/>/>
Экономическийфакультет
Заочноеотделение
Кафедраэкономики и менеджмента
080109«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Контрольнаяработа
Подисциплине «Аудит»
Тема:Профессия — аудитор
2008 г
Содержание
Введение
1. Профессиональная подготовка иаттестация аудиторов России
2. Лицензирование аудиторскойдеятельности
3. Объединения аудиторов в России
4. Зарубежные объединения Аудиторов
5. Этика аудиторов
ЗаключениеСписок используемой литературы
Введение
Аудит имеет достаточнодавнюю историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. вакционерных компаниях Европы.1
Аудит это виддеятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихсяфункционирования и положения экономического объекта (самостоятельногохозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении ифункционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое,исходя из установленных критериев, выносит заключение качественной сторонеэтого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимаяпроверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цельаудита состоит в определении достоверности и правдивости финансовой отчетностисубъекта проверки, а также контроля за соблюдением клиентом законов и нормхозяйственного права и налогового законодательства.2
Любое предприятие обязановести бухгалтерскую и статистическую отчётность, публиковать данные о своейдеятельности в порядке, установленном в законодательстве. Обязанностьпредприятия вести учёт своего имущества и совершённых хозяйственных операций,самостоятельно исчислять и уплачивать налоги, представлять бухгалтерскую(финансовую) отчётность, данными которых могут пользоваться всезаинтересованные предприниматели и предприятия, вызвало необходимостьнезависимого вневедомственного финансового контроля — аудита.
Наличие достовернойинформации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала идает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономическихрешений.
Актуальность курсовой работы в особенностяхаудита, аттестация и лицензирование; а также объединения аудиторов в РФ изарубежных странах.
1. Профессиональнаяподготовка и аттестация аудиторов России
Аудит– это практическая профессия, требующая не только высоких теоретическихспособностей, но и, в большей степени, практического опыта и этическогоповедения.
Кактеоретические знания, так и практический опыт должны поддерживаться насоответствующем уровне и актуализироваться на протяжении всей профессиональнойдеятельности.
Аттестация– это «фотография», снятая на момент входа претендента в профессию. С помощьюсистемы аттестации в профессию должны попадать только претенденты ссоответствующей квалификацией. По своей сути система аттестации не в силахобеспечить того, что аудитор будет продолжать получать технические ипрактические навыки.
Вкаждой аудиторской компании должны существовать процедуры, обеспечивающиеконтроль за необходимым объемом знаний и практического опыта аудиторов длявыполнения ими своих обязанностей. Это одно их направлений, которое будетпроверяться во время внешнего инспектирования со стороны САО.3
Аудитор– это физическое лицо, успешно сдавшее квалификационный экзамен, ставшее членомсаморегулируемого профессионального объединения (САО) и внесенное в единыйреестр аудиторов.
Аудиторне будет нести полной ответственности за проведение аудита (подписаниеаудиторского заключения) до тех пор, пока он не получит как минимум два годаопыта работы непосредственно в аудите после получения аттестата аудитора (пост- квалификационный опыт работы). 2
Институциональнаяорганизация.
- Саморегулируемыеаудиторские объединения (САО), действующие
всоответствии с законом об аудиторской деятельности. 5
- Аттестационнаякомиссия при Минфине России
- Экзаменационнаякомиссия при аттестационной комиссии
- Составителиэкзаменационных билетов при экзаменационной комиссии
- Проверяющие(маркеры) при аттестационной комиссии
- Экзаменационныецентры при аттестационной комиссии
- Апелляционнаякомиссия при аттестационной комиссии.
Требованияк аттестации аудиторов
Аудитордолжен иметь:
- безупречнуюрепутацию;
- высококачественноебазовое образование;
- результатытестирования технических знаний по на уровне не ниже университетского диплома;
- достаточныйпрактический опыт в аудите (особенно обязательный аудит), полученный вконтролируемой обстановке Аттестационная комиссия проверяет наличие указанныхтребований у претендента на получение аттестата аудитора.
Безупречнаярепутация
Безупречностьрепутации подтверждается следующим образом:
- рекомендацииот двух аудиторов, имеющих как минимум 5 лет работы после полученияквалификации и проработавшими с претендентом не менее 2-х лет;
- справкаоб отсутствии судимости (кроме административных правонарушений)
Вместолицензирования вводится обязательное членство аудиторов и аудиторскихорганизаций в одном из аккредитованных саморегулируемых аудиторских объединений(САО). Оно должно стать надежной преградой проявлениям недобросовестности ваудите.
В обсуждаемомзаконопроекте содержится ряд положений, которые нуждаются в дополнительнойдоработке или изменении. Проектом установлено, что к 1 января 2009 года всеаудиторы должны пройти переаттестацию, иначе их аттестаты будут аннулированы.Осуществление этого положения вряд ли целесообразно и экономически обосновано.Намного логичней и эффективней просто выполнить требование действующей статьи16 закона № 119-ФЗ. Она предусматривает аннулирование аттестатов в конкретныхслучаях, например у тех, кто в течение двух календарных лет подряд не занималсяаудитом. Эта мера, а также инвентаризация ранее выданных аттестатов, которуюлегко провести по отчетности компаний, направляемой в Минфин России, позволитузнать о реально практикующих аудиторах.
В целяхобеспечения дополнительных гарантий независимости аудиторских фирм нужноустановить, что в их уставном (складочном) капитале доля, принадлежащаяаттестованным аудиторам и (или) аудиторским фирмам, должна быть не менее 51 процента.Отсутствие данного положения противоречит действующей мировой и российскойпрактике. Подобная ситуация вызывает большую тревогу, так как дает возможностьсоздавать аудиторские фирмы в неограниченном количестве, в том числе«карманные» и «однодневки». Это существенно подрывает доверие к отечественномуаудиту.
Представляетсянеобходимым вернуть в перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту,тех, у кого в структуре уставного либо складочного капитала есть долянерезидента РФ. Само понятие «аудит» появилось в России в 1987 году в связи спринятием постановлений Совмина СССР от 13 января 1987 г. № 48 и 49 о создании и деятельности компаний с иностранными инвестициями.
Еще одинмомент достаточно важен при доработке законопроекта. Доступ к получениюквалификационных аттестатов аудиторов должен быть открыт и специалистам свысшим техническим образованием, а также со среднетехническим образованием приусловии наличия у них достаточного стажа работы бухгалтером. Такая возможностьпредусмотрена соответствующей директивой ЕЭС. Этого потребует и вступлениеРоссии в ВТО.
Безупречностьрепутации должна сохраняться и после прохождения квалификации, зачем должныследить САО, членом которого является аудитор. Это больше вопрос веденияреестра аудиторов в САО, и не является темой настоящего документа.
Высококачественноебазовое образование
— Высшее образование по любой специальности
Всилу языковых отличий может потребоваться более конкретное определение понятия«университетское образование» — это диплом о высшем образовании признанногороссийского университета или иностранного университета, отвечающегоустановленным стандартам.
Результатытестирования технических знаний по аудиту, проводимого на уровне не нижеуниверситетского диплома.
Аттестационнаякомиссия отвечает за разработку и утверждение экзаменационной программы,отвечающей следующим критериям:
- экзаменпроводится в письменной форме;
- экзаменпроводится в три этапа;
- экзамендолжен соответствовать практической работе претендента;
- уровеньсложности должен соответствовать университетскому диплому;
- неподкупностьи честность экзаменационного процесса.
Втеоретическую часть экзамена должны входить следующие предметы:
(а) общиевопросы и принципы теории бухучета;
(б) требованиязаконодательства и стандарты составления индивидуальной и консолидированнойфинансовой отчетности;
(в) российскиеи международные стандарты финансовой отчетности;
(г) финансовыйанализ;
(д) анализзатрат и управленческий учет;
(е )управление рисками и система внутреннего контроля;
(ж) аудит;
(з) законодательныетребования и профессиональные стандарты проведения обязательного аудита;
(и) российские имеждународные стандарты аудита;
(к) профессиональныенавыки;
(л) профессиональнаяэтика и независимость.
Такжев экзамен должны быть включены следующие предметы в той степени, в которой ониотносятся к аудиту:
(а) законодательствоо компаниях и корпоративном управлении;
(б) законодательствоо неплатежеспособности и банкротстве предприятий;
(в) налоговыйкодекс;
(г) гражданскоеи коммерческое право;
(д) законодательствоо соцобеспечении и трудовое законодательство;
(е) информационныетехнологии и компьютерные системы;
(ж) бизнесэкономика, общая экономика и финансовая экономика;
(з) математикаи статистика;
(и) основныепринципы финансового управления предприятиями.
Продолжительностьи структура экзамена
Экзамендолжен проводиться в три этапа:
- первыйэтап должен состоять из 6 экзаменационных билетов по три часа на сдачу каждого.
Этиэкзаменационные билеты должны быть составлены таким образом, чтобы можно былопроверить наличие знаний по предмету и должны быть представлены в виде вопросовс вариантами ответов, или же в виде математических расчетов, таким образом,чтобы его можно было сдать на компьютере. Запрещается пользоваться учебникамиили справочной литературой.
- второйэтап должен состоять из 6 экзаменационных билетов по три часа на сдачу каждого.
Наэтом этапе претендентам должно быть предложено написать эссе или датьрасширенный ответ, демонстрирующий знание предмета претендентом. Составителивопросов должны указать, какой справочной литературой (или калькуляторами)может пользоваться претендент на экзамене, если таковое предусмотрено.
- третийэтап должен состоять из одного задания продолжительностью 5 часов.
Освобождениеот экзаменов
Напервом этапе сдачи квалификационного экзамена аттестационная комиссия можетпринять решение об освобождении претендента от сдачи некоторых предметов, еслион изучал их в университете.
Ваттестационную комиссию могут обратиться университеты с целью полученияпризнания того, что выдаваемые ими дипломы подтверждают прохождение предметов,необходимых для сдачи на первом этапе и их можно перезачесть.
Аттестационнаякомиссия опубликовывает перечень университетов, курс предметов в которыхосвобождает от сдачи квалификационного экзамена на первом этапе.
Краткоеописание процедуры аттестации аудиторов:
- претендентна получение аттестата аудитора должен иметь как минимум три года длязавершения всего процесса;
- скомпанией по прохождению стажировки претендент заключает ученический контракт;
- компанияпо предоставлению стажировки регистрирует контракт в аттестационной комиссиивместе с должным образом заверенной копией диплома о высшем образовании;
- аттестационнаякомиссия выдает справку о соответствии диплома о высшем образовании ирегистрации ученического контракта. В справке указывается, что претендентосвобождается от сдачи первого этапа квалификационного экзамена;
- экзаменыпервого и второго этапов проводятся 4 раза в год, а третий этап – 2 раза в год.За пол года до сессии экзаменационная комиссия сообщает дату проведенияэкзаменов и адреса экзаменационных центров;
- претендентобязан зарегистрироваться на экзамен минимум за 2 месяца до объявленной даты суказанием экзаменационного центра, где он планирует сдачу экзамена;
- претендентможет, но не обязан проходить теоретическую подготовку в учебном центре;
- прирегистрации на экзамен претендента просят для статистики сообщить, в какомучебном центре он проходил подготовку, если таковая была;
- каждомупретенденту присваивается идентификационный номер. Этот номер будет проставленна экзаменационной работе претендента без указания его имени. Проверяющий недолжен идентифицировать работы претендентов;
- претендентсдает все бумаги, от которых он не получил освобождение, чтобы перейти наследующий этап. Если претендент не сдает отдельные «бумаги» у него есть 4попытки на пересдачу;
- напервый этап квалификационного экзамена претендент допускается не ранее, чемчерез 1 год после подписания ученического контракта;
- навторой этап претендент допускается только после успешной сдачи первого этапа ине ранее, чем через два года после подписания ученического контракта;
- натретий этап претендент допускается только после успешной сдачи второго этапа ине ранее, чем через три года после подписания ученического контракта;
- третийэтап сдачи квалификационного экзамена должен быть сдан в течение 8 лет послеподписания контракта;
- послеуспешной сдачи каждого этапа экзаменационного процесса претендент получаетсвидетельство;
- претенденты,успешно сдавшие третий этап квалификационного экзамена направляют ваттестационную комиссию заявление о выдаче аттестата с приложением справок обезупречной репутации и отсутствии судимостей, а также должным образомзаверенную копию дневника по стажировке. Аттестационная комиссия выдаетаттестат аудитора.
2.Лицензирование аудиторской деятельности
Одним из значительныхсобытий в регулировании аудиторской деятельности в последнее время сталопринятие решения об отмене лицензирования 1. Многиепредставители аудиторского сообщества считают этот шаг преждевременным,полагая, что лицензирование являлось своеобразной защитой от непрофессионалов.С таким мнением можно поспорить, поскольку всякая лицензия свидетельствует лишьо соблюдении организацией первичных минимальных требований, необходимых дляначала деятельности. Во все времена пользователей аудиторских услуг в большеймере интересовали и интересуют профессиональная компетентность и практическийопыт аудитора, нежели наличие лицензии.
Разработка и внедрениемер защиты от некачественного аудита становится сегодня актуальной задачей,решение которой находится, однако, не в плоскости лицензирования, а вкомпетенции профессиональных аудиторских объединений. Видимо, только наинститут саморегулирования можно возложить ответственность за внедрение ваудиторскую среду норм и правил профессионального поведения, анализ соблюдениякодекса этики.
Вместо лицензированиявводится обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в одном изаккредитованных саморегулируемых аудиторских объединений (САО). Оно должностать надежной преградой проявлениям недобросовестности в аудите. В связи сэтим хотелось бы выразить надежду на то, что начавшийся процесс подготовки кпредстоящей аккредитации не вызовет ненужной агрессии средиорганизаций-претендентов по отношению друг к другу. Яблоком раздора сегодняоказались цифры, представленные в проекте поправок к Федеральному закону от 7августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», определяющие численныйкритерий членства в саморегулируемых аудиторских объединениях для целей ихаккредитации. Представляется, что планка как в 1500 аудиторских фирм, так и в3000 аттестованных аудиторов является явно завышенной. Поэтому стремлениедобрать недостающих до проектных показателей членов побудило некоторыхфункционеров к неблаговидным действиям, к грубому переманиванию в своиобъединения аудиторов и аудиторские организации из иных САО. Будет весьманеудобно, если допущенные неточности приведут к разбирательствам в комиссии попрофессиональной этике Совета по аудиторской деятельности.
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении аудиторской деятельности являются :
а) наличие у индивидуального аудитора или у аудиторов аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудиторов;
б) наличие в штате аудиторской организации не менее 5 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудиторов;
в) осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, в том числе федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, и органов, регулирующих деятельность аудируемых организаций;
г) соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечении возможности проведения внешних проверок качества их деятельности с предоставлением в установленном порядке всей необходимой для этого документации и информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
д) обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, кроме случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации;
е) предоставление аудируемым лицам информации об обстоятельствах, исключающих возможность проведения их аудиторской проверки;
ж) участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудиторов на право осуществления аудита кредитных организаций;
з) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита кредитных организаций стажа аудиторской деятельности не менее двух лет;
и) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее двух лет.
ФЗ № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
Лицензирующий орган с целью контроля за соблюдение лицензиатами лицензионных требований и условий проводит проверки их деятельности.
Основанием для проведения проверки является:
— распоряжение уполномоченного должностного лица лицензирующего органа;
— план проверок, утвержденный лицензирующим органом;
— нарушения лицензиатом законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в РФ;
— обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг, правоохранительных органов на допущенные лицензиатором при осуществлении им аудиторской деятельности нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в РФ.
Лицензирующий орган не вправе проводить в течение одного календарного года более одной проверки аудиторской организации или индивидуального аудитора по одним и тем же вопросам (основаниям), за исключением случаев, когда проверка проводится в связи с обращениями и жалобами заказчиков аудиторских услуг или правоохранительных органов.
Согласно ст. 20 Закона «Об аудиторской деятельности» аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о приостановлении действия и аннулирования лицензии в отношении своих членов.
В соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности» предусмотрена ответственность индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в виде аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности в следующих случаях:
1. за составление заведомо ложного аудиторского заключения. Для лица, подписавшего такое заключение, предусмотрена ответственность в виде лишения квалификационного аттестата аудитора и привлечения его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2. за уклонение от проведения внешней проверки качества работы или не представление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной информации;
3. за систематическое нарушение требований нормативных правовых актов или федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
При аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора эта аудиторская организация или индивидуальный аудитор исключаются из состава всех аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, членами которых они состоят, без права повторного вступления как в эти аккредитованные профессиональные аудиторские объединения, так и в другие аккредитованные объединения на срок, установленный уполномоченным федеральным органом, но не более трех лет со дня аннулирования лицензии у данной аудиторской организации или индивидуального аудитора.
В соответствии с Федеральнымзаконом от 19 июля 2007 г. N 135-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17 и 18Федерального закона „О лицензировании отдельных видов деятельности“
Лицензированиеаудиторской деятельности продлено до 1 июля 2008 года.
Планировавшаяся с 1 июля2007 года отмена лицензирования аудиторской деятельности была увязана спереходом к методам саморегулирования аудиторской деятельности посредствомсоздания соответствующих саморегулируемых организаций и наделения ихполномочиями по контролю за надлежащим качеством услуг, оказываемых аудиторами,имеющими профессиональный статус. Однако, поскольку до настоящего времениработа по наделению саморегулируемых организаций аудиторов указаннымиполномочиями не завершена, представляется целесообразным сохранить существующиеметоды государственного регулирования в названной сфере.
Федеральный законвступает в силу со дня его официального опубликования.
2.Объединения аудиторов в России
Задача профессиональных объединенийаудиторов состоит в эффективной работе по повышению качества аудитабухгалтерской отчетности, результативности принимаемых мер по развитиюпрофессии, организации взаимодействия с предприятиями и организациями.
Среди перечисленных направленийработы объединений проблема повышения качества аудиторских проверок являетсяключевой. От ее успешного решения в кратчайшие сроки во многом зависитинвестиционный климат в нашей стране, а также степень доверия к аудиторам состороны потребителей их услуг. Определенные пути решения намечены в»Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РоссийскойФедерации на среднесрочную перспективу", одобренной Министерством финансовРФ. Конкретные меры по их реализации регламентированы соответствующим планом,утвержденным Минфином РФ.
В частности, предусмотреноосуществление Минфином РФ совместно с профессиональными объединениями следующихосновополагающих мероприятий:
— подготовки изменений и дополненийк Федеральному закону «Об аудиторской деятельности»;
— разработки проектов федеральныхправил (стандартов) аудиторской деятельности на основе международных стандартоваудита;
— подготовки предложений посовершенствованию правил независимости аудиторских организаций и аудиторов всоответствии с мировым опытом;
— определение единыхквалификационных требований к аудиторам.
Представляется, что успешнаяреализация в приемлемые сроки намеченного комплекса мероприятий с участиемпрофессиональных объединений возможна только при условии наличия в их рядахчленов, обладающих достаточно мощным научным и методическим потенциалом.
Этому условию в полной мересоответствует Аудиторская палата России. Проиллюстрирую сделанное утверждениеследующими цифрами и фактами. На сегодняшний день Палата объединяет около 900аудиторских организаций, расположенных в 70 субъектах Российской Федерации. Ещеоколо 600 аудиторских организаций являются ее аффинированными членами, т. е.членами входящих в нее объединений. Палата имеет в регионах России мощнуютерриториальную сеть, которая опирается на профессиональные аудиторскиеобъединения, действующие в рамках федеральных округов. Эта сеть во многомобеспечивает эффективную работу системы контроля качества аудиторскойдеятельности и профессиональной этики и системы повышения квалификации.
Более того, членами Палаты являютсямногие ведущие высшие учебные заведения страны, располагающие научными ипедагогическими кадрами высочайшего уровня. Например, Российская экономическаяакадемия им. Г. В. Плеханова, Финансовая академия при Правительстве РФ,Российская академия государственной службы при Президенте РФ и другие.
К работе по реализации «Концепцииразвития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации насреднесрочную перспективу» Палата может подключить свои профильныекомитеты и комиссии, часть которых возглавляют ведущие специалисты аудиторскихкомпаний большой четверки — KPMG и PricewaterhouseCoopers, имеющих богатый опытпо созданию систем, способствующих повышению качества аудиторской деятельности.
Наличие такого мощного научного иметодического потенциала позволило Палате обратиться в Минфин России списьменным предложением активно включиться в эту работу, что и происходит внастоящий момент.
Одновременно, хотелось бы отметить,что, с нашей точки зрения, для профессиональных объединений аудиторовдеятельность по реформированию бухгалтерского учета в рамках Концепции, безусловно,является весьма важной, но отнюдь не единственной проблемой, которой им следуетв настоящее время заниматься. Особенно, это касается объединений, претендующихна получение статуса «саморегулируемого». Им необходимо в кратчайшиесроки привести свою членскую базу, структуру и направления деятельности всоответствие с требованиями, определенными проектом Федерального закона «Овнесении изменений в Федеральный закон „Об аудиторской деятельности“,который в настоящее время обсуждается в Правительстве РФ. Эти требованиянацелены, в частности, на укрупнение профессиональных аудиторских объединений,работающих с аудиторскими организациями, максимум до двух, что следует изследующего простого расчета.
Статус саморегулируемого смогутполучить, исходя из требований проекта вышеупомянутого Федерального закона,только те объединения, членами которых на момент аккредитации будут являться неменее 1500 аудиторских организаций, имеющих местонахождение не менее чем водной трети субъектов Российской Федерации. В то же время, по данным МинфинаРФ, аудиторским организациям выдано около 6000 лицензий на аудиторскуюдеятельность. По его же сведениям, реально работает на рынке не более 4000 изних. Разделив 4000 на 1500, получим два полных объединения.
Хотелось бы подчеркнуть, чтообсуждаемый проект Федерального закона возлагает на саморегулируемыеаудиторские объединения ряд несвойственных им на сегодняшний день прав иобязанностей, например, по сплошному контролю качества аудиторской деятельностисвоих членов, повышению квалификации аудиторов, их аттестации. Чтобы бытьготовыми без переходного периода приступить к осуществлению дополнительных прави обязанностей, следует, с нашей точки зрения, начинать готовиться к работе вновом правовом поле уже сегодня.
Палата на протяжении 2004 г. активно занимается решением проблем функционирования с учетом новых правовых условий. Особоевнимание она уделяет следующим направлениям своей деятельности. Палатадобивается путем контроля и оказания методической помощи от аудиторскихорганизаций — своих членов полноты и понятности для их сотрудников внутреннихстандартов, соответствия этих рабочих документов федеральным правилам(стандартам) аудиторской деятельности, наличия эффективной внутренней системыконтроля выполнения требований профессиональной этики.
Для осуществления контрольныхфункций в Палате сформирована система, которая состоит из Комиссии по контролюкачества аудиторской деятельности и соблюдения профессиональной этикиаудиторскими организациями (аудиторами) и из 200 уполномоченных экспертов поконтролю за качеством аудиторской деятельности и соблюдению профессиональнойэтики аудиторскими организациями (аудиторами). Они действуют на всей территорииРоссии, где работают члены Палаты. Следует отметить, что этовысококвалифицированные специалисты, имеющие большой опыт работы по контролюкачества, прошедшие специальную подготовку и сдавшие квалификационноетестирование.
Следующее направление работы,непосредственно связанное с повышением качества аудиторской деятельности нашихчленов, — интенсификация и совершенствование их информационного обеспечения.Указанное направление является для Палаты одним из наиболее приоритетных,поскольку эффективность работы аудиторов, ее качество во многом определяются информацией,которой они располагают в конкретный момент времени. Сбор и анализ такойинформации — весьма трудоемкий процесс, проведение которого не под силунебольшим аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам.
Для обеспечения этой потребностидействует мощная информационная система, функционирование которойобеспечивается специально созданным структурным подразделением — Информационнымцентром Палаты. Она еженедельно информирует всех своих членов, имеющихэлектронную почту, по следующим рубрикам, пользующимся большой популярностью:»Внимание: конкурс", «Арбитражная практика»,«Нормативные акты по аудиторской деятельности», «В помощьаудитору (комментарии специалистов)», «Мониторинг специализированнойцентральной и региональной прессы».
В целях дальнейшего повышениякачества информационного обслуживания Информационный центр отработал системурассылки информации по электронной почте. Блоки информации, в размере около 2МБт, или около 200 страниц электронного текста, сформированные повышеперечисленным и другим рубрикам, еженедельно рассылаются почти по 900электронным адресам. Объем этих блоков за 2004 г. увеличился в среднем почти в 2 раза.
В Палате сформирована, какпредставляется, достаточно эффективная система повышения квалификации еечленов. Эту важнейшую для повышения качества аудита задачу решают двесамостоятельные структуры, учрежденные Палатой, и ее профильный комитет.Институт повышения квалификации проводит курсы и семинары для аудиторов врамках программ по повышению квалификации, утвержденных Минфином РФ.
Консультационный иучебно-методический центр организует консультационные семинары с аудиторами идругими специалистами финансового и экономического профиля, представляющимирынок аудиторских услуг, по программам, отвечающим сегодняшним потребностямрынка, особенно — в части сопутствующих аудиторских услуг. Например, в рамкахподготовки к работе по внедрению Международных стандартов бухгалтерскойотчетности этот Центр совместно с Современной гуманитарной академией ипредставителями крупных аудиторских компаний, имеющих большой опыт работ смеждународными стандартами, подготовил и записал на лазерные диски вводный курспо МСФО. Указанная работа продолжается. В настоящее время совместно саудиторской компанией PricewaterhouseCoopers ведется разработка диска,позволяющего трансформировать бухгалтерскую отчетность, составленную пороссийским ПБУ, в финансовую отчетность, отвечающую требованиям МСФО.Обсуждается возможность создания программного обеспечения для дистанционногообучения аудиторов и бухгалтеров с использованием спутниковых систем связи. Этаработа нацелена, в том числе, на скорейшую реализацию положений «Концепцииразвития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации насреднесрочную перспективу».
С нашей точки зрения, в перспективепрофессия аудитора может успешно развиваться лишь в тесном контакте со смежнымипрофессиями, с которыми аудиторы взаимодействуют при предоставлении своихуслуг. Такие межпрофессиональные контакты помогают успешно решать многиепроблемы, связанные с повышением эффективности работы предприятий иорганизаций, развитием их бизнеса. Этим направлением Палата занимается ужевторой год. Проиллюстрирую сказанное следующим примером.
Немногим более года тому назадПалата совместно с Госстроем и при участии Минфина РФ организовала дляаудиторов, оказывающих услуги строительным предприятиям и организациям, для ихруководителей и специалистов Первую всероссийскую конференцию «Аудит,инвестиции, правовой и экономический консалтинг». Конференция продолжаласьчетыре дня и рассмотрела перспективы развития строительного комплекса, внешнегои внутреннего аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, новые правилаформирования сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве, правовыеосновы приватизации и продажи земельных участков, в том числе в городе, имногое другое.
Конференция выявила большуюзаинтересованность аудиторов и строителей в осуществлении совместныхмероприятий, позволяющих им обсуждать проблемы, определяющие развитие обеихпрофессий в текущей и среднесрочной перспективе. Было принято решение оцелесообразности ежегодного проведения практических мероприятий с тематикой,аналогичной той, которой была посвящена Первая всероссийская конференция«Аудит, инвестиции, правовой и экономический консалтинг».
В соответствии с этим решениемПалата совместно с Российским союзом строителей при участии Федеральногоагентства по строительству и ЖКХ и при поддержке Министерства промышленности иэнергетики РФ и Министерства финансов РФ организуют в г. Москве Вторуювсероссийскую конференцию «Строительный комплекс: Аудит, инвестиции,правовой и экономический консалтинг». Ее основная цель — обсуждениепроблем, связанных с совершенствованием управления собственностью, повышениемэффективности работы предприятий и организаций строительного комплекса икачества аудиторских проверок их бухгалтерской отчетности, с перспективами имеханизмами привлечения инвестиций, а также формированием системывзаимодействия между строительным комплексом и аудиторами. Представляется, чтоэта конференция будет способствовать своевременному решению многих актуальныхпроблем развития профессий строителя и аудитора.
На современном этапе развитияэкономики перед аудиторскими объединениями стоит комплекс проблем, которые имнеобходимо решать как совместными силами, так и в рамках каждого объединения, внаправлениях, которые определяет новое правовое поле, определяемое положениямипроекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Обаудиторской деятельности“ и в „Концепции развития бухгалтерскогоучета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу“.
Новые стандарты аудиторскойдеятельности Правительство РФ утвердило пять новых федеральных правил(стандартов) аудиторской деятельности, а также внесло ряд уточнений вдействующие стандарты. Стандарты разработаны Минфином РФ с участием другихгосударственных органов и аудиторской общественности и соответствуютмеждународным стандартам.
Леонид Шнейдман, директорДепартамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторскойдеятельности и бухучета Министерства финансов РФ, отметил: «Принятие очереднойгруппы стандартов аудиторской деятельности обеспечивает дальнейшее развитиенормативно-правовой базы аудита в России. При этом создается база, в полноймере сопоставимая с аналогичными системами стандартов в странах с развитойрыночной экономикой».
Среди новых стандартов аудиторскойдеятельности особо выделяются стандарты, посвященные обязанностям аудитора порассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита (стандарт №13) иучету требований нормативных правовых актов в ходе аудита (№14). Три новыхстандарта имеют значение для правильной организации аудита – согласованиеусловий проведения аудита (№12), понимание деятельности аудируемого лица (№15)и аудиторская выборка (№16). Уточнения, внесенные в действующие федеральныеправила (стандарты), носят, в основном, редакционный характер.
«Стандарты №13 и 14 имеют особоезначение для понимания роли аудита и того, что следует ожидать от деятельностиаудитора, – пояснил заместитель директора Департамента регулированиягосударственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучетаМинистерства финансов РФ Андрей Крикунов. – Эти стандарты еще раз подчеркивают,что ответственность за соблюдение законодательства и нормативных правовых актовв полной мере несет руководство организации. Роль же аудитора заключается втом, чтобы высказать независимое мнение о бухгалтерской отчетности организации,которое никоим образом не может и не должно рассматриваться как некая гарантияили страховка. Новые стандарты подчеркивают, что аудит нельзя отождествлять скакими-либо расследованиями или иными действиями правового характера».
4.Зарубежные объединения Аудиторов
Аудиторские и планирующиеорганизации. Положение бухучета в мире современного бизнеса создало системуконтроля профессиональных, образовательных и этических стандартов длябухгалтеров. Американский Институт Дипломированных Бухгалтеров являетсянациональной профессиональной организацией для их подготовки. СОБ являетсяпрофессиональным бухгалтером, который получает свое звание путем полученияобразования, квалифицированного опыта и определенного количества письменныхэкзаменов, которые занимают три дня. Американский Институт ДипломированныхБухгалтеров подготавливает экзаменационные требования и передает результатыотдельным штатам, которые в свою очередь выдают лицензии квалифицированнымлюдям практикующим в качестве СОБ. СОБ должен так же обладать высокими моральнымикачествами и должен вести профессиональную практику в соответствии с принятымипрофессиональными нормами.
Американский ИнститутДипломированных Бухгалтеров так же совершенствует систему учета и аудиторскойработы. Комитет аудиторских стандартов Американского Института ДипломированныхБухгалтеров формулирует общепринятые аудиторские стандарты, которыеиспользуются в работе СОБ при аудиторских проверках. Американский ИнститутДипломированных Бухгалтеров издает ежемесячный профессиональный журнал, “ЖурналБухгалтерского Учета”.
Общества СОБ штатовявляются профессиональными организациями, подобными Американскому ИнститутуДипломированных Бухгалтеров, чьи юридические права ограничены пределамисоответствующих штатов. В каждом штате имеется государственный комитетбухучета, который административно следит за исполнением законов штата, которыерегулируют практику бухучета в его пределах. Эти комитеты, а не АмериканскийИнститут Дипломированных Бухгалтеров выдают сертификаты СОБ отдельнымпрофессионалам.
Комитет по стандартамбухгалтерского финансового учета (Financial Accounting Standards Board-FASB) является организацией, которая формулируетобщепринятые бухгалтерские принципы учета (Generally Accepted Accounting Principles — GAAP). Эти принципы являются самыми важными в системебухгалтерского учета. Комитет по стандартам бухгалтерского финансового учета издаетдокументы, которые называются финансовыми бухгалтерскими стандартами.
Национальная АссоциацияБухгалтеров (National Assotiation of Accountans — NAA) сосредотачивает свое внимание на практике управлениябухучета, который является составной частью учета, помогающего управлятьбизнесом.
Институт финансовыхслужащих (Finacial Executives Institute- FEI), как и NAA активно работает в области управления бухучетом. Журнал этого институтаназывается “Финансовый служащий”.
Дипломированный Аудитор (Certified Internal Auditor -CIA) получаетсвое назначение от института аудиторов (The Institute of Internal Auditors- IIA). Эта организация издает журнал “ Аудитор”.
Американская АссоциацияБухучета (The American Accounting Association – AAA) сосредотачивает свою работу нанаучно-исследовательских аспектах бухгалтерского учета. Большая часть её членовявляются профессорами. ААА издает ежеквартально свой журнал “Обзор Бухгалтерскогоучета”.
Комиссия по ценнымбумагам и биржам (The Securities and Exchange Commission — SEC) является организацией правительства США с правомустановления и внедрения в практику бухгалтерских и аудиторских стандартов. SEC делегировала большую часть своихполномочий частному сектору ( через FASB и AICPA).
Служба внутренних налогови сборов (The Internal Revenue Service — IRS) ещёодна федеральная организация, отвечающая за внедрение в практику законов посбору налогов и за сбор внутренних налогов и сборов, необходимых дляфинансирования деятельности правительства. В связи с тем, что она главнымобразом сосредотачивается на налогах и сборах, её основной задачей являетсяналогообложение.
СпециализированныеБухгалтерские Службы. Потому, что бухучет имеет большое значение для людей вразличных сферах их деятельности, государственные и частные системыбухгалтерского учета имеют специализированные службы.
Государственная системабухучета.
Аудит является наиболееважной службой бухгалтерской профессии. Аудит является независимой проверкой,которая удостоверяет надежность бухгалтерских балансов, которые руководствосоставляет и представляет вкладчикам, кредиторам и прочим участникам бизнеса.При выполнении аудиторских проверок независимые дипломированные общественныебухгалтера проверяют деловые финансовые документы. Если дипломированныеобщественные бухгалтера видят, что эти документы правильно отражают деловыеоперации, они высказывают свое профессиональное мнение, что финансовыедокументы фирмы соответствуют обще принятым бухгалтерским принципам учета иотвечают принятому стандарту. Почему так важен аудит? Кредиторы, рассматриваявозможность предоставления займов, хотят быть уверенными в том, что факты ицифры, представленные партнером по бизнесу (заемщиком), являются достоверными.Акционеры, вкладывающие свои деньги в бизнес, нуждаются в том, чтобы знать, чтопредоставленная им финансовая информация является исчерпывающей.Правительственные организации нуждаются в точной информации от фирм и компаний.Система учета налогообложения имеет две цели: она должна соответствоватьналоговым законам и должна позволить уменьшить налоги, предназначенные дляоплаты. В связи с тем, что подоходный налог доходит до 28 % для частных лиц идо 34% для корпораций, уменьшение подоходного налога является одной из важныхфункций управления. Работа бухгалтеров, связанная с выплатой налогов, состоитиз подготовки ведомости по возврату части налогов и планированию деловых сделоктаким образом, чтобы размер выплаты налогов бел минимальным. Дипломированныеобщественные бухгалтера советуют частным лицам, какие типы вложений произвестии как построить их сделки.
Консультации поуправлению включают в себя широкий диапазон предложений дипломированныхобщественных бухгалтеров с целью помочь управляющим правильно вести бизнес. Вовремя осуществления аудиторских проверок дипломированными общественнымибухгалтерами они тщательно изучают деловые операции. В результате такогоизучения они часто делают предложения по улучшению структуры деловогоуправления и системам бухгалтерского учета. Консультации по управлению являютсянаиболее быстрорастущим видом услуг, предоставляемых бухгалтерами.
Частный бухгалтерскийучет.
Анализ расчета затрат вбизнесе помогает управляющим контролировать расходы. Традиционно расчетрасходов подразумевает производственные расходы, но в более широком смысле этотак же включает расходы, связанные с продажей товаров. Квалифицированныерасчеты расходов помогают управляющим в определении цен на их продукцию с цельюполучения наибольшей прибыли. Информация расчета цен так же показываетруководству, какой товар не является прибыльным и должен быть снят спроизводства.
Ведомости продаж, уровняприбыли и детальные планы развития называются сметами и служат для достижениянамеченных целей. Многие компании рассматривают свою бюджетную деятельность,как одну из важнейших сторон их бухгалтерской системы учета. Некоторые изнаиболее успешно функционирующих компаний в США являются пионерами в сферебюджетных расчетов — например, Procter& Gamble и General Electric.
Создание информационныхсистем определяет потребности организации в информации, как внутренней, так ивнешней. Системы информации бухгалтерского учета помогают контролироватьоперации, проводимые организацией. Документы повседневного учета, описывающиеразличные функции бизнеса и делегирование ответственности конкретным служащимявляются частями этой системы.
Внутренний аудитосуществляется бухгалтерами самой компании. Многие крупные организации, средикоторых Motorola, Bank of America и 3М, имеют свой собственный штат аудиторов. Эти людиоценивают системы бухгалтерского учета и управления своих компаний. Их цельюявляется улучшение оперативной эффективности и контроль за тем, чтобы отделы иотдельные служащие следовали процедурам и планам руководства.
Финансовая бухгалтерскаяотчетность предоставляет информацию для людей, неработающих на фирме. Кредиторыи акционеры, например, не вникают в повседневное управление компанией. Правительственныеучреждения, такие как SEC идругие внешние пользователи информации бухгалтерского учета фирмы, в основном,работают с финансовой системой бухгалтерского учета.
Часть системыбухгалтерского учета, предназначенного для руководства, представляет собойконфиденциальную информацию.5. Кодекс профессиональной этикиаудиторов
Этика – это система нормнравственного поведения человека или какой-либо общественной илипрофессиональной группы. Издавна известно такое понятие, как врачебная этика, афункции аудитора можно сравнить с функциями врача, только объектомблаготворного воздействия аудитора является не человек, а предприятие(организация).
В октябре 1996 г. Президиум Аудиторской палаты России одобрил кодекс профессиональной этики аудиторов,объединяемых палатой. Он утвержден общим собранием Аудиторской палаты России 4декабря 1996 г.
Кодекс профессиональнойэтики аудиторов впервые появился в российской истории. Уникальна и необычнасама процедура его применения. Аудиторы обязуются добровольно и добросовестнособлюдать установленные нормы профессионального поведения. Поэтому их нужно нетолько знать, но и понимать.
В Кодексе указаныследующие этические нормы:
- общепринятыеморальные нормы и принципы
- общественныеинтересы
- объективность ивнимательность аудитора
- профессиональнаякомпетентность аудитора
- конфиденциальнаяинформация клиентов
- налоговыеотношения
- плата запрофессиональные услуги
- отношения междуаудиторами
- отношениясотрудников с аудиторской фирмой
- публичнаинформация и реклама
- несовместимыедействия аудитора
- аудиторскиеуслуги в других государствах
Полагаю целесообразнымпрокомментировать отдельные нормы, содержащиеся в Кодексе.
Статья 3 (общественныеинтересы) обязывает аудитора «действовать в интересах всех пользователейбухгалтерской отчетности, а не только заказчика аудиторских услуг (клиента).Защищая интересы клиента в налоговых, судебных и иных органах власти, а также вего взаимоотношениях с иными юридическими и физическими лицами, аудитор долженбыть убежден, что защищаемые интересы возникли на законных и справедливыхоснованиях. Как только аудитору станет известно, что защищаемые интересыклиента возникли в нарушение закона либо справедливости, он обязан отказатьсяот их защиты».
Между аудитором и егоклиентом объективно возникают противоречия интересов и даже конфликтныеситуации, разрешаемые по соглашению сторон, незримо присутствует третья сторона– пользователи бухгалтерской отчетности, ради которых и работает аудитор.Именно пользователи более всего полагаются на объективность и честностьаудитора. Как показывают опросы, более трех четвертей руководителейорганизаций, обязанных представлять свою бухгалтерскую отчетность дляаудиторской проверки, не заинтересованы в ней, считают ее излишней либобесполезной, стремятся получить формальное заключение за самую минимальнуюоплату.
Обязанность аудитора не может ограничиваться удовлетворениеминтересов клиентов, заказывающих и оплачивающих его услуги. Независимыеаудиторы способствуют нормальным взаимоотношениям между коммерческимиорганизациями, поддерживают честность и достоверность бухгалтерской информации,помогая тем самым становлению цивилизованных рыночных отношений, поднимаюпланку доверия между субъектами рынка.
В статье 4 Кодекса (объективностьи внимательность аудитора) содержится требование не допускать личнойпредвзятости, предрассудков либо давления со стороны, которые могут повредитьобъективности суждений и заключений аудиторов, понудить их сознательнопредставить те или иные факты неточно либо предвзято. Поступки аудиторов, ихрешения и заключения не могут зависеть от суждений или указаний других лиц.
Принцип объективноститребует от аудитора справедливости, честности, внимательности при оказаниипрофессиональных услуг, не допускать зависимости своих решений от других лиц.
В работе аудитороввозникают самые разные конфликты с клиентами: от простейших ситуаций различноготолкования нормативных документов до чрезвычайных фактов, связанных смошенничеством, злоупотреблениями либо чем-то другим, требующим непредвзятойобъективной оценки. Сама по себе ситуация, когда взгляды аудитора и клиента нату или иную проблему не совпадают, не является вопросом профессиональной этики.Она перерастает в этическую проблему, если по поводу объективного изложенияфактов аудитор испытывает давление со стороны клиента либо своего руководства,когда он встает перед дилеммой утраты клиента в случае полной объективности приизложении выявленных фактов.
Давление на аудитора состороны руководства аудиторской фирмы не допустимо. Аудитор обязанруководствоваться только профессиональными стандартами и внутрифирменнымиметодиками. Руководство фирмы, настаивающее на предвзятом отношении к фактам,само нарушает нормы профессиональной этики. Такие нарушения следует разрешать вКомиссии по этике Аудиторской палаты России или ее местных отделений.
Давление со стороныклиента или третьих лиц, безусловно, порождает этические проблемы для аудитора.Как их разрешать? Прежде всего, следует понять позицию клиента и определитьвозможность сближения ее с профессиональными этическими нормами. Если это непозволяет разрешить проблему, то ее следует обсудить со своим непосредственнымначальником и руководителями аудиторской фирмы. Их переговоры с представителямиклиента могут положительно повлиять на ситуацию, помогут разрешить конфликт всоответствии с нормами профессиональной этики. В противном случае руководителиаудиторской фирмы либо аудитор (поставив в известность своих руководителей)обращаются к вышестоящей инстанции клиента: генеральному директору, советудиректоров, ревизионной комиссии или собранию акционерного общества, другиминстанциям.
Статья 4 провозглашает, что объективной основой для выводов,рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточный объемтребуемой информации, который можно получить после всесторонней проверки ианализа операций, проведенных клиентом за период аудита, правильного и полногоих отражения и оценки в первичной документации, на счетах и в бухгалтерскойотчетности. Для этого необходимо выполнить комплекс аудиторских процедур,требующих соответствующих затрат рабочего времени аудитора.
Нарушают этические нормыте аудиторы, которые проводят аудиторскую проверку в течение трех-пяти дней ивыдают аудиторское заключение, фактически не собрав достаточного объематребуемой информации о деятельности клиента. Неадекватная оплата аудиторскихуслуг понуждает аудитора сворачивать проверку и выдавать заключение, не имеядостаточной информации о клиенте. Некоторые клиенты сознательно требуют сниженияоплаты аудиторских услуг, чтобы скрыть недостатки в мутной воде»скоростной" проверки. Этические нормы и уважительное отношение ксвоей профессии не позволяют аудиторам принимать предложения, которые не даютполучить необходимый объем информации для объективного решения вопроса осодержании аудиторского заключения.
Профессиональная этикатребует от аудитора не только получения достаточной информации о клиенте, но идоказательства этой достаточности. Аудиторы обязаны составлять рабочиедокументы, свидетельствующие о достаточности знаний, на которых базируютсявыводы, рекомендации и заключения аудиторов. Рабочие документы, как и любыедругие доказательства, обосновывающие мнение аудитора о степени достоверностибухгалтерской отчетности, необходимо сохранять.
Важным условиемобъективности и непредвзятости аудитора является его независимость. Аудиторы недолжны принимать заказы на оказание аудиторских услуг, если имеютсяобоснованные сомнения в их независимости от организации клиента и еедолжностных лиц. В статье 5 Кодекса (независимость аудитора) перечисляютсяосновные обстоятельства, наличие которых позволяет сомневаться в фактическойнезависимости аудитора. Финансовая, личная независимость должна соблюдаться всоответствии с законодательством. А как относиться к таким фактам, когдааудитор, получая плату за свои услуги, затем выплачивает ее часть должностнымлицам клиента? Это финансовая или личная зависимость? На языке Уголовногокодекса – это элементарная взятка, ее и нужно так квалифицировать по уголовнымнормам.
Независимость аудитораможет быть нарушена, если по поручению клиента он выполняет услуги поконсультированию, составлению отчетности, ведению бухгалтерского учета и т.п.Кодекс обязывает аудитора следить за тем, чтобы его независимость не ставиласьпод сомнение при проведении аудита отчетности и выдаче заключения о еедостоверности. Независимость не нарушается, если консультации аудитора неперерастают в услуги по управлению организацией; ответственность за содержаниебухгалтерского учета и отчетности принимает на себя организация клиента;персонал аудиторской фирмы, участвовавший в ведении бухгалтерского учета исоставлении отчетности, не привлекается к аудиторской проверке.
Сомнения в независимостиот аудиторской фирмы обоснованно возникают, «…если она участвует вфинансово-промышленной группе, в группе кредитных организаций или холдинге иоказывает профессиональные аудиторские услуги организациям, входящим в этуфинансово-промышленную либо банковскую группу (холдинг)». Независимость аудиторскойфирмы вызывает сомнения в случае, если фирма возникла на базе структурногоподразделения бывшего или действующего министерства (комитета) и оказываетуслуги (проводит аудит) организациям, ранее подчиненным данному министерству(комитету).
Таких фирм сейчас много,возникли они взамен ранее существовавших контрольно-ревизионных управлений и немогут быть независимыми от аппарата министерства и администрацииподведомственных организаций. Последним просто отказывают в свободном выборенезависимого аудитора. В некоторых журналах появились суждения о специализацииаудиторских фирм в соответствии с профилем производственной деятельностиотрасли, в которой ранее действовало данное контрольно-ревизионное управление.Авторы этих суждений не понимают принципиальных различий между аудитом идокументальной ревизией, не хотят видеть тот вред, который приносит такая«специализация». Профессиональная этика не совместима с заранееангажированными аудиторскими услугами «домашних» аудиторов.
В статье 9 говорится, что«Плата за профессиональные услуги аудитора отвечает нормам профессиональнойэтики, если она выплачивается в зависимости от объема и качествапредоставляемых услуг. Она может зависеть от сложности оказываемых услуг,квалификации, опыта, профессионального авторитета и степени ответственностиаудитора», а также от объема выполненной работы и затраченного времени. Кодекстребует от аудитора заранее оговаривать с клиентом условия и порядок оплатыпрофессиональных услуг, закреплять их в письменной форме в договорах и соглашениях.
Важным требованиемпрофессиональной этики является высокое качество услуг, предоставляемыхаудиторами.
Компетентность ичестность в работе – этические нормы поведения аудитора. Если он понимает, чтоне компетентен в тех или иных вопросах, то обязан честно заявить об этомзаказчику, пригласить для участия в работе более компетентного специалиста либоотказаться от выполнения заказа. Сомнение в правильности принятых решенийнеобходимо обсуждать с другими специалистами, работающими в аудиторской фирме.
Дело чести каждогоаудитора и консультанта – поддерживать высокий уровень своих знаний, постоянносовершенствовать профессиональное мастерство. Выданный государственнымиорганами аттестат призван подтверждать профессиональную пригодность аудитора,свидетельствовать о необходимом для работы уровне специальных знаний. Норуководители аудиторских фирм нередко встречают аттестованных аудиторов, неимеющих достаточной профессиональной подготовки, зачастую не способных работатьдаже ассистентами аудиторов.
Почему так происходит?Прежде всего, потому, что сдать экзамены на аттестат аудитора большого труда несоставляет. Аттестация аудиторов стала весьма выгодным коммерческиммероприятием. Непомерная плата за право быть допущенным к экзамену по замыслутех, кто ее предлагал и отстаивал, должна бы способствовать отбору хорошоподготовленных претендентов, уверенных в своих знаниях и профессиональнойпригодности к аудиторской деятельности. К тому же среди экзаменаторов не многиеявляются работающими аудиторами, морально готовыми отстаивать высокийпрофессионализм своих товарищей по цеху.
Рядом с аттестационнымицентрами в тех же учебных заведениях организовались краткосрочные курсы,готовящие, а вернее «натаскивающие», за две-три недели соискателейаудиторских аттестатов по программе аттестационных экзаменов. В лучшем случаекурс «обучения» длится два-три месяца, без серьезной практическойподготовки, самостоятельной работы слушателей с учебными и практическимиматериалами. Нужно разделить центры обучения и центры приема экзаменов. Сделатьэто следует как можно скорее, чтобы поднять качество и обучения, и проведенияэкзаменов.
В Германии насчитывается6 тысяч дипломированных аудиторов. Представляется, что нам нужно 18-20 тысячаттестованных аудиторов. Но уже сегодня число получивших аттестаты приблизилоськ этим цифрам. Аттестация продолжается теми же темпами, естественно, за счетснижения качества.
Аттестация аудиторов –дело самих аудиторов. Она должна быть в центре внимания Аудиторской палатыРоссии. Нужно пересмотреть содержание и форму аттестации, прислушаться к тем,кто предлагает, кроме письменного экзамена, проводить и устный. На письменномэкзамене вместо кратких ответов на несложные вопросы претенденты должнысоставлять заключения, справки для руководства, иные реальные для аудиторскойдеятельности документы по материалам, предложенным экзаменационными комиссиями.Пусть ЦАЛАКи, как органы государства, утверждают результаты экзаменов, выдаютаттестаты, а сами экзамены должны быть в руках аудиторов и Аудиторской палатыРоссии. В ходе экзаменов претендентам нужно предлагать и тесты по этике,оценивать моральные качества претендентов, их готовность к восприятию исоблюдению этических норм на избранном поприще. Необходимо подумать и оснижении платы за аттестацию.
Статья 7.Конфиденциальная информация клиентов п.7.1. «Аудитор обязан сохранять в тайнеконфиденциальную информацию о делах клиентов, полученную при оказаниипрофессиональных услуг, без ограничения во времени и независимо от продолженияили прекращения непосредственных отношений с ними. Он не может использоватьконфиденциальную информацию для своей выгоды или для выгоды любой третьейстороны».
В современнойэкономической ситуации, сложившейся в России, важным вопросом профессиональнойэтики являются налоговые отношения с государственной казной. Делопрофессиональной чести аудиторов и сохранения полного доверия к ним со стороныклиентов, общественности и государственных органов – неукоснительное соблюдениеналогового законодательства во всех аспектах. Аудиторы (аудиторские фирмы) «недолжны сознательно скрывать свои доходы от налогообложения или иным образомнарушать законодательство о налогообложении в своих интересах либо в интересахдругих лиц».
«При оказаниипрофессиональных услуг по налогообложению аудитор должен руководствоватьсяинтересами клиента». Иначе и быть не может. Кто захочет пользоваться услугамиспециалистов, изначально выступающих в интересах третьей стороны. Кодексобязывает аудитора «соблюдать налоговое законодательство и ни в коем случае не способствоватьфальсификации с целью уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговойслужбы».
Статья 10 п.1: «Аудиторыобязаны доброжелательно относиться к другим аудиторам и воздерживаться отнеобоснованной критики их деятельности и иных сознательных действий,причиняющих ущерб коллегам по профессии». Отдельная статья Кодекса (ст.11)посвящена отношениям аудиторов с аудиторской фирмой. Прежде всего, кактребование профессиональной этики, провозглашено положение: «Аудитор обязанстремиться осуществлять свою профессиональную деятельность в коллективеспециалистов, организованно объединенных в аудиторскую фирму» (ст.6 п.1).Установлено, что «аудитор, часто меняющий аудиторские фирмы либо внезапнопокидающий ее и тем самым наносящий фирме определенный ущерб, нарушаетпрофессиональную этику». Соблюдение этого правила позволит постепенностабилизировать взаимоотношения аудиторов и аудиторских фирм, что будетспособствовать повышению общественного авторитета аудиторской профессии.
Аудиторы – основнойкапитал аудиторских фирм. Они не просто наемные работники фирмы. Ихдеятельность оказывает непосредственное влияние на благополучие фирмы, ееавторитет у клиентов, перспективы развития. Сознавая это, аудиторская фирмасвой капитал вкладывает в аудиторов и консультантов, «разрабатывает методы,обобщает нормативные акты, снабжает ими своих сотрудников, постоянно заботитсяо повышении их профессиональных знаний и качеств».
Взаимоотношенияаудиторской фирмы и ее сотрудников – аудиторов не могут регулироваться только трудовымзаконодательством. Во многом отношения аудиторов с аудиторскими фирмамиоснованы на моральных, этических принципах.
Этика взаимоотношенийаудитора с фирмой требует взаимной ответственности, целесообразности действий,соразмерности достигаемых результатов, непредубежденности в действиях ипомыслах, преданности в делах и поступках. Настоящий руководитель фирмы всегдаозабочен тем, чтобы ни словом, ни действием не оскорбить сотрудника, какими бымалыми и незначительными не были его обязанности, если тот старается выполнитьих тщательно, со всем доступным ему умением и профессионализмом.
Работающий в другой фирмеаудитор должен «воздержаться от осуждения или восхваления своих прежнихруководителей и коллег, от обсуждения организации и методов работы в прежнейфирме». В свою очередь администрация фирмы воздерживается от обсуждения с кембы то ни было деловых и личных качеств своего бывшего сотрудника.
В Кодексе профессиональной этикиаудиторов прямо записано, что «аудитор, по тем или иным причинам покидающийаудиторскую фирму, обязан добросовестно и в полном объеме передать фирме всюимеющуюся у него документальную и иную профессиональную информацию» овыполненной работе.
Статья 12 п.1 «Публичнаяинформация об аудиторах и реклама аудиторских услуг могут быть представлены всредствах массовой информации, специальных изданиях аудиторов, в адресных ителефонных справочниках, в публичных выступлениях и иных публикациях аудиторов,руководителей и сотрудников аудиторских фирм».
Кодекс не предусматриваеткаких-либо ограничений в отношении места и частоты обнародования рекламы,размера и оформления рекламного объявления.
Не допускается какпротиворечащие профессиональной этике аудиторов реклама и публикации,содержащие:
- прямое указаниеили намек, вселяющий необоснованные ожидания (уверенность) клиентов вблагоприятности результатов профессиональных аудиторских услуг;
- безосновательныесамовосхваления и сравнения с другими аудиторами;
- рекомендации,подтверждения клиентов и иных третьих лиц, восхваляющих аудитора ипрофессиональные достоинства предоставляемых им услуг;
- сведения, которыемогут раскрыть конфиденциальные данные клиента либо необъективно представитьего в ложном свете;
- необоснованныепретензии быть специалистом в определенной области профессиональнойдеятельности;
- сведения, имеющиецелью ввести в заблуждение или оказать давление на судебные, налоговые и иныегосударственные органы.
Статья 13«Несовместимые действия аудитора» гласит, что «Аудитор не долженодновременно с основной профессиональной практикой заниматься деятельностью,которая влияет или может повлиять на его объективность и независимость,соблюдение приоритета общественных интересов либо на репутацию профессии вцелом и потому несовместимые с оказанием профессиональных аудиторских услуг.Занятие какой-либо деятельностью, запрещенной практикующим аудиторам всоответствии с законодательством, рассматривается как несовместимые действияаудитора, нарушающие закон и профессиональные этические нормы.
«Независимо от того, гдеаудитор оказывает профессиональные услуги, в своем государстве или в другом,этические нормы его поведения остаются неизменными» (статья 14 Кодекса).
Для обеспечения качествапрофессиональных услуг, оказываемых в других государствах, аудитор обязан знатьи применять в своей работе международные аудиторские стандарты и стандарты,действующие в том государстве, в котором он осуществляет профессиональнуюдеятельность.
Оказывая профессиональныеуслуги в другом государстве, необходимо руководствоваться следующими правилами:
- если этическиенормы профессионального поведения, установленные в государстве, в которомаудитор оказывает профессиональные услуги, менее строгие, чем предусмотренныенастоящим Кодексом, то необходимо руководствоваться Кодексом.
- если этические нормыпрофессионально поведения в государстве, в котором аудитор оказываетпрофессиональные услуги более строгие, чем предус-мотренные настоящим Кодексом,аудитор обязан руководствоваться этическими нормами, принятыми в этомгосударстве.
- если международныеэтические нормы профессионального поведения аудиторов превышают требованиянастоящего Кодекса, аудитор обязан руководствоваться международнымитребованиями с учетом содержания настоящей статьи Кодекса.
Всеперечисленные выше нормы профессионального поведения, определяемые настоящимКодексом, основаны на международных этических нормах, разработанныхМеждународной федерацией бухгалтеров (IFA).
/>/>Заключение
Вряд ли кто-то будет спорить,что на пути реформирования российского бухгалтерского учета и отчетностипредстоит сделать еще немало. Однако то, что уже сейчас отчетность как довольнополезную и очень полезную оценивают порядка 2/3 опрошенных, можно считатьобнадеживающим фактом. 6
/>Сейчаспредпринимается попытка развеять бытующее представление, что применениемеждународных стандартов финансовой отчетности (МСФО), на приближение ккоторым, и нацелена отечественная бухгалтерская реформа, выгодно в основномкрупным компаниям. При этом акцент делается на управленческих плюсах и пользеот совершенствования качества учетной информации. В то же время рекомендуетсясопоставлять выгоды, связанные с переходом на МСФО, с />соответствующимииздержками. Среди последних отмечаются затраты на приобретение и обновление />программных продуктов и тренинг персонала, а также возможноеснижение конкурентных преимуществ в связи с расширением объема информации,раскрываемой для внешних пользователей.
И все же Федеральнымзаконом от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определено, чтоцелью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой(бухгалтерской) отчетности, а также о />соответствии порядкаведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Посравнению с действовавшими ранее Временными правилами аудиторской деятельности,утвержденными Указом Президента />РФ от 22.12.93 г. № 2263, такаятрактовка цели аудита — несомненный шаг вперед (ранее речь шла об установлениидостоверности, что несогласуется с современным пониманием задач и возможностейаудита). В то же время из Федерального закона выпало уточнение о том, чтовыражается мнение о достоверности во всех существенных отношениях. Неисключено, что это станет возможной причиной завышения ожиданий от точностирезультатов аудиторских проверок.
/>Многиепроблемы во взаимоотношениях аудиторских фирм и проверяемых экономическихсубъектов связаны с />тем, что последние изначально склоннытребовать от аудиторов большего, чем позволяют рамки аудиторской проверки. Так,в источниках подчеркивается, что члены профессионального сообщества должны ясноотдавать себе отчет, что объективно существует так называемый разрыв ожиданий,то есть разрыв между той информацией (с точки зрения ее объема, достоверности иполезности), которую профессиональное сообщество может предоставить, и той,которая от него ожидается.
/>Учитываянеобходимость разъяснительной работы по вопросам аудиторских проверок, сразупосле />законодательного установления в декабре 1993 г. Временных правил аудиторской деятельности появились весьма полезные пособия.
С тех пор актуальностьпубликации материалов по данной проблематике только возрастает. Но еслиаудиторы уже имеют хорошую информационную базу, содержащую фундаментальныесведения, рекомендации и комментарии по организации и проведению аудиторскихпроверок, то бухгалтеры и />руководители экономических субъектовнаходятся в более сложной ситуации. А между тем/>, аудитрегламентируется не только как деятельность одной стороны, но и как процесс,затрагивающий и действия самих проверяемых экономических субъектов.
В заключение хотелось быеще раз подчеркнуть, что аудит — контроль особого рода, имеющий принципиальныеотличия от контроля государственного по целям, задачам, порядку осуществления ирезультатам деятельности.
Аудитор — не проверяющий,функцией которого является призвать нарушителей к ответственности, но и неправая рука бухгалтера. Аудитор — профессионал, чье мнение представляетценность для пользователей отчетности.7 Осознание этого обстоятельствачрезвычайно облегчает общение с аудитором и повышает эффективность работыпоследнего. Новый Закон должен стать краеугольным камнем в процессе построениясистемы цивилизованного взаимодействия между участниками рынка профессиональныхаудиторско-консультационных услуг.
Списокиспользуемой литературы
1. ФЗ «Об Аудиторской деятельности» №119– ФЗ от 07.08.01.
2. Постановление Правительства РФ «Олицензировании аудиторской деятельности» № 190 от 29.03.2002.
3. Аудит: учебник для ВУЗов/ под ред.В.И.Подольского. — М, 2004
4. Богомолов А.М. Внутренний аудит:Учебное пособие. – Приор,2005.
5. Валебникова Н.В. О кодексепрофессиональной этики // Бухучет № 3 2004
6. Крупченко Е.А., Замыцкова О.И. Аудит:Учеб. пособие. – М.: Феникс, 2003
7. Полисюк Г.Б., Кузьмина Ю.Д., СухачеваГ.И. Аудит предприятия: Учеб. пособие. — М.: Юнити, 2005
8. Журнал«Аудиторские ведомости».— 2006.—№10-03-34.