Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Принципы управленческого учета и их закрепление в учетной политике в организациях различных отраслей экономики

Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального обучения
Рязанский государственный университет им. С.А.Есенина
Факультет экономики
Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Бухгалтерский управленческий учет»
 
Тема: «Принципы управленческого учета и ихзакрепление в учетной политике в организациях различных отраслей экономики».
 
 
 
Выполнила студентка 3 курса
(группы №34 (на базе средн.профес.образования)
специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Ушич Н.А.
 
 
 
 
 
г.Рязань

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
1.1 Предмет, принципы, функции управленческого учета
1.2Учетная политика предприятия и управленческийучет
1.3 Законодательные акты РФ, регламентирующиеуправленческий учет
2. УЧЕТ НА ПРИМЕРЕ ООО «ФИРМА ШАТТЛ»
2.1 Краткая характеристика ООО «Фирма Шаттл»
2.2 Первичный учет в ООО «Фирма Шаттл»
2.3 Аналитический и синтетический учет в ООО «ФирмаШаттл»
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА И МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ В ООО «ФИРМА ШАТТЛ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
Интереск управленческому учету возник давно. Длительное время в России хозяйственныйучет было принято делить на бухгалтерский оперативный и статистический.Основную роль играет бухгалтерский учет, так как точно и объективно отражаетданные, используемые не только для управления, но и для планирования, контроляи анализа отдельных хозяйственных процессов и сфер уставной деятельностиорганизации.
СогласноФедеральному закону от 21.11.96г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»«бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрациии обощения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствахорганизации и их движении путем сплошного, непрерывного о документального учетавсех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имуществоорганизаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемыеорганизациями в процессе их деятельности».
Управленческийучет появился на Западе под влиянием развития и углубления рыночных процессовкак элемент практической деятельности предприятий и фирм.
Управленческийучет представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа данных озатратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе управляемыхобъектов, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решенийв целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия вкраткосрочной и долгосрочной преспективе.
Управленческийучет не представляет собой в узком смысле слова как систему сбора, регистрациии обобщения информации. Это скорее система управления предприятием,интегрирующая в себе различные подсистемы и методы управления и подчиняющая ихдостижению единой цели.
Предметомуправленческого учета является производственная деятельность предприятия вцелом и его структурных подразделений.
Объектыуправленческого учета:
·   издержкив целом по предприятию и по структурным подразделениям;
·   результатыхозяйственной деятельности организации и ее подразделений;
·   финансовыерезультаты центров ответственности;
·   внутреннееценообразование;
·   бюджетированиеи внутренняя отчетность.
Основнойцелью управленческого учета является калькулирование себестоимости.
Актуальностьрассматриваемой темы курсовой работы заключается в особом месте, занимаемомуправленческим учетом в области контроля за хозяйственно-финансовойдеятельностью предприятия, где особая роль принадлежит влиянию управленческогоучета на эффективность экономики предприятия. Для рационального управлениязатратами возникает очевидная потребность в их классификации по местувозникновения и ценрам ответственности. Для совершенствования контроля надзатратами каждое предприятие в силу своих производственных особенностей должновыбрать самостоятельно метод калькулирования затрат, который отражается вучетной политике. Глубина, степень детализации затрат и периодических расходовдолжны определяться на предприятии самостоятельно. Но на практике, в России, досих пор нет четкого понимания последовательностей действий при ведении учета, атак же взаимосвязей бухгалтерского и управленческого учетов. На мой взгляд,рассмотрение основных принципов данных видов учета, должно помочь вразграничении их принципов и структуризации действий по ведению учета.
Цельюкурсовой работы является рассмотрение принципов управленческого учета и ихзакрепления в учетной политике, особенностей нормативно-правовой литературы вобласти управленческого учета, а так же анализ их роли в современнойбухгалтерии.
Исходяиз заявленных целей, следует выполнить следующие задачи:
·         проанализироватьзаконодательные основы управленческого учета;
·         определитьсущности, методы, принципы, функции, основные цели и задачи управленческогоучета.
Впроцессе исследования используется информация, отраженная в научных изданиях побухгалтерскому учету, нормативная и справочная литература.
Чтокасается нормативной и справочной литературы, то это собрание законодательныхактов Российской Федерации, постановления правительства и комментарии к ним,методические рекомендации по управленческому учету. Статьи таких журналов, как«Главбух», «Бухгалтерский учет» и другие.
Исследуятеоретический аспект управленческого учета, я основываюсь на учебниках побухгалтерскому управленческому учету таких авторов, как кандидата экономическихнаук М.А. Вахрушиной, Н.П. Кондракова, М.А. Ивановой, Т.П. Карповой и других.
Конечноже, в настоящее время невозможно обойтись без такой глобальной сети, какИнтернет. Ведь именно там можно найти множество полезной информации длянаписания работ, тем более по такому предмету, как управленческий учет, которыйявляется относительным нововведением в бухгалтерском учете. Именно в Интернетеесть доступ к самой последней информации по изучаемой теме.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
 
1.1Предмет, принципы, функции управленческого учета
Управленческийучет представляет собой самостоятельное направление бухгалтерского учетаорганизации, обеспечивающее информационную поддержку системы управленияпредпринимательской деятельностью.
Предметомуправленческого учета являются планирование, учет, анализ, контрольдеятельности центров ответственности, необходимые для повышения эффективностифункционирования организации.
Объектамиуправленческого учета являются доходы, расходы и результаты центровответственности.
Объектыуправленческого учета подразделяются на:
1.Производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессехозяйственной деятельности организации:
— основные фонды — это средства труда (машины, оборудование, производственныездания и т.д.), их состояние и использование;
— нематериальные активы — объекты долгосрочного вложения (право пользованияземлей, стандарты, лицензии, товарные знаки и т.д.);
— материальные ресурсы — предметы труда, предназначенные для обработки в процессепроизводства при помощи средств труда.
— трудовые ресурсы — масса живого труда, которой располагает организация в данныймомент, использование трудовых ресурсов в процессе целесообразной деятельностии результат труда.
2.Хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупностипроизводственную деятельность организации.
Снабженческо-заготовительнаядеятельность — приобретение хранение, обеспечение производства сырьевымиресурсами, вспомогательными материалами и производственным оборудованием сзапасными частями, предназначенными для его содержания и ремонта.
Маркетинговаядеятельность, связанная со снабженческими процессами.
Производственнаядеятельность — процессы, обусловленные технологией производства продукции,включающие основные и вспомогательные операции
Операциипо совершенствованию выпускаемых и разработке новых продуктов.
Финансово-сбытоваядеятельность — маркетинговые исследования и операции по формированию рынкасбыта продукции; непосредственно сбытовые операции, включая упаковку, транспортировкуи другие виды работ; операции, содействующие росту объема продаж, начиная срекламы продукта и кончая установлением прямых связей с потребителями,контролем качества выпускаемой продукции;
Организационнаядеятельность — создание организационной структуры организации, выделение изсистемы организации функциональных отделов, служб, цехов, участков. Организацияинформационной системы с прямой и обратной связью, отвечающей требованиямвнутренних коммуникаций между структурными подразделениями, разными уровнямиуправления, соответствующей функциям планирования, контроля, оценки выполненияплана, стимулирования; операции координирования действий внутреннихисполнителей, направленных на выполнение основной цели организации.
Можетбыть выбрана другая группировка объектов управленческого учета, но в любомслучае она должна отвечать основным целям управления.
Важнейшаяцель управленческого учета состоит в формировании отчетности, специальноподготовленной для менеджеров различных уровней управления.
Посколькууправленческий учет представляет собой подсистему бухгалтерского учета, имобъективно используется ряд важнейших бухгалтерских принципов – экономичности исвоевременности представляемой информации, ее сопоставимости и др.
Принципыуправленческого учета:
·     принципобособленности. Требует рассмотрения каждого экономического субъекта отдельноот других. В управленческом учете при решении специфических задач обособленнорассматривается предприятие не только в целом, но и отдельные егоподразделения;
·     принципнепрерывности. Подразумевает необходимость формирования информационного поляучетных данных постоянно, а не время от времени;
·     принципполноты. Информация, которая касается учетно-управленческой проблемы, должнабыть максимально полной для того, чтобы решения, принятые на основе этойинформации, были максимально эффективными. С принципом полноты тесноперекликается принцип надежности, который требует, чтобы информация,используемая при принятии решений, была обоснованной;
·     принципсвоевременности. Информация должна быть представлена тогда, когда онанеобходима;
·     принципсопоставимости. Одинаковые показатели за разные периоды времени должны бытьсформированы в соответствии с одними и теми же принципами;
·     принциппонятности. Информация, представленная в любом учетном документе, должна бытьпонятна пользователю этого документа.В случае управленческого учета можносказать, что информация, подготовленная для менеджера, который будет приниматьпо ней какие-либо решения, должна быть представлена в такой форме чтобыменеджер понял, что содержит в себе документ. Информация должна быть уместной,т.е. должна относиться к интересующей менеджера проблеме и не быть перегруженалишними деталями;
·     принциппериодичности. Совершенно очевидный принцип, хотя фактически выдержать егосложнее, чем при подготовке внешней финансовой отчетности, там этот принципподдерживается законодательным требованием представления периодическойотчетности. Однако и внутренний оборот информации, и внутренние отчетыжелательно также строить с учетом этого принципа;
·     принципэкономичности. Данный принцип никогда не обсуждается относительно финансовогоучета, поскольку в силу своей жесткой внешней регламентированности веденияфинансового учета он обязателен для организации. Затраты на поддержание системыуправленческого учета должны быть существенно меньше затрат на еефункционирование. Информационный обмен учетно-управленческими данными долженприносить организации пользу в виде снижения трансакционных и прочих затрат.
Соблюдениеперечисленных выше принципов позволяет построить такую систему управленческогоучета, чтобы она максимально соответствовала главной цели этого видадеятельности.
Это,в свою очередь, позволяет реализовать основную цель управленческого учета:обеспечить информационную поддержку в принятии эффективных управленческихрешений, направленных, в конечном итоге, на максимизацию прибыли организациипри условии сохранения ее капитала.
Системауправленческого учета в организации действует посредством ряда функций, которыеможно разделить на две группы на основании того, что форму или содержаниеинформационных потоков определяет данная функция:
1.функции, обеспечивающие организацию информационных потоков;
2.функции, определяющие содержание информационных потоков.
Средифункций, которые обеспечивают организацию информационных потоков, можновыделить следующие:
1.разработка и внедрение систем обмена информацией между различными сегментамиорганизации и представления информации (подготовка разного рода внутреннихуправленческих отчетов);
2.анализ информации;
3.планирование деятельности.
Функциями,определяющими содержание информационных потоков, являются:
1.координация деятельности подразделений, сегментов организации или отдельныхсотрудников;
2.мотивация персонала;
3.контроль за выполнением планов.
Циклыуправления обычно состоят из планирования, контроля, оценки, непосредственноорганизационной работы, внутренних информационных связей и стимулирования.
Планированиепредставляет собой процесс описания вариантов действий, которые могут бытьосуществлены в будущем. Он включает: постановку цели, формулировку задач,изыскание путей решения задач для достижения поставленной цели, выбор вариантовальтернативных действий. На этой стадии руководитель должен иметь информацию осмете и предполагаемых источниках ее исполнения.
Сформулированныевыводы используются в дальнейшем планировании и прогнозировании. Хорошосоставленные планы бывают настолько гибкими, что при определенныхпроизводственных ситуациях позволяют руководителю их изменять.
Контроль- это проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджера. Приэтом выявляются нежелательные расхождения между фактическими и плановымипоказателями, определяются причины этого, чтобы в дальнейшей работе исключитьих влияние. Контроль настолько тесно связан с планированием, что в обычнойработе между ними не проводят грань.
Любоеуправленческое решение основывается на оценке, в которой управленческоепланирование и система контроля полностью взаимодействуют.
Вэтом случае определяется, была ли достигнута поставленная цель (обратная связь)и выясняются причины отклонений:
— недостатки планирования;
— неоптимальный набор действий, который привел к увеличению оперативных решений;
— несоответствие системы контроля требованиям управления;
— выбор неверной цели.
Стимулирование— это средство мотивации участников производственного процесса, побуждающегоуяснить цели и задачи организации и принимать решения, соответствующие этимцелям. В этом качестве выступают сметы и исполнительные отчеты об ихвыполнении.
Бюджетыи отчеты об их исполнении стимулируют деятельность персонала организации, ведьбюджеты содержат плановые показатели, которые должны быть достигнуты.
Налаживаетсяобмен информацией и отчетностью между отдельными службами, таким образом,менеджеры знакомятся с разработанными для них планами, уясняют стоящие передним задачи.
Управленческийучет характеризуется:
— отсутствием стандартизации – способы и формы ведения управленческого учета неограничены нормативным регулированием; формы представления отчетных данныхмогут быть любыми; применяемые термины могут использоваться в различныхсмыслах, удобных для внутренних целей;
— конфиденциальностью – информация управленческого учета предназначенаисключительно для внутреннего потребления;
— плановым характером — управленческий учет призван давать прогнозы по различнымаспектам деятельности организации (объему реализации, эксплуатационнымрасходам, расходам на персонал и пр.);
— измерением показателей как в денежном, так и в натурально-вещественномвыражении, например, измерение количества производственных запасов в штуках,погонных метрах, тоннах и т.п. Подобное измерение применяется и в аналитическомучете;
— актуальностью предоставленной информации (за счет использования приблизительныхоценок, неполного набора данных).
Оперативнаяотчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведенияпо основным показателям за короткие промежутки времени – сутки, пятидневку,декаду и пр.
Этиданные используются для оперативного контроля и управления процессамипроизводства и реализации продукции
-индивидуальнойпериодичностью отчетов;
-расширеннымсоставом объектов учета – в качестве объектов могут выступать отдельныеизделия, виды деятельности, центры ответственности.
Взаключение следует отметить, что все элементы метода действуют не изолированнодруг от друга, а в системе организации внутренних хозяйственных связей,направленной на решение целей управления.
Помимометодов бухгалтерского учета управленческий учет использует совокупностьметодов статистики, экономического анализа, а также экономико-математическиеметоды.
1.2Учетная политика предприятия и управленческий учет
Под учетной политикой организациипонимается принятая ею совокупность способов ведения и организации бухгалтерскогоучета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки иитогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Учетная политика организацииформируется главным бухгалтером организации на основе положения побухгалтерскому учету «Учетная политика организации» и утверждаетсяруководителем организации.
При этом утверждаются:
-    рабочий план счетов бухгалтерскогоучета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведениябухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полнотыучета и отчетности;
-    формы первичных учетных документов,применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым непредусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формыдокументов для внутренней бухгалтерской отчетности;
-    порядок проведения инвентаризацииактивов и обязательств организации;
-    методы оценки активов и обязательств;
-    правила документооборота и технологияобработки учетной информации;
-    порядок контроля хозяйственныхопераций;
-    другие решения, необходимые дляорганизации бухгалтерского учета.
Принятая организацией учетнаяполитика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительнойдокументацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.
При формировании учетной политикипредполагается соблюдение, установленных принципов (допущений) бухгалтерскогоучета: допущения имущественной обособленности, допущения непрерывностидеятельности, допущения последовательности применения учетной политики, допущениявременной определенности фактов хозяйственной деятельности. Учетная политикаорганизации должна обеспечивать соблюдение требований бухгалтерского учета:полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой,непротиворечивости, рациональности.
Способы ведения бухгалтерского учета,избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1января года, следующего за годом утверждения соответствующегоорганизационно-распорядительного документа. При этом они применяются всемифилиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включаявыделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.
Вновь созданная организацияутверждает избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности,но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица(государственной регистрации). Принятая учетная политика считается применяемойорганизацией со дня приобретения прав юридического лица (государственнойрегистрации).
К способам ведения бухгалтерскогоучета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащимраскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся:
-    способы амортизации основных средств,нематериальных и иных активов;
-    способы оценки производственных запасов,товаров, незавершенного производства и готовой продукции;
-    способы признания прибыли от продажипродукции, товаров, работ, услуг;
-    другие существенные способы ведениябухгалтерского учета.
Существенные способы ведениябухгалтерского учета подлежат раскрытию объяснительной записке, входящей всостав бухгалтерской отчетности за отчетный год. Промежуточная бухгалтерскаяотчетность может не содержать информацию об учетной политике, если в последнейне произошли изменения времени составления годовой бухгалтерской отчетности запредшествующий год, в которой учетная политика была раскрыта.
Закономподтверждено, что, руководствуясь законодательством Российской федерации обухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерскийучет, предприятия (организации) самостоятельно формируют свою учетную политикуисходя из структуры, отрасли и других особенностей деятельности. В нем такжеуказано, что принятая организацией учетная политика применяется последовательноиз года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаяхизменение законодательства Российской Федерации или нормативных актов, органов,осуществляющих регулирование бухгалтерского учета разработки организацией новыхспособов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий еедеятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учетаизменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.
ПоложениеПБУ 1/94 — один из первых стандартов системы нормативного регулирования бухгалтерскогоучета в Российской Федерации и применяется с учетом других Положений побухгалтерскому учету.
Согласноэтому Положению под учетной политикой предприятия понимается выбранная имсовокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения,стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактовхозяйственной деятельности (уставной и иной).
Приформировании учетной политики предполагается, что:
-имуществои обязательства предприятия существуют обособленно от имущества и обязательствсобственников этого предприятия и других предприятий (допущение имущественнойобособленности предприятия);
-предприятиебудет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у него отсутствуютнамерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности,и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке(допущение непрерывной деятельности предприятия);
-выбраннаяпредприятием учетная политика применяется последовательно от одного отчетногогода к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
-фактыхозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду (и,следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место,независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств,связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактовхозяйственной деятельности).
Учетнаяполитика предприятия должна обеспечивать:
-полнотуотражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности(требование полноты);
-большуюготовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и Пассивов, чем возможныхдоходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требованиеосмотрительности);
-отражение,в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из ихправовой формы, но и из экономического содержания фактов и условийхозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
-тождестводанных аналитического учета оборотам и остаткам. По соответствующим счетамсинтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателейбухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета(требование непротиворечивости);
-рациональноеи экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственнойдеятельности и величины предприятия (требование рациональности).
Измененияв учетной политике должны быть обоснованными и оформляться согласно Положению(ПБУ 1/94).
Последствияизменений в учетной политике, не связанные с изменением законодательстваРоссийской Федерации, должны быть оценены в стоимостном выражении. Оценка встоимостном выражении последствий изменений в учетной политике производится наосновании выверенных предприятием данных на дату (первое число месяца), скоторой применяются измененные способы ведения бухгалтерского учета.
Новое вПоложении по учетной политике.
Принципиальноновым в Положении по учетной политике является то, что теперь ее формированиемвправе заниматься не только главный бухгалтер, но и иное лицо, на котороевозложено ведение бухгалтерского учета в организации. Напомним, что всоответствии с п. 2 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете руководитель организацииможет:  — учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение,возглавляемое главным бухгалтером;  — ввести в штат должность бухгалтера;  — передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованнойбухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;  — вести бухгалтерский учет лично.
Значительнымновшеством в ПБУ 1/2008 является требование указывать в учетной политике всеформы первичных документов, которые применяются организацией для отраженияфактов хозяйственной деятельности, а не только те, по которым нетунифицированных форм, как было предусмотрено ранее. Возникает вопрос: может лиорганизация оговорить в учетной политике свои формы первичных документов, дажеесли существуют утвержденные унифицированные формы? Ответ на этот вопрос, ксожалению, отрицательный. По-прежнему все первичные документы организацииследует составлять по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм, адокументы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержатьобязательные реквизиты:  — наименование документа;  — дату составления;  — наименование организации, от имени которой составлен документ;  — содержаниехозяйственной операции;  — измерители хозяйственной операции в натуральном иденежном выражениях;  — наименование должностей лиц, ответственных засовершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;  — личныеподписи указанных лиц.  Отсутствие в первичном учетном документе реквизитов,определенных законодательством о бухгалтерском учете, считается нарушениемправил бухгалтерского учета. Все формы первичных учетных документов, неявляющихся типовыми, унифицированными, описываются в учетной политикеорганизации (назначение, порядок составления, подписания) и прикладываются кней.  Формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности закрепляются вучетной политике и необходимы для внутренних пользователей (менеджеров разногоуровня) в целях принятия управленческих решений, контроля за хозяйственнойдеятельностью как организации в целом, так и ее структурных (производственных,хозяйственных и управленческих) подразделений. В связи со спецификойдеятельности организаций, разными информационными потребностями пользователейучетной информации отсутствуют методики ее составления, единые формыотчетности.  Содержание форм внутренней бухгалтерской отчетности определяетсяособенностями деятельности организации: формой собственности; масштабоморганизации; организационной структурой управления; отраслевымихарактеристиками деятельности; технологическими особенностями производственногопроцесса; спецификой снабженческой и сбытовой деятельности и др.  В приказеруководителя об учетной политике утверждаются состав и формы внутреннейбухгалтерской отчетности, периодичность и сроки ее представления, ответственныеза ее составление, потенциальные пользователи отчетности.
Работникиорганизации должны составлять и представлять документы, относящиеся к сфере ихдеятельности, по графику документооборота. Для этого каждому исполнителювручается выписка из графика. В выписке перечисляются документы, относящиеся ксфере деятельности исполнителя, сроки их оформления и подразделенияорганизации, в которые представляются указанные документы.  Контроль засоблюдением графика исполнителями работ ведет главный бухгалтер организации, аответственность за своевременное и доброкачественное создание документов,своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, задостоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие иподписавшие эти документы.

1.3 Законодательные акты РФ, регламентирующиеуправленческий учет
Основныенормативные документы, регламентирующие управленческий учет, разработаныприменительно к бухгалтерскому учету. Это в некоторой степени подтверждаетметодологическую взаимосвязь управленческого и бухгалтерского учета, котораяосновывается на единстве применяемых принципах и методах учета. Вместе с теммногие положения нормативных документов можно использовать и в управленческомучете.
Например,первичные документы в управленческом учете целесообразно составлять всоответствии с требованиями Закона «О бухгалтерском учете»; положения побухгалтерскому учету также целесообразно отнести к управленческому учету, хотяони для него не обязательны (в отличие от бухгалтерского учета).
Кнастоящему времени систему нормативных документов, регламентирующихбухгалтерский и управленческий учет, можно представить иерархично в видечетырехуровневой системы[1].
Первыйуровеньобразуют законодательные акты, указы Президента РФ и ПостановленияПравительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведениебухгалтерского управленческого учета и отчетности в организации. Основнымзаконодательным актом на данном уровне является Федеральный закон «Обухгалтерском учете» от 21. 11. 1996 г. № 129-ФЗ.
Этотзакон определяет правовые основы бухгалтерского учета и отчетности, ихсодержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерскойдеятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов,обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять бухгалтерскую (финансовую)отчетность.
Кзаконодательным нормативным документам также относятся: Гражданский кодекс РФ,в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета иотчетности (наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица,обязательность утверждения годового отчета, понятие дочерних и зависимыхобществ); «Об акционерных обществах» от 26. 12. 1995 г. №208-ФЗ, Постановление Правительства РФ «О Программе реформирования бухгалтерского учета всоответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от06. 03. 1998 г. № 283.
Таккак в настоящее время происходят весьма существенные перемены в финансовомучете, связанные с переходом России на международные стандарты финансовогоучета, то следует обратить внимание на положения Концепции развитиябухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, котораябыла утверждена приказом Минфина от 1 июля 2004 г. №80. Концепция, разработанная по решению Правительства РФ, направлена на повышение качестваинформации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечениегарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.
Концепцияраскрывает такие положения, касающиеся учета и отчетности, как:
— необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности;
— цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета иотчетности;
— необходимость повышения качества информации, формируемой в бухгалтерском учетеи отчетности;
— создание инфраструктуры применения МСФО;
— изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
— подготовка и повышение качества квалификации кадров;
— а также основные этапы развития бухгалтерского учета и отчетности всреднесрочной перспективе.
Вп. 2. 1. Концепции говорится об управленческой отчетности. «Управленческаяотчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом(руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание,периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяютсясамостоятельно хозяйствующим субъектом. Вместе е тем передовая практикауправления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такоепостроение управленческой отчетности, при котором содержание и порядоксоставления ее основывается на тех же принципах, на каких составляетсяиндивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность. Главнаязадача в области финансовой отчетности заключается в широком распространениипередового опыта ее организации, а также опыта Использования ее в управлениихозяйствующим субъектом».
Второйуровень составляют Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ), которыебыли разработаны Минфином РФ согласно государственной программе перехода Россиина принятую в международной практике систему учета и отчетности в соответствиис требованиями развития рыночной экономики. Учетные стандарты призваныконкретизировать Закон о бухгалтерском учете и отчетности, и рассматриваютотдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например, учетаосновных средств и запасов. В настоящее время в российской Федерацииразработано и утверждено 17 Положений по бухгалтерскому учету и отчетности. Кчислу ПБУ, которые регулируют не только финансовый, но и управленческий учет,можно отнести:
— Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ4/99). Утверждено приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н;
— Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000).Утверждено приказом Минфина РФ от 27 января 2000 г.;
— Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика» (ПБУ 1/98). Утвержденоприказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г.
Кчислу документов второго уровня следует отнести также План счетовбухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по егоприменению, являющиеся базовыми документами системы учета в России. План счетов— документ общего порядка, который является единым, обязательным к применению ворганизациях любых видов деятельности независимо от форм собственности,подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков. В План счетовнеоднократно вносились корректировки в связи с меняющимися экономическимиусловиями. Минфин России приказом от 31 октября 2000 г. Утвердил новый План счетов, который введен в действие с 1 января 2001 г.
Третийуровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции,комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств, указания, конкретизирующиеобщие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии сотраслевой спецификой.
Документыданного уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 являетсядокументом второго уровня, то ежегодные приказы Минфина России, издаваемые вего развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являютсядокументами третьего уровня (например, приказ от 13 января 2000 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» или Методические рекомендации побухгалтерскому учету основных средств, принятые в развитие ПБУ 6/01 «Учетосновных средств»).
Четвертыйуровень включает в себя приказы, указания, инструкции, выпускаемые самойорганизацией. Например, рабочий план счетов, составленный на основе единогоПлана счетов, или учетная политика организации. Документы этого уровняопределяют особенности организации и ведения учета и отчетности в нем.
Наоснове нормативных документов служба управленческого учета разрабатываетрабочие документы, в их числе:
— приказ по учетной политике;
— формы первичных документов и учетных регистров;
— графики документооборота;
— план счетовуправленческого учёта;

2.УЧЕТ НА ПРИМЕРЕ ООО «ФИРМА ШАТТЛ»
 
2.1Краткая экономическая характеристика ООО «Фирма Шаттл»
Объектомисследования принципов управленческого учета в курсовой работе являетсяпредприятие оптовой торговли ООО «Фирма Шаттл».
ООО«Фирма Шаттл» было учреждено в 2005 году в соответствии с Гражданским кодексомРФ и Федеральным законом РФ «Об акционерных обществах»№ 208-ФЗ от 26.12.93г.
Обществоявляется юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава идействующего законодательства РФ.
Юридическийи почтовый адрес: РФ, 390000, г.Рязань, Ряжское шоссе, д.20.
Уставныйкапитал ООО «Фирма Шаттл» составил на момент создания Общества 142 тысячрублей. Уставом предусмотрено, что уставный капитал может увеличиваться за счетдополнительных взносов участников, за счет прибыли от деятельности Общества иза счет имущества Общества.
ООО«Фирма Шаттл» является коммерческой организацией и цель егодеятельности-расширение рынка товаров и услуг и извлечение прибыли.
Уставомпредусмотрены следующие виды деятельности организации:
— оптовая торговля продовольственными товарами;
— розничная торговля продовольственными товарами;
— осуществление собственного строительства;
— приобретение, продажа, и передача (взятие) в аренду основных и оборотныхсредств;
— осуществление финансовых вложений;
— а также осуществление других работ и оказание других услуг, не запрещенных и непротиворечащих действующему законодательству РФ.
Обществоосуществляет свою деятельность на основании любых разрешенных законодательствомопераций, в том числе путем поставок товаров, выполнения работ, оказания услугв кредит, оказания финансовой или иной помощи по договоренности сторон.
Дляболее полной характеристики ООО «Фирма Шаттл» в таблицах 1-4 приведены егоосновные технико-экономические показатели, которые характеризуют эффективностьхозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности (Приложение1-5).
Таблица1
Основныеэкономические показатели деятельности (суммы тыс. руб.)Показатели Годы
2009г.в
% к 2008г.
2009 г. в
% к 2007г. 2007 2008 2009 Выручка от продажи товаров 615196 609143 557853 91,6 90,7 Себестоимость реализованных товаров 452340 448122 423488 94,5 93,6 Коммерческие расходы 36488 38386 40959 106,7 112,3 Прибыль от продаж 126368 122635 93406 76,2 73,9 Уровень рентабельности продаж, % 20,54 20,13 16,74, -3,39 3,80
Поданным табл.1 необходимо отметить уменьшение всех приведенных показателей, чтосвидетельсьвует об ухудшении экономического положения организации. Особеннорезкое ухудшение состояния можно отметить в 2009 году. Например, такойпоказатель как прибыль от продаж уменьшился в 2009 году по сравнению с 2007годом на 23,8%, а по сравнению с 2007 годом- на 26,1 %. Уменьшение прибыливедет к ограничению возможностей самофинансирования Общества, не позволяетрешать проблемы социального и материального поощрения персонала опганизации.Показатели рентабельности за последний год уменьшились в несколько раз. Вчастности, рентабельность продаж уменьшилась в 2009 году по сравнению с 2008годом на 3,39 %, а по сравнению с 2006 годом- на 3,80 %.
Однойиз важнейших сторон роста эффективности хозяйственной деятельности организацииявляется повышение производительности труда. Основные показатели,характеризующие производительность труда ООО «Фирма Шаттл» за период2009-2007гг. приведены в табл.2.
Таблица2
Динамикапроизводительности трудаПоказатели Годы
2009г.в
% к 2008г.
2009г. в
% к 2008г. 2007 2008 2009 Выручка от продажи товаров 615196 609143 557853 91,6 90,7 Среднегодовая численность работников, чел. 232 233 215 92,3 92,7 Отработано чел.-дней 62640 63143 57835 91,6 92,3 Отработано чел.-часов 507384 508301 462680 91,0 91,2 Годовая производительность труда, тыс.руб. 2652 2614 2594 99,2 97,8 Дневная производительность труда, тыс.руб. 9,8 9,6 9,6 100,0 98,0 Часовая производительность труда, руб. 1,2 1,2 1,2 100,0 100,0
Данныетабл.2 показывают, что среднегодовая численность работников в 2009 году посравнению с 2008 годом уменьшилась на 7,7 %, а по сравнению с 2006 годом- на7,3%. При этом снизилась производительность труда в 2009 году по сравнению с2008 годом: годовая- на 0,8 %, а дневная и часовая производительность труда неизменились, а по сравнению с 2007 годом соответственно снизилась годовая- на3,2 %, дневная-на 2,0%, а часовая- осталась на уровне 2009 года. Снижениепроизводительности труда свидетельствует о неэффективном использовании трудовыхресурсов на предприятии.
ОбеспеченностьООО «Фирма Шаттл» основными фондами, наиболее правильное использование всехсредств труда- один из важнейших факторов роста производительности труда,повышения эффективности производства (табл.3).
Таблица3
Оснащенностьосновными фондами и экономическая эффективность их использованияПоказатели Годы 2009 г. в % к 2008г. 2009 г. в % к 2007г. 2007 2008 2009 Основные производственные фонды, тыс.руб. 2198524 2307733 2399763 104,0 109,2 Фондоотдача, руб. 0,28 0,26 0,23 88,5 82,1 Фондоемкость, руб. 3,57 3,85 4,35 113,0 121,8 Фондовооруженность, тыс. руб. 9476 9904 11161 112,7 117,8
Среднегодоваястоимость основных фондов в 2009 году по сравнению с 2008 годом выросла на4,0%, а по сравнению с 2007 годом- на 9,2%.
Этотпроцесс связан с обновлением основных фондов за счет привлечения капитальныхвложений и приобретения нового оборудования. Но фондоотдача в 2009 году посравнению с 2008 годом уменьшилась на 11,5%, а по сравнению с 2007 годом –на17,9%, что свидетельствует о снижении эффективности использования основныхфондов на предприятии. Это же подтверждает и рост фондоемкости.Фондовооруженность труда в 2009 году по сравнению с 2008 годом выросла на12,7%, по сравнению с 2007 годом рост составил 17,8%, но при этом снизиласьпроизводительность труда работников.
ВООО «Фирма Шаттл» коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость иплатежеспособность, имеют следующие значения (табл.4).
ВООО «Фирма Шаттл» коэффициент автономии в 2007 году составил 0,93 пункта, в2008 году-0,87 пункта, а в 2009 году-0,91 пункта. Увеличение этого показателя в2009 г. по сравнению с 2008 годом произошло из-за увеличения собственныхсредств за счет нераспределенной прибыли. В 2009-2007 гг. финансоваянезависимость организации соответствует нормативному значению (более 0,4-0,6пункта).
Таблица4
Показателифинансовой устойчивости и платежеспособностиПоказатели Норм. ограничение 2007 год 2008 год 2009 год 2009 г. к 2008 г. 2009 г. к 2007 г. Коэффициент финансовой независимости (автономии)  0,4-0,6 0,92 0,87 0,91 +0,04 -0,01 Коэффициент финансовой активности (соотношение заемных и собственных средств) Max 1 10,7 16,5 10,2 -6,3 -0,5 Коэффициент маневренности собственного капитала 0,6 0,36 0,49 0,53 +0,04 +0,17 Абсолютной ликвидности Min 0,2 0,7 6,22 3,24 -2,98 +2,55 Быстрой ликвидности 1 1,8 7,57 4,27 -3,30 +2,47 Текущей ликвидности Min 2 4,88 11,69 5,80 -5,89 +1,08

Коэффициентманевренности в 2009 г. имеет тенденции к росту и составляет 0,53 пункта, но онниже установленного норматива и выше данных 2007 и 2008 гг., чтосвидетельствует об относительной мобильности собственных средств предприятия.
Вцелом оценка финансовой устойчивости ООО «Фирма Шаттл» свидетельствует обулучшении ситуации за анализируемый период.
За2009-2007 гг. произошли изменения в соотношениях оборотных средств активов икраткосрочных обязательств. Это позволяет предположить, что в 2009 годуорганизация располагало средствами для обеспечения погашения своихобязательств.
Дляведения бухгалтерского учета в рассматриваемой организации создана бухгалтерия.
Бухгалтерскийаппарат рассматриваемой организации насчитывает 7 человек. Материальнаягруппа-2 чел., занимается учетом товаров, основных средств; принимает иобрабатывает отчеты заведующих складами; ведет учет издержек обращения и затрат.
Группапо расчетам с персоналом-1 чел., занимается начислением заработанной платыработникам, расчетами по социальному обеспечению и страхованию, ведет рассчетыпо подотчетным лицам, прочие расчеты с персоналом.
Расчетнаягруппа-1 чел., ведение расчетов с поставщиками, подрядчиками, покупателями,заказчиками.
Кассир-1чел., выдача и прием денег из кассы.
Главныйбухгалтер организует работу бухгалтерского аппарата, занимается составлением ианализом бухгалтерской отчетности.
Врассматриваемой организации применяется компьютерная форма учета сиспользованием программного обеспечения 1С: Бухгалтерия 7.7.

2.2.Первичный учет в ООО «Фирма Шаттл»
ВООО «Фирма Шаттл» товары для продажи поступают от производственных предприятий,других оптовых предприятий, в результате закупки у физических лиц и т.д.
Первичныйучет движения товаров в ООО «Фирма Шаттл» строится в соответствии с правиламидокументального оформления приемки, хранения и отпуска товаров, установленнымиМетодическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения иотпуска товаров в организациях торговли, утвержденными письмом Комитета РФ поторговле от 19 июля 1996 г. № 1-794/32-5. Документальное оформление движениятоваров осуществляется с помощью унифицированных форм документов, утвержденныхПостановлением Госкомстата России от 5 декабря 1998г. № 132.
Товары,поступающие на склады ООО «Фирма Шаттл», имеют сопроводительные документы(счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, накладные и др.),предусмотренные условиями поставки товаров, а также правилами перевозки грузов(Приложение 6-8). Если товар поступил на склад без сопроводительных документовили с частичным отсутствием, то он принимается комиссией и оформляется приемнымактом.
Рассмотримосновные первичные оправдательные документы, используемые в ООО «Фирма Шаттл»при приемке товаров от поставщиков.
Актпо форме №ТОРГ-1 составляют, когда:
1)расхождений с документами поставщика нет, но оформление акта предусмотренографиком документооборота организации;
2)обнаружены расхождения с документами продавца, но товар поступил безпредварительной оплаты или после аванса, который не превышает стоимостифактически поступившей продукции.
Форма№1-Т «Товарно-транспортная накладная» — утверждена постановлением ГоскомстатаРоссии от 28 ноября 1997г. № 78. Она может применяться наряду с формой№ТОРГ-12.
Товарно-транспортнаянакладная помогает отследить перевозку материальных ценностей и расчеты за них.Но используют ее только в том случае, когда груз доставляется на автомобиле.ТТН состоит из двух разделов- товарного и транспортного.
Товарныйраздел заполняет грузоотправитель. На основании этого раздела грузоотправительсписывает ценности, а грузополучатель их приходует.
Транспортныйраздел заполняют грузоотправитель-заказчик автомобиля и грузоперевозчик-владелецмашины. По данным транспортного раздела производят расчеты междугрузоотправителем, автотранспортной организацией и грузополучателем.
Приреализации товаров оптом со склада ООО «Фирма Шаттл» выписывает «Товарнуюнакладную» (форма №ТОРГ-12), которая состовляется в двух экземплярах. Первыйэкземпляр остается у кладовщика ООО «Фирма Шаттл» и является основанием для ихсписания. Второй экземпляр передается покупателю. (Приложение 11).
Приисследовании первичного учета в ООО «Фирма Шаттл» можно сделать вывод, чтопервичный учет движения товаров организован таким образом, что обеспечиваетнеобходимую информацию для формирования синтетического и аналитического учета.
Нов ведении первичного учета движения товаров в ООО «Фирма Шаттл», выявлены следующиенедостатки:
1.Отсутствие графика документооборота, что может привести к потере некоторыхпервичных документов, несвоевременной их обработке, припискам и прочимзлоупотреблениям.
2.Нарушения сроков хранения документации в архиве. В ООО «Фирма Шаттл» нет четкоустановленного порядка хранения документов, что обуславливает большой рискнесанкционированного доступа к ним, может привести к утере документов или кразличным злоупотреблениям-подлог документов, приписки, исправления вдокументах.

2.3Аналитический и синтетический учет в ООО «Фирма Шаттл»
Дляучета движения товаров в ООО «Фирма Шаттл» используется активный счет 41«Товары», субсчета 41-1 «Товары на скаладах». Оборот по дебету этого счетапоказывает общую стоимость товаров, поступивших в оптовое предприятие, оборотпо кредиту-выбытие товаров, дебетовое сальдо отражает остаток товаров на конецотчетного периода.
ООО«Фирма Шаттл» применяет автоматизированную форму бухгалтерского учета. Приобработке первичных оправдательных документов (накладных, счетов-фактур) вподсистеме «Товары» проводки, формируются автоматически. Достаточно тольковыбрать соответствующий документ для заполнения в программе. Типовые проводки,соответствующие определенному типу документов, настраиваются заранее и при вводедокумента записываются в книгу хозйственных операций. Бухгалтерская справкасоставляется бухгалтером и заносится в книгу хозяйственных операций одной илинесколькими проводками.
Аналитическийучет поступления товаров в ООО «Фирма Шаттл» ведется на складах и вбухгалтерии.
ВООО «Фирма Шаттл» применяется следующая схема учета товаров:
1)материально ответственное лицо ведет журнал учета товаров на складе (Торг-18);
2)бухгалтерприсваивает каждому наименованию поступившего товара номенклатурный номер иоткрывает на каждый поступивший товар карточку количественно-сумового учета(Торг-28). Эта карточка передается материально ответственному лицу. Материальноответственное лицо производит в карточке записи по приходу и расходу товара.Если в организацию поступает новый товар с тем же наименованием и по той жепокупной цене, то новая карточка не открывается, а записи производятся впрежней карточке;
3)в сроки, установленые руководителем и главным бухгалтером организации,материально ответственное лицо сдает бухгалтеру сопроводительный реестр сдачидокументов (Торг-31), к которому прилагает приходные и расходные документы;
4)бухгалтер обрабатывает поступившие документы и выводит товарный остаток набалансовом счете 41 «Товары» по каждому месту хранения и материальноответственному лицу;
5)ежемесячнобухгалтер проводит сверку товарных остатков, которые числятся вкарточках количественно-суммового учета (Торг-28), с товарным остатком вбалансе.
ООО«Фирма Шаттл» имеет в своей структуре склады, объединенные территориально вторговую базу. Поступление и отпуск товаров по наименованияи количествузавскладом регистрирует в «Журнале учета товаров на складе» (Торг-18).
Этотжурнал предназначен для количесвенного учета товаров. Он содержит такиепоказатели:
-датуи номер приходных и расходных документов;
-приход,расход и остаток каждого наименования товара по колчеству;
-сведенияо поставщике или покупателе товара;
-прочиесведения.
Журналприменяется для учета движения и остатков товара на складе.
Журналведется материально-ответственными лицами по наименованиям, сортам, количествуи цене.
Записив журнал производятся на основании приходно-расходных документов по учетуотпуска товаров и тары за день.
Проведенноеисследование учета товаров в ООО «Фирма Шаттл», позволяет сделать заключение отом, что бухгалтерский учет товаров ведется с учетом требований Положения обухгалтерском учете и отчетности в РФ, Положения по бухгалтерскому учету «Учетматериально-производственных запасов», других общеметодических нормативныхдокументов. Фактическое состояние учетоа товаров в основном соответствуетпредусмотренному учетной политикой порядку: все хозяйственные операции,связанные с движением товаров полностью и своевременно регистрируются вбухгалтерском учете, данные аналитического учета соответствуют оборотам иостаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а такжетождество показаний бухгалтерсокй отчетности данным синтетического ианалитического учета.

3. ПУТИСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ УЧЕТА В ООО «ФИРМАШАТТЛ»
Проведенноеисследование учета товаров в ООО «Фирма Шаттл» позволяет наметить путисовершенствования учета товарных операций в рассматриваемой организации.
Материальноответственные лица ООО «Фирма Шаттл» постоянно нарушают сроки предоставленияреестров в бухгалтерию, так как в рассматриваемой организации отсутствуетграфик документооборота. Несвоевременная сдача реестров материальноответственными лицами ведет к снижению контроля за объемами продажи товаров,правильностью и своевременностью оприходования товаров и тары.
Работникибухгалтерии ООО «Фирма Шаттл» принимают документы, не вызывающие сомнения вправильности их составления и оформления, в законности и целесообразностиподтверждаемых ими хозяйственных операций, без арифметических ошибок. Приобнаружении в документе незаполненных реквизитов и арифметических ошибок онвозвращается для дооформления или переписывания.
Еслив процессе проверки обнаруживаются подделки каких-либо реквизитов, особенноподписей, или другие злоупотребления, то такие документы оставляются вбухгалтерии для выяснения причин и принятия необходимых мер в отношениивиновников.
Настоящиеметодические рекомендации разработаны с целью оказания помощи руководителяморганизаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственностипо проведению мероприятий, направленных на формирование полной, оперативной идостоверной информационной и аналитической базы принятия обоснованныхуправленческих решений, а также для осуществления оперативного контроля заэффективностью использования ресурсов организации, и носят рекомендательныйхарактер.
Вданном разделе более подробно будут рассмотрены такие аспекты управленческогоучета, как основные компоненты системы управленческого учета в организации,основные процессы, обеспечивающие формирование и функционирование системыуправленческого учета, и факторы, оказывающие влияние на организацию системыуправленческого учета в организациях[2].
1)Основные компоненты системы управленческого учета в организации.
Дляорганизации и ведения управленческого учета на предприятии необходимаклассификация процессов и технологий в соответствии с систематикойуправленческого учета.
Всоответствии с международной практикой базовыми компонентами системыуправленческого учета и анализа на предприятиях являются:
·  учети управление затратами;
·  разработкаоценочных и сравнительных показателей деятельности;
·  планированиеоперативной производственной, финансовой и инвестиционной деятельности (включаябюджетирование).
Всистему управленческого учета и анализа включают также прогнозированиевнутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия,а также составление управленческой отчетности.
Системаучета и управления затратами.
Системаучета и управления затратами дает руководству организации:
·  информациюо том, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы организации;
·  прогнозизменения расходования ресурсов организации при изменении параметров и условийдеятельности организации;
·         возможностьна основе полученной информации обеспечить максимально высокий уровень отдачиот использования ограниченных ресурсов.
Системаучета и управления затратами должна учитывать внешние требования в частиналогового законодательства, согласоваться с корпоративными принципами, а такжеопираться на стандарты функциональной деятельности. Последнее особенно значимодля производственных предприятий, так как расчет производственной себестоимостисвязан с особенностями технологических процессов. Это справедливо и дляоперационной себестоимости в торговом бизнесе.
Системапоказателей деятельности
Показателидеятельности лежат в основе планирования работы подразделений и делегированияответственности на предприятии. Для реализации соответствующих управленческихфункций менеджерами всех уровней, необходимы правила делегирования полномочий,правила распределения ответственности в структуре управления организаций. Приэтом важность рассматриваемой подсистемы не зависит от принятого похода кпостроению системы управления (иерархического, дивизионного или матричного).
Чемсложнее управленческая структура, тем большее значение имеет правильный выборсистемы показателей деятельности, правильное функционирование системы, то естьсвоевременное определение показателей и эффективность их с точки зренияотражения задач, стоящих перед каждым подразделением.
Классификациянаправлений управленческого учета в зависимости от функциональнойпринадлежности
Посколькув каждой организации можно выделить несколько различных бизнес процессов, длякаждого направления хозяйственной деятельности обычно формируются специальные,присущие только ему формы управленческой отчетности, управленческих данных имоделей, а, следовательно, и специализированная форма управленческого учета.При этом в каждой организации есть и общий управленческий учет, стандартнаяуправленческая отчетность и показатели деятельности. В качестве примеровспециализированных сфер применения управленческого учета в зависимости отбизнес-процессов можно привести следующие:
·     закупки,складирование;
·     производство;
·     продажи;
·     управлениефинансовыми инструментами;
·     управлениеинвестициями;
·     управлениетранспортными потоками;
·     холдинговоеуправление.
2)Основные процессы, обеспечивающие формирование и функционирование системыуправленческого учета.
Средиосновных процессов, реализация которых лежит в сфере деятельностиэкономиста-специалиста по управленческому учету, формирующих базу системыуправленческого учета и анализа, можно выделить следующие:
идентификация,измерение и накопление данных.
Процессидентификации заключается в определении, классификации и оценке хозяйственныхопераций и других экономически значимых событий с целью последующего отражениясоответствующей информации в системе управленческого учета.
Процессизмерения предусматривает представление данных о хозяйственных операциях,других произошедших или потенциально возможных экономически значимых событиях вколичественном выражении. Такое представление может основываться и на оценочныхрасчетах.
Поднакоплением понимается упорядоченное и последовательное отражение иклассификация хозяйственных операций и других экономически значимых событий всоответствующих учетных регистрах.
Анализ,подготовка и интерпретация информации
Процессанализа информации предполагает определение круга пользователей и задач дляреализации отчетной деятельности, а также выявление взаимосвязи этойдеятельности с другими экономически значимыми событиями и ситуациями. Цельпроцесса — предоставление более адекватной отчетной информации.
Подготовкаи интерпретация учетных и/или плановых данных сводятся к согласованию этихданных по определенным признакам. Цель — предоставление логически связанной иобоснованной информации, включающей, если это уместно, аналитические ипрогнозные заключения.
Экономистамрекомендуется интерпретировать в разрезе различных аналитических систем всевозможные виды внутренней и внешней информации об организации (например, ееклиентах и ресурсах) и ее деятельности (направлениях бизнеса); сообщать овлиянии, которое поступающая или планируемая информация может оказать на работукомпании; делать заключение о значимости и достоверности данных.
Разработкаи технологическое внедрение информационной системы
Всовременном управленческом учете широко используются информационные технологии,что предполагает создание на предприятии информационной системы для целейуправленческого учета, соответствующей запросам руководства предприятия, еговладельцев и акционеров[3].
Входе конструирования и разработки полноценной информационной системы управлениянеобходимо реализовать следующие задачи:
·     определитьрезультаты, которые пользователи должны получать из системы;
·     указать,какие данные необходимо вводить в систему для получения требуемых результатов;
·     разработатьтребования к системе обработки, преобразующей данные на входе в информацию навыходе;
·     обеспечитьуправление и безопасность на уровне баз данных.
Дляобеспечения отбора, накопления, передачи, анализа и сохранности информациинеобходимо применять современные методики и оборудование. Поэтому экономисты-специалисты в области управленческого учета или члены команды по внедрениюуправленческого учета должны владеть современными информационными технологиямии автоматизированными методиками ведения учета для их применения в обработке иуправлении информацией. Например:
·  программноеобеспечение (приложения), реализующие основные учетные функции и управлениебазами данных, методы финансового планирования и принятия решений, такие какмодели оптимизации использования активов и распределения ресурсов;
·  сетевыеи коммуникационные системы.
3)Факторы, оказывающие влияние на организацию системы управленческого учета ворганизациях.
Взависимости от целей долгосрочного развития организации и стратегии по ихдостижению, а также информационных потребностей менеджеров различных уровней инаправлений, построение системы управленческого учета в различных организацияхимеет свои особенности.
Средиключевых факторов, обуславливающих особенности построения системыуправленческого учета в организациях, можно назвать следующие:
·     особенностинормативно-правового регулирования деятельности организации;
·     характердеятельности (производственная сфера, торговля, выполнение работ, оказаниеуслуг);
·     масштабдеятельности (операций);
·     организационнаяструктура (отдельное предприятие, консолидированная группа и т.д.);
·     внутренниестандарты деятельности (стандарты корпоративного управления, стандарты качества);
·     наличиеи характеристики систем информационного обеспечения для целей управления(например, программное обеспечение, позволяющее создавать большие базы данных иуправлять интегрированной базой данных)[4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Еслипонимать под управленческим учетом систему учета, планирования, контроля,анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезенеобходимых для управления объектов, оперативного принятия на этой основеразличных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатовдеятельности предприятия, то можно сделать следующие выводы.
Естьсмысл говорить об элементах системы управленческого учета, имеющих место втеории и практике отечественного учета, применении новых элементов системы и ееэффективном функционировании на российских предприятиях.
Втеории и практике отечественного учета были и есть: учет по видам затрат (вразличных группировках), центрам затрат и центрам ответственности, объектамкалькулирования; нормативный учет; система внутреннего хозяйственного расчета;система анализа, планирования и контроля.
Всевышеперечисленное представляет собой элементы управленческого учета. Поэтомуговорить об управленческом учете как о чем-то для нас совершенно незнакомомбыло бы неправильно.
Другоедело — эффективность совокупного функционирования элементов системы как целогов достижении единой цели. Здесь можно сказать, что в условиях рыночныхотношений происходит; объективная интеграция методов управления в единуюсистему управленческого учета, что было не так эффективно в условияхцентрализованно управлявшейся экономики.
Такженовым для нас являются некоторые элементы систем управления, такие, как система«директ-костинг», ее учетные, аналитические и управленческиевозможности.
Такимобразом, одной из предпосылок становления российского управленческого учетаявляется теоретическая предпосылка: изучение, освоение и переосмыслениебогатого наследия отечественной учетно-аналитической и экономической школы, содной стороны, и изучение, разумное применение и освоение западных теорий иметодов управления, с другой.
ВРоссийской Федерации уже сегодня существуют значительные основы для становленияи развития управленческого учета, в основном в виде отдельных положенийнормативных актов Минфина РФ. Основным тормозом здесь являются, на наш взгляд,отдельные положения действующего налогового законодательства.
Такимобразом, другая основная предпосылка для процесса становления управленческогоучета — законодательные акты Российской Федерации, дающие возможность реальнойорганизации управленческого учета в современных условиях.
Мыне видим в настоящее время большой необходимости законодательного разделениябухгалтерского учета на две автономных подсистемы — финансовую иуправленческую.
Задачитого и другого видов учета успешно может решать и интегрированная система,сложившаяся в нашей стране.
Понашему мнению, следует сосредоточить внимание на пополнении отечественныхметодов калькулирования новыми, зародившимися в условиях рыночной экономики,дать им законодательное закрепление и решить вопросы взаимодействия ивзаимососуществования с налоговым законодательством.
Такимобразом, необходимо извлечь преимущества из сочетания единой организациисистемы учета на всех предприятиях в главных ее элементах и вариантностиспособов учета.
Основнымифакторами, которые будут определять в дальнейшем тенденции развитияуправленческого учета в нашей стране, являются дальнейшее углубление рыночныхпроцессов и их законодательное закрепление.
Толькозаконодательное обеспечение предоставляемой предприятиям экономической свободыв рамках принятого налогового законодательства станет фактором, стимулирующимобъективно назревающие тенденции совершенствования систем управленияпредприятиями в условиях рыночной экономики, создания систем отечественногоуправленческого учета.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.    Гражданскийкодекс РФ. Часть 1. Принята Государственной Думой 21 октября 1994 г. Введена и действие с 1 января 1995г. Часть 2. Принята Государственной Думой 22 декабря 1995г.Введена в действие с 1 марта 1996г.
2.   Кодексоб административных правонарушениях РФ от 2002 г № 195-ФЗ (с изм. от 22.06.2007)
3.   Конституция РФ, принятавсенародным голосованием 12.12.1993
4.   Плансчетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации иИнструкция по его применению, утверждённые приказом Минфина России от31.10.2000 № 94н, в редакции от 18.09.2006 №115н.
5.   Положениепо бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» ПБУ 4/99.Утверждено приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 года №43н (в ред. от 18.09.2006 №115н)
6.   Положениепо бухгалтерскому учёту «События после отчётной даты» ПБУ 7/98. Утвержденоприказом Минфина РФ от 25 ноября 1998 года № 56н
7.   Положениепо бухгалтерскому учёту «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01.Утверждено приказом Минфина РФ от 28 ноября 2001 года № 96н (в ред. от18.09.2006 № 116н).
8.   Положениепо бухгалтерскому учёту «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утверждено приказомМинфина РФ от 6 мая 1999 года № 32н (в ред. от 27.11.2006 № 116н.)
9.   Положениепо бухгалтерскому учёту «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено приказомМинфина РФ от 6 мая 1999 года № 33н (в ред. от 27.11.2006 № 156н)
10. Положениепо бухгалтерскому учёту «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02.Утверждено приказом Минфина РФ от 2 июля 2002 года № 66н (в ред. от 18.09.2006№116н)
11. Положениепо бухгалтерскому учёту «Учёт займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»ПБУ 15/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 2 августа 2001 года № 60н (в ред.от 27.11.2006 №155н)
12. Положениепо бухгалтерскому учёту «Учёт материально-производственных запасов» ПБУ 5/01.Утверждено приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 года № 44н (в ред. от 27.11.2006№ 156н)
13. Положениепо бухгалтерскому учёту «Учёт нематериальных активов» ПБУ 14/2007. Утвержденоприказом Минфина РФ от 16 октября 2000 года № 91н (в ред. от 27.11.2006 № 155н)
14. Положениепо ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ от 29.07.98№34н (в ред. от 18.09.2006 № 116н)
15. Трудовойкодекс РФ от 30 декабря 2001 г № 197-ФЗ (с изм. от 30.12.2006)
16. Федеральныйзакон «О бухгалтерском учёте» от 21.1196 № 129-Ф3 в редакции от 03.11.2006 №183-ФЗ
17. Федеральныйзакон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.98 № 14-Ф3 (вред. от 29.12.2004)
18. АстаховВ.П. Новый справочник бухгалтера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001
19. БеловаЕ.Л. Управленческий учёт в информационной системе организации: Учеб. пособие.-М.: Современная экономика и право, 2007
20.  Богатая И.Н., Хохонова Н.Н Основыбухгалтерского учёта «Сдаём экзамен», Ростов-на-Дону «Феникс», 2001
21.  Бородин В.А. Бухгалтерский учёт:Учебник для вузов-3-е изд., перераб и доп. – М.: Юнити -Дана, 2004
22.  Бочкарёва И.И. Бухгалтерский учёт:учебник под ред. Я.В. Соколова-М., ТК. Велби, «Проспект», 2004
23. Бухгалтерскийуправленческийучёт под редакцией П.С. Безруких- М.- 4-е изд., 2002
24. ВахрушинаМ.А. Управленческий анализ.- М.: Омега-Л, 2004
25.  Воронова Ю.Д., Улина Г.В.Управленческий учет на предприятии: Учебное пособие.-М.: ТК Велби, Изд-воПроспект, 2006
26. ИвашкевичВ.Б. Бухгалтерский управленческий учёт. Учеб. для вузов.- М.: Юристъ, 2003
27.  Каверина О.Д. Управленческий учет:системы, методы, процедуры.-М.: Финансы и статистика, 2003
28.  Кондраков Н. П., Иванова М. А…Бухгалтерский управленческий учет. — М.: Инфра-М, 2005
29.  Кукукина И.Г. Управленческий учет:Учебное пособие.-М.: Финансы и статистика, 2004
30.  Ларионов А.Д, Нечитайло А.И,бухгалтерская финансовая отчётность, учеб. пособ. – М: ТК Велби, издательствоПроспект, 2005
31.  Мазков Г.Н., Бенин А.А. Справочник поуправленческому учету.- СПб: Альфа, 2001
32.  Макальская М.Л. Самоучитель побухгалтерскому учёту: учебное пособие.- 14-е изд. перераб. и доп.- М.: Дело исервис,2003
33. МедведевМ.Ю. Общая теория учёта- М., «Дело и сервис», 2001
34. МизиковскийЕ.А, Макарова Л.Т., справочник бухгалтера и аудитора.- М.: Юрист-2001
35.  Муравицкая Н. К., Лукьяненко Г. И…Бухгалтерский учет. Финансовый учет. Управленческий учет. Финансоваяотчетность. Учебное пособие.-М.: КноРус, 2005 г.
36.  Никандрова Л.К, И. В. Гулина.Бухгалтерский управленческий учет. –М.: Логос, Университетская книга, 2007
37.  Палий В.Ф. Организацияуправленческого учета.-М.: Бератор-Пресс, 2003
38.  Попова Л.В. Бухгалтерскийуправленческий учет. Нормативная база, тесты, понятийный аппарат. –М.: Дело иСервис, 2008
39.  Попова Л. В.,. Константинов В. А,,Степанова Е. Ю. Управленческий учет и анализ с практическими примерами. — М.:Дело и Сервис, 2006
40.  Рыбакова О.В. бухгалтерскийуправленческий учет и управленческое планирование.- М.: Финансы и статистика,2005
41. РогуленкоТ.М, Харьков В.П Бухгалтерский учёт: учебник-М, Финансы и статистика, 2005
42. Теориябухгалтерского учёта под редакцией В.Д Новодворского-М, Юнити-Дана, 2000
43.  Управленческий учет: Учебноепособие./Под ред. А.Д. Шеремета, 2-е изд., испр. –М.: ИД ФБК-Пресс, 2002
44.  Управленческий учет./ Под.ред. И. Г.Шевченко.-М.: Интел-Синтез, 2001
45.  Шнейдман Л.З. Рекомендации попереходу на новый план счетов.-М.: Бухгалтерский учёт, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ethnocentrism Essay Research Paper A World of
Реферат Государственный бюджет как инструмент экономической политики
Реферат Ринок праці, політика зайнятості, відтворення робочої сили
Реферат Организация аудиторской проверки 2
Реферат Економіка України на сучасному етапі: проблеми та перспективи її розвитку
Реферат Чайка А.П.Чехова -новый этап творчества
Реферат Заклади гостинності у Стародавньому Світі
Реферат Вторая индо-пакистанская война
Реферат Правовое регулирование профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
Реферат Язык и мышление в философии языка И.Г. Гамана
Реферат Система ЭВМ
Реферат Microsoft Word Робота з шаблонами
Реферат Русское солдатское арго (материалы к описанию)
Реферат Лесной знатель Фердинанд Габриель Фокель и его книга
Реферат Формирование и выполнение госзаданий в бюджетных учреждениях культуры