Содержание
Введение. 3
Глава 1.Теоретические основы анализа и оценки рентабельности. 6
1.1. Показатели оценки рентабельности инвестиций ирентабельности капитала 6
1.2. Показатели оценки рентабельности продаж… 11
1.3. Моделирование и факторный анализ прибыли ирентабельности. 17
Глава 2. 28
Заключение. 29
Списокиспользованной литературы… 32
Введение
Рыночная экономика определяет конкретные требования ксистеме управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование наизменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансовогосостояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменениемконьюктуры рынка.
Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров,заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельностьи определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию инеобходимость обеспечения производственного и социального развития.Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль. Однако,нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительнов сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованыгосударство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры идругие держатели ценных бумаг.
Формирование механизма жесткой конкуренции, непостоянность рыночнойситуации ставят перед предприятиями необходимость эффективного использованияимеющихся в его распоряжении внутренних ресурсов с одной стороны, а с другой,своевременно реагировать на изменяющиеся внешние условия, к которым относятся:финансово-кредитная система, налоговая политика государства, механизмценообразования, конъюнктура рынка, взаимоотношения с поставщиками ипотребителями. Вследствие перечисленных причин меняются и направления аналитическойдеятельности.
Чтобы обеспечить высокую экономическую эффективность производстванужна государственная экономическая политика, которая содействовала бы формированиюсреды, благоприятной для хозяйственной деятельности и ориентировало предприятиена максимальное получение прибыли (доходов).
В экономическом анализе результаты деятельностипредприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпускапродукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателейнедостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельноститого или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являютсяабсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильнаяинтерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь вовзаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятиесредства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом,доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой,предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показателирентабельности (или доходности).
Необходимо отметить, что показатели рентабельностиявляются важными элементами, отражающими факторную среду формирования прибылипредприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа иоценке финансового состояния предприятия.
Кроме того, показатели рентабельности применяются при анализеэффективности управления предприятием, при определении долгосрочногоблагополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики иценообразования.
Целью написания данной работы является изучение методикиоценки и анализа показателей рентабельности финансово-хозяйственной деятельности.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- охарактеризовать показатели оценки рентабельности инвестиций;
- рассмотреть систему показателейрентабельности продаж;
- показать моделирование и факторныйанализ прибыли и рентабельности;
Литература
Глава 1. Теоретические основы анализа и оценкирентабельности 1.1. Показателиоценки рентабельности инвестиций и рентабельности капитала
Масштаб величины доходов (прибыли) и инвестиций являетсяглавной целью любой хозяйственной деятельности в рыночных условиях. Абсолютнаявеличина годовой прибыли не слишком убедительна. Только в случае, если прибыльсопоставляется со средним общим вложенным или оборотным капиталом, можнополучить сведения о том, окупились ли инвестиции. Рентабельность, т.е.отношение прибыли к собственному, общему или оборотному капиталу, является важнейшиммасштабом оценки величины (силы) доходов предприятия. Следует поэтомуразличать:
- рентабельность собственного инвестируемого капитала;
- рентабельность общего капитала, т.е. рентабельность всего инвестируемогокапитала;
- рентабельность заемного капитала.[[1]]
Рентабельность собственного, рабочего и общего капиталарассчитывается по прибыли от реализации, чистой и валовой прибыли отчетногогода.
Во всех случаях прибыль от реализации продукции (товаров,работ, услуг) берется за вычетом налогов из реализации. В международнойпрактике различают доход на чистую номинальную стоимость активов (ЧНСА),имеющий два альтернативных варианта, основанных на различных интерпретациях номинальнойстоимости активов. Существует чистая номинальная стоимость активов:
ЧНСА = Основной капитал по остаточной стоимости + Текущиеактивы – Краткосрочные обязательства или Внеоборотные активы + Оборотныйкапитал (Оборотные активы – Краткосрочные обязательства) (1)
Доход = Реализация /ЧНСА (2)
Доход = Реализация / Осн. капитал по ост. стоимости +Оборотный капитал (Оборотные активы – Текущие обязательства) (3)
Коэффициент ЧНСА определяет темп, с которым номинальнаястоимость активов превращается в доходы от продаж. Они показывают способностьактивов создавать прибыль.
/> Оценить эффективность использования основных и оборотных средствпозволяет расчет коэффициента рентабельности активов, который показывает,сколько рублей прибыли приносит рубль всех вложенных в предприятие средств, ноэтот показатель не может дать ответ, на сколько эффективно предприятие используетсобственные и привлеченные источники финансирования.
Рис. 1. Модель формирования рентабельности фирмы
По этому для ответа на вопрос эффективно ли предприятиеиспользует свои собственные средства, необходимо ли ей привлекать дополнительныезаймы и кредиты позволяет расчет коэффициента рентабельности собственныхсредств.
Таким образом, расчет и сопоставление между собойкоэффициентов этих трех групп позволит достаточно полно осветить эффективностьосновной деятельности предприятия, использования активов и пассивов, выявитьсложившиеся тенденции, принять решения о необходимых мероприятиях по повышениюрентабельности предприятия.
В качестве показателей эффективности использованиякапитала, активов применяются коэффициенты, которые выражают отношение реализациик общему капиталу, реализации к собственному и рабочему капиталу, прибыли кобщему, собственному капиталу и рабочему капиталу:
1) Показатели эффективности хозяйственной деятельности:
коэффициент рентабельности капитала:
/>
(4)
При этом актив – величина капитала – усредняется за период; коэффициентрентабельности капитала по чистой прибыли:
(5)
Данные показатели отражают, какая прибыль получается сединицы капитала предприятия (общая или чистая);
2) Финансовые коэффициенты рентабельности:
Рентабельность собственного капитала – данный показательотражает, сколько чистой прибыли приносят вложения в собственный капитал (т.е.доход собственника):
/> (6)
Похожий показатель – рентабельность акционерного капитала — показывает, сколько чистой прибыли предполагается на рубль акционерных средств(или средств пайщиков):
/>
(7)
Можно также рассчитать коэффициент чистой прибыли на однуакцию:
/>
(8)
Таким образом, эффективность хозяйственной деятельности вплане использования капитала характеризует, какую отдачу дают активы предприятия(приносят прибавочную стоимость с рубля вложений). Эффективность вложений жеобозначает доходность авансированного капитала собственника (уставный или весьсобственный капитал).1.2. Показатели оценки рентабельности продаж
В зависимости целей, которые ставятся при анализерентабельности реализованной продукции, могут быль использованы различные видыприбыли на основание которых рассчитываются показатели R1– R4.
/> (9)
/> (10)
/> (11)
/> (12)
В качестве знаменателя формулы также может быть использованпоказатель всей выпущенной продукции.
Сопоставление показателей рентабельности, рассчитанных пообъему реализованной и всей выпущенной продукции позволяет выявить на сколькоактивно идет процесс реализации продукции на предприятии.
Динамика показателя R1 отражаетизменения в политике ценообразования предприятия и способность контролироватьсебестоимость реализованной продукции. С помощью методов факторного анализаопределяется изменение рентабельности продукции за счет изменения ценыпродукции и ее себестоимости по следующим формулам[1]:
- общее изменение рентабельности за период
/> (13)
- изменение рентабельности за счет изменения цен
/> (14)
- изменение рентабельности за счет изменения себестоимости
/> (15)
где z0,1 –выручка от реализации на начало и на конец года соответственно;
s0,1 – себестоимостьреализованной продукции на начало и на конец года соответственно.
Различие показателей R3 и R4 выявляет влияние налогообложения на рентабельностьреализованной продукции.
Показатели R1 – R4рассчитываются на основание отчета о финансовых результатах (форма №2) и недают представления о структуре и рентабельности отдельного вида реализованной продукции,т.к. в практике на предприятие обычно производится (реализуется) нескольковидов продукции (работ, услуг), при этом уровень рентабельности продукции вцелом зависит от уровня рентабельности отдельного вида продукции, по этомуцелесообразно рассчитывать уровень рентабельности по каждому виду продукции.
Рентабельность отдельного вида продукции определяетсяотношением прибыли от выпуска (реализации) данной продукции к полнойсебестоимости данного вида продукции
/> (16)
где Rизд – рентабельность отдельногоизделия;
Пизд – прибыль от выпуска (реализации) данного изделия;
Сизд – полная себестоимость выпуска данного изделия,
Формула (1.8) часто используется при расчете цены реализациипродукции, т.е. предприятие определяет желаемый уровень рентабельности и,исходя из этого формирует цену по формуле:
/> (17)
где Z – цена продукции.
Однако в экономическом анализе рентабельность продукции чащеисчисляют как отношение прибыли по данному виду продукции и выручки от егореализации:
/> (18)
где Rед. – рентабельность единицыотдельного вида продукции;
z – цена единицы изделия;
s – себестоимость единицы изделия.
Это обусловлено тем, что при анализе рентабельностипродукции на основание коэффициента Rизд в следствиеобратной зависимости между прибылью и себестоимостью изменение себестоимости изделияотразится на этом показателе дважды, т.е. и через числитель и череззнаменатель.
Кроме того, если предприятие имеет длительныйпроизводственный цикл или действует в условиях быстро увеличивающейся инфляции,то себестоимость и прибыль продукции могут оказаться выраженными в денежныхединицах разной покупательной способности, а рентабельность окажется завышенной.
По этому, в экономическом анализе чаще используют показательRед., где в знаменателе формулы вместо себестоимостипродукции применяются оптовые (розничные) цены предприятия. В этом случаепоказатель рентабельности Rед. и абсолютная суммаприбыли будут изменятся равными темпами под влиянием одних и тех же факторов,что устраняет повторный счет1.
Определить рентабельность каждого вида продукции,выпускаемой (реализуемой) на предприятие, по данным бухгалтерской отчетностиневозможно.
Анализ рентабельности отдельных видов продукции необходимпри формирование ассортимента выпускаемой (реализуемой) продукции, приизыскание возможностей получения дополнительной прибыли за счет увеличениявыпуска более рентабельной продукции.
Важным показателем в процессе анализа рентабельностипродукции является её динамика, т.к. формула рентабельности изделия зависит отдвух показателей – цены и себестоимости изделия, то изменение рентабельностиизделия необходимо рассматривать в зависимости от изменения этих двухпоказателей.
Анализ рентабельности продукции на предприятие необходим,прежде всего, для принятия своевременных решений по изменению цены и себестоимостипродукции. 1.3. Моделирование и факторный анализ прибыли ирентабельности
Рентабельность продаж и отдельного вида продукции подверженавлиянию факторов, изображенных на следующем рисунке, поэтому изменяя этифакторы, предприятие может управлять рентабельностью продукции.
/>
Рис.2 Факторы, влияющие на рентабельность деятельностипредприятия[[2]]
Например, снизить себестоимость продукции предприятие можетперейти на использование новых материалов, использовать новые, более экономныеспособы обработки и производства продукции, сократить численность рабочих, еслиэто не нарушит технологического процесса.
Кроме изменения производственных факторов, предприятие можетпровести работу по изысканию новых поставщиков сырья и материалов и т.д. Таккак на рентабельность реализованной продукции, кроме себестоимости продукциивлияют еще и цены ее реализации предприятие, в целях повышения эффективностисвоей деятельности, может искать дополнительные рынке сбыта, где эту продукциюможно реализовать дороже, увеличивать в структуре реализованной продукцииудельный вес продукции с большим коэффициентом рентабельности и т.д.
Расчет этого показателя важен не только для внутреннихпользователей предприятия, а, кроме того, и для покупателей и заказчиков приприобретении продукции предприятия, для налоговых органов при определение налоговыхплатежей из прибыли предприятия, для инвесторов и кредиторов, которым важнознать будут ли прибыльны инвестиции или сможет ли предприятие отдать полученныекредиты1.
Коэффициент рентабельности активов показывает, сколькорублей прибыли приносит рубль вложенных средств независимо от источника их привлечения.Для исчисления этого показателя различные показатели прибыли соотносят сосредним итогом баланса, что позволяет оценить воздействие внешних факторов.
/> (19)
/> (20)
/> (21)
/> (22)
Сопоставление показателей R5 (общаярентабельность предприятия) и R6 (чистая рентабельностьпредприятия) позволяет оценить влияние налогообложения на рентабельностьпредприятия.
Сопоставление R5 и R7показывает влияние на рентабельность таких операций, как поступление и выплатадивидендов, и других не имеющих прямого отношения к производству и реализациипродукции операции, влияние на рентабельность операций по реализации на прямуюне связанных с реализацией продукции R5 и R8.
Если преобразовать коэффициент рентабельности R6 разделив и умножив его на объем продаж (выручка отреализации продукции плюс внереализационные доходы), то можно получитьследующую факторную зависимость,
/>(23)
которая раскрывает связь между рентабельностьюпроизводственных активов, рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов.
В финансовом менеджменте формула (23) носит название формулаДюпона1,в которой отношение чистой прибыли к объему продаж называется коммерческоймаржей (КМ), а отношение объема продаж к активам – коэффициент трансформации(КТ), который показывает, сколько раз за период оборачивается каждый рубльактивов.
Используя формулу (23) на практике предприятие может регулироватьуровень рентабельности активов, изменяя ее составляющие – коммерческую маржу икоэффициент трансформации.
На величину коммерческой маржи влияют такие факторы, как ценоваяполитика, объем и структура затрат и т.д.
На коэффициент трансформации – отрасль (например, в торговлеоборачиваемость активов больше, чем в машиностроение) и экономическая стратегияпредприятия.
На практике невозможно обеспечить одновременный рост КМ иКТ, т.к. показатель оборота присутствует одновременно в знаменателе одногосомножителя и в числителе другого.
По этому, важно решить вопрос, какой из показателейоказывает более сильное воздействие на изменение рентабельности активов. Взависимости от уровня показателей КМ и КТ можно выделить четыре варианта ихкомбинации (рис.3)
/>
Рис.3. Влияние коммерческой маржи и коэффициентатрансформации на величину рентабельность активов
Идеальная позиция тяготеет к варианту III,но на практике этот вариант очень трудно осуществить.
Как правило, варианты I и II наиболее возможны.
Вариант IV не желателен дляпредприятия, так как может привести к снижению рентабельности активов.
Так как активы предприятия отражают вложения предприятия восновные и оборотные фонды, то для анализа деятельности предприятия необходимооценить, какую прибыль приносят эти вложения.
Для этого балансовую прибыль отчетного периода соотносят сосредней стоимостью основных и оборотных фондов предприятия, в литературе этотпоказатель называют обычно коэффициентом общей рентабельности производственныхфондов.
Этот показатель можно оценивать и по чистой прибыли,остающейся в распоряжение предприятия.
/> (24)
где Fос – среднегодовая стоимостьосновных средств;
Fоб– среднегодовые остаткиматериальных оборотных средств;
Q– объем реализованной продукции;
R3– рентабельность реализованнойпродукции;
/> – коэффициент фондоемкости;
/> – коэффициент закрепленияоборотных средств;
/> – зарплатоемкость продукции;
/> –материалоемкость продукции;
/> – амортизациоемкость продукции;
S – затраты на производство продукции.
Из формулы (1.16) видно, что на общую рентабельность фондоввлияют фондоотдача, коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средстви рентабельность реализованной продукции.
Рентабельность фондов тем выше, чем выше рентабельностьпродукции, чем выше фондоотдача основных фондов и скорость оборота основныхсредств. Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельностиопределяется методом цепных подстановок.
В зависимости от конкретных целей анализа показателибалансовой и чистой прибыли можно соотносить или только с основными, или толькос оборотными фондами, или отдельно с каждой статьей входящей в состав оборотныхфондов.
Расчет коэффициента общей рентабельности и факторов,влияющих на него фондоемкости, оборачиваемости оборотных средств и другихфакторов позволит предприятию выявить факторы, которые необходимо изменить,чтобы снизить себестоимость продукции и тем самым повысить её рентабельность.
Чтобы выявить избыточное увеличение на предприятие мобильных(оборотных) средств, что может быль следствием образования излишних запасовтоварно-материальных ценностей, затоваренности готовой продукцией в результатеснижения спроса, чрезмерного роста дебиторской задолженности или денежныхсредств, целесообразно рассчитать рентабельность основных и внеоборотныхсредств, которая показывает долю прибыли, приходящуюся на рубль внеоборотных активови рассчитывается по формуле
/> (25)
где Р – прибыль (балансовая или чистая);
Fва – величина внеоборотных активов;
Рост рентабельности внеоборотных активов при снижениирентабельности активов будет свидетельствовать о данной тенденции.
Однако при расчете этого показателя необходимо помнить, чточислитель и знаменатель данной формулы, выражены в денежных единицах разнойпокупательной способности, т.е. прибыль отражает сложившийся уровень цен заистекший год, основные фонды формируются в течение нескольких лет и ихстоимость может быть занижена (завышена) по сравнению с действующими на рынкеценами[1].
Рентабельность собственных средств показывает какая величинаприбыли приходится на 1 рубль собственных средств, т.е. позволяет определитьэффективность использования собственных средств предприятия и сравнить ее свозможным доходом от вложения этих средств в другие объекты (ценные бумаги,другие предприятия и т.д.).
В западных странах этот показатель служит важным критериемпри оценки уровня котировки акций на фондовой бирже. Рентабельность собственногокапитала вычисляется по формулам:
/> (26)
/> (27)
Разница между показателями R6 и R10 обусловлена привлечением предприятием внешних заемныхисточников финансирования.
Если предприятие, посредством привлечения заемных средств,получает больше прибыли, чем должна уплатить процентов за них, то разница можетбыть использована для повышения отдачи собственных средств.
Если рентабельность всего капитала меньше, чем процентыуплаченные за заемные средства, влияние заемных средств на деятельность предприятиядолжно быть отрицательно.
Для выявления факторов, влияющих на величину рентабельностисобственного капитала можно применять следующую факторную модель:
/> (28)
Из формулы видно, что рентабельность собственного(акционерного) капитала зависит от уровня рентабельности продукции, скоростиоборачиваемости активов и соотношения собственного и заемного капитала. Показатель(все активы: акционерный капитал) отражает, что во сколько раз при прочихравных условиях рентабельность собственных средств повышается при увеличениидоли заемных средств в составе совокупного капитала.
В финансовом менеджменте это явление связывают с действием финансовогорычага и используют при управлении структурой финансовых источников:собственных и заемных средств, в целях повышения рентабельности собственныхсредств.
Эффект финансового рычага (ЭФР) – это приращение к рентабельностисобственных средств, получаемое благодаря использования кредита, несмотря наплатность последнего.
Это определение можно записать в виде формулы:
/> (29)
где ЭР – экономическая рентабельность активов
Т– ставка налога на прибыль.
Эффект финансового рычага возникает из-за расхождения междуЭР и ценой заемных средств – средней расчетной ставкой процента (СРСП), т.е.предприятие должно иметь такую экономическую рентабельность активов, чтобысредств хватило по крайней мере хотя бы для уплаты процентов за кредит.
Средняя расчетная ставка процента рассчитывается по формуле:
/> (30)
Приведенную выше формулу достаточно легко рассчитать напрактике.
Но для более точного анализа при наличии необходимых данныхСРСП можно рассчитывать по средневзвешенной стоимости различных кредитов изаймов, можно также причислять к заемным средствам деньги, полученныепредприятием от выпуска привилегированных акций1.
Кроме того, т.к. по действующему законодательству часть процентов,уплачиваемых по кредитам банков, относится на себестоимость продукции впределах устанавливаемого Центральным банком норматива, то при расчете СРСПнеобходимо учитывать только суммы, которые не относятся на себестоимостьпродукции. К сожалению СРСП невозможно рассчитать на основании данныхбухгалтерской отчетности.
После расчета СРСП рассчитываю дифференциал – первую составляющуюЭФР, который определяется как разность между рентабельностью активов и СРСП.Эта величина не должна быть меньше нуля.
/> (31)
Вторая составляющая ЭФР – плечо финансового рычага, котороехарактеризует силу воздействия финансового рычага и определяется как отношениезаемных (ЗС) и собственных средств (СС)
Эффект финансового рычага определяется как произведение егосоставляющих, которое можно представить в виде формулы
/> (32)
Для того чтобы ЭФР не оказался завышен при его расчетенеобходимо вычитать сумму кредиторской задолженности из всех используемых при вычислениеформул.
Эффект финансового рычага должен изменятся в пределах от 1/3до 1/2 уровня экономической рентабельности активов и не должен быть меньше нуля. Тогда эффект финансового рычага способен компенсировать налоговые изъятия иобеспечить собственным средствам рентабельность.
Однако, несмотря на то, что увеличение заемных средств вструктуре совокупного капитала позволяет увеличить рентабельность собственныхсредств, необходимо помнить, о том что при росте величины кредитов и займовувеличиваются и финансовые издержки, связанные с их покрытием, а следовательнои СПРС, и может наступить такой момент, когда дифференциал станет меньше нуля,т.е. заимствования будут уменьшать рентабельность собственных средствпредприятия.
В экономической практике существует несколько концепцийфинансового рычага, например, для американской школы ЭФР трактуется как изменениечистой прибыли на каждую обыкновенную акцию. Использование того или иногометода обусловлено спецификой деятельности предприятия, страной, в которойнаходится предприятие, экономической ситуацией в стране и т.д.[1]
/>Глава 2.Анализ рентабельности ООО «Серебряная стрела»
2.1.Характеристикапредприятия ООО «Серебряная стрела»
ООО «Серебряная стрела»,местонахождение предприятия – г. Москва, ул. Литвиненко, 15.
Основная деятельность ООО «Серебрянаястрела»:
Продажа сотовых телефонов, позволяетприобрести потребителям сотовую связь и дополнительные услуги. Компания стремитсяобновлять предлагаемый ассортимент. В наличии постоянно присутствует порядка 50моделей, существует работа на заказ.
Широкий выбор аксессуаров к сотовымтелефонам лаконично дополняет продажу самих аппаратов (чехлы, сумочки, шнурки,брелки и др.).
Запасные части достаточновостребованы. Это позволяет оказывать такую услугу, как ремонт аппаратов. Дляэтого был создан сервисный центр.
Реализация карточек экспресс оплаты.Это наиболее востребованный продукт, так как частота его потребления намноговыше. Хотя в этом направлении конкуренция заключается только в полнотепредставляемого ассортимента, так как какого-либо варьирования цены здесьневозможно. Цены до настоящего момента оставались дискретными.
Подключение к операторам сотовой связи.Данная услуга сначала являлась только дополняющей к покупке телефона. Внастоящий момент, учитывая разнообразие операторов, эта услуга превратилась вобособленное направление, так как потребители получили возможность менять нетолько тариф внутри сети, но и по мере появления новых предложений, менятьсамого оператора.
2.2 Для проведенияанализа показателей рентабельности составляется табл. 1.
Таблица 1
Пример расчета показателей рентабельностиПоказатель, тыс. руб. 2003 2004 1.Выручка от реализации 731135 861289 130154 2.Прибыль до налогообложения 116577 22790 (93787) 3.Чистая прибыль 87117 (411) 01.01.2003 01.01.2004 средняя 4.Актив (Пассив) 682234 674767 5.Внеоборотные активы 342630 319608 6.Оборотные активы 339604 355159 7.Пассив 682234 674767 8.Собственный капитал 507495 511978 8.1. в т.ч. Уставный капитал 164 164 9.Долгосрочные пассивы - - 10.Краткосрочные пассивы 174736 173099 2003 2004 Выручка/ЧНСА (1:(5+6-10)) 1,59 1,93 Рентабельность капитала (2:4) 0,17 0,033 Рентабельность собственного капитала (3:8) 0,17 0.0008 Рентабельность акционерного капитала (3:8.1) 531,2 2,5
Аналогично можно представить расчет рентабельности капиталапо другому предприятию:
Таблица 2
Оценка рентабельностикапиталаНаименование 2003 год 2004 год Алгоритм, тыс. руб. Алгоритм, тыс. руб. Числитель Знаменатель Числитель Знаменатель 1 2 3 4 6 7 8 Экономическая рентабельность (ROI) Прибыль до налогообложения Капитал 1.60% Прибыль до налогообложения Капитал 0.09% 116577 22790 Финансовая рентабельность (ROE) Балансовая прибыль Собственный капитал 2.35% Балансовая прибыль Собственный капитал 0.13% 116577 507495 22790 511978 Фонда рентабельность Прибыль до налогообложения Основной капитал 2.67% Прибыль до налогообложения Основной капитал 0.18% 116577 22790 Наименование 2003 год 2004 год Алгоритм, тыс.руб. Алгоритм, тыс.руб. Числитель Знаменатель Числитель Знаменатель 1 2 3 4 6 7 8 Общая рентабельность отчетного периода (Roe) Прибыль до налогообложения Выручка от продаж 1.69% Прибыль до налогообложения Выручка от продаж 0.10% 101 867 6 025 877 9 428 9 025 144 Рентабельность основной деятельности (рентабельность издержек) (Rc) Валовая прибыль Себестоимость 16.44% Валовая прибыль Себестоимость 11.11% 850 577 5 175 300 902 556 8 122 588 Рентабельность оборота (рентабельность продаж) Прибыль от продаж Выручка от продаж 2.82% Прибыль от продаж Выручка от продаж 0.65% 170 156 6 025 877 58 902 9 025 144 Норма прибыли (коммерческая маржа) (Iнпр) Балансовая прибыль Выручка от продаж 1.44% Балансовая прибыль Выручка от продаж 0.08% 86 587 6 025 877 7 165 9 025 144
Как видно из этой таблицы, показатели рентабельностикапитала данного предприятия достаточно низки, есть заметная тенденция к ихснижению.
Приведем в качестве примера расчет рентабельности продажпредприятия:
Рассмотрим теперь рентабельность деятельности предприятия.
Таблица 3
Показатели рентабельности хозяйственной деятельности
Как видно из приведенных расчетов, общая рентабельностьпредприятия очень низка, более того, в 2004 году она еще и снижается.Рентабельность основной деятельности так же не достигает значения ставокпроцента по кредиту (21% в 2003 и 18% в 2004 годах), что говорит о низкойэффективности производства. Рентабельность оборота также слишком мала. Это жеможно сказать обо всех рассматриваемых показателях рентабельности, которые малыи имеют тенденцию к снижению.
Помимо непосредственно оценки рентабельности продаж могуттакже рассчитываться показатели коммерческой эффективности, как отношение результатак затратам. Приведем пример:
Таблица 4
Оценка коммерческой эффективностиНаименование 2003 год 2004 год Алгоритм, тыс.руб. Алгоритм, тыс.руб. Числитель Знаменатель Числитель Знаменатель 1 2 3 4 6 7 8 Коэффициент покрытия текущих затрат (уровень самоокупаемости) (Ikсам) Выручка Себестоимость 116.44% Выручка Себестоимость 111.11% 6 025 877 5 175 300 9 025 144 8 122 588 Коэффициент коммерческой платежеспособности Балансовая прибыль Финансовые издержки по обслуживанию долга 112.53% Балансовая прибыль Финансовые издержки по обслуживанию долга 8.32% 86 587 76 947 7 165 86 127 Рентабельность совокупных вложений Балансовая прибыль и процентные выплаты Капитал 2.57% Балансовая прибыль и процентные выплаты Капитал 0.93% 163 534 6 361 323 93 292 10 077 938 Рентабельность процесса самофинансирования Потенциал самофинансирования Собственный капитал 2.35% Потенциал самофинансирования Собственный капитал 0.13% 86 587 3 681 740 7 165 5 359 197
Как видно из таблицы, выручка покрывает затраты предприятия,но получаемый эффект явно недостаточен, к тому же в 2004 году он снижается.Балансовая прибыль покрывает издержки по обслуживанию долга, но данныйпоказатель резко снижается в 2004 году. Достаточно низки показателирентабельности совокупных вложений и процесса самофинансирования. Самоеглавное, что по всем показателям эффективности имеется устойчивая динамика кснижению. Все это говорит о низкой эффективности деятельности анализируемогопредприятия и ее продолжающемся ухудшении.
Определим чистую номинальную стоимость активов (ЧНСА):
ЧНСА = Основной капитал по остаточной стоимости + Текущиеактивы – краткосрочные обязательства; (1)
На начало года:
ЧНСА = 294803 + 339604 – 174736 = 459671;
На конец года:
ЧНСА = 260223 + 355159 – 173099 =442283;
За счёт уменьшения краткосрочныхобязательств привело к уменьшению оборотных активов
оборотныхактивов
/>
/>/>
/>
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>
Рассчитаем показатели оценкирентабельности продаж:
/>
/>/>/>
/>/>/>/>/>
Определим изменение рентабельности запериод:
Изменение рентабельности за счётизменения цен:Заключение
1. Рентабельность характеризует результативность деятельности организации.Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет фирма скаждого рубля средств, вложенных в активы предприятия. Существуют различныегруппировки системы показателей рентабельности. Мы рассмотрели одну из такихклассификаций с подразделением показателей рентабельности на показателирентабельности хозяйственной деятельности, показатели рентабельности,характеризующие финансовую деятельность организации и показатели рентабельностипродукции.
Показатели рентабельности — это важнейшие характеристикифактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причинеони являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценкифинансового состояния предприятия. При анализе производства показателирентабельности используются как инструмент инвестиционной политики иценообразования.
Основные показатели рентабельности можно объединить вследующие группы: рентабельность инвестиций (капитала), притом как активов, таки пассивов, и рентабельность продукции, продаж (показатели оценки эффективностиуправления).
2. Как мы выяснили в ходе проведения анализа, рентабельность хозяйственнойдеятельности отражает норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупность источников,которые используются предприятием для осуществления своей деятельности.Финансовая рентабельность характеризует эффективность инвестиций собственниковпредприятия, которые предоставляют ему ресурсы или оставляют в его распоряжениивсю или часть принадлежащей им прибыли с целью получения максимального дохода вбудущем.
3. Показатели рентабельности продукции – отношения прибыли к стоимости илисебестоимости реализованной продукции, товаров, работ или услуг могут ответитьна вопросы, касающиеся определения эффективности основной деятельностипредприятия по производству и реализации товаров, работ, услуг.
4. На рентабельность деятельности предприятия влияют разные факторы:главные из них это прибыль, величина капитала, объем реализации; кроме того,факторами второго порядка являются себестоимость, цены на продукцию, структураотгружаемой продукции, капитало- и трудоемкость производства предприятия.
5. Если предприятие, посредством привлечения заемных средств, получаетбольше прибыли, чем должна уплатить процентов за них, то разница может бытьиспользована для повышения отдачи собственных средств. Если рентабельностьвсего капитала меньше, чем проценты уплаченные за заемные средства, влияниезаемных средств на деятельность предприятия должно быть отрицательно. Этоотражено в формуле эффекта финансового рычага. Эффект финансового рычага долженизменятся в пределах от 1/3 до 1/2 уровня экономической рентабельности активови не должен быть меньше нуля. Тогда эффект финансового рычага способенкомпенсировать налоговые изъятия и обеспечить собственным средствамрентабельность.
Список использованной литературы
1. Альбеков А. У., Согомонян С. А. Экономика коммерческого предприятия.Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н /Д: «Феникс», 2002. – 448 с.
2. Бланк И.А. Управление предприятием. Ассоциация авторов и издателей«ТАНДЕМ» ЭКМОС, 2005.-416 с.
3. Бланк И.А. Управление прибылью. — К.: «Ника — Центр»,2005. — 544 с.
4. Бляхман Л.С. Экономика фирмы: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во МихайловаВ.А., 2004г.
5. Герчикова И. Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. — М-: консальт — банкир, 2005г.
6. Греховодова М. Н. Экономика торгового предприятия. Учебное пособие. –Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 192 с.
7. Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализхозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Под. общ. ред. Л.Л.Ермолович. — Мн.: Инетерпрессервис; Экоперспектива, 2001.-576 с.
8. Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент: Учебно-справочное пособие. — М.: ИДФБК — ПРЕСС, 2001. — 496 с.
9. Ковалев А.И., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия. — М.: Центр экономической информации, 2005г.
10. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб.и доп. — М.: Дело и Сервис, 2001. — 400с.
11. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дъякова В.Г. Анализ хозяйственнойдеятельности: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н.П. Любушина. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 471 с.
12. Раицкий К.А. Экономика предприятия. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000 – 450 с.
13. Савицкая М. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — М: Новоезнание, 2004. – 640 с.
14. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2001г.
15. Сорокина М. В. Менеджмент торгового предприятия. — СПб.: Питер, 2003г.
16. Финансовый менеджмент: Учеб. для вузов / Под ред. А.М. Ковалевой. — М.:Колос, 2002. — 176 с.
17. Чернов В. А. Экономический анализ: торговля, общественное питание,туристический бизнес: Учеб. пособие для вузов / Под. ред. проф. М.И. Баканова.- М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2003. — 686 с.
18. Шеремет А. Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. — М.: ИНФРА — М., 2000. — 208 с.
19. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник /Под. общ. ред. А.Н. Соломатина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА — М,2003. — 292 с.
20. Экономика предприятия: Учебник / Под. ред. проф. О.И. Волкова. — М.:ИНФРА — М, 2005. — 416 с.
21. Экономика предприятия: Учебник для вузов/Л.Я. Аврашков, В.В. Адамчук идр.; Под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А., — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,2005г.