Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Составление бухгалтерской отчетности на предприятии ООО "Торгмаш"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Кафедра«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
КУРСОВАЯ РАБОТА
натему: «Составление бухгалтерской отчетности на предприятии ООО «Торгмаш»»
подисциплине «Бухгалтерская финансовая отчетность»
Екатеринбург, 2009

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические аспектысоставления бухгалтерской отчетности
1.1 Нормативно-законодательная база по учету иотчетности
1.2 Содержание и порядок составления формы №1«Бухгалтерский баланс»
1.3 Содержание и порядок составления формы №2«Отчет о прибылях и убытках»
1.4 Содержание и порядок составления формы №3«Отчет об изменениях капитала»
1.5 Содержание и порядок составления формы №4«Отчет о движении денежных средств»
1.6 Содержание и порядок составления формы №5«Приложение к бухгалтерскому балансу»
1.7 Международные стандарты финансовой отчетности
2. Составление формбухгалтерской финансовой отчетности на Предприятии ООО «Торгмаш»
2.1 Составление регистров бухгалтерского учета иформ бухгалтерской отчетности
2.2 Взаимная сверка показателей формбухгалтерской отчетности по предприятию ООО «Торгмаш»
Заключение
Список использованныхисточников
Приложения
/>/> 

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работызаключается в том, что бухгалтерская отчетность важна не только для предприятияи государства, она может служить источником информации для различного родаорганизаций и отдельных лиц. Так, например, банки при принятии решения окредитовании предприятия требуют от них предоставления многих форм отчетности.
ЗаконодательствоРоссии требует от юридических лиц предоставления всесторонней информации осостоянии финансово-хозяйственной деятельности. Требования к финансовойотчетности организаций обусловлены тем, что их деятельность затрагивает нетолько их интересы, но и общества в целом. Поэтому все юридические лица обязанывести книги, в которых фиксируются совершаемые хозяйственные операции,составлять промежуточный, годовой отчет, счет прибылей и убытков и другиеотчеты.
Объектисследования: система бухгалтерской финансовой отчетности на предприятии ООО«Торгмаш».
Предметисследования: порядок составления форм бухгалтерской финансовой отчетности напредприятии ООО «Торгмаш».
Цельисследования: изучить и проанализировать используемые на предприятии формыбухгалтерской финансовой отчетности, а также дать общее представление оконцепции бухгалтерской отчетности, раскрыть ее роль и сущность в современнойрыночной экономике.
Задачи исследования: для достиженияпоставленной цели следует решить следующие задачи:
1. рассмотретьдействующую нормативно-законодательную базу по учету и отчетности;
2. рассмотретьсостав и порядок составления всех форм отчетности;
3. провестинеобходимые бухгалтерские процедуры, предшествующие формированию отчетности;
4. заполнитьвсе формы бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Научнаяновизна проблемы: постоянно меняющаяся экономическая ситуация в стране в областизаконодательства заставляет предприятия по-новому взглянуть на проблемусоставления и формирования бухгалтерской отчетности.
Степень иуровень разработанности проблемы: степень разработанности проблемы достаточновысокая.
Источниковаябаза исследования: нормативные и законодательные акты РФ, методические указания иположения по бухгалтерскому учету, информационно-библиографические издания, первичныедокументы и бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия.
Методологияисследования: методологической основой исследования являются действующиенормативные и законодательные акты РФ в области бухгалтерского учета.
Методынаучного исследования: общелогический метод; метод эмпирического исследования;методы теоретического исследования.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙОТЧЕТНОСТИ
 1.1 Нормативно-законодательная база поучету и отчетности
Бухгалтерская (финансовая) отчетность – этоединая система данных об имущественном и финансовом положении организации и орезультатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данныхбухгалтерского учета по установленным формам.
Основные требования к порядку составлениябухгалтерской отчетности регламентируются Федеральным законом «О бухгалтерскомучете» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ, «Положением по ведению бухгалтерского учета ибухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденным ПриказомМинистерства финансов РФ от 29.07.1998 г. № 34н, а также Положением побухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99),утвержденным приказом Минфина РФ № 43н от 06.07.99 г.
При этомсогласно ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» отчетным годом длявсех организаций является календарный год — с 1 января по 31 декабрявключительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций являетсяпериод с даты их регистрации по 31 декабря соответствующего года, а дляорганизаций, созданных после 1 октября, разрешается считать первым отчетнымгодом период с даты их регистрации по 31 декабря следующего года. [1]
Для того, чтобы информация, содержащаяся вотчетности, была необходимой пользователям, она должна отвечать определеннымкачественным критериям. Такими критериями, прежде всего, являются понятность,полнота, достоверность, существенность, нейтральность и сопоставимость.
Понятность информации, представленной вбухгалтерской отчетности, является важнейшим качеством, по которому отчетностьстановится полезной пользователям. Суть этого качества заключается в том, чтосодержание бухгалтерской отчетности должно быть доступно для пониманияпользователей, даже если они не имеют специальной профессиональной подготовки.
Достоверной и полной считается бухгалтерскаяотчетность, сформированная в соответствии с правилами, установленныминормативными актами по ведению бухгалтерского учета, и ее данные дают правдивоепредставление о финансовом положении и финансовых результатах деятельностиорганизации, а также об изменениях в финансовом положении. Следовательно,бухгалтерский учет должен осуществляться на предприятии с учетом действующегозаконодательства (Положений по бухгалтерскому учету, Приказов МинистерстваФинансов РФ и других).
Существенность показателей, содержащихся вбухгалтерской отчетности, определяется не столько их количественным выражением,сколько той ролью, которую играет наличие определенной информации в оказаниипомощи заинтересованным пользователям в оценке финансового положенияпредприятия. При формировании показателей отчетности организация самаопределяет степень существенности того или иного показателя в зависимости отего оценки, характера и конкретных обстоятельств возникновения.
Нейтральность отчетной информации предполагает еебеспристрастность по отношению к любым пользователям бухгалтерской отчетности.Поэтому исходя из этого принципа при формировании бухгалтерской отчетностиорганизацией должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов однихгрупп пользователей перед другими.
Сопоставимость бухгалтерской отчетности предусматриваетвозможность сравнения отчетных данных с показателями предыдущего отчетногопериода. Поэтому в бухгалтерской отчетности должны быть приведены данныеминимум за два года – отчетный и предшествующий отчетному, иначе данныеотчетности не могут характеризовать динамику работы организации и,следовательно, теряют свою аналитичность.
Своевременность предполагает представлениенеобходимой финансовой отчетности в соответствующие адреса в установленныестроки, определенные Федеральным законом № 129-ФЗ.
Соблюдение указанных принципов и требований приподготовке бухгалтерской отчетности способствует тому, что пользователиотчетной информации могут составить правдивую и объективную картину одеятельности интересующей их организации.
Состав промежуточной (месячной и квартальной) игодовой бухгалтерской отчетности различен. Он определяется «Законом обухгалтерском учете» № 129-ФЗ и Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н «Оформах бухгалтерской отчетности организаций».
В состав промежуточной отчетности относятся:
1. бухгалтерскийбаланс, содержащий показатели, характеризующие величину и состав активов иисточники их формирования на отчетную дату;
2. отчето прибылях и убытках, где приводятся данные по формированию финансовыхрезультатов.
Организация вправе принять решение в интересахпользователей отчетной информации о предоставлении промежуточной отчетности вобъеме годовой бухгалтерской отчетности.
В состав годовой бухгалтерской отчетностивключаются:
1. «Бухгалтерскийбаланс» (форма № 1);
2. «Отчето прибылях и убытках» (форма № 2);
3. «Отчетоб изменениях капитала» (форма № 3);
4. «Отчето движении денежных средств» (форма № 4);
5. «Приложениек бухгалтерскому балансу» (форма № 5);
6. пояснительнаязаписка;
аудиторскоезаключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации. [6]
Некоммерческим организациям рекомендуетсявключать в состав годовой бухгалтерской отчетности «Отчет о целевомиспользовании полученных средств» (форма № 6), содержащих данные об остаткахсредств, ранее поступивших в качестве вступительных, членских, добровольныхвзносов и прочих поступлений, расшифровки использования средств.1.2 Содержание и порядок составления формы №1 «Бухгалтерскийбаланс»
Важнейшим документом финансовой отчетностиявляется баланс организации – форма № 1. Главным его качеством является то, чтоон определяет состав и структуру имущества предприятия, ликвидность иоборачиваемость оборотных средств, наличие собственного капитала иобязательств, состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности.Эти сведения баланса служат базой для принятия обоснованных управленческихрешений, оценки эффективности будущих вложений капитала и размере финансовогориска. [3]
Типовая форма бухгалтерского баланса утвержденаприказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н. Однако организация можетсамостоятельно на ее основе разработать собственную форму с учетом спецификидеятельности, при этом необходимо сохранить коды итоговых строк (300 и 700), атакже коды строк итогов по разделам (190, 290, 490, 590 и 690).
Действующим законодательством установлены единыеосновополагающие принципы и правила составления бухгалтерского баланса для всехэкономических субъектов. Принятая в настоящее время структура бухгалтерскогобаланса в значительной мере приближена к мировой практике.
В соответствии с международными стандартамифинансовой отчетности балансовые показатели оформляются по принципубаланса-нетто, то есть исключаются из балансового подсчета суммы регулирующихвеличин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу ипояснительной записке. Оценка имущества и обязательств для отражения их в учетеи отчетности производится в денежном выражении на основе действующих положенийпо бухгалтерскому учету. В балансе не допускается зачет между статьями активови пассивов, кроме случаев, предусмотренных соответствующими нормативнымидокументами по бухгалтерскому учету.
В разделе «Внеоборотные активы» в строке 110«Нематериальные активы» приводится остаточная стоимость нематериальных активов,принадлежащих организации. В их состав включаются исключительные права наобъекты интеллектуальной собственности, организационные расходы, деловаярепутация. Бухгалтерский учет указанных активов ведется на счете 04«Нематериальные активы».
При отражении в балансе основных средствпредприятия (строка 120) суммируется остаточная стоимость всех основныхсредств, включая те, которые находятся в эксплуатации, на реконструкции,модернизации, консервации или в запасе.
Следует напомнить, что остаточная стоимостьнематериальных активов и основных средств определяется как разница междупервоначальной стоимостью, учитываемой на счетах 01 «Основные средства» и 04«Нематериальные активы» и суммой начисленной амортизации по счетам 02«Амортизация основных средств» и 05 «Амортизация нематериальных активов»соответственно.
По строке 130 бухгалтерского баланса«Незавершенное строительство» отражаются суммы вложений во внеоборотные активы,а именно:
- затратына строительно-монтажные работы, осуществляемые как хозяйственным, так иподрядным способом;
- стоимостьпрочих капитальных работ (геолого-разведочные, проектно-изыскательские, буровыеи другие работы);
- расходына приобретение основных средств и нематериальных активов;
- стоимостьобъектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в соответствии сдействующим законодательством;
- стоимостьприобретенного оборудования, не переданного в монтаж и учтенного на счете 07«Оборудование к установке.
Несмотря на то, что доходные вложения относятся косновным средствам предприятия, остаточную стоимость имущества,предназначенного для передачи за плату во временное пользование с цельюполучения дохода (по договору лизинга, аренды или проката), в балансе отражаютобособленно – по строке 135 «Доходные вложения в материальные ценности».
Так, остаточная стоимость доходных вложенийопределяется как разность между первоначальной стоимостью (счет 03 «Доходныевложения в материальные ценности») и суммой начисленной амортизации (отдельныйсубсчет счета 02 «Амортизация основных средств»).
В строке 140 «Долгосрочные финансовые вложения»отражаются вложения предприятия в акции, государственные ценные бумаги,облигации и прочие ценные бумаги, предоставленные другим организациям займы,депозитные вклады и иные финансовые вложения, срок обращения или погашениякоторых превышает один год.
Все финансовые вложения подразделяются на двегруппы: в первую включаются активы, по которым можно определить текущуюрыночную стоимость (они учитываются в бухгалтерском балансе на конец отчетногогода по текущей рыночной стоимости), ко второй группе относятся финансовыевложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость (такие активы вбухгалтерском балансе отражаются по учетной стоимости за минусом суммыобразованного резерва под их обесценение).
Показатель строки 140 соответствует суммеостатков по счетам 55 субсчет «Депозитные счета» и 58 «Финансовые вложения» завычетом остатка по счету 59 «Резерв под обесценение финансовых вложений» вчасти сумм, относящихся к долгосрочным вложениям.
В строке 145 «Отложенные налоговые активы»указывается сумма отложенных налоговых активов, сформированных организацией насчете 09 «Отложенные налоговые активы» в соответствии с ПБУ 18/02.
По строке 150 «Прочие внеоборотные активы»отражаются какие-либо внеоборотные активы, которые не фигурировали в предыдущихстроках данного раздела бухгалтерского баланса.
В строке 190 «Итого по разделу I» приводится суммазначений строк 110, 120, 130, 135, 140, 145 и 150.
Заполнение раздела II «Оборотные активы» такжеимеет свои особенности.
В строке 210 «Запасы» указываются данные обо всехзапасах предприятия (материалах, готовой продукции, товарах, расходах будущихпериодов). Эти активы необходимо расшифровать по видам (строки 211—217).
В бухгалтерской отчетностиматериально-производственные запасы отражаются по фактической себестоимостиприобретения. Фактическая себестоимость материалов и товаров формируется двумяспособами:
1. фактическаясебестоимость материалов учитывается непосредственно на счете 10 «Материалы»,товаров — на счете 41 «Товары»;
2. фактическаясебестоимость материалов и товаров формируется с использованием дополнительныхсчетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклоненияв стоимости материальных ценностей».
Заполняя строку 210, надо уменьшить стоимостьматериалов, готовой продукции и товаров на величину резерва под снижениестоимости материальных ценностей. Такой резерв создается, когда рыночная ценаготовой продукции ниже ее фактической себестоимости, товары не пользуютсяспросом или сырье и материалы частично утратили первоначальные свойства.
По строке 213 «Затраты в незавершенномпроизводстве» приводится стоимость продукции, которая не прошла всех стадийобработки, предусмотренных технологическим процессом, а также изделий, непрошедших испытаний и технической приемки. При заполнении строки 213 используютдебетовый остаток по счетам 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты», 46«Выполненные этапы по незавершенным работам».
Кроме того, торговые организации по строке 213фиксируют транспортные расходы, приходящиеся на остаток продукции, нереализованной на конец отчетного периода, для этого используют остаток по счету44 «Расходы на продажу».
По строке 214 «Готовая продукция и товары дляперепродажи» промышленные предприятия отражают стоимость продукции, прошедшейвсе стадии переработки и готовой к реализации (ее учет ведется на счете 43«Готовая продукция»). В зависимости от принятой учетной политики готоваяпродукция учитывается в балансе по фактической либо по нормативнойсебестоимости.
Торговые организации по строке 214 отражаютпокупную стоимость товаров, реализуемых оптом и в розницу. При заполнениистроки они используют дебетовый остаток по счету 41 «Товары». Если торговаяорганизация учитывает товары по продажным ценам, при заполнении данной строкистоимость товаров необходимо уменьшить на величину кредитового остатка по счету42 «Торговая наценка».
В строке 215 «Товары отгруженные» приводитсяфактическая себестоимость отгруженной продукции, если право собственности наотгруженные товары еще не перешло к покупателям. Строка заполняется наосновании данных по счету 45 «Товары отгруженные».
По строке 216 «Расходы будущих периодов» отражаютзатраты, осуществленные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам(к примеру, стоимость лицензий; затраты на ремонт основных средств, если онпроводится неравномерно в течение года и так далее). Порядок списания такихзатрат (равномерно, пропорционально объему продукции) предприятие устанавливаетсамостоятельно и закрепляет в приказе об учетной политике. Такие расходыучитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов».
В строке 217 бухгалтерского баланса «Прочиезапасы и затраты» указывается стоимость запасов и затрат, которые не нашлиотражения по другим строкам группы статей «Запасы».
В форме № 1 по строке 220 «Налог на добавленнуюстоимость по приобретенным ценностям» отражается остаток по счету 19 «Налог надобавленную стоимость по приобретенным ценностям», то есть суммы «входного» НДСпо приобретенным материально-производственным запасам, объектам основныхсредств и нематериальным активам, работам и услугам производственногохарактера. Данные суммы будут предъявлены к налоговому вычету в следующихотчетных периодах.
Данные о долгосрочной и краткосрочной дебиторскойзадолженности отражаются в бухгалтерском балансе раздельно (в строках 230 и240).
Следует напомнить, что долгосрочной считаетсязадолженность, платежи по которой ожидаются более чем через двенадцать месяцевпосле отчетной даты, а краткосрочной – задолженность, платежи по которой ожидаютсяв течение двенадцати месяцев после отчетной даты. Кроме того, отдельной строкойвыделяется задолженность покупателей и заказчиков (строка 241). Принеобходимости можно дополнительно расшифровать виды дебиторской задолженности.
Важным моментом при отражении дебиторскойзадолженности в бухгалтерском балансе является то, что в составе дебиторскойзадолженности не учитываются суммы, по которым истек срок исковой давности, атакже долги, нереальные для взыскания.
В строке 250 «Краткосрочные финансовые вложения»отражаются вложения в акции, государственные ценные бумаги, облигации и другиеценные бумаги, предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады идругие финансовые вложения, срок обращения или погашения которых не превышаетодного года.
В строке 260 «Денежные средства» указываетсясумма денежных средств, которыми располагает предприятие: наличные деньги вкассе организации и стоимость денежных документов (остаток по счету 50«Касса»), безналичные средства на рублевых счетах в банках (сальдо счета 51«Расчетные счета»), рублевая стоимость иностранной валюты на валютных счетах вбанке(остаток по счету 52 «Валютные счета»), остаток по счету 55 «Специальныесчета в банках», переводы в пути (остаток по счету 57 «Переводы в пути»).
В строке 270 «Прочие оборотные активы»записываются суммы, которые нельзя отразить по другим группам статей раздела«Оборотные активы».
Показатель строки 290 «Итого по разделу 2» равенсумме значений строк 210, 220, 230, 240, 250, 260 и 270.
Строка 300 «Баланс» предназначена для итоговойвеличины актива баланса (сумма строк 190 и 290).
/>В пассиве балансарасшифровывается информация об источниках формирования активов. Разделыпассива: «Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства», «Краткосрочныеобязательства».
В строке 410 «Уставный капитал» раздела «Капиталыи резервы» фиксируют величину уставного капитала организации, которая указана вучредительных документах. Это остаток на начало и на конец отчетного периода посчету 80 «Уставный капитал».
При заполнении строки 411 «Собственные акции,выкупленные у акционеров» используют дебетовый остаток по счету 81 «Собственныеакции (доли)» на начало и конец отчетного периода. Показатель приводят вкруглых скобках.
В строке 420 «Добавочный капитал» отражаюткредитовый остаток по счету 83 «Добавочный капитал» на начало и конец отчетногопериода.
В строке 430 «Резервный капитал» указываютостаток резервного фонда. При заполнении строки используют кредитовый остатокпо счету 82 «Резервный капитал» на начало и конец отчетного периода. Показательданной строки расшифровывается в строках 431 и 432.
В строку 470 «Нераспределенная прибыль(непокрытый убыток)» вписывается величина чистой прибыли, которая нераспределена между собственниками и осталась в распоряжении организации, иливеличина непокрытого убытка. При заполнении строки используется остаток посчету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Дебетовый остаток(убыток) указывается в круглых скобках.
В строке 490 «Итого по разделу 3» записываютвеличину собственного капитала организации. Для этого суммируют (отраженные вкруглых скобках вычитаются) показатели строк 410, 411, 420, 430 и 470.
По разделу «Долгосрочные обязательства» в строке510 «Займы и кредиты» отражаются средства, которые организация взяла в долг насрок более двенадцати месяцев. При заполнении этой строки важно помнить, чтозадолженность по кредитам и займам отражается с учетом начисленных процентовнезависимо от времени их фактической уплаты. При этом следует использоватьданные по кредиту счета 67 «Расчеты по долгосрочным займам и кредитам».
В строке 515 «Отложенные налоговые обязательства»указывают остаток отложенных налоговых обязательств, который числится покредиту счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» на начало и на конецотчетного периода.
В строке 520 «Прочие долгосрочные обязательства»указываются долгосрочные обязательства, не отраженные по другим строкам данногораздела.
Показатель строки 590 «Итого по разделу IV» равенсумме значений строк 510, 515 и 520.
В разделе «Краткосрочные обязательства» по строке610 «Займы и кредиты» указывается задолженность по кредитам и займам, которыеорганизация должна погасить в течение двенадцати месяцев после отчетной даты.Для заполнения этой строки используют кредитовый остаток по счету 66 «Расчетыпо краткосрочным кредитам и займам», при этом задолженность отражают с учетомначисленных процентов, которые причитаются к уплате.
В строку 620 «Кредиторская задолженность»необходимо зафиксировать общую сумму кредиторской задолженности организации ирасшифровать ее в строках 621–623: «Задолженность перед поставщиками иподрядчиками», «Задолженность перед персоналом организации», «Задолженностьперед государственными внебюджетными фондами».
При заполнении строки 624 «Задолженность поналогам и сборам» используют кредитовый остаток по счету 68 «Расчеты по налогами сборам».
В строке 625 «Прочие кредиторы» указываютзадолженность по расчетам, не отраженным в предыдущих строках.
В строку 630 «Задолженность перед участниками(учредителями) по выплате дивидендов» вписывается сумма задолженности в видедивидендов, а также процентов по акциям, которые начислены собственникампредприятия на основании решения собрания акционеров (участников), но еще невыплачены.
В строке 640 «Доходы будущих периодов» нужно указатьдоходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам(например, разницу между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц занедостачу материальных ценностей, и балансовой стоимостью этих ценностей). Призаполнении строки используют сальдо по счету 98 «Доходы будущих периодов».
В строке 650 «Резервы предстоящих расходов»указывают суммы, зарезервированные для покрытия будущих затрат и учтенные насчете 96 «Резервы предстоящих расходов и платежей
В строке 660 «Прочие краткосрочные обязательства»фиксируют обязательства, которые нельзя отнести к другим группам статей данногораздела.
Показатель строки 690 «Итого по разделу 5» равенсумме значений строк 610, 620, 630, 640, 650, 660.
В строке 700 «Баланс» суммируют показатели строк490, 590 и 690, при этом величина пассива баланса должна быть равна величинеактива (строка 300).
/>Кроме того, в балансеорганизации должны быть отражены ценности, учитываемые на забалансовых счетах(при их наличии). Порядок заполнения этой части бухгалтерского балансапредставлен в таблице 1 Приложения А.
До того, как бухгалтер предприятия приступит ксоставлению годовой финансовой отчетности, ему необходимо проверитьправильность остатков на счетах бухучета, а также провести реформацию баланса.
Начинать проверку остатков по счетам необходимо синвентаризации имущества организации и ее обязательств.
Инвентаризация – это сверка данных фактическогосостояния имущества (обязательств) с бухгалтерскими записями. В результатетакого сравнения зачастую возникают расхождения, которые могут быть связаны: свыявлением излишков и недостач имущества, а также со счетными ошибками.
Все выявленные в ходе инвентаризации расхожденияподлежат корректировке: излишки должны быть оприходованы, а недостачи – списаны(в пределах норм естественной убыли на расходы, сверх норм – предъявлены квозмещению материально-ответственному лицу). Если расхождение произошло из-заошибки в учете, то в бухгалтерские регистры нужно внести корректирующие записи. [8]
После проверки правильности ведения учетабухгалтер может приступить к реформации баланса. Ее проводят после того как вучете будет отражена последняя операция.
Реформация баланса – это списание прибыли илиубытка, полученного фирмой за прошедший финансовый год.
Она состоит из двух этапов:
– закрытие счетов, на которых в течение годаучитывались доходы, расходы и финансовые результаты деятельности компании: 90«Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы»;
– включение финансового результата, полученногоза прошедший год, в состав нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).
Финансовый результат по обычным видамдеятельности определяют на счете 90 «Продажи». 31 декабря субсчета, открытые ксчету 90 «Продажи», закрывают внутренними записями на субсчет 90-9. Для этогоделают записи:
Дебет 90-1 Кредит 90-9
Дебет 90-9 Кредит 90-2
Дебет 90-9 Кредит 90-3
Дебет 90-9 Кредит 90-4
Дебет 90-9 Кредит 90-6
Аналогично закрывается счет 91 «Прочие доходы ирасходы». То есть сальдо по субсчетам счета 91 списывают в дебет или кредитсчета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».
Дебет 91-1 Кредит 91-9
Дебет 91-9 Кредит 91-2
Сопоставлением оборотов по счетам 90 и 91определяется финансовый результат от основной и прочей деятельности, после чегоон списывается на счет 99 «Прибыли и убытки»:
Дебет 90-9 Кредит 99 – отражена прибыль отосновной деятельности
Дебет 99 Кредит 90-9 – отражен убыток отосновной деятельности
Дебет 91-9 Кредит 99 – отражена прибыль отпрочей деятельности
Дебет 99 Кредит 91-9 – отражен убыток отпрочей деятельности
По итогам года на счете 99 образуется кредитовое(прибыль) или дебетовое (убыток) сальдо. Его списывают последней записьюотчетного года так:
Дебет 99 Кредит 84 – списананераспределенная прибыль отчетного года;
Дебет 84 Кредит 99 – отражен непокрытыйубыток отчетного года.
На этом реформация баланса завершена.
Таким образом, бухгалтерский баланс по правусчитается центральной формой финансовой отчетности предприятия, позволяющей нетолько проследить изменения в составе и структуре средств и их источников вдинамике, но и оценить эффективность размещения капитала предприятия, егодостаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценитьразмер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения. [14]
На основе изучения баланса внешние пользователимогут принять решения о целесообразности и условиях ведения дел с даннымпредприятием как с партнером, оценить кредитоспособность предприятия какзаемщика, оценить возможные риски своих вложений, целесообразность приобретенияакций данного предприятия и его активов и другие решения.1.3 Содержание и порядок составления формы№ 2 «Отчет о прибылях и убытках»
бухгалтерскийбаланс отчетность капитал
При составлении «Отчета о прибылях и убытках»можно использовать типовую форму, утвержденную приказом Минфина России от22.07.2003 № 67н. На ее основании организация имеет право разработатьсобственную форму с учетом специфики деятельности, соответствующее положениенеобходимо закрепить в учетной политике и утвердить форму № 2 в качествеприложения к приказу об учетной политике.
Все величины в отчете о прибылях и убыткахуказываются нарастающим итогом с начала года. В графе 3 отражаются показателиза отчетный год, а в графе 4 – за предыдущий год.
Отчет о прибылях и убытках состоит из двухтаблиц. В первой таблице на основании доходов и расходов организациярассчитывает чистую прибыль, полученную за отчетный период. В таблице четыречасти: «Доходы и расходы по обычным видам деятельности», «Прочие доходы ирасходы», «Прибыль» и «Справочная информация».
Во второй таблице приводится расшифровка прочихдоходов и прочих расходов предприятия.
Итак, рассмотрим порядок заполнения отчета оприбылях и убытках.
/>В части первой формы №2«Доходы и расходы по обычным видам деятельности» в строке 010 «Выручка отпродажи товаров, продукции, работ, услуг» отражают доходы предприятия отобычных видов деятельности. Для этого используют кредитовый оборот по счету 90«Продажи» субсчет 1 «Выручка» за вычетом НДС, акцизов и экспортных пошлин.
Предприятия – производители продукции в строке010 приводят стоимость готовой продукции, проданной покупателям, торговыеорганизации – продажную стоимость реализованных товаров, а предприятия,выполняющие работы или оказывающие услуги – стоимость выполненных работ илиоказанных услуг, подтвержденных актами выполненных работ.
Если организация осуществляет несколько видовдеятельности, следует расшифровать общую сумму выручки. Для этого в форму № 2предприятию следует включить дополнительные строки (011, 012 и так далее) длятех видов деятельности, показатели выручки по которым признаются существенными.
По строке 020 «Себестоимость проданных товаров,работ, услуг» предприятия отражают все расходы, которые относятся насебестоимость продукции, реализованной покупателям. Другими словами, это оборотпо дебету счета 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж» и кредита счета43 «Готовая продукция» или 41 «Товары». Данный показатель приводится в форме №2 в круглых скобках.
Если предприятие осуществляет несколько видов деятельности,себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) необходимо указать отдельно построкам, которые вводятся дополнительно (021, 022 и так далее).
В строке 029 «Валовая прибыль» приводится разницамежду показателями, отраженными в двух первых строках отчета (строка 010 –строка 020).
По строке 030 «Коммерческие расходы»производственные предприятия записывают расходы, связанные со сбытом продукции,а торговые организации – издержки обращения. Показатель по строке 030приводится в круглых скобках.
Для заполнения необходимо использовать оборот покредиту счета 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции со счетом 90 субсчет«Коммерческие расходы». К коммерческим относятся следующие расходы:
1. нарекламу продукции (работ, услуг);
2. транспортировкупродукции до места назначения;
3. содержаниепомещений для хранения продукции в местах ее реализации.
В строке 040 «Управленческие расходы» (счет 26«Общехозяйственные расходы»). К таким расходам, в частности, относится:
1. заработнаяплата административно-управленческого аппарата;
2. оплатаинформационных, аудиторских и консультационных услуг;
3. аренднаяплата за помещения общехозяйственного назначения;
4. сумманачисленной амортизации и расходы на ремонт основных средств управленческого иобщехозяйственного назначения.
По строке 050 «Прибыль (убыток) от продаж»фиксируют финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг). Показательрассчитывается таким образом: строка 050 = строка 029 – строка 030 – строка040.
Отрицательная величина (убыток) показывается вкруглых скобках.
В части «Прочих доходов и расходов» по строке 060«Проценты к получению» необходимо показать сумму процентов, причитающихсяорганизации за пользование денежными средствами, которые она передала другойорганизации или физическому лицу и за пользование денежными средствами, которыенаходятся на счете организации в банке.
Суммы таких доходов отражаются по кредиту счета91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы» в корреспонденции сосчетами 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета», 73«Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 1 «Расчеты попредоставленным займам».
В строке 070 «Проценты к уплате» записывают суммыпроцентов, которые предприятие должно в отчетном периоде уплатить по векселям,облигациям, полученным кредитам и займам. Такие суммы отражаются по дебетусчета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы» в корреспонденциисо счетами 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты подолгосрочным кредитам и займам». Показатель приводится в круглых скобках.
В строке 080 «Доходы от участия в другихорганизациях» отражаются доходы от долевого участия в уставных капиталах другихпредприятий и дивиденды по акциям. При заполнении строки используется оборот покредиту счета 91-1 в корреспонденции со счетом 76 субсчет 3 «Расчеты попричитающимся дивидендам и другим доходам».
По строке 090 «Прочие доходы» учитывают прочиедоходы. Их перечень приведен в пунктах 7 и 9 ПБУ 9/99.
В строке 100 «Прочие расходы» отражаются расходы,поименованные в пунктах 11 и 13 ПБУ 10/99. Показатель записывается в круглыхскобках.
По строке 140 «Прибыль (убыток) доналогообложения» показывается финансовый результат (прибыль или убыток)деятельности организации за текущий год. Он определяется по формуле:
строка 140 = строка 050 + строка 060 + строка 080+ строка 090 – строка 070 – строка 100.
В строку 141 «Отложенные налоговые активы»вписывают разницу между начисленными и погашенными в отчетном периодеотложенными налоговыми активами. При заполнении строки необходимо из величиныдебетового оборота по счету 09 «Отложенные налоговые активы» вычесть суммукредитового оборота по этому счету. Если результат будет отрицательным, егоследует указать в круглых скобках.
В строке 142 «Отложенные налоговые обязательства»указывается разница между начисленными и погашенными в отчетном периодеотложенными налоговыми обязательствами. Для этого из кредитового оборота посчету 77 «Отложенные налоговые обязательства» за отчетный период вычитаетсясумма дебетового оборота по этому счету. Если обороты по кредиту большеоборотов по дебету, результат отражается в круглых скобках.
По строке 150 «Текущий налог на прибыль»отражается сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет за отчетныйпериод (счет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»).
Строка 190 «Чистая прибыль (убыток) отчетногопериода» определяется по формуле:
строка 190 = строка 140 + строка 141 – строка 142– строка 150.
Кроме того, в Отчете о прибылях и убыткахнеобходимо указывать справочную информацию (при ее наличии), а именно: в строке200 «Постоянные налоговые обязательства (активы)» указывается сумма постоянныхналоговых активов и обязательств, которые организация сформировала в отчетномпериоде на основе возникших положительных и отрицательных постоянных разниц.
В бухучете постоянные налоговые обязательстваотражаются по дебету счета 99 в корреспонденции со счетом 68 субсчет «Расчетыпо налогу на прибыль». Для постоянных налоговых активов проводка обратная.
По строке 201 «Базовая прибыль (убыток) на акцию»/> акционерные общества обязаны раскрыть информацию о прибылиили убытке, приходящихся на одну обыкновенную акцию.
Строка 202 «Разводненная прибыль (убыток) наакцию» отражает возможное снижение уровня базовой прибыли (увеличения убытка)на акцию при конвертации всех конвертируемых ценных бумаг акционерного обществав обыкновенные акции и исполнении всех договоров купли-продажи обыкновенныхакций у эмитента по цене ниже их рыночной стоимости.
Расчет разводненной прибыли основан напредположении, что привилегированные акции будут обменены на обыкновенные.
В последней части Отчета о прибылях и убыткахпредприятием при необходимости дается расшифровка отдельных прибылей и убытков
Таким образом, Отчет о прибылях и убыткахявляется основной теоретической базой для анализа финансовых результатовдеятельности предприятия. [15]
Именно в данном отчете отражается присущие всеморганизациям, функционирующим в условиях рынка, единство показателей финансовыхрезультатов деятельности, единство процессов формирования прибыли.
Прибыль или убыток являются главным показателем,отражающим финансовый результат, слагаемый из совокупности доходов и расходов,возникающих в результате осуществления хозяйственных операций.

1.4 Содержание и порядоксоставления формы № 3 «Отчет об изменениях капитала»
В составе годовой бухгалтерской отчетностикоммерческие организации обязаны представить форму № 3 «Отчет об измененияхкапитала».
Форма № 3 утверждена Приказом Минфина России от22.07.2003 N 67н и, как уже отмечалось ранее, их основании организация вправеразработать собственные отчетные документы.
В отчете об изменениях капитала организацияприводит информация о формировании уставного, добавочного и резервного капиталаорганизации, о величине нераспределенной прибыли и создаваемых организациейрезервах. Отчет состоит из разделов «Изменения капитала», «Резервы» и«Справки».
В разделе «Изменения капитала» содержатся данныеоб уставном (графа 3), добавочном (графа 4), резервного (графа 5) капиталахпредприятия, а также о нераспределенной прибыли (непокрытом убытке) (графа 6).Итоговые показатели заносят в графу 7 таблицы. Для этого суммируют значения посоответствующим строкам, а значения показателей, отраженных в круглых скобках,вычитают.
Все данные указывают последовательно за двапериода – предыдущий и отчетный год. По каждому году фиксируют величинусобственного капитала организации по состоянию на 1 января и 31 декабря, атакже на 31 декабря года, предшествовавшего предыдущему. Дело в том, что данныена 31 декабря и 1 января могут не совпадать, если, например, произошлиизменения в учетной политике или была проведена переоценка основных средств.
Рассмотрим порядок заполнения Отчета обизменениях капитала за отчетный период.
Строку «Изменения в учетной политике» заполняют,если в учетную политику внесены изменения, которые повлияли на размернераспределенной прибыли.
В графе 4 строки «Результат от переоценкиосновных средств» указывают сумму переоценки, которая отражается на счете 83.При увеличении стоимости основных средств приводится разница между оборотом покредиту счета 83 в корреспонденции со счетом 01 и оборотом по дебету счета 83 вкорреспонденции со счетом 02. Если стоимость переоцененных активов уменьшилась,разницу между дебетовым оборотом по счету 83 в корреспонденции со счетом 01 икредитовым оборотом по счету 83 в корреспонденции со счетом 02 записывают вкруглых скобках.
Строку «Результат от пересчета иностранных валют»формируют те организации, у которых предусмотрено внесение вклада в уставныйкапитал в иностранной валюте. При погашении задолженности учредителей, а такжепри пересчете задолженности на отчетную дату могут возникнуть положительныекурсовые разницы, зачисляемые в добавочный капитал организации – их величину указываютв данной строке.
В строке «Чистая прибыль» отражают величинунераспределенной прибыли, полученной за год (оборот по дебету счета 99 вкорреспонденции со счетом 84). Сумму убытка, полученного по итогам года(кредитовый оборот по счету 99 в корреспонденции со счетом 84), показывают вкруглых скобках.
Аналогично в круглых скобках записывают и суммуначисленных за отчетный период дивидендов — в строке «Дивиденды». Это оборот подебету счета 84 в корреспонденции со счетом 75-2 «Расчеты по выплате доходов»или со счетом 70, если учредители (участники) являются работниками организации.
Строку «Отчисления в резервный фонд» заполняюторганизации, создающие резервный фонд. Следует отметить, что резервный фондобязано создавать акционерное общество, общество с ограниченнойответственностью также вправе создать такой фонд. В графах 5 и 6 указываютодинаковые величины – оборот по кредиту счета 82 в корреспонденции со счетом84. В графу 6 сумму вписывают в круглых скобках.
Следующие строки «Увеличение капитала за счет:» и«Уменьшение капитала за счет:» заполняются, только если в отчетном годуизменился размер уставного капитала. В соответствующих строках обязательнорасшифровывают причину такого изменения: дополнительный выпуск либо уменьшениеколичества акций, увеличение либо уменьшение номинальной стоимости акций,реорганизация юридического лица. Показатель соответствует оборотам по кредитусчета 80 (при увеличении) или по дебету данного счета (при уменьшении).
В разделе «Резервы» раскрывается информация повидам созданных резервов. Данные об остатках на начало и конец периода (графы 3и 6), поступлении (графа 4) и использовании сумм резерва (графа 5) указывают запредыдущий и отчетный год.
Подраздел «Резервы, образованные в соответствии сзаконодательством» включает информацию по резервным фондам, которые обязательнодолжны создавать акционерные общества. Следовательно, этот подраздел заполняюттолько акционерные общества. В нем указывают суммы, направленные на созданиерезервного фонда. Остатки, отражаемые в графах 3 и 6, соответствуют сальдосчета 82 на начало и конец периода, поступления – оборотам по кредиту,использование – оборотам по дебету данного счета.
Подраздел «Резервы, образованные в соответствии сучредительными документами» заполняют общества с ограниченной ответственностьюв случае создания резервного фонда. Размер фонда определяется в уставеобщества. При заполнении подраздела также используются данные счета 82.
В подразделе «Оценочные резервы» даетсяинформация о резервах под снижение стоимости материально-производственныхзапасах, под обесценение финансовых вложений, резервах по сомнительным долгам.Величина созданных резервов на начало и конец года соответствует сальдо счетов14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 59 «Резервы подобесценение финансовых вложений» либо 63 «Резервы по сомнительным долгам».Величина поступлений в течение года вписывается на основании данных кредитовогооборота, а использованные суммы – исходя из данных дебетового оборота поуказанным счетам.
Подраздел «Резервы предстоящих расходов» включаетданные по следующим видам резервов:
1. напредстоящую оплату отпусков работникам организации;
2. выплатуежегодного вознаграждения за выслугу лет;
3. производственныезатраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;
4. ремонтосновных средств и другие.
Для их учета предусмотрен счет 96 «Резервыпредстоящих расходов». При заполнении подраздела используют данные по субсчетамсчета 96.
В разделе «Справки» указывают величину чистыхактивов организации на начало и конец года, а также целевые средства,полученные организацией из бюджета и внебюджетных фондов. Данные приводятся задва периода – отчетный и предыдущий год. Чистые активы определяют как разностьактивов и пассивов, принимаемых к расчету.
Сведения о суммах, полученных из бюджета ивнебюджетных фондов, приводятся на основании данных счета 86 «Целевоефинансирование».
Таким образом, «Отчет об изменениях капитала»раскрывает дополнительные данные об изменениях в капитале предприятия: уставном,резервном, добавочном, что немаловажно для многих пользователей, к примеру,акционеров и учредителей предприятия.

1.5 Содержание и порядоксоставления формы № 4 «Отчет о движении денежных средств»
В состав годовой бухгалтерской отчетности входитформа № 4 «Отчет о движении денежных средств». В данной форме отражаютсясведения о денежных потоках организации по текущей, инвестиционной и финансовойдеятельности.
Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»утверждена приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н. Как и другие формыбухгалтерской отчетности, она является рекомендуемой. Это значит, чтоорганизации на основе типового образца разрабатывают собственную форму иутверждают ее при формировании учетной политики либо используют образец,рекомендованный Минфином, и при необходимости удаляют из него ненужные строки.
В форме № 4 отражаются сведения о фактическомпоступлении и расходовании денежных средств. Для заполнения Отчета используютсяобороты по счетам 50 «Касса» (за исключением субсчета «Денежные документы»), 51«Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» и 57«Переводы в пути».
В Отчете не указывается движение денежных средствмежду кассой и расчетными счетами, между расчетными счетами и депозитнымсчетом, движение валюты между рублевым и валютным счетом.
Форма № 4 заполняется в рублях. Если уорганизации в отчетном периоде было движение денежных средств в иностраннойвалюте, эти суммы пересчитываются в рубли по курсу Банка России на датусоставления годовой бухгалтерской отчетности. [10]
Показатели в Отчете отражаются за отчетный (графа3) и предыдущий (графа 4) год. В графу 4 переносятся показатели из графы 3Отчета за предыдущий год.
Движение денежных средств в форме № 4 отражаетсяв разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
В строке «Остаток на начало отчетного года»указывается сумма денежных средств, которая имелась в кассе и числилась набанковских счетах организации на начало отчетного периода. Этот показательприводится без разбивки по видам деятельности.
В разделе «Движение денежных средств по текущейдеятельности» отражаются суммы денежных средств, поступившие и израсходованныепри осуществлении текущей деятельности. Это деятельность, связанная спроизводством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, продажей товаров,передачей имущества в аренду.
Раздел начинается со строк, в которых отражаютсясуммы денежных средств, поступивших в ходе осуществления текущей деятельности.
Для заполнения строки «Средства, полученные отпокупателей, заказчиков» используются дебетовые обороты по счетам 50 «Касса»,51 «Расчетные счета» и 52 «Валютные счета» в корреспонденции со счетами 62«Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76 «Расчеты с дебиторами икредиторами». Из сумм, отраженных по этим счетам, нужно выбрать суммы,поступившие в оплату продукции (работ, услуг). В форме № 4 эти поступленияотражаются в полной сумме с учетом НДС, акцизов и прочих налогов, уплаченныхпокупателями.
Организации, которые занимаются производствомпродукции, выполнением работ или оказанием услуг, показывают по этой строкесуммы денежных средств, поступившие в оплату реализованной продукции (товаров,работ, услуг), а также суммы авансов, полученные от покупателей.
Организации, основной вид деятельности которых —передача имущества в аренду, по строке «Средства, полученные от покупателей,заказчиков» отражают суммы арендных платежей, поступившие от арендаторов.
Строка «Прочие доходы». В этой строке отражаютсясуммы поступивших денежных средств, которые связаны с текущей деятельностьюорганизации и не указаны в предыдущей строке, например, штрафы, пени инеустойки, суммы, полученные безвозмездно, денежные средства, внесенные в кассуподотчетными лицами.
Указав суммы денежных поступлений по текущей деятельности,следует перейти к заполнению строк, в которых отражается расходование денежныхсредств по текущей деятельности. Все показатели, касающиеся использованияденежных средств, заключаются в круглые скобки.
В строке «На оплату приобретенных товаров, работ,услуг, сырья и иных оборотных активов» указываются:
- суммы,которые организация перечислила поставщикам за сырье, материалы, топливо;
- суммы,уплаченные за аренду помещения, коммунальные услуги, и суммы авансовыхплатежей, выданные поставщикам и подрядчикам;
- суммы,выданные из кассы подотчетным лицам на хозяйственные нужды.
По строке «На оплату труда» отражаются суммызаработной платы, выплаченные работникам и учтенные по дебету счета 70 «Расчетыс персоналом по оплате труда» в корреспонденции со счетом 50 (если сотрудникиполучают зарплату из кассы организации) или 51 (если зарплата перечисляется насчета сотрудников).
Сумма по строке «На выплату дивидендов,процентов» складывается как сумма следующих величин:
— дивидендов, выплаченных учредителям (дебетовыйоборот по счету 75 «Расчеты с учредителями» субсчет «Расчеты по выплатедоходов»);
— процентов, выплаченных по собственным долговымценным бумагам (облигациям, векселям), по полученным кредитам и займам(дебетовые обороты по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»).
В строке «На расчеты по налогам и сборам»отражается сумма налогов, которую организация перечислила в бюджет какналогоплательщик и налоговый агент. Чтобы сформировать значение этой строки,нужно взять дебетовые обороты по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69«Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в корреспонденции со счетамиучета денежных средств. В этой же строке следует указать суммы уплаченных штрафовпо налогам и сборам и суммы пеней, перечисленных за просрочку налоговыхплатежей.
В строке «На прочие расходы» отражаютсяизрасходованные суммы денежных средств, которые не указаны в других строкахраздела «Движение денежных средств по текущей деятельности».
Раздел «Движение денежных средств по текущейдеятельности» завершается итоговой строкой «Чистые денежные средства от текущейдеятельности». Показатель этой строки определяется как разность между суммойденежных средств, поступивших в процессе текущей деятельности, и суммойденежных средств, израсходованных при ее осуществлении.
Если сумма поступлений превышает суммуизрасходованных средств, то показатель этой строки будет положительным. Еслисумма расходов по текущей деятельности превышает сумму поступлений, показательотрицательный, то он указывается в скобках.
/>В разделе «Движениеденежных средств по инвестиционной деятельности» отражаются суммы денежныхсредств, полученные и израсходованные при осуществлении инвестиционнойдеятельности. Это деятельность, связанная с приобретением и продажей земельныхучастков, зданий и иных объектов недвижимости, нематериальных и другихвнеоборотных активов, со строительством для собственных нужд. К инвестиционнойдеятельности также относятся приобретение ценных бумаг, вклады в уставныекапиталы других организаций, предоставление другим организациям займов.
/>Строка «Выручка отпродажи объектов основных средств и иных внеоборотных активов» отражаетсредства, полученные от продажи основных средств, нематериальных активов,объектов незавершенного строительства, несмонтированного оборудования. Длязаполнения этой строки используются обороты по дебету счетов учета денежныхсредств в корреспонденции со счетами 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»и 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами». Суммы НДС при этом не вычитаются.
Строку «Выручка от продажи ценных бумаг и иныхфинансовых вложений» заполняют организации, для которых операции с ценнымибумагами и другими финансовыми вложениями не являются основным видомдеятельности. В данной строке отражаются суммы, полученные от продажи ценныхбумаг (облигаций, акций, векселей) и других финансовых вложений, которые учтеныпо дебету счетов 50, 51 и 52 в корреспонденции со счетами 58, 62 и 76.
Строка «Полученные дивиденды». В ней указываетсясумма дивидендов, поступивших от других организаций на расчетный (валютный)счет или в кассу. Эти суммы отражаются по дебету счетов 50, 51 и 52 вкорреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие доходы»)или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты попричитающимся дивидендам и другим доходам»).
По строке «Полученные проценты» отражается суммапроцентов по ценным бумагам и выданным займам, поступившая в кассу или набанковские счета организации. Здесь же указываются проценты, начисленные банкомпо депозитным счетам, а также на остаток денежных средств в соответствии сусловиями договора на открытие и обслуживание расчетного (валютного) счета.
Строка «Поступления от погашения займов,предоставленных другим организациям» показывает основную сумму возвращенныхзаймов. Показатель строки формируется по кредитовому обороту счета 58«Финансовые вложения» (субсчет «Предоставленные займы») в корреспонденции сосчетами 50, 51 и 52.
/>После того как заполненыстроки, связанные с поступлением денежных средств от инвестиционнойдеятельности, формируются показатели строк, в которых отражаются расходы. Всепоказатели, касающиеся использования денежных средств, указываются в круглых скобках.
Строка «Приобретение объектов основных средств,доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов» отражаетсумму денежных средств, уплаченных за приобретенные основные средства,нематериальные активы и прочие внеоборотные активы (кроме финансовых вложений).
Строка «Приобретение ценных бумаг и иныхфинансовых вложений» показывает сумму денежных средств, израсходованных напокупку долговых ценных бумаг (облигаций, векселей), акций, дебиторскойзадолженности (по договору уступки права требования). Эта строка заполняется поданным дебетового оборота счета 58 «Финансовые вложения.
В строке «Займы, предоставленные другиморганизациям» отражаются суммы займов, выданных другим организациям. Этодебетовый оборот счета 58 «Финансовые вложения»/>.
Раздел «Движение денежных средств поинвестиционной деятельности» завершается итоговой строкой «Чистые денежныесредства от инвестиционной деятельности». Показатель этой строки определяетсякак разница между суммой денежных средств, поступивших в результатеинвестиционной деятельности, и суммой денежных средств, выбывших в результатетакой деятельности.
В разделе «Движение денежных средств пофинансовой деятельности» отражаются суммы денежных средств, поступившие ивыбывшие при осуществлении финансовой деятельности. Это деятельность, врезультате которой изменяются величина и состав собственного капитала и заемныхсредств организации.
Раздел начинается строками, которые предназначеныдля отражения сумм денежных средств, поступивших от финансовой деятельности.
Строка «Поступления от займов, кредитов,предоставленных другими организациями» показывает суммы займов и кредитов,полученные от банков и других организаций. Полученные заемные средстваучитываются по кредиту счетов 66 «Краткосрочные кредиты и займы» и 67«Долгосрочные кредиты и займы».
После того как в форме № 4 указаны суммыпоступлений по финансовой деятельности, заполняются строки, в которыхотражается расходование денежных средств по финансовой деятельности.
Строка «Погашение займов и кредитов (безпроцентов)» отражает суммы займов и кредитов, которые организация погасила вотчетном периоде. Они учитываются по дебету счетов 66 «Краткосрочные кредиты изаймы» и 67 «Долгосрочные кредиты и займы». В этой строке отражаются толькосуммы основного долга.
Строку «Погашение обязательств по финансовойаренде» заполняют только организации, которые взяли имущество в лизинг: в нейпоказываются суммы лизинговых платежей, перечисленные лизингодателю.
Итоговая строка раздела «Движение денежныхсредств по финансовой деятельности» называется «Чистые денежные средства отфинансовой деятельности». Показатель этой строки формируется как разность междусуммами денежных средств, полученными от финансовой деятельности, и суммамиденежных средств, использованными в ней. Отрицательный результат показывается вкруглых скобках.
/>Определив показатели,характеризующие движение денежных средств по текущей, инвестиционной ифинансовой деятельности, бухгалтер приступает к заполнению итоговых строк,размещенных в конце формы № 4 «Отчет о движении денежных средств».
Строка «Чистое увеличение (уменьшение) денежныхсредств и их эквивалентов» отражает увеличение или уменьшение денежных средстворганизации в целом по всем видам деятельности. Этот показатель определяетсякак сумма значений трех итоговых строк по разделам «Чистые денежные средства оттекущей деятельности», «Чистые денежные средства от инвестиционнойдеятельности» и «Чистые денежные средства от финансовой деятельности». При этомотрицательные показатели нужно не прибавлять, а вычитать.
Строка «Остаток денежных средств на конецотчетного периода». Показатель данной строки формируется таким образом: костатку денежных средств на начало отчетного периода нужно прибавить (вычесть)значение строки «Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и ихэквивалентов». При этом показатель строки «Остаток денежных средств на конецотчетного периода» равняется сумме остатков, отраженных на конец отчетного годана счетах 50, 51, 52, 55 и 57.
Строку «Величина влияния изменений курсаиностранной валюты по отношению к рублю» заполняют организации, у которых вотчетном году происходило движение денежных средств в иностранной валюте.
Таким образом, на основании информации,полученной из «Отчета о движении денежных средств» возможно более эффективноеуправление денежным потоком предприятия, которое приводит приводит к улучшениюуправления с точки зрения сбалансированности поступлений и расходованияденежных средств.1.6 Содержание и порядок составления формы№ 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»
На основании ПБУ 4/99, организация можетпредставлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности,если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованныхпользователей при принятии экономических решений. Такая информация включается вгодовую отчетность российских организаций в виде Приложения к бухгалтерскомубалансу (форма №5).
В данном отчете раскрывается динамика важнейшихэкономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет,планируемое развитие организации, предполагаемые капитальные и долгосрочныефинансовые вложения, политика в отношении заемных средств, управления рисками ииная информация. [7]
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) призванообеспечивать пользователей бухгалтерской отчетности дополнительными данными,которые представляют собой расшифровку основных статей бухгалтерского баланса.Таким образом, само название этой отчетной формы определяет ее взаимосвязь сраскрываемыми статьями бухгалтерского баланса на основе их сопоставимости. Этиданные необходимы пользователям для реальной оценки имущественного ифинансового положения организации.
Форма №5 состоит из десяти разделов. Эти разделыне пронумерованы, так как отдельные показатели, включенные в данную форму,могут включаться в пояснительную записку.
В разделе «Нематериальные активы» даетсярасшифровка к строке 110 бухгалтерского баланса «Нематериальные активы».Нематериальные активы отражаются в этом разделе по первоначальной стоимости (вотличие от бухгалтерского баланса). Заполняются показатели по данныманалитического учета к счету 04 «Нематериальные активы».
Также в разделе указываются суммы начисленнойамортизации по нематериальным активам на начало и конец года в целом поорганизации и в том числе по видам нематериальных активов.
В разделе «Основные средства» дается расшифровкак строке 120 бухгалтерского баланса. В нем отражают наличие и движение втечение отчетного периода объектов основных средств по видам согласно Общероссийскомуклассификатору основных фондов: здания; сооружения и передаточные устройства;машины и оборудование; транспортные средства; производственный и хозяйственныйинвентарь; другие виды основных средств; земельные участки и объектыприродопользования.
Раздел так же построен по балансовому принципу:показатели отражаются по первоначальной стоимости, отдельно приводятся данныеначисленной амортизации основных средств как общей суммой, так и по видам.
Для отражения изменения первоначальной стоимостиосновных средств в результате их достройки, дооборудования, реконструкции иличастичной ликвидации предусмотрена строка «Изменение стоимости объекта основныхсредств в результате достройки, дооборудования, реконструкции, частичнойликвидации».
Информация об амортизации доходных вложений вматериальные ценности указывается в этом разделе отдельной строкой на началоотчетного года и конец отчетного периода, которая заполняется на основанииданных аналитического учета к счету 02.
В разделе «Расходы на научно-исследовательские,опытно-конструкторские и технологические работы» приводятся сведения об объемеосуществленных расходов в течение отчетного периода тех организаций, которыевыполняют НИОКР собственными силами или являются заказчиками по ним.
Раздел построен по балансовому принципу. Сведенияо НИОКР показываются общей суммой и в том числе по видам произведенных работ.Причем информация «в том числе» не расшифрована, предусмотрены тольконезаполненные строки.
В разделе «Финансовые вложения» расшифровываютсяпоказатели строк 140 «Долгосрочные финансовые вложения» и 250 «Краткосрочныефинансовые вложения» формы №1.
Показатели для раздела формируются по данныманалитического учета счетов 58 «Финансовые вложения» и 55 «Специальные счета вбанках», субсчет 3 «Депозитные счета».
В разделе «Дебиторская и кредиторскаязадолженность» дается расшифровка к строкам 230 и 240 актива бухгалтерскогобаланса, а также к строкам 510, 520, 610, 620, 630 и 660 пассива бухгалтерскогобаланса: расшифровываются суммы краткосрочной и долгосрочной дебиторской икредиторской задолженности организации по видам на начало отчетного года иконец отчетного периода.
Если организация не создавала резервы посомнительным долгам, показатели строки «Итого» подраздела «Дебиторскаязадолженность» (на начало и конец отчетного года) должны быть равны суммесоответствующих показателей строк 230 и 240 «Дебиторская задолженность» формы№1.
В разделе «Расходы по обычным видам деятельности(по элементам затрат)» показывается информация о расходах организации поэлементам расходов за отчетный и предыдущий годы.
Расходы в соответствии с их экономическимсодержанием группируются по следующим элементам:
— материальные затраты;
— затраты на оплату труда;
— отчисления на социальные нужды;
— амортизация;
— прочие затраты.
Данные приводятся в целом по организации безучета внутрихозяйственного оборота. Кроме того, в состав внутрихозяйственногооборота включаются затраты по браку; затраты при простоях по внешним причинам;расходы, возмещаемые виновными лицами.
В разделе «Обеспечения» дается расшифровка кСправке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, кбухгалтерскому балансу.
Отдельно приводятся данные об обеспеченияхполученных и обеспечениях выданных по состоянию на начало и конец отчетногопериода. Особое внимание уделяется информации о векселях и имуществе,используемом в качестве обеспечения (залога). Показатели раздела заполняются наосновании аналитических данных по забалансовым счетам 008 «Обеспеченияобязательств и платежей полученные» и 009 «Обеспечения обязательств и платежейвыданные».
В разделе «Государственная помощь» формируетсяинформация о полученных бюджетных средствах за отчетный период и аналогичныйпериод предыдущего года, а также данные о бюджетных кредитах в разрезе динамикиих получения и погашения в отчетном периоде при наличии остатков на его началои конец периода.
При наличии показателей, подлежащихдополнительному раскрытию в финансовой отчетности, исходя из требованийуместности и существенности, для оценки различных сторон производственно-хозяйственной,инвестиционной и финансовой деятельности, организация вправе вводить в разделыдополнительные показатели и строки.1.7 Международные стандарты финансовойотчетности
 
Российская национальная система бухгалтерскогоучета и отчетности совершенствуется в направлениях радикального измененияорганизационных условий функционирования, методики учета в целом и на отдельныхучастках путем изменения национальных бухгалтерских стандартов и разработкиновых.
Основная цель реформирования российскогобухгалтерского учета – приведение национальной системы бухгалтерского учета всоответствие с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) итребованиями рыночной экономики.
МСФО – это общепринятые правила по признанию,оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовыхотчетов. МСФО разрабатываются Международным комитетом стандартизациибухгалтерского учета, состоящим из представителей тринадцати стран и четырехмеждународных организаций, с 1973 года.
Международные стандарты отличаются гибкостью ипредполагают, как правило, альтернативные решения одних тех же вопросов. Они неявляются строго обязательными для всех стран. Большинство стран на основемеждународных разрабатывают национальные стандарты.
Можно выделить три основных направления реформыотечественной учетной системы:
1. нормативноеи методологическое обеспечение реформы;
2. реорганизациясистемы управления учетом;
3. подготовкаи переподготовка кадров.
Реформирование системы отечественногобухгалтерского учета было начато в 1993 году с принятием Государственнойпрограммы «О переходе РФ на принятую в международной практике систему учета истатистики в соответствии с требованиями рыночной экономики», разработанной всоответствии с распоряжением Председателя Верховного Совета РФ от 14.01.1992 г.
Другим документом, отражающим изменения системыбухгалтерского учета, явилась Концепция бухгалтерского учета в рыночнойэкономике России, одобренная Методологическим советом по бухучету приМинистерстве Финансов РФ 29 декабря 1997г. В ней сформулировано мнениеспециалистов в области бухгалтерского учета по следующим вопросам:
1. цельбухгалтерского учета;
2. основыорганизации бухгалтерского учета;
3. содержаниеи требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете;
4. составинформации, формируемой в бухгалтерском учете для внешних пользователей;
5. критериипризнания активов, обязательств, доходов, расходов и их оценка.
Несмотря на работу по сближению российских имеждународных стандартов финансовой отчетности, правила финансовой отчетностиимеют различия. Они определяются назначение отчетности. Если в российскойпрактике основными потребителями отчетной информации являются органыМинистерства по налогам и сборам, то компании развитых стран готовят отчетнуюинформацию прежде всего для таких внешних пользователей, как инвесторы,кредиторы, поставщики, покупатели, общественность и других.
В качестве цели на ближайшие 10 лет провозглашеносоздание условий и предпосылок последовательного и успешного выполнениясистемой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономикеРоссийской Федерации; обозначены следующие направления реформы:
- повышениекачества информации, формируемом в бухгалтерском учете и отчетности;
- созданиеинфраструктуры применения МСФО;
- изменениясистемы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
- усилениеконтроля качества бухгалтерской отчетности;
- повышениеквалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учетаи отчетности, аудитом, а также пользователей информации.
До 2007 года на МСФО будут переведены общественнозначимые экономические субъекты (ОАО и иные организации, имеющие публичнообращающиеся ценные бумаги, финансовые организации, работающие со средствамифизических и юридических лиц).
В 2008–2010 г.г. намечен обязательный перевод наМСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов.Будет произведена оценка возможности составления организациями индивидуальнойфинансовой отчетности непосредственно по МСФО вместо российских стандартов.
На протяжении всего периода намечено повышать иукреплять роль профессиональных общественных объединений в развитии ирегулировании бухгалтерской и аудиторской профессии.
В России, в условиях повышенных рисков, признаниемеждународных стандартов является важным шагом, направленным на привлечениеиностранных инвестиций. Современным российским экономистам следует внимательноизучать отмеченные тенденции развития стандартизации финансовой отчетности,чтобы как можно быстрее устранить отставание нашей страны в данном направлении.

2.СОСТАВЛЕНИЕ ФОРМ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
2.1Составление регистров бухгалтерского учета и форм бухгалтерской отчетности
Рассмотримпринцип составления всех форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а такжепроцедур, предшествующих этому, на примере предприятия ООО «Торгмаш».
Организациязарегистрирована в октябре 2007 года учредителями – юридическим лицами. Размеруставного капитала составляет 400 000 рублей.
ДиректоромООО «Торгмаш» является Александров С.И., главным бухгалтером – Кузнецова А.А.(имеется приказ о назначении ее на эту должность).
Даннаяорганизация осуществляет производственную деятельность (изготовление мягкой икорпусной мебели), является плательщиков НДС и налога на прибыль, учет готовойпродукции ведется на счете 43 по плановой себестоимости, отклонения списываютсячерез счет 40 на финансовый результат деятельности предприятия. Кроме того,учетной политикой предприятия установлено, что общехозяйственные расходы сосчета 26 списываются методом «директ-костинг» на финансовые результатыполностью в отчетном периоде.
По состояниюна 01 января 2009 года на счетах бухгалтерского учета были следующие сальдо(Таблица 1).

Таблица 1. Сальдоваяведомость по синтетическим счетам на 01.01.2009 годаСчет Сальдо на начало периода Код Наименование Дебет Кредит 01 Основные средства 810000 - 02 Амортизация основных средств - 6000 08 Вложения во внеоборотные активы 167000 - 10 Материалы 26128 - 43 Готовая продукция 50260 - 50 Касса 3460 - 51 Расчетные счета 172400 - 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками - 213370 62 Расчеты с покупателями и заказчиками 154000 - 66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам - 103579 68 Расчеты по налогам и сборам - 81789 71 Расчеты с подотчетными лицами - 2300 75 Расчеты с учредителями 6000 - 75 Расчеты с учредителями - 12000 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами - 162270 80 Уставный капитал - 400000 84 Нараспределенная прибыль - 410740 97 Расходы будущих периодов 2800 - ИТОГО: 1392048 1392048
В январемесяце предприятие осуществило следующие хозяйственные операции (таблица 2).
 
Таблица 2. Хозяйственныеоперации ООО «Торгмаш» за январь 2009 года№ п/п Содержание хозяйственной операции Сумма Корреспонд. счет Дебет Кредит 1 Поступили материалы от ООО «Профиль» 5600 10-1 60-1 2 Начислен НДС на материалы 1008 19 60-1 3 Приняты к учету услуги АО «Автотранс» за доставку материалов 1150 44 60-1 4 Начислен НДС на сумму доставки 207 19 60-1 5 Произведены расчеты с ООО «Профиль» за материалы 95978 60-1 51 6 Произведены расчеты с АО «Автотранс» за доставку материалов 1357 60-1 51 7 Переданы материалы для производства мягкой мебели 16900 20 10-1 8 Выпущена мягкая мебель из основного производства
14400
10800
40
43
20
40 9 Внесено основное средство в качестве вклада в уставный капитал от ЗАО «Веда» 6000 08-4 75 10 Введено в эксплуатацию основное средство 6000 01-1 08-4 11 Реализован объект основного средства — списана сумма начисленной амортизации 2700 02-1 01-1 — списана остаточная стоимость 21300 91-2 01-1 — учтена выручка 30200 62-2 91-1 — отражен НДС от выручки (18%) 4607 91-2 68-2 12 Поступили средства от реализации основного средства 30200 51 62-2 13 Отгружена продукция ООО «Стройкомплекс» — учтена выручка 82000 62-1 90-1 — отражен НДС из выручки (18%) 12508 90-3 68-2 — списана себестоимость реализованной продукции 28800 90-2 40 14 Поступили денежные средства от реализации готовой продукции 82000 51 62-1 15 Начислены проценты по краткосрочным кредитам 3100 91 66-2 16 Погашена задолженность по краткосрочным кредитам 3500 66-2 51 17 Поступили денежные средства в кассу для выплаты заработной платы 28000 50 51 18 Отнесены расходы по начислению заработной платы рабочих основного производства — начислена заработная плата 12300 20 70 — удержан НДФЛ (13%) 1599 70 68-1 — начислен ЕСН в пенсионный фонд 2460 20 69-2 — начислен ЕСН в фонд социального страхования 357 20 69-1 — начислен ЕСН в ФФОМС 135 20 69-3 — начислен ЕСН в ТФОМС 246 20 69-3 19 Отнесены расходы по начислению заработной платы на общехозяйственные расходы — начислена заработная плата 13900 26 70 — удержан НДФЛ (13%) 1807 70 68-1 — начислен ЕСН в пенсионный фонд 2780 26 69-2 — начислен ЕСН в фонд социального страхования 403 26 69-1 — начислен ЕСН в ФФОМС 153 26 69-3 — начислен ЕСН в ТФОМС 278 26 69-3 20 Выплачена заработная плата 22794 70 50 21 Получены денежные средства с расчетного счета для выдачи в подотчет 8000 50 51 22 Выданы денежные средства в подотчет 6000 71-1 50 23 Отнесены командировочные расходы на общехозяйственные затраты 4200 26 71-1 24 Остаток неиспользованной суммы внесен в кассу 1800 50 71-1 25 Отнесены на затраты расходы будущих периодов 450 26 97 26 Начислена амортизация по объектам основных средств общехозяйственного назначения 3275 26 02 27 Принят к зачету в бюджет НДС 1215 68-2 19 28 Произведено закрытие счетов: — счета 26 25439 90-2 26 — счета 20 17998 40 20 — счета 40 7202 40 90 — счета 44 1150 90-8 44 29 Определен финансовый результат от продаж 21215 90-9 99 30 Определен финансовый результат от прочей реализации 1193 91-9 99 31 Начислен налог на прибыль (20%) 4482 99 68-4 32 Произведено закрытие счета 90 по субсчетам: — 1 82000 90-1 90-9 — 2 46037 90-9 90-2 — 3 12508 90-9 90-3 — 8 1150 90-9 90-8 — 9 21215 90-9 99 33 Произведено закрытие счета 91 по субсчетам — 1 30200 91-1 91-9 — 2 25907 91-9 91-2 — 9 1193 91-9 99 34 Произведено закрытие счета 99 17926 99 84
Главнымбухгалтером компании на основании журнала хозяйственных операций за месяц исальдовой ведомости оформлены ведомости и журналы ордера по счетамсинтетического учета, а также главная книга и оборотно-сальдовая ведомость(таблица 3).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие двигательной моторики детей 6-7 лет средствами танца
Реферат Греция в гомеровский период и в эпоху Архаики
Реферат Анализ стихотворения А. Блока Незнакомка
Реферат Оптимальный режим резания. Высокочастотная металлизация
Реферат «Слово о полку Игореве» величайший памятник древней русской литературы
Реферат Производственный процесс изготовления микросхем
Реферат Противостояние между католиками и протестантами в Ирландии
Реферат Norse Mythology Essay Research Paper name
Реферат The Black Cat Essay Research Paper A
Реферат Христианство и культура 2
Реферат Island Of The Blue DolphinsFeminism Essay Research
Реферат 4 Descriptive Essays Essay Research Paper The
Реферат Особливості та інструменти митно-тарифного регулювання міжнародної економічної діяльності в Франції відносно експорту-імпорту насіння соняшника та соняшникової олії в Україну та з України
Реферат Wuthering Heights 4 Essay Research Paper The
Реферат Дыхание у растений