РЕФЕРАТ
по дисциплине«Аудит и бухгалтерский учет»
по теме: «Проверка формированияфинансовых результатов и использования прибыли при проведении аудита»
Содержание
Введение
1. Роль аудиторского заключения осостоянии бухгалтерской отчетности экономическогосубъекта для уменьшения информационного риска
2. Проверка формированияфинансовых результатов и использования прибыли при проведении аудита
Заключение
Список литературы
Введение
Многиерешения в предпринимательской деятельности приходиться принимать в условияхнеопределенности, когда необходимо выбирать направление действий из несколькихвозможных вариантов, осуществление которых сложно предсказать. Если риски неучитывается в хозяйственном плане, тогда они становиться источником с однойстороны, убытков, а с другой – прибылей. Одним из видов снижения рисков вхозяйственной деятельности предприятия является проведение грамотного аудитаего хозяйственной деятельности.
Несмотряна кажущуюся простоту отражения в учете предприятия финансовых результатов егодеятельности, при аудиторских проверках выявляется достаточно большое числоошибок и нарушений. Ошибки возникают как при оформлении различных хозяйственныхопераций, так и при их отражении в бухгалтерском и налоговом учете в связи симеющимися различиями в принципах ведения этих видов учета.
Вышеизложенноеопределяет актуальность темы данной работы.
1. Роль аудиторского заключения осостоянии бухгалтерской отчетности экономического субъекта для уменьшенияинформационного риска
Всоответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете в РФ» регулированиебухгалтерского учета осуществляется на четырех уровнях – трех внешних и одномвнутреннем.
Первый(высший,законодательный) уровень системы регулирования – это Налоговый кодексРоссийской Федерации, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и другие федеральныезаконы.
Второйуровень системырегулирования бухгалтерского учета – методологический – включает положения(стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые Минфином РФ, план счетовбухгалтерского учета и инструкцию по его применению и др.
Третийуровень системынормативного регулирования – методический – представлен методическимиуказаниями по применению положений (стандартов) по бухгалтерскому учету.
Четвертыйуровень представленучетной политикой, которую каждое предприятие формирует для себя. Именно она иподлежит тщательному исследованию в ходе аудита.
Такимобразом, учетная политика предприятия, первичные документы, регистрыаналитического и синтетического учета, финансовая (бухгалтерская) отчетность,регистры налогового учета и налоговые декларации являются источникамиинформации для аудиторской проверки.
Аудитфинансовой отчетности –это процесс, в ходе которого аудитору предоставляется возможность выразитьмнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, по всем лисущественным аспектам, в соответствии ли с установленными основами финансовойотчетности.
Входе проверки аудитор собирает достаточные и уместные доказательства,необходимые для формулирования выводов, служащих основой для выражения егомнения.
Аудитордолжен обеспечить высокий уровень уверенностив том, что информация несодержит существенных искажений. Согласно глоссарию уверенность – это выражениеубежденности аудитора в отношении достоверности утверждения, подготовленногоодной стороной (как правило, проверяемым субъектом) и предназначенного дляиспользования другой стороной (заинтересованными пользователями). Абсолютнаяуверенность недостижима из-за присущих методике проведения аудита ограничений инесовершенства систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента.
Длядостижения цели аудита в соответствии с требованиями МСА, профессиональныхорганизаций, нормативных актов и условий договоренности определяется объемаудита, т.е. аудиторские процедуры, которые считаются необходимыми приопределенных обстоятельствах. Обязанность аудитора – обеспечить достаточныйуровень уверенности в том, что отчетность не содержит существенных искажений.На возможность их обнаружения могут влиять ограничения, возникающие вследствие:
использованиятестирования;
невозможностипроведения сплошной проверки, зависимости суждения аудитора от характера,сроков, объема аудиторских процедур (проверка проводится выборочно,достоверность доказательств определяется результатами тестов и личным мнениемаудитора);
несовершенствасистемы бухгалтерского учета и внутреннего контроля хозяйствующего субъекта(например, возможен сговор между кассиром и главным бухгалтером в целяхприсвоения денежных средств, что приводит к неэффективности инвентаризаций изатрудняет обнаружение аудитором искажений, так как проверяемая кассоваядокументация формально будет отвечать предъявляемым требованиям);
особыхобстоятельств, в том числе наличия связанных сторон (операции со связаннымисторонами могут быть направлены на искажение действительного состояния дел).
Длядостижения объективных результатов в ходе аудиторской проверки и сниженииинформационного риска аудитор должен руководствоваться общими этическимипринципами, изложенными в «Кодексе этики профессиональных бухгалтеров»,принятыми МФБ вместе с МСА. Этих принципов семь (в скобках приводится ихтолкование согласно Кодексу этики профессиональных бухгалтеров МФБ).
1.Независимость. Аудитор должен быть свободен от какой-либо заинтересованности вделах клиента, которая может быть признана несовместимой с принципамичестности, объективности, независимости. Обстоятельства, которые могутобусловить сомнения в независимости аудитора:
финансоваявзаимосвязь с клиентами или с их делами;
работааудитора на руководящей должности в организации клиента;
выполнениеуправленческих функций и принятие управленческих решений;
обусловленностьвыплаты гонорара требуемыми клиентом выводами (мнением) аудитора;
принятиеаудитором товаров, услуг или знаков чрезмерного гостеприимства;
преобладающееучастие в капитале аудиторской фирмы лиц, не имеющих отношения к аудиторскойпрактике;
работабывшего партнера аудиторской фирмы на руководящей должности в проверяемойорганизации;
действительноеили возможное судебное разбирательство между аудитором и его клиентом;
длительноеучастие одних и тех же лиц в проверках финансовой отчетности одного и того жеклиента.
2.Честность. В Кодексе профессиональной этики этот принцип упоминается вместе спорядочностью и подразумевает справедливое ведение дел, откровенность и правдивость.
3.Объективность (обязательство быть справедливым, интеллектуально честным, неиметь конфликтов интересов, избегать влияния других лиц, мешающихнепредвзятости аудитора).
4.Профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность (аудитор долженпредоставлять услуги с должной тщательностью, компетентностью истарательностью, поддерживать профессиональные знания и навыки на требуемомуровне, не должен вводить в заблуждение клиента относительно опыта илиэкспертных знаний, которыми он в действительности не обладает).
5.Конфиденциальность (обязательство аудиторов обеспечивать конфиденциальностьинформации, полученной в ходе предоставления профессиональных услуг).
6.Профессиональное поведение (аудитор должен заботиться о поддержании хорошейрепутации профессии).
7.Следование техническим стандартам (предоставление профессиональных услуг всоответствии с применимыми стандартами, например, МСА, внутренними стандартамипрофессиональных аудиторских объединений и другими нормативными документами).
Помимособлюдения этих принципов, в целях уменьшения информационного риска, аудитордолжен планировать и проводить аудит с определенной долей профессиональногоскептицизма, т.е. не рассматривать полученную от руководства информацию какобязательно достоверную. Планирование аудита – это разработка общей стратегии идеталей аудиторской проверки. При разработке общего плана аудитор долженпринять во внимание следующие вопросы:
1.Знание бизнеса клиента.
2.Понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
3.Риск и существенность.
4.Характер, сроки и объем процедур.
5.Координация, контроль и анализ работы.
6. Прочиеаспекты.
Процесспланирования аудита включает:
определениеего стратегии и тактики;
составлениеобщего плана аудиторской проверки;
разработкуаудиторской программы;
определениеконкретных аудиторских процедур;
оценкуобъема аудиторской проверки.
В соответствиисо стандартом аудиторская организация или индивидуальный аудитор должныпланировать аудит еще до написания письма-обязательства и заключения договора сэкономическим субъектом о проведении аудита, во время предварительногознакомства с потенциальным клиентом.
Качественноепроведение аудиторской проверки невозможно без разработки общей стратегиидальнейшей работы и детального подхода, определения времени осуществления иобъема аудиторских процедур. Объем планирования всецело зависит от величины проверяемогопредприятия, сложности данного аудита, предыдущего опыта аудиторской работы напредприятии и знания деятельности клиента.
Всоответствии с аудиторскими стандартами изучение и оценка системыбухгалтерского учета и системы внутреннего контроля должны в обязательномпорядке документироваться аудиторскими организациями в ходе аудиторскойпроверки. Припроведении и документировании этой работы рекомендуетсяиспользовать следующие типовые формы:
специальноразработанные тестовые процедуры;
перечнитиповых вопросов для выяснения мнения руководящего персонала и работниковбухгалтерии;
специальныебланки и проверочные листы;
блок-схемыи графики;
перечнизамечаний, протоколы и акты.
Приэтом аудиторскиеорганизации самостоятельно разрабатывают методики и порядок изучения и оценкисистем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также планируют процедурыаудиторской проверки в зависимости от результатов такого изучения и оценки.
Посколькуцелью аудита является подтверждение достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности,то достижение этой цели невозможно без подтверждения того, что все предпосылкиили требования подготовки такой отчетности соблюдены.
Финансовая(бухгалтерская) отчетность аудируемого субъекта включает:
бухгалтерскийбаланс – форму № 1;
отчето прибылях и убытках – форму № 2;
отчетоб изменениях капитала – форму № 3;
отчето движении денежных средств – форму № 4;
приложениек бухгалтерскому балансу – форму № 5.
Помиморегистров бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетностиисточниками информации являются регистры налогового учета и налоговыедекларации. Этот раздел методики обязательно должен включать таблицу взаимнойувязки показателей форм отчетности – формы №1 и формы №5.
Предприятияи организации могут использовать различные первичные учетные документы – какунифицированные первичные документы, так и документы, разрабатываемыепредприятиями самостоятельно.
СогласноЗакону «О бухгалтерском учете» в перечень документов, утверждаемых в приказеили распоряжении руководителя экономического субъекта о принятой учетнойполитике, включаются формы первичных учетных документов, применяемых дляоформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, атакже формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.
Вметодике детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов исальдо по счетам должны быть представлены типовые формы первичных учетныхдокументов. В то же время по мере накапливания опыта работы данный разделметодики должен пополняться формами первичных документов, разработанныхпредприятиями и организациями самостоятельно с изложением причин, послужившихоснованием для их разработки.
Переченьлиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждаетруководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Документы,которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами,подписываются руководителем организации и главным бухгалтером илиуполномоченными ими на то лицами.
Планомсчетов бухгалтерского учета устанавливается состав обязательных аналитическихгруппировокпо каждому бухгалтерскому счету.
Экономическийсубъект в соответствии с принятой учетной политикой, разработанными системамиуправленческого, финансового и налогового учета, применяемой формойсчетоводства может использовать различные регистры аналитического учета –карточки, ведомости, журналы, а также их машинные аналоги.
Составрегистров синтетического учета зависит от формы счетоводства. В настоящее времяна российских предприятиях применяют три основные формы учета:журнально-ордерную, мемориально-ордерную и автоматизированную.
Большоеколичество предприятий, где только часть бухгалтерского учетакомпьютеризирована, синтезируют журнально-ордерную или мемориально-ордернуюформы учета с автоматизированной. Синтез заключается в том, что такие участкиучета, как расчетный счет, касса, учет материалов, учет товаров, расчеты споставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами, ведутся на компьютере,поскольку с этими участками сопряжено большое количество хозяйственныхопераций. Остальные участки учета ведутся по мемориально-ордерной илижурнально-ордерной форме счетоводства. Учет кредитов при мемориально-ордернойформе счетоводства ведется в мемориальном ордере, которому присваивают определенныйномер.
Всоответствии с Инструкцией по применению единой журнально-ордерной формысчетоводства основными регистрами бухгалтерского учета являются журналы-ордера.В основу построения журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей положенкредитовый признак регистрации хозяйственных операций по синтетическим счетам.Синтетические данные регистрируются по данным первичных документов только покредиту соответствующих счетов в корреспонденции с дебетуемыми счетами.
Впорядке исключения, кассовые операции, операции по расчетному и спецссудномусчету в банке и по зачету взаимных требований регистрируются по кредиту идебету счетов, предназначенных для учета указанных операций. Это необходимо дляконтроля, а также для того, чтобы не разобщать кассовые и банковские документыдля записей в различных журналах-ордерах.
Исходяиз принципа регистрации учетных данных по кредитовому признаку записи покредиту каждого синтетического счета (в корреспонденции с дебетуемыми счетами)производятся полностью в одном каком-либо журнале-ордере. Дебетовые обороты посоответствующему синтетическому счету выявляются в различных журналах-ордерахпо мере регистрации в них записей по кредиту корреспондирующих с ним счетов.После перенесения итоговых данных из всех журналов-ордеров в Главную книгу вней выявляются данные по дебету каждого счета.
Дебетовыеобороты по счетам, по которым синтетический и аналитический учет ведетсяобъединенно в единых регистрах, также находят отражение в журналах-ордерах,предназначенных для регистрации записей по кредиту этих счетов. Журналы-ордера,где наряду с записями по кредиту определенных синтетических счетов ведется ианалитический учет, содержат два раздела: один – для записи операций по кредитусчета (собственно журнал-ордер), другой – для отражения показателейаналитического учета.
Важнымдля уменьшения информационного риска являются грамотный сбор аудиторскихдоказательств, которые выводятся на основании аудиторского анализабухгалтерской отчетности.
Мнениеаудитора формулируется в аудиторском отчете в виде позитивной уверенности (например:«Отчетность дает достоверное и объективное представление об объектах аудита»).Таким образом, при выражении позитивной уверенности утверждается фактдостоверности отчетности.
Аудитордолжен нести ответственность за выражение мнения о финансовой отчетности, аруководство субъекта – за ее подготовку и представление. Другими словами,аудитор должен заключить, дает ли отчетность достоверное и объективноепредставление финансовых показателей субъекта. Мнение аудитора повышает довериек финансовой отчетности, но пользователи не должны принимать его как гарантию«жизнеспособности» субъекта в будущем или как подтверждение эффективностихозяйственной деятельности.
Подводяитоги, можно сделать выводы, что грамотное аудиторское заключение способнозначительно уменьшить информационные риски хозяйствующего субъекта.
2. Проверка формирования финансовых результатов ииспользования прибыли при проведении аудита
Детальная аудиторскаяпроверка правильности определения финансовых результатов хозяйственнойдеятельности экономического субъекта значительно отличается от проверкибалансовых статей активов и обязательств организации. Финансовый результатвключает результат всех операций, сгруппированных по соответствующим категориямдоходов и расходов за отчетный период.
Объектом проверкифинансовых результатов является бухгалтерская прибыль (убыток), представляющаясобой конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основаниибухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статейбухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением поведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.Цель аудита – сформировать мнение о достоверности конечного финансовогорезультата и бухгалтерской отчетности по финансовым результатам.
Для достижения целипроверки финансовых результатов и их использования необходимопроконтролировать:
правильность формированияфинансового результата от продажи (продажу продукции (работ, услуг); продажиосновных средств и прочих активов; операционные расходы и доходы; соответствиеотчетности данным синтетического и аналитического учета;
учёт внереализационныхдоходов и расходов (внереализационные доходы, внереализационные расходы);
учёт использованияприбыли (налоги, финансовые санкции).
При проверке финансовыхрезультатов аудитору следует учитывать, что в Бухгалтерском балансе (ф. № 1) вразделе III «Капитал и резервы» отражаютсяпоказатели:
нераспределенная прибыльпрошлых лет (стр. 460);
непокрытый убыток прошлыхлет (стр. 465);
нераспределенная прибыльотчетного года (стр. 470);
непокрытый убытокотчетного года (стр. 475);
Формирование финансовогорезультата деятельности организации приводится в Отчете о прибылях и убытках(ф. № 2).
В соответствии с положениями побухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации»(ПБУ 10/99) доходы и расходы организации в зависимости от характера, условийполучения и осуществления направлений деятельности организации подразделяются:Доходы (Д) Расходы (Р) Доходы от обычных видов деятельности Расходы по обычным видам деятельности Операционные доходы Операционные расходы Внереализационные доходы Внереализационные расходы Чрезвычайные доходы Чрезвычайные расходы
Финансовый результат отпродажи продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой отпродажи (без НДС, налога с продаж и акцизов) и фактической себестоимостьюпроданной продукции (работ, услуг). Для установления достоверности прибыли(убытка) от продажи проводится проверка правильности учета отгрузки иреализации продукции и расходов, связанных со сбытом продукции (коммерческихрасходов).
В ходе аудиторскойпроверки должно быть подтверждено, что:
· операции попродаже надлежащим образом санкционированы;
Правильность отраженияопераций по продаже устанавливается в ходе выборочной проверки этих операцийпутем сверки данных, отраженных в бухгалтерских регистрах экономическогосубъекта, с первичными документами и наоборот. Такая проверка может бытьпроведена на предварительном этапе аудита. При этом её объем будет определятьсярезультатами проверки эффективности системы внутреннего контроля.
Необходимо проверитьсоблюдение политики экономического субъекта в отношении предоставления кредитовпокупателям, процедур доставки и ценообразования при выполнении ежедневныхопераций. Аудиторская проверка проводится путем сравнения фактических цен поразличным видам продукции, условий оплаты транспортных расходов или доставки,указанных в счетах, с данными соответствующих документов, утвержденных руководством.Фактические цены и условия доставки можно узнать из счетов-фактур илитоварно-транспортных накладных. Эти показатели могут быть сопоставлены с утвержденнымипрайс-листами, номенклатурой цен, иными документами, определяющими порядок иусловия реализации.
Если продажные цены илиусловия продажи продукции определяются индивидуально для каждого заказчика, тонеобходимо удостовериться в том, что они были надлежащим образомсанкционированы уполномоченным на это сотрудником экономического субъекта(например, начальником отдела продаж). В случае, если продажи базируются навыполнении нескольких крупных договоров, сумма и описание фактическидоставленных товаров или оказанных услуг должны быть связаны с условиями этихсоглашений.
Проверка наличиянеобходимых разрешений на совершение операций по продажам, как показываетаудиторская практика, осуществляется независимо от уровня эффективности системывнутреннего контроля, однако объем выборки для проверки может быть уменьшен вслучае, если было получено подтверждение эффективности системы внутреннегоконтроля.
· на счетахбухгалтерского учета отражены все реально совершенные сделки по продаже;
При проведении этого видапроверки необходимо обратить внимание на возможность возникновения двух видовошибок:
данные по реальносовершенным операциям не отражены в учете;
на счетах отраженыфиктивные операции.
Подобные ошибки могутприводить соответственно к занижению или завышению стоимости активов и суммпродажи. Проверка полноты и достоверности отражения сумм продажи на счетахбухгалтерского учета является частью проверки эффективности системы внутреннегоконтроля.
При проверкедостоверности отражения сумм от продажи продукции, товаров следует выборочносверить ряд записей в регистрах учета продаж с данными первичных документов(коносаментов, товарно-транспортных накладных и т.д.), а также с документами,свидетельствующими о приеме отгруженной продукции (выполненных работ, оказанныхуслуг) для подтверждения того, что товары были действительно доставлены, работывыполнены, услуги оказаны, и право собственности на них перешло от исполнителяк заказчику (покупателю). В дополнение к этому необходимо также проверитьусловия поставки для точного определения момента перехода права собственности.
В случае, если фактперехода права собственности не может быть подтвержден непосредственно изимеющейся документации, необходимо проанализировать последующие платежи,полученные от данного заказчика (покупателя) в погашение дебиторскойзадолженности, и на основании этого сделать заключение о реальности сделки,отраженной на счете 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».
Проверка полноты учетапродаж может быть эффективно осуществлена путем выборочной сверки данныхтоварно-транспортных накладных (или заменяющих их документов) отдела продаж сосчетами-фактурами и данными бухгалтерского учета. При проведении этой проверкиаудитор должен быть уверен, что все товарно-транспортные накладные собраны и надлежащимобразом хранятся в отделе продаж. Это можно сделать путем анализа порядковойнумерации этих документов.
При проверкедостоверности данных исходным пунктом является регистр учета продажи. На основеданных этого регистра делается выборка номеров счетов, которые затем сверяютсяс товарно-транспортными накладными и заказами на покупку, полученными отзаказчиков (покупателей).
При проверке полнотыучета, напротив, исходным пунктом служат товарно-транспортные накладные.Делается выборка товарно-транспортных накладных, данные которых сверяются сданными счетов-фактур и регистра учета продажи.
· продажасвоевременно отражена на соответствующих счетах учета;
Счета на продажу должнывыставляться и данные о реализации учитываться своевременно, т.е. по мересовершения операции (отгрузки), с отнесением к соответствующим периодам. Этопредотвращает риск случайных пропусков данных в учете.
При проверкесвоевременности учета продажи, как правило, сопоставляются даты, указанные втоварно-транспортных накладных с датами соответствующих счетов-фактур, датамизаписей по счетам учета реализации и дебиторской задолженности. Значительныерасхождения в датах свидетельствуют о потенциальных проблемах своевременностиучета реализации.
· стоимостнаяоценка операций по продаже правильно определена;
Точный расчет суммыпродаж влияет на правильное выставление счетов-фактур за отгруженные товары,выполненные работы, оказанные услуги и последующее отражение этих данных вбухгалтерских регистрах.
Проверка правильностиоценки продажи включает пересчет данных учета для выявления возможныхматематических ошибок. Как правило, подсчитываются итоговые суммы счетов-фактурлибо осуществляется проверка контрольных документов, подготовленныхсамостоятельно.
Если сумма продаживыражена в иностранной валюте, необходимо также проверить применение валютныхкурсов. Для этого аудитор должен сверить курс, использованный экономическимсубъектом, с курсом ЦБ РФ, официально действовавшим на момент совершенияоперации, а также проследить, чтобы данные о валютной сумме продажи и еерублевый эквивалент надлежащим образом были отражены в бухгалтерских регистрах.
· суммы продажиправильно классифицированы;
Помимо полного идостоверно учета данных о проданной продукции (выполненных работах, оказанныхуслугах), важно также, чтобы эти данные были правильно классифицированы вОтчете о прибылях и убытках.
В ходе проверкиклассификации операций необходимо на основании первичных документов определитьправильность корреспонденции счетов в регистре учета продажи и правильностьразноски по Главной книге.
· суммы дебиторскойзадолженности по расчетам за поставку продукции (работ, услуг) правильноотражены на соответствующих счетах.
Полнота отражения данныхо продаже в регистре учета расчетов с покупателями и заказчиками имеет важноезначение, поскольку влияет на возможность экономического субъектаконтролировать оплату непогашенной дебиторской задолженности.
Данная задача обычновыполняется в ходе проверки правильности классификации операций по продажам,как это описано выше. При проверке правильности разноски данных регистра учетапродажи по счетам Главной книги необходимо также удостовериться, что эти данныенадлежащим образом были отражены на счетах учета дебиторской задолженности.
Во многих случаяхразноска данных на счетах учета дебиторской задолженности в Главной книгеосновывается не на данных регистра учета продажи, а на данных журналов-ордеровпо учету дебиторской задолженности, которые включают не только сведения овыставленных за период счетах, но и информацию о полученных платежах. В этомслучае необходимо проверить, что сумма выставленных счетов, указанная вжурналах-ордерах по учету дебиторской задолженности, соответствует сумме продажпо регистру учета продажи. Кроме того, необходимо удостовериться, что данныежурналов-ордеров по счетам учета расчетов с покупателями и заказчиками надлежащимобразом разнесены по соответствующим счетам Главной книги.
Аналитические процедурыпроверки предполагают сопоставление данных о продаже за месяц с:
данными других месяцев ивсего цикла продажи;
ежемесячными прогнозамиобъемов продажи;
данными засоответствующий период прошлых лет.
Если анализ проводится напредварительном этапе аудиторской проверки, то может быть подготовлена оценкаобщего объема продажи за год. В конце года будет произведено сопоставлениеоценочной величины объема продажи с фактической суммой.
На этапе проверкиотражения результатов от продажи продукции (работ, услуг) аудитор определяетправильность отражения прибыли от продажи на счете 80 «Прибыли и убытки» Дляэтого сверяются записи по кредиту счета 80 «Прибыли и убытки» с дебетом счета46 «Реализация продукции (работ, услуг)» и соответствие этого показателя даннымстр. 050 «Прибыль (убыток) от продажи» Отчета о прибылях и убытках.
Используя процедуруарифметических подсчетов, аудитор по Главной книге (регистру синтетическогоучета) по счету 46 проверяет правильность определения показателей:
стр. 010 «Выручка (нетто)от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленнуюстоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)»;
стр. 020 «Себестоимостьреализации товаров, продукции, работ, услуг»;
стр. 030 «Коммерческиерасходы»;
стр. 040 «Управленческиерасходы».
При проверке финансовогорезультата от продажи продукции (работ, услуг) аудитору необходимо учитывать,что этот результат по-разному определяется для целей бухгалтерского учета и дляцелей налогообложения. Поскольку формирование прибыли (убытка) от продажизависит от порядка определения выручки, то аудитор должен проверить соблюдениеправил бухгалтерского учета выручки и правил ее определения для целей налогообложения.
На счете 80 «Прибыли иубытки» отражается результат от продажи и выбытия основных средств и прочихактивов организации.
Для проведения проверкирезультатов по этим операциям используют показатели учетных регистров по счету47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» и 48 «Реализация прочихактивов».
По этим счетам финансовыйрезультат в отчетности «обособленно» не показывается, а отражается в видеоперационных доходов и расходов в Отчете о прибылях и убытках.
Прибыль (убыток) отпродажи и прочего выбытия основных средств и прочего имущества показываются вформе № 2 в развернутом виде (обороты по дебету и кредиту счетов 47 и 48 внетто-оценке) по строкам 090 «Прочие операционные доходы» и 100 «Прочие операционныерасходы».
По строке «Прочиеоперационные доходы» в части операций по счетам 47 и 48 отражают:
выручку от продажиосновных средств, за вычетом НДС;
выручку от продажи прочихактивов (сч.04, 08, 10, 12 и др.) за вычетом НДС;
сумму поступившей рублевойвыручки от продажи валюты, включая комиссионные банку, если они были удержаныбанком с рублевой выручки до зачисления ее на счет 51 «Расчетный счет».
По строке «Прочиеоперационные расходы» в части операций по счетам 47 и 48 отражают:
остаточную стоимостьпроданных и выбывших основных средств;
расходы, связанные спродажей и выбытием основных средств;
стоимость реализуемыхпрочих активов, а при реализации МБП и нематериальных активов – их остаточнаястоимость;
списанную со счета 52«Валютный счет» валюту для реализации по курсу ЦБ РФ на день зачислениярублевой выручки на расчетный счет, а также сумма комиссии банку.
Убыток, полученный отпродажи и выбытия основных средств и прочих активов согласно п. 2.4 инструкции№ 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий иорганизаций» не учитывается для целей налогообложения. Аудитор проверяетналичие корректировочных записей в Справке о порядке определения данных,отражаемых по строке 1 «Расчета налога от фактической прибыли».
При проверке учетаоперационных и внереализационных доходов, отражаемых непосредственно на счете80 «Прибыли и убытки» устанавливаются:
полнота их отражения вбухгалтерском учете и отчетности;
корректировка данныхбухгалтерского учета для целей налогообложения.
При проверке необходимообратить внимание на возможность возникновения двух видов ошибок: умышленных(преднамеренных) и неумышленных (непреднамеренных).
В качестве примера можнопривести следующие виды потенциальных, (непреднамеренных) ошибок:
· неправильноеотнесение операционных и внереализационных расходов к тому или иному периоду;
· расходы, которыееще фактически не были понесены, были отражены в бухгалтерских регистрахэкономического субъекта;
· ошибочноеотнесение понесенных расходов на увеличение стоимости активов либо ошибочноесписание расходов, подлежащих включению в стоимость активов, на счета учете.
Примерами преднамеренногоискажения данных бухгалтерской отчетности в отношении указанных расходов могутслужить:
· намеренноезанижение расходов путем пропуска сумм;
· намеренноезавышение расходов путем искажения сумм или неправильного отнесения расходов ктому или иному периоду;
· неправильнаяклассификация расходов для обеспечения выполнения или завышения запланированныхпоказателей результатов деятельности;
· намеренноезавышение расходов для сокрытия фактов ненадлежащего использования денежныхсредств;
· оплата фиктивныхрасходов.
Проверку отраженияоперационных и внереализационных доходов и расходов проводят выборочнымметодом, исходя из состава этих показателей и существенности показателя в суммебухгалтерской прибыли. Проверка проводится на основании заключенных договоров,первичных документов, подтверждающих операции и регистров синтетического ианалитического учета по счету 80 «Прибыли и убытки».
Для установленияобоснованности отражения в бухгалтерском учете операционных и внереализационныхдоходов и расходов следует проверить правильность определения (признания)указанных доходов и расходов для целей бухгалтерского учета согласно положениям,устанавливаемым ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.
При проверке правильностиотражения в учете операционных и внереализационных доходов и расходовнеобходимо учитывать следующие положения.
Внереализационные доходыи расходы организации и для целей бухгалтерского учета, и для целейналогообложения принимаются в суммах по методу начисления. Перечень указанныхдоходов и расходов для целей бухгалтерского учета приведен в инструкции поприменению плана счетов бухгалтерского учета (по счету 80) п. 7.8 ПБУ 9/99 и п.11,12ПБУ 10/99. Перечень внереализационных доходов и расходов, учитываемых для целейналогообложения дается в п. 14 и 15 Положения о составе затрат по производствуи реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции(работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемыхпри налогообложении прибыли и п. 2.7 и 2.9 инструкции №37 «О порядке начисленияи уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций».
Переченьвнереализационных доходов для целей налогообложения является открытым, то естьвсе внереализационные доходы учитываются при налогообложении, а переченьвнереализационных расходов (п.15 Положения о составе затрат) – закрытым,поэтому для целей налогообложения принимаются только перечисленные в этомпункте расходы.
Налоги и сборы, уплачиваемые в соответствии с установленнымзаконодательством порядком за счет финансовых результатов, включаются в составвнереализационных расходов в суммах, начисленных предприятием за отчетныйпериод, и в этих суммах они учитываются при налогообложении прибыли. Поэтомуаудитор должен проверить правильность составления расчетов по указанным налогам(определение налогооблагаемой базы, применение ставок), провести арифметическуюпроверку расчетов.
В соответствии с инструкцией по применению плана счетов бухгалтерскогоучета в течение отчетного года финансовые результаты и их использованиеотражаются в учете раздельно на счетах 80 «Прибыли и убытки» и 81«Использование прибыли». Поэтому наряду с финансовым результатом проверяетсяиспользование и распределение прибыли отчетного года.
На счете 81 «Использование прибыли» в течении года отражаютсяподлежащие перечислению в бюджет сумма налога на прибыль, а также местныеналоги, сборы и штрафные санкции.
Аудитор проверяет, было ли произведено по завершении годазакрытие счетов 80 и 81. Часто на практике счета 80 и 81 закрываются в I квартале следующего отчетного года.
В соответствии с принятой методологией бухгалтерского учетасоставляются записи:Д 80 К 81 — списывается сумма использованной прибыли отчетного года Д 80 К 88/1 — отражается нераспределенная прибыль отчетного года или Д 88/1 К 80 — отражается непокрытый убыток отчетного года
Указанные записи составляются независимо от финансовогорезультата, выявленного на счете 80 «Прибыли и убытки». На практике допускаетсясписание использованной прибыли со счета 81 непосредственно в дебет счета 88/1«Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года» при выявлении убытка насчете 80.
При проверке финансовыхрезультатов целесообразно использовать аналитические процедуры. На основанииобщего анализа хозяйственных операций производится оценка вероятных расходов ианализируется, были ли эти расходы действительно учтены в бухгалтерскихрегистрах.
Для этого может сравнитьсуммы, аккумулированные на счете 80 «Прибыли и убытки», с показателями,установленными для текущего периода, и фактическими суммами расходов засоответствующие периоды прошлого года.
В ходе аудиторскойпроверки может быть проведен анализ отдельных счетов учета расходов. Для этогоитоговая сумма, накопленная на счете 80 «Прибыли и убытки», должна быть разбитана отдельные виды расходов, которые выборочно будут проверены ипроанализированы.
Особо анализируютсярасходы и доходы по арендной плате и по процентам полученным и уплаченным.
Данные виды расходов идоходов отличаются от большинства других статей, отражаемых в отчете офинансовых результатах. Обычно они относятся к нескольким крупным операциям,что упрощает процедуру их выверки по первичным документам. Расходы по выплатеарендной платы должны быть сверены с условиями арендных соглашений. Суммыдоходов и расходов по краткосрочной аренде должны быть сверены с выпискамибанка.
Расходы и доходы попроцентным платежам могут быть проверены в ходе определения правильностиотражения остатков денежных средств путем включения информации о таких расходахи доходах в письмо, отправляемого в банк экономического субъекта для полученияподтверждения достоверности бухгалтерской отчетности об остатках денежныхсредств. Значительные разницы между суммой процентов по банковскому счету,подтвержденные банком, могут относиться к расчетам по процентным платежам сдебиторами и кредиторами. В этом случае проверка таких расходов должнапроизводиться отдельно путем выборочной выверки с первичными документами.
Заключение
Всовременных условиях, когда налаживанию экономических связей междуэкономическими субъектами часто препятствует отсутствие доверия партнеров другк другу, особо остро проявляется потребность в достоверной экономическойинформации, в которой заинтересованы все без исключения участникихозяйственного оборота, а также пользователи финансовой информации. Важную рольздесь играет грамотное проведение аудиторских проверок, которые способнызначительно снизить информационные риски.
Подводяитоги работы, можно также сделать вывод о том, что целью аудита финансовыхрезультатов предприятия является выражение мнения о достоверности финансовой(бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведениябухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. При этом поддостоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской)отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ееданных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности,финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся наэтих выводах обоснованные решения.
Список литературы
1. Адамс Р. Основыаудита. М., 2000.
2. Басалай С.И.,Хорунжий Л.И. Актуальные проблемы аудита в России. М., 2002.
3. Макарьева В.И. Анализ финансово-хозяйственнойдеятельности организации для бухгалтера и руководителя. – М.: Налоговыйвестник, 2003.
4. Методика проверки операций по формированиюфинансовых результатов // Аудиторские ведомости. 2004. №2.
5. Газарян А.В.,Костюк Г.И. Аудиторскаяпроверка финансовых результатов и их использования. – М.: Бухгалтерский учет,2005.
6. Панкова С.В.Взаимосвязь международных стандартов финансовой отчетности и аудита.//Международный бухгалтерский учет. 2004. №1.
7. Шишкоедова Н.Н. Аудит. – М.: Главбух, 2005.