Содержание
Введение
1 Особенностидеятельности торговых организаций и предприятий общественного питания
1.1 Характеристика и содержание деятельноститорговых организаций и предприятий общественного питания, а именно ЧУП «ОбщепитИвьевского Райпо»
1.2 Нормативно-правовое регулированиедеятельности торговых организаций и предприятий общественного питания, ее учетаи контроля
1.3 Организация контроляопераций по учету деятельности торговых организаций и предприятий общественногопитания (задачи, объекты и источники контроля)
2 Особенности контроля деятельности торговыхпредприятий и предприятий общественного питания
2.1 Контроль учета торговыхнаценок и оценка розничного товарооборота
2.2 Организация проведенияинвентаризаций продуктов и товаров и контроль за их результатами
2.3 Проверка учета издержекобращения
2.4 Основные направления совершенствования учетаи контроля операций по учету деятельности торговых предприятий и предприятийобщественного питания
Заключение
Список использованных источников
РЕФЕРАТ
Ревизияопераций по учету хозяйственно-экономической деятельности в Ивьевском райпо.
Курсоваяработа: 54 с., 1 табл., 22 источник, 3 прил.
Перечень ключевых слов: инвентаризация,издержки обращения в торговой организации, торговые наценки, розничныйтоварооборот, нормативно-правовое регулирование хозяйственно-экономическойдеятельности.
Предметисследования – это совокупность теоретических, методологических и практическихпроблем, связанных с процессом ревизии хозяйственно-экономической деятельности.
Объектомпрактических исследований при написании курсовой работы являетсяхозяйственно-экономическая деятельность Ивьевского райпо.
Цель даннойработы – определение направлений совершенствования контроля операций по учётухозяйственно-экономической деятельности Ивьевского районного потребительскогообщества.
Курсоваяработа включает в себя 2 главы. В первой рассказывается прохозяйственно-экономическую деятельность торговой организации как объекта учётаи контроля. Во второй – про ревизию операций по учетухозяйственно-экономической деятельности торговой организации.
Автор работыподтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно иобъективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные излитературных и других источников теоретические, методологические и методическиеположения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Введение
Необходимостькачественных сдвигов в экономике, переходы ее на пути его рыночного развития,выдвинуло число обязательных условий повышения эффективности производстваэкономии и рациональное использование всех видов ресурсов. Для этого необходимопривести в действие имеющееся организационно-экономические резервы, вестирешительную борьбу с расточительством и потерями.
В связи сэтим ведение действующего контроля затрат с целью постоянного снижения ихвеличины становится одной из важнейших задач системы управления предприятием.Особую специальную роль в ее решении играет учет призванной обеспечить системууправления качественной информации об издержках обращения.
Предметисследования – это совокупность теоретических, методологических и практическихпроблем, связанных с процессом контроля деятельности торговых предприятий ипредприятий общественного питания.
Объектомпрактических исследований при написании курсовой работы являются особенностиконтроля деятельности ЧУП «Общепит Ивьевского райпо» г. Ивье.
Цель курсовойработы является оптимизация контроля деятельности торговых предприятий ипредприятий общественного питания.
Задачамиконтроля в целом определяются содержанием предмета и экономической политикойгосударства на современном этапе развития национальной экономики. Основныезадачи, разрешаемые в ходе проведения ревизии, определены порядком организациии проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности и применениеэкономических санкций.
Контрольявляется широко распространенным объективным явлением в экономике в жизниобщества, и тесно связан с другими явлениями, поэтому не всегда обнаруживаетсяего важная роль во всех без исключения процессах управления производством. Дляпонимания действительной роли контроля необходимо качественное обособление исамостоятельный анализ этой сферы практики управления.
Торговоепредприятие, на материале которого была выполнена работа, занимается розничнойторговлей, заключением договоров с поставщиками и покупателями, поставкой иреализацией продовольственных товаров населению, предприятиям и организациям.
Стержневымнаправлением работы ЧУП «Общепит Ивьевского райпо» было и остаетсяудовлетворение потребностей населения в товарах и услугах с целью полученияприбыли.
Для раскрытиятемы использовалось 17 литературных источников.
1 Особенностидеятельности торговых организаций и предприятий общественного питания
1.1 Характеристикаи содержание деятельности торговых организаций и предприятий общественногопитания, а именно ЧУП «Общепит Ивьевского Райпо»
ОбщепитИвьевского Райпо был создан в январе 1964 года. Предприятие являетсясобственностью Ивьевского районного потребительского общества, именуемого вдальнейшем «Собственник». Предприятие является юридическим лицом, коммерческойорганизацией, созданной в форме унитарного предприятия, основанного на правехозяйственного ведения, на неопределенный срок, имеет самостоятельный баланс,расчетный и иные счета в учреждениях банка. Предприятие отвечает по своимобязательствам и долгам всем принадлежащим ему имуществом.
Предприятиенезависимо от самостоятельности в своей деятельности руководствуетсянормативными актами вышестоящих органов власти и управления.
Предприятиеимеет печать и бланки со своим фирменным наименованием, угловой штамп, товарныйзнак и иные реквизиты.
Главной цельюпредприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получениеприбыли.
Руководствотекущей деятельностью предприятия осуществляет директор, который является исполнительныморганом. Имущество предприятия образуется за счет:
— уставногофонда;
— доходов,полученных от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видовхозяйственной деятельности;
— безвозмездных и благотворительных взносов, пожертвований предприятий,учреждений, организаций и граждан;
— иныхисточников, не запрещенных законодательными актами Республики Беларусь,
Имуществопредприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, долям,паям в том числе между работниками предприятия.
Прибыльявляется основным обобщающим показателем финансово-хозяйственных результатовдеятельности предприятия. Предприятие уплачивает налоги в бюджет и иныеобязательные платежи в соответствии с действующим законодательством РеспубликиБеларусь. Прибыль, оставшаяся после уплаты налогов в бюджет и другихобязательных платежей распределяется собственником. Собственник имеет право наполучение части прибыли от использования имущества, находящегося вхозяйственном ведении предприятия. Следует отметить, что данное предприятие,как и любое из предприятий, старается как можно точно распланировать ход своейдеятельности для получения положительного результата, а для этого необходимосвоевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства перед другими организациями,бюджетом.
Комплекснаяревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятия, проводитсясобственником не чаще, чем один раз в год. Кроме этого по инициативесобственника, при необходимости проверяются отдельные вопросыфинансово-хозяйственной деятельности предприятия. Лицам, осуществляющимпроверки, должны быть представлены по их требованию для проведения ревизии,проверок хозяйственной деятельности все материалы, бухгалтерские и иныедокументы, личные объяснения работников предприятия.
Предприятиеосуществляет оперативный бухгалтерский учет результатов своей работы, ведетстатистическую отчетность в порядке, определяемом законодательными актамиРеспублики Беларусь.
Финансовыйгод предприятия начинается с 1 января и заканчивается 31 декабря.
1.2 Нормативно-правовоерегулирование деятельности торговых организаций и предприятий общественногопитания, ее учета и контроля
Бухгалтерская(финансовая) отчетность – совокупность показателей, основанных на данныхбухгалтерского учета и представляемых:
— собственникам(участникам, учредителям) в соответствии с уставом предприятия;
— органамгосударственной налоговой инспекции по месту своей регистрации;
— другимгосударственным органам, на которые в соответствии с законодательствомРеспублики Беларусь возложена проверка отдельных сторон деятельностипредприятия и для которых предусмотрено получение соответствующей отчетности;
— другимлицам в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь илидоговорами предприятия.
Предприятия,находящиеся полностью либо частично в государственной собственности, представляютквартальную и годовую отчетность органам, уполномоченным управлятьгосударственным имуществом.
Ассоциации,союзы, концерны и другие хозяйственные объединения предприятия составляютсобственную отчетность по всем входящим в их состав предприятиям.
Министерстваи другие органы государственного управления составляют собственную и своднуюотчетность по подведомственным предприятиям.
Субъектымалого предпринимательства представляют отчетность по упрощенной форме впорядке, утверждаемом Советом Министров Республики Беларусь.
В составотчетности входят годовой бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках,приложение к балансу, пояснительная записка.
Отчетностьсоставляют лица, ведущие бухгалтерский учет. В отчетности обеспечиваются:
— полнотаотражения хозяйственных операций, осуществленных за отчетный период;
— правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;
— разграничение текущих затрат на производство и капитальные вложения;
— соответствииданных аналитического учета данных синтетического учета;
— соблюдениепринятой учетной политики отражения хозяйственных операций и оценка объектовучета;
— подтверждение всех статей годового баланса и других форм годовой отчетностиданным инвентаризации.
Отчетным дляпредприятий считается период с 1 января (для вновь создаваемых – со дняприобретения дееспособности) по 31 декабря.
В случаях,предусмотренных законодательством, составляется квартальная (месячная)отчетность, которая является промежуточной и заполняется накопительнымиитоговыми данными с начала отчетного периода.
Предприятия(за исключением бюджетных учреждений представляющих месячную, квартальную игодовую отчетность вышестоящим органам в установленные им сроки), представляютгодовую отчетность не позднее 1 апреля года следующего за отчетным периодом,если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.
Времяпредставления отчетности определяется по дате почтового отправления илифактической передачи адресату.
Годоваяотчетность предприятий (учреждений) может быть опубликовано, а в случаях,предусмотренных законодательными актами, подлежит обязательной публикации вопределенных объемах. Отчетность публикуется совместно с аудиторскимзаключением.
Предприятияпо инициативе администраций или по решению большинства собственников(учредителей, участников) публикуют отчетность за любой период в пределахотчетного года или за несколько лет.
Еслиопубликованная в обязательном порядке отчетность подвергается изменению врезультате дополнительной аудиторской проверки или проверок соответствующимиконтрольными органами, то эти изменения должны быть опубликованы.
Отчетностьхранится в порядке и в течение сроков, установленных законодательствомРеспублики Беларусь.
Наряду сотчетностью хранению подлежат инвентарные описи, начальные балансы,инструктивные материалы, организационная документация и деловая переписка.Деловой перепиской считаются документы, относящиеся кпроизводственно-финансовой деятельности предприятия.
Государственноерегулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется в целяхдостижения единообразия ведения учета и составлении отчетности, повышениядостоверности и своевременности учетной и отчетной информации, снижениятрудоемкости ее получения.
Орган, осуществляющийметодологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в РеспубликеБеларусь, определяется Советом министров Республики Беларусь. Совет министровразрабатывает и утверждает:
— национальные стандарты по бухгалтерскому учету (типовые планы счетовбухгалтерского учета, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности,инструкции по их применению и заполнению);
— положения,инструкции и разъяснения по единообразному отражению в бухгалтерском учете иотчетности операций, нерегламентированных национальными стандартами побухгалтерскому учету;
-другиенормативные акты, устанавливающие единые методологические основы бухгалтерскогоучета и отчетности, их развитие и совершенствование.
СоветМинистров Республики Беларусь контролирует соблюдение действующегозаконодательства по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.Общественные объединения бухгалтеров и аудиторов имеют право участвовать врассмотрении вопросов, связанных с государственным регулированиембухгалтерского учета и отчетности республики Беларусь.
1.3 Организацияконтроля операций по учету деятельности торговых организаций и предприятийобщественного питания (задачи, объекты и источники контроля)
Важнейшимизадачами контроля выполнения плана товарооборота предприятиями торговли иобщественного питания являются установления обоснованности плана товарооборота,проверка качества торгового обслуживания, удобств для покупателей, внедренияпрогрессивных форм продажи.
Задачамиревизий товарных операций в торговле и общественном питании являются контрольсоблюдения нормативных актов на всех стадиях реализации товаров, а такжеконтроль сохранности товаров. Специальной проверке подвергаются применениесредств механизации трудоемких работ и их эффективность.
Объектконтроля – плановое задания по товарообороту и их выполнение, обеспеченностьтоварными фондами, достоверность учета и отчетности, технология продажи,качество и культура обслуживания. По каждому из контролируемых объектовопределяются элементы, характеризующие их состояние. Так, например, план потоварообороту проверяется в части обеспеченности его товарными ресурсами,своевременности доведения планов до торговых единиц. Выполнение планов потоварообороту контролируется в части достоверности учета и отчетности(технология продажи, качество и культура обслуживания). По каждому изконтролируемых объектов определяются элементы, характеризующие его состояние,например, план по товарообороту, удовлетворение покупательского спроса,соблюдение нормативно-правовых актов и другое. Обеспеченность товарными фондамихарактеризуется наличием неснижаемых запасов товаров первой необходимости,структурой и их ассортиментом, сезонностью. Технология продажи – применениемпрогрессивных форм и методов продажи, механизацией и автоматизацией трудоемкихпроцессов, изучением спроса и конъюнктуры, размещением торговой сети. Качествои культура обслуживания – затратами времени на покупку товаров, обоснованнымипретензиями покупателей и т. д. [9, с.487].
Источникамиинформации контроля выполнения плана товарооборота являются:нормативно-правовые акты, регулирующие процесс продажи; торгово-финансовый плани расчеты по его обслуживанию; первичная документация и учетные регистры посчетам 41 «Товары», 42 «Торговая наценка», а также отчетные формы о выполненииплана товарооборота.
Задачамиконтроля в целом определяются содержанием предмета и экономической политикойгосударства на современном этапе развития национальной экономики. Основныезадачи, разрешаемые в ходе проведения ревизии, определены порядком организациии проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности и применениеэкономических санкций. К их числу относятся: проверка соблюдения субъектомпредпринимательской деятельности законодательства в сфере экономическихотношений; проверка законности совершаемых субъектом предпринимательскойдеятельности хозяйственных и финансовых операций, обеспечения сохранностигосударственного имущества; своевременное выявление, пересечение ипредотвращение правонарушений, наносящих ущерб экономическим интересам РеспубликиБеларусь; установление причин и условий, способствующих хозяйственнымнарушениям, хищениям, бесхозяйственности, а также виновных в этом должностныхлиц; принятие мер по возмещению причиненного ущерба как в период проведенияревизии, так и после нее; выявление неиспользованных резервов повышенияэффективности экономической деятельности субъекта предпринимательскойдеятельности.
2 Особенностиконтроля деятельности торговых предприятий и предприятий общественного питания
2.1 Контрольучета торговых наценок и оценка розничного товарооборота
Методическиеприемы контроля, применяемые при проверке выполнения плана товарооборота, — расчетно-аналитические и документальные. Важнейшими из них являются приемыаналитического анализа, экономико-математические и статистические расчеты,позволяющие выявить имеющие резервы роста товарооборота и факторы, отрицательновлияющие на реализацию товаров, удовлетворение покупательского спроса.
Методическиеприемы обобщения и реализации результатов контроля — аналитическая группировка(таблицы, сводки, ведомости реализации товаров по группам, хозрасчетнымподразделениям), следственно-юридические обоснования (получение пояснительныхзаписок о выполнении плана товарооборота, нарушение нормативно-правовых актов),систематизированная группировка недостатков в актах комплексной ревизии,принятие решений и контроль их выполнения.
Особенностьюпредприятия торговли и общественного питания является то, что у них ведется восновном суммовой учет товаров и продуктов питания. Это вносит определенныеособенности в аудит деятельности данных предприятий. Особенностью вдеятельности данных предприятий является то, что в кассы данных предприятийежедневно поступает большое количество наличных денег за реализованные товары ипродукты питания. Наиболее часто нарушение и злоупотребления в торговлесвязанны с завышением цен при реализации товаров, созданием пересортицы нараспределительных складах торговли и общественного питания, неполнымоприходованием или неоприходованием товаров, повторным использованием денежныхдокументов, выпиской бестоварных документов. Указанные документы чаще всегоскрываются путем заимствования денежных средств или товаров у другихпредприятий, приписок товаров в инвентаризационные описи, списанием товаров побестоварным документам. Поэтому важным вопросом аудита товарных операцийявляется проверка сохранности товарно-материальных ценностей, полноты исвоевременности их оприходования, правильности списания, установления набавок инаценок. [9, с.488].
Контрольявляется широко распространенным объективным явлением в экономике в жизниобщества, и тесно связан с другими явлениями, поэтому не всегда обнаруживаетсяего важная роль во всех без исключения процессах управления производством. Дляпонимания действительной роли контроля необходимо качественное обособление исамостоятельный анализ этой сферы практики управления.
Размерынадбавок устанавливаются самими торговыми предприятиям и являются источникамипокрытия издержек (расходов) и формирования прибыли от реализации товаров. Вбухгалтерском учете они находят отражение на специальном счете 42 «Торговаянаценка», данные которого являются основным источником проверки этого участкаучетной работы. Кроме того, источниками проверки являются регистрыбухгалтерского учета по счетам 41 «Товары», 20 «Основное производство», 90«Реализация», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», журналы-ордера,ведомости к ним, и др.
На продукциюобщественного питания наценки должны возмещать издержки предприятийобщественного питания по производству и реализации продукции и обеспечениюрентабельности.
Напервоначальном этапе проверки валового дохода устанавливают обоснованностьпроизведенных расчетов по определению окончательных продажных цен на товары ипродукты питания. Выясняют, все ли показатели включены в расчет при определениисреднего размера надбавок, а исходя из среднего – их конкретные размеры погруппам товаров.
При проверкепредприятий общественного питания нужно установить обоснованность исчислениянаценок и продажных цен для предприятий второй и третьей наценочной категории,обслуживающих трудовые коллективы предприятий, организаций и учреждений.
Затемпроверяют организацию учета надбавок и наценок. Для этого используют данныенакопительных ведомостей к счету 41 «Товары» и товарных отчетов, на основаниикоторых производятся записи в журнале-ордере по счету 42 «Торговая наценка». Вобщественном питании, если склад обслуживает предприятия нескольких категорий,в целях сокращения учетной работы, торговые надбавки и продажные ценыустанавливают при оприходовании продуктов и товаров на склады по счету 41«Товары», а наценки и окончательные продажные цены – при оприходовании их впроизводство на счет 20 «Основное производство». Но во всех случаях дляпроверки обоснованности надбавок и наценок, а также их достоверного отражения вучете используются отчеты материально ответственных работников с прилагаемыми кним оправдательными документами. По данным первичных документов выясняютассортимент поступивших товаров и выполненные расчеты по определению окончательныхпродажных цен с учетом размеров надбавок на соответствующие группы товаров, а вобщественном питании с учетом наценочных категорий предприятий. Общиеежемесячные обороты в накопительных или вспомогательных ведомостях сверяют соборотами по кредиту счета 42 «Торговая наценка» в Главной книге.
Назавершающем этапе производится детальная проверка достоверности выполненныхрасчетов, по разграничению торговых надбавок и наценок между остатками товарови объемов их реализации. Такое разграничение делается по среднему проценту,поэтому следует убедиться в том, что он исчислен правильно. Для этогоиспользуют данные счета 42 «Торговая наценка», фактический товарооборот покредиту счета 90 «Реализация» за месяц и показатели остатков товаров,числящихся на конец месяца на счете 41 «Товары», а в общественном питании еще иостатки товаров и продуктов на счете 20 «Основное производство». По приведеннымданным проверяют правильность исчисления среднего процента и рассчитанных понему сумм торговых надбавок и наценок на оставшиеся на складах, буфетах и впроизводстве и реализованные товары.
Аудиторскиепроцедуры финансовых результатов заключаются в установлении достоверности иреальности статей баланса показателей финансовой отчетности. Прежде всего, надоубедиться в правильности отражения на счете 90 «Реализация» торговых надбавок инаценок, относящихся к реализованным товарам, правильности подсчета на этомсчете суммы валового дохода от реализации товаров и перечисления этой суммы сосчета 90 «Реализация» на счет 99 «прибыли и убытки», правильности расчетаостатка надбавок и наценок на счете 42 «Торговая наценка» на конец месяца ипроставлении его в балансе. Затем переходят к проверке доходов и расходов отвнереализационных операций, отраженных в бухгалтерском учете на счете 92«Внереализационные расходы и доходы» в разрезе их отдельных статей. Проверкарезультатов от внереализационных операций производится в таком же порядке, чтои на предприятиях промышленности.
Убедившись вдостоверности статей баланса и показателей финансовой отчетности, целесообразнодать оценку финансового положения предприятия.
Дляхарактеристики финансового положения и финансовой устойчивости предприятиярассчитывают показатели ликвидности, деловой активности, рентабельности,структуры капитала.
2.2 Организацияпроведения инвентаризаций продуктов и товаров и контроль за их результатами
Одним изнаиболее важных средств контроля за сохранностью собственности являетсяинвентаризация, при которой проверяются сохранность ценностей и сличаетсяфактическое их наличие с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация служитсредством проверки организации материальной ответственности, условием храненияценностей, правильности цен, достоверности бухгалтерского учета.
Основнымизадачами инвентаризации являются:
— установление фактического наличия хозяйственных ресурсов;
— контроль засохранностью материальных ценностей путем сопоставления их фактического наличияс данными бухгалтерского учета;
— выявлениесверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей;
— проверкасостояния складского хозяйства, условий хранения ценностей.
Ответственностьза проведение инвентаризации несут руководитель и главный бухгалтерпредприятия.
Инвентаризацияматериальных ценностей на предприятии необходимо проводить в сроки, оговоренныев планах контрольно-инвентаризационной работы и утвержденные руководителем.
Инвентаризации,независимо от плановых проверок, проводят в обязательном порядке передсоставлением годового бухгалтерского отчета, но не ранее 1 октября отчетногогода; при передаче имущества предприятия в аренду и продаже; при преобразованиипредприятия; при смене материально ответственного лица; при установлении фактовхищения или злоупотребления и порчи товарно-материальных ценностей; в случаепожара или стихийных бедствий.
В началеревизии необходимо проверить наличие всех необходимых документов,подтверждающих ее проведение. В их число входят приказы или распоряжения опроведении инвентаризации и составе инвентаризационной комиссии, материальныеотчеты, инвентаризационные описи или акты инвентаризации ценностей,сличительные ведомости, письменные объяснения материально ответственных лиц порезультатам инвентаризаций; протоколы, приказы и прочие документы порассмотрению и утверждению результатов инвентаризаций.
Результатыинвентаризаций должны быть оформлены инвентаризационными описями, которыесоставляются по каждому местонахождению материальных ценностей и материальноответственному лицу. Никаких помарок и подчисток в описях не допускается.Исправление ошибок производится путем зачеркивания неправильных записей ипроставлением над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны бытьоговорены и подписаны всеми членами комиссии и материально ответственнымилицами.
На каждойстранице инвентаризационной описи указывают прописью число порядковых номеровтоварно-материальных ценностей и общий итог количества всех ценностей внатуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости оттого, в каких единицах измерения эти ценности учитываются. Такой подсчетисключает возможность внесения в опись каких-либо изменений или приписок.Каждая страница описи подписывается всеми членами комиссии и материальноответственным лицом. В конце описи комиссия записывает количество порядковыхномеров товарно-материальных ценностей и общий итог количества ценностей внатуральных показаниях на последней странице и по всей описи в целом.
На каждойинвентаризационной описи материально ответственное лицо дает распискуследующего содержания: «все ценности в настоящей инвентаризационной описи с №по № комиссией проверены в натуре и в моем присутствии и внесены в опись, всвязи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности,перечисленные в описи, находится на моем ответственном хранении» (подпись,дата). В случае поступления ценностей в ходе инвентаризации они приходуются вотдельной описи под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившиево время инвентаризации», аналогичная опись составляется при отпускетоварно-материальных ценностей (когда, от кого поступили, дата и номерприходного документа, наименование, цена, количество, сумма). (Приложение 1)
Для выявлениярезультатов инвентаризации составляются сличительные ведомости, которыеподписываются всеми членами комиссии и материально ответственным лицом. Всличительную ведомость включаются только те материальные ценности, по которымпри инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных. По всем недостачам,потерям и излишкам материальных ценностей должны быть получены от материальноответственных лиц письменные объяснения. На основании представленных объясненийи материалов инвентаризации комиссия устанавливает характер и причинывыявленных недостач и излишков и в соответствии с этим определяет порядокрегулирования разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета,заключения фиксируются в протоколе, который рассматривается постояннодействующей инвентаризационной комиссией и утверждается руководителем.
Качествопроведения инвентаризаций устанавливают по данным инвентаризационных описей, гдепроверяют наличие наименования предприятия, места проведения инвентаризации(склад, цех, кладовая), времени ее проведения; полноты записи наименованийматериалов, их марки, сортности, артикулов и других отличительных признаков;порядок исправлений и указаний на каждой странице описи прописью показателей,числа порядковых номеров товарно-материальных ценностей и общего итогаколичества всех единиц в натуральном выражении; наличие на инвентаризационныхописях подписей членов инвентаризационной комиссии, а также записиответственных лиц с их подписью о правильности проведения инвентаризаций ипринятии ценностей на ответственное хранение.
Если приформировании инвентаризационных материалов выявлены нарушения, проверяющийобязан их изучить и выяснить причины. Эти нарушения могут быть результатомнебрежного отношения комиссии к выполнению своих обязанностей или результатомдолжностного подлога с целью сокрытия установленных фактов недостач и излишковотдельных видов товарно-материальных ценностей.
Для проверки правильностиоформления инвентаризационных описей используют второй экземпляринвентаризационной описи, первичные документы, данные аналитического учета,калькуляции и прочее.
Первичныедокументы на оприходование и данные аналитического учета используются, когда винвентаризационных описях приведены наименования материала без указания сорта,размера, марки, номера и других потребительских свойств или в эти показателивнесены изменения. Достоверность записи устанавливают путем взаимной сверкипоказателей этих документов с данными инвентаризационной описи.
Количественныйучет по сортности материалов восстанавливается по документам, если посоответствующей группе материалов учет осуществляется в суммарном выражении.
Результатыинвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором былазакончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации- в годовом отчетепредприятия.
Изучаярезультаты инвентаризации анализируются бухгалтерские записи по счету 94«недостачи и потери от порчи ценностей».
2.3 Проверкаучета издержек обращения
Издержкиобращения в торговле представляют собой затраты живого и общественного труда напродвижение товаров и продуктов питания от мест производства до потребителей,выраженные в денежной форме. К ним относятся материальные затраты, расходы наоплату труда с отчислением на социальные нужды и прочие затраты. Напредприятиях общественного питания в состав издержек включаются затраты поприготовлению и реализации продуктов питания.
Размериздержек планируется самими предприятиями в абсолютных суммах и в процентах ктоварообороту. В бухгалтерском учете они находят отражение на счете 44 «Расходына реализацию». Аналитический учет издержек обращения осуществляется всоответствии с установленной номенклатурой статей расхода. Эти данныеиспользуются при выполнении аудиторско — ревизионной процедур. В качествеисточников проверки используется также сметы издержек обращения записи вГлавной книге на счет 44 «Расходы на реализацию», регистры бухгалтерскогоучета.
В началепроверки нужно установить законность и обоснованность учения издержек обращенияв смету расходов. При этом следует убедится, использовалась ли принятаяметодика при определении плановых расходов и обоснованны ли расчеты поотдельным статьям расходов действующими нормами, нормативами, тарифами и др.Поскольку расходы, отраженные в течение отчетного месяца в накопительнойведомости по отдельным статьям издержек обращения, получают на основании данныхвсех журналов-ордеров, проверка полноты отражения в учете указанных расходовцелесообразно проводить по результатам проверки кассовых, банковских,расчетных, товарных и других операции. Если же на момент проверки издержекобращения какие-либо участки учета непроверенных, то необходимо сопоставитьсуммы расходов, приведенные в соответствующих журналах, с записями сумм внакопительные ведомости по дебету счета 44 «Расходы на реализацию». Такоесопоставление целесообразно проводить за каждый месяц изучаемого периода как пообщему итогу, так и по статьям издержек.
Затемсопоставляют фактические расходы со сметой по каждой статье как в абсолютныхсуммах, так и в процентах товарообороту. При этом плановую сумму приемныхрасходов пересчитывают с учетом фактического товарооборота.
Углубленнойпроверке подвергаются те статьи издержек обращения, по которым имеетсязначительные отклонения против сметы и которые не подвергались глубокойпроверке при изучении других участков учетной работы.
Особоевнимание обращается на правильное разграничение расходов между смежнымипериодами, начисление резервов и исчисление транспортных расходов на остатоктоваров. Иногда для сокрытия допущенного перерасхода средств по отдельноотмеченным периодам или статьям расходов фактические затраты снижают завышая ихпо тем статьям и периодам, по которым имелась экономия. По счету 97 «Расходыбудущих периодов» устанавливают, такие виды расходов отражены на этом счете исписываются ли они равномерными частями ежемесячно на соответствующие статьииздержек обращения. В торговле главным образом резервируется предстоящие затратыпо ремонту основных средств и списание недостач товара в пределах норместественной убыли. Резервы предстоящих ремонтных работ должны подтверждатьсясметно-финансовыми расчетами, потери в пределах норм естественной убыли –действующими нормами по группам товаров надо иметь в виду, что предприятиедолжно постоянно проводить инвентаризацию начисленных резервов и в обязательномпорядке на конец года. Излишне начисленные суммы резервов должны бытьсортированы, а на недоначисленные сделано дополнительная запись.
В торговле иобщественном питании, в отличие от других отраслей, производится расчеттранспортных расходов на остаток товаров на конец месяца. Точность этогорасчета оказывает влияние на определение прибыли от реализации товаров.Завышение издержек на остаток товаров приводит к уменьшению транспортныхрасходов, относящимся к реализованным товарам, следовательно, к увеличениюприбыли от реализации товаров, и наоборот. Поэтому все расходы по исчислениюиздержек на остаток товаров проверяется с особой тщательностью: правильностьприведенных показателей о сумме транспортных расходов, остатков товара на конецмесяца, объеме реализации товаров за месяц; исчисление среднего процента;определение по среднему проценту сумма транспортных расходов на остаток товараи отражение в учете списания издержек, относящихся к реализованным товарам.
2.4 Основныенаправления совершенствования учета и контроля операций по учету деятельноститорговых предприятий и предприятий общественного питания
Системаорганов контроля в государствах с развитой рыночной экономикой, как правило,включает следующие элементы:
· ведомствоглавного ревизора-аудитора с подчинением непосредственно парламенту илипрезиденту страны. Главная цель ведомства — осуществление общего контроля зарасходованием государственных средств
· налоговоеведомство с подчинением правительству или министерству финансов страны,контролирующие поступление налогов
· службывнутреннего контроля, основная задача которых – поиск путей снижения издержек имаксимизация прибыли.
Экономическиеи политические преобразования в Республике Беларусь в начале 90-х гг. привели ксущественной перестройке действовавшие в стране системе контроля, постепенномуприближению его к западной модели. Была преобразована система контрольныхорганов. В частности упразднены органы народного контроля. В этот период былисозданы Контрольная палата при Верховном совете Республики Беларусь идепартамент экономического контроля при Совете Министров Республики Беларусь.Новая система политической власти во главе с президентом вызвала к жизнипрезидентский контроль – в 1994г. Была создана Служба контроля при ПрезидентеРеспублики Беларусь. В связи с созданием, в соответствии с Конституцией РеспубликиБеларусь, Комитете государственного контроля Республики Беларусь в 1996 году,были упразднены Контрольная палата и Служба контроля, функции которых былипереданы вновь образованному контрольному органу.
В этот жепериод появились новые органы финансового контроля: Государственная налоговаяинспекция при Министерстве финансов Республики Беларусь; Государственныйкомитет по надзору за страховой деятельностью Республики Беларусь;Государственный комитет по финансовым расследованиям Республики Беларусь и ряддругих.
В развитииконтроля в Республике Беларусь наблюдаются новые тенденции. Если в условияхпланово-распределительной системы преобладал государственный контроль состороны органов власти и управления, отделений Государственного банка испециально созданных контролирующих структур за движением денежных фондов всехэкономических субъектов, то в условиях перехода к рыночным отношениямсодержание и методы контроля претерпевают значительную трансформацию, вызваннуюизменением роли государства в экономике.
Контрольначинает развиваться по двум направлениям:
1. Сужаетсясфера государственного финансового контроля. Он все более концентрируется всфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостнымипропорциями движения валового внутреннего продукта, денежной массой,формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих враспоряжение государства. Одновременно расширяется сфера действиянегосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховыхфирм, кредитных организаций и т.д., меняется его содержание.
2. Происходитопределенный сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного.Развитие парламентаризма в республике, повышение профессионального уровнядепутатов Национального собрания – Совета Республики и палаты представителей,приводят к более тщательному контролю за финансовой деятельностьюисполнительной власти и углубленному анализу целесообразности и экономическойэффективности расходования средств при утверждении проектов государственногобюджета и внебюджетных фондов. Этому способствует и создание специальных контролирующихорганов представительной власти. На уровне отдельных субъектовпредпринимательской деятельности происходит усиление внимания к финансовомуобследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированныхконсалтинговых фирм, инвестиционных банков и финансовых корпораций. [11, с.37].
Важную роль восуществлении контроля играет и уровень организации бухгалтерского учета вреспублике, так как отчетная документация и регистры учета являются главнымиобъектами контроля.
Дальнейшееразвитие контроля и его эффективность во многом зависят от создания новойконцептуальной и законодательной базы, обеспечивающей его проведение накачественно новом уровне, присущем современным условиям хозяйствования.
Заменакомандно-административных методов управления экономикой преимущественноэкономическими выдвигает перед контролем новые задачи. В условиях рыночныхотношений, правового государства нужен совершенно иной, а именнофинансово-экономический, контроль. Органы вневедомственного и ведомственногоконтроля должны подняться на качественно новую ступень своей деятельности,занявшись контролем эффективности использования средств субъектовхозяйствования, направляемых на осуществление производственных исоциально-экономических программ.
Веськонтрольный процесс в зависимости от сложности выполняемых функций можноразделить на следующие ступени:
Первая –счетная правильность;
Вторая –законность;
Третья –экономическая выгодность;
Четвертая –контроль эффективности.
Контроль,осуществляемый в Республике Беларусь ведомственными и вневедомственнымислужбами, в настоящее время достиг лишь второй ступени этой контрольнойлестницы. Но ведь это только начало контроля. Основной задачей контрольныхорганов в современных условиях должно стать определение действенности и результативностисовершаемых хозяйственных и финансовых операций субъектами хозяйствования,подвергаемыми проверке.
Наряду с этимнациональную систему контроля в сфере экономики нельзя строить в отрыве отмировой практики, так как экономические связи республики как с ближним, так и сдальним зарубежьем становятся все шире и многообразнее, все теснеепереплетаются.
Длясовершенствования внутрихозяйственного контроля необходимо учитывать следующее:способы использования самоконтроля и учета психологического фактора прииспользовании общих методов контроля; применение технических средств итехнологий контроля; использование форм ориентации контроля на будущие событияв процессе управления; функциональные системы контроля стратегии хозяйственнойорганизации проектов и программ, творческой деятельности, материальных,трудовых и финансовых ресурсов; исполнения решений и др. Задачи органоввнутрихозяйственного контроля непосредственно подчиненных руководителю субъектахозяйствования, следующие:
— контрольсостояния и проведения субъекта хозяйствования как единого целого;
— проверкацелей, стратегии и планов организации в качестве предпосылки успешногоосуществления контроля.
Длявыполнения этих задач орган контроля должен выполнять ряд функций:
— участие вразработке планов развития субъекта хозяйствования путем проверки предпосылок,заложенных в формулировке цели и стратегии этих планов;
— создание ивнедрение систем контроля исполнения решений, контроля материальных, трудовых ифинансовых ресурсов, научно-исследовательских работ, целевых программпредприятия;
— контрольфункционирования служб и структурных подразделений предприятия в соответствии спринятыми планами, утвержденными инструкциями и положениями;
— участие всовершенствовании управления предприятием в целом путем проверки используемыхметодов и процедур управления, стандартов управления, организационных структуруправления;
— координацияконтрольной деятельности во всех структурных подразделениях субъектахозяйствования и др.
Использованиев организации контроля принципа системного упорядочения осложняется в связи снесовершенным разделением управленческого труда по функциональному принципу,затрудняющему четкое разграничение работ в области контроля между отделами ислужбами предприятия, прежде всего между собственно экономическими отделами икоммерческими службами. Дублирование и параллелизм в работе этих службпорождает серьезные недостатки в организации внутрихозяйственного контроля. Вусловиях функционального разделения труда по управлению экономической чрезвычайноважно использовать принцип системного упорядочения. Необходимо координироватьвыполнение функций контроля всеми службами предприятия. Роль координаторадолжна взять на себя контрольно-ревизионная служба субъекта хозяйствования всоответствии с утвержденными Положением о ведомственном контроле.
Надежноефункционирование всей системы финансово-хозяйственного контроля являетсянеобходимой составляющей в выполнении задач, стоящих перед экономикой всовременных условиях. Все сложные искусственные системы, к которым относятся иобъекты управления производством, всегда стремятся выйти из-под контроля по темили иным причинам. Тенденциям к беспорядку противостоит сила управления, силаконтроля. Система контроля хозяйствования – это и есть та сила, которая способствуетразработке и реализации реальных решений, социально-экономических и другихпланов, рациональному и интенсивному ведению экономики, достижению поставленныхцелей. Приведение существующей системы контроля хозяйствования к уровню,отвечающему требованиям рыночной экономики, современным экономическимпотребностям, — важнейшая социально-экономическая, хозяйственная и научнаязадача. Ее решение должно стать составной частью программы совершенствованиявсей системы финансово-хозяйственного контроля.
Заключение
В ходеисследуемой работы можно сделать следующие выводы:
Контрольявляется широко распространенным объективным явлением в экономике в жизниобщества, и тесно связан с другими явлениями, поэтому не всегда обнаруживаетсяего важная роль во всех без исключения процессах управления производством. Дляпонимания действительной роли контроля необходимо качественное обособление исамостоятельный анализ этой сферы практики управления.
Комплекснаяревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятия, проводитсясобственником не чаще, чем один раз в год. Кроме этого по инициативесобственника, при необходимости проверяются отдельные вопросыфинансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Объектконтроля – плановое задания по товарообороту и их выполнение, обеспеченностьтоварными фондами, достоверность учета и отчетности, технология продажи,качество и культура обслуживания. По каждому из контролируемых объектовопределяются элементы, характеризующие их состояние.
Источникамиинформации контроля выполнения плана товарооборота являются:нормативно-правовые акты, регулирующие процесс продажи; торгово-финансовый плани расчеты по его обслуживанию; первичная документация и учетные регистры посчетам 41 «Товары», 42 «Торговая наценка», а также отчетные формы о выполненииплана товарооборота.
Методическиеприемы контроля, применяемые при проверке выполнения плана товарооборота, — расчетно-аналитические и документальные.
Особенностьюпредприятия торговли и общественного питания является то, что у них ведется в основномсуммовой учет товаров и продуктов питания. Это вносит определенные особенностив аудит деятельности данных предприятий.
Размерынадбавок устанавливаются самими торговыми предприятиям и являются источникамипокрытия издержек (расходов) и формирования прибыли от реализации товаров. Вбухгалтерском учете они находят отражение на специальном счете 42 «Торговаянаценка», данные которого являются основным источником проверки этого участкаучетной работы.
Одним изнаиболее важных средств контроля за сохранностью собственности являетсяинвентаризация, при которой проверяются сохранность ценностей и сличаетсяфактическое их наличие с данными бухгалтерского учета. Результатыинвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором былазакончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации- в годовом отчетепредприятия.
В развитииконтроля в Республике Беларусь наблюдаются новые тенденции. Если в условияхпланово-распределительной системы преобладал государственный контроль состороны органов власти и управления, отделений Государственного банка испециально созданных контролирующих структур за движением денежных фондов всехэкономических субъектов, то в условиях перехода к рыночным отношениямсодержание и методы контроля претерпевают значительную трансформацию, вызваннуюизменением роли государства в экономике.
Список использованныхисточников
1. Акулич Ю.И. Ревизия иаудит: Минск, 2005.
2. Алборов Р.А. Аудит ворганизациях промышленности, торговли и АПК.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Издательство «Дело и Сервис»,2000.- 432с.
3. Алишбеков Ш.И. Аудитзатрат на производство. СПб.: Питер,2004.
4. Андреев В.Д. Внутреннийаудит: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика,2003. -464с.
5. Дробышевский Н.П. Ревизияи аудит: Минск, 2004.
6. Ковалева О.В.,Константинов Ю.П. Аудит: Учеб. пособие / Под ред. О.В.Ковалевой. – М.:Издательство ПРИОР,2002.- 320с.
7. Ладутько Н.И.Бухгалтерский учет в промышленности: Учебное пособие / Н.И.Ладутько.- Мн.:Книжный Дом,2005.- 688с.
8. Левкович О.А.Бухгалтерский учет: Учебное пособие. 2-е изд., перераб./ О.А.Левкович,И.Н.Бурцева; Под общ.ред. О.А.Левковича.- Мн.: Амалфея,2004. -576с.
9. Пупко Г.М. Аудит иревизия: Учебник / Г.М.Пупко –Мн.: Книжный Дом, Мисанта,2004- 430с.
10. Стражев Н.С., СтражеваА.В. Бухгалтерский учет: Учебно-методическое пособие.- Мн.: Книжный Дом,2004.
11. Хмельницкий В.А. Ревизияи аудит: Учебный комплекс/ В.А.Хмельницкий.- Мн.: Книжный Дом, 2005 – 480с.
12. Шидловская М.С. Финансовыйконтроль и аудит: Учеб. пособие / М.С. Шидловская. – Мн.: Выш. шк.,2001.- 495с.
13. Шишкин А.К., МикрюковВ.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, аудит на предприятиях: Учебное пособие длявузов. М.: Аудит, ЮНИТИ,1996.
14. Аудит: Учебник для вузов/ В.И.Подольский, Г.Б.Поляк, А.А.Савин; Под ред. проф. В.И.Подольского. – М.:ЮНИТИ-ДАНА,2000.
15. Аудит: Учебник для вузов/В.И.Подольский, А.А.Савин, Л.В.Сотникова; Под ред. проф. В.И.Подольского. – М.:ЮНИТИ-ДАНА,2003.
16. Аудит: Учебник для вузов/ В.И.Подольский, Г.Б.Поляк, А.А.Савин; Под ред. проф. В.И.Подольского. 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000.
17. Инструкция по применениюТипового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлениемМинистерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 г. № 89.