирующих функционирование бюджетной системы РФ.
1.3 Нормативное регулирование составления бюджетнойотчетности
На современном этапе развития бюджетного учета можно выделитьпять уровней его правового регулирования.
Первый уровень правового регулирования составляют Бюджетный кодексРФ, Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетныйкодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведениив соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательныхактов Российской Федерации» (в ред. от 08.05.2010); Федеральный закон от 21.11.1996№ 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 23.11.2009 № 261-ФЗ), указыПрезидента РФ, постановления Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от22.05.2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»(в ред. Постановления Правительства от 23.12.2004 № 838) и др.)).
На втором уровне правовое регулирование осуществляется Инструкциейпо бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н (сучетом изменений и дополнений, внесенных приказом Минфина России от 09.11.2009 №115н) и Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной имесячной бюджетной отчетности, утвержденной Приказом Минфина России от 21.01.2005№ 5н (ред. от 11.11.2005). Указанные нормативные правовые акты Минфина России формируютединую государственную учетную политику для всех организаций сектора государственногоуправления, а также устанавливают единый для всех бюджетных учреждений порядок учетаи отчетности. Государственная учетная политика реализуется Инструкцией по бюджетномуучету № 25н через План счетов бюджетного учета; порядок отражения операций по исполнениюбюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета; порядокотражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, операцийпо кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учета; корреспонденциюсчетов бюджетного учета; иные вопросы организации бюджетного учета.
Третий уровень правового регулирования составляют нормативныеправовые акты, которые издаются органами, организующими исполнение федеральногобюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местныхбюджетов по вопросам бюджетного учета (Приказ Минфина России от 23.09.2005 N 123н«Об утверждении форм регистров бюджетного учета» и др.), а также нормативныеправовые акты федеральных органов исполнительной власти, которым предоставлено правоосуществлять правовое регулирование отдельных вопросов бухгалтерского учета (ПостановлениеГоскомстата России от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных формпервичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатовинвентаризации» (ред. от 03.05.2000) и др.)).
Нормативные правовые акты, издаваемые с учетом отраслевых особенностейглавными распорядителями средств соответствующего бюджета в соответствии с нормативнымиправовыми актами органов, организующих исполнение данного бюджета формируют такимобразом четвертый уровень правового регулирования.
К пятому уровню можно отнести локальные правовые документы бюджетныхучреждений, принятие которых предусмотрено Инструкцией по бюджетному учету № 25н.Документами данного уровня являются такие документы, как приказ руководителя бюджетногоучреждения об утверждении графика документооборота; приказ руководителя бюджетногоучреждения о порядке проведения инвентаризации и др.
В результате проведенной Казначейством России совместно с МинфиномРоссии работы по совершенствованию методологии бюджетного учета разработаны единыйПлан счетов бюджетного учета и Инструкция по бюджетному учету, утвержденные ПриказомМинфина России от 30.12.2008 № 148н (ред. от 30.12.2009). Данным приказом было обеспеченоединство системы учета и отчетности дли всех участников бюджетного процесса на основеединой бюджетной классификации Российской Федерации.
Статьей 13 Закона № 129-ФЗ прямо определено, что состав бухгалтерскойотчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов РоссийскойФедерации.
2. Составление и анализ бухгалтерской отчетности в ГОУПрофессиональное училище № 44 г. Уфы
2.1 Краткая характеристика учреждения
Объектом исследования в данной курсовой работе выбрано ГОУ НПОПУ № 44 — государственное образовательное учреждение (далее — Учреждение), базовоепредприятие Башкирское отделение Куйбышевской железной дороги, ОАО Российские железныедороги.
Профессиональное училище № 44 г. Уфы — единственное учебное заведение начального профессионального образования в Республике Башкортостан,готовящее высококвалифицированных специалистов для предприятий железнодорожноготранспорта.
Учредителем Учреждения является Министерство образования РеспубликиБашкортостан.
Форма собственности Учреждения — государственная собственностьРеспублики Башкортостан.
Учреждение является созданной органами государственной властиРеспублики Башкортостан некоммерческой организацией, финансовое обеспечение деятельностикоторой осуществляется полностью или частично за счет средств бюджета РеспубликиБашкортостан на основе утверждаемой сметы доходов и расходов.
Учреждение в своей деятельности руководствуется КонституциейРоссийской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, законом Российской Федерации«Об образовании», законом Республики Башкортостан «Об образовании»,другими законодательными и нормативными правовыми актами, Типовым положением обучреждении начального профессионального образования, образование и Министерстваобразования Республики Башкортостан.
При осуществлении предпринимательской деятельности ГОУ Профессиональноеучилище № 44 руководствуется законодательством Российской Федерации и РеспубликиБашкортостан, регулирующим данную деятельность.
Учреждение имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество,печать, штампы и бланки со своим наименованием, а также следующие лицевые счета,открытие в Министерстве финансов Республики Башкортостан:
- по учету операций по исполнению расходов бюджета Республики Башкортостан;
- по учету средств, полученных от предпринимательской деятельности ииной приносящей доход деятельности;
- по учету средств, полученных во временное распоряжение.
В учреждении не допускается создание и деятельность организационныхструктур политических партий, общественно — политических и религиозных движенийи организаций.
Расчеты в ГОУ ПУ № 44 ведутся при помощи счетов, установленныхПланом счетов бюджетного учета в разрезе субсчетов по экономической классификациирасходов. Бухгалтерия исследуемого учреждения состоит из трех отделов — расчетного,материального и финансового. Каждый отдел возглавляет заместитель главного бухгалтера.Ведением расчетов с подотчетными лицами, начислением налогов и платежами в бюджет,оформлением и учетом бланков строгой отчетности и выпиской счетов и счетов-фактурзанимаются финансовый отдел и первый заместитель главного бухгалтера. Под руководствомвторого заместителя главного бухгалтера находится отдел учета материалов, в обязанностикоторого входит ведение учета основных средств и материальных запасов. Расчетныйотдел бухгалтерии во главе с третьим заместителем главного бухгалтера занимаетсярасчетами и выдачей стипендий, заработной платы, зарплатных налогов и пособий. Всеони непосредственно подчиняются главному бухгалтеру. В свою очередь главный бухгалтерподчиняется ректору и несет ответственность за формирование учетной политики, ведениебухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерскойотчетности.
По истечении каждого отчетного периода документы, относящиесяк соответствующим журналам операций, согласно учетной политике ГОУ НПО ПУ № 44 подбираютсяв хронологическом порядке и сшиваются в папку, на титульном листе которой указываетсянаименование учреждения, название и порядковый номер папки, а также период и количестволистов в папке.
Бухгалтерский учет в учреждении ведется с помощью программы«1С: Бухгалтерия для бюджетных учреждений», которая представляет собойкомпоненту «Бухгалтерский учет» системы «1С: Предприятие 7.7»и типовую конфигурацию «Бухгалтерия для бюджетных учреждений», редакция6. Конфигурация «Бухгалтерия для бюджетных учреждений» системы программ«1С: Предприятие 7.7» предназначена для автоматизации бухгалтерского учетабюджетных учреждений, состоящих на самостоятельном балансе и финансируемых из федерального,регионального (субъектов Российской Федерации) или местного бюджетов, а также избюджета государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходови ведущих учет по Плану счетов бюджетного учета (утвержден Приказом Минфина Россииот 10.02.2006 №25н). В данной конфигурации не предусмотрен расчет заработной платы.В ней отражаются результаты расчета заработной платы, произведенные вручную илис помощью специализированной программы, например, «1С: Зарплата и Кадры»,вследствие чего тратится время на обработку и ввод данной информации в программу.На данном этапе версия данной программы морально устарела, поэтому учреждению требуетсяболее совершенный автоматизированный учет для составления достоверной бюджетнойотчетности.
2.2 Порядок составления баланса в ГОУ НПО ПУ № 44
Так как бюджетные учреждения являются исполнителями сметы доходови расходов и ведут бюджетный учет по отдельному плану счетов, формирование бухгалтерскойотчетности таких учреждений имеют ряд особенностей. ГОУ ПУ № 44 является главнымраспорядителем получателя средств бюджета (ф.0503130 — приложение 1), следовательно,баланс формируется получателем средств бюджета по состоянию на 1 января года, следующегоза отчетным, как и любым коммерческим предприятием. В Балансе бюджетного учрежденияпоказатели отражаются в разрезе бюджетной деятельности (графы 3,7), приносящей доходдеятельности (графы 4,8), средств во временном распоряжении (графы 5,9) и итоговогопоказателя (графы 6,10) на начало года (графы 3, 4, 5,6) и конец отчетного периода(графы 7, 8, 9,10).
В разделе «Нефинансовые активы» отражаются остаткипо стоимости нефинансовых активов в разрезе счетов бюджетного учета по счетам:«Основные средства»; «Амортизация», «Нематериальные активы»;«Амортизация нематериальных активов». Заполнение данного раздела малочем отличается от заполнения баланса формы № 1, предусмотренного для коммерческихорганизаций. Отличие состоит в том, что отдельными строками показываются начисленнаяамортизация и остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, ав форме № 1 стоимость этих показателей сразу отражается по остаточной стоимостибез указания амортизации.
В раздел финансовые активы также включаются остатки по находящимсяв пути материалам, основным средствам и нематериальным активам, а также по капитальнымвложениям и не произведенным активам.
Строки 010, 020, 040, 050 в валюту баланса не включаются.
Строки 010 — 150 в графах 5, 9 не заполняются.
Актив баланса включает также в себя раздел «Финансовые активы»,где отражаются остатки по счетам учета денежных средств, счетов расчетов с подотчетнымилицами и дебиторами по доходам, остаток счета расчетов по недостачам и остаток посчету 210.03 «Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателябюджетных средств».
Пассив баланса состоит также из двух разделов: «Обязательства»,и «Финансовый результат».
В разделе «Обязательства» отражаются остатки по счетамрасчетов по налогам, сборам и прочим платежам в бюджет и внебюджетные фонды, расчетовс поставщиками и подрядчиками (причем, особенность бюджетного учета предусматривает,что на этом же счете ведутся расчеты по заработной плате), а также остатки счета304.01 — «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение».
В следующем разделе пассива отражается финансовый результат деятельностиполучателя средств бюджета по строкам: «Финансовый результат прошлых отчетныхпериодов» — остаток по счету 040104100 «Доходы будущих периодов»;строка 900 — сумма строк 600, 620. Строки 620 — 680 в графах 5, 9 не заполняются.
Вместе с годовым балансом, который подтверждает исполнение сметыпредполагаемых доходов и расходов Федерального бюджета, ГОУ НПО ПУ № 44 также представляетсправку по консолидируемым расчетам с Федеральным агентством по образованию в разрезесумм денежных и неденежных расчетов.
Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетахотражает остатки по счетам арендованных основных средств, бланкам строгой отчетности,ценным призам, Суммам предоставленных государственных и муниципальных гарантий ит.д.
Баланс составляют на основании сверенных счетов и оборотов посчетам бухгалтерского учета. Годовой баланс составляют после заключения счетов текущегоучета.
Анализ структуры баланса представлен в таблице 1.
Таблица 1 — Структурабаланса ГОУ НПО ПУ № 44 г. Уфы за 9 месяцев 2008-2009 года: Наименование 9мес. 2008г 9мес. 2009г 1 2 3 4 Актив I
Внеоборотные активы
Основные средства
Незавершенное строительство
19134
18414
720
17738
17738 II
Оборотные активы
2.1 Материальные запасы
2.2 Дт задолженность
2.3 Денежные средства
2.4 Краткосрочные фин. вложения
15733
9593
2819
3321
21439
7579
5865
7695
300 ИТОГО ПО АКТИВУ 34867 39178 III Капиталы и резервы Уставной капитал Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
5644
22360
5644
24792 Итого по Ш разделу 28004 30436 V Краткосрочные обязательства 2.1 Займы и кредиты 2717 2289 2.2 Поставщики и подрядчики 2.3 Задолженность перед персоналом по з/плате 801 974 2.4 Задолженность перед гос. внебюджет. фондом 133 428 2.5 Задолженность перед бюджетом 934 1627 2.6 Прочие кредиторы 102 243 2.7 Прочие 2176 3181 Итого по V разделу 6863 8742 ИТОГО ПО ПАССИВУ 34867 39178 />2.3 Структура и порядоксоставления Отчета о финансовых результатах деятельности
При формировании бухгалтерской отчетности получателем средствбюджета составляется Отчет о финансовых результатах деятельности (ф.0503121 — приложение3), который содержит данные о финансовых результатах его деятельности в разрезекодов КОСГУ по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным. В данном отчетепоказатели отражаются в разрезе бюджетной деятельности (графа 4), приносящей доходдеятельности (графа 5), средств во временном распоряжении (графа 6) и итоговогопоказателя (графа 7). Они отражаются в отчете без учета результата заключительныхопераций по закрытию счетов при завершении финансового года, проведенных 31 декабряотчетного финансового года.
В графе 3 отчета отражаются — коды по КОСГУ — коды операций секторагосударственного управления. Настоящие коды установлены действующей инструкциейпо бюджетному учету и в их разрезе ведется вся деятельность бюджетного учреждения.
В качестве специфических особенностей структуры отчета можноотметить:
- по строке 020 — показывается сумма по данным счетов 140101110«Налоговые доходы», 140102110 «Налоговые доходы резервного фонда»;по строке 040 показываются суммы по данным платежей за платную образовательную деятельность.
- по строке 091 — сумма по данным счетов 040101171 «Доходы от переоценкиактивов». В строке 100 отражаются данные счета 401 по КОСГУ 180. На даннуюстатью относятся доходы бюджетов бюджетной системы РФ от внешнеэкономической деятельности,включая таможенные пошлины, прочие поступления от внешнеэкономической деятельности,а также прочие неналоговые доходы, не отнесенные на другие статьи группы 100«Доходы».
- строка 110 графы 4 не заполняется;
- по строке 361 — сумма по данным счетов увеличений соответствующиханалитических счетов счета 010500000 «Материальные запасы», счета 010604340«Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»,010703340 «Увеличение материальных запасов в пути»;
- по строке 172 — сумма по данным счетов 401.01 «Расходы на транспортныеуслуги» по ЭКР 222. На данную подстатью относятся расходы бюджетов бюджетнойсистемы Российской Федерации по оплате договоров на приобретение транспортных услуг.Следовательно, таким образом ГОУ ПУ № 44 отражает расходы сотрудников на оплатупроезда при служебных командировках, которые бывают за счет разных источников финансирования.
- по строке 176 — сумма по данным счета 040101226 «Расходы на прочиеуслуги». В ЭКР 226 относятся научно-исследовательские, опытно-конструкторскиеи опытно-технологические, геологоразведочные работы, услуги по типовому проектированию,по договорам комиссии, поручения; разработка схем территориального планирования,планировка территорий; проведение подрядных проектных и изыскательских работ в целяхразработки проектно-сметной документации для строительства, реконструкции, техническогоперевооружения объектов вневедомственную (в том числе пожарную) охрану, сигнализацию(установку, наладку и эксплуатацию); страхование жизни, здоровья и имущества (втом числе гражданской ответственности владельцев транспортных средств) и т.д. Висследуемом учреждении основная часть средств этой статьи включает в себя расходына проживание сотрудников во время служебных командировок.
- строки 020 — 110, 160 — 280 графы 6 не заполняются;
- строка 292 граф 4, 6 не заполняется;
2.4 Отчет об исполнении сметы расходов
Форма 2 «Отчет об исполнении сметы расходов» содержитданные об исполнении сметы расходов бюджетной организации. Форма 2 составляетсяпо разделам, главам и параграфами в разрезе статей бюджетной классификации.
Нами проведен анализ данных отчета об исполнении сметы расходовГОУ ПУ № 44 (Приложение А).
В ходе проведенного анализа исполнения сметы расходов профессиональногоучилища № 44 было выяснено, что в общей сумме расходов 6,82 % занимают капитальныерасходы, из них 5 % идет на капитальный ремонт и только 1,82 % — на приобретениеоборудования и предметов длительного пользования. Остальные расходы относятся ктекущим.
Наибольший удельный вес среди текущих расходов занимает статья«Закупки товаров и оплата услуг» — 70,37%.
Статья «Основной оклад гражданских служащих» имеетудельный вес 28,81%, что вполне приемлемо для большинства бюджетных учреждений.Наименьший удельный вес имеют статьи «Командировки и служебные разъезды внутристраны» — 0,03 % и «Оплата труда внештатных сотрудников» — 0,05 %.
Статья «Стипендии» имеет удельный вес 22,26 %, чтоотражает специфику деятельности конкретного учреждения.
Анализ структуры расходов позволяет оценить соответствие направленияиспользования бюджетных средств согласно профилю деятельности учреждения.
Из Приложения А видно, что значительный вес в общей сумме денежныхсредств составляют внебюджетные средства РНИ, которые направляются на покрытие расходовучреждения. По данным отчета на конец 2009 года финансирование из бюджета составило66,5 %.
За анализируемый период фактические доходы были меньше плановыхна 100220 тыс. руб. В основном это произошло за счет перевыполнения сметы деятельностипереводческого факультета (+3320,5 тыс. руб.). Невыполнение сметы по внебюджетнымдоходам произошло по математическому факультету, спецфакультету для переподготовкируководящих работников и по заочному отделению.
Первое место в доходах РНИ занимает переводческий факультет,доля которого увеличилась до 34,3 %. Потом идет заочное отделение (23,2). Недовыполненплан по спецфакультету для переподготовки руководящих работников (-1 %). По сравнениюс планом уменьшилась доля доходов математического факультета (-0,6 %), что обусловленоуменьшением набора студентов в отчетном году.
По данным приложения А мы видим, что уровень расходов на рубльдоходов по внебюджетным средствам РНИ вырос с 79,66% до 83,47 %. В основном этопроизошло за счет снижения рентабельности. Наиболее высокие показатели рентабельностиимеет переводческий факультет — 16,53%. Все остальные подразделения имеют показателирентабельности ниже среднего по училищу. Нерентабельной является аренда жилых помещений.
Анализ сметы расходов внебюджетных средств позволяет определитьпути экономии расходов, так позволяет сопоставить динамику роста или уменьшениярасходов по подразделениям училища.
Что же касается анализа сметы расходов бюджетных средств, тоследует отметить, что в целом после переходе на казначейскую систему роль анализафинансирования на уровне субъекта хозяйствования несколько снизилась в силу того,что для конкретного бюджетного учреждения значительно сократилась самостоятельностьпри распоряжении выделенными средствами, а значит, и возможность влиять на эффективностьих использования.
3. Мероприятия по совершенствованию бюджетной отчетности3.1 Основные направления реформирования бюджетного учета
На основе анализа новых задач, стоящих перед бюджетным учетом,требований международных стандартов отчетности, международного опыта реформированияучета, затруднений в осуществлении бюджетного учета на практике, с учетом опытароссийской бухгалтерской школы были предложены следующие теоретические и практическиешаги по совершенствованию действующей системы бюджетного учета.
Обобщив имеющиеся недостатки российской системы бюджетного учетаи сущность изменений в области государственного управления, бюджетного процессаи государственной финансовой политики, можно сформулировать следующие задачи, стоящиеперед бюджетным учетом:
- формирование показателей, необходимых для эффективного принятия решенийв сфере государственного управления;
- представление информации о движении бюджетных средств и финансовомположении публично-правовых образований для граждан, кредиторов и иных внешних пользователей;
- формирование достоверной отчетности, повышение ее качества;
- формирование всеобъемлющей отчетности, представление в отчетностиимущества, обязательств и хозяйственных операций в полном объеме;
- сближение с требованиями международных стандартов финансовой отчетностии статистики государственных финансов.
Для решения данных задач необходимо:
- упорядочить систему нормативного регулирования бюджетного учета;
- разработать и нормативно закрепить принципы бюджетного учета;
- разработать правила учета и представления в отчетности отдельных хозяйственныхопераций, не регламентированные в настоящий момент, а также усовершенствовать отдельныеправила исходя из требований системы государственного управления, теории учета итребований международных стандартов.
Бюджетному учету и представлению в бюджетной отчетности подлежиттолько то имущество, которое используется или может быть использовано в деятельностисубъекта учета с пользой. Оценка имущества проводится по справедливой стоимости,однако имущество, которое имеет экономическую, историческую, культурную или инуюценность, но в силу своих уникальности, предназначения или иных свойств не можетбыть надежно оценено, должна подлежать бюджетному учету и представлению в бюджетнойотчетности в условной оценке.
В бюджетной отчетности должны быть представлены раздельно: доходы,полученные в результате обычной (текущей) деятельности, и прочие доходы (чрезвычайныедоходы); расходы, понесенные в результате обычной деятельности, и прочие расходы.Долгосрочные и краткосрочные имущественные права и обязательства в бюджетной отчетноститакже должны быть представлены раздельно, а имущество должно быть представлено вразрезе его ликвидности.
3.2 Рекомендации по совершенствованию составления бюджетнойотчетности в ГОУ ПУ № 44
Совершенствование отчетности бюджетных учреждений можно определитьпо следующим направлениям:
- разработка и применение системы мониторинга качества оказываемых врамках государственного заказа услуг;
- разработка и применение системы оценки финансовых показателей бюджетныхучреждений (включая показатели оценки эффективности расходования ресурсов);
- совершенствование системы статистического обеспечения отраслей бюджетнойсферы.
Разработанная система отчетности должна эффективно решать задачуоптимального планирования объема и содержания государственного заказа, а также необходимыхдля этого финансовых ресурсов.
Чтобы обеспечить эффективность использования средств бюджетана разных уровнях бюджетной системы Российской Федерации, необходимо владеть объективнойи достоверной информацией о направлениях их расходования. С этой целью на всех уровняхбюджетной системы РФ составляются отчеты об исполнении бюджетов, а именно — отчетоб исполнении федерального бюджета, отчеты об исполнении бюджетов субъектов РоссийскойФедерации и местных бюджетов, отчет об исполнении консолидированного бюджета РоссийскойФедерации.
Составление бюджетной отчетности учреждениями, финансируемымиза счет средств бюджетов, — неотъемлемая часть бюджетного процесса. Консолидированныеданные отчетов бюджетополучателей являются основой отчета об исполнении бюджетатекущего года, на основании анализа которого составляется проект бюджета на следующийпериод. Составление внешней отчетности является важной и неотъемлемой частью бухгалтерскойработы. Подготовка отчетности — это заключительная стадия учетного процесса.
Для формирования качественной прозрачной отчетности о государственныхоперациях необходимо совершенствовать учетные процедуры.
ГОУ Профессиональному училищу № 44 предлагается усовершенствоватьавтоматизацию бухгалтерского учета составление бюджетной отчетности с помощью программы«1С Бухгалтерия бюджетного учреждения 8», которая может использоватьсяполучателями, распорядителями, главными распорядителями средств бюджета, органамигосударственной власти, органами местного самоуправления (муниципальными органами),органами управления государственными внебюджетными фондами, финансовыми органами,органами автоматизация казначейства в части исполнения сметы на свое содержание.
Программу «1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения 8»можно использовать как для ведения учета одного учреждения, так и для ведения централизованногоучета за учреждения, передавшие свои полномочия по ведению бюджетного учета на основаниисоглашения.
«1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения 8» разработанав соответствии с требованиями и положениями действующих нормативных документов Министерствафинансов Российской Федерации, Федерального казначейства (казначейская система исполнениябюджета) по ведению бюджетного учета, исполнению бюджета и реализует стандартнуюметодологию учета для бюджетных учреждений в соответствии с текущим законодательствомРоссийской Федерации.
«1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения 8» обеспечиваетвысокий уровень автоматизации бюджетного учета нефинансовых и финансовых активов,обязательств, финансового результата деятельности, санкционирования расходов бюджета:
- ведение бухгалтерского документооборота с регистрацией документируемойоперации на счетах бюджетного учета;
- формирование первичных документов и регистров учета с получением копийна типовых бланках в бумажном и в электронном виде;
- формирование регламентированной бюджетной, статистической и налоговойотчетности.
Применение программы «1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения8» позволяет:
- организовать учет в соответствии с действующим законодательством побюджетному учету;
- оперативно отслеживать текущие изменения методологии учета;
- снизить трудоемкость учета и исключить счетные ошибки;
- повысить качество учета и отчетности;
- сделать учет «прозрачным»;
- оперативно получать достоверную бухгалтерскую информацию за любойпериод времени;
- оперативно получать информацию в разрезе источников финансирования,целевых программ (подпрограмм);
- оперативно контролировать:
- соблюдение финансовой дисциплины и бюджет движения денежных средств;
- состояние расчетов с юридическими и физическими лицами;
- наличие денежных средств и материальных ценностей;
- исполнение смет по бюджетной и приносящей доход деятельности;
- формировать достоверную бухгалтерскую отчетность в короткие сроки.
Предлагаемая программа содержит комплект стандартных отчетов,регистров бюджетного учета и регламентированной отчетности — бюджетной, статистической,налоговой. Стандартные и специализированные отчеты позволяют оперативно получатьнеобходимые регистры учета и представлять бухгалтерскую информацию в удобном дляанализа виде. Практически вся необходимая бухгалтерская отчетность формируется автоматическина основании введенных за отчетный период хозяйственных операций. Электронные бланкистатистической и налоговой отчетности могут быть заполнены вручную полностью иличастично с последующим пересчетом итоговых показателей. При формировании отчетовосуществляется проверка и увязка показателей (внутриформенный и межформенный контрольбюджета). Подготовленные для печати отчеты автоматически разбиваются на страницы.В любом отчете можно получить расшифровку суммы любой графоклетки, то есть можнопоследовательно дойти до первичного документа, сумма которого интегрирована в суммеграфоклетки (статье баланса). Программа позволяет сохранять и архивировать сформированныеотчеты, просматривать и восстанавливать данные из них. Отчеты можно получать какна бумажных, так и на электронных носителях информации. В дальнейшем информациюможно загрузить в программу «1С: Свод отчетов», программу Федеральногоказначейства для получения консолидированной отчетности распорядителя или программу,используемую налоговыми органами. Включенные в программу «1С: Бухгалтерия бюджетногоучреждения 8» бланки форм первичного учета, бухгалтерской, налоговой и статистическойотчетности соответствуют типовым формам, разработанным Министерством финансов РоссийскойФедерации, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой государственной статистикии другими ведомствами.
Заключение
Учетная информация отражает фактическое состояние хозяйственногообъекта или бюджетного учреждения. Полнота, достоверность и своевременность учетнойинформации определяют действенность управления производством, способствуют предотвращениюпринятия неоправданных решений. Это требует постоянного совершенствования методологиибухгалтерского учета как основного поставщика информации для составления бюджетнойотчетности.
До недавнего времени бухучет в основном использовался как инструментвнешнего административного контроля за государственными предприятиями. Все отчетливеепроявлялось возрастающее расхождение между отечественной системой бухгалтерскогоучета и Западной Европы.
Реформирование бюджетного учета позволило ввести в действие трикритерия бюджетного учета, постоянно упоминаемые на протяжении последних лет в Бюджетныхпосланиях Президента РФ Федеральному Собранию, а также названные в Постановлении№ 249:
1) объединение бухгалтерского учета исполнения бюджетов и бухгалтерскогоучета в бюджетных учреждениях, что было сделано путем введения в действие Инструкциипо бюджетному учету (Приказ Минфина России от 26.08.2004 № 70н);
2) применение метода начислений;
3) интеграция с бюджетной классификацией.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ«О бухгалтерском учете» все организации, в том числе и финансируемые избюджета, обязаны составлять бухгалтерскую отчетность, формируемую на основе данныхсинтетического и аналитического учета.
Бюджетная отчетность в ГОУ ПУ № 44 составляется в соответствиис нормативными актами, регулирующие порядок составления отчетности в бюджетных учреждениях.
На примере ГОУ НПО Профессиональное училище № 44 г. Уфы мы рассмотрели специфику финансовой отчетности в бюджетных учреждениях, а также общую характеристикуданных организаций в плане бухгалтерского учета. Было отмечено, что бюджетный учётведётся в соответствии с существующим в стране бюджетным устройством. И именно изособенностей бухгалтерского учета в бюджетных организациях вытекает своеобразиеотчетности. Непосредственное исполнение бюджета возложено на Федеральное казначействоРФ. На основании всего вышеуказанного финансовая отчетность имеет свою сложную спецификуи структуру, а также свои особенности, регламентируемые Приказом Минфина №72н«О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетностиоб исполнении бюджетов бюджетной Системы российской федерации».
Чтобы усовершенствовать порядок составления бюджетной отчетностинеобходимо провести мероприятия по совершенствованию организации бухгалтерскогоучета, т.е. следует повысить его оперативность и аналитичность. Для этого надо упорядочить,унифицировать и стандартизировать процесс документирования с учетом требований автоматизированнойобработки на ЭВМ. Необходимо ликвидировать несоответствие системы документации средствамавтоматизации учета, максимально упростить первичные документы, совместить их смашинными носителями, выбрать оптимальную периодичность их составления. Сокращениезатрат времени и труда на сбор, регистрацию, накопление, хранение, обработку и передачуинформации в условиях автоматизации достигается благодаря широкому применению новейшихтехнических средств непосредственно в процессе совершенствования хозяйственных операций.
Автоматизация учета требует дальнейшего развития его методологии,применения более совершенных форм бухгалтерских регистров, разработки технологическогопроцесса ввода и обработки экономических данных, сокращения документооборота, созданиямассивов постоянной информации для составления достоверной бюджетной отчетности.
Список литературы
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации
2. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»(ред. от 23.11.2009 № 261-ФЗ).
3. Приказом Минфина Российской Федерации от 21 января 2005 года № 5н «Обутверждении Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальнойи месячной бюджетной отчетности» (с учетом изменений и дополнений, внесенныхприказом Минфина России от 09.11.2009 № 115н).
4. План счетов бюджетного учета и Инструкция по бюджетному учету, утвержденныеПриказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н.
5. Алексеева И.В. Вандервилл К., Дубинина И.В., Токарев И.Н. и др. (под ред.Дубининой И. В.). Совершенствование учета, отчетности и аудита в секторе государственногоуправления. — М.: ЛЕНАНД, 2008.
6. Артюхин Р.Е., Маклева Г.И. Новый План счетов бюджетного учета // Советникбухгалтера социальной сферы. М. 2008. № 5. С.25 — 33.
7. Балдина С.В. Комментарий к новой Инструкции по бюджетному учету // БИНО:бюджетные учреждения. М. 2008. № 1. С.11 — 24.
8. Гарнов И. Изменения в бюджетной отчетности учреждений за 2009 год // Бюджетныеорганизации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2010. № 1.
9. Жоромская М.М., Долгая В.М. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетныхорганизациях. Комментарий.2-е изд., перераб. и доп. М.: Книжный мир, 2008.
10. Зеленский В.А. Организация бюджетного учета в Российской Федерации // БИНО:бюджетные учреждения. М. 2007. № 3. С.38 — 47.
11. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях.- 2-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Гроссбух, 2007. — 220 с.
12. Маклева Г.И. Реформирование бюджетного учета в Российской Федерации // Советникбухгалтера социальной сферы. М. 2009. № 1. С.16 — 31.
13. Нестеренко Т.Г. Основные направления совершенствования бюджетного законодательстваи межбюджетных отношений в Российской Федерации // Сборник Департамента финансовг. Москвы / Под ред. Н.В. Редько, Т.А. Репиной. Межбанковский финансовый дом.2006.
14. Токарев И.Н. Новые принципы бюджетной отчетности // Бюджетный учет. 2005.№ 6.
15. Журнал «Советник бухгалтера в сфере образования» №6, 2009.
16. http://www.pu44ufa. narod.ru/index.html
Приложение АСмета бюджетного учреждения
Утверждаю в сумме 3027 тыс. руб.
В том числе ФОТ 1178 тыс. руб.
Главный распорядитель кредита
_______________ _____________________
подпись расшифровка подписи
Дата "___"_______________ ______ г.
СМЕТА РАСХОДОВ на 2009 год.
Учреждение: Профессиональное училище №44 г. Уфы
Полный адрес: г. Уфа, ул. Ухтомского, 29
Периодичность: годовая
Вид сметы: индивидуальная
Раздел:
Подраздел:
Целевая статья_________________________________________________
Вид расхода____________________________________________________
Единица измерения: тыс. р.Экономическая классификация расходов Исчислено учреждением Утверждено Наименование статьи КБК Всего на год В том числе по кварталам 1 2 3 4 1 2 3 4 5 6 7 8 ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ Оплата труда Служащих 1178,0 1178,0 294,5 294,5 294,5 294,5 Начисление на ФОТ ЕСН 454,0 454,0 113,0 114,0 114,0 113,0 Приобретение предметов снабжения и расходных материалов 294,8 294,8 73,7 73,7 73,7 73,7 Оплата ГСМ 34,0 34,0 8,5 8,5 8,5 8,5 Прочие расходные материалы и предметы снабжения 260,8 260,8 65,2 65,2 65,2 65,2 Командировки и служебные разъезды 100,0 100,0 25,0 25,0 25,0 25,0 Оплата транспортных услуг 336,5 336,5 84,125 84,125 84,125 84,125 Оплата услуг связи 144,504 144,504 36,126 36,126 36,126 36,126 Оплата коммунальных услуг 205,5 205,5 86,975 15,775 15,775 86,975 Прочие текущие расходы 313,696 313,696 78,424 78,424 78,424 78,424 Оплата текущего ремонта оборудования 63,0 63,0 15,75 15,75 15,75 15,75 Оплата текущего ремонта зданий и сооружений 72,0 72,0 18,0 18,0 18,0 18,0 Прочие текущие расходы 178,696 178,696 44,674 44,674 44,674 44,674 Всего текущих расходов 3027,0 3027,0 792,0 722,0 722,0 791,0 Всего расходов по смете
3027,0
3027,0
792,0
722,0
722,0
791,0
Руководитель__________________________/__________________________/
подпись расшифровкаподписи
Главный бухгалтер______________________/__________________________/
подпись расшифровкаподписи
Дата "_____"____________________________г.