Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Система внутреннего контроля. Бизнес-риск

Введение
 
Системавнутреннего контроля – это совокупность организационных структур, политик,процедур и действий сотрудников организации, направленных на минимизацию рискови обеспечение достижения ее целей.
Каждая изэтих категорий риска подчеркивает необходимость выработки эффективной системывнутреннего контроля. При проверке различных сфер деятельности банкаконтролирующие органы оценивают систему внутреннего контроля с точки зрениякаждой категории риска. Недостатки в системе внутреннего контроля, имеющиеся водной сфере деятельности, могут оказать неблагоприятное воздействие нафинансовое учреждение в целом.
Несмотря нато, что метод постановки системы внутреннего контроля может быть разработан нев соответствии с категориями риска, данные категории риска следует учитыватьпри рассмотрении системы внутреннего контроля. Банк может разработать системувнутреннего контроля учета по функциональному признаку, подразделениям илисмешанному принципу. Независимо от используемого подхода системы внутреннегоконтроля охватывают каждую из этих категорий риска.
В даннойконтрольной работе рассмотрены вопросы: система внутреннего контроля и понятие«бизнес-риска», определения величины риска.

1. Система внутреннегоконтроля
Внутреннийконтроль – это совокупность организационной структуры, методик и процедур,принятых руководителями экономического субъекта в качестве средств дляобеспечения эффективного ведения хозяйственной деятельности.
Системавнутреннего контроля включает организованные внутри экономического субъектанадзор и проверку: соблюдения требований законодательства: точности и полнотыохвата документами фактов хозяйственной жизни; своевременности становлениядостоверной бухгалтерской отчетности; мероприятий по предотвращению ошибок иискажений; исполнения приказов и распоряжений; обеспечения сохранностиимущества организации. Система внутреннего контроля делится на три блока:внутриведомственный финансовый контроль; внутренний контроль фирмы (компании);деятельность ревизионных комиссий (ревизий). Активные меры по укреплениюсистемы внутреннего контроля принимают в финансово-кредитных организациях, впервую очередь в коммерческих банках. Специальные подразделения внутреннегоконтроля осуществляют планомерный контроль за соблюдением установленныхрегламентов работы, разрабатывают планы взаимных проверок кооперирующихся и взаимосвязанныхподразделений и обсуждения результатов их деятельности. Важная задачаруководителей организаций в условиях рыночной экономики – создание контрольнойсреды, т.е. таких методов работы, при которых осуществляется постоянныйвзаимный контроль на основных участках работы. Это реализуется черезорганизацию и управление документооборотом, сочетание единоначалия иколлегиального руководства и четкое определение полномочий и ответственностикаждого сотрудника, коллективное обсуждение принимаемых решений. Оценка системывнутреннего контроля – самостоятельный объект аудиторской проверки.
Организацияэффективно функционирующей системы внутреннего контроля – это сложныймногоступенчатый процесс, включающий следующие этапы.
Критическийанализ и сопоставление определенных для прежних условий хозяйствования целейфункционирования организации, принятого ранее курса действий, стратегии итактики с видами деятельности, размерами, организационной структурой, а также сее возможностями.
Разработка идокументальное закрепление новой (соответствующей изменившимся условиямхозяйствования) деловой концепции организации (что собой представляеторганизация, каковы ее цели, что она может, в какой области имеет конкурентныепреимущества, каково желаемое место на рынке), а также комплекса мероприятий,способного привести эту деловую концепцию к развитию и совершенствованиюорганизации, успешной реализации ее целей, укреплению ее позиций на рынке.Такими документами должны быть положения о финансовой,производственно-технологической, инновационной, снабженческой, сбытовой,инвестиционной, учетной и кадровой политике. Данные положения должныразрабатываться на основе глубокого анализа каждого элемента политики и выбораиз имеющихся альтернатив наиболее приемлемых для данной организации.Документальное закрепление политики организации в различных сферах еефинансово-хозяйственной деятельности позволит осуществлять предварительный,текущий и последующий контроль всех аспектов ее функционирования.
Анализэффективности существующей структуры управления, ее корректировка. Необходиморазработать положение об организационной структуре, в котором должны бытьописаны все организационные звенья с указанием административной,функциональной, методической подчиненности, направления их деятельности,функции, которые они выполняют, установлен регламент их взаимоотношений, праваи ответственность, показано распределение видов продуктов, ресурсов, функцийуправления по этим звеньям. То же относится и к положениям о различныхструктурных подразделениях (отделах, бюро, группах и т.д.), к планаморганизации труда их работников. Необходимо разработать (уточнить) пландокументации и документооборота, штатное расписание, должностные инструкции суказанием прав, обязанностей и ответственности каждой структурной единицы. Безтакого строгого подхода невозможно осуществлять четкую координациюфункционирования всех звеньев системы внутреннего контроля организации.
Разработкаформальных типовых процедур контроля конкретных финансовых и хозяйственныхопераций. Это позволит упорядочить взаимоотношения работников по поводуконтроля финансово-хозяйственной деятельности, эффективно управлять ресурсами,оценивать уровень достоверности (качества) информации для принятияуправленческих решений.
Целямивнутреннего контроля на предприятии являются:
1)осуществление эффективной деятельности предприятия;
2)обеспечение соблюдения требований руководства каждым работником предприятия;
3)обеспечение сохранности имущества предприятия.
Длядостижения вышеперечисленных целей необходимым условием являетсясогласованность системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля,так как система двойной записи, лежащая в основе любой системы бухгалтерскогоучета (в том числе автоматизированных систем бухгалтерского учета), определяетпорядок регистрации хозяйственных операций и обеспечивает определенныйконтроль.
Критериемэффективности системы внутреннего контроля служит соблюдение принциповвнутреннего контроля организации.
1.   Принципответственности.
2.   Принципсбалансированности (сбалансированность означает, что субъекту нельзяпредписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для ихвыполнения).
3.   Принципподконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего ворганизации.
4.   Принципсвоевременного сообщения об отклонениях.
5.   Принципущемления интересов (необходимо создавать специальные условия, при которыхлюбые отклонения ставят какого-либо работника или подразделение организации вневыгодное положение и побуждают их к урегулированию проблем).
6.   Принципинтеграции (при решении задач, связанных с контролем, должны создаватьсянадлежащие условия для тесного взаимодействия работников функциональныхразличных направлений).
7.   Принципзаинтересованности администрации.
8.   Принципкомпетентности, добросовестности и честности субъектов внутреннего контроля.Принцип компетентности состоит в проявлении контролером высокого уровня знанийпри контроле финансово-хозяйственной деятельности, а также предполагаетобязательное пополнение багажа знаний через курсы повышения квалификации,семинары, тренинги, необходимо постоянно быть в курсе всех последних измененийв законодательстве, изучать опыт и новые методы контроля, стремиться кповышению профессионализма.
9.   Принципсоответствия (степень сложности системы внутреннего контроля должнасоответствовать степени сложности подконтрольной системы).
10.  Принцип постоянства(адекватное постоянное функционирование системы внутреннего контроля позволитвовремя предупреждать о возможности возникновения отклонений).
11.  Принцип приемлемостиметодологии внутреннего контроля (означает целесообразное распределениеконтрольных функций, целесообразность программ внутреннего контроля, а такжеприменяемых методов).
12.  Принцип непрерывностиразвития и совершенствования (со временем даже самые прогрессивные методыуправления устаревают).
13.  Принцип приоритетности(абсолютный контроль над обычными незначительными операциями не имеет смысла ибудет только отвлекать силы от более важных задач).
14.  Принцип комплексности(нельзя добиться общей эффективности, сосредоточив контроль только надотносительно узким кругом объектов).
15.  Принцип согласованностипропускных способностей различных звеньев системы внутреннего контроля.
16. Принципоптимальной централизации (динамичность, устойчивость, непрерывностьфункционирования системы обусловливаются единством и оптимальным уровнемцентрализации оргструктуры организации).
17. Принципединичной ответственности (во избежание безответственности недопустимозакрепление отдельной функции за двумя или несколькими центрамиответственности).
18. Принципфункциональных потенциальных имитаций (временное выбытие отдельных субъектоввнутреннего контроля не должно прерывать контрольных процессов).
19. Принципрегламента (эффективность функционирования системы внутреннего контроля прямосвязана с тем, насколько подчинена регламенту контрольная деятельность ворганизации).
20. Принципразделения обязанностей.
21. Принципразрешения и одобрения.
22. Принципвзаимодействия и координации. Важным аспектом функционирования системывнутреннего контроля является выполнение принципов данной системы, соблюдениекоторых повысит доверие к ней как внешних пользователей и ревизоров, так ивнутренних пользователей данными контроля.
Контрольнеобходимо осуществлять на основе четкого взаимодействия всех подразделений ислужб организации.
Совокупностьуказанных принципов является основанием эффективности системы внутреннегоконтроля.
Приосуществлении внутреннего контроля используются различные методы, они включаютв себя такие элементы, как:
1)бухгалтерский финансовый учет (инвентаризация и документация, счета и двойнаязапись);
2)бухгалтерский управленческий учет (распределение обязанностей, нормированиеиздержек);
3) аудит,контроль, ревизия (проверка документов, проверка верности арифме­тическихрасчетов, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций,инвентаризация, устный опрос персонала, подтверждение и прослеживание);
4) теорияуправления.
Всевышеперечисленные методы составляют единую систему и используются в целяхуправления предприятием.
Общеезнакомство с системой внутреннего контроля включает получение информации оспецифике и масштабах деятельности субъекта, представление о системе егобухгалтерского учета. Итоги первоначального знакомства позволяют принятьрешение о возможности использования в проверке системы внутреннего контроля.Если контролер-ревизор не может полагаться на систему внутреннего контроля, ондолжен спланировать свою проверку, таким образом, чтоб выводы его неосновывались на доверии к этой системе. Низкая эффективность системывнутреннего контроля должна быть отражена в заключении о проверке субъекта.
Системаконтроля должна быть экономически оправданной, то есть затраты на еефункционирование должны быть меньше потерь предприятия из-за ее отсутствия.Если система внутрихозяйственного контроля службой бухгалтерского учета будетэффективно функционировать, это позволит сократить расходы как на проведениеревизий, так и на проведение внешнего аудита.
Системавнутрихозяйственного контроля бухгалтерией организации включает три основныхэлемента: среду контроля, учетную систему и процедуры контроля. В сочетании всеэлементы системы контроля обеспечивают предприятию снижение риска в деловой ифинансовой деятельности, а также в бухгалтерском учете
Средаконтроля – это действия, мероприятия и процедуры, которые отражают общееотношение администрации и собственников предприятия к контролю, степеньзначимости контроля для предприятия. При оценке среды контроля выделяютсяследующие элементы: стиль и основные принципы управления, организационнаяструктура, распределение полномочий и ответственности, управленческие методыконтроля, работа с персоналом, влияние внешних факторов.
Стиль иосновные принципы управления выражаются в отношении администрации ко многимэлементам деятельности, например в степени готовности администрации идти нариск при осуществлении хозяйственных операций либо стремление избегать любыхформ риска, соблюдении высшими руководителями этнических норм поведения либонарушении финансовой дисциплины.
Схема организацииработы бухгалтерии довольно простая – главному бухгалтеру непосредственноподчиняются отделы бухгалтерии. А бухгалтерия проверяет работу соответствующихслужб и структурных подразделений. Чем меньше количество уровней управления темвыше эффективность проверок.
Организационнаяструктура определяет существующие формы власти и подчинения на предприятии,регламентирует области полномочий и ответственности сотрудников, порядоксоставления отчетов.
Отметим, чтоиспользовать бухгалтерию в качестве ревизионного органа можно тогда, когда:
1) непересекаются интересы владельцев бизнеса, руководителей и бухгалтерскихработников (то есть работникам бухгалтерии не придется выявлять ошибки другихработников предприятия);
2) процедурыпроверки довольно стандартны, выполняются планово;
3) высокийуровень доверия к контролю со стороны бухгалтерии.
Распределениеполномочий и ответственности между персоналом предприятия призваногарантировать правильное ведение хозяйственных операций. С этой цельюразрабатываются и доводятся до сотрудников в письменном виде должностныеинструкции, планы мероприятий, рекомендации и указания.
Для контроляза работой организации администрация использует различные управленческиеметоды, включая определение квалификации сотрудников, оценку системы обработкиинформации и составления отчетов, анализ достигнутых результатов финансовойдеятельности и сравнение их с запланированными, изучение деятельности отдельныхподразделений и др.
Важноезначение имеет порядок осуществления внутреннего управленческого учета иподготовки отчетности для внутренних целей.
Целью работыс персоналом является наличие на предприятии необходимого количествасотрудников, обладающих достаточными знаниями и опытом для выполнения своихобязанностей. Система отбора, найма, продвижение по службе, обучения иподготовки кадров должна обеспечивать высокую квалификацию и честностьперсонала.
Особенностьютакой организации внутреннего контроля является то, что ревизоры – этосотрудники предприятия, но не работники бухгалтерии. Ревизионные комиссиисобираются по распоряжению руководителя, проводят проверки и после выполненияпроверок работники выполняют на предприятиях основную работу.
Работаревизионной комиссии имеет для руководства и (или) собственников экономическогосубъекта информационное и консультационное значение; она призвана содействоватьоптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей егоруководства.
Обычноформирование контроля за счет ревизионных комиссий происходит в следующихслучаях:
1) необходимыединовременные или внеплановые проверки отдельных подразделений, лиц иливыполнения работ;
2)загруженность бухгалтерии не позволяет отвлекать работников бухгалтерии напроведение ревизий, а формировать отдельно службу контроля нет необходимости;
3) припроведении ревизии возможны выявления ошибок бухгалтерии, поэтому ревизиинеобходимо поручить другим лицам (не работникам бухгалтерии).
Объектыревизии могут быть различными в зависимости от особенностей экономическогосубъекта и требовании его руководства и (или) собственников.
Так жесуществует вариант, когда службу внутреннего контроля выполняем службавнутреннего аудита.
Впрактической работе служба внутреннего аудита руководствуется законодательнымии нормативными актами РФ, министерств и ведомств, органов местногосамоуправления, правилами (стандартами) аудита, а также учредительнымидокументами, приказами и распоряжениями руководителя предприятия, инструкциями,положениями и т.п.
Практикааудита свидетельствует, что на тех предприятиях, где созданы и эффективнофункционируют службы внутреннего аудита, значительно выше уровень сохранностиимущества, использования ресурсов, организации бухгалтерского учета идостоверности отчетности.

2. Понятие«бизнес-риск». Определение величины риска
Бизнес-риск – это риск, в большейстепени обусловленный отраслевыми особенностями бизнеса, т.е. структуройактивов, в который фирма решила вложить свой капитал. Производственный рископределяется многими факторами: региональные особенности, конъюнктура рынка,национальные традиции, инфраструктура и т.п. Можно привести множество примеров,характеризующих зависимость производственного риска от тех или иных условий.
Системавнутреннего контроля связана с риском. Она отражает отношение менеджмента криску. Было бы трудно описать достоинства системы внутреннего контроля, нерассмотрев риск. Потому что для разработки эффективной системы внутреннегоконтроля необходимо понять виды и степень риска, с которым сталкиваетсякредитная организация. Таким образом, устойчивая система внутреннего контролянеобходимо для эффективного управления риском. Эти два компонента настолькотесно связаны друг с другом, что игнорирование одного из них сразу же окажетнегативное влияние на другой.
Существуютдве основные категории риска: гарантированный и негарантированный. Некоторыериски являются негарантированными. Они связаны с неосуществлением превентивныхмероприятий. Риск гарантирован, когда он понятен, измерим и контролируем. Банкдолжен быть в состоянии противостоять неблагоприятной финансовой обстановке,вызванной подобным риском. Гарантированными рисками можно управлять.
Регулирующиеорганы выделяют различные виды риска. Хотя каждый из этих органов можетназывать виды риска по-разному, все они сходятся во мнении относительно техрисков, которые присущи банковской деятельности. Основные виды риска, которыевыделяют регулирующие органы, включают:
1. Кредитныйриск – риск потери части доходов или капитала банка, возникающий в результатенеспособности заемщика или контрагента выполнить условия договора с банком.Кредитный риск присутствует в любой деятельности, где успех зависит отконтрагента, эмитента финансовых инструментов или заемщика. Он возникает каждыйраз, когда кредитная организация предоставляет, инвестирует денежные средстваили принимает обязательства в отношении их предоставления в соответствии сдействующими соглашениями или на основании подразумеваемых в них условийнезависимо от того, отражаются ли они в составе активов на балансе или какусловные обязательства за балансом.
2. Процентныйриск – Риск потери части доходов и капитала в связи с неблагоприятной динамикойпроцентных ставок называется процентным риском. В некоторых банках процентныйриск включается в состав рыночного риска. В данном разделе особое вниманиеуделяется цене банка в условиях процентных ставок и чувствительности цены банкак их изменениям.
3. Рискликвидности – Риск потери части доходов и капитала в связи с неспособностьюбанка без особых потерь исполнить свои обязательства при наступлении срокаплатежа называется риском ликвидности. Кроме того, риск ликвидности связан снеспособностью управлять непредвиденным сокращением или изменением источниковфинансирования. Риск ликвидности также происходит в тех случаях, когда банку неудается быстро отреагировать на изменения рыночной конъюнктуры, чтоотрицательно сказывается на его возможности своевременно реализовать активы сминимальными потерями.
4. Ценовойриск – это риск потери части доходов или капитала в связи с изменениемстоимости портфелей финансовых инструментов. Деятельность в качествемаркет-мейкера, дилера, процентные ставки, валютные операции, операции нафондовых и товарных рынках – все это способствует возникновению ценового риска.Многие банки используют термин «рыночный риск» вместо ценового риска, т. к.ценовой риск заключается в изменениях рыночных факторов, влияющих на стоимостьторгуемых инструментов. Среди рыночных факторов, влияющих на ценовой риск,выделяют процентные ставки, рыночную ликвидность и изменчивость конъюнктуры.
5. Валютныйриск – Риск потери части доходов или капитала в связи с изменением валютногокурса называется валютным риском. Данный вид риска встречается вовнешнеэкономической инвестиционной и хозяйственной деятельности, в то время какдеятельность в качестве маркет-мейкера по валютам и открытие валютных позицийсвязаны с ценовым риском. Валютный риск может привести к задержке платежей,неисполнению обязательств, частичному или полному убытку ввиду недостаточнойконвертируемости.
6.Операционный риск – это риск потери части доходов или капитала в связи спроблемами при предоставлении продукта или услуги. Этот тип риска выходит напервый план по мере того, как финансовые учреждения начинают обслуживатьклиентов, используя электронные средства коммуникации. Операционный рискзависит от системы внутреннего контроля, информационных систем, честностисотрудников и операционных процессов. Так как операционный риск возникаетвсякий раз, когда происходит сбой автоматизированных систем в процессеобработки, подготовки или анализа данных, этот вид риска присутствует во всехпродуктах и услугах.
7. Рискнесоответствия нормам – это риск потери части доходов или капитала, возникающийпри нарушении или несоблюдении законов, инструкций, положений, предписаний илипринятых этических норм. Этот риск также появляется в силу двусмысленности инеапробированности законов или правил, регламентирующих определенные видыдеятельности банка или его клиентов. Например, риск несоответствияувеличивается в процессе сделок с такими третьими лицами, как ипотечные брокерыили автодилеры, когда осуществляется кредитование клиентов данных организаций.
8. Рискневерной стратегии – Риск потери части доходов или капитала в связи с невернымирешениями или ненадлежащим исполнением этих решений.
9. Рискрепутации – это риск потери части доходов или капитала в связи с негативнымобщественным мнением. Он влияет на способность финансового учрежденияпривлекать новых клиентов, предоставлять новые услуги или поддерживатьвзаимоотношения с существующими клиентами. Риск репутации может привести ксудебному процессу, финансовым потерям или напряженной ситуации с доходами илиотрицательно сказаться при получении лицензии на право ведения банковскойдеятельности.
Риск аудитора(аудиторский риск) означает вероятность того, что
бухгалтерскаяотчетность экономического субъекта может содержать не выявленные существенныеошибки и / или искажения после подтверждения ее достоверности или что онасодержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерскойотчетности нет.
Аудиторскийриск состоит из трех компонентов:
– внутрихозяйственныйриск;
– рисксредств контроля;
– рискнеобнаружения.
Для анализасоставляющих представим аудиторский риск в виде упрощенной предварительноймодели:
ПАР = ВХР хРК х РН,
где ПАР – приемлемыйаудиторский риск (относительная величина). Выражает меру готовности аудиторапризнать тот факт, что финансовая отчетность может содержать существенныеошибки после того, как уже завершен аудит и дано положительное аудиторскоезаключение;
ВХР – внутрихозяйственныйриск (относительная величина). Выражает вероятность существования ошибки,превышающей допустимую величину, до проверки системы внутрихозяйственногоконтроля;
РК – рискконтроля (относительная величина). Выражает вероятность того, что существующаяошибка, превышающая допустимую величину, не будет ни предотвращена, ниобнаружена в системе внутрихозяйственного контроля;
РН – риск не обнаружения(относительная величина). Выражает вероятность того, что применяемые аудиторскиепроцедуры и подлежащие сбору доказательства не позволят обнаружить ошибки,превышающие допустимую величину.
Применяямодель аудиторского риска при планировании проверки, аудитор может воспользоватьсяследующими способами.
Первый способпоможет в оценке плана с точки зрения уровня квалификации аудитора.
Длясоставления более эффективного плана можно использовать второй способвычисления риска – определить риск не обнаружения и соответствующее количество подлежащихсбору свидетельств. В этих целях модель аудиторского риска преобразуютследующим образом:
РН =ПАР/(ВХР*РК).
При этойформе модели риска ключевым фактором становится риск не обнаружения, ибо онпредопределяет необходимое количество свидетельств.
Требуемоеколичество свидетельств обратно пропорционально уровню риска не обнаружения:чем меньше уровень риска не обнаружения, тем больше требуется свидетельств.
Третий способ(более общий) использования модели аудиторского риска нацелен лишь на то, чтобынапомнить аудитору о взаимосвязи между различными рисками и о связи рисков сосвидетельствами.

Заключение
 
Оцениваяэффективность построения и функционирования внутрихозяйственного контроля,руководитель должен установить эффективность организационной структуры, роль иместо внутреннего контроля в данной организации.
Важноезначение для определения эффективности системы внутрихозяйственного контроляимеет оценка того, насколько обоснованно составлены планы ревизии внутреннегоконтроля и четко выполняются все запланированные работы по отношению к отдельнымобъектам контроля во времени; какие при этом процедуры проверки использованы инасколько они были эффективны; насколько можно доверять надежности информациипо результатам внутрихозяйственного контроля.
Эффективнаяорганизационная структура экономического субъекта предполагает оправданноеразделение ответственности и полномочий сотрудников. Она должна по возможностипрепятствовать попыткам отдельных лиц нарушать требования контроля иобеспечивать разделение несовместимых функций.


Списокиспользуемой литературы
 
1. Андреев В.Д. Практический аудит(справочное пособие). М.: Экономика, 2003. – 342 с.
2. Богомолов А.М., Голощанов Н.А. Внутреннийаудит. Организация и методика проведения: Метод. Пособие. – М.: Экзамен, 2004.– 312 с.
3. Бычкова С.М., Карзаева Н.Н. Аудитситуации, примеры, тесты. М.: Юнити, 2000. – 188 с.
4. Герасименко Г.П. и др.Управленческий, финансовый и инвестиционный анализ. Ростов-на-Дону: МарТ, 2002.– 364 с.
5. Глушков И.Е. Практический аудитна современном предприятии. М.: Кнорус – Экор, 2000. – 212 с.
6. Дряхлов В.В. Основы аудита М.:Гном и Д, 2001. – 304 с.
7. Лабынцев Н.Т., Ковалева О.В. Аудит:теория и практика. М.: Приор, 2000. – 204 с.
8. Скобара В.В. Аудит: методологияи организация. М.: Дело и Сервис, 2002. – 148 с.
9. Сотникова Л.В. Внутреннийконтроль и аудит. Учебник/ ВЗФЭИ. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. – 239 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.