Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Принципы построения финансовой отчетности

СОДЕРЖАНИЕ
1. Принципы построения финансовойотчетности
Список использованных источников

1. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Актуальной проблемой развитиябухгалтерского учета является его сближение с мировой практикой как необходимоеусловие вхождения в международные рынки капитала для снижения затрат на привлечениеинвестиций, интеграции в мировую экономику.
В результате глобализациимеждународных хозяйственных связей возникла необходимость в согласованиинациональных систем бухгалтерского учета. Появилось большое числотранснациональных корпораций, имеющих отделения в разных странах мира,нуждающихся в унификации учета для консолидации финансовых отчетов.
Вся информация, необходимаядля финансового менеджера, может быть разделена на четыре группы показателей.
Первая группа характеризуетобщеэкономическое положение страны. Эти показатели необходимы дляпрогнозирования внешних условий, в которых приходится работать фирме: объёмдоходов бюджета, объём расходов бюджета, дефицит бюджета, объём эмиссии денег,денежные доходы населения, вклады населения в банках, уровень инфляции, учётнаяставка Центрального банка. Источники – данные государственной статистики,нормативные документы Центрального банка и Министерства финансов РФ,периодические издания (журналы “Рынок ценных бумаг”, “Финансы”, “Деньги икредит”, еженедельники “Коммерсант”, “Эксперт” и др., информация, размещенная вИнтернет.
Вторая группа характеризуетположение отрасли. Эти показатели необходимы для оперативной финансовойдеятельности, для анализа деятельности конкурентов: индекс цен на продукцию,ставка налогообложения прибыли, общая стоимость активов (в том числеоборотных), общая сумма используемого капитала (в том числе собственного),объём реализованной продукции. Источники – публикации в специальных изданиях,платные бизнес‑справки и т.д., информация, размещенная в Интернет.
Третья группа характеризуетконъюнктуру финансового рынка. Эти показатели необходимы для принятия решенийпо инвестиционным проектам, краткосрочным финансовым операциям и т.д.:котировки основных ценных бумаг (акции, облигации) на рынке, цены и объёмысделок по основным видам ценных бумаг, сводный индекс динамики цен на фондовомрынке, депозитные и кредитные ставки коммерческих банков, официальные курсыотдельных валют. Источники – публикации коммерческих изданий, информация, размещеннаяв Интернет.
Четвёртая группа показателейформируется по данным управленческого и бухгалтерского учёта (финансовыхотчётов) [2, с.628].
Финансовая отчётность – этосовокупность форм, составленных на основе документально обоснованныхпоказателей финансового учёта. Именно эти показатели и формируются в финансовыеотчёты.
Назначение финансовых отчётов– предоставление пользователям объективной и достоверной информации офинансовом положении предприятия для принятия решений.
Это основа информационной базыфинансового менеджмента. На ее основе производится анализ, прогнозирование,планирование и принятие решений по всем направлениям финансовой деятельности.
Менеджерам необходимыпоказатели всех четырёх групп (показатели четвёртой группы в виде отчётов).
Отчёты нужны и другимпользователям:
— акционерам или прямымвладельцам, которые хотят знать, каково финансовое положение фирмы;
— кредиторам по той жепричине;
— налоговым службам,аудиторам, профсоюзам и т.д.
Международной практикойпредусмотрены следующие формы финансовой отчётности:
— балансовый отчёт;
— отчёт о прибылях и убытках(отчёт о доходах);
— отчёт о нераспределённойприбыли;
— отчёт об источниках фондов иих использовании;
— примечания к финансовымотчётам;
— заключение аудитора.
В странах с развитой рыночнойэкономикой регулирование бухгалтерского учета осуществляется с помощью такназываемых учетных стандартов, под которыми обычно понимают правила подготовкифинансовой отчетности. В связи с этим встает вопрос об изучении международныхстандартов, правильности их понимания и рассмотрения.
Международные стандартыбухгалтерского учета представляют собой совокупность положений, разработанныхКомитетом международных бухгалтерских стандартов (IASC), членами которогоявляются бухгалтеры более 80 стран. Цель разработки и внедрения международныхстандартов во всем мире — гармонизация законодательства, улучшение стандартовбухгалтерского учета и порядка составления финансовой отчетности. Так,Generally Accepted Accounting Principles (US GAAP) — Общепринятые учетныепринципы США — определяют объем, тип и способ подготовки информации вбухгалтерском учете. Стандарты устанавливают, что приемлемо или неприемлемо впрактике учета и отчетности. Финансовая отчетность, соответствующая учетнымстандартам, считается надежной [9, с.197].
Чтобы финансовая отчетностьроссийских предприятий удовлетворяла требованиям перечисленных вышепользователей не только внутри страны, но и на международном уровне, она должнасоответствовать принципам ведения учета в экономически развитых странах,согласованным с требованиями международных бухгалтерских стандартов, а такжеряду концептуальных принципов, определяемых требованиями к информациибухгалтерского учета и его ролью как функции управления.
Фундаментальные принципыбухгалтерского учета сходны во многих странах, поэтому они нашли отражение вМеждународных стандартах учета и отчетности, которые разрабатываются в целяхунификации национальных систем веления бухгалтерского учета в разных странах.
Общепринятые стандартыбухгалтерского учета позволяют избежать субъективности в оценках хозяйственныхопераций, неправильной оценки хозяйственных операций, неточностей идвусмысленности в оценке, а также обеспечивают возможность сопоставленияфинансовой отчетности разных предприятий и финансовой отчетности предприятияразных периодов.
Финансовая отчетность имеетмеждународное происхождение. Многие народы внесли свои идеи в практическиеметоды, которые привели к созданию и развитию теоретических основбухгалтерского учета. Изобретение книгопечатания в Германии Гуттенбургомпозволило впервые францисканскому монаху Л. Пачолли описать бухгалтерский учетпо системе двойной записи — главного приема метода бухгалтерского учета.
С расширением торговыхотношений стран вслед за бизнесом бухгалтерский учет переместился в Голландию,Англию и затем в США. В этом движении бухгалтерский учет превратился всамостоятельное направление, определяемое в среде рыночных отношений языкомбизнеса.
С течением времени подвлиянием различных экономических условий выкристаллизовались национальныебухгалтерские школы. В настоящее время имеются американский, британский,германский виды бухгалтерского учета, воплотившие все разнообразиеэкономических отношений этих стран. В результате язык бизнеса стал состоять измножества диалектов.
Помимо чисто организационныхотличий национальные системы бухгалтерского учета в развитых капиталистическихстранах имеют ряд специфических черт, обусловленных такими факторами, как:
— социально-экономическиеособенности отдельных стран, в том числе способ производства, уровеньцентрализации в управлении экономикой, характер развития рынков капитала, темпыи уровень экономического развития, уровень инфляции, размеры, организационнаяструктура, уровень специализации предприятий, сложность управленческогопроцесса;
— исторически сложившиесяполитические отношения с другими странами;
— различия в законодательныхсистемах;
— общий уровень образования встране и др.
В мировой экономике принятытри модели бухгалтерского учета, соответствующие национальным особенностямэкономик разных стран.
Британо-американская модельучета распространена в Австралии, Великобритании, Венесуэле, Гонконге, Израиле,Ирландии, Исландии, Индии, Канаде, Мексике, Нидерландах, Новой Зеландии,Панаме, Сингапуре, США, центральноамериканских странах, ЮАР, на Кипре,Филиппинах и в других странах.
Для этой модели характерны:
— регламентация учетаобщественными организациями;
— развитые финансовые основыучета — ориентация учета на информационные запросы инвесторов и кредиторов,наличие активного рынка ценных бумаг, позволяющего вкладывать и умножатьсвободные средства, высокий уровень общего и профессионального бухгалтерскогообразования.
Континентальная модель учетаиспользуется в Австрии, Алжире, Бельгии, Греции, Дании, Египте, Испании,Италии, Люксембурге, Марокко, Норвегии, Португалии, Франции, ФРГ, Швейцарии,Швеции, Японии, африканских франкоговорящих странах и др. [6, с.40].
Здесь существует сильнаязависимость развития экономики от банковской системы и государства.Отличительные признаки модели:
— тесные производственныесвязи бизнеса с банками (банки — основные кредиторы);
— законодательноерегулирование, подробный юридический регламент учета и отчетности;
— ориентация учета иотчетности на интересы государственного управления, требования правительства вотношении налогообложения;
— развитое макроэкономическоепланирование.
Южно-американская модельучета. Этой модели придерживаются Аргентина, Боливия, Бразилия, Перу, Чили,Эквадор и другие страны с неустойчивой экономикой.
Характерные черты дайноймодели учета:
— перманентная корректировкаучетных данных на темпы инфляции вследствие высокого и динамичного уровняинфляции;
— регламентирующие жесткиетребования государства по учету и контролю доходов фирм и населения, фискальнаянаправленность;
— унифицированные методикиведения учета на основе жестко детерминированной политики.
Интересен юридический подход кбухгалтерскому учету в различных группах стран. Так. в Аргентине, Франции и ФРГосновные принципы учета напрямую и очень подробно определены законодательнымиактами, и вся бухгалтерская практика ведется в строгом соответствии с законами(их более трех тысяч, и они требуют неукоснительного исполнения).
В США и Великобритании системаучета строится по принципу: «можно все, что не запрещено законом». Здесьправила регулирования учета и отчетности определяют профессиональныеэкономисты, которые не без основания считают, что строгие юридические рамкиучетных принципов делают бухгалтерский учет менее гибким и оперативным, чтомешает в конечном счете быстрому развитию экономики этих стран [6, с.43].
В последние годы в западныхстранах значительно активизировалась работа по унификации стандартовбухгалтерского учета. Это объясняется усилением интернационализма хозяйственныхсвязей и финансовых рынков, расширением масштабов деятельноститранснациональных корпораций, необходимостью расширения делового партнерствадля предприятий разных стран и снижения материальных затрат для такого общения.
При построении финансовойотчетности по международным стандартам на конкретном предприятии прежде всегоследует ответить на вопрос: чем регламентирована отчетность предприятия?
Если предприятие являетсясамостоятельным, то его отчетность по составу (баланс, отчет о прибылях иубытках, отчет о движении денежных средств и т.д.) и содержанию определяетсяпринятой в стране концепцией национальных стандартов учета.
Если предприятие являетсядочерней компанией или филиалом транснациональной корпорации и его отчетностьдолжна входить в состав консолидированной отчетности этой корпорации, то существуетсистема внутрифирменных стандартов и правил учета. Обычно они сформулированы вследующих документах:
— Operating policy (OP) — учетно-хозяйственная политика;
— Procedure manual (РМ) — процедуры учета хозяйственных операций;
— Accountdefinitions (AD) — описание плана счетов;
— Instruction for entries (IE)- инструкция, где для каждого счета определяются отражаемые в нем операции;
— Standard balance sheet (BS)- формат и описание балансового отчета;
— Standard profit & loss(P&L) — формат и описание отчета о прибылях и убытках.
Система счетов (OP, РМ)разрабатывайся в рамках национального плана счетов, но как базовая для всехлокальных подразделений, поэтому может содержать и избыточные для вашего подразделениясчета.
Финансовая отчетность (BS,P&L) определяется непосредственно через позиции внутрифирменного планасчетов. Формат отчетности (уровень детализации строк) — прерогативапредприятия.
Следует заметить, что ОР и РМне являются жесткими документами и содержат альтернативные решения,предлагаемые на усмотрение финансового руководства и бухгалтера конкретногопредприятия или филиала [11, с.89].
Следующая группаконцептуальных принципов определяет требования к показателям, составляющимэкономическое содержание финансовой отчетности. Они формулируются исходя изсовокупности базовых понятий, используемых в бухгалтерской практике, ирегламентируются в соответствии с теоретической базой бухгалтерского учета.
Эта группа принциповопределяется методологией бухгалтерского учета.
Принцип двойной записи, всоответствии с которым строятся отражение и взаимосвязь как первичных, так ивсех последующих стадий обобщения информации при формировании статей баланса идругих форм отчетности.
Сущность и причины возникновенияпринципа двойной записи заключаются в адекватном отражении объективносуществующей экономической двойственности каждой хозяйственной операции.Характер этой двойственности заключается в специфике, присущей процессампроизводства, обращения, распределения и потребления.
Формы проявлениядвойственности в каждом из этих процессов различны, но содержание проблемы, еехарактер остаются всеобщими, поскольку сами хозяйственные операции втоварно-денежном хозяйстве по своей экономической природе двойственны. Двойственностьв экономических процессах — причина, двойственность при отражении операций вбухгалтерском учете — следствие.
В соответствии с основнымиположениями теории учета техника двойной записи заключается в том, что каждаяхозяйственная операция регистрируется в равной сумме в дебете одного и кредитедругого счета или наоборот (простая счетная формула). Возможен вариант, когдаодин счет дебетуется, а два (или более) других счета кредитуются или один счеткредитуется, а два (или более) других счета дебетуются с сохранением равенствасумм в каждой записи (сложная счетная формула).
Но расчеты и движениябухгалтерской информации внутри предприятия (управленческий учет) не должныобязательно использовать двойную запись — информация может группироваться и отражатьсяв отчетности в количественных и стоимостных показателях. Использование Главнойкниги здесь не обязательно, хотя и допустимо. Что существенно и пока не нашлоширокого распространения, так это подготовка специальных отчетов бухгалтериидля определенных нужд менеджера — оценка рентабельности, использование трудовыхи материальных ресурсов, колебания себестоимости и т.д.
Принцип периодичности,определяющий и закрепляющий временные периоды в хозяйственной деятельностипредприятия для регулярного составления и предоставления пользователямфинансовой отчетности. Действие данного принципа распространяется на описаниекаждой деловой хозяйственной операции и в этой связи позволяет иметь четкоесоответствие — в какой степени относится к определенному отчетному периодукаждая из набора совершенных хозяйственная операция.
Принцип денежной оценки,обусловливающий регламент использования стоимостного измерителя какуниверсального общего измерителя хозяйственных операций и статей финансовойотчетности. В «рыночном» учете могут быть использованы следующие приемы испособы оценки показателей финансовой отчетности:
— по фактическойсебестоимости, т.е. по сумме, эквивалентной первоначальной стоимости средств,уплаченных, начисленных или полученных при приобретении или производстве этихсредств, либо при учете обязательств;
— по текущей восстановительнойстоимости, т.е. эквивалентной сумме средств, которая должна быть уплачена вслучае необходимости замены действующих средств;
— по текущей рыночнойстоимости, т.е. искомая сумма средств может быть получена как результат продажисредств на рынке или при наступлении срока их ликвидности;
— по чистой стоимостиреализации, т.е. на основе расчета, при котором из суммы средств, полученныхпри реализации соответствующей статьи, вычитаются расходы по реализации,
— по текущей стоимости, те подисконтированной стоимости будущих денежных потоков, например при оценкедолгосрочных активов, обязательств и других операций [3, с.267].
Комплексный характериспользования информации финансовым менеджером позволяет ему эффективно управлятьденежным оборотом, используя различные формы стоимостной оценки средств,участвующих в воспроизводственном процессе. Так, в практике российскогофинансового менеджмента широко используются следующие формы стоимостной оценкидля основных средств — первоначальная или инвентарная, восстановительная илиприведенная, остаточная, рыночная или оценочная и ликвидационная. Финансовыевложения в виде инвестиции в ценные бумаги, уставные капиталы других предприятийи предоставленные займы (долгосрочные вложения) оцениваются по уровнюдоходности и ликвидности с учетом уровня финансового риска, вызванногопроведением спекулятивных операций на биржевом и внебиржевом рынках, а такжеинфляцией. Капитальные вложения — в виде долговременных затрат настроительно-монтажные работы, приобретение машин, оборудования, инвентаря,отражаются в отчетности по сумме фактических затрат. Акции и паи, по которыминвестор имеет право на дивиденды, отражаются в балансе по полной покупнойстоимости, а непогашенная разница учитывается в пассиве баланса по статьекредиторов. Запасы товарно-материальных ценностей оцениваются по текущим ценам(ЛИФО), по фактическим ценам закупки (ФИФО), по средним фактическим ценамзакупки (средневзвешенные цены), готовая продукция — по фактическойпроизводственной себестоимости, незавершенное производство — по прямым статьямрасходов и т.д. Финансовые результаты, связанные с реализацией товаров ибезналичными расчетами, могут быть получены в соответствии с использованиемширокого спектра форм расчетов.
Особую важность имеет вопрос«преобразования валют» для построения консолидированного отчета, которыйзаключается в преобразовании построенной в рублях финансовой отчетности в однуиз «твердых» валют отчета материнской компании. Этот процесс нашел отражение встандарте FASB Statement № 52 «Foreign Currency Translation» («Преобразованиявалют») Отдельные вопросы отражены в стандартах FASB Statement № 95 «Statementof Cash FIows» («Отчет о движении денежных средств»), FASB Statement № 109«Accounting for Income Taxes» («Учет налога на прибыль»), FASВ — FinancialAccounting Standards Board (Совет по разработке бухгалтерских учетныхдокументов) — основная организация в США, регулирующая и устанавливающаябухгалтерские стандарты
Наиболее часто в практикезападных компании для пересчета финансовой отчетности используются два методапреобразовании в иностранных валютах
Первый метод, получившийназвание модифицированного метода текущего курса, рекомендует пересчитыватьбаланс компании по курсу, действующему на конец отчетного периода, а отчет офинансовых результатах (отчет о прибылях и убытках) — по среднегодовому курсу(FASB 52 № 12). Следует отметить, что при использовании этого методасобственный капитал (акционерный капитал, фонды, нераспределенная прибыль)пересчитывается методом балансовой увязки, те не по официальным, а поспециальным обменным курсам.
Второй метод, базирующийся напервоначальных (исторических) курсах, рекомендует осуществлять преобразованияследующим способом:
— материально-производственныезапасы и себестоимость реализованной продукции пересчитываются по курсам,действовавшим на дату покупки;
— основные средства иначисленная амортизация пересчитываются по курсам, действовавшим на датупокупки;
— прочие балансовые статьипересчитываются по курсу на конец отчетного периода;
— реализация продукции, атакже расходы, осуществляемые равномерно в течение года (например, затраты пареализацию и административные расходы), пересчитываются по среднегодовому курсу;
— собственный каптал обычнопересчитывается по специальным методикам отдельно по каждой составной части;
— для обеспечения балансовогоравенства вводится специальная статья «накопленные разницы» (обычно «Доходы илипотери от изменений валютного курса»).
После проведения расчетовравенство в валюте баланса нарушается, поскольку различные статьи переводятсяпо различным курсам.
Простое решение по увязке — взять значение P&L в валюте, поставить его в баланс и провести реформациюбаланса путем отнесения разницы на специальную статью курсовых разниц повалютным преобразованиям.
Более тонкий метод увязкизаключается в анализе величин курсовых разниц по валютным преобразованиямнепосредственно для каждого раздела учета. Этот метод требует достаточноглубокого анализа первичных операций и использования специального механизмаформирования валютных значении по каждой из статей отчета. В этом случае вотчетности появляется несколько дополнительных статей, отражающих составляющиевеличины курсовых разниц по валютным преобразованиям.
Принцип соответствия(обусловленности согласования) при регистрации хозяйственных операций иформировании статей финансовой отчетности. Суть этого принципа заключается втом, что при определении и оценке важнейших элементов финансовой отчетности(доходов, расходов, активов, обязательств, прибыли, убытков) следуетиспользовать методы, применение которых обусловлено учетной политикойпредприятия.
К вопросам учетной политики,определяющим финансовый результат деятельности предприятия, в первую очередь относятся:
— выбор способа начисленияамортизации основных средств;
— выбор метода оценкиматериалов, отпущенных и израсходованных на производство продукции, работ иуслуг,
— определение способаначисления износа по малоценным и быстроизнашивающимся предметам при их отпускев эксплуатацию,
— порядок отнесения насебестоимость реализованной продукции, включающей отдельные виды расходов(путем непосредственного их списания на себестоимость по мере совершения затратили с помощью предварительного образования резервов предстоящих расходов иплатежей);
— состав затрат, относимыхнепосредственно на себестоимость конкретного вида продукции,
— состав косвенных (накладных)расходов и способ их распределения.
Эти различия касаются нетолько стран, но предприятий в пределах конкретной страны. Например, в условияхрыночной экономики важно, чтобы регистрация расходов предприятия была увязана сотражением доходов, причем в каждом отчетном периоде в учете должны отражатьсятолько те расходы, которые обусловили получение дохода именно в данном периоде.Таким образом, этот принцип регулирует выбор периода для отражения в финансовойотчетности хозяйственных операций по отдельным видам расходов, утверждаетнеизменность согласования и обусловленность связи операции дохода и расхода.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1. Баранов В.В., Иванов И.В.Финансовый менеджмент: Стоимостной подход. Москва.: Омега-Л, 2008. — 406 с.
2. Бланк И.А. Основы финансовогоменеджмента. Киев.: Эльга, Ника-Центр, 2007. — 1248 с.
3. Дранко О.И. Финансовыйменеджмент: Технологии управления финансами предприятия. Москва.: Юнити, 2004.- 351 с.
4. Ковалев В.В. Введение вфинансовый менеджмент. Москва.: Финансы и статистика, 2007. — 768 с.
5. Ковалев В.В. Финансовыйменеджмент. Теория и практика. Москва.: Проспект, 2009. — 1024 с.
6. Лобанов А.А. Энциклопедияфинансового риск-менеджмента. Москва.: Альпина Бизнес Букс, 2009. — 878 с.
7. Никулина Н.Н., Березина С.В.Финансовый менеджмент страховой организации. Москва.: Юнити, 2008. — 431 с.
8. Самсонов Н.Ф., БаранниковаН.П., Володин А.А. Финансовый менеджмент. Москва.: Юнити, 2002. — 495 с.
9. Сироткин С.А., КельчевскаяН.Р. Финансовый менеджмент на предприятии. Москва.: Юнити, 2009. — 351 с.
10. Ткачук М.И., Киреева Е.Ф.Основы финансового менеджмента. Минск.: Книжный дом, Экоперспектива, 2005. — 416 с.
11. Этрилл П. Финансовый менеджментдля неспециалистов. Санкт-Петербург.: Питер, 2007. — 608 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.