Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Система управленческого учета ЗАО "ОНХМ-2"

Введение
Управленческийучет в качестве самостоятельной учетной системы возник в передовых западныхстранах во второй половине прошлого столетия. Началом становления и развитияуправленческого учета явилось выделение из общей бухгалтерии организациикалькуляционной бухгалтерии.
Управленческийучет – это часть бухгалтерской информационной системы, основанная на данныхпервичного учета.
Разделениебухгалтерского учета на два компонента – финансовый учет и управленческий –влечет за собой организацию двух бухгалтерий, каждая из которых имеет свои целии задачи. Построение системы управленческого учета определено национальнымитрадициями, размерами предприятий, характеристикой выпускаемых продуктов ипринципами управления.
Однимиз наиболее существенных недостатков работы производственных компаний всовременных рыночных условиях является практически полное отсутствие системыуправления ресурсами предприятия – производственными, материальными,финансовыми, трудовыми. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, выходомиз этой ситуации может стать внедрение на предприятиях системы управленческогоучета.
Несмотря на то, что интерес к проблемамуправленческого учета очевиден, далеко не всегда можно наблюдать средиспециалистов единое мнение о его сущности, роли, назначении и месте в системеуправления предприятием, теории учета; разворачивается дискуссия о том, есть лиуправленческий учет в России, если нет, то нужно ли и как его внедрять, еслиесть, то почему мы раньше его не замечали или не использовали такое понятие.
Целью даннойкурсовой работы является необходимость определить теоретические основы системыуправленческого учета.

1. Теоретические основы системы управленческого учета
1.1 Сущность и задачи управленческого учета
Управленческийучет – это установленная организацией система сбора, регистрации, обобщения ипредставления информации о хозяйственной деятельности организации и ееструктурных подразделений для осуществления планирования, контроля и управленияэтой деятельностью.
Процесс сбораинформации о хозяйственной деятельности организации заключается в определении,классификации, оценке и измерении хозяйственных операций и других экономическизначимых событий с целью последующего их отражения в системе управленческогоучета.
Подрегистрацией понимают упорядоченное и последовательное отражение хозяйственныхопераций и других экономически значимых событий в первичных документах иучетных регистрах.
Обобщениеинформации представляет собой анализ, подготовку и интерпретацию информации. Впроцессе анализа информации определяют состав информации, представляемойпользователям, круг пользователей, взаимосвязь различных показателейдеятельности организации, зависимость показателей от экономически значимыхсобытий и ситуаций. Процесс подготовки и интерпретации информациипредусматривает представление логически связанной плановой, учетной и инойинформации, включающей по необходимости аналитические и прогнозные заключения.
Подготовкаинформации представляется пользователям в виде отчетов табличного, графическогои текстового формата.
Основная цельуправленческого учета – предоставление руководителям и специалистам организациии структурных подразделений плановой, фактической и прогнозной информации одеятельности организации и внешнем окружении для обеспечения возможностипринятия обоснованных управленческих решений.
Основныепользователи информации управленческого учета – высшее руководство организации,руководители структурных подразделений и специалисты.
Высшееруководство формирует стратегические цели управления организацией. Длядостижения этих целей оно получает:
- интегрированныеуправленческие отчеты о результатах производственной, финансовой иинвестиционной деятельности организации и ее основных структурных подразделенийза прошедший отчетный период и на конкретный период;
- материалыанализа влияния внутренних и внешних факторов на результаты деятельностиорганизации и ее основных структурных подразделений;
- плановыеи прогнозные показатели на предстоящий период.
Руководителиструктурных подразделений формируют оперативную стратегию реализациидолгосрочных целей развития организации. Они получают управленческие отчеты одеятельности подразделений на конкретный момент, результаты их аналитической обработки,плановую и прогнозную информацию о подразделении, а также информацию о смежныхподразделениях и контрагентах.
Специалистыполучают информацию в пределах своей компетенции о деятельности организации иее структурных подразделений, а также прогнозы внутренних и внешних факторов,оказывающих влияние на результаты хозяйственной деятельности.
Основнымизадачами управленческого учета являются:
- учетналичия и движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов ипредоставление информации по ним менеджерам;
- учетзатрат и доходов и отклонений по ним от установленных норм, стандартов и сметпо организации в целом, структурным подразделениям, центрам ответственности,группам изделий, технологическим решениям и другим позициям;
- исчислениеразличных показателей фактической себестоимости продукции (работ, услуг) иотклонений их от нормативных и плановых показателей (полной производственнойсебестоимости, неполной производственной себестоимости, полной себестоимостиреализованной продукции и т.п.);
- определениефинансовых результатов деятельности отдельных структурных подразделений поцентрам ответственности, новым технологическим решениям, реализованнымизделиям, выполненным работам и услугам и другим позициям;
- контрольи анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, ее структурныхподразделений и других центров ответственности;
- планированиефинансово-хозяйственной деятельности организации в целом, ее структурныхподразделений и других центров ответственности;
- прогнозированиеи оценка прогноза (предоставление заключения о воздействии ожидаемых в будущемсобытий на основе анализа прошлых событий и их количественная оценка для целейпланирования);
- составлениеуправленческой отчетности и представление ее управленческому персоналу испециалистам для управления производством и принятия решений на перспективу.
1.2 Системы управленческого учета
Системауправленческого учета характеризуется объемом информации, поставленными передней целями, критериями и средствами их достижения, составом и взаимодействиемэлементов.
Признакамиклассификации систем управленческого учета являются: широта охвата информацией,степень взаимосвязи финансового и управленческого учета, оперативностьобработки, оценка продукции и целевое назначение.
По широтеохвата информацией видов деятельности, организационной структуры предприятия,продукции различают полные системы, состоящие из совокупности систематическогои проблемного учета, и системы с целевым набором из составных частей.
Систематическийучет предполагает наличие автономии, собственных объектов и методов ихотражения, понятий и последовательной структуры процедур, объединенных в единоецелое. Элементами систематического учета являются:
- измерениеи оценка по приобретению и использованию производственных ресурсов;
- контрольпроцессов снабжения, производства, продажи в натуральных измерителях;
- группировказатрат по статьям расходов и элементам, местам возникновения, видам продукции,работ и услуг, сегментам рынка, а также порядок включения затрат всебестоимость;
- внутренняяи внешняя отчетность, удовлетворяющая своих пользователей по срокам, содержаниюи частоте представления.
Проблемныйучет формирует информацию: об экономической, технологической, конструкторской иорганизационной подготовке производства; о ценах и реализации продукции; обуправлении производственными запасами и рационализации расхода производственныхресурсов.
Задачипроблемного учета решаются с помощью методов программирования, нормирования,планирования, прогноза, систематического экономического анализа, контроля ирегулирования на основе фактических данных производственного учета истатистики. Содержание понятия «проблемный учет» показывает, что эти данныеприменяются для решения экономических и производственных проблем предприятия.Информация, сформулированная в проблемном учете, используется для:
- планированияи прогнозирования затрат и доходов, нормирования и составления смет;
- анализарасходов и отклонений от нормативов (стандартов) и анализа доходности производствапродуктов;
- оценкидеятельности предприятия и его структурных подразделений по критерию величинызатрат и доходов, получаемых в процессе производства и сбыта;
- принятиямноговариантных управленческих решений на ближайшую и отдаленную перспективы вобласти производства и сбыта, кооперирования, импорта и экспорта, ассортиментапродукции и др.;
- разработкимоделей управления запасами и затратами, которые обеспечивали бы их оптимизациюв сопоставлении с полученными доходами.
По степенивзаимосвязи между финансовым и управленческим учетом в практике зарубежныхстран применяют две системы: монистическую и дуалистическую.
Монистическая– интегрированная система, объединяющая финансовый и управленческий учет наоснове прямой и обратной связи на счетах бухгалтерского учета. При этомфинансовый учет путем отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственныхопераций, имущества, обязательств и капитала дает возможность оценитьдеятельность предприятия, его финансовое положение. Дополняя финансовуюинформацию данными внутренней отчетности, администрация может оценитьэффективность организации производства на любом его участке. Из оперативныхсведений и отчетности материально ответственных лиц определяются положительныеи отрицательные отклонения от действующих стандартов, что создает предпосылкидля организации действующей системы контроля за затратами и доходами.
Дуалистическаясистема – обособленное создание управленческого учета. Связь между двумя видамибухгалтерского учета осуществляется с помощью так называемых парных контрольныхсчетов одного и того же наименования.
Пооперативности обработки информации различают систему учета фактических(прошлых) данных и систему учета стандартных (нормативных) данных. Перваясостоит в формировании информации для расчета себестоимости проданной продукциии прибыли для определения фактической себестоимости и дохода от реализацииединицы готовой продукции конкретного наименования и других показателей. Втораявключает: разработку стандартов на затраты по приобретению и использованияматериалов, основных фондов, трудовых ресурсов, накладных расходов; составлениекалькуляций себестоимости по нормативным затратам и учет фактических затрат свыделением отклонений от нормативов и смет. Она ориентирована на оперативностьконтроля за ходом формирования себестоимости и при необходимости – на еерегулирование. В мировой практике такая система называется «директ-кост».
Оценкапродукции – один из признаков классификации систем учета применяемый впрактике. Существует система учета полных затрат и система учета ограниченныхзатрат. Обе они в управленческом учете отвечают разным целям.
Система учетаполных затрат представлена традиционным учетом затрат на производство икалькулированием себестоимости. Основной группировкой затрат является ихделение на прямые (относимые прямо на объект калькулирования) и косвенные(распределяемые между объектами калькулирования пропорционально какой-либобазе).
Под системойограниченных затрат понимается подход, когда проводится подбор отдельныхэлементов затрат, которые носят прямой характер и включаются в себестоимостьотдельных видов продукции. Затраты при этой системе зависят от объемовпроизводства и потому их называют переменными. Калькуляция ограниченных затратвключает только их переменную часть, связанную с выпуском калькулируемогопродукта.
Часть затрат,которые носят косвенный характер имеют отношение ко всей продукции. Такого родазатраты возмещаются из общей суммы выручки. В зарубежной практике этот вариантучета называется «директ-костинг».
Целевоеназначение построения системы управленческого учета предусматривает деление еена два вида: стратегический и текущий учет. Стратегический учет отражаетдеятельности организации в целом, используя специфические приемы рассмотренияее финансовых и учетных проблем. Он сконцентрирован на деловых обязательствах ипотенциальных возможностях. При этом обязательства оцениваются с точки зренияфинансовых последствий и степени риска их выполнения. Потенциальные возможностидолжны быть определены исходя из вида и состояния бизнеса, реальной иливероятной способности предприятия выполнять свои обязательства. Здесьнеобходима информация о выпуске новой продукции для продаж на соответствующихрынках сбыта или открытия новых рынков для реализации как новой, так и ранее выпускаемойпродукции.
В условиях перехода к рыночным отношениям особое значение имеетприобретение профессиональных знаний, навыков и умения работников, занятых всамых различных областях экономики и управления, находить правильные иобоснованные управленческие подходы и решения с целью повышения эффективностиработы предприятия. Нужно отметить, что многие предприятия и организации,получив экономическую самостоятельность и право совершения сделок на мировомрынке, оказались неподготовленными к восприятию конъюнктуры западного рынка ивозможностей потенциальных партнеров. Нередко заключаются контракты с фирмамисомнительной репутации или находящимися на грани банкротства. Такие негативныеявления в основном связаны с тем, что в нашей практике еще не стало правиломпредварительное изучение финансовых отчетов потенциальных партнеров для оценкиих финансового состояния я надежности информации до заключения деловых сделок.
Эффективная работа современногопредприятия невозможна без хорошо налаженной системы управленческого учета иотчетности на всех уровнях управления.
Основным критерием действенности системыуправления является эффективное использование финансовых, материальных илюдских ресурсов. Управленческий учет обеспечивает для этого необходимыймеханизм, позволяя комплексно рассмотреть вопросы планирования, оперативногоконтроля и учета отдельных видов деятельности.
Как известно, в мировой практикеобщепризнанной информационной системой, обеспечивающей потребности менеджеровво внутрифирменном управлении, является система управленческого учета.
Под системой управленческого учета напредприятии, на наш взгляд, нужно понимать наблюдение, оценку, регистрацию,измерение, обработку, систематизацию и передачу информации преимущественно озатратах и результатах хозяйственной деятельности в интегрированной системеучета, нормирования, планирования, контроля и анализа с целью формированиядостаточной информационной базы внутренним пользователям с целью принятияоперативных (тактических) и прогнозных (стратегических) управленческих решений.
Для положительного изменения такогосоотношения в сторону управленческого учета на отечественных предприятияхнеобходимы как заинтересованность руководителей и специалистов, так иорганизационные предпосылки и условия функционирования управленческого учета.
Основная цель бухгалтерского учета состоит в предоставлениипользователям полезной информации, необходимой для принятия решений. Финансоваяинформация не представляет собой коммерческой тайны предприятия: она открытадля публикации и, как правило, заверяется независимой аудиторской организацией.Все эти факторы обуславливают строгую регламентацию структуры, состава внешнейотчетности предприятия, правил и принципов ее составления. Ведение финансовогоучета согласно международным бухгалтерским стандартам для предприятий и фирмстановится обязательным, их основные принципы предъявляют требования именно ксистемам финансового учета. В соответствии с этими требованиями и потребностямиорганизуется система финансовой бухгалтерии на предприятии.
Что касается внутренней учетной системы, то ее создание являетсяпрерогативой руководителей предприятия и не должно регламентироватьсягосударством. Внутренняя производственная учетная информация обеспечиваетрешение внутренних управленческих задач па основе получения оперативной,своевременной и достоверной информации о затратах и результатах в целом попредприятию и на его отдельных участках. Здесь чаще всего превалирует контрольи управление затратами по отклонениям от планируемых. Реализация системыуправления по отклонениям делает возможным регистрацию положительных отклоненийот показателя или ликвидацию отрицательных путем анализа причин и принятияобоснованных и своевременных решений. В системе управленческого учета этодостигается путем эффективного использования оперативной информации черезцентры финансовой ответственности и центры затрат на основе эффективногоуправленческого анализа данных производственного учета.
Центры ответственности осуществляют контроль за затратами по многимместам их возникновения при условии, если затраты в них формируются подвлиянием данного центра ответственности. Например, центральная лабораторияпредприятия как центр ответственности обеспечивает контроль за затратами напроизводство работ и оказание услуг на всех участках, во всех производствах,обслуживаемых данным центром ответственности.
Текущий учет– это система отражения объектов управленческого учета в прошлом, реальном ибудущем периодах деятельности хозяйствующего субъекта.
/>Разграничение центров финансовой ответственности
Управление издержками происходит через деятельность людей. Именно люди,участвующие в процессе управления, должны отвечать за целесообразностьвозникновения того или иного вида расходов. Поэтому центр ответственности – этоструктурный элемент предприятия, его экономический субъект, в пределах которогоменеджер несет ответственность за целесообразность понесенных расходов.Администрация сама решает, в каком разрезе классифицировать затраты, насколькодетализировать места их возникновения и как их увязать с центрамиответственности.
Немаловажноезначение в данной системе занимают два ее следующих элемента – затраты иконтроль. Затраты имеют различные основания классификации, основные из которыхбазируются на согласовании затрат с доходами в течение длительного периода,измерении эффективности производства отдельных продуктов предполагаемых квыпуску или фактически выпускаемых, сопоставлении затрат на отдельные изделия сих распределением по видам деятельности.
Контроль всистеме стратегического учета представлен в другом ракурсе, чем в бухгалтерскомфинансовом учете. Он направлен на будущее и состоит из процедур определенияправильности выбора цели затрат и результатов деятельности, выявлениявнутренних и внешних факторов, влияющих или имеющих возможность повлиять наисполнение установленной цели, и т.д.
1.3 Метод и способы управленческого учета
Совокупностьразличных приемов и способов, по средствам которых в системе управленческогоучета отражаются объекты предприятия называется методом управленческого учета.Он состоит из следующих элементов: документов, инвентаризации, оценки,группировки и обобщения, контрольных счетов, нормирования, планирования,прогноза, контроля и анализа.
Документация –первичные документы и машинные носители информации, гарантирующиеуправленческому учету достаточно полное отражение производственной деятельностипредприятия. Первичный учет обеспечивает: функционированиеоперативно-календарного планирования, контроля и диспетчеризации ходапроизводства и решение каждой учетной задачи производства, сопоставление данныхучета выработки и начисления заработной платы, выявление и оценку незавершенногопроизводства, Упорядочение и унификацию первичной документации на основеединого для финансового и управленческого учета документа оборота; строгийконтроль за расходованием материальных и трудовых ресурсов и с соответствиемразмера оплаты труда списанию материалов согласно количеству изготовленнойпродукции.
Инвентаризация– способ определения фактического состояния объекта, выявления отклонений отучетных данных, неучтенных ценностей, потерь, недостач, хищений. Инвентаризацияспособствует сохранности материальных ценностей, контролирует их использование.Устанавливает полноту и достоверность учетной информации.
Группировка иобобщение, использование контрольных счетов – способ, позволяющий накапливать исистематизировать информации об объекте по определенным признакам. Главнымипризнаками группировки объектов управленческого учета можно считать:технологическую и организационную структуру предприятия, целевые функциисистемы управления. Сгруппированная информация эффективно используется дляоценки результатов деятельности, принятия тактических и стратегических решений.
Контрольныесчета – это итоговые счета, где записи производят по итоговым суммам операцийданного периода. Система контрольных счетов выступает связующим звеномфинансового и управленческого учета и позволяет установить полноту иправильность учетных записей.
Планирование,нормирование и прогноз входят в систему управления предприятием.
Планирование– непрерывный циклический процесс, направленный на приведение в соответствиевозможностей предприятия и условий рынка. Оно связано с решением будущихпроблем, использует методы выбора альтернативных решений. Планирование толькотогда эффективно, когда базируется на статистических исследованиях и анализерезультатов хозяйственной деятельности.
Нормирование– процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, которыйнаправлен на обеспечение эффективного использование всех видов ресурсов иизыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в продукцию. Комплекснорм и нормативов составляет нормативное хозяйство предприятия, котороеохватывает все сферы его деятельности.
Анализ – всилу специфических особенностей этот элемент метода управленческого учетавзаимодействует практически со всеми основными его составляющими. Анализу подвергаетсяпроизводственная деятельность как всего предприятия, так и его отдельныхподразделений, выраженная экономическими показателями. Выбор показателейопределяется целями и возможностями системы управления. В процессе выявляютсявзаимозависимости и взаимосвязи между подразделениями по выполнениюустановленных плановых заданий, отклонения и причина, вызвавшие изменения врезультатах производства.
Контроль –завершающий процесс системы управления, направляющий деятельность предприятияна выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранятьвозникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь. Онадает объемную, надежную и целесообразную информацию для осуществления наблюденияи регулирования. Существуют разные сферы и виды контроля. Они постоянноменяются, обладают отличительными особенностями на каждом предприятии, отражаяспецифику его деятельности.

2. Практические основы системы управленческого учета ЗАО «ОНХМ-2»
2.1 Организационно-экономическаяхарактеристика предприятия
 
Полноефирменное наименование исследуемого предприятия– закрытое акционерноеобщество «Орскнефтехиммонтаж-2».Сокращенное фирменное наименование – ЗАО «ОНХМ-2».
Предприятиесоздано в результате реорганизации закрытого акционерного общества«Оренбургнефтехиммонтаж» путем выделения из его состава филиала №2 г. Орска.ЗАО «ОНХМ-2» является правопреемником АОЗТ «Оренбургнефтехиммонтаж» в частиправ и обязанностей филиала №2 г. Орска, в соответствии с разделительнымбалансом и передаточным актом. Местонахождение предприятия: г. Орск-31,Северо-Западный район.
Основнойцелью ЗАО «ОНХМ-2» является получение прибыли от осуществленияпроизводственно-хозяйственной деятельности на принципах хозяйственного расчетаи самофинансирования.
Предметомдеятельности ЗАО «ОНХМ-2» являются работы по монтажу технологическогооборудования, трубопроводов, металлоконструкций, изготовлению и монтажу нестандартизированного оборудования при строительстве, расширении, реконструкции,техническом перевооружении предприятий всех отраслей народного хозяйства,выполнение пусконаладочных работ по капитальному ремонту и сервисномуобслуживанию (текущий ремонт) технологического оборудования, металлоконструкцийи трубопроводов, а также по изготовлению строительных материалов и конструкцийи выполнению общестроительных работ на объектах производственного инепроизводственного назначения, в том числе на объектах подведомственныхГосгортехнадзору РФ, выполнение услуг по эксплуатации автотранспорта истроительных механизмов, коммерческая и торгово-посредническая деятельность(реализация строительных, горюче-смазочных материалов, запасных частей кмеханизмам и автотранспорту и других товаров), выполнениепроектно-конструкторских работ, выполнение контроля качества сварных соединенийс использованием радиоактивных веществ и рентгеноскопией, подготовка кадроврабочих основных профессий, в том числе на объектах подведомственныхГосгортехнадзору РФ. А также ЗАО «ОНХМ-2» вправе осуществлять любые видыдеятельности, не запрещенные законом Российской Федерации.
ЗАО «ОНХМ-2»является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество,учитываемое на его самостоятельном балансе. ЗАО «ОНХМ-2» несет ответственностьпо своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. ЗАО«Орскнефтехимонтаж-2» не входит в государственный реестр РФ предприятиймонополистов и по форме собственности является частным предприятием. В видутого, что ЗАО «ОНХМ-2» занимается строительной деятельностью продукциейпредприятия являются не готовые изделия, а строительно-монтажные работы иуслуги по ремонту технологических трубопроводов и коммуникаций. В связи с этимпотребители предприятия именуются заказчиками. Основные предприятия,выступающие в роли заказчиков можно классифицировать следующим образом:
1)Предприятия производственной сферы:
- ОАО «ОНОС»;
- ОАО «НОСТА»;
- ОрскаяТЭЦ-1;
- Трест«Орскмежрайгаз»;
- ЗАО«ОРМЕТ»;
- ЗАООрмето-ЮУМЗ;
- ОАО «ПивоварниИвана Таранова».
2)Предприятия непроизводственной сферы:
- МПОЖКХ;
- ОПУВКХ;
- Управлениеобразования.
Результатыработы предприятия приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Технико-экономическиепоказатели деятельности ЗАО «ОНХМ-2» за 2004–2006 гг.№ п/п
/>Показатель Ед. изм. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
/>Темп роста, % 2005 / 2004 2006 / 2005 1 Товарная продукция тыс. руб. 28794 39081 56430 135,7 144 2 Себестоимость товарной продукции тыс. руб. 22827 33000 49936 144 151 3 Прибыль от реализации продукции тыс. руб. 5967 6081 6494 102 106 4 Затраты на 1 руб. товарной продукции руб. 0,79 0,84 0,88 106 104 5 Балансовая прибыль тыс. руб. 5706 5996 7264 105 121 6 Сумма налога на прибыль тыс. руб. 1642 914 2344 56 256 7 Прибыль к распределению тыс. руб. 4064 5082 4920 125 97 7.1 Фонд потребления тыс. руб. 2438,4 3049,2 2952 125 97 7.2 Фонд накопления тыс. руб. 1625,6 2032,8 1968 125 97
Данные таблицы 2.1 показывают, что наблюдается значительный рост объемовпроизводства и реализации продукции. Наблюдается улучшение стоимостныхпоказателей, характеризующих эффективность деятельности предприятия за период2004–2006 гг. Увеличение себестоимости продукции за анализируемый периодсвязано в первую очередь с изменением цен на такие статьи затрат, как топливо,электроэнергия, тепловая энергия. Существенные положительные измененияпроизошли по налогу на прибыль в 2005 году. Предприятие получило льготу поналогу на прибыль, это позволило снизить налог на 727 тыс. руб. В целом всеанализируемые показатели по предприятию стали выше уровня 2004 г. Затратына рубль товарной продукции увеличились с 79 коп. до 88 коп., что являетсянегативным фактом, однако при этом предприятие получило прибыли больше на 25%,чем в 2004 г. и на 3% меньше, чем в 2005 г.
Фонднакопления снизился в 2006 г. на 3%, хотя в 2005 г. было увеличениена 25%. Та же картина наблюдается по фонду потребления. Фонд потребленияявляется источником средств хозяйствующего субъекта, зарезервированный дляосуществления мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений)и материальному поощрению коллектива. Это обусловлено соответствующим снижениемприбыли в ЗАО «ОНХМ-2» в 2006 г.
2.2 Особенности системы управленческого учета «директ-костинг»
Система «директ-костинг» представляетсобой систему управленческого учета, основанную на классификации затрат напостоянные (периодические) и переменные (приходящиеся на единицу готовогопродукта), включающую учет и анализ затрат по их видам, местам возникновения иносителям, а также учет финансовых результатов деятельности и принятиеоперативных управленческих решений. При этом затраты подразделяются напостоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства.
Одним из ключевых показателей системы «директ-костинг»является маржинальный доход (или сумма покрытия), представляющий собой разницумежду выручкой от реализации и переменными затратами. Величина маржинальногодохода, определенная для конкретного вида продукции, показывает «вклад» данноготовара в покрытие постоянных затрат и тем самым – в общую сумму прибылипредприятия.
Важнейшей особенностью системы «директ-костинг»является то, что себестоимость продукции (работ, услуг) учитывается ипланируется только в части переменных затрат. При этом постоянные расходысобирают на отдельном счете (или счетах) и с заданной периодичностью (например,один раз в месяц) списывают непосредственно на счет финансовых результатов.Другими словами, постоянные расходы не включаются в себестоимость продукции, акак расходы периода относятся на уменьшение прибыли от реализации в томпериоде, в котором они были произведены. В то же время отдельный учетпостоянных затрат дает возможность менеджерам осуществлять более оперативный ихконтроль и регулирование.
В качестве постоянных расходов выступаютчасть общепроизводственных расходов и все общехозяйственные расходы, которыетолько содействуют изготовлению продукции, непосредственно не участвуя в еепроизводстве. Это затраты, связанные с процессом обслуживания и управления изависящие в большей мере от длительности отчетного периода. В системе «директ-костинг»по переменным затратам оцениваются и остатки готовой продукции на складе, инезавершенное производство на конец периода. При этом ограничение себестоимостилишь переменными расходами позволяет упростить планирование, учет и контроль засчет резкого уменьшения числа калькуляционных статей затрат: себестоимостьстановится «более обозримой», а отдельные затраты – лучше контролируемыми.
Деление расходов на постоянные ипеременные позволяет получить информацию о расходах, необходимую для принятиябольшого числа управленческих решений. В первую очередь это касается решений вчасти оценки затрат при различной производительности.
Еще одно преимущество системы «директ-костинг»состоит в том, что ее применение позволяет использовать многоступенчатыйпринцип построения отчета о доходах. Отчет должен содержать такие показатели,как: выручка от реализации продукции (ВР), переменные затраты (ПЗ),маржинальный доход (МД = ВР – ПЗ), постоянные (фиксированные) затраты (ФЗ) иприбыль (П = МД – ФЗ). Таким образом, на первом этапе выявляется маржинальныйдоход, т.е. сумма продаж за вычетом переменных затрат, а затем уже чистаяприбыль предприятия без постоянных расходов. Данный подход усиливает контрольза формированием издержек обращения по местам возникновения затрат и по центрамответственности и, следовательно, позволяет менеджерам принимать болееоперативные и эффективные управленческие решения.
При использовании «директ-костинга» размерприбыли определяется уровнем переменных производственных затрат, ценамипродажи, структурой выпускаемой продукции и величиной постоянных издержекпроизводства. В результате такая учетная информация позволяет в оперативномпорядке находить наиболее выгодные комбинации продажных цен и объемапроизводства, быстро переориентировать производство в соответствии с меняющейсяконъюнктурой рынка.
Система «директ-костинг» позволяет:
- определять формы зависимости затрат от объемов производства;
- получать информацию о прибыльности или убыточности хозяйственнойдеятельности в зависимости от объема производства и продаж;
- рассчитывать критическую точку объема продаж;
- оптимизировать товарный ассортимент;
- прогнозировать поведение затрат в зависимости от различныхфакторов;
- принимать управленческие решения в условиях ограниченностикакого-либо ресурса;
- проводить эффективную ценовую политику;
- решать тактические задачи управления предприятием.
В условиях рыночной экономики «директ-костинг»дает также информацию о возможности использования в конкурентной борьбедемпинга – продажи товаров по заведомо заниженным ценам, что связано сустановлением нижнего краткосрочного предела цены (на уровне переменных затратна изготовление).
Одним из важных преимуществиспользования в учете системы «директ-костинг» является возможность изучениявзаимосвязей и взаимозависимостей между объемом производства, затратами иприбылью. Ее применение позволяет управленческому аппарату заострить вниманиена изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и поотдельным видам продукции, таким образом делая возможным оценку прибыльностипроизводства и продаж различных продуктов вне зависимости от общего спада илиподъема объемов реализации, связанных с сезонностью продаж или другимифакторами. С другой стороны, выявляя продукцию с большей рентабельностью,предприятие оптимизирует свой ассортимент.
Следует отметить, что ведение учета врамках системы «директ-костинг» осложняется трудностью подразделения издержекпроизводства на переменные и постоянные (большая часть расходов предприятияносит полупеременный или условно-постоянный характер), особенно если принять вовнимание, что такая классификация не может быть неизменной на предприятии и должнауточняться исходя из постоянно меняющихся условий хозяйствования.
Производственная компания выпускает иреализует три вида продукции. Имеются следующие данные:Виды продукции Объем производства, ед. Основные материалы, руб. Заработная плата основных рабочих, руб. I 2 000 80 000 60 000 II 1 000 30 000 20 000 III 1 400 35 000 21 000
учетуправленческий финансовый ответственность
Общая сумма переменныхобщепроизводственных расходов равна 58 000 руб. Базой распределения являютсязатраты основных материалов.
Рассчитаем долю переменныхобщепроизводственных расходов, приходящуюся на каждый вид продукции:
для I – 58 000 x 80 000 / (80 000 + 30000 + 35 000) = 32 000 (руб.);
для II – 58 000 x 30 000 / (80 000 + 30000 + 35 000) = 12 000 (руб.);
для III – 58 000 x 35 000 / (80 000 + 30000 + 35 000) = 14 000 (руб.).
Определим нижний краткосрочный пределцен по видам продукции:
для I – (80 000 + 60 000 + 32 000) /2000 = 86 (руб.);
для II – (30 000 + 20 000 + 12 000) /1000 = 62 (руб.);
для III – (35 000 + 21 000 + 14 000) /1400 = 50 (руб.).
Компания рассматривает проект покупкинового оборудования стоимостью 520 000 руб., максимальная производственнаямощность которого составляет 4500 изделий в год при сроке полезногоиспользования, равного 5 годам. Прогнозируемая цена изделия равна 80 руб., аемкость рынка – 3000 изделий в год. Переменные затраты на единицу продукциисоставляют 55 руб.
Постоянные расходы, связанные сиспользованием данного станка, выражаются через начисление амортизации вследующей сумме:
ФЗ = 520 000 x 20% = 104 000 (руб.).
Маржинальная прибыль на единицувыпускаемой продукции составит:
МПед = 80 – 55 = 25 (руб.).
Исходя из уравнения безубыточности:
ВР = ПЗед x Vпр + ФЗ + П.
Таким образом, объем продаж, необходимыйдля покрытия постоянных расходов, будет равен:
Vпр = 104 000 / 25 = 4160 (изд.).
Следовательно, при емкости рынка, равной3000 изделий в год, данный проект будет являться убыточным. Если же предприятиенайдет дополнительных покупателей, то при полной загрузке оборудования оно получитприбыль:
П = 4500 x 80 – (4500 x 55 + 104 000) =8500 (руб.).
С учетом того, что максимальная загрузкапроизводственных мощностей на практике, как правило, не достигается, а поискновых рынков сбыта не всегда возможен и может быть связан с дополнительнымизатратами, данную сделку заключать не следует.
Торговое предприятие приобретает у поставщика товары, которыеучитываются по учетным ценам (ценам поставщика без учета предоставляемыхскидок). Поставщик предоставляет накопительную скидку. Предприятие приобрелотри партии товаров, стоимость одной партии (без учета скидок) составляет 118000 руб., в том числе НДС – 18 000 руб. При приобретении второй аналогичнойпартии (18 000 руб.) поставщик предоставил скидку в размере 5% – 5900 руб., втом числе НДС – 900 руб., а при приобретении третьей такой же партии – скидку вразмере 10% от общей цены – 11 800 руб., в том числе НДС – 1800 руб. Всоответствии с учетной политикой учет поступления товаров ведется с применениемсчетов 15 и 16.
Дебет 15 Кредит 60 – 100 000 руб. (118 000 – 18 000) – отраженазадолженность за первую партию товара на основании расчетных документовпоставщика;
Дебет 19 Кредит 60 – 18 000 руб. – учтен НДС по приобретенномутовару;
Дебет 41 Кредит 15 – 100 000 руб. – оприходован поступивший товарот поставщика по учетной цене;
Дебет 60 Кредит 51 – 118 000 руб. – перечислена оплата поставщикутовара;
Дебет 68 Кредит 19 – 18 000 руб. – принят к вычету НДС поприобретенному товару после оплаты поставщику;
Дебет 15 Кредит 60 – 95 000 руб. (118 000 – 18 000 – 5000) – отраженазадолженность поставщику за вторую партию товара;
Дебет 19 Кредит 60 – 17 100 руб. (18 000 – 900) – учтен НДС поприобретенному товару;
Дебет 41 Кредит 15 – 100 000 руб. – оприходован поступивший товарот поставщика по учетной цене;
Дебет 15 Кредит 16 – 5000 руб. (100 000 – 95 000) отражена суммаскидки, предоставленной поставщиком по второй партии товара (без НДС);
Дебет 60 Кредит 51 – 112 100 руб. – перечислена оплата поставщикуза вторую партию товара;
Дебет 68 Кредит 19 – 17 100 руб. – принят к вычету НДС поприобретенному товару после оплаты поставщику;
Дебет 15 Кредит 60 – 90 000 руб. (118 000 – 18 000 – 10 000) – отраженазадолженность за третью партию товара на основании расчетных документовпоставщика;
Дебет 19 Кредит 60 – 16 200 руб. (18 000 – 1800) – учтен НДС поприобретенному товару;
Дебет 41 Кредит 15 – 100 000 руб. – оприходован поступивший товарот поставщика по учетной цене;
Дебет 15 Кредит 16 – 10 000 руб. (100 000 – 90 000) – отраженасумма скидки, предоставленной поставщиком по третьей партии товара (без НДС);
Дебет 60 Кредит 51 – 106200 руб. – перечислена оплата поставщикуза вторую партию товара;
Дебет 68 Кредит 19 – 16200 руб. – принят к вычету НДС поприобретенному товару после оплаты поставщику.

3. Пути повышения системы управленческогоучета в ЗАО «ОНХМ-2»
Эффективная работа современногопредприятия ЗАО «ОНХМ-2» невозможна без хорошо налаженной системы управленческого учета иотчетности на всех уровнях управления.
Основным критерием действенности системыуправления является эффективное использование финансовых, материальных илюдских ресурсов. Управленческий учет обеспечивает для этого необходимыймеханизм, позволяя комплексно рассмотреть вопросы планирования, оперативного контроляи учета отдельных видов деятельности.
Для эффективного решения задачуправленческого учета важное значение имеет регламентация правил формированиянормативно-справочной информации. Ее основу составляют данные государственныхстандартов на материально-технические ресурсы, готовую продукцию, выполненныеработы, а также данные справочников норм, расценок и нормообразующие элементы –нормы и нормативы производственных запасов и их потребления на нуждыпроизводства.
Нормы и нормативы потребления материалови их разнообразных запасов направлены на то, чтобы за определенный периодвремени сократить удельное потребление природных, сырьевых и материальныхресурсов в натуральном, стоимостном и количественно-стоимостном выражении,уменьшить запасы до оптимального уровня при обеспечении непрерывности ходапроизводства. Нормой затрат (потребления) материалов являются планируемыепоказатели деятельности предприятий, включая расход на их упаковку, подготовкупроизводства и т.п. Они разрабатываются самими предприятиями с учетом спецификиих технико-экономических условий, а работа с нормами и нормативами являетсячастью управленческой деятельности по уменьшению расхода этих фондов.
Формирование норм и нормативных запасовдолжно гарантировать более высокую оборачиваемость оборотных средств,оптимизацию цикла поставки, транспортного и складского оборотов на основерациональных (оптимальных) связей между поставщиками и потребителями, а такжеобеспечивать надежную базу долгосрочных прогнозов технического развитияпредприятия.
На предприятиях ЗАО «ОНХМ-2» в целях экономиирасходования ресурсов и снижения себестоимости продукции целесообразнооперативно, но не реже одного раза в год анализировать работу с нормами инормативами, а именно:
– согласованность норм и нормативовс международным уровнем развития науки и техники в области качества материалови их применяемости;
– сравнение динамики норм сплановым уровнем издержек;
– установление процента (доли)технически обоснованных и текущих норм;
– сравнение норм и нормативов с документальноподтвержденным фактическим расходом;
– сравнение норм и нормативов спроектным уровнем;
– действенность экономическогостимулирования работников за экономию материальных ресурсов.
Руководство предприятий исоответствующие функциональные службы должны документально оформлятьдостигнутое снижение потребления материалов по сравнению с плановыми заданиями,что необходимо для поддержания финансовой устойчивости.
Кроме того, необходимо контролироватьсоблюдение наиболее важных параметров изделий (не реже одного раза в квартал) исоставлять сортовые калькуляции (не реже одного раза в год) при оперативномвнесении изменений норм в нормативные калькуляции.
Исходя из практики внедренияуправленческого учета, можно сказать, что основная проблема заключается вотсутствии четких стратегических целей. Если цели не определены, это приводит кневерному определению решаемых задач. Часто встречаются случаи не толькоотсутствия единой нормативной базы в компании, но даже единой терминологии.Необходим правильный выбор менеджера проекта. Большой проблемой являетсянеправильное распределение ролей. Очень важна грамотная работа с персоналом,так как внедрение управленческого учета приводит к появлению дополнительныхфункций и должностных обязанностей, что вызывает недовольство персонала.
Часто ставятся нереальные цели и сроки вЗАО «ОНХМ-2», а также возможны слабоепланирование и документирование проекта. Проект может оказаться неуспешнымиз-за отсутствия действенных механизмов контроля. Встречаются случаинедостоверности и несвоевременности представления информации, и даже намереннаяфальсификация данных.
Таким образом, с одной стороны, системауправленческого учета на предприятии ЗАО «ОНХМ-2»является главным инструментом для планирования деятельности иосуществления оперативного контроля за эффективностью использования ресурсоворганизации. С другой стороны, наличие системы управленческого учетасущественно повышает инвестиционную привлекательность компании.

Заключение
Итак, вданной курсовой работе была раскрыта такая сложная и многогранная, на мойвзгляд, тема, как система управленческого учета.
Для того,чтобы понять что собой представляет управленческий учет было проанализированомножество законодательных и методологических источников, касающихсяуправленческого учета. В частности, это методические рекомендации поорганизации и ведению управленческого учета. Именно в них раскрыта вся сущностьданного вида учета.
Признакамиклассификации систем управленческого учета являются: широта охвата информацией,степень взаимосвязи финансового и управленческого учета, оперативностьобработки, оценка продукции и целевое назначение.
По широтеохвата информацией видов деятельности, организационной структуры предприятия,продукции различают полные системы, состоящие из совокупности систематическогои проблемного учета, и системы с целевым набором из составных частей.
Проблемныйучет формирует информацию: об экономической, технологической, конструкторской иорганизационной подготовке производства; о ценах и реализации продукции; обуправлении производственными запасами и рационализации расхода производственныхресурсов.
Основным критерием действенности системыуправления является эффективное использование финансовых, материальных илюдских ресурсов. Управленческий учет обеспечивает для этого необходимыймеханизм, позволяя комплексно рассмотреть вопросы планирования, оперативногоконтроля и учета отдельных видов деятельности.
Под системой управленческого учета напредприятии, на наш взгляд, нужно понимать наблюдение, оценку, регистрацию,измерение, обработку, систематизацию и передачу информации преимущественно озатратах и результатах хозяйственной деятельности в интегрированной системеучета, нормирования, планирования, контроля и анализа с целью формированиядостаточной информационной базы внутренним пользователям с целью принятияоперативных (тактических) и прогнозных (стратегических) управленческих решений.

Список литературы
1.  Вахрушина М.А. Бухгалтерскийуправленческий учет: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. И пер. – М.: ИКФ Омега-Л;Высш.шк., 2006. – 528 с.
2.  Карпова Т.П. Управленческийучет: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 350 с.
3.  Кондраков Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерскийуправленческий учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 368 с. –(Высшее образование).
4.  Палий В.Ф., докторэкономических наук. Управленческий учет – система внутренней информации. //«Бухгалтерский учет». – 2006 г. – №2 – с. 57–59.
5.  Парасоцкая Н.Н., Петров Д.С.,Финансовая академия при Правительстве РФ. Как составить бюджет. //«Бухгалтерский учет». – 2007 г. – №17 – с. 47–49.
6.  Раметов А.Х., МГУим. М.В. Ломоносова. Управленческий учет по сегментам деятельностипредприятия. // «Бухгалтерский учет». – 2006 г. – №15 – с. 58–59.
7.  Шарков Г.М.,преподаватель-консультант ММФБШ, Шилкин С.А., эксперт журнала «Главбух».Как управленческий учет меняет работу бухгалтерии. // «Главбух». – 2007 г.– июнь – №12. – с. 69–74.
8.  Шигаев А.И.,ассистент кафедры управленческого учета КГФЭИ. Распределение затрат по видамвнутрихозяйственной деятельности. // «Бухгалтерский учет». – 2007 г. –№8 – с. 50–52.
9.  Шилкин С.А., экспертжурнала «Главбух». Что скажут банку цифры вашего баланса. // «Главбух». – 2007 г.– апрель – №8 – с. 72–77.
10. Абрамова И. Правильное решение как строитьсистему управленческого учета // Бухгалтер и компьютер-2006.-N10. — с. 14–20.
11. Бурцев В. Управленческий учет // Аудити налогообложение-2006.-N1. — с. 31–34.
12. Бухгалтерский учет: Учебник. / А.Д. Ларионова-М.:Проспект, 2005. — 392 с.
13. Вахрушина М.А. «Бухгалтерскийуправленческий учет» М.: ЗАО Финстатинформ. – 2006. — 365 с.
14. Вещунова Н.Л, Фомина Л.Ф. Бухгалтерскийучет, М. – 2000. — 387 с.
15. Каверина О.Д. Управленческийучет: система, методы, процедуры — М.: Финансы и статистика. – 2007. — 350 с.
16. Керимов В.Э. Управленческийучет. — М. – 2006. – 413 с.
17. Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н.Бухгалтерский учет в организациях-М.: Финансы и статистика. – 2003. –751 с.
18. Медведко К.А. Системауправленческого учета и анализа: западная и российская практика, перспективытрансформации зарубежного опыта // Менеджмент в России и за рубежом. –2006.-N6.- с. 106–112.
19. Рахметов А.Х. Управленческийучет по центрам ответственности // Экономика перерабатывающих предприятий. –2006.-N1.- с. 23


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.